Экологический налог в 2022 году закон

В Минприроды отмечают, что размер ставок в период 2003-2022 годах рос ниже инфляции. Соответственно, по оценке министерства, размеры ставок в настоящее время являются существенно заниженными и требуют системного повышения для обеспечения стимулирующего эффекта по реализации природоохранных мероприятий.

В связи с этим проект правительственного постановления предлагает установить ставки платы за негативное воздействие в 2022 году на уровне 2022 года с учетом их индексации на коэффициент 1,17, который равен индексу роста цен с 2022 по 2022 год (1,08 х 1,043 х 1,04). Это значит, что в сравнении с действующим уровнем в 2022 году ставки вырастут на 8,5%.

В августе Минфин выпустил Разъяснение от 14.08.2022 «По законопроекту об экологическом налоге». В нем ведомство подчеркнуло, что «не вводит никаких дополнительных экологических платежей». Также в связи с появлением экологического налога не будет увеличена налоговая нагрузка. «При замене экологического сбора на экологический налог его ставка никак не меняется. Также сохраняется возможность уменьшить уплату налога на сумму расходов на действия по снижению ущерба для окружающей среды», — уточняет Минфин.

К настоящему времени разработан законопроект, который определяет налогоплательщиков экологического налога, объект налогообложения, налоговую базу, налоговый период, порядок исчисления и уплаты налога, сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу, а также дает уточнения по налоговой декларации.

В проекте закона сохранился весь объем вычетов из налоговой базы в случае, если плательщик реализовал меры по компенсации негативного воздействия на природу (70 % от исчисленной за налоговый период суммы налога). Кроме того, учитываются повышающие коэффициенты к платежам, если нагрузка организаций превышает объемы, установленные регулятором.

Минфин планирует ввести к 2022 году экологический налог для организаций и ИП. Предполагается, что он заменит экологический сбор или возможность самостоятельной утилизации отходов. С этой целью уже разработан проект федерального закона, вводящего в Налоговый кодекс новую главу 25.5. Бизнес воспринимает инициативу неоднозначно.

Выступая на Всероссийском налоговом форуме, директор Департамента доходов Минфина Елена Лебединская отметила, что на последней встрече рабочей группы по неналоговым платежам обсуждалось в том числе и предложение о переходном периоде в 10 лет в части ответственности бизнеса. По ее словам, с этим предложением всем согласились. «Ни у кого нет желания резко увеличивать ответственности и вводить какие-то репрессивные меры».

Экологический налог в 2022 году в России

На каждом субъекте хозяйственной деятельности ведется подсчет объемов выбросов, которые загрязняют окружающую среду, а также образуемых и размещенных отходов. Данные заносятся в соответствующие журналы строгой отчетности. Именно эти объемы загрязняющих отходов и станут базой, с которой будут рассчитываться и удерживаться фискальные платежи.

При этом из объема образуемых отходов будет вычитаться та масса, которая отправлена на переработку и утилизацию. Это дает возможность субъектам хозяйственной деятельности снижать налогооблагаемую базу за счет оперативной утилизации вредных отходов и выбросов.

Экологический налог в России закрепляется в Налоговом Кодексе РФ. Он распространяется на те субъекты хозяйственной деятельности, которые наносят ущерб окружающей среде. Из этого правила есть исключение. Ниже о том, кого коснутся изменения, по каким ставкам им придется уплачивать налоги, и кто исключен из-под налогообложения.

Также применяется и коэффициент 2 при расчете суммы фискального сбора, если деятельность предприятия осуществляется на охраняемой законом территории. Изменяется коэффициент и в случае принятия предприятия мер по снижению загрязнений окружающей среды. По мнению Законодателя, это будет стимулировать ускорение внедрения очистных технологий.

Если сумма несвоевременно уплаченных фискальных сборов превысила 5 млн р. за 3 года, виновные лица привлекаются к уголовной ответственности. Размер неустойки составляет 1/300 от ставки рефинансирования Центробанка за каждый день существования задолженности.

Кому полагается платить экологический сбор и сколько

ЭС актуален в отношении ряда товаров, перечень которых утвержден правительством РФ. Это 36 категорий с 433 наименованиями. Выплаты делают только те компании, которые производят эти товары. Верность расчета сбора каждым предприятием контролирует Росприроднадзор.

Экологический сбор регламентируется ФЗ №458 от 29 декабря 2014 года. Основная его функция – стимулирование предпринимателей к самостоятельной утилизации. Средства, полученные в результате сборов, направляются на возведение перерабатывающих объектов и прочих площадок, служащих целям сохранения экологии.

  • Декларация об объеме выпущенной продукции. В ней нужно прописать объем производимых или импортированных изделий, а также упаковки.
  • Отчет об исполнении нормативов переработки. Если часть товаров была утилизирована, нужно также известить об этом Росприроднадзор.

Если предприниматель переплатил при переводе средств на сбор, требуется направить в Росприроднадзор соответствующее заявление. На его основании осуществляется проверка. Затем составляется акт. По итогам проверки средства либо зачитываются, либо возвращаются. Данный порядок установлен пунктами 16-17 правил начисления ЭС.

То есть сбор – это взимание средств за то, что предприниматель не занимается переработкой. Большая часть производителей выбирает именно второй вариант, так как самостоятельная работа с отходами – это дорого, сложно, а также плохо регламентируется законами. На данный момент нет ясно составленных норм, из которых становятся очевидны правила переработки. Поэтому у большей части предпринимателей не остается иного выбора, как выплачивать ЭС.

Как видно, даже самые общие замечания экспертов к законопроекту весьма существенны. В настоящее время Минфин России дорабатывает его с учетом поступивших, в том числе во время обсуждения проекта на федеральном портале проектов нормативных правовых актов, конкретных предложений: о приведении положений проекта в соответствие с новыми нормами закона об охране окружающей среды (в частности – вступающими в силу с 1 января 2022 и 1 января 2022 годов), уточнении терминологии, порядка определения налоговой базы и т. д., отметила Елена Лебединская. Обновленную редакцию проекта министерство планирует подготовить к концу текущего года, внести законопроект в Госдуму – в течение I квартала следующего года. Причем предполагая, что рассмотрение проекта нижней палатой парламента вряд ли будет простым и быстрым, разработчики допускают возможность переноса срока введения экологического налога на год, то есть на 1 января 2022 года.

Стоит отметить, что действующим законодательством целевое расходование платы за НВОС тоже не предусмотрено (ст. 16 закона об охране окружающей среды), величину расходов на природоохранные мероприятия определяют региональные и муниципальные власти. В некоторых субъектах РФ, как отметил директор Департамента финансово-экономического обеспечения Минприроды России Роман Земцов, существует договоренность о направлении всего объема платы за НВОС на соответствующие цели. В то же время в бюджет, помимо этого платежа, поступают штрафы за правонарушения в области охраны окружающей среды, а также средства, взыскиваемые по судебным искам о возмещении вреда окружающей среде. «Когда на северах до 40% местных бюджетов формируются за счет экологических штрафов, нет заинтересованности в том, чтобы экология не страдала, – подчеркнул управляющий партнер юридической компании «Пепеляев Групп» Сергей Пепеляев. – Где бы ни были платежи: в НК РФ, в любом другом нормативном акте – самая большая проблема – это отсутствие целевого использования. Пока экологические поступления будут рассматриваться как ординарные доходы бюджета и тратиться на что угодно, проблема причинения вреда окружающей среде не решится». Наиболее оптимальным способом реализации целевого использования указанных средств эксперт считает создание целевых экологических фондов. Начальник отдела экономики природопользования Департамента финансово-экономического обеспечения Минприроды России Ольга Фильченкова напомнила, что министерство еще во исполнение поручения, данного по итогам посвященного реформированию системы государственного управления в сфере охраны окружающей среды заседания президиума Госсовета в 2010 году, подготовило предложения о создании экологических фондов, причем в разных вариантах: в виде бюджетного фонда (по аналогии с дорожным) или некоммерческой организации, но Минфин России не поддержал ни одно из них, и пока позиция министерства по данному вопросу не изменилась.

Кроме того, неоднозначную реакцию экспертного сообщества вызвал обозначенный в сопроводительных материалах к законопроекту тезис о том, что введение экологического налога и его эффективное администрирование позволит увеличить объем поступлений в бюджет, поскольку, во-первых, стремление к увеличению общего размера взыскиваемых сумм не согласуется с главной задачей природоохранной деятельности в целом – минимизировать негативное воздействие на окружающую среду (при снижении воздействия общий объем платы за него тоже должен снижаться). Во-вторых, увеличение размера поступлений вовсе не гарантирует, что на природоохранные мероприятия будет направляться больше средств, поскольку никаких положений об обязательности их расходования именно на эти цели в законопроекте не содержится.

В сопроводительных материалах к законопроекту отмечается, что в настоящее время плата за НВОС взимается недостаточно эффективно, вследствие чего финансирование государственных экологических программ осуществляется за счет иных доходов федерального и региональных бюджетов. Введение экологического налога, по прогнозам Минфина России, позволит увеличить объем поступающих в бюджет платежей природопользователей, необходимых для реализации государственной политики в области экологии, за счет применения предусмотренных налоговым законодательством механизмов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов.

Еще одно спорное положение законопроекта – необоснованное и даже дискриминационное, по мнению экспертного сообщества, – предусматривает, что объектом налогообложения не является негативное воздействие, оказываемое на окружающую среду при осуществлении деятельности, которая финансируется бюджетами всех уровней. «Зачем эта норма? Бюджетные учреждения в принципе являются объектами IV категории [оказывающими минимальное негативное воздействие на окружающую среду (ст. 2 закона об охране окружающей среды). – ГАРАНТ.РУ], с которых не взимается плата за НВОС. Если же речь идет о таких объектах, как госкомпании или ГУПы, может встать справедливый вопрос о конституционности положения, освобождающего их от налога», – отметил заместитель начальника Управления конституционных основ публичного права КС РФ Константин Байгозин.

Какую экологическую отчетность должен сдавать малый и средний бизнес: шпаргалка для бухгалтера

Существует четыре категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Присвоение объекту категории осуществляется при постановке его на государственный учет в качестве объекта НВОС (п. 4 ст. 4.2 Закона № 7-ФЗ). Критерии отнесения объектов к той или иной категории перечислены в постановлении Правительства РФ от 31.12.20 № 2398 . Объекты I категории оказывают значительное негативное воздействие на окружающую среду, а объекты IV категории — минимальное.

ВАЖНО. Есть объекты, которым не присвоена ни одна из четырех категорий, но они образовывают отходы производства и потребления, в том числе бытовой мусор. Несмотря на отсутствие категории, они тоже оказывают НВОС. К таким объектам относится, в частности, подавляющее большинство офисов (подробнее см.: « Негативное воздействие на окружающую среду: кто должен сдать декларацию не позднее 11 марта »).

  • для должностных лиц — от 5 000 до 7 000 руб.;
  • для ИП — в трехкратном размере неуплаченной суммы сбора по каждой группе товаров (упаковки), но не менее 250 000 руб.;
  • для организаций — в трехкратном размере неуплаченной суммы сбора по каждой группе товаров (упаковки), но не менее 500 000 руб.
Это интересно:  Размер пособия на погребение в 2022 году за счет фсс

В данной шпаргалке мы обобщили информацию о двух наиболее важных экологических платежах: плате за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) и экологическом сборе. Кроме того, мы написали, какие формы «экологического» статистического наблюдения необходимо сдавать бизнесу. Когда надо платить и сдавать отчетность? Какие штрафы грозят нарушителям? Кто должен представлять форму № 2-ТП (отходы) — арендодатель или арендатор? Когда надо платить экологический сбор за упаковку? Нужно ли вносить плату за НВОС при работе на объекте, которому не присвоена ни одна из категорий? Ответы на эти и другие популярные вопросы об экологической отчетности перед вами.

Если помещение передано в аренду, возникает вопрос: кто обязан оформить договор с региональным оператором — арендодатель или арендатор? Ответ зависит от того, кто является собственником мусора. Как правило, этот момент четко прописывают в документах по аренде.

С новыми налогами, с новыми законами: что поменяется с 2022 года

На пороге — принятие законопроекта, согласно которому размер выплаты индексируется не по прогнозируемой инфляции, а по фактической. Из-за этого сама индексация произойдет уже в феврале (аналитики к этому времени успеют высчитать реальную инфляцию). Пока же суммы, которые будут выплачивать родителям двух и более детей в 2022 году, неизвестны. На сегодняшний день размер маткапитала составляет 483,88 тыс. рублей на первого ребенка и 639,43 тыс. — на второго.

Также закон о малоэтажном строительстве будет определять, что относится к общему имуществу жителей (например, котельные, водонапорные башни, тепловые пункты, проезды, велосипедные дорожки, пешеходные переходы, тротуары, детские и спортивные площадки, парковки и т. п.). Содержание общего имущества будет входить в обязанности собственников жилья и рассчитываться исходя из размеров их земельных участков.

В остальном ничего не изменилось: на остекление и обшивку балконов как и раньше требуется разрешение коммунальщиков. В противном случае — штрафы: для физлиц — до 5 тыс. рублей, для должностных лиц — 4–5 тыс. рублей, для юрлиц — до 40–50 тыс. рублей. Плюс предписание демонтировать конструкцию. Сайдинг нарушает правила пожарной безопасности и чреват штрафом от МЧС (от 4 тыс. рублей).

С нового года налогоплательщики вправе воспользоваться льготой по налогу на имущество, исчисляемому от кадастровой стоимости, в течение всех месяцев, когда они имеют на нее право — даже если речь идет об одном дне. Напомним, до 2022 года такая льгота начинала исчисляться только со следующего квартала — уже после выполнения всех условий для ее получения.

В 2022 году может быть принят закон о малоэтажном строительстве , позволяющий использовать счета эскроу при строительстве индивидуальных жилых домов. Особенно этот закон будет актуален при возведении малоэтажных поселков (в том числе коттеджных), но не исключено и его применение в индивидуальных проектах.

Кроме этого данные дополнения предусматривают действия собственника отходов производства при установлении в ходе его проверки неперечисления в указанный в ч. 3 п. 2 ст. 252 НК-2022 срок сумм экологического налога за захоронение отходов производства (ч. 6 п. 2 ст. 252 НК-2022). В частности:

В частности, отменяется обязательное составление актов сверки расчетов между владельцами объектов захоронения отходов производства и собственниками отходов производства. Данная отмена позволяет взыскивать задолженность по экологическому налогу с собственников отходов производства, уклоняющихся от подписания актов сверки с владельцами объектов захоронения (абз. 4 ч. 4 п. 2 ст. 252 НК-2022).

Пункт 2 ст. 252 НК-2022 дополнен новыми частями. Согласно им ответственность за достоверность сведений в сообщениях о задолженности по уплате сумм экологического налога за захоронение отходов производства, указанных в абз. 4 ч. 4 п. 2 ст. 252 НК-2022, несет владелец объекта захоронения отходов производства (ч. 5 п. 2 ст. 252 НК-2022).

— для собственника отходов производства, допустившего нарушение, сумма экологического налога за захоронение отходов производства, подлежащая уплате по результатам проверки, увеличивается на сумму, соответствующую двойному размеру не перечисленного в срок экологического налога;

— собственник отходов производства перечисляет экологический налог за захоронение отходов производства в бюджет по месту постановки на учет владельца объектов захоронения отходов производства в сумме, соответствующей тройному размеру не перечисленного в срок экологического налога.

Целесообразна ли замена платы за НВОС экологическим налогом

Эксперты не отрицают наличия проблем в области администрирования платы за НВОС. Одна из них – неполнота базы данных о хозяйствующих субъектах, являющихся по закону ее плательщиками. Как отметил заместитель председателя Комитета МТПП по проблемам экологии и природопользования Владимир Аленцев, в одном из типовых субъектов РФ в прошлом году только 4% зарегистрированных предприятий и организаций представляли отчетность в Росприроднадзор и еще 7% – в региональное министерство экологии, таким образом, 89% юридических лиц находились вообще вне зоны контроля со стороны природоохранных структур. Таким образом, можно предположить, что замена платы за НВОС экологическим налогом действительно сможет повысить эффективность администрирования за счет более полного охвата потенциальных плательщиков (так как ФНС России обладает всей необходимой информацией о деятельности хозяйствующих субъектов), что, кстати, устранит и существующую несправедливость по отношению к ответственным природопользователям, добросовестно вносящим плату за НВОС, и наличия у налоговой службы инструментария для взыскания налогов.

В настоящее время, по словам Романа Земцова, в Минприроды России обсуждается возможность «окрашивания» поступающих в местные бюджеты средств, что в принципе делает возможным закрепление обязательства об их приоритетном использовании для финансирования соответствующих мероприятий. В поддержку необходимости целевого использования поступающих в бюджеты сумм платежей за оказанное на окружающую среду воздействие выступили также представители Минэкономразвития России, Комитета ТПП РФ по природопользованию и экологии, Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения, региональные уполномоченные по защите прав предпринимателей и др. Однако Минфин России все же не поддерживает прямое закрепление правила о целевом расходовании этих средств. «Я согласна с тем, что деньги, поступающие в бюджет в связи с негативным воздействием на окружающую среду, должны в том числе использоваться на ее восстановление. Но это воля субъекта: принимать экологическую программу и финансировать ее в соответствии с тем ущербом и с теми платежами, которые есть в регионе, или в большем объеме (думаю, много где расходы на восстановление окружающей среды больше, чем все поступающие платежи). Так что нужно подумать, в какой форме целевая направленность должна быть зафиксирована, и я не уверена, что это должно быть прямое закрепление в Бюджетном кодексе РФ», – пояснила Елена Лебединская.

Другое неблагоприятное для предпринимателей положение законопроекта касается зачета затрат на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду. Действующим законодательством предусмотрено, что такие расходы лица, обязанного вносить плату за НВОС, вычитаются из суммы платы (п. 11 ст. 16.3 закона об охране окружающей среды). Согласно же законопроекту налогоплательщику будет предоставлено право уменьшить налог на размер произведенных в соответствующем налоговом периоде расходов, связанных с проведением мероприятий по снижению негативного воздействия, но предельная величина налогового вычета сможет составить не более 70% от суммы налога. По мнению генерального директора ООО «Юридический центр промышленной экологии» Дмитрия Мишукова, невозможность полного зачета понесенных затрат существенно снижает интерес предприятий к вложению значительных сумм в реализацию эффективных мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду.

С 1 января 2022 года плата за негативное воздействие на окружающую среду (ст. 16 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды») может быть заменена экологическим налогом. Подготовленный Минфином России законопроект 1 о дополнении Налогового кодекса соответствующей главой активно обсуждается экспертным сообществом – только на площадке ТПП РФ в октябре были проведены два посвященных этой теме мероприятия. Значительное количество замечаний и предложений по доработке законопроекта поступило в ходе его публичного обсуждения на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (завершилось 31 августа). Посмотрим, в чем министерство видит пользу замены платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее – плата за НВОС) экологическим налогом и какие риски для предпринимателей, по мнению экспертов, такая механическая, по сути, замена может повлечь.

Стоит отметить, что Минприроды России предлагает изменить действующий порядок определения размера квартального авансового платежа, который заключается в том, что лицо, обязанное вносить плату за НВОС, по истечении каждого квартала уплачивает 1/4 суммы платы за НВОС за предыдущий год (п. 3 ст. 16.4 закона об охране окружающей среды), в связи с чем и возникают переплаты, так как объемы воздействия и, соответственно, платежная база в текущем и прошедшем годах могут существенно отличаться (например, если в прошлом году произошел сверхнормативный выброс загрязняющих веществ, а в этом году объем выбросов – в пределах нормы или и вовсе снизился в связи с модернизацией производства и т. д.). Законопроект 2 , предусматривающий три способа расчета авансовых платежей, в том числе на основе данных о фактически оказанном за прошедший квартал негативном воздействии, что в принципе исключает возможность возникновения излишне уплаченных сумм, по словам Романа Земцова, уже согласован со всеми заинтересованными ведомствами, и министерство рекомендовало Минфину России закрепить аналогичные способы расчета авансовых платежей (по налогу) в законопроекте об экологическом налоге.

Чиновники подчеркивают, что утилизацией нельзя считать предварительную обработку отходов, их сжигание, обеззараживание и обезвреживание, поэтому, когда идет расчет экологического сбора в 2022 году, подобная переработка не учитывается. В Письмах Росприроднадзора звучит мысль, что экономические агенты обязаны работать исключительно с отходами, возникшими от использования выпущенных на рынок изделий, а не в процессе всей производственной деятельности.

В РФ существует перечень товаров и упаковки, подлежащих переработке после утраты ими потребительских свойств. Этот список утвержден Распоряжением Правительства РФ №3721-р от 31.12.2022 и включает 40 групп товаров и 10 групп упаковки, начиная с текстильных изделий и заканчивая деревянной, стеклянной и пробковой тарой. Поставщиков (производителей и импортеров) такой продукции обязали утилизировать отходы после ее использования. Для этого утверждают нормативы утилизации отходов от использования товаров на 2022 год (см. Распоряжение Правительства РФ №3722-р от 31.12.2022 ), которые рассчитываются в процентах от выпущенного для продажи объема товаров.

Эту формулу применяют поставщики продукции, которые полностью отказались самостоятельно перерабатывать отходы. Если компания работает над этим, но, допустим, частично выполнила норматив утилизации для экологического сбора в 2022 году, то расчет производят по другой формуле:

Это интересно:  С какого возраста берут в сад мисква

Льготы для экотранспорта возведут в закон

Распоряжением правительства от 5 ноября Минтрансу, Минпромторгу, Минприроды и рабочей группе «Автонет» Национальной технологической инициативы поручено подготовить федеральный закон, предусматривающий «создание системы мер по стимулированию использования экологически чистого транспорта». Не позднее июня 2022 г. законопроект должен быть представлен правительству и спустя три месяца внесен в Госдуму.

В Минприроды на момент публикации комментарии предоставить не смогли. Минпромторг считает, что экологически чистому транспорту — на газомоторном топливе, электромобилям, либо транспорту на водородных топливных элементах – необходимо предоставлять налоговые преференции, предоставлять возможность бесплатно парковать машину и другие льготы. Такие возможности уже предусмотрены Налоговым кодексом. Например, Москва уже воспользовалась такой возможностью и отменила транспортный налог на электромобили, сообщили «Ведомостям» в пресс-службе министерства.

В эксплуатации электромобиль на порядок дешевле, чем любой бензиновый автомобиль, из-за отсутствия части деталей, которых примерно на 30% меньше, чем в обычном авто, подчеркивает председатель Ассоциации электромобильного и подключенного транспорта Ия Гордеева: «Если мы говорим о России, то цена 1 км на электрическом авто стоит 50 коп. Если сравнивать с бензиновым ТС, то для него это же расстояние стоит около 4 руб.».

В приложенном к распоряжению правительства плане мероприятий говорится, что к маю 2022 г. кабмином должны быть утверждены указания субъектам РФ «по разработке и утверждению комплексных документов стратегического планирования по распространению электрического транспорта и развитию инфраструктуры для него». В этих документах будут закреплены обязательные доли колесного электрического транспорта при организации внутригородских пассажирских перевозок и для организаций с госучастием.

Пока рано говорить о массовом переходе на электротранспорт в России, рассказывает «Ведомостям» руководитель группы по обслуживанию компаний автомобильной промышленности Deloitte Татьяна Кофанова: «Если говорить о международной практике, то переход на электромобили стимулируется путем предоставления субсидий потребителям, которые покрывают разницу в цене. Это уже практикуется в Китае, США и Скандинавии». В плане мероприятий говорится о льготах для владельцев электротранспорта, но не о прямых субсидиях. Стимулирующую роль могли бы сыграть налоговые преференции: снижение ставки НДС, пониженная ставка транспортного налога, снижение ввозных пошлин, говорит Кофанова.

Вместе с тем сообщаем, что в вашем случае не возникает налоговое обязательство по предоставлению в органы государственных доходов ликвидационной декларации по плате за эмиссии в окружающую среду (форма 870.00), а также в налоговом законодательством не предусмотрено уведомление органов государственных доходов о прекращении налогового обязательства по предоставлению налоговой отчетности по форме 870.00.

В соответствием Законом Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) и Закон Республики Казахстан «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс)» по вопросам экологии с 1 января 2022 года плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее – плата) являются операторы объектов I, II и III категорий (за исключением объектов IV категории), определенные в соответствии с Экологическим кодексом Республики Казахстан.

Согласно статьи 575 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) (редакция вводится с 1 января 2022 года) объектом обложения является фактический объем негативного воздействия на окружающую среду (масса, единица измерения активности — для радиоактивных отходов) в отчетном периоде (для объектов I и II категорий — в пределах установленных нормативов и лимитов, для объектов III категории — в пределах задекларированного объема), в том числе установленный по результатам осуществления уполномоченным органом в области охраны окружающей среды и его территориальными органами государственного экологического контроля за соблюдением экологического законодательства Республики Казахстан (государственный экологический контроль), в виде: 1) выбросов загрязняющих веществ; 2) сбросов загрязняющих веществ; 3) захороненных отходов; 4) размещенной серы в открытом виде на серных картах, образующейся при проведении операций по разведке и (или) добыче углеводородов.».

Согласно статье 575 Налогового кодекса объектом обложения платой является фактический объем эмиссий в окружающую среду, в том числе установленный по результатам осуществления уполномоченным органом в области охраны окружающей среды и его территориальными органами проверок по соблюдению экологического законодательства Республики Казахстан (государственный экологический контроль), в виде: 1) выбросов загрязняющих веществ; 2) сбросов загрязняющих веществ; 3) размещенных отходов производства и потребления; 4) размещенной серы, образующейся при проведении нефтяных операций.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 10 статьи 418 Экологического кодекса Республики Казахстан» (далее – ЭК РК), введённого в действие с 01 июля 2022 года, действие разрешений на эмиссии в окружающую среду, нормативов эмиссий, полученных операторами объектов, отнесенных в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи к объектам IV категории прекращается с 1 июля 2022 года.

Экологический налог в России в 2022

  • негативное воздействие, которое производится при осуществлении деятельности, финансируемой за счет бюджета;
  • размещение отходов на объектах, не оказывающих негативное влияние на окружающую среду, если имеется соответствующее подтверждение;
  • накопление отходов для утилизации/обезвреживания в срок до 11 месяцев с момента из образования.
  • выбросов от стационарных источников, загрязняющих атмосферный воздух;
  • сбросов в водные объекты в результате использования воды (расчет производится как разница между объемами загрязняющих веществ в сточной воде и воде, взятой для использования);
  • образованных и размещенных отходов производства (потребления) за минусом отходов, использованных для переработки.

Важно! Налогоплательщиками нового экологического налога являются юридические и физические лица, включая и индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют в РФ, континентальном шельфе РФ, а также исключительной экономической зоне РФ хозяйственную и иные виды деятельности, которая оказывает негативное воздействие на окружающую среду.

  • выбросе в атмосферу загрязняющих веществ стационарными источниками (вещества, включенные в перечень загрязняющих веществ);
  • сбросе в водные объекты сточных вод веществ, включенных в перечень;
  • образовании, хранении, захоронении, накоплении, размещении отходов производства и потребления при любом классе опасности.

По отдельно взятым объектам налогообложения каждый налогоплательщик самостоятельно определяет налоговую базу. База определяется по каждому стационарному источнику, который использовался в налоговом периоде по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень соответствующих веществ, по каждому классу опасности отходов производства и потребления.

Опубликованы поправки в НК РК 2022 года

К 2025 году данные будут передаваться по всем физическим лицам, у которых выявлены операции, связанные с предпринимательской деятельностью. На сегодня озвучено, что критерием определения таких операций является получение переводов от 80-100 лиц каждый месяц в течение 3-х последовательных месяцев.

  • автомобили категории С (включая СЕ, С1Е, С1), если иное не установлено подпунктом 1) настоящего пункта;
  • специализированные грузовые автомобили категории В с жестким закрытым кузовом, устанавливаемым на автомобильном шасси или кузовом вагонного типа, с перегородкой, отделяющей грузовой отсек, предназначенный для перевозки промышленных, продовольственных и сельскохозяйственных грузов, оборудованный приспособлениями для укладки и закрепления груза внутри кузова (автомобили — фургоны);
  • грузовые автомобили категории В общего назначения с бортовой платформой (за исключением автомобилей — пикапов)».

Изменение вступает в силу с 2022 года.

  • 21) с 1 марта 2022 года в уполномоченный орган будут передаваться данные о суммах поступивших платежей ИП, которые применяют СНР и являются пользователями специального мобильного приложения. Данные будут передаваться только по счетам для осуществления предпринимательской деятельности (не по личным счетам физ.лица), за календарный месяц.
  • 22) с 1 марта 2022 года в уполномоченный орган будут передаваться данные о суммах платежей и переводов в пользу иностранных компаний (указанных в пунктах 1 и 2 статьи 779). Данные передаются за календарный год, не позднее 15 числа второго месяца следующего года.
  • 23) с 2025 года в уполномоченный орган будут передаваться данные по всем физическим лицам, которые не являются ИП (только по операциям, имеющим признаки получения дохода от предпринимательской деятельности).

В статью 51 НК РК добавлено положение, по которому отсрочка по налогам на срок более одного года предоставляется только под залог недвижимого имущества налогоплательщика или третьего лица или под банковскую гарантию. Изменение вступает в силу с 1 марта 2022 года.

  • ИИН/БИН;
  • Наименование налогоплательщика;
  • ФИО ИП или руководителя юр. лица;
  • статус налогоплательщика;
  • дату постановки на рег. учет;
  • рег. номер ККМ;
  • наличие лицензий на алкогольную продукцию.

Паспорт (в виде QR-кода) формируется налоговым органом 1 раз в месяц.

Большинство текущих изменений Налогового Кодекса уже официально приняты и вступят в действие с начала будущего года. Все категории налогоплательщиков должны быть осведомлены о текущих корректировках для обеспечения максимальной прозрачности операций по начислению и уплате налоговых выплат.

На заседании был рассмотрен новый вариант для поддержания стабильности налогового законодательства. Теперь показатель будет предоставляться только экспортоориентированными товаропроизводителями (кроме тех экспортёров, которые занимаются поставками нефтяных продуктов и полезных ископаемых).

В конце ноября 2022 года Парламентом были приняты поправки в положения Налогового законодательства во время проведения пленарного заседания. В двух чтениях рассмотрен официальный закон «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет». После рассмотрения основных положений, документ передали президенту Республики для дальнейшего подписания.

С 2022 года начнёт действовать упрощенный порядок прекращения деятельности плательщиков НДС. В данную категорию относятся лица, стоящие на учете в налоговых органах по НДС, но не производящие никаких платёжных операций или взаиморасчетов по причине отсутствия активной деятельности. В будущем планируется введение процесса ликвидации в более простом порядке непосредственно через камеральный контроль.

  • земельный налог;
  • налог на имущество;
  • налог на автомобили и иные транспортные средства;
  • налог ренты на экспорт;
  • платёж по возмещению так называемых исторических затрат;
  • бюджетные категории платежей;
  • корпоративный подоходный налог, удерживаемый у источника выплаты непосредственно с дохода нерезидента.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации № 305-ФЗ от 02.07.2022 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 января 2022 года продолжит действовать ограничение на перенос убытка

В соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации и Федеральной налоговой службы № ЕД-7-11/875@ от 06.10.2022 «Об утверждении формы расчета по страховым взносам, порядка ее заполнения, а также формата представления расчета по страховым взносам в электронной форме» не позднее 4 мая 2022 года нужно сдать расчет по страховым взносам на новом бланке.

В соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации и Федеральной налоговой службы № ЕД-7-21/646@ от 09.07.2022 «Об утверждении формы заявления налогоплательщика – российской организации о предоставлении налоговой льготы по налогу на имущество организации, порядка ее заполнения и формата представления указанного заявления в электронной форме, а также формы уведомления о предоставлении налоговой льготы на имущество организации, сообщения об отказе от предоставления налоговой льготы по налогу на имущество организации» с 1 января 2022 года действуют форма заявления налогоплательщика — российской организации о предоставлении налоговой льготы по налогу на имущество организаций.

Это интересно:  Как начислить пени за нарушение условий договора в бюджетной организации в 2022 году

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 841 от 31.05.2022 «Об утверждении правил маркировки упакованной воды средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении упакованной воды с 1 ноября 2022 года в систему «Честный знак» нужно будет передавать сведения об обороте и списании промаркированной воды.

В силу Федерального закона Российской Федерации № 305-ФЗ от 02.07.2022 « О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 января 2022 года организации общепита получат льготу по страховым взносам.

«3. Плательщики платы, являющиеся операторами объектов I и II категорий, с объемами платежей до 100 МРП в суммарном годовом объеме вправе выкупить нормативы или лимиты негативного воздействия на окружающую среду, установленные органом, выдающим разрешительный документ. Выкуп нормативов или лимитов производится с полной предварительной оплатой за текущий год при оформлении разрешительного документа не позднее 20 марта отчетного налогового периода.»;

Объектом обложения является фактический объем негативного воздействия на окружающую среду (масса, единица измерения активности – для радиоактивных отходов) в отчетном периоде (для объектов I и II категорий – в пределах установленных нормативов и лимитов, для объектов III категории – в пределах задекларированного объема), в том числе установленный по результатам осуществления уполномоченным органом в области охраны окружающей среды и его территориальными органами государственного экологического контроля за соблюдением экологического законодательства Республики Казахстан (государственный экологический контроль), в виде:

коэффициент 0 – к ставкам платы, предусмотренным пунктом 6 статьи 576 настоящего Кодекса, за захоронение отходов в пределах лимитов и в соответствии с отчетностью, представляемой при образовании, использовании, обезвреживании и захоронении отходов производства и потребления, со дня выдачи комплексного экологического разрешения;

В случае недостижения к дате завершения срока выполнения программы к комплексному экологическому разрешению, выданному в отношении объекта I категории, установленных технологических нормативов по 30 процентам и менее от общего количества маркерных загрязняющих веществ в целях начисления суммы платы коэффициенты, предусмотренные пунктом 1-1 настоящей статьи, приобретают значения соответствующих коэффициентов, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, за соответствующие годы начиная со дня получения комплексного экологического разрешения в отношении эмиссий маркерных загрязняющих веществ, по которым не достигнуты установленные технологические нормативы.

3) начисляется налоговыми органами с применением коэффициентов, предусмотренных настоящей статьей, исходя из установленных ставок платы и незадекларированной части объектов обложения, определенных статьей 575 настоящего Кодекса, выявленной, в том числе, по сведениям, полученным в результате государственного экологического или налогового контроля и представленным в порядке, по форме и в сроки, которые установлены пунктом 3 статьи 573 настоящего Кодекса.

Изменения в 2022 году, о которых нужно знать бухгалтеру

С 01.01.2022 освобождены от НДС услуги общепита, оказываемые ресторанами, кафе, барами и иными аналогичными объектами общепита, а также выездные услуги общепита. Для получения освобождения сумма доходов компании / ИП за предшествующий год не должна превышать 2 млрд руб., удельный вес доходов от услуг общепита — не менее 70%, а среднемесячный размер выплат работникам — не ниже региональной отраслевой среднемесячной зарплаты по деятельности класса 56 ОКВЭД. При этом налогоплательщики, освобожденные от НДС, сохраняют право на пониженные тарифы страховых взносов 15% (ст. 149 НК РФ в ред. Федерального закона от 02.07.2022 N 305-ФЗ, Письмо Минфина от 30.07.2022 N 03-07-11/61177).

С 01.01.2022 в п. 1 ст. 383 НК РФ устанавливаются единые сроки уплаты налога на имущество и авансовых платежей: не позднее 1 марта следующего года (для налога) и не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным периодом (для авансовых платежей). Коме того, не нужно подавать декларацию, если у компании в истекшем периоде имелась только недвижимость, облагаемая по кадастровой стоимости — рассчитывать и уплачивать налог будут налогоплательщики, а налоговики сформируют и отправят им сообщения об исчисленной сумме налога (Федеральный закон от 02.07.2022 N 305-ФЗ).

В 2022 году продолжит действовать запрет на плановые проверки малого бизнеса. Эта мера не распространяется на объекты, представляющие опасность для жизни людей, компании, деятельность которых попадает под обязательное лицензирование и предприятия, где используется атомная энергия (Постановление Правительства N 1520 от 08.09.2022).

ГИС ЭПД (Государственная информационная система электронных перевозочных документов) начнет работать на постоянной основе с 01.01.2022. Для этого вводятся в действие электронные перевозочные документы: транспортная накладная, заказ-наряд и сопроводительная ведомость. Их формируют в ГИС ЭПД грузоотправители, перевозчики, грузополучатели, фрахтователи и фрахтовщики, заключившие соглашение об ЭДО с оператором, включенным в специальный реестр (Федеральный закон от 02.07.2022 N 336-ФЗ).

С 2022 года начинают действовать многочисленные законодательные поправки и новшества, затрагивающие разные стороны деятельности бизнеса. Ужесточение штрафов для продавцов маркированных товаров, новые правила уплаты транспортного налога, освобождение от НДС общепитовских услуг и многое другое. Краткий обзор с полезными ссылками, помогающими разобраться с новшествами, вы найдете в нашем материале. Итак, налоговые и бухгалтерские изменения-2022.

Обзор изменений экологического законодательства на январь 2022

7. Обновлен порядок рассмотрения ходатайств о переводе земель из одной категории в другую. Приказ Рослесхоза от 30.08.2022 N 664 «Об утверждении Административного регламента Федерального агентства лесного хозяйства по предоставлению государственной услуги по рассмотрению в установленном порядке ходатайств о переводе земель из одной категории в другую, ходатайств о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую, направлению в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации рассмотренных ходатайств с проектом акта о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо проектом акта об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую». Зарегистрировано в Минюсте России 30.11.2022 N 66112. Заявителями на получение государственной услуги являются физлица, ИП, юрлица либо их уполномоченные представители. Государственная услуга предоставляется Рослесхозом. Результатом ее предоставления является: направление в Минприроды России проекта акта о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо проекта акта об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую с ходатайством заявителя и прилагаемыми к нему документами, уведомления заявителю о направлении в Минприроды России указанных материалов; возврат заявителю ходатайства с прилагаемыми к нему документами с указанием причин, послуживших основанием для возврата. Государственная услуга предоставляется в срок, не превышающий 30 календарных дней с даты регистрации обращения заявителя о рассмотрении ходатайства. За предоставление государственной услуги госпошлина или иная плата не предусмотрены.

5. Внесены дополнения в перечни продукции переработки древесины, виды которой определяются в соответствии с ОКПД 2 и в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС. Распоряжение Правительства РФ от 20.12.2022 N 3730-р. О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 28.02.2022 N 347-р. Данные перечни применяются, в том числе, при проведении конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины.

1. Актуализирован порядок осуществления федерального государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора). Постановление Правительства РФ от 25.12.2022 N 2487 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу осуществления федерального государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора)». Внесены поправки в Положение о лицензировании деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на право выполнения работ по карантинному фитосанитарному обеззараживанию, в Положение о федеральном государственном карантинном фитосанитарном контроле (надзоре). Установлен ключевой показатель федерального государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) и его целевое значение. Постановление вступает в силу с 1 марта 2022 г., за исключением отдельных положений, которые вступают в силу со дня официального опубликования Постановления.

7. Расширены полномочия Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.Постановление Правительства РФ от 25.12.2022 N 2472 «О внесении изменений в Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации». Предусмотрено утверждение Министерством, в том числе акта об определении стартового размера разового платежа за пользование недрами в отношении трудноизвлекаемых полезных ископаемых, а также методики определения высокого и очень высокого загрязнения атмосферного воздуха. Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки их вступления в силу.

6. Регламентирована процедура переоформления лицензий на пользование недрами. Приказ Минприроды России N 751, Роснедр N 10 от 14.10.2022 «Об утверждении Порядка переоформления лицензий на пользование недрами» Зарегистрировано в Минюсте России 10.12.2022 N 66280. Переоформление лицензий осуществляется Роснедрами, его территориальными органами и ФГКУ «Росгеолэкспертиза». Принятие решения о переоформлении лицензии на пользование недрами осуществляется комиссией, которая создается Роснедрами. Приказом, в числе прочего, предусмотрен перечень документов и сведений, необходимых для переоформления лицензии, а также установлены порядок и сроки рассмотрения комиссией указанных документов. Действие Порядка не распространяется на переоформление лицензий на пользование недрами в отношении участков недр местного значения. Настоящий Приказ вступает в силу с 1 января 2022 года.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду в 2022 году

Как уже упоминалось выше, платить за использование в своей предпринимательской деятельности объектов, влияющих негативным образом на окружающую среду, должны как организации, так и ИП. При этом обязанность по внесению платы возникает для всех бизнесменов, применяющих любую из систем налогообложения — УСН, ПСН, ОСНО или ЕСХН.

Также необходимо знать, что ИП и организации, которые используют объекты негативного влияния на окружающую среду с категорией опасности I–IV классов, в обязательном порядке должны зарегистрироваться в территориальном отделении Росприроднадзора. Приказом Минприроды России от 23 декабря 2015 № 554 утверждена форма заявки по каждому такому объекту.

Согласно, Постановления Правительства РФ от 12.06.2003 года № 344, плата производится только за размещение отходов производства и потребления. Т.е. обязанность по уплате сбора за загрязнение окружающей среды возлагается на организацию, занимающуюся вывозом и размещением мусора. Проследите, чтобы в договоре, заключенном с такой организацией было прописано, что право собственности на мусор переходит от вашей организации к ней (ст. 16.1 закона от 10.01.2002 № 7-фз, ч. 4, 5 ст. 23 закона от 24.06.1998 № 89-фз, письма Росприроднадзора от 21.02.2022 № ас-06-02-36/3591, минприроды от 11.12.2022 № 12-50/10263-ог)

В конкретном случае под размещением отходов подразумевается не просто складирование отходов, а их содержание в специальных объектах для последующего захоронения, например, на специальных полигонах или свалках (ст. 1 Федерального закона от 24.06.98 № 89-ФЗ, далее — Закон № 89-ФЗ).

Российское законодательство (п.1 ст.16.1 Закона от 10 января 2002 № ) предусматривает и категории организаций и ИП, которые не платят за загрязнение окружающей среды. Под действие закона попадают индивидуальные предприниматели и организации, которые ведут свою деятельность на объектах IV категории опасности, на которых:

Оцените статью
Доступное Правовое обеспечение