Годовая инвентаризация в бюджетных учреждениях 2022

Содержание

Юридическая тематика очень сложная но, в этой статье, мы постараемся ответить на вопрос «Годовая инвентаризация в бюджетных учреждениях 2022». Конечно, если у Вас остались вопросы Вы сможете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Обоснование вывода:
В части организации и ведения бухгалтерского учета бюджетные учреждения должны руководствоваться следующими нормативными актами:
— Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 06.12.2022 N 402-ФЗ (далее — Закон N 402-ФЗ);
— Инструкцией, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2022 N 157н (далее — Инструкция N 157н);
— Инструкцией, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2022 N 174н;
— Инструкцией, утвержденной приказом Минфина России от 25.03.2022 N 33н.
В то же время при разработке порядка проведения инвентаризации используются нормы Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49 (далее — Методические указания), в части, не противоречащей требованиям Закона N 402-ФЗ и Инструкции N 157н (смотрите также письма Минфина России от 27.11.2022 N 02-06-10/69491, от 30.04.2022 N 02-07-10/25594).
Отметим, что порядок проведения инвентаризации должен быть установлен учетной политикой учреждения (в виде раздела учетной политики или приложения к ней). Такое требование установлено в ч. 3 ст. 11 Закона N 402-ФЗ, п.п. 6, 20 Инструкции N 157н (письмо Минфина России от 15.07.2022 N 02-06-10/34544). Локальным документом учреждения определяются случаи и сроки проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации в различных случаях, за исключением обязательного проведения инвентаризации*(1). Обязательное проведение инвентаризации устанавливается законодательством РФ, федеральными и отраслевыми стандартами (письма Минфина России от 02.06.2022 N 02-06-10/34524, от 13.01.2022 N 02-06-10/70).
Согласно п. 1.5 Методических указаний проведение инвентаризации обязательно перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года. Инвентаризацию следует проводить в отношении любых объектов бухгалтерского учета, в том числе на забалансовых счетах.
Обязанность проведения инвентаризации активов и обязательств перед составлением годовой отчетности также определена п. 9 Инструкции N 33н.
По общему правилу результаты инвентаризации отражаются в учете и бухгалтерской отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация (п. 20 Инструкции N 157н). Исключением из данного правила является инвентаризация, проведенная в целях составления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности. Так, в п. 20 Инструкции N 157н были внесены изменения, согласно которым результаты инвентаризации, проведенной в целях составления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности отражаются в годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности. То есть, даже если инвентаризационная комиссия подписала протоколы и акты годовой инвентаризации в январе, ее результаты нужно учесть при составлении отчетности за истекший год. Ранее использовалась формулировка «перед составлением» и на этом основании некоторые проверяющие не признавали подписанные в январе материалы инвентаризации в качестве документов, подтверждающих достоверность годового отчета.
Нормативные акты не регулируют сроки проведения инвентаризации. Учреждение самостоятельно определяет дату начала и окончания проведения инвентаризации исходя из своей структуры и объема активов и обязательств подлежащих инвентаризации. В части годовой инвентаризации главное условие, чтобы инвентаризация была начата не ранее 1 октября и закончена до окончания финансового года, то есть до 31 декабря (включительно).
Приказом учреждения утверждается срок проведения инвентаризации и инвентаризационная комиссия (комиссии). Приказ оформляется по форме N ИНВ-22, которую можно дополнить необходимыми реквизитами, или по форме, разработанной организацией госсектора самостоятельно. Он должен быть зарегистрирован в журнале учета контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации (например, форма N ИНВ-23 или разработанная организацией). Председатель и члены инвентаризационной комиссии в обязательном порядке ставят подписи в журнале, подтверждающие их ознакомление с приказом.
Например, в соответствии с приказом учреждения инвентаризация начинается 30 ноября, а заканчивается 11 декабря текущего года. Соответственно, на 30 ноября в инвентаризационных описях будут указаны остатки по данным бухгалтерского учета. Этот день является датой начала инвентаризации, но ее результаты должны быть отражены в учете по окончании инвентаризации 11 декабря.
До начала проверки фактического наличия имущества, иных объектов бухгалтерского учета, в том числе на забалансовых счетах, инвентаризационная комиссия получает последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы и (или) отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств. Председатель инвентаризационной комиссии визирует все приходные и расходные документы, приложенные к реестрам (отчетам), с указанием «до инвентаризации на «__________» (дата)». На этом основании бухгалтерия определяет остатки имущества к началу инвентаризации по учетным данным (п. 2.4 Методических указаний N 49).
С материально ответственных лиц члены инвентаризационной комиссии обязаны взять расписки в инвентарных описях по формам NN 0504081, 0504086, 0504087, 0504088 в том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы сданы в бухгалтерию или переданы комиссии, и все ценности, поступившие на их ответственное хранение, оприходованы, а выбывшие — списаны в расход. В период проведения инвентаризации в учреждение могут поступить ценности, а также произойти их выбытие. В таком случае информацию о таком движении следует заносить в отдельные описи.
На основании ч. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ учреждения государственного сектора оформляют первичные документы по формам, установленным в соответствии с бюджетным законодательством. Так, в настоящее время бюджетным учреждением обязательно должны применяться унифицированные формы:
— требования об оформлении которых предусмотрены положениями приказа Минфина России от 30.03.2022 N 52н (далее — Приказ N 52н);
— установленные правовыми актами уполномоченных органов на основании федеральных законов.
В иных случаях могут применяться формы, разработанные учреждением самостоятельно (порядок их применения и заполнения должен быть предусмотрен учетной политикой).
В соответствии с Приказом N 52н результаты инвентаризации сначала фиксируются в инвентаризационных описях. При этом ни Методическими указаниями, ни Приказом N 52н не установлена обязанность заполнения в инвентаризационных описях графы «Примечание». На основании инвентаризационных описей (сличительных ведомостей), а в случае расхождений — Ведомости расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092), инвентаризационная комиссия составляет Акт о результатах инвентаризации (ф. 0504835). Акт представляется на рассмотрение и утверждение руководителю учреждения с приложением документов по инвентаризации.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. Инвентаризационные описи для учреждений государственного сектора составляются по формам, согласно Приказу N 52н. При этом в приказе о проведении инвентаризации не обязательно указывать фразу «провести инвентаризацию на такое то число». Можно определить начальную и конечную даты проведения и перечень объектов инвентаризуемого имущества, не забывая формулировку «в целях составления» бухгалтерской отчетности.
2. Снимать остатки и формировать инвентаризационные описи следует на начальную дату проведения инвентаризации по определенному виду имущества учреждения, а оформлять результаты Актом о результатах инвентаризации (ф. 0504835) на дату ее завершения.
3. Инвентаризация проводится учреждением в порядке, определенном его учетной политикой, с учетом положений законодательства РФ, а также особенностей осуществляемых им видов деятельности и инвентаризируемых объектов. При установлении сроков проведения инвентаризации рекомендуется учитывать сроки, предусмотренные учредителем.
4. Действующим законодательством не предусмотрено обязательное заполнение в инвентаризационных описях графы «Примечание», если в этом нет необходимости.

Это интересно:  Санитарные книжки кому необходимы 2022

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
1. В приказе о проведении инвентаризации указывается не конкретное число, а период проведения инвентаризации (дата начала и окончания).
2. В инвентаризационных описях отражаются остатки по бухгалтерскому учету на начальную дату проведения инвентаризации.
3. Действующим законодательством не предусмотрено обязательное заполнение в инвентаризационных описях графы «Примечание», если в этом нет необходимости.
Учреждения государственного сектора оформляют первичные документы по формам, установленным в соответствии с бюджетным законодательством.
Действующими нормативными документами не установлена обязанность заполнения в инвентаризационных описях графы «Примечание».

Должно ли федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение (далее — ФГБОУ) в приказе о проведении инвентаризации указывать «провести инвентаризацию на такое-то число», если в унифицированной форме N ИНВ-22 такого реквизита нет (согласно приказу Минфина учреждение обязано провести инвентаризацию перед годовой отчетностью в период с 01.10.2022 до 31.12.2022)? На какую дату снимать остатки бухгалтерского учета, на какую дату делать инвентаризационные описи (ФГБОУ имеет большой список активов в один день инвентаризацию не провести)? Обязательно ли заполнять примечание инвентаризационных описей по каждому инвентарному объекту и номенклатурному номеру? Если да, то что указывается в примечании?

————————————————————————-
*(1) Специальной нормой абз. 4 п. 1.5 Методических указаний предусмотрено право проводить инвентаризацию основных средств один раз в три года, а библиотечных фондов — один раз в пять лет. Это норма не противоречит положениям действующих нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету в учреждениях государственного сектора. Поэтому бюджетное учреждение вправе установить в своем локальном акте (положении о порядке проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств) в части основных средств выборочное проведение инвентаризации с периодичностью один раз в три года не ранее 1 октября отчетного года. Обратите внимание, что специальная норма проводить инвентаризацию не ежегодно предусмотрена Методическими указаниями только для объектов основных средств и библиотечных фондов. Следовательно, инвентаризация нематериальных и непроизведенных активов перед составлением годовой бухгалтерской отчетности проводится ежегодно (п. 1.5 Методических указаний).

Перед непосредственной оценкой имущества учреждения необходимо разработать образец приказа о проведении инвентаризации 2022 года. Распоряжение руководителя может быть подготовлено как в произвольном виде на собственном бланке организации, так и с использованием унифицированной формы ИНВ-22 (Постановление Госкомстата РФ № 88 от 18.08.1998).

  1. Подготовка. Во время подготовительного этапа организация разрабатывает образец приказа на инвентаризацию перед годовым отчетом, например, а также создает инвентаризационную комиссию, устанавливает сроки процесса и определяет объекты ОС, которые будут проверены.
  2. Непосредственно проверочные мероприятия. Члены комиссии изучают количественные и качественные свойства объектов ОС, проверяют их фактическое состояние и наличие, составляют опись.
  3. Аналитический этап, во время которого сопоставляются данные бухгалтерского учета с результатами оценочного процесса. Если членами комиссии обнаруживаются расхождения, составляются ведомости, подводятся итоги.
  4. Оформление результатов проверки наличия и текущего состояния имущества. Бухгалтерия приводит данные учета в соответствие с отчетами комиссии, определяются виновные в допущенных ошибках, и устанавливается мера ответственности.
Это интересно:  Замена притивопожарных датчиков косгу 2022 год

Инвентаризация перед годовой отчетностью

Так называется процедура проверки количественных и качественных характеристик имущества учреждения и состояний ее финансовых обязательств на установленную дату, обеспечивающая контроль за сохранностью объектов основных средств. Производится данное действие путем сверки фактических данных с регистрами бухгалтерского учета, а в процессе составляется образец приказа о проведении годовой инвентаризации 2022 года.

ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Провести инвентаризацию продуктов питания, товаро-материальных ценностей, мягкого инвентаря.
Срок: с 19.12.2022г. по 31.12.2022г.
2. Для проведения инвентаризации назначить комиссию в следующем составе:
Председатель комиссии: Иванова И.И. — зам. заведующего по BMP
Члены комиссии: Сидорова М.И.- младший воспитатель,
Петрова П.П. — музыкальный руководитель, Андреева А.А. — бухгалтер УО
3. Инвентаризационной комиссии:

Проводится в 4 квартале. Дата начала, как правило, — 1 октября. Цель — проверить наличие имущества организации и сопоставить его с данными бухучета. Проверяются все активы и обязательства. Для проведения составляется образец приказа на проведение годовой инвентаризации 2022 .

Приказ о проведении инвентаризации склада

  • продажа, аренда, выкуп имущественных объектов;
  • преобразование ГУП, МУП;
  • составление ежегодной бухгалтерской отчетности;
  • смена матответственного лица;
  • обнаружение хищения или порчи имущества;
  • реорганизация, ликвидация учреждения;
  • иные случаи в соответствии с действующим российским законодательством.

  • сведения о долгах учреждения (обусловленных, в частности, обязательствами по гражданско-правовым договорам);
  • сведения о контрагентах;
  • суммы задолженностей, классифицируемые по различным основаниям;
  • подтвержденные и неподтвержденные долги;
  • суммы с истекшим сроком исковой давности.

В случае если учреждение бюджетное или автономное, имеет смысл сформировать постоянно действующую комиссию, имеющую соответствующие полномочия, поскольку данными учреждениями предполагается регулярное, как мы отметили выше, раз в квартал, предоставление отчетности распорядителю на основе данных, получаемых в том числе в ходе инвентаризации.

Акт сверки с контрагентами

Сведения о приказе о проведении инвентаризации должны быть отражены в журнале, который составляется на основе другой унифицированной формы — ИНВ-23. В данном источнике также важно отразить перечень конкретных обязательств, которые проверяются в рамках инвентаризации. В остальном заполнение соответствующей формы осуществляется по общим правилам.

Порядок проведения годовой инвентаризации в бюджетном учреждении по части основных средств, равно как при частной внеплановой проверке, включает в себя конкретные принципы анализа объекта обследования. Задачей такой проверки является:

Инвентаризация в бюджетном учреждении: правила и этапы проведения

Проведение регулярных проверок на предприятиях, содержимых за счет казенных средств, является неотъемлемым процессом их хозяйственной деятельности. Значимость инвентаризации в бюджетных учреждениях обусловлена перечнем возможных ситуаций, подлежащих обязательному контроллингу со стороны руководства, а именно:

Этапы проведения

В процессе выявления долгов перед социальными фондами сверяются перечисленные денежные суммы, выискиваются задолженности. Не менее внимательно осуществляется подход к рассмотрению заработной платы каждого сотрудника, с учетом обращения конкретного внимания на установленные недоплаты и переплаты.

  1. Дебет 60 Кредит 51 — перечислен аванс поставщику;
  2. Дебет 68 Кредит 76.ВА — НДС заявлен к вычету;
  3. Дебет 91 Кредит 60 — списана задолженность по истечении срока исковой давности;
  4. Дебет 76.ВА Кредит 68 — восстановлен ранее заявленный к вычету НДС.

Убытки от хищений, виновники которых не установлены, признаются во внереализационных расходах согласно пп. 5 п. 2 ст. 265 НК РФ. Но факт отсутствия виновных лиц должен быть документально подтвержден уполномоченным органом государственной власти. Действующие нормы НК РФ не содержат упоминания о документах, которыми можно подтвердить указанные убытки. По мнению Конституционного Суда РФ, пп. 5 п. 2 ст. 265 НК РФ не содержит указания на то, какие именно документы подтверждают отсутствие виновных лиц при недостаче материальных ценностей.

Выявлена безнадежная дебиторская задолженность

Организация самостоятельно определяет случаи, сроки, порядок проведения инвентаризации и объекты, подлежащие инвентаризации за исключением обязательного проведения инвентаризации (п. 3 ст. 11 Закона о бухучете).

Обоснование вывода:
Инвентаризация имущества, финансовых активов и обязательств, иных объектов бухгалтерского учета, в том числе, на забалансовых счетах, проводится субъектом учета в установленном им в рамках формирования учетной политики*(1) порядке, с учетом положений законодательства Российской Федерации (п. 80 Федерального стандарта «Концептуальные основы . «, утвержденного приказом Минфина России от 31.12.2022 N 256н, п.п. 6, 20 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2022 N 157н, далее — Инструкции N 157н, ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 06.12.2022 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», далее — Закон N 402-ФЗ).
При разработке порядка проведения инвентаризации можно использовать положения Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49 (далее — Методические указания N 49), в части, не противоречащей требованиям Закона N 402-ФЗ, федеральных стандартов и Инструкции N 157н (смотрите также письма Минфина России от 27.11.2022 N 02-06-10/69491, от 30.04.2022 N 02-07-10/25594).
Отметим, что Минфин России планирует внести изменения в Методические указания (смотрите проект приказа Минфина России, размещенный на сайте Минфина России в разделе «Бухгалтерская (финансовая) отчетность государственного сектора»). Если поправки примут, эти указания больше не будут распространяться на организации госсектора.
Таким образом, в настоящее время положения Методических указаний N 49, в том числе и п. 2.3 *(2), могут использоваться бюджетными учреждениями в части, не противоречащей требованиям Закона N 402-ФЗ, федеральных стандартов и Инструкции N 157н.

Годовая инвентаризация в бюджетных учреждениях 2022

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В настоящее время положения Методических указаний N 49, в том числе и п. 2.3, могут использоваться бюджетными учреждениями в части, не противоречащей требованиям Закона N 402-ФЗ, федеральных стандартов и Инструкции N 157н.

Это интересно:  Системный блок класификатор ос 2022

Распространяется ли в 2022 году приказ Минфина РФ от 13.06.1995 N 49 «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» на бюджетные учреждения (в частности п. 2.3 данных Методических указаний)?

————————————————————————-
*(1) Смотрите примерную форму Учетной политики для целей бухгалтерского учета (для государственного (муниципального) учреждения) (редакция на 2022 год), подготовленную экспертами компании «Гарант».
*(2) Смотрите примерную форму Положения об инвентаризации, подготовленную экспертами компании «Гарант», в частности, п. 2.4 в отношении создания инвентаризационной комиссии.

Данные инструкции детализируют, что бюджетная (бухгалтерская) отчетность составляется на основе данных Главной книги и (или) других регистров бюджетного учета с обязательным проведением сверки оборотов и остатков по регистрам аналитического учета с оборотами и остатками по регистрам синтетического учета, а также инвентаризации активов и обязательств в установленном порядке.
Результаты инвентаризации должны быть отражены в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую она проводилась, то есть в IV квартале (ч. 4 ст. 11 Закона № 402-ФЗ).
Инвентаризацию проводит инвентаризационная комиссия. Согласно п. 1.3 Методических указаний № 49 инвентаризации подлежит все имущество учреждения независимо от его местонахождения, при этом на инвентаризации должна присутствовать вся комиссия в обязательном порядке.
В целях уменьшения временных и трудовых затрат Минфин России в письме от 23.12.2022 № 02-07-10/77499 предложил использовать видео-, фотофиксацию фактического наличия или отсутствия имущества в режиме реального времени с присутствием отдельных членов комиссии по месту нахождения данного имущества .

Согласно п. 70 федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности», утвержденного приказом Минфина России от 31.12.2022 № 256н (далее – СГС «Концептуальные основы»), информация, отражаемая в бухгалтерском учете, должна быть верифицируемой. Верификация информации предусматривает ее непосредственное и косвенное подтверждение. Непосредственное подтверждение информации осуществляется путем прямого подсчета, в том числе при проведении инвентаризации.
В соответствии с ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 06.12.2022 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 402-ФЗ) случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом, за исключением обязательного проведения инвентаризации, которое устанавливается законодательством РФ, федеральными и отраслевыми стандартами.
В учетной политике учреждения устанавливаются порядок проведения инвентаризации активов, имущества, учитываемого на забалансовых счетах, обязательств, иных объектов бухгалтерского учета (пп. «в» п. 9 федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Учетная политика, оценочные значения и ошибки», утвержденного приказом Минфина России от 30.12.2022 № 274н).
При определении порядка инвентаризации в учетной политике можно руководствоваться в том числе положениями Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49 (далее – Методические указания № 49), определяющими порядок проведения инвентаризации имущества и оформления ее результатов.
В соответствии с п. 1.5 Методических указаний № 49 проведение инвентаризации обязательно перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года. Таким образом, проводить ежегодную инвентаризацию можно в период с 1 октября по 31 декабря.
Требование об обязательности ежегодной инвентаризации перед составлением годового отчета вытекает также из:

Плановая инвентаризация и сроки

В данном случае предоставлена только часть документа для ознакомления и избежания плагиата наших наработок.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

К началу инвентаризации должны быть произведены соответствующие записи в карточках (книгах) складского учета и выведены остатки на день инвентаризации. Инвентаризационная комиссия должна получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств.

3) сопоставление фактически имеющегося имущества с учетными данными (выявление излишков и недостач), а также проверка полноты и правильности отражения в учете стоимости материально-производственных запасов;

Законодательная база

В ходе инвентаризации составляют инвентаризационные описи или акты, формы которых утверждены постановлением Госкомстата России от 18.08.98 № 88 для каждого вида ТМЦ. В них заносят сведения о фактическом наличии имущества.

Инвентаризируется не только имущество организации, но и имущество, полученное для переработки, находящееся в аренде или на ответственном хранении. Также инвентаризуется прочее имущество, не учтенное ранее по каким-либо причинам.

Каждый из этих этапов важен, поскольку от него зависят результаты инвентаризации, поэтому к каждому из них должен быть организован тщательный и аккуратный подход. Нужно учитывать, что для получения максимально достоверных данных необходимо проконтролировать, чтобы бухгалтеры и материально-ответственные лица в полной мере выполнили поставленные перед ними задачи, а также в состав комиссии входили только ответственные сотрудники. Кроме того, при проведении фактического этапа инвентаризации при перерывах в данном процессе помещения должны быть опечатаны, а документы спрятаны в сейфах, закрываемых на ключ.

Фиксация остатков на начало инвентаризации

Как было сказано ранее, в приказе прописывается, кто именно входит в состав инвентаризационной комиссии и кто является ее председателем. Как правило, такая группа является постоянно действующей, то есть избирается на длительный срок. В инвентаризационную комиссию входят сотрудники из разных отделов, но ни одно материально-ответственное лицо не может быть привлечено к проведению данного мероприятия.

Оцените статью
Доступное Правовое обеспечение