Высшая Юридическая Сила

Высшая юридическая сила и прямое действие Конституции

Одной из гарантий того, что конституция обладает свойством верховенства, является признание конституции в качестве базы (ядра) для всего текущего законодательства. Конституция не только формирует правовую систему (путем закрепления видов правовых актов, регулирования законодательного процесса и др.), но и предусматривает необходимость и возможность принятия нормативных актов, развивающих ее положения и соответствующих ей.

Существуют и доктринальные подходы к юридическим свойствам конституции. Так, например, выделяют различную значимость самих конституционных норм.[11] И действительно даже российская конституционная практика признает некоторую иерархию норм конституции (яркий тому пример статья 16).

В зависимости от круга и объема регулируемых конституцией общественных отношений выделяются три основные модели конституции – либеральная, этатистская и либерально-этатистская. Либеральная модель характеризуется ограниченностью предмета конституционного регулирования. Его объектом является организация государственной власти, политические и гражданские (т.е. личные) права и свободы личности (экономические и социальные права находятся вне рамок конституционного регулирования). Этатистская модель характеризуется чрезмерным расширением предмета конституционного регулирования; она практически не оставляет автономных сфер общественной жизни. Либерально-этатистская модель занимает среднее положение между двумя вышеназванными. Такая модель характеризуется оптимальным расширением либеральной модели в сторону социальных и иных благ (этатистская модель).[12]

Следует отметить, что верховенство конституции означает, что она обладает надзаконным характером. Однако, обладая высшей юридической силой, конституция является одним из элементов правовой системы. Конституция не выходит за пределы действующего права, является его неотъемлемой составной частью. Именно высшая юридическая сила норм конституции, регулирующих наиболее важные вопросы, касающиеся как общества, так и государства, придает целостность и непротиворечивость правовой системе государства.

Верховенство конституции напрямую связано с ее высшей юридической силой. Высшая юридическая сила показывает главенствующее место конституции в правовой системе государства. При коллизии норм конституции и иных правовых норм, применяются конституционные нормы как обладающие высшей юридической силой.

Высшая юридическая сила конституции

ЗАКОН — в широком смысле слова все нормативные правовые акты, любые установленные государством общеобязательные правила. В собственном юридическом смысле 3. нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом законодательной власти … Энциклопедия юриста

ВЕРХОВЕНСТВО ПРАВА — принцип конституционного строя РФ, означающий связанность государства, его органов и должностных лиц правом, основными правами и свободами человека и гражданина. В.п. проявляется в верховенстве закона одном из важнейших принципов правовой системы … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

Закон — I Закон необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями. З. выражает связь между предметами, составными элементами данного предмета, между свойствами вещей, а также между свойствами внутри вещи. Но не всякая … Большая советская энциклопедия

Суверенитет — (Sovereignty) Суверенитет это независимость государства от других стран Суверенитет России и его проблемы, суверенитет Украины, суверенитет республики Беларусь, суверенитет Казахстана, суверенитет Чечни, Проблемы суверенитета стран Европы,… … Энциклопедия инвестора

Конституция республики в составе — РФ конституция, единый нормативный правовой акт, обладающий наибольшей юридической силой в системе собственного законодательства соответствующего субъекта РФ, закрепляющий конституционный статус республик в составе РФ, исходные положения которого … Большой юридический словарь

ЮРИДИЧЕСКАЯ СИЛА ЗАКОНА

Юридическая сила — (англ. juridical power) обязательность правового акта вообще, а также его приоритет по отношению к др. актам, входящим в правовую систему, или наоборот подчиненность им. Понятие «Ю.с.» позволяет установить соотносимость и соподчиненность… … Энциклопедия права

Высшая юридическая сила конституции — это особое юридическое свойство, отличающее ее от других актов. Оно заключается в том, что нормы Конституции всегда имеют перевес над положениями иных законов, а тем более актов исполнительной власти; законы и подзаконные акты должны приниматься… … Большой юридический словарь

Юридическая сила нормативного правового акта — характеристика нормативного правового акта, определяющая обязательность его применения к соответствующим общественным отношениям, а также его соподчиненность по отношению к иным нормативным правовым актам (Ст. 1 Закона Республики Беларусь Об… … Право Белоруссии: Понятия, термины, определения

ЮРИДИЧЕСКАЯ СИЛА НОРМАТИВНОГО ПРАВОВОГО АКТА — в соответствии со ст. 1 Закона от 10 января 2000 г. О нормативных правовых актах Республики Беларусь под юридической силой нормативного правового акта понимается характеристика нормативного правового акта, определяющая обязательность его… … Юридический словарь современного гражданского права

ЮРИДИЧЕСКАЯ СИЛА — категория, связанная с положением нормативно правовых актов в иерархии таких актов, а также их действием и значением для тех или иных общественных объединений. Ю. с. закона или любого иного нормативно правового акта определяется положением органа … Энциклопедический словарь конституционного права

Необходимо отметить, что налоговые органы при расчете налога без каких-либо проблем распределяли между собственниками налоговую базу в соответствии с их долями, так как всем было ясно, что согласно п. 1 ст. 53 Налогового кодекса РФ налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения. Налоговая ставка — это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

Например, в арбитражной практике не признаются ненормативными правовыми актами письма ФНС России и Минфина России (носящие разъяснительный характер). В силу ст. 1 НК РФ такие акты к законодательству России не относятся и нормативного характера не имеют. Не имеют они и ненормативного характера, так как не содержат всех признаков ненормативного акта, в частности — обязательных для исполнения общества предписаний (см. постановление ФАС Западно-Сибирского округа по делу № Ф04/649-43/А75-2002).

Важным юридическим свойством Конституции является особый порядок ее принятия или изменения. Этот порядок установлен в гл.9 «Конституционные поправки и пересмотр Конституции». В нормах данной главы установлен перечень субъектов, наделенных правом вносить предложения о поправках и пересмотре Конституции, Президент, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство, законодательные (представительные) органы субъектов, группы депутатов Совета Федерации или Государственной Думы численностью не менее одной пятой членов палаты.

Статья 32 Европейской конвенции создает условия для обладания прецедентной значимостью постановлений Европейского суда. Толкование какой-либо статьи Конвенции, данное Судом, превращается в составную часть данной статьи и поэтому носит юридически обязательный характер. Сущность данных прецедентов для национальных судов заключается в том, что суды должны применять их в делах, схожих с делами, рассмотренными ранее Европейским судом. Национальные законодательные и судебные органы должны учитывать их в правотворческом процессе, а также в процессе применения Конвенции.

Ненормативные акты издаются в самых разных формах. Однако следует обратить внимание на следующее. По установившемуся положению, если акты изданы в форме законов, правил, инструкций, положений, то они являются нормативными. Тем не менее, существуют исключения из этого правила.

Высшая юридическая сила закона

По юридической силе все нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты. С помощью юридической силы определяют место и значимость нормативно-правовых актов в правовой системе государства. Законом называется обладающий высшей юридической силой нормативно-правовой акт, принятый в особом порядке государственными органами законодательной власти и регулирующий наиболее важные общественные отношения. Закон как основной источник права, обладающий высшей юридической силой, имеет свои признаки .

– на акты, действующие в чрезвычайных ситуациях, как например, при введении военного положения, чрезвычайного положения, в условиях стихийных бедствий. По основным субъектам государственного правотворчества нормативно-правовые акты можно подразделить на акты законодательной власти (законы), на акты исполнительной власти (подзаконные акты) и на акты судебной власти, приобретающие нормативно-правовой характер. Законом называется обладающий высшей юридической силой нормативно-правовой акт, принятый в особом порядке государственными органами законодательной власти и регулирующий наиболее важные общественные отношения. 4) Законы не подлежат отмене каким-либо другим органам государства и могут бать отменены или изменены только тем законодательным органом, который их принял 5) Законы представляют собой ядро всей правовой системы государства, они обусловливают структуру всей совокупности нормативно-правовых актов, юридическую силу каждого из них, субординацию нормативно-правовых актов по отношению друг к другу. Ведущее и определяющее положение законов в системе нормативно-правовых актов государства выражает одно из основных требований законности – верховенство закона в регулировании общественных отношений.

Это интересно:  Новые оквэд 2022 продажа угля

Если в международном договоре предусмотрены другие правила, чем в законе, то применяются правила международного договора. В России признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина на основе общепризнанных принципов и норм международного права и Конституции России. Основные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать прав и свобод других лиц.

Юридическая сила нормативно-правового акта — это технико-юридическая характеристика нормативно-правового акта, выражающая степень его подчиненности иным нормативным актам, его место в иерархии нормативных актов, которая зависит от места государственного органа, принявшего этот акт, в системе органов государства. Закон — это принятый в особом порядке первичный нормативно-правовой акт высшего представительного органа государственной власти, обладающий высшей юридической силой и регулирующий важнейшие общественные отношения. Признаки закона. 1) Закон является разновидностью нормативно-правовых актов, следовательно, обладает всеми признаками нормативных актов, равно как и правовых актов, в целом. 2) Первичный характер закона означает, что он исходит от представительного правотворческого органа, следовательно, в той или иной мере выражает волю народа.

5. Законы, декреты, указы, постановления палат Парламента — Национального собрания Республики Беларусь, постановления Совета Министров Республики Беларусь, Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, акты Генерального прокурора Республики Беларусь имеют большую юридическую силу по отношению к нормативным правовым актам министерств, иных республиканских органов государственного управления и Национального банка Республики Беларусь, местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов.

Высшая юридическая сила конституции Российской Федерации: понятие, содержание и прямые действия

В научной среде ведутся дискуссии по поводу юридической силы таких законов. Одни ученые считают, что конституционные законы такого типа можно поставить на второе место по юридической силе после Конституции. Другие же признают за законами о поправках к Конституции высшую юридическую силу, равную юридической силе Основного закона.

Принцип прямого действия Конституции также означает применение конституционных норм при разрешении дел в судах. В том случае, когда суд при рассмотрении дела приходит к мнению, что нормы применяемого закона противоречат Конституции, применяются нормы Конституции. В этой ситуации суд обязан запросить в Конституционном Суде РФ проверку конституционности соответствующего закона.

Под юридической силой правового акта в целом понимается совокупность свойств, которые определяют место и роль такого акта в конкретной правовой системе. Юридическая сила акта позволяет установить его соподчиненность с другими правовыми актами, выявить системные связи и зависимости в законодательстве.

Первый раздел содержит 9 глав, посвященных характеристике конституционного строя государства и его федеративному устройству, свободам и правам человека и гражданина, органам публичной власти и муниципального управления, а также процедуре изменения Основного закона.

В сравнении с прежними Конституциями, особенно советскими, Конституция, принятая в 1993 году, характеризуется более высокой демократичностью и стабильностью. Кроме того, действующая Конституция впервые установила принцип разделения ветвей публичной власти, а также унифицировала полномочия территориальных субъектов страны. Глава государства, согласно новой Конституции, перестал являться главой исполнительной ветви власти.

Юридическая сила нормативных правовых актов

Подзаконные акты — это нормативные правовые акты, издаваемые на основе и во исполнение законов. Они могут конкретизировать нормы законов, толковать их или устанавливать новые нормы, но при этом должны соответствовать и не противоречить законам. Подзаконные акты являются средством реализации законодательных норм.

Акты Правительства РФ принимаются в форме постановлений и распоряжений, которые не могут противоречить Конституции РФ, законам РФ, актам Президента РФ. Акты Правительства РФ имеют большую силу по отношению к актам федеральных органов исполнительной власти и актам местных органов. Нормативные правовые акты Правительства принимаются, как правило, в форме постановлений.

Какой нормативный правовой акт имеет большую юридическую силу Постановление правительства РФ или федеральный закон, или норма Жилищного кодекса? Определен ли где то конкретно список убывания или возрастания по юридической силе нормативных правовых актов?

Акты федеральных органов исполнительной власти (так называемые ведомственные акты) издаются на основе и во исполнение не только Конституции РФ, законов РФ, указов Президента, но и постановлений Правительства РФ. Подзаконные акты субъектов РФ имеют свою иерархическую структуру и распространяются на все лица и иные субъекты права, находящиеся на территории соответствующего субъекта РФ.

Высшая Юридическая Сила

Статья 15 Конституции Российской Федерации особенно важна потому, что в ней определяется место Конституции в системе нормативных правовых актов страны. Кон­ституция формирует и закрепляет отправные принципы правового ре­гулирования, является базой всего законодательства и представляет собой акт, обладающий высшей юридической силой.

4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и междуна­родные договоры Российской Федерации являются составной частью ее право­вой системы. Если международным договором Российской Федерации установ­лены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.»(ст.15)

Иерархический порядок расположения актов указывает на особую юридическую силу Конституции. Это означает, что она обладает вер­ховенством над законами и иными правовыми актами; последние должны исходить из Конституции и не противоречить ей. Законы и подзаконные акты, противоречащие Конституции, не имеют юриди­ческой силы. Причем соответствовать Конституции должны не толь­ко акты федерального законодательства, но и акты органов государ­ственной власти субъектов Федерации, а также органов местного самоуправления. Конституция, распространяя свое действие на всю территорию Российской Федерации, олицетворяет собой государ­ственную целостность, единство системы государственной власти.

Процесс все большей открытости российского общества не мог не затронуть и сферу обнародования нормативных актов. В данной об­ласти произошли существенные изменения, закрепленные конститу­ционными положениями, в соответствии с которыми опубликование законов и других нормативных актов тесно увязано с их введением в действие.

Неопубликованные законы не могут применяться на территории Российской Федерации. Более того, любые нормативные акты, затра­гивающие права, свободы и обязанности граждан (а это и постанов­ления Правительства, и огромный массив ведомственных актов), не могут применяться, если официально они не опубликованы для все­общего сведения. Данное конституционное положение, по сути дела, означает, что законы и другие акты, указанные в ч. 3 статьи (а вернее, их полные и точные тексты), должны публиковаться в газетах или спе­циальных изданиях правотворческих органов или по их поручению другими органами. Эти издания распространяются по подписке. Нор­мативные акты вступают в силу, т.е. могут применяться, действовать, только при условии их опубликования.

Высшая юридическая сила основных прав человека

2. В качестве другого важного признака высшей юридической силы основных прав человека правоведы выделяют то обстоятельство, что основные права и свободы являются юридической базой для всех прав и свобод человека, записанных в текущем законодательстве, ибо они содержат исходные положения в той или иной сфере регулирования общественных отношений. Так, например, все права работника, закрепленные нормами ТК РФ, базируются на конституционных правах в сфере трудовых отношений (ст. 37); права, закрепленные в нормах права о социальном обеспечении, — на соответствующем, конституционно закрепленном основном праве — «Каждому гарантируется социальное обеспечение…» (ст. 39); права человека в области здравоохранения — на праве на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41) и т. д.

Таким образом, соответствие основным правам и свободам человека — непременное условие законодательной деятельности, важнейшее требование, адресованное Конституцией органам законодательной власти и призванное обеспечить верховенство прав и свобод человека. Это требование обращено и к органам исполнительной власти. Система прав и свобод человека служит естественным ограничителем в их нормотворческой и правоприменительной деятельности; она не позволяет им принимать такие меры, которые бы ущемляли эти права и свободы[416]. В соответствии с Конституцией РФ Правительство РФ призвано осуществлять меры по укреплению законности, прав и свобод граждан (п. «е» ч. 1 ст. 114).

Это интересно:  Крайний срок в 2022 году для публикации аудиторского заключения ао

в) утверждается, что главной гарантией основных прав и свобод человека является правосудие, которое осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Это означает, что основные конституционные права и свободы — не «просто» элемент правоспособности, а субъективные права и свободы, подлежащие судебной защите, как и права и свободы, предусмотренные отраслевым законодательством. Судебная защита основных прав и свобод не требует в качестве предварительного условия их отраслевой имплементации. Суд, как и другие органы государственной власти, обязан защищать права человека независимо от того, конкретизированы нормы Конституции в отраслевом законодательстве или нет, если такая конкретизация прямо не диктуется самой Конституцией[415].

Гарантированность основных прав проявляется и в том, что Конституция предусматривает должность Уполномоченного по правам человека (п. «д» ч. 1 ст. 103). Она также предоставляет необходимые полномочия Конституционному Суду. Конституционный Суд РФ по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом (ч. 4 ст. 125 Конституции РФ и гл. XII Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»).

Все провозглашенные в Конституции РФ права человека содержат исходные, принципиальные положения для правового регулирования и реализации его возможностей обладать материальными и духовными благами. Поэтому основные права должны формулироваться в самом общем виде, однако быть определенными по содержанию. Только при этом условии они будут иметь прямое действие и обеспечивать необходимый простор для текущего законодательства, призванного развивать записанные в Конституции и международных актах права человека. Примером такого права является право, закрепленное в ч. 1 ст. 46 Конституции РФ, которое звучит так: «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод». Это право не только обще, но и довольно определенно. На основе этого права сформулированы десятки норм УПК РФ, ГПК РФ, АПК РФ и других законов.

Какие документы и законы имеют высшую юридическую силу

При конфликте между положениями Конституции и нормативными актами работает конституционная норма, а акт, который ей противоречит, подлежит поправке или упразднению. Статья 85 дает право Президенту РФ останавливать функционирование актов исполнительных органов субъектов, если они противопоставляются Конституции РФ до решения этой проблемы соответствующим судом.

Таким образом, в Конституции РФ находятся все основные начала различных законодательно-правовых норм и актов всех отраслей права. В текст Конституции РФ включена отсылка к 14 федеральным законам, а также к федеральным законам, количество которых превышает 40. Все вышеперечисленные свойства приписывают Конституции наивысшую юридическую силу, именно это закреплено в статье 15.

Федеральный закон о процессе публикования конституционных законов предполагает, что в Российской Федерации используются только официально опубликованные федеральные конституционные законы. Это же правило действует и для федеральных законов, а также актов, принимаемых палатой Федерального Собрания. Какой закон имеет высшую юридическую силу также определяет этот федеральный закон.

В ситуации, когда какая-либо проблема или вопрос не входят в совместное ведение государства и его территориальных субъектов, нормативные правовые акты, выпущенные в субъекте РФ, находятся в приоритете перед федеральными нормативными правовыми актами. Отдельный структурный элемент комплекса нормативных правовых актов можно охарактеризовать четкой иерархией его компонентов. Она состоит в том, что нормативные акты имеют в структурной системе точное место и не могут включать в себя нормы, противоречащие актам, которые находятся выше. Каждый нормативный акт — это правовой базис для нормативных актов, которые располагаются в иерархической структуре после него. Конституция РФ объединяет все иерархические ряды, также она устанавливает объекты ведения Федерации и территориальных субъектов РФ и методы разрешения конфликтов между нормативно-правовыми актами.

  • разработка и функционирование Конституционного суда РФ, такой суд уполномочен аннулировать антиконституционный акт;
  • наделение Президента РФ возможностью отмены правительственных постановлений, а также правом остановить деятельность актов исполнительных органов, если они противопоставляются Конституции РФ и федеральным законам;
  • возможность отмены нормативных правовых актов исполнительных органов посредством судебных инструментов воздействия.

Закон призван быть ведущим источником права в правовом государстве. Особые свойства закона позволяют ему быть демократичным источником права, выражающим волю и интересы народа. Именно эти свойства и обусловливают особую роль закона в системе нормативных актов. Закон должен выражать принципы права, идею приоритета прав и свобод человека, демократические начала общественного и государственного устройства. Правовые законы составляют основу правового государства. Поэтому столь важно добиться реального верховенства закона в системе правовых актов государства, сделать закон действительно ведущим, основным источником права.

Нормативно-правовые акты обладают как общими признаками, характеризующими все правовые акты, так и специфичными, отличающими их от иных видов правовых актов. Так, нормативно-правовые акты имеют государственно-властную природу, исходят от компетентных органов государства, существуют в форме официальных документов со всеми необходимыми атрибутами, обязательны для исполнения и поддерживаются силой государственного принуждения в случае их нарушения — в этом состоят их общие признаки как разновидности правовых актов. Кроме этого, нормативно-правовые акты направлены на возникновение, изменение или отмену норм права — в этом их специфический признак.

Термин «нормативно-правовой акт» следует отличать от термина «нормативный акт». Нормативный акт — более широкое понятие, он обозначает любой акт, содержащий нормативные предписания. Это могут быть как нормативные предписания правового характера, так и иные нормативные предписания (например, уставы политических партий, иных видов общественных объединений). Нормативно-правовой акт — это разновидность нормативных актов, он включает в себя только нормативные предписания правового характера.

6. Закон регулирует важнейшие общественные отношения. Все изменчивое, преходящее, не имеющее конституирующего значения должно отражаться не в законе, а в подзаконных актах. К важнейшим общественным отношениям относятся прежде всего взаимодействие граждан и органов государства, полномочия государственных органов, их классификация и т. д.

Юридическая силанормативно-правового акта — это технико-юридическая характеристика нормативно-правового акта, выражающая степень его подчиненности иным нормативным актам, его место в иерархии нормативных актов, которая зависит от места государственного органа, принявшего этот акт, в системе органов государства.

Понятие и основные свойства конституции

Конституция – это важнейший и основной политико-правовой нормативный акт (или ряд, совокупность, система таких актов), имею­щий высшую юридическую силу и регулирующий основы устройства государства и его взаимоотношений с обществом и личностью (челове­ком и гражданином).

Некоторые авторы отрицают какую-либо связь конституции с идеологией, ссылаясь на то, что это якобы свойственно лишь тота­литарному государству, что «конституция — вне идеологии» и что «сумма ценностей, лежащих в основе конституции демократического правового государства, находится как бы за пределами идеологическо­го плюрализма».* На наш взгляд, отказ от былой сверхклассовости, сверхидеологизации советских конституций не должен вести к отрица­нию всякой связи конституций с идеологией в современном демокра­тическом обществе и государстве. «Философия свободы и правового государства», о которой говорит указанный автор как об универсаль­ной идеологии, — это тоже, по нашему мнению, определенная идеоло­гия, которая и в современном демократическом, не говоря уже об ином обществе пока еще не носит универсального характера, хотя и, несомненно, имеет сегодня значительно более широкую социальную базу, чем в прошлом.

Говоря о сущности и свойствах конституции, нельзя забывать, что она — не только высший и основной правовой, но и важный политичес­кий и идеологический документ.* Как политический акт она отражает сложившееся в обществе соотношение общественно-политических сил и их определенный социально-политический компромисс, а то и кон­сенсус, представляющие собой своего рода равнодействующую интере­сов и устремлений этих сил. Так, серьезное усиление влияния левых сил в первый послевоенный период во многих странах не могло не наложить свой серьезный отпечаток на содержание принятых тогда новых конституций (например, во Франции и Италии). В этом смысле в демократической стране конституцию можно рассматривать как своеобразный общественный договор разнохарактерных сил страны, согласившихся отстаивать свои интересы и цели в рамках определен­ного конституционно-правового порядка, закрепленного в этом дого­воре. Конечно, сказанное не означает, что конституция в одинаковой мере отражает интересы и цели всех. В ней чаще и больше всего отра­жается преобладающее в демократическом обществе мнение большин­ства. Но если это действительно демократическая, а не авторитарная и тем более не тоталитарная страна, то ее конституция не может не учи­тывать в той или иной мере и мнение меньшинства.

Это интересно:  Налог на дом в московской области в 2022 году для физических лиц

Понятие и основные свойства конституции. Когда в современном языке употребляется термин «конституция», то надо иметь в виду, что он может иметь двоякое значение: значение фактической конституции (т. e . реально, фактически существующей организации основ общест­венного и государственного устройства и взаимоотношений личности, общества и государства), которую не может не иметь в том или ином виде любое государство, независимо от того, имеет ли оно или нет конституцию как политико-правовой документ, и значение юридичес­кой конституции (т.е. документа или документов в виде высшего и основного закона страны, имеющего соответствующий объект полити­ко-правового регулирования). Соотношение этих понятий выражает степень соответствия пли несоответствия основного закона страны ре­альному, фактическому положению в ней. И если здесь имеют место принципиальные расхождения, то говорят, что конституция (юриди­ческая) носит фиктивный, номинальный характер в целом или в той или иной своей части Это особенно свойственно конституциям авто­ритарных и особенно тоталитарных стран, стремящихся декларатив­ным провозглашением тех или иных прав и свобод замаскировать не­демократическую и антидемократическую действительную сущность соответствующего политического режима. Поскольку понятие «кон­ституция» обычно используется именно в юридическом смысле, то в дальнейшем здесь оно также используется в этом значении.

И еще один важный момент. Многие современные демократические конституции являются нормативными правовыми актами прямого действия. Это означает, что действие таких конституции проявляется не только через действие других законов и иных правовых норм, издан­ных на основе конституции, но и прямо, непосредственно, само по себе. Все субъекты права обязаны соблюдать и применять нормы конститу­ции вне зависимости от того, получили ли они конкретизацию в иных правовых нормах. Это особенно важно подчеркнуть потому, что в не­давнем прошлом у нас это не предусматривалось и не практиковалось. Конституции советского периода применялись только путем их разъ­яснения и детализации в иных нормативно-правовых актах. Ясно, что это существенно ограничивало их действие, принижало их значение и роль в качестве основного закона, обладающего верховенством. Ны­нешняя Конституция РФ, как показано ниже (§ 4 данной главы), — конституция прямого действия.

VIII . Экономическая основа России – частная, государственная, муниципальная и другие формы собственности. В Российской Федерации, указывается в ст. 8 Конституции, гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансов, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Из этого можно заключить, что в Конституции устанавливается курс на рыночное хозяйство, хотя прямо этот термин не употребляется.

в) нетрудоспособные или граждане, не имеющие по каким-либо причинам возможности трудиться (дети, больные, инвалиды, пенсионеры, безработные, беженцы и переселенцы), должны иметь возможность поддерживать обычный жизненный стандарт за счет перераспределения государством средств, накопленных субъектами, участвующими в экономической жизни страны.

6. Конституция РФ – это документ, рассчитанный на перспективу. В ней находят отражение положения, которые пока, к сожалению, не претворены в жизнь, например положение о том, что Россия – правовое государство, и др. Существование таких деклараций оправдывается целью установления ориентиров развития государства. Общество должно видеть путь, по которому оно движется. Конституция – это не однодневный документ, а нормативный акт долговременного действия.

III . Россия – федеративное государство. Это означает, что Россия – государство, состоящее из частей, имеющих статус субъектов государства (краев, областей, республик, автономных округов, городов федерального значения). Федеративный характер российского государства проявился пока еще не в полной мере.

Демократизация государства проявляется и в допущении идеологического и политического плюрализма. Принцип идеологического многообразия означает возможность публичного провозглашения любых идей, кроме тех, которые призывают к войне, национальный дискриминации, насилию и т. п. Никакая идеология, как указывается в ст. 13, не может быть установлена в качестве

Верховенство И Высшая Юридическая Сила Конституции Рф Статья 2022

1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

Выделяя в массиве международно-правовых предписаний общепризнанные принципы и нормы международного права, Конституция РФ не называет характеризующих их признаков. Международное право также не содержит определения общепризнанных принципов и норм. Нет также и документа, содержащего юридически обязательный перечень таких норм и принципов.

Конституции как нормативному правовому акту присущи следующие юридические свойства: 1. Верховенство Конституции означает, что государство, государственная власть в лице государственных органов, а также организации, объединения, граждане подчиняется Конституции.

Вынесение в таких случаях судом общей юрисдикции решения по результатам рассмотрения заявления о пересмотре вступившего в законную силу судебного постановления в порядке пункта 4 части четвертой статьи 392 ГПК Российской Федерации без предварительного обращения в Конституционный Суд Российской Федерации означало бы, что в практике судов общей юрисдикции допускается возможность различной оценки конституционности одних и тех же законоположений и тем самым — в нарушение требований Конституции Российской Федерации, в том числе ее статей 3, 4, 15 и 76, — ставится под сомнение верховенство Конституции Российской Федерации, обладающей в правовой системе Российской Федерации высшей юридической силой по отношению к любым правовым актам, действующим на территории Российской Федерации.

3. Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции Российской Федерации, либо разрабатывает проект новой Конституции Российской Федерации, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования Конституция Российской Федерации считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.

Высшая Юридическая Сила

4) Законы принимаются в особом порядке, подробно регламентированном конституцией и законодательными актами. Соблюдение процедуры принятия закона — необходимое условие их юридической силы, малейшее нарушение этой процедуры ведет к юридической ничтожности принятого акта. Порядок принятия закона отличается усложненностью, чем законотворчество отличается от иных видов правотворчества.

Нормативно-правовые акты обладают как общими признаками, характеризующими все правовые акты, так и специфичными, отличающими их от иных видов правовых актов. Так, нормативно-правовые акты имеют государственно-властную природу, исходят от компетентных органов государства, существуют в форме официальных документов со всеми необходимыми атрибутами, обязательны для исполнения и поддерживаются силой государственного принуждения в случае их нарушения — в этом состоят их общие признаки как разновидности правовых актов. Кроме этого, нормативно-правовые акты направлены на возникновение, изменение или отмену норм права — в этом их специфический признак.

6) Закон должен регулировать важнейшие общественные отношения. Все изменчивое, преходящее, не имеющее конституирующего значения должно отражаться не в законе, а в подзаконных актах. К важнейшим общественным отношениям относятся, прежде всего, взаимодействие граждан и органов государства, полномочия государственных органов, их классификация и т.д.

Виды законов

Законы являются актами высшей юридической силы по отношению к другим правовым актам. При этом сами законы также делятся на виды в зависимости от юридической силы. Классификация законов РФ в порядке убывания юридической силы выглядит следующим образом:

2) Первичный характер закона означает, что он исходит от представительного правотворческого органа, следовательно, в той или иной мере выражает волю народа. Поэтому закон является первичным по отношению ко всем иным нормативным актам, равно как и ко всем прочим правовым актам; все прочие акты производны от закона, издаются на его основе. Первичный характер закона означает его «самодостаточность», ему не нужны иные основания для функционирования, наоборот, он сам является основанием для всех иных актов и всей юридической деятельности в государстве.

Оцените статью
Доступное Правовое обеспечение