Гарантии Обеспечения Соблюдения Принципов Семейного Права

Гарантии обеспечения соблюдения принципов трудового права

Например, межотраслевой принцип охраны собственности проявляется через установление обязанности работника бережно относиться к станкам, сырью и иному имуществу, с которым он связан по работе, а также через установление материальной ответственности за виновное причинение вреда этому имуществу.

Необходимо обратить внимание на то, что этот принцип дополняется принципом свободы трудового договора, поскольку только его стороны вправе заключать, изменять и прекращать этот договор. Следует иметь в виду, что после ратификации Российской Федерацией Европейской социальной хартии (пересмотренной 3 мая 1996 г.) перечисленные в части I Хартии права и принципы признаны в качестве целей внутренней политики государства.

Например, межотраслевой принцип охраны проявляется через установление обязанности сторон возместить ущерб, причиненный ею другой стороне . Отраслевые принципы выражают общие сущностные свойства норм только данной отрасли права, конкретизируются и проявляются в отдельных институтах и нормах в зависимости от их содержания и целевой направленности. Современные принципы российского трудового права: выражают политику государства в области правового регулирования труда и эффективной занятости; содержат руководящие начала в области установления условий труда работников; определяют правовое регулирование применения труда наемных работников; отражают главные направления правовой политики в области охраны здоровья и защиты трудовых прав работников.

Устанавливая общее правило поведения на основе руководящей (основной) идеи, правовой принцип не содержит обычных элементов правовой нормы (гипотезы, диспозиции, санкции). С помощью правового принципа нельзя (за исключением норм-принципов) урегулировать конкретное отношение, но он дает возможность правильно понять сущность правовых норм, которые это отношение регулируют.

Таким образом, значение принципов права заключается в том, что они: 1) позволяют глубже уяснить смысл (сущность) законодательства и связи его с экономикой и политикой;2) определяют общую направленность и основные тенденции развития правовых систем и их частей; 3) помогают в практическом решении вопросов, еще не урегулированных нормами права, а также в правильном применении правовых норм. В юридической науке принято различать общеправовые, межотраслевые и отраслевые принципы права. Внутри отрасли можно также выделить принципы ее отдельных институтов.

Значение сроков в семейном праве достаточно велико, на что обращается внимание в научной и учебной литературе [1] . Чаще всего по правовой природе сроки рассматриваются как разновидность юридических фактов. Вместе с тем закон связывает реализацию отдельных субъективных семейных прав и обязанностей с истечением или наступлением определенных сроков, устанавливает правила течения и исчисления сроков, позволяет самим участникам семейных правоотношений вводить сроки как условия реализации своих прав и обязанностей, чем отрывает данную категорию от объективного течения астрономического времени. Кроме того, срок не входит в юридический состав, порождающий права и обязанности субъектов, а лишь иногда является условием или препятствием для осуществления имеющегося (возникшего) семейного субъективного права.

В семейном праве сложились следующие особенности компенсации морального вреда: 1. Возможность фактической компенсации морального вреда с членов семьи. Законодательно компенсация морального вреда с членов семьи представляется возможной, но такие дела в судебной практике не возникают. На наш взгляд это связано с двумя аспектами. Во-первых, семейные конфликты, как правило, решаются на основе морально-этических правил без привлечения государственного принуждения. Во-вторых, семья ведёт общее хозяйство и в результате причинения морального вреда, уплаченные средства в счёт компенсации одному из членов семьи будут возвращены в «семейный бюджет». Похожая статья: История возникновения и развития института компенсации морального вреда в российском праве 2. Также по нормам семейного права возможно потребовать компенсацию морального вреда по недействительной сделке. Согласно п. 4 ст. 30 СК РФ, при признании брака недействительным, добросовестный супруг вправе требовать компенсацию морального вреда. В гражданско-правовом смысле недействительный брак определяется как недействительная сделка. Поскольку ГК РФ не предусматривает право на компенсацию морального вреда по недействительной сделке, то такая возможность является прерогативой семейного права. Таким образом, институт компенсации морального вреда применим при нарушении личных неимущественных прав, основанных на браке и родстве.

Логичным следствием закрепления семейно-правовой обязанности является установление мер ответственности на случай нарушения субъективных семейных прав. Данные меры также являются правовой гарантией реализации семейных прав, поскольку стимулируют обязанных лиц к соответствующему поведению под угрозой применения к ним предусмотренных законом санкций (например, лишения родительских прав, взыскания неустойки за просрочку алиментных выплат, отмены усыновления и т.д.).

2. В силу личного и неотчуждаемого характера семейных прав и обязанностей и их ролевого распределения между субъектами одним из пределов осуществления семейных прав является так называемый субъектный критерий. Заключается он в том, что право, принадлежащее какому- либо члену семьи, может быть осуществлено только им в пределах имеющейся у него правосубъектности. Так, заключить брачный договор могут лишь супруги и лица, вступающие в брак, но бывшие супруги этим правом уже не обладают. При этом лица, вступающие в брак в возрасте до 14 лет (если это допускается законами субъектов РФ), таким правом не обладают в силу отсутствия у них необходимого объема дееспособности.

Граждане по своему усмотрению распоряжаются принадлежащими им правами, вытекающими из семейных отношений, в том числе нравом на защиту своих нрав, если иное нс установлено СК РФ (абз. 1 п. 1 ст. 7 СК РФ). При этом усмотрение сторон при осуществлении семейных прав имеет свои пределы, нарушение которых может привести к нарушению прав иных лиц, вплоть до злоупотребления правом, т.е. осуществлению права с намерением причинить вред другому лицу.

Статья 136. Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина 1. Дискриминация, то есть нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения,

Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина Ст. 2 УК РФ устанавливает в качестве одной из задач уголовного закона охрану прав и свобод человека и гражданина. Конституционные права и свободы охраняются целым рядом норм Особенной части УК РФ, в

Политические гарантии: направленность политики государства на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободу развития человека. Юридические гарантии (п. 2 ст. 45; п. 1 -2 ст. 46) предусматривают возможность обращаться в суд, в том числе и для опротестования любых незаконных действий (или бездействий) государственных чиновников. О международно-правовых гарантиях упоминалось выше (п. 3 ст. 46).

27. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина является самостоятельным видом надзора. Предметом данного надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными

Статья 6. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина, прав юридического лица при осуществлении государственной судебно-экспертной деятельности Государственная судебно-экспертная деятельность осуществляется при неуклонном соблюдении равноправия граждан, их

Принцип сочетания государственного и договорного (локального) регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений. Принцип социального партнерства, включающего право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений. Принцип обеспечения равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе. Принцип обеспечения права на обязательное социальное страхование работников.

Согласно ст.1 Закона Республики Беларусь право — система общеобязательных правил поведения, устанавливаемых (санкционируемых) и обеспечиваемых государством в целях регулирования общественных отношений. В свою очередь трудовое право можно определить как самостоятельную отрасль, представляющую собой систему общеобязательных правил поведения, устанавливаемых (санкционируемых) и обеспечиваемых государством в целях регулирования трудовых и связанных с ними общественных отношений.

— работа, требуемая в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случаях войны, бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, сильные эпидемии или эпизоотии), а также в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего или части населения;

— принятие и реализация законов и иных нормативных правовых актов по охране труда, а также федеральных и региональных целевых программ, способствующих созданию безопасных условий труда, предотвращению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

Так, в Аргентине Конституция 1949 г. провозглашала право на труд. После во­енного переворота и свержения президента Перона 18 мая 1956 г. Консти­туция 1949 г. была отменена и временно восстановлена Конституция 1853 г. Однако основные положения Конституции 1949 г. и по сей день отраже­ны в действующих законах. Право на труд, как его формулирует арген­тинское законодательство, не есть право на получение гарантированной работы; государство принимает на себя только обязанность помогать ра­бочим в их трудоустройстве. На практике существует государственная ин­спекция над частными агентствами по найму рабочих, имеются государст­венные агентства по найму, ведется регистрация рабочих и безработных, а также составляются планы координации спроса и предложения рабочей силы и обеспечения всеобщей занятости.

Гарантии Обеспечения Соблюдения Принципов Семейного Права

Принципиально важным является конституционный запрет произвольного ограничения прав и свобод человека и гражданина в России. Свобода не беспредельна. Будучи членом общества, человек имеет и определенные обязанности перед другими людьми, обществом, государством (в том числе и обязанность пассивного типа — не нарушать права и законные интересы других лиц — ч. 3 ст. 17 Конституции).

Это интересно:  Чернобыльские Зоны Орловской Области

Во-первых, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом. Таким образом, буквальное толкование данного конституционного положения исключает возможность ограничения прав и свобод законами субъектов Российской Федерации (что, к сожалению, на практике распространено достаточно широко) и правовыми актами подзаконного характера (президентскими указами, правительственными постановлениями, ведомственными актами, актами глав регионов, органов местного самоуправления и т. п.).

В соответствии с частью 2 статьи 46 Конституции РФ, законом Российской Федерации от 27 апреля 1993 года «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (с последующими изменениями и дополнениями) в суд могут быть обжалованы любые решения и действия (равно как и бездействие) органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также решения и действия органов юридических лиц, общественных объединений, органов военного управления и должностных лиц.

Исходя из этого Основной закон российского государства предусматривает возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина в России. Однако такое ограничение не может быть произвольным и беспредельным и в соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции РФ обусловлено тремя условиями.

При всей значимости формально-юридических гарантий ведущая роль в деле защиты прав и свобод принадлежит институциональным гарантиям. Нормативно закрепить демократические общепринятые подходы к основным характеристикам конституционно-правового статуса личности можно достаточно качественно, но если человек в том или ином государстве не будет иметь реальной возможности восстановить и защитить свои нарушенные права, то и значение формально-юридических гарантий будет сведено на нет (и восприниматься они, соответственно, будут как фиктивные нормы).

3. Осуществление семейных прав допускается дозволенными законом способами. Семейные права осуществляются как фактическими, так и юридическими действиями (способами) субъектов семейного права. В качестве фактических способов можно рассматривать, в частности, действия по выбору форм и способов воспитания детей, по владению и пользованию общим имуществом супругов и многие другие. Такие действия, как регистрация актов гражданского состояния, заключение семейно-правовых договоров, относятся к юридическим способам осуществления семейных прав. При этом субъекты семейного права могут заключать договоры, лишь прямо предусмотренные семейным законодательством; договоры, заключение которых не предусмотрено семейным законодательством с целью регулирования семейных отношений, не могут порождать семейно-правовые последствия для лиц, их заключивших.

Граждане по своему усмотрению распоряжаются принадлежащими им правами, вытекающими из семейных отношений, в том числе нравом на защиту своих нрав, если иное нс установлено СК РФ (абз. 1 п. 1 ст. 7 СК РФ). При этом усмотрение сторон при осуществлении семейных прав имеет свои пределы, нарушение которых может привести к нарушению прав иных лиц, вплоть до злоупотребления правом, т.е. осуществлению права с намерением причинить вред другому лицу.

Следует выделить несколько пределов осуществления семейных прав, нарушение которых влечет негативные последствия, а также может быть квалифицировано как правонарушение, служить основанием для привлечения лица к ответственности либо основанием для отказа в защите соответствующего права.

2. В силу личного и неотчуждаемого характера семейных прав и обязанностей и их ролевого распределения между субъектами одним из пределов осуществления семейных прав является так называемый субъектный критерий. Заключается он в том, что право, принадлежащее какому- либо члену семьи, может быть осуществлено только им в пределах имеющейся у него правосубъектности. Так, заключить брачный договор могут лишь супруги и лица, вступающие в брак, но бывшие супруги этим правом уже не обладают. При этом лица, вступающие в брак в возрасте до 14 лет (если это допускается законами субъектов РФ), таким правом не обладают в силу отсутствия у них необходимого объема дееспособности.

Для начала кратко перечислим те льготы, гарантии и компенсации, которые должен предоставлять работодатель лицам с семейными обязанностями. Кого же относить к таким лицам? В первую очередь — женщин, имеющих детей в возрасте от полутора до трех лет. Но в силу ст. 264 ТК РФ к указанной категории также относятся:
— матери и отцы, воспитывающие без супруга (супруги) детей в возрасте до пяти лет;
— работники, имеющие детей-инвалидов;
— отцы, воспитывающие детей без матери;
— одинокие матери, воспитывающие детей в возрасте до 14 лет (детей-инвалидов до 18 лет);
— усыновители;
— опекуны, попечители.
Работникам указанных категорий работодатель в силу ст. ст. 256 — 264 ТК РФ должен ограничивать работу в ночное время, выходные и праздничные дни, сверхурочную работу и командировки. При этом женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, должны быть ознакомлены в письменной форме со своим правом отказаться от направления в служебную командировку или привлечения к вышеуказанной работе.
Кроме этого, лицам, воспитывающим детей, полагается отпуск по уходу за ребенком, перерывы для кормления ребенка и дополнительные выходные дни как с сохранением среднего заработка, так и без такового.
Согласно Конституции РФ политика Российской Федерации как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека:
— охраняются труд и здоровье людей;
— обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства;
— устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты;
— под защитой государства находятся материнство, детство, семья;
— мужчины и женщины имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации (ст. 7, ч. 3 ст. 19, ч. 1 ст. 38).

Гарантии Обеспечения Соблюдения Принципов Семейного Права

Законодательство Российской Федерации о государственной поддержке семьи в Российской Федерации состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области государственной семейной политики.

1. Государственная поддержка семьи в Российской Федерации осуществляется на основе государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни семей, установленных законодательством Российской Федерации и являющихся составной частью государственных минимальных социальных стандартов.

социальное обслуживание — деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации;

социальная инфраструктура для семьи — система необходимых для жизнеобеспечения семьи объектов (здания, строения, сооружения), а также организаций, которые осуществляют деятельность по охране здоровья, образованию, воспитанию, социальному обслуживанию лиц с семейными обязанностями, обеспечению их занятости и удовлетворению их общественных потребностей;

социального обслуживания, социальной защиты семей, в том числе гарантированной материальной поддержки путем выплаты государственных пособий лицам в связи с рождением и воспитанием детей, а также принятия мер по социальной адаптации и социальной реабилитации семей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

На федеральном уровне осуществляются и другие мероп­риятия в области защиты материнства и детства. В соответ­ствии с Программой Правительства РФ «Реформы и развитие российской экономики в 1995-1997 годах» * Правительством РФ были утверждены Концепция улучшения положения женщин в РФ ** , План действий по улучшению положения детей в РФ на 1995-1997 гг. *** и Национальный план по улучшению положе­ния женщин и повышению их роли в обществе до 2000 г . ****

В РФ семья является объектом государственной семейной политики. Цель государственной семейной политики заключа­ется в обеспечении государством необходимых условий для ре­ализации семьей ее функций и повышении качества жизни семьи. Государственная семейная политика является составной частью социальной политики РФ и представляет собой целост­ную систему принципов, оценок и мер организационного, эко­номического, правового, научного, информационного, пропа­гандистского и кадрового характера, направленных на улуч­шение условий и повышение качества жизни семьи.

Запрещено отказывать в приеме на работу и увольнять беременных женщин и женщин, имеющих детей, а также снижать им заработную плату (ст. 170 КЗоТ). Для них предусмот­рено выделение путевок в санатории и дома отдыха (ст. 171 КЗоТ), а также сохранение среднего заработка по месту ра­боты при прохождении обязательного диспансерного обследо­вания в медицинских учреждениях (ст. 170 1 КЗоТ). Запрещено применение труда женщин на тяжелых работах. Ограничены труд женщин, имеющих детей, на работах в ночное время и направление их в командировки (ст. 160-163 КЗоТ). В каче­стве дополнительных гарантий установлены дополнительные перерывы в работе женщинам для кормления ребенка (ст. 169 КЗоТ).

6) Принцип обеспечения приоритетной защиты прав и интересов нетрудоспособных членов семьи. Семья как объеди­нение лиц, основанное на браке или родстве, естественно пред­полагает оказание ими друг другу не только моральной, но и материальной поддержки и помощи. Причем такая помощь, как с нравственной, так и с правовой позиций, должна оказывать­ся прежде всего нетрудоспособным членам семьи, лишенным по объективным причинам возможности обеспечить себя необ­ходимыми средствами существования. СК в связи с этим не только предусматривает приоритетную защиту именно нетру­доспособных членов семьи (несовершеннолетние дети, инвали­ды I, II и III группы, лица пенсионного возраста), но и содер­жит нормы, направленные на реализацию этого принципа (ст. 80, 87, 89-90, 93-98 СК). Так, например, закон обязывает трудоспособных совершеннолетних детей содержать своих не­трудоспособных, нуждающихся в помощи родителей (ст. 87 СК), аналогичная обязанность возлагается на трудоспособных совер­шеннолетних внуков в отношении нетрудоспособных, нуждаю­щихся в помощи дедушки и бабушки (ст. 95 СК) и т. д. Если обязанные лица добровольно материальную помощь нетрудос­пособным, нуждающимся в помощи членам семьи не оказыва­ют (перечень таких членов семьи дан в СК), то они могут быть принуждены к ее исполнению в судебном порядке.

Это интересно:  Пенсии чернобыльцам в 2022 году в россии

Важное значение имеет основанное на содержании ст. 55 Конституции положение п. 4 ст. 1 СК о том, что права граждан в семье могут быть ограничены только на основании федераль­ного закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных ин­тересов членов семьи и иных граждан. Указанное требование гарантирует от произвольного ущемления семейных прав как со стороны отдельных граждан, так и государственных орга­нов. При этом под защитой здоровья можно понимать охрану не только физического, но и духовного здоровья членов се­мьи, особенно детей (ограждение от пропаганды насилия, же­стокости, секса, порнографии и т. п.). Понятие нравственности носит исторически подвижный характер и заключается в со­блюдении гражданами установленных в обществе норм морали и правил поведения. Ограничение прав граждан в семье может быть предусмотрено или в самом СК, или в других федераль­ных законах. Так, например, согласно ст. 73 СК суд может с учетом интересов ребенка принять решение об отобрании ре­бенка у родителей (одного из них) без лишения родительских прав (то есть ограничить родительские права). Или п. 4 ст. 66 СК дает право воспитательным, лечебным учреждениям и уч­реждениям социальной защиты отказать родителю, прожива­ющему отдельно от ребенка, в предоставлении информации о его ребенке в случае наличия угрозы для жизни и здоровья ребенка со стороны этого родителя.

Конституция РФ непосредственно закрепляет данный принцип (ст. 2) как неотъемлемый элемент признания государством высшей ценности человека, его прав и свобод. Согласно Конституции РФ на государство возлагается безусловная обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. В соответствии с Конституцией РФ и в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами в Российской Федерации учреждены должности Уполномоченного по правам человека (п. 1 ст. 1 Федерального конституционного закона от 26.02.1997 № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации») и Уполномоченного по правам ребенка при Президенте РФ, а также возможности учреждения подобных должностей в регионах (ст. 16.1 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»), Дополнительной гарантией защиты прав и свобод человека при этом является установление административного штрафа за воспрепятствование законной деятельности Уполномоченного по правам человека (ст. 17.2 КоАП РФ).

Общеправовой характер этого принципа прослеживается в его закреплении нормами других отраслей права. Чаще всего данный принцип можно встретить в источниках трудового (ст. 86 и 355 ТК РФ), административного (ст. 1.2 КоАП РФ) и уголовного права. Однако существенные элементы системы гарантий признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека встречаются и в других отраслях. Так, например, в налоговом законодательстве указанные гарантии представлены в виде социальных налоговых вычетов, невключения социально-ориентированных доходов в налоговую базу и освобождения от уплаты государственной пошлины прокуроров по заявлениям о защите прав и свобод и исков по делам о восстановлении прав и свобод (подп. 1 п. 1 ст. 219, подп. 14 п. 1 ст. 251, подп. 9, 10 п. 1 ст. 333.36 НК РФ).

На международном уровне принцип гарантированности признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека прослеживается не только в самом факте принятия международных актов о правах человека или в их конкретных статьях, но прежде всего в том, что значительная часть таких актов заключена в форме международного договора и имеет обязательный характер для присоединившихся к нему государств. Более того, для обеспечения соблюдения и защиты прав и свобод, установленных в таких договорах, на международном уровне созданы специальные органы и процедуры.

Одновременно законодательство о социальном обеспечении выступает и в качестве инструмента обеспечения гарантий их соблюдения и защиты. При этом правовые нормы, устанавливающие гарантии соблюдения и защиты прав и свобод человека в сфере социального обеспечения, обычно дифференцированы по категории лиц, пользующихся тем или иным видом социальной защиты: инвалиды, несовершеннолетние, женщины и др.

Этот принцип является в определенной степени воплощением и конкретизацией принципа гуманизма. Сложная конструкция данного принципа отражает комплексный характер задачи по обеспечению соблюдения прав и свобод человека, формирование системы, в которой они получали бы безусловное признание, соблюдение и защиту. Очевидно, что для того чтобы каждый человек мог должным образом пользоваться своими законными правами и свободами, необходимо, чтобы эти права и свободы были официально признаны в качестве таковых государственными органами. Кроме того, требуется, чтобы сами участники общественных отношений соблюдали их. И наконец, само государство должно стоять на страже прав и свобод человека, в том числе руководствуясь данным принципом при принятии нормативных актов и в правоприменительной деятельности, а также устанавливая правомерные способы и процедуры защиты этих прав и свобод от возможного нарушения.

Гарантии Обеспечения Соблюдения Принципов Семейного Права

В частности, Конституционный суд РФ неоднократно указывал в своих актах, что в правовом социальном государстве недопустима отмена прав, льгот и преимуществ, установленных в том числе и на законах специального характера (в Федеральном законе от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», в законах РФ от 19.06.1993 № 5142-1 «О донорстве крови и ее компонентов» и др.) Хочется отдельно отметить предусмотренные Конституцией РФ, так называемые, абсолютные права и свободы (ч. 3 ст. 56), которые не могут быть нормативно ограничены ни при каких условиях, даже если введено чрезвычайное положение, имело место масштабное стихийное бедствие, техногенная катастрофа и т.п. К ним, в частности, относят:

Закон, наделяя Уполномоченного правом на обращение в Конституционный Суд РФ с индивидуальной жалобой, не предоставляет ему возможности обращаться в Конституционный Суд с ходатайством о проверке конституционности законов, подзаконных нормативно-правовых актов и международных договоров.[15]

. заявительный (уведомительный). Так реализуются право на забастовку, на осуществление предпринимательской деятельности, свобода выбора места жительства, свобода митингов, шествии и др.; обязанность государства по извещению граждан об уплате налогов и иных платежей, вызову в суд и в правоохранительные органы и т.п.;

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Согласно ч. 3 ст. 46 Конституции РФ каждый вправе обращаться с жалобой в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека. Это право обусловлено наличием соответствующих международных договоров Российской Федерации и используется, если исчерпаны все имеющиеся средства правой защиты. Следовательно, жалоба может быть подана после отказа лицу во всех судебных инстанциях Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 55 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Буквальное толкование данной нормы (т.е. запрет отменять и умалять не только права, предусмотренные в Конституции, но и права, составляющие так называемый специальный правовой статус и закрепленные в отраслевом специальном законодательстве) «связывает» законодателя, не позволяя ни при каких условиях издавать законы, повышающие налоги и иные платежи, устанавливающие более суровые меры ответственности, отменяющие какие-либо льготы отдельным категориям граждан и т.д.

— заявительный (уведомительный). Так реализуются право на забастовку, на осуществление предпринимательской деятельности, свобода выбора места жительства, свобода митингов, шествий и др.; обязанность государства по извещению граждан об уплате налогов и иных платежей, вызову в суд и в правоохранительные органы и т. п.;

Основной институциональной гарантией прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации является гарантия судебной защиты. Право на судебную защиту нарушенных прав относится к личным неотъемлемым правам каждого и подкреплено целым рядом процессуальных гарантий (ст. 46–54 Конституции РФ). Оно включает право на получение квалифицированной юридической помощи (в том числе и бесплатно в определенных законом случаях), презумпцию невиновности в уголовном процессе, запрет повторного осуждения за одно и то же преступление, право на пересмотр судебного решения, запрет на использование незаконных доказательств, гарантии от самообвинения, запрет обратной силы закона (но только закона, ухудшающего положение субъектов правоотношений), гарантии прав потерпевших и др.

Примеры законодательного ограничения прав и свобод человека и гражданина в указанных целях содержатся, в частности, в Федеральных конституционных законах от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» и от 30.01.2001 № 1-ФКЗ «О военном положении», в законах РФ от 05.03.1992 № 2446-1 «О безопасности», от 01.04.1993 № 4730-1 «О государственной границе Российской Федерации», в Федеральных законах от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», и от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и др. Речь здесь идет об общих ограничениях для неопределенного круга лиц, конкретные же ограничения отдельных прав и свобод (свободы передвижения, права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью, свободного распоряжения своим имуществом и т. д.) отдельных лиц могут иметь место на основе решения суда (в качестве санкции за совершенное правонарушение или меры, направленной на обеспечение вынесения справедливого и объективного решения судом) или мотивированного постановления иных компетентных государственных органов (например, постановления следователя о применении в качестве меры пресечения подписки о невыезде).

Это интересно:  Нормативы потребления электроэнергии на человека в московской области 2022

— явочный, при котором для осуществления прав и свобод не требуется не только получения разрешения, но и уведомления каких-либо органов власти. В таком порядке осуществляются, в частности, свобода мысли и слова, свобода совести, право собственности, свобода творческой деятельности, право на национальную и культурную самоидентификацию, на участие в культурной жизни и др.;

Российские граждане имеют конституционную возможность обращаться за защитой своих прав в межгосударственные органы (ч. 3 ст. 46 Конституции РФ). Следует иметь в виду, что такое обращение — процедура достаточно сложная, обусловленная рядом обстоятельств, основными из которых являются, во-первых, наличие соответствующего международного договора Российской Федерации и, во-вторых, исчерпание всех возможных внутригосударственных средств правовой защиты.

Принцип гарантированного осуществления семейных прав и исполнения обязанностей в сфере алиментирования

См.: Алексеев С.С. Собрание сочинений: В 10 т. [+ Справоч. том]. Том 3: Проблемы теории права: Курс лекций. М.: Статут, 2010. С. 101.
См.: Братусь С.Н. Предмет и система советского гражданского права. М.: Госюриздат, 1963. С. 137; Кузнецова О.А. Специализированные нормы российского гражданского права: теоретические проблемы: Дис. . д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 2007. С. 83, 85.
Кашанина Т.В. Структура права: Монография. М.: Проспект, 2015. С. 302.
Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2012 года. Утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26 декабря 2012 г. // Бюллетень ВС РФ. 2013. N 4. См. также: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 31 января 2014 г. N 1-П «По делу о проверке конституционности абзаца десятого пункта 1 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой С.А. Аникиева» // СЗ РФ. 2014. N 7. Ст. 735.

Принцип обеспечения баланса интересов сторон семейного правоотношения аналогично следует из содержания некоторых семейно-правовых норм (ст. 37, 38, 39, п. 2 — 3 ст. 42, п. 2 ст. 81, п. 2 ст. 85, п. 2 ст. 89, п. 2 ст. 90 СК РФ и т.д.) и формулируется в материалах судебной практики. Например, в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 17 января 2012 г. N 122-О-О «По жалобе гражданина Гниломедова Владимира Николаевича на нарушение его конституционных прав подпунктом «о» пункта 2 Перечня видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей» резюмируется, что в основе правового регулирования принудительного исполнения обязанности родителей по содержанию несовершеннолетних детей лежит необходимость обеспечения баланса интересов сторон алиментных обязательств. Кроме того, анализируемый принцип в судебной практике обозначается различным образом, а именно — как принцип обеспечения баланса прав получателя и плательщика алиментов , принцип обеспечения интересов несовершеннолетних детей и их родителей в рамках алиментных отношений , принцип обеспечения баланса интересов нетрудоспособных и нуждающихся в помощи совершеннолетних детей и их родителей в рамках алиментных отношений .

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 20 июля 2010 г. N 17-П «По делу о проверке подпункта «з» пункта 2 Перечня видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, в связи с жалобой гражданина Л.А. Амаякяна» // СЗ РФ. 2010. N 31. Ст. 4297.

В работе на примере института алиментирования исследуется значение принципа гарантированного осуществления семейных прав и исполнения обязанностей для системы правовых гарантий прав и законных интересов сторон семейного правоотношения, анализируется его соотношение с принципами добросовестного осуществления семейных прав и обеспечения баланса интересов сторон семейного правоотношения.

Отсюда принципы обеспечения баланса интересов сторон семейного правоотношения и обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи действуют одновременно, дополняют и определяют пределы друг друга. Справедливо мнение А.Ф. Пьянковой о том, что принцип баланса интересов предполагает как соразмерность прав и обязанностей сторон, наличие фактических возможностей для реализации их законных интересов, так и защиту слабой стороны правоотношения , в качестве которой и выступают несовершеннолетние и нетрудоспособные члены семьи. Сбалансированность прав сторон не тождественна их равенству, а обеспечение приоритетной защиты прав и законных интересов отдельных участников правоотношения не влечет нарушение баланса, а, напротив, способствует его обеспечению.

Статья 5

2. Иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правом свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральными конституционными законами, федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.

4. Действия или бездействие государственных органов, органов местного самоуправления, юридических лиц или иных организаций, должностных лиц или физических лиц, нарушающие право иностранных граждан на свободу передвижения и выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в суд.

Система охраны (защиты) законности включает выявление нарушений права и закона в правотворчестве и в правоприменении, их немедленное пресечение, приведение в действие средств защиты права и закона и восстановления права и правопорядка, привлечение к ответственности должностных лиц, виновных в нарушениях права и закона.

Режим законности предполагает предоставление одинаковых прав и предъявление единых требований ко всем гражданам, то есть осуществление принципа равенства перед законом. Естественно, что его проведение в жизнь способствует укреплению в сознании людей таких важных социальных ценностей, как авторитет права и государства, социальная справедливость.

Этот принцип направлен на эффективное противодействие местничеству, ведомственности, региональному влиянию. Законность, если видеть в ней прежде всего соблюдение законов, должна быть единой и одинаковой для всех и на всей территории страны. Для законности как единого общегосударственного режима не имеют значения местные условия, специфика, различия, ибо такие особенности, традиции учитываются в самих законах и иных нормативно-правовых актах, издаваемых субъектами Федерации. Требования же законности одинаковы.

Каждое государство создает систему гарантий, обеспечивающих исполнение законов. Одной из них, причем наиболее существенной, является прокурорский надзор за точным и единообразным исполнением законов. Это также является составным элементом понятия законности.

Для правопорядка характерно совпадение фактического поведения людей их правам и обязанностям. Важнейшей основой правопорядка является наличие его гарантий в виде законности для реального осуществления субъективных прав граждан и обеспечение исполнения правовых обязанностей.

Для того, чтобы конституционно-правовой статус личности обрел свое значение не достаточно просто развивать теоретические основы, необходимо руководствоваться и практическими действиями. По-моему наиболее весомым шагом было бы введение в систему образования такого предмета как правоведение. Это новшество помогло бы еще в подростковом возрасте сформировать у человека уважение к своим правам и чувство обязанности соблюдения прав других людей, человек бы знал свои права и обязанности, научился бы применять свои знания на практике. Именно этот шаг смог бы повысить как правовую культуру, так и помог бы государству в формировании и укреплении основ конституционно-правового положения личности.

Третий вид конституционных гарантий составляют правила, устанавливающие основания и пределы возможного ограничения прав и свобод человека. Эти правила закреплены в Конституции РФ (ПМР). Согласно этим правилам, закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет, никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением, перечисление в конституции определенных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека , права и свободы человека (и гражданина) могут, ограничены законом только в той мере, в какой это необходимо для защиты конституционного строя, прав и законных интересов др. лиц, обеспечения обороны и безопасности государства.

— права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также гарантии их соблюдения важны не только для науки Конституционного права, но и для всей юриспруденции. Этот институт не только влияет на конституционно-правовое положение личности, но и определяет политику государства для реализации этих положений.

Таким образом, конституционно-правовой статус имеет одно из ведущих положений в области современного Конституционного права. Конституционные принципы правового статуса личности — закрепленные в Конституции основополагающие требования, в соответствии с которыми должна формироваться система основных прав и свобод человека и гражданина. К числу таких принципов относятся: неотчуждаемый и естественный характер основных прав и свобод; принцип соответствия прав и свобод личности международно-правовым стандартам; принцип непосредственного действия прав и свобод; принцип равноправия; принцип гарантированности прав и свобод человека и гражданина; принцип единства (взаимосвязи) прав и обязанностей.

В современных демократических государствах конституционные гарантии прав и свобод человека представляют собой совокупность установленных конституцией процессуальных прав, служащих средством защиты основных материальных прав и свобод человека, а также установленные конституцией правозащитные институты вместе с основными принципами их деятельности, и, наконец, содержащиеся в конституции особые правила, устанавливающие пределы и условия возможного ограничения прав и свобод человека. Можно сказать, что в широком смысле любое положение конституции, любой установленный ею демократический институт если не прямо, то косвенно является гарантией прав и свобод человека.

Оцените статью
Доступное Правовое обеспечение