Структурным элементом правовой нормы является

Специфика строения отраслей права заключается в том, что в них, как правило, выделяется общая и особенная части. В общей части группируются нормы и институты, обслуживающие особенную часть, в которой они конкретизируются. Это исключает дублирование, громоздкость, а следовательно, способствует лучшему восприятию содержания норм. В отраслях права, как правило, выделяются основной институт, в котором закрепляются общеотраслевые принципы, содержания и объем правового регулирования. Так, в отрасли Конституционного права таким институтом является институт конституционного строя, а в отрасли трудового права – институт трудового договора,

— САНКЦИЯ /взыскание/ – это элемент правовой нормы, в котором определяется, какие меры государственного взыскания могут применяться к нарушителю правила, предусмотренного диспозицией. Санкция определяет меры юридической ответственности за нарушение определенной нормы прав.ВИДЫ САНКЦИЙ:

— ГИПОТЕЗА /предложение/ – это элемент правовой нормы, в которой указывается, при каких условиях следует руководствоваться данным правилом. В гипотезе излагаются те фактические обстоятельства, при наличии которых у лиц возникают юридические права и обязанности.

Соотношение системы права и системы законодательства
Система права и система законодательства есть тесно взаимосвязанные, но самостоятельные категории, представляющие два аспекта одной и той же сущности – права. Они соотносятся между собой как содержание и форма. Система права как его содержание – это внутренняя структура права, соответствующая характеру регулируемых им общественных отношений. Система законодательства – внешняя форма права, выражающая строение его источников, т.е. систему нормативно-правовых актов. Право не существует вне законодательства, а законодательство в широком его понимании и есть право.
Вместе с тем структура системы права не может быть раскрыта с достаточной полнотой и точностью, если не видеть ее органического единства с внешней формой права – системой законодательства. Законодательство – это форма существования прежде всего правовых норм, средство придания им определенности и объективности, их организации и объединения в конкретные правовые акты. Но система законодательства – не просто совокупность таких актов, а их дифференцированная система, основанная на принципах субординации и скоординированности ее структурных компонентов. Взаимосвязь между ними обеспечивается за счет различных факторов, главным из которых является предмет регулирования и интерес законодателя в рациональном, комплексном построении источников права.
Отраслевая обособленность венчает систему законодательства. Подобное обособление возможно при условии, если оно отражает особенности содержания правового регулирования. Обособить в законодательстве можно только то, что обособляется в действительности. Строение законодательства понимается как система лишь потому, что оно является внешним выражением объективно существующей структуры права.
Структура права для законодателя выступает как объективная закономерность. Поэтому в его решениях о системе законодательства, строении нормативно-правовых актов неизбежно проявляется реальная, объективно обусловленная потребность существования самостоятельных отраслей права, подотраслей, институтов, юридических норм. В процессе правотворчества законодатель должен исходить из особенностей отдельных подразделений права, своеобразия их соотношения друг с другом.
Однако система права и система законодательства не тождественны. Между ними имеются существенные различия и несовпадения, которые позволяют говорить об их относительной самостоятельности.
Во-первых, это выражается в том, что первичным элементом системы права является норма, а первичным элементом системы законодательства выступает нормативно-правовой акт. Юридические нормы отраслей права – это строительный материал, из которого складывается та или иная конкретная отрасль законодательства. Но при построении каждой законодательной отрасли этот строительный материал может употребляться в разном наборе и в различном сочетании определенного нормативного акта. Вот почему отрасли законодательства не всегда совпадают с отраслями права и такое несовпадение двояко.
В одних случаях мы можем констатировать факт, когда отрасль права есть, а отрасли законодательства нет (финансовое право, право социального обеспечения, сельскохозяйственное право и т.д.). Такие отрасли права не кодифицированы, а действующий в этой сфере нормативный материал разбросан по различным правовым актам, нуждающимся в унификации.
Не исключена и обратная ситуация, при которой отрасль законодательства существует без отрасли права (Воздушный кодекс).
Может быть и идеальный вариант, когда отрасль права совпадает с отраслью законодательства (гражданское право, уголовное, трудовое, административное и т.д.). Такой вариант наиболее желателен, ибо сближение двух систем, их гармоничное развитие повышает эффективность функционирования всего правового механизма.
Имеются так называемые комплексные отрасли законодательства, которые возникли из сочетания норм административного, гражданского и некоторых других отраслей права. Важнейшим из них является хозяйственное законодательство.
Во-вторых, система законодательства по объему представленного в нем материала шире системы права, так как включает в свое содержание положения, которые в собственном смысле не могут быть отнесены к праву (различные программные положения, указания на цели и мотивы издания актов и т.п.).
В-третьих, в основе деления права на отрасли и институты лежит предмет и метод правового регулирования. Поэтому нормы отрасли права отличаются высокой степенью однородности. Отрасли же законодательства, регулируя определенные сферы государственной жизни, выделяются только по предмету регулирования и не имеют единого метода. Кроме того, предмет отрасли законодательства включает в себя весьма различные отношения, в связи с чем и отрасль законодательства не является столь однородной, как отрасль права.
В-четвертых, внутренняя структура системы права не совпадает с внутренней структурой системы законодательства. Вертикальная структура системы законодательства строится в соответствии с юридической силой нормативно-правовых актов, компетенцией издающего их органа в системе субъектов нормотворчества. В этом плане система законодательства непосредственно отражает национально-государственное устройство, в соответствии с которым ведется республиканское законодательство.

Если норму права представить состоящей из диспозиции и санкции, то она не может применяться без учета «элементов» других статей закона (например, определяющих правоспособность). Если же норма права представлена в виде двух элементов — гипотезы и диспозиции, то в таком случае в правовой норме не отражено такое специфическое качество права, что каждая его норма обеспечивается государственным принуждением.

Следует отметить, что норма права и статья нормативного правового акта не всегда совпадают. Иногда статья содержит несколько норм, чаще — наоборот: норма излагается в нескольких статьях, иногда в различных законах. Бывает и так, что в отдельные статьи выделяются санкции тех или иных норм. Поэтому, приводя в качестве примера правовую норму в единстве всех трех се элементов, приходится анализировать несколько статей нормативного правового акта.

Если предположение о двухчленном строении правовых норм и соответствует структуре ряда статей нормативных актов, то содержание многих других статей тех же актов такой структуры не имеет, и потому названному предположению нельзя придавать общетеоретическое значение.

Следует отметить, что в юридической науке наметилось сближение противоположных взглядов на структуру правовой нормы. Сторонники «трехэлементной структуры» ввели в категориальный аппарат теории права и государства понятие «нормативное предписание», или норма-предписание.

Достоинством трехэлементной схемы является то, что эта схема побуждает практических работников к тщательному и всестороннему анализу нормативного материала во всем его объеме, к сопоставлению неразрывно связанных между собой статей нормативных актов. Именно таким образом, обращая внимание не только на центральную часть нормы права — диспозицию, но и на гипотезу и санкцию, можно создать условия для надлежащей реализации права. Особенно это важно для правовых норм, элементы которых содержатся в различных нормативных актах (или статьях, разделах закона). Для этого нужно при решении любого юридического дела тша- тельно изучить все те положения законодательства, которые связаны с применяемым правоположением, т. е не следует ограничиваться анализом отдельных статей и параграфов нормативных актов.

описательные. Они содержат признаки правомерного или неправомерного поведения; например, статья 209 Уголовного кодекса характеризует «бандитизм» как создание устойчивой, вооруженной, группы лиц (банды), в целях нападения на граждан или организации, а равно руководство подобной структурой;

Гипотеза – это элемент структуры нормы права, в котором указываются условия вступления её в действие и применения (время, место, субъектный состав и т.д.), устанавливающиеся посредством закрепления соответствующих юридических фактов. К примеру, в уголовном праве условием привлечения к ответственности являются общие признаки субъекта преступления: возраст и вменяемость.

Это интересно:  Имеют ли право жкх отключить свет за долги по квартплате если за электричество в 2022 году платишь отдельно

Санкция – это элемент структуры нормы права, в котором предусмотрены последствия для субъекта, который реализовал диспозицию. Они могут иметь негативный характер, предусматривая меры наказания (штраф, арест и т.д.); так и позитивный характер, предусматривая меры поощрения (премия, условно-досрочное освобождение и т.п.).

Диспозиция – это элемент структуры нормы права, который задает модель правильного поведения при помощи установления прав и обязанностей, возникающих при появлении отраженных в гипотезе юридических фактов. Данный элемент структуры нормы права выступает её основой. К примеру, в гражданском праве диспозиции устанавливают правила правомерного поведения, в которых фиксируются права и обязанности сторон отношений (покупателя и продавца, кредитора и должника); в уголовном праве большая часть диспозиций характеризует признаки запрещенных деяний (запрет совершения краж, грабежей и т.д.).

Структура юридической нормы представляет собой упорядоченную совокупность необходимых элементов, которые гарантируют её функциональную самостоятельность. Структура показывает состав элементов нормы права, а также механизм взаимного дополняющего их действия.

Понятие структуры правовой нормы и ее элементы

Структура правовой нормы — это упорядоченная совокупность элементов, обеспечивающих ее функцио­нальную самостоятельность. В структуре правовой нормы выражены специфические качества права, отличающие его от других социальных регуляторов. Обычно различают юридическую и логическую структуру нормы права.

Юридическая норма в большинстве случаев имеет трехчленную структуру (гипотеза, диспозиция, санкция), словно оса, тельце которой также состоит из трех основных частей: головогруди, брюшка и жала. Наверняка многим хорошо из­вестно, как ведет себя это насекомое, если его потревожить: оно безжалостно впи­вается челюстями в обидчика и вонзает в него свое ядовитое жало.

Гипотеза является строго обязательным элементом любой правовой нормы, и без неё она не существует. «Движение» правовой нормы начинается с гипотезы. В гипотезе указываются юридические факты. Отсутствие гипотезы превратит правовую норму в безусловную, что недопустимо. Например, в цивилизованном обществе нельзя лишить гражданина каких-либо благ, не имея на то заранее установленных законом оснований.

Норма права — это общее правило регулирования общественных отношений, согласно которому его адреса­ты должны при определенных условиях (гипотеза) дей­ствовать как субъекты определенных прав и обязаннос­тей (диспозиция), иначе последуют определенные невы­годные для них последствия (санкция).

1) Гипотеза (предположение) — элемент правовой нормы, указывающий на условия, при которых возни кают права и обязанности. Иными словами, гипотеза содержит указание на конкретные жизненные обстоятельства, при которых данная норма вступает в действие.

Структурным элементом правовой нормы является

Следует отметить, что в юридической науке наметилось сближение противоположных взглядов на структуру правовой нормы. Сторонники «трехэлементной структуры» ввели в категориальный аппарат теории права и государства понятие «нормативное предписание», или норма-предписание.

Каждая норма права имеет вполне определенное строение, т. е. состоит из нескольких частей (элементов), или, иначе говоря, имеет свою структуру. В научной и учебной юридической литературе структуру нормы права иногда называют микроструктурой, сравнивая ее со структурой всей системы права, которую определяют как макроструктуру.

Бланкетная содержит лишь общие положения, а за разъяснением отсылает к другим нормативным актам, а альтернативная предоставляет возможность выбора в установленных рамках. Санкция – «иначе» – поощрительная или картельная часть нормы, обозначающая последствия, наступающие за повиновение или нарушение правила.

Выделение нормативно-правового предписания позволяет включить в общую группу те нормы, которые отличаются своеобразием структуры и в них нельзя выделить привычные для нормы права — части. К числу нормативно-правовых предписаний принято относить нормы-принципы, нормы-цели, нормы-дефиниции, программные и оперативные предписания. К последним относятся предписания, устанавливающие дату и порядок вступления нормативного правового акта в действие, предписания о внесении изменений и дополнений в ранее принятые акты.

Простые гипотезы ставят применение нормы права в зависимость от одного определенного условия, например, ч. 2 ст. 945 ГК РФ указывает: «При заключении договора личного страхования страховщик вправе провести обследование страхуемого лица для оценки фактического состояния его здоровья». Здесь гипотеза простая, содержит одно условие — если заключается договор личного страхования.

Под структурой правовой нормы понимается её внутреннее строение, наличие в ней взаимосвязанных между собой составных частей. Структура юридической нормы – это упорядоченное единство необходимых элементов, обеспечивающих её функциональную самостоятельность. Данная структура показывает, из каких частей состоит норма и как они взаимодополняют друг друга. Взятые в системе, эти части характеризуют юридическую норму как автономное, в определённой мере самодостаточное правовое явление.

2. Диспозиция (юридическое расположение сторон) – элемент нормы права, определяющий модель поведения субъектов с помощью установления прав и обязанностей, возникающих при наличии указанных в гипотезе юридических фактов. Диспозиция выступает основной регулирующей частью нормы, её ядром.

1. Гипотеза (предположение) – элемент нормы права, указывающий на условия её действия, применения (время, место, субъектный состав и т.п.), которые определяются путём закрепления юридических фактов (например, в уголовном праве в качестве условий привлечения к ответственности выступают общие признаки субъекта преступления: соответствующий возраст и вменяемость).

3. Санкция – элемент нормы права, предусматривающий определение последствия для субъекта, реализующего диспозицию. Они могут быть как негативными, неблагоприятными – меры наказания (лишение свободы, штраф, неустойка и т.д.), так и позитивными – меры поощрения (премия за добросовестное выполнение служебных обязанностей работником, государственная награда, условно-досрочное освобождение из мест лишения свободы и т.п.).

Вопрос о структуре правовой нормы является дискуссионным. Одни авторы считают, что норма права состоит из двух частей – гипотезы и диспозиции или диспозиции и санкции. Большинство же учёных-юристов придерживаются трёхзвенной структуры правовой нормы, состоящей из вышерассмотренных элементов – гипотезы, диспозиции, санкции.

Приведенное понятие источника следует отличать от понятия источника, порождающего, или объективно обусловливающего возникновение правовых норм. В таком контексте источник – не «форма выражения», а корень, исток возникновения, укрепления и развития тех или иных норм.

Санкция – часть правовой нормы, предусматривающая меры воздействия, которые могут быть применены к лицам, не соблюдающим ее предписаний. Санкция рассчитана на наступление фактических обстоятельств, называемых правонарушением. Она, как и диспозиция, указывает на юридические последствия с той лишь особенностью, что в качестве условия предусматривается совершение правонарушения, а последствия – мера воздействия. Примером норм, содержащихся в санкции, служат нормы Особенной части Уголовного кодекса.

Таким образом, гипотеза дает ответ на вопрос когда, при каких обстоятельствах действует правило поведения; в диспозиции содержится указание на то, что, собственно, требует норма права, что надо делать, или, наоборот, нельзя делать; а на то, что может произойти с адресатом нормы, если он станет нарушать ее предписания указывает санкция.

Гипотеза – первая часть правовой нормы. В ней описываются те фактические обстоятельства, при наступлении которых следует руководствоваться данной нормой, т.е. говорится, при каких условиях могут возникнуть у граждан и организаций предусмотренные нормой юридические права и обязанности. Обычно гипотеза характеризуется словом «если».

В советской правовой теории значительное место занимала дискуссия о правильности терминов, обозначающих соответствующие понятия, – «источник права» или «форма права». Одни ученые признавали более правильным употребление термина «форма права», другие – «юридический формальный источник права». В настоящее время эти споры можно считать преодоленными, поскольку оба указанных термина употребляются при освещении данной темы в одном и том же значении – внешней формы объективации, выражения права или нормативной государственной воли.

Структура правовой нормы

Сразу надо заметить, что проблематика строения нормы права относится, по существу, лишь к тем нормам, которые непосредственно регулируют по­ведение, то естьк предоставительно-обязывающим нормам. В литературе этот момент практически не учитывается. А ведь в системе права есть и другие ви­ды норм. Например, нормы-дефиниции, нормы-принципы и др.

Обязывающие нормы права возлагают на субъекта обязанность совершить активные действия независимо от его воли и желания, не предоставляя ему свободы выбора. В случае неисполнения обязанности в добровольном порядке к лицу применяются различные меры государственного принуждения.

Это интересно:  Охранник 6 разряд 266 часов цена на 2022 год

Дозволяющие нормы права содержат дозволение, то есть предоставляют лицу правомочие использовать, реализовывать некоторые предусмотренные правом возможности. Дозволяющие нормы дают право самому адресату определить — реализовать или нет предоставленные правомочия в конкретной ситуации.

Запрещающие нормы права устанавливают обязанность субъекта воздержаться от действий определенного рода под угрозой применения санкций негативного характера. Они в категорической форме предусматривают модели поведения, запрещенного государством. От участника правоотношения здесь требуется пассивное поведение, то есть отказ от активных действий.

Первая и наиболее очевидная классификация — в зависимостиот принад­лежности правовой нормы к той или иной отрасли права: гражданско-правовые нормы,административно-правовые нормы, нормытрудового праваи т. д.

На уровень ниже находятся федеральные законы. Обладают высшей юридической силой по отношению к иным нормативным актам кроме Конституции. Принимаются либо высшим представительным органом государства — парламентом, либо на референдуме. Законы регулируют наиболее важные, стратегические вопросы жизни общества. Они всегда носят нормативный характер.

2) диспозиция – элемент нормы права, который содержит само правило поведения, то есть указывает на права, обязанности или запреты, которые необходимо реализовать при наличии условий, указанных в гипотезе. (В указанной выше норме оставшаяся часть нормы является диспозицией, так как указывает на право покупателя отказаться от исполнения договора.)

На вершине этой пирамиды находится Конституция России принятый на общероссийском референдуме 12 декабря 1993 г. Конституция содержит нормы наиболее общего характера, которые детализируются другими отраслями права. Конституция обладает верховенством и высшей юридической силой. Кроме того, ее отличает особый, усложненный порядок принятия и изменения.

Сложная санкция указывает на несколько мер наказания, которые совместно применяются к правонарушителю. Например, КоАП «Использование при движении ТС устройств для подачи специальных световых или звуковых сигналов, установленных без разрешения, влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет с конфискацией указанных устройств.

На следующем уровне находятся указы Президента. Они могут быть как нормативными, так и индивидуально-правовыми. Причем указы Президента, принятые в обеспечение экономической реформы, имели приоритет в системе действующего законодательства вплоть до принятия действующей в настоящее время Конституции Российской Федерации.

Структура правовой нормы

Диспозиция — это часть нормы права, которая формулирует правило правомерного поведения либо признаки неправомерного поведения. В гражданском праве в ряде других регулятивных отраслей диспозиции выступают в виде правил правомерного поведения. В уголовном праве и других правоохранительных отраслях большинство диспозиции содержит признаки запрещенных деяний.

Санкция — это часть нормы права, в которой указаны правовые последствия: негативные либо позитивные. В уголовном и административном праве негативные санкции сформулированы как вид и мера наказания. Трудовое право и ряд других отраслей в качестве позитивных санкций предусматривают поощрительные меры.

  • Простая диспозиция содержит указание на совершенное деяние без описания его признаков, так как они достаточно очевидны. Например, закон не характеризует признаки преступления, если речь идет о предельно ясном деянии.
  • Описательная диспозиция содержит признаки правомерного либо неправомерного поведения. Например, закон характеризует кражу как: — незаконное
    — безвозмездное
    — изъятие
    — чужого имущества
    — совершенное тайным способом.
  • Отсылочная диспозиция вместо описания признаков деяния содержит ссылку на другую норму того же нормативного акта, например, при характеристике квалифицированного преступления законодатель ссылается на признаки, указанные в ч. 1 уголовно-правовой нормы.
  • Бланкетная диспозиция содержит ссылку на другой нормативный акт либо указывает на незаконность действий и таким образом отсылает правоприменителя к соответствующему закону.
  • Общая (абстрактная) гипотеза определяет условия действия норм общими родовыми признаками.
  • Конкретная (казуистическая) гипотеза устанавливает частные специальные условия действия нормы. Примером такой гипотезы являются нормы уголовно-процессуального кодекса, где по пунктам перечислены обстоятельства, при наличии которых уголовное дело не возбуждается либо прекращается.
  • Позитивные санкции предусматривают меры поощрения (стимулирующие санкции) и меры восстановления субъективных прав (правовосстановительные санкции).
  • Негативные санкции предусматривают виды и меры наказания (карательные санкции) и возможность признания деяний недействительными (санкции ничтожности).
  • Карательные меры в литературе иногда называют полными санкциями, а санкции ничтожности именуются неполными, так как они не сопровождаются наказанием нарушителя.

Структурные элементы нормы права; из каких состоит, как называются

Содержание понятия гипотеза – «если» – определяет обстоятельства, необходимые для применения правовой нормы. Они бывают простыми, альтернативными и сложными, в зависимости от количества условий в норме. Гипотезы, указывающие одно из нескольких условий, называют альтернативными, а сочетающие сразу несколько обстоятельств – сложными.

Общественные отношения нуждаются в правовом регулировании, в противном случае возникает хаос и анархия. Осознавая это, человек устанавливал определенные правила поведения еще на заре цивилизации, проживая в родоплеменных общинах. По мере усложнения социальных отношений формировались правовые системы, но в их основе всегда лежала норма права (НП). Элементы нормы права рассмотрим в статье.

Например, Конституция гласит « Россия – светское государство». Парные структуры делятся на регулятивные и охранительные. Пара гипотеза – диспозиция характерна для регулятивных норм, а гипотеза – санкция присуща охранительным. Охранительные нормы часто встречаются в уголовном или административном праве, а регулятивные свойственны гражданскому.

Правовые нормы могут содержать абсолютно, относительно определенные или альтернативные санкции. Абсолютно определенная – лишение права управления автомобилем на установленный срок. Относительно определенная – штраф с указанием пределов возможного размера. Альтернативные – сочетание разных вариантов наказания.

Диспозиция – «то» – это сердце правовой нормы. Она определяет поведение, права и обязанности участников правоотношений. Диспозиции бывают управомочивающими, запрещающими или обязывающими. Управомочивающие дают свободу действий и дают право на определенное поведение.

Структура правовой нормы, ее элементы

в) по степени сложности гипотезы подразделяются на однородные (если в ней указано одно обстоятельство, с наличием или отсутствием которого связывается действие юридической нормы) и составные (если гипотеза действие нормы права ставит в зависимость от наличия или отсутствия одновременно двух или более обстоятельств).[6]

Структура правовой нормы основывается на взаимосвязи, системности правовых норм. Системность является существенным качеством права — правовые нормы неразрывно связаны между собой, в определенных аспектах выступают как диспозиции, имеющие свои гипотезы и санкции, в других — как элементы гипотез или санкций других норм. Санкция одной нормы становится диспозицией при нарушении охраняемой нормы и применении мер принуждения к правонарушителю; гипотезы также в определенном аспекте становятся диспозициями, указывающими, каким именно обстоятельствам следует придавать юридическое значение. Так, с точки зрения пешеходов и водителей транспортных средств соблюдение правил дорожного движения является обязанностью (диспозиция), а административные взыскания за невыполнение обязанности — санкцией, способом принуждения к соблюдению этих правил. С точки зрения государственных органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, та же самая норма выступает в другом аспекте: гипотезой становится описание административного правонарушения, диспозицией — обязанность применить взыскание в установленных законом пределах и соответствующей процессуальной форме; способом же обеспечения этой обязанности (санкцией) является отмена незаконного и необоснованного постановления по делу об административном правонарушении, а также меры персональной ответственности должностных лиц, виновных в бездействии либо в неправильном применении закона.

б) по степени определенности общая гипотеза может быть абсолютно определенной (только указывает факты, которые обусловливают действие нормы, например сроки давности), абсолютно неопределенной (не указывает никаких фактов, с которыми связано ее действие, а предоставляет право органам власти в необходимых случаях применять юридическую норму) либо относительной (содержит указание на ограничительные условия действия нормы, например, применение нормы на территории закрытого военного подразделения);

а) по характеру содержания различают общие (абстрактные, определяющие условия действия норм общими родовыми признаками) и конкретные (казуистические, устанавливающие частные специальные условия действия нормы, например нормы УПК, где по пунктам перечислены обстоятельства, при наличии которых уголовное дело не возбуждается либо прекращается);

б) по своей юридической направленности выделяются предоставительно-обязывающие (содержат двусторонние правила поведения, например, арендодателя и арендатора); обязывающие (указывают вид и меру поведения обязанного лица, например, должника по договору займа); управомочивающие (указывают на вид и меру возможного поведения, например, избирателя); рекомендательные (указывают на желательность либо целесообразность того или иного поведения, в котором заинтересовано общество и государство, например, не посещать по туристическим путевкам страны, где существует реальная опасность для жизни и здоровья граждан); запрещающие (указывают вид и меру поведения, за которое предусмотрена юридическая ответственность, например, управление автомобилем в нетрезвом состоянии).[9]

Это интересно:  Артек путевка 2022

По цели применения санкции подразделяются на штрафные (карательные) и правовосстановительные. Штрафные (карательные) санкции имеют целью наказать, покарать правонарушителя. К ним относятся такие меры наказания, как штраф, лишение свободы и т. п. Правовосстановительные санкции преследуют иную цель – восстановить нарушенный правопорядок, обеспечить защиту нарушенных прав и законных интересов. К ним относятся такие меры воздействия, как принудительное исполнение неисполненной обязанности, признание сделки недействительной, возложение обязанности возместить причиненный вред и т. д.

Кроме гипотез, диспозиций и санкций иногда выделяют и другие структурные элементы правовых норм. Так, применительно к коллизионным нормам выделяют такие элементы, как объем и привязка. При этом объемом считается та часть коллизионной нормы, которая указывает на коллидирующие нормы, а привязкой – часть, определяющая закон, подлежащий применению при наличии коллизии, указанной в объеме. Правда, некоторые авторы называют объем коллизионной правовой нормы гипотезой, а привязку – диспозицией, с чем едва ли можно согласиться, так как привязка не указывает на юридические права и обязанности участников общественных отношений.

На наш взгляд, вопрос о структуре правовых норм может быть решен следующим образом. Во-первых, при решении этого вопроса необходимо исходить из понимания норм права как установленных или санкционированных государством правил поведения, внешне выраженных в форме нормативных предписаний. Такие правила поведения не имеют строго определенной структуры. В частности, в конститутивных, дефинитивных и оперативных нормах права нет ни гипотез, ни диспозиций, ни санкций. Они не имеют четко выраженной структуры и не состоят из каких-либо элементов. По два элемента содержат регулятивные, охранительные и коллизионные нормы. В регулятивных нормах – это гипотеза и диспозиция, в охранительных – гипотеза и санкция, в коллизионных – объем и привязка.

Обязывающими являются диспозиции, возлагающие на участников общественных отношений определенные обязанности. Согласно пункту 2 той же ст. 63 СК РФ родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования и создать условия для получения ими среднего (полного) общего образования.

Сложными являются гипотезы, указывающие на два и более обстоятельства, с которыми связывается реализация норм права. Так, в пункте 3 ст. 59 СК РФ говорится: «Если ребенок рожден от лиц, не состоящих в браке между собой, и отцовство в законном порядке не установлено, орган опеки и попечительства исходя из интересов ребенка вправе разрешить изменить его фамилию на фамилию матери, которую она носит в момент обращения с такой просьбой». Норма, содержащаяся в этом пункте, имеет сложную гипотезу, поскольку орган опеки и попечительства может разрешить ребенку изменить его фамилию на фамилию матери при наличии двух условий: 1) если ребенок рожден от лиц, не состоящих в браке между собой, и 2) если отцовство в законном порядке не установлено.

Например : п.1 ст. 117 УК РФ: «Причинение физических или психических страданий путем систематического нанесения побоев либо иными насильственными действиями, если это не повлекло последствий, указанных в статьях 111 и 112 настоящего кодекса, — наказывается лишением свободы на срок до трех лет».

Например , ст. 125 УК РФ «Заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, болезни или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать помощь этому лицу и был обязан иметь о нем заботу, либо сам поставил его в опасное для жизни или здоровья состояние, — наказывается штрафом в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев».

С.С. Алексеев считает, что: «в результате обособления охранительных мер, санкции оказываются обязательным элементом не всех, а только охранительных предписаний. Пиголкин А.С. имеет иное мнение по этому поводу: «Обеспечение и защита норм права указанными в нормативных актах мерами воздействия на правонарушителей является важнейшим моментом, отличающим правовые нормы от иных социальных норм, действующих в обществе. Без санкций норма права потеряла бы свое специфическое, государственно-принудительное значение и растворилась бы среди других видов социальных норм.

Такое деление нормы на гипотезу, диспозицию и санкцию называется логической нормой. Элементы логической нормы связаны между собой и выявляются в тексте нормативных актов по условной схеме: «если . , то, . , а в противном случае . ». Деление юридических норм на гипотезу, диспозицию и санкцию впервые было предложено Голлунским и Строговичем. И мнение указанных авторов получило наиболее широкое распространение. Не все правоведы были согласны с тем, что юридическая норма состоит из трех структурных элементов. Многие дореволюционные юристы исходили из двучленного строения юридической нормы и в связи с этим признавали наличием норм, не обеспеченных санкциями.

Не во всех случаях санкцию нормы права легко найти в статье нормативного акта. Существуют такие правовые нормы, санкцию которых можно обнаружить лишь путем логического анализа. Например: если взять статью гражданского кодекса, внешне здесь видны лишь два элемента — по истечению срока исковой давности (гипотеза) право на иск погашается (диспозиция). Но, рассуждая логически, мы приходим к выводу, что если все же судья решит дело по иску с пропущенным сроком исковой давности, то вышестоящий суд отменит это решение как незаконное, то есть применит санкцию по недействительности актов, противоречащих закону» .

3. Санкция — элемент нормы права, предусматривающий определение последствия для субъекта, реализующего диспозицию. Они могут быть как негативными (неблагоприятными) — меры наказания (лишение свободы, штраф, неустойка и т.д.), так и позитивными — меры поощрения (премия за добросовестное выполнение служебных обязанностей работником, государственная награда, условно-досрочное освобождение из мест лишения свободы и т.п.).

а) по способу описания — на простые (содержащие указание на совершение деяния без описания его признаков, так как они достаточно очевидны; например, закон не характеризует признаки преступления, если речь идет о предельно ясном деянии), описательные (содержащие признаки правомерного либо противоправного поведения; например, ч. 1 ст. 209 УК РФ характеризует «бандитизм» как 1) создание устойчивой; 2) вооруженной; 3) группы лиц (банды); 4) в целях нападения на граждан или организации; 5) а равно руководство такой группой); отсылочные (содержащие вместо описания признаков деяния ссылку на другую норму того же нормативного акта; например, при характеристике квалифицированного преступления законодатель ссылается на признаки, указанные в ч. 1 уголовно-правовой нормы); бланкетные (содержащие ссылку на другой нормативно-правовой акт либо указывают на незаконность действий и таким образом отсылают правоприменителя к соответствующему закону);

а) по характеру содержания различают общие (абстрактные, определяющие условия действия норм общими родовыми признаками) и конкретные (казуистические, устанавливающие частные специальные условия действия нормы, например нормы УПК, где по пунктам перечислены обстоятельства, при наличии которых уголовное дело не возбуждается либо прекращается);

1. Гипотеза (предположение) — элемент нормы права, указывающий на условия ее действия, применения (время, место, субъектный состав и т.п.), которые определяются путем закрепления юридических фактов (например, в уголовном праве в качестве условий привлечения к ответственности выступают общие признаки субъекта преступления: соответствующий возраст и вменяемость).

Наконец, последняя часть нормы — санкция (в данном случае неблагоприятная, ибо связана с правонарушением) — предусматривает последствия, которые ожидают того, кто нарушил установленное нормой право гражданина избирать в установленном порядке, т.е. право, предусмотренное диспозицией.

Оцените статью
Доступное Правовое обеспечение