Что такое «обстоятельство»? В разделе синтаксиса русского языка рассматривается это понятие. Это член предложения, который по значимости отнесён к второстепенным членам. Все члены предложения находятся в какой-либо взаимозависимости. От сказуемого зависит обстоятельство. Оно является признаком действия.
Обстоятельства причины – На каком основании? Почему?
Обстоятельства времени – С каких пор? Когда? Как долго? До каких пор?
Обстоятельства цели – С какой целью? Зачем?
Обстоятельства образа действия – Каким образом? Как?
Обстоятельства уступки – Вопреки чему?
Обстоятельства меры и степени – Насколько? В какой степени?
Обстоятельства условия – При каком условии? Обстоятельства места – Откуда? Куда? Где?
- Обстоятельства причины – На каком основании? Почему?
- Обстоятельства времени – С каких пор? Когда? Как долго? До каких пор?
- Обстоятельства цели – С какой целью? Зачем?
- Обстоятельства образа действия – Каким образом? Как?
- Обстоятельства уступки – Вопреки чему?
- Обстоятельства меры и степени – Насколько? В какой степени?
- Обстоятельства условия – При каком условии?
- Обстоятельства места – Откуда? Куда? Где?
Что такое «обстоятельство»? В разделе синтаксиса русского языка рассматривается это понятие. Это член предложения, который по значимости отнесён к второстепенным членам. Все члены предложения находятся в какой-либо взаимозависимости. От сказуемого зависит обстоятельство. Оно является признаком действия.
ну, вот, например, когда вы опаздываете на работу, ведь есть же какие-либо обстоятельства, не важно, пусть они придуманы, но всё же они существуют. Как говорил в своё время один товарищ по имени Вольтер «если Бога нет, значит его следовало бы выдумать», то же самое можно сказать и об обстоятельствах.
Так уж случилось, что человечество навеки связало свою судьбу с обстоятельствами, и до тех пор, пока существует это человечество, до тех пор и будут существовать различного рода обстоятельства. Куда бы мы не поехали, что бы мы не делали, а они, эти наши обстоятельства не оставят нас в покое, всё время будут возникать, всё время будут, либо мешать либо помогать, всё зависит от них же, обстоятельств.
Предложения с обстоятельствами уступки как бы противоположны предложениям с обстоятельствами причины, передающими естественное соответствие между явлениями. В предложениях же с обстоятельствами уступки говорится о явлениях, которые наблюдаются вопреки обстоятельствам: Вопреки предсказанию моего спутника, погода прояснилась и обещала нам тихое утро. (М. Лермонтов); . Слепцов, несмотря на болезнь, не прекращал интенсивной творческой работы (К. Чуковский).
2.Обстоятельства степени. Они отвечают на вопросы как? в какой степени? насколько? и обозначают степень проявления признака (увеличился вдвое, немного старше, абсолютно неинтересный): Я не умолкал: мои анекдоты были умны до глупости, мои насмешки . были злы до неистовства. (М. Лермонтов); Старушка очень полюбила совет разумный и благой. (А. Пушкин).
3.Обстоятельства места. Они отвечают на вопросы где? куда? откуда? и обозначают место действия или направление движения (вверху, наверху — вверх, наверх; впереди — вперёд): У Лукоморья дуб зелёный (А. Пушкин); Язык до Киева доведёт (пословица).
4. Обстоятельства времени. Они отвечают на вопросы когда? с каких пор? до каких пор? как долго? и обозначают время и продолжительность описываемых явлений и событий (вчера, когда-то, давно, с неделю, всю зиму, недолго и т. д.): Возвратясь домой, я сел верхом и поскакал в степь. (М. Лермонтов); Ах, песенку эту доныне хранит трава молодая — степной малахит (М. Светлов); Ах! Тот скажи любви конец, кто на три года вдаль уедет (А. Грибоедов).
1. Обстоятельства образа действия. Они отвечают на вопросы как? каким образом? и обозначают качественную характеристику действия или способ его осуществления («образ действия»). Обстоятельства образа действия зависят от глагола (работали хорошо, дружно, без напряжения, вместе, вручную): Тарантас неровно запрыгал по круглым бревёшкам: я вылез и пошёл пешком (И. Тургенев); Синея, блещут небеса (А. Пушкин).
ну, вот, например, когда вы опаздываете на работу, ведь есть же какие-либо обстоятельства, не важно, пусть они придуманы, но всё же они существуют. Как говорил в своё время один товарищ по имени Вольтер «если Бога нет, значит его следовало бы выдумать», то же самое можно сказать и об обстоятельствах.
«»»» Что такое laquo;обстоятельствоraquo;? В разделе синтаксиса русского языка рассматривается это понятие. Это член предложения, который по значимости отнесён к второстепенным членам. Все члены предложения находятся в какой-либо взаимозависимости. От сказуемого зависит обстоятельство. Оно является признаком действия.
- Обстоятельства причины ndash; На каком основании? Почему?
- Обстоятельства времени ndash; С каких пор? Когда? Как долго? «До каких пор?
- Обстоятельства цели ndash; С какой целью?» Зачем?
- Обстоятельства образа действия ndash; Каким образом? Как?
- Обстоятельства уступки ndash; Вопреки чему?
- Обстоятельства меры и степени ndash; Насколько? В какой» степени?
- Обстоятельства условия ndash; При каком условии?
- Обстоятельства места ndash; Откуда? Куда? Где?
Так уж случилось, что человечество навеки связало свою судьбу с обстоятельствами, и до тех пор, пока существует это человечество, до тех пор и будут существовать различного рода обстоятельства. Куда бы мы не поехали, что бы мы не делали, а они, эти наши обстоятельства не оставят нас в покое, всё время будут возникать, всё время будут, либо мешать либо помогать, всё зависит от них же, обстоятельств.
Значение обстоятельства в русском языке
Пятый разряд — сравнительные обстоятельства. Как можно догадаться, здесь все вопросы будут направлены на сравнение — как? Например, он был красив, как будто вышел с обложки журнала. Шестой разряд — обстоятельства уступки. Такой вид, как правило, вызывают большие проблемы у школьников, однако в нем нет ничего страшного. Уступка — это вопрос «несмотря на что?». Например, на улице было очень тепло, несмотря на вчерашнюю метель (на улице было тепло несмотря на что? — на вчерашнюю метель). Седьмой разряд — цель. Обстоятельства в русском языке имеющие вопросы цели, являются одним из сложноузнаваемых разрядов. Например, я спустился на первый этаж узнать расписание (я спустился я зачем? — узнать расписание).Последний разряд — условие. Вопросы: при каком условии? Например, на улице чисто при отсутствии дождя (на улице чисто при каком условии? — при отсутствии дождя).
Русский язык — сложный предмет. Ведь в нем существуют не только части речи со своими принципами написания, но и члены предложений. Если главные члены — подлежащее и сказуемое — даются детям легко, то со второстепенными возникает немало проблем. Особенно это касается обстоятельств, которые нередко путают с дополнениями. Попробуем разобраться с этим вопросом.
Итак, обстоятельством по определению в русском языке принято называть второстепенные члены предложения, которые связаны со сказуемым и обозначают признак действия. Они отвечают на следующие вопросы: где? куда? откуда? как? зачем? и почему? Подчеркиваются обстоятельства пунктирной линией с точками.
Если оно состоит из одного слова, то является нераспространенным: Девочка, заблудившись, стала звать и кричать о помощи. Оба случая требуют выделения знаками с обеих сторон, поскольку в конструкции присутствует деепричастие. В этом случае можно будет задать вопросы: каким образом, как? и что делая? что сделав?
обстоятельство — Совокупность условий; обстановка; материальное положение (обычно во мн. числе). Благоприятное, благостное (устар.), блестящее, выгодное, грустное, дурное, жизненное, загадочное, затруднительное, казусное (устар.), многосложное, неблагоприятное,… … Словарь эпитетов
6. Обстоятельства цели. Они отвечают на вопросы зачем? с какой целью? и обозначают цель действия (пошёл за помощью; поднял воротник, загораживаясь от ветра; ради удовольствия, пришёл проститься): Я, ваш старинный сват и кум, пришёл мириться к вам совсем не ради ссоры. (И. Крылов); Не вы ль сперва так злобно гнали его свободный, смелый дар и для потехи раздували чуть затаившийся пожар? (М. Лермонтов).
2.Обстоятельства степени. Они отвечают на вопросы как? в какой степени? насколько? и обозначают степень проявления признака (увеличился вдвое, немного старше, абсолютно неинтересный): Я не умолкал: мои анекдоты были умны до глупости, мои насмешки . были злы до неистовства. (М. Лермонтов); Старушка очень полюбила совет разумный и благой. (А. Пушкин).
Предложения с обстоятельствами уступки как бы противоположны предложениям с обстоятельствами причины, передающими естественное соответствие между явлениями. В предложениях же с обстоятельствами уступки говорится о явлениях, которые наблюдаются вопреки обстоятельствам: Вопреки предсказанию моего спутника, погода прояснилась и обещала нам тихое утро. (М. Лермонтов); . Слепцов, несмотря на болезнь, не прекращал интенсивной творческой работы (К. Чуковский). Обстоятельства могут быть выражены:
3.Обстоятельства места. Они отвечают на вопросы где? куда? откуда? и обозначают место действия или направление движения (вверху, наверху — вверх, наверх; впереди — вперёд): У Лукоморья дуб зелёный (А. Пушкин); Язык до Киева доведёт (пословица).
4. Обстоятельства времени. Они отвечают на вопросы когда? с каких пор? до каких пор? как долго? и обозначают время и продолжительность описываемых явлений и событий (вчера, когда-то, давно, с неделю, всю зиму, недолго и т. д.): Возвратясь домой, я сел верхом и поскакал в степь. (М. Лермонтов); Ах, песенку эту доныне хранит трава молодая — степной малахит (М. Светлов); Ах! Тот скажи любви конец, кто на три года вдаль уедет (А. Грибоедов).
Дополнение и обстоятельство
Дополнение может выражаться существительными, местоимениями, реже количественными чиислительными, инфинитивом, субстантивированными словами, синтаксически неделимыми словосочетаниями, например: Из десяти вычесть пять.(из десяти пять -дополнение). Они просили его разобраться (разобраться — дополнение).
Дополнение — это второстепенный член предложения, который обозначает предмет, связанный с действием, и отвечает на вопросы косвенных падежей, обычно стоит после слова, которое распространяет. Дополнение может относиться к глаголам, существительным, прилагательным, наречиям, например: Они верили (во что?) в эти каракули (в эти каракули — дополнение). Он знал цену (чему?) таким разговорам (таким разговорам — дополнение).
- формой беспредложного винительного падежа существительных, местоимений, субстантивированных слов, например: Ночью я видел (что?) берёзы (берёзы- дополнение). Он увидел (кого?) меня и замер (меня — дополнение).
- формой беспредложного родительного падежа: а) если дополнение обозначает прямой объект (делимое вещество), который охватывается действием частично (такой родительный падеж называется разделительным), например: А ведь вы правы: всё лучше выпить (чего?) чайку (чайку — дополнение); б) при переходных глаголах с отрицанием не (родительный при отрицании), например: Но он не рассмотрел (чего?) лица (лица- дополнение);
- формой дательного падежа прямого объекта с предлогом по (дательный распределительный), напрмиер: дать по апельсину, посадить по дереву, взять по яблоку.
Обстоятельство — второстепенный член предложения, который обозначает место, направление, время, причину, цель, условие, образ и степень действия; характеризует обычно сказуемое и отвечает на вопросы где? куда? откуда? когда? зачем? почему? как? при каком условии? и др.
По значению обстоятельства традиционно подразделяются на обстоятельства места, времени, причины, цели, условия, уступки, образа и степени действия. Обстоятельства выражаются наречиями, существительными в косвенных падежах с предлогами или синтаксически неделимыми сочетаниями: наречие с существительным и количественное числительное с существительным.
Предложения с обстоятельствами уступки как бы противоположны предложениям с обстоятельствами причины, передающими естественное соответствие между явлениями. В предложениях же с обстоятельствами уступки говорится о явлениях, которые наблюдаются вопреки обстоятельствам: Вопреки предсказанию моего спутника , погода прояснилась и обещала нам тихое утро. (М. Лермонтов); . Слепцов, несмотря на болезнь , не прекращал интенсивной творческой работы (К. Чуковский).
3.Обстоятельства места. Они отвечают на вопросы где? куда? откуда? и обозначают место действия или направление движения (вверху, наверху — вверх, наверх; впереди — вперёд ): У Лукоморья дуб зелёный (А. Пушкин); Язык до Киева доведёт (пословица).
1. Обстоятельства образа действия. Они отвечают на вопросы как? каким образом? и обозначают качественную характеристику действия или способ его осуществления («образ действия»). Обстоятельства образа действия зависят от глагола (работали хорошо, дружно, без напряжения, вместе, вручную ): Тарантас неровно запрыгал по круглым бревёшкам: я вылез и пошёл пешком (И. Тургенев); Синея , блещут небеса (А. Пушкин).
5. Обстоятельства причины. Они отвечают на вопросы почему? по какой причине? и обозначают причину события (почему-то, от жары, из-за дождя, благодаря поддержке, в силу обстоятельств и т. д.): От праздности происходит умственная и физическая дряблость (Д. Писарев);
. Горничная никому ни о чём не говорила, опасаясь гнева господ (А. Пушкин).
2.Обстоятельства степени. Они отвечают на вопросы как? в какой степени? насколько ? и обозначают степень проявления признака (увеличился вдвое, немного старше, абсолютно неинтересный): Я не умолкал: мои анекдоты были умны до глупости, мои насмешки. были злы до неистовства . (М. Лермонтов); Старушка очень полюбила совет разумный и благой. (А. Пушкин).
Все дополнения можно поделить на прямые и косвенные. Прямое — находится в винительном падеже и не имеет предлога (выбирать альбом) , либо в родительном падеже при отрицательном глаголе (не смотреть на недостатки ). Во всех остальных ситуациях дополнение является косвенным (говорить о любви, уважение к брату ).
Дополнение обозначает предмет, на который направлено конкретное действие; деятельность предмета, его характеристика. Выражается такими же частями речи, что и подлежащее: чаще всего это имя существительное или местоимение-существительное. На письме такой второстепенный член подчеркивается пунктирной линией. Отвечает на вопросы косвенных падежей: кого? чего? кому? чему? кем? чем? о ком? о чем?
- Место — пошел (куда?) в школу. Обстоятельство обозначает путь, направление или место действия.
- Причины — отменили (почему?) из-за карантина . Выражает повод, мотив или причину для того, чтобы конкретное действие совершилось.
- Время — приедет (когда?) завтра. Второстепенный член обозначает временной промежуток.
- Уступки — несмотря на недомогание. Обозначает условие, вопреки которому действие все равно будет осуществлено.
- Мера и степень — красивый (в какой степени?) очень. Обстоятельство выражает степень проявления конкретного признака.
- Сравнение — белый, как снег.
- Цель — учиться (с какой целью?) для получения аттестата. Конкретизирует цель совершенного действия.
- Образ действия — идти (как?) бесшумно . Дает характеристику действию или рассказывает о способе, с помощью которого оно было совершено.
- Условие — при необходимости (при каком условии?) можно созвониться. Указывает на условие совершения конкретного действия.
Определить член предложения возможно по вопросам. У подлежащего это вопрос «кто?» или «что?» у сказуемого — «что делает?». Определение, дополнение и обстоятельство имеют свои вопросы, которые необходимо хорошо знать, чтобы уметь верно находить их в тексте.
- наречие: вышивала Лиза красиво ;
- имена существительные в форме косвенного падежа с предлогом:в пятницу мы не спали до самого утра ;
- деепричастие: потянувшись , дочка встала с кровати;
- инфинитив: я хотела узнать, как ты живешь .
На какие вопросы отвечает и что такое обстоятельство в русском языке
Учащиеся старших ступеней школы изучают синтаксические конструкции, которые требуют знания правил постановки запятых. Так, деепричастные обороты или одиночные деепричастия обязательно выделяются с двух сторон знаками препинания. Именно поэтому его называют обособленное обстоятельство, то есть выделенное знаками. Весь деепричастный оборот является одним членом — обстоятельством: Родственники собрались за ужином, заранее приготовив вкусные блюда.
Группа второстепенных членов насчитывает большое количество подвидов, считается самой объемной. Такое многообразие объясняется важной ролью, возлагаемой на них грамматическими и стилистическими нормами языкознания. Важное место в предложении занимает обстоятельство: связывает части текста, дополняет и характеризует все члены, кроме подлежащего.
Иногда можно поставить сразу несколько видовых вопросов (места, времени, образа действия). Такое чаще наблюдается в текстах о природе. Их относят к отдельному типу — ситуативные или обстановки: на солнце (уменьшительно-ласкательная форма — на солнышке), в тиши (усеченная форма — в тишине), во тьме, на ветру, в тумане, в пелене. Список вопросов, которые можно поставить:
- Где, куда, откуда? – уточняют место расположения или направление.
- Когда, с каких пор, как долго? – уточняет временные параметры.
- Почему, отчего, по какой причине? – объясняет повод, вызывающий событие, указывает причину.
- Зачем, с какой целью, для чего? – какую цель преследует конкретное действие.
- Одна группа объединяет три характеристики: образа, меры и степени. Значение группы – качество и способ. Как, каким образом, каким способом? – что требуется для совершения, образ действия. В какой мере, насколько? В какой степени? – объем действия, его степень.
- Как, подобно кому (чему)? – используется сравнение.
- При каком условии? – объяснение условий.
- Вопреки чему, несмотря на что? – несмотря на какие проблемы, все произошло — уступка
Если оно состоит из одного слова, то является нераспространенным: Девочка, заблудившись, стала звать и кричать о помощи. Оба случая требуют выделения знаками с обеих сторон, поскольку в конструкции присутствует деепричастие. В этом случае можно будет задать вопросы: каким образом, как? и что делая? что сделав?
Дополнение может быть выражено существительным, местоимением или субстантивированной частью речи, занимающими в структуре предложения позицию после распространяемого слова. Обычно это глагол, с которым дополнение связано способом управления. Такую связь определяют по вопросам косвенных падежей.
В предложении, кроме подлежащего и сказуемого, составляющих его грамматическую основу, могут быть использованы второстепенные члены, уточняющие, конкретизирующие или дополняющие содержание. К ним относятся дополнения, определения и обстоятельства. Каждая группа второстепенных членов предложения выполняет в речи свою конкретную синтаксическую функцию.
Обстоятельство выражается наречием, деепричастием или деепричастным оборотом, в некоторых случаях – существительным и словосочетанием с обстоятельственным значением. К обстоятельству можно поставить вопросы: как? каким образом? когда? с какой целью? в какой мере? где? почему?
6 Поэтическая пятиминутка Поле Раскинулось поле волнистою тканью И с небом слилось темно — синею гранью, И в небе прозрачным щитом золотым Блестящее солнце сияет над ним. Как по морю, ветер по нивам гуляет И белым туманом холмы одевает, О чем — то украдкой с травой говорит И смело во ржи золотистой шумит. ( И. Никитин ) ( И. Никитин )
3 Синтаксическая пятиминутка Назовите грамматические основы предложений. Назовите грамматические основы предложений. Кустик прекрасен. Два листа держатся почти у самой земли. Три стебля растут прямо вверх. Еще один стебель держит два белых цветка. Все вместе радует глаз стройностью. Кустик прекрасен. Два листа держатся почти у самой земли. Три стебля растут прямо вверх. Еще один стебель держит два белых цветка. Все вместе радует глаз стройностью. ( по В. Солоухину ) ( по В. Солоухину )
2 Цель ЗНАТЬ : Что обозначает обстоятельство Что обозначает обстоятельство На какие вопросы оно отвечает На какие вопросы оно отвечает Чем может быть выражено Чем может быть выражено УМЕТЬ : Находить обстоятельства в предложении Находить обстоятельства в предложении Употреблять их в речи Употреблять их в речи
7 Подумаем над прочитанным Перепишите текст, подчеркните обстоятельства. Перепишите текст, подчеркните обстоятельства. Какие речевые средства автор использует для придания выразительности своему стихотворению ? Какие речевые средства автор использует для придания выразительности своему стихотворению ? Как вы понимаете значение слова НИВА ? Как вы понимаете значение слова НИВА ?
8 Выборочный диктант Из предложений выписать глаголы — сказуемые с зависимыми словами, которые отвечают на вопросы обстоятельств. Из предложений выписать глаголы — сказуемые с зависимыми словами, которые отвечают на вопросы обстоятельств. Три солдата возвращались из разведки. Вдруг старшой остановился и поднял руку. Через минуту он скрылся за кустом. Три солдата возвращались из разведки. Вдруг старшой остановился и поднял руку. Через минуту он скрылся за кустом. В окопе спал мальчик. Он лежал в грязной луже и тяжело бредил во сне. Лицо его было покрыто царапинами и синяками. Вдруг мальчик проснулся, вскочил и быстро сел. Его глаза дико блеснули в темноте. В одно мгновенье он выхватил из — под себя большой гвоздь. Ловким движением Егоров успел перехватить горячую руку мальчика. « Тише. Свои », — сказал он шепотом. Радостная улыбка бледно вспыхнула на лице мальчика. В окопе спал мальчик. Он лежал в грязной луже и тяжело бредил во сне. Лицо его было покрыто царапинами и синяками. Вдруг мальчик проснулся, вскочил и быстро сел. Его глаза дико блеснули в темноте. В одно мгновенье он выхватил из — под себя большой гвоздь. Ловким движением Егоров успел перехватить горячую руку мальчика. « Тише. Свои », — сказал он шепотом. Радостная улыбка бледно вспыхнула на лице мальчика. ( по В. Катаеву ) ( по В. Катаеву )
Открытый урок русского языка по теме; Обстоятельство
Цель:
- Закрепить знания о второстепенном члене предложения – обстоятельстве.
- Формировать умение находить обстоятельство в предложении, определять, что оно обозначает и какой частью речи выражено, и употреблять обстоятельство в речи.
- Развивать речь устную и письменную, обогащать словарный запас, расширять объём внимания и памяти.
- Воспитывать ответственное отношение к выполнению заданий, товарищество и коллективизм, самооценку, самоконтроль, адекватное отношение к критике.
— Закрепим знания о члене предложения – обстоятельстве, научимся находить его в предложении и употреблять в устной и письменной речи. От вас требуется предельное внимание, активная работа на уроке и, конечно же, безупречные знания. В конце урока у вас будет возможность оценить свою деятельность на уроке.
Ответ: В этом предложении говорится о лучах. Что? лучи, это подлежащее, подчёркиваем одной чертой, выражено существительным в им. падеже; лучи что делали? играли, это сказуемое, подчёркиваем двумя чертами, выражено глаголом прош. вр.; лучи чего? солнца, это дополнение, подчёркиваем пунктирной линией, выражено сущ. в род. падеже; играли как? весело, это обстоятельство образа действия, подчёркиваем точкой-тире, выражено наречием; играли где? на крышах, это обстоятельство места, выражено существительным с предлогом в предл. падеже; на крышах чего? домов, это дополнение, выражено существительным в род. падеже. Словосочетания: лучи чего? солнца, играли как? весело, играли где? на крышах, на крышах чего? домов. (Второе предложение – аналогично) лучи чего?, подчёркиваем двумя чертами, выражено глаголом прош.вм в им.
Персональный сайт учителя русского языка и литературы Карпачёва Сергея Владимировича
— Цель нашей работы сегодня – продолжить знакомство обстоятельством как членом предложения. Достичь цели предлагаю через внимательную, вдумчивую работу с текстом и языковым материалом. При этом договоримся, что сегодня каждый может высказывать свое предположение, но никто не должен его опровергать без аргументов. В конце урока мы проверим правильность наших выводов по теме и выясним, насколько хорошо тема усвоена.
(Обстоятельство — второстепенный член предложения. Обстоятельство присоединяется к сказуемому. Обстоятельство отвечает на вопросы где? когда? куда? откуда? почему? зачем? как? и др. Обстоятельство может быть выражено наречием и именем существительным в косвенном падеже)
Возможные варианты ответов: обстоятельство — второстепенный член предложения. Обстоятельство присоединяется к сказуемому. Обстоятельство отвечает на вопросы где? когда? куда? откуда? почему? зачем? как? и др. Обстоятельство может быть выражено наречием и именем существительным в косвенном падеже. Подчёркиваются штрихпунктирной линией. Нам известны обстоятельства места, времени, образа действия.
Для работы я вам предлагаю текст Ольги Берггольц. В годы Великой Отечественной войны Ольга Берггольц находилась в осажденном фашистами Ленинграде. В ноябре 1941 ее с тяжело больным мужем должны были эвакуировать из Ленинграда, но Николай Степанович Молчанов умер, и Ольга Федоровна осталась в городе. (. ) Спустя самое недолгое время тихий голос Ольги Берггольц стал голосом долгожданного друга в застывших и темных ленинградских домах, стал голосом самого Ленинграда. Это превращение показалось едва ли не чудом: из автора мало кому известных детских книжек и стихов, про которые говорилось «это мило, славно, приятно — не больше», Ольга Берггольц в одночасье вдруг стала поэтом, олицетворяющим стойкость Ленинграда.» В Доме Радио она работала все дни блокады, почти ежедневно ведя радиопередачи, позднее вошедшие в ее книгу «Говорит Ленинград».
Гитлер решил стереть с лица земли город Ленинград… Было предложено блокировать город и путем обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землей. Ленинград оказался полностью блокирован с суши. С каждым днем в городе таяли запасы продовольствия… Рабочие получали в день хлеба по 250 грамм, а служащие и дети по 125 грамм. Хлеб был почти единственным питанием ленинградцев. Зимой 1941-1942 года в городе не было топлива и электроэнергии. Сильные морозы царили в городе зимой. В первую зиму блокады многие ленинградцы умерли от холода, особенно после того, как в декабре 1941 г. из-за нехватки топлива было отключено отопление. Люди, истощенные голодом, измученные непрерывными бомбежками жили в домах, которые не отапливались. За водой ходили на набережную Невы, делали прорубь и набирали воду под обстрелами.
- (Как?) Звонко кукушка вдали куковала.
- Корабль одинокий несётся, несётся (как?) на всех парусах.
- Ребята шли (как?), еле передвигая ноги.
- Впереди отряда (как?), прихрамывая, шагал вожатый.
- Пруд местами (как?), как сталь, сверкал на солнце.
Обстоятельства образа действия обычно относятся к членам предложения, выраженным глаголами. Обстоятельства степени могут относиться не только к членам предложения, выраженным глаголами, но и к членам предложения, выраженным прилагательными и наречиями. Они обозначают степень качества, например: