Доля НДФЛ в бюджете РФ в 2022 году

Доходы от прогрессивного НДФЛ поступят в бюджет не раньше 2022 года

Москва. 22 сентября. INTERFAX.RU — Комитет Госдумы по бюджету счел рискованным представленный правительством РФ прогноз поступления доходов от введения прогрессивного НДФЛ в 2022 году в размере 60 млрд рублей, поскольку согласно внесенному законопроекту, граждане обязаны будут уплатить налог не ранее 2022 года.

«Прогнозирование зачисления в федеральный бюджет в 2022 г. части НДФЛ, уплачиваемого при превышении суммы доходов 5 млн рублей, подвержено риску, поскольку в соответствии с проектируемыми нормами законопроекта (N1022669-7) налогоплательщики, имеющие несколько видов доходов в сумме, превышающей 5 млн рублей за истекший налоговый период, обязаны. уплатить налог не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, то есть не ранее 2022 года», — следует из замечаний комитета, с которым ознакомился «Интерфакс».

Кроме того, в комитет поступают обращения с просьбой освободить налоговых агентов, в частности, банки, от обязанности определять совокупный размер дохода физического лица для расчета превышения порога в 5 млн рублей и уплачивать налог в бюджет. «Реализация данных предложений приведет к тому, что дополнительные доходы в федеральный бюджет будут зачислены не ранее 2022 года», — считают в комитете.

Законопроект о прогрессивном НДФЛ с 2022 года был внесен в Госдуму 17 сентября. Согласно финансово-экономическому обоснованию, увеличение налоговой ставки приведет к дополнительному поступлению НДФЛ в размере 60 млрд рублей в год. В документах напоминалось, что эти налоговые поступления будут зачисляться в федеральный бюджет и направляться на лечение детей с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями. «Бюджетные ассигнования в размере 60 млрд рублей (в 2022 году), 64 млрд рублей (в 2022 году) и 68,5 млрд рублей (в 2023 году) уже зарезервированы при формировании проекта федерального бюджета на 2022 год и плановый период 2022 и 2023 годов», — говорилось в документе.

— всплеском внутреннего спроса в связи с действием ряда временных факторов: направление «сэкономленных» ввиду ограниченных возможностей международного туризма средств на внутреннее потребление увеличивает базу оборотных налогов в текущем году более чем на 2 трлн рублей, что наряду с другими временными факторами (нормализация уровня сбережений после роста в прошлом году, единовременные выплаты) сформировало дополнительные поступления соответствующих налогов в размере более 0,5 трлн рублей.

При этом в трехлетием периоде предусмотрено поступление дополнительных доходов в связи с изменением налогового и бюджетного законодательства: корректировка налогообложения рентного дохода ряда отраслей ГМК и централизация части акцизов на нефтепродукты. На доходы также будут оказывать влияние изменения законодательства, принятые в 2022 году: в т.ч. повышение вывозных таможенных пошлин на отдельные с/х товары, корректировка демпфирующего механизма в обратном акцизе направленное на переработку нефтяное сырье (и сопутствующее уточнение надбавки в ставке НДПИ на нефть).

Эти меры в соответствии с целями и задачами бюджетной политики не только обеспечат положительный эффект с фискальной точки зрения, но и поспособствуют созданию положительных структурных изменений и устранению препятствий для сбалансированного развития экономики.

Базовые нефтегазовые доходы также будут снижаться в течение 2022 — 2024 гг. (с 4,6% до 4,3% ВВП) вследствие расширения доли добычи нефти на месторождениях с льготным налогообложением, стабильной динамики курса рубля в реальном выражении и опережающего роста ненефтегазового сектора (ВВП).

Нефтегазовые доходы после ожидаемого роста до 7,2% ВВП в 2022 году на фоне роста добычи в результате поэтапного снятия ограничений в рамках соглашения ОПЕК+ в последующие годы будут снижаться по отношению к ВВП (до 5,7% в 2024 году) как вследствие постепенного возвращения цен на нефть к долгосрочному равновесному уровню (после резких колебаний в 2022 — 2022 гг.), так и в результате увеличения доли добычи нефти на месторождениях с льготными режимами налогообложения (в том числе с учетом начала применения с 2024 года нового вычета для выработанных месторождений в рамках режима НДД).

Основные изменения в налогах для ИП с 1 января 2022 года

Еще одним новшеством 2022 года является введение единого налогового платежа для ИП и юрлиц. Платеж введен с 01.01.2022 и позволяет все налоговые платежи оплачивать одним платежным документом. Уточнять, какой именно платеж оплачивается, не требуется. ИФНС сама будет распределять перечисленные деньги в счет того или иного КБК.

  • новый бланк декларации (в т. ч. декларацию за 2022 год нужно будет сдать уже по новой форме);
  • в перечень расходов на УСН включены издержки на обеспечение мер по технике безопасности в связи с Covid-19;
  • в расходы разрешено относить зарплату сотрудников за нерабочие дни (письмо Минфина от 16.06.2022 № 03-11-06/2/47346).

В 2022 году работодатели должны будут заполнять новую форму отчетности, объединяющую формы 6-НДФЛ и 2-НДФЛ. То есть расчет по форме 6-НДФЛ объединен со справкой о доходах и суммах налога физического лица (ранее — форма 2-НДФЛ). Указанная справка теперь будет приложением № 1 к расчету и заполняется один раз в годовой форме 6-НДФЛ.

В частности, появился социальный вычет на физкультурно-оздоровительные услуги. А также НДФЛ не будет облагаться компенсация, выданной на оплату путевок для детей в возрасте до 18 лет и для детей в возрасте до 24 лет, обучающихся очно (законы № 88-ФЗ от 05.04.2022, № 8-ФЗ от 17.02.2022).

Федеральный бюджет на 2022–2024 годы в цифрах

«Бюджет на 2022 год, в отличие от бюджета прошлого года, сформирован с профицитом. У нас есть возможность направить дополнительные средства на решение приоритетных задач — на социальную поддержку граждан, особенно семей с детьми», — отмечал ранее Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин

В следующем году сумма дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности регионов составит 758 млрд 580 млн рублей, что на 40,3 млрд рублей, или на 5,6 %, больше показателя 2022 года. При распределении субсидий на выравнивание в качестве критерия самообеспеченности теперь применяется коэффициент 0,9 (ранее 1,0). Количество самообеспеченных субъектов в 2022 году составляет 17 (при коэффициенте 1,0) и 24 (при коэффициенте 0,9).

Также депутаты ГД приняли постановление. Как отметил Вячеслав Володин, в нем более 20 пунктов. «Это фактически наш с вами план работы по реализации норм бюджета и не только — по решению многих вопросов, которые звучали от различных комитетов. И надо отдать должное Комитету по бюджету и налогам: они все их постарались обобщить в этом постановлении. Это итог нашего диалога в ходе пленарного заседания Государственной Думы», — сказал Председатель ГД. Он отметил, что также там отражены рекомендации для Правительства внести в ГД предложения по решению различных проблем.

«Прогнозирование зачисления в федеральный бюджет в 2022 г. части НДФЛ, уплачиваемого при превышении суммы доходов 5 млн рублей, подвержено риску, поскольку в соответствии с проектируемыми нормами законопроекта (N1022669-7) налогоплательщики, имеющие несколько видов доходов в сумме, превышающей 5 млн рублей за истекший налоговый период, обязаны. уплатить налог не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, то есть не ранее 2022 года», — следует из замечаний комитета, с которым ознакомился «Интерфакс».

Москва. 22 сентября. INTERFAX.RU — Комитет Госдумы по бюджету счел рискованным представленный правительством РФ прогноз поступления доходов от введения прогрессивного НДФЛ в 2022 году в размере 60 млрд рублей, поскольку согласно внесенному законопроекту, граждане обязаны будут уплатить налог не ранее 2022 года.

Кроме того, в комитет поступают обращения с просьбой освободить налоговых агентов, в частности, банки, от обязанности определять совокупный размер дохода физического лица для расчета превышения порога в 5 млн рублей и уплачивать налог в бюджет. «Реализация данных предложений приведет к тому, что дополнительные доходы в федеральный бюджет будут зачислены не ранее 2022 года», — считают в комитете.

Законопроект о прогрессивном НДФЛ с 2022 года был внесен в Госдуму 17 сентября. Согласно финансово-экономическому обоснованию, увеличение налоговой ставки приведет к дополнительному поступлению НДФЛ в размере 60 млрд рублей в год. В документах напоминалось, что эти налоговые поступления будут зачисляться в федеральный бюджет и направляться на лечение детей с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями. «Бюджетные ассигнования в размере 60 млрд рублей (в 2022 году), 64 млрд рублей (в 2022 году) и 68,5 млрд рублей (в 2023 году) уже зарезервированы при формировании проекта федерального бюджета на 2022 год и плановый период 2022 и 2023 годов», — говорилось в документе.

Как с 2022 года получать вычеты НДФЛ по новым правилам

Есть ещё очень важное нововведение в сторону упрощения процедуры получения вычетов: с 2022 года работодатели получают в формате pdf подтверждение социального и/или имущественного вычета на сотрудника напрямую от налоговой, а не от сотрудника. То есть исключён лишний элемент, когда физлицо сам получает такое подтверждение и затем передаёт его нанимателю в бухгалтерию.

Срок проверки заявления на вычеты могут продлить до 3-х месяцев, если до её окончания налоговый орган установит признаки, указывающие на возможное нарушение налогового законодательства. Такое решение будет отражено в личном кабинете в течение 3-х дней с даты принятия.

Ключевое условие предоставления вычетов в упрощённом порядке – наличие в налоговом органе сведений о доходах физлица и суммах налога, исчисленных, удержанных и перечисленных налоговым агентом в бюджет. Это сданные расчеты по форме 6-НДФЛ и справки о доходах и налоге, представленные работодателем (в т. ч. прошлыми) за соответствующие периоды.

Упрощённый порядок получения вычетов по подоходному налогу подразумевает бесконтактное общение с налоговыми органами через личный кабинет на сайте ФНС путём подачи только заявления. Право на получение вычета в таком формате налоговики будут проверять сами с помощью своей автоматизированной информационной системы.

Сначала налоговый орган на основе имеющихся сведений размещает в личном кабинете (ЛК) налогоплательщика данные для автоматического заполнения заявления или направляет через него сообщение о невозможности получения налогового вычета в упрощенном порядке с указанием причин. Это происходит в следующие сроки:

4) государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ» — по вопросам учета, обслуживания и погашения (использования) государственного внешнего долга бывшего СССР и Российской Федерации (включая внутренний валютный долг бывшего СССР) и государственных кредитов, предоставленных бывшим СССР и Российской Федерацией иностранным заемщикам, а также по вопросам мониторинга проектов, реализуемых в Российской Федерации с участием международных финансовых организаций, и содействия в реализации мероприятий в рамках международного сотрудничества;

17. В случае неисполнения юридическими лицами требования, установленного частью 16 настоящей статьи, территориальные органы Федерального казначейства перечисляют в доходы федерального бюджета остатки субсидий или средства от возврата дебиторской задолженности, находящиеся на лицевых счетах, открытых юридическим лицам в территориальных органах Федерального казначейства, в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.

5. При казначейском сопровождении средств государственного оборонного заказа в условия государственного контракта, соглашения (договора) о предоставлении субсидии (бюджетных инвестиций), контракта (договора), заключаемых в рамках выполнения государственного оборонного заказа, включаются положения, содержащиеся в абзацах втором и третьем пункта 2 части 4 настоящей статьи.

11. Установить, что при осуществлении казначейского сопровождения средств при открытии лицевых счетов участникам казначейского сопровождения и осуществлении операций на указанных лицевых счетах положения статьи 242.13-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации распространяются на получателей бюджетных средств, до которых доведены лимиты бюджетных обязательств на предоставление средств, указанных в пунктах 1 и 2 части 2, пунктах 1, 2, 4 и 5 части 3 настоящей статьи, а также на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся получателями средств, указанных в пунктах 3 и 4 части 2, пунктах 1, 2, 4 и 5 части 3 настоящей статьи.

Это интересно:  Вид расходов и косгу для уплаты пени по страховым взносам в 2022 году

11. Установить, что иные межбюджетные трансферты (до 2023 года включительно) и субсидии (с 2024 года) из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат по созданию, модернизации и (или) реконструкции объектов инфраструктуры индустриальных парков или промышленных технопарков, предусмотренные по подразделу «Другие вопросы в области национальной экономики» раздела «Национальная экономика» классификации расходов бюджетов, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае и в пределах поступления доходов федерального бюджета от уплаты резидентами индустриального парка или промышленного технопарка налогов, сборов и таможенных пошлин, учитываемых при расчете объема указанных иных межбюджетных трансфертов и субсидий в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации, в 2022 году в объеме до 11 316 055,0 тыс. рублей, в 2023 году в объеме до 6 329 678,0 тыс. рублей, в 2024 году в объеме до 1 013 918,0 тыс. рублей.

  • путёвки приобретаются для детей до 18 лет, а также детей до 24 лет, учащихся очной формы обучения, родители которых не состоят в трудовых отношениях с работодателем;
  • работодатель выплачивает компенсации за счёт собственных средств и первый раз за год.

Установлены правила расчёта транспортного налога по водному или воздушному транспорту в общей, долевой или совместной собственности. Налог нужно рассчитывать для каждого участника исходя из его доли. Для долевой собственности — пропорционально доле, для совместной собственности — в равных долях.

Кроме того:

  • в 2022 году действует мораторий на надзорные проверки бизнеса, продлённый на 2022 год Постановлением Правительства № 1520 от 8 сентября 2022 ;
  • вступают в силу новая единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности и Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза ( Решение Совета Евразийской экономической комиссии № 80 от 14 сентября 2022).

Изменены правила предоставления социального и имущественного вычетов работодателем. Теперь уведомление о праве работника на вычет работодателям будет направлять налоговая инспекция после обращения к ней работника. Раньше работник получал уведомление в налоговой и приносил его работодателю.

Установлены пределы финансирования предупредительных мер по сокращению травматизма и профзаболеваний. Он остался на уровне 2022 года: 20% от суммы взносов, начисленной за прошлый год. В отношении работников предпенсионного возраста при направлении их на санаторно-курортное лечение этот показатель может быть увеличен до 30%.

Доходы федерального бюджета

Эти меры в соответствии с целями и задачами бюджетной политики не только обеспечат положительный эффект с фискальной точки зрения, но и будут содействовать созданию положительных структурных изменений и устранению препятствий для сбалансированного развития экономики.

Доля НДС по отношению к ВВП после ее снижения в 2022 году до 6,4% к ВВП на фоне сокращения экономической активности, снижения объемов облагаемого импорта и предоставления отсрочек предприятиям пострадавших отраслей в последующие годы восстановится до уровня 6,6 — 6,7% за счет восстановления налогооблагаемой базы.

Структура и объем ненефтегазовых доходов федерального бюджета в рассматриваемом периоде достаточно стабильны — после разового увеличения в 2022 году до 11,9% ВВП за счет поступления в федеральный бюджет части дохода, полученного Банком России от продажи обыкновенных акций ПАО «Сбербанк России» (10,9% без учета данного поступления в 2022 году) на протяжении 2022 — 2023 годов доля ненефтегазовых доходов будет составлять 11,1%.

В 2022 году и плановом периоде 2022 и 2023 годов на фоне ожидаемого восстановления экономической активности после ее снижения в 2022 году в результате пандемии коронавирусной инфекции и падения цен на углеводородное сырье прогнозируется рост доходов в номинальном выражении с постепенным восстановлением их доли по отношению к ВВП.

Кроме того, ожидается, что в рассматриваемом периоде вырастет вклад в ненефтегазовые доходы поступлений дивидендов от компаний с государственным участием. В прогнозе учтен переход к единому подходу по определению дивидендной политики компаний — направление на дивиденды не менее 50% чистой прибыли по МСФО (скорректированной на результаты операций неденежного/нерегулярного характера).

  1. Для выигрышей, полученных участниками азартных игр и лотерей.
  2. По операциям с ценными бумагами и с производными финансовыми инструментами.
  3. По операциям РЕПО, объектом которых являются ценные бумаги.
  4. По операциям займа ценными бумагами.
  5. По доходам участников инвестиционного товарищества.
  6. По доходам: от продажи недвижимости и (или) долей в нем; в виде недвижимости, полученной в порядке дарения.
  7. По всем прочим видам доходов (включая зарплату), подпадающих под ставку НДФЛ 30%.

Доходы свыше 5 млн руб., полученные в 2022 году и далее, будут облагаться НДФЛ по ставке «650 тыс. руб. + 15%». Это правило не относится к доходам от продажи недвижимости и к стоимости имущества, полученного в дар. Перечислять налог по повышенной ставке нужно двумя платежками. Облагаемые базы по разным видам доходов — считать отдельно. Эти и другие поправки по налогу на доходы физлиц утверждены Федеральным законом от 23.11.20 № 372-ФЗ.

Введено новшество, касающееся вычетов по НДФЛ. Применить его можно в ситуации, когда основная налоговая база резидента была уменьшена на социальные и стандартные вычеты, а также на имущественные вычеты в виде расходов на приобретение или строительство жилья и процентов по ипотечным кредитам (см. « Работник обратился за получением вычета по НДФЛ к работодателю: что должен сделать бухгалтер » и « Детские» вычеты по НДФЛ: о чем нужно знать бухгалтеру »).

  • доходы от продажи недвижимого имущества (кроме ценных бумаг) или долей в нем;
  • доходы в виде стоимости имущества (кроме ценных бумаг), полученного в порядке дарения;
  • подпадающие под налогообложение страховые выплаты по договорам страхования и выплаты по пенсионному обеспечению.
  1. По доходам от долевого участия.
  2. По выигрышам участников азартных игр и лотерей.
  3. По операциям с ценными бумагами и с производными финансовыми инструментами. Применяются инвестиционные вычеты в размере положительного финансового результата от реализации (погашения) ценных бумаг, находившихся в собственности физлица более трех лет (подп. 1 п. 1 ст. 219.1 НК РФ), а также вычеты, предусмотренные статьей 220.1 НК РФ.
  4. По операциям РЕПО, объектом которых являются ценные бумаги.
  5. По операциям займа ценными бумагами.
  6. По доходам участников инвестиционного товарищества. Применяются вычеты при переносе на будущие периоды убытков от участия в инвестиционном товариществе (ст. 220.2 НК РФ).
  7. По операциям с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами, учтенными на индивидуальном инвестиционном счете. Применяются вычеты в размере финансового результата по таким операциям (подп. 3 п. 1 ст. 219.1 НК РФ), а также вычеты, предусмотренные статьей 220.1 НК РФ.
  8. В виде сумм прибыли (в т. ч. фиксируемой) контролируемой иностранной компании.
  9. По всем прочим видам доходов, подпадающих под ставку НДФЛ 13% (или 15%). Применяются вычеты (кроме некоторых имущественных и инвестиционных), предусмотренные статьями 218 — 221 Налогового кодекса.

Так, теперь в декларации 3-НДФЛ можно не указывать доходы от продажи недвижимости или другого имущества (за исключением ценных бумаг) до истечения трех или пяти лет владения им (п. 4 ст. 229 Налогового кодекса). Но такой порядок предусмотрен только в отношении тех граждан, которые имеют право на имущественные налоговые вычеты в установленных размерах:

От обложения НДФЛ освобождаются доходы, полученные от продажи недвижимости вне зависимости от срока его владения, если они получены налогоплательщиком или его супругой (супругом), если они имеют не менее двух детей в возрасте до 18 лет (п. 2.1 ст. 217.1 НК РФ). Также льготные условия распространяются и на те случаи, когда доходы от продажи объекта имущества получает несовершеннолетний ребенок из такой семьи.

Для применения льготного порядка должны соблюдаться следующие условия. Так, до 30 апреля следующего года налогоплательщик или члены его семьи приобрели в собственность другое жилье, а в случае долевого строительства оплатили полную стоимость жилого помещения по договору. Общая площадь приобретенного жилого помещения должна превышать по площади или в размере кадастровой стоимости проданное имущество. При этом кадастровая стоимость проданного жилого помещения не должна превышать 50 млн руб. Еще одно условие – налогоплательщик или члены его семьи на дату отчуждения проданного жилья не владеют в совокупности более 50% в праве собственности на иное жилое помещение с общей площадью, превышающей общую площадь купленного взамен старого жилого помещения.

  • 1 млн руб. за налоговый период (календарный год) – для жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, садовые дома или земельные участки (доли в указанном имуществе);
  • 250 тыс. руб. – для иного недвижимого имущества, а также иного имущества (за исключением ценных бумаг).

Другое изменение касается права на имущественный налоговый вычет при приобретении прав на квартиру, комнату (долю в них) в строящемся доме (подп.2.1 п. 3 ст. 220 НК РФ). Возникает оно с даты передачи объекта долевого строительства застройщиком и принятия его участником долевого строительства по подписанному ими передаточному акту (иному документу о передаче объекта долевого строительства). За налоговым вычетом можно будет обратиться уже после госрегистрации права собственности на недвижимость. Вышеуказанный порядок будет применяться в отношении объектов долевого строительства (доли в них), переданных застройщиком и принятых участником долевого строительства с 1 января 2022 года.

Если в первом квартале 2022 года налоговый агент допустит нарушения при уплате НДФЛ по новой ставке «650 тыс. руб. + 15%», инспекторы не станут его штрафовать и начислять пени. Но есть одно условие. Нужно самостоятельно перевести в бюджет недостающую сумму в срок до 1 июля 2022 года. Сделать это можно за счет собственных средств организации или ИП (п. 4 и 5 ст. 2 комментируемого Закона № 372-ФЗ).

Но высокая зависимость от других бюджетов снижает стимулы для местных властей по увеличению собственных доходов. Важно и то, что передача централизованных ресурсов через бюджет дотации и субвенции порождает сомнительную зависимость нижестоящего уровня власти от политического расклада на вышестоящем уровне. Налоговая система Франции отличается тем, что сбор налогов, поступающих в центральный и местные бюджеты, осуществляет единая налоговая служба.

Согласно прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов (далее – Прогноз) основой экономического роста в среднесрочной перспективе станет расширение внутреннего потребительского и инвестиционного спроса за счет соответственно устойчивого роста реальных располагаемых доходов населения в среднем на 2,5% в 2022–2024 годах и роста инвестиций в основной капитал на уровне 4,8% в 2022 году и свыше 5% в 2023–2024 годах.

Законопроект, сформированный на основе «базового» варианта Прогноза, направлен на решение задач роста благополучия граждан и повышения потенциала развития экономики в условиях нормализации бюджетной политики и возврата к стандартным параметрам бюджетных правил.

К сведению: если сумма налоговых вычетов в налоговом периоде окажется больше суммы доходов, подлежащих налогообложению и учитываемых при определении основной налоговой базы за тот же налоговый период, то применительно к этому налоговому периоду налоговая база принимается равной нулю. Причем на следующий налоговый период разница между суммой налоговых вычетов и суммой доходов не переносится, если иное не предусмотрено гл. 23 НК РФ.

Сумма налога, исчисленная по иным налоговым ставкам и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником дохода, уплачивается в бюджет по месту учета (месту жительства) налогового агента в налоговом органе, а также по месту нахождения каждого его обособленного подразделения.

С 01.01.2022 вступает в силу Федеральный закон от 23.11.2022 № 372-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части налогообложения доходов физических лиц, превышающих 5 миллионов рублей за налоговый период» (далее – Федеральный закон № 372-ФЗ). Законом предусматривается специальный порядок применения налоговых ставок по НДФЛ в зависимости от величины и вида дохода, а также вводятся понятия «основная налоговая база», «совокупность налоговых баз», устанавливаются перечни отдельных видов доходов, совокупность налоговых баз по которым облагается НДФЛ по различным ставкам. Рассмотрим эти нововведения подробно.

К сведению: новый п. 1.1 ст. 224 НК РФ гласит, что налоговая ставка устанавливается в размере 13 % для физических лиц – налоговых резидентов РФ в отношении доходов от продажи имущества (за исключением ценных бумаг) или долей в нем, доходов в виде стоимости имущества, полученного в порядке дарения, а также подлежащих налогообложению доходов, полученных такими физическими лицами в виде страховых выплат по договорам страхования и выплат по пенсионному обеспечению. Иными словами, ставка налога не зависит от величины полученных средств.

Обратите внимание: основная налоговая база определяется как денежное выражение доходов, подлежащих налогообложению и учитываемых при определении указанной налоговой базы, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст. 218 – 221 НК РФ (за исключением налоговых вычетов, названных в п. 2.3 и 6 ст. 210 НК РФ), с учетом ряда особенностей.

по общему правилу стандартные, социальные, имущественные, инвестиционные, профессиональные и другие вычеты применяют только к основной базе (возможны исключения, например доходы по операциям с ценными бумагами можно уменьшить на положительный финансовый от реализации обращающихся ценных бумаг и на вычеты при переносе на будущее убытков);

Это интересно:  Зона с правом на отселение льготы 2022

В ст. 217 НК РФ ввели п. 87. В нем установлено, что освобождены от обложения НДФЛ доходы налогоплательщиков, полученные в виде призов в денежной и натуральной форме за счет средств бюджетов в рамках стимулирующих мероприятий для граждан, которые приняли участие в вакцинации против новой коронавирусной инфекции.

В случае продажи недвижимости необходимо подать в инспекцию ФНС налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ до 30 апреля года, следующего за годом, в котором произошла сделка. Не позднее 15 июля того же года нужно уплатить НДФЛ. Однако в некоторых случаях налог платить не нужно. О таких случаях вы можете прочитать в материале «Продали недвижимость или получили ее в дар – не забудьте уплатить налог».

Буквальное прочтение нормы кодекса говорит о том, что вычет осуществляется в отношении расходов налогоплательщика за оказанные ему услуги. То есть супругам выгоднее оплачивать дорогостоящий фитнес каждому за себя, нежели одному из пары за двоих. В случае общей оплаты, например при покупке семейного абонемента, второй из супругов вычет получить не сможет, как не понесший личные расходы на фитнес.

Обратите внимание: понадобится и договор, и чек. При отсутствии одного из этих документов в предоставлении вычета будет отказано. Если договор на оказание услуг фитнес-клубом был утрачен, его нужно будет восстановить или перезаключить. Что касается чека, в новом году при покупке абонемента в фитнес-клуб не спешите его выкидывать. По возможности попросите направить чек по почте в электронном виде, чтобы он точно не потерялся.

Особый интерес представляет последнее условие в приведенном выше перечне – о необходимом отсутствии у семьи более 50% в праве собственности на иное жилое помещение с площадью, превышающей площадь в приобретенном помещении. То есть в данном случае речь не идет о том, что освобождение от уплаты налога применяется исключительно при продаже единственного жилья. Семья может иметь и другое жилое помещение в собственности. Кодекс лишь устанавливает, что освобождение применяется при улучшении жилищных условий семейства, а не просто при продаже старого жилья и покупке нового. Иными словами, если у вас и членов вашей семьи на праве собственности есть другая жилая недвижимость, большая по площади той, которую вы купили после продажи старого жилья, – значит, у вас есть жилое помещение, в которое вы могли переехать при продаже старого жилья для улучшения своих жилищных условий. В таком случае вычет вам не положен.

По данным ФНС, поступления налогов в консолидированный бюджет РФ в 2022 году снизились на 7,6% до 21 трлн рублей. «2022 год не только изменил привычную жизнь, но и повлиял на налоговые поступления. В консолидированный бюджет Российской Федерации поступило 21,01 трлн рублей, что на 7,6% меньше 2022 года: в федеральный бюджет — 10,98 трлн рублей (минус 12,9%), в консолидированные бюджеты субъектов — 10,03 трлн рублей (минус 0,9%)», — говорится в сообщении.

Федеральная налоговая служба России в 2022 году собрала в бюджеты всех уровней более 28 трлн рублей. Как передает ТАСС, такую информацию по итогам заседания расширенной коллегии приводит пресс-служба ФНС со ссылкой на слова министра финансов РФ Антона Силуанова.

«Те задачи, которые мы вместе формировали по наполнению бюджета, выполнены: более 28 триллионов рублей было собрано в бюджеты всех уровней. В этот сложный период ФНС России обеспечила создание блокчейн-платформы для поддержки бизнеса — льготного кредитования. Система ЕГР ЗАГС позволила оперативно оказать материальную поддержку семьям с детьми. Также была создана цифровая платформа сбора и анализа данных по налоговым расходам, отменены неэффективные льготы. Работа ККТ дала возможность формировать массив статистической информации в режиме реального времени. При подготовке управленческих решений эти данные налоговой службы как никогда востребованы», — отметил Силуанов.

Отмечается, что без учета НДПИ поступления в консолидированный бюджет РФ составили 17,2 трлн рублей и увеличились на 2,6%, в том числе за счет эффективности налогового администрирования. Поступление НДС составило 4,27 трлн рублей (плюс 0,3% относительно 2022 года), налога на прибыль — 4,02 трлн рублей (минус 11,6%), НДФЛ — 4,25 трлн рублей (плюс 7,5%).

При определении налоговой базы учитываются все доходы физлица, которые получены им как в денежной, так и в натуральной форме или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой по правилам ст. 212 НК РФ (п. 1 ст. 210 НК РФ).

В настоящий момент в России действует плоская шкала исчисления налога, установленная в целях равноценного налогообложения. Каждый налоговый резидент уплачивает обязательный взносы с доходов, полученных на территории РФ. К ним относят заработную плату, дивиденды с ценных бумаг, материальные вознаграждения, прибыль от продажи или сдачи в аренду имущества и другие поступления. Рассмотрим, сколько процентов составляет НДФЛ от зарплаты или другого дохода в нашей стране.

Какие применяют ставки налога на прибыль в году ставки таблица , как распределять налог между бюджетами. Подробно об этом — в материале. Юридические лица уплачивают налог с прибыли, распределяя его между двумя бюджетами — федеральным и региональным. С 1 января года до 31 декабря года включительно распределять налог нужно, учитывая новое соотношение ставок п. Как это сделать, читайте далее. Ставки налог на прибыль закреплены в статье НК РФ.

Дефицит — это превышение расходов бюджета над его доходами. Профицит — наоборот, когда доходы больше расходов. На уровне личного бюджета одного человека или даже семьи профицит, конечно, выглядит более привлекательно, но не все так просто, когда речь идет о бюджете целой страны. В идеале на любом уровне государственной системы бюджеты должны быть сбалансированными, то есть расходы равны доходам.

Согласно п. 3 ст. 226 НК РФ (в редакции Федерального закона № 372-ФЗ) исчисление сумм налога производится налоговыми агентами на дату фактического получения дохода, определяемую в соответствии со ст. 223 НК РФ, нарастающим итогом с начала налогового периода применительно ко всем доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка, установленная п. 1 или 3.1 ст. 224 НК РФ, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога.

Бюджет 2022–2024: состояние стабильное

Что еще бросается в глаза в проекте бюджета, так это то, что его доходы будут расти опережающими темпами относительно роста самой экономики. Уже в следующем году доходы бюджета увеличатся, как минимум, на 5,2%, до более чем 25 трлн рублей. Одни только сборы налогов возрастут на 1,382 трлн, тогда как общие бюджетные расходы лишь на 263 млрд (до 23,694 трлн). Профицит, который в следующем году составит 1,3 трлн рублей (1% ВВП), пойдет в том числе на пополнение ФНБ, который за три года едва ли не удвоится — с нынешних 14 трлн до примерно 23,2 трлн рублей. Из почти 76,3 трлн рублей доходов на три ближайших года больше половины — 40,2 трлн — соберут именно за счет налогов.

Больше всего увеличатся доходы от НДС, но также предполагается резкий рост поступлений от НДФЛ. Если в этом году доходы от НДФЛ планируются на уровне 81,3 млрд, то уже в следующем — почти 187 млрд, а в 2024-м — 203,7 млрд. Очевидно, в первую очередь, за счет лучшей собираемости налогов (в том числе с учетом резкого роста числа зарегистрированных самозанятых), поскольку аналогичного роста в доходах населения в бюджете не просматривается.

Пенсионный фонд вообще не менее чем на 40% зависит от федеральных трансфертов (более 3,5 трлн). При этом в ближайшие три года резко вырастет объем бюджетных ассигнований, направляемых в бюджет Пенсионного фонда на конкретное направление «Охрана семьи и детства»: в 2022 году они составят 628,5 млрд рублей (рост на 31%), в 2023 году — 744 млрд рублей (рост на 28,3 %), в 2024 году — 818,2 млрд (рост на 10%).

Между тем, поступление нефтегазовых доходов в федеральный бюджет на 2022 год прогнозируется в объеме 9,542 трлн рублей. В процентах к ВВП это вроде бы немного — 7,2%. А вот к общему объему поступлений в бюджет (чуть более 25 трлн, напомним) доля получается более чем внушительная -35,6%. В 2023 и 2024 годах объем нефтегазовых доходов также составит огромные 9,194 трлн и 8,564 трлн соответственно (это уже 33,2% в доле всех поступлений в бюджет). В этом сокращении просматривается тревожащие моменты: чем замещать-то будем? И чем ближе будет Запад к углеродно-нейтральной экономике, тем актуальнее будет звучать этот вопрос.

Почти в два раза быстрее роста экономики будут расти и доходы от налога на прибыль предприятий. Так, в 2022 году объем поступлений в бюджет увеличится, по сравнению с текущим годом (правда, надо учитывать сравнительно низкую базу в условиях пандемии), на 8,1%, в 2023 году по сравнению с 2022 — на 4%, а в 2024 году по сравнению с 2023 годом на 5,6%. То есть, рост поступлений от налога на прибыль стабильно будет намного превышать темпы роста экономики в целом.

Каким будет бюджет – 2022: цифры, факты, сравнения

Важно, чтобы государство могло увязать между собой доходы и расходы бюджета: ведь профицит с точки зрения налогоплательщиков – едва ли не хуже, чем дефицит, потому что государство собирает налоги, которые даже не в состоянии потратить. И особенно неприятно это звучит в контексте повышения НДС с 18% до 20%, которое прошло в 2022 году, а также повышение пенсионного возраста.

Однако расходы могут быть классифицированы по нескольким правилам – например, по главным распорядителям бюджетных средств (МВД, Минобороны, Минздрав и т.д.), или по государственным программам. Распорядителей в России почти 100, поэтому более нагляднее будет разделить расходы именно по программным целям.

Как видно, более 70% доходов федерального бюджета будут давать две основные статьи – это НДС (на продажи внутри России и импорт) и сырьевые платежи. К тому же, более 10% доходов будет приходиться на таможенные платежи – это по большей части вывозные пошлины на энергоресурсы.

Это интересно:  Льготный Проезд На Электричке В Спб

А еще бюджет поможет дотациями регионами – например, Дагестан получит более 80 миллиардов рублей, Якутия – 56,8 миллиардов, Камчатский край – 44 миллиарда, а Чеченская Республика – 36,8 миллиардов рублей. При этом 10 регионов в 2022 году смогли выйти из категории получателей бюджетных дотаций – всего таких регионов будет уже 23.

При этом по отдельным программам бюджет резко сократит расходы. Например, на «Экономическое развитие и инновационная экономика» государство в 2022 году потратит на 82,2% меньше, чем в 2022-м, на «Развитие авиационной промышленности» расходы снизятся на 62,68%, а на «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности» – на 48,97%. Пострадает даже «Содействие занятости населения» – программу урежут на 29,11%.

Например, действующий до мая 2022 года механизм получения вычетов требует подачи налоговой декларации по форме 3-НДФЛ с подтверждающими право на вычеты документами. Только после этого человек может вернуть 13% подоходного налога от суммы ипотечного кредита и уплаченных процентов.

Указанный Федеральный закон от 20.04.2022 № 100-ФЗ начинает действовать с 1 января 2022 года, но многие ключевые нормы уже с мая 2022 года. НА КАКИЕ ВИДЫ ВЫЧЕТОВ РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ НОВЫЙ ПОРЯДОКЭто несколько видов налоговых вычетов по НДФЛ: ВИД ВЫЧЕТА НОРМА НК РФ Инвестиционный вычет в сумме денежных средств, внесенных в налоговом периоде на индивидуальный инвестиционный счет (ИИС) Подп. 2 п. 1 ст. 219.1 НК РФПодробнее ➤Имущественный вычет в размере фактических расходов на новое строительство либо покупку жилых домов, квартир, комнат или доли (долей) в них, приобретение земельных участков или доли (долей) в них, предоставленных для ИЖС, и земельных участков или доли (долей) в них, на которых расположены приобретаемые жилые дома или доля (доли) в них Подп. 3 п. 1 ст. 220 НК РФПодробнее ➤Имущественный вычет в сумме фактических расходов на погашение процентов:по целевым займам (кредитам), фактически израсходованным на новое строительство либо покупку жилья;по кредитам (займам), полученным от банков либо организаций на рефинансирование кредитов на новое строительство либо покупку жилья.Подп. 4 п. 1 ст. 220 НК РФПодробнее ➤Социальный вычет в сумме, уплаченной за свое обучение (до 120 000 руб. с учётом др. соц. вычетов), детей до 24-х лет, подопечных до 18 лет – по очной форме, но не более 50 000 руб. на каждого в общей сумме на обоих родителей (опекуна или попечителя) Подп. 2 п. 1 ст. 219 НК РФПодробнее ➤Социальный вычет за медицинские услуги, оказанные медорганизациями, ИП, физлицу, его супругу (супруге), родителям, детям (в т. ч. усыновленным) до 18 лет, подопечным до 18 лет, а также в размере стоимости лекарств, назначенных лечащим врачом и приобретаемых за счет собственных средств Подп. 3 п. 1 ст. 219 НК РФПодробнее ➤ УПРОЩЁННОЕ ПОЛУЧЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ И ИНВЕСТВЫЧЕТАЧем руководствоватьсяУпрощенный порядок получения инвестиционного и имущественных налоговых вычетов (на покупку жилья, уплату процентов по ипотеке и в сумме внесенных на ИИС денежных средств) с 20 (21) мая 2022 года регулирует новая ст. 221.1 НК РФ. Что касается социальных вычетов за обучение, лечение и добровольное страхование, то нормы о них просто уточнены. Новый порядок распространяется на вычеты, право на которые возникло у физлица с 1 января 2022 года. То есть, нормы ст. 221.1 НК РФ имеют обратную силу (Федеральный закон от 20.04.2022 № 100-ФЗ). ЗаявлениеДля получения вычетов в упрощённом порядке нужно подать заявление. Срок подачи – по окончании налогового периода (календарного года), не более чем за 3 года, предшествующие году подачи заявления. Условие предоставления вычетов в упрощённом порядке – наличие в налоговом органе сведений о доходах физлица и суммах налога, исчисленных, удержанных и перечисленных налоговым агентом в бюджет. Это расчеты по форме 6-НДФЛ и справки о доходах и налоге, представленные работодателем (-ями) за соответствующие периоды.Для вычета за внесение денег на ИИС нужно наличие в налоговом органе сведений, подтверждающих факт зачисления плательщиком средств на этот счет. Их сообщает налоговый агент. В заявлении для возврата денежных средств нужно указать реквизиты открытого физлицом счета в банке (не путать с номером на банковской карте). Заявление заполняют и отправляют через личный кабинет налогоплательщика по формату, который утверждает ФНС России. О самой возможности получения вычета в упрощенном порядке укажет автоматически предзаполненное заявление на вычет в личном кабинете на сайте ФНС, сформированное по итогам 20-дневной проверки полученных от банка сведений. Там же можно отследить процесс получения вычета – с момента подписания предзаполненного заявления до возврата НДФЛ. Таким образом, до появления предзаполненного заявления в личном кабинете от налогоплательщика не требуется никаких действий. Отметим, что с 2022 года действует новый подход: право на имущественный вычет возникает с момента госрегистрации права собственности, а не с момента получения документа (свидетельства) на объект. Другие документы для получения имущественных и инвествычета упрощённо по общему правилу не нужны. Необходимые и актуальные сведения налоговая в рамках обмена информацией получает от налоговых агентов, банков, Росреестра. Перечень банков – участников будет актуализироваться в специальном разделе на сайте ФНС.Сроки рассмотрения заявленияСначала налоговый орган на основе имеющихся сведений размещает в личном кабинете (ЛК) данные для автоматического заполнения заявления или направляет через него сообщение о невозможности получения налогового вычета в упрощенном порядке с указанием причин в следующие сроки: не позднее 20 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, – в отношении сведений, представленных налоговым агентом или банком до 1 марта;в течение 20 рабочих дней после дня представления сведений – в отношении представленных налоговым агентом или банком сведений после 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.Камеральная проверка заявления – это анализ налоговиками соблюдения требований ст. 221.1 НК РФ и иных условий получения налоговых вычетов. По общему правилу она длится 30 календарных дней со дня подачи заявления. Срок проверки заявления на вычеты могут продлить до 3-х месяцев, если до её окончания налоговый орган установит признаки, указывающие на возможное нарушение налогового законодательства. Такое решение будет отражено в личном кабинете в течение 3-х дней с даты принятия.При одновременной подаче заявления (нескольких заявлений) и декларации 3-НДФЛ за один налоговый период – камеральная проверка в отношении каждого документа начинается с даты регистрации согласно очередности их направления в налоговый орган. Решение по заявлениюЕСЛИ НЕТ НАРУШЕНИЙ ЕСТЬ НАРУШЕНИЯ Налоговый орган в течение 3-х дней после окончания проверки принимает решение о предоставлении налогового вычета. Налоговая выносит одно из решений по ст. 101 НК РФ:о привлечении к налоговой ответственности;об отказе в привлечении к ней;о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.А также одно из решений: о предоставлении вычета полностью;об отказе в предоставлении вычета полностью;о предоставлении вычета частично;об отказе в предоставлении вычета частично.Закон не предусматривает возможности дать пояснения или внести соответствующие исправления в заявление на вычет. Остаток имущественного вычета может использовать в упрощённом порядке.Возврат вычетаПри наличии недоимки по НДФЛ, иным налогам, задолженности по пеням и/или штрафам налоговый орган самостоятельно делает зачет суммы налога, подлежащей возврату в связи с предоставлением налогового вычета. Срок принятия такого решения – 2 дня после дня принятия решения о предоставлении вычета полностью или частично. Если есть что возвращать, налоговый орган в течение 10 дней со дня принятия решения направляет его в территориальный орган Федерального казначейства. Тот, в свою очередь, в течение 5 дней делает возврат. имейте в видуПри нарушении срока возврата вычета с 16-го дня после принятия решения о его предоставлении начисляются проценты по ставке рефинансирования ЦБ, актуальной в дни нарушения срока возврата.Отмена решения о вычетеНалоговый агент или банк могут представить уточненные сведения, приводящие к уменьшению суммы налога, возвращенной физлицу в связи с предоставлением вычета. Тогда ИФНС в течение 5 дней принимает решение об отмене полностью или частично решения о предоставлении вычета полностью или частично. В течение 3-х дней такое решение с суммой подлежащих возврату физлицом налога и/или процентов размещают в личном кабинете. Возместить бюджету излишне полученное в рамках вычета нужно в течение 30 календарных дней со дня направления указанного решения через личный кабинет. имейте в видуНа суммы, которые физлицо должно вернуть, начисляются проценты по ставке рефинансирования ЦБ в период пользования бюджетными средствами. Это происходит с даты поступления денег на счет или даты решения о зачете до даты принятия решения об отмене вычета.В случае неуплаты или неполной уплаты в течение 30 календарных дней подлежащих возврату сумм налога в личный кабинет в течение 20 дней направят требование об уплате налога и/или процентов. Если его проигнорировать, налоговая запустит процедуру взыскания по ст. 48 НК РФ. При прекращении доступа налогоплательщика к личному кабинету документы ИФНС направляет по почте заказным письмом.ОСОБЕННОСТИ УПРОЩЕННОГО ПОЛУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ВЫЧЕТОВС вычетами за обучение, лечение и по взносам на добровольное страхование жизни порядок несколько иной. Согласно новой редакции ст. 219 НК РФ, для их получения нужно не только заявление в налоговую, но и подтверждающие документы. Заявление и документы можно подать 3 способами: в письменной форме;в электронной по ТКС;через личный кабинет на сайт ФНС.Срок рассмотрения заявления – 30 календарных дней со дня подачи. В этом же срок налоговая сообщает через ЛК о результатах рассмотрения, а также сама предоставляет налоговому агенту (а не плательщику, как сейчас) подтверждение права физлица (работника) на получение соцвычетов. Естественно, возможен и отрицательный исход, когда выявлено отсутствие права на такой вычет. ВЫВОДЫУпрощённый порядок получения имущественных и инвестиционного вычета по НДФЛ не отменяет действие общего порядка их предоставления – посредством подачи декларации 3-НДФЛ. Эти нормы тоже были соответственно уточнены. Основное изменение в том, что при обращении физлица с письменным заявлением к работодателю (налоговый агент) подтверждение права на получение имущественных и социальных вычетов приходит сразу налоговому агенту, а не сначала работнику. Так, конечно, более логично. Для уточнения возможности получения налоговых вычетов в упрощенном порядке можно обратиться к налоговому агенту (банку), с которым заключен договор на ведение ИИС или договор по приобретению имущества.Налогоплательщики, имеющие личный кабинет на сайте ФНС, могут получить вычеты на покупку жилья, уплату процентов по ипотеке и в сумме внесенных на ИИС денежных средств в 2 раза быстрее и без необходимости направления декларации 3-НДФЛ и пакета подтверждающих право на вычет документов. Для социальных вычетов на обучение и лечение даже при упрощённом порядке их получения помимо документов нужны подтверждающие документы. По имущественным и инвествычету налоговая должна собрать все сведения сама – от налоговых агентов, банков, Росреестра. Не исключение, что порядок получения социальных вычетов на обучение и лечение будет упрощён ещё более. ФНС пока ищет механизмы, чтобы гражданам не собирать договоры и чеки. Подробнее ➤

Напомним, накануне глава Чечни Рамзан Кадыров во время прямого эфира с председателем чеченского парламента Магомедом Даудовым заявил, что в год на содержание народа Чеченской республики Россия тратит 300 млрд рублей. Кадыров заявил, что без финансовой поддержки России Чеченкая республика не смогла бы развиваться самостоятельно.

– Таким образом, уровень дотационности Чечни гораздо выше, чем у Башкирии – 76% против 31%, если сопоставлять данные за 2022 год, однако ни о каких 300-миллиардных дотациях из федерального бюджета речи не идет. В связи с этим сложно сказать, о каких именно тратах России говорил Рамзан Кадыров, отметил Шайахметов.

Оцените статью
Доступное Правовое обеспечение