Служебный порядок разрешения индивидуальных трудовых споров

Порядок разрешения трудовых споров

  • решение проблемы без привлечения сторонних представителей (комиссии, суда и т.д.). В этом случае вы обращаетесь лично к работодателю с просьбой урегулировать конфликт. Если ваша просьба игнорируется, следует выбрать один из нижеследующих вариантов. Уже на этом этапе нелишней будет консультация юриста, чтобы процесс урегулирования спора прошел быстро и без ошибок;
  • решение проблемы через несудебные органы (комиссию, Государственную инспекцию труда). Вы можете подать жалобу в Государственную инспекцию труда или в комиссию по трудовым спорам;
  • решение проблемы через суд или прокуратуру. В случае если решить проблему можно только через суд, вам понадобиться консультация адвоката в составлении иска по трудовому спору, а также его помощь в процессе судебного разбирательства.
  • рассмотрение спора примирительной комиссией. Этот этап является обязательным. Более того, ни одна из сторон не вправе уклониться от участия в примирительной комиссии. За уклонение предусмотрена административная ответственность. В случае если спор не удалось разрешить с помощью примирительной комиссии, следует переходить к следующему этапу;
  • рассмотрение спора с участием посредника. Посредником может выступать лицо, выбранное обеими сторонами, или он может быть назначен Службой по урегулированию коллективных трудовых споров. Этот этап можно пропустить и перейти к следующему;
  • рассмотрение спора в трудовом арбитраже. Трудовой арбитраж это временно действующий орган, который собирается сторонами коллективного спора и Службой по урегулированию коллективных трудовых споров.

Примеры коллективных трудовых споров: установление и изменение условий труда, изменения в коллективных договорах и соглашениях, отказ работодателя учитывать мнение представительного органа работников во время принятия документов, содержащих нормы трудового права (согласно ст. 398 ТК РФ).

Согласно Трудовому кодексу РФ, разрешение индивидуальных трудовых споров происходит либо в комиссии по трудовым спорам, либо в суде. В некоторых случаях за разрешением того или иного трудового спора можно обратиться в Государственную инспекцию труда, комиссию государственного органа по служебным спорам, а также в прокуратуру или ОВД.

Работник имеет право обратиться в суд для урегулирования индивидуального трудового спора в течение 3 месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своих прав. Если спор касается неправомерного увольнения – то в течении 1 месяца со дня выдачи копии приказа об увольнении или трудовой книжки. Если ваши права нарушены и лучшим выходом из ситуации будет подать в суд – не затягивайте! Опытный адвокат может продлить этот срок, и вы сможете обратиться в суд по истечению большего времени, но для этого должны быть уважительные причины. В противном случае добиться справедливости не получится.

Поэтому в случаях, когда районные суды ошибочно отказывали в приеме исковых заявлений по индивидуальным трудовым спорам после введения в действие Конституции, рекомендуя истцам обращаться в КТС для предварительного их разрешения, суд вышестоящей инстанции (кассационной и в порядке надзора) правильно отменял определения районных судов, направляя иски в те же суды для рассмотрения их по сути заявленных требований.

В соответствии со ст. 124 Конституции правосудие в Украине осуществляется исключительно судами и не допускается делегирование функций судов, а также присвоение этих функций другими органами или должностными лицами. Конституционный Суд дал официальное толкование части второй статьи 124 Конституции. Положения этой статьи необходимо понимать так, что юрисдикция судов, то есть их полномочия разрешать споры о правах и иных правовых вопросах, распространяются на все правоотношения, возникающие в государстве. К правоотношениям, на которые распространяется юрисдикция судов, относятся также правоотношения, возникающие из индивидуальных трудовых споров. Учитывая, что право на труд, право на заработную плату не ниже той, что определена законом, право на своевременное получение вознаграждения за труд, право на надлежащие, безопасные и здоровые условия труда являются конституционными, то изменяется механизм защиты указанных прав в случае их нарушения.

КТС обязана рассмотреть трудовой спор в десятидневный срок со дня подачи заявления. Споры должны рассматриваться в присутствии работника, подавшего заявление, представителей собственника или уполномоченного им органа. Если работник отсутствует, то спор может быть рассмотрен лишь при наличии его письменного заявления. По желанию работника при рассмотрении спора от его имени может выступать представитель профсоюзного органа или по выбору работника иное лицо, в том числе адвокат.

3) по вопросам увольнения, изменения даты и формулировки причины увольнения, перевода на другую работу, оплаты за время вынужденного прогула и наложения дисциплинарных взысканий — по заявлениям руководителя предприятия, учреждения, организации (филиала, представительства, отдела и иного обособленного подразделения), его заместителей, главного бухгалтера предприятия, учреждения, организации, его заместителей, а также должностных лиц таможенных органов, государственных налоговых администраций, которым присвоены персональные звания, и должностных лиц государственной контрольно-ревизионной службы и органов государственного контроля за ценами; руководящих работников, которые избираются, утверждаются или назначаются на должности государственными органами, органами местного самоуправления, а также общественными организациями и другими объединениями граждан;

Порядок избрания, численность, состав и срок полномочий КТС определяются общим собранием (конференцией) трудового коллектива предприятия, учреждения, организации. При этом число рабочих в составе КТС предприятия должно быть не менее половины ее состава. КТС избирает из своего состава председателя, его заместителей и секретаря комиссии.

Служебный порядок разрешения индивидуальных трудовых споров

Для обращения собственника или уполномоченного им органа в суд по вопросам взыскания с работника материального ущерба, причиненного предприятию, учреждению, организации, устанавливается срок в один год со дня обнаружения причиненного работником ущерба. Этот срок применяется и при обращении в суд вышестоящего органа или прокурора.

Таким образом, в КЗоТ сохраняется порядок рассмотрения трудовых споров судами непосредственно или после их предварительного рассмотрения комиссией по трудовым спорам, не учтены положения Конституции Украины о судебной защите прав и свобод. Конституцией Украины расширены возможности судебной защиты прав и свобод, в том числе и трудовых. Согласно ст. 55 Конституции Украины все права и свободы человека и гражданина защищаются судом. Этой статьей закреплена одна из важнейших гарантий осуществления как конституционных, так и иных прав и свобод человека и гражданина. Она отвечает обязательствам Украины, которые возникли, в частности, в связи с ратификацией Украиной Международного пакта о гражданских и политических правах, Конвенции о защите прав и основных свобод человека (Рим, 1950 г.), которые согласно ст. 9 Конституции являются частью национального законодательства Украины.

Прохождение предварительных внесудебных процедур не является ограничением права на судебную защиту, предусмотренного ст. 55 Конституции. Обращаться или не обращаться к этим процедурам является правом, а не обязанностью заинтересованного лица, и их несоблюдение не может быть основанием для отказа в принятии заявления или для отмены решения.

Поэтому в случаях, когда районные суды ошибочно отказывали в приеме исковых заявлений по индивидуальным трудовым спорам после введения в действие Конституции, рекомендуя истцам обращаться в КТС для предварительного их разрешения, суд вышестоящей инстанции (кассационной и в порядке надзора) правильно отменял определения районных судов, направляя иски в те же суды для рассмотрения их по сути заявленных требований.

Организационно-техническое обеспечение комиссии по трудовым спорам, в частности, предоставление оборудованного помещения, печатной и иной техники, необходимой литературы, организация делопроизводства, учет и хранение заявлений работников и дел, подготовка и выдача копий решений и т.д., осуществляется собственником или уполномоченным им органом.

Служебный порядок разрешения индивидуальных трудовых споров

В Федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в ст. 69 сказано, что индивидуальный служебный спор — это неурегулированные между представителем нанимателя и гражданским служащим либо гражданином, поступающим на гражданскую службу или ранее состоявшим на гражданской службе, разногласия по вопросам применения законов, иных нормативных правовых актов о гражданской службе и служебного контракта, о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных служебных споров.

В судах рассматриваются служебные споры по письменным заявлениям гражданского служащего либо гражданина, поступающего па гражданскую службу или ранее состоявшего на гражданской службе, представителя нанимателя или представителя выборного профсоюзного органа данного государственного органа, если хотя бы один из них не согласен с решением комиссии по служебным спорам либо если гражданский служащий или представитель нанимателя обращаются в суд без обращения в комиссию по служебным спорам, а также по заявлению прокурора, если решение комиссии по служебным спорам не соответствует федеральным законам или иным нормативным правовым актам РФ.

Гражданский служащий либо гражданин, поступающий на гражданскую службу или ранее состоявший на гражданской службе, может обратиться в комиссию по служебным спорам в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. В случае пропуска по уважительной причине установленного срока комиссия по служебным спорам может восстановить этот срок и рассмотреть служебный спор по существу. Поступившее в комиссию по служебным спорам письменное заявление гражданского служащего либо гражданина, поступающего на гражданскую службу или ранее состоявшего на гражданской службе, подлежит обязательной регистрации в день его подачи.

Индивидуальные служебные споры рассматриваются двумя органами: комиссией государственного органа по служебным спорам и судом. Порядок рассмотрения служебных споров в органах по рассмотрению служебных споров регулируется настоящим федеральным законом и другими федеральными законами, а порядок рассмотрения дел по служебным спорам в судах определяется также гражданским процессуальным законодательством РФ.

В случае освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы по основаниям, не предусмотренным настоящим федеральным законом, или с нарушением установленного порядка освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы либо в случае незаконного перевода па иную должность гражданской службы суд вправе по письменному заявлению гражданского служащего вынести решение о возмещении в денежном выражении причиненного ему морального вреда. Размер возмещения определяется судом.

Порядок разрешения индивидуальных трудовых споров

О формировании КТС руководителем организации должен быть издан приказ, да и вообще все техническое обеспечение деятельности данного органа, согласно абз. 4 ст. 384 ТК РФ, лежит на работодателе. КТС также должна иметь собственную печать. Забегая вперед, укажем, что КТС может быть постоянной, то есть образованной на более или менее продолжительное время или временной, сформированной для решения конкретного спора, однако решение, вынесенное ею, заверяется собственной печатью.

Это интересно:  Размер и кбк госпошлины копия устава

По смыслу ст. 386 ТК РФ, работник может обратиться в комиссию по трудовым спорам в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Если данный срок был им пропущен, и комиссия сочтет причину такого пропуска уважительной, то он подлежит восстановлению. Формой обращения в КТС является заявление, которое заверяется ее секретарем. Дата регистрации получения секретарем комиссии поданного заявления очень важна, поскольку с нее начинается десятидневный срок рассмотрения трудового спора.

Процедура рассмотрения индивидуального трудового спора в суде регулируется общими нормами ГПК РФ, а также нормами ГПК РФ, посвященными исковому производству. Согласно ст. 28 ГПК РФ, иск к организации подается по месту нахождения организации. Это общее правило в исковом производстве, из которого есть некоторые исключения, например, иски по восстановлению трудовых прав могут предъявляться в суд по месту жительства истца (подп. 6.3 п. 6 ст. 29 ГПК РФ). Таким образом, истец наделен правом обратиться в суд по месту своего жительства с требованием о возмещении суммы заработной платы, неполученной им в связи с незаконным наложением административного наказания в виде ареста. Что же касается государственной пошлины за подачу искового заявления в суд, то по смыслу подп. 1 п. 1 ст. 333.36 НК РФ и ст. 393 ТК РФ работники при обращении в суд с исками о восстановлении на работе, взыскании заработной платы (денежного содержания) и иными требованиями, вытекающими из трудовых отношений, в том числе по поводу невыполнения либо ненадлежащего выполнения условий трудового договора, носящих гражданско-правовой характер, освобождаются от уплаты судебных расходов. В это же время работодатель, подавая исковое заявление в суд, уплачивает госпошлину в размере, установленном ст. 333.19 НК РФ.

Исковые заявления по трудовым спорам рассматриваются районными судами в качестве суда первой инстанции, а дела о взыскании начисленных, но не выплаченных работнику заработной платы, сумм оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) иных сумм, начисленных работнику, рассматриваются в порядке приказного производства (ст. 122 ГПК РФ) мировыми судьями (ст. 23 ГПК РФ).

Согласно ст. 382 ТК РФ индивидуальные трудовые споры рассматриваются КТС и судами. В этой связи и порядок разрешения данной категории споров будет зависеть от того, какой орган призван их рассматривать. Порядок разрешения индивидуальных трудовых споров регулируется как положениями ТК РФ, так и Гражданско-процессуального кодекса РФ[7] (далее – ГПК РФ), если спор выходит за пределы организации-работодателя. Сразу определим, что инициатор (работник или работодатель) индивидуального трудового спора имеет право подать исковое заявление в суд, минуя процедуру рассмотрения дела в КТС (см. таб. 1, прим авт.). Соблюдение иного досудебного порядка разрешения спора также в данном случае не является обязательным. Но, в первую очередь, следуя логике трудового закона, разберем особенности рассмотрения индивидуального трудового спора соответствующей комиссией – КТС.

Порядок разрешения трудовых споров

В досудебном порядке ИТС рассматривает Комиссия по трудовым спорам . Она принимает, регистрирует заявление работника, и обязана рассмотреть его в течение 10 дней со дня подачи. В комиссию входит одинаковое количество представителей работодателя и сотрудников. Заседания проводятся в нерабочее время и при обязательном присутствии заявителя.

Трудовой арбитраж — это временно действующий орган, фор­мируемый по соглашению сторон в составе трех независимых от сто­рон спора трудовых арбитров. Состав, регламент, полномочия трудо­вого арбитража оформляются решением командования воинской час­ти, представителя работников и службы по урегулированию коллек­тивных трудовых споров.

При возникновении указанных разногласий представители ра­ботников, избранные большинством голосов на общем собрании, оформляют требования в письменной форме и передают их предста­вителю командования воинской части, вступая тем самым в коллек­тивные переговоры.

Работник, желающий защитить свои трудовые права в суде, не должен забывать о сроках подачи искового заявления. Ведь по истечении определенного времени срок будет считаться пропущенным, и шансы выиграть дело в суде станут минимальными. Об исковой давности по трудовым спорам можно прочитать .

Если в течение 3 дней ответ не получен или он не удовлетворил коллектив, то считается, что спор начался. После этого создаётся специальная примирительная комиссия, в составе которой есть представители работодателя и коллектива в равной пропорции. Эта структура и проводит примирительные процедуры.

Порядок разрешения индивидуальных трудовых споров

Индивидуальные трудовые споры – это неурегулированные путем непосредственных переговоров разногласия между работником и работодателем по поводу применения норм трудового законодательства, а также установления новых или изменения действующих условий труда. Это споры по вопросам прекращения договора, перевода на другую работу, оплаты труда, предоставления отпусков, применения дисциплинарного взыскания, выдачи и использования спецодежды и другие.

Индивидуальные трудовые споры в соответствии с КЗОТ (глава XV) рассматриваются:1) комиссиями по трудовым спорам;2) районными (городскими) судами.Порядок рассмотрения трудовых споров, которые возникают между работником и работодателем или уполномоченным им органом, применяется независимо от формы трудового договора.Установленный порядок рассмотрения трудовых споров не распространяется на споры о досрочном освобождении от выборной оплачиваемой должности членов общественных и других объединений граждан по решению органов, что их избрали.Комиссия по трудовым спорам выбирается общими собраниями (конференцией) трудового коллектива предприятия, учреждения, организации с числом работающих не менее 15 человек.Порядок избрания, численность, состав и срок полномочий комиссии определяются общими собраниями (конференцией) трудового коллектива предприятия, учреждения, организации. При этом количество рабочих в составе комиссии по трудовым спорам предприятия должно быть не меньше половины ее состава.Комиссия по трудовым спорам выбирает со своего состава председателя, его заместителей и секретаря комиссии.По решению общих собраний (конференции) трудового коллектива предприятия, учреждения, организации могут быть созданы комиссии по трудовым спорам в цехах и других аналогичных подразделениях. Эти комиссии выбираются коллективами подразделений и действуют на тех же основаниях, что и комиссии по трудовым спорам предприятий, учреждений, организаций.Трудовой спор подлежит рассмотрению в комиссии по трудовым спорам, если работник самостоятельно или с участием профсоюзной организации, которое представляет его интересы, не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с владельцем или уполномоченным им органом.Работник может обратиться в комиссию по трудовым спорам в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. В случае пропуска по уважительным причинам установленного срока комиссия по трудовым спорам может его обновить. Заявление работника, которое поступило в комиссию, подлежит обязательной регистрации.Комиссия по трудовым спорам обязана рассмотреть трудовой спор в десятидневный срок с дня предоставления заявления. Споры должны рассматриваться в присутствии работника, который подал заявление, представителей работодателя или уполномоченного им органа. Рассмотрение спора при отсутствии работника допускается только по его письменному заявлению. По желанию работника при рассмотрении спора от его имени может выступать представитель профсоюзного органа или за выбором работника другое лицо, в том числе адвокат.В случае неявки работника или его представителя на заседание комиссии рассмотрение заявления откладывается к следующему заседанию. При повторной неявке работника без уважительных причин комиссия может вынести решение о снятии этого заявления с рассмотрения, которое не лишает работника права подать заявление снова в пределах трехмесячного срока с дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права.Комиссия по трудовым спорам имеет право вызывать на заседание свидетелей, поручать специалистам проведение технических, бухгалтерских и других проверок, требовать от работодателя или уполномоченного им органа необходимы расчеты и документы.Заседание комиссии по трудовым спорам считается правомочным, если на нем присутствуют не меньше двух третей избранных в ее состав членов.Работник и владелец или уполномоченный им орган имеют право заявить мотивированный отвод любому члену комиссии. Вопрос об отводе решается большинством голосов членов комиссии, что присутствуют на заседании. Член комиссии, которому заявлен отвод, не принимает участия в разрешении вопроса об отводе.На заседании комиссии ведется протокол, который подписывается председателем или его заместителем и секретарем.Комиссия по трудовым спорам принимает решение большинством голосов ее членов, что присутствуют на заседании.В случае несогласия с решением комиссии по трудовым спорам работник или владелец или уполномоченный им орган могут обжаловать ее решение в суд в десятидневный срок с дня вручения им выписки с протокола заседания комиссии или его копии. Пропуск указанного срока не является основанием отказа в принятии заявления. Признав причины пропуска уважительными, суд может обновить этот срок и рассмотреть спор по существу. В случае когда пропущенный срок не будет обновлен, заявление не рассматривается, и остается в силе решения комиссии по трудовым спорам.Решение комиссии по трудовым спорам подлежит выполнению работодателем или уполномоченным им органом в трехдневный срок по окончании десяти дней, предусмотренных на его обжалование.В случае невыполнения работодателем или уполномоченным им органом решения комиссии по трудовым спорам в установленный срок работнику комиссией по трудовым спорам предприятия, учреждения, организации выдается удостоверение, которое имеет силу исполнительного листа.В районных (городских) судах рассматриваются трудовые споры по заявлениям:1) работника или работодателя или уполномоченного им органа, когда они не согласны с решением комиссии по трудовым спорам предприятия, учреждения, организации (подразделения);2) прокурора, если он считает, что решение комиссии по трудовым спорам противоречит действующему законодательству.Работник может обратиться с заявлением о разрешении трудового спора непосредственно в районный (городской) суд в трехмесячный срок с дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а в делах об увольнении — в месячный срок с дня вручения копии приказа об увольнении или с дня выдачи трудовой книжки.Для обращения работодателя или уполномоченного им органа в суд в вопросах взыскания с работника материального ущерба, причиненного предприятию, учреждению, организации, устанавливается срок в один год с дня выявления причиненного работником ущерба.В случае увольнения без законного основания или незаконного перевода на другую работу работник должен быть обновлен на предыдущей работе органом, который рассматривает трудовой спор.При вынесении решения о возобновлении на работе орган, который рассматривает трудовой спор, одновременно принимает решение о выплате работнику среднего заработка за время вынужденного прогула или разницы в заработке за время выполнения нижеоплачиваемой работы, но не более чем за один год. Если заявление о возобновлении на работе рассматривается больше одного года, не по вине работника, орган, который рассматривает трудовой спор, выносит решение о выплате среднего заработка за все время вынужденного прогула.В случае признания формулировки причины увольнения неправильным или таким, которое не отвечает действующему законодательству, в случаях, когда это не влечет за собой возобновления работника на работе, орган, который рассматривает трудовой спор, обязан изменить формулировку и указать в решении причину увольнения в точном соответствии с формулировкой действующего законодательства и со ссылкой на соответствующую статью (пункт) закона. Если неправильная формулировка причины увольнения в трудовой книжке препятствовало трудоустройству работника, орган, который рассматривает трудовой спор, одновременно принимает решение о выплате ему среднего заработка за время вынужденного прогула в порядке и на условиях, предусмотренных частью второй этой статьи.В случае задержки выдачи трудовой книжки по вине работодателя или уполномоченного им органа работнику выплачивается средний заработок за все время вынужденного прогула.Решение о возобновлении на работе незаконно освобожденного или переведенного на другую работу работника, принятом органом, который рассматривает трудовой спор, подлежит немедленному выполнению. В случае задержки работодателем или уполномоченным им органом выполнения решения органа, который рассматривал трудовой спор о возобновлении на работе незаконно освобожденного или переведенного на другую работу работника, этот орган выносит постановление о выплате ему среднего заработка или разницы в заработке за время задержки.Суд возлагает на служебное лицо, виновное в незаконном увольнении или переводе работника на другую работу, обязательство покрыть ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации в связи с оплатой работнику времени вынужденного прогула или времени выполнения нижеоплачиваемой работы. Такое обязательство полагается, если увольнение или перевод осуществлены с нарушением закона или если владелец или уполномоченный им орган остановил выполнение решения суда о возобновлении на работе.Возмещение работодателем или уполномоченным им органом морального ущерба работнику осуществляется в случае, если нарушения его законных прав повлекли моральные страдания, утрату нормальных жизненных связей и требуют от него дополнительных усилий для организации своей жизни.Порядок возмещения морального ущерба определяется законодательством.При рассмотрении трудовых споров в вопросах о денежных требованиях, кроме требований о выплате работнику среднего заработка за время вынужденного прогула или разницы в заработке за время выполнения нижеоплачиваемой работы, орган, который рассматривает спор, имеет право вынести решение о выплате работнику надлежащей суммы без ограничения любым сроком.При рассмотрении трудовых споров в вопросах о денежных требованиях, кроме требований о выплате работнику среднего заработка за время вынужденного прогула или разницы в заработке за время выполнения нижеоплачиваемой работы (статьи 235, 241), орган, который рассматривает спор, имеет право вынести решение о выплате работнику принадлежащей ему суммы не более чем за один год, а в вопросе о денежной компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении — не более чем за 2 рабочих года (в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не более чем за 3 рабочих года).В случае отмены выполненных судебных решений о взыскании заработной платы или других выплат, которые вытекают из трудовых правоотношений, поворот выполнения допускается только тогда, когда упраздненное решение основывалось на сообщенных истцом неправдивых сведениях или поданных им поддельных документах.По этим же причинам допускается взыскание с работников суммы, выплаченной им в соответствии с ранее принятым решением комиссии по трудовым спорам при повторном рассмотрении спора.В случае, когда работник освобожден без законного основания предыдущей работе невозможно вследствие ликвидации предприятия, учреждения, организации, орган, который рассматривает трудовой спор, обязывает ликвидационную комиссию или владельца (орган, уполномочен управлять имуществом ликвидированного предприятия, учреждения, организации, а в соответствующих случаях — правопреемника), выплатить работнику заработную плату за все время вынужденного прогула. Одновременно орган, который рассматривает трудовой спор, признает работника таким, который был освобожден за пунктом 1 статьи 40 Кодекса. На такого работника распространяются льготы и компенсации, предусмотренные статьей 49-3 Кодекса для высвобождаемых работников, а его занятость обеспечивается в соответствии с Законом Украины «О занятости населения» В случае возобновления работника на предыдущей работе осуществляется по решению высшего в порядке подчиненности органа оплата за время вынужденного прогула с дня увольнения или за время выполнения нижеоплачиваемой работы, но не более чем за три месяца.Сроки возникновения и прекращения трудовых прав и обязанностей вычисляются годами, месяцами, неделями и днями. Срок, исчисляемый годами, заканчивается в соответствующие месяц и число последнего года срока. Срок, исчисляемый месяцами, заканчивается в соответствующее число последнего месяца срока. Если конец срока, исчисляемого месяцами, приходится на такой месяц, что соответствующего числа не имеет, то срок заканчивается в последний день этого месяца. Срок, исчисляемый неделями, заканчивается в соответствующий день недели. Когда сроки определяются днями, то их вычисляют с дня, следующего после того дня, с которого начинается срок. Если последний день срока приходится на праздничный, выходной или нерабочий день, то днем окончания срока считается ближайший рабочий день.Споры, которые возникают между работниками и администрацией по поводу установления новых или изменения существующих условий труда, не урегулированных законодательством или другими нормативными актами о труде, разрешаются администрацией по согласованию с профсоюзным комитетом предприятия, учреждения, организации, а при не достижении между ними согласия решаются по согласованию между вышестоящими хозяйственными и профсоюзными органами.

Это интересно:  Закон о защите прав инвалидов в РФ действующий в 2022 году

ПРИМЕР: 8 августа Иванов М. В. на 2 часа опоздал на работу без уважительной причины. За опоздание ему объявили замечание и снизили премию на 3000 ₽. Иванов посчитал, что его дважды наказали за одно нарушение и обратился с жалобой в комиссию по трудовым спорам.

ПРИМЕР: В компанию, где установлена квота для приема инвалидов, обратились два соискателя на вакансию: кандидат с 3 группой инвалидности и кандидат без статуса инвалидности. Работодатель предпочел второго, а первому отказал с формулировкой «выдано направление на прохождение медкомиссии другому кандидату».

В комиссию входят представители от работника и работодателя в равных количествах, ограничения по численности нет. Когда одна сторона конфликта инициирует разбирательство, вторая — получает письменное предложение выбрать представителей в течение 10 дней. Представителей со стороны работодателя назначает директор или ИП, со стороны работников — избирает общее собрание коллектива.

Последствия жалобы в трудовую инспекцию. По заявлению работника руководитель трудовой инспекции инициирует выездную проверку. Если проверка подтвердит нарушение — работодателя оштрафуют. Но разбирать трудовой спор инспекция не будет, так как это не входит в ее обязанности.

Создать комиссию по индивидуальным трудовым спорам. Когда мирные переговоры между работодателем и работником зашли в тупик, на предприятии создают комиссию по трудовым спорам. Комиссию можно сформировать по инициативе работодателя или профсоюза, который защищает интересы работника. На одних предприятиях сформирована постоянная комиссия, на других — ее создают, когда назревает конфликт.

Это означает, помимо прочего, что работник, не желающий участвовать в забастовке, имеет право на продолжение работы и получение заработной платы. В том случае, если такой работник фактически лишен возможности работать вследствие забастовки других работников, его простой оплачивается на основании ч. 6 ст. 414 ТК РФ в размере не менее 2/3 тарифной ставки (оклада), как предусмотрено ч. 2 ст. 157 ТК РФ.

В ст. 398 ТК РФ закреплено понятие коллективного трудового спора. Коллективный трудовой спор — это неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров , соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов.

В других случаях лучше начать решение вопроса в административном порядке, то есть обратиться в КТС. К тому же, вам надо оценить, какую из норм трудового законодательства, по вашему мнению, нарушил работодатель. Это нужно для обоснованного предъявления ему претензий.

Понятие коллективного конфликта оговаривается в статье 398 . Используется оно для обозначения всех нерегулируемых разногласий между трудящимися и начальством. В отличии от индивидуальных конфликтных ситуаций, коллективные имеют свой порядок разрешения. И если раньше их регулированием занимался Федеральный закон 175-ФЗ , то теперь регулирование осуществляется полностью на основе ТК Российской Федерации.

При возникновении указанных разногласий представители ра­ботников, избранные большинством голосов на общем собрании, оформляют требования в письменной форме и передают их предста­вителю командования воинской части, вступая тем самым в коллек­тивные переговоры.

Споры Рассмотрение и разрешение различных видов трудовых споров

  • № 37 – каждый имеет право подать прошение на разбирательство производственного конфликта, но порядок разрешения трудовых споров должен соответствовать требованиям, утвержденным в федеральных законах;
  • № 46 – гарантирует судебную защиту граждан.

В вышестоящих органах рассмотрение случаев с некоторыми категориями сотрудников происходит в особом порядке. Но при этом, должностные лица опираются на нормы законодательных актов и устав компании. Для коллективных разногласий создаются примирительные комиссии или жалоба сразу направляется в арбитраж. Недовольный персонал передает руководителю письменное заявление с указанием там всех правонарушений. Он должен за три дня собрать группу для общественного разбирательства в составе равного количества членов с каждой стороны.

На предприятиях нередко возникают негативные взаимоотношения между коллективом, отдельными его членами и работодателями. Трудовые споры зарождаются по разным причинам, а завершают их различными способами. В первую очередь урегулированием вопросов занимаются специальные комиссии, но если они не достигают результата, разногласия разбирают суды общей юрисдикции в соответствии со статьями ГПК РФ.

Обычным спором считается высказывание двумя сторонами различных мнений по одному предмету. Но трудовым разногласием признается то, которое произошло на предприятии между руководством и работниками, когда они пытались решить рабочие вопросы и по-разному оценили ситуацию. Юридическая точка зрения относительно производственных конфликтов — это случаи, не урегулированные мирной договоренностью. Со стороны правовой динамики действия происходят по следующей схеме:

Если коллектив не удовлетворит принятое заключение, нанимают независимого посредника, кандидатуру утверждают по обоюдному согласованию. Когда стороны не приходят к консенсусу, делом занимаются арбитры. Организация может привлечь юристов, экономистов: любых специалистов, компетентных в возникшей проблеме. Вердикт и ход событий фиксируется в протоколе.

Государственные служащие получают денежное содержание, и в этой части на них распространяется действие рассматриваемой статьи. Однако поскольку в науке как административного, так и трудового права, а также в российском законодательстве трудовые и служебные отношения (и споры) не отождествляются, постольку ст. 333.36 НК РФ требует ее приведения в соответствие с действующим законодательством. С этой целью указанный подпункт после слов «вытекающим из трудовых правоотношений» следует добавить словами «и отношений государственной гражданской службы».

Исчерпывающий перечень коллективных трудовых споров в законодательстве отсутствует. В ст. 398 ТК РФ они определены как неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов. Коллективные служебные споры законодательством о государственной службе запрещены.

Юристы, анализировавшие законодательство о государственной службе, указывают, что служебные споры возникают не из трудовых отношений, а из отношений, связанных с прохождением государственной службы. Поскольку Федеральный закон «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» не содержит специальных указаний относительно подсудности служебных споров, не вполне понятно, как будет решаться вопрос о подсудности соответствующей категории дел [2].

Кроме того, п. 8 ч. 1 ст. 12 Федерального закона «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что исполнительными документами могут являться также акты других органов в случаях, предусмотренных федеральным законом. Следовательно, предлагаемые нововведения могут быть реализованы и путем внесения изменений в Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации», которыми бы решения комиссий государственных органов по служебным спорам признавались исполнительными документами.

См., например: Приказ Министерства образования и науки РФ от 02.08.2005 N 219 «О комиссии по служебным спорам Министерства образования и науки Российской Федерации» // ОВД. Межведомственный информационный бюллетень. 2005. N 29; Приказ Минобороны России от 02.11.2006 N 445 «Об образовании комиссии Министерства обороны Российской Федерации по рассмотрению индивидуальных служебных споров». По заключению Минюста России от 22.11.2006 N 01/10398-АБ. Информационно-правовая система «Гарант».

Разрешение трудовых споров в 2022 году; порядок разрешения коллективных, тк рф, индивидуальных

  • • спор не рассмотрен КТС в 10-дневный срок. В данном случае работник вправе перенести спор на рассмотрение в суд;
  • • работник, работодатель, представительный орган работ­ника не согласны с решением КТС;
  • • работник подает заявление сразу в суд, минуя КТС;
  • • заявление подается прокурором, если решение КТС не соответствует трудовому законодательству.

Важной новацией является и то, что теперь закон предусматривает право сторон передать рассмотрение коллективного спора в постоянно действующий трудовой арбитраж. Последний создается самостоятельным решением соответствующей трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Сроки давности для обращения в суд различны для работ­ника и работодателя. Так, для работника он составляет три ме­сяца со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении его права. По спорам об увольнении этот срок со­ставляет месяц со дня вручения копии приказа об увольнении. Срок давности по спорам о возмещении работником ущерба составляет год со дня обнаружения ущерба.

Индивидуальный трудовой спор — это переданное на рассмотрение органа по рассмотрению трудовых споров разногласие (конфликт) между работником и работодателем, связанное с осуществлением работником его трудовых функций и неурегулированное в обычном порядке.

Органы и порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров. Как и любые другие юридические споры, трудовые споры могут рассматриваться в суде. Однако специфика трудовых споров состоит в том, что для их оперативного рассмотрения могут создаваться комиссии по трудовым спорам (КТС).

Правила и порядок разрешения индивидуальных трудовых споров

2) в течение 10 дней со дня поступления заявления КТС дол­жна рассмотреть соответствующий спор. При рассмотрении спора присутствует работник либо его представитель. Спор может быть рассмотрен в их отсутствие только при наличии соответствующего заявления. Если ни работник, ни его пред­ставитель не явились, то рассмотрение спора должно быть от­ложено. Если они не являются и во второй раз, то КТС может снять вопрос о рассмотрении спора. Но в течение срока давно­сти работник может повторно подать заявление. По инициа­тиве КТС при рассмотрении спора могут присутствовать сви­детели и специалисты. Работодатель обязан по требованию комиссии представлять документы, необходимые для разреше­ния спора.

Трудовые споры возникают либо в силу каких-то действий в процессе применения норм трудового права, либо в силу бездействия участников правоотношений, то есть неисполнения требований нормативных актов. По юридической природе все трудовые споры делятся по участвующим в них субъектам на индивидуальные и коллективные.

Субъекты индивидуальных трудовых споров. Из сформулированного в законе понятия индивидуального трудового спора следует, что одной из его сторон является работодатель — физическое либо юридическое лицо (организация), вступивший в трудовые отношения с работником, или иной субъект, наделенный в случаях, установленных законом, правом заключать трудовые договоры (ч. 2 ст. 20 ТК РФ). Второй — по общему правилу является работник— физическое лицо, вступивший в трудовые отношения с работодателем (ч. 1 ст. 20 ТК РФ). Однако из этого общего правила имеются исключения для тех случаев, когда в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров передается спор с участием лица ранее состоявшего в трудовых отношениях с данным работодателем, а также лица, изъявившего желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора.

Важной гарантией для работников при их обращении в суд по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, в том числе по поводу невыполнения либо ненадлежащего выполнения условий трудового договора, носящих гражданско-правовой характер, является освобождение работников от судебных расходов (ст. 393 ТК РФ, ст. 333.36 НК РФ). Кроме того, законом установлено правило: решение о восстановлении на работе незаконно уволенного работника, о восстановлении на прежней работе работника, незаконно переведенного на другую работу, подлежит немедленному исполнению (ст. 396 ТК РФ).

Если примирительные процедуры не помогли, или работодатель не исполняет принятые комиссией или арбитражем решения, крайней мерой разрешения КТС для работников является забастовка, которая регламентируется той же 61-й главой ТК РФ (ст. 409-417 ТК РФ). Эти статьи определяют право работников на забастовку, порядок ее проведения и ответственность обоих сторон спора за незаконные действия, связанные с ней.

В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 г. № 482-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Деминой Галины Семеновны на нарушение ее конституционных прав положениями части первой статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации и подпункта 1 пункта 2 статьи 25 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации»» [93] указано, что оспариваемая норма ТК РФ не может рассматриваться как нарушающая конституционные права заявительницы и согласуется с положениями ч. 4 ст. 37 Конституции РФ о признании права на индивидуальные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения.

Однако нельзя сказать о том, что исторически регламентация трудовых споров имеет последовательное развитие, начиная с первых кодексов законов о труде до настоящего времени. Напротив, как мы показали выше, регулирование рассматриваемой группы отношений складывалось сложно и, как представляется, в наибольшей степени претерпело влияние политических, экономических и социальных преобразований в России. Совершенствование этих норм продолжается и в настоящее время.

К иным федеральным законам, регулирующим порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров, можно отнести Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ (ред. от 29 декабря 2012 г., с изм. от 30 декабря 2012 г.) «О несостоятельности (банкротстве)» [13] (п. 11 ст. 16) и Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ (ред. от 28 июля 2012 г.) «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» [11] (п. 8 ст. 50.30), однако оба эти закона устанавливают, что трудовые споры между должником (кредитной организацией — должником) и работником должника (кредитной организации — должника) рассматриваются в порядке, определенном трудовым законодательством и гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации, то есть в общем порядке, установленным ТК РФ.

В ноябре 2009 г. распоряжением главы района ей объявлен выговор за неисполнение в срок своих трудовых обязанностей, а именно за то, что не представила запрашиваемую информацию, которую не могла предоставить в виду отсутствия таковой. Наложение данного взыскания суд не может признать обоснованным.

Суд принял решение: признать незаконными распоряжения главы района о наложении дисциплинарных взысканий, восстановить С. на работе в должности ведущего специалиста, взыскать с администрации района в пользу С. утраченный заработок за время вынужденного прогула [96].

Порядок разрешения индивидуальных трудовых споров в суде

Индивидуальный трудовой спор — это неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы ТП, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Коллективный трудовой спор рассматривается в трудовом арбитраже в срок до пяти рабочих дней со дня его создания. Трудовой арбитраж разрабатывает рекомендации по урегулированию коллективного трудового спора, которые передаются сторонам в письменной форме. Для того чтобы рекомендации посредника или трудового арбитража приобрели для сторон обязательную силу, Служба по урегулированию коллективных споров со сторонами заключает соглашение о принятии обязательства по выполнению рекомендаций. Возможно, было бы более правильно сделать это обязательным элементом разрешения коллективного спора, что помогло бы избежать забастовок, а особенно это необходимо в тех организациях, где запрещено проведение забастовок, чтобы разрешение спора не зашло в тупик.

САМОЗАЩИТА РАБОТНИКАМИ ТРУДОВЫХ ПРАВ— самостоятельные активные действияработниковпо охране своих трудовых прав, жизни издоровьябез обращения или наряду с обращением в органы по рассмотрениюиндивидуальных трудовых споровлибо в органыгосударственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства. Форма самозащиты трудовых прав (СТП) работников определена в ст. 379 ТК РФ. Предусмотрена лишь 1 форма — отказ работника от выполнения трудовых обязанностей.

Собрание работников считается правомочным, если на нем присутствует более половины работающих. Конференция считается правомочной, если на ней присутствует не менее двух третей избранных делегатов. Решение об утверждении выдвинутых требований принимается большинством голосов работников (делегатов), присутствующих на собрании (конференции). При невозможности проведения собрания (созыва конференции) работников представительный орган работников имеет право утвердить свое решение, собрав подписи более половины работников в поддержку выдвинутых им требований. Работодатель обязан предоставить работникам или представителям работников необходимое помещение для проведения собрания (конференции) по выдвижению требований и не вправе препятствовать его (ее) проведению.

В соответствии со статьей 55 Конституции Российской Федерации являются незаконными и не допускаются забастовки: а) в периоды введения военного или чрезвычайного положения либо особых мер в соответствии с законодательством о чрезвычайном положении; в органах и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других военных, военизированных и иных формированиях, организациях непосредственно ведающих вопросами обеспечения обороны страны, безопасности государства, аварийно-спасательных, поисково-спасательных, противопожарных работ, предупреждения или ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций; в правоохранительных органах; в организациях, непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств или оборудования, на станциях скорой и неотложной медицинской помощи; б) в организациях, непосредственно связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, авиационный, железнодорожный и водный транспорт, связь, больницы), в том случае, если проведение забастовок создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей.

Оцените статью
Доступное Правовое обеспечение