Правописание суффиксов ик и ек правило

Суффиксы -ек,ик

Следует различать уменьшительно ласкательные суффиксы существительных мужского рода -ек (в безударной позиции) и -ик, -чик (всегда безударные). В суффиксе -ек гласный (проверяемый под ударением в словах типа пенёк, творожо́к ) является беглым, а в суффиксах -ик и -чик гласный при склонении сохраняется. Таким образом, беглый гласный передается здесь буквой е (см. § 64), а небеглый – буквой и, напр.: овражек – овражка, кусочек – кусочка, ножичек – ножичка, барашек – барашка, но столик – столика, калачик – калачика, стаканчик – стаканчика .

По этому же правилу пишутся характерные для разговорной речи и просторечия образования на -ик с небеглым гласным суффикса и усеченной основой производящего слова типа ве́лик (велосипед), телик (телевизор), видик (видеомагнитофон), шизик (шизофреник), а также усеченные уменьшительные личные имена типа Алик, Владик .

  • субъективную оценку (уменьшительно-ласкательное значение): моторчик, карманчик, ресторанчик;
  • род деятельности, профессию лица: разведчик, переводчик, буфетчик;
  • назначение предмета (орудие, материал труда): погрузчик, асфальтоукладчик.

Если существительное с суффиксом -ник- образовано от исходного слова с конечными «к», «ц» в корне, то происходит чередование согласных «к», «ц» с «ч»: горчица — горчичник, булка — булочник.

Основное значение морфемы -ИК- в имени существительном уменьшительно-ласкательное (субъективная оценка), например: конвертик, пальчик, но также может выражать принадлежность лица к какой-либо группе по определенному признаку:

Если исходное слово, от которого образовано существительное с суффиксом —ик-, оканчивается в корне на букву «ц», то происходит чередование согласных ц – ч: огурец — огурчик («ч» входит в состав корня), заяц — зайчик, ларец — ларчик.

В существительных, образованных при помощи суффикса —ек-, чередуются следующие конечные согласные в корне слова: х (н) – ш, к – ч, г – ж: орех → орешек, стебелек — стебелечек, баран — барашек, порог — порожек, овраг — овражек.

Правописание суффиксов -ек,ик (-ник,чик) в суффиксах существительных

Разобраться с правописанием гласных е, и в суффиксах имен существительных -ек и -ик не получится, если не провести словообразовательный анализ слова. Ведь зачастую морфемы стоят в безударной позиции, значит, слышатся одинаково. А если в один ряд с такими словами поставить существительные, образованные с помощью аффиксов -чик, -ник, то ребенку легко запутаться:

На слух пропущенную гласную в существительных определить невозможно – надо знать правило, регулирующее правописание суффиксов. Слова с суффиксами -ек и -ик пишутся по одному правилу, для морфем -чик, -ник действуют уже другие законы. Чтобы различать словообразовательные морфемы, анализируют состав слова и значение аффикса.

Прежде чем склонять слово, определяют, какая морфема стоит после корня. Ведь нет смысла изменять число и падеж, если в существительном -чик или -ник. Чтобы сберечь драгоценные секунды на контрольных работах или экзамене, выбирают гласную в аффиксах, четко следуя алгоритму:

  1. Находим корень, суффикс(ы).
  2. Если после корня стоит морфема -чик или -ник, пишем и.
  3. Если в слове –ек или –ик, ставим слово в Род. Падеж (нет, много кого? чего?).
  4. Если искомая гласная выпала, то пишем е.
  5. Если гласная сохранилась, пишем и.

Правила русской орфографии и пунктуации (1956 г

а) в существительных женского и среднего рода, которые образуются от слов, имеющих в род. пад. множ. ч. суффикс -ек- с беглым е, например: нянечка (нянек нянька), леечка (леек лейка), печечка (печек печкa), окошечко (окошек окошко); также в ласкательных собственных именах мужского и женского рода, например: Ванечка, Олечка, Анечка;

Отдельные существительные мужского рода употребляются с суффиксами -ышек, -ушек, -ешек, например: колышек, воробышек и воробушек, xлебушек (также хлебушко), камешек и камушек, краешек. Отдельные существительные среднего рода употребляются с суффиксом -юшк-, например: горюшко, полюшко, морюшко.

§ 23. Следует отличать существительные с суффиксом -атай, склоняющиеся как имена существительные мужского рода, от существительных с суффиксом -aт- и окончанием -ый, склоняющихся как полные прилагательные, например: ходатай – ходатая, ходатаи, ходатаев, но: вожатый – вожатого, вожатые, вожатых.

Если же ударение стоит перед суффиксом, то в одних прилагательных пишется -ян- (после шипящих -ан-), в других -енн- (что устанавливается в словарном порядке), например: гл и няный, к о жаный, сер е бряный, в е тряный (ветряная оспа, мельница), м а сляный (масляная краска) при кл ю квенный, сол о менный.

Кроме того, в существительных мужского, среднего и женского рода может употребляться суффикс -ишк- (-ишка, -ишко), вносящий уменьшительно-пренебрежительное значение, например: фанфаронишка, сараишко, платьишко, именьишко, шинелишка (ср. плутишка, воришка, дворишко, пальтишко). О различении -ишка и -ишко см. § 39.

Суффикс -ек- используется не только для того, чтобы придавать слову уменьшительно-ласкательные оттенки – в некоторых случаях он добавляет им пренебрежительную окраску: работничек, разбойничек. То же и с суффиксом -ик- – он используется для того, чтобы передать принадлежность лица к какой-либо области – науке, религиозному или литературному течению, учреждению, области искусства и так далее, а также подчеркнуть его возраст или физическое состояние: электрик, еретик, старик, дальтоник.

Правописание суффиксов существительных – одна из самых сложных тем в русском языке, которая из-за своего объема и разнообразия требует очень внимательного подхода. Например, чтобы грамотно писать, важно знать, в каких случаях используется суффикс -ек-, а в каких -ик-, понимать значение этих словообразовательных единиц и то, как они работают. Их правописание регулируется достаточно простым правилом, которое нужно запомнить.

Эти суффиксы в основном необходимы для того, чтобы образовывать от имен существительных слова с уменьшительно-ласкательным значением: барашек, конвертик и так далее. Таким образом, благодаря суффиксам -ек- и -ик- русский язык обогащается существительными с отдельным коннотативным значением. Но почему бы для его передачи не использовать только один из них?

Это интересно:  Ванна для мытья посуды КОСГУ квр в 2022 году

В русском языке есть суффиксы с чередующимися гласными -ек- и -ик- (е//и) , которые придают слову уменьшительно-ласкательную окраску. При этом у каждого из них есть омонимичные суффиксы: суффикс -ек- со значением пренебрежительности, а -ик- – со значением принадлежности человека к какой-либо области деятельности либо его состояния. В любом случае их использование подчиняется простому правилу: если при склонении слова гласная становится беглой, то пишется е, если она остается – пишется и. Также есть суффикс -чик-, который всегда пишется с и и который часто путают с суффиксом -ик-. Чтобы применить грамматическое правило, нужно верно выделить корень слова.

На слух пропущенную гласную в существительных определить невозможно – надо знать правило, регулирующее правописание суффиксов. Слова с суффиксами -ек и -ик пишутся по одному правилу, для морфем -чик, -ник действуют уже другие законы. Чтобы различать словообразовательные морфемы, анализируют состав слова и значение аффикса.

Прежде чем склонять слово, определяют, какая морфема стоит после корня. Ведь нет смысла изменять число и падеж, если в существительном -чик или -ник. Чтобы сберечь драгоценные секунды на контрольных работах или экзамене, выбирают гласную в аффиксах, четко следуя алгоритму:

Разобраться с правописанием гласных е, и в суффиксах имен существительных -ек и -ик не получится, если не провести словообразовательный анализ слова. Ведь зачастую морфемы стоят в безударной позиции, значит, слышатся одинаково. А если в один ряд с такими словами поставить существительные, образованные с помощью аффиксов -чик, -ник, то ребенку легко запутаться:

  1. Находим корень, суффикс(ы).
  2. Если после корня стоит морфема -чик или -ник, пишем и.
  3. Если в слове –ек или –ик, ставим слово в Род. Падеж (нет, много кого? чего?).
  4. Если искомая гласная выпала, то пишем е.
  5. Если гласная сохранилась, пишем и.

Правописание суффиксов имен существительных

У существительных, обозначающих людей по роду их занятий или действий, после согласных д, т, з, с, ж пишется суффикс -чик, после других согласных — суффикс -щик, например: докладчик, летчик, грузчик, подписчик, перебежчик, каменщик.

Пишутся с буквой ь (они имеют ласкательное значение), например: березонька, Лизонька, реченька, Володенька (исключения: заинька, паинька).
Слова с суффиксом -оньк, -еньк надо отличать:

В словах среднего рода пишется -ышк-, в словах мужского и женского рода — -ушк-, например: зернышко, но: кумушка, соседушка. Суффиксы -юшк- и -ишк- употребляются в существительных всех трех родов, например: дядюшка, волюшка, полюшко; шалунишка, шинелишка, пальтишко.

Следует писать -ек, если гласный при склонении выпадает, если не выпадает — -ик и -чик, например: орешек (орешка), ковшик (ковшика), ящичек (ящичка), ключик (ключика), диванчик, узорчик;

  • от слов на -инк, образованных при помощи суффикса -к- от существительных на -ин, например: трещинка (трещина), телятинка (телятина), соломинка (соломина);
  • от слов на -енк, образованных при помощи суффикса -к- от форм родительного падежа множественного числа существительных на -ня, например: пашенка (пашня, пашен), песенка (песен, песня);

Правописание суффиксов -ек/-ик

В русском языке существует множество суффиксов, счет идет на десятки, и каждый из них обладает определенным значением. Некоторые из них встречаются в современном языке крайне редко, например, суффикс -адь- (как в слове «попадья»), другие же употребляются постоянно. К числу наиболее распространенных принадлежат суффиксы -ек- и -ик-. Ударение на эти суффиксы не падает никогда, что и вызывает затруднения при их написании. Школьники и даже взрослые люди иногда путают буквы «и» и «е» в данных суффиксах.

Суффикс -ик- не следует путать с другим, очень похожим на него – -ник-. Последний образует слова, обозначающие профессии, род занятий («пожарник») или отношение человека к какому-либо предмету («целинник»). Он также может указывать на предназначение предмета («бумажник», «чайник»). Слова, образованные с помощью этого суффикса, могут обозначать книги («справочник», «задачник») или пространства, чем-либо покрытые («ельник»). Сходство суффиксов усугубляется тем, что в ряде случаев суффикс -ник- употребляется без буквы «н» («химик»), но и в этом случае его можно отличить по значению. Такой суффикс всегда пишется с буквой «и» и никогда – с «е».

У суффиксов -ек-/-ик- значение совершенно иное. Они принадлежат к числу суффиксов субъективной оценки, которые придают словам эмоциональную окраску, выражая отношение к предмету. Данные суффиксы указывают либо на маленький размер предмета («ключик», «платочек»), либо на нежное, ласковое отношение к нему («сыночек», «котеночек»). Такие суффиксы называются уменьшительно-ласкательными.

Для того чтобы решить, какой уменьшительно-ласкательный суффикс – «-ек-» или «-ик-» – необходимо написать в данном случае, необходимо просклонять существительное. При любом изменении слова по падежам суффикс -ик- остается неизменным («билетик – билетика, билетиком»), а в суффиксе -ек- выпадает гласная, и он превращается в -к- («человечек – человечка, человечком»).

— Вспомним, что такое суффикс. Работаем в парах. Возьмите белый лист с заданием и выполните его.

  • Суффикс — это часть слова.
  • Суффикс — это значимая часть слова.
  • Суффикс стоит перед корнем.
  • Суффикс находится в основе слова и стоит после корня.
  • Суффикс служит для образования новых слов.
  • Суффикс служит для связи слов в предложении.

Цели урока

    предметные: формирование умения грамотно писать слова с суффиксами –ик, -ек (организовать наблюдение за словами с данными суффиксами,подвести детей к открытию способа проверки); способствовать развитию орфографической зоркости;
  • метапредметные: способствовать овладению способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия; учить делать выводы и обобщения.
  • личностные: развитие мотивов учебной деятельности; развитие навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем.

Оцените свою работу на уроке с помощью смайликов.

  • На уроке мне было легко. Я чувствовал себя комфортно.
  • Я, но справился с ними. Мне на уроке было интересно испытывал затруднения.
  • На уроке было трудно. Мне необходимо поработать над темой.

Правописание суффиксов

-ичк-а, -ечк-а в сущ., образованных от слов на -иц-а или -ик-а пишется -ичк-а: лисица – лисичка, страница – страничка; в остальных случаях пишется -ечк-а: скамейка – скамеечка

утащить – утащенный; постричь – постриженный; повесить – повешенный; построить – построенный, подмести – подметённый, застрелить – застреленный.

В страдательных причастиях настоящего времени гласные совпадают с гласными личных окончаний однокоренных глаголов в форме 3-го лица единственного числа: решает (I спр.) – решаемый; строит (II спр.) – строимый.

ИНСК-: а) в притяжательных прилагательных (сестринский, Аннинский),
б) от географических названий на -И(Ы) (мытищинский, сочинский),
в) от географических названий на -А(Я) (охтин­ский, ялтинский), если нет беглого Е в основе (тогда коломенский, песоченский).
ЕНСК в остальных случаях (грозненский, ровенский).

В действительных причастиях настоящего времени гласные совпадают с гласными личных окончаний однокоренных глаголов в форме 3-го лица множественного числа: решают (I спр.) – решающий; строят (II спр.) – строящий.

Правописание суффиксов ик и ек правило

Если мы поставим слова с суффиксом -чик-карманчик, сарафанчик, шкафчик в форму родительного падежа: карманчика, сарафанчика, шкафчика , то гласный и не выпадает, правописание суффикса -чик- совпадает с написанием суффикса -ик-, поэтому мы их рассматриваем вместе: -ик- (-чик-).

Это интересно:  Банки не сотрудничающие с приставами 2022

Две недели суффиксы тренировались: -ек- накрывал молоточек чёрным цилиндром (его подарил Родительный падеж) и е из слова исчезал, поднимал чёрный цилиндр — получалось новое слово: молоточка. Затем он накрывал слово молоточка красным цилиндром, что подарил ему Именительный падеж, и е возвращался на своё место — молоточек. Дальше суффикс -ек репетировал фокусы с предметами: молоточек то появлялся под цилиндром, то исчезал — нет молоточка.

Начнём изучение темы с примера из сказки «Страна невыученных уроков», которую написала Лия Борисовна Гераскина. У входа в «Страну невыученных уроков» двоечника Витю Перестукина и его кота Кузю встретили странные человечки, которых Витя и его кот назвали Крючок и Палка. Вите было дано задание: правильно написать слова «замочек» и «ключик». Только в этом случае ключ отопрёт замок. Знание темы «Правописание суффиксов -ек-, -ик- (-чик-), которую мы будем рассматривать, помогло герою справиться с заданием.

В разноцветном чемоданчике суффикса -ик- гласная не исчезала: мячик, мячика; пузырик-пузырика, шарик-шарика. Суффикс -ик- помещал в чемоданчик одну баночку с мыльными пузыриками, а доставал — много, клал один шарик, а появлялась — целая связка. Настал день представления.

Суффиксы -ек- и -ик- вышли на площадь, чтобы показать жителям Грамматики весёлые фокусы. Жители Грамматики были в восторге: в руках каждого зрителя был новый молоточек, а у каждой зрительницы — цветочек! Были незабываемые игры с мячИКами, мыльными пузырИКами, разноцветными воздушными шарИКами!

Правописание суффиксов имен существительных

Пишутся с буквой ь (они имеют ласкательное значение), например: березонька, Лизонька, реченька, Володенька (исключения: заинька, паинька).
Слова с суффиксом -оньк, -еньк надо отличать:

Пишется после мягких согласных и шипящих, например: семечко, чашечка. Слова с суффиксом -ечк надо отличать от слов с -ичк, образованных от существительных с -иц с помощью суффикса -к-, например: уличка (улица), ресничка (ресница);

Следует писать -ек, если гласный при склонении выпадает, если не выпадает — -ик и -чик, например: орешек (орешка), ковшик (ковшика), ящичек (ящичка), ключик (ключика), диванчик, узорчик;

В словах среднего рода пишется -ышк-, в словах мужского и женского рода — -ушк-, например: зернышко, но: кумушка, соседушка. Суффиксы -юшк- и -ишк- употребляются в существительных всех трех родов, например: дядюшка, волюшка, полюшко; шалунишка, шинелишка, пальтишко.

У существительных, обозначающих людей по роду их занятий или действий, после согласных д, т, з, с, ж пишется суффикс -чик, после других согласных — суффикс -щик, например: докладчик, летчик, грузчик, подписчик, перебежчик, каменщик.

Проверка написания гласной в суффиксах – ек,ик”

  • установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания, выявление ошибок и их исправление;
  • оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля учащихся;
  • создание благоприятного эмоционального тонуса учащихся в учебно-познавательной деятельности

— индивидуальный и дифференцированный подход к оценке знаний (предусматривает выбор таких дидактических условий, при которых снимается психологическая напряженность при ответе, и дает педагогу возможность полно, правильно и объективно выявить и оценить знания) обучаемых);

Конспект урока «Учимся писать суффиксы-ик,ек-»

Однажды я попал в Страну невыученных уроков. На воротах главного замка висел громадный замок. Я вставил ключ и хотел его повернуть, но не тут- то было. Ключ не поворачивался. Оказывается, я должен был правильно написать два слова: «ключик» и «замочек». Если сумею, ключ тут же отопрёт замок.

Конспект НООД «Учимся быть фокусниками» во второй младшей группе Дата проведения НООД: 7 февраля 2022г Тема: «Учимся быть фокусниками» Возрастная группа: вторая младшая, дети 3- 4 лет Форма НООД: познавательно.

-Как выбрать нужную букву, чтобы правильно записать суффикс? Для этого проанализируйте слова второго столбика. Что интересного вы заметили? (Если при изменении формы слова гласный и остаётся, то его и надо писать в суффиксе – ик, а если при изменении формы слова гласный исчезает, то надо писать –ек-.)

Конспект открытого занятия по ФЭМП в средней группе «Раз, два, три, четыре, пять — учимся считать» «Раз, два, три, четыре, пять учимся считать.» Цель открытого занятия: Способствовать формированию умения детей счета до 5. Ход занятия.

Тема урока: Учимся писать суффиксы -ик-, -ек-. (с. 122- 125) Цели урока: организовать наблюдение за написанием суффиксов – ек —, — ик -; открыть вместе с детьми способ проверки суффиксов – ек —, — ик -, познакомить с правилом и алгоритмом его применения; учить делать выводы и обобщения при изучении новой темы.

Учимся писать суффиксы -ик,ек

Повторение правила написания суффиксов -ик-, -ек- с опорой на материал, вынесенный на доску:ключ. к, замоч. к, песоч. к, кармаш. к, билет. к, блиноч. к, лист. к. Учитель просит учащихся сказать, в какой части слова находится пропущенная буква и как они будут определять, какая буква пропущена. Далее каждое слово подробно разбирается, вставляется нужная буква и выделяется суффикс (это могут делать ученики, по очереди выходящие к доске).

Упражнение 4 (по выбору) в учебнике — орфографический тренинг, повторение всех изученных орфограмм. Устный разбор, обязательно включающий подбор проверочных слов, проводится в классе фронтально, письменное выполнение упражнения можетбыть предложено как домашнее задание.

Это интересно:  Переселение из аварийного жильясписок в 2022 году в омске

Выполняется письменно упражнение 3 (работа в паре) в учебнике — отработка умения находить группы родственных слов и суффиксы -ик-, -ек-, объяснение написания этих суффиксов.Упражнение включает восемь групп родственных слов, каждый ученик выписывает только четыре группы. К доске можно вызвать восемь учеников, каждый из которых будет самостоятельно выписывать одну из групп.

Упражнение 3 (урок 55) в рабочей тетради «Пишем грамотно» (№ 1) — составление слов из предложенных элементов, выбор необходимого суффикса. Выполняется письменно, в парах. Возможный набор составленных слов: зонтик, тигрёнок, лосёнок, винтик, слонёнок, слоник, котик, котёнок, ёжик, ежонок, тортик, ослик, ослёнок. Вопрос после выполнения: какой суффикс не был использован ни разу? (Суффикс -ек-.)

Диктант «Умный ёжик».
Идёт по лесу ёжик-шутник, держит в лапках кончик шнурка. Шнурочек ползёт за ним, как хвостик. На пути встретился ёжику барашек — кудрявый чубчик:
— А зачем это ты, ёжик, шнурок за собой тащишь?
Ежик посмотрел на него умными глазами и спокойно ответил:
— А что, мне его надо перед собой толкать?
(31 слово)
Слова для справок: за собой, тащишь.

Словарные диктанты по теме: «Правописание суффиксов ЕК/ИК»
Горошек, звоночек, комочек, листочек, молоточек, ножичек, огонёчек, орешек, свисточек, сыночек, цветочек, диванчик, калачик, карандашик, кирпичик, ключик, кустик, листик, мальчик, мостик, носик, огурчик, стульчик, пальчик, кусочек, личико, мешочек, мячик, пирожочек, платочек, винтик, самолётик, дождик, бантик, овражек, садик, котёночек.

Диктант «Чайный пакетик»
Чайный пакетик изобрёл Томас Салливан в 1904 году случайно. Он решил вложить сухие листочки чая в мешочек из шёлка и вы¬слать такой мешочек заказчику.
(24 слова)
Слова для справок: случайно, шёлка.

Диктант-загадка
Может в яблоко залезть,
А потом его же съесть:
Всё, что вкусно, выедает
И обратно выползает.
(Гусеница)

  • предметные: формировать умение грамотно писать слова с суффиксами –ик, -ек ( организовать наблюдение за словами с данными суффиксами, подвести детей к открытию способа проверки); способствовать развитию орфографической зоркости;
  • метапредметные: способствовать овладению способностью, принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия; учить делать выводы и обобщения.
  • личностные: развитие мотивов учебной деятельности; развитие навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем.
  • организовать наблюдение за написанием суффиксов – ек -, — ик -; открыть вместе с детьми способ проверки написания суффиксов – ек, — ик -, познакомить с правилом и алгоритмом его применения; учить делать выводы и обобщения при изучении новой темы;
  • способствовать развитию орфографической зоркости, логики;
  • способствовать формированию умения работать в паре, в групп
  • нОжичек
  • орЕшек
  • внУчек;
  • горОшек;
  • звонОчек;
  • комОчек;
  • молотОчек;
  • листОчек;
  • огонЁчек;
  • свистОчек;
  • сынОчек;
  • цветОчек;
  • стебелЁчек;
  • кусОчек;
  • мешОчек;
  • оврАжек;
  • платОчек;
  • пирожОчек;
  • котЁночек и другие.
  • карандашик – карандашИка;
  • диванчик – диванчИка;
  • огурчик – огурчИка;
  • калачик – калачИка;
  • кустик – кустИка;
  • носик – носИка;
  • стульчик – стульчИка;
  • пальчик – пальчИка;
  • личико – личИка;
  • мальчик – мальчИка;
  • ключик – ключИка;
  • мячик – мячИка;
  • самолётик – самолётИка;
  • листик – листИка;
  • винтик – винтИка;
  • бантик – бантИка;
  • мостик – мостИка;
  • кирпичик – кирпичИка;
  • дождик – дождИка;
  • садик – садИка и пр.
  • бережОк;
  • петушОк;
  • кулачОк;
  • волчОк;
  • мужичОк;
  • волчОк;
  • старичОк;
  • червячОк;
  • сапожОк;
  • дурачОк;
  • прыжОк;
  • косячОк;
  • сынОк;
  • снежОк;
  • крючОк и другие.

Как видите, довольно легко определить, какое пишется слово с суффиксом –ик-, а какое – с суффиксом –ек-. Кстати, такие морфемы в русском языке называют чередующимися. В отличие от неизменяемых, их правописание зависит от тех или иных ситуаций (в данном случае от сохранности гласной при склонении слова).

Назовите 2 слова с суффиксом –ик-. Следует отметить, что сделать это несложно, но только в том случае, если вам известно основное правило русского языка, которое объясняет правописание буквы «и» и «е» в данной морфеме. Ведь некоторая часть людей постоянно совершает одни и те же ошибки, и вместо «ключик» пишут «ключек», вместо «кустик» — «кустек», «мячик» — «мячек» и проч. Именно поэтому в школьной программе данной теме уделяется особое внимание.

Правила правописания ик и ек

Наречия с приставкой в-, за-, на-, образованные от кратких прилагательных, имеют суффикс (вправо, затемно, набело), а наречия с приставками до-, из-, с- суффикс (дотемна, изредка, справа, исключение — досрочно).

  • карандашик – карандашИка;
  • диванчик – диванчИка;
  • огурчик – огурчИка;
  • калачик – калачИка;
  • кустик – кустИка;
  • носик – носИка;
  • стульчик – стульчИка;
  • пальчик – пальчИка;
  • личико – личИка;
  • мальчик – мальчИка;
  • ключик – ключИка;
  • мячик – мячИка;
  • самолётик – самолётИка;
  • листик – листИка;
  • винтик – винтИка;
  • бантик – бантИка;
  • мостик – мостИка;
  • кирпичик – кирпичИка;
  • дождик – дождИка;
  • садик – садИка и пр.

Как образуются такие слова? Существительные с суффиксом –ик-/-ек- возникают при помощи добавления морфемы к основе слова. В итоге мы получаем новую лексическую единицу, но в уменьшительно-ласкательном значении (например, диванчик, комочек, внучек, листочек, молоточек, звоночек и пр.). Что касается суффикса –ок-, то он придает несколько другие значения:

  • звоночек – звоноЧКа;
  • внучек – внуЧКа;
  • огонёчек – огонёЧКа;
  • горошек – гороШКа;
  • ножичек – ножиЧКа;
  • комочек – комоЧКа;
  • свисточек – свистоЧКа;
  • молоточек – молотоЧКа;
  • листочек – листоЧКа;
  • орешек – ореШКа;
  • сыночек – сыноЧКа;
  • стебелёчек – стебелёЧКа;
  • кусочек – кусоЧКа;
  • мешочек – мешоЧКа;
  • цветочек – цветоЧКа;
  • платочек – платоЧКа;
  • пирожочек – пирожоЧКа;
  • котёночек – котеноЧКа и проч.
  • бережОк;
  • петушОк;
  • кулачОк;
  • волчОк;
  • мужичОк;
  • волчОк;
  • старичОк;
  • червячОк;
  • сапожОк;
  • дурачОк;
  • прыжОк;
  • косячОк;
  • сынОк;
  • снежОк;
  • крючОк и другие.

Онлайн тест: Правописание суффиксов ЕК ИК

В русском языке суффиксы «ек» и «ик» обычно нужны для придания слову уменьшительно-ласкательного значения (денёк – денёчЕк, карандаш – карандашИк) или же пренебрежительного (работник — работничек), а так же для сокращения личных имён (Владислав – Владик). Очень часто при написании таких слов возникают затруднения в выборе гласной. Правописание в данном случае регламентируется определенными правилами, которые проходят в третьем классе начальной школы. Для начала нужно правильно определить сам суффикс, чтобы не перепутать с похожим «чик», который всегда пишется с буквой «и». Если это все же «ек»или «ик», то следует воспользоваться правилом «ключика и замочка». Чтобы это сделать, нужно просклонять слово и посмотреть, что случится с проверяемой безударной гласной. В словах с суффиксом «ек» она при склонении всегда как бы «убегаег» (звоночЕк – звоночка, ножичЕк – ножичка). В словах же с «ик» проверяемая буква остаётся на месте (бубенчИк – бубенчИка,калачИк – калачИка). У этого правила нет исключений.

Оцените статью
Доступное Правовое обеспечение