Уполномоченным федеральным органом регулирования аудиторской деятельности

Организация и нормативное регулирование аудиторской деятельности

К сведению! Оценка сделанного выбора, рядом специалистов не совсем однозначна и подчас противоположна. Это обусловлено как рядом объективных причин, так и тяготением российского права к континентальной системе права, сформировавшимися правовыми традициями, исторически сложившимся характером (ревизионным) финансового контроля, а также выбранными государством подходами к реформированию аудиторской деятельности.

Вторая концепция развита в англоязычных странах (США, Великобритания, Канада), где аудиторская деятельность саморегулируется. Аудит в этих странах ориентирован в основном на потребности акционеров, инвесторов, кредиторов и других хозяйствующих субъектов. Аудиторская деятельность в этих странах регулируется преимущественно профессиональными общественными аудиторскими объединениями.

Третий уровень включает в себя стандарты саморегулируемых организаций аудиторов (далее по тексту СРОА). В соответствии с Федеральным законом № 307-ФЗ саморегулируемые организации аудиторов разрабатывают стандарты, обязательные для своих членов, определяющие требования к аудиторским процедурам, дополнительные к тем, что установлены МСА, не противоречащие МСА и не создающие препятствий к осуществлению аудиторской деятельности аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами.

В мировой практике выделяют две основные концепции регулирования аудиторской деятельности. Первая — получила распространение в таких европейских странах, как Австрия, Испания, Франция, ФРГ, где аудиторская деятельность строго регламентируется централизованными государственными органами.

  1. требовать и получать от аудиторской организации, индивидуального аудитора обоснования замечаний и выводов аудиторской организации, индивидуального аудитора, а также информацию о членстве аудиторской организации, индивидуального аудитора в СРОА;
  2. получать от аудиторской организации аудиторское заключение в срок, установленный договором;
  3. осуществлять иные права, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг, и не противоречащие законодательству РФ.

4. Каждая саморегулируемая организация аудиторов принимает одобренный советом по аудиторской деятельности кодекс профессиональной этики аудиторов. Саморегулируемая организация аудиторов вправе включить в принимаемый ею кодекс профессиональной этики аудиторов дополнительные требования.

1) определяют требования к аудиторским процедурам, дополнительные к требованиям, установленным международными стандартами аудита, если это обусловливается особенностями проведения аудита или особенностями оказания сопутствующих аудиту услуг; (В редакции Федерального закона от 01.12.2014 № 403-ФЗ)

4. Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, публично-правовой компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по результатам проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе и (или) к обеспечению исполнения контракта не является обязательным. (В редакции федеральных законов от 28.12.2013 № 396-ФЗ; от 01.12.2014 № 403-ФЗ; от 03.07.2022 № 236-ФЗ; от 01.05.2022 № 96-ФЗ)

3) организаций, имеющих организационно-правовую форму фонда (за исключением государственного внебюджетного фонда, специализированной организации управления целевым капиталом и фонда, имеющего статус международного фонда в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2022 года № 290-ФЗ «О международных компаниях и международных фондах»), в случае, если поступление имущества, в том числе денежных средств, за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, превышает 3 миллиона рублей;

3. Кодекс профессиональной этики аудиторов — свод правил поведения, содержащий принципы профессиональной этики, основные требования к обеспечению соблюдения таких принципов, меры по обеспечению соблюдения таких принципов аудиторскими организациями, аудиторами и обязательный для соблюдения аудиторскими организациями, аудиторами при оказании аудиторских услуг (участии в оказании аудиторских услуг) и прочих связанных с аудиторской деятельностью услуг (участии в оказании таких услуг). (В редакции Федерального закона от 30.12.2022 № 498-ФЗ)

ТЕМА 2

Квалификационный экзамен проводится в письменной форме по утвержденной программе в течение двух дней. В первый день проводится письменное тестирование. Претенденту предлагаются 50 вопросов, по 10 вопросов из 5 разделов программы: основы правового регулирования имущественных отношений, бухгалтерский учет и отчетность, налогообложение юридических и физических лиц, финансы предприятий (финансовый анализ), аудит. Претендент должен выбрать правильный вариант ответа. Пользование любым источником во время тестирования запрещено. Правильный ответ оценивается в 2 балла, неправильный — 0 баллов. Максимальное количество баллов, которое можно набрать на тестировании, — 100. На тестирование претенденту предоставляется 4 академических часа.

К первым относится Международная федерация бухгалтеров (International Federation of Accountants — IFAC). IFAC создана в 1977 г., в ее состав входят общественные организации аудиторов 79 стран мира. Для выполнения задач IFAC в ее структуре предусмотрены комиссии и комитеты, в том числе Международный комитет по аудиторской деятельности (International Auditing Practice Committee — IAPC). Первоочередной задачей IAPC является разработка международных аудиторских стандартов.

5. Профессиональные аудиторские объединения вправе, если это предусмотрено их уставами, устанавливать для своих членов внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности. При этом требования внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности не могут быть ниже требований федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности.

Сдача квалификационного экзамена проводится в любом из УМЦ по выбору претендента. Экзамен можно сдавать без прохождения специальной подготовки. Но большинство претендентов предпочитают перед сдачей экзамена пройти в УМЦ (как правило, в том же, где будет проходить экзамен) специальную подготовку, которую все УМЦ организуют для желающих. Объем такой подготовки, как правило, составляет не менее 240 часов при очной форме обучения.

6. Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе устанавливать собственные правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности. При этом требования правил (стандартов) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов не могут быть ниже требований федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности и внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности профессионального аудиторского объединения, членами которого они являются.

  • определены понятие и цель аудиторской деятельности;
  • обозначены обязанности аудиторов и аудиторских компаний;
  • обозначены обязанности и права аудиторов и аудируемых субъектов;
  • указан список предприятий, которые подлежат прохождению обязательного аудита в этом году;
  • отражены вопросы аудиторской тайны;
  • отражены вопросы независимости аудиторской проверки;
  • отражено понятие правил (стандартов) аудита и необходимость их применения;
  • указана информация по вопросам аудиторского заключения, а также предусмотренной ответственности в случае предоставления недобросовестного заключения;
  • отражены вопросы контроля качества аудиторской проверки;
  • указана информация по прохождению аттестации аудитора, а также определены ситуации, когда она аннулируется;
  • обозначены вопросы вступления в саморегулируемую организацию аудиторов;
  • обозначены параметры для саморегулируемой компании аудиторов, по которые обеспечивают вступление в необходимый государственный реестр.

Уполномоченный федеральный орган имеет Совет по аудиторской деятельности. Задача данного органа изучение проектов федеральных правил аудиторской деятельности, анализ работы саморегулируемых аудиторских компаний в ключе реализации внешнего контроля качества работы аудиторской компании или аудитора.

  1. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» необходим при возникновении вопросов подходов, места, цели и задач аудита финансовой системы.
  2. Федеральные стандарты аудиторской деятельности, утвержденные Правительством РФ, законодательные и подзаконные нормативные акты необходимы при регулировании аудиторской деятельности. Также в них установлены общие нормы и положения, необходимые всем субъектам рынка аудиторских услуг.
  3. Нормативные документы министерств и ведомств необходимы при решении специфических особенностей проведения аудита страховых компаний, финансово-кредитных компаний, а также инвестиционных институтов.
  4. Информация по вопросам регулирования особенностей аудита СРО аудиторов указана во внутренних правилах аккредитованных профессиональных объединений.
  5. Внутрифирменными аудиторскими стандартами руководствуются при регулировании качества аудита и сопутствующих аудиту услуг в плоскости аудиторских компаний.

Вывод 1

В самом начале государство жестко регламентировало формирование российской модели регулирования аудиторской деятельности. Большая законодательно-нормативная система широко раскрывает отношения между субъектами аудита, обозначает их права, ответственность и обязанности.

  • рассмотрение вопросов государственной политики аудиторской деятельности;
  • рассмотрение проектов, которые регулируют стандарты аудиторской деятельности, а также составляют рекомендации к их согласованию уполномоченным федеральным органом;
  • согласовывает план создания проектов федеральных правил аудиторской деятельности;
  • предлагает уполномоченному федеральному органу рассмотреть ряд предложений по порядку осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских компаний;
  • работает с обращениями и ходатайствами СРО аудиторов в направлении аудиторской деятельности и предлагает решения проблем, которые в дальнейшем рассматриваются уполномоченным федеральным органом.
  • для проведения аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • оказания иной аудиторской услуги;
  • банковского надзора;
  • контроля и надзора в сфере финансовых рынков и в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах Банком России.
  • о членстве аудиторской организации в СРО аудиторов;
  • внесении сведений об аудиторской фирме в Реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, Реестр аудиторских организаций на финансовом рынке (ранее – только информацию о членстве в СРО).
Это интересно:  Приказ о бесплатных световых пломбах

Это означает, что индивидуальные аудиторы не могут проводить обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности никаких организаций. Кроме того, они не вправе оказывать аудиторские услуги, включая инициативный аудит и сопутствующие аудиту услуги общественно значимым организациям, включая общественно значимые организации на финансовом рынке (ранее такой запрет отсутствовал).

  • передавать третьим лицам составляющие аудиторскую тайну полученные сведения и документы;
  • разглашать эти сведения и содержание документов без предварительного согласия в письменной форме ЦБ и лица, которому оказывались аудиторские услуги (кроме случаев, предусмотренных Законом об аудиторской деятельности и др. ФЗ (ранее такое требование не формулировалось).

То есть, при оказании любой аудиторской услуги (аудит, сопутствующие ему услуги) конкретному лицу аудиторская организация должна назначить руководителя аудита (ранее – требование не устанавливалось). При этом по закону допустима ситуация, когда руководитель аудита и аудитор, возглавляющий аудиторскую группу, – разные лица.

  • выработка государственной политики в сфере аудиторской деятельности. Основные направления государственной политики в области аудиторской деятельности определяются программными и плановыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. Поскольку институт аудита является инфраструктурным элементом рыночной экономики, то государственная политика в области аудиторской деятельности направлена, прежде всего, на создание и поддержание условий и предпосылок последовательного и успешного исполнения институтом аудита присущих ему функций в экономике, а именно: повышение доверия участников гражданского общества к информации, представляемой им экономическими субъектами. Помимо этого проводимая государственная политика направлена на развитие национального рынка аудиторских услуг, укрепление национальных аудиторских организаций, формирование национального кадрового потенциала аудиторов, поддержание национальных профессиональных институтов аудиторов;
  • принятие нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность и (или) предусмотренных указанным Федеральным законом. Нормативно-правовое регулирование в сфере аудиторской деятельности предусматривает, прежде всего, издание нормативных правовых актов, которыми осуществляется регулирование отношений, возникающих при осуществлении аудиторской деятельности, в том числе стандартов аудиторской деятельности;
  • ведение государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов. Государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов является федеральной информационной системой, содержащей сведения о некоммерческих организациях, получивших статус саморегулируемых организаций в сфере аудиторской деятельности;
  • ведение контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций. Контрольный экземпляр реестра аудиторов и аудиторских организаций – свод реестров аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемых организаций аудиторов (систематизированных перечней аудиторов и аудиторских организаций). Контрольный экземпляр реестра предназначен для удовлетворения информационных потребностей потребителей аудиторских услуг и иных заинтересованных лиц;
  • анализ состояния рынка аудиторских услуг в Российской Федерации;
  • участие в создании единой аттестационной комиссии и ее деятельности. Единая аттестационная комиссия проводит квалификационные экзамены на получение квалификационного аттестата аудитора. Минфин России определяет порядок создания Единой аттестационной комиссии, порядок проведения квалификационного экзамена, предусматривающий в том числе порядок участия претендента в квалификационном экзамене, а также порядок определения результатов квалификационного экзамена. Представитель Минфина России участвует в коллегиальном органе управления Единой аттестационной комиссии;
  • обеспечение работы Совета по аудиторской деятельности и его Рабочего органа. Совет по аудиторской деятельности создается в целях обеспечения общественных интересов в ходе осуществления аудиторской деятельности. Совет по аудиторской деятельности призван выполнять функции, необходимые для поддержания высокого профессионального уровня аудиторской деятельности. Совет по аудиторской деятельности является институтом независимого от аудиторской профессии надзора за развитием этой профессии. Минфин России утверждает состав Совета по аудиторской деятельности, осуществляет организационно-техническое обеспечение его деятельности, а также административное оформление вынесенных им решений;
  • осуществление государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов. Предметом государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов является соблюдение саморегулируемыми организациями аудиторов требований Федерального

О регулировании в сфере профессиональных услуг на финрынке и новых подходах к проведению аудита

При этом лицами, оказывающими профессиональные услуги на финансовом рынке, признаются: бюро кредитных историй; лица, осуществляющие актуарную деятельность; кредитные рейтинговые агентства; аудиторские организации, оказывающие аудиторские услуги общественно значимым организациям.

Дополнительные требования устанавливаются к аудиторским организациям, оказывающим аудиторские услуги общественно значимым организациям. К таким организациям закон относит, в частности, публичные акционерные общества; госкорпорации и госкомпании; организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам; кредитные и страховые организации; организации с госучастием не менее 25 процентов.

  • саморегулируемая организация аудиторов — в отношении аудиторских организаций, аудиторов;
  • уполномоченный федеральный орган по контролю и надзору — в отношении аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям.

Органы государственного регулирования аудиторской деятельности в России

Концепции регулирования аудиторской деятельности в мировой практике различны. В ФРГ, Франции, Испании, где основными пользователями бухгалтерской отчетности считаются государственные организации, банки, более распространено государственное регулирование аудиторской деятельности. В Великобритании, США, где основными пользователями бухгалтерской отчетности считаются акционеры, кредиторы, инвесторы, более распространено саморегулирование. В Российской Федерации до 01.01.2009 г. имело место государственное регулирование аудиторской деятельности с элементами саморегулирования, с 01.01.2010 г. – саморегулирование с элементами государственного регулирования (2009 год – переходный период).

2) нормативно-правовое регулирование в сфере аудиторской деятельности, в том числе утверждение федеральных стандартов аудиторской деятельности, а также принятие в пределах своей компетенции иных нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность;

3) одобряет порядок разработки проектов федеральных стандартов аудиторской деятельности, правила независимости аудиторов и аудиторских организаций и кодекс профессиональной этики аудиторов, определяет области знаний, из которых устанавливается перечень вопросов, предлагаемых претенденту на квалификационном экзамене;

Аудитор независим от кого-либо в своей профессиональной деятельности. Но именно для реализации принципа независимости аудита, а также для обеспечения прочих его принципов (компетентности, конфиденциальности и пр.) необходимо регулирование аудиторской деятельности со стороны государства.

ü по одному представителю от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере развития предпринимательской деятельности, от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков, и от Центрального банка Российской Федерации;

Как осуществляется регулирование аудиторской деятельности в России

В самом начале государство жестко регламентировало формирование российской модели регулирования аудиторской деятельности. Большая законодательно-нормативная система широко раскрывает отношения между субъектами аудита, обозначает их права, ответственность и обязанности.

  • определены понятие и цель аудиторской деятельности;
  • обозначены обязанности аудиторов и аудиторских компаний;
  • обозначены обязанности и права аудиторов и аудируемых субъектов;
  • указан список предприятий, которые подлежат прохождению обязательного аудита в этом году;
  • отражены вопросы аудиторской тайны;
  • отражены вопросы независимости аудиторской проверки;
  • отражено понятие правил (стандартов) аудита и необходимость их применения;
  • указана информация по вопросам аудиторского заключения, а также предусмотренной ответственности в случае предоставления недобросовестного заключения;
  • отражены вопросы контроля качества аудиторской проверки;
  • указана информация по прохождению аттестации аудитора, а также определены ситуации, когда она аннулируется;
  • обозначены вопросы вступления в саморегулируемую организацию аудиторов;
  • обозначены параметры для саморегулируемой компании аудиторов, по которые обеспечивают вступление в необходимый государственный реестр.
  1. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» необходим при возникновении вопросов подходов, места, цели и задач аудита финансовой системы.
  2. Федеральные стандарты аудиторской деятельности, утвержденные Правительством РФ, законодательные и подзаконные нормативные акты необходимы при регулировании аудиторской деятельности. Также в них установлены общие нормы и положения, необходимые всем субъектам рынка аудиторских услуг.
  3. Нормативные документы министерств и ведомств необходимы при решении специфических особенностей проведения аудита страховых компаний, финансово-кредитных компаний, а также инвестиционных институтов.
  4. Информация по вопросам регулирования особенностей аудита СРО аудиторов указана во внутренних правилах аккредитованных профессиональных объединений.
  5. Внутрифирменными аудиторскими стандартами руководствуются при регулировании качества аудита и сопутствующих аудиту услуг в плоскости аудиторских компаний.

Вывод 1

  • рассмотрение вопросов государственной политики аудиторской деятельности;
  • рассмотрение проектов, которые регулируют стандарты аудиторской деятельности, а также составляют рекомендации к их согласованию уполномоченным федеральным органом;
  • согласовывает план создания проектов федеральных правил аудиторской деятельности;
  • предлагает уполномоченному федеральному органу рассмотреть ряд предложений по порядку осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских компаний;
  • работает с обращениями и ходатайствами СРО аудиторов в направлении аудиторской деятельности и предлагает решения проблем, которые в дальнейшем рассматриваются уполномоченным федеральным органом.

Исходя из этого, мы можем сделать заключение, что нормативное регулирование аудиторской деятельности разработано таким образом, что помимо государственного контроля, есть направления саморегуляции, что в свою очередь отвечает запросам аудиторских объединений.

а) доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, составляет более 800 миллионов рублей;

Положения части 1 настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2022 года N 476-ФЗ) не распространяется на случаи, когда организация, обязанная проводить аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2022 год и (или) ранние периоды в силу настоящего Федерального закона в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона от 29 декабря 2022 года N 476-ФЗ, вправе не проводить такой аудит в силу настоящего Федерального закона в редакции Федерального закона от 29 декабря 2022 года N 476-ФЗ, но аудиторской организацией, индивидуальным аудитором до 1 января 2022 года начато исполнение договора на проведение обязательного аудита указанной отчетности. В таких случаях положения части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2022 года N 476-ФЗ) применяются при аудите годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2022 год — см. часть 2 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2022 года N 476-ФЗ.

(Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2014 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 396-ФЗ; в редакции, введенной в действие со 2 декабря 2014 года Федеральным законом от 1 декабря 2014 года N 403-ФЗ; в редакции, введенной в действие со 2 октября 2022 года Федеральным законом от 3 июля 2022 года N 236-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 1 мая 2022 года N 96-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2022 года Федеральным законом от 2 июля 2022 года N 360-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

Правовое регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами и нормативными актами Банка России.

4) организаций (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов, организаций потребительской кооперации, осуществляющих свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 июня 1992 года N 3085-I «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации»), соответствующих хотя бы одному из следующих условий:

11. Физическое лицо, в отношении которого решение о принятии в члены саморегулируемой организации аудиторов признано недействительным, вправе снова подать в установленном настоящей статьей порядке документы для приема в члены саморегулируемой организации аудиторов при условии, что со дня выдачи ему квалификационного аттестата аудитора либо со дня завершения прохождения им обучения по программам повышения квалификации, установленного статьей 11 настоящего Федерального закона, не прошло одного года.

5. Уполномоченный федеральный орган, уполномоченный федеральный орган по контролю и надзору и их работники, саморегулируемые организации аудиторов, их члены и работники, а также иные лица, получившие доступ к сведениям и документам, составляющим аудиторскую тайну, в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, обязаны соблюдать требование об обеспечении конфиденциальности таких сведений и документов.

5. Внешний контроль качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 настоящего Федерального закона, осуществляют саморегулируемые организации аудиторов в отношении своих членов, а также уполномоченный федеральный орган по контролю и надзору.

3.2) уведомлять о возникновении любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции аудируемого лица могли или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в порядке, установленном Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;

3.1) информировать, за исключением случая, указанного в пункте 3.2 настоящей части, учредителей (участников) аудируемого лица или их представителей либо его руководителя о ставших известными аудиторской организации, индивидуальному аудитору случаях коррупционных правонарушений аудируемого лица, в том числе случаях подкупа иностранных должностных лиц, случаях иных нарушений законодательства Российской Федерации, либо признаках таких случаев, либо риске возникновения таких случаев. В случае, если учредители (участники) аудируемого лица или их представители либо его руководитель не принимают надлежащих мер по рассмотрению указанной информации аудиторской организации, индивидуального аудитора, последние обязаны проинформировать об этом соответствующие уполномоченные государственные органы;

Электронная библиотека

· ведение государственных реестров аттестованных аудиторов ауди­торских организаций, индивидуальных аудиторов, профессиональных аудиторских объединений и учебно-методических центров в соответ­ствии с положением о ведении реестров, утвержденному уполномо­ченном федеральным органом, а также предоставление информации, содержащейся в реестрах, всем заинтересованным лицам;

Члены совета по аудиторской деятельности утверждаются руководи­телем уполномоченного федерального органа по представлению аккре­дитованных профессиональных аудиторских объединений, федеральных органов исполнительной власти, научных организаций и высших учебных заведений. В состав совета по аудиторской деятельности включаются представители федеральных органов исполнительной власти, осуществ­ляющих регулирование профессиональной деятельности организаций, под­лежащих обязательному аудиту.

Департамент организации аудиторской деятельности является под­разделением Министерства финансов РФ, обеспечивающим формирова­ние, функционирование и развитие системы аудита в России. Основной задачей Департамента является обеспечение государственного регули­рования аудиторской деятельности в РФ и разработка единой политики в области аудита.

Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2002 г. № 80 установле­но, что во исполнение закона «Об аудиторской деятельности» уполно­моченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляю­щим государственное регулирование аудиторской деятельности в Рос­сийской Федерации, определяется Министерство финансов России.

В целях учета мнения профессиональных участников рынка ауди­торской деятельности при Министерстве финансов РФ создан Со­вет по аудиторской деятельности. Положение о совете по ауди­торской деятельности при Министерстве финансов РФ утверждено При­казом Минфина РФ от 3 июня 2002 г. № 47н.

1.3. Государственное регулирование инновационной деятельности как способ повышения конкурентоспособности отечественной экономики Для эффективного перехода отечественной экономики на инновационные механизмы функционирования целесообразно иметь четкие национальные

6.1.1. Государственное регулирование инвестиций Государство регулирует инвестиционные процессы в экономике страны с помощью следующих инструментов (способов).1. Создание благоприятных для инвестиций условий:? установление налоговых льгот;? освобождение от таможенных

1.3 Государственное регулирование страховой деятельности В настоящее время Россия находится в процессе реформирования и создания социальных институтов. В этой связи в центре особого внимания находится построение системы государственного регулирования страховой

Тема 16. Государственное регулирование предпринимательской деятельности I.Тесты. Из предложенных вариантов выберете один правильный ответ.Экономические средства воздействия на предпринимательские отношения с помощью создания условий, влияющих на мотивацию поведения

Глава 7 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7.1. Государственные приоритеты в сфере науки и технологии 7.2. Основные функции государственных органов в инновационной сфере 7.3. Взаимодействие государственных, частных и общественных структур в

Роль государства в регулировании аудиторской деятельности

Обе модели включают в качестве одного из элементов системы регулирования международные стандарты аудита и финансовой отчетности, которые могут непосредственно использоваться в качестве нормативного документа или приниматься за основу при разработке национальных стандартов. Даже в тех случаях, когда международные стандарты не признаются в какой-либо стране официально, можно выделить некоторые общие принципы и положения национальных стандартов этих стран, соответствующие международным аналогам.

В этой модели государственное регулирование аудита построено на законодательных актах, которые охватывают всех участников аудиторской деятельности и значительное число связей между ними. Важнейшей функцией государства при этом является формирование требований к содержанию и представлению финансовой (бухгалтерской) отчетности, обязательность ее публикации и подтверждения аудиторским заключением для экономических субъектов, чья деятельность имеет большое социально-экономическое значение. Государственным органам предоставлены полномочия по аттестации и лицензированию аудиторской деятельности, контролю качества аудита, лишению лицензий на право аудиторской деятельности и другие полномочия. Как правило, в этой системе устанавливается обязательный характер стандартов аудиторской деятельности, которые вместе с законодательными актами обеспечивают регламентирование аудиторской деятельности. Роль профессиональных аудиторских объединений незначительна и обычно ограничивается участием в подготовке и обсуждении законодательных и иных актов, регулирующих аудиторскую деятельность; защите и представлении интересов членов этих организаций.

Модели второго типа применяются, в частности, в США и Великобритании. Для этих стран характерна относительная самостоятельность аудиторских организаций; создание различных профессиональных объединений аудиторских организаций, осуществляющих подготовку и профессиональную аттестацию аудиторов и контроль за их работой, разработку стандартов аудита, этических и профессиональных норм (рис. 2).

Прежде всего речь идет о профессиональной этике аудитора. Этические принципы аудита определены как основополагающие в международных и национальных стандартах, сформулированы и раскрыты в кодексе профессиональной этики. На практике в настоящее время контроль за их соблюдением реализуется слабо. Рост доверия к результатам аудита связан не только с профессиональной компетентностью аудиторов, повышением качества их работы, но и с безупречной репутацией. Вместе с тем нередки случаи неэтичного поведения конкурирующих аудиторских фирм в борьбе за клиента.

  • участвовать в аттестации на право осуществления аудиторской деятельности, проводимой уполномоченным федеральным органом;
  • в соответствии с квалификационными требованиями уполномоченного федерального органа разрабатывать учебные программы и планы, осуществлять профессиональную подготовку аудиторов;
  • самостоятельно или по поручению уполномоченного федерального органа проводить проверки качества работы аудиторских организаций или индивидуальных аудиторов, являющихся их членами;
  • по итогам проведенных проверок применять меры воздействия к виновным лицам и (или) обращаться в уполномоченный федеральный орган с мотивированным ходатайством о наложении взыскания на таких лиц;
  • ходатайствовать перед уполномоченным федеральным органом о выдаче претендентам квалификационных аттестатов аудитора, а также о приостановлении действия и аннулировании квалификационного аттестата аудитора в отношении своих членов;
  • ходатайствовать перед уполномоченным федеральным органом о выдаче, приостановлении действия и аннулировании лицензии в отношении своих членов;
  • обращаться в Совет по аудиторской деятельности с предложениями по регулированию аудиторской деятельности;
  • содействовать развитию профессии аудитора и повышению эффективности аудиторской деятельности в Российской Федерации;
  • защищать профессиональные интересы аудиторов в органах государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, судах и правоохранительных органах;
  • разрабатывать и издавать литературу и периодические издания по аудиту и сопутствующим ему услугам;
  • представлять интересы аудиторов в международных профессиональных организациях аудиторов;
  • осуществлять иные функции, определенные уполномоченным федеральным органом.

1. Внутренние документы саморегулируемых организации аудиторов: аудиторские стандарты, правила определения независимости аудиторов, кодексы этики — определяют требования к аудиторским процедурам, дополнительные к требованиям, установленным ФПСАД, если это обусловливается особенностями проведения аудита или особенностями оказания сопутствующих аудиту услуг. Разрабатываются саморегулируемыми организациями, обязательны для применения исключительно членами таких СРО.

2) нормативно-правовое регулирование в сфере аудиторской деятельности, в том числе утверждение федеральных стандартов аудиторской деятельности, а также принятие в пределах своей компетенции иных НПА, регулирующих аудиторскую деятельность и (или) предусмотренных настоящим ФЗ;

Вопрос 10. Меры дисциплинарного воздействия в отношении аудиторских организаций и аудиторов, осуществляемые саморегулируемыми организациями аудиторов и уполномоченным федеральным органом: перечень, порядок применения, правовые последствия для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов (ст. 20 307-ФЗ) 15

2. Внутренние документы (регламенты) аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов: стандарты аудиторской деятельности, правила контроля качества оказываемых услуг, методики аудита и др. Реализуют право аудиторской организации самостоятельно выбирать приемы и методы своей работы в соответствии с ФПСАД. Детализируют требования ФПСАД, устанавливают конкретные приемы и способы проведения аудиторских проверок, оказания аудиторских услуг. Разрабатываются аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами, применяются в соответствии с внутренними требованиями

· федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере аудиторской деятельности (уполномоченный федеральный орган, осуществляющий государственное регулирование аудиторской деятельности);

Уполномоченным федеральным органом регулирования аудиторской деятельности

Для осуществления функций, предусмотренных настоящим Федеральным законом, уполномоченный федеральный орган вправе запрашивать у саморегулируемых организаций аудиторов копии решений органов управления и специализированных органов саморегулируемой организации аудиторов и иную необходимую информацию и документацию.

Заседания совета по аудиторской деятельности созываются председателем совета по мере необходимости, но не реже одного раза в три месяца. Решения совета по аудиторской деятельности принимаются простым большинством голосов членов совета, участвующих в его заседании.

В книге изложены ответы на основные вопросы темы «Аудит». Издание поможет систематизировать знания, полученные на лекциях и семинарах, подготовиться к сдаче экзамена или зачета. Пособие адресовано студентам высших и средних образовательных учреждений, а также всем интересующимся данной тематикой.

2) нормативно-правовое регулирование в сфере аудиторской деятельности, в том числе утверждение федеральных стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, а также принятие в пределах своей компетенции иных нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность и (или) предусмотренных Федеральным законом от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»;

Для осуществления функций, предусмотренных ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», совет по аудиторской деятельности вправе запрашивать у саморегулируемых организаций аудиторов копии решений органов управления и специализированных органов саморегулируемой организации аудиторов и иную необходимую информацию и документацию.

Федеральный закон последней редакции № Актуальная редакция закона 307-ФЗ от 23.04.2022 с изменениями, вступившими в силу с 31.12.2022 включает 26 статей, в которых отражены основные понятия и аспекты аудиторской деятельности, сопутствующих аудиту услуг, аудитора и аудиторской организации. Приведены права и обязанности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, а также права и обязанности аудируемых лиц и / или лиц, заключивших договор оказания аудиторских услуг.

— по одному представителю от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере развития предпринимательской деятельности, от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков, и от Центрального банка Российской Федерации;

Три статьи Закона посвящены вопросам управления аудиторской деятельностью, включая описание уполномоченного федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности, Совета по аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе и аккредитованных профессиональных аудиторских объединений.

Аудиторская деятельность осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ, Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.

Закон представляет собой концептуальный документ, в котором сосредоточены правовые и нормативные положения аудиторской деятельности в РФ. Он должен рассматриваться в контексте других важнейших правовых документов: Гражданского кодекса РФ, Налогового кодекса РФ, Федерального закона «О бухгалтерском учете», Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. от 12.05.2000) и др.

Тема 2

Квалификационные экзамены проводятся в течение трех дней и состоят из тестирования и выполнения письменно-устной работы по экзаменационным билетам (с перерывом между тестированием и проведением письменно-устной работы по экзаменационным билетам от одного до трех дней). В период квалификационного экзамена письменно-устная работа проводится исключительно по местонахождению учебно-методического центра. Квалификационные экзамены сдаются на русском языке без помощи переводчика.

Аттестация проводится с целью проверки квалификации физических лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью, в форме квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора, по итогам которого выдаются квалификационные аттестаты аудиторов в области:

В случае выявления при проведении проверки нарушений лицензиатом лицензионных требований и условий лицензирующий орган обязан в месячный срок по окончании проверки направить лицензиату предупреждение с указанием выявленных нарушений и сроков их устранения.

Для учета мнения профессиональных участников рынка аудиторской деятельности создан Совет по аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе. Положение о Совете по аудиторской деятельности утверждается руководителем уполномоченного федерального органа.

  • во-первых, доказательство того, что аудитор не имеет обязательств перед клиентом, не указанных в договоре. В связи с этим важно, чтобы в договоре четко были определены характер предоставляемых услуг, их продолжительность и стоимость;
  • во-вторых, аудитор должен доказать, что проверка проводилась в соответствии с общепринятыми аудиторскими стандартами. В этом случае даже при обнаружении ошибок аудитор может не нести за них ответственности;
  • в-третьих, если судебный процесс возбужден из-за неосмотрительности пострадавшего, вызвавшей убытки, то аудитор имеет большие шансы выиграть процесс, если он уведомлял в письменном виде клиента о необходимости каких-либо изменений в системе учета или предоставлении ему каких-нибудь документов.

Федеральный закон; Об аудиторской деятельности

2) предоставлять по требованию аудируемого лица необходимую информацию о требованиях законодательства Российской Федерации, касающихся проведения аудиторской проверки, а также о нормативных актах Российской Федерации, на которых основываются замечания и выводы аудиторской организации или индивидуального аудитора;

5) своевременно оплачивать услуги аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов) в соответствии с договором на проведение аудита, в том числе в случаях, когда выводы аудиторского заключения не согласуются с позицией работников аудируемой организации, а также в случае неполного выполнения аудиторами работы по независящим от них причинам;

1. В целях учета мнения профессиональных участников рынка аудиторской деятельности создается совет по аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе. Положение о совете по аудиторской деятельности утверждается руководителем уполномоченного федерального органа.

2) аудиторами, состоящими с учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов);

3. Лицо, квалификационный аттестат которого аннулирован, вправе обжаловать решение уполномоченного федерального органа об аннулировании квалификационного аттестата аудитора в суд в течение трех месяцев со дня получения решения об аннулировании квалификационного аттестата аудитора.

Федеральный закон № 307-ФЗ от Об аудиторской деятельности

2.1. Каждая саморегулируемая организация аудиторов принимает одобренные советом по аудиторской деятельности правила независимости аудиторов и аудиторских организаций. Саморегулируемая организация аудиторов вправе включить в принимаемые ею правила независимости аудиторов и аудиторских организаций дополнительные требования.

18. В случае, если сведения о саморегулируемой организации аудиторов исключены из государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов, членство аудиторской организации, аудитора в такой саморегулируемой организации аудиторов считается прекращенным с даты исключения этих аудиторских организаций, аудитора уполномоченным федеральным органом из контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций.

6.1. Предписания, предусмотренные пунктами 3 — 5 части 6 настоящей статьи, являются основанием для внесения саморегулируемой организацией аудиторов соответствующей записи в реестр аудиторов и аудиторских организаций не позднее семи рабочих дней со дня их получения саморегулируемой организацией аудиторов.

16. Порядок обмена саморегулируемыми организациями аудиторов действительных квалификационных аттестатов аудитора, выданных до 1 января 2011 года, в случаях изменения фамилии, имени, отчества либо иных сведений, содержащихся в них, утверждается уполномоченным федеральным органом. Плата за обмен квалификационных аттестатов аудитора в случаях, установленных настоящей частью, взимается в соответствии с частью 7 статьи 11 настоящего Федерального закона.

5. Внешний контроль качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 настоящего Федерального закона, осуществляют саморегулируемые организации аудиторов в отношении своих членов, а также уполномоченный федеральный орган по контролю и надзору.

Оцените статью
Доступное Правовое обеспечение