Гарантии Защиты При Предпринимательской Деятельности В Рф В 2022

Государством обеспечивается равное для всех субъектов предпринимательской деятельности право доступа на рынок, к материальным, финансовым, трудовым, информационным и природным ресурсам, равные условия деятельности предприятий независимо от собственности и их организационно-правовых форм.

В соответствии с законодательством, учредительными документами, договорными обязательствами, правовыми гарантиями обеспечивается возможность предпринимателей самостоятельно распоряжаться имуществом предприятия, определять объемы производства, порядок и условия сбыта продукции, распределять прибыль, страховать предпринимательские риски, не допускать монопольного положения на рынке отдельных предприятий и их объединений и недобросовестной конкуренции.

Правовые гарантии, формы и способы защиты прав субъектов предпринимательской деятельности

Защита прав и интересов предпринимателей опирается на достаточно широкий спектр конституционныхгарантий, большинство из которых имеет всеобщий характер и касается как предпринимателей, так и других граждан. К примеру, такие гарантии, как право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, право на судебную защиту, компенсация причиненного ущерба, возмещение государством вреда и т.д., относятся ко всем гражданам. А вот гарантии от недобросовестной конкуренции, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств и т.д. адресованы непосредственно предпринимателям. Из принципа единства экономического пространства вытекает обязанность государства обеспечить создание таких предпосылок экономической (активной) деятельности, как единая денежная система, единая система банков, свободное перемещение товаров и услуг, защита капиталов на любой территории, защита конкуренции.

Под способами защиты прав понимаются закрепленные законом материально-правовые и процессуальные меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав и осуществляется воздействие на правонарушителя. В правовой науке существуют различные основания их классификации.

Материально-правовые способы защиты прав различаются в зависимости от условий, характера, отраслевой принадлежности, вида защищаемых прав, субъектного состава и т.д. К примеру, по целям материально-правовые способы подразделяются на пресекательные, восстановительные и штрафные.

Процессуальные способы защиты представляют собой реализацию законодательно установленной компетенции юрисдикционных органов в виде издания актов, имеющих своей целью установление, признание или подтверждение прав и юридически значимых фактов, а также восстановление нарушенных законных интересов субъектов правоотношений.

Под судебной формой защиты подразумевается деятельность уполномоченных государством органов по защите нарушенных или оспариваемых прав. Суть ее заключается в том, что лицо, права и законные интересы которого нарушены неправомерными действиями, обращается за защитой к государственным или иным компетентным органам, которые уполномочены принять необходимые меры для восстановления нарушенного права или пресечения правонарушения.

Разумеется, такую относительно небольшую компенсацию руководство крупного предприятия вряд ли станет рассматривать в качестве серьезной мотивации. Однако следует вспомнить о том, что почти все компании вынуждены регулярно отправлять своих юристов и бухгалтеров на различные семинары, а потому частичное возмещение стоимости обучения можно считать поощрительным бонусом для развивающегося малого бизнеса.

Многие вновь созданные предприятия сталкиваются с проблемой недостаточной квалификации сотрудников. Расходы на их обучение на различных тренингах, семинарах и курсах в первое время могут оказаться нежелательной нагрузкой на бизнес. Между тем, и на этот случай существует программа возмещения затрат: нужно лишь представить в соответствующие инстанции доказательства прохождения обучения в виде оплаченных счетов, дипломов или заключенных с учебными центрами договоров. Субсидированию подлежат 50% издержек на сумму не более 40 тысяч рублей в год.

Несколько иначе выглядит помощь для предпринимателей, создающих семейные животноводческие фермы: в этом случае сумма гранта увеличивается до 3 млн рублей, однако, соискатель должен представить доказательство наличия у него собственных средств в объеме не менее 40% от суммарной стоимости проекта. Израсходовать деньги нужно в течение 24 месяцев на заранее оговоренные цели:

В России такая форма помощи встречается реже: органы самоуправления на местах обычно не располагают необходимым для реализации подобных мероприятий бюджетом. Тем не менее, отечественные предприниматели могут воспользоваться альтернативным вариантом — внедряемой на федеральном уровне программой содействия развитию МСП, включающей в себя множество способов как финансовой, так и инфраструктурной поддержки вновь созданного бизнеса.

Подобную имущественную поддержку владельцы бизнеса могут получить при заключении арендного договора на срок более пяти лет. Базовые тарифы определяются на основании мнения независимых оценщиков, сформированного в соответствии с ситуацией на рынке недвижимости. Затем эти данные используют для вычисления льготной ставки, действующей на протяжении первых трех лет аренды:

Основными законами, регулирующими инвестиционную деятельность, являются Закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений», Закон от 09 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ», Закон от 26 июня 1991 г. «Об инвестиционной деятельности в РСФСР».

Согласно ст. 29 Конституции РФ каждый вправе свободно искать, получать, передавать, производить, распространять информацию любым законным способом. Конституция также закрепляет право доступа каждого к информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы (ст. 24). Также согласно ст. 42 Конституции каждый имеет право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды.

В качестве объектов государственного регулирования выступают также отдельные виды предпринимательской деятельности, например связанные с заготовкой, реализацией и экспортом древесины ценных пород. Объектом государственного регулирования служат отдельные средства (инструменты), с помощью которых осуществляется государственное регулирование, такие как цена, планирование, денежное обращение и др.

Нотариус не вправе совершить исполнительную надпись на любом документе. Исполнительная надпись может быть совершена нотариусом только в том случае, если основания, названные обратившимся за совершением исполнительной надписи лицом, предусмотрены специальным Перечнем документов.

Общество с ограниченной ответственностью – коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники не отвечают по обязательствам ООО и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости вкладов.

Государством обеспечивается равное для всех субъектов предпринимательской деятельности право доступа на рынок, к материальным, финансовым, трудовым, информационным и природным ресурсам, равные условия деятельности предприятий независимо от собственности и их организационно-правовых форм.

Система правовых гарантий, кроме общих принципов права и экономических свобод, устанавливает, также субъективные права субъектов предпринимательства, которые являются выражением экономических свобод и защищают конкретные интересы предпринимателей.

предпринимателей самостоятельно распоряжаться имуществом предприятия, определять объемы производства, порядок и условия сбыта продукции, распределять прибыль, страховать предпринимательские риски, не допускать монопольного положения на рынке отдельных предприятий и их объединений и недобросовестной конкуренции.

— право предпринимателя в соответствии с законодательством РСФСР, уставом предприятия и договором (контрактом), заключенным с собственником, самостоятельно распоряжаться имуществом предприятия, определять объемы производства, порядок и условия сбыта продукции, распределять прибыль на развитие производства;

2. Вмешательство государства и его органов в деятельность предприятия не допускается, кроме как по установленным законодательством РСФСР основаниям и в пределах правомочий указанных органов. Предприятие имеет право обращаться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными (полностью или частично) актов государственных и иных органов (адресованных конкретным лицам или группам лиц), в том числе решений Советов народных депутатов и администрации, не соответствующих законодательству и нарушающих охраняемые законом права и интересы, а также в суд — о признании неправомерными действий должностных лиц, касающихся предприятия.

Это интересно:  В течение какого времени после потери работы можно встать на биржу труда

— равное право доступа всех субъектов предпринимательской деятельности на рынок, к материальным, финансовым, трудовым, информационным и природным ресурсам, равные условия деятельности предприятий, независимо от вида собственности и их организационно-правовых форм;

— защита прав и интересов субъектов предпринимательской деятельности, действующих на территории РСФСР, других союзных республик и иностранных государств на основе международных соглашений, недопущение дискриминации предприятий со стороны государства, его органов и должностных лиц;

Причиненный предприятию ущерб, в том числе и упущенная выгода, в результате выполнения противоречащих законодательству РСФСР указаний государственных или иных органов либо их должностных лиц, нарушивших права предприятия, а также ненадлежащее осуществление такими органами или их должностными лицами предусмотренных законодательством обязанностей по отношению к предприятию, подлежат возмещению этими органами.

В литературе по предпринимательскому праву данный принцип рассматривают без второго элемента (составляющей части) — без указания на недопустимость произвольного вмешательства в частные дела, относя этот принцип к гражданскому праву. Напротив, при его характеристике выдвигается на первое место публично-правовое начало, а именно государственное регулирование рыночной экономики. Вместе с тем надо помнить, что предпринимательское право представляет собой комплексное образование, где сочетаются публично-правовые и частноправовые элементы правового регулирования социальных связей.

  • выбирать род деятельности или занятий, свободу быть либо наймодателем-предпринимателем, либо нанимателем (ст. 37);
  • передвигаться, выбирать место пребывания и жительства — свободу рынка труда (ст. 27);
  • объединения для совместной экономической деятельности- выбора организационно-правовой формы предпринимательской деятельности и образования в уведомительном порядке различных предпринимательских структур;
  • иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, свободу владеть, пользоваться и распоряжаться землей и другими природными ресурсами;
  • договора — заключать гражданско-правовые и иные сделки;
  • от незаконной конкуренции;
  • заниматься любой предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельностью в соответствии с принципом «разрешено все, что не запрещено законом».

Комплексный характер принципа свободы предпринимательской деятельности нашел отражение в решениях Европейского Суда справедливости в Люксембурге по конкретным делам. Под принципом свободы предпринимательства Европейский Суд подразумевает: 1) свободу выбора занятий или профессии; 2) свободу от незаконной конкуренции; 3) общую свободу совершать все то, что не запрещено законом.

Так, с учетом деления права на публичное и частное представляется целесообразным говорить о публично-правовом и частноправовом порядке. В зависимости от сферы применения норм права и индивидуальных предписаний надо особо выделить хозяйственный (экономический) правопорядок. Реализация правовых предписаний в рассматриваемой сфере преследует основную цель — создание организованного (согласованного, гармоничного), устойчивого и стабильного правопорядка.

Полагаем, что собственность можно подразделить на две большие группы: частную и публичную. Публичная представляет собой государственную (федеральную и собственность субъектов Федерации) и муниципальную собственность. Категория «частная собственность» охватывает все остальные формы собственности. С этих позиций собственность не только физических лиц и большинства организационно-правовых форм коммерческих организаций, но и собственность общественных и религиозных организаций (объединений), например, является частной.

Данный институт в науке носит название конституционной жалобы. В Российской Федерации сложилась обширная практика рассмотрения Конституционным Судом жалоб субъектов предпринимательской деятельности и граждан. На основании вынесенных решений были внесены поправки во многие федеральные законы, пересматривались судебные дела.

Во всех этих ситуациях субъект малого или среднего предпринимательства не может непосредственно быть стороной конституционного судопроизводства (что не исключает защиты его прав в Конституционном Суде – по ходатайству уполномоченного на то органа власти – и в указанных случаях).

Судебные гарантии играют особенно важную роль в защите прав субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе при осуществлении органами местного самоуправления своих полномочий по решению вопросов местного значения. Именно возможность обратиться в суд за защитой своих прав является наиболее универсальной и наиболее эффективной. Весьма важно, что, не получив должной защиты в суде первой инстанции (районном, городском суде или арбитражном суде субъекта РФ) субъект малого или среднего бизнеса может обратиться в вышестоящий суд и, при необходимости, последовательно дойти до Верховного Суда РФ (или, соответственно, Высшего Арбитражного Суда РФ). Таким образом, существует гарантия от «местечкового» и непрофессионального рассмотрения судебного дела. При этом сложные правоприменительные случаи, попав в вышестоящие инстанции, могут послужить основой для вынесения ими так называемых «прецедентных» решений, то есть судебных актов, ориентируясь на которые другие суды будут формировать соответствующую практику рассмотрения дел.

Так, в ст. 46 Конституции РФ сказано следующее: «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты».

Судебная система включает в себя суды общей юрисдикции, арбитражные суды. Дела, стороной которых является субъект малого или среднего бизнеса, чаще всего подсудны арбитражным судам, так как относятся к категории экономических споров. Арбитражные суды выстроены в систему, в которую входят федеральные арбитражные суды субъектов РФ, федеральные арбитражные апелляционные суды, федеральные арбитражные суды округов и Высший Арбитражный Суд РФ.

Государственные гарантии предпринимательской деятельности Волкова Виктория Владимировна

Методологическая основа диссертационного исследования. Комплексное исследование предпринимательской деятельности предполагает использование различных методов познания, соответствующих многообразию аспектов правовой действительности. Диссертационное исследование проводили, опираясь на системный метод, а также иные методы материалистической диалектики: формально-логический, сравнительно-правовой, конкретно-исторический, индуктивный и дедуктивный.

Необходимым условием обеспечения устойчивого роста экономики является развитие предпринимательства. Субъекты предпринимательства способны быстро реагировать на изменения рыночной конъюнктуры и использовать свободные рыночные ниши в потребительской и производственной сферах. Кроме того, предпринимательство, являясь основным источником формирования среднего класса, расширяет социальную базу поддержки проводимых в стране реформ, обеспечивая необходимую стабильность в обществе. Становление и развитие предпринимательства является долговременным процессом, во многом зависящим от наличия благоприятных экономических, правовых, политических и других условий, в значительной степени определяемых органами государственной власти и управления.

8. Анализ правового механизма реализации гарантий предпринимательской деятельности свидетельствует о том, что он имеет свои особенно сти. Во-первых, его основой является федеральное законодательство. Во-вторых, он представляет собой сложное, многоуровневое построение, реализующееся на нескольких уровнях его осуществления: международном, федеральном, региональном, муниципальном уровнях правового регулирования в сфере предпринимательской деятельности. В-третьих, для него характерно наличие большого количества многообразных источников права, что объясняется универсальностью и иными особенностями гражданско-правового института предпринимательской деятельности. В-четвертых, он в значительной степени нестабилен в связи с частым внесением изменений в правовые нормы, составляющие его систему, или их отменой. В-пятых, правовые нормы, входящие в государственно-правовой механизм его реализации, не систематизированы и не кодифицированы.

Это интересно:  Будет ли бесплатный проезд пенсионерам в муниципальном транспорте с 1 мая 2022года в кемеровской

Для того, чтобы предприниматель мог воспользоваться принадлежащими ему субъективными правами, необходимо наличие эффективной системы норм, с помощью которых реализовывались бы эти права. Реализация гарантий предпринимательской деятельности представляет собой логический процесс претворения в жизнь субъективных прав лиц участвующих в предпринимательской деятельности, и государственной воли, направленной на регулирование рыночных отношений. Так, правовая норма реализуется благодаря действиям субъекта права, а действия субъекта необходимым образом определяются содержанием правовой нормы. Данное взаимодействие призвано как обеспечить удовлетворение субъективного интереса лица, участвующего в правоотношении, так и привести к реализации правовую норму как воплощение государственной воли и интереса.

2. Под порядком реализации государственных гарантий предпринимательской деятельности следует понимать определенную систему взаимосвязанных и последовательно сменяющих друг друга в определенной последо вательности разнообразных целостных блоков, посредством которых выражается государственная воля, заключенная в каждом структурном элементе того или иного блока государственных гарантий.

Требования и гарантии предпринимательской деятельности

Таким образом, конституционное закрепление права на предпринимательство (также же как, скажем, и права частной собственности) не должно мешать его рассмотрению как гражданского субъективного, принадлежащего конкретному субъекту гражданского права при определенных условиях (предпосылках). При этом методологически неверно трактовать эти предпосылки как признаки самой предпринимательской деятельности.

Система правовых гарантий не ограничивается установлением общих принципов права и экономических свобод. Нормы предпринимательского права устанавливают также субъективные права субъектов предпринимательства, являющиеся непосредственным выражением этих свобод и защищающие конкретные интересы предпринимателей. Например, требование об уведомлении кредиторов при реорганизации или ликвидации коммерческой организации (ст.60, 63 ГК РФ) направлено на защиту интересов кредиторов, связанных с полным выполнением обязательств коммерческой организации по отношению к ее кредиторам.

Очевидно, что критерии пункта 3 ст. 55 Конституции РФ, распространенные указанным постановлением пленумов на всех субъектов гражданского права, требуют соответствующего законодательного закрепления и конкретизации в гражданском праве, например, в той же статье 49 ГК РФ.

Конституция России закрепила право человека на свободу предпринимательской деятельности (ст.34). Конституционные права человека и гражданина могут быть распространены Конституционным судом РФ на объединения граждан, созданные для реализации конституционных прав граждан (в частности, на такие юридические лица как хозяйственные товарищества и общества) в той степени, в какой эти права по своей природе могут быть к ним применимы

Это был мощный правовой импульс для развития предпринимательства, которое не смогли остановить даже тяжелейшие последствия экономического кризиса 1998 г. Основные итоги первой очереди автоматизированной обработки материалов Всероссийской переписи населения 2002 года, которые подвел Госкомстат России, показали, что на момент проведения переписи индивидуальными предпринимателями являлись около 2-х млн. человек (3% населения страны); примерно 1 млн. человек (1,5%) выступали в качестве работодателей, привлекающих для осуществления своей деятельности наемных работников . По некоторым оценкам, в марте 2004 г. количество граждан-предпринимателей, состоящих на налоговом учете, составляло уже около 4,7 млн. человек. Только за январь и февраль 2004 г. государственную регистрацию в качестве индивидуальных предпринимателей впервые прошли 60 тыс. человек . Эти цифры вселяют надежду на то, что у индивидуального бизнеса в России имеются неплохие перспективы. Однако существуют и серьезные практические проблемы, о которых будет сказано ниже.

Государством обеспечивается равное для всех субъектов предпринимательской деятельности право доступа на рынок, к материальным, финансовым, трудовым, информационным и природным ресурсам, равные условия деятельности предприятий независимо от собственности и их организационно-правовых форм.

Шпаргалки на телефон — незаменимая вещь при сдаче экзаменов, подготовке к контрольным работам и т.д. Благодаря нашему сервису вы получаете возможность скачать на телефон шпаргалки по предпринимательскому праву. Все шпаргалки представлены в популярных форматах fb2, txt, ePub , html, а также существует версия java шпаргалки в виде удобного приложения для мобильного телефона, которые можно скачать за символическую плату. Достаточно скачать шпаргалки по предпринимательскому праву — и никакой экзамен вам не страшен!

В соответствии с законодательством, учредительными документами, договорными обязательствами, правовыми гарантиями обеспечивается возможность предпринимателей самостоятельно распоряжаться имуществом предприятия, определять объемы производства, порядок и условия сбыта продукции, распределять прибыль, страховать предпринимательские риски, не допускать монопольного положения на рынке отдельных предприятий и их объединений и недобросовестной конкуренции.

Тема 8

Далее следует раскрыть судебные формы защиты прав предпринимателей. Охрана и защита коммерческой тайны, интересов предпринимателей. Защита чести, достоинства и деловой репутации. Защита прав во взаимоотношениях с контрагентами. Оперативные санкции. Возмещение убытков. Рассмотреть порядок разрешения споров, вытекающих из предпринимательской деятельности. Охарактеризовать способы защиты прав предпрнимателя Конституционным Судом РФ. Защита прав предпринимателей арбитражным судом и судом общей юрисдикции. Обозначить организационно-правовые основы деятельности арбитражных судов в РФ. Роль арбитражной практики в предпринимательской деятельности. Дать понятие арбитражной оговорки. Следует знать, что оговорка арбитражная — условия договора, исключающие возможность обращения одной из заинтересованных сторон для разрешения спора по данному договору. Критерии разграничения подведомственности дел с участием предпринимателей. Особенности рассмотрения отдельных категорий споров.

Индивидуальный предприниматель Козлов С.К. обратился с жалобой в апелляционный суд, полагая, что в результате исполнения противоречащего закону договора для него могут наступить неблагоприятные последствия. Предприниматель также считал, что имеет право, в соответствии со ст.4 АПК РФ, обратиться за защитой своих оспариваемых прав и законных интересов в арбитражный суд. Так как одной из задач арбитражного судопроизводства, согласно п.1 ст.2 АПК РФ, является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную не запрещенную законом экономическую деятельность. Оцените правомерность решения арбитражного суда РТ. Какое решение должен вынести апелляционный суд?

Индивидуальный предприниматель Козлов С.К. обратился в арбитражный суд РТ с исковым заявлением к ООО «Яблочко» о признании договора о совместной деятельности от 16 августа 2013 г. незаключенным в связи с отсутствием существенных условий, характерных для данного вида договоров.

Каковы основные и вспомогательные формы государственного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности. В чем заключается защита субъектов предпринимательской деятельности при проведении государственного контроля? Охрана и защита прав и интересов предпринимателей. Конституционные и государственные гарантии прав предпринимателей и особенности их реализации. Принципы защиты субъектов предпринимательской деятельности при проведении государственного контроля. Требования к организации и проведению мероприятий по контролю. Порядок проведения мероприятий по контролю. Ограничения при проведении мероприятий по контролю. Порядок оформления результатов мероприятия по контролю. Обязанности должностных лиц органов государственного контроля при проведении мероприятий по контролю. Права субъектов предпринимательской деятельности при проведении государственного контроля.

Это интересно:  Сверяют ли номер двигателя при постановке на учёт авто в 2022

При рассмотрении первого вопроса приведите понятие государственного регулирования предпринимательской деятельности. Как осуществляется прямое и косвенное государственное регулирование предпринимательской деятельности? Основные задачи, цели и принципы государственного регулирования предпринимательства. Рассмотрите государственный контроль за осуществлением предпринимательской деятельности. Субъекты и объекты государственного контроля в предпринимательской сфере. Источники правового регулирования отношений, возникающих в связи с осуществлением контроля за деятельностью предпринимателей. Виды государственного контроля за деятельностью предпринимателей.

— требовать образцы (пробы) продукции для проведения их исследований (испытаний), экспертизы без оформления акта об отборе образцов (проб) продукции в установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные стандартами или иными нормативными документами;

Согласно ст. 9 ФЗ от 26.12.2008 № 294 плановая проверка органом государственного контроля или муниципального контроля не может быть проведена чаще, чем один раз в три года, а внеплановая проверка только в случаях, прямо указанных в законе. При этом плановая проверка осуществляется на основании ежегодного плана проверок, согласованного с органом прокуратуры. Ежегодно до 31 декабря на сайте Генеральной прокуратуры РФ в сети Интернет (http://genproc.gov.ru/) публикуется сводный план проведения плановых проверок на будущий год, с которым может ознакомиться каждый желающий.

5) недопустимость проводимых в отношении одного индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля, органами муниципального контроля проверок исполнения одних и тех же обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами;

Гарантии для предпринимателей предусмотрены ФЗ от 26.12.2008 № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора): ФЗ от 26.12.2008 № 294 // СЗ РФ от 29.12.2008. — № 52 (ч. 1). — Ст. 6249. который устанавливает четкие требования к организации и проведению мероприятий по государственному контролю. При этом, основными принципами защиты прав индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля являются (ст. 3):

10) разграничение полномочий федеральных органов исполнительной власти в сферах деятельности, уполномоченных на осуществление федерального контроля, органов государственной власти субъектов РФ в соответствующих сферах деятельности, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля, на основании федеральных законов и законов субъектов РФ.

Государственные гарантии прав предпринимателей

Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» регламентирована деятельность органов государственной исполнительной власти в части проведения проверок хозяйствующих субъектов в целях устранения административных барьеров, препятствующих предпринимательской деятельности. В нем определены подходы к контролю деятельности предприятий, предусмотрена имущественная ответственность органов государственного контроля (надзора) в случае совершения противоправных действий. Существенно ограничено количество оснований для проведения внеплановых проверок, разработан механизм контроля проведения проверок со стороны предпринимателей путем ведения журнала контроля проверок для хозяйствующих субъектов.

Новый подход к созданию хозяйствующих субъектов был заложен в Федеральном законе «О государственной регистрации юридических лиц», вступившем в силу с 1 июля 2002 г. Закон ввел принцип регистрации «в одном окне» – в одном регистрационном ведомстве и ограничил срок регистрации пятью днями. Основанием для отказа в государственной регистрации является лишь непредставление определенных федеральным законом документов, необходимых для регистрации, либо представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган. Государственные органы, например, не могут отказывать в регистрации по мотивам нецелесообразности. Отказ в регистрации может быть обжалован в суд.

Чаще всего предприниматели сталкиваются с административными барьерами на рынках потребительских товаров и платных услуг, распространения наружной рекламы, предоставления услуг по пассажирским перевозкам. Выявленные нарушения (административные барьеры) имеют следующую структуру:

Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» призван обеспечить осуществление единой государственной политики в области лицензирования, упростить вхождение на рынок новым хозяйствующим субъектам и создать условия для стабильной работы предпринимательских структур, что в итоге устраняет необоснованные ограничения и административные барьеры свободному использованию своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности.

Защита прав и интересов предпринимателей опирается на достаточно широкий спектр конституционных гарантий, большинство из которых имеет всеобщий характер и касается как предпринимателей, так и других граждан. К примеру, такие гарантии, как право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ч. 2 ст. 45 Конституции РФ), право на судебную защиту (ст. 46, 47 Конституции РФ), компенсация причиненного ущерба (ст. 52 Конституции РФ), возмещение государством вреда (ст. 53 Конституции РФ) и т.д., относятся ко всем гражданам. А вот гарантии от недобросовестной конкуренции (ч. 2 ст. 34 Конституции РФ), свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ч. 1 ст. 74 Конституции РФ) и т.д. адресованы непосредственно предпринимателям. Так, принцип свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств порождает обязанность государства не устанавливать и не допускать установления на территории России таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.

Таким образом, Закон о регистрации юридических лиц освобождает регистрирующий орган от необходимости проверять факты соответствия учредительных документов требованиям законодательства и соблюдения учредителями установленного порядка регистрации. Следовательно, и отказ в регистрации в соответствии со ст.23 указанного Закона возможен лишь в случае непредставления необходимых документов.

Конституционное право на осуществление предпринимательской деятельности обеспечено гарантиями. Среди гарантий в первую очередь необходимо назвать возможность судебной защиты прав в случае их нарушения, равную защиту всех форм собственности, возможность ограничения прав только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства.

Частноправовые гарантии заключаются в признании формального равенства участников предпринимательских отношений, свободы договора , обязательности выполнения участниками экономического оборота принятых на себя обязательств , неприкосновенности собственности , недопустимости произвольного вмешательства в частные дела со стороны других лиц и государства, защиты имущества от незаконного изъятия; обеспечения восстановления нарушенных прав и их судебной защиты (ст. 1 Гражданского кодекса РФ).

Такая процедура государственной регистрации представляет собой максимально либерализированный вариант явочно-нормативного способа создания юридического лица. Акт государственной регистрации означает факт внесения определенных сведений о коммерческой организации в государственный реестр.

Как правило, ответственность наступает при наличии совокупности юридических фактов, без которых никто не может быть привлечен к ответственности. Такая совокупность юридических фактов представляет собой состав правонарушения, включающий: (1) противоправность (неправомерность) поведения предпринимателя; (2) нарушение публичных интересов в форме требований законодательства или законных прав и интересов частных лиц; (3) причинную связь между двумя первыми элементами; (4) вину правонарушителя.

Оцените статью
Доступное Правовое обеспечение