Штрафы за непроведение специальной оценки условий труда в 2022 году

Но Роструд решил воздействовать на нерадивых работодателей поэтапно. Сначала им будут направлять предупреждения о недопустимости нарушения требований охраны труда с указанием сроков для устранения нарушения. И только если нарушитель не исправится, назначат штраф.

Об этом сказано в разъяснениях Минтруда от 16.01.2022. Отметим, что касаются они вопросов проведения СОУТ на микропредприятиях и малых предприятиях, а также у ИП. Политика данного контрольно-надзорного ведомства в отношении более крупных предприятий в части выбора штрафных мер при нарушении законодательства о СОУТ может быть иной.

КоАП РФ Статья

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Поправки повлекут изменения в порядке предоставления декларации. Однако они не существенные, а лишь технические — актуализируют текст документа, исключат ссылки на сроки действия декларации. С 1 марта 2022 года будет применяться уже новая форма, а правила предоставления декларации по СОУТ будут регулироваться новым Приказом Минтруда № 406н от 17.06.2022. До вступления в силу новой формы, работодателю следует применять форму, утв. Приказом Минтруда от 07.02.2014 № 80н.

Порядок спецоценки регламентируется Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Согласно ему проводить СОУТ обязан любой работодатель, у которого работники трудятся на рабочих местах — в цехе, на складе, в офисе, на кухне и т. д. Условия труда удаленных работников оценивать не нужно.

Специальная оценка условий труда (СОУТ) — оценка рабочих мест на вредные производственные факторы и соответствие показателей установленным нормативам. По результатам такой оценки определяется класс (подкласс) условий труда, на основе которого считаются взносы, закупается спецоборудование, средства индивидуальной защиты и т. д. Чем безопаснее будут условия труда, тем меньше придется доплачивать в бюджет.

СОУТ проводят специализированные фирмы, а не работодатель. Он лишь обращается в подходящую аккредитованную компанию, которая проверит помещения и выдаст заключение. На основании отчета эксперта работодатель заполняет декларацию и подает в трудовую инспекцию.

Сроки предоставления декларации тоже изменятся. Сейчас мы подаем декларацию в течение 30 дней со дня утверждения отчета о проведении спецоценки, а с 1 марта 2022 года этот срок составит также 30 рабочих дней, но уже со дня внесения сведений о результатах проведения спецоценки в информационную систему.

Спецоценка условий труда: за; что; штрафуют кадровиков

В февральском номере мы рассказывали о том, какие новые обязанности появились у сотрудников кадровых подразделений в связи со вступлением в силу федерального закона № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Сегодня эксперт СРОО «Народная инспекция труда» Николай ОРЛОВ более подробно расскажет, чем грозит кадровику невыполнение обязанностей во время и после проведения спецоценки рабочих мест в 2015 году.

Начала действовать новая статья КоАП — 5.27.1. В ней речь идет о нарушении нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и нормативных актах. Например, по закону работника обязаны ознакомить с результатами спецоценки в течение 30 дней. В этот период не включается время нахождения на больничном, в отпуске, в командировке. За нарушение накладывается штраф от 5 до 10 тысяч на руководителя, инженера по охране труда или кадрового работника, если будет установлена его вина. Штрафы за непроведение у работников медосмотра составляют от 15 до 25 тысяч. Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты карается штрафом от 20 до 30 тысяч рублей. И конечно, значительно ужесточается ответственность за совершение повторных правонарушений.

Гражданско-правовая ответственность наступает, если кадровик не выполнил свои обязанности в части проведения спецоценки и применения результатов спецоценки, и это повлекло причинение ущерба, в том числе другим работникам. Тогда возможно возложение на кадровика гражданско-правовой ответственности в виде возмещения убытков: сначала заплатит работодатель, а потом он вправе подать в суд и взыскать с нерадивого кадровика уплаченную сумму.

Уголовная ответственность наступает, когда работодатель не провел спецоценку рабочего места, и это повлекло тяжкие последствия. Например, работник трудился во вредных или опасных условиях, а поскольку спецоценка не производилась, обеспечения необходимыми средствами индивидуальной защиты не было предусмотрено. В результате произошел несчастный случай со смертельным исходом или причинением тяжкого вреда здоровью.

В частности, если в трудовом договоре или допсоглашении не указано, в каких условиях будет трудиться работник, за это налагается штраф. Для должностных лиц (руководителя организации или кадровика) он составит от 10 до 20 тысяч рублей, а для юрлиц — от 50 до 100 тысяч рублей.

Срок действия декларации соответствия условий труда может быть прерван, если выявлены вышеуказанные факты. В этом случае дается 6 месяцев на проведение внеплановой спецоценки. Как показывает практика вредность у данного рабочего места будет выявлена, но если класс условий труда останется неизменным, то подается в ГИТ новая декларация.

Вроде бы все просто открыл интернет, «загуглил», выбрал, что подешевле и пусть работают. Ан, нет! Мошенников везде хватает и в этом деле, к сожалению тоже. Если хотите выбрать организацию, которая соответствует требования закона, то определите ее по реестру аккредитованных организаций по проведению специальной оценки условий труда.

В состав комиссии, которая будет подтверждать отсутствие оснований для внеплановой СОУТ, лучше всего включать тех же специалистов, которые привлекались ранее при проведении спецоценки у вас на предприятии. Детально рассказывать, что в акте должно быть не стану, предлагаю вашему вниманию образец, все где все подробно изложено.

А вот гарантии и компенсации сотрудник начинает получать только с момента вступления в силу результатов СОУТ. К примеру, я с уверенностью могу сказать, что сварщикам полагается надбавка к зарплате, но выплачивать ее можно только, когда будет утвержден отчет об окончании специальной оценки условий труда.

  • предыдущее название организации;
  • новое название предприятия;
  • в связи с чем произошли данные изменения, в идеале с ссылкой на какой-то подтверждающие данные перемены документ;
  • указать, что наименование подразделений и должностей осталось тоже.

Специальная оценка условий труда (СОУТ)

Работодатель должен утвердить график проведения специальной оценки, в котором будут прописаны сроки и этапы проведения СОУТ. У графика нет какой-то установленной формы, вы составляете его так, как все остальные внутренние документы. График можно утвердить отдельным приказом, включить в текст приказа о проведении спецоценки или оформить приложением к нему.

В законе установлены права и обязанности работодателя, работника и организации, проводящей СОУТ. Указано, как должны применяться результаты оценки, а также перечислены мероприятия, которые обязательно необходимо провести. Закон регламентирует требования к организациям, имеющим право проводить СОУТ, и государственный контроль за спецоценкой.

  1. Требовать, чтобы организация, проводящая СОУТ, обосновала результаты.
  2. Требовать, чтобы организация, проводящая спецоценку, представила документы, подтверждающие соответствие оценки требованиям, установленным законом.
  3. Требовать, чтобы организация, проводящая СОУТ, подтвердила, что внесла сведения о проведенной проверке в информационную систему учета.
  4. Обжаловать действия или бездействие организации, проводящей СОУТ.
  1. Предоставить организации, проводящей СОУТ, сведения и документы, которые характеризуют условия труда на рабочих местах, а также разъяснения по этому поводу. Состав информации должен быть указан в договоре на оказание услуг по проведению спецоценки. Это может быть: технологическая документация, проекты строительства зданий, сертификаты соответствия производственного оборудования, машин установленным требованиям. Если работодатель не предоставит указанные сведения и документы или не даст разъяснений, исполнитель приостановит проведение спецоценки или не приступит к ней.
  2. Предоставить организации, проводящей спецоценку, предложения по выявлению на рабочих местах сотрудников потенциально опасных факторов, если такие предложения выдвинули сами сотрудники.
  3. Не сужать преднамеренно круг вопросов, которые необходимо выяснить при проведении СОУТ и которые влияют на результаты ее проведения.
  4. Давать работнику разъяснения по вопросам проведения СОУТ на его рабочем месте.

После проведения спецоценки у работодателя будет обоснование финансирования мероприятий по улучшению условий труда, в том числе за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Еще будут сведения для подготовки отчетности об условиях труда и принятия решения об ограничениях для отдельных категорий работников. Можно оценить уровни профессиональных рисков.

Это интересно:  Льготный проездной билет для ветеранов труда в 2022 году в барнауле

До 30.12.2022 срок действия этой декларации составлял 5 лет. Если в течение этого срока у работодателя не было несчастных случаев и нарушения государственных нормативных требований охраны труда, а у работников не было выявлено профзаболеваний, срок действия декларации продлевался еще на 5 лет. Теперь декларация будет действовать бессрочно, пока условия труда сохраняются на соответствующем уровне на рабочем месте. Такие изменения Закон № 503-ФЗ внес в статью 11 Закона № 426-ФЗ.

  • когда на производстве произошел несчастный случай (за исключением несчастных случаев по вине третьих лиц);
  • когда у работника, который трудится на безопасном рабочем месте, появилось профзаболевание по причине вредных (опасных) условий труда;
  • когда на безопасном рабочем месте при проверке условий охраны труда обнаружились нарушения государственных нормативных требований охраны труда.

С 30.12.2022 вступил в силу Федеральный закон от 30.12.2022 № 503-ФЗ (далее – Закон № 503-ФЗ), которым внесены изменения в Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон № 426-ФЗ). Первое изменение касается декларации соответствия условий труда. Декларация соответствия условий труда государственным требованиям охраны труда (далее – декларация) подается работодателем по результатам спецоценки по тем рабочим местам, на которых спецоценкой:

Работодатели, у которых в отношении рабочих мест подана декларация соответствия, могут не проводить плановую спецоценку, даже если с первой спецоценки прошло 5 лет. Итоги проведенной спецоценки в этом случае будут действовать, пока не произойдут случаи, установленные ч. 5 ст. 11 Закона № 426-ФЗ.

А тем, кто совсем не прошел спецоценку, скорее всего придется платить по максимуму. Кроме штрафа, инспектор оформит предписание — пройти спецоценку за 30 дней. По моему опыту, этого времени не хватает, а значит, может быть еще один штраф, за невыполнение предписания — от 100 000 до 200 000 рублей.

В середине января на сайте Роструда появилась информация о том, что «планируется реализация механизма предупреждения для данных нарушений». В переводе это значит: работодателю будут отправлять предупреждение, а лишь потом штрафовать. Некоторые решили, что штрафов не будет, и можно не торопиться. Это не так.

Инспекция труда вправе оштрафовать работодателей в течение года после прохождения спецоценки. То есть сделать спецоценку можно и сейчас, но риск получить штраф за опоздание всё равно есть. Если компания проводит спецоценку до 28 февраля 2022, то штраф может получить до 28 февраля 2022 года. Например, если за это время придет проверка и найдет нарушение. Дата считается с момента, когда работодатель утвердил отчет о спецоценке.

  • провести оценку рабочих мест как можно быстрее;
  • подать декларацию в инспекцию труда. При этом не стоит бояться: сотрудники отдела по приему деклараций не ловят нарушителей, они лишь принимают документ. Когда компания сдает декларацию, непонятно, сделана ли спецоценка с опозданием, или это обычная оценка для новых рабочих мест;
  • постараться не нарушать права сотрудников, чтобы не пришла внеплановая проверка. Например, не задерживать зарплату.

Штрафы за нарушение правил охраны труда в 2022 году

Формулировка нарушений правил ОТ ранее была общая. Соответственно инспекторы применяли санкции за все имеющиеся нарушения в совокупности в процессе проведения проверок. После изменения законодательства и выделения разных составов нарушений, штрафы будут начисляться за каждый из них по отдельности, суммируясь.

Неоднократное нарушение установленных законом требований при заключении трудового договора или повторное нарушение при оформлении гражданско-правового договора вместо трудового наказывается дисквалификацией должностных лиц на срок от одного до трех лет. То есть, в данном случае административные штрафы вводиться не будут, и законодательно предусматриваются более жесткие меры наказания.

Безусловно, представленная норма закона формулируется таким образом, что каждое нарушение является отдельным составом в отношении конкретного работника. Если ранее предприятие, в котором большое количество рабочих не обучались правилам охраны труда оплачивала штраф 50 000 рублей, то сейчас обязаны заплатить установленный размер штрафа для каждого сотрудника отдельно.

На сегодняшний день несоблюдение предусмотренных требований установлено в отдельных статьях КоАП. В каждой из них выделяются отдельные составы правонарушений, которые по мнению законодателя являются серьезными. Ответственность за них стала более строгой. Например, отдельную категорию составляют нарушения касательно неправильного составления трудовых договоров. В 2022 году предельная ответственность равна 100 000 рублей.

Размеры административных штрафов были значительно увеличены. Ранее их предельная сумма на одно должностное лицо составляла 5 000 рублей, а в 2022 году она может достигнуть до 40 000 рублей. Для юридических лиц эти цифры выросли с 50 000 до 200 000 тысяч рублей.

Если попытаться в целом охарактеризовать планомерно ведущуюся корректировку правил по охране труда, можно констатировать, что она направлена на повышение самостоятельности работодателей (путем введения, например, права на самообследование (подп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 311-ФЗ)), закрепление приоритета профилактических мер по обеспечению безопасных условий труда и предотвращению производственного травматизма, а также на стимулирование работодателей к реализации этих мер.

Примером несоблюдения требований охраны труда является неприменение работниками выданных им средств индивидуальной защиты (СИЗ), которые должны в обязательном порядке использоваться при выполнении работ с вредными или опасными условиями труда и работ в особых температурных условиях. С 1 марта следующего года такие действия будут являться основанием для отстранения работников от работы без сохранения заработной платы (ч. 1 ст. 76 ТК РФ дополняется соответствующим абз. 6; в настоящее время отстраняться от работы по причине неиспользования СИЗ могут только лица, занятые на подземных работах, – в соответствии со ст. 330.4 ТК РФ). При этом стоит иметь в виду, что такое отстранение будет возможно, только если работодатель выполнил свою обязанность по обеспечению работников СИЗ. В случае, когда такие средства работникам не предоставлены, работодатель не вправе требовать от них исполнения трудовых обязанностей – в данной ситуации должен вводиться простой по вине работодателя, который оплачивается в размере среднего заработка работника (ст. 216.1 ТК РФ в редакции Закона № 311-ФЗ). На это следует обратить особое внимание, потому что по общему правилу за период простоя по вине работодателя работникам выплачивается, как правило, не весь заработок, а 2/3 от него (ст. 157 ТК РФ).

Помимо обязанности обеспечивать проведение спецоценки условий труда, у работодателя появится также прямая обязанность организовать систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, их регулярный анализ и оценку (абз. 5 ч. 3 ст. 214 ТК РФ в редакции Закона № 311-ФЗ). Соответствующее требование не является новым, указание на необходимость реализации таких мероприятий по управлению профессиональными рисками содержится в п. 33-39 Типового положения о системе управления охраной труда (утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 19 августа 2022 г. № 438н). Однако на практике, по статистике Роструда, большинство работодателей это требование не исполняют, что регулярно выявляется инспекциями труда. Вероятно, обновленные положения ТК РФ, прямо устанавливающие, с одной стороны, обязанность работодателя вести системную работу по управлению профессиональными рисками, с другой – дающие более детальное представление о том, что такое опасности и профессиональные риски и как они должны выявляться (ст. 209, ст. 218 ТК РФ в редакции Закона № 311-ФЗ), помогут работодателям наладить соответствующие процессы. В связи с этим скорейшее принятие подзаконных актов, регулирующих эти вопросы, – Минтруд России должен будет утвердить рекомендации по классификации, обнаружению, распознаванию и описанию опасностей, а также рекомендации по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по их снижению, – представляется крайне важным.

Кроме того, прямо прописывается в ст. 214.2 ТК РФ и право работодателей на ведение документооборота в области охраны труда в электронном виде и предоставление дистанционного доступа к соответствующим базам инспекциям труда, что также можно рассматривать как упрощение процесса взаимодействия с контролирующими органами.

Введение обязанности работодателей по ведению учета микротравм позволит, по мнению Ивана Шкловца, искоренить практику игнорирования работодателями фактов получения работниками микроповреждений, что впоследствии может приводить к их более серьезному травмированию. Каким образом должен будет осуществляться такой учет, станет понятно после утверждения Минтрудом России соответствующих рекомендаций.

Отсутствие спецоценки в 2022 году: как избежать ответственности

Отметим, что при первичных нарушениях наказание выносят инспекторы ГИТ. Но это не единственные уполномоченные лица, кто может оштрафовать за отсутствие спецоценки. Если выявлено повторное нарушение, то привлекут к ответственности работодателя и его уполномоченных лиц в судебном порядке.

  • законодательством предусмотрено проведение внепланового контроля (ст. 17 закона 426-ФЗ);
  • необходимо оценить наличие вредных и опасных факторов на вакантных местах (Письмо Минтруда от 14.03.2022 № 15-1/ООГ-1041);
  • организация создана менее года назад (сроки, когда начнут штрафовать за отсутствие СОУТ, в этом случае переносятся);
  • работодатель состоит в трудовых отношениях с надомниками и дистанционными сотрудниками (их рабочие места не оценивают) (ст. 3 закона 426-ФЗ);
  • работодателем выступает физическое лицо, не являющееся ИП, либо зарегистрированная религиозная организация (ст. 3 закона 426-ФЗ).

Но вновь созданным организациям на СОУТ дается 12 месяцев со дня введения в эксплуатацию рабочих мест. И не важно, относится производство к микробизнесу или среднему предпринимательству. Поскольку вопрос, будут ли штрафовать микропредприятия за отсутствие СОУТ, на уровне правительства решен давно: наказывать надо всех, кто нарушит требования закона.

В действующем законодательстве предусмотрена только одна статья, по которой назначат штраф за отсутствие СОУТ в 2022 году, — ст. 5.27.1 КоАП РФ. Часть 2 этой статьи позволяет наказывать работодателей и их должностных лиц за отсутствие или нарушение порядка проведения оценки. При повторном нарушении их привлекут к ответственности по ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ. Указанные нормы распространяются на ситуации, когда работодатель не ознакомил работников с результатами спецоценки, поскольку это нарушение порядка проведения исследований рабочих мест.

Это интересно:  Пенсионный фонд о пособиях новорожденным

Закон о спецоценке заработал в 2014 году, и у работодателей было время на ее проведение вплоть до 31.12.2022. Компании, которые открылись за несколько месяцев до истечения этого срока, успеть ее провести не могли. Поэтому штрафы за отсутствие спецоценки в 2022 году не предусмотрены для работодателей, которые работают менее 1 года.

Когда следует назначить следующую процедуру СОУТ? Если не случится несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, и инспекторы не обнаружат нарушений в сфере охраны труда — повторную спецоценку делать не нужно. И только при наступлении одного из указанных событий необходимо провести внеплановую СОУТ и вновь подать декларацию (см. «Декларацию спецоценки условий труда сделали бессрочной»).

Спецоценку рабочих мест необходимо проводить всем организациям и предпринимателям, которые заключили хотя бы один трудовой договор. Исключение составляют надомники и дистанционные работники, чьи рабочие места не подпадают под СОУТ. За отказ от специальной оценки действуют весьма существенные штрафы. Как их избежать, читайте в нашей статье.

Закон не регламентирует стоимость процедуры. Цена зависит от ряда факторов: условий рынка, размера организации, численности персонала и проч. В среднем СОУТ одного места обходится в сумму от 600 руб. В большинстве аккредитованных компаний установлен нижний порог цены: даже если спецоценку нужно провести в отношении незначительного числа рабочих мест, например, одного или двух, за процедуру придется заплатить минимум 10 000 рублей.

Результаты СОУТ используются, в числе прочего, при назначении скидок и надбавок к тарифу взносов «на травматизм» и доптарифов по пенсионным взносам. Сотрудникам, которые трудятся на рабочих местах, отнесенных к вредному классу (подклассы 3.2, 3.3 и 3.4) или опасному классу, предоставляются дополнительные отпуска (ст. 117 ТК РФ). Для классов 3.0 и 4.0 предусмотрено повышение к зарплате в размере не менее 4% оклада или ставки (ст. 147 ТК РФ). Есть и другие льготы.

Далее проходят исследования в рамках СОУТ. По их итогам составляется отчет. Его подписывают специалисты аккредитованной сторонней организации и члены комиссии. Одновременно заполняется карта на каждое рабочее место (формы отчета и карты утв. приказом Минтруда от 24.01.14 № 33н). Сотрудников следует ознакомить с картой под роспись в течение 30 календарных дней с даты утверждения отчета. В этот же срок сводные данные спецоценки надо опубликовать на официальном сайте работодателя (при его наличии).

Специальная оценка условий труда

  • Нарушение работодателем определенного ФЗ порядка проведения СОУТ (специальной оценки условий труда) на рабочих местах либо ее не проведение. На должностные лица налагается штраф, в размере 5-10 тысяч рублей, на юридические лица — 60-80 тысяч рублей.
  • Допуск сотрудников к работе без прохождения обязательного и периодического медицинских осмотров. На должностные лица налагается штраф, в размере 10-20 тысяч рублей, на юридические лица — 80-100 тысяч рублей.
  • Допуск к осуществлению трудовой деятельности работника, не прошедшего обучение и проверку знаний по ОТ в установленном порядке. На должностные лица налагается штраф, в размере 15-20 тысяч рублей, на юридические лица — 110-130 тысяч рублей
  • Не предоставление работникам средств ИЗ (индивидуальной защиты).На должностные лица налагается штраф, в размере 20-30 тысяч рублей, на юридические лица — 130-150 тысяч рублей.
  • Не соблюдение гос. нормативов по ОТ по обеспечению безопасности сотрудников при эксплуатации сооружений, зданий, оборудования и т.д. На должностные лица налагается штраф, в размере 5-10 тысяч рублей, на юридические лица — 50-70 тысяч рублей

Выход в свет Федерального закона № 421-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием ФЗ «О специальной оценке условий труда» повлек за собой изменения в Кодексе об административных правонарушениях РФ и в Уголовном кодексе РФ.

  • Нарушение трудового законодательства и других нормативно-правовых актов, которые содержат нормы трудового права. На должностные лица налагается административный штраф в размере 1-5 тысяч рублей, на юридические лица 30-50 тысяч рублей.
  • Нарушение ТЗ (трудового законодательства) и других нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, лицом, которое ранее уже подвергалось админ. наказанию за аналогичное нарушение.
    На должностные лица налагается штраф в размере 10-20 тысяч рублей, на юридических — 50-70 тысяч рублей.
  • Нарушение требований ОТ, совершенное лицом, отвечающим за их выполнение, повлекшее по неосторожности причинение тяжелого вреда здоровью человека. Штраф до 400 тыс.рублей либо лишение свободы сроком на 1 год с невозможностью занимать определенные должности;
  • То же, повлекшее смерть человека по неосторожности — лишение свободы до 4 лет.
  • То же, повлекшее смерть двух лиц и более — лишение свободы до 5 лет.

Что грозит за отсутствие спецоценки условий труда: таблица штрафов

В том же 426-ФЗ говорится, чем грозит отсутствие спецоценки рабочих мест, — штрафом. Окончание переходного этапа значит, что с 01.01.2022 работодатель, который не организовал в течение предусмотренного длительного периода СОУТ на всех рабочих местах, считается нарушившим законодательство и подвергается административному взысканию в виде денежных сумм или предупреждения по ст. 5.27.1 КоАП РФ. Штраф за отсутствие аттестации рабочих мест 2022 года достигает 80 000 рублей. Сумма зависит от того, кто стал нарушителем, и в какой по счету раз.

  • без всяких препятствий в любое время суток проверять работодателей (при наличии удостоверения);
  • запрашивать любые документы в целях исполнения контрольной функции;
  • изымать образцы материалов, веществ для изучения, по итогам — формировать акт;
  • направлять работодателям предписания по устранению выявленных нарушений с предложениями о наказании ответственных;
  • оформлять протоколы по нарушениям, рассматривать дела по нарушениям административного характера, направлять в органы правопорядка, суд.

Вопрос о том, кто штрафует за отсутствие аттестации рабочих мест, решен на уровне федерального законодателя. В ч. 1 ст. 25 ФЗ № 426-ФЗ Приказом Минтруда РФ от 21.04.2022 № 377н утвержден регламент, в соответствии с которым Роструд и терорганы — государственные инспекции труда реализуют функции по госконтролю за соблюдением требований законодательства о СОУТ.

Процедура СОУТ введена вместо аттестации с 2014 года. Финальный этап проведения процедуры на предприятиях, которые были образованы до вступления закона в силу, завершился 31.12.2022. Работодателям предоставлен длительный переходный период и организации разных форм собственности должны были закончить в этот срок проведение СОУТ, а по ее результатам обозначить в трудовых соглашениях с сотрудниками классы условий их работы. Статья 15 ФЗ № 426-ФЗ предусматривает необходимость довести до сведения сотрудников итоги спецоценки в срок не больше 30 календарных дней с даты утверждения отчета по СОУТ.

Для новых рабочих мест и для организаций, которые созданы после вступления закона в силу, спецоценку необходимо провести не позже 12 месяцев с даты их ввода в действие (п. 1 ч. 2 ст. 17 ФЗ № 426-ФЗ). Аналогичный период установлен для перемещенного в новое помещение рабочего места (Письмо Минтруда РФ от 23.01.2022 № 15-1/ООГ-169).

Она предусмотрена специальной статьей КоАП РФ — 4.54 . За нарушение порядка спецоценки юрлицам выпишут штраф в размере от 70 000 до 100 000 рублей, должностным лицам — в размере от 20 000 до 30 000 рублей. За повторное правонарушение санкции предусмотрены более серьезные, причем юрлицу грозит административное приостановление деятельности. Эксперт по данной статье несет ответственность как должностное лицо.

31.12.2022 закончился период проведения спецоценки условий труда в России, установленный ФЗ-426. В связи с этим возникали вопросы: когда начнут штрафовать за отсутствие СОУТ? Свои полномочия контролирующие органы уже реализуют в полном объеме: с 01.01.2022 Роструд начал штрафовать работодателей за отсутствие специальной оценки условий труда (СОУТ). Таким образом, штраф за отсутствие спецоценки условий труда в 2022 году последует, если работодатель не имеет на руках результатов проведения СОУТ. Но некоторые из них смогут избежать ответственности, если выполнят рекомендации Минтруда России. Опубликованные министерством разъяснения должны помочь организациям малого бизнеса и ИП в вопросах проведения спецоценки. Рассмотрим подробнее, что советует Минтруд работодателям, чтобы не получить штрафы за отсутствие СОУТ.

  • приказ руководителя о создании и утверждении комиссии по спецоценке;
  • график;
  • перечень включенных в оценку рабочих мест;
  • перечень вредных и опасных факторов на производстве, подлежащих отдельному исследованию;
  • список мероприятий, которые решено осуществить по результатам в сфере охраны труда;
  • отчет об осуществлении оценки;
  • результаты произведенной идентификации потенциально вредных и опасных производственных факторов.

Минтруд уже разработал порядок привлечения к ответственности: то есть уже решено, как будут штрафовать за отсутствие СОУТ. К работодателю, не исполнившему требования из полученного от Роструда предупреждения, применяется механизм административного рассмотрения правонарушения с последующим наложением на работодателя санкций, предусмотренных нормами статьи 5.27.1 КоАП РФ. А это штраф в размере до 80 000 рублей — за первичное нарушение и до 200 000 рублей — за повторное. Кроме того, возможна приостановка работы организации или ИП на период до 90 суток. Должностных лиц, допустивших повторное нарушение правил спецоценки, могут дисквалифицировать на период от 1 года до 3 лет.

  1. В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ, специальная оценка условий труда является обязательной и проводится у всех работодателей, независимо от организационно-правовой формы. В противном случае штраф за отсутствие СОУТ в 2022 году сотрудники Роструда выпишут в обязательном порядке. Но исключения имеются.
  2. По нормам Трудового кодекса РФ, работодатель — это физическое (ИП) либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с физлицом-работником.
  3. Если у индивидуального предпринимателя отсутствуют наемные работники по трудовому договору, то специальная оценка у него не проводится.
  4. Если ИП привлекает специалистов (бухгалтеров, юристов и т. п.) на условиях аутсорсинга (по гражданско-правовому договору), эти специалисты работают на дому (или дистанционно) и у них отсутствуют постоянные рабочие места, то СОУТ у таких предпринимателей не проводится.
  5. Работодатели обязаны подавать декларацию в отношении всех рабочих мест, на которых не выявлены по результатам специальной оценки условий труда вредные и (или) опасные производственные факторы. Такая декларация подается в Государственную инспекцию труда субъекта РФ (по месту нахождения работодателя). Срок действия поданной декларации — 10 лет, но только при условии, что на декларируемых рабочих местах за этот период не происходили несчастные случаи на производстве, профессиональные заболевания или нарушения, выявленные при проверках ГИТ. Минтруд напомнил, что декларацию о СОУТ можно подать дистанционно на сайте Роструда в интернете.
  6. Организации или ИП-работодатели, образованные в 2022 году, или новые рабочие места должны быть проверены в срок 12 месяцев с момента организации: если в организации появилось новое рабочее место, к примеру, в декабре 2022 года, то срок завершения специальной оценки условий труда — не позднее декабря 2022 года.
Это интересно:  Кредит ипотека в сбербанке условия в 2022 году процентная для сотрудников

Специальная оценка условий труда

Выход в свет Федерального закона № 421-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием ФЗ «О специальной оценке условий труда» повлек за собой изменения в Кодексе об административных правонарушениях РФ и в Уголовном кодексе РФ.

  • Нарушение работодателем определенного ФЗ порядка проведения СОУТ (специальной оценки условий труда) на рабочих местах либо ее не проведение. На должностные лица налагается штраф, в размере 5-10 тысяч рублей, на юридические лица — 60-80 тысяч рублей.
  • Допуск сотрудников к работе без прохождения обязательного и периодического медицинских осмотров. На должностные лица налагается штраф, в размере 10-20 тысяч рублей, на юридические лица — 80-100 тысяч рублей.
  • Допуск к осуществлению трудовой деятельности работника, не прошедшего обучение и проверку знаний по ОТ в установленном порядке. На должностные лица налагается штраф, в размере 15-20 тысяч рублей, на юридические лица — 110-130 тысяч рублей
  • Не предоставление работникам средств ИЗ (индивидуальной защиты).На должностные лица налагается штраф, в размере 20-30 тысяч рублей, на юридические лица — 130-150 тысяч рублей.
  • Не соблюдение гос. нормативов по ОТ по обеспечению безопасности сотрудников при эксплуатации сооружений, зданий, оборудования и т.д. На должностные лица налагается штраф, в размере 5-10 тысяч рублей, на юридические лица — 50-70 тысяч рублей
  • Нарушение трудового законодательства и других нормативно-правовых актов, которые содержат нормы трудового права. На должностные лица налагается административный штраф в размере 1-5 тысяч рублей, на юридические лица 30-50 тысяч рублей.
  • Нарушение ТЗ (трудового законодательства) и других нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, лицом, которое ранее уже подвергалось админ. наказанию за аналогичное нарушение.
    На должностные лица налагается штраф в размере 10-20 тысяч рублей, на юридических — 50-70 тысяч рублей.
  • Нарушение требований ОТ, совершенное лицом, отвечающим за их выполнение, повлекшее по неосторожности причинение тяжелого вреда здоровью человека. Штраф до 400 тыс.рублей либо лишение свободы сроком на 1 год с невозможностью занимать определенные должности;
  • То же, повлекшее смерть человека по неосторожности — лишение свободы до 4 лет.
  • То же, повлекшее смерть двух лиц и более — лишение свободы до 5 лет.

Штраф за непроведение соут в 2022 году

  • сведения, предусмотренные пунктами 1, 2 части 1.1 статьи 19 настоящего Федерального закона:​
  • Сведения о сокращении в установленном порядке области аккредитации испытательной лаборатории; ​
  • Сведения об изменении состава экспертов организации, имеющих выданный в установленном порядке сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда.​
  • 10 рабочих дней со дня утверждения отчета ей дается на передачу сведений о результатах спецоценки в ФГИС СОУТ. Закон предписывает сделать это в форме электронного документа, подписанного УКЭП (ч. 3 ст. 18 Закона № 426-ФЗ).
  • В 10-ти дневный срок ей надлежит сообщать в Роструд об изменении состава квалифицированных экспертов и сокращении области аккредитации испытательной лаборатории (ст. 19 новой редакции Закона № 426-ФЗ).
  • Ознакомление работников с условиями труда на их рабочих местах
  • Уведомление экспертной организации об утверждении отчета по СОУТ
  • Подача декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (далее — ГНТОТ)
  • Размещение информации об условиях труда по результатам проведенной СОУТ на официальном сайте (при наличии)
  • трудинспекторы, причем практика показывает, что они интересуются и теми работодателями, которые провели спецоценку, но не вовремя;
  • специалисты Пенсионного фонда РФ. ПФР запрашивал соответствующую документацию по СОУТ в бумажном и электронном виде, сдать ее необходимо было до 01.06.2022. Цель — устранить расхождения данных, содержащихся в ГИС СОУТ с фактически предоставленными данными по спецоценке, содержащимися в отчете.
  • невыполнение требования об обязательном информировании работников об условиях их труда;
  • отсутствие публикации сведений о результатах СОУТ на сайте организации;
  • непредоставление данных об итогах спецоценки в уполномоченные государственные органы;
  • другие проступки.
  • если был несчастный случае (за исключением виновных действий третьих лиц);
  • если у сотрудника, работавшего на безопасном рабочем месте, обнаружилось профзаболевание из-за вредных или опасных условий трудовой деятельности;
  • если на безопасном рабочем месте при проверке охраны труда найдены нарушения нормативов.

С 2022 г. в отношении СОУТ приняты некоторые изменения, внесенные в законодательство. К примеру, к ним относится бессрочность деклараций соответствия СОУТ нормативным требованиям относительно рабочих мест, по которым сохранились соответствующие условия трудовой деятельности.

  • 1С-Отчетность— для подготовки и сдачи регламентированной отчетности из программ «1С» во все контролирующие органы: ФНС, ПФР, ФСС, Росстат, Росалкогольрегулирование, Росприроднадзор и ФТС;
  • Информационная система 1С:ИТС— для получения справочной информации по ведению кадрового учета, расчету заработной платы и работе в программе «1С:Зарплата и кадры государственного учреждения 8». В информационной системе 1С:ИТС представлены: «Справочник кадровика», новости, комментарии и консультации специалистов по вопросам кадрового учета, пошаговые инструкции по ведению кадрового учета и расчетам с персоналом в программах «1С», составлению и отправке отчетности в контролирующие органы;
  • 1С:ДиректБанк— для прямого обмена с банками информацией по зарплатным проектам в электронном виде. Можно формировать файлы-заявки на открытие и закрытие лицевых счетов, реестры перечисляемой сотрудникам зарплаты. В типовой поставке формирование таких файлов предусмотрено по универсальному стандарту, который поддерживают многие банки.

Ответственность за непроведение специальной оценки условий труда

на должностных лиц – от 1000 до 5000 руб. (при повторном привлечении к ответственности за аналогичное правонарушение – дисквалификация на срок от года до трех лет);
на предпринимателей – от 1000 до 5000 руб. или приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
на юридических лиц – от 30 000 до 50 000 руб. или приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Специальная оценка условий труда (СОУТ) – это единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также – вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

Серьезных перемен в оценке рабочих мест на предмет соответствия условий труда установленным нормативам не произошло. Большинство специализированных организаций, проводивших аттестацию, с 1 января 2014 г. начали проводить СОУТ. СОУТ проводится в соответствии с законом о СОУТ и приказом Минтруда России от 24.01.2014 г. № 33н. Результаты ранее проведенной аттестации рабочих мест действительны в течение пяти лет с момента ее завершения, но не более чем до 31 декабря 2022 г.

С 1 января 2015 г. нарушение работодателем установленного порядка проведения СОУТ или ее непроведение квалифицируются по ч. 2 и 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ (Федеральный закон № 421-ФЗ). Должностному лицу и индивидуальному предпринимателю грозит предупреждение либо наложение штрафа от 5000 до 10 000 руб. (при повторном нарушении – штраф от 30 000 до 40 000 руб. или дисквалификация на срок от года до трех лет), юридическому лицу – от 60 000 до 80 000 руб. При повторном нарушении:

должностным лицам – штраф в размере от 30 000 до 40 000 руб. или дисквалификация на срок от года до трех лет;
предпринимателям – такие же суммы штрафа или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
юридическим лицам – штраф от 100 000 до 200 000 руб. или приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Спецоценка рабочих мест в 2022 году: последние изменения

Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ устанавливает единый порядок, по которому производится оценка условий труда на рабочем месте в 2022 году. Кто должен проводить СОУТ, прописано в ст. 3 Закона № 426-ФЗ. Это все работодатели, осуществляющие деятельность на территории РФ.

То есть, новый приказ № 503 по сути отменил срок равный пяти годам, в течение которого действует декларация СОУТ. Однако надо выполнить условие — сохранить на рабочих местах условия, которые утверждены на момент проведения оценки аккредитованной организацией.

  • Устанавливают размеры страхового обеспечения, уплачиваемого работодателем в пользу наемных работников. Чем более лучшие условия труда обеспечит работодатель, тем меньше ему придется доплачивать в бюджет.
  • Применяют дополнительные гарантии и компенсации к персоналу, занятому на “особых” условиях (опасность, вредность). В частности, денежные надбавки, дополнительное время отдыха и сокращенный рабочий день.

Из-за поправок, которые обессрочили декларацию СОУТ в 2022 году, меняется и порядок ее подачи. Однако сильных отличий от порядка 2022 года нет. Поправки чисто технические. В частности, авторы проекта сделали актуализацию по тексту документа. Например, были исключены ссылки на сроки, в которые действует декларация.

Власти скорректировали порядок проведения экспертизы условий труда. Изменения начнут действовать с 1 марта 2022 года. По-новому надо будет считать сроки действия СОУТ. Но и это еще не все. Рассмотрели, что нового в спецоценке условий труда. Понятие «спецоценка условий труда» введено в оборот с 2014 года. Эта экспертная процедура заменила устаревшую аттестацию рабочих мест. По результатам СОУТ конкретному рабочему месту присваивается класс или подкласс трудовых условий.

Оцените статью
Доступное Правовое обеспечение