Отказ от участия в аукционе

Как отменить электронный аукцион

  1. Изменение существенных условий контракта, когда для их корректировки требуется большее время, чем позволяет срок подачи заявок.
  2. Сокращение лимитов бюджетных обязательств, т.е. отсутствие финансирования на оплату необходимых товаров, услуг.
  3. Отсутствие необходимости в поставке, в оказании услуг.
  4. Предписание антимонопольного органа.
  5. Результаты общественного обсуждения.
  6. Форс-мажорные обстоятельства.

Шаг 2. Убедиться, что сроки позволяют это сделать (до конца приема заявок осталось не менее пяти дней). Если срок не позволяет отменить, то есть заказчики, которые сначала изменяют закупку, указывая разумную причину для этого. В ч. 6 ст. 63 указано, что решение о внесении изменений принимается не позднее чем за 2 дня до даты окончания подачи заявок. А срок подачи заявок продлевается не менее чем на семь дней — этого времени вполне достаточно, чтобы отменить закупку.

В условиях активного распространения коронавируса в Москве, с 13 по 19 апреля С.С. Собянин указом №42-УМ от 10.04.2022 приостановил в Москве проведение госзакупок, но с исключениями. По-прежнему проводят неотложные закупки. Пока ведомства только планируют разъяснить моменты, относящиеся к неотложным закупкам и перечню госзаказчиков, которых касается это исключение.

Если при проведении электронного аукциона у заказчика возникла потребность отменить проведение аукциона, при этом срок подачи заявок уже закончился, то он вправе это сделать, только если возникли обстоятельства непреодолимой силы, то есть в чрезвычайных и непредотвратимых ситуациях (п. 3 ст. 401 ГК РФ).

Шаг 4. Опубликовать извещение об отказе от проведения в ЕИС. Это делают в день принятия решения. А электронные площадки незамедлительно информируют поставщиков, которые уже подали заявки. Заказчики не открывают доступ к электронным предложениям, которые участники подали на процедуру, после публикации отменяющего документа в ЕИС.

  1. В шапке — реквизиты поставщика (автоматом включаются, если составлять письмо на фирменном бланке), сведения о закупке (номер и дата тендера, номер и дата приглашения), кому предназначено письмо (пишут должность и ФИО руководителя компании-заказчика).
  2. Обращение к адресату. Используют стандартное «Уважаемый (ая) …!»
  3. Благодарность за интерес к организации, доверие и т.д.
  4. Данные о тендере, письме-приглашении или сведения о заявке при написании уведомления об отзыве заявки.
  5. Причины отказа.
  6. Намерение на будущее сотрудничество (при желании).

При первом случае компания-заказчик может искать исполнителей не только на специальных онлайн-площадках. Исполнителю (или поставщику) можно отправить приглашение на участие в торгах. Если у того нет желания, производственные мощности не справятся, сложный заказ или уже имеется большой объем работ, то важно отправить обоснованный отказ. В нем первым делом выражают благодарность за выбор своей кандидатуры, а затем пишут о причинах отказа.

  • Если заявка подана на электронной торговой площадке, то можно отозвать ее, нажав на соответствующую кнопку. Заблокированные денежные средства разблокируются в течение 1 дня.
  • Если конкурс был открытый, то отказаться (отозвать заявку) можно до конца приема заявок на бумаге или в электронном виде. В этом случае отправляют соответствующее уведомление.

ООО «Восток» благодарит за проявленный к компании интерес, а также за доверие, оказанное приглашением принять участие в организованном вами тендере на право заключить договор на выполнение работ по изготовлению и поставке раздвижных дверей (номер тендера: 2121-546, дата: 12 декабря 2022 года).

Сообщаем вам об отзыве нашей заявки на участие в открытом конкурсе на право заключения договора поставки межкомнатных дверей (тендер № 2342 от 23.12.2022 г.) по причине изменения экономической стратегии компании. Тем не менее мы планируем участие в организуемых вами конкурсах в дальнейшем.

13. В случае, если аукцион признан несостоявшимся и только один заявитель признан участником аукциона, уполномоченный орган в течение десяти дней со дня подписания протокола, указанного в пункте 9 настоящей статьи, обязан направить заявителю три экземпляра подписанного проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка. При этом договор купли-продажи земельного участка заключается по начальной цене предмета аукциона, а размер ежегодной арендной платы или размер первого арендного платежа по договору аренды земельного участка определяется в размере, равном начальной цене предмета аукциона.

12. В случае, если на основании результатов рассмотрения заявок на участие в аукционе принято решение об отказе в допуске к участию в аукционе всех заявителей или о допуске к участию в аукционе и признании участником аукциона только одного заявителя, аукцион признается несостоявшимся.

3) дата проведения аукциона в случае, если победитель аукциона уклонился от заключения договора купли-продажи или договора аренды земельного участка, являющегося предметом аукциона, дата признания аукциона несостоявшимся в случае, если лицо, подавшее единственную заявку на участие в аукционе, заявитель, признанный единственным участником аукциона, или единственный принявший участие в аукционе его участник уклонились от заключения указанных договоров;

19. В случае, если в аукционе участвовал только один участник или при проведении аукциона не присутствовал ни один из участников аукциона, либо в случае, если после троекратного объявления предложения о начальной цене предмета аукциона не поступило ни одного предложения о цене предмета аукциона, которое предусматривало бы более высокую цену предмета аукциона, аукцион признается несостоявшимся.

1.1. Для участия в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, включенного в перечень государственного имущества или перечень муниципального имущества, предусмотренные частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», заявители декларируют свою принадлежность к субъектам малого и среднего предпринимательства путем представления в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа сведений из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, ведение которого осуществляется в соответствии с указанным Федеральным законом, либо заявляют о своем соответствии условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства в соответствии с частью 5 статьи 4 указанного Федерального закона.

Аналогично процедуре, основанной на несоответствии поставщика требованиям закона, происходит и отстранение участника закупки ввиду установления недостоверной информации, указанной в п. 3 ст. 66, в составе заявки на участие в закупке. Те же правила действуют при выявлении недостоверности в документах (ч. 5 и 8.2 ст. 66 44-ФЗ).

Существенное отличие: заказчик доказывает недостоверность сведений. Пример: поставщик в составе заявки приложил информацию о том, что за прошедший календарный год по обязательным платежам не имеет перед государством задолженности, размер которой превышает 25% балансовой стоимости активов. При проверке выяснилось, что эти данные недостоверны. Доказательство: ответ ИФНС на запрос заказчика или скриншот результатов проверки поставщика с помощью официального онлайн-сервиса ИФНС.

В ч. 9 ст. 31 44-ФЗ изложено, в какие сроки происходит отстранение участника закупки от участия в определении поставщика: в любой момент процедуры до заключения контракта. Выявление факта несоответствия раньше даты рассмотрения заявок или после размещения итогового протокола — не препятствие для принятия решения.

Заказчик размещает протокол отстранения участника закупки в единой информационной системе (ЕИС). Срок публикации решения законом четко не регламентирован, он зависит от этапа, на котором принято решение, и способа определения поставщика. Руководствуемся прописанными в законе сроками публикации протоколов рассмотрения и итоговых протоколов.

Часть документов о соответствии организации требованиям закона проверяет электронная площадка (например, отсутствие сведений об участнике в реестре недобросовестных поставщиков). Несмотря на это, если комиссия выявила недостоверность данных, она обязана провести процедуру отстранения (по ч. 6.1 ст. 66 44-ФЗ), даже если электронная площадка организацию к аукциону допустила.

Как отказаться от участия в тендере: пошаговая инструкция для поставщиков практические рекомендации

  1. Фирменный бланк.
  2. К письму необходимо приложить приглашение, полученное от организатора.
  3. В отказе следует указать:
  • наименование заказчика и ФИО лица, к которому направляете обращение;
  • собственные реквизиты;
  • номер и дату приглашения;
  • дату проведения, номер и наименование тендера;
  • ФИО, должность, подпись автора письма, дату написания.
  1. В конце письма выразите благодарность за приглашение, назовите причины, по которым не имеете возможности выполнить данный заказ и закончите письмо фразой, выражающей намерение (или его отсутствие) на будущее сотрудничество с заказчиком.
  • Проще всего будет попытаться договориться с заказчиком о расторжении контракта по взаимному соглашению сразу же после его подписания. Есть вероятность, что заказчик не будет против. Хотя, как правило, он также не заинтересован в доведении ситуации до ФАС.
  • Найдите несоответствие документации в своей заявке, которую вы отправляли на выигранный тендер. Вы можете обратиться в ФАС с жалобой на действия заказчика, обвинив его в том, что он обязан был отклонить вашу заявку. Жалоба подается в течение 5-ти дней после публикации протокола рассмотрения заявок.
  • Пропустите срок подписания контракта, заранее подготовив доказательства своей невиновности в этом. Например, справка о болезни руководителя, взлом корпоративной сети. В этом случае у вас будет возможность отстоять свою невиновность перед комиссией ФАС, и в РНП вас не включат. Но помните, что это фальсификация, а комиссия нередко принимает сторону заказчика.

Вы стали победителем контракта на выполнение заказа. Однако в ходе согласования с заказчиком были обнаружены определенные моменты, изначально не указанные в спецификации. Например, заказчик уточнил, что требуется не только поставка техники, но и ее полная сборка. В итоге расходы на выполнение обязательств стали выше, а вам это невыгодно. Как правильно поступить?

  • Самый простой отказ предусмотрен для электронных закупок. Достаточно будет зайти в личный кабинет на ЭТП и нажать кнопку «Отозвать». Деньги, внесенные в качестве обеспечения заявки разблокируются в течение 1 дня.
  • Сложнее дело обстоит с «бумажным» запросом котировок. Отказаться можно будет, только если заказчик внес изменения в извещение. Однако лазейка в законодательстве все же есть: заказчик обязан отклонить участника, который прислал более одной заявки. Направьте вторую и вас отклонят.
  • Чтобы отказаться от открытого конкурса, необходимо уведомить об этом заказчика. Успеть нужно до окончания приема заявок, в той же форме, в какой была получена конкурсная документация: бумажной или электронной. В первом случае правильнее будет отправить уведомление курьером, а не отправлять бумаги почтой, так как можно не уложиться в отведенное время. Также курьер сможет сразу забрать регистрацию отказа от участия в тендере у заказчика. Обеспечение заявки при этом заказчик обязан вернуть в 5-дневный срок.
Это интересно:  Обналичить 100000 рублей на третьего ребенка г сызрань 2022

Такое приглашение может получить даже компания, которая никогда не сталкивалась в своей работе с госзакупками и не собиралась начинать. Либо обычно принимает участие, но на данный момент есть обстоятельства, из-за которых нужно пропустить торги: большая конкуренция, поздно получено приглашение, производственные мощности загружены. В этом случае важно подготовить обоснованный отказ.

Заявка на участие в аукционе

Ответ эксперта: заказчик видит, сколько заявок подано на аукцион, но не видит, кто подает и сколько раз подает и отзывает заявку. Подавать и отзывать заявку можно сколько угодно раз. Никто не может отклонить заявку по причине многократного отзыва и новых подач заявки.

Ответ эксперта: во-первых, заявку можно отозвать. Но только до окончания срока подачи заявок. Во-вторых, можно просто не принимать участия в торгах. Ваше отсутствие (неподача ценовых предложений) приведет к тому, что ваша компания не попадет в протокол проведения аукциона, после чего заявка будет аннулирована, а обеспечение заявки разблокировано, безо всяких последствий для вас.

  1. Если ваша заявка оказалась единственной поданной на аукцион, или единственной допущенной на аукцион, то если она будет соответствовать закону и требованиям заказчика по обеим частям, то вашей компании будет предложен контракт по НМЦ. И вы обязаны такой контракт заключить, иначе будете признаны уклонившейся компанией.
  2. Наказать каким-либо образом за то, что ваша компания не принимала участие в аукционе, никто не может.
  • Договориться с заказчиком о расторжении договора сразу после его подписания.
  • Найти несоответствия в собственной заявке и подать жалобу на заказчика в ФАС.
  • Пропустить срок подписания договора, заранее подготовив алиби (например, болезнь директора).

Отказаться от участия в тендере не так сложно, если поставщик не стал его победителем. То есть отказаться можно, когда заказчик пригласил принять участие в тендере и когда исполнитель сам подал заявку. Чтобы отказаться от участия после того, как вы были выбраны исполнителем, нужны веские причины, об этом мы поговорим в разделе «Отказ от подписания договора».

Ранее отказ от участия должен был быть мотивирован. В соответствующем письме поставщики давали объяснение причин отказа от участия. Объяснение было объективным и указывало на реальные причины, а в некоторых случаях — приводило достоверные факты и аргументы.

В первом случае, когда заказчик приглашает поставщика, тому достаточно уведомить его об отказе, но можно и не отвечать вовсе и просто не принимать участия в закупке. Во втором случае, когда поставщик отправляет заявку на участие, а затем отзывает её, процедура немного отличается. Если заявка была подана на электронной торговой площадке (ЭТП), достаточно нажать на соответствующую кнопку. При этом деньги, которые были заблокированы для участия в тендере, разблокируют в течение одного дня. Раньше, если поставщик подавал заявку на участие в открытом конкурсе, то ему нужно было составлять письмо-отказ в электронном или письменном виде и подавать его заказчику до конца приёма заявок. Сейчас это не обязательно.

Отказаться от участия в тендере можно, когда заявка уже подана, но исполнитель не выбран. Такое действие называется «отзыв заявки». На электронных площадках, где эта заявка подаётся, есть соответствующая кнопка. Поставщик нажимает на кнопку, и заявка аннулируется, а деньги возвращаются на счёт в течение суток.

Несостоявшиеся закупки по 44-ФЗ в 2022 году: основания и последствия, что делать дальше

Электронный аукцион на поставку реагентов для биохимического анализатора признали несостоявшимся, так как поступило только одно предложение от организации, которая соответствует условиям 44-ФЗ и аукциона. С компанией заключат договор. А этот запрос котировок не состоялся, потому что на него не поступило ни одного предложения.

  • не поступило ни одной заявки;
  • всех участников отклонили;
  • победителя признали уклонившимся от подписания договора, а второй участник отказался от контракта;
  • после предквалификационного отбора в двухэтапном конкурсе допущен только один подрядчик.

Если торги не состоялись, то в зависимости от ситуаций у госзаказчика есть два варианта действий: провести процедуру заново или подписать контракт с единственным подрядчиком. Рассмотрим последствия признания торгов несостоявшимися во всех способах проведения торгов по 44-ФЗ.

ФАС по республике Бурятия предписала аннулировать электронный аукцион на основании поступившей жалобы от компании, чью заявку отклонили из-за недостаточности данных в его лицензии. ФАС признала жалобу необоснованной, но провела проверку действий заказчика и нашла несколько нарушений. В итоге заказчика признали нарушителем 44-ФЗ, а аукцион отменили.

Важно. Если вам присвоили второй номер и предлагают заключить договор, потому что первый поставщик уклонился от подписания, будьте осторожны: если вы направите госзаказчику протокол разъяснений, то автоматически становитесь победителем и отказаться от госконтракта без последствий уже не сможете. После того, как вам пришлют доработанный госконтракт, вы должны его подписать и предоставить обеспечение. Откажетесь — вас признают уклонившимся и включат в РНП.

В случае отказа заказчика от заключения контракта с победившим участником аукциона необходимо составить соответствующий протокол. Документ подлежит размещению в ЕИС в течение следующего рабочего дня после того, как заказчик обнаружил основания, которые не позволяют ему заключить контракт.

В любой момент до заключения контракта заказчик может от него отказаться, если узнает, что победитель процедуры указал о себе недостоверную информацию либо не соответствует установленным требованиям. Отметим, что если для заключения контракта устанавливаются дополнительные требования, они должны быть указаны в конкурсной документации и извещении о закупке. Отсутствие таковых требований является нарушением закона.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС С 1 января 2022 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru. Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС: Заказать регистрацию в ЕИС

  • сведения о поставщике, с которым должен был быть заключен контракт (наименование, адрес и другая информация);
  • основание для отказа от подписания контракта;
  • наименования документов (с указанием их реквизитов), которые подтверждают это основание;
  • дату и место составления протокола.

Все участники госзакупок знают, что отказаться от подписания контракта можно лишь в исключительных случаях. В статье расскажем о том, когда закон № 44-ФЗ разрешает заказчикам не заключать контракт с победителем электронного аукциона и как это следует оформить.

Заинтересованность понятна, если результаты решил оспорить один из участников, но в других случаях могут возникнуть сложности. «Если, например, результаты обжалует лицо, желавшее принять участие, но не подавшее заявку в предусмотренные сроки по причине нарушений организации и проведения торгов, то такой заявитель должен, помимо прочего, доказать, что у него есть финансовая возможность участвовать в торгах», – добавляет Красников. Это мера в защиту кредиторов, которые хотят быстрой продажи имущества: если результаты оспорило лицо, у которого нет денег на покупку лота в будущем, процедура затянется.

В деле № А40-174619/2014 ВС запретил продавать одним лотом разнородные предметы: землю, здания, дебиторскую задолженность и четыре автомобиля. Их нужно поделить, чтобы выручить больше денег. А в деле № А40-154909/2015 экономколлегия заставила оценивать разумность временного интервала для подачи заявок на участие в торгах. В конкретном споре он составлял всего полтора дня и, по мнению кредиторов, мог повлиять на конкуренцию между желающими купить лот.

Бороться с такими «закладками» можно, но их сложно обнаружить, говорят юристы. Как минимум из-за того, что не все такие «закладки» отслеживаются в публичном доступе. Например, это может проявиться в электронной переписке между организатором и участником торгов. «Если же интересант обнаруживает «закладку», ему следует либо отказаться от участия в таких торгах, либо немедленно их обжаловать», – советуют Кононов и Карашев.

Практикой из окружных судов поделилась адвокат практики реструктуризации и банкротства ART DE LEX ART DE LEX Федеральный рейтинг. группа Антимонопольное право (включая споры) группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Комплаенс группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Санкционное право группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Транспортное право группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры — high market) группа Банкротство (включая споры) (high market) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Международные судебные разбирательства группа Природные ресурсы/Энергетика группа Финансовое/Банковское право × Юлия Шилова в рамках конференции «Право.ru». Основанием для оспаривания торгов могут признать нарушение единства судьбы земли и стоящих на нем зданий (№ А57-972/2015), продажу имущества по заниженной стоимости (№ А77-74/2015), недостоверную информацию в описании лота (№ А25-840/2013). Адвокат Ксения Амдур ( Alliance Legal Consulting Group Alliance Legal Consulting Group Федеральный рейтинг. группа Санкционное право группа Уголовное право группа ГЧП/Инфраструктурные проекты Профайл компании × ) вспомнила про дело, в котором торги признали недействительными из-за родственных связей конкурсного управляющего и победителя (№ А73-11583/2015).

Оспорить результаты торгов можно не только в суде. Можно также пожаловаться на действия организатора в антимонопольный орган, такое право предусмотрено в ст. 18.1 закона о защите конкуренции. В этой же статье прописаны и основания для административного оспаривания – они касаются процедурных нарушений. Если действия организатора признают незаконными, то результаты могут быть аннулированы, рассказывает Камбулат Карашев ( Лемчик, Крупский и Партнеры Лемчик, Крупский и Партнеры Федеральный рейтинг. группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры — mid market) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа Семейное и наследственное право группа Цифровая экономика группа Банкротство (включая споры) (high market) группа Интеллектуальная собственность (Консалтинг) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (mid market) группа Трудовое и миграционное право (включая споры) 6 место По количеству юристов 17 место По выручке 22 место По выручке на юриста (более 30 юристов) Профайл компании × ).

Это интересно:  Госпошлина за замену паспорта при утере 2022

Отказ от участия в закупке

Из положений гражданского законодательства следует, что организатору торгов в любом случае предоставляется право заблаговременно (за три дня при проведении аукциона и за 30 дней при проведении конкурса) отказаться от проведения соответствующих торгов (п. 4 ст. 448 ГК РФ). При этом, если торги являлись открытыми, то реальный ущерб, причиненный отказом организатора от их проведения, возмещается участникам торгов лишь в том случае, если указанные сроки для отказа были нарушены. И только если торги являлись закрытыми, ущерб подлежит возмещению участникам в любом случае.

Вместе с тем данная норма все же напрямую не предусматривает указанное последствие, а совокупный анализ п. 5 и п. 6 ст. 448 ГК РФ показывает, что оставление задатка у организатора торгов производится либо в том случае, если договор заключен и задаток засчитывается в счет причитающихся по нему платежей, либо тогда, когда участник, объявленный победителем торгов, отказался от подписания протокола о результатах торгов, который имеет силу договора. Следовательно, во всех остальных случаях задаток подлежит возврату участнику торгов.

На возможность участника торгов отозвать свою заявку косвенно указывает и судебная практика, которая не учитывает в числе участников торгов лиц, отозвавших свои заявки (смотрите, например, решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 10.08.2007 по делу N А07-8790/2007). Также судебная практика признает право указанных лиц получить от организатора торгов внесенный ими задаток (смотрите, например, решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.12.2014 по делу N А65-19069/2014).

При этом вышеназванные судебные акты подчеркивают, что действующее законодательство, регулирующее порядок проведения торгов, не содержит указания на возникновение у лица, допущенного к участию в торгах, гражданско-правовой обязанности принять в них участие. Задаток же, исходя из положений ст. 380 и ст. 381 ГК РФ, является одним из способов обеспечения исполнения договорного обязательства и его потеря может являться лишь следствием нарушения одной из сторон указанного обязательства. В свою очередь, из норм п. 5 и п. 6 ст. 448 ГК РФ вытекает, что задаток обеспечивает обязательства организатора и участников торгов по заключению договора по результатам торгов.

Аналогичных норм, предусматривающих право лица, направившего заявку на участие в торгах, отказаться от участия в них и, соответственно, регламентирующих порядок и сроки такого отказа, действующее законодательство не содержит. А имеющиеся нормы не позволяют сделать однозначного вывода о наличии у участника торгов такого права, его пределах и последствиях отказа.

Отказ от заключения контракта по 44-ФЗ

Санкции действуют на поставщиков, решившихся на отказ от заключения контракта по 44-ФЗ. Также наказываются исполнители, которые не успели подписать бумаги до конца выделенного на это срока, не передали покупателю сумму обеспечения, документы, необходимые для корректировки изначального договора в соответствии с предложенными победителем условиями.

Отказ от заключения контракта по 44-ФЗ может инициироваться и поставщиком, и заказчиком. Необходимо отметить, что эта возможность является более выгодной для заказчика, который поддерживается целым списком веских оснований для отказа. В то время как поставщику отказаться от заключения контракта почти всегда означает попасть в реестр недобросовестных партнеров.

  • Присвоение организатором тендера обеспечения поданной на торги заявки.
  • Включение компании исполнителя в РНП. В таком случае она не сможет участвовать в государственных и муниципальных закупках. Дело в том, что организаторы торгов подобного уровня обычно работают только с претендентами, отсутствующими в данном реестре.
  1. При появлении обстоятельств непреодолимой силы поставщику необходимо передать покупателю информацию о случившемся не позже, чем в течение дня. Уведомление отправляется в письменном виде. В нем отмечается причина отказа от заключения контракта по 44-ФЗ, реквизиты закупки. Разрешается передать документ заказчику либо прибегнуть к почтовым услугам.
  2. Можно договориться с покупателем, чтобы отказ от сделки не привел к крайне неприятным для исполнителя последствиям. В этом случае контракт изначально подписывается, а после расторгается по соглашению сторон.
  3. Если отказ от заключения договора вызван неточностями в тексте документа, то заказчику отправляется протокол разногласий. При этом поставщик должен соблюсти сроки подписания документов. Далее покупатель может скорректировать текст.

В обязанности заказчика входит передача в ФАС данных продавца, решившего избежать сделки по результатам тендера. В противном случае первого ждет административная ответственность в виде штрафа. Когда информация направлена в антимонопольную службу, поставщик может быть внесен в РНП – через два года его удалят из данного списка.

Незаконные и серые схемы в госзакупках: как это работает и что за это грозит

Ключевая цель любой схемы — обеспечить победу конкретного участника. В результате одна сторона получает выгодный контракт, а вторая — «дружественного» или «своего» поставщика, который «отблагодарит» деньгами, имуществом, лояльностью или чем-то ещё. Другие участники схемы — те, которые не являются сторонами сделки, но активно им помогают, — имеют свой интерес. Они могут стать субподрядчиками в госконтракте, им будет обеспечена победа в следующий раз или они сразу получат вознаграждение за своё участие в схеме с нужным результатом.

Сезонные картели создаются и распадаются в соответствии с сезонными колебаниями рыночной активности, в том числе активности в сфере госзакупок. Они могут иметь постоянный состав участников или менять их. Но цель одна — подготовиться к периоду повышенного спроса на какую-либо продукцию (товары, работы, услуги) и получить свою долю в условиях максимальной цены.

Единственный правильный вариант — действовать законными способами. Чтобы случайно, по ошибке или незнанию не стать участником какой-либо схемы, нужно как минимум понимать, какими они бывают, и избегать их. В последнее время выявлять нарушения стали чаще, а наказывать — строже. Этому способствует открытость закупок (любой имеет онлайн-доступ к информации) и общественный контроль.

Опытные участники госзакупок из-за высокой степени риска уже давно отказались от явно незаконных инструментов. Одни разумно не хотят рисковать, другие практикуют серые схемы в надежде на то, что их применение не выявят и не докажут. А вот новым участникам стоит быть предельно осторожными. Им могут предложить, продать, посоветовать именно незаконную схему.

Самые сложные, высокоорганизованные схемы используют картельные синдикаты. По сути, это организованная преступная группа, куда нередко входят десятки компаний и ИП. Картельные синдикаты практикуют множество серых схем, выстраивая систему, которая помогает заключать многомиллиардные контракты.

Также Закон № 44-ФЗ определяет электронную закупку как несостоявшуюся при уклонении или отказе участника закупки занявшего второе место от заключения контракта (ч. 15 ст. 83.2). Заказчик ВПРАВЕ заключить контракт с участником, заявке которого присвоен второй номер, в случае, если победитель электронной процедуры признан уклонившимся от заключения контракта, причем согласно ч. 15 ст. 83.2 такой участник может отказаться от заключения контракта. Согласно данной же статьи, участник, занявший второе место, в случае подписания контракта, либо направления протокола разногласий, но не представления обеспечения (в том числе с учетом норм ст. 37) признается уклонившимся от заключения контракта. В случае не подписания контракта в отведенный срок и не направления протокола разногласий, данный участник признается отказавшимся от заключения контракта. Проект контракта должен быть направлен заказчиком этому участнику в срок, не превышающий пяти дней с даты признания победителя такой процедуры уклонившимся от заключения контракта.

Заказчик продлевает срок подачи заявок на участие в запросе котировок в электронной форме на четыре рабочих дня. Если по результатам продления срока подачи заявок такой запрос признан не состоявшимся по аналогичным основаниям, заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости) и вправе осуществить новую закупку в соответствии с Законом № 44-ФЗ.

Направлять документы на согласование необходимо будет в течение 5 рабочих дней с даты размещения протокола, содержащего сведения о несостоявшейся закупке, в ЕИС или его подписания (если по Закону он не размещаться в ЕИС). Сейчас на это отводится 10 календарных дней.

В ситуации, когда по итогам проведения закупок, соответствующим документации о закупке и законодательству признан хотя бы один участник, все более или менее понятно, контракт заключается с данным участником в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. А как быть в случаях, когда при проведении процедуры победитель не выбран? Итак, давайте рассмотрим порядок действий при несостоявшихся закупках, которые не приводят к заключению контракта (не подано ни одной заявки либо все заявки отклонены).

Помимо схожих для всех способов конкурентных закупок случаев признания закупок несостоявшимися, есть случаи, которые присущи только некоторым видам закупок. Например, в случае проведения электронного аукциона, если в течение десяти минут после его начала ни один из участников не подал предложение о цене контракта, данный аукцион признается несостоявшимся. В таком случае оператор электронной площадки направляет Заказчику вторые части заявок участников допущенных по первым частям до участия в аукционе. И контракт заключается с участником аукциона, заявка на участие в котором подана:

Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по 223-ФЗ: как отказаться от исполнения контракта в 2022 году

К примеру, клиент может расторгнуть договор, если поставщик неоднократно нарушает согласованные условия, отказывается доставить товар, если товар некачественный или если поставщик предоставляет неверную информацию в своем предложении. Однако поставщик оставляет за собой право расторгнуть договор в случае задержки платежа.

В дополнение к положениям Гражданского кодекса, касающимся заключения государственных контрактов конкретными юридическими лицами, статья 223-ФЗ гласит, что клиенты должны соблюдать положения Гражданского кодекса (особенно Гражданского кодекса Российской Федерации) и положения местных государственных органов о правилах закупок.

Если контракт расторгается из-за неисполнения обязательств поставщиком или неточного выполнения договорных обязательств, заказчик оставляет за собой право присудить контракт следующему лучшему участнику торгов. Контракт будет заключен после консультации с участником торгов на условиях, указанных в оферте.

Это интересно:  Программа по чернобыльцам

В случае одностороннего расторжения контракта по инициативе клиента, данные другой стороны должны быть включены в реестр недобросовестных поставщиков. Однако компетентный орган может назначить оценку действий поставщика для установления всех обстоятельств дела, до получения уведомления об отзыве заявления.

Контракт может быть заменен либо покупателем, либо поставщиком. Однако это решение нужно кардинально пересмотреть, и все факты несоблюдения важны. В таких случаях желательно достичь соглашения до расторжения контракта с использованием судебных исков или односторонних методов.

Подводные камни электронных аукционов

  • На аукционные торги подана лишь ваша заявка, отвечающая всем предъявляемым требованиям.
  • Спустя 10 минут после того, как начались аукционные торги, не было подано предложений, касающихся цены контракта, при этом вы подали заявку первым.
  • Ваша заявка полностью отвечает требованиям документации после того, как рассмотрена ее вторая часть.

Проблема: не исключено, что заказчик не предупредит вас о победе, тогда как сроки, отведенные на подписание контракта, истекут. Вас будут считать отказавшимся от подписания, вы будете занесены в РНП (реестр недобросовестных поставщиков), кроме того, вам не возвратят сумму обеспечения заявки.

Резкое значительное снижение цены не должно вызывать потерю интереса к аукциону. Стоит дождаться переторжки, после чего предложить минимально допустимую для себя цену. Третьему участнику сговора ничего не останется, как еще снизиться, что приведет к тому, что он уступит в цене контракта, а может и отказаться участвовать в торгах.

Схему «таран» применяют довольно давно во многих странах. Ее целью является введение в заблуждение участников аукциона путем резкого снижения цены. Добросовестных поставщиков вынуждают отказаться от продолжения конкурентной борьбы, предоставляя одному из участников такого сговора право на заключение контракта по цене, максимально возможной в данной ситуации.

  • Аффилированность участников. Порой бывает достаточно изучения размещенных на ЭТП документов участников закупки.
  • Если сразу у нескольких участников торгов один и тот же учредитель, одно местонахождение либо одинаковые второстепенные реквизиты (к примеру, один IP-адрес и номер телефона).
  • Если поведение участников закупок не выглядит экономически целесообразным.
  • Если при оформлении заявок участников допущены нелогичные грубые нарушения (специально, чтобы они не были допущены).
  • Если цена контракта, предложенная участниками, значительно (на 50 процентов и более) ниже первоначальной цены. Особенно если расчет цены изначально проводился методом анализа рынка, проектно-сметным либо тарифным способами.

Эксперт считает, что антимонопольный орган проявил формализм и не стал разбираться в сути ситуации. «Ведомство не проанализировало отсутствие у претендента права на приобретение предмета аукциона и, следовательно, неизбежность признания сделки с ним (в случае его победы в аукционе) ничтожной. Кроме того, УФАС не обратило внимания на ссылку Департамента в конкурсной документации на необходимость соответствия претендентов законодательству. На практике “буквоедская” позиция ФАС довольно типична, причем чаще она приводит к отказам недовольным претендентам. Антимонопольная служба любит ограничиваться детальным разбором документации и всячески избегать попыток комплексной оценки ее положений в совокупности с законодательством, прямо не поименованным в документации», – полагает Виктор Спесивов.

Суды пришли к выводу о соответствии решения антимонопольного органа действующему законодательству и отсутствии нарушения прав и законных интересов заявителя. При этом они исходили из того, что спорное решение было вынесено УФАС в пределах ведомственной компетенции. Они также отметили, что отказ Департамента в признании общества участником торгов на основании п. 8 ст. 18 Закона о приватизации является неправомерным ввиду отсутствия в информационном сообщении о проведении аукциона требования о необходимости подтверждения участником закупки права быть покупателем в соответствии с законодательством РФ о приватизации. Кроме того, суды сделали вывод о невозможности применения положений ст. 98 ГК РФ и ст. 10 Закона об АО к сделке по выкупу акций, поскольку указанные нормы регулируют порядок учреждения (создания) общества и содержат запрет, распространяющийся исключительно на учредителей акционерного общества, к числу которых общество не относится.

Экономколлегия также отклонила довод нижестоящих судов о недопустимом отсутствии в информационном сообщении о проведении аукциона требования о необходимости подтверждения участником закупки права быть покупателем в соответствии с законодательством о приватизации. «Данное обстоятельство не освобождает участника аукциона от необходимости соответствия императивным требованиям, установленным законом к покупателям муниципального имущества. Более того, в требованиях, предъявляемых к участникам, указанным в информационном сообщении о проведении аукциона, организатор торгов отметил, что к участию в аукционе допускаются претенденты, признанные продавцом участниками аукциона в соответствии с Законом о приватизации. Таким образом, информационное сообщение отсылает к нормам законодательства о приватизации, которыми должен руководствоваться продавец при рассмотрении заявок претендентов на участие в аукционе», – указал Суд.

В свою очередь ООО «Экостройсервис» обратилось в УФАС по Краснодарскому краю с жалобой на нарушение департаментом процедуры торгов и порядка заключения договоров при проведении электронного аукциона по продаже акций АО «Книги». Антимонопольный орган признал жалобу общества обоснованной, поскольку в информационном сообщении о проведении аукциона отсутствовало условие о необходимости подтверждения права претендента быть покупателем в соответствии с законодательством РФ.

Он выразил надежду, что комментируемое определение Суда приведет к тому, что ФАС России при рассмотрении жалоб начнет анализировать спорные ситуации по существу, вчитываясь не только в саму документацию, но и анализируя при этом законодательные акты, и выносить действительно обоснованные решения, а не «отписки». «Тем не менее данный случай стал предметом рассмотрения Верховным Судом и привел к отмене решения УФАС не столько по причине неправильной оценки ситуации со стороны антимонопольного органа и игнорирования им норм действующего корпоративного законодательства, сколько по причине того, что решение было вынесено против органа власти, а не частного лица. В отношении “обычных” жалоб, боюсь, данное определение ВС РФ не станет сколько-нибудь значимым прецедентом», – резюмировал Виктор Спесивов.

Заказчик может отклонить заявку на участие в аукционе, если заявитель забыл приложить или заверить документ, допустил ошибку в оформлении, перепутал заявки, указал цену выше начальной. Причины отказа указаны в 44-ФЗ: предоставлена недостоверная информация или ее недостаточно.​

  • Указана цена, превышающая начальное максимальное предложение. Так бывает, если не учесть НДС. Цена должна включать все налоги и сборы.
  • Заявка неправильно оформлена. Например, не прошита; где-то не поставлена подпись или печать.
  • Вышел срок действия предоставленных документов — выписки из ЕГРЮЛ, доверенности, приказа об избрании директора компании.
  • Участник не успел предоставить обеспечение заявки. Деньги могут не поступить на счет заказчика, если отправить их в последний момент.
  • Условия исполнения контракта противоречат требованиям заказчика. Расхождения в сроках, параметрах товара или порядке оплаты.
  1. В случаях, когда регламентированная законодательством процедура проведения торгов предусматривает признание их несостоявшимися при наличии лишь одного участника и не создает оснований для заключения договора с единственным участником, соглашения двух хозяйствующих субъектов о совместном (согласованном) участии в таких торгах не могут быть квалифицированы по пункту 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции только лишь на том основании, что один из участников осуществляет пассивное поведение при проведении торгов или такое пассивное поведение является предметом их договоренности.
  1. В тех же случаях, когда по результатам несостоявшихся торгов единственный участник в связи с наличием соответствующих положений законодательства приобретает право заключения договора (контракта) или когда в торгах принимают участие иные невзаимосвязанные участники такое обоснование соглашения как исключительно обеспечение признания торгов состоявшимися для заключения договора не может соответствовать действительности и не должно приниматься.

Квалификация действий хозяйствующих субъектов при подготовке и участии в торгах по части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции должна учитывать наступление или возможность наступления негативных последствий, предусмотренных пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, а именно: повышение, снижение или поддержание цен на торгах.

Настоящее разъяснение подготовлено ФАС России по результатам изучения и обобщения практики применения антимонопольными органами антимонопольного законодательства при установлении фактов заключения антиконкурентных соглашений хозяйствующими субъектами при подготовке и участии в торгах.

В таких случаях следует применять подходы, изложенные в Разъяснении Президиума ФАС России №3 «Доказывание недопустимых соглашений (в том числе картелей) и согласованных действий на товарных рынках, в том числе на торгах» (утв. протоколом Президиума ФАС России от 17.02.2022 № 3).

Например: Постановление руководителя УФАС по Республике Хакасия от 30.01.2022 о привлечении члена комиссии по организации и проведению торгов по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды земельных участков к административной ответственности по ч. 6 ст. 7.32.4 КоАП РФ и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей. Например, Постановление оставлено без изменения Решением Черногорского городского суда Республики Хакасия от 15.05.2022 (дело № 4а- 1192/2022).

Выскажу свою точку зрения. Полагаю, что сложившаяся ситуация требует внесения в законодательство РФ таких изменений, которые отразят существенно возросшую общественную опасность антиконкурентных отношений, а также будут способствовать развитию практики противодействия коррупции.

В течение трех рабочих дней после размещения победителем в ЕИС протокола разногласий заказчик рассматривает его и размещает в ЕИС и на ЭТП доработанный проект контракта. Либо повторно размещает в ЕИС проект контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя ЭА.

Протокол проведения ЭА размещается оператором ЭТП на площадке в течение 30 минут после окончания аукциона. В итоге, если участник ЭА признан победителем, он готовит обеспечение исполнения контракта (платежное поручение или банковская гарантия), проверяет проект контракта, подготовленный заказчиком, и направляет заказчику через оператора электронной площадки подписанный квалифицированной электронной подписью контракт, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта.

Самый простой способ — отказаться от участия в торгах. Но можно и побороться за контракт, если Вы проявите внимательность и настойчивость. Закупки в интересующей Вас сфере следует искать по ключевым словам. Также есть смысл следить за закупочной деятельностью интересующих заказчиков — изучать их плановые документы или информацию о мероприятиях, размещаемые в СМИ, а также «мониторить» текущие и предстоящие процедуры. Такие действия помогут найти скрытые закупки.

Оцените статью
Доступное Правовое обеспечение