Нормативное регулирование аудиторской деятельности в РФ 2022 год

Обновленный кодекс профессиональной этики, требование о раскрытии информации в Интернете и другие изменения для аудиторов с 2022 года

Кроме этого аудиторские организации на финансовом рынке обязаны раскрывать информацию, перечень которой устанавливает Банк России. Любая иная информация раскрывается по усмотрению самой аудиторской организации. Также самостоятельно определяется и форма раскрытия информации.

Кроме того, введены в действие на территории России актуальные версии МСА (приказ Минфина России от 27 октября 2022 г. № 163н) – Международный стандарт аудита 315 (пересмотренный, 2022 г.) «Выявление и оценка рисков существенного искажения» и Международный стандарт сопутствующих услуг 4400 (пересмотренный) «Задания по выполнению согласованных процедур». Также введены в действие поправки в другие международные стандарты, обусловленные принятием вышеуказанных стандартов.

Поскольку приказ вступил в силу с 7 января 2022 года, то МСА 315 подлежит применению с этой даты в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2022 год и за иные отчетные периоды. МССУ 4400 (пересмотренный) подлежит применению с 7 января 2022 года в отношении заданий, условия которых согласованы (договор оказания услуг заключен) начиная с 1 января 2022 года.

  • общие сведения об аудиторской организации, о ее структуре и лицах, связанных с ней;
  • сведения о наличии у аудиторской организации права вести аудиторскую деятельность и оказывать аудиторских услуг отдельным категориям аудируемых лиц;
  • сведения об аудиторах, работающих в аудиторской организации по трудовому договору, об организации и обеспечении соблюдения требований профессиональной этики и независимости;
  • сведения о контроле (надзоре) за деятельностью аудиторской организации;
  • сведения об аудируемых лицах и величине выручки от оказанных услуг.

Еще одна поправка касается сферы применения «расширенного» аудиторского заключения (приказ Минфина России от 9 ноября 2022 г. № 172н, вступил в силу с 8 января 2022 года). Поправки предусмотрены новой редакцией Международных стандартов аудита 700 (пересмотренный) «Формирование мнения и составление заключения о финансовой отчетности» и 701 «Информирование о ключевых вопросах аудита в аудиторском заключении». В них прописывается требование о сообщении аудитором информации о ключевых вопросах распространяется на аудиторские заключения полных комплектов бухгалтерской (финансовой) отчетности общего назначения всех общественно значимых организаций. Напомним, ранее такой порядок применялся только в отношении организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам.

­2022-ый год — революционный в аспекте аудита для субъектов малого предпринимательства. С 2022 года поменялись предполагающие обязательный аудит пороги дохода компании и активов в году, который был перед отчетным (статья 5 Закона № 307-ФЗ (ст. 1 Закона № 476-ФЗ)). Критерии доходов для проведения обязательного аудита увеличили до показателя максимального дохода субъектов малого предпринимательства — до 800 млн. руб.

Обязательный аудит — это независимая проверка финансово-хозяйственной деятельности фирмы, которую нельзя избегать. Т.е. в нормативных правовых актах есть правило проводить аудиторский контроль в обязательном порядке. Но распространяется оно не на все организации, а только на те, которые соответствуют заданным критериям. Цель такого аудита — подтвердить корректность учета и достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности.

  • организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, а также эмитентов эмиссионных ценных бумаг, обязанных раскрывать информацию в соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (с отчетности за 2022 год)
  • организации, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг; бюро кредитных историй;
  • фонды (за исключением государственного внебюджетного фонда, специализированной организации управления целевым капиталом и фонда, имеющего статус международного фонда), если к ним за предшествующий отчетному период, пришло имущества больше, чем на 3 млн руб.
  • юридические лица с доходом более 800 млн руб. за год, который был перед отчетным, или если в указанном году балансовые активы на 31 декабря составляли более 400 млн руб. (кроме органов власти, местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, ГУПов и МУПов, с/х кооперативов, организаций потребкооперации).

­Однако Закон № 307-ФЗ не дает закрытого списка компаний, которые обязаны проводить аудит. Ситуации, когда аудит является обязательным, также предусматриваются и в других законах федерального уровня. На это прямо указано в ст. 5 Закона № 307-ФЗ. Подробнее поясним указанное нововведение ниже.

В обязательном аудите изменения стали действовать с 2022 года. Они касаются критериев обязательной аудиторской проверки (Федеральный закон от 29.12.2022 № 476-ФЗ (далее — Закон № 476-ФЗ). При этом процесс обязательного аудита отчетности и направления в ИФНС его итога — аудиторского заключения — остается прежним. Поговорим об изменениях подробнее и разберемся, как аудироваться не для отчета, а для выгоды.

Как изменится аудиторская деятельность в 2022-ом и 2022-ом годах

Право проводить обязательные аудиторские проверки теперь будет принадлежать исключительно тем аудиторским компаниям, которые соответствуют требованиям, описанным в предыдущем пункте. Это значит, что заказывать их у частных аудиторов больше нельзя. На сегодняшний день подобные ограничения касаются проверки отчётности:

В сентябре 2022-го года в Государственную Думу был внесён законопроект №273179-7, который был принят через 3 месяца в первом чтении и далее проходил согласование вплоть до 2022-го года. Его принятие в третьем чтении означает изменения в аудиторской деятельности, которые исключают возможность проведения обязательных аудиторских проверок частными аудиторами. Согласно данной реформе, будет создан перечень предприятий, которые имеют общественно важное значение и предусмотрена возможность проведения аудиторских проверок в них исключительно компаниями, включёнными в специальные реестры Федерального казначейства и Банка России.

Как уже упоминалось, услуги общественно-значимым организациям смогут предоставлять исключительно те компании, которые включены в два реестра. В общий могут попасть только те организации, в штате которых по основному месту работы имеется не менее 3-ёх аудиторов. Начиная с 2023-го года эта цифра возрастёт до 5-ти, три из которых должны располагать новым аттестатом и опытом работы с общественно-значимыми организациями не менее трёх лет. Одним из требований к таким аудиторам является кристальная чистота опыта, исключающая подписание заключений, которые впоследствии были признаны ложными. Требования второго реестра – не менее семи человек в штате, а с 2023-го – не менее двенадцати, соответствующих вышеуказанным требованиям.

Закон вводит такое обозначение, как «ненадлежащее аудиторское заключение». Его будут использовать для определения ошибочного мнения аудитора при серьёзно искажённой бухгалтерской отчётности, которая была составлена с нарушениями требований. Таким образом, Центробанк России сможет отбраковывать заключения аудиторских проверок установленным им способом. Обжалование его решений будет доступным только в судебном порядке.

Согласно статистическим данным, полученным из базы электронного портала “Audit-It”, примерно треть компаний, работающих в данной сфере, не будут соответствовать данному критерию. Согласно информации, полученной из того же источника, штат аудиторов в примерно 40% организаций состоит из трёх специалистов, в остальных же – из более трёх, но при этом неизвестно, является ли данная компания основным местом их работы.

развивать взаимодействие Федерального казначейства, Банка России (с учетом установленной компетенции) с комитетами по аудиту советов директоров (наблюдательных советов) юридических лиц, отнесенных к общественно значимым организациям, по вопросам проведения аудита;

повышение вовлеченности аудиторского сообщества в национальную систему противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также в борьбу с коррупцией, в том числе с подкупом иностранных должностных лиц;

осуществить переход от контроля полноты исполнения процедур, предписанных стандартами аудиторской деятельности, к контролю обоснованности и результативности решений, принятых аудиторской организацией, индивидуальным аудитором при исполнении указанных процедур;

повысить его результативность, в том числе посредством перехода от контроля полноты исполнения процедур, предписанных стандартами аудиторской деятельности, к контролю обоснованности и результативности решений, принятых аудиторской организацией, аудитором при исполнении указанных процедур, расширения практики применения риск-ориентированного подхода при планировании деятельности по контролю (надзору) за аудиторской деятельностью, увеличения объема информации, раскрываемой по результатам контрольных мероприятий;

Положения Концепции не распространяются на деятельность по осуществлению аудита органами государственного (муниципального) финансового контроля, распорядителями и получателями бюджетных средств, администраторами доходов бюджета и источников финансирования дефицита бюджета, службами внутреннего аудита организаций, а также на деятельность по оказанию услуг, которые согласно Федеральному закону «Об аудиторской деятельности» не являются аудиторскими услугами.

  • дополнительных требований к лицу, назначаемому руководителем аудита общественно значимой организации;
  • дополнительных требований к лицу, назначаемому руководителем аудита отдельных видов общественно значимых организаций на финансовом рынке;
  • особенностей обязательного ежегодного повышения квалификации руководителей аудита отдельных видов общественно значимых организаций на фин. рынке.

Согласно Закону об аудиторской деятельности аудиторская организация не вправе передавать сведения и документы, составляющие аудиторскую тайну, третьим лицам либо разглашать эти сведения и содержание документов без предварительного письменного согласия лица, которому оказывались услуги, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Это интересно:  Средняя зарплата по псковской области в 2022 году

Аудиторские услуги – то есть аудит и сопутствующие ему услуги – общественно значимым организациям могут оказывать лишь те аудиторские фирмы, сведения о которых внесены в Реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям.

  • передавать третьим лицам составляющие аудиторскую тайну полученные сведения и документы;
  • разглашать эти сведения и содержание документов без предварительного согласия в письменной форме ЦБ и лица, которому оказывались аудиторские услуги (кроме случаев, предусмотренных Законом об аудиторской деятельности и др. ФЗ (ранее такое требование не формулировалось).
  • терминология;
  • правовые основы регулирования аудиторской деятельности;
  • деятельность аудиторских организаций;
  • обязательный аудит и конкурсы;
  • оказание аудиторских услуг общественно значимым организациям;
  • аудиторское заключение;
  • квалификационный экзамен и аттестаты аудитора;
  • деятельность саморегулируемой организации (СРО) аудиторов;
  • контроль деятельности аудиторских организаций.

Изменения в аудите в 2022-2023 годах

  • допуска ценных бумаг аудируемой компании к организованным торгам;
  • отнесения к кредитным, страховым, государственным организациям, ППК, госкорпорациям, негосударственным пенсионным фондам;
  • доли государственного участия в складочном капитале компании.

Опубликованный 02.07.2022 Федеральный закон № 359-ФЗ существенно обновил ряд нормативных актов, в том числе Закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности». Связано это с необходимостью исполнения задач, целей, норм Концепции развития аудиторской деятельности по Распоряжению Правительства РФ от 31.12.2022 № 3709-р. Существенные изменения в сфере аудита и аудиторской деятельности вступят в силу в 2022-2023 годах, к некоторым из низ нужно начинать готовиться уже сейчас. Что нового ждет аудиторскую отрасль — расскажем в материале.

Теперь при оказании аудиторской услуги аудируемой организации необходимо назначать руководителя, то есть ответственного за оказание услуги. Это лицо — сотрудник аудиторской компании, который подписывает аудиторское заключение совместно с руководителем аудируемой организации.

Руководитель аудита и аудитор-руководитель аудиторской группы — это разные понятия, но допустимо, чтобы это было одно и то же лицо. Трудоустройство аудитора по основному месту или совместительству для назначения руководителем значения не имеет, за исключением ситуаций, когда получатель услуг ОЗО. Для них руководитель аудита – только работник аудиткомпании по трудовому договору на основном месте.

  • публичные акционерные общества;
  • публично-правовые компании (ППК);
  • госкорпорации;
  • госкомпании;
  • кредитные и банковские организации;
  • компании, доля участия государства в которых, составляет не меньше четверти;
  • организации, ценные бумаги которых торгуются на бирже;
  • организации, чья бухотчетность включается в проспект ценных бумаг;
  • страховые компании, общества взаимного страхования;
  • компании, на которых лежит обязанность по представлению и раскрытию отчетности согласно Закону от 27.07.2010 № 208-ФЗ.

Федеральный закон от N 307-ФЗ (ред

5. Органы, ведущие реестры аудиторских организаций, уведомляют аудиторскую организацию о принятом решении о внесении сведений об аудиторской организации в соответствующий реестр аудиторских организаций в течение трех рабочих дней, следующих за днем принятия данного решения.

4. Квалификационный экзамен проводится единой аттестационной комиссией. Учредительные документы единой аттестационной комиссии, а также вносимые в них изменения до их утверждения согласовываются с уполномоченным федеральным органом. В состав коллегиального высшего органа управления единой аттестационной комиссии должны быть включены представители уполномоченного федерального органа, а также члены, независимые от единой аттестационной комиссии и саморегулируемой организации аудиторов. Деятельность единой аттестационной комиссии основывается на принципах независимости, объективности, открытости и прозрачности, самофинансирования.

3. Аудитор, являющийся работником аудиторской организации на основании трудового договора между ним и аудиторской организацией, вправе участвовать в осуществлении аудиторской организацией аудиторской деятельности, а также в оказании прочих услуг, предусмотренных статьей 1 настоящего Федерального закона.

3) направить саморегулируемой организации аудиторов обязательное для исполнения предписание о приостановлении членства аудиторской организации в саморегулируемой организации аудиторов на срок до устранения такой аудиторской организацией выявленных нарушений, но не более 180 календарных дней со дня, следующего за днем принятия решения о приостановлении членства;

3. Саморегулируемая организация аудиторов наряду с правами, установленными Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», имеет право устанавливать в отношении аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов дополнительные к требованиям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, требования, в том числе обеспечивающие их ответственность при осуществлении аудиторской деятельности, разрабатывать и устанавливать дополнительные к мерам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, меры дисциплинарного воздействия на членов саморегулируемой организации аудиторов за нарушение ими обязательных требований и требований, установленных саморегулируемой организацией аудиторов, организовывать профессиональное обучение лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью.

в соответствии с новыми требованиями к аудиторским организациям, которые вправе приводить обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно значимых организаций, расширен перечень случаев, в которых обязательный аудит проводят только аудиторские организации, в штате которых имеется аудитор с аттестатом, выданным после 1 января 2011 г. (пункты 1 — 5, 8 — 13, 15, 16, 22 — 25, 28, 45 — 53, 58, 59, 61 — 65, 69, 70, 71, 73, 75 — 79, 81, 82);

На официальном Интернет-сайте Минфина России www.minfin.gov.ru размещен Перечень случаев обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2022 г. (рубрика «Аудиторская деятельность — Общая информация — Обязательный аудит»). В нем обобщены предусмотренные законодательством Российской Федерации случаи обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2022 г. Для каждого случая в Перечне приведены: законодательная норма, вид отчетности, подлежащей обязательному аудиту, субъект обязательного аудита. В Перечне случаи обязательного аудита объединены в две группы: в силу федеральных законов (за исключением Федерального закона «Об аудиторской деятельности») и в силу Федерального закона «Об аудиторской деятельности».

в связи с уточнением с 1 января 2022 г. перечня общественно значимых организаций для ряда случаев предусмотрено, что субъектами обязательного аудита могут быть либо аудиторские организации, в штате которых имеется аудитор с аттестатом, выданным после 1 января 2011 г., (если аудируемое лицо является общественно значимой организацией) либо любые аудиторские организации (если аудируемое лицо не является общественно значимой организацией) (пункты 14, 17 — 21, 39, 42, 60, 72, 74, 83).

  • 3-й уровень содержит методологические указания. В данной подгруппе собраны различные инструкции, методологические рекомендации и другие нормативные документы, утверждаемые министерствами, регуляторами, профобъединениями бухгалтеров и различными органами государственной исполнительной власти. Указанные методологические акты (пример — план счетов бухучета) формируются на основе и для разъяснения документов 1–2-го уровней.
  • 1-й уровень — нормативно-правовой, включающий регулирование на основе федеральных законов, правительственных постановлений, президентских указов. Указанные нормативные акты устанавливают единые законные нормы для ведения бухучета в России. Основным нормативным актом здесь можно назвать закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ.
  • 4-й уровень позволяет решить детальные организационные вопросы. Документы этого уровня содержат инструкции по построению бухучета в разрезе отдельных активов/пассивов, учетной политики в отдельных компаниях и являются обязательными для исполнения. Документы из этой группы не могут вступать в противоречия с нормативно-правовыми актами и рекомендациями 1–3-го уровней, но построены на их основе и с целью реализации указанных в них законных норм. Данные документы являются локальными для компаний и утверждаются их руководителями.

В соответствии с п. «р» ст. 71 Конституции России бухучет находится в ведении государства. Методологическое регулирование бухучета возложено российским правительством на Министерство финансов. Регулирование отдельных аспектов ведения бухучета рядом федеральных законов возложено на таких регуляторов, как Центробанк, ФСФР и др., в пределах норм, установленных Минфином. Регулирование бухучета осуществляется путем принятия различных законов, постановлений и различных нормативных актов.

  • 2-й уровень — направленный на стандартизацию учета операций и установление общих правил по оформлению хозяйственных операций. Регулирование второго уровня производится при помощи различных утверждаемых федеральной исполнительной властью положений по бухучету и по его ведению, которы со временем должны быть заменены на ФСБУ (федеральные стандарты бухучета).
  • Формулировка заключения. Корректируются данные, составляется отчет и формируется окончательное аудиторское заключение. Оно предоставляется заинтересованным в результате получателям: контрагентам, потенциальным инвесторам, высшему руководству, кредитным организациям и др.
    1. Подготовительный этап аудита включает в себя:
      • оценку поля деятельности аудитора – количества и состава исследуемой отчетности;
      • согласование условий аудита (сроков, стоимости и др.);
      • заключение договора на проведение аудита;
      • оформление предварительного плана проверки;
      • подготовку ответов и документации в соответствии с аудиторскими запросами.
    2. Аудиторское исследование (сбор и оценка доказательств). Собственно проверка, включающая исследование отчетности за предыдущий год (для объективного сравнения показателей) и за отчетный. Изучению подлежат:
      • бухгалтерские отчеты;
      • финансовая документация;
      • управленческая информация.

    Следование международным стандартам в финансовой отчетности и ее проверке призвано унифицировать бухгалтерские процедуры, но вместе с тем позволяет сохранить национальные традиции ведения бизнеса, присущие отечественной экономике. С помощью результатов проведения аудита по МСА можно объективно сравнивать деятельность предприятий в разных государствах, что очень удобно для международного инвестирования.

    Отдельные государства строго придерживаются МСА и даже принимают их как национальные, некоторые другие (Англия, США, Канада и Швеция) предпочитают пользоваться собственными стандартами, не отвергая и международных требований. Третья группа стран, в числе которых и Россия, разрабатывают собственные аудиторские стандарты, беря за основу принятые международным Комитетом.

    В 2022 году вступили в силу приказы Министерства финансов РФ от 24 октября 2022 года № 192н и от 9 ноября 2022 года № 207н «О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации». Первый ввел в действие 30 международных аудиторских стандартов, а второй – еще 18.

    Изменения в аудите на 2022 и 2023 годы

    При этом аудируемый субъект теперь имеет право не только получать сам аудит и сопутствующие услуги, но и требовать от аудиторской фирмы информацию о внесении сведений о компании в соответствующий Реестр. Исполнитель, то есть аудиторская фирма, не имеет права отказать в предоставлении подобной информации.

    • индивидуальный аудитор не может взаимодействовать с общественно значимыми организациями абсолютно никак: он не может оказывать услуги по проверке, анализу, ревизии и т.п.;
    • индивидуальный специалист может оказывать только сопутствующие аудиторские услуги компаниям, не отнесенных к разряду общественно значимых.

    В качестве нововведения появилась такая категория как электронный конкурс. Ранее немного другая формулировка указывалась в законе – открытый конкурс. При этом конкурсные основы актуальны только для обязательного аудита. Инициативный аудит, конечно, проводится без конкурса.

    Теперь данное требование не работает. Важно не просто работать с тремя аудиторами на трудовых засадах. Необходимо, чтобы такие специалисты работали в компании как на основной работе. Например, если аудитор будет работать в штате в одной компании на 0,75 и в аудиторской компании на 0,25, то второе место его работы не будет считаться основным.

    • запрет на применение услуг частного аудитора в отношении обязательного аудита применим к финансовой отчетности по итогам 2022 года;
    • вето на применение услуг индивидуального специалиста в вопросах сопутствующих услуг вступает в силу только с 2023 года.

    Все, что нужно знать про обязательный аудит в 2022 году

    ВАЖНО! Количество субъектов обязательного аудита с 1 января 2022 года значительно сократилось, в связи с внесением изменений в Федеральный закон «Об аудиторской деятельности». В частности, «выведены» из-под обязательного аудита субъекты малого бизнеса с выручкой от 400 до 800 млн руб. и суммой активов баланса от 60 до 400 млн руб., а также фонды, годовые поступления в которых не превышают 3 млн руб. Тем не менее, если договор обязательного аудита отчетности такой организацией заключен и начал выполняться аудиторами до вступления в силу данных изменений (т. е. до 31.12.2022 включительно), отчетность экономического субъекта подлежит выпуску (опубликованию) вместе с аудиторским заключением.

    Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности является важным элементом информации для пользователей отчетности любого экономического субъекта, поскольку повышает уверенность и собственников, и контрагентов, и банков, рассматривающих кредитные заявки, и других субъектов в том, что отчетность правдива, подготовлена в соответствии с правилами учета, в ней нет существенных искажений, связанных с ошибками или недобросовестными действиями, сокрытия важной для пользователей финансовой или нефинансовой информации.

    В связи с внесением изменений в закон о бухгалтерском учете, начиная с 1 января 2022 года вся отчетность, а также в предусмотренных законодательством случаях аудиторское заключение, предоставляется в налоговый орган — как оператору ГИР БО. В органы статистики аудиторское заключение предоставлять не нужно.

    За размещение одного сообщения на Федресурсе на момент написания статьи взимается плата 860,35 руб., в т. ч. НДС 20 %. Квалифицированные сертификаты ЭЦП для сайта Федресурс (а также других целей бизнеса, например: сдачи бухгалтерской и налоговой отчетности, регистрации онлайн-касс, получения финансовых услуг и др.) выдают уполномоченные удостоверяющие центры, стоимость оформления ЭЦП составляет от 2800 до 3000 руб.

    Обязательному независимому аудиту подлежит также годовая отчетность Банка России, государственных компаний и государственных корпораций, государственных и муниципальных унитарных предприятий (в случаях, когда необходимость аудита определена собственником ГУПа или МУПа), Агентства по страхованию вкладов, Единого института развития в жилищной сфере, Единого общероссийского объединения страховщиков, Профессиональных объединений страховщиков, объединений субъектов страхового дела, Национального объединения саморегулируемых организаций оценщиков, Объединения туроператоров в сфере выездного туризма, некоммерческих организаций — иностранных агентов, организаторов азартных игр и лотерей, а также некоторых других общественно значимых организаций, с перечнем которых можно ознакомиться на сайте Министерства финансов РФ. Например, перечень случаев обязательного аудита отчетности организаций за 2022 год опубликован тут.

    ✅ Установлено, что обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности проводят только аудиторские организации, хотя ранее допускалось проведение аудита по отчетности отдельных видов организаций индивидуальным аудитором, т.е. теперь прямо установлен запрет на проведение обязательного аудита индивидуальными аудиторами бухгалтерской (финансовой) отчетности. Этот запрет действует с обязательного аудита отчетности за 2022 год, а в отношении сопутствующих аудиту услуг – с 1 января 2023 года.

    Ведомством опубликованы: информационное сообщение от 06.07.2022 № ИС-аудит-46/1, информационное сообщение от 08.07.2022 № ИС-аудит-46/2, информационное сообщение от 08.07.2022 № ИС-аудит-46/3, информационное сообщение Минфина России от 09.07.2022 N ИС-аудит-46/4, информационное сообщение Минфина России от 12.07.2022 № ИС-аудит-46/5 и информационное сообщение Минфина России от 13.07.2022№ ИС-аудит-46/6, каждое из которых более детально раскрывает изменения в аудиторской деятельности и законодательстве об аудите, внесенные Федеральным законом от 2 июля 2022 г. № 359-ФЗ.

    Теперь аудит, установленный Федеральным законом «Об аудиторской деятельности», обязателен для организаций, являющихся эмитентами эмиссионных ценных бумаг, и которые обязаны раскрывать информацию в соответствии с Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» (ранее — только организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам).

    Одно из требований к членству аудиторской организации в СРО аудиторов – наличие не менее 3-х аудиторов, работающих на основании трудовых договоров. С 1 июля 2022 года Закон № 359-ФЗ уточнил, что такие аудиторы должны быть работниками аудиторской фирмы по основному месту работы.

    • на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при оказании аудиторских услуг;
    • сокрытие (ограничение доступа) информации и документации, запрашиваемых аудиторской организацией (кроме случаев, в которых Правительством РФ установлены ограничения на предоставление информации и документации);
    • воспрепятствование выполнению аудиторской организацией иных обязанностей, установленных Законом об аудиторской деятельности, другими ФЗ.

    Нормативное регулирование аудиторской деятельности в РФ 2022 год

    МСА, вводимые в России, могут дополняться особенностями применения на территории Российской Федерации. Такие дополнения возможны как при первоначальном признании МСА, так и в отношении МСА, уже введенных в действие на территории Российской Федерации. В последнем случае необходимость дополнений определяется по результатам обобщения практики применения законодательства Российской Федерации, в том числе МСА.

    совершенствование системы мониторинга аудиторской деятельности и контроля (надзора) за ней, а также практики применения мер ответственности за несоблюдение правил аудиторской деятельности (развитие контроля внутри аудиторской профессии, а также независимого от аудиторского сообщества контроля (надзора), внедрение механизма профессионального суждения контролирующих органов по отдельным вопросам деятельности объекта проверки, др.);

    Результатом реализации Концепции станет повышение роли института аудита в общенациональной системе финансового контроля и уровня востребованности его результатов, а следствие ее реализации — повышение доверия к результатам оказания аудиторских услуг, качества этих услуг, конкурентоспособности отечественных аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и престижа аудиторской профессии.

    консолидация аудиторской профессии (активизация участия аудиторских организаций, аудиторов в деятельности саморегулируемой организации аудиторов, внедрение в саморегулируемой организации аудиторов механизмов, обеспечивающих учет интересов и потребностей разных групп ее членов, развитие членской базы саморегулируемой организации аудиторов, др.);

    Кроме того, Административный регламент приведен в соответствие с требованиями к разработке и утверждению административных регламентов осуществления государственного контроля (надзора), установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373 в отношении, в частности, структуры документа, последовательности изложения норм, содержательного наполнения их.

    Стандарты и правила аудита

    На территории Российской Федерации применяются федеральные стандарты аудиторской деятельности и стандарты аудиторской деятельности саморегулируемых организаций аудиторов. Федеральные стандарты установлены Правительством Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации на основе международных стандартов аудита. Стандартами аудиторской деятельности саморегулируемых организаций аудиторов определяются требования к аудиторским процедурам, дополнительные к требованиям, установленным федеральными стандартами, если это обусловливается особенностями проведения аудита или особенностями оказания сопутствующих аудиту услуг. При этом стандарты аудиторской деятельности саморегулируемых организаций аудиторов не могут противоречить федеральным стандартам аудиторской деятельности и являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, являющихся членами саморегулируемых организаций аудиторов, и работников, разработавших их.

    Аудиторская деятельность ведется в соответствии со стандартами, устанавливающими общие принципы и требования к организации и осуществлению аудиторской деятельности. Данные стандарты являются обязательными для применения аудиторскими организациями, аудиторами при оказании ими аудиторских услуг и сопутствующих аудиту услуг. В той части, в которой стандарты затрагивают деятельность аудируемых лиц, они являются обязательными также и для этих лиц.

    Кроме того, Советом по аудиторской деятельности рекомендованы к применению 2 правила (стандарта) аудиторской деятельности: «Проверка прогнозной финансовой информации» и «Требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудиторских организаций», одобренные Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации.

    Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» предусматривает переход на международные стандарты аудита, принимаемые Международной федерацией бухгалтеров и признанные в порядке, установленном Положением о признании международных стандартов аудита подлежащими применению на территории Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2015 г. № 576.

    Контроль соблюдения аудиторскими организациями, аудиторами стандартов аудиторской деятельности осуществляют саморегулируемые организации аудиторов (в отношении своих членов), а в отношении аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» – также Федеральное казначейство.

    Нормативное регулирование аудиторской деятельности

    Чтобы получить инвестиции в бизнес из-за рубежа, следует убедить инвесторов в целесообразности вложения средств, предоставив им информацию о финансовом состоянии компании, в частности бухгалтерскую отчетность, достоверность которой подтверждена внешним аудитом, соответствующим мировым стандартам.

    Кроме того, функционирует Совет по аудиторской деятельности (далее — Совет), который периодически, не реже раза в квартал, собирается при Минфине России. Совет в большей степени выступает как эксперт и критик: изучает проекты постановлений, вносит свои предложения и рекомендации, оценивает контроль качества проведения аудита.

    Этот документ состоит из двух разделов. Первый раздел называется “Основные принципы этики и концептуальный подход к их соблюдению”. Помимо перечня основных принципов профессиональной этики аудиторов в нем содержится общее руководство по их соблюдению, которое аудитор должен применять:

    К квалификационному экзамену допускается претендент, получивший высшее образование по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе. Квалификационный экзамен проводится единой аттестационной комиссией, которая создается совместно всеми саморегулируемыми организациями аудиторов в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом. За прием квалификационного экзамена с претендента взимается плата, размер и порядок взимания которой устанавливается единой аттестационной комиссией.

    Принятие первого Федерального закона “Об аудиторской деятельности” (Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ) обозначило начало третьего этапа развития аудиторской деятельности в Российской Федерации (сентябрь 2001 г. — декабрь 2008 г.) и подтвердило окончательное становление системы российского аудита, создало перспективы его дальнейшего развития. В данном законе было дано определение обязательного аудита и приводились критерии его проведения, были определены понятия аудиторской тайны, правил (стандартов) аудиторской деятельности, аудиторского заключения.

    Госдума приняла закон о реформе аудиторской деятельности

    Законопроект (N273179-7) был внесен в парламент еще в сентябре 2022 года и принят в первом чтении спустя три месяца, в декабре, но с тех пор проходил согласование. В рамках первого чтения он предполагал передачу под контроль ЦБ работу аудиторской сферы, в то время как сейчас она регулируется Минфином.

    ЦБ и Казначейство, соответственно, должны будут определить порядок ведения реестров. Перечень включенных в них компаний будет доступен в интернете на страницах регуляторов. Решение о включении в реестр должно приниматься в течение 45 дней со дня подачи заявления. Принятый закон также прописывает основания отказа для включения в реестры.

    Второй реестр будет вести Федеральное казначейство. Включенные в него смогут оказывать услуги, в частности, публичным акционерным обществам, госкорпорациям, госкомпаниям, публично-правовым компаниям, организациям с долей государства не менее 25%, иным юридическим лицам, обязанным раскрывать отчетность.

    Принятый закон предусматривает, что обязательный аудит финансовой отчетности смогут проводить исключительно аудиторские компании. Сейчас ее могут осуществлять как организации, так и индивидуальные аудиторы. Но пользоваться услугами последних могут не все. В действующем законодательстве установлен круг лиц, которые обязаны обращаться именно в аудиторские организации. Это компании, акции которых допущены к организованным торгам, банки, страховые организации, негосударственные пенсионные фонды, госкорпорации и госкомпании, а также принадлежащие не менее чем на четверть государству организации.

    Москва. 16 июня. INTERFAX.RU — Госдума приняла в третьем чтении закон о реформе аудиторской деятельности: индивидуальные аудиторы не смогут проводить обязательный для компаний аудит финансовой отчетности, также предлагается сформировать перечень общественно значимых организаций, аудит которых позволяется проводить только компаниям из специальных реестров Федерального казначейства и Банка России.

    Применение международных стандартов аудита

    Следование международным стандартам в финансовой отчетности и ее проверке призвано унифицировать бухгалтерские процедуры, но вместе с тем позволяет сохранить национальные традиции ведения бизнеса, присущие отечественной экономике. С помощью результатов проведения аудита по МСА можно объективно сравнивать деятельность предприятий в разных государствах, что очень удобно для международного инвестирования.

    В 2022 году вступили в силу приказы Министерства финансов РФ от 24 октября 2022 года № 192н и от 9 ноября 2022 года № 207н «О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации». Первый ввел в действие 30 международных аудиторских стандартов, а второй – еще 18.

    Международные стандарты аудита (МСА), или в международной транскрипции (англ.) International Standards on Auditing (ISA) – свод документации, содержащей профессиональные требования и условия проведения аудиторской деятельности. Их издает Международная бухгалтерская ассоциация, проводя через Комитет по международным стандартам аудита и подтверждения достоверности информации.

    • вводная часть – основы подхода к аудиту и другим мероприятиям по подтверждению качества услуг и достоверности информации, обзор терминологии;
    • общие принципы проведения контроля качества, обязанности аудитора, основная документация, информационный обмен с владельцем бизнеса;
    • стандарты, направленные на оценку рисков и противодействие обнаруженным рискам;
    • стандарты, направленные на доказательства и подтверждение аудиторских сведений;
    • стандарты, регламентирующие услуги привлеченных аудиторов;
    • стандарты, согласно которым формулируются итоги аудита;
    • особые аспекты аудита: анализ финансовой отчетности по принципам спецназначения.
    • компании, у которых есть активные зарубежные партнеры;
    • юрлица, планирующие свой выход на международную экономическую арену;
    • предприниматели, ищущие зарубежных инвесторов;
    • организации, кредитующиеся у иностранных банков;
    • предприятия, исповедующие корпоративные ценности международных финансовых объединений.

    К внутренним нормативным правовым актам следует относить и Кодекс профессиональной этики аудиторов, который представляет собой свод обязательных правил поведения для исполнителей аудиторских услуг [7]. Кодекс одобрен Советом по аудиторской деятельности 22.03.2012 г.Он приобретает силу с момента его принятия СРО аудиторов.

    Важную роль играют и подзаконные акты, издаваемые, в частности, Министерством финансов РФ. Например, Приказ Минфина России от 29.11.2022 № 1592 «Об Основных направлениях развития аудиторской деятельности в Российской Федерации на период до 2024 года», который ставит дальнейшей целью развития аудиторской деятельности — формирование и поддержание доверия делового сообщества и общества в целом к результатам оказания аудиторских услуг [4].

    По мнению многих, аудиторы находятся в рамках «двойных» стандартов, поскольку соблюдают как международные стандарты, так и стандарты организации, членом которой являются. Причем единообразия в содержании стандартов СРО не имеется. Это в конечном итоге может привести к тому, что аудитор в период своей деятельности будет привязан лишь к одной организации. Так, по мнению А. Э. Захаровой, при установлении требований и особенностей правового статуса для СРО в отдельных сферах иногда возникают расхождения с нормами ФЗ № 307 относительно конкретизации требований и расширения перечня прав, обязанностей, ограничений и функций. Законодателям следует учитывать теоретические основы саморегулирования при создании нормативной базы, которая регламентирует основы деятельности саморегулируемых организаций, передаче им отдельных полномочий исполнительных органов власти [8, с. 123].

    Международные стандарты аудита разработаны Международной федерацией бухгалтеров (IFAC), а именно Советом по международным стандартам аудита и контролю качества. На территории Российской Федерации в соответствии с Приказом Минфина России от 09.01.2022 № 2н действует 48 таких стандартов [3, с. 8].

    В данной статье рассматривается нормативное регулирование аудиторской деятельности в РФ. Исследуется понятие аудиторской деятельности. Проводится анализ моделей регулирования аудиторской деятельности и мер, применяемых в отношении нарушителей законодательства о СРО.

    Компоненты услуг, которые оказывают аудиторы. В данном законе появилось распределение на аудит, дополняющие аудит, услуги и другие услуги, связанные с данной деятельностью. Внешний аудит делится на обязательный, инициативный и аудит по специальным задачам. Список услуг регламентируется федеральными стандартами аудиторской деятельности.

    Помимо этого, Закон поясняет, что именно стоит понимать как аудиторскую независимость, аудиторские фирмы и индивидуальные аудиторы, осуществление контроля деятельности аудиторских фирм и индивидуальных аудиторов, квалификационный аттестат аудитора, и также существую ли основания для его аннулирования и каков порядок этого процесса.

    В Российской Федерации система нормативно-правового регулирования деятельности аудиторов только начинает развиваться и формироваться. Из двух существующих концепций и механизмов управления самой подходящей является система нормативного регулирования деятельности аудиторов, состоящая из четырех уровней (таблица 1.3.1). В таблице эти самые уровни располагаются по порядку, и иллюстрируют уровни госрегулирования, виды и наименования нормативных документов, область регулирования и использования и, также, степень их разработанности.

    В существующих государственных административных документах находятся правила и нормы, регулирующие аудиторскую деятельность, переподготовку, дополнительные курсы и также оценку работы аудиторов. К главным протоколам, регулирующим нормативно-правовые аспекты аудиторской деятельности в России, относятся:

    Первая концепция получила широкое распространение в таких странах Европы, как Австрия, Испания, Германия и Франция, где деятельность аудиторов строго подконтрольна административной власти. Они на государственном уровне осуществляют контроль за функционированием аудиторских компаний.

    Оцените статью
    Доступное Правовое обеспечение