С 1 го июля 2022 г вступает в силу принятый закон 248 ФЗ

14. Часть 1 статьи 21 настоящего Федерального закона применяется с 31 декабря 2023 года. Правительством Российской Федерации может быть предусмотрено, что в рамках отдельных видов государственного контроля (надзора) документы, оформляемые контрольным (надзорным) органом при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а также специалистами, экспертами, привлекаемыми к проведению контрольных (надзорных) мероприятий, должны составляться в форме электронного документа и подписываться усиленной квалифицированной электронной подписью ранее 31 декабря 2023 года.

8. Организация, проведение и оформление результатов проверок, иных мероприятий государственного контроля (надзора), муниципального контроля, не завершенных на день вступления в силу настоящего Федерального закона, осуществляются в соответствии с положениями нормативных правовых актов, действовавших на дату начала этих проверок, иных мероприятий государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

9. До 31 декабря 2023 года информирование контролируемого лица о совершаемых должностными лицами контрольного (надзорного) органа и иными уполномоченными лицами действиях и принимаемых решениях, направление документов и сведений контролируемому лицу контрольным (надзорным) органом в соответствии со статьей 21 настоящего Федерального закона могут осуществляться в том числе на бумажном носителе с использованием почтовой связи в случае невозможности информирования контролируемого лица в электронной форме либо по запросу контролируемого лица. Контрольный (надзорный) орган в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня поступления такого запроса, направляет контролируемому лицу указанные документы и (или) сведения.

5.3. Со дня вступления в силу положения о соответствующем виде регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля, принятое во исполнение положений настоящего Федерального закона, но не позднее 1 января 2022 года, соответствующая информация вносится в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий, при этом внесение информации в единый реестр проверок не осуществляется.

5.2. Контрольные (надзорные) органы субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в период с 1 июля по 31 декабря 2022 года вносят информацию о проверках в единый реестр проверок в случае, если не вступило в силу положение о соответствующем виде регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля, принятое во исполнение положений настоящего Федерального закона. В указанном случае внесение информации в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий не осуществляется, а внесение информации в единый реестр видов федерального государственного контроля (надзора), регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля не является обязательным.

  • удостовериться в полноте и достоверности имеющихся сведений, содержащихся в документах и (или) в объяснениях, полученных от контролируемого лица;
  • оценить соответствие деятельности, действий (бездействия) контролируемого лица и (или) принадлежащих ему и (или) используемых им объектов контроля обязательным требованиям без выезда на указанное в части 2 настоящей статьи место совершения необходимых контрольных (надзорных) действий, предусмотренных в рамках иного вида контрольных (надзорных) мероприятий (п. 3 ст. 73 Закона № 248-ФЗ).

Предусмотрен также такой способ освобождения от проверок, как признание результатов независимой оценки соблюдения обязательных требований. Законом может быть установлен порядок, при котором организация проходит оценку соблюдения требований закона в независимой аккредитованной организации, а контролирующий орган принимает результаты такой оценки и не проводит дополнительные проверки в случае успешных результатов процедуры оценки (ст. 54 Закона № 248-ФЗ).

В первой половине 2022 года мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований закона будут проводиться по утвержденной ранее программе профилактики на 2022 год. В период с 1 июля по 31 декабря 2022 года профилактические мероприятия будут проводиться по правилам Закона № 248-ФЗ без утверждения программы профилактики.

При этом предполагается, что новые виды контроля потребуют меньшего количества издержек со стороны контролируемых лиц, а также помогут сократить время взаимодействия с контролерами или вовсе избежать контактов. Кроме того, инспекционный визит и выездную проверку можно будет проводить с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством аудио- или видеосвязи (ст. 56 Закона № 248-ФЗ).

В Законе № 248-ФЗ подробно прописана процедура проведения контрольно-надзорных мероприятий. При этом устанавливается, что вмешательство контролеров в деятельность контролируемых лиц должно быть соразмерно возможным последствиям допущенных ими нарушений. Кроме того, при проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия необходимо соблюдать принцип недопустимости проверки соблюдения одних и тех же обязательных требований несколькими контролирующими органами в отношении одного объекта контроля (ст. 9, пп. 7 п. 8 ст. 66 Закона № 248-ФЗ).

Организация, проведение и оформление результатов проверок, иных мероприятий государственного контроля (надзора), муниципального контроля, не завершенных на день вступления в силу настоящего Федерального закона, осуществляются в соответствии с положениями нормативных правовых актов, действовавших на дату начала этих проверок, иных мероприятий государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

В 2022 году мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, проводятся в соответствии с программами профилактики нарушений соответствующих требований на 2022 год. С 1 июля по 31 декабря 2022 года контрольные (надзорные) органы проводят профилактические мероприятия, предусмотренные настоящим Федеральным законом, без утверждения программы профилактики причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

До утверждения положений о видах регионального государственного контроля (надзора), положений о видах муниципального контроля, но не позднее 1 января 2022 года применяется Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и принятые в соответствии с ним нормативные правовые акты.

Положения статьи 30 Федерального закона № 248-ФЗ об оценке результативности и эффективности деятельности контрольных (надзорных) органов, части 2 статьи 53 Федерального закона № 248-ФЗ — требования к разработке, содержанию, общественному обсуждению проектов форм проверочных листов, утверждению, применению, актуализации форм проверочных листов, вступают в силу с 01 марта 2022 года.

До 31 декабря 2023 года информирование контролируемого лица о совершаемых должностными лицами контрольного (надзорного) органа и иными уполномоченными лицами действиях и принимаемых решениях, направление документов и сведений контролируемому лицу контрольным (надзорным) органом в соответствии со статьей 21 Федерального закона № 248-ФЗ могут осуществляться в том числе на бумажном носителе с использованием почтовой связи в случае невозможности информирования контролируемого лица в электронной форме либо по запросу контролируемого лица. Контрольный (надзорный) орган в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня поступления такого запроса, направляет контролируемому лицу указанные документы и (или) сведения. До 31 декабря 2023 года указанные документы и сведения могут составляться и подписываться на бумажном носителе (в том числе акты контрольных (надзорных) мероприятий, предписания), если Правительством Российской Федерации или положением о виде государственного контроля (надзора) не установлено иное.

НОВЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА ЧТО НАС ЖДЕТ С

Таким образом, согласно положениям Закона к 2024 году документооборот между надзорными органами и контролируемыми лицами планируется перевести на электронную платформу с возможностью подписания электронного документа со стороны контролируемого лица простой электронной подписью.

Статьей 17 Закона установлено, что в целях информационного обеспечения государственного надзора, в том числе создается единый реестр надзорных мероприятий. В данном реестре согласно статье 19 настоящего закона, наряду с информацией о проводимых надзорными органами плановых и внеплановых проверках, также будут учитываться сведения о профилактических мероприятиях, принятых решениях и действиях должностных лиц при проведении указанных мероприятий.

Главой 11 №248-ФЗ предусмотрено использование контролируемыми лицами на добровольной основе негосударственных форм надзора и независимой оценки соблюдения обязательных требований, которые исключают проведение плановых и внеплановых надзорных мероприятий по соответствующему предмету надзора.

  • ключевые показатели видов надзора, отражающие уровень минимизации вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, уровень устранения риска причинения вреда (ущерба) в соответствующей сфере деятельности, по которым устанавливаются целевые (плановые) значения и достижение которых должен обеспечить соответствующий надзорный орган;
  • индикативные показатели видов надзора, применяемые для мониторинга надзорной деятельности, ее анализа, выявления проблем, возникающих при ее осуществлении, и определения причин их возникновения, характеризующих соотношение между степенью устранения риска причинения вреда (ущерба) и объемом трудовых, материальных и финансовых ресурсов, а также уровень вмешательства в деятельность контролируемых лиц.
  • деятельность, действия (бездействие) граждан и организаций, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, в том числе предъявляемые к гражданам и организациям, осуществляющим деятельность, действия (бездействие);
  • результаты деятельности граждан и организаций, в том числе продукция (товары), работы и услуги, к которым предъявляются обязательные требования;
  • здания, помещения, сооружения, линейные объекты, территории, включая водные, земельные и лесные участки, оборудование, устройства, предметы, материалы, транспортные средства и другие объекты, которыми граждане и организации владеют и (или) пользуются и к которым предъявляются обязательные требования.

Оценка соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований контрольными (надзорными) органами не может проводиться иными способами, кроме как посредством контрольных (надзорных) мероприятий, указанных в настоящей статье. Положением о виде контроля устанавливаются контрольные (надзорные) мероприятия, проводимые в рамках конкретного вида контроля.

Под постоянным государственным контролем (надзором) понимается режим государственного контроля (надзора), который заключается в возможности постоянного пребывания инспекторов на объектах постоянного государственного контроля (надзора) и совершении ими контрольных (надзорных) действий в целях предотвращения причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, обеспечения соблюдения обязательных требований на таких объектах.

1) соблюдение контролируемыми лицами обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами;
2) соблюдение (реализация) требований, содержащихся в разрешительных документах;
3) соблюдение требований документов, исполнение которых является необходимым в соответствии с законодательством Российской Федерации;
4) исполнение решений, принимаемых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий.

Информация, которая не внесена в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий и в отношении которой предусмотрена обязательность такого внесения, не может использоваться в целях принятия решений при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Срок проведения документарной проверки не может превышать десять рабочих дней. В указанный срок не включается период с момента направления контрольным (надзорным) органом контролируемому лицу требования представить необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы до момента представления указанных в требовании документов в контрольный (надзорный) орган, а также период с момента направления контролируемому лицу информации контрольного (надзорного) органа о выявлении ошибок и (или) противоречий в представленных контролируемым лицом документах либо о несоответствии сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у контрольного (надзорного) органа документах и (или) полученным при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, и требования представить необходимые пояснения в письменной форме до момента представления указанных пояснений в контрольный (надзорный) орган.

На что распространяется Закон № 248-ФЗ о государственном (муниципальном) контроле и надзоре

  • проверка заявлений и сообщений о преступлениях и происшествиях ОВД и иными органами дознания;
  • оперативно-разыскная деятельность, дознание и предварительное следствие;
  • производство и исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях;
  • рассмотрение дел о нарушении законодательства о рекламе;
  • проверка устранения обстоятельств, послуживших основанием для административного приостановления деятельности;
  • деятельность судов, обеспечение установленного порядка деятельности судов и исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц;
  • деятельность органов прокуратуры по прокурорскому надзору;
  • расследование причин возникновения аварий, несчастных случаев на производстве, профзаболеваний, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений, поражений) людей, животных и растений, причинения вреда (ущерба) окружающей среде, имуществу граждан и организаций, государственному и муниципальному имуществу;
  • деятельность органов внешней разведки РФ (СВР);
  • деятельность органов государственной охраны;
  • деятельность органов ФСБ;
  • деятельность федерального органа исполнительной власти по мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ.
  • госконтроля (надзора) в пунктах пропуска через госграницу РФ в соответствии с порядком, установленным Правительством РФ, если иное не установлено федеральным законом;
  • госконтроля за соблюдением российскими участниками внешнеэкономической деятельности законодательства РФ об экспортном контроле; контроля за обеспечением противодействия иностранным техническим разведкам и технической защиты информации; госконтроля в области обеспечения безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры РФ, лицензионного контроля за деятельностью по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации; лицензионного контроля за деятельностью по технической защите конфиденциальной информации;
  • государственного портового контроля;
  • контроля, непосредственно связанного с обеспечением обороны, госконтроля за деятельностью в области военно-технического сотрудничества;
  • надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований ПДД;
  • госнадзора за маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях;
  • контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;
  • государственного финансового контроля и муниципального финансового контроля, контроля за использованием средств госкорпорациями;
  • контроля (надзора) за деятельностью кредитных организаций и банковских групп, некредитных финансовых организаций, надзора в национальной платежной системе;
  • контроля и надзора за соблюдением эмитентами требований законодательства РФ об АО и ценных бумагах, в сфере корпоративных отношений в АО;
  • контроля за соблюдением требований законодательства РФ о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком;
  • контроля и надзора в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности, созданных за счет федерального бюджета, а также контроля и надзора в установленной сфере в отношении госзаказчиков и организаций – исполнителей госконтрактов, предусматривающих проведение НИОКР и технологических работ;
  • контроля за деятельностью специализированных НКО, которые занимаются обеспечением проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах;
  • контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (Закон № 44-ФЗ) и контроля за соблюдением законодательства при организации и проведении закупок отдельными видами юридических лиц (Закон № 223-ФЗ);
  • контроля за соблюдением законодательства о гособоронзаказе;
  • контроля за иностранными инвестициями в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обороны и безопасности;
  • лесной охраны.
  • 15 видов контроля и надзора из числа не включенных в предмет регулирования Закона № 248-ФЗ (это некоторые виды лицензионного контроля, антимонопольный, за СРО, миграционный, гособоронзаказ, наркоконтроль и др.);
  • уведомления о начале отдельных видов предпринимательской деятельности.
  • федерального государственного пожарного надзора;
  • федерального государственного энергетического надзора;
  • федерального государственного строительного надзора;
  • федерального государственного метрологического контроля (надзора);
  • федерального государственного надзора в области промышленной безопасности;
  • федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора);
  • федерального государственного ветеринарного контроля (надзора) и др.
  • особые экономические зоны (ОЭЗ);
  • инновационный центр «Сколково»;
  • свободные экономические зоны;
  • Крым и город Севастополь;
  • территории опережающего социально-экономического развития;
  • свободный порт Владивосток;
  • в Арктической зоне;
  • «Сириус».

Об изменениях с 1 июля 2022 года Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»

Порядок оценки добросовестности контролируемых лиц, в том числе виды мер стимулирования добросовестности, устанавливается положением о виде контроля. Здесь следует отметить, что типовые положения о видах контроля в будут разработаны на федеральном уровне после принятия проекта Закона спутника к 248-ФЗ, далее они будут доведены до регионов. Поэтому пока вопрос по мерам стимулирования добросовестности остается открытым.

Контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия проводятся должностными лицами контрольных (надзорных) органов на основании заданий уполномоченных должностных лиц контрольного (надзорного) органа, включая задания, содержащиеся в планах работы контрольного (надзорного) органа, в том числе в случаях, установленных настоящим Федеральным законом.

Основное содержание законопроекта составляют статьи, вносящие изменения в федеральные законы в части установления видов федерального, регионального и муниципального государственного контроля (надзора). Новыми редакциями статей для каждого вида контроля устанавливается его наименование с указанием отнесения к федеральному, региональному или муниципальному контролю, а по каждому виду – его предмет.

Должностное лицо контрольного (надзорного) органа по обращениям контролируемых лиц и их представителей осуществляет консультирование, то есть дает разъяснения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Уполномоченный на рассмотрение жалобы орган при рассмотрении жалобы использует информационную систему досудебного обжалования контрольной (надзорной) деятельности. Правила ведения такой системы утверждаются Правительством РФ. Уполномоченный орган будет определен в положении о виде контроля, после принятия проекта Закона-спутника к 248-ФЗ.

12) контроля и надзора в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности, созданных за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также контроля и надзора в установленной сфере деятельности в отношении государственных заказчиков и организаций — исполнителей государственных контрактов, предусматривающих проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ; (В редакции Федерального закона от 11.06.2022 № 170-ФЗ)

1. Нормативно-правовое регулирование отношений, возникающих в связи с организацией и осуществлением государственного контроля (надзора), муниципального контроля, осуществляется настоящим Федеральным законом, а в случаях и пределах, установленных настоящим Федеральным законом, также другими федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.

18) лицензионный контроль деятельности организаций по использованию ядерных материалов и радиоактивных веществ при проведении работ по использованию атомной энергии в оборонных целях, включая разработку, изготовление, испытание, транспортирование (перевозку), эксплуатацию, хранение, ликвидацию и утилизацию ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения;

1) проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию (далее — лицензиаты). Проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий в отношении лицензиатов может быть отменено либо заменено на периодическое подтверждение соответствия лицензиатов лицензионным требованиям, осуществляемое в форме государственной услуги;

1) государственного контроля (надзора) в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, осуществляемого в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации, если иное регулирование не установлено федеральным законом; (В редакции Федерального закона от 11.06.2022 № 170-ФЗ)

Анализ основных положений №248-ФЗ от г

— здания, помещения, сооружения, линейные объекты, территории, включая водные, земельные и лесные участки, оборудование, устройства, предметы, материалы, транспортные средства и другие объекты, которыми граждане и организации владеют и (или) пользуются и к которым предъявляются обязательные требования.

Статьей 21 Закона предусмотрено, что оформление документов при осуществлении государственного надзора надзорными органами, а также специалистами, экспертами, привлекаемыми к проведению надзорных мероприятий,будет составляться в форме электронного документа и подписываться усиленной квалифицированной электронной подписью.

В результате оценки рисков объекты государственного надзора разделяются на категории риска, при этом ст.23 установлена шкала категорий риска из 6 позиций:
1) чрезвычайно высокий риск;
2) высокий риск;
3) значительный риск;
4) средний риск;
5) умеренный риск;
6) низкий риск.

Глава 2. Принципы государственного контроля (надзора), муниципального контроля

  • Статья 7. Законность и обоснованность
  • Статья 8. Стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований
  • Статья 9. Соразмерность вмешательства в деятельность контролируемых лиц
  • Статья 10. Охрана прав и законных интересов, уважение достоинства личности, деловой репутации контролируемых лиц
  • Статья 11. Недопустимость злоупотребления правом
  • Статья 12. Соблюдение охраняемой законом тайны
  • Статья 13. Открытость и доступность информации об организации и осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля
  • Статья 14. Оперативность при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля

Таким образом, согласно положениям Закона к 2024 году документооборот между надзорными органами и контролируемыми лицами планируется перевести на электронную платформу с возможностью подписания электронного документа со стороны контролируемого лица простой электронной подписью.

С 01 июля 2022 года в силу вступил новый Федеральный закон от

Информируем вас о том, что с 1 июля 2022 года вступили в силу большинство положений Федерального закона от 31.07.2022г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 248-ФЗ), разработанного и принятого целях реформирования действующей системы контроля (проведения проверок) в части смещения акцента на осуществление профилактических мер, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба).

Федеральный закон № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» призван заменить Федеральный закон от 26.12.2008г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», но не предусмотрено его применение в сферах налогового и валютного контроля, государственных закупок, контроля за соблюдением антимонопольного законодательства.

Реформа контроля и надзора 2022 (обзор ФЗ № 248-ФЗ от )

Составление документов контрольно-надзорными органами будет осуществляться в электронной форме с подписанием усиленной ЭЦП. Причем до 31 декабря 2023 года сохранится возможность направления документов в адрес юридического лица и ИП на бумажном носителе в ряде случаев, например, в случае невозможности информирования контролируемого лица в электронной форме либо по запросу такого лица.

самообследование (ст. 51) — самостоятельная оценка соблюдения обязательных требований. В рамках такой меры также обеспечивается возможность получения контролируемыми лицами сведений о соответствии принадлежащих им объектов контроля критериям риска. Самообследование осуществляется в автоматизированном режиме и по его результатам есть возможность принять декларацию соблюдения обязательных требований;

профилактический визит (ст. 52) — проводится в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видеоконференцсвязи. О таком визите обязательно делается предварительное уведомление не позднее чем за 5 рабочих дней до даты его проведения.

Всего ФЗ № 248-ФЗ предусмотрено 11 видов грубых нарушения, они идентичны тем, что предусмотрены сейчас п. 2 ст. 20 ФЗ № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Исключение — совершение в ходе контрольного (надзорного) мероприятия контрольных (надзорных) действий, не предусмотренных ФЗ № 248-ФЗ для такого вида контрольного (надзорного) мероприятия.

Для реализации положений Федерального закона №248-ФЗ Министерством экономического развития Российской Федерации разработан проект «закона-спутника», который направлен на приведение отраслевого регулирования в соответствие положениям Федерального закона № 248-ФЗ, что позволит внедрить в жизнь новую модель государственного контроля (надзора).

Здесь необходимо отметить, что министерством информирование осуществляется на постоянной основе как на странице органа исполнительной власти Приморского края в сети интернет, так и путем направлений информационных сообщений в личный кабинет лицензиатов.

Должностное лицо контрольного (надзорного) органа по обращениям контролируемых лиц и их представителей осуществляет консультирование, то есть дает разъяснения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Законопроектом предусмотрены поправки, затрагивающие более ста законов. В их числе: Закон о защите прав потребителей; Закон об алкогольном регулировании; Закон о рекламе; Закон о персональных данных; Закон об обращении лекарств; Закон об основах охраны здоровья граждан; Закон об аудиторской деятельности.

Самообследование будет осуществляться в автоматизированном режиме с использованием одного из способов, указанных на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в сети «Интернет». Подразумевается, что контролируемое лицо с помощью специального информационного продукта сможет самостоятельно определить уровень соблюдения обязательных требований. В случае, если оценка будет высокой, подконтрольный субъект вправе нам сообщить о соблюдении обязательных требований.

С 1 го июля 2022 г вступает в силу принятый закон 248 ФЗ

Дополнительным механизмом, обеспечивающим перевод контрольно-надзорной деятельности в формат стимулирования добросовестного поведения контролируемых лиц, является добровольное использование негосударственных форм контроля и независимой оценки соблюдения обязательных требований, которые исключают проведение плановых и внеплановых контрольно-надзорных мероприятий по соответствующему предмету контроля. К таким формам Федеральным законом № 248-ФЗ отнесены подтверждение соблюдения обязательных требований независимыми организациями, контроль саморегулируемой организации за деятельностью своих членов, а также страхование рисков причинения вреда (ущерба). Гарантией устранения рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям во всех перечисленных случаях является несение независимой организацией ответственности в случае причинения вреда (ущерба), что мотивирует ее к действенному осуществлению негосударственного контроля.

Федеральным законом № 248-ФЗ предусматривается детальная процедура проведения контрольно-надзорных мероприятий, направленных на оценку соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований, а также исполнение предписаний и иных решений контрольно-надзорных органов (должностных лиц) по результатам такой оценки.

Базовым механизмом, обеспечивающим реализацию данных подходов, является использование системы управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. Согласно Федеральному закону № 248-ФЗ, выбор профилактических и контрольно-надзорных мероприятий, их содержание (включая объем проверяемых обязательных требований), интенсивность и результаты должны определяться на основе оценки рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (при плановом контроле — категорией риска, при внеплановом — выявлением индикатора риска).

Мотивация контрольно-надзорных органов и их должностных лиц к достижению целей государственного контроля (надзора), муниципального контроля и недопущению нарушений законности обеспечивается закрепляемой Федеральным законом № 248-ФЗ системой оценки результативности и эффективности государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Федеральным законом № 248-ФЗ предлагается разграничение полномочий органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

Положения о видах регионального государственного контроля (надзора) подлежат утверждению до 1 января 2022 года. До утверждения указанных положений о видах контроля, но не позднее 1 января 2022 года применяются нормативные правовые акты о порядке организации и осуществления видов регионального государственного контроля (надзора), видов муниципального контроля, принятые в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Помимо ФГИС «Единый реестр проверок» планируется ввод в эксплуатацию ФГИС «Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий» (ФГИС «ЕРКНМ»). В данной системе будут размещаться сведения о деятельности контролеров в рамках Федерального закона от 31.07.2022 N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

С 1 июля 2022 года вступает в силу Федеральный закон от 31.07.2022 N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». С этого дня изменится процедура проведения контрольно-надзорной деятельности. Изменение направлено к глобальному подходу государственного контроля, в сторону публичных реестров, электронного документооборота и др.

Плановые проверки, проведение которых было запланировано на 2022 год, подлежат проведению в соответствии с ежегодными планами проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2022 год, утвержденными в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Опасность контрольной закупки для предпринимателей заключается в ее внезапности: она может быть проведена без предварительного уведомления. Инспектор представится обычным покупателем, а после завершения мероприятия объявит о проведении контрольной закупки, предъявит служебное удостоверение и копию решения о проведении закупки на бумажном носителе. Затем инспектору возвращаются денежные средства, уплаченные им за товар. Далее на основании результата контрольной закупки будет решаться вопрос о привлечении к ответственности.

Еще одна важная новелла: инспектор может провести контрольную закупку сразу же после завершения выездного обследования. Обязательным условием при этом является выявление нарушений. В таком случае не требуется вынесение решения о проведении контрольной закупки, контролирующее лицо будет действовать на месте в зависимости от обстановки.

Согласно Закону № 248-ФЗ контрольные мероприятия в отношении бизнеса могут проводиться не по плану, но только если на то есть основания. Одним из таких оснований названо наличие у контролирующего органа сведений «о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям». Достаточно гипотетической угрозы причинения вреда, чтобы была проведена внеплановая проверка. Причем законодатель решил не детализировать, для защиты каких именно ценностей можно проводить такие проверки. Отсюда вывод: под предлогом защиты какой-либо ценности могут быть внезапно проверены все без исключения предприниматели. Потому бизнесу прежде всего нужно позаботиться о минимизации конфликтных ситуаций с клиентами, чтобы, насколько возможно, снизить вероятность подачи ими жалоб.

Закон № 248-ФЗ ввел новое понятие – «мониторинг безопасности». Под ним подразумевается деятельность государственных органов по сбору и анализу информации об интересующих организациях без непосредственного взаимодействия с ними. Целью мониторинга безопасности является проверка соблюдения бизнесом требований законодательства. Государственный орган может использовать при проведении анализа любые сведения, в том числе общедоступные, из Интернета, полученные с автоматических камер и т.д. Согласно новой редакции Закона № 248-ФЗ в случае выявления в ходе мониторинга безопасности нарушений уполномоченный орган власти может принять одно из следующих решений:

  • проведение внеплановой проверки;
  • вынесение предостережения, если нарушения выявлены не были, но существует угроза причинения вреда в будущем;
  • предписание об устранении выявленных нарушений;
  • иное решение, предусмотренное законодательством о конкретных видах контроля.

1) являющихся гражданами Республики Беларусь;
2) являющихся должностными лицами международных (межгосударственных, межправительственных) организаций, въехавшими в Российскую Федерацию в связи с исполнением служебных обязанностей, и сотрудниками представительств международных (межгосударственных, межправительственных) организаций на территории Российской Федерации или сотрудниками представительств и должностными лицами иных организаций, которым в соответствии с международными договорами Российской Федерации предоставлен статус, аналогичный статусу международных (межгосударственных, межправительственных) организаций, а также членами семей указанных лиц;
3) не достигших возраста шести лет, а также на лиц перечисленных в п.21 Федерального закона.

Иностранные граждане, прибывшие в Российскую Федерации в целях, не связанных с осуществлением трудовой деятельности, на срок, превышающий 90 календарных дней, подлежат обязательной дактилоскопической регистрации и фотографированию в течение 90 календарных дней со дня въезда в Российскую Федерацию.
Иностранные граждане, прибывшие в Российскую Федерации в целях, не связанных с осуществлением трудовой деятельности, на срок, превышающий 90 календарных дней, в течение 90 календарных дней со дня въезда в Российскую Федерацию обязаны пройти медицинское освидетельствование на наличие или отсутствие факта употребления ими наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, и ВИЧ-инфекции, в медицинских организациях, находящихся на территории Российской Федерации.

Иностранные граждане, прибывшие в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности подлежат обязательной дактилоскопической регистрации и фотографированию в течение 30 календарных дней со дня въезда в Российскую Федерацию либо при обращении с заявлением об оформлении патента или при получении разрешения на работу в Отделе по вопросам трудовой миграции УВМ ГУ МВД России по Московской области, расположенное в ГБУ ММЦ г. Москвы по адресу: г. Москва, п. Вороновское, Варшавское ш., 64 км., стр.47 .

Федеральным законом от 1 июля 2022 года №274-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон» «О правовом положении иностранных граждан в РФ» и Федеральный закон «О государственной дактилоскопической регистрации в РФ» устанавливается обязанность для отдельных категорий иностранных граждан и лиц без гражданства пройти процедуру государственной дактилоскопической регистрации и фотографирования.

Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранных граждан сокращается в случае неисполнения данными иностранными гражданами обязанностей по прохождению обязательной дактилоскопической регистрации, фотографирования и (или) медицинского освидетельствования.

Наиболее важные нормативные акты, вступающие в силу 1 и 2 января 2022 г

Изменениями предусмотрено, что таможенный орган получает информацию о стоимости активов декларанта из годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности декларанта, содержащейся в государственном информационном ресурсе бухгалтерской (финансовой) отчетности, предусмотренном статьей 18 закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». В случае, если декларант освобожден от обязанности представлять такую отчетность, он представляет информацию о стоимости активов.

Установлено, что некоторые лесоматериалы из дуба, бука, ясеня и хвойных пород, коды ТН ВЭД которых приводятся в Постановлении, можно вывозить только из ж/д пунктов пропуска Люття и Хасан. Исключения составляют случаи помещения товаров под специальную таможенную процедуру, реэкспорт, перемещение между Калининградской областью и остальной частью территории России.

Приложение 2 — Перечень сведений, указываемых в отношении отдельных категорий товаров, помещаемых под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления, таможенного склада, переработки на таможенной территории, переработки вне таможенной территории, временного ввоза (допуска), временного вывоза, реимпорта, реэкспорта, свободной таможенной зоны, свободного склада.

Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований к продукции (товарам), подлежащей санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденных Решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 № 299. Внесены уточнения в отношении агрохимикатов, предназначенных для питания растений и регулирования плодородия почв.

Постановление Правительства РФ от 20.07.2022 № 1225 «Об определении пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации для убытия с территории РФ, классифицируемых в товарной позиции 4403 ТН ВЭД ЕАЭС, и о внесении изменения в постановление Правительства РФ от 15 июля 2010 г. № 521».

Законы под елкой: суд по онлайн-связи и новое основание пересмотра решений

Рассматривать дела таким образом можно будет «при наличии технической возможности» у конкретного суда. Для подтверждения личности сторон процесса суды будут использовать единую систему идентификации и аутентификации (ЕСИА). В законе предусмотрен аналог удаления из зала заседания: нарушителя просто будут отключать от трансляции.

Новелла закрепляет судебную практику, которая сложилась в последние годы. Верховный суд принимал многочисленные решения по этому вопросу. Так, в сентябре 2022-го коллегия ВС по административным делам согласилась, что должнику нужно оставлять необходимый для жизни минимум (подробнее — Верховный суд не разрешил взыскивать с семьи должника больше прожиточного минимума).

Инициатором этих поправок стал сам КС. В июне 2022-го в одном из своих постановлений он предписал законодателю предусмотреть механизм, который позволит пересматривать «похожие» дела на основании его постановлений. Это позволит более эффективно защищать права граждан, уверены судьи КС.

Кроме того, в законе есть оговорка о возможности отказать в онлайн-рассмотрении дела при отсутствии «технической возможности». «Чаще всего суды отказывают сторонам в дистанционном участии в заседании именно со ссылкой на отсутствие технической возможности», — комментировал руководитель практики разрешения споров SAVINA LEGAL SAVINA LEGAL Федеральный рейтинг. группа Банкротство (включая споры) (mid market) × Артем Баринов. При этом сторона не может проверить обоснованность такого отказа: действительно ли такой возможности нет или судье, например, просто некомфортно вести процесс по ВКС.

Единое предприятие будет работать по системе одного окна и предоставлять больше услуг в электронном виде. Роскадастр будет вносить в ЕГРН данные о границах земельных участков, вести геодезические и картографические работы, выступит оператором информационных систем Росреестра, а еще будет вести «научную деятельность».

С новыми налогами, с новыми законами: что поменяется с 2022 года

С 1 марта 2022 года вступают в силу поправки в Земельный кодекс (Федеральный закон № 299-ФЗ). Ранее фермеры не имели права строить жилые дома рядом со своими хозяйствами — в итоге им приходилось ездить издалека. Теперь закон изменили, но с оговорками, призванными не допустить массовой застройки сельхозземель. В частности, построить можно только один дом (не выше трех этажей и не больше 500 кв. м). При этом площадь застройки под домом не может превышать 0,25% площади участка.

Процесс вызывает массу вопросов у россиян: многие в 2022 году получили увеличенный налог, хотя ставка и налоговая база не менялись с 2022-го. Как объясняет Федеральная налоговая служба, это связано с изменением понижающих коэффициентов в формуле расчета налога на недвижимость: в переходный период действовали понижающие коэффициенты (0,2–0,6% в зависимости от региона).

С января 2022-го увеличится налог на имущество — всё из-за скачка цен в 2022–2022 годах. К декабрю для 7 млн объектов жилой недвижимости, расположенной в Москве, была определена новая кадастровая стоимость — теперь она коррелирует с рыночными реалиями. В среднем кадастровая стоимость столичного жилья увеличится в новом году на 21%. Сумма налога вырастет примерно так же, но более плавно — в течение ближайших двух лет.

И наконец, четвертое значимое событие — некоторые продавцы освобождены от уплаты налога. Подписанный 2 июля 2022 года закон выводит из-под налогообложения сделки с жильем, от продажи которого было получено не более 1 млн рублей. А еще от выплаты налога освобождены те, кто продал нежилое помещение или гараж не дороже 250 тыс. рублей.

В декабре власти одобрили введение штрафов для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей, если те не допускают поставщика к газовому оборудованию. Для должностных лиц и ИП законопроект предусматривает штраф от 10 до 100 тыс. рублей или дисквалификацию от двух до трех лет. Юрлицам грозит штраф в размере 100–200 тыс. рублей. Недобросовестные потребители рискуют потерять шанс мешать газовщикам, которые вправе ограничивать подачу газа.

Закон о переносе обязательств туроператоров вступил в силу

В проекте постановления Правительства указывается, что срок исполнения обязательств по странам, туризм в которых до настоящего времени не возобновился или в которых действуют ограничения, не позволяющие формирование продукта в объемах, достаточных для предоставления равнозначного продукта или возврата денежных средств, продлевается до 31 декабря 2022 г.

«Данное решение представляется необходимой мерой поддержки как для бизнеса, так и для туристов. Сейчас многие туроператоры предлагают туристам замену направления с переносом денежных средств, то есть оформление нового тура в «открытые» для россиян страны. Это позволит туристам выбрать путешествие исходя из своих возможностей и планов и получить таким образом возврат за несостоявшийся тур», – говорит руководитель Правовой службы АТОР Надежда Ефремова.

К концу 2022 г. туроператорами были исполнены обязательства перед сотнями тысяч туристов. Однако в настоящее время проблема сохраняется. Большое количество направлений, по которым имеется существенный объем обязательств, либо недоступны для отправки российских туристов, либо на них присутствуют существенные ограничения по воздушной перевозке и условиям въезда (в Азии, Америке или подавляющем большинстве стран Европы).

Это интересно:  В каких городах свердловской области работает программа земской доктор
Оцените статью
Доступное Правовое обеспечение