Понятие и предмет административно деликтного права рб

Понятие и предмет административно деликтного права рб

АДП отличается от АП прежде всего по предмету правового регулирования. Он лежит в основе отличия и от других отраслей права. Бесспорна его взаимосвязь с другими отраслями права: конституционным, трудовым, финансовым, экологическим и др. Например, нормы главы 9 КоАП направлены на защиту здоровья, чести, достоинства человека.

АП. АДП охраняет управленческие отношения, которые складываются, прежде всего, за пределами служебных отношений и не представляют общественной опасности. Исключением является охрана отношений, возникающих из служебной (трудовой) деятельности. Это говорит о том, что по общему правилу АДП предназначено для охраны внеслужебных отношений. Для охраны служебных отношений существует дисциплинарная и материальная ответственность. В тех случаях, когда мер дисциплинарной ответственности недостаточно, АД устанавливает возможность применить меры административной ответственности (ст. 9.13 – 9.20; 23.15 КоАП).

Задачами настоящего Кодекса являются 1) защита человека, его прав и свобод (не жизни, а чести и достоинства, запрет на клевету ст 9.2 КоАП, на оскорбление ст. 9.3 КоАП), законных интересов(защита против хулиганства, пьянства гл. 17 КоАП), 2) прав юридических лиц, 3) окружающей среды(глава 15 КоАП «Административные правонарушения против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования, где 64 статьи) и санитарно-эпидемического благополучия населения, 4) установленного порядка осуществления государственной власти, 5) общественного порядка, а также 6) защита установленного правопорядка от административных правонарушений.

Разделение административно-деликтной нормы на части – это всего лишь логическая абстракция, теоретическая модель. Название этих частей «гипотезой», «диспозицией» и «санкцией» сути самих указанных правил поведения (норм права) не изменяет. Они остаются теми же правилами.

Нормы Общей и Особенной частей лишь структурно обособлены, но по содержанию представляют собой единое целое. Каждое конкретное деяние, названное в Особенной части является административным правонарушением лишь при условии соединения признаков, предусмотренных в Общей и Особенных частях.

К особенностям административно деликтных норм относится и то, что их источниками являются декреты и указы Президента РБ. По этому критерию рассматриваемые нормы сближаются с нормами других отраслей права и отграничиваются от норм уголовного права, источником которого является только закон – Уголовный кодекс.

Говоря о санкциях нельзя обойти вопрос об их классификации. В научной юридической литературе классифицируют не административные взыскания, а санкции. Получается, что санкции могут быть абсолютно определенные и относительно определенные. Фактически таковыми являются меры административной ответственности, а не санкции.

Дается перечень деяний, признаваемых административными правонарушениями, и указываются административные взыскания, которые могут быть назначены за каждое совершенное правонарушение. Нормы разделены на институты, каждый из которых получил отражение в главе. Всего их 17.

Понятие, предмет и система административно-деликтного права

Нормы-запреты в большинстве случаев содержат не один вид взыскания, а несколько (т.е. носят альтернативный характер). В случае если нормы устанавливают альтернативность применения административных взысканий, то они могут быть абсолютно-определенными или относительно-определенными.

По особенностям конструкции объективной стороны правонарушений: материальные составы и нематериальные. Материальными считаются составы, в которых объективная сторона включает как деяние, так и последствия, которые наступают при совершении правонарушения. 9.1. относится к материальным, 9.7. Нематериальные составы – это те составы, объективная сторона которых включает сам факт совершения деяния в независимости от дальнейшего последствия. 11.7, 11.46.

Система АДП в настоящее время включает общую и особенную части. Система обусловлена структурой АДЗ. В общую часть АДП входят: 1) нормы, закрепляющие задачи и действие КоАП по времени и в пространстве; 2) нормы, закрепляющие понятие и признаки административного правонарушения; 3) нормы, которые закрепляют обстоятельства, исключающие признание деяния административным правонарушением (глава 5 КоАП); 4) нормы, закрепляющие принцип и условия АО; 5) цели (3 цели, гл. 6) и виды (9) административных взысканий; 6) общий порядок наложения взысканий (не путать с процессуальными нормами по применению мер АО); 7) основания освобождения от АО.

В первую очередь, это метод административного принуждения. Это способ воздействия на субъекты ПО посредством установления и применения мер административного принуждения, которые ущемляют и ограничивают свободу субъектов ПО или причиняют этим субъектам ограничения или лишения. Для данного метода характерно закрепление в законодательстве или применение на практике следующих мер административного принуждения:

Должностные лица – ст. 1.3. Понятие. ДЛ – физическое лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, либо лицо, уполномоченное в установленном порядке на совершение юридически значимых действий, а также государственный служащий, имеющий право в пределах своей компетенции отдавать распоряжения или приказы и принимать решения относительно лиц, не подчиненных ему по службе. Ст. 1 Закона «О борьбе с коррупцией».

Понятие, предмет, задачи административно-деликтного права

В юридической науке понятие административно-деликтного права («деликт» от лат. delictum — проступок)фигурирует с 70-х годов XX века. Ряд исследователей (Братусь С.Н., Скворцов С.М., Севрюгин В.Е., Шергин А.П.) стали рассматривать административно-деликтное (административно-наказательное) право как самостоятельную отрасль права.

Наука административного деликтного праваисследует историю развития и источники административного деликтного права, административно-деликтные правоотношения, административный деликтный закон, его социальную обусловленность и социальную эффективность, понятие, задачи, функции, сущность административного деликтного права, понятие административного правонарушения, административной ответственности, административного взыскания, составы административных правонарушений, проблемы совершенствования административного деликтного законодательства и т.д.

Применение метода диалектического материализма не исключает применение и специальных методов изучения правовых явлений, таких как конкретно-социологический метод, метод сравнительно-правового исследования, социальный эксперимент, статистическое исследование и других.

Административное право не может существовать без административно-деликтного права, и наоборот. Административное право зависит от административно-деликтного права. Административно-правовые нормы и регулируемые ими управленческие отношения нуждаются в охране. Способами и средствами охраны являются меры административной ответственности.

Административно-деликтное право – совокупность административно-деликтных норм, регулирующих отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся при совершении административных правонарушений и привлечения лица, его совершившего, к административной ответственности.

Понятие, предмет, методы административно-деликтного права

В обществе нормы административного деликтного права выполняются, как правило, добровольно и сознательно в силу того, что их требования соответствуют интересам и потребностям людей. Вместе с тем эти нормы обеспечиваются и принудительными мерами, которые применяются в случае их нарушения.

Субъективная сторона административного правонарушения характеризуется психическим отношением правонарушителя к совершенному деянию и наступившим последствиям. Она включает вину нарушителя, мотивы, которыми руководствовался субъект и цели, которые он преследовал.

От неосторожной формы вины необходимо отличать так называемый казус (случай), при котором лицо не несет административной ответственности. Для казуса характерно то, что лицо не должно было и не могло предвидеть вредные последствия, наступившие в результате его деяния.

Для материальных – деяния недостаточно. Необходимо, чтобы наступили последствия и между деянием и последствиями существовала причинная связь. например: Умышленное причинение телесного повреждения; Мелкое хищение; Загрязнение либо засорение вод и другие. Последствиями выступает нанесенный ущерб, вред.

Административное деликтное право —это отрасль права, совокупность правовых норм, установленных высшим органом законодательной власти и определяющих, какие общественно опасные деяния являются административными правонарушениями, устанавливающих основания и условия административной ответственности, взыскания, которые могут быть применены к лицам, совершившим административное правонарушение.

Административная ответственность выражается в обязан­ности конкретного лица отвечать за содеянное.Ее еще называют субъективной ответственностью. Под конкретным лицом в рассматриваемом аспекте понимается как лицо, у которого наличествует вина в непосредственном совершении правонарушения, так и иное лицо, с которым первое находится в служебных, трудовых или семейных связях и от­ветственность которого предусмотрена в действующем законода­тельстве.

КоАП относится к особым нормативным правовым актам. Он представляет собой единый универсальный законодательный акт, в котором регламентированы все основные вопросы администра- тивно-деликтного права. КоАП — это система адинистративно-деликтных норм, кото­рые логически обоснованы и отличаются внутренним единством. Он делится на Общую и Особенную части.

Административной ответственности присуще принудительное воздействие, которое осуществляется против воли лица с целью понудить, заставить его действовать в русле установленных правил, выполнять их. Прину­дительное воздействие вообще может осуществляться многими, среди них и государство, его органы. Административная ответст­венность, как и в целом юридическая ответственность, применяется соответствующими специально уполномоченными на то государ­ственными органами, лицами от имени государства. В этом состоит первая особенностьадминистративной ответственности. Административная ответственность регулируется нормами административно-деликтного права.В этом и состоит ее вторая особенная,характерная черта. Административная ответственность является результатом совершенного административного правонарушения, реакцией государства на такого рода правонарушение. Только совершение административного правонарушения служит основанием для привлечения к административной ответственности.Названное следует отнести к третьей особенностиадминистративной ответственности.

Это интересно:  Международный договор купли продажи товаров пример

По просьбе ФЛ, задержанного за совершение административного правонарушения, о месте его нахождения в течение трех часов уведомляются совершеннолетние члены его семьи, близкие родственники, защитник, наниматель, с которым задержанный состоит в трудовых отношениях, администрация учреждения образования, учащимся или студентом которого он является. О задержании несовершеннолетнего уведомление родителей или лиц, их заменяющих, обязательно. Иностранные граждане или лица без гражданства, задержанные за совершение административного правонарушения, без промедления должны быть информированы на понятном им языке о причинах их задержания и правах, которые они имеют. Административное задержание не допускается в отношении: 1) лица, занимающего высшую государственную должность РБ, и лица, должность которого включена в кадровый реестр Главы государства Республики Беларусь; 2) члена Совета Республики, депутата Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь и депутатов местных Советов депутатов; 3) судьи; 4) народного заседателя.

3. Возврат завышенных сумм:осуществляется подрядчиком (суб­подрядчиком) в связи с завышением объемов и (или) стоимости стро­ительно-монтажных или других работ, произведенных затрат при строительстве (реконструкции, ремонте), выполненных за счет средств бюджета, государственных целевых бюджетных, государ­ственных внебюджетных, инновационных фондов. К рассматриваемой мере следует отнести и штраф на сумму за­вышения, которое выявлено при контрольном обмере завышения объемов или стоимости выполненных строительно-монтажных работ и произведенных затрат, причиной которого явились ошибки проект­ных организаций, допущенных в проектно-сметной документации.

Чуприс О

25 Виды деяний Простые (представляют собой единовременное действие либо кратковременное бездействие). Сложные (представляют собой либо совокупность нескольких деяний либо распространенность одного деяния во времени). Разновидности: комплексные (два правомерных деяния формируют одно сложное деяние, являющееся административным правонарушением. Прим.: ст. 22.1); альтернативные (законодательная конструкция предусматривает два и более вида деяний, совершение одного из которых является самостоятельным основанием привлечения к административной ответственности. Применение союзов «и», «или», «либо».); собирательные (состав образуется системой тождественных деяний. За совершение одного из них ответственность не наступает. Прим.: ч.2. ст ); длящиеся (ст.2.6 КоАП); продолжаемые (несколько тесно связанных между собой правонарушений образуют единое административное правонарушение. Прим.:ч.2 ст. 22.9)

32 Стадии совершения умышленного административного правонарушения 3 стадии: приготовление, покушение, оконченное правонарушение. Ответственность наступает за: покушение (ст Признаки: Умысел; целенаправленность; не доведение до конца по независящим от лица обстоятельствам. Ответственность лишь в случаях прямо предусмотренных в статьях Особенной части); оконченное административное правонарушение (момент окончания в зависимости от конструкции объективной стороны: материальный либо формальный состав).

52 Понятие и меры административно- правового принуждения Административно-правовое принуждение – система осуществляемых уполномоченными государственными органами мер психического, физического, морального воздействия на субъекта в целях предупреждения правонарушений, их пресечения, наказания за них, восстановления нарушенного состояния. В соответствии с 4 целями принуждения выделяют 4 вида мер: Меры предупреждения; Меры пресечения; Меры административной ответственности; Административно-восстановительные меры.

45 Освобождение от административной ответственности Гл. 8 КоАП Общие признаки: наличие оснований и условий привлечения к административной ответственности; административное правонарушение не является предусмотренным ст. 4.5.; при освобождении от ответственности будут достигнуты ее цели; жесткий перечень условий (гл. 8); освобождение не является безусловным (за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.4., 8.7.), а есть право органа, ведущего административный процесс.

26 Субъективная сторона административного правонарушения Психическая деятельность лица, связанная с совершаемым правонарушением. Элементы: эмоции, мотивы (не являются признаками правонарушения, но учитываются в отдельных случаях квалификации. Ст.7.2.); сознание и воля. Сознание и воля образуют вину.

Административная ответственность – это правоотношение, возникающее между лицом, совершившим административное правонарушение и государством в лице компетентных органов (должностных лиц). Административная ответственность реализуется только компетентными органами (должностными лицами).

Физические лица, кроме вышеуказанных (ч. 1 ст. 4.7. КоАП), на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине, за совершение административных правонарушений несут административную ответственность на общих основаниях.

Общественная опасность означает, что любой административный проступок, посягая на те или иные общественные отношения причиняет им вред, нарушает их упорядоченность, согласованность, гармоничность и т. д. Общественная опасность деяния зависит от многих признаков: места, времени, способа совершения административного проступка, размеров ущерба, степени и формы вины и других.

Таким образом, предметом правового регулирования административного деликтного права являются общественные отношения, возникающие в связи с совершением административного проступка, предупреждением административных правонарушений и при защите от общественно опасных посягательств; причинении вреда при задержании физического лица, совершившего преступление или административное правонарушение; обоснованном риске.

В случае обнаружения неясностей и различий в содержании нормативного правового акта, а также противоречий в практике его применения нормотворческий орган (должностное лицо), принявший (издавший) этот акт, или, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь, уполномоченный им орган осуществляют официальное толкование этих норм путем издания специального акта.

Понятие АДП

АДП — это самостоятельная отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, определяющих, какие общественно опасные деяния (действия или бездействия) являются административными правонарушениями, регулирующая основания и условия административной ответственности, применения административных взыскания к лицам, совершившим административное правонарушение.

— отдельные составы правонарушений признаются преступлениями только при наличии административной преюдиции — уголовная ответственность за общественно-опасное деяния предусмотренное ст. 281 УК (незаконная добыча рыбы или других водных животных) наступает только при наличии административной преюдиции – лицо имеет действующие административное взыскание за правонарушение предусмотренное ст. 15.35 КоАП (нарушения правил ведения рыболовного хозяйства и рыболовства, добычи других водных животных);

— административно-правовые нормы устанавливают административную ответственность за нарушение норм и правил установленных другими отраслями права — ст. 11.2 КоАП РБ устанавливает административную ответственность за нарушение установленного нормами финансового права порядка осуществления валютных операций, ст. 23.15 КоАП РБ устанавливает административную ответственность за нарушения норм трудового права – прием на работу без документов подлежащему обязательному предъявлению при заключении трудового соглашения (исчерпывающий перечень необходимых документов приведен в ст. 26 ТК РБ).

— отдельные составы правонарушений признаются преступлениями только при наличии административной преюдиции — уголовная ответственность за общественно-опасное деяния предусмотренное ст. 281 УК (незаконная добыча рыбы или других водных животных) наступает только при наличии административной преюдиции – лицо имеет действующие административное взыскание за правонарушение предусмотренное ст. 15.35 КоАП (нарушения правил ведения рыболовного хозяйства и рыболовства, добычи других водных животных);

— административно-правовые нормы устанавливают административную ответственность за нарушение норм и правил установленных другими отраслями права — ст. 11.2 КоАП РБ устанавливает административную ответственность за нарушение установленного нормами финансового права порядка осуществления валютных операций, ст. 23.15 КоАП РБ устанавливает административную ответственность за нарушения норм трудового права – прием на работу без документов подлежащему обязательному предъявлению при заключении трудового соглашения (исчерпывающий перечень необходимых документов приведен в ст. 26 ТК РБ).

Принцип Гласности. Дела об административных правонарушениях подлежат отрытому рассмотрению, за исключением дел, предполагающих гос, коммерческую или иную тайну, или если Закрытого разбирательства требуют интересы безопасности лиц и их родных и близких, а также В целях обеспечения чести и достоинства.

2)Ответственность, применяемая в адм порядке за правонарушения административного характера (квази административная ответственность). Этот вид ответственности наступает за нарушение норм адм характера, которые не определяются в законодательстве, как адм правонарушение, но имеют очевидное административно-правовое содержание. Данную группу правонарушений характеризует применение не компа, а иных законов.

Принцип Справедливости или обоснованности административных наказаний. Меры адм ответственности закреплены в санкциях норм ап, они являются наказанием за несоблюдение субъектами права установленных запретов, ограничений и обязанностей. Наказания должны назначаться справедливо.

Лица, ведущие производство по делу об адм правонарушении оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, которое основывается на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела, приём, никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Принцип оперативности производства. Коапом установлены сравнительно краткие сроки давности привлечения к ответственности и давности Исполнения постановления о назначении наказаний. Коапом регламентирован Сроки оперативного рассмотрения дел, сроки составления протоколах, направление его субъекта в административной юрисдикции.

Это интересно:  Какую смесь дают на молочной кухне в екатеринбурге 2022

общественные отношения, возникающие при защите от общественно опасных посягательств; причинении вреда при задержании физического лица, совершившего преступление или административное правонарушение; обоснованном риске (общественные отношения, которые возникают в случаях использования обстоятельств, исключающих признание деяния административным правонарушением. К таким обстоятельствам относятся необходимая оборона; причинение вреда при задержании физического лица, совершившего преступление или административное правонарушение; крайняя необходимость; обоснованный риск).

Субъекты — участники управленческих и иных отношений, которых административно-деликтный закон наделил правами и обязанностями, способностью вступать в административно-деликтные правоотношения. Все субъекты административно-деликтных правоотношений должны обладать таким юридическим качеством как административно-деликтная правосубъектность, которая состоит из административно-деликтной правоспособности (установленная и охраняемая государством возможность (способность) конкретных субъектов вступать в различные правовые отношения) и административно-деликтной дееспособности (процесс практической реализации правоспособности субъектов административно-деликтных правовых отношений, — это способность сознательно и самостоятельно осуществлять свои права и исполнять обязанности).

Административно-деликтное право – совокупность административно-деликтных норм, регулирующих отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся при совершении административных правонарушений и привлечении лица, его совершившего, к административной ответственности.

Основным методом науки АДП является метод диалектического материализма, — предполагает изучение АДП в его историческом развитии и неразрывной связи с действительностью, развитием государства и права. Не исключается применение и специальных методов изучения правовых явлений (конкретно-социологический метод, метод сравнительно-правового исследования, социальный эксперимент, статистическое исследование и др.).

Административно-деликтное право (далее – АДП) не регулирует управленческие отношения, однако его нормы включены в систему административного права. Несмотря на наличие особенностей, АДП не противопоставляется административному праву.

41. Круглов В.А., Рябцев Л.М. Юридическое закрепление мер, обеспечивающих производство по делам об административных правонарушениях в разрабатываемых законопроектах — гарантия надлежащей охраны прав граждан // Актуальные проблемы правоохранительной деятельности органов внутренних дел: сб. науч. ст. преподавателей, адъюнктов и соискателей / под общ. ред. Л.М. Рябцева. — Минск: Акад. МВД Респ. Беларусь, 1999. — С. 6-10. (0,4/0,2 п.л.)

Предлагается авторская классификация субъектов производства по делам об административных правонарушениях исходя из которой, учитывая последовательность стадий производства по делам об административных правонарушениях и предложений ученых, представлена структура авторского проекта ПИКоАП

Совершенствованию материальных норм об административных правонарушениях посвящено достаточно много работ как ученых, так и практических работников правоохранительных органов. Ими предлагаются дополнения, изменения в различные статьи, в том числе и нового КоАП, которые законодатель принимает, но которые иногда не подкреплены научными исследованиями, что порождает проведение дискуссий и требует внесения новых дополнений и изменений. Нами не ставилась цель исследовать все проблемы, связанные с совершенствованием материальных норм об административных правонарушениях. Мы остановились только на некоторых из них и обосновали конкретные предложения по их совершенствованию, тем более что практическое применение положений нового КоАП, который введен в действие с 1 марта 2007 г., позволит проверить экспериментальным путем правильность тех или иных теоретических положений. Предлагается дополнить КоАП статьей «Виды принудительных мер воспитательного характера, применяемые к несовершеннолетнему, совершившему административный проступок», включающей такие меры, как: обязательство публичного (или в иной форме, определенной органом, налагающим взыскание) извинения перед потерпевшим; предостережение; возложение на несовершеннолетнего, достигшего 14-летнего возраста, обязанности возместить причиненный материальный ущерб при условии, что подросток имеет самостоятельный заработок и сумма ущерба не превышает десятикратного размера минимальной заработной платы. Если подросток не работает, возложить на него обязанность своим трудом (в случае такой возможности) устранить причиненный материальный ущерб; передача несовершеннолетнего под надзор родителей (или лиц, их заменяющих); ограничение свободы досуга несовершеннолетнего.

55. Круглов В.А. Развитие теоретических взглядов на проблему производства по делам об административных правонарушениях // Юридическое, экономическое образование и наука на пороге нового тысячелетия: материалы науч.-практ. конф., посв. 10-летию Белорусского института правоведения, Минск, 30 ноября — 1 декабря 2000 г. — Минск: «БИП-С», 2001. — С. 48-50. (0,2 п.л.).

Таким образом, предметом правового регулирования материальных норм об административных правонарушениях являются общественные отношения, возникающие, развивающиеся и прекращающиеся в связи с совершением административного проступка (деликта), предупреждением административных правонарушений и при защите от общественно опасных посягательств; причинении вреда при задержании физического лица, совершившего преступление или административное правонарушение; обоснованном риске.

Применение метода диалектического материализма не исключает применение и специальных методов изучения правовых явлений, таких как конкретно-социологический метод, метод сравнительно-правового исследования, социальный эксперимент, статистическое исследование и других.

Предметом административно-деликтного права являются административно-деликтные отношения, возникающие по поводу административных правонарушений. В одних случаях таким поводом является соблюдение вступившей в юридическую силу административно-деликтной нормы (нормативного правового акта, содержащего административно-деликтные нормы)

В соответствии с конституционными установлениями в ст. 1.2 КоАП четко и исчерпывающе определены задачи законодательства об адми- нистративных правонарушениях: защита человека, его прав и свобод, законных интересов, прав юридических лиц, окружающей среды и санитарно-эпидемического благополучия населения, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного поряд- ка, а также защита установленного правопорядка от административных правонарушений, предупреждение административных правонаруше- ний

Вторым основанием возникновения рассматриваемых отношений служит применение административно-правовых мер предупреждения в целях недопущения нарушения административно-деликтных запретов. Например, осуществление проверки документов и сведений, необходи­мых для таможенных целей, осуществление таможенного досмотра, осмотра, остановка транспортного средства в целях проверки докумен­тов, ограничение скорости движения на отдельных участках дороги и т. д. Такие отношения следует назвать предупредительными.

Основным методом науки административного деликтного права является общий для всех отраслей знаний способ познания объективной реальности – метод диалектического материализма. Этот метод предполагает изучение административного деликтного права в его историческом развитии и неразрывной связи с действительностью, развитием государства и права.

Понятие и виды административно-деликтных правоотношений

Наука административно – деликтного права — совокупность взглядов, представлений и идей, раскрывающих сущность АДП как формы применения норм КоАП в целях охраны и регулирования общественных отношений в различных сферах жизнедеятельности общества; исследует историю развития и источники АДП, административно-деликтные правоотношения, административный деликтный закон, его социальную обусловленность и социальную эффективность, понятие, задачи, функции, сущность АДП, понятие административного правонарушения, административной ответственности, административного взыскания, составы административных правонарушений, проблемы совершенствования административного деликтного законодательства и т.д.

Систему науки АДП условно образуют разделы: история АДП; общие положения АДП; административный деликтный закон; административное правонарушение; административная ответственность; обстоятельства, исключающие признание деяния административным правонарушением; административные взыскания; наложение административных взысканий; обстоятельства смягчающие и отягчающие административную ответственность; основания освобождения от административной ответственности; составы административных правонарушений в различных областях; административное деликтное право в зарубежных странах.

Административно-деликтное право как отрасль права, — совокупность правовых норм, установленных высшим органом законодательной власти и определяющих, какие общественно опасные деяния являются административными правонарушениями, устанавливающих основания и условия административной ответственности, взыскания, которые могут быть применены к лицам, совершившим административный правонарушение.

общественные отношения, возникающие при защите от общественно опасных посягательств; причинении вреда при задержании физического лица, совершившего преступление или административное правонарушение; обоснованном риске (общественные отношения, которые возникают в случаях использования обстоятельств, исключающих признание деяния административным правонарушением. К таким обстоятельствам относятся необходимая оборона; причинение вреда при задержании физического лица, совершившего преступление или административное правонарушение; крайняя необходимость; обоснованный риск).

Основным методом науки АДП является метод диалектического материализма, — предполагает изучение АДП в его историческом развитии и неразрывной связи с действительностью, развитием государства и права. Не исключается применение и специальных методов изучения правовых явлений (конкретно-социологический метод, метод сравнительно-правового исследования, социальный эксперимент, статистическое исследование и др.).

Понятие и сущность административно-деликтного права

Административно-деликтное право (далее – АДП) не регулирует управленческие отношения, однако его нормы включены в систему административного права. Несмотря на наличие особенностей, АДП не противопоставляется административному праву.

Основным методом науки АДП является метод диалектического материализма, — предполагает изучение АДП в его историческом развитии и неразрывной связи с действительностью, развитием государства и права. Не исключается применение и специальных методов изучения правовых явлений (конкретно-социологический метод, метод сравнительно-правового исследования, социальный эксперимент, статистическое исследование и др.).

Административное право не может существовать без административно-деликтного права, и наоборот. Административное право зависит от административно-деликтного права. Административно-правовые нормы и регулируемые ими управленческие отношения нуждаются в охране. Способами и средствами охраны являются меры административной ответственности.

Административно-деликтное право – совокупность административно-деликтных норм, регулирующих отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся при совершении административных правонарушений и привлечении лица, его совершившего, к административной ответственности.

Наука административно – деликтного права — совокупность взглядов, представлений и идей, раскрывающих сущность АДП как формы применения норм КоАП в целях охраны и регулирования общественных отношений в различных сферах жизнедеятельности общества; исследует историю развития и источники АДП, административно-деликтные правоотношения, административный деликтный закон, его социальную обусловленность и социальную эффективность, понятие, задачи, функции, сущность АДП, понятие административного правонарушения, административной ответственности, административного взыскания, составы административных правонарушений, проблемы совершенствования административного деликтного законодательства и т.д.

Это интересно:  Выплаты за приёмных детей в свердловской области 2022

Понятие административно-деликтного права (АДП)

Основания адм ответственности: 1) фактическое (правонарушение); 2) нормативное (законодательство об административных правонарушениях, содержт нормы права, включающие реакцию государства на правонарушения). 3) Процессуальное основание (соблюдение особой процедуры привлечения к административной ответственности).

Принцип равенства перед законом. К фактически неравным физическим и юр лицам закон предъявляет одинаковые требования. Физ лица подлежат адм ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств. Юр лицо подлежит ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности и иных обстоятельств. Коапом признаются особые меры принуждения к отдельным категориям лиц (военные, депутаты, судьи, прокуроры и др. 1.4 коап) регулируется специальными актами.

Принцип Справедливости или обоснованности административных наказаний. Меры адм ответственности закреплены в санкциях норм ап, они являются наказанием за несоблюдение субъектами права установленных запретов, ограничений и обязанностей. Наказания должны назначаться справедливо.

2)Ответственность, применяемая в адм порядке за правонарушения административного характера (квази административная ответственность). Этот вид ответственности наступает за нарушение норм адм характера, которые не определяются в законодательстве, как адм правонарушение, но имеют очевидное административно-правовое содержание. Данную группу правонарушений характеризует применение не компа, а иных законов.

Принцип Гласности. Дела об административных правонарушениях подлежат отрытому рассмотрению, за исключением дел, предполагающих гос, коммерческую или иную тайну, или если Закрытого разбирательства требуют интересы безопасности лиц и их родных и близких, а также В целях обеспечения чести и достоинства.

г) возникновение отношений в исполнительном производстве по делу об административном правонарушении обусловлено наличием только им присущего юридического факта — вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении о наложении на лицо, виновное в совершении административного правонарушения того или иного административного взыскания (наказания).

– постановлением Верховного Совета Республики Беларусь № 3777–ХII от 30 мая 1995 г. «Об организации временного творческого коллектива по подготовке проектов Гражданского, Гражданского процессуального, Уголовного, Уголовно-процессуального, Административно-процессуального кодексов и Кодекса об административных правонарушениях»;

На состояние защищенности личности, общества и государства влияет административная деликтность, «под которой понимается совокупность всех совершаемых в стране, регионе, населенном пункте деяний, признаваемых действующим законодательством административными правонарушениями».

Примером тесной связи теории и практики являлся труд Н. Гутовского «Систематический указатель (попытка систематики) законодательства Белорусской ССР за 1919-1928 г.г., изданный по специальному постановлению Совета Народных Комиссаров БССР от 28 ноября 1928 г.»1.

– выработаны предложения и рекомендации по совершенствованию материальных, процессуальных и исполнительных норм об административных правонарушениях и разработана концептуальная модель Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях;

Административно-деликтное право Республики Беларусь тема диссертации и автореферата по ВАК РФ, доктор юридических наук Круглов, Валерий Александрович

— распоряжением Администрации Президента Республики Беларусь № 76 ра от 28 сентября 1998 г. «О создании рабочей группы для доработки и экспертной оценки проектов Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь по делам об административных правонарушениях».

— изучению административно-деликтного права, административно-деликтного процессуального права и административно-деликтного исполнительного права в учебных учреждениях, обеспечивающих получение высшего юридического образования, разработке для этого учебных программ, подготовке учебных пособий;

— постановлением Верховного Совета Республики Беларусь № 3777-ХП от 30 мая 1995 г. «Об организации временного творческого коллектива по подготовке проектов Гражданского, Гражданского процессуального, Уголовного, Уголовно-процессуального, Административно-процессуального кодексов и Кодекса об административных правонарушениях»1;

24 научных направления и три самостоятельные отрасли права, а разработка проекта Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях с учетом предложенных новаций по совершенствованию материальных, процессуальных и исполнительных норм об административных правонарушениях, а также норм, регулирующих административно-предупредительные меры, разрешает такую крупную научную проблему, как раздельная кодификация материальных и процессуально-исполнительных норм об административных правонарушениях.

Масштабы административной деликтности, разнообразие форм ее проявлений, причиняемый вред предопределяют необходимость противодействия административным правонарушениям, снижения порога их опасности для защищаемых законом интересов. В этих целях государство совершенствует законодательство об административной ответственности, систему органов, осуществляющих предупреждение, пресечение административных правонарушений и наказание нарушителей, создает условия для соблюдения административно-правовых запретов. Столь значимая деятельность должна иметь необходимую научную базу», — указывает А.П. Шергин1. И, как правильно отмечал в 2005 году B.C. Каменков, «законодательство об административной ответственности, хотя и имеет определенную нормативную основу, еще полностью не сформировано. Особенно уязвима процессуальная сторона, поскольку административно-процессуальное законодательство еще не стало самостоятельной отраслью права»2.

Административно-деликтное право – отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, определяющих сущность административного правонарушения и меры административной ответственности, а также явления, связанные с административными правонарушениями.

Нормы, входящие в Особенную часть также разделены на институты, каждый из которых получил выражение в соответствующей главе. Всего 17 глав. Каждый институт состоит из подинститутов, то есть группы норм. регулирующих специфические обществ. отношения в пределах этого института. Н-р, 1-ый институт Общей части имеет в своём составе нормы, регулирующие задачи(ст.1.2) и действие КоАП (ст.1.4-1.5), нормы дефинитивного характера(ст.1.1,1.3).

Нормы Общей части и Особенной части представляют собой единое целое. Нормы Общей части обеспечивают надлежащее применение норм Особенной части. Каждое конкретное деяние, названное в Особенной части, является админ. правонарушением лишь при условии соединения признаков, предусмотренных в Общей и Особенной частях.

Административно-деликтное право – отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, определяющих сущность административного правонарушения и меры административной ответственности, а также явления, связанные с административными правонарушениями.

Нормы, входящие в Особенную часть также разделены на институты, каждый из которых получил выражение в соответствующей главе. Всего 17 глав. Каждый институт состоит из подинститутов, то есть группы норм. регулирующих специфические обществ. отношения в пределах этого института. Н-р, 1-ый институт Общей части имеет в своём составе нормы, регулирующие задачи(ст.1.2) и действие КоАП (ст.1.4-1.5), нормы дефинитивного характера(ст.1.1,1.3).

Административно-деликтное право

Административное правонарушение является антиобщественным деянием. Однако не всякое антиобщественное деяние охватывается признаками административного правонарушения. Какое антиобщественное деяние является административным правонарушением определяется соответствующим законодательством. Административное правонарушение характеризуется определенным составом. Он включает совокупность признаков, при наличии которых противоправное деяние признается проступком.

Отношения, возникающие между государственными органами и правонарушителями — это властные отношения. Однако они имеют свою специфику. Во-первых, административные деликты не обязательно, непосредственно возникают из управленческих отношений (например, уничтожение или повреждение чужого имущества — ст. 7.17 КоАП РФ, занятие проституцией — 6.11 КоАП и др.). Во-вторых, нормы об административной ответственности за административные правонарушения (проступки носят универсальный характер, аналогичный нормам уголовного права). Их охранительная функция распространяется на отношения, регулируемые не только административным правом, но и другими отраслями права. Административно-деликтное право связано с определением и назначением административных наказаний (взысканий), поэтому его называют также административно-наказательным правом.

Административно-деликтное право содержит материальные и процессуальные нормы. Материальные нормы определяют понятие административного правонарушения, цели и виды административного наказания, состава административных правонарушений в различных сферах государственного управления, полномочия и виды органов, компетентных рассматривать это правонарушение. Процессуальные нормы определяют порядок производства по делам об административных правонарушениях.

субъективная сторона состава административного правонарушения — это отношение субъекта к совершенному им деянию, т.е. вина в форме умысла или неосторожности. Вина юридических лиц связана с выходом юридического лица за пределы отведенной ему правоспособности либо ненадлежащее распоряжение. Она определяется через оценку данного обстоятельства компетентным органом, налагающим административное взыскание. Она выражает субъективное отношение к противоправному деянию коллектива юридического лица, определяемое по доминирующей в нем воле, носителем которой является администрация, ее должностные лица. Отсюда вина юридического лица должна пониматься как выражение вины должностных лиц администрации и считаться доказанной только при наличии установленной вины должностного лица.

меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регулирующим производство по делам об административных правонарушениях; а меры уголовной ответственности — в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом, меры гражданской ответственности — в порядке, предусмотренном Гражданским процессуальным и Арбитражным процессуальным кодексами.

Оцените статью
Доступное Правовое обеспечение