Организационно правовые формы юридических лиц в 2022 году

Потребительскими кооперативами признаются добровольные объединения граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемые путем объединения его членами имущественных паевых взносов (ГК РФ, ст.116).

Некоммерческими партнерствами признаются основанные на членстве некоммерческие организации, учрежденные гражданами и (или) юридическими лицами для содействия их членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, для охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ (ФЗ «О некоммерческих организациях», ст.2, ст.8).

Фондами признаются не имеющие членства некоммерческие организации, учрежденные гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующие социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели (ГК РФ, ст.118).

Исходя из целей предпринимательской деятельности, хозяйствующие субъекты, являющиеся юридическими лицами, разделяются на организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).

«Об изменениях в Законе РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» в связи с принятием Постановления Съезда народных депутатов РСФСР «О программе возрождения российской деревни и развития агропромышленного комплекса» и Закона РСФСР «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР» от 27 декабря 1990 г.;

Как оформить юридическое лицо в 2022 году

На практике место нахождения организации, указанное в государственном реестре, часто называется “юридическим адресом” организации и в первое время существования компании зачастую не соответствует фактическому месту нахождения офиса, магазина. Так как регистрирующие органы при регистрации компании менее щепетильны при проверке юр.адреса, то компании часто использует не совсем “качественный” адрес, что в дальнейшем может привести к значительным рискам и убыткам. Мы советуем уже при создании компании подойти серьезно к выбору места нахождения компании.

Титульный лист заявления по форме Р11001
На титульном листе обязательно заполните первые три раздела. АО заполняют также 4-й раздел. При заполнении титульного листа укажите:

  • разд. 1 (Наименование на русском языке). Укажите полное наименование юрлица, т.е. полностью напишите организационно-правовую форму (или вид юрлица), а также произвольную часть наименования. Сокращенное наименование укажите, если оно предусмотрено в учредительном документе
  • разд. 2 (Адрес (место нахождения)). Адрес директора (иных лиц, выполняющих его функции), по которому будет поддерживаться связь с юрлицом (юридический адрес, о котором говорилось выше). Обязательно укажите индекс и код субъекта РФ. Остальные графы (например, о районе, населенном пункте) заполните, если в адресе есть соответствующие элементы. Юрлица, адрес которых находится в г. Москве и г. Санкт-Петербурге, не указывают: район, город, населенный пункт. Указывайте “юридический” адрес в точном соответствии с документами, подтверждающими предоставление адреса.
  • разд. 3 (Сведения о размере капитала (фонда)). Нужно выбрать из предложенных вариантов вид капитала/фонда (зависит от организационно-правовой формы юр лица) и вписать его размер.
  • разд. 4 (заполняется при регистрации АО). Необходимо указать цифру 2 (регистратор), сведения о нем укажите в листе К.

Сведения об учредителях
Для сведений об учредителях в форме предусмотрены листы А, Б, В, Г и Д.
В соответствии с Законом о госрегистрации юридических лиц данные сведения заполняют следующие юрлица:

  • хозяйственные товарищества и общества (акционерные общества, ООО и т.д.)
  • учреждения
  • унитарные предприятия
  • производственные кооперативы
  • жилищные накопительные кооперативы

Вместе с тем, исходя из статьи 13.1 Закона о некоммерческих организациях, статьи 21 Закона об общественных организациях, а также пунктов 28 и 29 Административного регламента Минюста при регистрации НКО также подлежат заполнению данные листы заявления (Письмо Минюста России от 08.12.2022 № 11-141929/16).

Если регистрирующий орган не выявит оснований для отказа в регистрации, то он принимает решение о госрегистрации и вносит запись в ЕГРЮЛ с указанием ОГРН юрлица. Не позднее одного рабочего дня после истечения срока регистрации юрлица вам на электронную почту, указанную в заявлении, направят:

После выбора адреса необходимо получить от собственника помещения документы, подтверждающие использование юридического адреса: гарантийное письмо о предоставлении адреса для регистрации юридического лица, копию документа о праве собственности, договор аренды (если помещение арендуется). Эти документы для регистрации необязательны, но могут пригодиться в будущем для законного функционирования организации.

В настоящей статье мы представляем общий порядок оформления документов для регистрации юридического лица, способы создания юрлица. Однако при регистрации отдельных организационно-правовых форм юридических лиц законодательством предусмотрены особенности процедуры регистрации юридического лица в данной форме.

Под личным фондом следует понимать унитарную НКО, учрежденную на определенный срок либо бессрочно гражданином или после его смерти нотариусом. НКО управляет переданным ей этим гражданином или унаследованным от него имуществом. Минимальная стоимость имущества — 100 млн руб.

  • результат интеллектуальной деятельности необходим для предоставления государственных или муниципальных услуг либо для осуществления государственных или муниципальных функций;
  • исполнитель в течение года с даты приемки государственного или муниципального контракта не обеспечил совершение действий по признанию за ним исключительного права на результат интеллектуальной деятельности;
  • результат интеллектуальной деятельности создан в рамках госконтракта, заключенного в целях реализации международных обязательств;
  • в иных установленных законом случаях.

Нововведение основано на модели, согласно которой, исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности гражданского назначения принадлежат исполнителю госконтракта, за исключением прямо предусмотренных законом случаев. Исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, непосредственно связанные безопасностью и обороной, принадлежат РФ. В ряде случаев права могут закрепляться прямо за исполнителем.

При организации договорной, претензионной и исковой работы хозяйствующим субъектам необходимо руководствовать в том числе нормами Гражданского кодекса (ГК РФ). В 2022-2022 годах в нормативный документ внесли ряд существенных поправок. Отдельные изменения вступят в силу в 2022 году.

Законом устанавливается, что право на получение патента и исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный в рамках госконтракта за счет бюджетных средств, принадлежит соответственно РФ, субъекту РФ или муниципальному образованию, от имени которых выступает госзаказчик, если:

Перечень организационно-правовых форм коммерческих и некоммерческих организаций, включаемых в состав групп предприятий

юридические лица, два или более учредителей которых входят в данную группу по первому признаку, и, в силу своего совместного участия, имеют долю более 50% в уставном (складочном) капитале этого юридического лица, причем доля в уставном капитале каждого учредителя не является превалирующей и составляет менее 50%.

Юридические лица, не отнесенные по вышеуказанным критериям к головным организациям и не попавшие в иерархическую структуру при построении методом «вниз», но имеющие учредителя, доля которого в уставном капитале составляет более 50%, исследуются по методу построения иерархической структуры «вверх», схема которого приведена в приложении N 2.

Такие юридические лица могут быть как головными единицами, так и промежуточными: головной единицей, если учредитель с долей в уставном капитале более 50% имеет код ОКПО, но отсутствует в АС ГС ОФСН (учредитель ликвидирован, код ОКПО присвоен другому предприятию, либо предприятие-учредитель не прошло процедуру перерегистрации), или не имеет кода ОКПО;

юридические лица, у которых в состав учредителей входят Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации или Росимущество, вне зависимости от их доли в уставном капитале (при условии, что в составе учредителей нет иного учредителя с долей в уставном капитале более 50%).

Если юридическое лицо является промежуточной единицей, осуществляется поиск головной единицы методом построения иерархической структуры «вверх». После нахождения головной единицы осуществляется построение иерархической структуры «вниз» с полным охватом всех юридических лиц по вышеописанной схеме.

Код ОКОПФ по ИНН

  • коммерческие и некоммерческие организации;
  • унитарные предприятия;
  • филиалы, представительства, подразделения, действующие без образования юрлица;
  • международные компании;
  • ИП и физлица, ведущие деятельность не относимую к предпринимательству.
  1. — для коммерческих организаций;
  2. — для некоммерческих организаций;
  3. — для организаций, без прав юрлица;
  4. — для международных организаций;
  5. — для деятельности физлиц;
  6. — для коммерческих унитарных организаций;
  7. — для некоммерческих унитарных организаций.

Кроме кода ОКОПФ по ИНН можно найти и другие коды статистики. Введите данные об организации (ИНН, ОКПО или ОГРН) в соответствующее поле и запустите поиск. В результате вы получите уведомление для печати, подобное тому, что Росстат высылает при регистрации. В списке представленных кодов есть ОКОПФ.

После регистрации ОКОПФ присваивается Росстатом. При этом не выдается никакого заверенного печатями документа. Коды статистики сообщаются по почте простым письмом. Организации получают коды в течение 7 рабочих дней после регистрации, а предпринимателям их даже не отправляют. Вы можете не знать свой код, но это не наказуемо.

ОКОПФ нужен не только государству, он применяется и в практике обладающих им компаний. Его нужно указывать при регистрации и перерегистрации компании. Код является обязательным реквизитом в статистической и бухгалтерской отчетности, включается в банковские реквизиты и единый государственный реестр.

При слиянии акционерных обществ в соответствии с п. 1 ст. 16 Закона возникает новое юридическое лицо с прекращением существования тех, что участвуют в слиянии. Подп. 3 п. 3 этой нормы указывает, что при заключении договора, являющегося основанием для реализации процедуры слияния, в нем необходимо указывать условие о порядке конвертации акций объединяемых юридических лиц в акции вновь создаваемого в результате реорганизации общества. Такое же требование к содержанию договора о присоединении установлено и подп. 3 п. 3 ст. 17 Закона.

В то же время указанные нормы отдельно оговаривают, что реорганизация может иметь характер обязательной процедуры в случаях, которые прямо оговорены законом. Так, АО должно быть реорганизовано в обязательном порядке (или не может быть реорганизовано на основании решения акционеров) в следующих случаях:

К выводу о невозможности изменения формы выделяемого из акционерного общества нового юридического лица, а также вновь образованных в результате разделения организаций приходит и судебная практика. Так, обобщая сложившуюся практику судов и обозначая свою позицию, Пленум Высшего арбитражного суда в п. 20 постановления «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об акционерных обществах»» от 18.11.2003 № 19 (далее ― Постановление) указал, что разделение или выделение юридических лиц из АО в иной форме, нежели акционерное общество, невозможно.

Это интересно:  244 статью по косгу

Законодательное регулирование реорганизации акционерных обществ осуществляется ст. 104 Гражданского кодекса в совокупности с рядом иных норм кодекса и законом «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 № 208-ФЗ (далее ― Закон). В соответствии с п. 1 ст. 104 ГК и п. 1 ст. 15 Закона соответствующее решение может быть принято общим собранием акционеров. При этом, по общему основанию, такое решение носит добровольный характер и зависит от воли акционеров.

Постановление ВАС в п. 20 озвучивает аналогичную позицию, согласно которой изменение формы при слиянии и присоединении не представляется возможным. Суд исходит из того, что ст. 16, 17 Закона не предусматривают возможности АО присоединиться или объединиться с организацией иной формы. Единственной целью рассматриваемых форм реорганизации может являться создание акционерного общества, но только более крупного.

Корпоративные права есть собирательная категория, объединяющая имущественные и неимущественные организационные отношения. Так, в обществе с ограниченной ответственностью имущественными являются право участвовать в распределении прибыли, право получать в случае ликвидации общества часть имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, или его стоимость. Наряду с имущественными обязательственными правами участник обладает и правами организационными. К ним относится право участвовать в управлении делами общества, получать информацию о его деятельности и др. Участник корпорации не только имеет права, но и несет обязанности, которые тоже имущественные и организационные. Так, он должен участвовать в образовании имущества корпорации (вносить вклады, взносы) — обязанность имущественного характера. Участник обязан не разглашать конфиденциальную информацию о деятельности корпорации — организационная обязанность (прежде всего см. ст. ст. 65.1 — 65.3 ГК).

Унитарные юридические лица: их учредители не становятся участниками (членами), не имеют права участия (членства). К таким юридическим лицам относятся: государственные и муниципальные унитарные предприятия, фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации, религиозные организации, публично-правовые компании ( абз. 2 п. 1 ст. 65.1 ГК).

Коммерческие организации: основная цель деятельности — извлечение прибыли. Это хозяйственные товарищества и общества (чаще всего создаются общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, государственные и муниципальные унитарные предприятия).

При сопоставлении корпоративных юридических лиц с унитарными создается впечатление, будто унитарные юридические лица «живут» сами по себе, независимо от учредителей (у учредителей нет права участия). Однако это не так. В корпоративных юридических лицах есть внутренние отношения: а) участников (членов) между собой, б) участников (членов) с корпорацией. Кроме того, существуют внешние отношения — с третьими лицами. Естественно, у унитарных юридических лиц есть отношения внешние. Внутренние же отношения неодинаковы у разных унитарных юридических лиц. Так, государственное предприятие и муниципальное унитарное предприятие создаются по решению соответствующего государственного органа или органа местного самоуправления. Имущество такого предприятия находится в государственной и муниципальной собственности. Руководитель (орган) юридического лица назначается собственником и подотчетен собственнику ( ст. ст. 113 — 114 ГК). Таким образом, во внутренних отношениях здесь участвуют собственник (публично-правовое образование), с одной стороны, и унитарное предприятие — с другой. При этом собственник (и только он) полновластно управляет унитарным предприятием. Аналогично можно охарактеризовать отношения, складывающиеся между учреждениями, а также автономными некоммерческими организациями и их учредителями (правит учредитель).

Право участия означает, что участники корпорации (участники, члены, акционеры и т.п.) в связи с таким участием обладают комплексом прав и обязанностей, которые условно именуют корпоративными правами (правильнее — корпоративные права и обязанности).

Если при применении конкурентных способов НМЦК цена контрактов (в случае проведения совместного конкурса или аукциона) составляет 20 млн руб. и более, заказчик, за исключением случая осуществления закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении участников которых Правительством РФ установлены дополнительные требования в соответствии с ч. 2 ст. 31 44-ФЗ, устанавливает дополнительное требование об исполнении участником закупки (с учетом правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке контракта или договора, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», при условии исполнения таким участником закупки требований об уплате неустоек (штрафов, пени), предъявленных при исполнении таких контракта, договора. Стоимость исполненных обязательств по таким контракту, договору должна составлять не менее 20% НМЦК.

Особую роль играет информация. Она включает коммерческую, техническую и оперативную информацию. Коммерческая информация позволяет определить, что, в каком количестве и для кого производить. Техническая информация содержит характеристики производимой продукции, технологии производства, необходимых машин и механизмов для обеспечения производственного процесса. Оперативная информация содержит задания персоналу, расстановку работников по рабочим местам, регулирование хода производственного процесса и корректировку управленческих решений.

Ни законы, ни другие нормативно-правовые акты не устанавливают жестких требований к оформлению учетной политики. В пункте 8 ПБУ 1/2008 сказано лишь о том, что необходимо составить организационно-распорядительный документ: приказ, распоряжение, стандарт и проч.

Организационно-правовая форма предпринимательской деятельности (именно они классифицированы в ОКОПФ) представляет собой законодательно признанную систему хозяйствования, в которой регламентируется правовое состояние предпринимателя с точки зрения владения имущественными активами, а также способы распоряжения этими активами в установленных целях.

  • состояние экономики, в условиях которой функционирует предприятие;
  • политическая система страны;
  • состояние законодательства, регулирующего и хозяйственную деятельность;
  • научно-технический прогресс;
  • социокультурные факторы;
  • коммуникации;
  • природно-климатические и др.

Организационно-правовые формы юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере энергетики

Организационно-правовые формы юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере энергетики: монография / Л.И.Шевченко, А.И.Грищенко; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД России, ин-т энергетич. Политики и дипломатии, каф. правового регулирования ТЭК. — М.: МГИМО-Университет, 2022. — 290, [2] с.
ISBN 978-5-9228-2090-5

В монографии проанализирована экономико-правовая сущность предпринимательства: показаны концептуальные подходы к пониманию предпринимательской деятельности в зарубежной и российской экономической и правовой науке, а также в законодательстве, дана общая характеристика организационно-правовых форм юридических лиц с учетом изменений и дополнений, внесенных в ГК РФ, в рамках реализации Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации, определены виды юридических лиц, используемых для осуществления предпринимательской деятельности в сфере энергетики. Особое внимание уделяется анализу правового положения юридических лиц как субъектов предпринимательства в отдельных сферах энергетики, особенностей их функционирования в современный период развития российской экономики. Для аспирантов, а также специалистов в области гражданского права.

Организационно-правовые формы предприятий и виды организаций в России

Товарищество на вере (коммандитное товарищество) — товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников — вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности.

Муниципальное предприятие — унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения и созданное на базе государственной или муниципальной собственности. Создается по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) — юридическое лицо, учрежденное одним или несколькими лицами, уставный капитал которого разделен на определенные доли (размер которых устанавливается учредительными документами). Участники ООО несут риск убытков только в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Подробнее об особенностях и регистрации ООО мы рассказывали в предыдущей статье.

Индивидуальный предприниматель (ИП) — физическое лицо, зарегистрированное в установленном законом порядке и осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обладающие при этом многими правами юридических лиц.

Учреждение — организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. Это единственный вид некоммерческих организаций, обладающих имуществом на праве оперативного управления.

К позициям ОКОПФ в приложении А даны пояснения, содержащие установленные законодательством определения организационно-правовых форм.
Для удобства использования данного классификатора в практических целях позиции ОКОПФ приведены в приложении Б в алфавитном порядке.
Приложение В содержит классификацию институциональных секторов экономики (КИСЭ). Данное приложение было включено впоследствии дополнительным изменением 3/2022 ОКОПФ, упразднив при этом действовавший до тех пор самостоятельный Классификатор институциональных единиц по секторам экономики (КИЕС).

Классификация институциональных секторов экономики содержит четыре обязательные ступени классификационного деления группировок и пятую ступень факультативного применения.
Код каждой последующей группировки образуется добавлением одной значащей цифры на соответствующем разряде кода.

К организациям, не являющимся юридическими лицами, но имеющими право осуществлять свою деятельность без образования юридического лица , относятся представительства, филиалы и иные обособленные подразделения юридических лиц, паевые инвестиционные фонды, простые товарищества, а также районные, городские, межрайонные суды (районные суды).

Для идентификации классификационных группировок институциональных секторов экономики используется комбинированный метод классификации, состоящей из двух частей.
Для первой (обязательной) части используется иерархический метод классификации с кодированием классификационных группировок четырехзначным цифровым кодом переменной длины от двух до четырех знаков.
Для второй (факультативной) части используется фасетный метод классификации (расширяющий группировки первой части дополнительными независимыми признаками, необходимыми для решения задач отдельных федеральных министерств и ведомств) с кодированием каждого фасета трехзначным цифровым кодом постоянной длины.
Первый знак — номер фасета, два последующих — позиции фасета.

Организационно-правовые формы для деятельности граждан включают индивидуальных предпринимателей, глав крестьянских (фермерских) хозяйств, чья деятельность регулируется правилами, применяемыми для юридических лиц, являющихся коммерческими организациями; граждан, чья деятельность не является предпринимательской: адвокаты, учредившие адвокатский кабинет, и нотариусы, занимающиеся частной практикой.

Организационно правовые формы юридических лиц в 2022 году

В каких организационно-правовых формах могут создаваться юридические лица, являющиеся коммерческими организациями (согласно Гражданскому Кодексу РФ)? (Назвать любые 3 формы) Для каждой из них приведите по одному примеру, иллюстрирующему реализацию любой функции предпринимательства.

Кооператив «Аудиотехника» — общеэкономическая функция: производство товаров и услуг, доведение их до потребителя. Фирма «Аудиотехника» производит слуховые аппараты, арендуя производственный цех на одном из заводов, и реализует их через сеть специализированных магазинов.

Если предполагается крупный, средний и даже мелкий бизнес с привлечением дополнительных инвестиций, поиском новых рынков, внедрением новых технологий, то без привлечения других лиц не обойтись, что предполагает такие формы предпринимательства как партнерское (товарищество, кооператив), корпоративное (хозяйственные общества), а также унитарные предприятия как особые коммерческие организации. Такие организации становятся субъектами правоотношений и выступают на рынке как юрлица: гос. регистрация, организационное единство, обособленное имущество, самостоятельная имущественная ответственность, собственное наименование, самостоятельность в судебном процессе и др. признаки. Очень важно правильно выбрать организационно правовую форму. Здесь учитываются такие факторы как: величина бизнеса, доля каждого в партнера в первоначальном капитале, статус партнера, наличие и степень доверительных отношений между партнерами, вид бизнеса — производство (товаров, услуг) или коммерция, возможность личного профессионального участия каждого партнера в бизнесе и другие факторы.

Это интересно:  Предпенсионный возраст в центре занятости в 2022 году пособие по безработице

Товарищество «Орловская курица» — ресурсная функция: эффективное объединение экономических ресурсов. Фирма «Орловская курица» переоборудовала 2 старые птицефабрики, открыла 5 новых ферм, наняла на работу несколько сотен рабочих и инженеров в Орловской области.

Обоснование. Чтобы заниматься предпринимательством — видом деятельности, направленном на систематическое получение прибыли, основанном на инициативе, самостоятельности, ответственности и риске, необходимо являться субъектом гражданского права, источником которого в РФ является ГК РФ. Если физлицо занимается мелким или микро бизнесом, то образовывать юрлицо не потребуется: достаточно зарегистрироваться, получить, если требуется, лицензию и начать производить товары или оказывать услуги как индивидуальный предприниматель, используя собственные ресурсы.

Перечень форм коммерческих организаций исчерпывается рамками ГК (п. 2 ст. 50), поэтому появление новых форм коммерческих организаций возможно только при условии соответствующего изменения ГК. Согласно п. 2 ст. 50 и с учетом п. п. 2 и 3 ст. 66 ГК коммерческие организации могут создаваться только в формах: а) полного и б) коммандитного товарищества (ст. ст. 69 — 81, 82 — 86 ГК); в) общества с ограниченной и г) с дополнительной ответственностью (ст. ст. 87 — 94, 95 ГК); д) акционерного общества (ст. ст. 96 — 104 ГК); е) производственного кооператива (ст. ст. 107 — 112 ГК); ж) унитарного предприятия (ст. ст. 113 — 115 ГК). Особенности каждой формы определяют ГК и специальные законы (исключения составляют лишь не имеющие своего закона хозяйственные товарищества). Поскольку императивная норма п. 2 ст. 50 явно ограничивает принципы свободы договора, автономии воли и самостоятельности (п. п. 1, 2 ст. 1, абз. 1 п. 1 ст. 2, ст. 421 ГК), коммерческая организация не может быть создана ни в какой другой форме (в том числе за счет комбинирования элементов разных форм).

2. В связи с предложенной в п. 1 ст. 50 дихотомией ЮЛ далее в п. 2 и абз. 1 п. 3 перечисляются организационно-правовые формы коммерческих и некоммерческих организаций. При этом используется уже не классификационный, а перечневый метод, а поскольку последний, не будучи основанным на строгом логическом критерии (критериях), является более свободным и гибким, при необходимости и в результате изменения закона формы ЮЛ могут подвергаться количественной и качественной динамике. Так, возможно сокращение или увеличение числа форм (за счет исключения одних и добавления других), а также внутренние изменения существующих форм (последнее, в частности, произошло в отношении унитарных предприятий в связи с изменением концепции казенных предприятий и обществ с ограниченной ответственностью, оказавшихся более «удаленными» от хозяйственных товариществ и приближенными к акционерному обществу).

Суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 4, 9, 64, 66, 70, 82, 108, 268 АПК РФ, статьями 10, 50, 58, 59, 60.2, 181.4, 181.5, 198, 196 — 197 Гражданского кодекса, статьями 21, 33, 37, 43, 51 Закона N 14-ФЗ, статьями 4, 11, 21.1 Закона N 129-ФЗ, разъяснениями, содержащимися в пункте 111 Постановления N 25, в пункте 22 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.04.2014 N 23 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе», в пункте 35 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции», оставляя решение суда первой инстанции без изменения, счел необходимым изменить мотивировочную часть относительно выводов об отсутствии волеизъявления Жукова А.В. на принятие решения, оформленного протоколом от 05.11.2014 N 5, срока исковой давности.

Отдельные формы некоммерческих организаций внутренне неоднородны, неоднозначным может быть и правовое регулирование разновидностей одной и той же формы. Так, учреждение может быть частным либо публичным (государственным или муниципальным); в свою очередь, государственное и муниципальное учреждение — бюджетным или автономным (п. 2 ст. 120, п. 1 ст. 298 ГК). Однако Закон о некоммерческих организациях не распространяется на государственные и муниципальные учреждения, если иное не установлено федеральным законом (п. 5 ст. 1), а потому упоминает только о частных учреждениях (ст. 9). В свою очередь, те государственные и муниципальные учреждения, которые являются автономными, особо регулирует Закон об автономных учреждениях. Некоторые формы некоммерческих организаций пересекаются. Так, общественные объединения (ст. 117 ГК) могут создаваться в форме общественной организации, общественного движения, общественного фонда, общественного учреждения, органа общественной самодеятельности, политической партии (ст. ст. 7 — 12, 12.2 Закона об общественных объединениях).

5. Некоммерческая организация, уставом которой предусмотрено осуществление приносящей доход деятельности, за исключением казенного и частного учреждений, должна иметь достаточное для осуществления указанной деятельности имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью (пункт 1 статьи 66.2).

На портале ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС, Вы можете бесплатно проверить, получить ОКОПФ компаний и индивидуальных предпринимателей.
Данные на портале ежедневно обновляются и синхронизируются с сервисом nalog.ru ФНС РФ*.
Вы также можете бесплатно узнать код ОКОПФ по ИНН юридического лица или индивидуального предпринимателя.
В карточке компании, полученной при поиске по ИНН, содержится вся открытая официальная информация о компаниях и предпринимателях РФ, в том числе код ОКОПФ.

Общероссийский классификатор организационно-правовых форм состоит из пяти цифр, в состав которых входит:
Первая цифра – это раздел классификатора:
• 1 00 00 – организационно-правовые формы юридических лиц, являющихся коммерческими корпоративными организациями;
• 2 00 00 – организационно-правовые формы юридических лиц, являющихся некоммерческими корпоративными организациями;
• 3 00 00 – организационно-правовые формы организаций, созданных без прав юридического лица;
• 4 00 00 – организационно-правовые формы международных организаций, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации;
• 5 00 00 – организационно-правовые формы для деятельности граждан (физических лиц).
• 6 00 00 – организационно-правовые формы юридических лиц, являющихся коммерческими унитарными организациями.
• 7 00 00 – организационно-правовые формы юридических лиц некоммерческими унитарными организациями.
Вторая и третья цифры – это тип организационно правовой формы.
Третья и четвертая цифры – это вид организационно правовой формы.

ОКОПФ — общероссийский классификатор организационно-правовых форм, на основании которого субъектам предпринимательства после их регистрации или перерегистрации присваиваются коды, позволяющие идентифицировать их принадлежность к организационно-правовой форме. Объектами классификации в ОКОПФ являются организационно-правовые формы юридических лиц, являющихся коммерческими или некоммерческими организациями; организаций, созданных в соответствии с законодательством без прав юридического лица, и международных организаций, а также граждан, осуществляющих коммерческую деятельность или деятельность, не отнесенную законодательством к предпринимательству.

* Данные ЕГРЮЛ/ЕГРИП являются открытыми и предоставляются на основании п.1 ст.6 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»: Содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен, а именно сведения о документах, удостоверяющих личность физического лица.

Организационно правовые формы предприятий

В России имеется общероссийский классификатор организационно-правовых форм (ОКОПФ). Согласно этому документу, хозяйствующими субъектами можно назвать любую компанию: ИП или организацию, имеющую или не имеющую статус юридического лица. Каждая форма ведения бизнеса в этом классификаторе имеет свою кодировку, название бизнеса и алгоритм сбора. В настоящий момент действует новое издание общероссийского классификатора № 505-ст от 2012 года.

  • корпоративные предприятия,
  • потребительский кооператив,
  • автономная некоммерческая организация,
  • нотариальная или адвокатская палата,
  • казачье общество,
  • учреждение,
  • унитарные предприятия,
  • религиозная организация.

НКО ставят перед собой различные цели: внутренние и внешние. К внутренним целям относится удовлетворение нужд своих работников, например организация фитнес-центра на территории офиса. К внешним целям можно отнести строительство бассейна для всех жителей города.

В первую очередь, для юридического статуса важны материальные и правовые признаки: руководящее единство, внешняя автономия, внутреннее организационное единство, обособленность имущества, экономическое единство, законность образования субъекта и его способность принимать участие в гражданских правоотношениях. Если вы один, то вам выгоднее зарегистрировать ИП.

  • Для НКО целью являются общественные интересы, обучение, просвещение. Они имеют право заниматься только такой предпринимательской деятельностью, которая соответствует целям компании. Прибыль, полученная от деятельности НКО, не делится между участниками, а направляется на развитие компании.
  • К коммерческим организациям относятся унитарные предприятия, кооперативы, хозяйственные товарищества и сообщества. Цель коммерческих организаций – получение прибыли и распределение её между собственниками бизнеса.

Организационно правовые формы юридических лиц в 2022 году

Принцип создания ООО и АО схож – они создаются одним или несколькими учредителями, которые, приобретая статус участников общества, образуют его высший орган управления (общее собрание). В этом заключается корпоративный характер обоих типов обществ.

Если при применении конкурентных способов НМЦК цена контрактов (в случае проведения совместного конкурса или аукциона) составляет 20 млн руб. и более, заказчик, за исключением случая осуществления закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении участников которых Правительством РФ установлены дополнительные требования в соответствии с ч. 2 ст. 31 44-ФЗ, устанавливает дополнительное требование об исполнении участником закупки (с учетом правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке контракта или договора, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», при условии исполнения таким участником закупки требований об уплате неустоек (штрафов, пени), предъявленных при исполнении таких контракта, договора. Стоимость исполненных обязательств по таким контракту, договору должна составлять не менее 20% НМЦК.

К выводу о невозможности изменения формы выделяемого из акционерного общества нового юридического лица, а также вновь образованных в результате разделения организаций приходит и судебная практика. Так, обобщая сложившуюся практику судов и обозначая свою позицию, Пленум Высшего арбитражного суда в п. 20 постановления «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об акционерных обществах»» от 18.11.2003 № 19 (далее ― Постановление) указал, что разделение или выделение юридических лиц из АО в иной форме, нежели акционерное общество, невозможно.

На практике подавляющее большинство юрлиц поступают следующим образом: издают приказ об утверждении учетной политики за подписью директора. При налоговых проверках инспекторы обычно запрашивают этот документ. Если он отсутствует, некоторые хозяйственные операции могут признать неверно оформленными, что повлечет доначисление налогов, а также, возможно, начисление пеней и штрафов.

Это интересно:  Отключение света всего снт за неуплату 2022 году новый закон

Ни законы, ни другие нормативно-правовые акты не устанавливают жестких требований к оформлению учетной политики. В пункте 8 ПБУ 1/2008 сказано лишь о том, что необходимо составить организационно-распорядительный документ: приказ, распоряжение, стандарт и проч.

Личным фондом будет признаваться учрежденная на определенный срок либо бессрочно гражданином или после его смерти нотариусом унитарная некоммерческая организация, осуществляющая управление переданным ей этим гражданином имуществом или унаследованным от этого гражданина имуществом. При этом фонды, учреждаемые гражданами и (или) юридическими лицами и преследующие благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели, получат наименование «общественно полезные фонды».

В Госдуму внесен законопроект, которым в Гражданском кодексе РФ закрепляется возможность создания новой организационно-правовой формы юридического лица в виде личного фонда. Автором инициативы стала группа депутатов и сенаторов во главе с председателями законодательных комитетов обеих палат парламента Павлом Крашенинниковым и Андреем Клишасом.

Законопроект направлен на повышение привлекательности российской юрисдикции для внутренних и внешних инвесторов, следует из пояснительной записки. В частности, обеспечивается абсолютная прозрачность гражданско-правовых и налогово-правовых отношений с участием личных фондов, поскольку такая модель управления имуществом, принадлежавшим физическому лицу, сопровождается государственной регистрацией юридического лица в едином государственном реестре, переходом права собственности на имущество от гражданина-учредителя к созданному юридическому лицу и распространением на созданное лицо правил о налогообложении и отчетности.

Статья 50

Именно поэтому исключено существование известного в прошлом индивидуального (семейного) частного предприятия, как и гипотетической акционерной коммандиты (акционерного общества с дополнительной ответственностью) — симбиоза акционерного общества и товарищества на вере (общества с дополнительной ответственностью). В свою очередь, форма унитарного предприятия не может использоваться за рамками государственной (муниципальной) формы собственности для обеспечения интересов частного бизнеса. Отдельные формы коммерческих организаций внутренне неоднородны: акционерные общества могут быть открытыми или закрытыми (ст. 97 ГК), а унитарные предприятия — основанными на праве хозяйственного ведения и оперативного управления (ст. ст. 114, 115 ГК). Для целей правового регулирования некоторые формы группируются между собой благодаря наличию у них общих признаков, например хозяйственные общества (в рамках которых только и возможно явление дочерних и зависимых обществ — ст. ст. 105, 106 ГК), хозяйственные товарищества и общества (обладающие общей частью — ст. ст. 66 — 68 ГК). Именно благодаря сходству отдельных форм и во избежание дублирования нормативного материала правила, посвященные одним формам, иногда в силу прямого указания закона могут применяться в отношении других форм (п. 2 ст. 82, п. 3 ст. 95 ГК).

Выдача банковской гарантии является для кредитной организации типичной банковской операцией (пункт 8 части 1 статьи 5 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности», далее — Закон о банках), направленной на реализацию основной цели любого коммерческого юридического лица — извлечение прибыли (статья 1 Закона о банках, статья 50 ГК РФ). В предпринимательских отношениях банковская гарантия выдается на возмездной основе и во исполнение соглашения, заключаемого между гарантом и принципалом. По общему правилу риск допущенных при ее выдаче нарушений ложится на гаранта в рамках его правоотношений с принципалом и не может противопоставляться бенефициару, не являющемуся стороной соглашения о выдаче гарантии (пункт 3 статьи 308 ГК РФ). Иное толкование позволяло бы гаранту, нарушившему правила выдачи гарантии, легко освобождаться от своих обязательств, тем самым делая банковскую гарантию неэффективным способом обеспечения обязательств, что никак не соотносится с целями правового регулирования.

Отдельные формы некоммерческих организаций внутренне неоднородны, неоднозначным может быть и правовое регулирование разновидностей одной и той же формы. Так, учреждение может быть частным либо публичным (государственным или муниципальным); в свою очередь, государственное и муниципальное учреждение — бюджетным или автономным (п. 2 ст. 120, п. 1 ст. 298 ГК). Однако Закон о некоммерческих организациях не распространяется на государственные и муниципальные учреждения, если иное не установлено федеральным законом (п. 5 ст. 1), а потому упоминает только о частных учреждениях (ст. 9). В свою очередь, те государственные и муниципальные учреждения, которые являются автономными, особо регулирует Закон об автономных учреждениях. Некоторые формы некоммерческих организаций пересекаются. Так, общественные объединения (ст. 117 ГК) могут создаваться в форме общественной организации, общественного движения, общественного фонда, общественного учреждения, органа общественной самодеятельности, политической партии (ст. ст. 7 — 12, 12.2 Закона об общественных объединениях).

2. В связи с предложенной в п. 1 ст. 50 дихотомией ЮЛ далее в п. 2 и абз. 1 п. 3 перечисляются организационно-правовые формы коммерческих и некоммерческих организаций. При этом используется уже не классификационный, а перечневый метод, а поскольку последний, не будучи основанным на строгом логическом критерии (критериях), является более свободным и гибким, при необходимости и в результате изменения закона формы ЮЛ могут подвергаться количественной и качественной динамике. Так, возможно сокращение или увеличение числа форм (за счет исключения одних и добавления других), а также внутренние изменения существующих форм (последнее, в частности, произошло в отношении унитарных предприятий в связи с изменением концепции казенных предприятий и обществ с ограниченной ответственностью, оказавшихся более «удаленными» от хозяйственных товариществ и приближенными к акционерному обществу).

4. Коммерческие и (или) некоммерческие организации могут объединяться в ассоциации и союзы (п. 4 ст. 50, ст. 121 ГК). Закон по-разному регулирует такие объединения, во всяком случае являющиеся некоммерческими организациями. Так, объединение коммерческих организаций не может вести предпринимательскую деятельность самостоятельно и непосредственно: для этого оно должно преобразоваться в хозяйственное товарищество (общество) либо участвовать в нем (абз. 2 п. 1 ст. 121 ГК). Данное правило не касается прочих объединений — некоммерческих организаций (п. 2 ст. 121 ГК), а также коммерческих организаций с некоммерческими: такие объединения вправе заниматься предпринимательством самостоятельно и непосредственно (без преобразования или участия в коммерческой структуре). Коммерческие организации могут быть учредителями (участниками) некоммерческих организаций (ст. 15 Закона о некоммерческих организациях), за исключениями, предусмотренными законом (например, они не могут участвовать в общественных и религиозных организациях (объединениях) и госкорпорациях, учредителями которых могут быть только граждане и Российская Федерация соответственно). Некоммерческие организации могут быть учредителями (участниками) коммерческих организаций, за исключениями, предусмотренными законом (например, они не могут быть полными товарищами в хозяйственных товариществах, а учреждения могут быть участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере с разрешения собственника, если иное не установлено законом — п. 4 ст. 66 ГК). Возможно преобразование коммерческих организаций в некоммерческие, и наоборот (п. 2 ст. 104 ГК, ст. 34 Закона об унитарных предприятиях, п. п. 1, 2, 4 ст. 17 Закона о некоммерческих организациях).

  • проведения государственной политики;
  • предоставления госуслуг;
  • управления госимуществом;
  • обеспечения модернизации и инновационного развития экономики;
  • осуществления контрольных и управленческих функций и полномочий;
  • реализации особо важных госпроектов и программ.

Новая организационно-правовая форма юридических лиц — публично-правовая компания (далее — ППК), — появилась в Гражданском кодексе РФ с 01.09.2014 (пп. «б» п. 3 ст. 1, ст. 3 Федерального закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ). Федеральный закон от 03.07.2022 № 236-ФЗ (далее — Закон № 236-ФЗ) определил правовое положение указанных организаций, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации. Данный закон вступил в силу 02.10.2022. Ниже мы расскажем о том, что представляет собой публично-правовая компания и для каких целей она может быть создана.

Публично-правовая компания — это унитарная некоммерческая организация, которая создается в РФ и ведет деятельность в интересах государства и общества (п. 1 ст. 2 Закона № 236-ФЗ). Для этих целей организация наделяется функциями и полномочиями публично-правового характера, т. е. властными функциями и полномочиями, которые обычно присущи органам государственной власти (см., например, п. 5 ст. 66, ст. 125 ГК РФ).

  • создавать филиалы и открывать представительства;
  • создавать коммерческие и некоммерческие организации и принимать в них участие (для достижения целей, ради которых была создана сама ППК);
  • осуществлять деятельность, приносящую доход, если это предусмотрено решением о создании ППК и ее уставом (для достижения целей, ради которых она создана).

Общей целью создания нового вида организаций является более гибкое и эффективное участие государства в тех сферах экономической деятельности, где использование существующих форм организаций невозможно или является ограниченным. Также при помощи ППК государство планирует ужесточить контроль над целевым использованием государственного имущества.

Организационно правовые формы юридических лиц в 2022 году

Кооператив «Аудиотехника» — общеэкономическая функция: производство товаров и услуг, доведение их до потребителя. Фирма «Аудиотехника» производит слуховые аппараты, арендуя производственный цех на одном из заводов, и реализует их через сеть специализированных магазинов.

Если предполагается крупный, средний и даже мелкий бизнес с привлечением дополнительных инвестиций, поиском новых рынков, внедрением новых технологий, то без привлечения других лиц не обойтись, что предполагает такие формы предпринимательства как партнерское (товарищество, кооператив), корпоративное (хозяйственные общества), а также унитарные предприятия как особые коммерческие организации. Такие организации становятся субъектами правоотношений и выступают на рынке как юрлица: гос. регистрация, организационное единство, обособленное имущество, самостоятельная имущественная ответственность, собственное наименование, самостоятельность в судебном процессе и др. признаки. Очень важно правильно выбрать организационно правовую форму. Здесь учитываются такие факторы как: величина бизнеса, доля каждого в партнера в первоначальном капитале, статус партнера, наличие и степень доверительных отношений между партнерами, вид бизнеса — производство (товаров, услуг) или коммерция, возможность личного профессионального участия каждого партнера в бизнесе и другие факторы.

Обоснование. Чтобы заниматься предпринимательством — видом деятельности, направленном на систематическое получение прибыли, основанном на инициативе, самостоятельности, ответственности и риске, необходимо являться субъектом гражданского права, источником которого в РФ является ГК РФ. Если физлицо занимается мелким или микро бизнесом, то образовывать юрлицо не потребуется: достаточно зарегистрироваться, получить, если требуется, лицензию и начать производить товары или оказывать услуги как индивидуальный предприниматель, используя собственные ресурсы.

В каких организационно-правовых формах могут создаваться юридические лица, являющиеся коммерческими организациями (согласно Гражданскому Кодексу РФ)? (Назвать любые 3 формы) Для каждой из них приведите по одному примеру, иллюстрирующему реализацию любой функции предпринимательства.

Товарищество «Орловская курица» — ресурсная функция: эффективное объединение экономических ресурсов. Фирма «Орловская курица» переоборудовала 2 старые птицефабрики, открыла 5 новых ферм, наняла на работу несколько сотен рабочих и инженеров в Орловской области.

Оцените статью
Доступное Правовое обеспечение