Оформление допуска к сведениям составляющим государственную тайну

12. Пропускной режим и охрана объектов предприятия — организационные мероприятия по созданию и совершенствованию системы пропускного режима и охраны, такие, как подготовка приказов о вводе в действие или о выводе из действия всех видов пропусков, о назначении ответственных должностных лиц, разработка и переработка инструкций и положений, мероприятия по материально-техническому обеспечению, установке и эксплуатации технических средств охраны и др.

Руководители органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций несут персональную ответственность за создание таких условий, при которых должностное лицо или гражданин знакомятся только с теми сведениями, составляющими государственную тайну, и в таких объемах, которые необходимы ему для выполнения его должностных (функциональных) обязанностей.

Граждане Российской Федерации могут допускаться к государственной тайне на территории страны и за ее пределами, руководством соответствующих организаций в установленном данной инструкцией порядке. Граждане, характер деятельности которых подразумевает использование информации государственной тайны, могут заниматься этой работой только после получения допуска установленной формы и в установленном порядке. За допуск граждан к государственной тайне, персональную ответственность несут руководители организаций, равно как и за создание условий возможного ознакомления граждан только на таких объектах и с теми сведениями, которые им необходимы согласно со статьей 25 Закона Российской Федерации «О государственной тайне» для выполнения ими своих функциональных (должностных) обязанностей.

10. Защита информации при выполнении совместных и других работ — мероприятия, направленные на исключение утечки конфиденциальной информации при участии предприятия в выполнении совместных и других работ, предусмотренных уставом предприятия; порядок и условия отражения в договорах, заключаемых с заказчиками или исполнителями работ, вопросов защиты информации, содержание соответствующих пунктов указанных договоров; мероприятия по защите государственной тайны в ходе деятельности конкурсных комиссий по выбору исполнителей работ; при участии предприятия в выполнении работ в рамках государственного оборонного заказа — особенности проведения этих работ.

6. Защита информации при осуществлении рекламной и публикаторской деятельности — мероприятия, связанные с работой экспертной комиссии по принятию решений о возможности публикации научных материалов, информации о деятельности предприятия, использования этих материалов при проведении рекламных акций; мероприятия, осуществляемые при подготовке материалов к открытому опубликованию.

42. При отсутствии в позициях карточки (форма 1) места для соответствующих записей в установленном порядке заполняется новый бланк карточки (форма 1), который учитывается как дополнительный лист к имеющейся карточке (форма 1). При этом на новом бланке указывается номер листа, а в графе «Примечание» журнала учета карточек на допуск граждан к государственной тайне (форма 9) — количество листов в карточке (форма 1).

Снижение формы допуска гражданина к государственной тайне оформляется решением должностного лица, принявшего решение о его допуске, о чем проставляется соответствующая отметка в позиции 8 карточки (форма 1). В случае необходимости должностное лицо, ранее снизившее гражданину, постоянно работающему в организации, форму допуска к государственной тайне, может восстановить ее без проведения проверочных мероприятий органами безопасности.

форма и номер ранее имевшегося у гражданина допуска к государственной тайне, дата окончания проведения проверочных мероприятий и наименование органа безопасности, который их проводил, причина переоформления допуска к государственной тайне (в случае переоформления допуска к государственной тайне);

В случае изменения формы допуска граждан к государственной тайне в орган безопасности, осуществляющий проверочные мероприятия, в месячный срок направляется соответствующее уведомление, в котором указываются фамилии, имена, отчества граждан (в алфавитном порядке), даты и места их рождения, номера и формы допусков к государственной тайне, даты окончания проведения органами безопасности проверочных мероприятий.

При оформлении допуска к государственной тайне адвокатам, участвующим в качестве защитников в судопроизводстве по уголовным делам, связанным со сведениями, составляющими государственную тайну, карточка (форма 1) не заводится и номер допуска к государственной тайне не присваивается. Решение о допуске адвоката к государственной тайне оформляется записью в материалах соответствующего дела, которая заверяется подписью должностного лица, наделенного соответствующими полномочиями, и печатью организации. Расписка адвоката приобщается к материалам данного дела. После оформления допуска к государственной тайне в органы безопасности по месту регистрации адвоката и по месту оформления указанного допуска направляется учетная карточка на допуск к государственной тайне (форма 10), на обороте которой указываются дата оформления допуска к государственной тайне, организация, в которой оформлен допуск к государственной тайне, должностное лицо, которое приняло решение о допуске к государственной тайне, а также номер дела, к которому адвокат получил доступ.

ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДОПУСКА К СВЕДЕНИЯМ, СОСТАВЛЯЮЩИМ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ТАЙНУ

Статья 21 предусматривает возможность проведения специальных проверочных мероприятий в отношении этих лиц, объем которых зависит от степени секретности сведений, к которым будет допускаться оформляемое лицо. Исключение составляют (без проведения проверочных мероприятий к государственной тайне) члены Совета Федерации РФ и депутаты Государственной Думы, судьи, адвокаты по делам, связанным с государственной тайной.

наличие у него медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, согласно перечню, утверждаемому федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области здравоохранения и социального развития;

В ст. 21 Закона определяется общий порядок допуска должностных лиц и граждан к государственной тайне. Допуск граждан к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке и предусматривает, в частности, принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну; согласие на частичные временные ограничения их прав в соответствии с законом; письменное согласие на проведение в отношении их полномочными органами проверочных мероприятий и т.п.

Для сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны дополнительно к социальным гарантиям, установленным для должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, устанавливается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в указанных структурных подразделениях.

Допуск граждан к государственной тайне на территории РФ и за ее пределами осуществляется руководителями соответствующих организаций в порядке, установленном Инструкцией о порядке допуска должностных лиц и граждан РФ к государственной тайне, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 28 октября 1995 г. N 1050. Этим же Постановлением утвержден Типовой договор об оформлении допуска к государственной тайне (приложение к трудовому договору).

Допуск должностных лиц и граждан к сведениям, составляющим государственную тайну

Данный перечень служит гарантом защиты прав работников, допущенных к государственной тайне, от возможных злоупотреблений со стороны работодателя, поскольку не позволяет последнему выдавать указанные выше сведения за государственную тайну и на этом основании применять к работникам меры дисциплинарного воздействия за их разглашение, даже если такое разглашение, по тем или иным причинам, вредит интересам работодателя.

Объем проверочных мероприятий зависит от степени секретности сведений, к которым оформляется допуск. Проверка проводится с целью выявления оснований, которые могут послужить причиной отказа в допуске к государственной тайне. Согласно ст.22 Закона о государственной тайне для гражданина или должностного лица такими основаниями являются:

Это интересно:  Ответственность ип за неоформленного работника в 2022

6. Принятие решения руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации о допуске оформляемого лица к сведениям, составляющим государственную тайну. Следует учесть, что согласно ст.25 Закона о государственной тайне руководители несут персональную ответственность за подбор лиц, допускаемых к сведениям, составляющим государственную тайну, а также за создание условий, при которых граждане знакомятся только с теми сведениями и в таких объемах, которые необходимы для выполнения ими должностных (функциональных) обязанностей.

Непосредственный же перечень сведений (в рамках установленных категорий), отнесенных на сегодняшний день к государственной тайне, а также наименования государственных органов и организаций, наделенных полномочиями по распоряжению этими сведениями, предусмотрены Указом Президента РФ «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне» 4 . Органами государственной власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, разрабатываются развернутые перечни сведений, подлежащих засекречиванию. В эти перечни включаются сведения, полномочиями по распоряжению которыми наделены указанные органы, и устанавливается степень их секретности.

— наличие у него медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, согласно перечню 4, утверждаемому федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области здравоохранения и социального развития;

Пример. Заместителю директора департамента Минспорттуризма с 01.02.2011 установлена ежемесячная надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, имеющими степень секретности «секретно», в размере 10%. На момент выплаты надбавки должностной оклад заместителя директора департамента составляет 10 000 руб.

  • директора департамента;
  • заместителя директора департамента;
  • начальника отдела в департаменте;
  • заместителя начальника отдела в департаменте;
  • советника;
  • консультанта;
  • главного специалиста-эксперта.

Приказ Минспорттуризма России от 08.10.2010 N 1051 «Об утверждении Перечня должностей федеральной государственной гражданской службы Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, при назначении на которые может не проводиться конкурс».

Разъяснения о выплате надбавки за допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, представлены в Постановлении Минтруда России N 84 (далее — Разъяснения). Несмотря на то что данное Постановление издано в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14.10.1994 N 1161 «О порядке и условиях выплаты процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне», утратившим силу с 01.01.2007, оно все еще действует. В частности, выплата данной надбавки не приостанавливается в период нахождения гражданина в отпуске (кроме отпуска по уходу за ребенком), в служебной командировке, на излечении амбулаторно и в лечебном учреждении, при выполнении государственных и общественных обязанностей.

Может возникнуть логичный вопрос про сроки допуска к сведениям, составляющим государственную тайну. Например, сохраняется ли допуск после расторжения трудового договора с лицом, допущенным к сведениям, составляющим государственную тайну? Условия прекращения допуска к указанным сведениям представлены в п. 15 Инструкции N 63:

  • принятие ими обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну;
  • письменное согласие на частичные временные ограничения их прав в соответствии со ст. 24 Закона N 5485-1;
  • письменное согласие на проведение в отношении их полномочными органами проверочных мероприятий;
  • определение видов, размеров и порядка предоставления социальных гарантий, предусмотренных законодательством РФ;
  • ознакомление с нормами законодательства РФ о государственной тайне, предусматривающими ответственность за их нарушение;
  • принятие руководителем организации решения (в письменном виде) о допуске оформляемого гражданина к сведениям, составляющим государственную тайну.

Оформление допуска к сведениям составляющим государственную тайну

Однако, переход на другую работу (перевод в другую в/ч, повышение по службе) не является основанием для прекращения допуска к гостайне, если необходимость в ознакомлении с содержащими её сведениями имеется и по новому месту службы.В этих случаях дополнительные проверочные мероприятия уже не проводятся.Допуск к сведениям, содержащим государственную тайну всегда был очень ответственным мероприятием. Лица, получившие такой допуск, на многие годы становились «невыездными».
В настоящее время режим несколько смягчился, но по-прежнему, к носителям государственной тайны предъявляются повышенные требования и в отношении их действует целый ряд специальных ограничений.

Зачем нужна лицензия ФСБ на строительство Возможна ли банковская гарантия без залога, об этом ЗДЕСЬ Подробнее о том, как получить допуск гражданам к государственной тайне: /stati/license/receive/dopusk_gos_tayne Ответственность Лица, виновные в разглашении и передаче секретных сведений, в соответствии со ст. 26 Закона о гос. тайне, несут уголовную, административную и другую ответственность. В зависимости от уровня секретности разглашенных сведений и умышленности (неумышленности) действий обвиняемого гражданина зависит и степень его наказания. Для юридически правильной оценки совершенных действий они оцениваются специальными экспертами, на заключениях которых и основываются соответствующие органы государственной власти. Так, например, если гражданин, имеющий третью форму допуска, неумышленно разгласил секретные сведения, и они стали известны другим лицам, то это подпадает под ст.

Ранее существовала, не входящая в перечень сведений, составляющих государственную тайну, степь ограничения допуска к некоторым служебным и иным сведениям ДСП (для служебного пользования). В настоящее время эта степень защиты данных от широкого распространения в нормативных документах не упоминается.

II. ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ ДОПУСКА К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЕ 19. Перечень должностей, при назначении на которые гражданам оформляется допуск к государственной тайне, определяется номенклатурой должностей работников, подлежащих оформлению на допуск к государственной тайне (форма 3) (далее — номенклатура должностей).

При этом орган, уполномоченный на проведении проверки и дающий заключение, не обязан информировать кандидата о причинах отказа в допуске к сведениям, составляющим гостайну. После получения соответствующей формы допуска к государственной тайне лицо дает подписку о неразглашении сведений ставших ему известными в связи с исполнением служебных обязанностей и предупреждается об ответственности за нарушение порядка обращения с такими сведениями.

Постановление Правительства РФ от 6 февраля 2010 г

21. В номенклатуру должностей включаются только те должности, по которым допуск работников к государственной тайне действительно необходим для выполнения ими должностных (специальных, функциональных) обязанностей, в том числе должности работников, допуск которых к государственной тайне обусловлен направлением их в другие организации для выполнения работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну. Количество работников, допускаемых к сведениям, составляющим государственную тайну, в организациях должно быть максимально ограничено.

37. На граждан, которым оформляется допуск к государственной тайне по третьей форме без проведения органами безопасности проверочных мероприятий, оформляется карточка (форма 1), которая регистрируется в журнале учета карточек на допуск граждан к государственной тайне (форма 9) отдельно от карточек (форма 1), оформленных на граждан, допущенных к государственной тайне с проведением органами безопасности проверочных мероприятий.

32. В случае отсутствия в организации режимно-секретного подразделения или работника, исполняющего функции режимно-секретного подразделения, оформление допусков к государственной тайне осуществляется режимно-секретным подразделением организации, которая оказывает данной организации услуги по защите государственной тайны.

Сотрудникам органов безопасности, осуществляющим по роду службы взаимодействие с организациями в работе по защите государственной тайны, право доступа к сведениям, составляющим государственную тайну, предоставляется по предъявлении служебного удостоверения и справок о допуске по соответствующей форме (формы 6 — 8).

Это интересно:  2 группа инвалидности сколько платят в 2022 году пенсию

б) наличие у гражданина медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, согласно перечню, утверждаемому федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области здравоохранения и социального развития;

Порядок допуска и доступа к государственной тайне физических и юридических лиц

Объем проверочных мероприятий зависит от степени секретности сведений, к которым будет допускаться оформляемое лицо. Проверочные мероприятия осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Целью проведения проверочных мероприятий является выявление оснований для отказа в допуске.

Доступ граждан к сведениям, составляющим государственную тайну, разрешается только при наличии у них допуска к государственной тайне по соответствующей форме. Наличие у граждан допуска к сведениям более высокой степени секретности является основанием для их доступа к сведениям более низкой степени секретности.

2. Наличие у гражданина медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, согласно перечню, утверждаемому федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области здравоохранения и социального развития;

Допуск должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайнеосуществляется в добровольном порядке. (Постановление Правительства Российской Федерации от 06.02.2010 г. № 63 «Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне»).

Для сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны дополнительно к льготам, установленным для должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, устанавливается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в указанных структурных подразделениях.

Допуск к сведениям, составляющим государственную тайну

Решение об отказе должностному лицу или гражданину в допуск к государственной тайне принимается руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в индивидуальном порядке с учетом результатов проверочных меро­приятий. Гражданин имеет право обжаловать это решение в вышестоящую организацию или в суд.

Допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих госу­дарственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, осуществляется путем получения ими в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей сте­пени секретности.

Организация доступа должностного лица или гражданина к сведениям, составляющим государственную тайну, возлагается на руководителя соответствующего органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации, а также на их струк­турные подразделения по защите государственной тайны. Порядок доступа должностного лица или гражданина к сведениям, состав­ляющим государственную тайну, устанавливается нормативными документами, утверждаемыми Правительством Российской Феде­рации.

При командировке сотрудников, имеющих допуск по месту основной работы, на другие предприятия им в первом отделе своего предприятия выдаются справки о допуске к секретным работам и документам, и выписываются командировочные предписания на право выполнения работ.

Объем проверочных мероприятий зависит от степени секрет­ности сведений, к которым будет допускаться оформляемое лицо. Проверочные мероприятия осуществляются в соответствии с законо­дательством Российской Федерации. Целью проведения провероч­ных мероприятий является выявление оснований, предусмотренных статьей 22 Закона «О государственной тайне».

Организация допуска к сведениям, составляющим государственную тайну (стр

Законодательство Российской Федерации о государственной тайне основывается на Конституции Российской Федерации, Законе Российской Федерации «О безопасности» и включает Закон «О государственной тайне», а также положения других актов законодательства, регулирующих отношения, связанные с защитой государственной тайны.

Степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, должна соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие распространения указанных сведений. Устанавливаются три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно». Порядок определения размеров ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие распространения сведений, составляющих государственную тайну, и правила отнесения указанных сведений к той или иной степени секретности устанавливаются Правительством Российской Федерации. Основанием для засекречивания сведений является их соответствие перечням сведений, подлежащих засекречиванию. При засекречивании этих сведений их носителям присваивается соответствующий гриф секретности. Основаниями для рассекречивания сведений являются:

– Межведомственную комиссию по защите государственной тайны федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности. Межведомственная комиссия по защите государственной тайны является коллегиальным органом, координирующим деятельность органов государственной власти по защите государственной тайны в интересах разработки и выполнения государственных программ, нормативных и методических документов, обеспечивающих реализацию законодательства Российской Федерации о государственной тайне. Функции межведомственной комиссии по защите государственной тайны и ее надведомственные полномочия реализуются в соответствии с Положением о межведомственной комиссии по защите государственной тайны, утверждаемым Президентом Российской Федерации.

Для осуществления единой государственной политики в области засекречивания сведений межведомственная комиссия по защите государственной тайны формирует Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне. В этом Перечне указываются органы государственной власти, наделяемые полномочиями по распоряжению данными сведениями. Указанный Перечень утверждается Президентом Российской Федерации, подлежит открытому опубликованию и пересматривается по мере необходимости.

Государственная тайна – это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

ДОПУСК ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ И ГРАЖДАН К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЕ — согласно Федеральному закону «О государственной тайне» от 21.07.1993 № 5485–1, осуществляется в добровольном порядке и предусматривает: 1) принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих… … Делопроизводство и архивное дело в терминах и определениях

Допуск к государственной тайне — процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций на проведение работ с использованием таких сведений;. Источник: Закон РФ от 21.07.1993 N 5485 1 (ред. от 08.11 … Официальная терминология

Объем проверочных мероприятий зависит от степени секретности сведений, к которым будет допускаться оформляемое лицо. Проверочные мероприятия осуществляются в соответствии с законодательством РФ. Целью проведения проверочных мероприятий является выявление оснований, предусмотренных ст. 22 Закона о государственной тайне.

Кроме того, д. включает в себя письменное согласие на проведение в отношении их полномочными органами проверочных мероприятий: определение видов, размеров и порядка предоставления социальных гарантий, предусмотренных Законом о государственной тайне; ознакомление с нормами законодательства РФ о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение; принятие решения руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации о допуске оформляемого лица к сведениям, составляющим государственную тайну. Социальные гарантии:

Шмидт, Юрий Маркович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Шмидт. Юрий Маркович Шмидт (родился 10 мая 1937 в Ленинграде) российский адвокат, правозащитник. Депутат Национальной Ассамблеи Российской Федерации. Содержание 1 Семья 2 Адвокат … Википедия

Составляется документ «Номенклатура должностей» — перечень всех должностей, которые попадают под оформление на допуск к гос тайне, отдельно по каждому виду секретности. Только для гос тайны. Это унифицированный документ, форма номер 3. Такой документ разрабатывается по предприятию в целом. Заносятся наименование каждого подразделения и должности. Составляется сопроводительное письмо, объясняющий причину составления документа.

Это интересно:  Субсидии молодым семьям на жилье 2022 в беларуси

Форма допуска – это показатель к какой степени секретности допущен тот или иной работник. Основное назначение – обеспечить допуск конкретного работника к тем сведениям, которые необходимы ему для выполнения его функционально-служебных обязанностей, предусмотренных номенклатурой должностей данного предприятия. Так же форма допуска служит документом, по которому определяются пределы, то есть степень доступа работника во время его служебной командировки.

  • Граждан, допускаемых к совершенно секретным сведениям и сведениям особой важности;
  • Руководителей организаций;
  • Работников структурных подразделений по защите государственной тайны;
  • Лиц, на которых возлагается исполнение функций структурных подразделений по защите государственной тайны.

Президиум Верховного суда РФ рассмотрел в порядке надзора гражданское дело по жалобе Т. Об отказе в допуске к государственной тайне (постановление Президиума Верховного суда РФ от 23.02.2000 № 162пв- 99). Суд в своем решении определил, что перечень оснований для отказа в допуске к государственной тайне и указание на возможность обжалования такого отказа предполагают, что в решении должны быть изложены мотивы отказа гражданину или должностному лицу в допуске к государственной тайне.

Очевидно, что ознакомление должно быть произведено при представлении документов для прохождения допуска к государственной тайне и оформлении анкеты. Цель ознакомления: принятие обоснованного решения работником (претендентом на работу) о возможности выполнения обязанностей, связанных с допуском к государственной тайне.

Под близкими родственниками в Инструкции понимаются жена/муж, дети, усыновители, усыновленные, полнородные и неполнородные (имеющие общих отца или мать) братья и сестры. В случае изменения близкими родственниками фамилии, имени или отчества в анкете также указываются прежняя фамилия, имя или отчество. В анкете указываются сведения о проживании близких родственников за границей и периоды такого проживания. В пункте 3 анкеты поставлен вопрос о судимости близких родственников с указанием времени и основания судимости, хотя наличие судимости у близких родственников не является основанием для отказа в допуске.

В пункте 12 анкеты, которую заполняет гражданин, претендующий на получение допуска к государственной тайне, содержится вопрос о судимости самого гражданина, заполняющего анкету, и его близких родственников. Должно ли наличие или отсутствие судимости в этой ситуации подтверждаться соответствующей справкой?

Оформление допуска к сведениям составляющим государственную тайну

Выделение из широкой категории «граждане» категории должностных лиц связана с положениями статьи 1 Закона Российской Федерации 21.07.93 № 5485-1 «О государственной тайне», в соответствие с которым принцип добровольности рассматривается с двух позиций: для граждан – в качестве условия при поступлении на работу или при привлечении к работам, связанным с использованием сведений, составляющих государственную тайну, а для должностных лиц – в качестве условия для занятия определенных должностей, статус которого независимо от желания лиц, их заменяющих, предполагает ознакомление со сведениями, составляющими государственную тайну.

Допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне представляет собой процедуру оформления права должностных лиц и граждан на доступ к сведениям, составляющих государственную тайну. Эта процедура определена в статьях 21, 21.1 и 22 названного Закона Российской Федерации.

Закон Российской Федерации от 21.07.93 № 5485-1 «О государственной тайне» в той же статье 21 устанавливает, что объем проверочных мероприятий, проводимых в отношении должностного лица или гражданина с его согласия полномочными органами, зависит от степени секретности сведений, к которым будет допускаться должностное лицо или гражданин. Проверочные мероприятия проводятся в соответствии с законодательством Российской Федерации. Названная выше Инструкция в пункте 6 раздела 1 устанавливает, что проверочные мероприятия, связанные с допуском по первой и по второй формам, осуществляются Федеральной Службой Безопасности Российской Федерации и ее территориальными органами во взаимодействии с органами, осуществляющими оперативно – розыскную деятельность. Допуск должностных лиц и граждан по третьей форме, за исключением отдельных случаев, осуществляется руководителями органов государственной власти, организации, предприятия, учреждения без проведения проверочных мероприятий.

Понятие «допуск предприятий, учреждений и организаций к государственной тайне» представляет собой процедуру оформления права юридического лица на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну. Эта процедура в соответствии с положениями статьи 27 Закона Российской Федерации от 21.07.93 № 5485-1 «О государственной тайне» осуществляется путем получения юридическим лицом лицензии на право проведения работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну. В названной статье установлено:

Статья 21 определяет содержание этой процедуры. Эта статья является одной из самых больших по объему в Законе Российской Федерации 21.07.93 № 5485-1 «О государственной тайне», поскольку она описывает одну из основных форм отношений, а именно отношение между государством, в лице органов государственной власти, предприятий, учреждений, организаций, с одной стороны и должностными лицами и гражданами, допускаемыми к государственной тайне с другой стороны. Детализация положений данной статьи и последующих статей 21.1 и 22 определена тем, что они напрямую затрагивают права и свободу человека и гражданина. Вследствие этого не должно допускаться ни свободная трактовка их положений, ни незаконное ущемление прав граждан.

21. В номенклатуру должностей включаются только те должности, по которым допуск работников к государственной тайне действительно необходим для выполнения ими должностных (специальных, функциональных) обязанностей, в том числе должности работников, допуск которых к государственной тайне обусловлен направлением их в другие организации для выполнения работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну. Количество работников, допускаемых к сведениям, составляющим государственную тайну, в организациях должно быть максимально ограничено.

14. Оформление допуска к государственной тайне указанным в подпунктах «б» и «в» пункта 13 настоящей Инструкции должностным лицам осуществляется организацией, должностное лицо которой принимает решение о допуске к государственной тайне. В организацию, руководителю которой оформлен допуск к государственной тайне, направляется письмо, заверенное печатью организации (при наличии печати), оформлявшей допуск к государственной тайне, в котором указываются дата окончания проверочных мероприятий, форма и номер допуска к государственной тайне, наименование органа безопасности, проводившего проверочные мероприятия, и дата принятия решения о допуске к государственной тайне.

Проверочные мероприятия, связанные с оформлением допуска к государственной тайне сотрудников и граждан, принимаемых на службу (работу) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области внешней разведки, осуществляются указанным федеральным органом исполнительной власти во взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности.

Положения настоящей Инструкции обязательны для выполнения государственными органами, органами местного самоуправления и организациями, которые выполняют работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну, либо намерены получить в установленном порядке лицензию на право проведения таких работ (далее — организации), гражданами, взявшими на себя обязательства либо обязанными по своему статусу исполнять законодательство Российской Федерации о государственной тайне.

1. Настоящая Инструкция, разработанная в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне, определяет порядок допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации (далее — граждане) к государственной тайне и формы учетной документации, необходимой для оформления такого допуска, согласно приложению.

Оцените статью
Доступное Правовое обеспечение