Выявлению И Раскрытию Преступлений

Однако во многих случаях факт совершения преступления тща­тельно скрывается и для его выявления требуются усилия компе­тентных органов. Чтобы выявить, скажем, банковские махинации или махинации иных коммерческих организаций, причиняющие ущерб своим ничего не подозревающим вкладчикам или потребителям, нужно проводить требующую большого напряжения и высококвали­фицированную работу.

Не меньшего напряжения требует также определение судьбы внезапно исчезнувшего человека, установление изощренно скрываемых шпионских акций и т.д. В таких случаях выявление признаков преступления требует от тех, кто этим зани­мается, специальной подготовки, технической оснащенности и хоро­шо продуманной организации. Оно протекает как, система добротно спланированных действий, которые на определенном этапе трансформируются в расследование факта, содержащего признаки преступления.

Выявить преступле­ние — значит, обнаружить (установитъ, зафиксировать, обозначить и т.д.) действие или бездействие, событие, содержащее признаки, характеризующие его как преступление, т.е. действие (бездействие, событие), которое в уголовном законе (УК) описывается (квалифицируется) в качестве преступного.

Такие действия в зависимости от конкретных обстоятельств содержания выявляемых фактов могут называться по-разному — разведывательными, контрразведывательными, а чаще всего — оперативно-розыскными, поскольку последние (их содержание будет охарактеризовано несколько ниже в данном и следующем параграфах настоящей главы учебника) имеют обычно дело с подавляющим большинством совершаемых преступлений.

Нередко выявление факта, содержащего признаки преступле­ния, не требует особых усилий. О нем становится известно как бы само собою: о его происшествии сообщают люди или организации, ко­торые потерпели негативные последствия от чьих-то вредоносных действий (подожжен и сгорел дом, похищено или повреждено имуще­ство, причинены телесные повреждения или нанесен какой-то иной вред здоровью, лишен жизни знакомый или близкий человек, угнан автомобиль и т д.).

Например, пулевое ранение на трупе по делу об убийстве дает основание сделать вывод об орудии преступления. Исчезновение из квартиры убитого денег и ценностей дает основание сделать вывод о корыстном мотиве преступления. Исчезновение из квартиры крупногабаритных вещей дает основание предполагать, что преступников было двое или трое.

Что же является предметом познания в процессе деятельности по установлению преступника? Из самого вопроса следует, что объектом поиска и познания анализируемой деятельности является преступник. Однако нельзя считать объектом познания, поиска только личность преступника. Ведь преступник — это лицо, совершившее деяние, которое является преступлением. Оперативно-розыскная и криминалистическая характеристики преступления включает в себя ряд элементов, которые по существу являются обстоятельствами, требующими установления по уголовному делу (время, место, способ и др. обстоятельства совершения преступления). Их тоже надо устанавливать, выявлять оперативному работнику. Таким образом, предметом познания в ходе деятельности по установлению, выявлению преступника являются: личность преступника; мотив, цель совершения преступления; предмет преступного посягательства; средства достижения преступной цели; механизм и последствия преступления.

Во-вторых, относительная устойчивость признаков преступника, как объекта познания. Все объекты материального мира находятся в состоянии непрерывного изменения. Этот процесс в большей мере касается одних и в меньшей мере других признаков. Что касается преступника, то в большей степени может измениться его внешний облик (одежда, прическа, борода, усы и др.). В меньшей степени такие характеристики, как рост, телосложение, особые приметы — шрамы, родимые пятна и т. д. Практически всю жизнь остаются неизменными — тип лица, папиллярные узоры пальцев рук и т. д.

В-третьих, преступление, как любое событие, явление материального мира связано с образованием изменений в окружающей действительности. При совершении преступлений образуются следы, которые содержат информацию о происшедшем (кто оставил след, время совершения преступления, способ и т. д.). Следы являются носителями информации, имеющей значение для установления преступника. Оперативный работник, выезжая на место происшествия, должен вместе со следователем, экспертом обнаружить эти изменения, отыскать следы, найти источники новой информации для поиска преступника.

1. Своевременное обнаружение признаков совершения преступления. Основным источником информации о совершенных преступлениях являются потерпевшие и очевидцы, которые сообщают об этом в дежурные части органов внутренних дел. Среди населения проводится постоянная работа по ознакомлению с порядком приема, рассмотрения и разрешения заявлений и сообщений о преступлениях. Важнейшим условием обеспечения быстрого и полного раскрытия преступлений является полная и своевременная их регистрация независимо от общественной опасности, решительная борьба с укрытием их от учета. Значительное число преступлений носит латентный (скрытый) характер, поэтому для их выявления требуется проведение комплекса оперативно-розыскных мероприятий, в том числе с привлечением негласных сотрудников.

Выявление и раскрытие преступлений

Основные функции по раскрытию преступлений участковый уполномоченный полиции выполняет в ходе работы в составе дежурных следственно — оперативных групп. На месте преступления участковый уполномоченный принимает меры по охране места происшествия, проводит поквартирный обход с целью выявления свидетелей и очевидцев совершённых преступлений, проверяет на причастность к совершению преступления подучётного элемента на административном участке, то есть лиц употребляющих алкоголь, наркотические средства, склонных к совершению правонарушений.

При получении информации о преступлении, а также о событиях, угрожающих личной и общественной безопасности, участковый уполномоченный должен незамедлительно доложить об этом оперативному дежурному по органу внутренних дел и своевременно принять меры, предусмотренные законодательством.

Участковые уполномоченные обязаны оказывать содействие сотрудникам оперативных подразделений и органов предварительного следствия в преследовании и задержании лиц, подозреваемых в совершении преступления, проверке на территории административного участка мест возможного нахождения лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших.

Инструкция и уголовно — процессуальное законодательство России предоставляет участковому уполномоченному право расследования уголовных дел, по которым производство предварительного следствия не обязательно. Однако на практике, в этом необходимости нет, поскольку в органах внутренних дел имеются специализированные подразделения дознания. По делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, участковые уполномоченные вправе возбудить уголовное дело и провести по нему неотложные следственные действия.

Также на участкового уполномоченного возлагается исполнение письменных поручений следователей и дознавателей о производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также осуществление содействия при их проведении.

Предварительное расследование подразделяется на две формы — дознание и предварительное следствие. Между органами дознания и предварительного следствия имеются и сходство, и различия. Общие их черты заключаются в следующем: они выполняют одни те же задачи применительно к различным видам уголовных преступлений; обязаны возбудить уголовное дело в пределах своей компетенции при наличии признаков преступления; осуществляют свою деятельность на основе единого уголовно-процессуального законодательства; соблюдают единую процессуальную форму в своей деятельности.

Однако во многих случаях факт совершения преступления тщательно скрывается и для его выявления требуются усилия компетентных органов. Чтобы выявить, скажем, банковские махинации или махинации иных коммерческих организаций, причиняющие ущерб своим ничего не подозревающим вкладчикам или потребителям, нужно проводить требующую большого напряжения и высококвалифицированную работу. Не меньшего напряжения требует также определение судьбы внезапно исчезнувшего человека, установление изощренно скрываемых шпионских акций и т.д. В таких случаях выявление признаков преступления требует от тех, кто этим занимается, специальной подготовки, технической оснащенности и хорошо продуманной организации.

Предварительное расследование и оперативно-розыскная деятельность связаны единой целью — борьбой с преступностью. По своей природе они носят правовой характер. Однако оперативно-розыскная деятельность является вспомогательной, ее результаты не могут служить доказательствами по делу: они считаются лишь сведениями, дающими направления для расследования. Вместе с тем согласованное проведение следственных и оперативно-розыскных действий служит успешному раскрытию преступлений и изобличению лиц, их совершившим, соответственно поэтому для выявления и расследования наиболее сложных и опасных преступлений практикуется образование не только ведомственных, но и межведомственных следственно-оперативных групп, состоящих из следователей и оперативных работников.

Все более распространенным становится также взаимодействие российских органов, занимающихся выявлением и расследованием преступлений, с соответствующими органами других стран либо со специально созданной Международной организацией уголовной полиции (сокращенное наименование — Интерпол), участники которой обеспечивают друг друга необходимой информацией и могут выполнять конкретные следственные или оперативно-розыскные действия по взаимным обращениям. Постоянное поддержание контактов с этой организацией и обеспечение выполнения ее просьб возложено на одно из структурных подразделений аппарата Министерства внутренних дел РФ — Национальное центральное бюро Интерпола (НЦБ Интерпола).

Это интересно:  Окоф мягкий диван

Оно протекает как система добротно спланированных действий, которые на определенном этапе трансформируются в расследование факта, содержащего признаки преступления. Такие действия в зависимости от конкретных обстоятельств и содержания выявляемых фактов могут называться по – разному — разведывательными, контрразведывательными, а чаще всего — оперативно-розыскными, поскольку последние (их содержание будет охарактеризовано несколько ниже в данном и следующем параграфах настоящей главы учебника) имеют обычно дело с подавляющим большинством совершаемых преступлений.

Понятие выявления преступлений

При производстве данных следственных действий необходимо учитывать норму ч. 2 ст. 182 УПК РФ о необходимости принятия судебного решения о выемке и изъятии путем проведения обыска предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах в банках и иных кредитных организациях.

2) понятие «раскрытие преступления» в теории и на практике несет собственную смысловую нагрузку, обладает специфическим содержанием, отличающим его от понятия «расследование», и служит основанием для разработки особых криминалистических рекомендаций. Если конечная цель

Продолжающаяся неуплата лицом алиментов в период, когда оно считается подвергнутым административному наказанию, не может квалифицироваться как повторное административное правонарушение, предусмотренное статьей 5.35_1 КоАП РФ , поскольку данное деяние, совершенное неоднократно, в соответствии с диспозицией статьи 157 УК РФ уже содержит признаки указанного преступления.
_______________
Приговор и.о. мирового судьи судебного участка N 1 Ковылкинского района Республики Мордовия от 30.03.2022 в отношении Басалаевой Н.В.

В соответствии с этим раскрытие преступления можно рассматривать как часть общего процесса расследования преступлений, самостоятельный его этап, необходимое условие его результативности. Деятельность по раскрытию преступления осуществляется в специфических условиях расследования, порожденных характером исходной информации о преступлении. Ставящиеся при этом задачи выступают средством достижения целей расследования.

Основным признаком объективной стороны преступления является наличие вступившего в законную силу решения суда или нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов, в нарушение которых родители и совершеннолетние трудоспособные дети не уплачивают средства на содержание несовершеннолетних детей (нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста) и нетрудоспособных родителей.

Выявление и расследование преступлений

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

2. Вопрос Предварительное расследование представляет собой деятельность уполномоченных государством органов по установлению события преступления, розыску и изобличению виновного или виновных в совершении преступления , по возмещению причиненного преступлением ущерба и принятию мер по устранению причин совершенного преступления и предупреждения новых.

Данная деятельность государства подразумевает обнаружение (установление, фиксацию, обозначение и т. д.) деяний в форме, действия или бездействия, содержащих все признаки, характеризующие его как преступление, а также проведение ряда мероприятий, благодаря кᴏᴛᴏᴩым можно прийти к предварительным выводам о виновности конкретных лиц в совершении преступлений и тем самым способствовать разбирательству в суде уголовных дел.

От предварительного следствия дознание отличается по органам, их осуществляющим, а также по объему и срокам процессуальной деятельности, выполняемой данными органами. Дознание производится дознавателями и следователями ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих министерств и ведомств.

Оперативное подразделение органа внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации проводит оперативно-розыскные мероприятия только в целях обеспечения безопасности указанного органа внешней разведки и в случае, если проведение этих мероприятий не затрагивает полномочий органов, указанных в пунктах 1, 2, 4, 69 части первой настоящей статьи.

Виды деятельности по выявлению и расследованию преступлений

Предварительное расследование производится по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления. В случае необходимости производства следственных или розыскных действий в другом месте следователь вправе произвести их лично либо поручить производство соответственно следователю или органу дознания, который обязан вы­полнить поручение в срок не позднее 10 суток. Если преступление было начато в одном месте, а окончено в другом месте, то уголовное дело расследуется по месту окончания преступления.

Наведение справок — это сбор информации об интересующих оперативные подразделения субъектах, в том числе о лицах, причастных к преступной деятельности, хранящихся в местных, региональных и общероссийских информационно-поисковых систем также различных документах.

вают различия в объеме и содержании исходных данных по делу в разных ситуациях расследования. В частности, установление факта совершения преступления и личности виновных при недостатке информации об этих обстоятельствах может носить проблемный характер или, наоборот, не вызывать сомнения при наличии у следователя достаточных сведений для решения данной задачи . Ввиду подобного рода дифференциации информационной «картины» начала расследования в криминалистической литературе отмечается, что в раскрытии нуждаются не все преступления, а лишь те, исходные данные о которых не содержат достаточных сведений о виновном .

Действительно, на практике в одних ситуациях к началу расследования имеется исходная информация, подтверждающая совершение преступления и прямо указывающая на лицо, его совершившее, поэтому задача установления данных обстоятельств перед следственными органами не ставится: такие преступления не нуждаются в раскрытии (это так называемые «очевидные» преступления), их необходимо только расследовать. В других случаях подобные сведения отсутствуют и следователю нужно устанавливать и само событие преступления, и преступника, т. е. расследуя преступление, обязательно раскрывать его (например, убийства, кражи, разбойные нападения, изнасилования, совершенные неизвестными для потерпевших лицами).

1) понятия «раскрытие преступления» и «расследование преступления» являются взаимосвязанными, но неоднозначными. Их взаимосвязь выражается в том, что раскрытие преступления осуществляется путем расследования, а расследование в свою очередь включает в качестве составной части и как одно из необходимых условий результативности раскрытие преступления ;

Органы выявления и расследования преступлений

Следователь вправе: возбуждать уголовное дело, направлять ход расследования, давать поручения органу дознания о совершении отдельных следственных действий, о производстве оперативно-розыскных мероприятий и осуществляет иные полномочия по УПК. Подследственность – это компетенция следователей тех ведомств, в которых создан следственный аппарат.

Вторая форма предварительного расследования – дознание. Дознание осуществляется по делам о преступлениях небольшой и средней тяжести. Дознание проводится дознавателями. Дознаватель – это должностное лицо органа дознания. Единого органа дознания нет, как и единого следственного аппарата. Органы дознания: ОВД (милиция – универсальный орган дознания; дознаватели федеральной службы судебных приставов – по преступлениям в здании суда, т.е. против правосудия; дознаватели ГПС; командиры воинских частей и начальники военных учреждений). Самостоятельную группу органов дознания образуют органы, уполномоченные на оперативно-розыскную деятельность. Перечень этих органов дан в ст. 13 ФЗ № 144 от 12 августа 1995 «Об ОРД». Следователь не вправе осуществлять ОРД, а вот органы дознания вправе одновременно осуществлять ОРД.

Выявление и расследование преступлений – один из видов правоохранительной деятельности. Предварительное расследование – это деятельность уполномоченных государством органов по установлению события преступления, розыску и изобличению виновного, возмещению причинённого преступлением ущерба. Предварительное расследование – вторая стадия уголовного процесса – за возбуждением уголовного дела. Главное назначение этой стадии – собрать и закрепить доказательства и тем самым подготовить дело к рассмотрению в суде. Виновным признаёт только суд, поэтому расследование названо предварительным. Предварительное расследование уголовных дел осуществляется в двух формах: предварительное следствия и дознание. Предварительное следствие является основной формой предварительного расследования. Производство предварительного следствия обязательно по всем уголовным делам, за исключением дел, по которым осуществляется дознание. Предварительное следствие производится следователями. Понятие и права следователя закреплены в ст. 38 УПК. Следователь – должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие. Единого следственного аппарата в РФ нет. У нас существует 4 вида следователей: следователи прокуратуры – наиболее опасные преступления, прокурор вправе принять к свой подследственности любое уголовное дело; следственный аппарат ФСБ – терроризм и иные государственные преступления. Основным по количеству уголовных дел является следственный аппарат органов внутренних дел. Следственный аппарат госнаркоконтроля.

Две формы предварительного расследования – предварительное следствие и дознание. Дознание – это сокращённая форма предварительного следствия, оно осуществляется только против конкретного лица. Различают два вида уголовных дел – дела, возбуждаемые по факту преступления и дела (когда нет подозреваемого), возбуждаемые против конкретного лица (дознание осуществляется только в этом случае). Дознание, как правило, осуществляется по делам небольшой и средней тяжести. Дознание – сокращённый срок 20 дней, прокурором может быть продлён прокурором ещё на 10 дней, но если за месяц уложиться не удалось, то становится обязательным предварительное следствие по этому делу. Срок предварительно следствия – 2 месяца. Заканчивается дознание составлением и предъявлением обвинительного акта, а не обвинительного заключения. Органы дознания по делам, по которым обязательно предварительное следствие, вправе возбудить уголовное дело и осуществлять по такому делу так называемые неотложные следственные действия. Они направлены на закрепление и фиксацию доказательств. Срок совершения НСД – 10 дней. По истечению 10 дней орган дознания обязан передать уголовное дело прокурору для направления его по установленной подследственности, ибо по данному уголовному делу предварительное следствие обязательно, после этого орган дознания вправе совершать ОРмероприятия и следственные действия только по заданию следователя. Следователь совершать ОРД не может. Конкретный дознаватель не может осуществлять и оперативно-розыскные и следственные действия по одному и тому же делу. Такова общая характеристика предварительно следствия и дознания.

Это интересно:  Льгота на электричку пенсионерам

Виды деятельности по выявлению и расследованию преступлений

Выявление и расследование преступлений — это деятельность специально уполномоченных государственных органов по получению сведений о действии или бездействии, могущих иметь признаки преступления, установлению события и состава преступления, изобличению виновных в его совершении лиц, принятию мер по возмещению причиненного преступлением ущерба, выявлению причин и условий, способствовавших совершению преступления.
Указанная деятельность осуществляется в строгом соответствии с законом.
Выявление преступления может произойти в ходе оперативно-розыскных мероприятий, производства дознания, предварительного следствия, иной деятельности, по расследование преступлений может производиться только в формах дознания или предварительного следствия и в строгом соответствии с нормами УПК РФ.
Оперативно-розыскная деятельность — это деятельность, осуществляемая гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов путем проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод личности, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Оперативно-розыскная деятельность призвана помогать деятельности по расследованию преступлений. Собранные в ходе оперативно-розыскной деятельности сведения не являются доказательствами по уголовному делу. Оперативно-розыскная деятельность лишь помогает определять направления, в которых возможен поиск доказательств.
Задачами дознания и предварительного следствия являются установление обстоятельств совершения преступления и изобличение виновных лиц, то есть сбор доказательств для последующего рассмотрения уголовного дела в суде. Между собой указанные виды деятельности различаются органами, их осуществляющими, сроками производства, набором процессуальных полномочий.

— руководит изучением и обобщением судебной практики и ведением судебной статистики; вносит представления в государственные органы, общественные организации и должностным лицам об устранении нарушений закона, причин и условий, способствовавших совершению правонарушений;

Понятие выявления преступлений

Оперативно-розыскная деятельность — вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Выявление и расследование преступлений— виды правоохранительной деятельности, между которыми провес­ти четкую грань практически крайне трудно. Выявить преступле­ние — значит, обнаружить (установитъ, зафиксировать, обозначить и т.д.) действие или бездействие, событие, содержащее признаки, характеризующие его как преступление, т.е. действие (бездействие, событие), которое в уголовном законе (УК) описывается (квалифицируется) в качестве преступного.

Однако во многих случаях факт совершения преступления тща­тельно скрывается и для его выявления требуются усилия компе­тентных органов. Чтобы выявить, скажем, банковские махинации или махинации иных коммерческих организаций, причиняющие ущерб своим ничего не подозревающим вкладчикам или потребителям, нужно проводить требующую большого напряжения и высококвали­фицированную работу. Не меньшего напряжения требует также определение судьбы внезапно исчезнувшего человека, установление изощренно скрываемых шпионских акций и т.д. В таких случаях выявление признаков преступления требует от тех, кто этим зани­мается, специальной подготовки, технической оснащенности и хоро­шо продуманной организации. Оно протекает как, система добротно спланированных действий, которые на определенном этапе трансформируются в расследование факта, содержащего признаки преступления. Такие действия в зависимости от конкретных обстоятельств содержания выявляемых фактов могут называться по-разному — разведывательными, контрразведывательными, а чаще всего — оперативно-розыскными, поскольку последние (их содержание будет охарактеризовано несколько ниже в данном и следующем параграфах настоящей главы учебника) имеют обычно дело с подавляющим большинством совершаемых преступлений.

Нередко выявление факта, содержащего признаки преступле­ния, не требует особых усилий. О нем становится известно как бы само собою: о его происшествии сообщают люди или организации, ко­торые потерпели негативные последствия от чьих-то вредоносных действий (подожжен и сгорел дом, похищено или повреждено имуще­ство, причинены телесные повреждения или нанесен какой-то иной вред здоровью, лишен жизни знакомый или близкий человек, угнан автомобиль и т д.). В этих случаях факт совершения преступления считается выявленным с того момента, когда о нем узнает от заинте­ресованных лиц соответствующий государственный орган (чаще все­го это милиция) и после проверки полученной информации убедит­ся, что событие состоялось. И это должно быть зарегистрировано в установленном порядке, что может послужить основанием для про­изводства в дальнейшем деятельности, именуемой расследованием.

Выявление преступления необязательно предшествует его расследованию. Сравнительно часто по ходу уже идущего расследования одного преступления обнаруживаются факты, свидетельствующие о других преступлениях. В таких случаях совсем невозможно четко отграничить выявление действий, содержащих признаки преступления, от их расследования.

Организация выявления, расследования и предупреждения преступлений

Специализация — это форма организации и деятельности следователя, предполагающая ее оптимизацию при достижении наибольшего эффекта за счет профессиональной подготовки квалификации следователя. Специализация в организации при расследовании предполагает такую форму работы следователя когда он расследует дела определенной категории.

На этой стадии осуществляется реализация составленного заранее плана действия для решения возникших задач, действий, направленных на обнаружение, выявление, исследование информации, необходимой для решения задач. На этой же стадии реализуются волевые решения следователя, возникающие в ходе следственного действия, также направленные на получение и исследование новой информации.
3. Стадия фиксации хода и результатов следственного действия.

Анализ спец литературы и практики позволяет сделать вывод о том что наиболее целесообразным является сочетание территориального и предметного принципа, когда в следственном подразделении наряду с участковыми следователями имеются специалисты по расследованию сложных уголовных дел определенной категории.

Приступать к проведению любого следственного действия без предварительной подготовки — это значит сознательно допускать провал этого действия.
На этой стадии допускается понимание необходимых для решения задач, формируется окончательно конкретная задача или сумма задач. На этой же стадии составляется план решения задачи с учетом всех тех условий, факторов, которые могут влиять на ход решения и на его результат.
Стадия подготовки кроме этого включает:
— сбор сведений об объектах, на которых (или в отношении которых) будет осуществляться деятельность (обыск, осмотр и т.д.);
— приведение в готовность необходимых научно-технических средств;
— выявление и подготовка (с учетом сказанного выше) всех лиц, деятельность или присутствие которых необходимы для достижения целей следственного действия, для фиксации его хода и результатов.
2. Стадия производства следственных действий.

Кроме общих положений, в содержание криминалистической тактики входят:
— разделы учения о криминалистической версии;
— планирование расследования;
— принципы осуществления в процессе исследования мероприятий организационного и технического характера;
— принципы осуществления в процессе расследования взаимодействия между следователем и другими работниками органов, ведущих борьбу с преступностью;
— принципы использования в процессе расследования данных, полученных из оперативных источников;
— рекомендации по использованию на предварительном и судебном следствии технико-криминалистических средств и приемов собирания и исследования доказательств;
— рекомендации об использовании на предварительном следствии специальных познаний, помощи специалистов;
— рекомендации об использовании в процессе расследования помощи общественности;
— тактические приемы и рекомендации по проведению отдельных процессуальных действий.
Особо следует заметить, что тактические приемы проведения процессуальных действий, хотя и не являются единственным элементом криминалистической тактики, но представляют собой ее важнейшую часть, а понятие тактического приема и рекомендации относятся к числу основных понятий.
При многогранности следственной деятельности и бесчисленном множестве различных ситуаций, возникающих в следственной практике, тактика и разрабатывает советы о возможных и допустимых приемах — криминалистические рекомендации. Следователь сам обязан решить, как применить тот или иной прием (тактический) в определенной ситуации. Поэтому по отношению к тактическим приемам применяется понятие «рекомендация». Оно означает, что следователь в пределах закона имеет свободу выбора тактических приемов и применяет их сообразно сложившейся ситуации. В конечном итоге криминалисты справедливо приходят к единому выводу, что тактический прием и рекомендация — понятия хотя и не тождественные, но настолько неразрывные, что жестко разделять их нецелесообразно.

Это интересно:  Ветеран края красноярск льготы и пособия 2022

У дознания в общем порядке к тому же общим с предварительным следствием является момент их начала. И та и другая форма предварительного расследования начинается после возбуждения уголовного дела, которое оформляется одинаково. Дознание в сокращенной форме формально начинается с момента вынесения постановления об удовлетворении ходатайства и о производстве дознания в сокращенной форме. Между тем и в этом случае предварительное расследование начинается с момента возбуждения уголовного дела и по правилам, предусмотренным главой 32.1 УПК, которая имеет наименование «Дознание в сокращенной форме».

И последнее. Оперативно-розыскные меры применять уполномочены не все органы дознания. Этого права нет у органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы, органов Федеральной службы судебных приставов, начальников органов военной полиции Вооруженных Сил РФ, командиров воинских частей, соединений и начальников военных учреждений или гарнизонов, капитанов морских и речных судов, руководителей геологоразведочных партий, зимовок, начальников российских антарктических станций и сезонных полевых баз, глав дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации. Соответственно, круг их обязанностей по переданному руководителю следственного органа уголовному делу, по которому не обнаружено лицо, совершившее преступление, меньше, чем у тех органов дознания, которые уполномочены на применение оперативно-розыскных мер.

Согласно Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности» в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий используются информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, а также другие технические и иные средства, не наносящие ущерб жизни и здоровью людей и не причиняющие вред окружающей среде.

Предварительное следствие — это деятельность (совокупность процессуальных решений и процессуальных действий), содержание которой охватывает всю от начала до конца стадию предварительного расследования. Предварительное следствие направлено на досудебное установление всех обстоятельств, подлежащих доказыванию (ст. ст. 73, 421, 434 УПК). Именно предварительное следствие впитало в себя максимум предусмотренных законом гарантий обеспечения прав и законных интересов личности на досудебных стадиях уголовного процесса. Предварительное следствие производится следователями, которые обладают процессуальной самостоятельностью (следственной группой или руководителем следственного органа). Следственные подразделения в настоящее время имеются в Следственном комитете РФ, а также в органах внутренних дел, органах федеральной службы безопасности и в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Основное «различие, — отмечал М.С. Строгович, — между дознанием и предварительным следствием состоит в том, что предварительное следствие есть высшая и более сложная форма расследования, применяемая по делам о более серьезных преступлениях. Дознание — это форма расследования, вспомогательная по отношению к предварительному следствию, заключающаяся в закреплении следов преступления и совершении первоначальных и неотложных следственных действий, с тем чтобы полнее и всестороннее расследование дела было произведено на предварительном следствии».

Предварительное расследование представляет собой деятель­ность уполномоченных государством органов по установлению события преступления, розыску и изобличению виновного или виновных в совершении преступления, по возмещению причи­ненного преступлением ущерба и принятию мер по устранению причин совершенного преступления и предупреждения новых.

Все выявленные преступления соответствующие государственные органы, чаще всего этим органом является милиция, должны в установленном порядке зарегистрировать, что в даль­нейшем и послужит основанием для производства расследова­ния. Выявление преступления необязательно предшествует его расследованию. Часто по ходу уже идущего расследований одного преступления обнаруживаются факты, свидетельствующие о других преступлениях.

От предварительного следствия дознание отличается по органам, их осуществляющим, а также по объему и сроком про­цессуальной деятельности, выполняемой этими органами. Дознание производится дознавателями и следователями соот­ветствующих министерств и ведомств.

Суть деятельности по выявлению и расследованию преступ­лений сводится к обнаружению деяний в форме действия или бездействия, в которой содержатся все признаки, характери­зующие его как преступление, а также проведение ряда ме­роприятий, благодаря которым можно прийти к предваритель­ным выводам о виновности конкретных лиц в совершении пре­ступлений.

О совершенных и готовящихся преступлениях сообщается в заявлениях и письмах граждан, сообщениях предприятий, учреждений, публикациях в печати либо о них становится из­вестно при непосредственном обнаружении фактов преступ­ных деяний органами, наделенными правом выявлять и воз­буждать уголовные дела.

4) принимает участие в проведении по поручению Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации правовой экспертизы проектов законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, касающихся сферы деятельности Следственного комитета;

Ø Оперативно-розыскная деятельность — вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом (далее — органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность), в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Ø защита и охрана Государственной границы Российской Федерации в целях недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы Российской Федерации, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации;

Ø Исполнять в пределах своих полномочий поручения в письменной форме органа дознания, следователя, руководителя следственного органа о проведении оперативно-розыскных мероприятий по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлении, принятым ими к производству, а также решения суда по уголовным делам.

Ø органы внутренних дел Российской Федерации и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения) полиции, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в том числе территориальные и входящие в их структуру межрайонные, городские (районные) органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;

Общая часть / Под ред. А.Д. Бойкова и И.И. Карпеца. М.: Юрид. лит., 1989. С. 151. Согласно ст. 6 УПК назначением уголовного процесса является защита прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, а равно защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод.

Эти требования рождены прежде всего практикой развития и совершенствования правосудия у нас в стране. Они также учитывают в разумных пределах положительный опыт других стран, а равно опыт международного сотрудничества, отраженный, к примеру, в таких международных документах, как Всеобщая декларация прав человека и Международный пакт о гражданских и политических правах, в которых можно найти немало прогрессивных положений по вопросам организации и осуществления правосудия.

Все выявленные преступления соответствующие государственные органы, чаще всего это органы внутренних дел, должны в установленном порядке зарегистрировать, что в дальнейшем и послужит основанием для производства расследования. Все правоохранительные органы, осуществляющие выявление и расследование преступлений, обладают специфическими признаками.

В первую очередь в своей деятельность они должны строго руководствоваться нормативными правовыми актами, составляющими правовую основу этой деятельности. Перечень этих актов дан в таких специальных федеральных законах, как, например, Закон о ФСБ (ст. 4), Закон о полиции (ст.

Они подвержены конъюнктурным, сиюминутным веяниям в меньшей мере, чем конкретные правовые предписания, в том числе установленные законами. Объясняется это тем, что принципы формулируются, как отмечено выше, преимущественно в таких правовых актах, как Конституция РФ и международные договоры.

Оцените статью
Доступное Правовое обеспечение