Судебная практика по 283 ук рф

Статья 283

При осуждении лица по комментируемой статье следует устанавливать и указывать, какие из разглашенных сведений составляют государственную тайну и каким образом они разглашались (Определение ВС РФ N 31-001-65 ).
———————————
Судебная практика по уголовным делам / Под ред. В.М. Лебедева. М., 2004. С. 74 — 75.

Предметом преступления являются сведения, составляющие государственную тайну (см. ст. 5 Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-1 «О государственной тайне» ). Перечень этих сведений определен Указом Президента РФ от 30.11.1995 N 1203 (в ред. от 21.09.2011). В соответствии с Указом Президента РФ от 06.10.2004 N 1286 «Вопросы межведомственной комиссии по защите государственной тайны» (в ред. от 02.04.2012) Правительство РФ персонально назначает лиц в эту комиссию.
———————————
СЗ РФ. 1997. N 41. Ст. 4673; 2002. N 52 (ч. 2). Ст. 5288; 2003. N 46 (ч. 2). Ст. 4449; 2010. N 47. Ст. 6033.

При разглашении тайны виновный осознает, что передает сведения постороннему лицу (не иностранному государству, организации или их представителям). Если же виновный передает тайну фактически указанным адресатам, но субъективно не осознает и не может осознавать характера адресата, то он также будет нести ответственность за разглашение тайны, а не за государственную измену.

1. Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 275 и 276 настоящего Кодекса, —

Совершая измену и шпионаж, субъект осознает, что передает сведения иностранному государству, иностранной организации или их представителям, и желает передать государственную тайну указанным адресатам с целью проведения враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности РФ.

2. Непосредственным объектом данного преступления выступают общественные отношения в сфере сохранности государственной тайны, так же как при ее разглашении (ст. 283 УК). Незаконное получение сведений о государственной тайне ставит под угрозу выхода их из владения и ознакомления с ними посторонних лиц.

5. Субъективная сторона преступления характеризуется наличием прямого умысла, а также различными мотивами и целями. Они могут носить лично-бытовой характер: коллекционирование данных о военной технике, желание оказать помощь другим лицам в научной работе, чтении лекций, проведении деловых совещаний и встреч с оглашением сведений, составляющих государственную тайну, и т.д.

1. Получение сведений, составляющих государственную тайну, путем похищения, обмана,
шантажа, принуждения, угрозы применения насилия либо иным незаконным способом (при
отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 275 и 276 настоящего Кодекса) —
наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере
заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением
свободы на срок до четырех лет.

2. То же деяние, если оно:
а) совершено группой лиц;
б) совершено с применением насилия;
в) повлекло наступление тяжких последствий;
г) совершено с использованием специальных и иных технических средств, предназначенных
для негласного получения информации;
д) сопряжено с распространением сведений, составляющих государственную тайну, либо с
перемещением носителей таких сведений за пределы Российской Федерации, —
наказывается лишением свободы на срок от трех до восьми лет.

1. Необходимость данной статьи в УК обусловлена стремлением законодателя восполнить пробел правового регулирования защиты сведений, составляющих государственную тайну. Если разглашение государственной тайны имеет в УК четкую правовую оценку в рамках состава преступления, предусмотренного ст. 283 УК, то незаконное ее получение, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 275 и 276, осталось вне правового контроля и уголовной ответственности. Об этом же свидетельствует тот факт, что по своей структуре и направленности правового регулирования на обеспечение конфиденциальности тайны как таковой новая статья имеет сходство со ст. 183 УК, которая предусматривает ответственность как за незаконное получение, так и за разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну (см. комментарий к ст. 183 УК).

Статья 283

Диспозицию анализируемой статьи можно отнести к бланкетно-ссылочной: при квалификации преступления требуется обращение к нормативным актам, регламентирующим порядок обращения сведений, составляющих государственную тайну (для установления факта незаконности ознакомления с соответствующей информацией посторонних лиц), а также к предписаниям ст. 275 УК РФ (для установления отсутствия признаков государственной измены).

С объективной стороны преступление состоит в таком разглашении сведений, составляющих государственную тайну, при котором они стали известны другим лицам. Под разглашением следует понимать предание огласке или распространение данных сведений с нарушением установленного порядка. Само разглашение может иметь форму как активных действий (сообщение в доверительной беседе; демонстрирование документов, схем, устройств и т.п.; открытый доклад или лекция; публикация в средствах массовой информации или печатных изданиях и др.), так и бездействия (непринятие мер для засекречивания перевозки соответствующих материалов; допущение посторонних к ознакомлению с секретными сведениями и т.д.). Способ разглашения может быть любым: устно, письменно, с использованием средств массовой информации и т.д.

Между тем, следователь П., в связи с наличием данных о нахождении в изъятом моноблоке файлов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, которые были обнаружены при осмотре моноблока 18.09.2015 г., и, усмотрев в действиях Борзых В.Э. признаки составов преступлений, предусмотренных ст. ст. 283, 283.1, 284 УК РФ, производство предварительного следствия по которым в соответствии с ч. 2 ст. 151 УПК РФ производится следователями органов федеральной службы безопасности, своим постановлением от 20 мая 2022 года о выделении материалов из уголовного дела указанный моноблок, а также протоколы обыска и осмотра моноблока (в копиях), как не связанные с расследуемым делом N 201500090/74 в отношении Борзых В.Э. (то есть по фактам получения взяток), выделил из этого дела и направил для принятия решения в соответствии со ст. ст. 144, 145 УПК РФ руководителю следственного отдела по Центральному АО г. Тюмени Следственного управления Следственного Комитета РФ по Тюменской области. Последним указанные моноблок и копии протоколов направлены начальнику следственного отделения РУ ФСБ РФ по Тюменской области. О направлении в РУ ФСБ данного вещественного доказательства (моноблока) указано и в обвинительном заключении.

В оценке последствий разглашения государственной тайны важную роль должны сыграть соответствующие указания Правительства РФ. Как следует из п. 3 ст. 4 Закона «О государственной тайне», именно Правительство РФ должно устанавливать порядок определения размеров ущерба, наступившего в результате несанкционированного распространения сведений, составляющих государственную тайну, т.е. определить методики, согласно которым можно будет рассчитывать размер ущерба. Соответствующего документа на сегодняшний день нет.

Общее правило обращения с информацией, содержащей государственную тайну, состоит в том, что запрещаются любая форма разглашения и любые действия, способные привести к разглашению сведений, составляющих государственную тайну. Указанные сведения могут стать достоянием третьих лиц только при условии их рассекречивания либо в случаях, специально предусмотренных законодательством (например, при участии адвоката в уголовном или гражданском деле, связанном с государственной тайной, или в ситуации передачи сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам и т.д.). При квалификации разглашения государственной тайны следует установить факт незаконности действий виновного, что не представляет трудностей ввиду того, что у каждого лица, получающего доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, отбирается подписка о неразглашении этих сведений.

Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, иным лицом, т.е. лицом, которому они не были доверены по службе и не стали известны по службе или работе, не образует состава рассматриваемого преступления (например, огласка сведений, почерпнутых из случайно найденных документов).

С. признан виновным в разглашении сведений, составляющих государственную тайну, которые ему были доверены по службе. Он привлек своих подчиненных военнослужащих рядовых С. и Ш. к изготовлению личного плана работы командира командного пункта на период его перевода с мирного на военное время, отнесенного к категории секретных. В результате этого указанным военнослужащим стали известны сведения, являющиеся государственной тайной. Военная коллегия Верховного Суда РФ квалификацию действий С. по ст. 283 УК признала правильной (кассационное Определение от 06.04.2004 N 3-011/04).

4. Субъективная сторона в литературе раскрывается по-разному. Исключение из ее характеристики неосторожной формы вины, как делают некоторые авторы, ничем не обосновано. Разглашение государственной тайны может совершаться как умышленно, так и по неосторожности.

1. Непосредственным объектом преступления являются общественные отношения, характеризующие порядок обращения со сведениями, составляющими государственную тайну (их отнесение к государственной тайне, засекречивание и рассекречивание, защита, правила допуска лиц к государственной тайне), в интересах обеспечения безопасности РФ.

5. Правила и порядок допуска к государственной тайне определяются Законом РФ от 21.07.93 N 5485-1 «О государственной тайне» , Инструкцией о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.02.2010 N 63 .

Статья 283 УК РФ

1. Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 275 и 276 настоящего Кодекса, —

Способ передачи сведений, составляющих государственную тайну, может быть различным (частная беседа, публичное выступление, предоставление посторонним лицам для ознакомления документов, схем, карт, планов, образцов изделий, действующих моделей и т.д.). В судебной практике имели место случаи, когда названные сведения передавались, напр., посредством открытой публикации монографий, включения этих сведений в диссертацию, представленную для защиты на заседание открытого диссертационного совета; передачи сотрудникам рыбопромысловой компании маршрутов перемещения пограничных кораблей в планируемом районе браконьерского лова рыбы; передачи файлов со сведениями, содержащимися в неисправном системном блоке, для его ремонта в стороннюю организацию; передачи сведений с личного компьютера на адрес электронной почты гражданина, не имевшего соответствующего допуска; передачи сведений подчиненным, не допущенным к государственной тайне, для их копирования с целью изготовления карт и учебных пособий .
———————————
См., напр., Опред. ВС РФ от 20.07.2010 N 205-О10-5, от 09.08.2011 N 201-О11-13, от 11.08.2011 N 204-О11-2, от 02.07.2013 N 202-АПУ13-1, от 22.08.2013 N 209-АПУ13-1, от 08.10.2013 N 212-АПУ13-1, от 12.11.2013 N 211-АПУ13-3, от 10.12.13 N 211-АПУ13-4.

3. По субъективной стороне разглашение государственной тайны может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности (напр., использование сведений, составляющих государственную тайну, в разговоре, который виновный ведет с сослуживцем в присутствии лиц, не имеющих допуска к подобным сведениям, которые могли слышать разговор). Умышленное совершение преступления может иметь различные мотивы: стремление показать свою осведомленность, продемонстрировать свою значимость в социальном плане и т.п., что на квалификацию деяния не влияет.

При осуждении лица по комментируемой статье следует устанавливать и указывать, какие из разглашенных сведений составляют государственную тайну и каким образом они разглашались .
———————————
Судебная практика по уголовным делам / Под ред. В.М. Лебедева. С. 74 — 75 (опред. ВС РФ N 31-001-65).

Совершая измену и шпионаж, субъект осознает, что передает сведения иностранному государству, иностранной организации или их представителям, и желает передать государственную тайну указанным адресатам с целью проведения враждебной деятельности в ущерб безопасности РФ.

Это интересно:  Закон 2022 г при поступлении в вуз после колледжа

Бриллиантова Введение в УК РФ нормы, устанавливающей ответственность за незаконное получение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она не была доверена или не стала известна по службе или работе, при отсутствии признаков государственной измены или шпионажа, обеспечивает системность охраны различных видов информации ограниченного доступа (например, коммерческой, банковской и государственной тайны) и способствует повышению эффективности защиты государственной тайны от общественно опасных посягательств со стороны лиц, не являющихся ее законными обладателями.

2) происходит по неосторожности. При совершении преступления с прямым умыслом его необходимо отграничивать от государственной измены (ст. 275) и шпионажа (ст. 276) по направленности умысла (в указанных статьях присутствует цель нанести ущерб безопасности РФ), а также по субъекту.

Разглашение в форме бездействия может быть выражено в несоблюдении правил доступа в помещения, где ведутся работы со сведениями, составляющими государственную тайну, непринятии мер по сокрытию внешнего вида специальных изделий, перевозимых по территории предприятия или за его пределами, нарушении правил засекречивания сведений и присвоения грифа секретности документам и т.д.; 3) субъект: физическое вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста, в отношении которого обеспечены правовые основания доступа к сведениям, составляющим государственную тайну (оформлен установленным порядком допуск к государственной тайне и конкретные сведения доверены или стали известны по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации). Ключевыми признаками субъекта анализируемого преступления являются: — наличие оформленного установленным порядком допуска к особой важности, совершенно секретным или секретным работам, документам и сведениям (1, 2 или 3-я форма допуска);

Ст 159 ч 4 УК РФ, мошенничество в особо крупном размере — отказ в заключении под стражу. Статья 159 часть 4 — переквалификация на мошенничество в предпринимательской сфере. Статья 160 часть 3 УК РФ (присвоение с использованием служебного положения) — условный срок 3 года.

Под разглашением следует понимать предание огласке или распространение данных сведений с нарушением установленного порядка. Само разглашение может иметь форму как активных действий (сообщение в доверительной беседе; демонстрирование документов, схем, устройств и т.п.; открытый доклад или лекция; публикация в средствах массовой информации или печатных изданиях и др.), так и бездействия (непринятие мер для засекречивания перевозки соответствующих материалов; допущение посторонних к ознакомлению с секретными сведениями и т.д.).

Статья 283 УК РФ

Ключевыми признаками субъекта анализируемого преступления являются:
— наличие оформленного установленным порядком допуска к особой важности, совершенно секретным или секретным работам, документам и сведениям (1, 2 или 3-я форма допуска);
— наличие приказа о назначении на конкретную должность (зачисление в состав студентов) и иные;
— проведение инструктажа в подразделении по защите государственной тайны, ознакомление с нормами законодательства РФ об ответственности за его нарушение и взятие на себя обязательств по неразглашению сведений, составляющих государственную тайну;
— наличие письменного разрешения руководителя на ознакомление с конкретными материалами или сведениями.

3. Судебная практика:
1) обзор судебной практики ВС РФ от 15.07.98 «Некоторые вопросы судебной практики по гражданским делам»;
2) определение СК по гражданским делам ВС РФ от 15.01.2001 N 77-Г00-9;
3) определение СК по гражданским делам ВС РФ от 29.10.2002 N 51-Г02-47;
4) кассационное определение ВК ВС РФ от 06.04.2004 N 3-011/04;
5) определение СК по гражданским делам ВС РФ от 13.04.2007 N 78-Г07-21.

При неосторожном разглашении государственной тайны виновный не предвидит, что в результате его деяний государственная тайна может стать достоянием третьих лиц, хотя должен был и мог это предвидеть, либо предвидит наступление разглашения, но самонадеянно рассчитывает на их предотвращение (например, субъект преступления использует прозрачный конверт для пересылки секретной корреспонденции).

2. Применимое законодательство:
1) ФЗ «О федеральной службе безопасности»;
2) Закон РФ «О государственной тайне»;
3) Указ Президента РФ от 30.11.95 N 1203 «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне»;
4) Указ Президента РФ от 06.10.2004 N 1286 «Вопросы Межведомственной комиссии по защите государственной тайны»;
5) распоряжение Президента РФ от 16.04.2005 N 151-рп «О перечне должностных лиц органов государственной власти и организаций, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне»;
6) постановление Правительства РФ от 06.02.2010 N 63 «Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне».

1. Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 275 и 276 настоящего Кодекса, —
наказывается арестом на срок от четырех до шести месяцев либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Статья 283 ук рф — разглашение государственной тайны

Речь идет прежде всего о специфическом предмете анализируемых преступлений. Им является государственная тайна, режим которой урегулирован Федеральным законом «О государственной тайне» от 21.07.1993 N 5485-1 (в ред. от 06.10.97) и другим законодательством о государственной тайне.
Государственная тайна — это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно — розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации (ст. 2 Закона «О государственной тайне»).
В указанном Законе (ст. 5) дается перечень сведений, которые могут быть отнесены к государственной тайне . К ним, в частности, относятся сведения в области оперативно — розыскной деятельности:
———————————
Исчерпывающий открытый «Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне» утвержден Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 г. N 1203.
— о силах, средствах, источниках, методах и планах оперативно — розыскной деятельности, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения;
— о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими оперативно — розыскную деятельность.
Именно эти сведения чаще всего могут содержаться на бумажных и иных носителях в материалах уголовных дел.
Адвокат имеет право ознакомления с материалами дела по окончании предварительного расследования, выписывать из него любые сведения в любом объеме и снимать за свой счет копии с материалов (п. 7 ч. 1 ст. 53 УПК РФ). Кроме того, законодательством прямо предусмотрено право защитника знакомиться с информацией, содержащей государственную тайну и фиксировать ее с помощью технических средств (ч. 5 ст. 49 УПК РФ и пп. 6 п. 3 ст. 6 Закона об адвокатуре).
В Законе «О государственной тайне» есть статья 21.1 «Особый порядок допуска к государственной тайне». В ней указано, что адвокаты, участвующие в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по делам, связанным со сведениями, составляющими государственную тайну, допускаются к этим сведениям без проведения проверочных мероприятий, предусмотренных статьей 21 настоящего Закона. Указанные лица предупреждаются о неразглашении государственной тайны, ставшей им известной в связи с исполнением ими своих полномочий, и о привлечении их к ответственности в случае ее разглашения, о чем у них отбирается соответствующая расписка.
Таким образом, кроме предупреждения защитника об уголовной ответственности за разглашение государственной тайны (ст. 49, ч. 4 УПК РФ), каких-либо иных препятствий к ее утечке Законом не предусмотрено. Заметим некий «перекос» законодательства в интересах стороны защиты. Ведь в соответствии с законодательством о государственной тайне компетентные органы реализуют особый порядок допуска к секретным сведениям уполномоченных должностных лиц органов государственной власти. В отношении их проводятся проверочные мероприятия, существенно ограничиваются их права и т.д. .
———————————
Ст. 21 Закона «О государственной тайне».
Например, не допускаются к гостайне лица, признанные рецидивистами, находящиеся под судом или следствием за государственные и иные тяжкие преступления или имеющие неснятую судимость за эти преступления и т.д. (ст. 22 Закона). И в то же время любой адвокат, даже находящийся под следствием, без всяких специальных допусков, весьма неприятных проверок и ограничений, в рамках «особого порядка допуска» (ст. 21.1 Закона), фактически только на основании подписки о неразглашении имеет доступ к указанным сведениям.
И.В. Смолькова отмечает: «В прошлые годы не существовало коллизии между правами граждан и интересами государства по сохранности государственной тайны, поскольку все решалось в пользу государства. Из обвинительных заключений и приговоров суда исключались секретные сведения, обвиняемый мог быть лишен на основании постановления следователя права знакомиться с материалами дела, содержащими секретные сведения. Для участия в делах такой категории приглашались «благонадежные» штатные адвокаты из специальных юридических консультаций, которые заранее проходили проверку и получали специальный допуск» . Те времена ушли безвозвратно, а в настоящее время надлежащий механизм защиты государственной тайны законодателем пока не разработан.
———————————
Смолькова И.В. Тайна и уголовно — процессуальный закон. М., 1997. С. 18.
Преступление, предусмотренное ст. 283 УК РФ, является единственным посягательством из числа адвокатских преступлений, которое, на мой взгляд, может быть совершено не только умышленно, но и по неосторожности (ст. 26 УК РФ).
Квалификация преступного разглашения при наличии умысла не вызывает особых сложностей. Неосторожность в форме легкомыслия будет иметь место в случаях, когда адвокат сознает, что нарушает данную им подписку о неразглашении государственной тайны, предвидит абстрактную возможность того, что эти сведения станут достоянием других лиц, но без достаточных к тому оснований считает, что принятых им мер достаточно, то есть самонадеянно рассчитывает на предотвращение разглашения.
Например, адвокат, работающий с копиями материалов уголовного дела и собственноручными выписками из него, содержащими государственную тайну, в помещении адвокатского бюро, уходя из кабинета, не убирает документы в сейф, а оставляет их на столе, полагая, что в кабинет никто не войдет. Однако другой адвокат (помощник, стажер) из бюро, не допущенный к сведениям, составляющим государственную тайну, и имеющий копию ключа от кабинета, заходит в него и изучает лежащие на столе документы.
Этот пример, а также нижеследующие привожу, несмотря на то что такого рода факты, исходя из требований закона, в практике должны быть исключены. Ограничение, предусмотренное ч. 2 ст. 217 УПК РФ, казалось бы, исключает возможность получения адвокатом на руки копий документов уголовного дела, содержащих государственную тайну. Однако не будем забывать, насколько порой бывает низок уровень квалификации следователей и дознавателей, многие из которых вообще не имеют высшего образования. А ведь решение о том, какие копии и выписки можно выдать адвокату, а какие нельзя, полностью находится на усмотрении следователя. Кроме того, следователь может запретить выносить из кабинета копии соответствующих документов дела (запретить копировать он не имеет права), но сможет ли он уследить, что выписывает для себя адвокат? А ведь выписки из уголовного дела, если они содержат охраняемую законом тайну, также не подлежат выдаче защитнику, а приобщаются к делу и выдаются только во время судебного разбирательства.
Можно предположить и надеяться, что такого рода утечки информации менее всего вероятны по делам, расследуемым следователями ФСБ (ст. 151, ч. 2, п. 2 УПК РФ). Слишком серьезно Служба относится к вопросам охраны государственной тайны.
Но если речь идет о делах, расследуемых следователями (дознавателями) других ведомств, то такого рода упущения весьма и весьма вероятны. Так, например, практика показывает, что далеко не все следователи и дознаватели знают, что некоторые из сведений, относящихся к оперативно — розыскной деятельности, составляют государственную тайну. А именно такие документально оформленные сведения (по материалам производства ПТП, других ОРМ) иногда подшиваются в уголовное дело. Не всегда при этом субъекты ОРМ обеспечивают предусмотренные законодательством меры по защите сведений, составляющих государственную тайну .
———————————
Об этих мерах см., например: п. п. 9, 10, 22 — 26 Инструкции «О порядке предоставления результатов ОРД органу дознания, следователю, прокурору или в суд». Утв. Приказом ФСБ РФ, ФСНП РФ, МВД РФ, ФСО РФ, ФПС РФ, ГТК РФ и СВР РФ от 13.05.98 N 175/226/336/201/286/410/56 (согласована с Генеральной прокуратурой РФ).
Но все-таки в большинстве случаев преступное разглашение совершается недобросовестными адвокатами с прямым умыслом.
Так, по делу о незаконном обороте крупных партий героина, совершенном организованной преступной группой, «вовлеченный» адвокат инструктировал своего арестованного подзащитного, не признававшего свою вину, о том, как надо себя вести в камерах СИЗО. Защитник как бывший сотрудник оперативной службы изолятора временного содержания хорошо знал о силах, средствах и методах оперативно — розыскной деятельности в подразделении, где он раньше работал, а потому в деталях передал арестованному эти сведения, составляющие государственную тайну. Сделал он это и из желания произвести впечатление на клиента своей информированностью.
Характерно, что разглашение государственной тайны в практике чаще всего совершается недобросовестным защитником, имеющим предшествующий опыт работы в правоохранительных органах, особенно в оперативно — розыскных подразделениях. Когда в деле участвует «вовлеченный» защитник, высока вероятность того, что он передаст посторонним лицам, членам ОПГ (ОПС) сведения, составляющие гостайну, ставшие ему известными в результате участия в предварительном расследовании.

Это интересно:  Перечень пригородных электропоездов спб с льготой для пенсионеров

Статья 283

1. Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 275 и 276 настоящего Кодекса, —

Например, учитывая, что С., зная руководящие документы, регулирующие вопросы охраны государственной тайны, понимал, что С-ов и Ш., которые не имели соответствующего допуска для работы с секретными документами, не должны были знакомиться с «Личным планом работы командира», имеющим гриф «секретно», но вопреки закону допустил факт его восприятия посторонними лицами, безразлично относясь к последствиям своих действий, суд пришел к правильному выводу о наличии в действиях С. косвенного умысла на разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому они были доверены по службе, без признаков государственной измены .

При разглашении тайны виновный осознает, что передает сведения постороннему лицу (не иностранному государству, организации или их представителям). Если же виновный передает тайну фактически указанным адресатам, но субъективно не осознает и не может осознавать характера адресата, то он также будет нести ответственность за разглашение тайны, а не за государственную измену.

Предметом преступления являются сведения, составляющие государственную тайну (см. ст. 5 Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-1 «О государственной тайне» ). Перечень этих сведений определен Указом Президента РФ от 30.11.1995 N 1203 (в ред. от 21.09.2011). В соответствии с Указом Президента РФ от 06.10.2004 N 1286 «Вопросы межведомственной комиссии по защите государственной тайны» (в ред. от 02.04.2012) Правительство РФ персонально назначает лиц в эту комиссию.

Совершая измену и шпионаж, субъект осознает, что передает сведения иностранному государству, иностранной организации или их представителям, и желает передать государственную тайну указанным адресатам с целью проведения враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности РФ.

Речь идет прежде всего о специфическом предмете анализируемых преступлений. Им является государственная тайна, режим которой урегулирован Федеральным законом «О государственной тайне» от 21.07.1993 N 5485-1 (в ред. от 06.10.97) и другим законодательством о государственной тайне.
Государственная тайна — это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно — розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации (ст. 2 Закона «О государственной тайне»).
В указанном Законе (ст. 5) дается перечень сведений, которые могут быть отнесены к государственной тайне . К ним, в частности, относятся сведения в области оперативно — розыскной деятельности:
———————————
Исчерпывающий открытый «Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне» утвержден Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 г. N 1203.
— о силах, средствах, источниках, методах и планах оперативно — розыскной деятельности, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения;
— о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими оперативно — розыскную деятельность.
Именно эти сведения чаще всего могут содержаться на бумажных и иных носителях в материалах уголовных дел.
Адвокат имеет право ознакомления с материалами дела по окончании предварительного расследования, выписывать из него любые сведения в любом объеме и снимать за свой счет копии с материалов (п. 7 ч. 1 ст. 53 УПК РФ). Кроме того, законодательством прямо предусмотрено право защитника знакомиться с информацией, содержащей государственную тайну и фиксировать ее с помощью технических средств (ч. 5 ст. 49 УПК РФ и пп. 6 п. 3 ст. 6 Закона об адвокатуре).
В Законе «О государственной тайне» есть статья 21.1 «Особый порядок допуска к государственной тайне». В ней указано, что адвокаты, участвующие в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по делам, связанным со сведениями, составляющими государственную тайну, допускаются к этим сведениям без проведения проверочных мероприятий, предусмотренных статьей 21 настоящего Закона. Указанные лица предупреждаются о неразглашении государственной тайны, ставшей им известной в связи с исполнением ими своих полномочий, и о привлечении их к ответственности в случае ее разглашения, о чем у них отбирается соответствующая расписка.
Таким образом, кроме предупреждения защитника об уголовной ответственности за разглашение государственной тайны (ст. 49, ч. 4 УПК РФ), каких-либо иных препятствий к ее утечке Законом не предусмотрено. Заметим некий «перекос» законодательства в интересах стороны защиты. Ведь в соответствии с законодательством о государственной тайне компетентные органы реализуют особый порядок допуска к секретным сведениям уполномоченных должностных лиц органов государственной власти. В отношении их проводятся проверочные мероприятия, существенно ограничиваются их права и т.д. .
———————————
Ст. 21 Закона «О государственной тайне».
Например, не допускаются к гостайне лица, признанные рецидивистами, находящиеся под судом или следствием за государственные и иные тяжкие преступления или имеющие неснятую судимость за эти преступления и т.д. (ст. 22 Закона). И в то же время любой адвокат, даже находящийся под следствием, без всяких специальных допусков, весьма неприятных проверок и ограничений, в рамках «особого порядка допуска» (ст. 21.1 Закона), фактически только на основании подписки о неразглашении имеет доступ к указанным сведениям.
И.В. Смолькова отмечает: «В прошлые годы не существовало коллизии между правами граждан и интересами государства по сохранности государственной тайны, поскольку все решалось в пользу государства. Из обвинительных заключений и приговоров суда исключались секретные сведения, обвиняемый мог быть лишен на основании постановления следователя права знакомиться с материалами дела, содержащими секретные сведения. Для участия в делах такой категории приглашались «благонадежные» штатные адвокаты из специальных юридических консультаций, которые заранее проходили проверку и получали специальный допуск» . Те времена ушли безвозвратно, а в настоящее время надлежащий механизм защиты государственной тайны законодателем пока не разработан.
———————————
Смолькова И.В. Тайна и уголовно — процессуальный закон. М., 1997. С. 18.
Преступление, предусмотренное ст. 283 УК РФ, является единственным посягательством из числа адвокатских преступлений, которое, на мой взгляд, может быть совершено не только умышленно, но и по неосторожности (ст. 26 УК РФ).
Квалификация преступного разглашения при наличии умысла не вызывает особых сложностей. Неосторожность в форме легкомыслия будет иметь место в случаях, когда адвокат сознает, что нарушает данную им подписку о неразглашении государственной тайны, предвидит абстрактную возможность того, что эти сведения станут достоянием других лиц, но без достаточных к тому оснований считает, что принятых им мер достаточно, то есть самонадеянно рассчитывает на предотвращение разглашения.
Например, адвокат, работающий с копиями материалов уголовного дела и собственноручными выписками из него, содержащими государственную тайну, в помещении адвокатского бюро, уходя из кабинета, не убирает документы в сейф, а оставляет их на столе, полагая, что в кабинет никто не войдет. Однако другой адвокат (помощник, стажер) из бюро, не допущенный к сведениям, составляющим государственную тайну, и имеющий копию ключа от кабинета, заходит в него и изучает лежащие на столе документы.
Этот пример, а также нижеследующие привожу, несмотря на то что такого рода факты, исходя из требований закона, в практике должны быть исключены. Ограничение, предусмотренное ч. 2 ст. 217 УПК РФ, казалось бы, исключает возможность получения адвокатом на руки копий документов уголовного дела, содержащих государственную тайну. Однако не будем забывать, насколько порой бывает низок уровень квалификации следователей и дознавателей, многие из которых вообще не имеют высшего образования. А ведь решение о том, какие копии и выписки можно выдать адвокату, а какие нельзя, полностью находится на усмотрении следователя. Кроме того, следователь может запретить выносить из кабинета копии соответствующих документов дела (запретить копировать он не имеет права), но сможет ли он уследить, что выписывает для себя адвокат? А ведь выписки из уголовного дела, если они содержат охраняемую законом тайну, также не подлежат выдаче защитнику, а приобщаются к делу и выдаются только во время судебного разбирательства.
Можно предположить и надеяться, что такого рода утечки информации менее всего вероятны по делам, расследуемым следователями ФСБ (ст. 151, ч. 2, п. 2 УПК РФ). Слишком серьезно Служба относится к вопросам охраны государственной тайны.
Но если речь идет о делах, расследуемых следователями (дознавателями) других ведомств, то такого рода упущения весьма и весьма вероятны. Так, например, практика показывает, что далеко не все следователи и дознаватели знают, что некоторые из сведений, относящихся к оперативно — розыскной деятельности, составляют государственную тайну. А именно такие документально оформленные сведения (по материалам производства ПТП, других ОРМ) иногда подшиваются в уголовное дело. Не всегда при этом субъекты ОРМ обеспечивают предусмотренные законодательством меры по защите сведений, составляющих государственную тайну .
———————————
Об этих мерах см., например: п. п. 9, 10, 22 — 26 Инструкции «О порядке предоставления результатов ОРД органу дознания, следователю, прокурору или в суд». Утв. Приказом ФСБ РФ, ФСНП РФ, МВД РФ, ФСО РФ, ФПС РФ, ГТК РФ и СВР РФ от 13.05.98 N 175/226/336/201/286/410/56 (согласована с Генеральной прокуратурой РФ).
Но все-таки в большинстве случаев преступное разглашение совершается недобросовестными адвокатами с прямым умыслом.
Так, по делу о незаконном обороте крупных партий героина, совершенном организованной преступной группой, «вовлеченный» адвокат инструктировал своего арестованного подзащитного, не признававшего свою вину, о том, как надо себя вести в камерах СИЗО. Защитник как бывший сотрудник оперативной службы изолятора временного содержания хорошо знал о силах, средствах и методах оперативно — розыскной деятельности в подразделении, где он раньше работал, а потому в деталях передал арестованному эти сведения, составляющие государственную тайну. Сделал он это и из желания произвести впечатление на клиента своей информированностью.
Характерно, что разглашение государственной тайны в практике чаще всего совершается недобросовестным защитником, имеющим предшествующий опыт работы в правоохранительных органах, особенно в оперативно — розыскных подразделениях. Когда в деле участвует «вовлеченный» защитник, высока вероятность того, что он передаст посторонним лицам, членам ОПГ (ОПС) сведения, составляющие гостайну, ставшие ему известными в результате участия в предварительном расследовании.

Это интересно:  Доплаты к пенсии в санкт-петербурге в 2022 работающим пенсионерам

Субъективная сторона преступления характеризуется наличием прямого умысла, а также различными мотивами и целями. Они могут носить лично-бытовой характер: коллекционирование данных о военной технике, желание оказать помощь другим лицам в научной работе, чтении лекций, проведении деловых совещаний и встреч с оглашением сведений, составляющих государственную тайну, и т.д.

Необходимость данной статьи в УК обусловлена стремлением законодателя восполнить пробел правового регулирования защиты сведений, составляющих государственную тайну. Если разглашение государственной тайны имеет в УК чёткую правовую оценку в рамках состава преступления, предусмотренного ст. 283 УК, то незаконное её получение, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 275 и 276, осталось вне правового контроля и уголовной ответственности. Об этом же свидетельствует тот факт, что по своей структуре и направленности правового регулирования на обеспечение конфиденциальности тайны как таковой новая статья имеет сходство со ст. 183 УК, которая предусматривает ответственность как за незаконное получение, так и за разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну (см. комментарий к ст. 183 УК).

Диспозиция статьи является бланкетной, поэтому подлежит точному установлению, на основе каких документов основаны правомерный доступ к работе и распоряжение сведениями, составляющими государственную тайну (см. комментарий к ст. 283 УК). Получение сведений означает их собирание путём установления местонахождения и изъятия их способами, указанными в диспозиции статьи. Похищение сведений означает их хищение любым способом (см. комментарий к статьям 158 — 165 УК).

Непосредственным объектом данного преступления выступают общественные отношения в сфере сохранности государственной тайны, так же как при её разглашении (ст. 283 УК). Незаконное получение сведений о государственной тайне ставит под угрозу выхода их из владения и ознакомления с ними посторонних лиц.

Статья 283.1 УК РФ. Незаконное получение сведений, составляющих государственную тайну — размещена в Особенной части Десятого раздела Двадцать девятой Главы Уголовного Кодекса РФ. Данная статья составлена из двух небольших частей текста. Рассмотрим вкратце о чём говорится в ст. 283.1 УК РФ с нашими комментариями к ней.

Ст 328 1

Таким образом, З.Д.С. умышленно, не желая проходить военную службу но призыву в Вооруженных силах Российской Федерации, с целью невыполнения обязанностей по призыву на военную службу, не имея законных оснований для освобождения или отсрочки от призыва на военную службу, в законодательства РФ, уклонился от прохождения военной службы в Вооруженных силах РФ в период с 07.11.2022 по 10.11.2022 путем неявки в военкомат для прохождения медицинского освидетельствования.

Список запрещенных к обороту веществ установлен постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28.05.2003 № 26, утвердившим Республиканский перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих государственному контролю в Республике Беларусь.

24.10.2022 врачом терапевтом отдела ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области» (по Засвияжскому району г. Ульяновска) ФИО10 в здании отдела ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области» (по Засвияжскому району г. Ульяновска), расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. Автозаводская, 23, З.Д.С. лично под роспись была вручена повестка о необходимости его явки в Военный комиссариат Ульяновской области для прохождения медицинского освидетельствования. Однако З. Д.С., осознавая, что в соответствии с ФЗ № 5Э-ФЗ от 28.03.1998 «О воинской обязанности и военной службе» он подлежит призыву на военную службу и обязан исполнить воинскую обязанность, а законных оснований, освобождающих его от призыва на военную службу, предусмотренных ст. 23 указанного закона, либо предоставляющих ему отсрочку от призыва на военную службу, предусмотренных ст. 24 того же закона, не имеется, умышленно, с целью уклонения от призыва в армию, желая избежать исполнения воинской обязанности, не явился 07.11.2022 в военный комиссариат, не имея на то уважительных причин.

Обратите внимание на меры конспирации, к которым прибегают продавцы таких «легальных» миксов. Если деньги Вам предлагают перевести через Web-money, Easy-pay или другим способом, по которому невозможно распознать получателя, а саму смесь предлагают оставить в условленном месте посредством «закладок», не следует верить в иллюзорную легальность такого порошка. Кроме того, в настоящее время ужесточен контроль за новыми веществами и их оборотом, скорость, с которой все новые вещества оказываются внесенными в перечень очень велика, и вещество, которое приобреталось Вами еще как легальное за время хранения может стать запрещенным к обороту.

3. Действия, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, совершенные группой лиц, либо должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, либо лицом, ранее совершившим преступления, предусмотренные настоящей статьей, статьями 327, 329 или 331 настоящего Кодекса, либо в отношении наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов в крупном размере, либо в отношении особо опасных наркотических средств, психотропных веществ, либо сбыт наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов на территории учреждения образования, организации здравоохранения, воинской части, исправительного учреждения, арестного дома, в местах содержания под стражей, лечебно-трудовом профилактории, в месте проведения массового мероприятия либо заведомо несовершеннолетнему –

4. Суд по ходатайству сторон либо по собственной инициативе назначает повторную либо дополнительную судебную экспертизу при наличии противоречий между заключениями экспертов, которые невозможно преодолеть в судебном разбирательстве путем допроса экспертов.

2. В случае назначения судебной экспертизы председательствующий предлагает сторонам представить в письменном виде вопросы эксперту. Поставленные вопросы должны быть оглашены и по ним заслушаны мнения участников судебного разбирательства. Рассмотрев указанные вопросы, суд своим определением или постановлением отклоняет те из них, которые не относятся к уголовному делу или компетенции эксперта, формулирует новые вопросы.

3. Если в уголовном деле имеется несколько заключений экспертов, выводы которых противоречат друг другу, суд должен устранить указанное противоречие. При этом приоритет отдается более экономичному способу — допросу экспертов, которые разъясняют или уточняют свои заключения. Если же таким путем противоречия преодолеть невозможно, часть 4 ком. статьи предусматривает проведение повторной либо дополнительной экспертизы. Однако это не согласуется с ч. 2 ст. 207, в соответствие с которой в случаях возникновения сомнений в обоснованности заключения эксперта либо наличия противоречий в выводах эксперта или экспертов по тем же вопросам назначается повторная экспертиза, производство которой поручается другому эксперту. Дополнительная же экспертиза назначается лишь тогда, когда одно (или несколько) из заключений экспертов недостаточно ясно или полно, а также при возникновении новых вопросов в отношении ранее исследованных обстоятельств уголовного дела. Таким образом, наличие противоречий между заключениями экспертов может быть устранено проведением не дополнительной, а только повторной экспертизы. Что же касается устранения этого противоречия с помощью допроса экспертов, то этот способ, по нашему мнению, годится только для тех случаев, когда противоречие между заключениями экспертов преодолевается посредством словесного разъяснения и уточнения заключений.

Статья 283 284 ук рф

1. Непосредственный объект — общественные отношения, характеризующие установленные правила обращения с документами, содержащими государственную тайну, и предметами, сведения о которых составляют государственную тайну, в целях обеспечения безопасности Российской Федерации.

наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации ее деятельности Диспозицией статьи предусмотрена ответственность за руководство деятельностью на территории Российской Федерации иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации ее

Утрата означает выход документов, содержащих государственную тайну, или предметов, сведения о которых составляют государственную тайну, из владения лица, у которого они находились правомерно. Она должна создавать возможность ознакомления с ними посторонних лиц. Если же упомянутые документы или предметы утрачены, но в результате этого подобной возможности не было (например, они уничтожены или приведены в состояние, при котором нельзя извлечь информацию), то нарушение правил обращения, о которых говорится в комментируемой статье, не образует состава рассматриваемого преступления.

наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗГЛАШЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ (СТ

Лицом, которому государственная тайна доверена, следует считать того, кто в силу занимаемой должности располагает этими сведениями и использует их в интересах государства при осуществлении профессиональных обязанностей. Лицом, которому эти сведения стали известны по службе или работе, может считаться такой работник, которому государственная тайна не предоставлялась для использования, но который ознакомился с ней при выполнении своих трудовых обязанностей (машинистка, копировальщик, шифровальщик, слесарь, собирающий действующую модель секретного прибора, и т.п.).

Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе —

1. НЕПОСРЕДСТВЕННЫЙ ОБЪЕКТ ДАННОГО ПРЕСТУПЛЕНИЯ — общественные отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием, рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности РФ, регламентированные Законом РФ «О государственной тайне».

2. С ОБЪЕКТИВНОЙ СТОРОНЫ преступление выражается в одном из следующих действий: а) принятие взятки самим должностным лицом; б) принятие взятки его родными и близкими с его согласия или если оно не возражало против этого (п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе»); в) фактическое принятие взятки посредником должностного лица с последующей передачей ее лицам, указанным в пп. «а» или «б».

5. Действия (бездействие) должностного лица, за которые получается взятка, находятся за рамками состава рассматриваемого преступления. Это значит, что для признания преступления оконченным фактического их совершения не требуется. Тем не менее обязательным признаком состава получения взятки является связь между ними и фактом получения взятки. Эта связь выражается в том, что взятка обусловлена совершением одного из указанных выше действий (бездействия). Обусловленность взятки означает, что она дается под условием, что должностным лицом будут совершены действия (бездействие) по службе именно под влиянием факта получения взятки, и наоборот — что условием совершения действий (бездействия) является передача взятки или договоренность о таковой. Таким образом, взятка всегда является подкупом должностного лица. Даже тогда, когда взятка получается уже после совершения указанных в законе действий или бездействия (так называемая взятка-вознаграждение), она должна быть обусловлена, т.е. совершению действий (бездействию) должна предшествовать договоренность о взятке.

Оцените статью
Доступное Правовое обеспечение