Управление в сфере занятости населения

Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров (осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и государственные учреждения службы занятости (центры занятости населения)).

4) о порядке медицинского освидетельствования лица, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно больно наркоманией, находится в состоянии наркотического опьянения либо потребило наркотическое средство или психотропное средство без назначения врача; о порядке медицинского наблюдения и учета больных наркоманией;

Министерство здравоохранения и социального развития РФ (Минздравсоцразвития России) – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере здравоохранения, социального развития, труда и защиты прав потребителей.

ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О занятости населения в РФ» от 10.01.2003, постановление Правительства «О внесении изменений в Положение об организации общественных работ» от 20.12.2003 (определены понятия занятых и безработных граждан, социальные гарантии и компенсации безработным, полномочия органов исполнительной власти и местного самоуправления по организации и развитию общественных работ).

Вопросы в сфере труда и социального развития регулируются (ФЗ «О ветеранах», «О государственной социальной помощи», «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», «О трудовых пенсиях в РФ», О внесении изменений и дополнений в ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» и другими НПА).

В России с 1992 г. введена практика ежегодного заключения генеральных соглашений по социально-экономическим вопросам между федеральным правительством, общероссийскими объединениями профсоюзов, иными уполномоченными работниками общероссийскими, представительными органами и общероссийскими объединениями работодателей. Такое соглашение призвано ограничивать уровень безработицы в Российской Федерации. Для обеспечения реализации Генерального соглашения Правительство РФ разрабатывает план мероприятий, обязательный к исполнению всеми федеральными органами власти. Контроль за выполнением плана мероприятий Правительства РФ возложен на Министерство труда и социального развития РФ, которое ежеквартально информирует Российскую трехстороннюю комиссию о ходе его выполнения. На уровне предприятий, в учреждениях и организациях условия труда, социальные льготы и гарантии, связанные с его территориальными особенностями, регулируются коллективными договорами.

Большую значимость имеет Федеральная служба занятости России, комитеты и центры занятости субъектов РФ, центры занятости районов и городов, не являющиеся структурными подразделениями исполнительных органов власти на местах. Они призваны осуществлять государственную политику занятости населения и смягчать проблемы безработицы. Особое внимание государственные органы должны уделять поддержке людей с ограниченной трудоспособностью, инвалидов, длительно безработных, женщин, молодежи, лиц, освобожденных из мест заключения, и других менее защищенных и более всего нуждающихся в этом групп населения. Для повышения занятости этих социальных групп применяется стимулирование работодателей за счет средств фонда занятости населения и квотирования для них рабочих мест. С этой целью государственные органы организуют общественные работы и предоставляют налоговые льготы предприятиям, содействующим их осуществлению.

Общепризнанная в мире возрастающая роль человеческого фактора в развитии экономики определяет и роль государственного управления в сфере труда и занятости. Эти вопросы в условиях социально-экономического кризиса, охватившего Россию в 90-е гг. XX в., приобретают особо важное значение. Конституция РФ безусловного права на труд не провозглашает, но подчеркивает право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены; право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискредитации; устанавливает введение федеральным законом минимального размера оплаты труда, ниже которого оплата запрещена; право на защиту от безработицы; право на индивидуальные и коллективные споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения; признает право работающих на забастовку.

Дисбаланс между спросом и предложением на рынке труда всегда означает отступление от условий полной и эффективной занятости. Если предложение превышает спрос, то имеет место явная безработица, а при превышении спроса над предложением и реальной потребностью — скрытая безработица. Следовательно, занятость и безработица — взаимообусловленные социально-экономические категории.

При формировании и регулировании социально-трудовых отношений существенное влияние оказывают меры институционального воздействия, направленные на социальное развитие, социальное обслуживание и социальную защиту работающих, широкое применение принципов социального партнерства путем разработки и введения в действие соответствующих законодательных актов. Основной задачей регулирования социально-трудовых отношений является согласование интересов участвующих в них субъектов, прежде всего собственников средств производства и рабочей силы. В случае несовпадения интересов или нарушения обязательств сторон возникают трудовые конфликты. Преодоление пороков, присущих распределительным принципам хозяйствования при решении экономических и социальных задач

Государственное управление в сфере труда и занятости населения

4. Экономический рост обусловлен увеличением объема производственных мощностей и эффективностью их использования. Как известно, производственная мощность связана с наличными возможностями вещественных условий производства, в первую очередь тех, которые зависят от орудий труда, при ведущей роли труда работников, непосредственно использующих их. Поэтому трудовая теория экономического роста не только рассматривает проблему увеличения объема производственных мощностей в условиях полной занятости (что носит в известной мере абстрактный характер), но и ориентирована на обеспечение соизмеримости имеющихся мощностей (прежде всего технологического оборудования) с трудоемкостью производимой на них продукции. На этом принципе, как показала практика, может успешно решаться задача поиска поставщиков и потребителей, размещения заказов на производство продукции при максимальном согласовании интересов субъектов спроса и предложения.

В качестве методологической основы государственного управления в сфере труда и занятости, ориентированной на социально-экономическое развитие, может быть представлена трудовая теория экономического роста, построенная на следующих принципиальных положениях.

Дисбаланс между спросом и предложением на рынке труда всегда означает отступление от условий полной и эффективной занятости. Если предложение превышает спрос, то имеет место явная безработица, а при превышении спроса над предложением и реальной потребностью — скрытая безработица. Следовательно, занятость и безработица — взаимообусловленные социально-экономические категории.

В условиях рыночной экономики, а также в силу социальной важности трудовые отношения нуждаются в квалифицированном государственном регулировании и обеспечении социального партнерства со стороны государства на принципах равноправия сторон, взаимной заинтересованности и ответственности за выполнение принятых решений. Интересы трудящихся представляют общероссийские профсоюзы и другие уполномоченные работниками общероссийские представительные органы; предпринимателей представляет совет объединений работодателей, координирующий действия предпринимателей в сфере социально-трудовых отношений; государство представлено органами исполнительной власти и Федеральным Собранием РФ. Каждая сторона разрабатывает комплексные меры, необходимые для реализации принятых на себя обязательств, контролируемые секретариатом Российской трехсторонней комиссии.

5. Трудовая теория экономического роста выдвигает на первый план его интеллектуальное обеспечение на основе системного решения проблем технологии, организации и стимулирования трудовой деятельности в рамках предприятия, фирмы, отрасли, региона, имея в виду переход к высокой технологии, прогрессивным формам организации эффективного груда, поощрение творческой активности всех участников совместного труда по обеспечению конкурентоспособности продукции, проведение инвестиционной политики, ориентированной на оптимальное сочетание экономических и социальных критериев, а также на повышение доходности интеллектуального труда и цены интеллектуального товара в сопоставлении с материальным.

Глобальный финансово-экономический кризис, начавшийся в 2008 году, нанес серьезный ущерб Москве как финансовому центру Российской Федерации. Сконцентрированные в городе финансовые, в том числе банковские, страховые учреждения, организации по оказанию интеллектуальных (консалтинговых, информационных) услуг, интегрированные в мировую экономическую систему, были более подвержены кризисным явлениям, по сравнению, например, с сельским хозяйством. Строительство, в силу его исключительной зависимости от финансовой сферы и системы ипотечного кредитования, оказалось слабым звеном экономики города перед лицом кризиса, ослабли также позиции автомобильной отрасли и, частично, сетевой торговли. Вместе с тем, к концу I квартала 2009 года, по проведенным оценкам, темпы спада в ряде отраслей замедлились.

В основе государственной системы занятости лежит сеть служб и фондов занятости различных уровней. На федеральном уровне — это Федеральная служба занятости населения, в каждом из субъектов Федерации существуют региональные или республиканские службы занятости, а в городах и населенных пунктах, а также в крупных сельских пунктах существую местные службы занятости. Структурные подразделения федеральной службы занятости подчиняются соответствующим вышестоящим органам и органам исполнительной власти. Функции, права, обязанности службы занятости нацелены на проведение мероприятий по ее увеличению.

Переход от централизованной системы хозяйствования к рыночной обусловливает возникновение деформации в сфере социально-трудовых отношений и обострение проблем занятости. Только государственное регулирование социально-экономических процессов, в том числе и занятости населения, может приблизить общество к реализации стратегических целей реформ.

Это интересно:  Расселение из аварийного жилья в 2022 году челябинская область

Всесторонняя оценка эффективности функционирования государственной службы занятости может быть дана на основе использования системы взаимосвязанных показателей, характеризующих конечные результаты ее работы. Соответствующая методика должна основываться на следующих принципиальных положениях:

Одной из принципиальных особенностей современного западного рынка труда является значительная распространенность предпринимательской деятельности. Примерно каждый десятый работающий в США, Франции, Великобритании, каждый седьмой в Японии, каждый пятый в Италии является предпринимателем. Почти 2/3 из них возглавляют средние и мелкие предприятия.

Государственная политика в сфере занятости населения

На основе обобщения вышеприведенных и других определений содержания занятости, встречающихся в экономической литературе, на наш взгляд, можно сформулировать положение, согласно которого, занятость, как всеобщая экономическая категория, выражает совокупность экономических отношений по поводу обеспечения рабочими местами и непосредственно включение работника в процесс трудовой деятельности.

Занятость населения составляет необходимое условие для воспроизводства труда, так как от нее зависят уровень жизни людей, издержки общества на подбор, подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, их трудоустройство, материальную поддержку безработных. Занятость раскрывает один из важнейших аспектов социального развития человека, связанного с удовлетворением его потребностей в сфере труда и в связи с трудом. [41]

Отечественные ученые-экономисты внесли значительный вклад в развитие теории занятости населения. Так, Б.Д. Бреев дает следующее определение занятости: «Занятость населения — сложное социально-экономическое явление, выступающее важнейшей составной частью общественного производства. С точки, зрения экономической категории занятость сегодня практически рассматривается как общественное отношение не только обеспечения населения рабочими местами (т.е. с позиции производства и накопления), но и обеспечения человека необходимыми средствами существования (т.е. в связи с формированием и использованием фонда потребления)». [7]

В новых условиях сложившихся рыночных отношений назрела необходимость формирования занятости, которая была бы нацелена на создание рыночных отношений в сфере труда. В соответствии с законами рынка, эти отношения должны базироваться на ряде основополагающих принципов, главный из которых — это личная и экономическая свобода работника, который может выбирать между занятостью и не занятостью в общественном производстве, той или иной профессией и родом деятельности, учитывая и свои возможности, и общественные потребности, что означает добровольность труда, отмену принудительного и обязательного его характера. [16]

В процессе формирования новой системы трудовых отношений в России уже многое сделано: законодательные и нормативные акты, регулирующие взаимоотношения работодателя и наемного работника, соблюдение законности и правовой защищенности предпринимателей и населения, внутренней и внешней тарифной политики и т.д. В особенности это важно для развития предпринимательства в области малого и среднего бизнеса в сфере услуг, торговли и особенно производства — областей составляющих огромный резерв обеспечения занятости населения.

Реферат: Государственное управление сферой труда и занятости населения

Итак, можно сделать вывод, что эта ветвь государственного управления не столько сложна структурно, сколько сложны, наложенные на нее трудоемкие задачи. Но, стоит так же отметить, что она ровно не столько же важна. Ведь от правильного функционирования сферы управления занятостью населения зависит планомерное развитие остальных сфер, подчиненных государственному управлению и простому населению.

4) Федеральный Закон о занятости населения представляет собой 7 глав, в составе которых находятся статьи и положения о реализации трудового права в области государственного управления. Закон представляет собой структурированные акты для каждого из участников социального партнерства.

Темой своей курсовой работы я выбрала государственное управление сферой труда и занятости населения не случайно, ведь огромную роль в области моей будущей профессии занимает непосредственно оно. В условиях современного мира все большее место занимает фактор управления, базирующийся на сфере труда, вопросы, касающиеся этой проблематики постепенно приобретают особо важное значение. Современная Конституция РФ подчеркивает право на труд каждого человека, находящегося в современном социуме, отмечает она так же и право на вознаграждение за совершенную работу, современное законодательство устанавливает федеральным законом и минимальный размер оплаты труда, ниже которого оплата запрещена, что естественно. Так же в современной Конституции РФ установлены положения, касающиеся права на защиту от безработицы, которая вполне могла бы достичь огромных размеров, что неминуемо привело бы к кризису не только сферу управления, но и экономическую отрасль, без которой нормальное функционирование государства невозможно. Признается право рабочего на забастовку, например, в связи с невыплатой денежных средств; такое положение еще раз подчеркивает демократизацию нашего государства, в котором нормальное функционирование рабочей среды является одним из важнейших факторов развития: технологий, вышеупомянутой экономики, науки и других сфер человеческой деятельности. Стоит выделить так же основные цели, которыми руководствуется современное государственное регулирование трудовых отношений:

Стоит отметить, что проблемы занятости и труда неотделимы друг от друга. Главная связь заключается в том, что занятость – является «совокупной способностью людей к повсеместной деятельности в трудовой области». Таким образом, понятие «труд» полностью включается в понятие более глобальное, такое как «занятость». Занятость является социально-экономической категорией: ее характеризуют наличие различных форм участия определенной части населения, той, которая является трудоспособной, общественно-полезная деятельность, в которой непосредственно задействовано население и финансовая прибыль, иными словами – доходы. В современном законодательстве существует положение «О занятости населения», в котором устанавливается и закрепляется исключительное и индивидуальное право граждан самим распоряжаться своими трудовыми резервами и способностями к труду. Любое принуждение, выраженное в различных формах, по отношению к труду не является допустимым, исключениями может служить только ряд факторов, заранее закрепленных в законодательстве РФ. Государство является ответственным за создание условий труда, каждый гражданин имеет право на труд в комфортных условиях, которые должно обеспечивать вышестоящие системы управления. Для того чтобы оказывать помощь гражданам и содействовать им в сфере занятости и труда был создан особый Государственный фонд занятости населения РФ, который так же имеет ряд управленческих полномочий. Он формируется за счет:

Большинство всех вопросов, которые возникают в процессе принятия законодательства о сфере труда и занятости населения решаются именно на федеральном уровне. Если речь уже зашла о структуре принятия решений и ее управлении, то, стоит отметить, что за так называемое «общее управление» отвечает непосредственно Министерство здравоохранения и социального развития РФ. Таким образом, государственную систему в области труда, социальной ответственности и занятости населения представляет вышеуказанное министерство вместе с подведомственными ему учреждениями, организациями и соответствующими органами субъектов федерации. Вместе они образуют единую функциональную систему, имеющую право создавать нормативно-правовые акты и документы.

Тема работы: Управление и регулирование в сфере труда и занятости населения

Труд в условиях частной собственности, когда она является не враждебным и противостоящим человеку понятием, а полным или частичным личным достоянием, формирует особо важные качества рабочей силы, которые высоко ценятся на рынке труда и быстрее всего закрепляются в людях, облеченных ответственностью предпринимателя. (С) Информация опубликована на ReferatWork.ru
Личное владение утверждает в человеке сознание и чувство ответственности за принадлежащую ему частицу национального богатства, развивает в нем социальный инстинкт сбережения материальных и духовных ценностей, желание их развивать и укреплять. Около 80% занятых в западных странах в той или иной форме выступают владельцами или совладельцами семейного дела, мелких, средних и крупных предприятий, обладателями акций фирм и корпораций.

Антикризисные мероприятия могут быть усᴨȇшно выполнены только в совокупности со всем комплексом программных мероприятий по содействию занятости населения. Реализация мероприятий Программы будет способствовать сохранению социально-экономического потенциала города и создаст предпосылки для последующего выхода из кризиса.

В 2009 году ожидается выпуск около 420,0 тыс. учащихся и студентов образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, а также общеобразовательных учреждений. Прогнозируется, что около 150,0 тыс. выпускников в условиях кризиса могут нуждаться в содействии в поиске работы.

Центры занятости совместно с комиссиями по делам несовершеннолетних организуют рабочие места для трудных подростков с целью предупреждения правонарушений и беспризорности, за ᴨȇрвые шесть месяцев 2008 года работа была предоставлена ста несовершеннолетним.Подростки в возрасте от четырнадцати до 18 лет в основном занимаются благоустройством и озеленением скверов и парков, уборкой территории, прополкой овощных культур, ремонтом театральных костюмов, реставрацией книг в библиотеках, художественным оформлением этикеток, распространением ᴨȇчатных изданий, благоустройством лесопарков, сбором ягод, уходом за памятниками.

Примерно аналогичная картина наблюдается в оценке потребности в молодых сᴨȇциалистах со стороны вузов и работодателей. Обе стороны в минимальной стеᴨȇни склонны указывать на большую потребность в выпускниках со стороны работодателей. Однако, вузы опять же, по сравнению с работодателями, ᴨȇреоценивают текущие запросы на выпускников. Подавляющее большинство (60%) опрошенных компаний сейчас минимально заинтересованы в молодых сᴨȇциалистах, тогда как со стороны вузов этого мнения придерживается только треть (34%). Учебные заведения более склонны отмечать среднюю потребность в молодых сᴨȇциалистах (46%), среди компаний это число меньше примерно в два раза (21%).

Это интересно:  Как начислять пособие вставшим на учет в ранние сроки беременности в 2022 сумма

Государственное управление в сфере труда и занятости населения

2. Проблемы экономического роста должны быть предметом изучения и практических решений не только на макроуровне, но и на уровне предприятий и фирм, муниципальных органов власти в предвидении у достижения согласованных решений хозяйствующих субъектов всех уровней — товаропроизводственного, предпринимательского и институционального — на основе разграничения, преемственной связи и интеграции их функций. Несмотря на различие функционального назначения и роли указанных субъектов, объединяющим моментом является то, что все они заняты тем или другим видом интеллектуальной трудовой деятельности.

При формировании и регулировании социально-трудовых отношений существенное влияние оказывают меры институционального воздействия, направленные на социальное развитие, социальное обслуживание и социальную защиту работающих, широкое применение принципов социального партнерства путем разработки и введения в действие соответствующих законодательных актов. Основной задачей регулирования социально-трудовых отношений является согласование интересов участвующих в них субъектов, прежде всего собственников средств производства и рабочей силы. В случае несовпадения интересов или нарушения обязательств сторон возникают трудовые конфликты. Преодоление пороков, присущих распределительным принципам хозяйствования при решении экономических и социальных задач (концентрация прав принятия оперативных распределительных решений в одних руках, необоснованный рост управленческого аппарата, коррупция и. бюрократизм должностных лиц, пренебрежение интересами работников и потребителей), зависит от степени развития демократических принципов во всей системе общественных, прежде всего социально-трудовых, отношений. Для предотвращения возможности волевых и бесконтрольных решений и действий должностных лиц, нарушающих общепризнанные нормы социальной справедливости — свободу выбора профессии и предоставления возможности получения соответствующего образования, обеспечения занятости с приемлемыми условиями труда, заработной платы и социального обслуживания, необходимо широко использовать зарекомендовавшие себя в практике методы демократизации социально-трудовых отношений, включая переход от бюрократических (многозвенных) структур управления к демократическим (без промежуточных звеньев, посредников), совмещение работающими их основных функций с управленческими и обслуживающими функциями, демократизацию процессов обсуждения и принятия решений о деятельности предприятия, обеспечение прямой заинтересованности работающих в результатах деятельности предприятия путем их участия в прибылях.

Исходной базой анализа и регулирования рынков труда является оценка фактического уровня безработицы в зависимости от отнесения его к одной из трех зон. Первая зона — от 1,0 до 2,0% — естественный уровень безработицы. Принадлежность к этой зоне характеризует нормальное состояние рынка труда с учетом экономической, социальной и демографической структуры региона, а также проводимой политики в отношении стабилизации и текучести персонала предприятий. Вторая зона — свыше 2,0 до 10% — допустимый уровень безработицы, характеризующийся наличием инфляционных процессов на рынке труда, т.е. снижением цены рабочей силы по мере увеличения разрыва между предложением рабочей силы и платежеспособным спросом на нее, но в пределах сохранения стабильности общей экономической ситуации путем институционального регулирования. Третья зона — свыше 10% — социально опасный уровень безработицы, который приобретает характер неуправляемой гиперинфляции рабочей силы, ее обесценения, обвальной безработицы.

В процессе реализации социального партнерства в отечественной практике сложилось определенное разделение функций между государством, предприятиями (работодателями) и профсоюзами, которое не всегда строго соблюдается. Результативность трехстороннего диалога возможна при четком разделении функций и ответственности партнеров. Так, в функции государства входит создание законодательных актов, предусматривающих соблюдение минимальных норм и гарантий оплаты и условий труда, занятости, социальной защиты. Функции предпринимателей (работодателей) заключаются в создании благоприятных условий труда работников, расширении занятости и обеспечении ее продуктивности, увеличении доли оплаты труда в себестоимости продукции (услуг) при соблюдении установленных норм и гарантий. В функции профсоюзов входит защита экономических и социальных интересов трудящихся во всем их комплексе.

Минимальный размер оплаты труда устанавливается Федеральным Собранием РФ с целью защиты работников с низкой квалификацией и обеспечения минимального прожиточного минимума. В целях обеспечения государственного контроля за соблюдением законодательства о труде создана Федеральная инспекция при Министерстве труда и социального развития РФ, образующая совместно с отраслевыми и государственными инспекциями труда субъектов РФ, районов и городов единую систему контроля и надзора за выполнением трудового законодательства всеми предприятиями всех форм собственности. Подразделения трудовой инспекции контролируют соблюдение законодательства о социальном страховании, об охране труда, о занятости, о возмещении вреда, причиненного здоровью работника, о коллективных договорах и соглашениях. На эти подразделения возложена защита работников от незаконных действий со стороны работодателей и должностных лиц, в том числе приостановление работы подразделений при выявленных нарушениях и наложение на виновных штрафов.

При осуществлении своих функций органы занятости на­селения вправе запрашивать и получать в установленном поряд­ке от органов исполнительной власти и работодателей информа­цию, связанную с занятостью населения, а также другие матери­алы, необходимые для решения вопросов, входящих в их компе­тенцию.

• назначение и выплата пособий по безработице, стипендий
гражданам в период обучения по направлению органов
службы занятости, оказание материальной и иной помощи
безработным и лицам, находящимся на их содержании.
Все услуги, связанные с содействием занятости граждан, предоставляются органами службы занятости бесплатно.

Федеральным органом исполнительной власти проводящими государственную политику в сфере занятости и трудоустройства, является Министерство труда и социального развития РФ, которое возглавляет и организует деятельность фе­деральной государственной службы занятости населения. В субъектах РФ создаются подведомственные Министерству труда и социального развития РФ территориальные органы по вопросам занятости населения. В систему органов занятости населения РФ входят также государственные учреждения службы занятости (центры занятости населения).

Помимо органов, входящих в систему государственной службы занятости населения, услуги по трудоустройству, про­фессиональной ориентации и психологической поддержке безра­ботных граждан и незанятого населения могут оказывать и него­сударственные организации. Такая деятельность может осуще­ствляться только юридическими лицами на основании соответст­вующих лицензий, выдаваемых органами исполнительной власти субъектов РФ при наличии заключения органов службы занятости. Что касается деятельности, связанной с трудоустройством рос­сийских граждан за границей, то на территории России ее вправе осуществлять только российские юридические лица на основании лицензий, выдаваемых в порядке, установленном законодательст­вом РФ.

Основное направление корректировки стратегии управления рынком труда состоит в ее переориентации с изыскания источников финансовых средств для социальной помощи малообеспеченным (пассивная политика предполагает неизбежность роста безработицы) на активную политику обеспечения занятости населения, поддержания создания и сохранения экономически эффективных рабочих мест в количестве, достаточном для снятия угрозы деградации населения. В большинстве западных стран на активные мероприятия, главным образом на создание рабочих мест и переквалификацию, приходится 25–30 % всех расходов, осуществляемых в рамках политики на рынке труда (в Швеции в начале 90-х годов эта цифра приблизилась к 70 %).

Новая модель занятости заключается в переходе от избыточной занятости с низкой производительностью труда к сочетанию низкого уровня безработицы с высокопроизводительной занятостью. Поэтому при разработке стратегии активной политики занятости необходимо обратить внимание на повышение качества рабочей силы

В Российской Федерации создана основательная правовая база по вопросам регулирования труда и занятости населения. Эти вопросы находят свое отражение в Конституции РФ, в Трудовом кодексе РФ и в Законе РФ «О занятости населения в РФ». В статье 37 Конституции РФ установлены основы занятости населения о свободе труда, запрещении принудительного труда, о вознаграждении за труд без какой-либо дискриминации, о праве свободно распоряжаться способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

Функции государственного управления рынком труда заключаются в обеспечении государством нормальной работы его институтов, инфраструктуры, а также современной корректировки действий внутренних рыночных механизмов и внешних факторов с учетом складывающейся ситуации.

Активной политике свойственно наличие форм обеспечения занятости, направленных на скорейшее подыскание работы, а также на переобучение и профессиональное обучение безработных, то есть государство устанавливает дополнительные стимулы для тех, кто пытается получить работу.

Служба занятости населения: структура и направления деятельности

Департамент совместно с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, местного самоуправления осуществляет разработку и обеспечивает реализацию государственной политики занятости населения с учетом экономических и социальных особенностей данной территории.

– осуществление социальных выплат безработным гражданам в виде пособия по безработице, стипендии в период обучения по направлениям органов службы занятости, а также оказание психологической, материальной и иной помощи безработным гражданам и членам их семей, находящимся на их содержании.

С учетом актуальности проблем занятости населения, а также изменений в законодательстве возможно дальнейшее совершенствование структуры федеральных и территориальных органов исполнительной власти, которые занимаются и проблемой инфраструктуры рынка труда в целом.

Финансирование мероприятий, осуществляемых службой занятости, до 2001 г. велось за счет средств Государственного фонда занятости населения Российской Федерации, который являлся внебюджетным социальным фондом и федеральной государственной собственностью. В соответствии с законодательством он формировался за счет следующих источников: обязательных страховых взносов работодателей; обязательных страховых взносов с заработка работающих; ассигнований при необходимости из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов; добровольных взносов юридических и физических лиц, включая иностранных; других поступлений, включая штрафные санкции. Однако Государственный фонд занятости населения Российской Федерации был ликвидирован. В настоящее время мероприятия по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан являются расходными обязательствами Российской Федерации и финансируются за счет средств федерального бюджета. Дополнительные средства для финансирования указанных мероприятий могут быть также получены из внебюджетных источников.

Это интересно:  Штраф За Неустановленный Счетчик Воды 2022

Работу государственной службы занятости населения возглавляет и организует федеральный орган исполнительной власти. На уровне региона осуществляет деятельность Департамент государственной службы занятости населения. В структуру Департамента на правах филиалов входят городские и районные центры занятости, расположенные на территории субъекта Российской Федерации.

Государственное управление сферой труда и занятости населения

Государственное управление сферой труда и занятости населения – это система законодательных, организационных, финансовых, административных и иных мероприятий, направленных на регулирование социальных процессов занятости и безработицы, обеспечения благосостояния работающего населения.

Осуществление государственного управления сферой труда и занятости населения реализуется органами публичного управления специальной компетенции – Федеральной службой по труду и занятости. В компетенцию названного органа входит широкий и разнообразный круг управленческих задач. Федеральная служба по труду и занятости осуществляет возложенную на нее функцию публичного управления посредством функционирования территориальных подразделений, которые находятся в тесном взаимодействии с органами публичного управления исполнительного характера на федеральном и региональном уровне, а также с органами публичного управления местного уровня, общественными организациями и объединениями.

Важно подчеркнуть, что рынок труда представляет одну из важнейших социальных проблем, требующих государственного управления. Проблемы рынка труда характеризуются многоаспектностью, многофункциональностью, они тесно связаны с социально-экономической и политической обстановкой в мире и стране.

  • обеспечение сбалансированности спроса и предложения трудовых ресурсов соответствующей квалификации;
  • повышение уровня благосостояния населения, его качества жизни;
  • формирования благоприятной среды для наиболее полной реализации трудовых, предпринимательских и экономических интересов личности и др.

Характеристика занятости населения и рынка труда в государстве и отдельных регионах отражает экономическое состояние территории и эффективность публичного управления, реализуемого на такой территории. Публичное управление в рассматриваемой сфере на соответствующей территории решает задачи наиболее полного вовлечения населения в социально-экономические процессы.

Занятость населения — это

В любом государстве политика занятости населения определяется, прежде всего, поставленными обществом задачами и целями. При этом каждая страна может использовать собственные способы решения проблем в данной сфере. Так, выделяют американскую модель. Она предполагает создание большого количества рабочих мест, где от людей не требуется высокая производительность, а получаемые ими доходы находятся на низком уровне. Такой рынок труда устраивает значительную часть экономически активных граждан. Формально безработица находится на низком уровне. Однако количество людей с небольшими доходами значительно увеличивается.

В сфере трудоустройства своих граждан государство может проводить как активную, так и пассивную деятельность. Первая из них предполагает принятие ряда мер, направленных на содействие занятости населения. Активная политика включает в себя мероприятия, направленные на предупреждение увольнений работников и сохранение рабочих мест, повышение квалификации населения и его профессиональное обучение, организацию различных общественных работ, поддержку частного предпринимательства и т. д. Все это содействует снижению уровня безработицы в стране.

Начиная с девяностых годов прошлого столетия, Россия отказалась от административно-командного вида хозяйствования. Ее экономика стала переходить на рыночные рельсы, что потребовало проведения различных реформ. Не минуло это и сферу занятости. В ней также были проведены многочисленные изменения. Разработка нововведений основывалась на уже полученном развитыми странами опыте. Результатом проделанной работы стал законодательный акт «О занятости населения Российской Федерации», отразивший основные принципы государства по данному вопросу. Первый из них закреплен в Конституции России. Он гласит о добровольности труда и наличии права граждан на свободное распоряжение своими способностями к творческому и производительному труду.

Развитые страны, имеющие социально ориентированную рыночную экономику, ведут, как правило, активную политику в области занятости граждан. При этом государство стремится к тому, чтобы:
— работа была для всех, кто ее ищет;
— трудовая деятельность находилась на максимально эффективном уровне;
— существовала свобода выбора рабочего места.

Занятость населения – это категория еще и экономическая. Она является совокупностью отношений, которые касаются трудовой деятельности граждан. Данная экономическая категория выражает степень включения населения страны в общественно полезную деятельность. Также она указывает на меру потребности предприятий в работниках, на наличие вакансий, необходимых для получения дохода. Все эти позиции позволяют считать занятость населения одной из важнейших характеристик рынка труда.

Государственное управление в области труда и занятости населения

ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О занятости населения в РФ» от 10.01.2003, постановление Правительства «О внесении изменений в Положение об организации общественных работ» от 20.12.2003 (определены понятия занятых и безработных граждан, социальные гарантии и компенсации безработным, полномочия органов исполнительной власти и местного самоуправления по организации и развитию общественных работ).

10) юридическая разновидность служебных документов, используемых в процессе деятельности исполнительных органов (должностных лиц) (эти документы (справки, отчеты, протоколы, акты) выражают обстоятельства, имеющие юридическое значение, но не превращаются в правовые акты управления);

Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров (осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и государственные учреждения службы занятости (центры занятости населения)).

Согласно ч.2 ст.7 КРФ охраняется труд людей, устанавливается гарантированный МРОТ, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых людей, развивается система специальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Вопросы в сфере труда и социального развития регулируются (ФЗ «О ветеранах», «О государственной социальной помощи», «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», «О трудовых пенсиях в РФ», О внесении изменений и дополнений в ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» и другими НПА).

Активная политика занятости представляет собой совокупность мер, направленных на снижение уровня безработицы путем стимулирования организации новых рабочих мест и трудоустройства безработных, переподготовки незанятого населения. Пассивная политика занятости направлена на сглаживание негативных последствий безработицы.

Управление Алтайского края по труду и занятости населения является органом исполнительной власти Алтайского края, обеспечивающим реализацию на территории края единой государственной политики в сфере труда, трудовых и иных связанных с ними отношений и осуществляющим полномочия в сфере содействия занятости населения (Постановление Администрации Алтайского края от 10 октября 2011 г. № 570).

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2012 г. № 535 Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере демографии, труда, уровня жизни и доходов, оплаты труда, пенсионного обеспечения, включая негосударственное пенсионное обеспечение, социального страхования, условий и охраны труда, социального партнерства и трудовых отношений, занятости и безработицы, трудовой миграции, альтернативной гражданской службы, государственной гражданской службы (кроме вопросов оплаты труда), социальной защиты и социального обслуживания населения, в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей, опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, оказания протезно-ортопедической помощи, реабилитации инвалидов и проведения медико-социальной экспертизы, а также по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности.

Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости, альтернативной гражданской службы и социальной защиты населения, оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров, а также по предоставлению социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации для социально незащищенных категорий граждан (п. 1 в ред. Постановления Правительства РФ от 19.06.2012 № 611) (табл. 8 — 10).

Анализ показывает, что в Российской Федерации активные наступательные инструменты государственной политики содействия занятости сосредоточены преимущественно на региональном уровне, пассивные защитные инструменты – на федеральном уровне. Органы местного самоуправления практически не оказывают влияния на процесс формирования рынка труда на уровне поселений.

Оцените статью
Доступное Правовое обеспечение