Режим труда и отдыха по тахографу для водителей дальнобойщиков в 2022 году

  • Сократить ежедневный отдых до 9 часов не более трех раз в течение периода между завершением одного еженедельного отдыха и началом следующего.
  • Разделить отдых на несколько частей. Первая должна быть не меньше 3 часов, последняя — не менее 9.
  • Сменный. Водитель выходит на работу в свою смену — дневную, вечернюю или ночную на основании графика. График ежемесячно составляет работодатель и доводит до работника не позднее месяца до введения его в действие
  • Разрывной. Рабочая смена водителя состоит из нескольких периодов с перерывами между ними, потому что интенсивность перевозок неравномерна на протяжении дня. Это помогает избежать переработок. Продолжительность рабочих периодов в сумме укладывается в нормы Трудового кодекса РФ. Первый перерыв при разрывном графике может наступать не раньше, чем через 4 часа с начала смены.
  • Ненормированный. Водителя вызывают на работу по мере необходимости, при этом часто за пределами установленной для него продолжительности рабочего дня.

Контролировать соблюдение режима труда и отдыха водителей обязан работодатель. Все юридические лица и индивидуальные предприниматели, деятельность которых связана с эксплуатацией транспортных средств, должны оборудовать их тахографами. Подробнее о том, на какие автомобили обязательно должны быть установлены тахографы, читайте в нашей статье.

Режим труда и отдыха водителя должен быть зафиксирован в Правилах внутреннего трудового распорядка (ПВТР) организации, в которой он работает, и прописан в трудовом договоре (ст. 57 ТК РФ). Продолжительность рабочего времени, количество перерывов и выходных регулируется графиком водителя. Они бывают трёх видов:

  • превышена норма времени для управления транспортным средством;
  • превышена норма рабочего времени при суммированном учете;
  • водитель направлен в длительный рейс без сменщика, особенно в ночное время;
  • руководитель не составил график работы для водителя.

Таковы особенности режима труда и отдыха водителей автомобилей, действующие в 2022 году. Нормальная продолжительность рабочей недели составляет 40 часов. При этом в Приказе № 424 отсутствует строгое требование работать по 8 или 7 часов в день. Допускается, чтобы количество рабочих дней и их продолжительность изменялись, но при этом должен соблюдаться режим труда и отдыха водителя автобуса или иного транспортного средства.

  • до 10 часов – в обычных условиях;
  • до 12 часов – на городских и пригородных автобусных маршрутах;
  • до 12 часов – для водителей системы здравоохранения, телефонных, телеграфных служб, учреждений связи, при перевозке руководителей организаций, телевизионных служб и инкассаторских автомобилей, такси, а также вахтовых бригад.

Тахографы применяются для непрерывной регистрации данных о скорости и маршруте движения, продолжительности управления автомобилем и отдыха водителя. Требования к тахографам регламентируются Приказом Минтранса России № 440, их необходимо учитывать при разработке графика работы.

Работодатели имеют право сокращать время еженедельного отдыха до 24 часов 1 раз в течение двух идущих подряд недель. Разница времени, на которое сокращен еженедельный отдых, в полном объеме должна быть использована водителем на отдых от управления автомобилем в течение трех подряд календарных недель после окончания календарной недели, в которой еженедельный отдых был сокращен. Этот период отдыха должен быть присоединен к ежедневному отдыху, продолжительностью не менее 9 часов, или очередному еженедельному отдыху.

  • Расширен перечень водителей, которым разрешено не соблюдать утвержденные требования. А вот водители, входящие в состав вахтовых бригад, теперь смогут работать только по общепринятым правилам. Для них необходимо составлять график работы и придерживаться установленного режима труда и отдыха водителей в 2022 году.
  • Отменены ограничения рабочего времени для 5-ти и 6-дневной рабочей недели (8 и 7 часов в день соответственно). В Приказе Минтранса о режиме труда и отдыха водителей указано только общее ограничение — продолжительность рабочей недели может составлять не более 40 часов.
  • Максимально допустимое время управления автомобилем — 9 часов в день. При необходимости водитель транспортного средства сможет увеличивать его до 10 часов, но это можно делать не более 2 раз в неделю. Еще на 2 часа можно увеличить время движения, чтобы завершить перевозку или доехать до места стоянки.
  • Отменен суммированный учет на период до 6 месяцев. Обновленный режим работы труда и отдыха водителя предусматривает, что теперь продолжительность периода для суммированного учета всегда будет составлять 1 месяц. Но если профсоюз даст одобрение, этот период может быть увеличен до 3 месяцев.
  • Теперь можно разделять смену на части, перерыв между которыми должен наступить не позднее чем через 5 часов после того, как водитель приступил к работе. Но это допускается только с согласия водителя и после получения одобрения профсоюзного органа. Время перерыва между частями рабочего дня не входит в рабочее время водителя.
  • Водители должны отдыхать не менее 45 часов в неделю (ранее было 42 часа).
  • Минимальная продолжительность ежедневного отдыха для водителей, по отношению к которым применяется суммированный учет рабочего времени, в 2022 году составит 11 часов вместо 12.

Режим труда и отдыха водителей

9. Рабочее время водителя включает:

  • время управления автомобилем;
  • время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем (далее — специальный перерыв);
  • время работы, не связанной с управлением автомобилем.

15. Рабочее время водителя, не связанное с управлением автомобилем, включает в себя:а) подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии, а при междугородных перевозках — для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены;б) время проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров водителя, а также время следования от рабочего места до места проведения медицинского осмотра и обратно;в) время стоянки в ожидании погрузочно-разгрузочных работ, в ожидании посадки и высадки пассажиров, при оказании технической помощи;г) время простоев не по вине водителя;время проведения работ по устранению возникших неисправностей автомобиля, выполняемых водителем самостоятельно;д) иное время, предусмотренное законодательством Российской Федерации, трудовым договором, заключенным с водителем, и (или) коллективным договором или локальным нормативным актом работодателя, принятым с учетом мнения представительного органа работников.

В этой статье речь пойдет о режиме труда и отдыха водителей, регламентированном законодательством. Дело в том, что уже несколько лет на территории России можно получить не только штраф за отсутствие тахографа (устройства, контролирующего режим работы водителя), но и штраф за нарушение режима труда и отдыха.

Графики работы составляются работодателем и доводятся до сведения водителя. Графики составляются ежемесячно (на месяц), в них отражаются рабочие дни с указанием времени начала и окончания ежедневной работы (смены), времени перерывов для отдыха и питания в каждую смену, а также дни еженедельного отдыха.

Такая схема может использоваться, например, чтобы водитель автобуса привозил работников предприятия и развозил их по домам. При этом первая часть рабочего времени с 7:30 до 11:30, чтобы доставить работников к 9 часам, а вторая часть рабочего времени с 15:30 до 19:30, чтобы развезти работников, окончивших смену в 18 часов.

  1. В понедельник (с 11:45 до 13:45) водитель имеет перерыв (разделение рабочего времени на части), который не включается в рабочее время.
  2. Рабочее время в понедельник составляет 10,5 часов, для пригородных автобусов это допускается.
  3. Время управления автобусом в понедельник 9,25 часов. Это допускается, но не больше 2-х раз в неделю.
  4. Время междусменного отдыха между понедельником и вторником составляет 9 часов. Это допускается, но не более 3-х раз в течение рабочей недели между двумя выходными. Кроме того, в середине дня водитель имел перерыв длительностью 3 часа (2 часа — разделение рабочего времени и 1 час — обед). Можно рассматривать ситуацию так, что отдых водителя в понедельник разделен на 2 части (3 часа + 9 часов). Это допускается.
  5. В среду водитель получил еженедельный отдых продолжительностью 48 часов (с 17:00 вторника, до 17:00 четверга). Это полный выходной, которого достаточно, чтобы начать следующую рабочую неделю.
  6. В пятницу длительность первой половины рабочего дня составляет 4 часа 45 минут и в середине этой части есть только 15-минутный специальный перерыв. Этого вполне достаточно, т.к. вторая часть перерыва, длительность которой 30 минут, совпадает с обедом. А фактическое время управления до обеда — ровно 4,5 часа.
  7. В субботу водитель фактически имеет второй выходной день, однако он является междусменным отдыхом, т.к. его продолжительность меньше 45 часов (36 часов). То есть в воскресенье новая расчетная неделя не начинается.
  8. Водитель отработал за неделю 45,5 рабочих часов. Поскольку график составляется на месяц, в дальнейшем у водителя появится возможность дополнительного отдыха (за счет другого расписания). Время управления автобусом за неделю составило 39,25 часа.

Режим труда и отдыха водителя-дальнобойщика

Однако 1 ноября 2022 года были введены серьёзные, практически европейские штрафы за несоблюдение РТО для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Напомню, что на ИП за переработку или недоотдых теперь, по обновлённой статье 11.23 КоАП, могут выписать от 15000 до 25000 рублей, причём независимо от того, сам ли ИП за рулём, или нанятый им водитель.

Но ведь это легко проверяется, а даже если и не проверить, то ведь совершенно ясно, что если перевозчик пользуется этим постоянно, то его надо привлекать к ответственности, а если раз-другой в месяц, то ничего страшного в этом нет при наших пробках, зимах и ремонтах.

3. Несоблюдение установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации норм времени управления транспортным средством и отдыха либо нарушение установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации режима труда и отдыха водителей в части времени управления транспортным средством и времени отдыха – влечёт.

Третье — в ЕСТР ежедневный отдых может быть поглощён еженедельным, а по нашему — ежедневный стыкуется с еженедельным, то есть прибавляется к нему. Здесь кстати возникает тот же парадокс: если ежедневный междусменный отдых определяется окончанием и началом смены, то как можно присоединить к нему другой отдых, ведь в этом случае ежедневный междусменный отдых либо не начнётся, либо не закончится?

10. В случае, когда при осуществлении междугородной перевозки водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов при условии, если не превышается время управления автомобилем, предусмотренное пунктами 16 и 17 настоящего Положения.

Специальный перерыв может быть разделен на несколько частей, первая из которых должна составлять не менее 15 минут, а последняя — не менее 30 минут, а при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении каждая из частей должна составлять не менее 10 минут.

Это интересно:  Казенное учреждение в 1 с что должно выбрать в расшифровке кэк

Допускается прерывать ежедневный отдых не более двух раз в целях осуществления заезда (выезда) на паром или железнодорожный подвижной состав. При этом общая продолжительность такого перерыва (перерывов) не должна превышать одного часа, время ежедневного отдыха должно суммарно составлять не менее 11 часов.

Водителям, осуществляющим перевозки для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, вещателей общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, оператора связи, осуществляющего эфирную цифровую наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, аварийных служб, перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании руководителей организаций, перевозки на инкассаторских автомобилях, перевозки на легковых такси, а также водителям, работающим в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов.

10. Время управления автомобилем в течение периода времени, не превышающего 24 часов, после завершения ежедневного (междусменного) отдыха или еженедельного отдыха и началом следующего ежедневного (междусменного) отдыха или еженедельного отдыха (далее — ежедневный период), не должно превышать 9 часов. Допускается увеличение этого времени до 10 часов, но не более двух раз в течение календарной недели.

3. В случаях, предусмотренных настоящими Особенностями, при принятии локальных нормативных актов работодателя, содержащих нормы трудового права (далее — локальный нормативный акт работодателя), утверждении графиков сменности, учитывается мнение представительного органа работников (при наличии такого представительного органа), а в случаях, предусмотренных коллективным договором и (или) соглашениями, принятие локального нормативного акта работодателя осуществляется по согласованию с представительным органом работников.

Режим труда и отдыха водителей

Примечание. До 31 декабря 2022 года накладывались и дополнительные ограничения. Если у водителя было 5 рабочих дней, то длительность каждого из них не должна была превышать 8 часов. Если у водителя было 6 рабочих дней, то каждый из них не должен был быть длиннее 7 часов. С 1 января 2022 года эти требования перестали действовать.

Графики работы составляются работодателем и доводятся до сведения водителя. Графики составляются ежемесячно (на месяц), в них отражаются рабочие дни с указанием времени начала и окончания ежедневной работы (смены), времени перерывов для отдыха и питания в каждую смену, а также дни еженедельного отдыха.

9. Рабочее время водителя включает:

  • время управления автомобилем;
  • время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем (далее — специальный перерыв);
  • время работы, не связанной с управлением автомобилем.

15. Рабочее время водителя, не связанное с управлением автомобилем, включает в себя:а) подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии, а при междугородных перевозках — для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены;б) время проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров водителя, а также время следования от рабочего места до места проведения медицинского осмотра и обратно;в) время стоянки в ожидании погрузочно-разгрузочных работ, в ожидании посадки и высадки пассажиров, при оказании технической помощи;г) время простоев не по вине водителя;время проведения работ по устранению возникших неисправностей автомобиля, выполняемых водителем самостоятельно;д) иное время, предусмотренное законодательством Российской Федерации, трудовым договором, заключенным с водителем, и (или) коллективным договором или локальным нормативным актом работодателя, принятым с учетом мнения представительного органа работников.

Примечание. До 1 января 2022 года в некоторых случаях (в курортной местности и на сезонных перевозках) допускалось применять суммированный учет в течение сезона. С 1 января 2022 года учетный период во всех случаях составляет 1 месяц. Он может быть увеличен до 3-х месяцев по согласованию с представительным органом работников.

В этой статье речь пойдет о режиме труда и отдыха водителей, регламентированном законодательством. Дело в том, что уже несколько лет на территории России можно получить не только штраф за отсутствие тахографа (устройства, контролирующего режим работы водителя), но и штраф за нарушение режима труда и отдыха.

Какая норма отдыха у водителя с 2022 года и как она контролируется

Классификация рабочего времени и периодов отдыха для водителей транспортных средств аналогична той, что приведена в ст. 329 ТК РФ. Однако нужно учитывать, что период исполнения обязанностей водителя, помимо времени непосредственного управления транспортным средством, включает и другие виды времени занятости.

  • до 9 часов, но не более 3-х раз во временном отрезке между окончанием одного еженедельного отдыха и началом следующего;
  • дробление времени отдыха на 2 и более части, первая из которых составляет не менее 3-х часов, а последняя не менее 9 часов.

Допустимо сокращать время еженедельного отдыха, но не более чем до 24-х часов не чаще 1 раза в 2 недели. При этом недополученное время необходимо использовать в течение 3-х недель после этого. Оно может быть присоединено к другому ежедневному либо еженедельному отдыху.

  • для водителя – от 1500 до 2000 руб.;
  • для должностных лиц нанимателя – от 7000 руб. до 10 000 руб.;
  • для ИП – от 15 000 до 25 000 руб.;
  • для организаций – от 20 000 руб. до 50 000 руб.

Что изменилось в режиме труда и отдыха водителей с 2022 года

С 1 января действуют новые особенности труда и отдыха водителей автомобилей. Нормы утвердил Минтранс России Приказом № 424 от 16 октября 2022 г. Они обязательны для исполнения всеми юрлицами и ИП, которые самостоятельно управляют автомобильным транспортом.

  1. Обеденный перерыв может составлять не менее 30 минут, но не более 2-х часов. Рекомендовано предоставлять его в середине рабочего дня. Порядок и длительность обеденного перерыва устанавливают в правилах внутреннего трудового распорядка.
  2. Специальный перерыв при непрерывном вождении водитель обязан сделать не позднее, чем через 4 часа 30 минут управления автомобилем. Его продолжительность — не менее 45 минут. Специальный перерыв можно делить на части: 15 и 30 минут.
  3. Прочие перерывы. Если рабочий день больше 8 часов допустимо предоставление 2-х перерывов суммарной продолжительностью не более 2-х часов. Каждый из них не может быть менее 30 минут.
  4. Междусменный отдых не должен быть менее двойной продолжительности предшествующей ему смены (рабочего дня). При совокупном учете междусменный отдых не может быть менее 11 часов. Отклонения от нормы допустимы в следующих случаях:
    • до 9 часов, но не более 3-х раз во временном отрезке между окончанием одного еженедельного отдыха и началом следующего;
    • дробление времени отдыха на 2 и более части, первая из которых составляет не менее 3-х часов, а последняя не менее 9 часов.
  5. Водители, работающие в составе экипажей, часы отдыха дробить не могут. Они обязаны использовать его в количестве не менее 9 часов по окончании ежедневного периода.
  6. Разделение рабочего дня (смены) на части может осуществляться с согласия водителя. С согласия водителей рабочий день (смена) может быть разделен на части. В данном случае суммарное время перерывов между частями рабочего дня (смены) не может превышать:
    • для водителей, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении — 3 часа;
    • для остальных водителей — 5 часов.
  1. Водители аварийно-спасательных и пожарных автомобилей.
  2. Водители легковых автомобилей службы ведомственной охраны.
  3. Водители, занятые перевозками в пределах территории предприятия.
  4. Водители, осуществляющих перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и местного самоуправления.
  5. Водители, занятые на международных перевозках.
  6. Водители автомобилей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
  7. Водители-военнослужащие при исполнении обязанностей военной службы.
  • время ремонта автомобиля, выполняемое водителем самостоятельно;
  • время стоянки в ожидании погрузочно-разгрузочных работ, ожидание посадки и высадки пассажиров;
  • время специальных перерывов для отдыха;
  • время подготовки автомобиля перед выездом и обслуживание после выезда;
  • время предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, а также время следования от рабочего места до места проведения медосмотра и обратно;
  • время иных работ, не связанных с управлением автомобилем, и иное время, предусмотренное трудовым договором, локальным актом и законодательством РФ;
  • время простоев не по вине водителя.

С 1 января 2022 года Минтранс вводит новые профессиональные и квалификационные требования, а также новые требования к режиму работы и отдыха, условиям труда работников-водителей. В программе сложные вопросы подбора и увольнения, новые нормы режима труда и отдыха, оплата труда, материальная ответственность водителей, обеспечение транспортной безопасности, ответственность работодателя за несоблюдение правовых норм.

Правила использования и эксплуатации тахографа в России в 2022 году

4 Необходимо чтобы в машине был хотя бы один рулон бумаги, установленный в тахограф для распечатки информации с тахографа по требованию ГИБДД. Часто можно услышать некое “правило 4-х рулонов”, то есть что нужно возить с собой не менее 3-х рулонов бумаги для тахографа, плюс 1 рулон непосредственно в самом тахографе. Якобы это нужно для возможной распечатки данных за долгий период по требованию сотрудника ГИБДД. И сотрудник может выписать штраф, если у вас нет достаточного количества термобумаги. Однако, подтверждения этому правилу в законе мы не нашли. И даже наоборот, есть оправдательные судебные заключения, которые говорят о том, что нехватка термобумаги не является основанием для вынесения каких-либо штрафов. Подробности — https://sudact.ru/regular/doc/Ot9J2RS4J4J9/.

4 Также на ваши плечи ложится обязанность по считыванию и хранению данных с карт водителей. Считывание каждой карты необходимо производить не реже чем 1 раз в 28 дней. Для бесплатного считывания и хранения данных отлично подойдет программное обеспечение GR.CARDS, которое можно скачать по ссылке https://georoute.ru/

2 Всегда вставлять карту в тахограф до начала движения. Это критически важно, так как самое популярное нарушение правил режима труда и отдыха – это установка карты в тахограф в процессе движения. Такая ошибка расценивается как нарушение и может привести к штрафу в случае проверки. Соответственно ни в коем случае нельзя и вынимать карту из тахографа в процессе движения. Это тоже является нарушением правил.
пункт 9.1 приложение 3 приказ 36
пункт 9.7 приложение 3 приказ 36

Это интересно:  Кто заключает с директором благотвоительного фонда трудовой договор

3 В кабине автомобиля, в доступном для инспектора месте, должна быть наклеена калибровочная таблица. Эти «наклейки» должна выдавать мастерская, которая устанавливала ваш тахограф, вместе с сертификатом на сам тахограф. (Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 53831-2010 «Автомобильные транспортные средства. Тахографы. Технические требования к установке» (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 7 июля 2010 г. N 159-ст))

6 Режим «Готовность», с точки зрения закона, стоит устанавливать во время погрузочно-разгрузочных работ, получения документов и других ситуациях где водитель должен выполнять рабочие обязанности не находясь за рулём. При этом при погрузочно-разгрузочных работах в рабочее время засчитывается не менее 30% от фактически затраченного, для остальных работ в режиме “Готовность” не менее 50%. То есть 8 часов «Готовности» = 4 часам «Работы». Однако на практике чаще происходит ситуация, когда водитель во время такой работы ставит режим «Отдых» и потраченное время идёт в зачёт требуемого ежедневного отдыха и регламентированного перерыва. Формально, это нарушение, и вас могут оштрафовать, если докажут, что водитель в это время работал, а не отдыхал.

Если по какой-либо причине не было выдано постановление, нарушителю может прийти письмо. Дальнейший порядок действий зависит от правил страны. Например, в Швейцарии письма отправляют так, что они легко доходят до нарушителя, который вернулся в Россию. А вот в Финляндии водителя могут задержать прямо на границе и заставить предоставить денежные средства. Это связано с тем, что нередко письма теряются, а взыскать сумму с иностранного гражданина довольно проблематично.

Тахограф – специальное устройство, необходимое для контроля за соблюдением режима труда и отдыха. Прибор устанавливают на грузовые автомобили с максимальной разрешенной массой свыше 3,5 тонн, автобусы. Причём обязанность в установке тахографа в 2022 году возложена не только на юридических, но и на физических лиц.

  • на пломбе отсутствуют следы физического воздействия;
  • присутствует устройство, позволяющее контролировать показатели скоростного режима;
  • установлен навигатор, подключенный к системе ГЛОНАСС и GPS;
  • на самом приборе отсутствуют царапины, вмятины и дефекты, которые могут говорить о попытке физического воздействия на тахометр;
  • корпус изделия цел;
  • у водителя присутствует чип карты, которую использует только он.

Если штраф за тахограф в 2022 году наложили неправомерно, его можно обжаловать. Чаще всего ситуация возникает в случае, если прибор пришёл в негодность в ходе выполняемого рейса. В данной ситуации необходимо вручную заносить данные о скоростном режиме, остановках и промежутках массированного вождения для каждого из лиц, управляющих транспортным средством. Данные можно фиксировать на бумаге, отмечать иным способом. В результате удастся обеспечить необходимый контроль и минимизировать риск возникновения штрафа. Перед последующим выездом тахограф необходимо заменить.

При анализе вышеуказанных положений кажется, что физическим лицам необходимо оснащать тахографом все автомобили категории С и автобусы категории D. Однако категория С более обширная. В нее входят все грузовики разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов в том числе и транспортные средства с КМУ (манипулятор). У авто с КМУ (манипулятор) в свидетельстве о регистрации, в графе «тип ТС», отсутствует значение «грузовой автомобиль». Вместо него указана фраза «кран-манипулятор». Следовательно такое транспортное средство не является грузовиком, хотя и относится к категории С, и гражданин не получит штраф за отсутствие тахографа на манипуляторе. Установка тахографа является обязательной, если автомобилем с КМУ владеет юридическое лицо.

Новые требования к режиму труда и отдыха водителей с

С 1 января 2022 года действует Приказ Минтранса РФ от 16.10.2022 N 424, которым утверждены Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей (далее — Особенности). Срок действия документа ограничен 1 января 2027 года. На кого распространяются требования этого документа? Чем новые правила отличаются от ранее действовавших (Приказ Минтранса РФ от 20.08.2004 N 15)? Какие нормы времени нахождения в пути и отдыха предусмотрены для водителей автобусов и грузовиков с максимально разрешенной массой более 3,5 т?

Обратите внимание! При регулярных перевозках пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении каждая часть перерыва должна быть не менее 10 минут. Ранее действовавшие правила содержали норму, согласно которой работник должен был отдыхать не менее 15 минут.

Пункт 13 Особенностей содержит требование, согласно которому не позднее 4 часов 30 минут нахождения в пути водитель должен прерваться минимум на 45 минут. Перерыв можно делить на части, при этом первая должна быть не менее 15 минут, а последняя — не менее 30 минут.

При суммированном учете рабочего времени ежедневный отдых должен составлять не менее 11 (п. 18 Особенностей), а не 12 часов (п. 25 Положения, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 N 15). Разрешено сокращать это время до 9 часов, но не более трех раз в период между еженедельными отдыхами. Также работодатели смогут разделять ежедневный отдых на части: первая должна быть не менее 3 часов, а последняя — не менее 9 часов.

К сведению. В ранее действовавшем документе увеличение суточного времени управления автомобилем было возможно только при суммированном учете рабочего времени. При этом суммарная продолжительность управления автомобилем за неделю не могла превышать 56 часов и за две недели подряд — 90 часов (неделей считается период времени с 00 часов 00 минут 00 секунд понедельника до 24 часов 00 минут 00 секунд воскресенья).

Сколько можно ехать по тахографу в сутки в России в 2022 году

Каждый прибор привязан к конкретному водителю, который должен оформить специальную карту. Она является идентификатором, по которому отслеживается время в пути. Техническое состояние тахографа проверяется перед началом смены. Все затраты, связанные с оформлением карточки водителя и обслуживанием прибора несет владелец транспортного средства.

Несоблюдение установленных нормативных значений труда и отдыха влечет административную ответственность водителя, должностного лица и владельца транспортного средства. За нарушение режима на водителя налагается штраф в размере от 1500 до 2000 рублей, на должностное лицо – от 7000 до 10000 рублей. Индивидуальный предприниматель заплатит от 15000 до 25000 рублей, юридическое лицо – от 20000 до 50000 рублей.

Для принятия пищи водителю предоставляется не менее 30 минут и не более 2 часов. Если работник проводит за рулем более 8 часов в сутки, ему обязаны обеспечить 2 перерыва на обед. В общей сложности сотрудник должен отдыхать 11 часов в сутки. Расписание времени исполнения трудовых обязанностей и восстановления сил после трудового дня составляет администрация предприятия.

При этом время нахождения работника не за рулем не считается рабочим временем. Этот период учитывается и оплачивается дополнительно. Размер выплаты определяется на основании положения об оплате труда, утвержденного директором автотранспортного предприятия.

  1. Ежедневный. Труд водителя учитывается в количестве фактически отработанного времени. Нормативное значение равно 8 часам в день при пятидневной рабочей неделе и 7 часам — при шестидневной.
  2. Суммарный. Используется, когда возникает производственная необходимость увеличить рабочий день. В качестве отчетного периода берется календарный месяц. Продолжительность смены для водителя может составить 10 часов, но не более 2 раз в неделю.
  1. Водители аварийно-спасательных и пожарных автомобилей.
  2. Водители легковых автомобилей службы ведомственной охраны.
  3. Водители, занятые перевозками в пределах территории предприятия.
  4. Водители, осуществляющих перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и местного самоуправления.
  5. Водители, занятые на международных перевозках.
  6. Водители автомобилей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
  7. Водители-военнослужащие при исполнении обязанностей военной службы.
  • 9 часов в течение периода, не превышающего 24 часов с момента начала управления транспортным средством, после завершения ежедневного или еженедельного отдыха. Допускается увеличение этого времени до 10 часов, но не более 2 раз в течение календарной недели;
  • 56 часов в течение календарной недели;
  • 90 часов в течение 2 календарных недель.

Продолжительность такого отдыха, если сложить его с перерывом на отдых и питание, должна быть минимум в 2 раза больше предшествующего ему рабочего дня (смены). Например, после 8-часовой рабочей смены с перерывом для отдыха, продолжительностью 1 час водитель должен отдохнуть не меньше 15 часов, прежде чем заступать на следующую. Если перерыв составлял 2 часа, то перед следующей сменой он должен отдохнуть не менее 14 часов

8. В порядке, предусмотренном статьей 101 Трудового кодекса Российской Фе��ерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2022, N 25, ст. 3594), для водителей легковых автомобилей (кроме легковых такси), а также для водителей автомобилей, занятых на геологоразведочных, топографо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях, может устанавливаться ненормированный рабочий день.

Водителям, работающим на маршрутах регулярных перевозок пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов по согласованию с представительным органом работников.

104. Ведение реестра физических и юридических лиц, подавших уведомление о начале осуществления деятельности по изготовлению и выдаче электронных карточек к электронным (цифровым) тахографам (далее – реестр изготовителей карточек), производится уполномоченным органом в области автомобильного транспорта.

8) в течение десяти календарных дней после установления факта повреждения, утери или хищения карточки подает изготовителю карточки документы на выдачу новой карточки, либо письменное заявление в произвольной форме на аннулирование карточки с указанием обстоятельств повреждения, утери или хищения карточки и документы, подтверждающие факт утери или хищения карточки – в случае утери или хищения карточки;

11) регулярные автомобильные перевозки пассажиров и багажа — перевозки, осуществляемые перевозчиками с использованием автобусов, микроавтобусов, троллейбусов, по заранее согласованным маршрутам следования, расписаниям движения с установленными начальными и конечными пунктами, пунктами посадки и высадки пассажиров;

7) нотариально заверенная копия документа (сертификата), выданного работнику сервисного центра изготовителем электронного (цифрового) тахографа или уполномоченной им организацией, подтверждающего прохождение работником сервисного центра обучения по установке и обслуживанию тахографов;

169. В Национальной базе данных по электронным (цифровым) тахографам ведется учет всех выданных, действующих, потерянных и замененных карточек к электронным (цифровым) тахографам и установленных электронных (цифровых) тахографов на автотранспортные средства сервисными центрами.

Это интересно:  Рбп лицензия косгу 2022

Режим труда и отдыха водителей в 2022 году: новые правила

Для водителей, участвующих в перевозке пассажиров и грузов, с нового года вводятся новые правила рабочего времени ( Приказ № 424 Минтранса ). Водители колесных транспортных средств руководствуются в своей деятельности Положением о рабочем времени и времени отдыха. В этот документ и были внесены изменения, которые вступили в силу с нового года.

Например, водитель, доставляющий грузы на автомобиле между городами находится в пути одиннадцать часов. За этот промежуток времени он имеет право два раза сделать остановку, чтобы принять пищу и немного отдохнуть. Первые четыре часа поездки он не делает остановок. После этого наступает перерыв на обед и длится не менее тридцати минут. Если потребуется, перерыв может быть дольше – до полутора часов. Это получается исходя из того, что общее время отдыха не превышает двух часов. Но поскольку работник находится за рулем одиннадцать часов, то ему положены два перерыва, и каждый должен быть не менее получаса. Поэтому водитель должен сам разделить два часа отдыха на два раза как ему удобно.

Водителю, как и каждому сотруднику предприятия, положены выходные. За неделю непрерывный отдых должен быть не менее сорока пяти часов. Это два дня в неделю. Сократить период отдыха можно до двадцати четырех часов с одним условием: использовать запас сокращенного отдыха нужно в течение следующих трех недель.

Водители относятся к особой категории работников. Они должны соблюдать и правила дорожного движения, и нормы внутреннего трудового распорядка компании. У трудовой инспекции водители – любимая категория проверяемых работников. Ни одна проверка предприятия не обходится без вопроса: «А водители у вас есть?». Как показывает практика, наибольшее количество штрафов образуется по этой категории сотрудников. Поэтому очень важно следить за изменениями в законодательстве, чтобы не давать повода проверяющим.

Когда водитель отработает четыре часа своей смены, он получает право на обеденный перерыв. Его продолжительность может быть от тридцати минут до двух часов. Если рабочая смена превышает по своей продолжительности восемь часов, то водитель может иметь два перерыва. Но в сумме они будут составлять не дольше двух часов.

5 Если в вашем автопарке есть транспорт с тахографами ЕСТР, то вы также обязаны считывать данные с таких тахографов не реже, чем 1 раз в 90 дней, в соответствии с правилами международных перевозок. Также обратите внимание, что считывать данные с тахографов СКЗИ, по требованию закона, не нужно. Но вы можете это делать в добровольном порядке.

4 Также на ваши плечи ложится обязанность по считыванию и хранению данных с карт водителей. Считывание каждой карты необходимо производить не реже чем 1 раз в 28 дней. Для бесплатного считывания и хранения данных отлично подойдет программное обеспечение GR.CARDS, которое можно скачать по ссылке https://georoute.ru/

Всего существует 4-е режима работы тахографа. «Управление», «Работа», «Готовность» и «Отдых». Режим «Отдых» ключевой в данном случае, потому что именно от соответствия записанных об «отдыхе» данных будет приниматься решение было ли нарушение закона или вождение было в соответствии с нормами закона о труде и отдыхе.

3 После установки и настройки (тахографа) вам необходимо раз в 3 года менять блок СКЗИ в тахографе (на ЕСТР тахографы это правило не распространяется). Также блок СКЗИ необходимо менять при смене владельца транспорта, если вы продаете автомобиль, то вам необходимо хранить свой блок СКЗИ в металлическом сейфе в течение года. Если же вы покупаете автомобиль с тахографом, то вам необходимо поменять блок СКЗИ в тахографе на новый, а старый отдать бывшему владельцу транспортного средства.
Касательно тахографов ЕСТР ситуация следующая. Периодические инспекции оборудования, установленного на транспортных средствах, должны производиться после любого ремонта такого оборудования или после любого изменения характеристического коэффициента транспортного средства или эффективной окружности шин или в том случае, если часы, показывающие время UTC, спешат или отстают более чем на 20 минут, или в случае изменения регистрационного номера транспортного средства (VRN) не реже одного раза в два года (24 месяца) после последней инспекции. Такие инспекции включают в себя калибровку тахографа.
Приказ минтранса №36. Приложение 4, пункт 6.
Европейское соглашение, касающееся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР). Параграфы 256, 257, 258.

4 Необходимо чтобы в машине был хотя бы один рулон бумаги, установленный в тахограф для распечатки информации с тахографа по требованию ГИБДД. Часто можно услышать некое “правило 4-х рулонов”, то есть что нужно возить с собой не менее 3-х рулонов бумаги для тахографа, плюс 1 рулон непосредственно в самом тахографе. Якобы это нужно для возможной распечатки данных за долгий период по требованию сотрудника ГИБДД. И сотрудник может выписать штраф, если у вас нет достаточного количества термобумаги. Однако, подтверждения этому правилу в законе мы не нашли. И даже наоборот, есть оправдательные судебные заключения, которые говорят о том, что нехватка термобумаги не является основанием для вынесения каких-либо штрафов. Подробности — https://sudact.ru/regular/doc/Ot9J2RS4J4J9/.

Режима труда и отдыха водителей

Поэтому в ЕСТР, например, говорится о продолжительности управления, а в отечественном документе, помимо нее, — еще и о рабочем дне. Получается даже «забавно»: для стандартного рабочего дня лимит рабочего времени устанавливается в 8 часов, а продолжительность управления автомобилем в течение этого рабочего дня — в 9 часов.

Благо, в сфере грузоперевозок есть специальные законодательные акты. (нормы режима труда и отдыха водителей), призванные избавить транспортные компании от такой «рачительности» и «забывчивости». И хотя они порой содержат в себе противоречия и недосказанности, а проверить абсолютно каждого находящегося в рейсе водителя не представляется возможным, контроль за соблюдением рабочего времени за рулем становится все строже.

Однако при внутрироссийских перевозках водитель может непрерывно находиться за рулем только в течение 4 часов, после чего он должен сделать обязательную паузу минимум на 15 минут. После возобновления движения перерывы в 15 минут можно устанавливать не более чем через каждые 2 часа.

Однако при суммированном учете рабочего времени междусменный отдых может длиться 12 часов, а при междугородних перевозках — 11 часов. Максимум (!) три раза в течение недели он может быть сокращен до 9 часов. Однако при условии, что до конца следующей недели водитель получит дополнительный отдых, соответствующий тому количеству часов, которые он недоотдыхал.

Если говорить непосредственно о самих законодательных актах, то при применении их положений всегда нужно учитывать: какой именно вид грузоперевозки осуществляется. Водитель, находящийся в международном рейсе, должен придерживаться международных правил — Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР). Причем даже въезжая на территорию России, он все равно продолжает подчиняться требованиям ЕСТР.

Нормы времени управления транспортным средством

C 1 ноября 2022 года, были введены штрафы не уступающие по сумме европейскому законадательству за нарушение Режима Труда и Отдыха водителя. Штраф распространяется на физических лиц, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Штрафы за нарушение РТиО составляют от 1500р до 25000р. Штраф накладывается как на водителя, так и на компанию (юридическое лицо) при нарушении РТиО.

Постановление Правительства №1733 от 20 декабря 2022 вносит дополнения в Правила Дорожного Движения раздел №26 «Нормы времени управления транспортным средством и отдыха». Положения настоящего раздела применяются в отношении физических лиц, осуществляющих эксплуатацию грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых превышает 3,5 тонн, и автобусов.

При достижении предельного времени управления транспортным средством, предусмотренного пунктом 26.1 или пунктом 26.2 настоящих Правил, и при отсутствии места стоянки для отдыха водитель вправе увеличить период управления транспортным средством на время, необходимое для движения с соблюдением необходимых мер предосторожности до ближайшего места стоянки для отдыха, но не более чем:

Положения настоящего раздела применяются в отношении физических лиц, осуществляющих эксплуатацию грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, и автобусов. Указанные физические лица по требованию должностных лиц, уполномоченных на осуществление федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения, предоставляют доступ к тахографу и карте водителя, используемой совместно с тахографом, а также осуществляют по требованию этих должностных лиц вывод на печать информации из тахографа.

Любой отдых, который используется в качестве компенсации за сокращение ежедневного и/или еженедельного периода отдыха должен присоединяться к другому периоду отдыха продолжительностью не менее восьми часов и предоставляться по просьбе заинтересованного лица в месте стоянки транспортного средства или приписки водителя.

  • осуществляющие перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и органов местного самоуправления;
  • занятые на международных перевозках;
  • осуществляющие перевозки в пределах границ территории предприятия, не выезжающие на дороги общего пользования.

ФЗ №196 от 10 декабря 1995 года. Физические лица упомянуты в п. 3 вышеуказанного нормативного акта. В нем говорится, что граждане, эксплуатирующие автобусы и грузовые автомобили, масса которых превышает 3,5 тонн, обязаны соблюдать режим работы и отдыха, а также оснастить ТС тахографом.

Контроль за соблюдением водителем режимов движения, труда и отдыха осуществляет тахограф, который ведет запись режима работы конкретного водителя, имеющего карту водителя. Спутниковые навигаторы функцию контроля за режимом работы водителя не осуществляют.

Время междусменного отдыха между понедельником и вторником составляет 9 часов. Это допускается, но не более 3-х раз в течение рабочей недели между двумя выходными. Кроме того, в середине дня водитель имел перерыв длительностью 3 часа (2 часа — разделение рабочего времени и 1 час — обед).

Что такое Тахограф и какая категория водителей не сможет обойтись без него в 2022 году

Тахограф фиксирует маршрут, скорость машины, время работы и отдыха водителя. Прибор устанавливают на переднюю панель. Во время работы на дисплее видны данные, которые тахограф запоминает. Водитель, садясь за руль, вставляет в тахограф личную карточку, и так устройство контролирует режим труда. Информацию, которую запоминает прибор, защищает криптографический блок СКЗИ. В спорных ситуациях показания тахографа принимают как доказательства.

Эти и другие требования из Приказа Минтранса контролирует тахограф. Если прибор зафиксировал нарушение и сотрудник гибдд или Ространснадзора это заметил, назначат наказание. Водителя оштрафуют на сумму от 1500 до 2000 рублей, ИП — от 15000 до 20000 рублей.

Оцените статью
Доступное Правовое обеспечение