Обязательно ли создавать резерв по сомнительным долгам в 2022 году

Содержание

Юридическая тематика очень сложная но, в этой статье, мы постараемся ответить на вопрос «Обязательно ли создавать резерв по сомнительным долгам в 2022 году». Конечно, если у Вас остались вопросы Вы сможете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Создание резерва по сомнительным долгам в целях налогообложения прибыли не обязательно для организаций, они лишь вправе его создавать.
В соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 265 НК РФ в состав внереализационных расходов включаются расходы налогоплательщика, применяющего метод начисления, на формирование резервов по сомнительным долгам (в порядке, установленном ст. 266 НК РФ). Суммы отчислений в резервы включаются в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периода (п. 3 ст. 266 НК РФ).
В отличие от Положения N 34н, в НК РФ четко прописан порядок формирования резерва по сомнительным долгам.
Согласно п. 1 ст. 266 НК РФ сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.
Причем при наличии у налогоплательщика перед контрагентом встречного обязательства (кредиторской задолженности) сомнительным долгом признается соответствующая задолженность перед налогоплательщиком в той части, которая превышает указанную кредиторскую задолженность налогоплательщика перед этим контрагентом.
Пунктом 4 ст. 266 НК РФ установлено, что сумма резерва по сомнительным долгам определяется по результатам проведенной на последнее число отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности и исчисляется в зависимости от срока сомнительного долга:
— на задолженность с просрочкой до 45 дней резерв не создается;
— при просрочке от 45 до 90 календарных дней резерв создается в размере 50%;
— по сомнительной задолженности со сроком возникновения свыше 90 календарных дней в сумму создаваемого резерва включается полная сумма выявленной на основании инвентаризации задолженности.
При этом сумма создаваемого резерва, исчисленного по итогам налогового периода, не может превышать 10% от выручки за указанный налоговый период, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ. При исчислении резерва в течение налогового периода по итогам отчетных периодов его сумма не может превышать большую из величин — 10% от выручки за предыдущий налоговый период или 10% от выручки за текущий отчетный период.
Резерв по сомнительным долгам используется организацией лишь на покрытие убытков от безнадежных долгов, признанных таковыми в порядке, установленном ст. 266 НК РФ.
Разница между суммой резерва, исчисленного на конец текущего отчетного (налогового) периода, и его остатком подлежит включению в состав внереализационных доходов или расходов налогоплательщика (п. 5 ст. 266 НК РФ).
Как видим, порядок определения резерва по сомнительным долгам и использование данного резерва отличаются от аналогичных правил для бухгалтерского учета. В отличие от бухгалтерского учета, налоговым законодательством установлено дополнительное ограничение на величину резерва.
В силу ст. 313 НК РФ, если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налоговой базы в соответствии с требованиями настоящей главы, налогоплательщик вправе самостоятельно дополнять применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета, либо вести самостоятельные регистры налогового учета.
Данные налогового учета должны отражать порядок формирования суммы доходов и расходов, порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде, сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах, порядок формирования сумм создаваемых резервов, а также сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу.

Обязательно ли создавать резерв по сомнительным долгам в 2022 году

В силу п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н (далее — Положение N 34н) организация обязана создавать резервы сомнительных долгов в случае признания дебиторской задолженности сомнительной с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации.
Сомнительной считается дебиторская задолженность организации, которая не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями.
Величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично.
Если до конца отчетного года, следующего за годом создания резерва сомнительных долгов, этот резерв в какой-либо части не будет использован, то неизрасходованные суммы присоединяются при составлении бухгалтерского баланса на конец отчетного года к финансовым результатам.
За счет резерва списываются дебиторская задолженность, по которой истек срок исковой давности, другие долги, нереальные для взыскания (п. 77 Положение N 34н).
Согласно п. 3 ПБУ 21/2022 «Изменения оценочных значений» величина резерва по сомнительным долгам является оценочным значением.
Величина дебиторской задолженности показывается в бухгалтерском балансе за вычетом суммы резервов по сомнительным долгам, что позволяет отражать реальное финансовое состояние организации.
В письме Минфина России от 27.01.2022 N 07-02-18/01 разъяснено, что в соответствии с Положением N 34н организация создает резервы сомнительных долгов в случае признания дебиторской задолженности сомнительной с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации. Согласно п. 6 ПБУ 1/2022 «Учетная политика организации» учетная политика должна обеспечивать, наряду с другими требованиями, большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности). Резервы образуются в тех случаях, когда по оценке организации существует вероятность полной или частичной неоплаты сомнительной задолженности. Однако, если на отчетную дату у организации имеется уверенность в получении оплаты какой-то конкретной просроченной дебиторской задолженности, создание резерва по данному долгу может рассматриваться как создание скрытых резервов.
Порядок формирования резервов (в частности, периодичность их создания), а также критерии оценки сомнительности задолженности нормативно не урегулированы.
Вместе с тем п. 7 ПБУ 1/2022 «Учетная политика организации» позволяет организации самостоятельно разработать способ ведения бухгалтерского учета и закрепить его в учетной политике, если по конкретному вопросу в нормативных правовых актах не установлены такие способы, учитывая при этом нормы российского бухгалтерского законодательства.
По мнению И.Р. Сухарева, начальника отдела методологии бухгалтерского учета и отчетности Минфина России, в связи с тем, что резерв по дебиторской задолженности является элементом ее оценки, он должен контролироваться в рамках инвентаризации дебиторской задолженности (смотрите интервью чиновника журналу «Российский налоговый курьер», N 4, февраль 2022 г.).
Отметим, что на основании ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 06.12.2022 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом, за исключением обязательного проведения инвентаризации.
Таким образом, организация создает резерв при выявлении в ходе инвентаризации сомнительной дебиторской задолженности. При этом периодичность проведения инвентаризации (создания резервов) определяется организацией самостоятельно (например, ежеквартально).
Ограничений по максимальному размеру создаваемого в бухгалтерском учете резерва по сомнительным долгам не предусмотрено.
Отчисления в резервы по сомнительным долгам являются прочими расходами (п. 11 ПБУ 10/99 «Расходы организации»).

Это интересно:  Тарифные коэффициенты единой тарифной сетки 2022 в сфере жкх

Организация создает резервы по сомнительным долгам в бухгалтерском и налоговом учете. Резервы создаются в отношении дебиторской задолженности покупателей.
Могут ли возникать при создании в бухгалтерском и налоговом учете резервов по сомнительным долгам постоянные либо временные разницы, предусмотренные ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций»?

Как следует из п. 3 ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» (далее — ПБУ 18/02) в результате применения организацией различных правил признания доходов и расходов, установленных нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету и законодательством РФ о налогах и сборах, образуется разница между бухгалтерской прибылью (убытком) и налогооблагаемой прибылью (убытком) отчетного периода, состоящая из постоянных и временных разниц.
Для целей ПБУ 18/02 под постоянными разницами понимаются доходы и расходы:
— формирующие бухгалтерскую прибыль (убыток) отчетного периода, но не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль как отчетного, так и последующих отчетных периодов;
— учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль отчетного периода, но не признаваемые для целей бухгалтерского учета доходами и расходами как отчетного, так и последующих отчетных периодов (п. 4 ПБУ 18/02).
Под временными разницами понимаются доходы и расходы, формирующие бухгалтерскую прибыль (убыток) в одном отчетном периоде, а налоговую базу по налогу на прибыль — в другом или в других отчетных периодах (п. 8 ПБУ 18/02).
Таким образом, постоянные и (или) временные разницы образуются в том случае, когда признание расходов и доходов в бухгалтерском и налоговом учете осуществляется разными способами.
Главным отличием постоянных и временных разниц является возможность признания или непризнания доходов (расходов) при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль в другом или в других отчетных периодах.
С учетом положений ПБУ 18/02 полагаем, что в отношении учета резервов по сомнительным долгам разницы могут возникать в случаях:
— когда в бухгалтерском учете организация создает резервы, а в налоговом — нет;
— когда резервы по сомнительным долгам создаются как в бухгалтерском, так и в налоговом учете, однако их суммы различаются.
Во втором случае возникновение разниц связано с тем, что правила определения величины резервов в бухгалтерском учете и для целей налогообложения прибыли различны.
По нашему мнению, если суммы резервов, создаваемых в бухгалтерском и налоговом учете не совпадают, возникающие разницы следует относить к временным.
Следует учитывать, что постоянной разницей может быть признана только разница в признании доходов и расходов текущего периода, которая никак не обусловлена событиями прошлых периодов и не способна оказать влияния на финансовые результаты в будущих периодах. Если же разница в признании доходов и расходов текущего периода каким-либо образом обусловлена событиями прошлых периодов и (или) способна оказать влияние на финансовые результаты будущих периодов, то данная разница является временной.
Напомним, создавая резерв в бухгалтерском учете, организация затем обязана списать задолженность, под которую был создан резерв, за счет такого резерва (п. 77 Положения).
В налоговом учете расходы на формирование резервов по сомнительным долгам включаются в состав внереализационных расходов (пп. 7 п. 1 ст. 265 НК РФ). При этом согласно пп. 2 п. 2 ст. 265 НК РФ убытки в виде сумм безнадежных долгов, не покрытых за счет средств резерва, приравниваются к внереализационным расходам.
Считаем, что такие различия в признании расходов в будущих отчетных периодах обусловлены созданием резерва сомнительных долгов в бухгалтерском учете в текущем отчетном периоде. Соответственно разницу в суммах расходов на формирование резервов по сомнительным долгам в бухгалтерском и налоговом учете можно отнести к временной.
Приведем пример (цифры — условные):
Согласно учетной политике Организации в бухгалтерском и в налоговом учете расчет резервов выполняется на последнюю дату каждого квартала.
В ходе инвентаризации по состоянию на 31.12.2022 Организация выявила сомнительную дебиторскую задолженность в сумме 100 000 руб. и в целях бухгалтерского учета сформировала на эту сумму соответствующий резерв. Сумма созданного резерва признана прочим расходом.
В этой связи в бухгалтерском учете сделана запись:
Дебет 91 субсчет «Прочие расходы» Кредит 63
— 100 000 руб. — начислен резерв сомнительных долгов.
В налоговом учете (с учетом ограничений, установленных ст. 266 НК РФ) резерв рассчитан в сумме 60 000 руб.
В данном случае на дату 31.12.2022 образуется разница между суммами расходов в виде резерва в бухгалтерском и налоговом учете в сумме 40 000 руб.
Если считать данную разницу временной, в бухгалтерском учете в соответствии с п. 14 ПБУ 18/02 должен быть сформирован отложенный налоговый актив (ОНА) в сумме 8 000 руб. (40 000 руб. х 20%):
Дебет 09 Кредит 68
— 8 000 руб. — в момент создания резерва сомнительных долгов признан ОНА.
В момент включения задолженности во внереализационные расходы временная разница погашается, и ОНА списывается:
Дебет 68 Кредит 09
— списан отложенный налоговый актив.
К сожалению, нами не обнаружено разъяснений уполномоченных органов, подтверждающих, либо опровергающих нашу точку зрения.
Классификация резерва в качестве временной разницы подтверждается «Толкованиями Р82. Временные разницы по налогу на прибыль» (которые, впрочем, не являются нормативным актом по бухгалтерскому учету).
В пользу такого варианта свидетельствует также п. 5 МСФО (IAS) 12 «Налоги на прибыль», который определяет временные разницы как разницы между балансовой стоимостью актива или обязательства в отчете о финансовом положении и налоговой стоимостью этого актива или обязательства.
Наряду с этим ряд специалистов придерживается мнения, что в ситуации, когда резервы по сомнительным долгам создаются и в бухгалтерском, и в налоговом учете, возникающие разницы следует считать постоянными (смотрите, например, материал: Учет резервов по сомнительным долгам в «1С:Бухгалтерии 8» (журнал «БУХ.1С», N 3, март 2022 г.)).
Поскольку в настоящее время вопрос классификации разниц в целях ПБУ 18/02 недостаточно урегулирован, полагаем, что окончательный вариант учета следует определить на основании профессионального суждения бухгалтера.

Это интересно:  Алкоголь в в ленинградской области до скольки

Сомнительной признается задолженность, не исполненная должником (плательщиком) в срок и не соответствующая критериям признания актива .
Критерии признания актива содержатся в федеральном стандарте бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора» (далее – СГС «Концептуальные основы»), утвержденном приказом Минфина России от 31.12.2022 № 256н.

Приказом Минфина России от 27.02.2022 № 32н утвержден федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Доходы» (далее – СГС «Доходы»), который вступает в силу с 1 января 2022 года.
Согласно п. 11 СГС «Доходы» сумма признанного дохода, по которому выявлена дебиторская задолженность, не исполненная должником (плательщиком) в срок и не соответствующая критериям признания актива (сомнительная задолженность), корректируется с формированием резерва по сомнительной задолженности. При этом учет сомнительной задолженности осуществляется субъектом учета на забалансовых счетах утвержденного им Рабочего плана счетов.
Таким образом, СГС «Доходы» вменяет в обязанность всем учреждениям формировать в бухгалтерском учете резерв по сомнительной задолженности с 1 января 2022 года.
Резервы сомнительных долгов создаются в учете учреждений с 2022 года только по дебиторской задолженности по доходам , признаваемой учреждениями сомнительной. Например, включать в резерв аванс поставщику, не возвращенный им в срок после расторжения договора, не нужно.
СГС «Доходы» распространяется на следующие доходы : от реализации, собственности, штрафов, пеней, неустоек, возмещения ущерба. Администраторы доходов бюджетов учитывают, согласно СГС «Доходы», доходы от налогов, сборов и таможенных пошлин. По данным долгам нужно формировать резерв.
В пункте 4 СГС «Доходы» перечислены виды доходов, к которым не применяется данный стандарт. В частности, СГС «Доходы» не применяется к доходам , возникающим в результате:

Доходы и долги

В данном случае предоставлена только часть документа для ознакомления и избежания плагиата наших наработок.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

Многие банки при оформлении кредитов, займов, обеспечения при анализе отчетности подробно изучают бухгалтерский баланс. Чтобы реально оценить обстановку с дебиторской задолженностью, бухгалтер создает резерв по сомнительным долгам.

В состав резерва включают сомнительную задолженность, которую с высокой вероятностью не погасят полностью или частично. Например, нарушение сроков оплаты по договору, либо компания-должник подала на банкротство. При этом в составе дебиторской задолженности могут учитываться различные виды долгов:

Бухгалтерские проводки по созданию резерва по сомнительным долгам

Резерв по сомнительным долгам для целей бухгалтерского учета должны создавать все компании без исключения, даже малые предприятия. (абз. 1 п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности) Однако на практике многие пренебрегают данным требованием и ведут учет задолженности без создания резерва.

В БУ резервы обеспечивают достоверность бухгалтерской отчетности. Во-первых, сомнительные долги отражаются в балансе за минусом созданного резерва. За счет этого в отчетности остается реальная к получению дебиторская задолженность. Во-вторых, зарезервированные суммы включают в состав прочих расходов в отчете о финансовых результатах. Нераспределенная прибыль компании уменьшается, а отчет отражает реальный финансовый результат.

Резервы по сомнительным долгам в бухгалтерском и налоговом учете 2022

  • Шаг 1. Принятие решения о резервировании, проверка соответствия требованиям ст.266 НК РФ, составление приказа об учетной политике,
  • Шаг 2. Проведение инвентаризации расчетов с контрагентами. Сбор необходимых документов (договора, первичка, акты сверок взаиморасчетов и т.д.),
  • Шаг 3. Выявление сомнительных долгов по критериям ст.266 НК РФ,
  • Шаг 4. Определение количества дней просрочки по каждому долгу. Группировка по срокам просрочки:
    • До 45 дней,
    • От 45 до 90 дней,
    • Свыше 90 дней,
  • Шаг 5. Расчет величины отчислений:
    • По долгам с просрочкой до 45 дней – резерв не формируется,
    • По долгам с просрочкой от 45 до 90 дней – в резерв включается 50% суммы долга,
    • По долгам с просрочкой свыше 90 дней – резервируется 100% задолженности,
  • Шаг 6. Сравнение полученной суммы с лимитом, установленным ст.266 НК РФ. Максимально можно учесть 10% выручки за предыдущий налоговый период или 10% выручки за текущий налоговый период,
  • Шаг 7. Отражение отчислений в налоговом учете в составе внереализационных расходов,
  • Шаг 8. Ведение аналитического учета по просроченным долгам.

Для чего формируют резервы по сомнительным долгам

В бухгалтерском учете резервный фонд формируют все компании, которые выявили у себя сомнительную дебиторскую задолженность. Это обязанность всех организаций. Даже малые предприятия не составляют исключения (п.70 Положения по бухгалтерскому учету, утв. Приказом Минфина от 29.07.1998г. № 34н).

Изменились правила расчета резерва по сомнительным долгам в налоговом и бухгалтерском учете. Создавайте резерв с учетом поправок и разъяснений чиновников. При расчете необходимо учитывать всех дебиторов, в том числе поставщиков по выданным авансам и заемщиков. Периодичность создания резервов организация устанавливает самостоятельно.

К самой процедуре Минфин установил определенные условия. В процессе ревизии компании необходимо проверить, насколько обоснована задолженность, для которой нет никаких гарантий и которую не погасили в срок. Инвентаризацию проводят в конце отчетного периода п. Приказом Минфина от Компании учитывают резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском и налоговом учете. Подробнее о разнице в учете резерва в каждом случае мы расскажем далее.

Резерв по сомнительным долгам: расчет и учет

Сегодня рассмотрим тему: «новые правила создания резерва по сомнительным долгам в налоговом учете» и разберем основываясь на примерах. Все вопросы вы можете задать в комментариях к статье. Резерв по сомнительным долгам в налоговом учете НУ формируется по правилам, отличным от порядка, действующего при образовании такого же резерва в бухучете БУ. Рассмотрим, каковы особенности налогового резерва и что его отличает от аналогичного бухгалтерского объекта.

Под грубым нарушением в данном случае понимается систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций налогоплательщика.

Сомнительным признается долг перед вашей организацией, который с высокой вероятностью не будет погашен полностью или частично (п. 70 Положения по бухучету N 34н, Письма Минфина от 27.05.2022 N 03-03-06/1/30504, от 14.01.2022 N 07-01-06/188, от 27.01.2022 N 07-02-18/01). Это может быть либо нарушение должником срока оплаты, либо Вы получили информацию о финансовых проблемах Вашего должника.

Это интересно:  Земский доктор программа для врачей 2022 воронеж

Штрафы

Если при статистическом способе полученная величина резерва больше величины резерва, созданного на последнее число предыдущего квартала (месяца), то надо включить разницу между ними в прочие расходы (доначислить резерв). Если же меньше — включить разницу между ними в прочие доходы (восстановить резерв).

Полученное значение и будет являться предельным значением резерва, который можно отнести на расходы. Если товары или работы с гарантией реализуются менее чем в течение трех лет, следует взять данные за фактические сроки их продажи. Если же такие реализации производятся впервые, за лимит принимается потенциальный размер расходов на обслуживание и ремонт.

Все затраты, связанные с гарантией, списываются за счет резерва. Та часть, которая не израсходована полностью, переносится на следующий налоговый период. По его окончании величина вновь формируемого резерва сопоставляется с остатком. Если вы получаете меньшую сумму, то разность требуется учесть как внереализационный доход.

Контур.Экстерн поможет выполнить расчеты, проверит декларацию на ошибки и передаст в налоговую. 3 месяца бесплатно пользуйтесь всеми возможностями Контур.Экстерна.

По итогам налогового периода резервируемые суммы не могут составлять больше чем 10 % от выручки от реализации за этот же период. Если же резерв рассчитывается по окончании отчетного периода, в качестве предела берется наибольшая из двух сумм: 10 % выручки за истекший налоговый период либо 10 % выручки за настоящий отчетный период.

Сомнительный долг для организации это задолженность контрагента, в погашении которой нет достаточной уверенности. Такие долги увеличивают объем дебиторской задолженности. Теоретически они составляют часть активов, но по факту являются убытками.

Бесплатная юридическая помощь

Рассмотрим принципы формирования такого типа резерва, способы его учета, бухгалтерские проводки, сопровождающие этот процесс, а также нюансы списания. Для достоверного финансового отражения дебиторской задолженности организации в бухгалтерских документах создается так называемый резерв по сомнительным долгам.

Резервы по сомнительным долгам в бухгалтерском учете

Резерв в бухучете формируйте каждый раз, когда выявлена . Так поступать обязаны все без исключения компании, в том числе . (п. 70 Положения по бухгалтерскому учету, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г.

Сегодня рассмотрим тему: «новые правила создания резерва по сомнительным долгам в налоговом учете» и разберем основываясь на примерах. Все вопросы вы можете задать в комментариях к статье. Резерв по сомнительным долгам в налоговом учете НУ формируется по правилам, отличным от порядка, действующего при образовании такого же резерва в бухучете БУ. Рассмотрим, каковы особенности налогового резерва и что его отличает от аналогичного бухгалтерского объекта. Все вопросы в отношении резерва по сомнительным долгам в налоговом учете процедуру его создания, учета, изменения, использования регулирует ст. Однако начинается эта статья с определений долгов: сомнительного п.

Будьте всегда в курсе главного! Подписывайтесь на наш канал в Яндекс Дзен. Авторизуйтесь, чтобы добавить свой ответ У вас еще нет аккаунта? Регистрация Вход. E-mail рассылка. Раз в неделю мы будем отправлять самые важные статьи вам на электронную почту.

Резервы по сомнительным долгам в бухгалтерском учете

Календарь бухгалтера Проверка контрагента Трудовой кодекс Налоговый кодекс. Резервы по сомнительным долгам в бухгалтерском учете. Резервы по сомнительным долгам в бухгалтерском учете — это специальный резервный фонд, который организация должна создать, если она имеет крупную дебиторскую задолженность, проблемную к взысканию. Ведь передавая товары в долг, любая компания рискует остаться без продукции и без оплаты.

  • нет возможности установить местонахождения контрагента, имеющего задолженность перед налогоплательщиком, или его имущества;
  • не представляется возможным получить сведения о принадлежащих должнику финансовых средствах и других активах, находящихся на банковских счетах или в других финансово-кредитных организациях.
  • у должника нет имущества, которое можно было бы использовать для погашения задолженности перед кредиторами.
  • о периоде, к которому он относится;
  • об имеющихся сомнительных долгах;
  • о величинах резерва по каждому долгу — максимальной для периода и образованной;
  • о суммах корректировок резервов за период в соотнесении их с внереализационными доходами или расходами;
  • об объемах резервов, использованных для списания безнадежных долгов.

Резерв по сомнительным долгам в налоговой отчетности

С 2022 года в п. 1 внесли поправки, согласно которым если у компании есть встречное обязательство перед дебитором, то сомнительной задолженностью признается часть долга, превышающая данное обязательство. При этом нововведение можно применить при формировании резерва по итогам первого квартала 2022 года. Что касается резерва по итогам прошлого года, то здесь нужно руководствоваться прежней редакцией НК РФ.

Кредиты и всевозможные займы – обязательная составляющая любой коммерческой деятельности. Причем далеко не всегда заемщики являются добросовестными. Отчисления в резерв по сомнительным долгам являются изменением оценочного значения (п. 4 ПБУ 21/2022 «Изменения оценочных значений»). Изменения отражаются в прочих расходов того периода, когда они произошли.

Резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском и налоговом учете 2022

Сумма допустимого РСД составляет не более 10 % от выручки отчетного периода, за который формируется резерв. Но при этом образование РСД не считается для налогового учета обязательным. Решение об учреждении резерва принимается налогоплательщиком самостоятельно.

Какие организации могут создавать резерв по сомнительным долгам?

Контрагент погасил задолженность: Дт 51 (50) Кт 62 (71, 73, 76…) 3. Восстановление резерва после погашения контрагентом задолженности: Дт 63 Кт 91-1 Если вы создадите резерв только в бухучете, а в налоговом его создавать не будете, нужно отразить временную разницу. Временная разница приводит к образованию отложенного налогового актива, который уменьшит налог на прибыль в последующих периодах (п.

В то же время из некоторых норм НК РФ можно сделать вывод, что под такой задолженностью для целей налогообложения понимаются обязательства налогоплательщика, которые не были им исполнены (погашены) в установленный срок (например, п. 18 ст. 250, пп. 21 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Обращаем внимание, что для целей формирования резервов по сомнительным долгам в программе не проверяется, является ли дебиторская задолженность действительно сомнительной (не обеспечена гарантиями, залогом и т.д.). Установить такую проверку в программе можно опосредовано через значение показателя Установлен срок оплаты по договору в карточке договора с контрагентом. Если организация получила от покупателя обеспечение задолженности или у нее есть уверенность в его платежеспособности, то для исключения данной задолженности из расчета резервов по ней достаточно указать в этом показателе заведомо длительный срок оплаты (в календарных днях).

Формирование резервов с учетом встречной кредиторской задолженности

Изменим условия Примера 1 и посмотрим, как с 2022 года меняется расчет резервов по сомнительным долгам, если налогоплательщик имеет перед контрагентом-должником встречное обязательство (кредиторскую задолженность).

Оцените статью
Доступное Правовое обеспечение