Процесс формирования мнений оценочных суждений и отношений

Что такое оценочное суждение

Оценочное суждение — это субъективная оценка человеком какого-либо явления окружающей среды. Проще говоря, это мнение, которое выражается чаще всего с помощью оценочных понятий. Их мы привыкли использовать в повседневной жизни, например, хорошо это или плохо. Таким образом мы объясняем нашу личную позицию в отношении конкретного предмета, человека или явления.

  • Оценочное — обычно предполагает открытое или косвенное выраженное мнение конкретного человека о происходящем с позиции хорошо это или плохо. Если присутствие оценочного суждения косвенно, то его идентифицировать можно, только если задавать дополнительные вопросы говорящему.
  • Обосновывающее – суждение, которое подкрепляется аргументами и фактами.
  • Аналитическое – суждение, которое отмечает конкретную необходимость существования конкретного явления или объекта, его анализ и степень связи с другими объектами.
  • Экзистенциальное – самое обычное мнение в чистом виде. Используется с целью обозначить существование определенного факта без конкретного объяснения.
  • Определение – суждение, суть которого раскрыть суть конкретного явления или предмета.
  • Фактические или объективные суждения фиксируют те события, которые действительно происходили в жизни. Проще говоря, событие, которое было запечатлено людьми или специальными приборами, а также сохранено в любом виде или имеет доказательства. Фактическое теоретическое оценочное суждение может быть результатом как своего собственного, так и чужого опыта. Сюда же можно отнести события, которые происходят не только в реальной жизни, но и могут являться сюжетами книг, кино, рекламы и так далее. Например, Гарри Поттер – волшебник, который учился в Хогвартсе. Это определенно факт, но факт, который произошел в мире фантазии.
  • Оценочным суждением является субъективное мнение, которое даже может принадлежать не конкретному человеку, а целому обществу. Такой тип суждений отображает индивидуальное восприятие факта.
  • Теоретические суждения – это та информация, которая базируется на опыте не одного поколения. Для того чтобы иметь фактический оценочный теоретический характер суждений, абсолютно не обязательно быть ученым или разбираться в науке. Научный опыт может получить даже самый обычный человек.

Основная задача оценки – самоконтроль и самоуправление вкупе с отождествлением себя с обществом. Мы начинаем говорить об оценочном суждении, когда речь заходит о таких понятиях, как защита чести и достоинства. Но чаще всего данное понятие используется именно в научной сфере для того, чтобы дать определение тем или иным фактам и теориям.

Чтобы разобраться в этом вопросе, нужно определить, что такое научный опыт и где его взять. Тут все просто, обычно это любые события, концепции, теории, схемы, которые излагаются компетентными людьми упорядоченно и конкретно. Количество знаний в мире сумасшедшее, но научными признаются только те, которые получили свое одобрение научным сообщество и были опубликованы в специальных изданиях. Теоретические суждения нельзя путать с самыми обычными фактами. Ведь явление – это конкретное событие, а теория – схема действий. Каждый человек дает определенным явлениям и предметам самостоятельную оценку, и она считается таковой, даже если это суждение навязано ему окружающим миром.

Анализ литературы по проблеме исследования показывает, что к методам словесного воздействия исследователи относят так­же беседы и диспуты. В педагогике считается, что успех беседы, как метода выработки правильных суждений, зависит, прежде всего, от знания педагогом «аудитории», то есть индивидуальных мнений и взглядов людей, их отношения, сложившегося к обсуждаемым явле­ниям и фактам, причин, породивших это отношение.

На данном этапе также выделяются методы, способствующие обобщению, интеграции индивидуальных мнений. Их принято назы­вать методами обобщения и объединения (интеграции) индивиду­альных мнений. Если методы I и II группы используются для подго­товки индивидуальных суждений, то с помощью методов III груп­пы организаторы объединяют мнения в единое, то есть происходит собственно становление общественного мнения. Наиболее эффек­тивным методом третьей группы в педагогике считается общее со­брание. В словаре русского языка собрание трактуется как совмест­ное присутствие где-нибудь людей, чем-то объединенных [54].

Эффективность разъяснительной работы зависит от многих факторов. А.А. Вайсбург выделяет главные из них — содержатель­ность и последовательность; связь привносимых в сознание лю­дей идей с общественными и личными интересами и потребно­стями; авторитет источника воздействия [17].

Таким образом, перечисленные этапы характеризуют процесс формирования общественного мнения, взятый в целом. Но это, как мы считаем, не значит, что данная схема не претерпевает какихлибо изменений. Как показывает анализ литературы, на протекание процесса влияют, в частности, характер явления, по которому соз­дается единое мнение, заинтересованность в нем, уровень разви­тия коллектива.

Исследователи подчеркивают, что формирование и развитие общественного мнения осуществляется не всем коллективом (груп­пой), а его наиболее передовыми представителями, для чего необ­ходима соответствующая трибуна. Такой трибуной, по мнению мно­гих авторов, считается общее собрание. Оно является главным ор­ганом управления, решающей инстанцией любого демократическо­го коллектива, что важно для студенческой среды. А.А. Вайсбург пишет: «Делясь опытом работы, критикуя, высказывая то или иное предложение, голосуя за решение, каждый человек активно уча­ствует в формировании общественного мнения» [17]

С наступлением половой зрелости рождается астральное тело. Теперь, когда оно вступило в стадию свободного внешнего развития, к человеку можно обращаться с тем, что извне стимулирует становление мира отвлеченных понятий, способности суждения и независимого разума. Важно, чтобы до указанного возраста дети были избавлены от каких бы то ни было теорий, они должны знакомиться с самими явлениями и непосредственно воспринимать их душой.

Одним из психологических механизмов субъективной ответственности выступает атрибуция— приписывание социальным объектам <человеку, группе, социальной общности>характеристик, не представленных в поле восприятия. Воспринимая любое событие как причинное, люди причисляют эту причину либо к действующему лицу, либо к среде, В первом случае событие вызвано самим субъектом действия, а во втором — оно продукт данной среды. Отсюда любое событие, воспринимаемое человеком, есть функция двух действующих сил: силы окружения и личностных ресурсов субъекта.

Духовный слой сознания — это особая онтология, к которой психология прикасалась лишь изредка и которая, по словам М.Бубера, обнаруживает себя лишь между двумя трансцендирующими личностями. «Царство МЕЖДУ находится там, где встречаются Я и Ты, на узком горном хребте, по ту сторону объективного и субъективного». По мнению В.П.Зинченко, образ узкого горного хребта очень точен. Если бы мы попытались изобразить модель сознания, она бы не уместилась на плоскости. Духовный слой сознания — это на самом деле его вертикальное измерение, это прорыв, взрывающий бытие или заставляющий бытие оцепенеть и замерзнуть.

Существуют два ключевых слова, раскрывающих нам суть отношения ребенка к его окружению, — подражание и пример. В эфирном теле ребенка до семи лет развитие представлений, привычек, памяти должно протекать как бы само собой. Физическое тело создает критерии того, что ребенку полезно. Оно достигает этого, формируя желания. Поэтому нужно чутко прислушиваться к тому, чего требует здоровая склонность, здоровое желание, влечение. Радость и удовольствие силы, наилучшим образом формирующие физические органы.

Наиболее глубоко данный процесс рассмотрел швейцарский психолог Жан Пиаже в своем фундаментальном исследовании «Моральное суждение ребенка», стимулировавшем множество экспериментальных работ. По мнению ученого, всякая мораль есть система правил, и сущность ее — добиваться уважения, почитания этих правил. Большинство моральных устоев ребенок получает от взрослых, но не сразу. Сначала дети усваивают правила различных игр, что по сути является исполнением определенной роли. Поэтому автор осуществляет свое исследование путем анализа процессов понимания и соблюдения детьми положений игры, в отношении которых Пиаже раскрывает два феномена. Первый он называет «практическими правилами»,т.е. способами, при помощи которых дети разного возраста применяют правила игры. Второй — «осознание правил»— знания, идеи, которые ребенок формирует о характере игры. Процесс овладения практическими правилами делится на четыре стадии.

В процессе занятий совершенствуется способность формулировать суждения и производить умозаключения. Суждения дошкольника развиваются от простых форм к более сложным, постепенно, по мере овладения знаниями. Дошкольник в большинстве случаев судит о том или ином факте односторонне, опираясь на единичный внешний признак или свой ограниченный опыт. Его суждения, как правило, выражаются в категоричной утвердительной форме или столь же категоричной отрицательной.

Чувства ребенка-дошкольника становятся и более глубокими. Это прямо связано с нарастающим опытом ребенка, прежде всего социальным. Дети уже могут оценить поступок другого с позиции общепринятых норм поведения и дать какое-то обобщенное суждение о том, что они услышали или увидели, с точки зрения имеющихся у них знаний. Порой они сами отличают, что именно вызывает у них одобрение, огорчение или восторг.

Народное искусство как проявление творчества народа близко по своей природе творчеству ребенка (простата, завершенность формы, обобщенность образ) именно поэтому оно близко восприятию ребенка, понятно ему. В народном декоративно-прикладном искусстве окружающий мир отражается условно, символами, здесь нет натуралистического воспроизведения, художник избегает излишней детализации, но сохраняет целостность, законченность образа.

Известный отечественный психолог В. В.Зеньковский писал: «Психическая организация детства исключительно прекрасна, и этой красотой и грацией своей детство обязано той непосредственности, корень которой лежит в преимущественном развитии эмоциональной сферы». (9, 66)

Под ценностями дошкольного возраста мы понимаем обусловленные возрастной стадией личностные проявления ребенка, воплощенные в специфике самосознания, действий, поступков, в характерных поведенческих образцах. Именно личностные проявления служат основанием, именно они, создающие сенситивный фон для процесса образования, содержательно связаны с понятиями «психофизиологические особенности детей», «детская субкультура». Напомним,к психофизиологическим особенностям детей дошкольного возраста относятся: познание окружающего через образное мышление и воображение, повышенная двигательная активность, эмоциональной и сенсорной сфер (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Н. Н. Поддьяков и др.). Детская субкультура, по образному определению В. Т. Кудрявцева, Т. И. Алиевой, представляет собой своего рода «культуру в культуре, живущую по специфическим и самобытным законам»

Процесс формирования общественного мнения

Общественное мнение высказывается, как правило, по актуальным, социально значимым вопросам жизнедеятельности людей. Затрагивая общие интересы, общественное мнение формируется на их основе. Как продукт взаимодействия людей, оно по своему характеру есть коллективное высказывание.

Общественное мнение является управляемой системой. И вопрос сейчас не столько в том, можно ли изучать и измерять общественное мнение, сколько в том, как лучше управлять процессом его формирования, по каким конкретным критериям судить о сформировавшемся мнении, какие методы применять при его изучении, как эффективно использовать его в регулировании жизнедеятельности людей и т. д.

Дело в том, что для выяснения специфики общественного мнения важно рассматривать его как необходимое звено во взаимоотношении субъекта и объекта деятельности, в отношении человека, социальной группы с окружающим миром. Ведь люди не только познают окружающий мир, но и вступают в определенные отношения, изменяют его. И вот в процессе взаимодействия человека, социальной группы, с окружающим миром необходимо высказываются оценочные суждения, которые выступают в качестве регулятора отношений, поведения людей. Конечно, мнение не тождественно знанию, но оно складывается на его основе.

Субъект общественного мнения — это устойчивая общность людей, которой принадлежит мнение, чьи интересы и ценности мнение выражает. Организатор же мнения — это любое объединение людей, проявляющее инициативу по формированию мнения, его выражению и распространению. Организатор выносит на обсуждение те или иные социально значимые вопросы, привлекает к ним пристальное внимание людей. Выступая в такой роли, он в состоянии и управлять процессом формирования общественного мнения.

Механизм формирования общественного мнения выступает, с одной стороны, как механизм духовного воздействия на сознание и поведение людей, с другой стороны — как механизм восприятия, усвоения воздействия. Духовное воздействие — это внушение, убеждение, авторитет, социальные нормы, традиции и т. п. Внушение как социально-психологическое явление и как способ духовного воздействия проявляется во взаимоотношениях людей, в том числе в процессе образования мнений. Человек иногда придерживается общего мнения вовсе не потому, что принимал участие в его выработке, а потому, что оно внушено ему в процессе общения. Для внушения как способа духовного воздействия характерно, что предлагаемые суждения воспринимаются индивидом на эмоционально-чувственном уровне без критического к ним отношения, без активного участия в выработке общей позиции. Убеждение обращено к разуму и чувствам людей. По своему содержанию оно представляет систему логических доказательств необходимости определенной оценки и решения обсуждаемой проблемы.

  1. Размещение на Кубе советских ракет с ядерными боеголовками (1962 г.);
  2. Возведение стены вокруг западного Берлина и установление контрольно-пропускных пунктов (1961 г.);
  3. Провозглашение Программы мира (1971-1981 гг.);
  4. Введение советских войск в Чехословакию (1968 г.);
  5. Соглашение по ограничению гонки вооружений;
  6. Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (1979 г.);
  7. Введение советских войск в Афганистан (1979 г.);
  8. Решение о размещении ракет среднего радиуса действия в Европе (70-е гг.);
  9. Поддержка режимов Ирака и Ливии.
  10. Советско0американская космическая программа “Союз-Аполлон”;
  11. Запрет испытаний ядерного оружия в воде, в воздухе;
  12. Договор о противоракетной обороне.
Это интересно:  Будет ли индексироваться выплата ветеранам труда в оренбургской области

в результате анализа они приходят к выводу о том, что во II половине 50-х – нач. 80-х гг. международная обстановка характеризовалась тенденцией к разрядке напряжённости, которая была неустойчивой. Руководство СССР в своей внешней политике допускало ряд действий, которые не способствовали укреплению доверия к СССР и потеплению международного климата, что позволило втянуть страну в бесперспективную и дорогостоящую гонку вооружений. Возвращаясь, в конце урока, к заданию, которое было предложено, учащимся предлагается оценить факты внешней политики СССР в 60-е – 80-е г.г. и выбрать те, которые характеризуют её позитивно. Вот пример такого задания:

последующая проверка задания показала, что учащиеся справились успешно. Прочность запоминания оказалась более продолжительной и глубокой, чем в тех случаях, когда урок проводился без предварительного задания и индивидуальной работы учащихся в творческих группах по подбору и анализу фактов.

Сюда же можно отнести общую проблему образования, состоящую в том, что ученики, хорошо запоминающие новые сведения, и способные наизусть процитировать параграфы учебника, далеко не всегда способны применить полученные знания на практике, приложить их к конкретной исторической ситуации. Необходимость решить, какой из полученных ими при обучении инструментов надо применить в конкретных условиях приводит их в замешательство.

Уровень сложности заданий должен варьироваться от самых простых до наиболее сложных, в зависимости от степени подготовки учащегося и его самооценки своих знаний. В одном случае это может быть выбор нужного варианта ответа из нескольких, или даже такая постановка вопроса, в которой уже имеется в значительной части ответ на него. В другом случае это может быть необходимость самостоятельно выявить проблему и найти способ её решения, оперируя всем багажом полученных знаний. Зачастую ученик сам мог бы выбирать, задачу какого уровня сложности он считает приемлемой для себя. Естественно оценивание решения заданий разного уровня сложности тоже должно быть разным. При этом должна присутствовать общая тенденция к постепенному усложнению заданий для конкретного ученика с ростом его знаний и умений.

Формирование собственных оценочных суждений школьников в рам

Современная система образования диктует новые условия к его реализации. Знаньевая концепция уступила место системно-деятельностному подходу. В условиях рыночной экономики необходимо воспитывать конкурентоспособного человека, человека, не просто обладающего набором знаний, но и умеющего эту информацию использовать. Одним из главных параметров конкурентоспособной личности является наличие собственного мнения, а потому нужно научить школьника оценивать мир и мыслить самостоятельно.

В настоящее время не существует четкой методики формирования у учащихся собственных оценочных суждений, однако, при использовании нужной комбинации приемов, имеющихся в современных педагогических технологиях, можно добиться достойного результата. Эти технологии были отобраны мною по принципу от общего к частному. Дело в том, что если мы хотим научить детей давать собственную оценку историческим фактам и фактам современной действительности, мы должны сперва понимать – какого человека мы воспитываем. С моей точки зрения это должен быть человек самостоятельный, не принимающий на веру информацию, но стремящийся оценивать ее. А потому, для формирования такого человека, мною используются приемы почерпнутые из следующих педагогических технологий:

Это лишь некоторые примеры отражения важности формирования навыка формулировки собственных оценочных суждений школьниками в стандарте современного образования. В целом, социальный заказ, повлиявший на требования стандарта, диктует необходимость формирования самобытной личности, обладающей независимой точкой зрения, умеющей ориентироваться в потоке информации.

История – это дисциплина, изобилующая проблемными вопросами, неоднозначными, порой противоположными оценками одного и того же факта, а потому у нее огромный потенциал в формировании человека, умеющего мыслить самостоятельно. А потому, цель моей работы – вырабатывать у учащихся навык формирования собственных оценочных суждений по проблемным вопросам истории в рамках требований историко-культурного стандарта.

Долгосрочные (планируемые): формирование самобытной личности, умеющей давать собственную оценку; повышение качества обучения истории в школе посредством повышения заинтересованности обучающихся; создание полноценной методики формирования навыка формулировки собственных оценочных суждений и использование данных методических рекомендаций учителями других ОУ, студентами-практикантами педагогических вузов.

В истори-ческое исследование включаются не только оценки рассмат-риваемой исторической эпохи, но и ценности тех кругов, к которым обращается историк со своим исследованием. Это соотношение ценностей представляет собой основу исторического понимания; культурно-научное изложение осуществляется тогда с помощью индивидуализированного образования понятий, соотносящихся с ценностями.

Оценочные суждения сторон процесса в судебном правоприменении нередко становятся предметом разбирательства. Впервые на необходимость разграничения между фактом и мнением (оценочным суждением) обратил внимание Европейский суд по правам человека в своем решении от 8 июля 1986 г. по делу «Лингенс против Австрии».

Учитель в нормальной ситуации — носитель большего понимания, познаний, опыта, имеет право и даже обязанность давать оценку познаниям ученика. Здесь ситуация вполне нормальная, хотя учитель порой может «нагрубить» ученику в специфической форме — поставив неудовлетворительную оценку.

Проблема формирования оценочного суждения педагога не может быть рассмотрена вне связи ее с теоретическими аспектами контрольной функции педагога в образовательном процессе в целом. Контроль означает выявление, измерение и оценивание знаний, умений и навыков обучаемых, из чего следует, что контроль содержит в себе оценивание (как процесс), выражаемое в форме оценочного суждения.

Таким образом, контроль тесно связан с не менее важным компонентом образовательного процесса — с его педагогической оценкой. «Оценка» как общенаучный термин в литературе имеет множество значений и смысловых оттенков, но до сих пор не получил единого определения.

Немаловажное значение имеет оценочное суждение в образовательном процессе. Фактически на оценку и направлена деятельность педагога. Оценки – это своего рода индикаторы достижения определенных результатов учениками, которые воздействуют на учащихся как побуждение к действию. И если с психологией все понятно, то в педагогике существует своя классификация оценочных суждений.

  • Разрушительное – мнение педагога об учащемся, которое негативно влияет на самооценку последнего. Обычно такие суждения наполнены экспрессивной лексикой и никак не подталкивают ученика к достижению лучших результатов, даже, наоборот, способствуют тому, что он начинает действовать назло.
  • Ограничительное суждение основывается на сравнении определенных результатов с какой-то установленной истиной. Если ученик отклоняется от этой истины, он получает замечание. Таким образом его деятельность ограничивается определенными рамками, установленными учителем.
  • Поддерживающее оценочное суждение является самым эффективным. Например, учителя могут похвалить даже самого нерадивого ученика с той целью, чтобы он хотя бы одним глазком глянул в учебник.
  • Развивающее оценочное суждение является предпочтительным в образовании. Если предыдущий вариант определяет ученика в некую зону комфорта, где он всегда готов к похвале, то в данном случае замечания педагога направляют учащегося на путь к дальнейшему росту и движению вперед.
  • Оценочное — обычно предполагает открытое или косвенное выраженное мнение конкретного человека о происходящем с позиции хорошо это или плохо. Если присутствие оценочного суждения косвенно, то его идентифицировать можно, только если задавать дополнительные вопросы говорящему.
  • Обосновывающее – суждение, которое подкрепляется аргументами и фактами.
  • Аналитическое – суждение, которое отмечает конкретную необходимость существования конкретного явления или объекта, его анализ и степень связи с другими объектами.
  • Экзистенциальное – самое обычное мнение в чистом виде. Используется с целью обозначить существование определенного факта без конкретного объяснения.
  • Определение – суждение, суть которого раскрыть суть конкретного явления или предмета.
  • Фактические или объективные суждения фиксируют те события, которые действительно происходили в жизни. Проще говоря, событие, которое было запечатлено людьми или специальными приборами, а также сохранено в любом виде или имеет доказательства. Фактическое теоретическое оценочное суждение может быть результатом как своего собственного, так и чужого опыта. Сюда же можно отнести события, которые происходят не только в реальной жизни, но и могут являться сюжетами книг, кино, рекламы и так далее. Например, Гарри Поттер – волшебник, который учился в Хогвартсе. Это определенно факт, но факт, который произошел в мире фантазии.
  • Оценочным суждением является субъективное мнение, которое даже может принадлежать не конкретному человеку, а целому обществу. Такой тип суждений отображает индивидуальное восприятие факта.
  • Теоретические суждения – это та информация, которая базируется на опыте не одного поколения. Для того чтобы иметь фактический оценочный теоретический характер суждений, абсолютно не обязательно быть ученым или разбираться в науке. Научный опыт может получить даже самый обычный человек.

Чтобы разобраться в этом вопросе, нужно определить, что такое научный опыт и где его взять. Тут все просто, обычно это любые события, концепции, теории, схемы, которые излагаются компетентными людьми упорядоченно и конкретно. Количество знаний в мире сумасшедшее, но научными признаются только те, которые получили свое одобрение научным сообщество и были опубликованы в специальных изданиях. Теоретические суждения нельзя путать с самыми обычными фактами. Ведь явление – это конкретное событие, а теория – схема действий. Каждый человек дает определенным явлениям и предметам самостоятельную оценку, и она считается таковой, даже если это суждение навязано ему окружающим миром.

Процесс формирования мнений оценочных суждений и отношений

Несмотря на то что ответчик настаивал на том, что оспариваемое высказывание носит оценочный характер и, следовательно, не может быть проверено на предмет соответствия его действительности, его представителем в подтверждение действительности распространенных сведений были предоставлены суду материалы о привлечении к уголовной ответственности по фактам коррупции руководителей и работников префектур, органов местного самоуправления города.

Возражая против удовлетворения исковых требований, ответчик и его представители в судебном заседании ссылались на то, что приведенная истцами цитата не содержит сведений, не соответствующих действительности и порочащих честь, достоинство и деловую репутацию истцов, поскольку высказывания ответчика являются его мнением как лидера парламентской оппозиционной партии, были сделаны им от имени всей партии, в данных высказываниях в адрес истцов не было выдвинуто никаких обвинений.

Между тем положения указанной статьи Конституции Российской Федерации не исключают действия иных ее положений, в частности статьи 15, установившей, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, каковым является Конвенция о защите прав человека и основных свобод (далее — Конвенция), являются составной частью ее правовой системы.

6. При рассмотрении дел о защите чести, достоинства и деловой репутации необходимо учитывать, что содержащиеся в оспариваемых высказываниях ответчиков оценочные суждения, мнения, убеждения не являются предметом судебной защиты в порядке статьи 152 ГК РФ, если только они не носят оскорбительный характер.

Вместе с тем суд не учел, что рассматриваемое дело представляло собой конфликт между правом на свободу выражения мнения и защитой репутации, а конвенционный стандарт, как указывает Европейский Суд по правам человека, требует очень веских оснований для оправдания ограничений дебатов по вопросам всеобщего интереса.

Статья ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ СТАНОВЛЕНИЯ НРАВСТВЕННО-ОЦЕНОЧНЫХ СУЖДЕНИЙ

Проблема формирования оценочных суждений у детей тесно связана с общей проблемой оценки и оценивания, она исследовалась учеными в различных направлениях: философском (В. Василенко, Г. Дробницкий, Л. Столович и др.), психологическом (В. Андреева, М. Козак, Н. Крупина, Ю. Кулюткин, Г. Липкина и др.), педагогическом (Ш. Амонашвили, Л. Ващенко. В. Онищук, В. Полонский и др.), лингводидактическом (Н. Анкудинова, А. Богуш, С. Чемортан и др.). Формирование морально-этических оценок также исследовалось такими учеными, как А. Запорожец, Р. Ибрагимова, Н. Карпинская, Л. Славина и другие. Ученые отмечают, что в дошкольном возрасте возникают первые этические оценки, на основании которых дети учатся дифференцировать хорошие и плохие поступки [2].

Самооценка ребенка объективируется через ее продукт. Чтобы поощрить ребенка к более-менее объективному оцениванию результатов собственной деятельности, мы использовали приемы психологов О.Кононко и А.Липкиной. Именно в игре дети раскрывают свои возможности, именно в игре они приспосабливаются к роли, именно в игре они учатся общаться со сверстниками, в игре дети выполняют бесчисленное количество неписанных правил ради того, чтобы быть принятым в детское сообщество. Поэтому следующей формой нашей работы стали игры, тренинги и игровые упражнения, помогающие сблизить детей, объединить. Так, упражнения «Соединяющая нить», «Дружба начинается с улыбки», «Гроздь винограда» и «Передача платочка», развивали в детях чувство общности, сплоченности, создавали психически комфортную атмосферу.

Это интересно:  Как получить ветерана труда в 2022г в башкирии

С давних времен старшее поколение передавало в сказках своим потомкам собственное мировоззрение, морально-этические и эстетические принципы, мечты о непобедимости добра и правды, о счастливой жизни. Сказка – это не только сокровищница народной мудрости, но и неисчерпаемый источник развития эмоциональной сферы и творческого потенциала ребенка [3]. Сказка обогащает социальный и предметный опыт, показывает способы решения моральных разногласий. Познакомив детей с содержанием, мы рассматривали сюжет, определяли характеры героев, оценивали их действия. Спрашивали у детей, кто из персонажей им больше понравился или нет и почему.

Эффективной формой работы, на наш взгляд, являлись этические беседы и беседы по картинкам, которые включались и в занятия, и в повседневное общение. Во время бесед с детьми обсуждались различные человеческие качества, которые помогают людям общаться, дружить и, наоборот, мешают. Вместе с детьми вырабатывались правила того, как развить в себе позитивные качества.

Суждения являются одной из форм логического мышления, в котором утверждаются или опровергается наличие в предметах и явлениях определенных свойств, связей и отношений между ними. Ребенок находится в сфере, которая постоянно заставляет сопоставлять хорошее и плохое, доброе и злое, грустное и радостное, искреннее и лицемерное. Чтобы достичь цели в становлении моральной направленности личности, чтобы сформировать межличностные взаимоотношения детей, особое внимание следует обратить на психологические аспекты воспитательного процесса [5].

Уровень сложности заданий должен варьироваться от самых простых до наиболее сложных, в зависимости от степени подготовки учащегося и его самооценки своих знаний. В одном случае это может быть выбор нужного варианта ответа из нескольких, или даже такая постановка вопроса, в которой уже имеется в значительной части ответ на него. В другом случае это может быть необходимость самостоятельно выявить проблему и найти способ её решения, оперируя всем багажом полученных знаний. Зачастую ученик сам мог бы выбирать, задачу какого уровня сложности он считает приемлемой для себя. Естественно оценивание решения заданий разного уровня сложности тоже должно быть разным. При этом должна присутствовать общая тенденция к постепенному усложнению заданий для конкретного ученика с ростом его знаний и умений.

Эти события необходимо было рассмотреть с различных точек зрения, опираясь на документы. Каждый документ нужно было внимательно изучить, согласно следующему алгоритму:

  1. Внимательно прочитайте документ.
  2. Начните обдумывать данные в документе факты и определите, что они дают для ответа на ваши вопросы.
  3. Если в документе мало данных, вспомните, что вы знаете ещё по вашему вопросу и как это может вам помочь.
  4. Если из вашего документа можно выбрать факты для разных доказательств, сформулируйте все возможные варианты, даже если они противоречат друг другу.

Бурное развитие в последние десятилетия науки об информации, средствах, методах и алгоритмах ее обработки, сделало возможным (и перспективным) применение ее инструментов для организации учебного процесса, повышения его результативности, развития творческих и аналитических умений учащихся, сделать оптимальным и эффективным усвоение знаний в эпоху информационного бума Модернизация образования направлена на формирование личности нового типа. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству.

В этих условиях повышается значимость социально-гуманитарных дисциплин, в первую очередь истории, так как она аккумулирует социальный опыт человечества. Все большее значение приобретают оценочные суждения, умение давать социально-экономическую оценку приобретенным знаниям.

Современные педагоги-практики отмечают, что за последнее десятилетие в мировоззрении школьника произошли серьезные изменения. Связано это, в первую очередь, с переменами в окружающей социокультурной среде. Ребенку, оканчивающему школу, для полноценной жизни в новых условиях недостаточно одних лишь предметных знаний. С другой стороны, сами школьники, понимая важность самоопределения в жизни, ждут от педагога помощи в приобретении навыков и умений по адаптации к стремительно меняющемуся окружающему миру. Поэтому образование, как и столетие назад, находится в стадии реформирования.

СМИ совершенно справедливо называют «четвертой властью». Если исполнительная, законодательная и судебная власть используют силу государственного принуждения, то СМИ могут навязывать большинству позиции меньшинства коммуникационными средствами. Правящий класс обеспечивает через СМИ господство своего группового мнения. Это достигается посредством фильтрации информации: одни события замалчивают, а другие – выпячивают. Другой способ — государственный контроль СМИ, ограничение каналов коммуникации в группах и обществе в целом. Третий способ – пропаганда через СМИ различных мифов и стереотипов, которые соответствуют интересам господствующей элиты.

В условиях современного массового общества общественное мнение стало важнейшим социальным фактором, сфера влияния которого распространяется на все основные социальные институты. В политике от общественного мнения зависит авторитет и политическое влияние партий, результаты избирательных процессов. В экономике общественное мнение влияет на уровень рыночного спроса на те или иные товары и услуги. В сфере массовой культуры общественное мнение определяет успех продукции индустрии культуры, спрос на нее.

Возможности манипулятивной коммуникации ограниченны. Во-первых, для манипуляции необходимо доверие , а на его основе – согласие адресата ( доверие к коммуникатору). Во-вторых, манипуляция эффективна до тех пор, пока не обнаруживается ориентация коммуникатора на одностороннее воздействие. Ответом становится коммуникативное противодействие или бездействие со стороны реципиента. В целом, рост автономии личности, осознание своих интересов снижают возможности манипуляции.

Субъектом общественного мнения может быть любая социальная общность от человечества в целом до трудового коллектива и групп общения. Но общественное мнение является сознанием не группового, а массового сознания. Каждая группа имеет свое особое групповое сознание, отличающее ее от других групп. Оно представляет совокупность идей, взглядов, чувств обусловленных особенностями социальной деятельности данной группы. Множество социальных проблем, по которым общество, группа выражают свое мнение, намного шире групповых ценностей. Поэтому при их оценке члены общности выступают не с единым мнением, а самыми различными точками зрения (свойство массового сознания). Единое общественное мнение возникает очень редко, когда интересы большинства членов общности совпадают (внешняя угроза , экологическая катастрофа)

Общественное мнение группы не является специфическим и может совпадать с мнением других общностей (также свойство именно массового сознания). Республика Башкирия и Нижегородская область как различные типы территориально-региональных общностей ориентированы на разные модели государственно-территориального устройства, но по проблемам экологии общественное мнение может иметь общие черты. Признаком массового сознания является и то, что члены общности, оценивая проблему, выступают как самостоятельные субъекты, имеющие собственное мнение. Общественное мнение может быть выявлено только через фиксацию индивидуального мнения. Но общественное мнение не сводится к множеству индивидуальных мнений, а выражает внутригрупповые типы сознания, отношения к данному явлению. Эти типы общественного мнения есть результат взаимодействий между индивидами. Часто индивиды меняют свое мнение в процессе этого взаимодействия вопреки своим установкам и даже интересам.

В выработке общественного мнения исключительно важное значение имеет характер руководства педагогом этим процессом: он должен быть таким, чтобы учащиеся воспринимали педагога как члена коллектива, пусть главного, более опытного, но с которым тоже можно спорить. Порой дело должно обстоять так. Дети доказывают свою правоту педагогу, который придерживается противоположной точки зрения, опровергают его доводы, и педагог, постепенно убеждаясь в своей неправоте, сдается: «Вы убедили меня… спасибо вам за это!» Такая специальная выработка общественного мнения, преднамеренность которой не должна быть раскрыта учащимся, превращается в действенный процесс присвоения ими тех или иных норм, знаний, определения и принятия общественно значимых позиций.

Результаты дискуссии (как и предварительно собранный материал) заносились в специальные тетради. Не надо думать, будто дискуссии о таких сложных нравственных категориях, как доброта, патриотизм, отношения между людьми, красота и т. д., приводили детей к полному научному пониманию их философского, этического и эстетического смысла. Речь идет о понимании нормативного значения этих категорий и необходимости руководствоваться ими в каждодневной жизни, учении и общении с окружающими.

1. Оценочная деятельность педагога. Учебно-познавательная деятельность школьника и ее результат на разных этапах обучения характеризуются разными, но прогрессирующими тенденциями. В начале обучения 6–7-летним детям не всегда удается действовать по образцу, объективировать словесные инструкции, контролировать и особенно оценивать результат своих усилий. Ученик не только не имеет необходимых эталонов и не владеет способами оперирования ими, но и с трудом «удерживает» эталон при решении учебной задачи, часто упускает его и действует без него, не чувствуя нужды в нем. Однако потребность в том, чтобы результат его стараний был оценен кем-то старшим, особенно же педагогом, достаточно сильна. Поэтому, приходя в школу, школьник сразу оказывается в тесной зависимости от педагога, который одновременно и учит, и оценивает результат его усилий.

Мотивационная основа учебных структур стимулирует младших школьников упреждать, «обгонять» объяснения педагога, самостоятельно ставить себе учебно-познавательные задачи, стремиться к более сложным задачам и заданиям. Так, не дожидаясь прохождения букваря, 6-летки экспериментальных подготовительных классов, как правило, начинали самостоятельно знакомиться с буквами и приступали к чтению художественных произведений для детей. Овладев способом записи слов и предложений, они начинали писать предложения и рассказы, сочиненные ими самими. За все четыре года обучения (начиная с подготовительного) учащиеся экспериментальных классов писали в 8–10 раз больше, чем учащиеся контрольных классов за этот же период; содержанием письма являлись самостоятельно взятые задания (более чем в 45 % случаев). Однако такие результаты нельзя полностью приписать только способам организации учебных структур, учебного материала в целом. Особо важную функцию тут играет стиль непосредственных отношений педагога с учащимися, характер оценочной деятельности педагога.

Образованию общественного мнения и общественных эталонов наилучшим образом способствуют дискуссии, обсуждения, выставки. Дискуссии при их содержательной значимости приобретают в школьной жизни детей особое значение: постепенно они приучаются высказывать свое мнение, внимательно выслушивать мнение товарищей, обсуждать, спорить и обосновывать свою позицию с помощью аргументов, соблюдать этические нормы общения.

Если мы нечувствительны, если нашу жизнь сопровождают истерики, острые реакции на отказ, нарушения пищевого поведения, беспорядочные связи, употребление психоактивных веществ, т.е. любые виды зависимости – имеет смысл говорить о незрелости психики, о несформированности навыка проживания чувств и эмоций, о неумении горевать, если нет возможности удовлетворить потребность.

Если ребенок проживает свои эмоции в детстве, знакомится с ними, узнает их, учится с ними справляться, то перерастает детские острые реакции, например истерики. Истерика это вообще очень интересно. То, что происходит с малышом, и то, что мы называем истерикой (обычно с пренебрежением и негативной семантикой), это не что иное как крик о потребности, которая неудовлетворена. Истерика – это реакция незрелой психики на невозможность получения чего-то. Это не значит, что нужно бежать и давать в руки ребенка нож, который он так хотел, нет. Здесь запрет понятен и очевиден. Но можно отреагировать с пренебрежением «че ты рыдаешь? Я сказала нельзя и все», а можно поддержать «я понимаю, что ты хочешь этот нож, но брать его опасно. Я здесь, я рядом, я с тобой.» Ребенок выходит на слезы тщетности – он понимает, что ему это не получить, горюет об этом, но чувствует вашу поддержку. Вы не смеетесь, вы создаете условия для безопасного проживания эмоций, в том числе и негативных. Если ребенок все это проживает органично и учится справляться с эмоциями естественно и вовремя, он перерастает истерики и острые реакции. Если проживания эмоций не происходит и они блокируются: «мальчики не плачут», «ты рыдаешь из-за какой-то игрушки?!», то истерики и острые реакции сохраняются и переходят во взрослую жизнь, как симптом незрелой психики. Для того, чтобы психике стать взрослой, ей необходимо научиться проживать свои эмоции, принимать отказ и невозможность удовлетворения потребности.

Поэтому истерики незрелой психики в подростковом возрасте могут стать кошмаром. Но есть сверхпослушные и правильные дети. И это другая крайность, которая тоже говорить о незрелости психики. Т.е. тотально послушный и удобный ребенок – это тоже сигнал о помощи.

Я работала социальным педагогом и дежурила на первом этаже, встречая опоздавших. Впервые за год опоздала круглая отличница. «Маша, как так случилось что ты опоздала?» и Маша со стеклянным взглядом ответила мне: «Я не поехала в лицей. Не смогла. Я просто ездила по кольцу (метро, Москва)». Маша, которая всегда готовит домашнее задание, посещает все дополнительные, рисует стенгазеты и еще бог знает что. Мы отправились ко мне в кабинет пить чай. Маша выходит из лицея каждый день в 8 вечера вместе с учителями. Но это не вся история. В субботу и воскресение Маша ходит на дополнительные занятия. В субботу в один вуз, а в воскресение в другой. Маша уже в 10-м классе и ей очень важно поступить в вуз после 11-го. Точнее так: Маша уже в 10-м классе, и она ничего не чувствует, а ее родителям очень важно, чтобы она поступила в вуз после 11-го. А у меня занимается сердце и ощущение такое, что когда Маша поступит, ее накроет такое чувство опустошенности с которым и взрослому справиться не под силу.

Это интересно:  Автошины в 2022 году косгу

Она рассказывает про коктейли и про отсутствие опьянения. А я понимаю, что ее организм 24/7 находится в постоянном напряжении от непрекращающегося стресса и уже в принципе ничего не чувствует. Нечем чувствовать, всё заблокировано. Потеря чувствительности эмоциональной и физической — крик о помощи от тела и психики. Это не «ой как круто, я – супермен», это «ой, как хреново, моя система отказывает».

2. Стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения). В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения «мир и я» характеризуется как промежуточная социализация, так как все еще неустойчиво в мировоззрении и характере подростка.

Понимание процесса усвоения социальных норм, умений, стереотипов, формирования социальных установок и убеждений, обучения принятым в обществе нормам поведения и общения, вариантам жизненного стиля, вхождения в группы и взаимодействия с их членами как социализация имеет смысл, если изначально индивид понимается как несоциальное существо, и его несоциальность должна в процессе воспитания в обществе не без сопротивления преодолеваться. В иных случаях термин «социализация» применительно к социальному развитию личности избыточен. Понятие «социальность» не подменяет и не заменяет собой известных в педагогике и в педагогической психологии понятий обучения и воспитания.

Социализация личности представляет собой процесс; формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе. Нормы поведения, нормы морали, убеждения человека определяются теми нормами, которые приняты в данном обществе.

Термин «социализация» соответствует концепции, согласно которой человек (ребенок) изначально асоциален или его социальность сводится к потребности в общении. В этом случае социальность – процесс превращения изначально асоциального субъекта в социальную личность, владеющую принятыми в обществе моделями поведения, воспринявшую социальные нормы и роли. Считается, что такой взгляд на развитие социальности характерен прежде всего для психоанализа.

4. Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия человека на среду через свою деятельность.

Тема 7

Общественное мнение – совокупное оценочное суждение, выражающее отношение членов группы к различным событиям и явлениям в жизни общества, к поведению и деятельности как всей группы, так и каждого ее члена в отдельности. Общественное мнение в определенной мере регулирует поведение всей группы.

Исходя из сказанного можно попытаться определить общественное мнение как отношение социальных общностей к проблемам общественной жизни, проявляющееся сначала в суждениях, а затем и в действиях. Общественное мнение отличается относительной распространенностью, интенсивностью, достоверностью и стабильностью. Эти качества феномена во многом зависят от объекта и субъекта общественного мнения.

В формировании общественного мнения большую роль играют средства массовой информации (СМИ), в частности: телевидение, радиовещание, печатные издания (пресса).
На общественное мнение влияют мнения людей, признаваемых обществом авторитетными и компетентными, личный опыт людей.

  • Общественное мнение формируется там и тогда, когда на обсуждение народа выносится, ставится проблема, имеющая важное практическое значение, т. е. проблема (вопрос), которая затрагивает социальные интересы людей (экономической, социальной, политической, духовной жизни). Это — первый очень важный момент.
  • Общественное мнение чаще всего касается вопросов, связанных с политикой, правом, моралью или искусством, где больше спорного и затрагивающего наши интересы. Предметом рассмотрения общественности чаще всего выступают те формы общественного сознания, те вопросы, которые предполагают различия в оценках, характеристиках, т. е. заключают в себе момент дискуссионности. Это второе условие появления общественного мнения. Данная проблема или вопрос должны носить дискуссионный характер.
  • Кроме того, нельзя забывать и о третьем условии формирования общественного мнения — уровне компетентности. Если человек незнаком с каким-либо обсуждаемым вопросом, то на просьбу высказать мнение чаще всего отвечает: «Я не знаю». Но возможен и такой вариант, когда человеку просто не хватает знаний для спора, обсуждения вопроса.

Объектом общественного мнения являются конкретные темы, по которым высказывается или может быть высказана точка зрения индивида, группы или общественности, и процесс материального производства, и события, совершающиеся в сфере духовной жизни общества, и поведение болельщиков на стадионе, публики в театре, политических лидеров.

Минакова Юлия

Двенадцать раз в год каждый бывший покупатель получает по почте такое совершенно безличное послание. И это действует! Когда приходит время решать, где купить новую машину, бывший покупатель получает то самое безличное послание, которое напоминает ему о «друге», которому он нравится. Взаимность этой приязни в данном случае оказывает сильнейшее влияние на принятие решения.

Познание бесконечно. Однако люди зачастую думают, что их сегодняшний взгляд на вещи является единственно правильным. Делая об объекте какое-то суждение, они просто плодят заблуждения и необъективность. Вопрос времени, когда их необъективное, субъективное убеждение станет заблуждением. Поэтому не трудно догадаться, почему столько различных мнений относительно таких абстрактных понятий как добро, свобода, справедливость, любовь. Каждый из нас щупает разную часть слона и, пропуская восприятие через свой субъективный мир, через свой жизненный опыт, делает вывод, который страдает субъективностью и необъективностью.

Сфера воинской деятельности – особая сфера. Для нее характерны моральное и физическое напряжение, стрессовые ситуации, а также угроза для жизни. Вот почему любая воинская проблема затрагивает, как правило, интересы не только коллектива, но и каждого воина. Многие внутривоинские проблемы воспринимаются военнослужащими острее, ближе, заинтересованнее, чем проблемы мировые, общегосудар­ственные, региональные . Обучение в военных образовательных организациях коренным образом изменяет условия их жизнедеятельности, ломает привычный гражданский уклад жизни, вызывает в сознании качественные изменения, прививая духовные ценности личности воина.

В делах об опровержении недостоверной информации предметом судебной защиты не могут быть оценочные суждения, мнения, убеждения, критическая оценка определенных фактов и недостатков. Оценочные суждения как выражение субъективного мнения и взглядов нельзя проверить на соответствие действительности (в отличие от проверки истинности фактов), их нельзя опровергнуть или подтвердить, что соответствует прецедентной судебной практике ЕСПЧ при толковании положений ст.10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (решение от 8.07.86 по делу «Lingens v. Austria»).

Законодательство, направленное на защиту лица от распространения недостоверной информации, сегодня является устаревшим и неэффективным. Оно не охватывает большинство сфер общественной жизни, не решает проблемы защиты информации и личных неимущественных прав лица.

16. Оцените теперь настроение и положение в частях «победителей» согласно имеющимся у вас документам. Здесь учащимся предлагаются воспоминания представителей французской армии – отрывки из писем, документы мемуарного характера, отчеты о положении частей Наполеона, рассказывающие об ужасающем положении «завоевателей» в России. Социализация по 1 минуте.

В этом моменте мастерской нужно предложить учащимся огласить свое желание, но нельзя принуждать к этому, иначе будет нарушена атмосфера мастерской, исчезнет необходимое условие – взаимное доверие. Далее предлагается следующее задание: «Обсудите в своих группах, какое желание вы хотели бы загадать? Имеется в виду совместное желание от группы. Данное задание необходимо по следующей причине: момент индивидуального включения участника уже состоялся в предыдущем задании или ученик находится в стадии включения. И в том и в другом случае групповая работа либо усилит, либо будет стимулировать активность участника. Кроме того, вопросы и задания индуктора пробуждают развитие интереса у участников мастерской, — зачем вопросы о звездах? К чему это? Что будет дальше?

Текст учителя: 17 (29) августа в Царево-Займище прибывает М.И. Кутузов. Как, по-вашему, с чего нужно начать? Данное задание, как и некоторые другие позволяют учащимся на протяжении всей мастерской почувствовать себя в разных качествах и согласно этим позициям выбор, которые они должны предложить постоянно меняется. Это увеличивает палитру личного выбора у учащегося своей оценочной позиции, что с одной стороны усложняет выбор, с другой — делает его более осознанным. (Наиболее часто встречающиеся ответы – со смотра войск, с одобрения войск, с анализа остановки.)

Вы, без сомнения, великий человек, один из лучших (не обижайтесь — именно один из лучших) полководцев в мире. После Вас будет такой человек – величайший германский дипломат Отто фон Бисмарк, так вот он скажет : «Никогда не воюйте с Россией, ибо на любую вашу хитрость она ответит непредсказуемой глупостью». Дело не в глупости – это мнение Бисмарка, просто русских невозможно победить, вспомните Карла XII . Вы же прекрасный математик, занимайтесь наукой, и Боже упаси, не нападайте на Россию ( Струков Денис, 9 «Б» класс)

Обращаю внимание на формулировку этого задания. Предлагается не просто традиционная операция сравнение, а именно сравнение с позиции оценки. Ученики отмечают чаще всего численное превосходство французской армии (почти в 3 раза), примерно равное вооружение, большой опыт военных действий французской армии, вера солдат в Наполеона и, силу, «непобедимой» армии, мировая слава, опытные командующие и так далее.

Первый тип воздействия на общественное мнение стихийный. Состояние коммуникаций в обществе; развитие демократии, наличие свободы печати, слова, собраний, качество духовной среды, принятых в обществе норм, ценностей, традиций — все это определяет условия формирования и функционирования общественного мнения. Оптимальные условия функционирования общественного мнения включают, во-первых, возможность получения информации, соответствующей основным требованиям, предъявляемым к социальной информации, то есть быть систематизированной , комплексной, полной,, объективной, оптимальной, оперативной; во-вторых возможность обмениваться мнениями внутри данного общества в целом и значимых ее групп; в-третьих право и реальную возможность публично выражать весь диапазон мнений по данной проблеме.

Контрольная функция заключается в том, что общественное мнение практически всегда по заинтересовавшему вопросу занимает определенную позицию и стремится к тому, чтобы ей отвечала соответствующая деятельность официальных организаций и лиц. Контроль посредством общественного мнения является специфической формой социального контроля, который отличается повседневностью, постоянством, быстротой реагирования на возникающие ситуации, неформальным характером, конкретностью форм проявления. Реализация контрольной функции обеспечивается, во-первых, моральными санкциями, которые бывают достаточно эффективны в силу авторитета субъекта общественного мнения, во-вторых, организованными формами контроля, участием масс в управлении социальными процессами.

Консультативная функция находит выражение в том, что в случае необходимости общественное мнение может дать консультацию (например, социальному институту), в которой содержатся определенные способы решения проблемы. Это требует от субъекта общественного мнения определенных способностей: умения анализировать, программировать социальные отношения и процессы.

Общественное мнение не только форма массового сознания, но и социальный институт: существует как довольно устойчивое образование, выполняющее важные социальные функции. В институте общественного мнения имеется распределение социальных ролей. Так, можно выделить участников и тех, кто не участвует в социальных коммуникациях. Участники общественного мнения занимают разные позиции в коммуникационном процессе: отправитель, посредник, получатель. Так, политическая элита представлена чаще всего позицией отправителя, а избиратели – позицией получателя. В итоге мнение по ключевым вопросам политической жизни формируется самой элитой и в ее интересах.

Директивная функция связана с тем, что общественное мнение не только может советовать, но и диктовать, предписывать органам социального управления решение по определенной проблеме (решения плебисцитов, референдумов). Пребывание общественного мнения в данной роли обусловлено его высоким престижем, морально-политическим авторитетом и взаимодействием с государственными органами.

Оцените статью
Доступное Правовое обеспечение