В прямом подчинении у президента рф находятся

От имени президентской власти в качестве координирующей силы выступают полномочные представители Президента РФ в федеральных округах. Они призваны осуществлять взаимодействие федеральных органов исполнительной власти с аналогичными органами в субъектах Федерации, а также с органами местного самоуправления и общественными объединениями. Полномочные представители наделены и контрольными функциями в отношении исполнения федерального законодательства, указов и распоряжений главы государства, постановлений и распоряжений Правительства РФ. При обнаружении в местных нормативно- правовых актах положений, противоречащих Конституции РФ и федеральному законодательству, полномочные представители вносят свои представления президенту о приостановлении их действия.

Указ от 25 марта 2004 года упростил структуру президентской Администрации. Вместо прежних четырех главных управлений (государственно-правового, контрольного, внутриполитического и территориального) и шестнадцати управлений (внешнеполитического, организационного, экспертного, канцелярии, кадровой политики, по государственным наградам, территориального, по вопросам помилования, протокола, прессы, взаимодействия с партиями, информации, по работе с обращениями граждан, референтного, по вопросам казачества, по вопросам гражданства) создано 18 самостоятельных подразделений:

Одно из самых заметных мест в со ставе президентской Администрации занимает Совет безопасности — постоянно действующий консультационный орган, возглавляемый президентом страны. Он отвечает за подготовку решений президента по ключевым вопросам жизнеобеспечения государства, его защиты от внутренних и внешних угроз. К его основным функциям относится контроль за реализацией органа- ми исполнительной власти Федерального уровня и субъектов федерации государственной стратегии в области внутренней, внешней и военной политики.

Конституция РФ ставит во главу всей системы исполнительной власти Правительство РФ. Она фактически вывела его из подчинения Государственной думе. Последняя лишена существовавшей ранее возможности осуществлять функции исполнительной власти. Вместе с тем конституционными нормами, Федеральным конституционным законом «О правительстве РФ» от 17 декабря 1997 года, рядом федеральных законов и нормативных президентских указов закреплена активная роль президента в руководстве правительством и исполнительной властью в целом, хотя формально Президент РФ стоит над всеми ветвями власти, осуществляя взаимодействие между ними.

Как должностные лица, подотчетные непосредственно президенту страны, полномочные представители получили и прямые рычаги воздействия на местные администрации. Под их кураторством действуют окружные отделения Главного контрольного управления Президента РФ и контрольные инспекции для осуществления комплексных проверок субъектов Федерации. В поле зрения этих органов находятся прежде всего вопросы экономического развития регионов, использования федерального имущества и средств федерального бюджета в округах.

Как должностные лица, подотчетные непосредственно президенту страны, полномочные представители получили и прямые рычаги воздействия на местные администрации. Под их кураторством действуют окружные отделения Главного контрольного управления Президента РФ и контрольные инспекции для осуществления комплексных проверок субъектов Федерации. В поле зрения этих органов находятся прежде всего вопросы экономического развития регионов, использования федерального имущества и средств федерального бюджета в округах.

Конституция РФ ставит во главу всей системы исполнительной власти Правительство РФ. Она фактически вывела его из подчинения Государственной думе. Последняя лишена существовавшей ранее возможности осуществлять функции исполнительной власти. Вместе с тем конституционными нормами, Федеральным конституционным законом «О правительстве РФ» от 17 декабря 1997 года, рядом федеральных законов и нормативных президентских указов закреплена активная роль президента в руководстве правительством и исполнительной властью в целом, хотя формально Президент РФ стоит над всеми ветвями власти, осуществляя взаимодействие между ними.

О высокой роли Президента РФ в структуре исполнительной власти говорит тот факт, что Министерство иностранных дел и три силовых министерства — обороны, внутренних дел и Федеральная служба безопасности — были подчинены непосредственно президенту по указу Б. Ельцина от 11 января 1994 года. Затем этот список пополнили Министерство по делам гражданской обороны, Министерство по чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, федеральные службы внешней разведки, охраны и пограничная. Президенту подчинена часть агентств (таких как Федеральное агентство правительственной связи и информации), два федеральных надзора и две федеральных комиссии.

Первый вице-премьер Игорю Шувалову поручено координировать работу федеральных органов исполнительной власти и давать им поручения по вопросам разработки основных направлений социально-экономического развития РФ, передаёт Радио «Вести ФМ» со ссылкой на «Интерфакс».

Рабочим аппаратом президента является его Администрация. Высказывавшиеся со второй половины 90-х годов предположения многих исследователей-государствоведов об Администрации Президента РФ как действующей на правах государственного органа управления, осуществляющей контроль за исполнением указов и проводящей президентскую политику полностью нашли подтверждение в последнем указе Президента РФ от 25 марта 2004 года «Об Администрации Президента Российской Федерации». В нем она названа «…государственным органом, обеспечивающим деятельность Президента Российской Федерации и осуществляющим контроль за исполнением решений Президента Российской Федерации».

В прямом подчинении у президента рф находятся

Однако характер конституционных полномочий Президента таков, что в силу необходимости их осуществления в сфере его вли­яния оказываются и другие федеральные органы исполнительной власти. Например, Президент РФ назначает и освобождает от дол­жности федеральных министров независимо от того, какие мини­стерства они возглавляют.

В юридической литературе такие особенности руководства называют дуализмом исполнительной власти. Такое положение обусловлено весьма существенными конституционными полномочиями Президента в конкретных сферах управления наряду с общей компетенцией и конкретными полномочиями Правительства в этих же областях.

Президент исполняет законы, изданные Федеральным Собранием. Оно состоит из двух частей — Совет Федерации (его задача представлять регионы, это компенсатор различной численности населения в разных регионах) и Государственная дума (представляет граждан, пропорционально численности). Совет Федерации назначается президентом. Имеем замыкание — подчиненный сам назначает себе начальников.

Исполнительную власть контролирует Счетная палата. Это логично, депутаты не могут сами выполнять финанcовые проверки правительства. Но Счетная палата подчиняется президенту, а не парламенту, как это можно было бы предположить. Т.е. она проверяет своего начальника. Это уже конфликт интересов.

И второй конфликт потоков управления — две половины одного органа (Федерального собрания) подчинены двум разным половинам исполнительной власти (Президенту и Премьеру). Что интересно, президент может уволить премьера, а премьер может организовать импичмент своему начальнику.

Он ставил себе целый ряд целей: прежде всего повышение эффективности работы органов полиции, повышение доверия к ним граждан, сокращение численности и повышение зарплат сотрудников. Действительно, в ходе реформы, начавшейся в 2011 году, численность сотрудников органов внутренних дел была сокращена на 22%. Однако, как мы видим, уже к 2015 году штат МВД снова вырос и стал больше, чем в какие бы то ни было предыдущие годы. Действительно, полицейские стали получать больше денег, кроме того, был внедрен целый ряд мер по повышению открытости системы МВД. Наиболее известная из них — это введение бейджиков, которые сотрудники полиции обязаны носить.

Пе­рио­дические из­да­ния министерство юстиции и НКЮ: «Жур­нал Ми­ни­стер­ст­ва юс­ти­ции» (1859-1868, 1894-1917 годы), газета «Су­деб­ный вест­ник» (1866-1877 годы; приложение — «Су­деб­ный жур­нал», 1869-1876 годы), журнал «Тю­рем­ный вест­ник», 1893-1917 годы); журнал «Про­ле­тар­ская ре­во­лю­ция и пра­во» (1918-1921 годы), «Бюл­ле­тень Вер­хов­но­го Су­да СССР» (1925; 1957-1990 годы), «Рос­сий­ская юс­ти­ция» (в 1922-1929 годах «Еже­не­дель­ник Со­вет­ской юс­ти­ции»; в 1930-1993 годах «Со­вет­ская юс­ти­ция») и др. Вы­пус­ка­лись так­же: «Со­б­ра­ние уза­ко­не­ний и рас­по­ря­же­ний Ра­бо­че­го и Кре­сть­ян­ско­го Пра­ви­тель­ст­ва» (1917-1924 годы), «Со­б­ра­ние за­ко­нов и рас­по­ря­же­ний Ра­бо­че-Кре­сть­ян­ско­го Пра­ви­тель­ст­ва Сою­за ССР» (1924-1946 годы; с 1938 года «Со­б­ра­ние по­ста­нов­ле­ний и рас­по­ря­же­ний пра­ви­тель­ст­ва Сою­за ССР»), «Сис­те­ма­ти­че­ское со­б­ра­ние дей­ст­вую­щих за­ко­нов СССР» (книги 1-5, 1926-1927 годы), «Сис­те­ма­ти­че­ское со­б­ра­ние за­ко­нов РСФСР, ука­зов Пре­зи­диу­ма Вер­хов­но­го Со­ве­та РСФСР и ре­ше­ний Пра­ви­тель­ст­ва РСФСР» (тома 1-15, 1967-1970 годы), «Сбор­ник за­ко­нов СССР и ука­зов Пре­зи­диу­ма Вер­хов­но­го Со­ве­та СССР» (тома 1-4, 1975-1976 годы) и др.

Активная координирующая роль Президента находит воплощение как в системе сдержек и противовесов, обеспечивающих баланс полномочий органов государственной власти федерального уровня, так и в отношениях между федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации. Будучи юридически дистанцирован от всех ветвей власти, Президент участвует в нормотворчестве, управляет, разрешает споры, осуществляет функции конституционного контроля. Порядок и механизм реализации этих полномочий Президента конкретизированы в федеральных конституционных законах и федеральных законах.

  • запрашивать у граждан и организаций любую информацию, которая нужна ему для исполнения своих функций, и получать такие данные на безвозмездной основе;
  • проверять всю информацию, которую компания направила в государственный орган, сообщая о начале осуществления деятельности по обработке персональных данных. Контроль проводится как непосредственно ведомством, так и с привлечением иных государственных структур, которые имеют полномочия на проверку указанных сведений;
  • при получении заявления гражданина или по иным причинам требовать от оператора блокировать, стереть или уточнить данные, не отвечающие требованиям достоверности или полученные нелегитимным способом;
  • в случае если обработка персональных данных не соответствует нормам и правилам, установленным для таких операций, самостоятельно, без переноса вопроса на решение суда, принимать решение о приостановке или запрете в дальнейшем заниматься обработкой персональных данных;
  • подавать в суды иски, предметом которых будет защита информационных и личных прав субъектов – носителей персональных данных, представлять в суде интересы таких граждан;
  • направлять запрос в ведомство, выдавшее лицензию оператору на осуществление предпринимательской деятельности, связанной с обслуживанием персональных данных, с просьбой приостановить ее действие или прекратить его, если одним из условий лицензирования был запрет на распространение или передачу персональных данных, не заручившись подписанным их носителем разрешением;
  • писать официальные уведомления в прокуратуру и в органы следствия, направляя материалы, позволяющие решить вопрос о возбуждении уголовного дела, если были зафиксированы признаки деяния, предусмотренного УК РФ и имеющего отношение к неправомерному обращению с персональными данными;
  • принимать обоснованные решения о привлечении операторов и иных лиц, некорректно использующих персональные данные или совершающих иные правонарушения, к ответственности в рамках КоАП РФ.

Одновременно растет так называемая закрытая часть бюджетных расходов. Что это такое? Федеральный бюджет, как любой другой закон, рассматривается Государственной Думой. Он рассматривается на пленарных заседаниях и, соответственно, публикуется. Часть расходов, которые относятся к секретным, рассматриваются в закрытом режиме, их не обсуждают на пленарных заседаниях. Их рассматривает специальная комиссия Государственной Думы. В нее входит председатель комитета по бюджету, председатель комитета по безопасности и ряд других депутатов. В основном это бывшие сотрудники спецслужб и Министерства обороны, бывшие обычно, там, заместители министра — такого уровня люди.

Это интересно:  Как зачесть сумму превышеня расходов на временную нетрудоспособность в отчете за 1 кв 2022 года остаток с 2022

Указ Президента РФ от 12.05.2008 N 724 (ред. от 14.05.2010)
«Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти»
I. Федеральные министерства, федеральные службы
и федеральные агентства, руководство деятельностью которых
осуществляет Президент Российской Федерации, федеральные
службы и федеральные агентства, подведомственные
этим федеральным министерствам

Министерство обороны Российской Федерации
Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству
Федеральная служба по оборонному заказу
Федеральная служба по техническому и экспортному контролю
Федеральное агентство по поставкам вооружения, военной, специальной
техники и материальных средств
Федеральное агентство специального строительства

Страна Советов

Правительство Российской Федерации во главе с Председателем — федеральный орган исполнительной власти (также федеральными органами исполнительной власти считаются Министерства России, федеральные службы и федеральные агентства России, управляемые Президентом или подведомственные и управляемые Правительством России);

Правительство, согласно указу, руководит Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и Федеральным медико-биологическим агентством. А руководство деятельностью Федерального агентства по управлению госимуществом осуществляет Минфин.

проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности;

Совет Федерации состоит из сенаторов Российской Федерации, по два от каждого субъекта: по одному от законодательного и исполнительного органов государственной власти — на срок полномочий соответствующего органа. Семь из них могут быть назначены пожизненно. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избирается на пять лет. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами.

Конституционный суд — высший судебный орган конституционного контроля в РФ. Он состоит из 11 судей, включая Председателя и его заместителя. Конституционный суд разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов, конституций республик, уставов, не вступивших в силу международных договоров РФ и т. д.

ЗООМИР и не только о нем

Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России) — федеральный орган исполнительной власти (федеральное министерство), проводящий государственную политику и осуществляющий государственное управление в области обороны, а также координирующий деятельность федеральных министерств, иных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам обороны. В системе органов военного управления государства Минобороны России является центральным органом управления Вооружёнными Силами России; возглавляется Министром обороны Российской Федерации; руководится Верховным Главнокомандующим Вооружёнными силами Российской Федерации.

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) — федеральное министерство, одна из аварийно-спасательных служб России. Действует совместно с территориальными службами спасения, муниципальными службами спасения, противопожарной службой субъектов федерации, ведомственной пожарной охраной, муниципальной пожарной охраной, частной пожарной охраной и другими службами.

Управление делами Президента Российской Федерации — федеральный орган исполнительной власти (федеральное агентство), организующий и непосредственно осуществляющий материально-техническое обеспечение и социально-бытовое обслуживание деятельности федеральных государственных органов власти. Управление делами также организует и непосредственно осуществляет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, финансовое обеспечение деятельности Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Администрации Президента Российской Федерации и Аппарата Правительства Российской Федерации. Создано 15 ноября 1993 года распоряжением Президента Российской Федерации № 735-рп вместо Главного социально-производственного управления Администрации Президента Российской Федерации (ГСПУ). Со 2 августа 1995 года имеет статус федерального органа исполнительной власти.

Федеральная служба по оборонному заказу (Рособоронзаказ) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий деятельность по контролю и надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации норм и правил в сфере государственного оборонного заказа, а также в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, сведения о которых составляют государственную тайну.

Поддерживает обеспечение оперативной доставки и гарантированной сохранности отправлений особой важности, совершенно секретных, секретных и иных служебных отправлений (далее — корреспонденция): Президента Российской Федерации, федеральных органов государственной власти,органов прокуратуры Российской Федерации; органов государственной власти субъектов Российской Федерации; органов местного самоуправления по решению Правительства Российской Федерации; членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации; Минобороны России, органов управления видов Вооружённых Сил Российской Федерации, родов войск, военных округов, флотов, региональных командований войск МВД России, территориальных органов ФСБ России; администраций промышленных и военных объектов, имеющих особо важное государственное значение, по решению Правительства Российской Федерации; доставка за рубеж корреспонденции, а также технической документации и образцов промышленных изделий по решению Президента Российской Федерации и (или) Правительства Российской Федерации; доставка корреспонденции глав зарубежных государств и глав правительств зарубежных государств, органов государственной власти государств — участников Соглашения о Межправительственной фельдъегерской связи; доставка корреспонденции органов Содружества Независимых Государств, расположенных на территории Российской Федерации; управление территориальными органами ГФС России и обеспечивающими деятельность ГФС России организациями (далее — подведомственные организации), созданными для решения возложенных на ГФС России задач.

«Российскому народу, избирателю. Люди, когда приходят к урнам для голосования, они делают свой выбор. И причем на всех уровнях: местном, региональном, общенациональном. И, конечно, в данном случае президент, глава государства, подчиняется тем людям, которые оказали ему это высокое доверие», — сказал Путин.

«Прямая линия» президента РФ в традиционном формате прошла 30 июня, впервые за два года. В прошлом году из-за распространения COVID-19 ее объединили с большой пресс-конференцией главы государства. В этом году продлилась почти четыре часа. Всего глава России ответил на более чем 60 вопросов. В ходе общения президент говорил о вакцинации, льготной ипотеке, мусорной реформе и других темах.

Силовики России подчиняются только В

Российская Федерация представляется собой смешанную республику, где власть Президента не преобладает над иными видами власти и он органично вписывается в ветвь исполнительной власти. По закону, Президент России не является главой исполнительной власти, но на деле он имеет огромное влияние на формирование аппарата Правительства РФ и управление отдельными министерствами и службами.

В.В. Путин своим Указом Президента РФ от 15.05.2022 № 215 «О структуре федеральных органов исполнительной власти», после очередного избрания на пост Президента России, установил данную иерархию и разделил сферы влияния между Правительством и Президентом. Это позволяет в одних руках сосредоточить всю силу аппарата принуждения страны. Безусловно, это вносит определенный порядок в управлении, в случае возникновения чрезвычайных ситуаций или введения военного положения на территории страны и позволяет Президенту принимать директивные решения.

Сущность и особенность президентской власти в РФ

В марте 2008г. на очередных выборах Президента РФ победил Дмитрий Медведев. В настоящее время Д.А. Медведев продолжает вести линию В.В. Путина. Он является сторонником укрепления института власти (института Президента, в частности), поэтому он выступил с инициативой внесения изменений в Конституцию РФ о продлении срока полномочий Президента до 6 лет, а Государственной Думы – до 5 лет.

  1. Назначает выборы в Государственную Думу и по законодательству может её распустить
  2. Подписывает и обнародует Федеральные законы
  3. Выступает с ежегодным Посланием, в котором определяет основные направления внешней и внутренней политики
  4. Представляет в органы законодательной власти кандидатуру председателя Центрального Банка и кандидатуры для утверждения на должностях судебных органов (генеральный прокурор, председатели Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов), а также для освобождения от занимаемых должностей
  1. Устраняет разногласия между исполнительной и законодательной властью
  2. Устраняет разногласия между федеральным центром и субъектами Федерации
  3. Координирует совместную деятельность всех видов власти в случае необходимости (ветвей власти; федеральных и региональных органов власти; субъектов Федерации между собой)
  1. Является Верховным главнокомандующим
  2. Утверждает военную доктрину, разработанную Генштабом
  3. Возглавляет Совет Безопасности РФ и руководит его работой
  4. В случае агрессии против РФ принимает решение о введении военного положения на территории страны в целом или в отдельных её регионах; уведомляет об этом законодательные органы и население
  5. Принимает послов других государств и назначает послов РФ в другие страны
  6. Как глава государства представляет РФ внутри страны и в международных отношениях

После августа 1991г. институт президентства, возникший в борьбе парламентских и президентских начал, стал приобретать характер государственного института, тяготеющего к классической форме президентской республики. Но результатом деятельности Ельцина стало ослабление государственной власти, поскольку он был монетаристом, а, следовательно, сторонником сокращения государственного влияния. После избрания основными лозунгами Ельцина стали борьба с привилегиями номенклатуры и независимость России. Политика Ельцина запомнилась всем «шоковой терапией», повсеместной приватизацией, гиперинфляцией, разрастанием коррупции, экономическим и политическим кризисами.

В прямом подчинении у президента рф находятся

Президент Российской Федерации проводит соответствующие консультации с законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации по кандидатуре высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в течение месяца со дня отклонения указанной кандидатуры либо непринятия решения о ее отклонении или о наделении указанной кандидатуры полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в случае, если:

Не случайно данное полномочие Президента РФ в обиходном языке называют «назначением глав субъектов Федерации». Действительно, если бы Президенту было предоставлено право только представлять кандидатуры, а законодательные органы могли их отклонять, то нарушение конституционных принципов не было бы столь явным. Но в том-то и дело, что Закон так описал эту схему, что у региональных парламентов (наподобие федеральной Государственной Думы при даче согласия на назначение премьер-министра) нет возможностей противостоять Президенту. Вот что говорит теперь Закон об общих принципах.

В случае двукратного отклонения представленной кандидатуры (представленных кандидатур) высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), а также в иных случаях, предусмотренных пунктом 4¹ статьи 9 настоящего Федерального закона, Президент Российской Федерации назначает временно исполняющего обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на период до вступления в должность лица, наделенного полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), но не более чем на шесть месяцев.

Это интересно:  Выплата по уходу за ребенком инвалидом в 2022 году последние новости

Показательно, что законодательные нововведения были оформлены в такой юридической технике, что разобраться в нагромождении норм, повторяющихся в разных статьях и порой противоречащих друг другу, крайне сложно. Тут возможны две гипотезы. Или это феномен «головокружения от успехов», когда даже юристы, спешно формализующие политический заказ, нарушают принцип Оккама, полагая, что мало кому «интересны» тонкости юридической техники. Или это, наоборот, феномен «сопротивления материала», когда правосознание разработчиков вступает в конфликт с должностными обязанностями и в итоге появляется неудобоваримый нормативный текст…

законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации не принял решение об отклонении представленной кандидатуры или о наделении указанной кандидатуры полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в установленный настоящим Федеральным законом срок, а во второй раз принял решение об отклонении представленной кандидатуры.

Что такое «президент», знают все. Что такое «председатель правительства» также известно всем. А какие ведомства находятся в их прямом подчинении, является для многих большим вопросом. Во-первых, по причине того, что человеку хочется все узнавать из достоверных и уже готовых источников, а искать самому такие источники попросту лень. Во-вторых, по прямым запросам человек не сразу сможет найти именно то, что ищет.

1. Министерство промышленности и торговли Российской Федерации
2. Министерство энергетики Российской Федерации
3. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
4. Министерство культуры Российской Федерации
5. Министерство здравоохранения Российской Федерации
6. Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
7. Министерство образования и науки Российской Федерации
8. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
9. Министерство финансов Российской Федерации
10. Министерство транспорта Российской Федерации
11. Министерство экономического развития Российской Федерации
12. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации
13. Министерство регионального развития Российской Федерации
14. Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока
15. Министерство спорта Российской Федерации

1. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
2. Министерство обороны Российской Федерации
3. Министерство внутренних дел Российской Федерации
4. Счетная палата Российской Федерации
5. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации
6. Министерство иностранных дел Российской Федерации
7. Министерство юстиции Российской Федерации
8. Генеральная прокуратура Российской Федерации
9. Следственный комитет Российской Федерации

В подчинении премьера у нас присутствуют почти все финансовые органы страны, а так же различного рода министерства. Полномочий у министерств, безусловно, хватает, но все же это не уровень подведомственных учреждений президента. Исключением является МФ (Министерство Финансов РФ) – довольно-таки серьезная структура, являющаяся финансовым органом.

Новые полномочия Президента РФ в федеральных законах

В этом нетрудно усмотреть уже не просто дополнительное президентское полномочие, никак не основанное на Конституции РФ, но и открытое нарушение принципа разделения властей, соответствие которому, напомним, Конституционный Суд счел в 1995 году одним из двух обязательных условий для реализации «скрытых» полномочий. Дело в том, что, хотя Счетная палата РФ прямо и не названа в Законе о ней органом парламентского контроля, но именно таковым она является. В ч.5 ст.101 Конституции РФ говорится: «Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом». А обеспечивает исполнение федерального бюджета Правительство РФ (ст.15 ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»). В свою очередь, Правительство, как мы установили, не может не быть подчиненным Президенту РФ. В таком случае формируется опасная цепочка: председатель Счетной палаты оказывается зависим от Президента РФ (особенно, учитывая возможность его переназначения на новый срок) и тем самым деятельность Счетной палаты перестает носить характер объективного финансового контроля за исполнительной властью.

Отметим, однако, что названный выше Закон о Правительстве иллюстративен в наименьшей степени, поскольку предоставляемые им президентские полномочия все же довольно тесно связаны с его конституционными задачами. В существенно меньшей степени такая связь прослеживается в других, перечисляемых ниже законах.

Обратим также внимание на то, что абз.3 приведенной статьи был внесен в текст Закона сравнительно недавно. И в нем, кажется, впервые в нашей законодательной практике появилась норма, разрешающая Президенту РФ фактически не соблюдать некоторые нормы федеральных законов: напомним, он может перераспределять установленные федеральными законами функции федеральных органов исполнительной власти до принятия федеральных законов о внесении соответствующих изменений в федеральные законы.

ст.32 (в ред. 2004 г.): «Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий[38], утверждает по представлению Председателя Правительства Российской Федерации положения о них и назначает руководителей и заместителей руководителей этих органов, а также осуществляет иные полномочия как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации и Председатель Совета Безопасности Российской Федерации.

Возникает также вопрос, является ли Председатель Следственного комитета прокурором? Видимо, да, раз он является первым заместителем Генпрокурора. Но в таком случае как быть с рядом чисто прокурорских полномочий, например, правом вносить протесты, о чем говорилось, например, в Определении Конституционного Суда РФ от 12 апреля 2005 г. № 113-О? Но самое интересное другое. С одной стороны, за прокурорами сохранено полномочие осуществлять надзор за органами следствия (ст.29 ФЗ о прокуратуре). И в то же время из полномочий Генпрокурора изъято его право давать обязательные указания по вопросам следствия, являющиеся обязательными для исполнения (ст.30 ФЗ о прокуратуре). Теперь такие указания возможны лишь по вопросам дознания. Но разве это не есть нарушение Конституции РФ? Ведь еще в 1999 году Конституционный Суд РФ установил: «В соответствии со своим конституционным статусом, определенным приведенными положениями Конституции Российской Федерации и конкретизированным уголовно-процессуальным законом, Генеральный прокурор Российской Федерации в области уголовного преследования осуществляет руководство деятельностью прокуратуры Российской Федерации и иных органов предварительного следствия, являющейся составной частью уголовного судопроизводства; при этом он управомочен давать названным органам указания и принимать процессуальные решения по находящимся в их производстве уголовным делам»[43].

Федеральное управление регионами

Государственные органы образуют единую систему осуществ­ления государственной власти в Российской Федерации. Государ­ственное управление регионами осуществляется Президентом РФ, Федеральным Собранием, Правительством РФ и судами РФ, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации.

Вся система регионального управления базируется на общих принципах государственно-властного воздействия на регионы, ко­торое находит свое выражение в правовых формах, а также в вы­работке общегосударственных целей как для федеральных, так и для региональных органов власти.

Республика Бурятия, Республика Алтай, Республика Тува, республика Хакасия, Алтайский край, Красноярский край, Иркутская область, Кемеровская область, Новосибирская область, Омская область, Томская область, Читинская область, Агинский Бурятский АО, Таймырский (Долгано-Ненецкий) АО, Усть-Ордынский Бурятский АО, Эвенкийский АО.

Полномочный представитель Президента России в федераль­ном округе является должностным лицом, представляющим Главу Российской Федерации в пределах соответствующего федерально­го округа. Полномочный представитель обеспечивает реализацию конституционных полномочий главы государства в пределах соот­ветствующего федерального округа. Полномочный представитель является федеральным государственным служащим и входит в со­став Администрации Президента России, соответственно он назна­чается на должность и освобождается от должности Главой Рос­сийской Федерации по представлению Руководителя Администра­ции. Полномочный представитель непосредственно подчиняется Президенту Российской Федерации и подотчетен ему. Срок назна­чения на должность, определяется Главой Российской Федерации, но не может превышать срока исполнения Главой России своих полномочий.

¾ привлекать сотрудников Главного контрольного управления Главы Российской Федерации, а в необходимых случаях и сотруд­ников федеральных органов исполнительной власти и их территори­альных органов к проведению проверок, анализу состояния дел в ор­ганизациях, находящихся в пределах федерального округа;

Права и обязанности президента РФ по Конституции кратко

Осенью 1993-го в столице появились баррикады, а в некоторых местах столкновения двух противоборствующих сторон перерастали в уличные бои. Верховный Совет РФ отстранил от должности президента РФ, а последний своим указом распустил выборный орган. Стоит сказать, что легитимность была всё же на стороне Совета, так как до декабря 1993 года страна жила по Конституции СССР 1977 года, поэтому указ президента не имел никакой юридической силы.

Под «свободами» следует понимать отсутствие каких-либо препятствий и ограничений в чём-либо, которые могут вводиться государством в силу различных причин и в различных объемах. В качестве примера можно привести свободу выбора вероисповедания, право выбора профессии и др.

Конечно, в конце существования СССР последняя особенность была ликвидирована: вводились многопартийность и гласность, однако до западных демократий Союзу было еще далеко. Тем не менее современная Либерально-демократическая партия России (ЛДПР) была организована еще при СССР (1989 год) и носила название ЛДПСС. Сегодня это не принято вспоминать, так как считается, что мы разрушили старую тоталитарную систему и создали новую, демократическую. Но справедливости ради мы должны отметить то, что в СССР — на закате своего существования — всё же наметились политические и экономические реформы.

Под «правами человека» подразумеваются те, которые закреплены во многих международных Конвенциях и договорах. Под ними подразумеваются такие правила поведения, которые обеспечивают свободы и достоинства отдельного человека. Свои обязанности по защите Конституционных прав граждан глава государства может реализовать, например, через наложение вето на некоторые законы и решения Государственной Думы до окончательного урегулирование спорных ситуаций компетентным судом.

Президент по Конституции РФ является главой государства (ч.1 ст. 80). Он не возглавляет исполнительную власть, однако имеет право посещать заседания Правительства, председательствовать на нем, принимать решение о его отставке и с согласия Государственной Думы страны назначать его главу (ст. 83).

Перевод законодательных и исполнительных органов субъектов РФ в фактическое подчинение Президенту РФ

законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации дважды не принял решение об отклонении представленной кандидатуры (представленных кандидатур) высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) или о наделении указанной кандидатуры (указанных кандидатур) полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в установленный настоящим Федеральным законом срок;

Это интересно:  Дрова многодетным семьям свердловская область 2022

Пункт 4 ст.9 был введен, как мы уже говорили, еще в 2000 году, предоставив Президенту право выносить предупреждение законодательному органу, не желающему пересматривать свой акт, принятый в нарушение федерального законодательства, и затем распускать его за невыполнение предупреждения. С декабря 2004 года это президентское полномочие о роспуске стало выглядеть «чуть более правовым»: Президент теперь не издает указ о роспуске, а обращается в Государственную Думу, чтобы та рассмотрела и приняла закон о роспуске. Суть от этого не меняется. Да и Дума ставится в двусмысленное положение: если представить, что она не очень лояльна Президенту РФ и не хочет идти у него на поводу, то, отказываясь принять закон о роспуске регионального парламента по причине его нежелания приводить свои акты в соответствие с федеральным законодательством, Дума как бы поощряет регионы к таким нарушениям. С другой стороны, сохраняет свое значение высказанное нами выше замечание о том, что в принципе ответственности региональных парламентов здесь быть не может, т.к. действует сила судебного решения. Ведь Государственная Дума РФ не распускается, если какой-то федеральный закон признан Конституционным Судом РФ не соответствующим Конституции РФ. Такой закон просто не действует.

Второе. В свое время много иронизировали по поводу такого основания для отрешения главы субъекта РФ от должности, как утрата им доверия Президента РФ. Действительно, тут прямо-таки напрашивается аналогия с основанием, существовавшем в советском КЗоТ РСФСР (Кодекс законов о труде), согласно которому материально ответственные лица могли быть уволены как раз в связи с утратой (потерей) доверия (например, из-за недостачи кассовой наличности). Однако мы не будем развивать эту мысль, поскольку на поверхности ее совершенно антиконституционный смысл: такая формула основания для увольнения от должности (слово «отрешение» тут совершенно не годится) окончательно демонстрирует, что руководители субъектов Федерации являются не более чем подчиненными Президента и прямыми исполнителями его воли…

Во-первых, в Законе об общих принципах процедура выражения недоверия парламента главе субъекта РФ аналогична процедуре отрешения от должности («импичмента») федеральному Президенту: инициативу о недоверии может внести группа региональных депутатов в количестве не менее 1/3 от общего состава; для поддержки решения о недоверии требуется большинство голосов, составляющее не менее 2/3 от общего состава регионального парламента (в двухпалатном органе – соответственно 2/3 голосов в каждой из палат).

Второй момент, на котором мы хотели бы остановиться, связан с резко расширившимися возможностями Президента РФ по отрешению от должности глав субъектов РФ. А поскольку для человека в психологическом (мотивационном) плане гораздо существеннее то, кто и за что его увольняет, нежели кто назначает на должность, постольку можно утверждать, что главы субъектов РФ окончательно должны ощущать себя подчиненными Президента РФ. Итак, какие же основания предусматривает теперь Закон об общих принципах.

О введении чрезвычайного положения Президент издает Указ, в котором должны быть приведены обстоятельства, служащие основанием для такого введения; обоснование необходимости его введения; перечень и пределы чрезвычайных мер и исчерпывающий перечень ограничений прав и свобод граждан; государственные органы, отвечающие за осуществление чрезвычайного положения, и точные пределы полномочий этих органов; границы территории, на которой вводится чрезвычайное положение; время вступления в силу Указа о чрезвычайном положении; точный срок, на который вводится чрезвычайное положение.

Президент присваивает высшие воинские звания и высшие специальные звания, например классный чин действительного государственного советника юстиции, классные чины государственного советника юстиции 1, 2 и 3-го классов, специальные звания сотрудникам налоговой полиции.

Указ подлежит утверждению Советом Федерации (п. «в» ч. 1 ст. 102 Конституции). Совет Федерации вправе не согласиться с внесенным указом. Отказ Совета Федерации утвердить указ Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения не влечет автоматического прекращения его действия. Однако противоречие такого указа Конституции Российской Федерации в силу ч. 1, ч. 2 ст. 15 и ч. 3 ст. 90, обязывает всех участников конституционно-правовых отношений воздерживаться от соблюдения, исполнения или применения его положений, и накладывает на самого Президента Российской Федерации обязанность отменить данный акт.

Сказанное о высокой роли Президента РФ как главы государства не означает, что его правомочия ничем не ограничены и он может взять на себя решение любого вопроса. Как видно из приведенных конституционных положений, рамки его деятельности определяются Конституцией РФ и федеральным законодательством, базирующихся на принципе разделения властей. Вместе с тем на этой основе на Президента РФ возлагается задача обеспечения условий нормального и согласованного функционирования всех ветвей власти и их институтов, верховного контроля за практической реализацией указанного принципа. Как указывалось в постановлении Конституционного Суда РФ от 31 июля 1995 г. по вопросу о конституционности ряда решений Президента РФ, связанных с разрешением кризиса в Чечне, общие рамки президентских действий определяются принципом разделения властей и конституционным положением о том, что акты Президента не должны противоречить Конституции и законам России.

В соответствии с п. «б» Президент распускает Государственную Думу, но только в точно установленных Конституциях случаях. Роспуск возможен если: Государственная Дума большинством общего состава депутатов трижды отклоняет представленные Президентом кандидатуры на должность Председателя Правительства РФ(ст. 111, ч. 4); Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству(ст. 117, ч. 3).

Администрация президента России

Указом Президента Российской Федерации от 3 июля 1995 г. № 661 Служба протокола администрации Президента Российской Федерации преобразована в Управление протокола Президента Российской Федерации, должность руководителя Службы протокола администрации Президента Российской Федерации преобразована в должность руководителя протокола Президента Российской Федерации — помощника Президента Российской Федерации.

Положением о Библиотеке Администрации Президента Российской Федерации, утверждённым Распоряжением Президента Российской Федерации от 23 июля 1993 г. № 510-рп, установлено, что Библиотека Администрации Президента Российской Федерации является структурным подразделением (на правах отдела) Администрации Президента Российской Федерации и имеет статус научной библиотеки.

Распоряжением Президента Российской Федерации от 18 марта 1992 года № 112-рп издательство «Российское право» (бывшее «Юридическая литература») передано из ведения Министерства печати и информации Российской Федерации в ведение администрации президента Российской Федерации.

  • Департамент информационно-аналитического обеспечения
  • Департамент подготовки материалов к публичным выступлениям и обращениям
  • Департамент подготовки материалов для приветственных и иных адресов
  • Департамент гуманитарного сотрудничества

25 марта 2004 года президент России Владимир Путин подписал указ о реорганизации своей администрации, 6 апреля того же года подписав указ о новом положении об Администрации президента России [8] [9] [10] [11] . «В целях формирования Администрации президента Российской Федерации, определения правового статуса и правовых основ деятельности администрации и её должностных лиц» было утверждено новое Положение, по которому Администрация президента Российской Федерации стала включать 21 самостоятельное подразделение.

В прямом подчинении у президента рф находятся

в) в своей деятельности руководствуются Конституцией Россий­ской Федерации, федеральными законами, правовыми актами Пре­зидента и Правительства Российской Федерации. Право каждого из них индивидуализируется положением о данном органе, в концент­рированном виде выражающем его задачи, функции, компетенцию, основы организации;

В положениях о конкретных федеральных органах вопрос о под­чинении их Президенту Российской Федерации решается по-разному. В одних случаях применяется вышеизложенная формулировка, в других устанавливается, что тот или иной орган подведомственен Президенту по вопросам, закрепленным за ним Конституцией Рос­сийской Федерации, и подчиняется Правительству Российской Феде­рации. Следует иметь в виду, что независимо от различий в формулировках во всех случаях, когда руководитель федерального органа входит в состав Правительства, такой орган в той или иной степени ему подчиняется.

г) руководители федеральных органов (министерств и др.) обладают рядом однородных полномочий в решении определенных вопро­сов. Они утверждают структуру и штатное расписание центрального аппарата данного органа; в пределах предоставленной компетенции назначают и освобождают работников; утверждают положения о структурных подразделениях органа и решают другие вопросы.

Проблема в другом: прямое подчинение федеральных органов исполнительной власти Президенту Российской Федерации ограничи­вает полномочия Правительства Российской Федерации по руководст­ву соответствующими органами, ослабляет его влияние на них и конт­роль за их деятельностью;

Государственный комитет Российской Федерации, федеральная комиссия — федеральные органы исполнительной власти призванные осуществлять на коллегиальной основе межотраслевую координацию по вопросам, отнесенным к их ведению; функциональное регулиро­вание в определенной сфере деятельности.

В основном законе страны не используется понятие «подзаконные акты» применительно к указам и распоряжением главы государства. Однако они таковыми являются согласно действующей правовой классификации источников права, так как не должны противоречить ни федеральным законам, ни нормам Конституции.

Под первыми понимаются устойчивые связи отношения граждан с государством (государственной властью). Здесь имеется в виду то, что глава нашего государства должен обеспечить права, вытекающие из положения статуса именно гражданина, например, политические права (реализация права избирать и быть избранным, участвовать в мирных политических митингах и собраниях, принимать участие в деятельности политических партий, профсоюзных комитетов и др.).

Что касается внутренней представительской функции, то здесь нужно пояснить особенность территориально-административного устройства. Россия является федеративным государством, состоящим из субъектов и городов Федерального значения. Субъекты являются отдельными мини-государствами в составе Федерации. Они имеют право иметь свои внутренние конституции, уставы, устанавливать свои законодательные органы власти, издающие внутренние нормативно-правовые акты, национальные республики имеют право на второй государственный язык и т.д. Главным при такой системе является то, что законы субъектов не должны противоречить нормам Конституции и федеральным законам. Глава государства представляет федеральный центр во взаимоотношениях с субъектами страны.

  1. Назначает премьер-министра с согласия Государственной Думы.
  2. Принимает решение об отставке Правительства, приостанавливает действия его актов.
  3. Назначает и освобождает высшее командования Вооруженных сил РФ.
  4. Утверждает военную доктрину государства.
  5. Назначает судей и главу Центрального Банка РФ.
  6. Инициирует законопроекты на голосование в Государственную Думу.
  7. Подписывает и обнародует подписание федеральных законов, принятых Парламентом страны.
  8. Назначает референдумы.
  9. Обращается с ежегодными посланиями к Федеральному Собранию.

Изначально по Конституции 1993 года глава государства избирался на всеобщих демократических выборах на 4 года. В 2008 году произошла конституционная реформа. Теперь с 2012 года срок полномочий президента РФ – 6 лет. И следующие выборы главы государства пройдут в нашей стране в марте 2022 года.

Оцените статью
Доступное Правовое обеспечение