Гарантии Обеспечения Принципов Семейного Права

1. При осуществлении семейных прав не допускается нарушение прав и законных интересов других лиц. В соответствии со ст. 7 СК РФ осуществление членами семьи своих прав и исполнение ими своих обязанностей не должны нарушать права, свободы и законные интересы других членов семьи и иных граждан. Так, недопустимо исполнять родительские права в противоречии с интересами детей, например допуская пренебрежительные, жестокие способы воспитания; недопустимо недостойное поведение лица в семье при фактическом осуществлении своих прав.

Граждане по своему усмотрению распоряжаются принадлежащими им правами, вытекающими из семейных отношений, в том числе нравом на защиту своих нрав, если иное нс установлено СК РФ (абз. 1 п. 1 ст. 7 СК РФ). При этом усмотрение сторон при осуществлении семейных прав имеет свои пределы, нарушение которых может привести к нарушению прав иных лиц, вплоть до злоупотребления правом, т.е. осуществлению права с намерением причинить вред другому лицу.

5. Семейные нрава должны осуществляться их субъектами в соответствии с назначением (существом) данных прав. Согласно п. 2 ст. 7 СК РФ семейные права охраняются законом, за исключением случаев, если они осуществляются в противоречии с назначением этих прав.

Для начала кратко перечислим те льготы, гарантии и компенсации, которые должен предоставлять работодатель лицам с семейными обязанностями. Кого же относить к таким лицам? В первую очередь — женщин, имеющих детей в возрасте от полутора до трех лет. Но в силу ст. 264 ТК РФ к указанной категории также относятся:
— матери и отцы, воспитывающие без супруга (супруги) детей в возрасте до пяти лет;
— работники, имеющие детей-инвалидов;
— отцы, воспитывающие детей без матери;
— одинокие матери, воспитывающие детей в возрасте до 14 лет (детей-инвалидов до 18 лет);
— усыновители;
— опекуны, попечители.
Работникам указанных категорий работодатель в силу ст. ст. 256 — 264 ТК РФ должен ограничивать работу в ночное время, выходные и праздничные дни, сверхурочную работу и командировки. При этом женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, должны быть ознакомлены в письменной форме со своим правом отказаться от направления в служебную командировку или привлечения к вышеуказанной работе.
Кроме этого, лицам, воспитывающим детей, полагается отпуск по уходу за ребенком, перерывы для кормления ребенка и дополнительные выходные дни как с сохранением среднего заработка, так и без такового.
Согласно Конституции РФ политика Российской Федерации как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека:
— охраняются труд и здоровье людей;
— обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства;
— устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты;
— под защитой государства находятся материнство, детство, семья;
— мужчины и женщины имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации (ст. 7, ч. 3 ст. 19, ч. 1 ст. 38).

Ценность любого субъективного нрава заключается в возможности его реального воплощения. Именно достижение ожидаемого правового результата является конечной целью всего правового регулирования. Эффективность правового регулирования, реальность осуществления семейных прав зависит от уровня правовых, организационных и экономических гарантий, способных обеспечить удовлетворение интересов управомоченных лиц.

СЕМЕЙНОЕ ПРАВО РОССИИ

Исключительно важное значение в реализации принци­пов семейного права и достижении целей правового регулиро­вания семейных отношений имеет предусмотренная ст. 7 и 38 Конституции РФ и п. 1 ст. 1 СК обязательная государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства. Нормы российского законодательства о защите государством семьи, материнства, отцовства и детства соответствуют требованиям международно-правовых актов по правам человека. Семья яв­ляется естественной и основной ячейкой общества и имеет пра­во на защиту со стороны общества и государства, а материн­ство и младенчество дают право на особое попечение и по­мощь. Это выражается в том, что все государства, исходя из национальных условий и в пределах своих возможностей, при­нимают необходимые меры по оказанию помощи родителям и другим лицам, воспитывающим детей, в осуществлении этого права и, в случае необходимости, оказывают материальную помощь и поддерживают программы, особенно в отношении обеспечения питанием, одеждой и жильем * .

Важное значение имеет основанное на содержании ст. 55 Конституции положение п. 4 ст. 1 СК о том, что права граждан в семье могут быть ограничены только на основании федераль­ного закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных ин­тересов членов семьи и иных граждан. Указанное требование гарантирует от произвольного ущемления семейных прав как со стороны отдельных граждан, так и государственных орга­нов. При этом под защитой здоровья можно понимать охрану не только физического, но и духовного здоровья членов се­мьи, особенно детей (ограждение от пропаганды насилия, же­стокости, секса, порнографии и т. п.). Понятие нравственности носит исторически подвижный характер и заключается в со­блюдении гражданами установленных в обществе норм морали и правил поведения. Ограничение прав граждан в семье может быть предусмотрено или в самом СК, или в других федераль­ных законах. Так, например, согласно ст. 73 СК суд может с учетом интересов ребенка принять решение об отобрании ре­бенка у родителей (одного из них) без лишения родительских прав (то есть ограничить родительские права). Или п. 4 ст. 66 СК дает право воспитательным, лечебным учреждениям и уч­реждениям социальной защиты отказать родителю, прожива­ющему отдельно от ребенка, в предоставлении информации о его ребенке в случае наличия угрозы для жизни и здоровья ребенка со стороны этого родителя.

* Принята и открыта для подписания, ратификации и присоединения резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г . Вступила в силу 2 сентября 1990 г . Ратифицирована Верховным Советом СССР 13 июля 1990 г . Вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 г . // ВВС СССР. 1990. № 45. Ст. 955.

В РФ семья является объектом государственной семейной политики. Цель государственной семейной политики заключа­ется в обеспечении государством необходимых условий для ре­ализации семьей ее функций и повышении качества жизни семьи. Государственная семейная политика является составной частью социальной политики РФ и представляет собой целост­ную систему принципов, оценок и мер организационного, эко­номического, правового, научного, информационного, пропа­гандистского и кадрового характера, направленных на улуч­шение условий и повышение качества жизни семьи.

Как справедливо отмечается в литературе по семейному праву, в результате реализации данного принципа на практи­ке ребенок становится самостоятельным субъектом семейного права * . А определение правового положения ребенка в семье должно основываться на интересах самого ребенка, не на пра­вах и обязанностях родителей;

Материально-правовые гарантии обеспечения имущественных интересов несовершеннолетних в семейном праветекст автореферата и тема диссертации по праву и юриспруденции ВАК РФ

Основываясь на общодиглектическом методе исследования, автор использовал таяхе частно-научные метода — исторического и сравнительного правоведения. В процессе работы лад диссертацией изучалась практическая деятельность судов по применению законодательства о взыскании алиментов, отделов социального обеспечения, осуществляющих выплату государственных алиментных пособий.

Вносится предложение о целесообразности закрепления в законе такой’формы обеспечения имущественных интересов несовершеннолетних как обязательства по созданию ребенку уровня яизни, необходимого для его нормального развития и становления. При этом его осуществление происходит на двух уровнях, соответствующих обязательству по содержанию и алиментированию несовершеннолетних.

Цель настоящего исследования состоит в обосновании решения наиболее теоретических и практических вопросов, связанных с гарантированным обеспечением имущественных интересов несовершеннолетних л семейном праве, и в выработке на этой основе предложений по совериенствованшо законодательства и рекомендаций для правоприменительных органов.

Актуальность п выбор теш исследования. Радопсалькое обнов-, ление всех структур государственной и общественной А’изни, отказ от догматических приншшов построения семойьо-брачннх отношений, использование общечеловеческих и нравственных норм и гграктпческо-го опыта зарубежных правовых систем способствует демократизации и гуманизации се:ле;»1Яого законодательства. На первый план выдвигаются задачи, связанные с форглировашем правовых ос.-оз обеспечения интересов самой ущемьенко£ д беззащитной соцаалько-дешграфичес-кой группы населения — детей. Уровень цивилизованности общества, авторитет нации ставятся в :>ря:лую зависимость от того положения, которое занимает в нем ребенок, от степени и глубины того внимания, заботы и помощи, которые ему уделяются непосредственно со стороны государства и в семье. Курс на решительное осуществление реальной политики в области правового регулирования детства свя-» зан с разработкой и принятием комплекса нормативных актов, охватывающих вопросы охраны семьи, материнства, отцовства и детства, .отправной базой которых послукшга послание Президента СССР Верховному Совету СССР от 2 апреля 1990 года о необходимости создания государственной программы в области обеспечения приоритетов .семьи. Развитие ноеых социальных идей построения семейных отношений нашло свое закрепление в постановлении Верховного Совета СССР от 10 апреля 1990 года «0 неотложных мерах ло улучшении положения женщин, охране материнства и детства, укреплению семьи». Были определены основные подаоды гарантированной защиты прав и интересов детей в условиях перехода страны к рыночной экономике. Продолжается процесс по разработке и коренному реформированию других законодательных актов. Это заставляет по-новому подойти к исследовании проблем осуществления имущественных интересоь несовершеннолетних в обязательствах по их содержанию и алиментированию, акцентировать внимание на создании системы юридических гарантий их реализации, защиты и охраны, разработать понятие права робенкт. на уровень.жизни.

Научная новизна исследования заключается в разработке и теоретическом обосновании концепции обеспечения имущественных интересов несовершеннолетних в семейном праве, отражающей его правовую роль и назначение в реализации, защите и охране прав ребенка в обязательствах по содерганшэ и алиментировахшю. В диссертации разработаны следующие положения, которые выносятся на защиту:

— гарантия того, что никто не будет повторно осужден за одно и тоже преступление; гарантия того, что при осуществлении правосудия всегда будут использоваться доказательства, полученные только законным путем; право каждого осужденного на пересмотр дела вышестоящим судом — осуществление принципов законности и справедливости, основанное на положениях Международного пакта «О гражданских и политических правах» от 16.12.1966 г. (п.7 ст. 14). Данное положение Конституции РФ (ст. 50) взято за основу и раскрыто в УК РФ, УПК;

— право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры (ст. 44) – государство ответственно перед гражданами за обеспечение условий для общедоступности культурной деятельности. Государство осуществляет финансирование культурных программ, мероприятий по поддержанию исторических памятников в надлежащем состоянии. Кроме того, праву на пользование достижениями культуры сопутствует обязанность граждан соблюдать правила их охраны и нести ответственность в случае их порчи.

Это интересно:  Автономное договор поставки оборудования косгу 2022

— право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии (ст.42) — так называемое экологическое право. Конституция, гарантируя каждому благоприятную окружающую среду, обязывает каждого человека сохранять ее (ст. 58 Конституции РФ). Государство закрепляет гарантии выполнения этого права в законах: Водном кодексе, Земельном кодексе, Лесном кодексе, в Федеральных законах: «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ, «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.1995 г. № 33-ФЗ и др. УК РФ включает в свой состав главу «Экологические преступления», (гл. 26),[30] в которой устанавливается ответственность за нарушение правил охраны природы. ГК РФ и КоАП также предусматривают наказания за преступления в сфере экологии. Широкое развитие получают в настоящее время общественные движения, цель которых охрана окружающей среды, животных. Важной гарантией соблюдения данного права является положение статьи Конституции о возмещении вреда, причиненного здоровью или имуществу экологическим преступлением;

— право на охрану здоровья и медицинскую помощь; право на бесплатное получение мед. помощи в государственных и муниципальных учреждениях за счет страховых взносов, бюджета; осуществление и финансирование федеральных программ по охране здоровья, развитию системы здравоохранения (ст.41) Забота о здоровье нации – первоочередная забота государства. Данная статья Конституции перекликается со многими, рассмотренными ранее – об охране труда, охране материнства и детства, экологии. Международное право четко закрепило требования и нормы, регулирующие гарантии по охране здоровья. Право это предоставляется людям, независимо от гражданства, пола, расы, социальных, религиозных и иных различий. Право на бесплатную медицинскую помощь принадлежит гражданам России и гарантируется наличием системы социального страхования (Закон РФ от 28.06.1991 г. № 1499-1.);[29]

Настоящая работа предполагает рассмотрение института, стоящего во главе основ Конституции любого демократического государства – правового статуса личности и конституционных гарантий по его защите.
Правовой статус личности определяется всей совокупностью прав человека и гражданина, отраженных в нормах всех отраслей действующего права. Основы правового статуса личности охватывают конституционно закрепленные права и свободы

При оказании наших услуг используются регулярно обновляемые справочные правовые системы «Гарант» и «Консультант Плюс», что позволяет учитывать самые последние вступившие в силу изменения законодательства, а также законопроекты, планируемые к принятию Государственной Думой в ближайшее время.

  • консультации по подбору темы работы (бесплатно);
  • бесплатные консультации по составлению плана работы;
  • строгая специализация — консультации по подготовке работы оказываются лицами, имеющими, как минимум, высшее юридическое образование ( мы оказываем консультационные услуги только по работам по праву ).
  • проверка работы на соответствии действующему законодательству;
  • подбор новейших литературных источников и новейшей судебной практики;
  • полное сопровождение до защиты работы;
  • гарантийные обязательства.

Имеющаяся в нашем распоряжении как обычная, так и обширная электронная библиотека, позволяет нам использовать как классические труды отечественных и зарубежных ученых-правоведов, так и научные работы, учебники, комментарии, монографии и статьи, вышедшие в самое последнее время. Как правило, обязательным требованием для магистерских диссертаций, дипломных и курсовых работ по праву является наличие в них использованных источников выпущенных в текущем году.

Труднодостижимой на практике, однако имеющей принципиальное значение в деле формирования человека будущего, является норма этой статьи, устанавливающая решение родителями всех вопросов, касающихся воспитания и образования детей, по их взаимному согласию, исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. Гарантией нормального воспитания ребенка являются положения ст. 66 и 67 Семейного кодекса, закрепивших осуществление родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка, и право на общение с ребенком дедушки, бабушки, братьев, сестер и других родственников. Интересам ребенка и защите родительских прав служит и норма ст. 68 о том, что родители вправе требовать возврата ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основании закона или судебного решения. В случае возникновения спора родители за защитой своих прав могут обратиться в суд, который может, с учетом мнения ребенка, отказать в удовлетворении иска родителей, если придет к выводу, что передача ребенка родителям не отвечает его интересам.

Важным этапом в развитии государственной семейной политики стал вышеназванный Указ Президента Российской Федерации «Об основных направлениях государственной семейной политики» от 14 мая 1996 г. № 712. Основные направления государственной семейной политики отражают многие острые проблемы жизнедеятельности семьи. Впервые на государственном уровне семейная политика получила государственное определение. Она рассматривается как составная часть социальной политики, система принципов, оценок и мер, нацеленная на «обеспечение необходимых условий для реализации семьей ее функций и повышение качества жизни семьи» (ст. 8).

В СК РФ прослеживается отчетливое стремление законодателя провести такую правовую регламентацию семейных отношений, которая сводила бы вмешательство государства в эту глубоко личную сферу до разумного минимума. Главный акцент сделан на надлежащей охране и защите прав и интересов семьи, в первую очередь детей, расширении сферы договорного регулирования, применении норм гражданского законодательства к имущественным и личным неимущественным отношениям между членами семьи, не урегулированным семейным законодательством, если это не противоречит существу семейных отношений; допустимости в соответствующих случаях использования аналогии закона и аналогии права[48].

В Федеральном законе от 20 апреля 1996 г. № 36‑ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»» нашла отражение специфика социально‑экономического положения ряда категорий семей. В ст. 5 «Государственная политика в области содействия занятости населения» в качестве объектов государственной политики в области содействия занятости населения, нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, выделяются:

Принципиальным сдвигом является рассмотрение семьи в некоторых государственных документах в качестве субъекта права . В частности, такой статус в 1995 г. был придан семьям вынужденных переселенцев. Эта тенденция прослеживается и в жилищном законодательстве. По Федеральному закону «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации „Об основах федеральной жилищной политики“» от 12 января 1996 г. № 9‑ФЗ размер расходов на оплату жилья связан с совокупным доходом семьи на одного человека, причем компенсации (субсидии) предусматриваются, если доход не превышает установленный прожиточный минимум. Кроме того, в Федеральном законе «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации „Об образовании“» от 13 января 1996 г. № 12‑ФЗ «семейное образование признается одной из форм системы образования». В ст. 52 «Права и обязанности родителей» это положение вновь находит подтверждение: родители «имеют право дать ребенку начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование в семье».

Положение о признании правовой силы только за браком, государственная регистрация заключения которого осуществлена в органах записи актов гражданского состояния, не применяется к бракам граждан РФ, совершенным по религиозным обрядам на оккупированных территориях, входивших в состав СССР в период Великой Отечественной войны, до восстановления на этих территориях органов записи актов гражданского состояния

Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав.

3. Регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с принципами добровольности брачного союза мужчины и женщины, равенства прав супругов в семье, разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию, приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.

Отраслевые принципы трудового права

В правовой литературе предлагается различная классификация принципов трудового права. Так, в учебнике «Трудовое право России» К.Н. Гусова и В.Н. Толкуновой выделены: принципы привлечения к труду; обеспечения занятости и использования рабочей силы; принципы высокого уровня условий труда и охраны трудовых прав; принципы производственной демократии и развития личности трудящегося .

  • Общеотраслевые принципы (законности, демократизма, гуманизма, равноправия, социальной справедливости, защиты прав человека и др.);
  • Межотраслевые принципы (свободы труда, запрещение принудительного труда);
  • Отраслевые принципы, они связаны хотя бы с одним из институтов (принцип свободы труда связан с принципом трудовой договор);
  • Внутриотраслевые (принципы правовых институтов), которые ближе других принципов к конкретным нормам.

Право на отдых (ст. 37 Конституции Российской Федерации) является отраслевым принципом трудового права. В Конституции РФ сформулировано содержание этого отраслевого принципа. Согласно ч. 5 ст. 37 Конституции Российской Федерации работающему по трудовому договору гарантируются установленная федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

5. Обеспечение права на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Основные государственные гарантии по оплате труда работников включают в себя установленные федеральными законами:

Общая часть включает нормы, которые содержат общие положения, касающиеся труда всех работников и отражают единство трудового права.: задачи трудового права, сфера его действия, источники регулирования, принципиальные положения, относящиеся к установлению и осуществлению трудовых отношений, к условиям труда, соотношению норм белорусского национального и международного права, основные трудовые права и обязанности, сроки возникновения, изменения и прекращения правоотношений. В общую часть входят нормы о коллективном договоре, о профессиональных союзах, об участии работников в управлении организации, о контроле и надзоре за исполнением законодательства.

Тема VIII Основы семейного права

СК РФ устанавливает единый брачный возраст для мужчин и женщин – восемнадцать лет, который совпадает с возрастом их гражданского совершеннолетия (ст. 21 ГК РФ). Ст. 13 СК РФ предусматривает возможность снижения брачного возраста. В брак может вступить лицо, достигшее шестнадцати лет, но с разрешения в каждом конкретном случае органа местного самоуправления по месту жительства этого лица и только при наличии уважительных причин. Закон не содержит перечня таких причин, учитывая многообразие жизненных ситуаций. Достаточно, чтобы эти причины орган местного самоуправления счел уважительными. Решение принимается с учетом обстоятельств каждого конкретного случая и исключительно в интересах несовершеннолетних лиц. На практике такое согласие, чаще всего решение о снижении брачного возраста, принимается при беременности невесты или при рождении у нее ребенка, при нахождении лиц, желающих вступить в брак, в фактических брачных отношениях.

Результаты медицинского обследования составляют медицинскую тайну. Она определяется как информация о факте обращения, о состоянии здоровья гражданина, о диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при его обследовании. Медицинская тайна охраняется законом. Лица, вступающие в брак и прошедшие обследование, могут быть взаимно осведомлены о его результатах только с согласия друг друга.

Тема 5. Основы трудового права 5.1 Понятие трудового права Труд – это целенаправленная деятельность человека, реализация его физических и умственных способностей для получения определенных материальных или духовных благ. Труд может быть индивидуальным (на своем

Это интересно:  Сады с 2х лет воронеж 2022

Тема 3. Основы гражданского права 3.1 Понятие гражданского права Гражданское право – одна из основных, наиболее крупных, фундаментальных отраслей российского права. Термин гражданское право берёт свое начало от римского «цивильного права» (jus civile), под которым понималось

Личному неимущественному праву каждого из супругов (право на свободу выбора рода занятий, профессии, мест пребывания и жительства, право на совместное решение разнообразных вопросов жизни семьи) соответствуют обязанности другого супруга личного нематериального характера. Они заключаются в том, что супруг обязан не чинить препятствий другому супругу в осуществлении им личных неимущественных прав.

Гарантии Обеспечения Принципов Семейного Права

  • признание брака, заключенного только в органах ЗАГСа;
  • добровольность брачного союза;
  • равенство супругов в семье, в том числе и в вопросах воспитания несовершеннолетних детей;
  • решение внутрисемейных вопросов по взаимному согласию;
  • приоритет семейного воспитания детей, забота об их благосостоянии и развитии, обеспечение приоритетной защиты их прав и интересов;
  • обеспечение приоритетной защиты прав и интересов нетрудоспособных членов семьи.

В силу статьи 72 Конституции акты семейного права могут исходить и из субъектов Российской Федерации. Последние вправе регулировать семейные отношения в двух случаях: если эти отношения прямо отнесены Семейным кодексом к их ведению или если эти отношения непосредственно им не урегулированы. В этой связи следует отметить, что нормотворчество субъектов Федерации в области семейного права сводится к урегулированию вопросов снижения в исключительных случаях брачного возраста, а также к организации работы органов опеки и попечительства.

Являясь источником семейного права Российской Федерации, Конституция не только определяет компетенцию федерального центра и субъектов Федерации в области семейного права, но также содержит и ряд базовых правоустановлений, которые находят свое дальнейшее воплощение в иных актах. Например, положения о равенстве прав и свобод мужчины и женщины (ст. 19 Конституции РФ), о равенстве прав и обязанностей родителей по воспитанию детей и об обязанности трудоспособных совершеннолетних детей заботиться о нетрудоспособных родителях (ст. 38 Конституции РФ).

Среди подзаконных актов федерального значения как источников семейного права следует назвать указы Президента Российской Федерации (например, указ Президента РФ от 14 мая 1996 года «Об основных направлениях государственной семейной политики»), а также постановления Правительства Российской Федерации, которые принимаются во исполнение норм семейного законодательства.

Так, например, необходимость принятия постановления Правительства РФ от 17 июля 1996 года «О приемной семье»4 следует из пункта 2 статьи 151 Семейного кодекса РФ с учетом того, что призвано существенно конкретизировать соответствующие положения кодекса главным образом в области процессуальных особенностей передачи ребенка в приемную семью, а также урегулировать вопросы материального содержания приемной семьи.

  1. Устройство в семью на воспитание (усыновление или удочерение);
  2. До момента реализации данного права, если возможности организовать прием в семью пока нет, детям гарантируется временное пребывание в организации для детей-сирот, согласно СК РФ (п. 1 ст. 123, ст. ст. 152, 155.1), а также ст. 12 Закона г. Москвы № 12 от 14 апреля 2010 г.
  3. Дети до 14 лет имеют право на устройство в семью под опеку, в приемную семью или патронатную семью;
  4. Дети от 14 до 18 лет имеют право на устройство в семью под попечительство, в приемную семью или патронатную семью;

Автономное общеобразовательное учреждениесредняя школа №1 г. Долгопрудный Московской области(АОУ средняя школа № 1)Адрес:141700, Московская область, г.Долгопрудный, Институтский переулок , д.1, тел. 8 (495) 408-76-27.Муниципальный этап Московского областного конкурса творческих работ учащихся «Права человека – глазами ребенка»Тема: «».Автор работы: ученица 10-б класса, Капунцова Юлия Константиновна.Руководитель работы: учитель истории и обществознания АОУ средняя школа №1 г.

Право ребенка на семью до недавнего времени рассматривалось исключительно в контексте семейного и гражданского права. Последние изменения законодательства, разрабатываемые законопроекты, новые исследования теоретиков и конституционалистов проблем семьи и детства свидетельствуют об актуальности развития конституционно-правовых аспектов права ребенка на семью. Конституционное право на семью принадлежит как ребенку с момента рождения, так и другим членам семьи, а отсутствие прямого указания в тексте Конституции Российской Федерации права на семью, не означает отсутствие такого права.

В отношении требований о компенсации морального вреда можно сказать, что они не лучшим образом сочетаются с отношениями между членами семьи, но не входят с ними в такое противоречие, которое полностью исключало бы применение к таким отношениям гражданско-правового института компенсации морального вреда.

Судя по тексту Конвенции такое право принадлежит и несовершеннолетним детям, чьи родители не состояли в браке, зарегистрированном в установленном законом порядке.Право ребенка на обеспечение его интересов относится не только к родителям, которые вправе и обязаны их защищать (см. комментарий ст. 64 СК). Сам по себе принцип всестороннего обеспечения интересов ребенка носит сквозной характер. Все регулируемые СК проблемы всегда надлежит решать с позиции заслуживающих внимания интересов несовершеннолетнего.

Современные принципы построения семейного законодательства

При определении соотношения гражданского и семейного законодательства следует исходить из отношения к семейному праву как к самостоятельной отрасли права, следовательно, гражданское законодательство должно применяться к семейным отношениям как к отношениям, регулируемым другой отраслью права, т. е. в порядке субсидиарного применения.

Международно-правовые акты также относятся к источникам семейного права, в число которых следует отнести нормы международного права, имеющие значение для регулирования семейных отношений, содержащихся в Уставе ООН, Декларации прав ребенка от 20 ноября 1959 г., Конвенции ООН «О правах ребенка» от 20 ноября 1989 г., Конвенции стран – участниц СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. и в др.

По своей правовой природе учет мнения является менее строгим требованием, чем необходимость получения согласия. Отсутствие согласия лица, которое обязательно по закону для решения конкретного вопроса, влечет признание данного вопроса нерешенным и передачу его на рассмотрение, как правило, органу опеки и попечительства или суду. Например, согласно ст. 58 СК РФ имя и фамилия ребенку дается по соглашению родителей. Однако при отсутствии соглашения между родителями по данному вопросу возникшие разногласия разрешаются органом опеки и попечительства.

Законы субъектов РФ регулируют семейные отношения по вопросам, непосредственно отнесенным СК к ведению субъектов РФ, например: установление порядка и условий, при наличии которых вступление в брак может быть разрешено до достижения возраста 16 лет; организация и деятельность органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей.

Наиболее тесное взаимодействие существует между нормами семейного и гражданского законодательства. Основания и пределы применения к семейным отношениям гражданского законодательства определены ст. 4 СК, согласно которой к имущественным и личным отношениям между членами семьи, не урегулированным семейным законодательством, применяется гражданское законодательство постольку, поскольку это не противоречит существу семейных отношений. Применение гражданского законодательства к семейным отношениям может осуществляться также в случаях, непосредственно предусмотренных СК, для чего в ряде статей СК указаны конкретные нормы гражданского кодекса (далее ГК), которыми следует руководствоваться при разрешении тех или иных вопросов брачно-семейных отношений. В отдельных нормах СК бланкетного характера имеются ссылки на необходимость применения правил гражданского законодательства без указания конкретных статей ГК или иного нормативного акта.

Принцип гарантированного осуществления семейных прав и исполнения обязанностей в сфере алиментирования

Согласно Концепции совершенствования семейного законодательства , разработанной в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 — 2022 годы» , одним из направлений такого процесса является дополнение перечня семейно-правовых принципов, сопровождаемое расширением правовых гарантий осуществления семейных прав и исполнения обязанностей. Вместе с тем в обозначенном документе отсутствует какое-либо указание на необходимость закрепления в ст. 1 Семейного кодекса Российской Федерации принципа гарантированного осуществления семейных прав и исполнения обязанностей. Однако именно данный принцип выступает в качестве системообразующего начала всей системы правовых гарантий осуществления семейных прав и исполнения корреспондирующих с ними обязанностей, поскольку, как отмечал В.П. Грибанов, предполагает не только предоставление государством прав гражданам, но и обеспечение их реального осуществления .

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 20 июля 2010 г. N 17-П «По делу о проверке подпункта «з» пункта 2 Перечня видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, в связи с жалобой гражданина Л.А. Амаякяна» // СЗ РФ. 2010. N 31. Ст. 4297.

Итак, принцип гарантированного осуществления семейных прав и исполнения обязанностей не находит прямого нормативного закрепления в семейном законодательстве. Нормативное выражение правовых принципов зачастую обозначается исследователями в качестве их обязательного признака, ибо в противном случае речь должна идти об идеях правового сознания или научных выводах . Вместе с тем принципы права могут быть выражены в нормах права не только посредством прямого формулирования, но и косвенным путем, при котором подразумевается возможность выведения их содержания из правовых норм . Основываясь на положениях ст. 17 Конституции Российской Федерации, принцип гарантированности семейных прав и обязанностей вытекает из содержания ряда семейно-правовых норм. К ним, в частности, относятся нормы-принципы обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи, беспрепятственного осуществления семейных прав (ст. 1 СК РФ), нормы о пределах осуществления семейных прав (ст. 7 СК РФ), мерах защиты семейных прав (ст. 8, 68 СК РФ) и мерах ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение семейных обязанностей (ст. 69, 73, 115, 141 СК РФ). В сфере алиментирования данный принцип находит выражение в актах судебной практики, являя собой «красный флажок, очерчивающий территорию, за которую не должно заходить судебное усмотрение» . Так, в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2012 года подчеркивается, что осуществление права на получение содержания (алиментов) нуждающихся членов семьи, признаваемых таковыми ввиду обстоятельств, обозначаемых законом в качестве социально значимых, является гарантированным .

Иоффе О.С. Избранные труды: В 4 т. Т. II. Советское гражданское право. СПб.: Юридический центр «Пресс», 2004. С. 40.
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. 1993. 25 декабря.
См.: Гражданское право: Учебник: В 3 т. Т. 1 / Отв. ред. А.П. Сергеев, Ю.К. Толстой. М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2007. С. 4 — 5. Автор параграфа — Н.Д. Егоров.
См.: Братусь С.Н. Предмет и система советского гражданского права. М.: Госюриздат, 1963. С. 110.
См.: Нечаева А.М. Семейное право: актуальные проблемы теории и практики. М.: Юрайт-Издат, 2007. С. 49.

Это интересно:  Оформление посыльного листа мсэ нового образца 2022

На наш взгляд, разработанная Е.В. Вавилиным система принципов осуществления гражданских прав имеет общетеоретическое значение и может быть экстраполирована на почву семейного права, но с отдельными оговорками, обусловленными особенностями семейных отношений. Это выражается в ограниченном действии или исключении отдельных принципов-методов, а также в дополнении их подсистемы иными принципами, присущими семейному праву. Так, систему принципов-методов осуществления семейных прав и исполнения корреспондирующих с ними обязанностей составляют принципы беспрепятственного осуществления семейных прав, равенства прав супругов в семье, разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию, обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи, добросовестного осуществления семейных прав, обеспечения баланса интересов сторон семейного правоотношения. Например, в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 8 июня 2010 г. N 13-П «По делу о проверке конституционности пункта 4 статьи 292 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки В.В. Чадаевой» указывается на обусловленность законодательно установленной системы семейных гарантий прав несовершеннолетних детей действием презумпции добросовестности поведения родителей в отношении своих детей . Иными словами, принцип-метод добросовестного осуществления семейных прав служит условием реализации целеполагающего принципа гарантированного осуществления семейных прав и исполнения обязанностей.

Конституционные гарантии основных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации

  • права на охрану материнства и детства (ст.38) – как всем известно, «семья – ячейка общества», поэтому социальное здоровье общества определяется по защищенности семьи, прав детей. Думается, Семейный кодекс, основные принципы которого являются положениями Конституции вполне правомочно рассматривает прав материнства, отцовства и детства. Существует немало гарантий, которые предлагает государство в защиту этих институтов – это и программы социальной поддержки малоимущих, охрана здоровья, гарантированная Конституцией РФ и т.д. Юридическая поддержка этих прав осуществляется законодательно – Семейный кодекс РФ регулирует условия создания семьи и расторжения брака, правовую защиту семьи от произвольного вмешательства, алиментные отношения, вопросы содержания и воспитания детей, оставшихся без родителей. Гарантии прав и свобод семьи лежат не только в отрасли семейного права – так трудовой законодательство регулирует условия труда беременных женщин, несовершеннолетних.
  • гарантии социального обеспечения по возрасту, в случае болезни, потери кормильца, для воспитания детей, гарантии пенсионного обеспечения, поощрения добровольного социально страхования (ст. 39) – все эти положения являются гарантиями проводимой государством социальной политики. Перечень случаев, когда социальная поддержка необходима не ограничивается перечисленными в Конституции. Принимаются Федеральные законы, постановления Правительства, в соответствии с Конституцией решение данных вопросов возможно на местном уровне – в каждом случае решение принимается специально уполномоченными на то государственными органами. Право на пенсионное обслуживание выносится в самостоятельную часть конституционной статьи – это не случайно. Законодательство достаточно детально рассмотрело нормы регулирующие данную сферу жизни, предусматривая пенсионное обеспечение для лиц с различным социальным статусом. Упорядочение, создание единой пенсионной концепции в России находится сейчас в стадии становления.
  • Право на охрану здоровья и медицинскую помощь; право на бесплатное получение мед. помощи в государственных и муниципальных учреждениях за счет страховых взносов, бюджета; осуществление и финансирование федеральных программ по охране здоровья, развитию системы здравоохранения (ст.41) Забота о здоровье нации – первоочередная забота государства. Данная статья Конституции перекликается со многими, рассмотренными ранее – об охране труда, охране материнства и детства, экологии. Международное право четко закрепило требования и нормы, регулирующие гарантии по охране здоровья. Право это предоставляется людям, независимо от гражданства, пола, расы, социальных, религиозных и иных различий. Право на бесплатную медицинскую принадлежит гражданам России и гарантируется наличием системы социального страхования (Закон РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» 1991 г.).
  • Право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии (ст.42) — так называемое экологическое право. Конституция, гарантируя каждому благоприятную окружающую среду, обязывает каждого человека сохранять ее (ст. 58 КРФ) Государство закрепляет гарантии выполнения этого права в законах: «Об охране окружающей природной среды» 1991 г., Водный и Земельный (с изъятиями) кодексы, Лесной кодекс 1997 г., закон «Об охране атмосферного воздуха» 1982 г., Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» 1995 г. и др. УК РФ включает в свой состав главу «Экологические преступления», (гл. 26), в которой устанавливается ответственность за нарушение правил охраны природы. ГК и КоАП также предусматривают наказания за преступления в сфере экологии. Широкое развитие получают в настоящее время общественные движения, цель которых охрана окружающей среды, животных. Важной гарантией соблюдения данного права является положение статьи конституции о возмещении вреда, причиненного здоровью или имуществу экологическим преступлением.
  • Право на образование (ст. 43); — так же как и права охрану здоровья, охрану материнства и детства право на образование предполагает заботу государства и общества о своем будущем. Основные положения этих прав базируются на ст. 26 Всеобщей декларации прав человека. Конституционные гарантии общедоступности и бесплатности дошкольного, основного школьного и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях, обязательность основного общего образования закреплены в «Законе об образованиии» 1995 г., нормами международного права. Все ограничения в осуществлении этого права могут быть установлены только законом. В настоящее время многие вопросы образования и государственной поддержки этой сферы требуют решения. Так в стадии разработки находится федеральный закон «Об обучении лиц с ограниченными возможностями получения образования». Больным вопросом нашей жизни является положение учителей в Российской Федерации. Сейчас это, пожалуй, она из самых незащищенных социальных групп – стоит, наверное, вспомнить здесь и конституционную гарантию о праве на труд и праве на вознаграждение за этот труд.

Семейное право: принципы, цели

  • процесс в ходе которого происходит укрепление семьи;
  • построение определенных отношений семейного характера, которые в свое время основаны на чувствах взаимной любви и, что самое главное уважении, а также взаимопомощи, и проявлении ответственности перед семьей;
  • недопустимость какого-либо произвольного вмешательства третьих лиц в семейные дела;
  • обеспечение беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав;
  • обеспечение приоритетной защиты прав членов семьи

Принципы семейного права, которые являются отмеченными действующим законодательством семейной направленности, различные основополагающие начала, а также руководящие положения в соответствии с которыми нормами семейного права контролируются какие-либо личные, а также имущественные отношения. Принципы в свою очередь осуществляют необходимые действия определяя конкретную сущность правовой отрасли и, что не менее важно имеют общеобязательное значение в силу их правового закрепления.

  1. Специальный принцип признания брака, который был заключен только в органах ЗАГС. В соответствии с 1 статьей 2 пункта СК Российской Федерации действительным признается только тот бракосочетательный союз, который в свое время был заключен именно в органах ЗАГС. Фактические отношения брачного характера и браки, которые заключены по религиозным, и каким-либо другим обрядам, не имеют значения правового порядка, и при этом не влекут правовых последствий
  2. Принцип основанный на добровольности брачного союза в свое время предполагает наличие специального свободного волеизъявления мужчины и, конечно, женщины в процессе заключения брачного союза, которое они выражают два раза: в тот момент, когда осуществляется подача заявления в ЗАГС и во время процесса, когда осуществляется сама регистрация брака. Отсутствие добровольного волеизъявления на вступление в бракосочетательный союз является конкретным основанием для того чтобы признать его недействительным (это отмечается в 27 статье СК Российской Федерации). Специальный принцип добровольности какого-либо брачного союза предполагает и свободу расторжения брака (развода). Таким образом, орган судебной власти не обладает специальным правом для того чтобы отказать в расторжении брака в случае отсутствия согласия одного из супругов на развод, если меры по примирению супругов не показали должного результата, а другой супруг в это время настаивает на том чтобы расторгнуть брачный союз (об этом говорится в 22 статье СК Российской Федерации)
  3. Принцип равенства прав супругов в семье основывается на специальных конституционных положениях о равенстве свобод, а также прав мужчины и, конечно, женщины, и равных возможностях для их реализации (об этом свидетельствует 3 часть 19 статьи Конституции Российской Федерации). Такой принцип по большей части выражается именно в том, что супруги имеют достаточно равные права в ходе решения любых вопросов семейной жизни
  4. Принцип в ходе которого осуществляет разрешение определенных внутрисемейных вопросов по взаимному согласию находится в достаточно тесной взаимосвязи с принципом равенства супругов и при этом лежит в корне правового контролирования отношений семейной направленности всех членов семьи. Использование данного принципа распространяется на решение любых вопросов семьи
  5. Принцип приоритета воспитания детей в семье, а также оказания заботы об их благосостоянии и, что самое главное развитии, обеспечении приоритетной защиты их прав, и интересов являются новеллой СК Российской Федерации. Россия приняла на себя конкретные обязательства привести действующее законодательство семейной направленности в соответствие с конкретно установленными требованиями Конвенции ООН «О правах ребенка» 1989 года и при этом сделать все необходимое для того чтобы обеспечить защиту прав, и, конечно, интересов ребенка. Впервые в отечественном законодательстве СК Российской Федерации закрепил целый комплекс имущественных, а также неимущественных прав личного характера детей, которые еще не достигли возраста совершеннолетия (это отмечается в 54— 60 статье СК Российской Федерации). Наиболее важна для ребенка реализация его права жить и воспитываться в семье, насколько это является возможным. Семейное воспитание в большей мере обеспечивает здоровье, а также физическое, психическое, духовное и нравственное развитие детей. Особенно ярко принцип приоритета воспитания семейной направленности детей проявляется в процессе выбора формы устройства детей, которые остались без попечения родителей. Согласно 123 статье пункту 1 СК Российской Федерации дети, которые остались без попечения родителей, в свое время подлежат передаче на воспитание в семью, и лишь при отсутствии данной возможности — в организации для детей-сирот или детей, которые остались без попечения родителей. Наделяя детей, которые еще не достигли возраста совершеннолетия определенными правами, государство предусматривает гарантии защиты, а также охраны данных прав. Соблюдение специального принципа по обеспечению приоритетной защиты прав и, что не менее важно интересов несовершеннолетних детей имеет существенное значение в сфере правоприменительной практики
  6. Специальный принцип основанный на обеспечении защиты приоритетного характера прав, а также интересов членов семьи, которые являются нетрудоспособными. Государство и, конечно, общество осуществляют необходимые действия для того чтобы взять под свой контроль интересы членов семьи, которые по той или иной причине самостоятельно просто никаким образом не могут обеспечить удовлетворение своих потребностей насущного порядка. В роли данных членов семьи обычно выступают не только граждане несовершеннолетнего возраста, но также и совершеннолетние лица, которые являются нетрудоспособными гражданами
Оцените статью
Доступное Правовое обеспечение