Невостребованные земельные доли как выморочное имущество

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КЕМЕРОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ ПО ДЕЛУ N 33-6597

Разделы:
Наследование по закону; Наследственное право; Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Третьим лицом было приобретено право общей долевой собственности на земельную долю. Истец ссылается на то, что сведений о действиях со стороны собственника в отношении указанной доли не имеется.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего Чуньковой Т.Ю.,
судей: Проценко Е.П., Хомутовой И.В.,
при секретаре А.,
заслушав в открытом судебном заседании в апелляционной инстанции по докладу судьи Чуньковой Т.Ю.
гражданское дело по апелляционной жалобе Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской области в лице представителя Д., действующей на основании доверенности от 24.11.2014 г., выданной сроком на один год, на решение Чебулинского районного суда Кемеровской области от 1 апреля 2015 года
по иску Администрации Усманского сельского поселения Чебулинского района Кемеровской области к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской области о признании права муниципальной собственности на невостребованную земельную долю, ранее принадлежавшую П.Ю.,

Процедура оформления невостребованных долей в государственную или муниципальную собственность выглядит следующим образом. Во-первых, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по основаниям,

Использование земельных участков, состоящих из невостребованных долей, неоднократно поднимался в Ставропольском крае депутатами комитета по земельным отношениям и землеустройству. Актуальность этого вопроса обуславливается наличием более 200 тыс. га земельных участков, состоящих из невостребованных долей. Основное внимание депутаты уделяют упрощению порядка оформления в собственность таких земельных участков. Проект внесения изменений в Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» содержит положения, согласно которым за субъектом РФ или муниципальным

В-шестых, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном законом порядке невостребованными.

Земля — это основное средство производства в сельском хозяйстве. Статья 1 пункт 1 Земельного Кодекса рассматривает землю как основу жизни и деятельности человека, согласно этому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и основу осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как недвижимое имущество, объект права собственности и иных прав на землю.

С начала реформирования земельных отношений прошло уже более десяти лет. Многих пенсионеров и других граждан, получивших земельную долю, к настоящему моменту нет в живых, а информация о наследниках отсутствует, поскольку они не подавали заявления о вступлении в права наследства на земельную долю. Непростая экономическая ситуация в сельской местности способствует оттоку жителей в другие местности в поисках приносящей больший доход работы. Процент участников долевой собственности, с которыми возможно оформить или переоформить земельные отношения, изменился в сторону уменьшения по сравнению с периодом начала приватизации сельскохозяйственных угодий

Согласно п. 5 ст. 13 Закона об обороте (в редакции, действовавшей до 1 июля 2011 г.) земельные доли, собственники которых не распоряжались ими в течение трех и более лет с момента приобретения прав на земельную долю (невостребованные земельные доли), подлежат выделению в земельный участок, в состав которого в первую очередь включаются неиспользуемые земельные участки худшего качества с их оценкой по кадастровой стоимости.
Образование этого земельного участка осуществляется на основании соответствующего решения субъекта РФ или в случаях, установленных законом субъекта РФ, на основании решения муниципального образования. Общее собрание участников долевой собственности вправе принять решение об определении местоположения части находящегося в долевой собственности земельного участка, площадь которой равна сумме площади невостребованных земельных долей. Сообщение о невостребованных земельных долях с указанием их собственников опубликовывается в средствах массовой информации, определенных субъектом РФ. Ранее действовало правило, что если собственники невостребованных земельных долей, в счет выделения которых должен быть образован земельный участок, в течение 90 дней со дня опубликования указанного сообщения не заявят о своем желании воспользоваться правами участников долевой собственности, то устанавливаются границы этого земельного участка. Субъект РФ либо муниципальное образование были вправе направить в суд заявление о признании права собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования на этот земельный участок.
В юридической литературе отмечается, что с точки зрения заложенного в Законе об обороте земель расширительного толкования понятия «невостребованные земельные доли» к ним должны относиться доли всех участников общей собственности, которые не распоряжались своими правами на земельную долю в течение трех и более лет с момента приобретения прав на долю.
Законом не урегулированы ситуации, когда владельцы земельных долей с момента вступления в силу Закона об обороте земель (2003 год) предпринимали какие-то действия по выделению своих земельных долей, но до настоящего времени не оформили надлежащим образом свои права . Согласно действующей редакции ст. 12.1 Закона об обороте земель невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», не могут быть признаны невостребованными земельными долями. Дополнительными критериями для признания земельной доли невостребованной являются также отсутствие сведений в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.
———————————
Блинов Р.Н. Право общей долевой собственности на земельный участок из состава сельскохозяйственных угодий: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 2010. С. 27 — 28.

Понятие невостребованной земельной доли характерно лишь для российского земельного законодательства. Впервые легальное определение этого понятия был закреплено в Указе Президента РФ от 7 марта 1996 г. «О реализации конституционных прав граждан на землю», в соответствии с которым невостребованные земельные доли определялись как доли, на которые не поступило заявления от гражданина на получение свидетельства, подтверждающего право собственности на земельную долю. Такая доля передавалась (сохранялась) за сельскохозяйственной организацией для использования по целевому назначению в течение трех лет. Если по истечении этого срока собственник доли так и не подал заявление на получение свидетельства и не принял решения об использовании земельной доли, то она оставалась в пользовании хозяйства еще три года. О дальнейшей правовой судьбе невостребованных земельных долей Указ умалчивал. Принятие Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» незначительно способствовало прояснению названного вопроса, поскольку проблемы в толковании и применении соответствующих норм закона остались .
———————————
См.: Галиновская Е.А. Оборот земель и направления российской аграрной политики // Журнал российского права. 2010. N 10. С. 76.

Следует отметить, что главы администраций муниципальных образований проявляют прагматичную заинтересованность в расширении площадей муниципальной собственности за счет невостребованных земельных долей.
Однако в сложившихся условиях отсутствия правовой определенности по передаче данной части наследственной массы в ту или иную форму публичной собственности этот процесс на местах идет с большими затруднениями.
В этой связи в целях упорядочения существующей двойственной судебной практики по определению правовой судьбы невостребованных земельных долей считаем целесообразным включить данный вид наследства в перечень выморочного имущества, передаваемого в муниципальную собственность, предусмотренный ч. 2 ст. 1151 ГК РФ. В специальной литературе отмечается отсутствие единого подхода в вопросе о начале легального отсчета неиспользования земельной доли ее собственником как одного из правовых оснований придания ей статуса невостребованной . Считаем, что по прошествии столь длительного периода с начала земельной реформы, положившей начало наделению работников бывших совхозов, членов колхозов и иных лиц правом собственности на земельную долю, как таковая проблема по данному вопросу утрачивает свою остроту, поскольку соответствовать основному критерию легального срока неиспользования земельная доля может и в случае с отсчетом такого периода от самого начала 1990-х годов, когда утверждались первичные списки земельных дольщиков, и с момента вступления в силу (1 января 2003 г.) принятого специального Закона об обороте земель, и от завершения исполнения органами местного самоуправления (1 июня 2013 г.) предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. N 435-ФЗ предписаний по составлению и утверждению списков собственников невостребованных долей, и с момента признания банкротом сельскохозяйственного предприятия, осуществляющего использование общеконтурного земельного участка, в составе которого находились эти доли.
———————————
Липски С.А. Особенности реализации прав на унаследованную земельную долю // Нотариус. 2014. N 8. С. 14 — 17.

Это интересно:  Фонды и чистые активы акционерного общества

Проблемным в установлении правовой судьбы невостребованных земельных долей продолжает оставаться регулирование наследования прав на них. В отношении вопроса наследования невостребованных земельных долей в праве общей долевой собственности на земельный участок из состава земель сельскохозяйственного назначения как выморочного имущества продолжает оставаться неопределенность, поскольку специального федерального закона по регулированию передачи выморочного имущества в собственность субъектов РФ или муниципальных образований, предусмотренного ч. 3 ст. 1151 ГК РФ, по настоящее время не принято. Законодатель до 1 июля 2011 года предусматривал возможность передачи земельных участков, сформированных из невостребованных земельных долей, в собственность субъектов Федерации. С указанной даты вступила в силу новая ст. 12.1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», посвященная невостребованным земельным долям (введена Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. N 435-ФЗ ), где были внесены существенные изменения в регулирование данного порядка. Согласно прежней редакции Закона об обороте земель требовалось выделение невостребованных долей в земельный участок, и право собственности публичного образования признавалось именно на земельный участок. Теперь же в соответствии с п. 8 ст. 12.1 Закона допускается признание права муниципальной собственности (о собственности субъекта РФ теперь в Законе уже не упоминается) не на земельный участок, а на земельные доли .
———————————
Федеральный закон от 29.12.2010 N 435-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения» // СЗ РФ. 2011. N 1. Ст. 47.
Сухова Е.А. Порядок обращения в муниципальную собственность земельных долей и вовлечения их в гражданский оборот: проблемы законодательства и практики // Юрист. 2013. N 3. С. 14.

Г.В. Савенков, анализируя проблему нормативного регулирования наследования невостребованных долей как части выморочного имущества наследодателя, указывает, что в случае возникновения судебных споров по необоснованному лишению наследников земельной доли как части наследственной массы при принятии судом решения о передаче земельной доли, принадлежащей наследодателю, в муниципальную собственность по основанию ее невостребованности, местный бюджет может понести существенные издержки на исполнение судебных решений по восстановлению наследников в правах на долю, особенно в случае массовости такой категории споров .
———————————
Савенков Г.В. Невостребованные земельные доли: путь к пополнению бюджетов органов местного самоуправления? // Реформы и право. 2013. N 3. С. 41.

Впервые правовое понятие невостребованных земельных долей было определено в постановлении Правительства Российской Федерации от 01.02.1995 № 96 «О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев», согласно пункту 36 которого невостребованными признавались земельные доли, собственники которых в установленный срок не получили свидетельства о праве собственности на земельные доли либо, получив их, не воспользовались своими правами по распоряжению земельными долями. в соответствии

Дальнейшее развитие это понятие получило в Указе Президента Российской Федерации от 07.03.1996 № 337 «О реализации конституционных прав граждан на землю», в котором невостребованная земельная доля определялась как доля, на которую не поступило заявление от гражданина на получение соответствующего свидетельства, подтверждающего права собственности на земельную долю. Такая доля передавалась (сохранялась) за сельскохозяйственной организацией для использования по целевому назначению в течение трех лет. Если по истечении этого срока собственник доли так и не подал заявления на получение свидетельства и не принял решения об использовании земельной доли, то она оставалась в пользовании хозяйства еще три года.

После принятия судом решения о признании права собственности муниципального образования на земельный участок, выделенный в счет невостребованных земельных долей, и государственной регистрации права на него орган местного самоуправления принимает решение о распоряжении указанным земельным участком в соответствии с действующим законодательством.

При проведении этой работы возникает ряд проблем, связанных с длительностью судебной процедуры признания права собственности, отсутствием информации о местонахождении собственников невостребованных долей или их наследников. На специалистов поселений возлагается обязанность по представлению в суд сведений о месте постоянного пребывания указанных граждан, в том числе выбывших за пределы района, или по представлению информации от государственных органов об отсутствии указанных сведений.

В связи с вышеизложенным, до принятия необходимых для решения данного вопроса федеральных законодательных актов, оформление права собственности муниципальных образований на выморочные земельные доли невозможно, что препятствует вовлечению в оборот земельных участков, приходящихся на выморочные земельные доли.

Невостребованные земельные доли оформление в муниципальную собственность

Так, из Закона усматривается, что определение местоположения земельного участка, выделяемого в счет невостребованных долей, относится к прерогативе общего собрания собственников земельных долей. Из этого следует, что площадь невостребованных земельных долей должна устанавливаться в пределах конкретного реорганизованного сельскохозяйственного предприятия, где земельные участки принадлежат гражданам на праве долевой собственности. В случаях формирования земельного участка в пределах двух и более реорганизованных сельскохозяйственных предприятий (а подобные обращения в суд имеют место) об участии участников общей долевой собственности в формировании невостребованных земельных долей говорить не приходится. Нередки случаи, когда муниципальные образования обращаются в суд с одним исковым заявлением о признании права собственности за муниципальным образованием на невостребованные земельные доли во всех хозяйствах муниципального района.

Под невостребованной земельной долей настоящий Закон понимает участки сельскохозяйственных земель, имеющих собственника, но не использующихся по целевому назначению, причем в данном случае Закон обязывает собственника использовать принадлежащий ему объект либо лично, либо передать в аренду третьему лицу. Если указанные виды использования не реализуются в течение более трех лет подряд, земельные участки, входящие в состав земельной доли, признаются невостребованными. В соответствии со ст. 284 ГК РФ земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства и не используется для соответствующей цели в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.

Следующий этап — направление запроса в ЗАГС о предоставлении сведении об умерших собственниках земельных долей. В запросе должны быть указаны фамилии собственников, которые не распорядились своими земельными долями, а также просьба указать, являются ли данные граждане умершими. Как правило, ЗАГС выдаст справку об отказе в предоставлении данного рода сведений, но без этого документа суд оставит без движения исковое заявление о признании права собственности на невостребованные земельные доли.

Обобщение практики рассмотрения Целинным районным судом гражданских дел, связанных с признанием права собственности на земельный участок из невостребованных земельных долей за 2008 год , свидетельствует о том, что проблемы права собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения актуальны всегда, поскольку с их решением связано производство жизненно необходимой обществу сельскохозяйственной продукции. Невостребованные земельные доли подлежат выделению в земельные участки, право собственности на последние может быть признано в судебном порядке только за субъектами РФ или в случаях, установленных законом субъекта РФ, муниципальными образованиями. Ответчиками по делу являются собственники земельных долей.

С момента проведения собрания и при условии принятия им решения об утверждении списка земельных долей доли, включенные в указанный список, признаются невостребованными, т.е. объектами, не имеющими собственника. В то же время следует обратить внимание, что для прекращения права собственности на такую долю решения общего собрания недостаточно. В соответствии с нормами ГК РФ право собственности может быть прекращено исключительно по решению суда. В случае если даже после утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием дольщиков собственник начинает использование принадлежащего ему объекта в соответствии с целевым назначением, такая земельная доля не соответствует признакам невостребованной, предусмотренным п. 1 настоящей статьи, в связи с чем право собственности на нее не может быть признано утраченным даже в судебном порядке. Причем следует заметить, что доказательства в этом случае растут, как правило, прямо на корню. Таким образом, решение общего собрания участников долевой собственности следует рассматривать в качестве основания для реализации полномочий по признанию права собственности на указанные доли органом местного самоуправления.

по делу N 33-4659/2015 (ключевые темы: выморочное имущество — наследники — принятие наследства — наследование по закону — свидетельство о праве на наследство) Апелляционное определение СК по гражданским делам Белгородского областного суда от 13 октября 2015 г. по делу N 33-4659/2015 (ключевые темы: выморочное имущество — наследники — принятие наследства — наследование по закону — свидетельство о праве на наследство) на определение Свердловского районного суда г. Белгорода от 28 августа 2015 года об отказе в принятии искового заявления АО «Россельхозбанк» в лице Белгородского регионального филиала к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Белгородской области, администрации Казацкого сельского поселения Яковлевского района Белгородской области о признании за ними права собственности в порядке наследования на выморочное имущество.

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО 5 96 2022 Носкова Ю. Б. В статье анализируются некоторые вопросы, возникающие при наследовании выморочного имущества в Российской Федерации, обосновывается необходимость совершенствования законодательства о выморочном имуществе. Выморочное имущество ( Bona vacantia. erblose Guter ) — имущество, которое осталось после умершего лица и на кото­рое никто не заявляет или не может заявить притязаний ни по завещанию, ни по праву наследования по закону.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Апелляционное определение СК по гражданским делам Владимирского областного суда от 14 октября 2015 г. по делу N 33-3554/2015 (ключевые темы: выморочное имущество — наследники — исполнительное производство — замена стороны в исполнительном производстве — свидетельство о праве на наследство) Апелляционное определение СК по гражданским делам Владимирского областного суда от 14 октября 2015 г. по делу N 33-3554/2015 (ключевые темы: выморочное имущество — наследники — исполнительное производство — замена стороны в исполнительном производстве — свидетельство о праве на наследство) рассмотрела в открытом судебном заседании 14 октября 2015 года в г.

Это интересно:  С какого числа у пинсионеров будет льготный проезд в пригородных электричках

Гражданско-правовой институт выморочного имущества имеет серьезное юридическое значение и направлен на реализацию про­блемы выявления бесхозяйных объектов наследования. Часть 3 ГК РФ ввела понятие выморочного имущества в наследственные право­отношения по сравнению с ГК РСФСР 1964 года, в котором понятие выморочного имущества заменялось понятием «переход наследства государству». До сих пор в науке гражданского права идут споры о правовой природе выморочного имущества.

Что это, равнодушие к земле и сельскому хозяйству, нежелание вступать в любые правоотношения с государством или что-то еще? Оказалось, все очень просто. « Невостребованный пай — это земельная доля, закрепленная за определенным человеком, который по какой-то причине не подтвердил свое право собственности.

Помимо этого в письме отмечено, что в соответствии с п. 5.30 Положения о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2004 г. N 691, Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом принимает в установленном порядке имущество, обращенное в собственность РФ, а также выморочное имущество. Однако согласно п. 2 Постановления Правительства РФ от 27 ноября 2004 г. N 691 Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом РФ (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти). Порядок, указанный в п. 5.30 Положения о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2004 г. N 691, определяющий отличный от предусмотренного Положением и Инструкцией, в настоящее время не установлен. Таким образом, вступление в силу указанного Постановления Правительства РФ не изменило порядок учета, оценки и реализации выморочного имущества, в соответствии с которым работу по учету, оценке и реализации выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность РФ, осуществляют налоговые органы в порядке, установленном Положением и Инструкцией (в части, урегулированной Положением и Инструкцией). Документом, подтверждающим право государства на наследство, является свидетельство о праве государства на наследство, выдаваемое нотариальным органом соответствующему налоговому органу.

Для разрешения вопроса о вступлении в дело третьих лиц, заявляющих либо не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца или ответчиков, необходимо выяснить, отсутствуют ли наследники по закону и по завещанию, есть ли наследники, которые не имеют права наследовать, отстранены от наследования, не принявшие наследство либо отказавшиеся от наследства без указания, что отказываются в пользу другого наследника. Если такие лица установлены, они должны быть привлечены к участию в деле, поскольку решение суда может повлиять на их права и обязанности по отношению к сторонам спора.

Отнесение земельной доли к имуществу подтверждено мнением ученых-цивилистов, которые характеризуют сделку по внесению земельной доли в уставный капитал сельскохозяйственной организации как одну из форм оборота земли и способ распоряжения имуществом . Данные выводы подтверждаются и возможностью передать только право владения и (или) пользования соответствующим имуществом с записью об этом в учредительном документе .

Данная ситуация сохранялась до внесения Федеральным законом РФ от 29 ноября 2007 г. N 281-ФЗ изменений в ст. 1151 ГК РФ и служила основанием для многочисленных критических высказываний. Так, Н.В. Сосна пишет: «понятие выморочного имущества неоднократно забывалось, и в конце концов о нем вспомнили в третьей части Гражданского кодекса. Вспомнили, но, вероятнее всего, пришли к выводу, что «раздавать» это самое имущество муниципальным образованиям, на которых расположено имущество, будет слишком расточительно, поэтому и определили, что лучше всего будет, если выморочное имущество будет переходить в собственность Российской Федерации. Однако изначально в проекте третьей части Гражданского кодекса от 29 января 1997 г., в ч. 3 ст. 1195 «Наследование выморочного имущества», определялось, что выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность муниципального образования по месту открытия наследства. На мой взгляд, положение этой статьи наиболее четко разграничивало и определяло правовое состояние имущества, оставшегося без наследников, и разом убирало бюрократические проблемы, связанные с переходом имущества из одного правового положения в другое» .

В силу ст. 12 ГК РФ, защита нарушенного права может осуществляться путем признания такового в судебном порядке. Поскольку Российская Федерация является собственником выморочных земельных долей вне зависимости от государственной регистрации перехода права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) и муниципалитеты не имеют возможности принять в собственность земельные доли, расположенные на территории конкретного муниципального образования, нарушенное право муниципалитета подлежит защите в судебном порядке. Таким образом, в данной ситуации муниципалитет выступает в защиту общественных интересов поселения по осуществлению контроля за рациональным использованием и охраной земель. Следовательно, в таких случаях речь должна идти не о признании права собственности публичного образования на земельный участок из невостребованных земельных долей, а о признании в порядке искового производства права собственности муниципального образования на выморочные земельные доли. Соответчиками по иску являются органы Федеральной налоговой службы и Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.

— выполнено перераспределение сельскохозяйственных угодий в границах акционерного общества, в результате которого были образованы земельные участки сособственников земельных долей (общей площадью 11687,68 га), невостребованных земельных долей (площадью 1915,02 га) и выморочных земельных долей (площадью 713,90 га).

В таблице 31 произведено формирование земельных участков сособственников земельных долей, выморочных и невостребованных долей. Чтобы вычислить площадь ЗУсособ.ЗД, ВЗД, НЗД необходимо было среднюю земельную долю по отдельному виду угодья умножить на количество желающих объединить земельные доли, невостребованные и выморочные земельные доли.

Проведя ряд определенных расчетов, определили средневзвешенный балл бонитета по сельскохозяйственным угодьям. Средневзвешенное значение балла бонитета для пашни площадью 17160,61 составило 78, для сенокосов площадью 2015,86 га – 63, для кормовых угодий для пастьбы площадью 4181,06 га – 61.

Формирование земельного участка в счет невостребованных зе­мельных долей осуществляется органом местного самоуправления, в границах которого находится земельный участок из земель сельско­хозяйственного назначения, находящихся в долевой собственности в следующем порядке:

Невостребованные земельные доли подлежат выделению в зе­мельный участок, в состав которого в первую очередь включаются неиспользуемые земельные участки и земельные участки худшего качества, с их оценкой по кадастровой стоимости. Общее собрание участников долевой собственности вправе принять решение об опре­делении местоположения части находящегося в долевой собственно­сти земельного участка, площадь которой равна сумме площади не­востребованных земельных долей.

Особенности правового статуса невостребованных земельных долей: проблемы доказывания и оформления в собственность

Согласно ФЗ от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» «Невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», не могут быть признаны невостребованными земельными долями по основанию, указанному в настоящем пункте [1]. Невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения, о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер, и отсутствуют наследники, как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника» [18с.13–15].

Так по данным «доклада о состоянии и использовании земель во Владимирской области в 2011 году, подготовленный Управлением Росреестра по Владимирской области в 2012 году», во Владимирской области к концу 2001 года под невостребованными земельными долями находилось 123,6 тыс. га (43,6 %) в Ставропольском крае по данным Левушкина С. В., Сахнюк Т. И., по состоянию на 2011 год в наличии было более 200 тыс. [11]. га земельных участков, состоящих из невостребованных долей [17.с 92].

Но зачастую, льготный порядок приобретения невостребованных земельных долей, влечет ситуации, когда фермерские хозяйства, а также лица, занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции, не использующие невостребованную земельную долю по назначению, или же начавший использовать земельный участок после возникновения на него права собственности, не имеют дальнейшей заинтересованности для использования ее по назначению, а чаще всего перепродают участок для извлечения прибыли [14.с 8].

На практике одним из проблемных моментов среди названных, остаётся условие установления факта использования земельного участка на законных основаниях, то есть до момента государственной регистрации муниципального права собственности на землю, так как этот факт нуждается в обязательном документальном подтверждении, со стороны заинтересованного лица, в случае возникновения судебного спора [18с.13–15].

Поэтому пути пошла и судебная практика, обязывающие лицо, заинтересованное в приобретении и земельных долей из числа невостребованных доказать факты об использовании по назначению до регистрации права муниципальной собственности на этот участок, это подтверждается Определением Верховного Суда РФ от 5 октября 2015 г. № 308-ЭС15–9110 [10], Определением Верховного Суда РФ от 27 октября 2015 г. № 308-КГ15–13009 [9].

Решение об изъятии принимается в отношении всех объектов недвижимого имущества, расположенных на земельных участках, подлежащих изъятию, за исключением сооружений в том числе сооружений, строительство которых не завершено , размещение которых на изымаемых для государственных или муниципальных нужд земельных участках не противоречит цели изъятия.

Это интересно:  Коды оквэд енвд 2022

Образец заявления в суд о признании имущества Главная » Наследство » оформление наследства » Образец заявления в суд о признании имущества выморочным Если гражданин умер, а на его собственность, и обязательство не нашлось претендентов во всех семи очередях наследования, то наследником, не имеющим право отказаться от принятия имущества, становится государство.

В течение 15 лет я открыто, добросовестно и непрерывно использую в СНТсоседний земельный участок для выращивания ягод и овощей. Собственник этого участка давно умер, наследники наследство не приняли. Участок был не разработан. Земля была не плодородная. Я расчистил участок, добавил земли, торф, внес удобрения.

В порядке наследования по закону в собственность городского или сельского поселения, муниципального района (в части межселенных территорий) либо городского округа переходит следующее выморочное имущество, находящееся на соответствующей территории: жилое помещение; земельный участок, а также расположенные на нем здания, сооружения, иные объекты недвижимого имущества; доля в праве общей долевой собственности на указанные в абзацах втором и третьем настоящего пункта объекты недвижимого имущества.

В настоящее время Алтайским краевым Законодательным Собранием внесен проект (N 108421-5) Федерального закона « О внесении изменений в статью 1151 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу пункта 2 части 2 статьи 80 Земельного кодекса Российской Федерации». Законодательная инициатива субъекта Российской Федерации заключается в том, чтобы внести в п. 2 ст.

Как узнать выморочное имущество или нет

В подобной ситуации наследник может восстановить свое право на наследство в судебном порядке. Если решение суда будет положительным (в пользу наследника), то вся собственность, перешедшая к государству или муниципалитету, возвратится к законному правопреемнику.

Пока имущество не оформлено, за его сохранность отвечает налоговый орган по месту расположения наследственной массы. ФНС будет распоряжаться недвижимостью до ее передачи по договору социального найма гражданам, которые стоят в очереди, либо до момента реализации объектов с торгов.

  1. Уполномоченный специалист муниципалитета обращается в нотариальную контору, занимающуюся конкретным наследственным делом.
  2. Нотариусу предъявляется свидетельство о смерти или решение суда о признании гражданина умершим, также перечень имущества с оценкой его стоимости.
  3. Предоставляются документы-основания для подтверждения того, что наследственная масса является выморочным имуществом. Это может быть решение суда о признании наследников недостойными, их отказ от принятия имущества и т.д.
  4. Нотариус выдает свидетельство о праве собственности без уплаты государственной пошлины и прочих сборов.
  5. Имущество проходит процедуру государственной регистрации в отделении Росреестра по месту нахождения недвижимости.

Может быть так, что потенциальные наследники проживают в других регионах или даже странах. В этом случае они могут не иметь связей с родственниками длительное время, соответственно, узнать об их смерти и о наследстве оперативно также не получится. Порой наследники узнают о наследственной массе только спустя несколько лет.

Собственность будет считаться выморочной при наступлении вышеописанных обстоятельств. При этом никакого специального порядка, следуя которому преемство может быть признано выморочным не существует. По сути, выморочность преемства – это момент обретения определёнными лицами права на его наследование.

Получить земельный участок в собственность можно после аренды. В данной ситуации граждан обладает первоочередным правом относительно продления соглашения об аренде и выкупа участка. Сотрудники исполнительных органов занимаются формированием списка собственников, которые владеют отдельной долей в местности. Это относится к наделам, которые не востребованы. Затем потребуется вывесить данный список по адресу, по которому располагается общий земельный надел. Кроме того, указанная информация подлежит отражению на официальном портале администрации муниципалитета. В законе установлен срок, на протяжении которого сведения должны находиться в общем доступе. Он равен 90 дням. По прошествии указанного периода потребуется созвать собрание граждан, которые являются владельцами остальных частей надела с/х назначения. На нем решается дальнейшая судьба такого участка.

  • собственник доли неизвестен, и о нем нет никакой информации в документах о проведении регистрации данной земли (что говорится в законе «О госрегистрации прав на недвижимость и сделок с ним»);
  • собственник земли скончался, и после него не осталось ни одного законного наследника, и не был составлен завещательный документ;
  • наследники, которые остались после смерти долевладельца, не имеют возможности воспользоваться правом на наследование;
  • законные наследники лишены права наследования, были отстранены от наследства либо отказались от принятия наследственного имущества.

Базовым документом для проведения регистрации права собственности на такие участки выступает акт (или же свидетельство) на право постоянного (или же бессрочного) использования, наследуемого владения, собственности, или же однозначно не указанного права на конкретный участок земли, который был выдан органом государственной власти, уполномоченным на данные действия.

Участок земли подвергается обязательной постановке на учет в Государственный кадастр. Для проведения процедуры по оформлению перехода права собственности кадастровый паспорт не будет нужен, однако, в Росреестре должны находиться данные в Едином кадастре недвижимого имущества по участку, подлежащему оформлению.

  • Адрес объекта;
  • Его название;
  • Время постройки и площадь;
  • Материалы, из которых изготовлены наружные стены (кирпичи, плиты, глиняные блоки);
  • Данные об имеющихся коммуникациях;
  • Номер кадастрового учета данного участка земли.

Всю эту процедуру поселковый совет должен проделать не менее, чем за три месяца до даты созыва общего собрания собственников земельных паев. Затем реестр невостребованных земельных долей специалист сельского совета должен предъявить собранию собственников для утверждения.

Администрация поселкового сельсовета или городского округа, включающего в свой состав земли с/х назначения, формирует список невостребованных земельных долей, которые подпадают под основания, указанные выше.

Как оформить невостребованный земельный участок? Муниципальные образования подают исковое заявление в суд о признании право оформления в собственность муниципалитета данных паев. После вступления в силу судебного решения о признании владельцем такой земельной площади муниципальные образования, наступает право на регистрацию полученной собственности.

Ежели владелец сельскохозяйственной доли посчитает, что его земля находится в данном списке необоснованно, то он должен свой письменный протест в этот трехмесячный срок направить в местный орган власти, на районе которого расположена его собственность. И на собравшемся совете обладателей земельных долей обнародовать имеющиеся у него доказательства своей правоты.

  • неузаконенные решением администрацией сельсоветов в период всеобщей приватизации сельскохозяйственных угодий;
  • после смерти собственника наследственное право как по закону, так и по завещанию не было открыто из-за отсутствия наследников либо они официально отказались от наследства без указания в чью-либо пользу, или отстранены от права наследования либо не имеют такового.

Выморочное имущество: правила перехода прав и судебная практика

К этому моменту у нотариуса не должно быть заявлений от других наследников, за исключением тех, что отказались от своих прав. Если гражданин при обращении в судебную инстанцию сможет доказать, что он имеет возможность получить массу – процесс признания наследства выморочным останавливается.

Это подтверждает решение Бутурлиновского районного суда Воронежской области по делу 2-97/2022 от 23.03.2022 г. В документе указано, что администрация муниципального образования становится наследником погибшей гражданки Ф., так как других правопреемников у нее нет. Собственность переходит к муниципалитету после вступления решения в силу.

Тогда З. потребовалось обратиться в суд, установить факт отцовства. После получения соответствующего свидетельства З. вновь обратилась к нотариусу. Однако получила отказ, так как пропустила срок вступления в права. За это время права на наследство И. были переданы муниципальному образованию.

Другим образом складывается ситуация, когда изначально наследство передается властным органам, после чего объявляются правопреемники погибшего. К примеру, по Решению Комсомольского районного суда г. Тольятти от 27.02.2022 года № 2-197/2022 удовлетворил требования гражданки З. и установил за ней право собственности на имущество, принадлежащее ее покойному отцу.

Лица, наделенные правами на выморочные объекты, могут обратиться в нотариальную контору и сформировать соответствующее заявление. В данном случае переход наследственной массы реализуется на общих основаниях. Это подразумевает, что передаются не только права на объекты, но и обязательства.

Оформление невостребованных земельных долей

Изменения в земельном законодательстве произошли более 20 лет назад. Время показало, что этот способ не показал себя лучшим для данных преобразований. Все земли сельхозназначения были разделены на доли с передачей в общую долевую собственность. При этом их границы не определялись на местности. Земельные доли передавались работникам организаций, занимающихся сельским хозяйством, их пенсионерам, сотрудникам в области здравоохранения, быта, культуры, образования, питания, которые находились на соответствующих территориях.

Право на невостребованные земельные доли может быть признано в случае, если после наследодателей переход собственности наследникам был осуществлен фактически, но они не оформили соответствующие документы. Может быть и так, что пропущен период, отведенный для этого. Тогда единственной инстанцией остается суд.

Одной из главных причин, по которой сократилось число пользования сельскохозяйственными землями, является прекращение функционирования соответствующих организаций. Кроме того, нередко соответствующие договоры не заключались в должном виде, изменялись правила использования земельных наделов, истекали сроки аренды и так далее.

Чтобы не доводить дело до суда, необходимо вовремя оформлять все бумаги. Вместе с землей наследникам переходят все постройки, находящиеся на участке. Они вправе выкупить землю по преимущественному праву. Если земля не приватизирована, то наследники смогут ее получить в следующих случаях:

После утверждения списка доли считаются невостребованными, и местные власти могут обратиться в суд, чтобы получить на них право собственности. Если принято положительное решение суда, то на этом основании можно зарегистрировать собственность в Росреестре. Право собственности переходит лицу только после проведения процедуры регистрации. Об этом сказано в ст. 8 ГК РФ.

Оцените статью
Доступное Правовое обеспечение