Государство имеет единую территорию очерченную государственными границами

Признаки любого государства: наличие организационных документов (в которых изложены цель создания и задачи государства); управление и планирование; публичная власть; суд; нормирование жизни общества (система права); государственная (политическая и внешнеполитическая) деятельность; хозяйственная деятельность (экономика): собственная денежная система, налоговые сборы, государственная казна; собственность (ресурсы); территория; население; наличие подчинённых организаций; правоохранительная деятельность; вооружённые силы; периферийные административные организации.

11.В государстве Н. правительство формирует президент. При этом существует парламент, который должен утвердить состав правительства, предложенный президентом. Какая форма правления представлена в государстве Н.?
1) Конституционная монархия
2)Парламентская республика
3)Абсолютная монархия
4)Президентская республика

1.Верны ли следующие суждения о признаках государства?
А. Государство имеет единую территорию, очерченную государственными границами
Б. Для государства характерно обязательное наличие единственной официальной религии
1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны

10.Парламент наложил вето на законопроект, предложенный монархом. Парламент обратился в конституционный Суд с просьбой дать заключение о соответствии законопроекта Конституции. В условиях какой формы правления возможна подобная ситуация?
1) Парламентской республики
2)Абсолютной монархии
3)Ограниченной монархии
4)Президентской республики

5.Верны ли следующие суждения о государстве?
А. В широком смысле государство равнозначно стране и политически организованному народу на этой территории
Б. В узком смысле государство обозначает только организацию верховной власти, стоящей над обществом
1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны
9.Политико-правовая связь человека и монархического государства, выраженная в их взаимных правах и обязанностях
1)подданство 2)повиновение 3)натурализация 4)гражданство

3.Верны ли следующие суждения о централизованном государстве?
А. Централизованное государство – это основная форма государственности в современном мире
Б. Централизованные государства имеют разветвленный аппарат управления
1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны

Основы теории государства

Для характеристики государства очень важным является понятие формы государства. Форма характеризует государство с точки зрения его устройства, выражающегося в принципах организации государственных органов, в средствах и методах осуществления государственной власти и построения внутренней структуры государства. Соответственно общее понятие формы государства раскрывается через следующие элементы:

3. Широкие права и свободы человека – гарантированность прав и свобод граждан, их нерушимость со стороны государства. Это означает, что кроме провозглашения прав и свобод личности в обществе должны существовать конкретные механизмы их реализации. Обязанностью государства является обеспечение в должной мере прав и свобод своих граждан в сфере образования, науки, социального обеспечения, а также их максимальная гарантия.

Дж. Локк (1632–1704), обосновывая идеи естественных прав человека, среди неотчуждаемых прав особо выделял собственность, свободу мнений. По его мнению, любое покушение на право собственности (лишение части собственности, повышение налогов) должно рассматриваться как проявление деспотизма. Чтобы не допустить злоупотребления властей, он предлагал не соединять законодательную и исполнительную власть. Другим средством от произвола, по его мнению, является законность.

К сложному типу государства, кроме федерации, относится конфедерация, которая представляет собой менее прочную форму соединения национальных государств. Конфедерация – это союз государств с некоторыми общими органами, ведающими строго определенными вопросами. Решения органов конфедерации вступают в силу после их ратификации (утверждения) всеми государствами – членами или квалифицированным большинством членов конфедерации. Члены конфедерации, сохраняя самостоятельность, объединяют свои усилия для достижения определенных целей (формирование единой армии, общность внешней политики и т. д.). Конфедерация может не иметь единой территории, единого законодательства и гражданства. Это сообщество независимых государств, сохраняющих свой суверенитет, созданное для координации политики и взаимовыгодного сотрудничества. Черты конфедерации присущи Содружеству Независимых государств (СНГ), в состав которого входит и Российская Федерация.

  • максимально соответствуют представлениям общества о справедливости;
  • принимаются компетентными органами, уполномоченными на то народом;
  • в законах, особенно конституции, выражается воля народа;
  • принимаются в соответствии с законно установленной процедурой;
  • не противоречат конституции и другим законам, издаются в полном соответствии с ними, не изменяя и не ограничивая их.

Тест по обществознанию по теме Государство 9 класс

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

6.Верны ли следующие суждения о государстве?
А. Национальное государство – это исторически поздняя форма централизованного государства
Б. национальное государство создается за счет централизации земель, на которых проживает одна нация
1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны

8.Верны ли следующие суждения о правовом государстве?
А. Одним из признаков правового государства является господство закона во всех сферах
Б. Одним из признаков правового государства является наличие системы разделения властей
1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны

7.Верны ли следующие суждения о правовом государстве?
А. Одним из признаков правового государства является господство закона во всех сферах
Б. Обязательным признаком правового государства является наличие системы разделения властей
1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны

3.Верны ли следующие суждения о централизованном государстве?
А. Централизованное государство – это основная форма государственности в современном мире
Б. Централизованные государства имеют разветвленный аппарат управления
1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны

Тест по теме Государство

23. Государство Z сформировано несколькими республиками, которые создали общее законодательство и высшие органы власти. Однако республики сохранили часть своей самостоятельности: в них избираются президенты, действуют республиканские законодательные собрания. Какова форма государственно-территориального устройства страны Z?

28. В стране К. регионы выделены по территориальному принципу и не обладают какими-либо элементами политической самостоятельности. Главы регионов назначаются министром внутренних дел и ему подчиняются. Какова форма государственного устройства страны К.?

6. В государстве К. победившая на парламентских выборах партия или блок партий формирует правительство, а его лидер становится премьер-министром. Депутаты избирают президента страны, выполняющего только представительские функции. Какова форма правления государства К.?

26. В ходе войны за независимость североамериканских колоний возникло государство США, Конституция которого закрепила полномочия периодически избираемого президента в качестве главы исполнительной власти. Какая форма правления установилась в США?

30. Учитель на уроке обществознания объяснял своим ученикам признаки основных форм правления, в том числе абсолютной монархии и конституционной монархии. Сравните эти два вида монархии. Выберите и запишите порядковые номера черт сходства и отличия

2 (§ 26)

Государство — важнейшая составная часть политической системы общества. Политическая система общества включает государство, партии, профсоюзы, организации и движения, преследующие определенные политические цели. Определенную роль в политическом развитии общества играет и церковь.

В широком смысле государство равнозначно стране и политически организованному народу, проживающему на данной территории. В этом значении говорят, например, о российском, американском, немецком государстве, имея в виду все представляемое им общество. Примерно до XVII века государство обычно трактовалось широко и не отделялось от общества. Для обозначения государства использовались многие конкретные термины: княжество, королевство, империя, республика, царство и др.

4. Ассирийский царь Саргон II (правил в 722-705 годах до н.э.) продолжил завоевательную политику своих предшественников. Он разгромил Израильское царство (722 год до н.э.), нанес поражение Египту (720 год до н.э.), а Фригию, Кипр и часть государства Урарту принудил платить дань. Его сын Синахериб (правил в 705-681 годах до н.э.) захватил финикийские портовые города Сидон и Яффу и покорил Иудею (701 год до н.э.), взял штурмом и разрушил Вавилон (689 год до н.э.). Ассирийцы проводили систему массового террора для поддержания строго централизованного управления завоеванными территориями.

5. При Асархадцоне (правил в 681- 667 годах до н.э.) Ассирия достигла наивысшего могущества. В 671- 664 годах до н.э. она захватила дельту Нила и поставила у власти в Египте своего ставленника. Империя простиралась теперь от Нила до Каспия и от Киликии до Персидского залива. Ассирийские крестьяне и население порабощенных стран содержали огромную армию и имперский аппарат управления. Для покрытия расходов, например на дворцовое строительство, велись захватнические войны. Военные расходы постепенно подтачивали империю.

3. Царь Ашшурбанипал (правил в 680-627 годах до н.э.) построил в Ниневии — столице Ассирии, великолепный, украшенный прекрасными рельефами Северный дворец, в котором он разместил свою обширную библиотеку из 30 000 клинописных глиняных табличек с копиями шумерских, аккадских, вавилонских и собственно ассирийских текстов. Среди них археологи обнаружили царские указы и хроники, медицинские и математические тексты, географические и ботанические справочники, международные договоры, пророчества и легенды, дипломатическую переписку и хозяйственные записи.

Это интересно:  Удостоверение многодетным семьям чувашия жкх

Основные признаки государства

Государственные символы — это знаки отличия государства. Например, бело-сине-красный российский флаг, гимн, который начинается со слов «Россия — священная наша держава» и красный герб с двуглавым орлом — это государственные символы Российской Федерации. Как правило, эти символы зафиксированы в конституции или особых законах.

В ходе буржуазных революций в Европе XVII–XVIII вв., которые разрушили абсолютные монархии и сословные разграничения, появилось понятие о гражданских правах. В эпоху Просвещения появились представления о естественном праве и разделении властей, в результате чего появилась база для формирования правового государства.

  • Примеры абсолютных монархий: Российская империя или Саудовская Аравия в наши дни, где вся высшая власть сосредоточена в руках короля.
  • Примеры парламентских монархий: современная Великобритания и Нидерланды, где монархи играют символическую роль.
  • Пример дуалистической монархии: Марокко, где есть парламент, но у короля есть право назначить или сменить правительство.

При переходе к индустриальному обществу разрушились традиционные отношения между людьми и обострились социальные противоречия, поэтому появилась необходимость активного участия государства в регулировании общественных отношений. Со второй половины XX века стало широко использоваться понятие социальное государство — то есть государство, которое активно перераспределяет материальные и другие блага в рамках принципов социальной справедливости. Этот термин встречается в таких международных документах, как Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Европейская социальная хартия и других.

  • Экономическая: государство развивает экономику. А именно: создает государственные предприятия, финансирует промышленность, сельское хозяйство и другие области и принимает законы в экономической сфере.
  • Правоохранительная: государство обеспечивает правопорядок. А именно: защищает права и законные интересы человека, следит за соблюдением законодательства гражданами, организациями и государственными органами.
  • Социальная: государство обеспечивает защищенность личности и условия жизни для всех членов общества. Например, выплачивает пенсии, платит пособия по безработице, оказывает помощь многодетным семьям.
  • Культурно-просветительская: государство поддерживает культурную жизнь и обеспечивает образовательный уровень граждан, создает условия для их участия в культурной жизни, науке, искусстве.
  • Экологическая: государство борется с загрязнениями окружающей среды в своей стране. Например, с помощью закона запрещает загрязнения и наказывает за их нарушения.

7.Верны ли следующие суждения о правовом государстве?
А. Одним из признаков правового государства является господство закона во всех сферах
Б. Обязательным признаком правового государства является наличие системы разделения властей
1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Данный тест составлен для контроля знаний учащихся 9 класса, занимающихся по программе А.И. Кравченко. Тест содержит задания разного уровня: задания с выбором ответа, на соотнесение понятий и определений, на выявление черт сходства и отличий общественных явлений, на определение верных суждений. Эти задания можно использовать при подготовке к ГИА.

3.Верны ли следующие суждения о централизованном государстве?
А. Централизованное государство – это основная форма государственности в современном мире
Б. Централизованные государства имеют разветвленный аппарат управления
1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны

8.Верны ли следующие суждения о правовом государстве?
А. Одним из признаков правового государства является господство закона во всех сферах
Б. Одним из признаков правового государства является наличие системы разделения властей
1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны

Понятие и признаки государства

2. Население (народ, нация). Еще один признак государства – его население, то есть лица, постоянно проживающие на его территории. Это, в первую очередь, граждане этой страны – лица, имеющие особую политико-правовую связь с государством – гражданство (ранее – подданство). Помимо граждан на территории государства могут проживать иностранные граждане и лица без гражданства.

В узком понимании территория государства – это обособленная часть земной поверхности, очерчивающая его географические границы. В широком смысле территория государства не ограничивается только сушей, а включает водное, воздушное пространство, различные объекты (например, принадлежащие государству воздушные судна в небе и морские судна в открытом море), дипломатические и консульские представительства, находящиеся за рубежом, т.е. все те объекты, на которые распространяется государственный суверенитет.

В настоящее время ценность права проявляется в том, что оно должно быть общеобязательно не только для населения государства, но и для его публичного аппарата управления, позволяя минимизировать злоупотребления властью со стороны государственных чиновников.

6. Наличие юридического права. Право появляется только с возникновением государства и является его существенным признаком. Право – это важнейший социальный регулятор поведения людей, который представляет собой систему общеобязательных, формально определенных норм, установленных государством (органами государственного аппарата, народом на референдумах, иными уполномоченными на то субъектами) для обеспечения цивилизованного, справедливого порядка в условиях социально неоднородного общества.

3. Публичная (государственная) власть. Публичная власть – неотъемлемый признак любого государства, без которого его существование невозможно. Публичная власть организовывает общество, является его ядром. Публичная власть для управления обществом опирается на государственный аппарат, включающий в себя различные государственные органы, обладающие властными полномочиями и созданные для выполнения функций государства. Таким образом, государственный аппарат необходим государству для управления социально неоднородным обществом (населением государства) и принуждения к выполнению стоящих перед государством задач.

Государство имеет официальную систему сбора финансовых средств (дань, налоги, сборы, разного рода повинности) – систему налогообложения и финансового контроля. Финансовые средства необходимы для решения общезначимых государственных проблем (например, обороны, строительства общественных зданий и сооружений), а также для содержания государственного аппарата, системы здравоохранения, образования и т.д.

  1. Во внутренних делах означает, что его власть распространяется на всех граждан, всех субъектов хозяйствования, все общественные организации, государственные органы и должностные лица.
  2. На международной арене проявляется в праве самостоятельно вступать в отношения с другими субъектами международного права.

Итак, государство – это единая политическая организация, которая охватывает все население страны в пространственных границах. Территория – материальная база государства. Это часть земного шара, с которой исторически связан государственный народ, имеющая границы, признанные международным сообществом.

Государство имеет специальный аппарат управления — публичную организованную власть, иначе говоря, власть, выделившаяся из общества, не совпадающая с ним, стоящая над ним. Государственная власть имеет свой особый аппарат в виде органов государства и профессиональных управленцев (армия, полиция, чиновники, судьи и т.д.).

В мировой юридической науке нет общепринятого определения государства, что объясняется сложностью этого социального и юридического явления. Определить общее понятие государства, которое отражало все без исключения признаки и свойства, характерные для каждого из его периодов невозможно. Вместе с тем любое государство обладает набором универсальных признаков, которые проявляются на всех этапах его развития.

Государство наделено правом издавать законы, имеющие общеобязательный характер, и на их основе регулировать жизнь общества. Обеспечивая нормальные условия существования общественной жизни на основе права, государство обладает таким свойством, как принудительность, т. е. способность управлять через органы насилия (армию, службы охраны порядка и безопасности).

Источниками власти выступают кроме него крупные террито­риальные образования (штаты, земли, кантоны и т.п.). Федерация — это ус­тойчивый союз почти самостоятельных государств, имеющих собственные законодательные, исполнительные и судебные органы и, как правило, кон­ституцию, а часто практикующие и двойное гражданство.

В государстве Н существует наследственная передача власти. Власть короля ограничена законами страны. Выборы в парламент происходят регулярно на альтернативной основе. Граждане обладают всей полнотой прав и свобод, развиты институты гражданского общества. Государство Н включает территории субъектов, обладающих частичным суверенитетом.

Государство Н включает в себя территории субъектов, обладающих определенной политической самостоятельностью. Граждане обладают всей полнотой прав и свобод, развиты институты гражданского общества. В государстве Н законодательную власть осуществляет парламент, а всенародно избираемый глава государства формирует правительство и возглавляет исполнительную власть.

I. Государство Z разделено на провинции по территориальному признаку. Главы провинций назначаются правительством государства. В провинциях нет собственных парламентов, конституций. Какова форма государственного устройства страны Z? 1. Монархия. 2. Унитарное государство. 3. Федеративное государство. 4. Республика. II. Организация Р. распространило свою власть на некоторую территорию.

Юрисдикционная территория — это территория, на которую распространяется юрисдикция данного государства, то есть это пространство, в пределах которого действует национальное законодательство. Юрисдикционная территория включает в себя часть фактической территории, а также территории с «особым правовым режимом». Это могут быть участки местности, в географическом смысле не относящихся к данному государству, однако подпадающих под его юрисдикцию вследствие установленных в международно-правовых актах правил. В качестве таких территориальных образований могут выступать дипломатические представительства; военные воздушные и морские суда; воинские части, допущенные к транзиту или временному пребыванию на территории иностранного государства и др.

Это интересно:  Рабочая виза в америку для Россиян в 2022 году

Таким образом, территория является обязательным атрибутом каждого государства и представляет собой один из главных его признаков. Она подразделяется на юрисдикционную и фактическую, имеет определенный состав. Также в международном праве закреплены основные принципы, касающиеся территории государства.

Признаки государства – это характерные черты, отличающие государство от первобытного общества и от иных общественных организаций. Признаки государства составляют политико-юридическую характеристику государства, а также подразделяются на основные и дополнительные признаки. К основным признакам государства относят: территорию, население, аппарат публичной политической власти, государственный суверенитет и наличие права. К дополнительным же относят наличие денежной единицы, налогообложение, гос. символы и гос. язык.

Государство является особой социально-политической организацией, распространяющей свою власть на всю территорию страны и ее население посредством выработки общеобязательных правил поведения, обладающая специальным аппаратом управления и независимостью. Обычно государство рассматривается как совокупность понятий “территория”, ”население”, ”власть”, и неспроста, потому что эти понятия входят в определенный перечень основных признаков государства.

Так, например, профессор В.П. Пугачев определяя понятие “государство”, использует некоторые его признаки и дает два значения термина. В одном значении государство предстает как “общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти и проживающая на определенной территории”, в другом как “учреждение, организация, обладающая верховной властью на определенной территории”[1]. Не случайно, что и в том, и в другом определении упоминается территория государства. Она является одним из основных признаков государства.

Форма территориального устройства государства

3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ. Конституция устанавливает рамки полномочий для каждого вида федеральных органов, за пределы которых они не вправе выходить, а также характер их взаимоотношений с органами власти субъектов Федерации.

Конфедерация — союз независимых государств для осуществления конкретных совместных целей. Ее члены передают в компетенцию союза решение ограниченного круга вопросов, чаще всего в области военной, внешнеполитической, экономической системы. Конфедерации существовали в США (1776-1787), в Германии (1815-1867) и в некоторых других странах. Эта форма государственного объединения непрочна, потом либо развивается в федерацию, как в случае США, либо распадается после достижения поставленных целей. Объединение государств, в котором просматриваются элементы конфедерации, — Европейское содружество, преобразованное в Европейский Союз. В нем функционируют надгосударственные органы с немалыми полномочиями, координируется политика, имеется общее экономическое пространство. К таким объединениям можно отнести СНГ, Союз России и Белоруссии.

Первая группа — это государства с централизованной системой управления, в которой местные органы власти являются продолжением центральных (вертикаль власти), не имеют никакой самостоятельности и реализуют принятые «центром» решения (Ирландия, Люксембург, Португалия).

Вторую группу составляют частично децентрализованные государства, в которых территориальные единицы (земли, провинции и пр.) обладают автономией, имеют свои органы самоуправления, свой бюджет, но на политику центральных правительств они оказывают ограниченное влияние (Италия, Испания, Франция).

Российский федерализм обеспечивает суверенитет наций, проживающих на территории России. Национальный суверенитет означает самостоятельность и независимость нации в решении вопросов своей внутренней жизни и взаимоотношений с другими нациями, а также свободное волеизъявление в избрании формы своей национальной государственности. Это получило свое выражение в создании различных форм национальной государственности народов — республик, автономной области, автономных округов.

Конституция провозглашает Х демократическим федеративным государством с республиканской формой правления. Какие из приведённых признаков характеризуют форму государственного (территориального) устройства Х? Запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. В государстве действует единая система законодательства.
  2. Государство исключает любые формы суверенности входящих в него территорий.
  3. В государстве действует единая система права и органов государственной власти.
  4. Главы областей назначаются правительством государства.
  5. Государство обладает многонациональным и многоконфессиональным составом населения
  6. Государство представляет собой союз суверенных государств
  1. Характер распределения полномочий между центром и регионами определяет форму государственного правления.
  2. Все современные демократические государства имеют республиканскую форму правления.
  3. Монархическое правление предполагает передачу власти по наследству.
  4. При республиканской форме правления в отличие от монархической правительство избирается населением.
  5. В условиях республики пребывание на высших выборных постах ограничено определённым сроком.
  1. Федеративное государственное устройство имеют только многонациональные по своему составу страны.
  2. В унитарном государстве отсутствует территориальное деление страны.
  3. В федеративном государстве субъект федерации обладает частью суверенитета.
  4. Унитарные государства имеют, как правило, однопалатный парламент.
  5. В унитарных государствах чаще, чем в федеративных, устанавливаются авторитарные режимы.
  1. В монархических государствах невозможны парламентаризм и демократия.
  2. При республиканской форме правления источником власти признается народ.
  3. Монархическая форма правления не является препятствием для успешного развития гражданского общества.
  4. При монархической форме правления вся полнота власти всегда сосредотачивается в руках одного человека.
  5. Тот факт, что в стране в установленные сроки проходят выборы президента, позволяет утверждать, что данное государство является республиканским.

Особой формой государственного устройства является конфедерация — добровольное соглашение независимых суверенных государств, имеющих свои гербы, гимны, столицу, конституции, гражданство. Каждое из входящих в конфедерацию государств является членом международных организаций, проводит свою внешнюю политику. Но создаются и общие сферы, например, единая валюта, таможня, внешняя политика и оборона.

В современной России также установилась смешанная форма правления. С одной стороны, президент избирается путем прямого голосования, является главой государства, главнокомандующим Вооруженными силами страны, обладает правом отлагательного вето. С другой стороны, он не вписан ни в одну из ветвей власти, а как бы стоит над ними. Парламент не только утверждает главу правительства, но и может вынести вотум недоверия правительству. Сильная президентская власть необходима сегодня России для того, чтобы лучше преодолеть стоящие перед страной трудности, кризисные явления. Такой большой и разнообразной по своему укладу стране, как Россия, необходима централизация власти, способность власти принимать оперативные решения. Располагаясь над ветвями власти, президент России обеспечивает организацию их деятельности и осуществляет руководство ими. Важная роль отводится президенту и в законодательном процессе: он выступает инициатором разработки и принятия ряда новых законов. В то же время власть президента в Российской Федерации не безгранична. Его указы не должны противоречить Конституции РФ, законам страны — нормативным актам, обладающим высшей юридической силой. Парламент РФ — Федеральное собрание — может отрешить президента от должности при условии подачи за это решение 2/3 голосов в каждой из палат: Совете Федерации и Государственной думе.

Парламентская республика отличается прежде всего верховенством парламента. Именно перед ним несет ответственность правительство. Формальным признаком парламентской республики является наличие должности премьер-министра (например, в ФРГ он называется канцлером). Формирование правительства осуществляется из числа лидеров партии, располагающей большинством мест в нижней палате парламента. Глава государства — президент выполняет только правительственные функции. В таком государстве более сильным является влияние партий на политику. Однако в парламентской республике зачастую именно правительства начинают исполнять роль первой скрипки в политическом оркестре. Они устанавливают жесткий контроль за деятельностью парламента. Примерами парламентских республик являются такие государства, как Италия, Федеративная Республика Германия, Австрия, Швейцария, Финляндия, Индия, Израиль, Турция. В частности, в Италии президент избирается на совместном заседании обеих палат парламента с участием делегатов от областей. В сфере законодательной власти президент обладает правом созыва парламента на чрезвычайные сессии, правом роспуска парламента или одной из его палат. Однако подобные решения должны быть согласованы с министрами и одобрены ими.

Политический суверенитет предполагает, что государство имеет свою государственную границу, причем пролегает она не только по суше, но и по воде, и в воздухе; обладает своими органами государственной власти и управления, карательными органами, органами правосудия, армией. Каждое государство имеет свои законы о гражданстве или подданстве, свою систему правовых норм.

Конституционная (парламентарная) монархия — самый распространенный вид монархий в настоящее время. В конституционных монархиях власть монарха уже не безгранична. Ее рамки четко очерчены законами, конституцией. Наиболее характерным примером парламентарной монархии является сегодня Великобритания. Ограничение королевской власти в Англии, ее регламентация законами берет свое начало еще с 1215 года, с момента принятия Великой хартии вольностей при короле Иоанне Безземельном. А после принятия в 1691 году «Билля о правах» — документа, зафиксировавшего достижения Английской буржуазной революции XVII века, в стране установился порядок, при котором «король царствует, но не правит». Законы принимает парламент. Исполнение их возложено на правительство, которое формирует премьер-министр — он же лидер партии, одержавшей победу на парламентских выборах.

Это интересно:  Как можно потратить миллион из программы земский доктор

Исторически унитарная форма государственного устройства сложилась самой первой, вместе с самим государством. Все без исключения государственные образования древности и средних веков обладали этой формой государственного устройства. Примером тому могут служить Римская империя, императорские Китай и Япония, средневековые европейские королевства. Позднее, с развитием идей просвещения и гуманизма, появилось немало прогрессивных идей, что и привело к появлению в области государственного строительства многих стран и иных форм государственного устройства федераций и конфедеративных государственных союзов.

8) Унитаризм пришел на смену феодальной раздробленности и, несомненно, сыграл исторически прогрессивную роль по отношению к прогрессу развития государственности. В научной литературе он рассматривается как наиболее распространенная и естественная форма государственной организации. Для наиболее эффективной реализации основной функции государства — управления обществом, унитарная форма государственного устройства является оптимальной. Не случайно большая часть современных государств являются унитарными.

Вывод: Унитарное государство имеет единую конституцию, единую законодательную и исполнительную власть. Административно-территориальные единицы имеют незначительные полномочия, подчиняются непосредственно центральному правительству. Это создает организационно-правовые предпосылки для усиления влияния центральной власти на территории всей страны.

Административно-территориальное деление в разных странах строится по неодинаковым принципам и включает разное число ступеней, звеньев. Обычно это области, провинции, губернаторства и т.д., на которые непосредственно делится территория государства; районы, уезды, округа и т. д., из которых состоят единицы областного звена; общины — как низовая единица.

5) Унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности национальности, широко допускает национальную и законодательную автономию. В Монголии, например, автономным государственным образованием является Баян-Улэгэйский аймак, на территории которого проживают, в основном, лица казахской национальности. В Судане согласно закону о самоуправлении Южных провинций 1972 г., автономное право предоставлено Южному региону. Там создан выборный региональный народный совет, который формирует исполнительный орган — Высший исполнительный совет. Самостоятельные автономные образования имеются в составе Азербайджана, Таджикистана, Грузии и других унитарных государств.[12, c. 119]

Государство имеет единую территорию очерченную государственными границами

Государство – 1) это особая организация политической власти, которая располагает специальным аппаратом (механизмом) управления обществом для обеспечения его нормальной деятельности; 2) основной социально-политический институт общества, ядро политической системы; обладая суверенной властью, оно управляет жизнедеятельностью людей, регулирует отношения между различными социальными слоями и классами, отвечает за стабильность общества и безопасность своих граждан; 3) политико-территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая специальным аппаратом и обязательной для исполнения всеми гражданами волей.

9) Ирригационная (гидравлическая) теория (К. Виттфогель) связывает процесс возникновения государственности с необходимостью строительства ирригационных сооружений в восточных аграрных обществах, что сопровождалось большим ростом чиновничества, обеспечивающего эффективное использование данных сооружений и эксплуатирующих остальных граждан.

Б) парламентские республики: исполнительная власть возглавляется премьер-министром (председателем правительства), правительство назначается парламентом и несет перед ним политическую ответственность за свою деятельность (в Италии, Германии, Греции, Индии). Состав и политика правительства непосредственно отражают соотношение сил в парламенте.

2) Политический режим представляет собой совокупность методов и приемов осуществления государственной власти, характеризующую политическую обстановку в стране, т. е. степень политической свободы в обществе и правовое положение личности. В зависимости от методов осуществления государственной власти политический режим может быть демократическим или антидемократическим.

2) Патриархальная теория происхождения государства (Аристотель, Р. Филмер, Н. К. Михайловский и др.): государство – результат исторического развития семьи (разросшаяся семья); глава государства (монарх) является отцом (патриархом) по отношению к своим подданным, которые должны относиться к нему с почтением и слушаться неукоснительно. В современных условиях эта теория получила отражение в идее государственного патернализма (забота государства о больных, инвалидах, престарелых, многодетных и т. д.).

Территория государства

  • Террито́рия госуда́рства — часть земного шара (в т. ч. суша и её недра, воды и воздух), которая находится под суверенитетом определённого государства и в пределах которой его институты осуществляют государственную власть. Территориальное верховенство входит в состав суверенитета государства.

объекты, условно приравненные к территории государства (морские и воздушные суда, космические корабли, официальные резиденции дипломатических представительств в других странах).Территория одного государства отделяется от территории другого государства государственными границами, которые определяют пределы государственной территории и распространения территориального верховенства.

воды рек, озер и иных водоемов, берега которых принадлежат определённому государству.земные недра, находящиеся под сухопутной, водной территорией, а также недра континентального шельфа. Глубина недр не ограничена и теоретически распространяется до центра Земли.

* воздушная территория над сушей и водами государства. Высотный предел воздушной территории не установлен. Высотный предел воздушного пространства, находящегося под государственным суверенитетом, отграничивает его от космического пространства, подчиненного международному режиму.

Существуют и специальные понятия территории, например, таможенная территория. В принципе она совпадает с территорией государства, однако с некоторыми исключениями, например в неё не входят свободные таможенные зоны и свободные склады в портах. Процедура установления границ включает:

Закон РФ от N 4730-1 (ред

Не подлежат пропуску через Государственную границу иностранные граждане и лица без гражданства, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также лица, в отношении которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке принято решение о запрещении выезда из Российской Федерации.

Договором Российской Федерации с сопредельным государством может быть установлен упрощенный порядок пропуска через Государственную границу граждан Российской Федерации и сопредельного государства в части определения документов на право выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию.

Правилами содержания Государственной границы регулируется порядок установки, сохранения и поддержания в исправном состоянии пограничных знаков, их контрольных осмотров, оборудования и содержания пограничных просек, проведения совместных с сопредельным государством проверок прохождения Государственной границы.

Охрана Государственной границы является составной частью защиты Государственной границы и осуществляется пограничными органами федеральной службы безопасности (далее — пограничные органы) в пределах приграничной территории, Вооруженными Силами Российской Федерации в воздушном пространстве и подводной среде и другими силами (органами) обеспечения безопасности Российской Федерации в случаях и в порядке, определяемых законодательством Российской Федерации. Охрана Государственной границы осуществляется в целях недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу. Меры по охране Государственной границы рассматриваются в настоящем Законе как пограничные меры.

3) полностью запрещать или ограничивать полеты воздушных судов в отдельных районах воздушного пространства Российской Федерации при возникновении угрозы незаконного пересечения или незаконном пересечении Государственной границы в воздушном пространстве;

13. Выберите верные суждения о государстве и его функциях и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Государство обладает монопольным правом на взимание налогов и сборов с населения. 2) Природоохранные требования, устанавливаемые государством, составляют основу экологической безопасности страны. 3) К внешним функциям государства относится определение общего направления экономической политики государства в соответствии с достигнутым уровнем экономического развития. 4) Основополагающим признаком государства любого типа является реализация в нём принципа разделения властей. 5) Государство создаёт нормативную и организационную основу для эффективной и качественной деятельности государственных органов.

1) Понятие «форма государства» отражает особенности государств, связанные с порядком формирования высших органов власти, территориальной организацией и методами осуществления власти. 2) По форме правления выделяют унитарные и федеративные государства. 3) Политический режим отражает особенности взаимодействия политической власти и общества.

1) Форма государства основывается на представлениях о территории и государственных границах. 2) По форме правления выделяют демократические, авторитарные и тоталитарные государства. 3) Политический режим отражает особенности взаимодействия политической власти и общества. 4) По форме государственно-территориального устройства различают монархии и федерации. 5) К форме государства относится способ формирования политической власти.

1) Правительство обеспечивает правопорядок и обороноспособность страны. 2) В двухпалатном парламенте одна из палат представляет интересы субъектов республики. 3) В парламент входит несколько партийных фракций. 4) При верховенстве общей конституции действуют конституции субъектов республики. 5) Проведены свободные выборы органов местного самоуправления. 6) Территориальные образования обладают определённой политической самостоятельностью.

1) гарантии прав и свобод граждан 2) законодательное собрание состоит из двух палат, одна из которых представляет регионы 3) распределение властных полномочий между центральными и региональными органами власти 4) свободные выборы президента и законодательного собрания на альтернативной основе 5) двухуровневая система государственной власти 6) разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную

Оцените статью
Доступное Правовое обеспечение