Нормативы противопожарного обустройства лесов в 2022 году

Содержание

Пожарная безопасность в лесах

«Об утверждении Порядка ограничения пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах и Порядка ограничения пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах»

«О чрезвычайных ситуациях в лесах, возникших вследствие лесных пожаров» (вместе с «Правилами введения чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, и взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления в условиях таких чрезвычайных ситуаций»)

Так, в проекте указывается, что прочистку противопожарных просек и минерализованных полос, призванных остановить распространение пожара, необходимо проводить один или два раза. При этом в лесостепных районах в случае быстрого отрастания травы прочистку можно делать три раза в год.

В Министерстве природных ресурсов и экологии предложили скорректировать нормативы противопожарного обустройства лесов в соответствии с нынешними условиями. Соответствующий проект приказа ведомства опубликован на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

Как следует из пояснительной записки, в проекте постарались учесть нынешний уровень противопожарного обустройства территорий и территориальные изменения лесных зон, произошедшие с 2012 года, когда были изданы действующие нормативы. Кроме того, в предлагаемых нормативах учитывается разнообразие лесохозяйственных, природно-климатических и других особенностей земель.

В проекте документа содержится часть, разъясняющая порядок проведения различных противопожарных мероприятий. В частности, строительства лесных дорог, прокладки просек, проведения гидромелиорации, строительства посадочных площадок для самолётов, используемых для охраны лесов, устройства пожарных водоёмов и других мероприятий.

Корректировки также вносятся в нормативную часть, которая определяет количество просек, зон отдыха, противопожарных стендов и минерализованных полос. В частности, в защитных лесах Карельского северо-таёжного района необходимо предусмотреть одну зону отдыха для граждан на 6,7 тысячи гектаров леса, в эксплуатационных лесах — на 14 тысяч гектаров. В защитных лесах Крымского и Северо-Кавказского горного районов предусматривается одна зона отдыха на 670 гектаров, в эксплуатационных лесах этих районов зон отдыха для граждан не предусмотрено.

Изменения в области обеспечения пожарной безопасности вступят в силу в 2022 году

Изменениями в федеральные законы от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», ужесточаются требования по контролю за лицензиатами, осуществляющими работы по монтажу и техническому обслуживанию средств противопожарной защиты.

1 сентября 2022 года является одной из предполагаемых дат вступления в силу ряда изменений в области пожарной безопасности. Разработан проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Правила противопожарного режима». Он подготовлен с учетом причин и последствий крупных пожаров, гибели людей и направлен на исключение дублирующих, избыточных положений. Соответствующий проект постановления позволит реализовать еще ряд инициатив, которые будут направлены на уменьшение количества числа пожаров и их последствий.

— не допускаются изменения конструктивных, объемно-планировочных, инженерно-технических и других решений, относящихся к системе обеспечения пожарной безопасности объекта защиты, без разработки мер пожарной безопасности, применительно к новому назначению зданий, сооружений или помещений;

В МЧС России продолжается работа по совершенствованию законодательства в области пожарной безопасности. Основная цель реформирования и развития системы противопожарного нормирования – это не допустить введения необоснованных и обременительных требований, при этом обеспечив достаточный уровень пожарной безопасности объектов.

Физические лица, осуществляющие деятельность по проектированию средств обеспечения пожарной безопасности уже эксплуатируемых зданий и сооружений, будут проходить обязательную аттестацию. Порядок регламентирован постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2022 № 2106.

Нормативы противопожарного обустройства лесов в 2022 году

б) органами государственной власти субъектов Российской Федерации — в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по охране которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации;

13. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие использование лесов или имеющие объекты в лесу, перед началом пожароопасного сезона, а лица, ответственные за проведение массовых мероприятий в лесу, перед выездом или выходом в лес обязаны провести инструктаж своих работников или участников массовых мероприятий и других мероприятий о соблюдении требований настоящих Правил и предупреждении возникновения лесных пожаров, а также о способах их тушения.

а) хранить горюче-смазочные материалы в закрытой таре, производить в период пожароопасного сезона очистку мест их хранения от растительного покрова, древесного мусора, других горючих материалов и отделение противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра;

14. Организации, осуществляющие авиационные работы по охране и защите лесов, обязаны обо всех обнаруженных нарушениях настоящих Правил немедленно сообщить об этом в специализированную диспетчерскую службу и информировать органы государственной власти или органы местного самоуправления, указанные в пункте 4 настоящих Правил.

10. Со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу (покрытые лесной растительностью земли), обеспечивают их очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, отходов производства и потребления и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от границ территории и (или) леса либо отделяют противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером.

1.1. Нормативы противопожарного обустройства лесов (далее — Нормативы) предназначены для обеспечения пожарной безопасности в лесах в ходе лесного планирования на этапе разработки лесных планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов лесничеств, а также проектов освоения лесов.

Противопожарные разрывы (включая просеки) и минерализованные полосы, необходимые для снижения рисков воздействия лесных пожаров на населенные пункты, подверженные угрозе лесных пожаров, могут проектироваться сверх численных значений, указанных в таблице пункта 2.1.

1.5. Требования, предъявляемые к объектам противопожарного обустройства лесов, определяются в соответствии с национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 57972-2022 «Объекты противопожарного обустройства лесов. Общие требования», утверждённым и введённым в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 21.11.2022 N 1792-ст (М.: Стандартинформ, 2022).

Проектирование осуществляется только в районе применения наземных сил и средств пожаротушения в соответствии с СП 288.1325800.2022. «Свод правил. Дороги лесные. Правила проектирования и строительства», с учётом наличия существующей транспортной сети (в том числе лесных проездов), в соответствии с планируемого размещения дорог на землях лесного фонда, предусматриваемых схемами территориального планирования субъекта Российской Федерации, а также необходимости обеспечения прибытия к местам пожаров за время, составляющее не более 3 часов .

1.3. Мероприятия по противопожарному обустройству лесов проектируются в лесах, зона охраны от пожаров которых предусматривает преимущественное применение наземных сил и средств пожаротушения, в эксплуатационных лесах, расположенных в зоне лесоавиационных работ, а также вблизи населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров, независимо от целевого назначения лесов.

Согласно информации, полученной от Главного управления МЧС России по Тюменской области, анализ прохождения пожароопасного периода 2022 года показал, что ежегодно, в период с апреля по май месяц, на территории города Тюмени происходят пожары сухой растительности, в том числе тростника (камыша), тушение которых, как правило, осложняется особенностями топкого грунта, болотистой местности, а так же распространением огня на большие площади.

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

  • разработаны научно-обоснованные меры противопожарного обустройства лесов, поврежденных сибирским шелкопрядом;
  • выделены территории являющиеся приоритетными для противопожарного обустройства;
  • на основании ключевых факторов, работы сформированы в этапы их выполнения;
  • разработаны технологические подходы по проведению работ; определены объемы работ и затраты на реализацию запроектированных мер.
  • проведен анализ горимости лесов в зонах контроля пожаров с точки зрения вреда лесам;
  • дана оценка адекватности решений о целесообразности прекращения или приостановки работ по тушению лесного пожара в зоне контроля лесных пожаров;
  • проанализирована ситуация, связанная с финансированием мероприятий по охране лесов от пожаров в зоне контроля лесных пожаров, включая применения авиации для контроля за состоянием пожаров, по которым решение о тушении прекращено;
  • проведен анализ нормативно-правовой и инструктивно методической базы, связанной с лесопожарным зонированием и зонами контроля лесных пожаров.
Это интересно:  С какого ятсла в апреле льготы на электричку для пенсионеров в 2022 году

В случае ликвидации чрезвычайной ситуации и (или) ее последствий в лесах допускается сжигание порубочных остатков в кучах в период пожароопасного сезона при II и III классах пожарной опасности лесов по условиям погоды с соблюдением требований пожарной безопасности в лесах.

Паспорт населенного пункта надо оформить в трех экземплярах. В течение трех дней со дня его утверждения один экземпляр направьте в комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципального образования. Еще один — в структурное подразделение территориального органа МЧС. Третий экземпляр паспорта населенного пункта храните в органе МСУ.

Изменились правила выжигания сухой травянистой растительности на земельных участках населенных пунктов. Территория вокруг участка для выжигания должна быть очищена от сухостойных деревьев, валежника, порубочных остатков и других горючих материалов в радиусе 30 м. Кроме того, вокруг этой территории надо создать противопожарную минерализованную полосу шириной не менее 1,5 м (п. 63 ППР). Ранее Правила противопожарного режима допускали радиус 25–30 м и минимальная ширина полосы была другой — 1,4 м.

С 1 января 2022 года органы МСУ муниципальных районов начнут осуществлять полномочия по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах своих территорий за пределами городских и сельских населенных пунктов. В границах населенных пунктов аналогичные полномочия продолжат реализовывать органы МСУ поселений, муниципальных и городских округов, внутригородских районов.

В Правилах противопожарного режима в РФ (ППР) теперь предусмотрена новая обязанность органов МСУ. Они должны до начала пожароопасного периода создать либо обновить противопожарные минерализованные полосы вокруг каждого населенного пункта. Прилегает он к лесу или нет, значения не имеет (п. 63 ППР). Раньше минерализованные полосы надо было обустраивать только вокруг населенных пунктов, прилегающих к лесам. Изменение обусловлено тем, что пожары могут быть не только лесными, но и ландшафтными. Например, когда горит сухая трава, возникает риск, что горение распространится на населенные пункты. Требования к ширине минерализованной полосы остались прежними: она должна быть не меньше 10 м.

Новая редакция ППР запрещает разводить костры не только на землях общего пользования населенных пунктов, но и на территориях частных домовладений. Нельзя использовать открытый огонь для приготовления пищи вне специально отведенных и оборудованных для этого мест (п. 66 ППР). Эти места по-прежнему определяют органы местного самоуправления.

Нормативы противопожарного обустройства лесов в 2022 году

В организации охраны лесов от пожаров одним из важнейших звеньев является противопожарное обустройство территории лесного фонда, включающее в себя целый комплекс организационно-хозяйственных и профилактических противопожарных мероприятий по предупреждению возникновения и ограничению распространения пожаров.

  • строительство, реконструкцию и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров;
  • строительство, реконструкцию и эксплуатацию посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов;
  • прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос;
  • строительство, реконструкцию и эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря;
  • устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения;
  • проведение работ по гидромелиорации
  • снижение природной пожарной опасности лесов путем регулирования породного состава лесных насаждений и проведения санитарно-оздоровительных мероприятий;
  • проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов;
  • иные определенные Правительством Российской Федерации меры.
  • прочистка просек, прочистка противопожарных минерализованных полос и их обновление;
  • эксплуатация пожарных водоемов и подъездов к источникам водоснабжения;
  • благоустройство зон отдыха граждан, пребывающих в лесах в соответствии со статьей 11 Лесного кодекса Российской Федерации;
  • установка и эксплуатация шлагбаумов, устройство преград, обеспечивающих ограничение пребывания граждан в лесах в целях обеспечения пожарной безопасности;
  • создание и содержание противопожарных заслонов и устройство лиственных опушек;
  • установка и размещение стендов и других знаков и указателей, содержащих информацию о мерах пожарной безопасности в лесах.

С 1 января 2022 года вводятся новые требования к мерам пожарной безопасности в лесах

Новеллами в данных правилах является то, что правила пожарной безопасности в лесах для каждого лесного района устанавливаются Минприроды России. Меры пожарной безопасности осуществляются с учетом целевого назначения земель и целевого назначения лесов, показателей природной пожарной опасности лесов и показателей пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды.

  • использовать открытый огонь (костры, паяльные лампы, примусы, мангалы, жаровни) в хвойных молодняках, на гарях, участках поврежденного леса, в местах рубок (на лесосеках);
  • бросать горящие спички, окурки и горячую золу из курительных трубок, стекло (стеклянные бутылки, банки и др.);
  • оставлять промасленные или пропитанные бензином, керосином или иными горючими веществами материалы (бумагу, ткань, паклю, вату и другие горючие вещества);
  • заправлять горючим топливные баки двигателей внутреннего сгорания при работе двигателя, использовать машины с неисправной системой питания двигателя, а также курить или пользоваться открытым огнем вблизи машин, заправляемых горючим;
  • засорять леса отходами производства и потребления.

Определена новая обязанность лесопользователей — юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие использование лесов или имеющие объекты в лесу, перед началом пожароопасного сезона, а лица, ответственные за проведение массовых мероприятий в лесу, перед выездом или выходом в лес обязаны провести инструктаж своих работников или участников массовых мероприятий о соблюдении установленных требований и предупреждении возникновения лесных пожаров, а также о способах их тушения.

  • требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов;
  • требования пожарной безопасности в лесах при проведении рубок лесных насаждений;
  • требования пожарной безопасности в лесах при проведении переработки лесных ресурсов, заготовке живицы;
  • требования пожарной безопасности в лесах при размещении и эксплуатации железных и автомобильных дорог;
  • требования пожарной безопасности в лесах при размещении и эксплуатации железных и автомобильных дорог.

Согласно положениям нового постановления, органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, граждане Российской Федерации, владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают их очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, отходов производства и потребления и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от границ территории либо отделяют противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером.

1. Мероприятия по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, в том числе на лесных участках, предоставленных в аренду для заготовки древесины, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии со статьями 81 — 84 настоящего Кодекса.

4. Привлечение граждан, юридических лиц к осуществлению мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

4. При размещении заказа на выполнение работ по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, осуществляется продажа лесных насаждений для заготовки древесины в порядке, установленном частью 3 статьи 19 настоящего Кодекса.

3. Сводный план тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

3. По результатам мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров уполномоченный федеральный орган исполнительной власти принимает решение о маневрировании лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования в соответствии с межрегиональным планом маневрирования лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования.

1 января 2022 года вступят в силу новые Правила пожарной безопасности в лесах

Постановлением Правительства РФ от 07.10.2022 №1614 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах, которые вступят в силу с 1 января 2022 года и будут действовать до 1 января 2027 года. Правила устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах и при пребывании граждан в лесах, а также являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами.

Это интересно:  Вид расхода пени за неисполнение обязательств по договору 853 в 2022

– использовать открытый огонь (костры, паяльные лампы, примусы, мангалы, жаровни) в хвойных молодняках, на гарях, на участках поврежденного леса, торфяниках, в местах рубок (на лесосеках), не очищенных от порубочных остатков (остатки древесины, образующиеся на лесосеке при валке и трелевке деревьев, а также при очистке стволов от сучьев, включающие вершинные части срубленных деревьев, откомлевки, сучья, хворост) и заготовленной древесины, в местах с подсохшей травой, а также под кронами деревьев;

– осуществлять выжигание хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других горючих материалов (веществ и материалов, способных самовозгораться, а также возгораться при воздействии источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления) на земельных участках, непосредственно примыкающих к лесам, защитным и лесным насаждениям и не отделенных противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра;

Нормативы противопожарного обустройства лесов в 2022 году

К факторам физическим, характеризующим микроклимат в жилых помещениях, кроме показателей освещения, как естественного, так и искусственного, СанПиН предъявлены требования, разделённые прежде всего с учётом холодного или тёплого периода года (по сезонности) и назначению помещения. Кроме непосредственно жилых комнат, учтены оптимальные и допустимые, температура и скорость движения воздуха, а также его влажность в:

— искусственные и естественные противопожарные барьеры, в том числе противопожарные разрывы, заслоны, минерализованные полосы, канавы, просеки и пожароустойчивые опушки, полосы, очищенные от пожароопасных сухой травяной растительности, валежа, хвороста, кустарниковой растительности;

  • безопасные параметры микроклимата на рабочем месте;
  • предельно допустимые объёмы электромагнитного излучения;
  • параметры освещенности в жилых зданиях и сооружениях, а также при организации обучения и на рабочих местах;
  • гигиенические нормативы жилой площади;
  • параметры мебели, используемой в процессе обучения;
  • электронные средства обучения (параметры и сроки использования);
  • уровни трудности предметов при образовательном процессе в начальной школе;
  • параметры безопасности песка или грунта песочницах;
  • обязательное к использованию оборудование в пищевых блоках и минимальное количество сотрудников, задействованных в организации труда;
  • требования к костровому питанию и составу сухого пайка.

70. В период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и(или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером

Параметры, рассмотренные в новых гигиенических нормативах по СанПиН в 2022 году, касаются сразу нескольких разделов. Достаточно большой объём предложен к выполнению при организации естественного и искусственного освещения на рабочих местах, расположенных в образовательных и лечебных учреждениях, в промышленных и общественных зданиях. Причем в 2022 году обозначены необходимые величины не только в индексе цветопередачи, но и коэффициенте пульсации.

Как показывает судебная практика, штрафные санкции за нарушения указанных НПБ на регулярной основе могут применяться в отношении должностных и юридических лиц на основании положений ст. 19.5 и 20.4 КоАП РФ (например, постановление Славгородского городского суда по делу № 5-192-2013, постановление Московского городского суда по делу № 5-650/21).

  • № 315, которым утвержден в качестве нормы пожарной безопасности (НПБ) Перечень сооружений и оборудования, подлежащих защите с применением автоматических систем пожаротушения и сигнализации (НПБ 110-03);
  • № 323, которым утвержден порядок проектирования систем оповещения граждан о пожаре (НПБ 104-03).

Так, например, согласно новым требованиям пожарной безопасности, система сигнализации может быть установлена без автоматических установок для пожаротушения, если площадь объекта превышает установленный нормативный показатель не более, чем на 5% (п. 4 Требований по Постановлению № 1464). Соответствующие нормативы закреплены в приложениях № 1 и 3 к Постановлению № 1464. Кроме того, объекты можно не оснащать автоматическими установками для пожаротушения, если эксплуатант (п. 10 Требований):

Документ вступает в силу с 1 марта 2022 года и будет действовать 5 лет. Его действие будет распространено, как следует из п. 1 Требований по постановлению № 1464), на объекты защиты (здания, сооружения, помещения, оборудование), введенные в эксплуатацию до 29.04.2009 года — дня вступления в силу Закона № 123-ФЗ, либо имеющие проектную документацию, направленную на экспертизу до вступления в силу Закона № 123-ФЗ.

Правомерно говорить о том, что действие указанных НПБ и Постановления № 1464 как изданных в целях реализации положения Закона «О пожарной безопасности» № 69-ФЗ, распространяется и на граждан (в том числе ИП), и на юридических и должностных лиц, поскольку данный закон регулирует правоотношения с участием всех указанных категорий лиц (преамбула к закону № 69-ФЗ).

В России появятся новые правила противопожарного обустройства лесов

Издание уточняет, что проект приказа подготовили после проведённых в 2022 году научных исследований по предупреждению лесных пожаров. Документ должен устранить недостатки действующих нормативов противопожарного обустройства лесов, утвержденных приказом Рослесхоза ещё в 2012 году. В Минприроды считают, что нынешние правила не учитывают лесохозяйственные и природно-климатические особенности территорий.

Накануне глава государства дал указание увеличить группировку для тушения пожаров в Якутии, а также подготовить предложения по мерам социальной поддержки пострадавших от ЧС. По поручению президента РФ глава МЧС распорядился увеличить группировку сил и средств для тушения пожаров в Якутии. В среду первая группа из 100 спасателей прибыла в регион, где окажет помощь в тушении лесных пожаров. На пути в Якутию находятся еще 100 сотрудников Тульского спасательного центра МЧС России, в регион также направлены три самолета ведомства.

Безусловно, во многих регионах это поможет предотвратить возгорания. Но все эти меры не имеют непосредственного отношения к таким пожарам, которые сейчас бушуют в Якутии. Там нет ни просек, ни вышек, а за возгораниями следят с помощью спутника. Многие пожары, которые зарождаются в тайге, сложно сразу локализовать и потушить. В республике большие лесные массивы, они труднодоступны, и тушение огня требует огромных денег и технически сложно реализуется. Нужны какие-то механизмы для решения подобных ситуаций Алексей Майоров, глава Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию

В лесах на территории РФ планируется построить наблюдательные вышки для автоматизированного обнаружения пожаров, а в каждом лесничестве оборудовать посадочные площадки для самолетов и вертолетов, которые тушат огонь с воздуха. Об этом говорится в проекте приказа Минприроды, опубликованном на портале нормативно-правовых актов Правительства. В документе также уточняется, какую площадь должны занимать защитные просеки и минерализованные полосы в разных природных зонах, пишет «Парламентская газета».

Якутия — один из самых пожароопасных регионов России, с 1 июля жителям республики запрещено посещать леса. С 8 августа в Якутии введен режим ЧС регионального характера в связи с переходом лесных пожаров на территории населенных пунктов и объектов экономики. На территории региона действуют 172 природных пожара, тушат 68. За сутки ликвидированы 20 природных пожаров на площади свыше 122,3 тыс. га, локализованы 10 на площади свыше 72 тыс. га, обнаружены 14 новых возгораний.

В Минприроды подготовили новые нормативы противопожарного обустройства лесов

Как следует из пояснительной записки, в проекте постарались учесть нынешний уровень противопожарного обустройства территорий и территориальные изменения лесных зон, произошедшие с 2012 года, когда были изданы действующие нормативы. Кроме того, в предлагаемых нормативах учитывается разнообразие лесохозяйственных, природно-климатических и других особенностей земель.

Корректировки также вносятся в нормативную часть, которая определяет количество просек, зон отдыха, противопожарных стендов и минерализованных полос. В частности, в защитных лесах Карельского северо-таёжного района необходимо предусмотреть одну зону отдыха для граждан на 6,7 тысячи гектаров леса, в эксплуатационных лесах — на 14 тысяч гектаров. В защитных лесах Крымского и Северо-Кавказского горного районов предусматривается одна зона отдыха на 670 гектаров, в эксплуатационных лесах этих районов зон отдыха для граждан не предусмотрено.

Так, в проекте указывается, что прочистку противопожарных просек и минерализованных полос, призванных остановить распространение пожара, необходимо проводить один или два раза. При этом в лесостепных районах в случае быстрого отрастания травы прочистку можно делать три раза в год.

Это интересно:  Организация и проведения капитального ремонта многоквартирных домов изменения 2022 год

В проекте документа содержится часть, разъясняющая порядок проведения различных противопожарных мероприятий. В частности, строительства лесных дорог, прокладки просек, проведения гидромелиорации, строительства посадочных площадок для самолётов, используемых для охраны лесов, устройства пожарных водоёмов и других мероприятий.

В Министерстве природных ресурсов и экологии предложили скорректировать нормативы противопожарного обустройства лесов в соответствии с нынешними условиями. В проекте постарались учесть территориальные изменения лесных зон, произошедшие с 2012 года. Соответствующий проект приказа ведомства опубликован на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

ГОСТ Р 57972-2022 Объекты противопожарного обустройства лесов

Преграду, обеспечивающую ограничение пребывания граждан в лесах, устанавливают способом, не исключающим возможность ее быстрого демонтажа для разблокирования проезда транспортных средств или прохода граждан. При установке преграды, ограничивающей передвижение граждан в лесах на дорогах и тропах, не допускается повреждение дорожного полотна. Не допускается использовать при устройстве преград натянутые тросы или веревки без обозначения их сигнальными элементами. Не допускается использовать в качестве преграды металлические тросы или веревки способом, угрожающим здоровью и жизни людей.

Информация о размещении и местоположении зон отдыха, граждан, пребывающих в лесах, преград, обеспечивающих ограничение пребывания граждан в лесах в целях соблюдения пожарной безопасности, является открытой и общедоступной для граждан и общественности, предоставляется лесничеством (лесопарком) и/или организацией, отвечающей за обеспечение пожарной безопасности на данном участке в лесу.

Способ установки знака, содержащего информацию о мерах пожарной безопасности в лесах, должен обеспечивать его надежную фиксацию в пространстве и сохранение местоположения в условиях воздействия сильных порывов ветра со скоростью не менее 30 м/с. Способ установки знака должен обеспечивать его надежную фиксацию в пространстве и местоположение в условиях кратковременного воздействия вертикальной нагрузки не менее 50 кг. кратковременной горизонтальной нагрузки (давления) с фронтальной, боковой и тыловой проекций не менее 100 кг.

Настоящий стандарт устанавливает общие требования к объектам противопожарного обустрой* ства лесов в зависимости от целевого назначения земель, лесов и требований пожарной безопасности в лесах, при использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов и осуществлении иной деятель* кости в лесах.

На каждом знаке, указателе, стенде обязательно указывают контактные координаты лесничества (лесопарка) или организации, отвечающей за обеспечение пожарной безопасности изданном участке в лесу, в том числе наименование организации, номер контактного телефона, фактический адрес.

ГОСТ Р 57972-2022 Объекты противопожарного обустройства лесов

— искусственные и естественные противопожарные барьеры, в том числе противопожарные разрывы, заслоны, минерализованные полосы, канавы, просеки и пожароустойчивые опушки, полосы, очищенные от пожароопасных сухой травяной растительности, валежа, хвороста, кустарниковой растительности;

— уменьшение их ширины (от проектной) после создания или ухода за ними;- наличие на разрыве горючих материалов, в том числе древесного хлама, валежника, мусора, порубочных остатков, сухой травяной растительности, пожароопасного хвойного подроста, подлеска и кустарника;

На каждом знаке, указателе, стенде обязательно указывают контактные координаты лесничества (лесопарка) или организации, отвечающей за обеспечение пожарной безопасности на данном участке в лесу, в том числе наименование организации, номер контактного телефона, фактический адрес.

Зоны отдыха граждан, пребывающих в лесу, площадки для ночлега туристов, смотровые площадки, места для отдыха и курения, площадки для стоянки автотранспорта должны быть оборудованы местами для сбора мусора. Рядом с площадками для ночлега туристов и смотровыми площадками предусматривают места для организации туалетов, обозначенные соответствующим указателем. Если рядом с площадкой для ночлега туристов имеется место для забора воды из естественных водных источников, оно должно быть обозначено соответствующим указателем и иметь возможность безопасного пешего подхода к нему.

Территория зон отдыха граждан, пребывающих в лесах, площадок для ночлега туристов, мест отдыха и курения, смотровых площадок, площадок для стоянки автотранспорта должна быть очищена от захламления, мусора, опасных сухостойных деревьев, нескладированного ветровала, валежника, бурелома, в том числе сучьев диаметром в комле более 4 см, сухой пожароопасной травяной и кустарниковой растительности в течение всего пожароопасного периода.Примечание. Под комлем понимают толстую часть ствола дерева непосредственно над корнем и корневищем или толстый нижний конец бревна или ветки.

Противопожарное расстояние от леса до застройки дома и забора: норма для ИЖС

Дом, если рядом нет построек, располагается на удалении от ограды в 3 метра. Мерить необходимо от фундамента или выступающих более чем на 0,5 м элементов. Для измерения расстояния от леса до забора частного дома выбирается ближайшее дерево и определяется кратчайшая дистанция до центра ствола.

Расстояние участков ИЖС от леса, расположенных в городской черте, определяется по нормам для сельских поселений и дачных кооперативов. По старым нормам – 15 м, в новой редакции дистанция увеличена до 30 м. Произошли изменения в ее статусе. Данный норматив переведен с законодательного в рекомендательный. Сократить дистанцию можно по согласованию с соседом, то есть лесничеством, и получить согласие МЧС – пожарной охраны.

При оформлении земли в аренду земельный отдел и местная администрация должны проверить, на каком расстоянии расположен лес. В пределах города граница земель под ИЖС и удаление от нее лесных угодий проверяются отделом архитектуры и природоохранными организациями.

Самостоятельно рубить мешающие огороду и саду деревья можно лишь в пределах 1 метра от забора, если они имеют признаки дикой поросли. Остальные убирают только с письменного согласия обеих администраций, даже если невозможно терпеть нависающие над оградой и огородом ветки, закрывающие солнце. В противном случае могут привлечь за порчу природных ресурсов.

Соблюдение пожарной безопасности гарантирует, что постройка сохранится в случае возгорания в лесу. С другой стороны, дом не сможет нанести ущерб природе, например, искрами из трубы бани или растопленного камина, барбекю, мангала. При несоблюдении дистанции до деревьев пожар может возникнуть от вылетевшей из трубы искры.

-осуществлять выжигание хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других горючих материалов (веществ и материалов, способных самовозгораться, а также возгораться при воздействии источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления) на земельных участках, непосредственно примыкающих к лесам, защитным и лесным насаждениям и не отделенных противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра.

-использовать открытый огонь (костры, паяльные лампы, примусы, мангалы, жаровни) в хвойных молодняках, на гарях, на участках поврежденного леса, торфяниках, в местах рубок (на лесосеках), не очищенных от порубочных остатков (остатки древесины, образующиеся на лесосеке при валке и трелевке деревьев, а также при очистке стволов от сучьев, включающие вершинные части срубленных деревьев, откомлевки, сучья, хворост) и заготовленной древесины, в местах с подсохшей травой, а также под кронами деревьев. В других местах использование открытого огня допускается на площадках, отделенных противопожарной минерализованной (то есть очищенной до минерального слоя почвы) полосой шириной не менее 0,5 метра. Открытый огонь (костер, мангал, жаровня) после завершения сжигания порубочных остатков или его использования с иной целью тщательно засыпается землей или заливается водой до полного прекращения тления;

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие использование лесов или имеющие объекты в лесу, перед началом пожароопасного сезона, а лица, ответственные за проведение массовых мероприятий в лесу, перед выездом или выходом в лес обязаны провести инструктаж своих работников или участников массовых мероприятий о соблюдении установленных требований и предупреждении возникновения лесных пожаров, а также о способах их тушения.

С 1 марта 2022 года новый порядок обучения по пожарной безопасности

  • исключат обучение по программе пожарно-технического минимума внутри организации. ужесточат требования к противопожарным инструктажам
  • вводят обязательный минимум для дополнительного профессионального обучения в области пожарной безопасности для должностных лиц

Шаг 2. Инструктирующего направляют на повышение квалификации в Учебный центр. Такая последовательность не случайна. В статье 196 ТК РФ предусмотрено, что необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет именно работодатель. Следовательно, основанием для направления на курсы является предшествующее решение работодателя о назначении такого лица для выполнения определенной трудовой функции.

Повторный противопожарный инструктаж — проводят не реже 1 раза в полгода со всеми лицами, осуществляющими трудовую или служебную деятельность на объектах защиты, предназначенных для проживания или временного пребывания 50 и более человек одновременно, объектах защиты, отнесенных к категориям повышенной взрывопожароопасности, взрывопожароопасности, пожароопасности, а также с лицами, осуществляющими трудовую (служебную) деятельность в организации, связанную с охраной (защитой) объектов и (или) имущества организации.

Такое понятие, как ПТМ в своей организации, или ПТМ в учебном центре, больше применять не будут. Обучение по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности реализуется в виде повышения квалификации и в виде профессиональной переподготовки.

Напоминаем, что, если организация не имеет объектов с массовым нахождением людей и взрывопожароопасных объектов всех категорий, и инструктирующему, и лицу, назначенному проводить инструктажи, достаточно пройти профессиональную подготовку в виде повышения квалификации, и не требуется профпереподготовка.

Оцените статью
Доступное Правовое обеспечение