44 ФЗ с последними изменениями в 2022 году

Изменения в законе 44-ФЗ с 1 января 2022 года (ч

Мы продолжаем рассказывать о предстоящих изменениях в закупочном законодательстве. Как уже говорилось, с 1 января 2022 года вступают в силу положения второго «оптимизационного» пакета изменений к закону «О контрактной системе в сфере закупок» (44-ФЗ). Эти изменения станут самыми масштабными за все время существования закона 44-ФЗ. Более 50 процентов текста документа с нового года предстанет в новой редакции. Вот такой подарок подготовили нам законодатели к празднику.

С 1 января 2022 года вводится правило о том, что участник вправе отозвать заявку с момента размещения в ЕИС протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) до момента размещения проекта контракта, заключаемого с таким участником закупки. Этого не удастся сделать в случае, если заявка была отклонена при проведении электронных процедур.

Новая редакция закона разрешает однократно изменить срок по контрактам жизненного цикла и контрактам на работы по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капстроительства. Заказчики могут изменить стоимость контракта только в рамках доведенных лимитов бюджетных обязательств.

С 1 января 2022 года в законе 44-ФЗ появляются дополнительные основания для отклонения заявки участника. Они связаны с усилением мер по защите отечественных товаропроизводителей. Устанавливается, что оператор электронной площадки отклоняет заявку в случаях:

  1. Контракты жизненного цикла со строительством, капитальным ремонтом и контракт на работы по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капстроительства. Цену возможно изменить максимум на 30 %.
  2. Изменение срока исполнения отдельного этапа контракта, но в рамках всего срока исполнения контракта.
  3. Контракт, заключенный меньше чем на 1 год, если предмет заказа — НИОКР и технологические работы. Но есть ряд условий: цена равняется или превышает предельный размер, установленный правительством. Или же у сторон возникли обстоятельства, которые не зависят от них и мешают исполнению соглашения. Для изменения контракта необходимо подготовить обоснование. Допускается изменение объема и цены только до 30 %.

Указанное изменение обусловлено позицией ФАС России о случаях принятия законодательных актов субъектами Российской Федерации, предусматривающих необоснованное расширение случаев закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в условиях отсутствия оснований для наделения конкретного единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) соответствующими исключительными полномочиями.

Осталось совсем немного времени до тех пор, когда участники контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд будут работать по принципиально новым положениям Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон №44-ФЗ). Изменения, разработанные Минфином, которые ждали последние 2 года, приняты, и осталось самое основное – формирование правоприменительной практики по Закону № 44-ФЗ, пишет gkgz.ru.

Ниже смотрим сравнительную таблицу изменений
Кроме того, с 01.07.2023 исключается возможность осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, соответствующие полномочия которого устанавливаются законодательными актами соответствующего субъекта РФ.

6.Увеличивается количество участников закупки, с которыми осуществляется заключение контракта. В случае уклонения участника закупки от заключения контракта, заказчик направит контракт для заключения участнику, заявке которого присвоен следующий порядковый номер (каждому следующему до заключения контракта), что увеличит возможность заключить контракт без повторной закупки (ч. 11 ст. 31 Закона № 44-ФЗ).

Кроме того, при проведении открытых конкурентных способов законопроект исключает необходимость дополнительного составления заказчиком документации о закупке, предусматривая включение всей информации о проводимой закупке исключительно в извещение об осуществлении закупки.

Закон о контрактной системе (закон о госзакупках)

Закон устанавливает следующие способы размещения заказов. Помимо электронных и закрытых аукционов могут применяться различные виды конкурсов, а также запрос котировок (предложений) и закупки у единственного поставщика. Сохранена возможность заключить контракт с единственным поставщиком, если конкурентные процедуры размещения заказа не состоялись (но при определенных ограничениях).

Отдельное внимание уделяется планированию закупок, оценке их обоснованности. Заказчики обязаны составлять планы закупок (на срок действия акта о соответствующем бюджете) и ежегодные планы-графики закупок. Вводится нормирование — установление требований к закупаемым товарам, работам, услугам, в том числе их предельной цены. Это должно исключить необоснованное приобретение предметов роскоши и товаров (услуг) категории «люкс». Предусмотрено обязательное общественное обсуждение закупок на сумму более 1 млрд руб.

Возможно заключение контрактов жизненного цикла (на закупку товара и его последующие обслуживание, эксплуатацию, ремонт и утилизацию). Вводится банковское сопровождение контрактов. Расчеты в ходе исполнения контракта, сопровождаемого банком, будут отражаться на счетах, открытых в нем.

2 июля, 28 декабря 2013 г., 4 июня, 21 июля, 24 ноября, 1, 29, 31 декабря 2014 г., 8 марта, 6 апреля, 29 июня, 13 июля, 29, 30 декабря 2015 г., 9 марта, 5 апреля, 2, 23 июня, 3 июля, 28 декабря 2022 г., 22 февраля, 28 марта, 1 мая, 7 июня, 26, 29 июля, 29, 31 декабря 2022 г., 23 апреля, 29 июня, 29 июля, 3 августа, 30 октября, 27 декабря 2022 г., 1 апреля, 1 мая, 27 июня, 27 декабря 2022 г., 27 февраля, 1, 4, 24 апреля, 8 июня, 31 июля, 8, 22, 30 декабря 2022 г., 24 февраля, 30 апреля, 11 июня, 1, 2 июля, 30 декабря 2022 г.

Прописаны методы определения начальной (максимальной) цены контракта. Для борьбы с демпингом вводится обязанность участников конкурсов и аукционов предоставлять повышенное обеспечение, если предложенная ими цена опускается ниже стартовой на 25%. Предусмотрен предквалификационный отбор при проведении конкурса на поставку товаров (работ, услуг) высокосложного, инновационного или специализированного характера.

Основные изменения участия в закупках в 2022 году

Заявка будет автоматически отклонена оператором электронной площадки, если установлен запрет на поставку иностранных ТРУ, а участник предлагает иностранные ТРУ
(с использованием классификатора стран мира указана иностранная страна (страны) происхождения товара)

Таким образом, способ закупки «запрос предложений» перестанет существовать
с 2022 года. Такие «подвиды» способов закупок, как конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, также не будут применяться с учетом новой редакции 44-ФЗ. Эти изменения внесены Законом № 360-ФЗ.

Право на субсидии имеют коммерческие организации, 100% акций (долей) которых принадлежит Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, а также государственные корпорации (компании), публично-правовые компании в случаях, предусмотренных п. 8 и 8.1 ст. 78 и пп. 3 и 3.1 п. 1 ст. 78.3 Бюджетного кодекса РФ.

С учетом требований действующих положений законодательства при проведении закупки на общих основаниях, когда участниками могут выступать все поставщики независимо от категории организации, оплата по контракту, то есть после подписания закрывающих документов, происходит в течение 30 календарных дней. Если закупка проводилась с учетом особых требований (ст. 30 44-ФЗ), то есть участниками могли быть только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации, оплата происходит в течение 15 рабочих дней. В 2022 году установлены следующие, сокращенные сроки оплаты по контрактам: 10 дней для закупки среди СМП, СОНКО и 15 дней, если закупка проводилась среди всех участников.

  • не менее 15 дней, если НМЦК превышает 300 млн руб.
  • не менее 7 дней, если НМЦК не превышает 300 млн руб. либо НМЦК на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства не превышает 2 млрд руб.

Помимо этого, для организаций со следующими полномочиями будет предоставлен доступ к сведениям о независимых гарантиях:
● организация, осуществляющая закупку в соответствии с частью 4 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»;
● заказчик по Федеральному закону № 223-ФЗ, осуществляющий закупки в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ, в случаях, предусмотренных Федеральным законом № 223-ФЗ;
● специализированная организация.

Подробно с информацией о работе функционала можно ознакомиться в руководстве пользователя, размещенном в личном кабинете пользователя ЕИС в разделе «База знаний» — «Руководства пользователя и видеоролики» — «Контроль и аудит» — «Реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, их результатов и выданных предписаний».

● установление в качестве нестоимостных критериев оценки исключительно критерия оценки «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации»;
● исключение процедуры рассмотрения первых частей заявок;
● исключение процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги.

Подробно с информацией о работе функционала ЕИС можно ознакомиться в руководстве пользователя и методических рекомендациях по БО, размещенных в личном кабинете пользователя ЕИС в разделе «База знаний» — «Руководства пользователя и видеоматериалы» — «Сведения о бюджетных и денежных обязательствах».

● сокращено количество открытых конкурентных способов с 11 до 3. Исключены бумажные способы, запрос предложений, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс. С 01.01.2022 заказчики смогут проводить закупки путем электронного конкурса, электронного аукциона, электронного запроса котировок, а также осуществлять закупки у единственного поставщика.
● извещение об осуществлении закупки будет состоять из структурированной информации и прилагаемых документов в соответствии с частями 1 и 2 статьи 42 Закона № 44-ФЗ. При этом в соответствии с частью 4 статьи 5 Закона № 44-ФЗ приоритет будет иметь информация, содержащаяся в ЕИС (структурированная информация).
● установлены единые требования к содержанию извещения об осуществлении закупки, сроку его размещения в ЕИС, внесения в него изменений, а также единые требования к составу и содержанию заявок на участие в закупках.
● установлены новые требования к участникам закупок, определяющие условия допуска к участию в конкурентных закупках с начальной (максимальной) ценой контракта свыше 20 млн рублей и необходимость установки в таких закупках одного из дополнительных требований к участникам в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ.

Это интересно:  Какие оквэд попадают под енвд в 2022 году для ип

Информация и документы для реестра контрактов не размещаются в ЕИС при проведении закупок:
1) по пунктам 2, 3, 4, 6 и 7 части 11, части 12 статьи 24, пунктам 7, 24, 45, 52 и 56 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ;
2) по пункту 5 части 11 статьи 24 Закона № 44-ФЗ;
3) в соответствии с частью 1 статьи 111 Закона № 44-ФЗ
(подп. «д» п. 36 Закона № 360-ФЗ)

При электронных процедурах жалобу можно подать исключительно с использованием ЕИС. Отозвать жалобу можно также через ЕИС. При закрытых конкурентных закупках жалобу подают письменно. Обжаловать действия оператора площадки при аккредитации можно в течение пяти дней, добавили право обжаловать действия оператора при размещении предварительного предложения. Участник вправе участвовать в рассмотрении жалобы по существу, в том числе с использованием систем видео-конференц-связи при наличии в контрольном органе в сфере закупок технической возможности осуществления видео-конференц-связи
(п. 39, 40 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Независимо от НМЦК закупки заказчики должны рассмотреть первые части заявок в течение двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на конкурс. Исключения:
1) НИОКР;
2) создание произведения литературы или искусства;
3) работы по сохранению объектов культурного наследия;
4) работы по реставрации музейных предметов и коллекций, документов Архивного фонда, особо ценных и редких документов;
5) работы, услуги, связанные с допуском подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам музея, библиотеки, к системам обеспечения безопасности, сохранности музейных предметов коллекций, архивных документов.

Определили шесть единых оснований для всех способов, когда открытая конкурентная закупка не состоялась:
1) подана только одна заявка;
2) только одна заявка допущена;
3) не подано ни одной заявки;
4) комиссия отклонила все заявки;
5) все участники, не отозвавшие заявки, признаны уклонившимися;
6) заказчик отказался заключить контракт с единственным участником
(п. 1 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Разрешалось устанавливать типовые контракты и условия для субъектов РФ, если в ЕИС не было типовых контрактов или условий. Документы размещали в региональных информсистемах. После того как в ЕИС появлялись нужные контракты, использовать региональные запрещалось.

В аукционном перечне больше нет ОКПД2, которые связаны со строительством. Это значит, что заказчики закупают такие работы как с помощью аукциона, так и в форме конкурсных процедур. Но конкурсные тендеры на строительные работы проводят по специальным правилам.

Прописали специальные правила для сроков вступления в силу новых правил одностороннего отказа от исполнения контракта и переходные положения. Новые нормы появятся в законе с 01.01.2022, но порядок одностороннего отказа от контракта, который заключен по итогам электронной процедуры, в рамках ч. 12.1 44-ФЗ в новой редакции, заработает только с 01.07.2022.

С 04.03.2022 вступило в силу Постановление Правительства № 186 от 20.02.2022. Оно дополнило Постановление Правительства от 20.10.2014 № 1084 о правилах определения нормативных затрат. В эти правила добавили нормативы закупки планшетов и ноутбуков, средств подвижной связи и допустимое количество SIM-карт и расходов на услуги мобильной связи для лиц федеральных гражданских служб в соответствии с их категорией и группой. В марте 2022 года произошли и другие обновления:

Если предоставлена новая гарантия, то заказчик откажется от прав по старой. Если обеспечение внесено деньгами, то поставщик вносит на тот же счет обеспечение дополнительных обязательств. Если цена контракта уменьшилась, то заказчик возвращает часть денежного обеспечения поставщику. Если стороны изменяют срок исполнения контракта, то нужно установить новые сроки возврата обеспечения. Это прописано в ч. 1.3-1.5 ст. 95 44-ФЗ в новой редакции.

Прописали, когда положения о нацрежиме, в том числе о минимальной доле, не будут применяться. Например, в закупках для обеспечения нужд внешней разведки средствами разведдеятельности. Заказчики, которые ведут деятельность на территории иностранного государства, при закупках на этой территории вправе не соблюдать минимальную долю.

Центр развития конкурентной политики и государственного заказа

4. Уточнены случаи установления единых требований к участникам закупок
Такие требования устанавливаются при проведении конкурентных закупок, а также при закупках у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях,
указанных в п. п. 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ (ч. 1 ст. 31 данного Закона).
Кроме того, уточнено, что участник закупки не должен иметь офшорную компанию (п. 10 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ):
— среди участников (членов) корпоративного юрлица или учредителей унитарного юрлица;
— среди лиц, владеющих напрямую или косвенно более чем 10% голосующих акций либо долей его уставного или складочного капитала.

5. Введена универсальная предквалификация для участников закупок
При проведении закупок с НМЦК (суммой НМЦК) 20 млн руб. и более к участнику закупки устанавливается дополнительное требование.
Он должен исполнить (с учетом правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки контракт, заключенный по Закону N 44-ФЗ, или договор,
заключенный по Закону N 223-ФЗ (ч. 2.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ). При этом им должны быть исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней),
предъявленные в ходе исполнения такого контракта (договора). Стоимость исполненных обязательств не должна быть менее 20% НМЦК. Это требование не применяется,
когда в отношении участников установлены дополнительные требования по ч. 2 ст. 31 Закона N 44-ФЗ.

8. Изменен порядок одностороннего отказа от исполнения контракта
В частности, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта нужно передать контрагенту лично под расписку или направить заказным письмом по адресу,
указанному в контракте, с соблюдением требований законодательства РФ о гостайне. До 1 июля 2022 г. заказчик, принявший такое решение в отношении контракта,
заключенного по результатам электронных закупок (в том числе закрытых и электронных закупок у единственного поставщика), должен также разметить его в ЕИС
не позднее дня его вручения (направления) по правилам, действовавшим до 1 января 2022 г. (ч. 12.2, 20.2 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, п. п. 3, 4 ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 02.07.2022 N 360-ФЗ).

1. Сокращен перечень конкурентных способов проведения закупок
Запрос предложений по Закону N 44-ФЗ больше не проводится.
Перечень конкурентных способов закупки теперь выглядит так (ч. 2 ст. 24 Закона N 44-ФЗ):
— конкурс — электронный, закрытый, закрытый электронный;
— аукцион — электронный, закрытый, закрытый электронный;
— электронный запрос котировок.

С 1 января 2022г. вступают в силу основные изменения в Законе N 44-ФЗ, внесенные Федеральным законом от 02.07.2022 N 360-ФЗ.
Изменения направлены на «оптимизацию» процесса осуществления закупок по Закону N 44-ФЗ.
Перечень основных изменений, которые влияют на заказчиков и участников закупок.

Федеральный закон от N 44-ФЗ (ред

В целях организации работы по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для нужд Министерства экономического развития Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» приказываю:

Таким образом, Законом о контрактной системе предусмотрены случаи, при которых заказчик вправе указывать торговые наименования лекарственных средств при осуществлении закупки лекарственных средств, а именно в случае закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 Закона о контрактной системе (осуществления закупок лекарственных препаратов, которые необходимы для назначения пациенту при наличии медицинских показаний).

по строке 1001 — суммы оплаты в соответствующем финансовом году по контрактам (договорам), заключенным до начала очередного финансового года, при этом в графах 7 — 9 указываются суммы оплаты по контрактам, заключенным в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Федеральный закон N 44-ФЗ), а в графах 10 — 12 — по договорам, заключенным в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Федеральный закон N 223-ФЗ);

Информация о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, проводимых Росимуществом в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Поддерживается в актуальном состоянии.

7.9. В соответствии с требованиями Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при оценке соответствия поставляемого товара требованиям государственного контракта получателем может проводиться экспертиза. Экспертиза может проводиться получателем своими силами или с привлечением экспертов, экспертных организаций. При привлечении экспертных организаций (экспертов) получатель уведомляет поставщика о дате и месте проведения экспертизы, а также об экспертной организации (эксперте), осуществляющей экспертизу. По факту необходимости проведения экспертизы или привлечения экспертной организации (эксперта) получатель информирует Генеральную прокуратуру Российской Федерации о предполагаемой дате проведения экспертизы и ее стоимости.

Госзакупки 2022: 8 изменений, к которым нужно подготовиться поставщикам

  1. Сократятся сроки закупочных процедур. Конкурсные заявки заказчик рассмотрит за два дня, а аукционные — за один.
  2. Гарантии обойдутся дешевле. Термин «банковская гарантия» меняется на «независимую гарантию». Получить её можно будет, в том числе, в некредитных учреждениях:
    • у госкорпорации развития «ВЭБ.РФ»;
    • если вы относитесь к МСП — у региональных гарантийных организаций;
    • если вы зарегистрированы в государстве — члене ЕАЭС — независимую гарантию можно получить в Евразийском банке развития.
  • Заказчик в обязательном порядке потребует обеспечение заявки на участие в запросе котировок, если НМЦК от 1 до 3 млн рублей. Обеспечение исполнения контракта можно будет установить при НМЦК до 3 млн рублей.
  • В закупках, стоимость контракта которых превышает 20 млн рублей, можно будет принять участие при условии наличия успешного опыта исполнения контракта стоимостью не менее 20% от НМЦК.
  • Если вы относитесь к субъектам МСП, Шансов заработать на госзакупках у вас будет больше, поскольку с 2022 года обязательная доля закупок у СМП и СОНКО для каждого заказчика увеличивается с 15 до 25% совокупного годового объёма закупок. Принадлежность к СМП декларировать не нужно. Статус будет определён автоматически.
  • Заказчик сможет изменить существенные условия, даже если это не прописано в контракте. На 30% можно будет менять объем и цену контрактов жизненного цикла и на НИОКР. Для этого потребуется лишь обоснование. Например, если возникнут независящие от сторон обстоятельства, которые стали препятствием для исполнения контракта.
  • Решение об одностороннем расторжении контракта заказчиком придёт автоматически. Датой получения решения будет считаться день его публикации в ЕИС по часовой зоне нахождения поставщика. Десятидневного срока на исправление больше не будет. Если вы сочтёте действия заказчика неправомерными, потребуется обратиться в ФАС или суд.
  • Главное изменение — сокращение числа конкурсных способов закупки с 11 до 3. Останутся электронный аукцион, конкурс и запрос котировок. В бумажной форме будут проводить только закрытые закупки и закупку у единственного поставщика. При этом все конкурентные процедуры радикально перестроят. Основной акцент сделан на быстроту и упрощение.
  • Это интересно:  Норма расхода холодной воды на одного человека в месяц без счетчика в г ярославле

    Новый порядок осуществления закупок

    С 01.01.2022 вступают в силу существенные изменения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в редакции Федерального закона от 02.07.2022 № 360-ФЗ (далее – Закон № 44-ФЗ), направленные на оптимизацию и автоматизацию закупочного процесса. Ключевые нововведения.

    В соответствии со статьей 42 Закона № 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки будет состоять из структурированной информации (предусмотренной частью 1 статьи 42 Закона № 44-ФЗ) и прилагаемых документов (предусмотренных частью 2 статьи 42 Закона № 44-ФЗ). Таким образом, при формировании извещения об осуществлении закупки необходимо будет заполнить структурированную информацию, а также приложить необходимые документы. При этом в соответствии с частью 4 статьи 5 Закона № 44-ФЗ приоритет будет иметь структурированная информация, сформированная с использованием ЕИС.

    Кроме этого, в соответствии с частью 4 статьи 42 закона № 44-ФЗ установлен единый срок внесения изменений в извещение об осуществлении закупки для всех способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) — не позднее чем за один рабочий день до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

    • до 01.01.2023 путем указания номера реестровой записи из реестра контрактов (реестра договоров) о контракте (договоре), заключенном (без учета правопреемства) по цене не менее 20 % от начальной (максимальной) цены контракта закупки, на положения которой подается жалоба;
    • после 01.01.2023 путем указания номера реестровой записи из реестра контрактов (реестра договоров) о контракте (договоре), стоимость и срок исполненных обязательств по которому составляет не менее 20 % от начальной (максимальной) цены контракта закупки, на положения которой подается жалоба (с учетом правопреемства).

    Установлены единые требования к содержанию извещения об осуществлении закупки, сроку его размещения в ЕДИНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАУПОК (далее – ЕИС), внесения в него изменений, а также единые требования к составу и содержанию заявок на участие в закупках.

    В рамках XVI Всероссийской практической конференции-семинара «Государственные и муниципальные закупки 2022» Ольга Горбачева также рассказала о новых требованиях к электронным процедурам. С 2022 года закупки на маркетплейсах и в электронных магазинах на сумму до 600 тысяч рублей перестанут регламентироваться 6 главой 44-ФЗ, в связи с чем ФАС России не будет рассматривать жалобы на такие закупки.

    Самое основное изменение – сокращение числа способов закупки с 11 до 3 самых распространенных (конкурс, аукцион и запрос котировок). Из закона будут исключены способы закупок, невостребованные на практике и имеющие сложное описание. Так, двухэтапные конкурсы, конкурсы с ограниченным участием и запросы предложений зачастую носят избыточный характер и дублируют процедуру проведения открытого конкурса.

    ** договоры, заключаемые в порядке Федерального закона от 05.04.2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

    Как проводить закупки по 44-ФЗ в 2022 году: схемы процедур

    Конкурс в электронной форме может быть «длинный» и «короткий», в зависимости от выбранных заказчиком критериев оценки заявок и объекта закупки. С 2022 года при проведении «длинного» конкурса заявка участника состоит из трех частей. В ходе конкурса поставщики могут менять ценовые предложения путём «переторжки». Комиссия заказчика оценивает три части заявки последовательно и выбирает лучшее предложение участника с учетом критериев и окончательного ценового предложения участника закупки.

    Независимо от НМЦК заказчику нужно рассмотреть, оценить и сформировать протокол в течение двух рабочих дней со дня, следующим за днём поступления от оператора площадки вторых частей заявок. После публикации протокола рассмотрения и оценки вторых частей заявок нужно рассмотреть ценовые предложения участников в виде третьей части заявки, направленной электронной площадкой. Срок рассмотрения — один рабочий день. Затем не позднее двух рабочих дней после размещения итогового протокола закупки проект контракта нужно разместить в ЕИС и на электронной площадке (рисунок 2). «Короткий» конкурс предусматривает оценку заявок только по двум критериям. В этом случае заявка состоит из второй и третьей частей, рассмотрение первых частей и переторжка не проводятся. «Короткий» конкурс заказчику провести проще, быстрее и эффективнее.

    Чтобы провести электронный аукцион, заказчику в Единой информационной системе (ЕИС) нужно разместить извещение с обязательными приложениями. Участники могут подавать заявки в течение семи дней с момента размещения извещения. Если начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) превышает 300 миллионов рублей (2 миллиарда рублей при закупке строительных работ), с момента размещения извещения до конца срока подачи заявок должно пройти не менее 15 дней. Заявка не делится на части, не предусмотрена процедура рассмотрения первых частей заявок и допуска к участию в аукционе. Приём ценовых предложений в электронном аукционе начинается через 2 часа после окончания срока подачи заявок, составляет 4 минуты с продлением на 4 минуты после подачи ценового предложения, а общее время приёма не превышает 5 часов.

    Но есть исключения из правил. Они зависят от объекта закупки. В течение пяти рабочих дней с момента окончания срока подачи заявок рассматриваются заявки по НИОКР, работам по сохранению объектов культурного наследия, реставрации музейных коллекций и музейных предметов, созданию произведений литературы и искусства

    • лекарства для пациентов по решению врачебной комиссии;
    • услуг экспертов и адвокатов по защите прав и интересов страны;
    • товаров по жизнеобеспечению граждан по решению суда в сжатые сроки;
    • спортивного инвентаря и экипировки для олимпийцев и паралимпийцев;
    • товаров после одностороннего расторжения контракта;
    • изделий народных художественных промыслов;
    • жилых помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
    • товаров, если вы находитесь на территории иностранного государства.

    Исполнитель оказывает услуги сам, не приглашая субисполнителей. Это изменение распространяется на конкурсы с ограниченным участием, в том числе электронные и закрытые тендеры на оказание услуг по страхованию, транспортировке и охране ценностей и музейных предметов по п. 3 ч. 2 ст. 84 44-ФЗ.

    С 31.03.2022 вступило в силу постановление Правительства РФ № 310 от 20.03.2022. Обновилась форма плана-графика закупок для нужд заказчика, который работает на территории иностранного государства. Дополнительно постановление отправило в прошлое положения о ведении плана закупок и формировании отчета об исполнении контракта для таких заказчиков.

    • сведения о военном представителе госзаказчика (при наличии);
    • информация о примененном индексе цен (коэффициенте-дефляторе) при расчете размера превышения цены на продукцию;
    • наименование, ИНН и местонахождение поставщика продукции-аналога;
    • иные сведения.
    1. Возникновение обстоятельств, которые не зависят от сторон и из-за которых невозможно дальнейшее исполнение. Этот случай заработает для строительных тендеров.
    2. Неисполнение в срок по вине подрядчика строительного договора. В этом случае разрешили один раз продлить срок. Главное, чтобы новые даты не превысили общий срок исполнения договора и подрядчик заплатил неустойку.
    3. Заключение контракта с единственным поставщиком по п. 1, 8, 22, 23, 29, 32, 34, 51 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ, т. к. подписать новый договор по этим основаниям с другим поставщиком нельзя (например, госконтракт с естественной монополией) или нецелесообразно из-за того, что эффективно расходовать бюджетные деньги не получится (например, контракт на лечение гражданина России за пределами территории РФ).
    1. Наименование признака, который отражает включение заказчика в перечень по п. 2 ч. 8.2 ст. 3 223-ФЗ (если такой есть).
    2. Дату включения юрлица в реестр МСП (для субъектов МСП). Информация о дате сформируется автоматически после указания ИНН и КПП в соответствии со сведениями из реестра МСП.

    Купить программу «Криптопро CSP». КЭП не будет работать без специальной программы — «Криптопро». Для моей платной подписи лицензия входила в цену, а вот с подписью от ФНС покупать «Криптопро» придется самостоятельно. В ФНС по горячей линии мне пояснили, что это не их проблемы, поскольку программу предоставляет сторонний разработчик.

    Предприниматели, которые успели получить КЭП в коммерческих удостоверяющих центрах до 31 декабря 2022 года, смогут пользоваться своей подписью до конца 2022 года, если ее срок не закончится раньше. Но только при условии, что УЦ входит в список аккредитованных удостоверяющих центров. Если электронную подпись выдал УЦ, который не прошел переаккредитацию, то в 2022 году она будет недействительна.

    Это интересно:  Имеют ли право вывешивать списки должников

    Государственным организациям для работы нужны услуги или товары со стороны: мебель, канцтовары, компьютеры. Детские сады заказывают продукты для столовой и игрушки, больницы — лекарства, армия — военную форму, транспортные службы закупают автобусы и троллейбусы. У меня государство заказывает социологические исследования. Почитайте, как они проводятся.

    Регистрация в ЕРУЗ дает предпринимателю одновременную аккредитацию на всех торговых площадках. Она действует три года, но уже за три месяца до истечения аккредитации подавать заявки на участие в торгах будет невозможно. Поэтому лучше пройти новую регистрацию в реестре заранее.

    С 1 июля 2022 года только через ЕИС идет и претензионная работа, там же поставщики будут формировать, размещать и направлять заказчику решение об одностороннем отказе от контракта. Отменить такое решение — тоже электронно. Расторгнуть контракт по почте, заказными письмами, будет нельзя.

    Для закупки не надо составлять документацию. Она нужна только для закрытых процедур. Извещение станет главным закупочным документом. Срок его размещения надо исчислять в календарных днях, а не в рабочих. Изменить или отменить закупку можно не позднее чем за 1 рабочий день до окончания срока подачи заявок.

    С 1 января такой конкурс проводят по-новому. Процедуру ускорили. В большинстве случаев извещение сделали основным закупочным документом. Уточнили сроки его размещения, а также сроки рассмотрения и основания отклонения заявок. Определили особенности закупки, если она не состоялась.

    Среди прочего в извещение включают:

    • критерии оценки заявок и величины значимости этих критериев;
    • требование к участникам об универсальной предквалификации, если НМЦК — 20 млн руб. и более;
    • информацию о возможности заказчика заключить контракты с несколькими участниками закупки и количество таких контрактов. Например, на услуги по организации отдыха детей и их оздоровления.

    При оценке первых и вторых частей заявок стоит учитывать, что срок их рассмотрения НЕ зависит от НМЦК. Основания для их отклонения изменили. Например, отклонить вторую часть заявки среди прочего нужно, если в ней указали предлагаемую цену.

    Важные изменения в госзакупках в 2022 году

    • до 01.01.2022 действовала норма о том, что 44-ФЗ не распространяется на закупки при подготовке проведения общероссийского голосования. Теперь эта норма отменена;
    • статья 2 44-ФЗ дополнена частью 5, регулирующей сроки вступления в силу закона, вносящего изменения в положения 44-ФЗ, которые посвящены планированию закупок;
    • дополнены обязанности закупочной комиссии в рамках ч. 8 ст. 31. Отныне комиссии обязаны проверять данные, предоставляемые электронной площадкой, о том, привлекался ли участник к ответственности за незаконное вознаграждение от имени юрлица. Новое требование связано со вступлением в силу с января 2022 года Постановления Правительства №917 от 18.07.2022.
    • сократят количество форм закупок, оставив только конкурс, аукцион, запрос котировок;
    • установят единые требования к извещениям. Документация больше не нужна — всю информацию заказчикам предстоит указывать в извещениях. Документация сохранится только для закрытых процедур. Порядок подготовки, публикации и проведения прочих операций с извещениями унифицируют, он станет единым для всех процедур;
    • заказы, связанные с вооружением, деятельностью человека в космосе и работой Росгвардии, отнесут к закрытым;
    • сократят и унифицируют сроки процедур для разных способов определения поставщика;
    • одинаковыми станут и причины признания закупки несостоявшейся. Отпадет необходимость в дополнительных процедурах в рамках запроса котировок, если ни один участник не подал заявку или только одна заявка соответствует требованиям документации;
    • расширят возможность проведения совместных процедур, в том числе межрегиональных;
    • изменится порядок предоставления преференций организациям УИС и инвалидов. Эти преференции внесут в текст закона, а подзаконные акты по этому вопросу отменят;
    • заявки на участие в электронном аукционе, в соответствии с проектом изменений, подлежат обеспечению;
    • при обеспечении заявки банки станут блокировать деньги на спецсчете сразу после подачи заявок, а не после окончания срока их подачи. А на заблокированные средства не обратят взыскание по обязательствам участника закупки;
    • если победитель уклонился от контракта, второй или третий в рейтинге участников претендент обязан заключить контракт, при условии, что он не отозвал заявку. Проведение повторной процедуры не требуется;
    • расширятся возможности закупок у единственного поставщика;
    • заявки, не соответствующие положениям 127-ФЗ, подлежат отклонению.

    10. Минфин обновил правила, связанные с казначейским сопровождением: Приказом Минфина №334н от 30.12.2022 утверждены правила ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности по контракту при таком сопровождении, Приказом №316н от 22.12.2022 утвержден порядок казначейского обеспечения обязательств.

    Заказчик тоже публикует извещение, сообщая тем самым о своей потребности. В течение часа с момента публикации извещения заказчика оператор ЭП анализирует имеющиеся предварительные предложения, вычленяет из них пять с минимальной ценой поставки и направляет их заказчику.

    С июля 2022-го, планируя покупку недвижимости, услуг по разработке проектной документации, инженерным изысканиям или работ по строительству, реконструкции или сносу объектов, заказчики обязаны в плане-графике указывать специальный код в графе КБК. Эти изменения вводятся Постановлением Правительства РФ №1799 от 07.11.2022.

    Полезный гайд: Как участвовать в госзакупках с января 2022 года

    • Конкурсы (открытый конкурс в электронной форме);
    • Закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме;
    • Аукционы (открытый аукцион в электронной форме);
    • Закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме;
    • Запрос котировок в электронной форме.

    При цене закупки выше 20 млн рублей к участию будут допускать только участников, которые подтвердили опыт исполнения контракта по 44-ФЗ или договора по 223-ФЗ с ценой не меньше 20 % НМЦК за 3 предшествующих года. Если по такому контракту были начислены штрафы, то они должны быть полностью оплачены поставщиком.

    Также, теперь единственный поставщик, заключающий контракт по основаниям 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54, 59 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ, должен соответствовать Единым требованиям для участников закупок (не проводится ликвидация, не офшорная компания, нет задолженности по налогам и т.д.).

    Порядок проведения и участия в государственных и муниципальных закупках изменяется с 01.01.2022г. Нововведения масштабные и должны сделать закупки доступнее и понятнее. Уже с первых чисел нового года нам вместе с участниками закупок нужно будет работать по-новому.

    Это лишь часть изменений порядка проведения и участия в закупках. Более подробную информацию можно уточнить у юристов КГ ЭТАЛОН. Изменения призваны упростить работу нам, участникам закупок. Ряд процедур, действительно, стал прозрачнее и быстрее. Как это будет работать – увидим в новом 2022 году.

    Оптимизационный пакет поправок в Закон №44-ФЗ принят Госдумой РФ и одобрен Советом Федерации

    Увеличен годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения электронного запроса котировок, он не должен превышать двадцать процентов совокупного годового объема закупок заказчика или сто миллионов рублей в отношении заказчика, совокупный годовой объем закупок которого в прошедшем календарном году составил менее пятисот миллионов рублей. При этом, согласно п. 2 ч. 1 ст. 24 Закона №44-ФЗ ряд закупок могут быть проведены запросом котировок в электронной форме независимо от начальной (максимальной) цены контракта и годового объема закупок.

    В части расторжения контракта следует обратить внимание на то, что согласно ч. 8.1. ст. 95 Закона №44-ФЗ соглашение о расторжении контракта, заключенного по результатам электронных процедур, закрытых электронных процедур, заключается с использованием единой информационной системы.

    В части исполнения контракта внесены важные коррективы. Дано понятие отдельного этапа исполнения контракта — часть обязательства поставщика (подрядчика, исполнителя), в отношении которого контрактом установлена обязанность заказчика обеспечить приемку (с оформлением в соответствии с настоящим Федеральным законом документа о приемке) и оплату поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги. Таким образом, каждый отдельный случай приемки и оплаты, предусмотренный контрактом считается этапом и должен быть соответствующим образом отражен в самом контракте и сведениях об исполнении в реестре контрактов.

    Проект Федерального закона N 1100997-7 (далее – Законопроект) принятый 17 июня 2022 года Государственной думой РФ и одобренный Советом Федерации 23 июня 2022 года вносит кардинальные изменения в сферу закупок начиная с 01 января 2022 года. Многие статьи были исключены из текста Закона №44-ФЗ, а некоторые поменяли свое содержание.

    Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта согласно ч. 12.1. ст. 95 Закона №44-ФЗ формируется заказчиком с использованием единой информационной системы, подписывается усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещается в единой информационной системе. При этом датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель). Теперь заказчикам не придется ломать голову над определением даты надлежащего уведомления.

    Федеральное казначейство

    Управление Федерального казначейства по Чукотскому автономному округу (далее – Управление) сообщает, что с 01.01.2022 в соответствии со статьей 13 статьи 94 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» становится обязательным формирование и подписание документов о приемке в единой информационной системе в сфере закупок в рамках исполнения контрактов, заключенных по результатам проведения электронных процедур и закрытых электронных процедур.

    Для ознакомления с функционалом по формированию и подписанию документов о приемке в электронной форме в ЕИС в сфере закупок, Федеральным казначейством подготовлен обучающий видеоролик «Электронное актирование в ЕИС в сфере закупок. Обязательность применения с 01.01.2022», содержащий новации Закона № 44-ФЗ в части электронного актирования при исполнении контрактов, алгоритм работы поставщиков и заказчиков с документами о приемке в ЕИС в сфере закупок и общие организационные вопросы. Видеоролик доступен по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=27PoGka2Aac

    Уважаемый пользователь, данный сайт производит обработку файлов cookie и пользовательских данных (информацию об ip-адресе, местоположении, типе и версии операционной системы, типе и версии браузера, источнике переадресации на сайт, и сведения об открытых страницах пользователя) в целях улучшения функционирования сайта и проведения статистических исследований.

    Оцените статью
    Доступное Правовое обеспечение