Обоюдная вина при ДТП возникает у водителей довольно часто. В очень редких случаях страховая компания может заплатить небольшой процент от стоимости ущерба при обоюдной вине. Например, одному участнику может быть вменено несоблюдение приоритета при движении, а другому несоблюдение скоростного режима. Как следует из положений п.
Такие аварии не частые, и вероятность попадания в них не высока, однако, присутствует. При этом, их может быть как 2, так и 3 и более. В этом случае нужно чётко понимать разницу между виновностью в правонарушении и виновностью в ДТП. То или иное нарушение во время ДТП всех его участников не обязательно означает обоюдную вину. Например, водитель ехал в нетрезвом состоянии на зелёный сигнал светофора, и с ним совершил столкновение проезжающий на красный другой нарушитель.
Но бывают ситуации, когда виноваты две стороны. Как в таких случаях поступает страховая компания, и кому, и в каком объеме она будет выплачивать компенсацию? Под этим термином сотрудники страховых компаний и служащие ГИБДД подразумевают ситуации, когда обе стороны считаются и виновниками, и потерпевшими в аварии. В этой ситуации эксперты ГИБДД оформляют обоюдку при ДТП документально, вручая каждому из участников происшествия протоколы об административном нарушении. Нарушение ПДД обеими сторонами еще не доказывает их обоюдной виновности.
ДТП происходят каждый день. В некоторых из них легко определить, чьи действия стали причиной столкновения и кого следует признать виновником аварии. Однако бывают ситуации, когда происшествие произошло по вине нескольких участников аварии. Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:. Можно ли по совместному согласию оставить место происшествия?
Дорожное происшествие, в котором обе стороны одновременно являются и виновными, и пострадавшими, осложняет процедуру возмещения убытков. Страховые компании не желают производить выплаты, пока суд не скалькулирует степень вины каждой из сторон инцидента. Аварийная ситуация на дороге развивается по одному из 4 сценариев:. Обоюдная вина становится камнем преткновения при затребовании страхового возмещения. СК указывают на то, что соединение в одном лице виновника и пострадавшего не возможно, а потому настаивают на решении вопроса через суд, который призван установить виновность участников в процентах.
Обоюдная вина в ДТП и выплата по ОСАГО при обоюдке
Стоит отметить, что понятие “обоюдной вины” не определено на законодательном уровне. Его не встретишь ни в одном кодексе по административному праву — ГК РФ, законе об ОСАГО и т.д. Под этим термином сотрудники страховых компаний и служащие ГИБДД подразумевают ситуации, когда обе стороны считаются и виновниками, и потерпевшими в аварии. В этой ситуации эксперты ГИБДД оформляют обоюдку при ДТП документально, вручая каждому из участников происшествия протоколы об административном нарушении.
Оформляя полис ОСАГО, каждый водитель убежден, что в случае ДТП ему частично или полностью удастся получить компенсацию за нанесенный ущерб. Но бывают ситуации, когда виноваты две стороны. Как в таких случаях поступает страховая компания, и кому, и в каком объеме она будет выплачивать компенсацию?
Если грубая неосторожность самого потерпевшего содействовала возникновению или увеличению вреда, в зависимости от степени вины потерпевшего и причинителя вреда размер возмещения должен быть уменьшен. При грубой неосторожности потерпевшего и отсутствии вины причинителя вреда в случаях, когда его ответственность наступает независимо от вины, размер возмещения должен быть уменьшен или в возмещении вреда может быть отказано, если законом не предусмотрено иное. При причинении вреда жизни или здоровью гражданина отказ в возмещении вреда не допускается.
Процесс получения выплат начинается с подачи заявления в страховую компанию. Многие отказывают потерпевшим, аргументируя это невозможностью установления степени виновности каждого из водителей. Тогда для установления правоты стороны обращаются в суды. Степень ущерба участников аварии определяется в судебном порядке, основываясь на п. 2 ст. 1083 Гражданского Кодекса РФ:
Попав в ДТП, многие считают, что они обязаны самостоятельно восстановить свое транспортное средство. Это не совсем так. Большую роль в этом вопросе играет процентное отношение степени ущерба, нанесенного каждой из сторон. К примеру, если один из автомобилей (ВАЗ) получил ущерб на 20 тыс. рублей, а второй (Мерседес) — на 150 тыс. рублей, то каждый может рассчитывать на компенсацию, исходя из установленного судом процентного соотношения. Если для шофёра ВАЗа установлено значение в 20%, а для хозяина Мерседеса — 60%, в итоге страховая компания первого должна возместить 80% от 20 тыс. руб, а второго — 40% от 150 тыс. рублей соответственно.
Но иска по определению виновника в ДТП не предусмотрено. Степень вины может быть определена только в процессе разбирательства по иску к лицу, нанёсшему вред, о взыскании ущерба, в котором надо указать просьбу определить степень виновности. В качестве ответчиков необходимо указать не только второго участника происшествия, но и его страховщика, так как они оба обязаны возмещать вам ущерб.
В соответствии с действующим законодательством, владелец автомобиля должен возместить вред, им причиненный. Соответственно, не имеет значение количество виновников с точки зрения пострадавшего третьего лица. Возмещение такой невиновный человек должен получить в любом случае.
- вина признается обоюдной, если оба водителя нарушили правила и в отношении каждого из них составлен соответствующий протокол;
- также речь об «обоюдке» идет, если вину каждого участника установить не удается;
- при таких ДТП страховая признает одинаковой степень вины каждого водителя, если они не обращаются в суд;
- при судебном разбирательстве вина может быть равной либо различной, исходя из этого назначается объем выплат;
- при обоюдной вине может быть составлен Европротокол (если участники не расходятся во мнениях и ущерб небольшой) либо оформляется протокол с вызовом сотрудников ГИБДД;
- при несогласии с определением степени вины нужно обращаться в суд и доказывать свою позицию, приведя как можно больше доказательств;
- если страховщик отказывает в выплате, следует направить в компанию досудебную претензию, затем обращаться в суд, если решить вопрос мирным путем не удается.
«При этом нужно помнить — инспектор ГИБДД не устанавливает степень вины. Это не в его полномочиях. Он лишь описывает все обстоятельства аварии и фиксирует нарушения правил со стороны водителей», — рассказал референт Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России Дмитрий Лейбов.
Пример. Один автолюбитель передвигался на неисправном ТС и остановился на трассе. При этом он не включил аварийку и не поставил знак. Другой водитель ехал на скорости выше разрешенной и ударил стоящее авто, причинив вред не только машине, но и находящемуся в ней человеку.
Хотел задать вопрос автоюристу. Помогите, пожалуйста разобраться в следующей ситуации: произошло дтп, столкнулись три авто, один выехал на перекрёсток на красный на большой скорости, другой въехал на перекрёсток, ещё на жёлтый (не дождавшись зелёного) и первый ударяет второго в правое переднее крыло по касательной, затем первый теряет управление и сталкивается со стоящим на красный сигнал, на встречном направлении, в крайней левой для него полосе, третьим автомобилем. Всё это записала камера запись есть. В ДПС вынесли постановление, что ДТП произошло по вине первого и второго водителя, третий никак не мог влиять на ситуацию, поэтому не виновен. Первый со своей виной не согласен и назначает там всякие трассологические экспертизы, которые оказываются не в его пользу, но он все равно не согласен, хотя по видео всё понятно! Ну и вот нам через 4 месяца разбирательств выдали постановление, где все это написано. Вобщем вопросы такие:1. Если сейчас пойти с документами в страховую и попросить возмещение по ОСАГО (понятно, что при обоюдке будет компенсировано 50% от оценки), будет ли это автоматическим признанием нами своей вины (мы второй водитель) и даст выигрышную позицию первому в возможном суде?
Произошло ДТП с участием двух автомобилей. Прямая с одностороннем движением ширеной 10 метров, без разделительных полос. Я двигался на автомобиле БМВ Х 5 скажем так не в самой крайней правой полосе, в переди был поворот на лево на парковку, я включив левый указатель поворота, убедился в зеркало заднего вида в отсутствии препятствий, начал пере строение в левую полосу, для дальнейшего поворота на лево. Когда смотрел в зеркало заднего вида, позади еду щее транспортное средство было на достаточно большом удалении, в момент когда я начал притормаживать и начал поворот, произошел удар в заднюю часть моего автомобиля, после чего автомобиль развернуло. Я вышел из автомобиля, водитель второй машины марки БМВ 330 вышел и начали звенят осязают что не понял как не заметил меня. Я вызвал инспекторов ДПС. Приехали сотрудники оформили. При пояснениях второй водитель объяснял что ехал за мной в правой стороне и не успел среагировать на мой манёвр. Извенялся перед моей семьёй, я ехал с женой и двумя детьми. Он ехал один. После ДТП к нему приехали товарищи и вину он уже перестал признавать. На разборе в ГИБДД инспектор начал мне предъявлять что я нарушил ст. 12.14.1 начал поворот не заняв крайней полосы движения, штраф 500 р. Второму участнику вначале не соблюдения скоростного режима и безопасной дистанции, затем выписали ему не учет метеор условий и ни кокого штрафа. Обоюдка. От суда решили отказаться по причине что оба не из этого города. Как теперь быть со страховой? У меня повреждений на вскидку на 130-140 т. Руб у второго участника 250-300 т.
Мне: нарушение правил ПДД согласно пункту 9.10 «Водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения.» Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разьезда, а равно движение по обочинам или пересечение организованной транспортной или пешей колонны, либо занятие места в ней, — штраф 1500)
Ситуация такая, я ехала в средней полосе, приближалась к пешеходному переходу, передо мной достаточно резко (пропуская пешехода), останавливается машина, я оттормаживаюсь следом (на прилично дистанции от впереди идущего тс) и через 1-2 секунды в зад мне влетает другой автомобиль. Сотрудник ГИБДД, приехавший на место ДТП подтвердил вину въехавшего мне в зад, при этом второй участник ДТП сначала вины своей не отрицал, потом в объяснении написал, что считает виноватой меня, т.к. я якобы нарушила п.10.5 и применила экстренное торможение без причины. Дознаватель вынес постановление о том, что второй участник нарушил п.9.10 (дистанция), с чем обвиняемый не согласился и решил обжаловать это постановление. Документы для страховой дознаватель мне пока отдать не может, насколько я понимаю, из-за того, что второй участник не согласен и расследование продолжается? При этом сам второй участник заявляет, что он хочет обоюдку, чтобы каждый из нас получил выплаты по ОСАГО, правда забыв упомянуть, что такие выплаты будут не в полном размере (это верно?) и еще (как мы сказали сотрудники ГАИ), выплаты эти придется взыскивать через суд. Вопрос, какие у него шансы добиться обоюдки или вообще признать виновной меня? (ссылаться скорее всего будет на 10.5 или попробует отменить постановление, вынесенное дознавателем). У меня есть свидетель (пассажир), у него никого, видео нет ни у меня, ни у него. Еще вопрос, если он добьется отмены постановления, признающего его виновным, значит ли это, что мне придется доказывать свою невиновность или его вину для выплат по страховой? Заранее спасибо))
Со слов обгоняющей — она обгоняла 2 машины, поворотник мой видела в момент, когда обгоняла вторую машину. Свидетеля нашел, говорит 2 машины она обгоняла — сначала его, потом вторую, ехали все плотным потоком, растояние между ними было небольшое, поворотник мой виден был. На мой вопрос: что раньше, она поехала или был включен мой поворотник — сказал, что вроде она начала обгон и включился твой поворотник. Т.е. теоретически это все могло быть одновременно или свидетель не сразу увидел мой поворотник. За 6 секунд можно обогнать более 2-х машин, тем более двигались мы со скоростью 30 км/ч, но доказать что-то сложно. Понимаю, что за 6 секунд можно и ни одну машину не обогнать. Свидетеля в деле нет, искал, т.к. надеялся, что он прояснит ситуацию.
Обоюдная вина при ДТП – кто возмещает ущерб и в каком размере, способы доказывания три примера из судебной практики
На данном этапе важно отразить не только расположение ТС относительно друг друга и дороги. Кроме того, необходимо зафиксировать также светофоры, дорожные знаки, условия освещения, погодные факторы (дождь, снег, гололед). Любая мелочь в окружении места происшествия может сыграть важную роль при определении степени вины.
Бытует мнение, что в аварии всегда виноваты оба водителя. В этом есть своя логика. Движение по дорогам в настоящее время можно сравнить с гонкой на выживание – кто-то постоянно пытается кого-то подрезать, врезаться в «соседа». Нужно всегда быть начеку, успевать уклоняться от ударов.
Закрепление на материальных носителях обстоятельств дорожно-транспортного происшествия производиться различными способами. Для статической картинки можно запечатлеть важные моменты на фотокамеру. Панорамная видеозапись позволит зафиксировать те детали, которые не попали в объектив фотоаппарата.
Отчаиваться в данной ситуации не стоит. В отношении второго нарушителя будет составлено Определение об отказе в привлечении к административной ответственности. Данный документ будет основанием для утверждения при обращении к страховщику об обоюдной вине.
Виновность в аварии играет важную роль не только при урегулировании страховой выплаты. По закону виновник возмещает вред. Страхование же лишь покрывает частично сумму ущерба в пределах страхового лимита, не отменяет ответственности, а только уменьшает сумму, относящуюся непосредственно «на карму» нарушителя.
Сразу оговоримся, что в административном праве (Гражданском кодексе, законе об ОСАГО) такого понятия, как «обоюдная вина» не существует. Под так называемой «обоюдкой» страховщики и сотрудники ГИБДД подразумевают ситуации, когда все участники ДТП в той или иной степени оказались нарушителями правил дорожного движения.
Адрес: Khabarovsk Сообщений 343 (Поскольку обоюдная вина предполагает, что повреждения своему автомобилю (каждый) частично нанес сам, а это не попадает под ОСАГО.) Вот тут вы не правы немножко. Ваш оппонент виноват что разбил вашу машину а вы виноваты что его, поэтому и обоюдная вина.
КАСКО — это ремонт страховой компанией Вашего автомобиля в любом случае (даже если Вы — виновник аварии, или сами повредили Вашу машину без ДТП). КАСКО — это компенсация стоимости автомобиля в случае его угона или полного уничтожения. Что такое франшиза по КАСКО? Франшиза по страховке КАСКО это некая величина нанесённого Вам ущерба, которую не платит страховая компания по каждому страховому случаю.
«Нужно идти в страховую компанию и подавать документы с просьбой о компенсации ущерба. Причем в страховую компанию может идти как тот, так и другой водитель». И тут уже от страховой зависит, как они будут интерпретировать «обоюдку» (если вам не понравится решение страховой компании, то необходимо подавать документы в суд, который и будет устанавливать степень вины).
Если признали обоюдку в дтп
50 на 50. Не забывайте и про разумность суда, ведь в случае просто не пристегнутого ремнем безопасности водителя машины, на которого со встречной полосы врезался другой автомобиль, о разделе вины здесь не идет и речи, поскольку на 100% виновен второй, а нарушение ПДД первого никак не способствовало катастрофе. Какие последствия могут быть если водители покинули место ДТП по обоюдному согласию В целях доказать невиновность, водитель должен собрать необходимые документы и регистрационные материалы о происшествии.
Поэтому по ходу проведения процесса стороны решают, какие доказательства стоит приводить, а какие нет.Как и в любом другом страховом случае, СК может отказаться выплачивать компенсацию по полису. Возможность оспаривания зависит от законности действий компании.Так, отказ страховщика будет правомерен, если:
- сделайте фото тормозных путей обеих машин;
- сфотографируйте обломки или оторвавшиеся детали машин, находящиеся на дороге или вне дорожного полотна;
- фото авто участников аварии во всех ракурсах, особенно важно их расположение относительно друг друга с учетом дорожной инфраструктуры, то есть, разметки дорожного полотна, расположения дорожных знаков, светофоров, различных указателей, прочее.
- Когда объем вины граждан не ясен, то ущерб возмещается по 50%.
- Каждый из водителей признан виновным в произошедшей ситуации и нанес вред другой стороне. Тогда ущерб возмещается с учетом установленной степени ответственности каждого из автолюбителей (напр., 35% на 65%).
Каждое лицо, причастное к сложившейся ситуации должно направить принадлежащий ему экземпляр в течение 5 (пяти) рабочих дней в страховые компании, с момента возникновения дорожного происшествия. К нему следует приложить заявление о необходимости возмещения понесенных убытков. При таком раскладе производится выплата на основании имеющейся вины обоих лиц в объеме 50% от величины ущерба, но не больше предусмотренного лимита по европротоколу.
Как было уже сказано, страховые организации не занимаются разбирательствами по установлению степени виновности при обоюдной вине, этим занимается только суд. Судебный процесс напрямую зависит от доказательств, которые предоставляют автовладельцы. При обоюдке водителям можно дать лишь рекомендации.
Необходимо знать, что судья ориентируется на все обстоятельства, то есть он принимает во внимания не только действия шофёров, но и причины этого дела. К примеру, один из владельцев авто может сослаться на отвратительные погодные условия, из-за которых он не смог справиться с управлением. В этом случае ему потребуется подтверждающая справка.
Водитель может рассчитывать на получение компенсации, если попадает в аварию. Выплачиваются деньги исключительно пострадавшему лицу, если у него имеется полис ОСАГО. Но как быть водителям, которые оба стали виноватыми в дорожно-транспортном происшествии при обоюдной вине водителей?
Если в ДТП имущество получило маленькие повреждения, то оптимально будет вызвать аварийного комиссара, оформить Европейский протокол и оформить все требуемые документы в страховую организацию. Даже при таком раскладе обе стороны получат свою компенсацию.
- Он может покинуть машину, но не может ни на сантиметр сдвигать её. При этом он должен оставаться на месте произошедшего.
- До приезда инспекторов, владельцу авто нужно самому зафиксировать все доказательства, которые бы свидетельствовали о вине второго участника: сделать фотографии, снять видео, опросить свидетелей.
- Вызов инспекторов ГИБДД и оповещение своей страховой организации.
- Владелец авто обязательно должен проследить за тем, что инспектор записывает в составляемый протокол. Бывают случаи, когда протокол не соответствует действительности.
- Если водитель уверен в собственной невиновности, то ни при каких обстоятельствах он не должен брать вину за случившееся на себя.
- Когда будет оформлять протокол, шофёр обязан чётко проговорить все детали, добиваться того, чтобы все данные были занесены, проверять. Обязательно следить за тем, чтобы были прописаны все факты, доказывающие вину второй стороны. Возможно, ориентируясь на показания, водитель сможет добиться того, что его не признают вторым виновником аварии.
Что такое обоюдка при дтп
Когда же нарушение правил движения обоими водителями стало причиной ДТП, можно говорить об обоюдной вине.Стоит отметить каверзный пункт 10.1 ПДД, который устанавливает, что водитель должен двигаться со скоростью, позволяющей контролировать ситуацию, а при опасности тормозить вплоть до остановки.Когда водитель не смог предотвратить аварию торможением, хотя имел техническую возможность сделать это, его действия (бездействия) считаются причиной происшествия, следовательно, он также признаётся виновником ДТП, и несёт ответственность за последствия, даже если второй участник явно нарушил правила.
Не соблюдение правил дорожного движения, которые привели к аварии, формально указывает необходимость привлечения к ответственности обоих водителей. На практике же бывает очень сложно оформить «обюдку». Данная статья поможет разобраться в тонкостях проблемы и не стать жертвой конвейера аварийного делопроизводства.
В такой ситуации постановления должны оформляться не на двоих, а на всех виновников. Здесь нелепо применять фразу «обоюдная вина при совершении ДТП», когда виновников больше двух, хотя и будет подразумеваться ее смысл. Правовое регулирование В связи с отсутствием специальной нормы, посвященной «обоюдке», связанные с ней ситуации подлежать регулированию общими нормами, относимыми к ДТП.
То есть, «обоюдной виной» или в просторечии, «обоюдкой» считается ситуация когда два водителя одновременно нарушили правила дорожного движения, в результате чего произошла чрезвычайная ситуация. Когда речь идет об обоюдке, то не определяется ни виновник аварии, ни пострадавший.
Поэтому, в данной ситуации 100% вина в дтп будет именно водителя, двигавшегося с нарушением скоростного режима. А водитель, нарушивший правила парковки, хоть и нарушил ПДД РФ, но в ДТП не виноват. Почему степень вины распределена именно так, ведь водитель, который нарушил правила парковки, тоже виноват?
Но во многих случаях это всё равно останется выгодным предложением, так как в случае выплаты деньгами участник аварии с обоюдной виной получит тоже только половину (или иную часть, смотря по виновности), но с учётом износа, что зачастую серьёзно снижает размер возмещения.
А если вы попали в ситуацию, что вас считают виновным из-за неправильно выбранной скорости и недостаточного торможения, необходима тщательная экспертиза, которая должна точно установить, мог ли предотвратить столкновение управлявший автомобилем. В подобных случаях счёт идёт на сантиметры!
В судебном процессе определяющее значение будет иметь обоснованность представленных стороной доводом в свою пользу, активность и правильность действий. Поэтому активно участвуйте в разбирательстве. Возможно, нелишним будет обратиться к опытному адвокату за помощью.
Если в аварии нет пострадавших и обстоятельства происшествия, в том числе, и кто насколько виновен не вызывают разногласий у участников происшествия, они вправе не вызывать сотрудников автоинспекции, а:
Если были нарушения со стороны обоих участников, то считается, что оба они виновны в равной мере. Для определения конкретной степени вины необходимо судебное разбирательство, ведь человек может быть виновным в несоблюдении правил движения, но невиновным в совершении ДТП.
Что значит обоюдка при дтп
«Потерпевший вправе предъявить страховщику требование о возмещении вреда, причиненного его жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортного средства, в пределах страховой суммы, установленной настоящим Федеральным законом, путем предъявления страховщику заявления о страховом возмещении или прямом возмещении убытков и документов, предусмотренных правилами обязательного страхования»
В любом случае виновность того или иного участника движения или их обоюдную виновность определяет суд, который может не согласиться с доводами расследовавших происшествие сотрудников ГИБДД или вариантом, при котором сами участники признали свою обоюдную вину при ДТП.Даже при условии, что дорожная авария произошла по причине нарушения несколькими участниками движения, определяется степень вовлеченности каждого из них. При этом обоюдная вина в ДТП может быть:
Также в качестве доказательств автовладелец может предоставить судье фото- и видеоматериалы, показания свидетелей, степень полученного ущерба. Необходимо знать, что судья ориентируется на все обстоятельства, то есть он принимает во внимания не только действия шофёров, но и причины этого дела. К примеру, один из владельцев авто может сослаться на отвратительные погодные условия, из-за которых он не смог справиться с управлением.
А если ОСАГО нет?. В любом случае, при наличии обоюдной вины, мы советуем проконсультироваться с юристами. К сожалению, многие водители недооценивают риски, которые скрывает в себе ДТП с обоюдной виной и зачастую становятся жертвами своего незнания. Последствия хоть и сугубо материальные, но крайне неприятные.
рублей соответственно. Процесс получения выплат начинается с подачи заявления в страховую компанию. Многие отказывают потерпевшим, аргументируя это невозможностью установления степени виновности каждого из водителей. Тогда для установления правоты стороны обращаются в суды.
Обоюдка при дтп выплата
Именно в таких ситуациях и будет установлена обоюдная вина. Многие водители считают, что в подобного рода случаях выплату ОСАГО получить не удастся всем участникам – это не так. Выплаты по ОСАГО при обоюдной вине в ДТП в 2022 году осуществляются на основании п. 22 ст. №12 закона «Об ОСАГО» . На основании данного нормативно-правового документа право на получение выплат в рассматриваемой ситуации имеют сразу оба водителя. Но необходимо помнить, что существуют различные степени вины: Вопрос по поводу величины вины каждого конкретного водителя в обязательном порядке рассматривает суд.
Разберем, как осуществляются выплаты ОСАГО при обоюдной вине водителей в аварии, и как устанавливается виновник ДТП в современной юридической практике. Немногие знают, что с 2002 года виновность водителя в произошедшем ДТП устанавливает только суд, а ГИБДД может лишь констатировать факт аварии и нарушение водителем правил дорожного движения. Говоря строго, если нет решения суда — то нет и виновника ДТП, а раз нет — то ЛЮБАЯ страховая компания может отказать в выплате по ОСАГО, мотивируя это тем, что застрахованный водитель не виноват в аварии.
Каков порядок действий при обоюдной вине в ДТП и когда виновник не определен? Если все участники ДТП признаны ответственными за ущерб, или вина не установлена, то следует обращаться сначала в страховую компанию по ОСАГО. Страховщики обязаны произвести выплату по ОСАГО в равных долях . Если выплата произведена, то от штрафных санкций страховая компания освобождается. Только в случае несогласия с размером выплаты (или отказе), и только после обращения к страховщику вы можете обратиться в суд.
Эта ситуация не была урегулирована законом, сложилась именно такая судебная практика. С 1 сентября 2014 страховые выплаты по ОСАГО при обоюдной вине урегулированы п. 22 ст. 12 Закона об ОСАГО. Если степень вины участников ДТП не установлена судом, то страховщики несут ответственность в равных долях . Если же степень вины установлена судом, то страховщики обязаны выплачивать с учетом степени вины застрахованного лица.
Под так называемой «обоюдкой» страховщики и сотрудники ГИБДД подразумевают ситуации, когда все участники ДТП в той или иной степени оказались нарушителями правил дорожного движения. Итак, при дорожно-транспортном происшествии могут возникнуть три ситуации: ДТП однозначно произошло по вине одного из участников дорожного движения. Все последствия этого очевидны, следовательно, выплату по ОСАГО получает потерпевший. Автоинспекторы выносят официальное постановление о прекращении производства по делу «в связи с невозможностью установить картину ДТП из-за противоречивых показаний его участников».
Сразу замечу, что ситуация это всегда непростая, и имеет очень неприятные последствия для всех участников аварии. Если хотите узнать, как решить вашу проблему или решить проблему гарантированно — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам: +7 (499) 403-35-47 — МСК и область +7 (812) 602-74-17 — СПБ и область +7 (804) 333-72-17 — для регионов (звонок бесплатный) Это быстро и бесплатно! Большинство происходящих на дорогах аварий случается по вине определённого лица.
В целом термин «вина» подразумевает под собой какое-либо действие участников дорожного движения, намеренное или непреднамеренное, которое повлекло за собой аварийную ситуацию. При благоприятном исходе пострадавшими в столкновении являются только транспортные средства.
Сегодня мы рассмотрим одну из довольно часто встречающихся проблем в области автогражданки, а именно, можно (или нельзя) рассчитывать на страховую выплату по ОСАГО в случае, если в результате ДТП полиция не смогла установить степень виновности или указала в справке о ДТП, что вина водителей — обоюдная. Если мы обратим свой взор на первоисточник – Правила страхования, утверждённые Центробанком России то увидим, что данный случай в Правилах не прописан и не регламентирован.
- когда виновны оба водителя.
- когда невозможно установить полную картину случившегося по причине противоречивых показаний обоих участников, и решение вопроса перекладывается на плечи судебной инстанции;
- когда вина одного из участников является совершенно очевидной и компенсацию получает пострадавшая сторона;
Как в таких случаях поступает страховая компания, и кому, и в каком объеме она будет выплачивать компенсацию? Стоит отметить, что понятие “обоюдной вины” не определено на законодательном уровне. Его не встретишь ни в одном кодексе по административному праву — ГК РФ, законе об ОСАГО и т.д.
Что такое обоюдка при дтп
И сотрудник ГИБДД установил, что оба водителя нарушили правила дорожного движения (еще раз стоит повторить — в ГИБДД не устанавливают степень вины, а только описывают все обстоятельства ДТП). Что делать дальше? «Нужно идти в страховую компанию и подавать документы с просьбой о компенсации ущерба. Причем в страховую компанию может идти как тот, так и другой водитель», — рассказал Юрий Иванов, заместитель руководителя управления компании «АльфаСтрахование».
Однако судебная практика предполагает более простой вариант, в соответствии с которым без обращения в судебные инстанции каждому автомобилисту положена половина от суммы ущерба. Естественно, такой подход представляется гораздо более удобным, но далеко не всегда справедливым. Дать точный ответ на вопрос о том, как вести себя водителю при ДТП по обоюдной вине, довольно тяжело или, вернее сказать, невозможно.
Суды, как правило, идут по пути наименьшего сопротивления – присуждают участникам аварии выплаты в равных долях. Впрочем, изредка случается, что при участии «виртуозных» адвокатов страховые компании обязывают произвести выплату в ином, чем 50 на 50 процентном соотношении, например, 90% на 10%, 80% на 20% и т.д. Но в реальности, даже если очевидно, что виновность одной из сторон гораздо меньше, чем другой, и есть шанс добиться большей выплаты, редкие автовладельцы готовы бороться до победного конца.
Поскольку наше законодательство никак не регулирует вопросы, связанные с обоюдной виной в ДТП, страховые компании решают проблему с выплатами по ОСАГО в подобных случаях очень просто: Между тем, справедливость и п. 2 ст. 1083 ГК РФ требуют, чтобы выплаты каждой стороне производились пропорционально степени вины.
Его применяют только сотрудники Госавтоинспекции при оформлении аварии в том случае, если были обнаружены точные подтверждения нарушения правил обоими водителями. Обоюдное нарушение при ДТП обязательно фиксируется работником ГБДД в индивидуальном протоколе каждого участника.
Что такое обоюдка при дтп
Нельзя. Никакой обоюдной вины здесь нет и быть не может. Объясню почему. Дорога на стоянке – точно такая же дорога, как и в городе и за городом. Здесь такие же правила дорожного движения действуют, как и во всех остальных случаях. То есть, пункт правил, когда водитель не может определить на какой он дороге находиться (главная или второстепенная), при сложности такого определения, водитель должен считать, что находиться на второстепенной дороге. В таком случае, водитель должен руководствоваться правилом «пропустить помеху справа». Получается, что все регулируется правилами, а, следовательно, на стоянке никакой обоюдной вины быть не может.
Далее идут негласные правила, по которым в лучшем случае потерпевшим (назовем их так) будет выплачено не больше 50% от положенного страхового возмещения. Если быть точнее, суд устанавливает степень вины каждого водителя, и далее страховая компания, согласно решения суда, производит выплату страхового возмещения.
Первый случай. Случилось ДТП. Один из водителей, под разными факторами воздействия, признает свою вину. А потом, например, получается так, что когда приходит здравый ум, то получается, например, что страховая выплата больше ныне существующего лимита, при этом официальные документы, где зафиксирована эта вина, уже оформлены, но суд не состоялся. О том, как ведет себя суд, при оформлении обоюдной вины, поговорим позже.
Особенность при определении судами степени вины при обоюдной вине в ДТП: учитывая то, что суды на практике с такими делами не встречаются, будьте готовы на неожиданность. Неожиданность может быть, как приятной, когда какой-то бестолковый судья присудит выплатить сумму ущерба в полном объеме, так само и более лояльный судья к страховым компаниям может присудить выплату на уровне 10-25%. Но это вам уже никто не сможем объяснить….
Когда речь идет об оформлении любого ДТП, не только при обоюдной вине, то не всегда происходит все гладко и так, как это требует закон. Но когда идет речь именно об обоюдной вине, то, на практике, никто не хочет такого ставить, так как разносторонность нашего дорожного законодательства позволяет определить вину в абсолютно любой ситуации. По этому, понятие обоюдная вина при дтп рассматривается только теоретически и только в литературе. С другой стороны, должен сказать, что отчетность и прочие бланки ДАІ предусмотрены таким образом, что зафиксировать обоюдную вину физически невозможно. Резюмируя этот подраздел скажу, что ДАІ оно просто напросто не нужно ставить обоюдную вину при дтп.
Итак, предположим, произошла авария. И сотрудник ГИБДД установил, что оба водителя нарушили правила дорожного движения (еще раз стоит повторить — в ГИБДД не устанавливают степень вины, а только описывают все обстоятельства ДТП). Что делать дальше? «Нужно идти в страховую компанию и подавать документы с просьбой о компенсации ущерба. Причем в страховую компанию может идти как тот, так и другой водитель», — рассказал Юрий Иванов, заместитель руководителя управления компании «АльфаСтрахование». И тут уже от страховой зависит, как они будут интерпретировать «обоюдку» (если вам не понравится решение страховой компании, то необходимо подавать документы в суд, который и будет устанавливать степень вины).
Все доказательства в пользу своей позиции представляются в суд. В решении будет отражена степень вины каждого в процентах. Обычно устанавливается равная вина по 50%, но нередко определяют неравнозначную вину: 30% на 70%, 20% на 80% и т. д. Страховку выплачивают пропорционально степени вины.
- Компенсируют каждому потерпевшему-виновнику по 50% ущерба, поскольку сложившаяся на данный момент судебная практика диктует именно такое развитие ситуации. Суды при этом основываются на закрепленной в ГК РФ норме (ст. 1083), что в случае невозможности установления степени вины, она автоматически признается равной. В то время, как доказать обратное, т.е. «неравность» оказывается порой очень сложно.
- Отказывают в выплате всем заявителям, объясняя это невозможностью установить степень вины каждого участника ДТП. Зачастую при этом страховщики прекрасно осознают неправомерность своих действий и просто надеются, что клиенты не пойдут доказывать свою правоту в суд.
Рассмотрим более сложный случай. В «обоюдке» пострадало два автомобиля: ремонт первого стоит 300 тысяч рублей, а второго 400 тысяч. Как вы уже поняли, каждый из водителей может претендовать лишь на 50% от стоимости ремонта (150 000 рублей и 200 000 рублей соответственно). Однако, согласно действующим на данный момент правилам ОСАГО, максимальная сумма компенсации может быть лишь 120 000 рублей (с 1 октября 2014 года будет уже 400 тысяч рублей).
Сразу оговоримся, что в административном праве (Гражданском кодексе, законе об ОСАГО) такого понятия, как «обоюдная вина» не существует. Под так называемой «обоюдкой» страховщики и сотрудники ГИБДД подразумевают ситуации, когда все участники ДТП в той или иной степени оказались нарушителями правил дорожного движения. Итак, при дорожно-транспортном происшествии могут возникнуть три ситуации:
Виновник дтп или обоюдка
.Кроме того, обратите внимание на то, чтобы в документах были отражены следующие обстоятельства ДТП:•Состояние дорожного покрытия. Если на дороге есть крупные ямы, то лучше всего измерить их (длину, глубину, ширину) и занести эти данные в протокол. Если размеры ям превышают ГОСТ Р50597-93, то ответственность за ДТП может быть полностью либо частично возложена на дорожные службы (согласно ГОСТу, предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п.
Особенно из-за небольших сумм.В случаях обоюдной вины большинство водителей с легкостью соглашаются на предложение страховой компании о половинчатой компенсации: «лучше синица в руках, чем журавль в небе». Одним словом, «обоюдка» выгодна страховой компании, поскольку правовая неразбериха оставляет ей немалое пространство для маневра. Что же касается порядка выплаты 50/50, поясним на примере.
Специального определения описываемой темы в ПДД, которой посвящена статья нет. Она больше имеет практически характер и отражается в различных документах, составляемых при возникновении этого вида правонарушения на трассе или в городских условиях. Обоюдная вина при совершении ДТП это когда в столкновении автомобилей виноваты оба гражданина.
Но следует отметить, что российское законодательство подобный термин не использует вовсе. К нему прибегают только сотрудники дорожной полиции при оформлении сопроводительной документации по аварии, если были обнаружены однозначные подтверждения виновности обоих водителей.
Суды, как правило, идут по пути наименьшего сопротивления – присуждают участникам аварии выплаты в равных долях. Впрочем, изредка случается, что при участии «виртуозных» адвокатов страховые компании обязывают произвести выплату в ином, чем 50 на 50 процентном соотношении, например, 90% на 10%, 80% на 20% и т.д. Но в реальности, даже если очевидно, что виновность одной из сторон гораздо меньше, чем другой, и есть шанс добиться большей выплаты, редкие автовладельцы готовы бороться до победного конца.
А что делать в том случае, если так и не удалось установить виновника аварии (не путать с ситуацией, когда оба водителя виноваты, но невозможно установить степень вины каждого из них)? Бывает и такое. «26 января 2010 года Верховный Суд РФ разъяснил, что при отсутствии вины владельцев во взаимном причинении вреда (независимо от его размера) ни один из них не имеет права на возмещение вреда друг от друга. Помочь в возмещении вреда в таком случае может только полис каско. Если его нет, то ремонтировать придется за свой счет», — рассказал Вадим Ермаков.
Между тем, справедливость и п. 2 ст. 1083 ГК РФ требуют, чтобы выплаты каждой стороне производились пропорционально степени вины. Теоретически никто с этим не спорит. Только вот установить меру истинной виновности и убедить в этом суд весьма непросто. Суды, как правило, идут по пути наименьшего сопротивления – присуждают участникам аварии выплаты в равных долях. Впрочем, изредка случается, что при участии «виртуозных» адвокатов страховые компании обязывают произвести выплату в ином, чем 50 на 50 процентном соотношении, например, 90% на 10%, 80% на 20% и т.д. Но в реальности, даже если очевидно, что виновность одной из сторон гораздо меньше, чем другой, и есть шанс добиться большей выплаты, редкие автовладельцы готовы бороться до победного конца. Особенно из-за небольших сумм.
- Компенсируют каждому потерпевшему-виновнику по 50% ущерба, поскольку сложившаяся на данный момент судебная практика диктует именно такое развитие ситуации. Суды при этом основываются на закрепленной в ГК РФ норме (ст. 1083), что в случае невозможности установления степени вины, она автоматически признается равной. В то время, как доказать обратное, т.е. «неравность» оказывается порой очень сложно.
- Отказывают в выплате всем заявителям, объясняя это невозможностью установить степень вины каждого участника ДТП. Зачастую при этом страховщики прекрасно осознают неправомерность своих действий и просто надеются, что клиенты не пойдут доказывать свою правоту в суд.
Обоюдная вина при ДТП – чтобы кто не говорил, термин обоюдная вина при дтп скандальный термин. В первую очередь из-за того, что мы его не правильно пониманием. Предлагаю рассмотреть ситуации, когда возникает понятие «обоюдная вина при ДТП». На самом деле, сложностей с организацией документального оформления обоюдной вины очень много, хотя ситуаций, когда возникает данное понятие не много.
В законодательстве нет такого понятия, как «обоюдка». Однако представители страховых компаний обычно подразумевают под «обоюдкой» ситуации, когда инспектором ГИБДД были выявлены нарушения правил дорожного движения у всех участников аварии. Именно поэтому при рассмотрении обстоятельств ДТП в группе «разбора» (не говоря уже про момент оформления протокола на месте ДТП) нужно пристальное внимание уделять тому, чтобы сотрудники ГИБДД отметили все нарушения со стороны «второго» водителя (о том, как вести себя при оформлении протокола, вы можете прочитать в нашем F.A.Q. «Что делать при ДТП»).
- Вина: была или нет? Некоторые водители, не желая разборок, признают себя виновными, даже когда видят, что вина обоюдна. Спустя время может оказаться, что сумма ущерба больше страхового лимита. Значит, якобы виновнику придется выплачивать разницу из своего кармана. Как быть? Если вы поступили опрометчиво, необходимо как можно скорее подать заявление об обоюдной вине страховщику. Обратившись к юристам за помощью, вы можете значительно сэкономить и восстановить справедливость.
Стоит напомнить, что инспектор ГИБДД описывает лишь обстоятельства произошедшего происшествия, но не в его компетенции устанавливать степень вины. Теперь поговорим об этом подробнее. Отсутствие виновного лица в аварии – вот факт, который является малоприятным.
- ГИБДД не определила виновника аварии;
- вина одного из участников очевидно и явно превалирует над виной другого водителя;
- значительный размер причинённого ущерба, когда получение максимально возможной компенсации играет большую роль.
25 сентября 2022 года изменилось законодательство касательно ПВУ (прямого возмещения убытков — когда участник ДТП обращается в свою страховую): То есть, если ДТП произошло после 25 сентября 2022 года, то обращаться нужно в свою страховую компанию (если в ДТП нет пострадавших, а вред причинён только машинам). Часть 22 статьи 12 ФЗ «Об ОСАГО»: Страховщик, возместивший вред, совместно причинённый несколькими лицами, имеет право регресса, предусмотренное гражданским законодательством.
И тут нужно понимать два факта касательно выплаты по ОСАГО при обоюдной вине: О том, как будет происходить выплата по ОСАГО, мы и поговорим на основе этого примера. Итак, согласно Федеральному закону «Об ОСАГО» обоюдная вина при ДТП может быть определена в двух видах:
Кроме этого, не стоит забывать о своих правах и в тех случаях, если страхователь решил задержать вам выплату компенсации. Конечно, сразу же в суд подавать не стоит. Достаточно просто написать им официальное письмо, в тексте которого будет указано, что при нарушении сроков, пострадавший будет вынужден подать в суд. Как правило, такие угрозы действуют на страховые фирмы.
Перед тем, как разобрать примеры, стоит отметить, что обоюдная вина в ДТП признается крайне редко. Стоит разделять обоюдную вину и вину, которая не представляла опасности для других участников движения. Например, не стоит сравнивать выезд на встречную полосу и не пристегнутый ремень безопасности, так как эти два нарушения не равносильны.
- когда вина одного участника очевидна, а все выплаты направляются пострадавшей стороне;
- когда вину установить невозможно по каким-либо причинам (обычно это противоречащие друг другу заявления участников). В таких случаях дела направляются в суд;
- когда виновными признаются оба участника движения. Это и есть ДТП по обоюдной вине.
Также случается и так, что обоюдная вина в ДТП может быть «кажущейся». Такая ошибка может случиться в том случае, если оба участника действительно нарушили правила дорожного движения, но «ошибка» одного не имеет причинно-следственной связи с происшествием. В подобных ситуациях юристы настаивают на полной выплате страховки пострадавшему лицу, несмотря на то, что в протоколе записано совсем другое.
При «обоюдке» инспектор должен составить два протокола. Каждый протокол на одного участника. В протоколе в обязательном порядке должно быть указано, что именно нарушил водитель и какая предусмотрена за это ответственность. Иначе страховка при обоюдной вине в ДТП выплачена не будет.