П 8 ст 95 44 фз расторжение

Статья 95 44-ФЗ — Изменение, расторжение контракта

3. В установленных пунктом 6 части 1 настоящей статьи случаях принятие государственным или муниципальным заказчиком решения об изменении контракта в связи с уменьшением лимитов бюджетных обязательств осуществляется исходя из соразмерности изменения цены контракта и количества товара, объема работы или услуги.

а) сторона специального инвестиционного контракта, которая заключила такой контракт от имени Российской Федерации (Российской Федерации наряду с субъектом Российской Федерации и (или) муниципальным образованием), направляет в течение десяти рабочих дней со дня его расторжения уведомление об указанном расторжении заказчикам, заключившим в соответствии с пунктом 47 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона контракты на поставку товара, обязательства по которым не исполнены на дату направления такого уведомления. Уведомление о расторжении специального инвестиционного контракта направляется заказчикам по почте заказными письмами с уведомлением о вручении по адресам заказчиков, указанным в контрактах. Перечень соответствующих заказчиков определяется на основании информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками;

14. Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

18. Если до расторжения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) частично исполнил обязательства, предусмотренные контрактом, при заключении нового контракта количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги должны быть уменьшены с учетом количества поставленного товара, объема выполненной работы или оказанной услуги по расторгнутому контракту. При этом цена контракта, заключаемого в соответствии с частью 17 настоящей статьи, должна быть уменьшена пропорционально количеству поставленного товара, объему выполненной работы или оказанной услуги.

17.1. В случае расторжения контракта по основаниям, предусмотренным частью 8 настоящей статьи, заказчик вправе заключить контракт с участником закупки, с которым в соответствии с настоящим Федеральным законом заключается контракт при уклонении от заключения контракта победителя, указанного в части 3 статьи 54, части 6 статьи 78, первом предложении части 17 статьи 83, победителя электронной процедуры (за исключением победителя, предусмотренного частью 14 статьи 83.2 настоящего Федерального закона) и при условии согласия такого участника закупки заключить контракт. Указанный контракт заключается с соблюдением условий, предусмотренных частью 1 статьи 34 настоящего Федерального закона с учетом положений части 18 настоящей статьи, и после предоставления в соответствии с настоящим Федеральным законом участником закупки обеспечения исполнения контракта, если требование обеспечения исполнения контракта предусмотрено извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке. При этом при расторжении контракта (за исключением контракта, указанного в части 9 статьи 37 настоящего Федерального закона) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта заключение контракта в соответствии с настоящей частью допускается в случае, если в связи с таким расторжением в соответствии с частью 7 статьи 104 настоящего Федерального закона принято решение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым расторгнут контракт, в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Расторжение контракта по соглашению сторон 44-ФЗ: сроки, основания, образец

Компания «Глобус» победила в аукционе и подписала договор на сумму 30 894,25 рублей на поставку сахара. Срок поставки товара закончился, а госзаказчик выбрал не весь товар. Стороны решили мирно расторгнуть договор без претензий. Заказчик оплатил тот объем продукта, который фактически принял от поставщика.

Заказчик откажется от контракта в одностороннем порядке, если выяснит, что победитель указал в заявке недостоверные сведения о себе или о товаре и не соответствует требованиям к участникам закупки из ст. 31 44-ФЗ. Например, если узнает, что деятельность поставщика приостановлена, он окажется банкротом или имеет налоговую задолженность.

  • реквизиты и контакты сторон;
  • причина, по которой расторгают договор;
  • объем поставленного товара, оказанных услуг или выполненных работ и сумму, которую заказчик уже заплатил или обязуется это сделать;
  • сроки возврата обеспечения и аванса, если в договоре нет таких данных;
  • отсутствие претензий друг к другу;
  • сроки, когда прекращаются обязательства.

Заказчик провел электронный аукцион на поставку овощей, фруктов и зелени в рамках государственного оборонного заказа на сумму 772 618,29 рублей. Победитель аукциона — компания «Стройпродцентр» должна была поставлять товар по заявкам заказчика. Госорганизация ни разу не прислала заявку на поставку в связи с ненадобностью продуктов. Стороны мирно договорились и расторгли контракт.

Например, дополнительное соглашение подписали 20 июня 2022 года и указали в нем, что обязательства сторон прекращаются 1 июля 2022 года. Договор перестанет действовать 1 июля 2022 года. Если в соглашении стороны не указали конкретную дату, то контакт прекратит действовать 20 июня 2022 года.

Необходимо документально зафиксировать прекращение прав и обязанностей заказчика и поставщика и отразить их взаимное согласие о прекращении правоотношений. Образец расторжения контракта по соглашению сторон по 44 ФЗ составляется в письменной форме в двух экземплярах, которые имеют одинаковую юридическую силу, по одному для заказчика и поставщика.

  • контактные данные заказчика и поставщика;
  • вывод о взаимном решении на основании ч. 8 ст. 44-ФЗ, ч. 1 ст. 450 ГК с указанием пункта контракта;
  • объем фактически исполненных обязательств и их сумму;
  • стоимость неисполненных обязательств;
  • срок возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта;
  • отсутствие претензий сторон друг к другу;
  • реквизиты и подписи.

Расторжение по соглашению сторон по 44 ФЗ подразумевает, что в процессе исполнения обязательств произошло изменение условий. Из-за этого исполнение всех условий контракта стало менее выгодным, нежели заказчик или поставщик рассчитывал изначально при заключении.

  • у госзаказчика отпала необходимость в дальнейшей поставке, оказании услуг, к примеру, сокращение штата сотрудников влечет уменьшение объема услуг по повышению квалификации сотрудников;
  • поставщик далее не может исполнять свои обязанности по договору по не зависящим от него причинам, например, из-за форс-мажорных обстоятельств (стихийные бедствия, войны, забастовки, что выпадает из нормального развития событий и препятствует своевременной поставке товара или выполнению работ, услуг).

Ст. 95 44 ФЗ расторжение контракта определяет как возможность прекратить обязательства по государственному договору на основании взаимных договоренностей поставщика и госзаказчика. При этом основания и порядок действий не установлены. В связи с этим необходимо руководствоваться нормами Гражданского кодекса (ГК РФ), в частности главой 29, в которой описаны суть, механизм процедуры и возможные последствия прекращения обязательств.

Статья 95

4. В случае наступления обстоятельств, которые предусмотрены пунктом 6 части 1 настоящей статьи и обусловливают невозможность исполнения государственным или муниципальным заказчиком бюджетных обязательств, вытекающих из контракта, заказчик исходит из необходимости исполнения в первоочередном порядке обязательств, вытекающих из контракта на поставку товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения граждан, и (или) по которому поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства исполнены.

2) если в ходе исполнения заключенного в соответствии с пунктом 47 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона контракта на поставку товара, производство которого создано или модернизировано и (или) освоено на территории Российской Федерации в соответствии со специальным инвестиционным контрактом, такой специальный инвестиционный контракт расторгнут. При этом расторжение контракта, заключенного в соответствии с пунктом 47 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, осуществляется в следующем порядке:

7. При исполнении контракта (за исключением случаев, которые предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 6 статьи 14 настоящего Федерального закона) по согласованию заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) допускается поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте. В этом случае соответствующие изменения должны быть внесены заказчиком в реестр контрактов, заключенных заказчиком.

14. Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

б) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) поставщик (подрядчик, исполнитель) представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара требованиям, указанным в подпункте «а» настоящего пункта, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

  • поставляет товар (исполняет работу, оказывает услугу), не соответствующие прописанным в контракте критериям (См. также “Как заказчику защититься от покупки некачественного товара“)
  • серьёзно нарушил сроки (к примеру, исполнитель не приступил к ремонтным работам в заявленные начальные сроки, и заказчику становится ясно, что за остаток положенного срока закончить эти работы невозможно)
  • выполняет свои обязанности так, что явно не сможет уложиться в заявленный срок
  • вообще не начал выполнять работы, поставлять товары или оказывать услуги
  • серьёзно нарушил технологию
  • не приложил необходимые сопроводительные документы

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС С 1 января 2022 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru. Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС: Заказать регистрацию в ЕИС

К примеру, подрядчик сорвал срок выполнения договора. Заказчик в одностороннем порядке разорвал договор и направил в ФАС информацию о поставщике. При этом у поставщика нашлись доказательства, это заказчик виновен в просрочке, так как он не выполнил свои обязательства — не обеспечил подключение к источникам электроснабжения, в связи с чем поставщик не смог уложиться в срок (у поставщика есть письменные подтверждения многократных просьб к заказчику дать возможность работать в соответствии с контрактом). ФАС не увидела законных оснований для внесения в Реестр недобросовестных поставщиков данных об этом поставщике.

Разорвать договор в одностороннем порядке допустимо по любой из причин, прописанных в ГК РФ, если это условие было предусмотрено при составлении контракта. Но эта процедура может привести к последствиям, нежелательным как для поставщика, так и для заказчика.

Это интересно:  Сжигание мусора на даче закон в 2022 году

В соответствии с ч. 8. ст. 95 Федерального закона № 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда и в одностороннем порядке в соответствии с гражданским законодательством. Для всех вариантов существуют свои условия и факторы риска.

Статья 95

1.2. В случае, если при исполнении контракта, предусмотренного частью 16 (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства) и частью 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, цена такого контракта превышает сметную стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, определенную по результатам проверки на предмет достоверности ее определения в ходе проведения государственной экспертизы проектной документации, цена такого контракта должна быть уменьшена с учетом указанной сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства.

2) если цена заключенного для обеспечения федеральных нужд на срок не менее чем три года контракта составляет либо превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения Правительства Российской Федерации;

а) сторона специального инвестиционного контракта, которая заключила такой контракт от имени Российской Федерации (Российской Федерации наряду с субъектом Российской Федерации и (или) муниципальным образованием), направляет в течение десяти рабочих дней со дня его расторжения уведомление об указанном расторжении заказчикам, заключившим в соответствии с пунктом 47 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона контракты на поставку товара, обязательства по которым не исполнены на дату направления такого уведомления. Уведомление о расторжении специального инвестиционного контракта направляется заказчикам по почте заказными письмами с уведомлением о вручении по адресам заказчиков, указанным в контрактах. Перечень соответствующих заказчиков определяется на основании информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками;

2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).

13) если при исполнении заключенного на срок не менее одного года контракта, предметом которого является выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ, цена которого составляет или превышает предельный размер (предельные размеры) цены, установленный Правительством Российской Федерации, возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. Предусмотренное настоящим пунктом изменение осуществляется при наличии в письменной форме обоснования такого изменения на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно и при условии, что такое изменение не приведет к увеличению срока исполнения контракта и (или) цены контракта более чем на тридцать процентов.

Статья 95

1.6. Государственным или муниципальным заказчиком как получателем бюджетных средств предусмотренные частью 1 настоящей статьи изменения могут быть осуществлены в пределах доведенных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации лимитов бюджетных обязательств на срок исполнения контракта.

14.1. В случае отмены заказчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом не вступившего в силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, размещенного в единой информационной системе в соответствии с частью 12.1 настоящей статьи, заказчик не позднее одного дня, следующего за днем такой отмены, формирует с использованием единой информационной системы извещение об отмене решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое извещение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое извещение не размещается на официальном сайте.

б) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) поставщик (подрядчик, исполнитель) представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара требованиям, указанным в подпункте «а» настоящего пункта, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

2) если цена заключенного для обеспечения федеральных нужд на срок не менее чем три года контракта составляет либо превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения Правительства Российской Федерации;

17.1. В случае расторжения контракта по основаниям, предусмотренным частью 8 настоящей статьи, заказчик вправе заключить контракт с участником закупки, с которым в соответствии с настоящим Федеральным законом заключается контракт при уклонении от заключения контракта победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и при условии согласия такого участника закупки заключить контракт. Указанный контракт заключается с соблюдением условий, предусмотренных частью 1 статьи 34 настоящего Федерального закона с учетом положений части 18 настоящей статьи, и после предоставления в соответствии с настоящим Федеральным законом участником закупки обеспечения исполнения контракта, если требование обеспечения исполнения контракта предусмотрено извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке. При этом при расторжении контракта (за исключением контракта, указанного в части 9 статьи 37 настоящего Федерального закона) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта заключение контракта в соответствии с настоящей частью допускается в случае, если в связи с таким расторжением в соответствии с частью 7 статьи 104 настоящего Федерального закона принято решение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым расторгнут контракт, в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Расторжение контракта в одностороннем порядке по 44‑ФЗ и ГК РФ

При этом 05.11.2022 г. исполнитель направил в адрес заказчика письмо с уведомлением об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта в связи с существенным нарушением условий контракта заказчиком. В нарушение ст. 716 ГК РФ заказчик не предпринял мер по устранению обнаруженных подрядчиком не учтенных в технической документации работ. В связи с этим появилась необходимость проведения дополнительных работ и увеличения сметной стоимости работ. Таким образом, фактический объем работ частично не совпадает с объемами, отраженными в смете, размещенной в составе документации к торгам.

Ответ: Закон № 44-ФЗ гласит, что расторжение контракта возможно по соглашению сторон, по решению суда и в одностороннем порядке в соответствии с гражданским законодательством. Значит, если какие-то условия и обязанности при расторжении контракта не описаны в законе о закупках, действует Гражданский кодекс и остальные федеральные законы в той части, в какой они не противоречат Закону № 44-ФЗ. «Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону» (ч. 1 ст. 2 44-ФЗ).

В обоснование требования о взыскании убытков в виде упущенной выгоды в размере
2 млн 568 тыс. руб. истец ссылается на возникшие для общества негативные последствия в виде неполучения прибыли, на которую он рассчитывал при заключении контракта, если бы продолжил выполнять работы. При этом согласно ч. 23 ст. 95 Закона № 44-ФЗ при расторжении контракта в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта другая сторона контракта вправе потребовать возмещения только фактически понесенного ущерба, непосредственно обусловленного обстоятельствами, являющимися основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.

В УФАС России поступило обращение заказчика о размещении информации об исполнителе в реестре недобросовестных поставщиков. Заказчик в одностороннем порядке отказался от исполнения контракта на выполнение работ по ремонту покрытия подъезда, заключенного по итогам электронного аукциона. Согласно позиции заказчика, в установленные сроки работы, предусмотренные п. 1.1 контракта, подрядчиком не выполнены.

Как указано в п. 14 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 22.11.2022 г. № 54 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении», при осуществлении стороной права на одностороннее изменение условий обязательства или односторонний отказ от его исполнения она должна действовать разумно и добросовестно, учитывая права и законные интересы другой стороны (п. 3 ст. 307, п. 4 ст. 450.1 ГК РФ). Нарушение этой обязанности может повлечь отказ в судебной защите названного права полностью или частично, в том числе признание ничтожным одностороннего изменения условий обязательства или одностороннего отказа от его исполнения (п. 2 ст. 10, п. 2 ст. 168 ГК РФ).

  • если в процессе исполнения контракта выявлено несоответствие Исполнителя (поставляемого товара) определенным документацией о закупке (извещением об осуществлении закупки) требованиям;
  • если Исполнитель сообщил недостоверные сведения о своем соответствии или соответствии товара указанным требованиям, в результате чего победил при определении Исполнителя;
  • если в процессе исполнения контакта по закупке товара в соответствии со специальным инвестиционным контрактом или контрактом с регулируемыми ценами, согласно которым в РФ создано, модернизировано, освоено производство товара, установлено, что такие контракты расторгнуты.

Учитывая тот факт, что при определении оснований для одностороннего отказа от контракта ФЗ № 44 делает отсылку к ГК РФ, формально для недобросовестных Заказчиков появляются правовые возможности для немотивированных односторонних отказов от исполнения контрактов.

Статьей 95 ФЗ № 44 установлено, что Заказчик может отказаться от исполнения контракта по основаниям, перечисленным в ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств (например, ст. 715 ГК РФ), в случае, если такая возможность была предусмотрена контрактом.

Поскольку стороны в гражданско-правовых отношениях равны, праву Заказчика на односторонний отказ от контракта корреспондирует аналогичное право Исполнителя в случае, если контракт предполагает право Заказчика по собственной инициативе отказаться от исполнения контракта. В рассматриваемой ситуации применяется тот же порядок направления решения в адрес Заказчика.

ФЗ № 44 не связывает право Заказчика на отказ от контракта с конкретными нарушениями со стороны Исполнителя, в законе указано, что право на отказ должно быть закреплено в контракте, а основание для отказа должно быть предусмотрено гражданским законодательством.

В таком случае можно расторгнуть контракт по соглашению сторон на основании части 8 статьи 95 закона «О контрактной системе в сфере закупок» (44-ФЗ). В случае если контракт частично исполнен, альтернативным вариантом может стать заключение дополнительного соглашения, уменьшающего объем подлежащего поставке товара (выполненных работ, оказанных услуг) и суммы контракта.

Расторжение контракта по соглашению сторон — иногда это единственный выход из ситуации, когда одна из сторон не может исполнять свои обязательства. Например, заказчику больше не нужен товар или услуги. Или поставщик не может исполнить контракт из-за того, что производитель поднял цены или перестал выпускать нужную модель техники.

Обращаем внимание поставщиков – несмотря на то, что после расторжения контракта, в том числе и по соглашению сторон, обязательства сторон прекращаются, окончание срока действия контракта не освобождает его стороны от ответственности за нарушение контракта. Такой порядок установлен частью 4 статьи 425 Гражданского кодекса РФ.

В таком случае соглашаться или не соглашаться на расторжение контракта — решать той стороне, которой предложили расторжение. На практике достигнуть соглашения о досрочном расторжении контракта достаточно сложно. Не стоит рассчитывать, что заказчик примет близко к сердцу проблемы поставщика и согласится расторгнуть контракт, смирившись с необходимостью провести закупку повторно. Тем более что за расторжение контракта по соглашению сторон без достаточных на то оснований заказчика, скорее всего, ожидают взыскания от вышестоящего начальства и контролирующих органов.

Это интересно:  Кпс 1881140202201600 в 2022 году

Не требуется расторжения контракта по соглашению сторон при досрочном исполнении поставщиком всех обязательств. Не требуется в этом случае заключения и каких-либо дополнительных соглашений. Заказчик после подписания акта приемки товаров, работ, услуг производит их оплату и вносит информацию об исполнении в реестр контрактов в ЕИС.

Основания для расторжения Контракта в одностороннем порядке

  1. поставленный товар не соответствует требованиям извещения, документации о закупке (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 27.10.2022 N Ф06-26225/2022 по делу N А65-6772/2022). При этом вы должны расторгнуть контракт, даже если такой товар вам подходит. Исключением является поставка товара, который имеет характеристики лучше, чем указано в контракте. При этом такая замена должна быть с вами согласована.

Существует мнение, что в контракте должен быть также указан конкретный перечень оснований для одностороннего отказа. Его подкрепляют ссылкой на Письмо Минэкономразвития России N 324-ЕЕ/Д28 и ФАС России N АЦ/9777/16 от 18.02.2022. Однако в данном документе речь идет о целесообразности, а не об обязательности таких мер. К тому же в судебной и административной практике данный довод не поддерживается (Решение Кемеровского УФАС России от 18.08.2022 по делу N 569/З-2022, Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2022 N 07АП-11471/2022 по делу N А02-648/2022).

Также гражданским законодательством предусмотрено право заказчика в любой момент отказаться от контракта на выполнение работ или оказание услуг, даже если нарушений со стороны подрядчика или исполнителя нет (ст. 717, п. 1 ст. 782 ГК РФ, Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 08.06.2022 N Ф06-8780/2022 по делу N А49-11658/2015).

Однако рекомендуем вам придерживаться позиции судов и госорганов, согласно которой отказаться от исполнения контракта можно только при наличии нарушений (Письмо Минэкономразвития России от 08.04.2022 N Д28и-880, Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27.05.2022 N Ф07-3770/2022 по делу N А13-8444/2015).

По закону вы также должны расторгнуть контракт, если в ходе исполнения контракта стало известно, что поставщик не соответствует требованиям извещения, документации о закупке (п. 1 ч. 15 ст. 95 Закона N 44-ФЗ). Однако суд и ФАС России считают, что поставщик должен соответствовать требованиям именно до заключения контракта. То есть если поставщика не было в реестре недобросовестных поставщиков до подачи заявки, а в ходе исполнения контракта он был туда внесен, вы не должны расторгать контракт (Письмо ФАС России от 06.08.2015 N АЦ/40483/15, Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2015 N 09АП-11847/2015-ГК);

Расторжение договора о государственных закупках в одностороннем порядке

Соответственно, положения ч. 8 ст. 95 Закона № 44-ФЗ, предусматривающие возможность расторжения контракта, распространяются на любые контракты и гражданско-правовые договоры, заключенные в соответствии с Законом 44-ФЗ, без каких-либо исключений. Это в равной мере относится и к контрактам (гражданско-правовым договорам), заключаемым заказчиками на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, в том числе путем обмена документами, свидетельствующими о заключении договора, что допускается ч. 15 ст. 34 Закона № 44-ФЗ.

Был выбран поставщик на оказание услуг по разработке проекта организации дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения муниципального образования по минимальной цене из предложенных.
Договор на оказание услуг был заключен на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон № 44-ФЗ) путем обмена по электронной почте копиями договора, содержащего в том числе условие о праве заказчика на односторонний отказ от исполнения договора. Срок действия договора – до конца календарного года. Для заказчика принципиально, чтобы услуги были оказаны до конца года, однако исполнение просрочено уже на месяц, и из действий исполнителя (не выходит на связь, не отвечает на звонки и письма) очевидно следует, что договор может быть не исполнен вовсе. Заказчик направил по электронной почте исполнителю письмо с предложением либо оказать услуги в десятидневный срок, либо расторгнуть договор по соглашению сторон, но адекватного ответа не получил.
Можно ли заказчику расторгнуть договор в одностороннем порядке, учитывая, что Законом № 44-ФЗ предусмотрена процедура расторжения только для контракта, заключенного по результатам конкурентных процедур?
Если договор можно расторгнуть, надо ли направлять информацию о расторжении в реестр недобросовестных поставщиков?

Контракт, предусмотренный Законом 44-ФЗ, представляет собой гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), заключаемый от имени РФ, субъекта РФ или муниципального образования, а также бюджетными учреждениями, унитарными предприятиями (за рядом исключений) либо иным юридическим лицом в соответствии с ч.ч. 1, 2.1, 4 и 5 ст. 15 Закона № 44-ФЗ (п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона № 44-ФЗ). Фактически для целей Закона № 44-ФЗ понятие “контракт” является синонимом понятия “гражданско-правовой договор, заключаемый заказчиком, руководствующимся Законом № 44-ФЗ”. Каких-либо отличий в регулировании отношений, возникающих из соглашения сторон, заключаемого в соответствии с Законом № 44-ФЗ, в зависимости от названия документа, которым оформлено это соглашение – “государственный контракт”, “муниципальный контракт”, “контракт”, “договор”, – этот Закон не содержит.

По смыслу положений ст. 95 Закона № 44-ФЗ право на односторонний внесудебный отказ от исполнения контракта возникает у заказчика в случае нарушения контрагентом обязанностей по контракту, а непременными условием реализации такого права являются, в частности, наличие условия о возможности такого расторжения в самом контракте, а также надлежащее уведомление контрагента об отказе от исполнения контракта.

Часть 12 ст. 95 Закона № 44-ФЗ обязывает заказчика уведомить контрагента об отказе от исполнения контракта с соблюдением определенного порядка. Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления контрагента (ч. 13 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

  • соглашения готовят в электронном виде посредством ЕИС;
  • сокращение сроков процедуры;
  • допускается заключение контракта не только со вторым участником, но и с последующим, если предыдущий уклонился. Алгоритм проведения процедуры — как с победителем.

Сделайте это в течение трех рабочих дней с даты, когда решили расторгнуть госконтракт. Если этого не сделаете, то рискуете получить штраф по ч. 3 ст. 7.30 КоАП за неразмещение необходимой информации в ЕИС. Для должностного лица санкция — до 50 000 руб., а на юрлицо — до 500 000 руб.

  • получено подтверждение того, что исполнителю вручили уведомление;
  • получена информация, что его нет по адресу, который прописан в реквизитах;
  • прошло 30 дней с даты размещения решения в ЕИС, если раньше не получили подтверждение или информацию об уведомлении.

А с 01.07.2022 вступает в силу ч. 14.1 ст. 95 44-ФЗ. В этой статье указано, что заказчикам придется формировать, подписывать и размещать в ЕИС извещение об отмене решения об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного дня, следующего за днем такой отмены.

С 01.01.2022 по 01.07.2022 в рамках переходного периода прописан особый порядок уведомления поставщика. Заказчикам в этот период придется направлять решение об одностороннем отказе контрагенту по почте заказным письмом с уведомлением по адресу, который прописан в контракте. Выполнение этих требований — надлежащее уведомление.

Одностороннее расторжение контракта по 44‑ФЗ

  • указал неверные сведения о себе или товаре;
  • поставил некачественный товар или товар, который не отвечает оговоренным в контракте характеристикам;
  • нарушает сроки поставки товаров;
  • не приступает к работам или выполняет их слишком медленно (например, не успеет закончить ремонт школы к началу учебного года).

ВНИМАНИЕ. Поставщикам не следует расторгать госконтракт по своей инициативе только лишь из-за того, что его условия стали невыгодными. Финансовые кризисы, изменение курса валют, повышение цен на товары суды не считают обстоятельствами, которые нельзя предвидеть. Если поставщик решит пожаловаться на условия контракта после того, как приступит к его исполнению, то шансов выиграть суд у него практически не будет. А значит, его признают уклоняющимся от исполнения контракта и включат в реестр недобросовестных поставщиков.

Расторгнуть госконтракт в одностороннем порядке можно в тех случаях, когда заказчик или поставщик не соблюдают его условия. Эта процедура, в отличие от расторжения контракта по соглашению сторон, жестко регламентирована Федеральным законом № 44-ФЗ и положениями Гражданского кодекса. Кто и когда ее может применять и какие риски она несет для заказчиков и поставщиков?

Стоит отметить, что одностороннее расторжение — это крайняя, вынужденная, мера. К ней, в отличие от расторжения контракта по обоюдному согласию, прибегают не часто. Потому как одностороннее расторжение контракта по 44-ФЗ несет для обеих сторон весомые последствия. Заказчик не получает необходимый товар (работу, услугу), а поставщик рискует оказаться в РНП.

Обратите внимание: отследить размещение информации о нужной закупке, можно в сервисе «Контур.Закупки». В нем поставщик (подрядчик, исполнитель) может настроить шаблоны запросов обо всех торгах по «своим» товарам (работам, услугам). После этого поставщик будет оперативно получать на электронную почту уведомления, что на той или иной площадке появился интересующая его закупка. Такой инструмент избавит поставщика от необходимости постоянно мониторить информацию и позволит оперативно реагировать на интересные ему закупки.

П 8 ст 95 44 фз расторжение

По соглашению сторон допускается изменение срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, если при его исполнении в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения (ч. 65 ст. 112 Закона № 44-ФЗ).

Президентом РФ период с 04.04.2022 по 11.05.2022 объявлен нерабочими днями. Верховный суд РФ разъяснил, что установление Президентом РФ нерабочих дней основанием для переноса срока исполнения договорных обязательств не является. Для целей исполнения гражданско-правовых обязательств президентские нерабочие дни считаются как рабочие, за исключением субботы, воскресенья и праздничных дней.

Если Вы использовали все вышеописанные варианты и исчерпаны все доступные способы изменения или расторжения Контракта, однако сторонами так и не достигнуто соглашение, обращайтесь в суд с требованием о расторжении/изменении Контракта. Обратите внимание, к иску должны быть приложены доказательства наступления условий для расторжения/изменения Контракта и условия, на которых просите расторгнуть/изменить договор в виде проекта соглашения.

Лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (п. 3 ст. 401 ГК РФ).

В соответствии с подп. «д» п. 1 Постановления Правительства РФ от 3 апреля 2022 года № 443 Заказчик при направлении победителю закупки проекта контракта (доработанного проекта контракта) вправе увеличить срок исполнения обязательств, предусмотренных проектом контракта, на 27 календарных дней.

Однако рекомендуем вам придерживаться позиции судов и госорганов, согласно которой отказаться от исполнения контракта можно только при наличии нарушений (Письмо Минэкономразвития России от 08.04.2022 N Д28и-880, Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27.05.2022 N Ф07-3770/2022 по делу N А13-8444/2015).

Это интересно:  Возврат налога за обучение ребенка в институте документы

Существует мнение, что в контракте должен быть также указан конкретный перечень оснований для одностороннего отказа. Его подкрепляют ссылкой на Письмо Минэкономразвития России N 324-ЕЕ/Д28 и ФАС России N АЦ/9777/16 от 18.02.2022. Однако в данном документе речь идет о целесообразности, а не об обязательности таких мер. К тому же в судебной и административной практике данный довод не поддерживается (Решение Кемеровского УФАС России от 18.08.2022 по делу N 569/З-2022, Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2022 N 07АП-11471/2022 по делу N А02-648/2022).

  • разместить электронную версию решения в ЕИС. На сайте ЕИС для этого предусмотрен реестр дополнительной информации о закупках, контрактах;
  • направить решение поставщику заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу, который указан в контракте;
  • направить решение любым из следующих способов: телеграммой, по факсу, по электронной почте, иным способом, позволяющим зафиксировать уведомление и получить подтверждение о его вручении.

Если контрактом предусмотрено право заказчика на одностороннее расторжение контракта в соответствии с нормами закона № 44-ФЗ и ГК РФ, то заказчик вправе это сделать, составив решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и направив его исполнителю. Решение об одностороннем отказе и будет являться основанием для расторжения договора. Для соблюдения надлежащей процедуры необходимо также осуществить следующее:

Также гражданским законодательством предусмотрено право заказчика в любой момент отказаться от контракта на выполнение работ или оказание услуг, даже если нарушений со стороны подрядчика или исполнителя нет (ст. 717, п. 1 ст. 782 ГК РФ, Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 08.06.2022 N Ф06-8780/2022 по делу N А49-11658/2015).

  • Поставщик (исполнитель) не может поставить необходимый товар (оказать требуемую услугу). Сюда же относится исполнение контракта с нарушениями.
  • Поставщик (исполнитель) не соответствует условиям контракта, а победил в аукционе из-за указания недостоверных сведений.

Немного о последней причине. Если, к примеру, исполнитель отказался от контракта из-за повышения цен на поставляемую продукцию, и контракт стал невыгодным, то это, конечно, его право. Однако в суде будет очень трудно доказать, что повышение цен не могло быть спрогнозировано, а следовательно, исполнителя признают уклоняющимся от исполнения контракта. Как следствие, он попадет в РНП.

Расторжение госконтракта по соглашению сторон не ведет ко внесению исполнителя (поставщика) в РНП. Однако в соглашение о расторжении необходимо внести положение о прекращении обязательств сторон «в том числе в части несения ответственности». Иначе заказчик может подать иск о взыскании неустойки вплоть до момента истечения срока исковой давности на основании норм статьи 196 ГК.

  • форс-мажор: стихийное бедствие, войны, забастовки, эпидемии и пр.;
  • заказчику больше не нужен этот товар или услуга;
  • срок поставки закончился, но заказчик выбрал не весь товар по спецификации;
  • завод прекратил выпуск продукции, которая поставлялась заказчику;
  • в контракте не закреплена возможность расторгнуть контракт по инициативе одной из сторон;
  • в контракте есть возможность его расторгнуть в одностороннем порядке, но на расторжении настаивает лишь одна из сторон, а другая не соглашается с основанием для этого

Односторонний отказ от исполнения контракта по 44-ФЗ

Основания для отказа заказчиком от работ по договору закреплены в ГК РФ, также они должны быть прописаны в госконтракте (ч. 9 ст. 95 44-ФЗ). Последнее правило установлено Письмом Минэкономразвития РФ № 324-ЕЕ/Д28 и ФАС РФ № АЦ/9777/16 от 18.02.2022. Однако оговоримся, что министерство рекомендует, а не обязывает участников соглашения прибегать к таким мерам.

  • получения бумаги, свидетельствующей, что документ доставлен поставщику;
  • получения сведений об отсутствии исполнителя по предоставленному им адресу;
  • когда прошло 30 дней после публикации информации в ЕИС, при условии что ранее не было других сведений.

Основания для прекращения сделки устанавливаются ГК РФ, ряд положений которого дает покупателю право на односторонний отказ от исполнения контракта по 44-ФЗ, при этом ему не требуется объяснять свои действия. Статья 717 ГК РФ гласит, что соглашение может быть разорвано заказчиком в любой момент до сдачи результата. Но в таком случае ему придется выплатить исполнителю часть цены в соответствии с выполненным объемом работ. Также инициатор расторжения должен передать второй стороне сумму, равную убыткам от досрочного завершения договора подряда.

Этап 2. Отказаться от работ по договору, так как спустя десять дней после надлежащего уведомления соглашение считается разорванным. Или исполнитель отказывается от своих намерений при условии, что заказчик успел устранить нарушения и возместить расходы.

Оговоримся, когда сотрудничество прерывается по инициативе одной из сторон, другой участник соглашения может потребовать возмещения только фактически понесенного ущерба (ч. 23, ст. 95 44-ФЗ). В целом, процесс тот же, что и при отказе заказчика от договора. Необходимо подготовить аналогичный набор бумаг, поэтому вы можете взять за основу приведенные выше образцы.

Такие контракты исполняются по настоящее время, т.к. имеют продолжительные сроки действия. При этом, как известно, при любом строительстве рано или поздно возникает необходимость изменить объем выполняемых работ. Такая ситуация точно возникнет и по контрактам, заключенным до 1 июля 2022 года. Соответственно многие заказчики и подрядчики, ссылаясь на соответствующее положение заключенного между ними контракта, подпишут дополнительное соглашение об изменении объема работ. Кто-то это сделает в пределах 10%, как это было предусмотрено пп. “б” п. 1 ч. 1 ст. 95 в ранее действовавшей редакции, считая, что “закон обратной силы не имеет” и правоотношениям должны применяться те нормы, которые действовали на момент заключения договора. А кто-то, что еще хуже, применит к таким контрактам положения пп. “в” п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ, действующего с 1 июля 2022 года.

Первые три указанных выше случая могут быть применимы только если контракт исполняется, т.е. уже заключен или, иными словами, уже подписан сторонами. Последний случай, предусмотренный ч. 18 ст. 34 Закона № 44-ФЗ, применяется в момент заключения контракта, т.е. в момент его подписания. Иными словами, для изменения объема в первых трех случаях от сторон требуется подписание дополнительного соглашения. В последнем же случае никакое дополнительное соглашение к контракту не подписывается, а контракт сразу заключается на измененный объем и цену! Это имеет решающее значение для определения наличия в действиях заказчика и поставщика состава административного правонарушения в части изменения объема в случаях, не предусмотренных законом.

18. При заключении контракта заказчик по согласованию с участником закупки, с которым в соответствии с Законом № 44-ФЗ заключается контракт, вправе увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предложенной таким участником, и начальной (максимальной) ценой контракта (ценой лота), если это право заказчика предусмотрено документацией о закупке. При этом цена единицы товара не должна превышать цену единицы товара, определяемую как частное от деления цены контракта, указанной в заявке на участие в конкурсе, запросе предложений или предложенной участником аукциона, с которым заключается контракт, на количество товара, указанное в извещении о проведении закупки.

По мнению экспертов консультационного центра “Закон.гуру” (www.zakon.guru) ни одно из указанных оснований изменения контракта не может быть применено к контрактам в сфере строительства, заключенным до 1 июля 2022 года. Так, пп. “в” п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ не может быть применен к таким контрактам по той простой причине, что в момент заключения соответствующего контракта данной нормы не существовало и стороны не могли предусмотреть ее использование в контракте, как обязательное условие ее применения. Подпункт “б” п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ также не может быть применен, если дополнительное соглашение к контракту подписывается после 1 июля 2022 года. Причина следующая: дополнительное соглашение к контракту, заключаемое сторонами после 1 июля 2022 года, влечет возникновение новых правоотношений, которых не существовало в момент заключения контракта (выполнить работы в ином (дополнительном или меньшем) объеме). Дополнительные объемы работ — это новые правоотношения, которые возникают в момент заключения дополнительного соглашения к контракту. Соответственно к таким правоотношениям должны применяться правила, действующие в момент их возникновения, т.е. действующая редакция Закона № 44-ФЗ.

Напомним, что до 1 июля 2022 года изменение объема выполняемых по контракту работ, в том числе строительных, в пределах 10% предусматривалось пп. “б” п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ. Подпункта “в” п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ до 1 июля 2022 года не существовало. Соответственно, при осуществлении закупок строительных работ, извещения об осуществлении которых размещались до 1 июля 2022 года, очень многие заказчики предусмотрели в контрактах право сторон на изменение объема в пределах 10% со ссылкой на пп. “б” п. 1 ч. 1 ст. 95 в ранее действовавшей редакции.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

3) Согласно пункту 10 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случае заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с пунктами 1 , 8 , 22 , 23 , 29 , 32 , 34 , 51 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона.

В тоже время, в соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» Федеральная антимонопольная служба является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля (надзора) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также согласование применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Согласно части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее — законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.

Таким образом, исходя из анализа норм законодательства о контрактной системе и Гражданского кодекса РФ понятия «стороны» договора и «существенные условия» договора являются отличными друг от друга, и соответственно в таком случае, по «общему» правилу части 5 статьи 95 Закона о контрактной системе не допускается перемена поставщика/подрядчика/исполнителя (кроме правопреемства) при исполнении контрактов, в том числе, заключенных по указанным выше пунктам части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.

Оцените статью
Доступное Правовое обеспечение