Обратная сила нормативно правового акта

1. Нормативный правовой акт распространяет свое действие на правоотношения, возникшие после его вступления в силу. Если правоотношения возникли до вступления в силу нормативного правового акта, то нормативный правовой акт распространяет свое действие на те права и обязанности, которые возникли у субъектов правоотношений после вступления в силу нормативного правового акта.

2) нормативный правовой акт о налогах и сборах, устанавливающий новые налоги и (или) сборы, повышающий налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающий или отягчающий ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающий новые обязанности или иным образом ухудшающий положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

В каких случаях закон не имеет обратной силы

– У нас теперь постоянно принимаются какие-то новые законы, по новостям следить не успеваешь. А я несколько раз слышал выражение «закон обратной силы не имеет» – и стало интересно, что же это значит на практике? Например, кто-то совершил правонарушение, а закон о наказании приняли только потом – что человеку в этом случае будет?

Гражданское законодательство направлено на то, чтобы обеспечить стабильность для всех участников правоотношений. Именно поэтому можно вернуться к уже упоминавшейся статье 4 Гражданского кодекса РФ – гражданские нормативно-правовые акты действуют только для отношений, возникших после принятия таких актов.

Это логично и естественно. В противном случае, могла бы возникнуть ситуация, когда, скажем, договор был заключен на определенных условиях, но затем вступил в силу закон, полностью изменяющий суть этих условий, и тем самым ситуация просто бы повернулась на сто восемьдесят градусов.

Таким образом, тот или иной законодательный акт распространяет свои правовые нормы только на правоотношения, возникшие после вступления его в силу. А что касается длящихся в этот момент правоотношений, то они должны регулироваться тем законодательным актом, который действовал на момент их начала.

  1. В уголовном праве – имеют обратную силу законы, смягчающие наказание, декриминализирующие деяние или иным образом улучшающие положение лица, совершившего преступление (статья 10 Уголовного кодекса РФ).
  2. В административном праве – то же самое, что и в отношении уголовных преступлений, то есть, если административная ответственность за правонарушение отменяется, смягчается и т. п. (статья 1.7 Кодекса об административных правонарушениях РФ).
  3. В налоговом праве – имеют обратную силу законодательные акты, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение налогового законодательства или же устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков и налоговых агентов (часть 3 статьи 5 Налогового кодекса РФ).
  4. В гражданском праве и по общему правилу – только если указание об обратной силе есть в самом тексте законодательного акта. Например: «Закон распространяет свое действия на правоотношения, возникшие до такой-то даты» (статья 4 Гражданского кодекса РФ).

Подобный подход отражает социальный характер гражданско-правового института свободного использования произведений, развитие которого свидетельствует о стремлении законодателя уравновесить интересы авторов (и иных правообладателей) с интересами пользователей в соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации о необходимости обеспечения в том числе возможностей формирования гармонично развитой личности.

В частности, Гражданский кодекс Российской Федерации, его часть четвертая, устанавливает правовой механизм реализации и защиты исключительных и иных прав на интеллектуальную собственность и определяет перечень результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации (интеллектуальная собственность), которым предоставляется правовая охрана (статья 1225). К таким результатам интеллектуальной деятельности отнесены, в частности, произведения науки, литературы и искусства (подпункт 1 пункта 1 статьи 1225 ГК Российской Федерации).

Решением Арбитражного суда Челябинской области от 11 апреля 2013 года, оставленным без изменения постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19 июня 2013 года, в удовлетворении иска было отказано. Суд по интеллектуальным правам постановлением от 25 ноября 2013 года отменил данные судебные акты и направил дело на новое рассмотрение.

Названным конституционным предписаниям корреспондируют положения международно-правовых актов и международных договоров Российской Федерации, являющихся в силу статьи 15 (часть 4) Конституции Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации, в том числе Всеобщей декларации прав человека (статья 27), Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (статья 15), Бернской Конвенции по охране литературных и художественных произведений (пункт 6 статьи 2, пункт 3 статьи 5, пункт 1 статьи 9, пункт 2 статьи 10).

Перечень оснований свободного использования произведений установлен пунктом 1 статьи 1274 ГК Российской Федерации, который в первоначальной редакции в основном воспроизводил положения пункта 1 статьи 19 «Использование произведения без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения» Закона Российской Федерации от 9 июля 1993 года N 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах» и предусматривал использование без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью (подпункт 2).

В период с января по апрель 2014 года предприниматель поставил школе тепло, которое та оплатила по цене в 3654 руб. за гигакалорию. А в октябре того же года регулирующий орган, Управление государственного регулирования цен и тарифов Амурской области, своим приказом утвердил предпринимателю тариф – 2345 руб./Гкал., который действовал с 10 октября по 31 декабря 2014 года.

Школа обратилась в суд, чтобы взыскать «излишне» уплаченную сумму – ее представители настаивали, что оплатить тепло они должны не по старому тарифу 2013 года, а по новому, который установили для предпринимателя. Применение к спорному периоду тарифа, утвержденного регулятором с 10 октября 2014 года, суды посчитали неправомерным, поскольку нормативный акт не имеет обратной силы. Таким образом, три инстанции отказали школе во взыскании переплаты (дело № А04-10896/2015).

Индивидуальный предприниматель Владимир Павляк поставлял школе тепловую энергию. В связи с отсутствием у предпринимателя тарифа на тепло стороны согласовали применение тарифа, установленного предыдущей теплоснабжающей организации в 2013 году, до утверждения этой цифры для Павляка.

Регулирующий орган, Управление государственного регулирования цен и тарифов Амурской области, обратился с жалобой в Верховный суд. Он указал, что применение тарифа предыдущей теплоснабжающей организации невозможно, так как последним днем действия этого документа было 31 декабря 2013 года. Управление отмечает: поскольку тарифы для Павляка впервые установили только 10 октября, эти цифры распространяют свое действие и на весь предыдущий период, то есть применимы для правоотношений между школой и предпринимателем.

7. Согласно ранее сложившейся практике некоторые нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права и обязанности граждан или имеющие межведомственный характер, публикуются в специализированных отраслевых изданиях соответствующих федеральных органов. Так, правила перевозки грузов и пассажиров на железных дорогах публикуются в Сборнике правил перевозок и тарифов железнодорожного транспорта.

Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, согласно п. 10 Указа Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 763 не влекут правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений и применения санкций к гражданам, а также должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На такие акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

4. В условиях формирования в Российской Федерации нового гражданского законодательства иногда используется особая формула определения времени действия законов и указов Президента РФ. Согласно примечанию к гл. 17 «Право собственности и другие вещные права на землю» данная глава вступает в силу со дня введения в действие Земельного кодекса. В силу п. 21 Указа Президента РФ от 24 декабря 1993 г. о доверительной собственности (трасте) он действует до вступления в силу нового ГК. Положение об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд, утв. Указом Президента от 8 апреля 1997 г. N 305, действует до вступления в силу федерального закона по этому вопросу.

11. В изъятие из сказанного в п. 10 комментария к отношениям сторон по договору применяются специальные правила, установленные ст. 422 ГК и не допускающие по общему правилу применение к договорным правам и обязанностям, возникшим после принятия нового закона, положений этого нового закона (см. коммент. к ст. 422 ГК). Договорные отношения сторон должны строиться так, как они были определены участниками договора при его заключении, независимо от последующих законодательных новелл. Исключения должны быть прямо предусмотрены в законе.

10. В п. 2 статьи предусмотрено применение актов гражданского законодательства к правам и обязанностям по ранее существовавшим отношениям, если такие права и обязанности возникают после введения данного акта в действие. При применении этого справедливого и целесообразного правила следует учитывать, что оно относится к вновь возникающим правам и обязанностям сторон, но не к случаям, когда правовое существо определенного института новым законодательством изменяется.

ВС напомнил, что ухудшающий положение индивида нормативно-правовой акт не имеет обратной силы

Со ссылкой на п. 3–7 Временного порядка Суд пояснил, что вопрос выдачи разрешения на использование земель и участков, находящихся в госсобственности, подлежал рассмотрению в течение 30 дней со дня поступления заявления заинтересованного лица. Придерживаясь логики Комитета и судов, любое лицо, обратившееся с соответствующим заявлением со 2 декабря 2022 г., которое Комитет не успел рассмотреть до 1 января 2022 г., несло риск того, что к рассмотрению заявления будут применены еще не вступившие в силу нормы закона СПб № 521-118. В связи с этим лица, обратившиеся в Комитет в декабре 2022 г., фактически могли лишиться права на получение соответствующего разрешения – в зависимости от скорости рассмотрения заявлений госорганом. Так, заявления, рассмотренные до 1 января 2022 г., могли быть удовлетворены, а рассмотренные позднее – нет, поскольку уже не соответствовали вступившему в силу закону СПб № 521-118. Соответственно, чтобы устранить такой риск, заявитель должен был обращаться не с заявлением о выдаче разрешения, а сразу с заявлением о заключении договора.

В кассационной жалобе в Верховный Суд общество указало на нарушение нижестоящими судами норм материального права. Рассмотрев жалобу, Экономколлегия ВС отметила, что закон СПб № 521-118 вступил в силу с 1 января 2022 г. «Между тем отношения сторон по рассмотрению вопроса о выдаче разрешения на размещение спорного объекта являются длящимися и возникают с момента подачи соответствующего заявления частным лицом. Указанный закон не только регулирует непосредственно процедуру выдачи соответствующего разрешения, но также и устанавливает порядок обращения заинтересованного лица с таким заявлением. Возвращая заявление общества, Комитет фактически указал на то, что для успешного рассмотрения заявления обществу было необходимо обратиться с заявлением не о выдаче разрешения, а о заключении договора, таким образом распространяя на соответствующие отношения нормы закона, еще не вступившего в силу на день обращения заявителя в орган», – указано в определении.

«Однако предоставление заявителю испрашиваемого земельного участка на условиях нормативного акта, действовавшего в день его обращения, то есть на безвозмездных условиях, не нарушает публичных требований, интересов и прав иных лиц, является исполнимым, более того, имеет цель – не допустить ухудшение прав заявителя в связи с изменением законодательства, обеспечить равные права всем заинтересованным лицам, основанные на применении одного и того же акта в период его действия. Таким образом, судебные акты в части отказа в применении восстановительной меры ввиду отсутствия юридической и фактической возможности также нельзя признать законными и обоснованными», – заключил Верховный Суд, отменяя решения нижестоящих судов и возвращая дело в первую инстанцию.

Это интересно:  Неполные семьи в россии статистика 2022

Общество обжаловало в суд бездействие Комитета и просило обязать его выдать разрешение на использование участка без его предоставления сроком на год, для размещения элемента благоустройства территории в течение месяца с даты вступления решения суда в законную силу.

Партнер юридической фирмы «БИЭЛ» Николай Сапожников полагает, что сформулированная Верховным Судом правовая позиция выходит далеко за пределы «узкой» тематики предмета спора, связанного с изменением порядка выдачи в Санкт-Петербурге разрешений на использование земель, находящихся в госсобственности. «Конечно, вывод о том, что применение закона с обратной силой может иметь место только в исключительных случаях и только в силу прямого указания закона, представляется очевидным», – отметил он. Но, по мнению эксперта, для практики представляется крайне полезным сформулированное Судом напоминание о том, что при разрешении спора по правилам гл. 24 АПК суды не должны рассматривать изменение законодательства, ужесточающее требования или порядок к осуществлению тех или иных процедур со стороны публичных органов во взаимоотношениях с частными индивидами, как безусловное основание к выводу о невозможности восстановления прав заявителей по ранее действовавшим правилам. «Полагаю, что напоминание судам об указанном подходе на уровне Верховного Суда является положительным прецедентом, так как носит, по сути, универсальный характер и может применяться не только к земельным спорам. При этом стоит отметить указание ВС о том, что удовлетворение восстановительных требований заявителя по ранее действовавшим правилам не нарушает публичных требований, интересов и прав иных лиц», – подытожил Николай Сапожников.

При этом КС воздерживается от исследования вопроса о том, возможна ли конкретная правоприменительная ситуация, при которой ответственность за деяние, указанное в ч. 1 ст. 46 закона о страховых взносах, будет такой же или менее строгой, чем за деяние, предусмотренное п. 1 ст. 119 НК.

Заявители обратились в КС с вопросом о конституционности ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» и ст. 20 Федерального закона от 3 июля 2022 года № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование».

ООО «Проект», в свою очередь, 13 января 2022 года было оштрафовано Управлением ПФР в городе Пскове и Псковском районе Псковской области за непредоставление расчета по страховым взносам. Арбитражный суд Псковской области частично удовлетворил требование ООО «Проект» о признании этого решения недействительным, снизив размер штрафа с учетом смягчающих обстоятельств. В своем обращении в КС ООО «Проект» указало, что усматривает несоответствие норм законов Конституции, поскольку они допускают привлечение после 1 января 2022 года к ответственности на основании положения, утратившего силу, в то время как с этой даты к ним должны применяться нормы Налогового кодекса РФ, предусматривающие более мягкое наказание.

В Арбитражный суд Москвы поступило дело о признании недействительным решения Главного управления Пенсионного фонда РФ № 10 по Москве и Московской области от 26 января 2022 года о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за непредоставление в срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в ПФР за периоды до 1 января 2022 года. Арбитражный суд установил, что указанное решение было вынесено после утраты силы закона о страховых взносах, и пришел к выводу, что подлежащая применению в данном деле ст. 20 закона № 250-ФЗ противоречит ст. 54 (ч. 2) Конституции РФ, поскольку позволяет привлекать к ответственности на основании закона, утратившего силу, при наличии в новом законодательном регулировании сходных, но не полностью аналогичных мер ответственности. В связи с этим АСГМ приостановил производство по делу и обратился с запросом в КС РФ.

Конституционный суд, рассмотрев дело, отметил, что закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, согласно ст. 54 Конституции обратной силы не имеет. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон. Данные правила имеют универсальное для всех видов юридической ответственности значение и являются обязательными и для законодателя, и для правоприменительных органов, в том числе судов.

Согласно п. 2 ст. 422 ГК РФ Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

Между тем согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации придание обратной силы закону — исключительный тип его действия во времени, использование которого относится к прерогативе законодателя; при этом либо в тексте закона содержится специальное указание о таком действии во времени, либо в правовом акте о порядке вступления закона в силу имеется подобная норма; законодатель, реализуя свое исключительное право на придание закону обратной силы, учитывает специфику регулируемых правом общественных отношений; обратная сила закона применяется преимущественно в отношениях, которые возникают между индивидом и государством в целом, и делается это в интересах индивида (уголовное законодательство, пенсионное законодательство); в отношениях, субъектами которых выступают физические и юридические лица, обратная сила не применяется, ибо интересы одной стороны правоотношения не могут быть принесены в жертву интересам другой, не нарушившей закон (Решение от 1 октября 1993 года N 81-р; определения от 25 января 2007 года N 37-О-О, от 15 апреля 2008 года N 262-О-О, от 20 ноября 2008 года N 745-О-О, от 16 июля 2009 года N 691-О-О, от 23 апреля 2015 года N 821-О и др.).
Развивая приведенную правовую позицию, Конституционный Суд Российской Федерации указывал, что преобразование отношений в той или иной сфере жизнедеятельности не может осуществляться вопреки нашедшему отражение в статье 4 ГК Российской Федерации общему (основному) принципу действия закона во времени, который имеет целью обеспечение правовой определенности и стабильности законодательного регулирования в России как правовом государстве (статья 1, часть 1, Конституции Российской Федерации) и означает, что действие закона распространяется на отношения, права и обязанности, возникшие после введения его в действие; только законодатель вправе распространить новые нормы на факты и порожденные ими правовые последствия, возникшие до введения соответствующих норм в действие, т.е. придать закону обратную силу (ретроактивность), либо, напротив, допустить в определенных случаях возможность применения утративших силу норм (ультраактивность) (Постановление от 22 апреля 2014 года N 12-П; определения от 18 января 2005 года N 7-О, от 29 января 2015 года N 211-О и др.).
Данный подход обусловлен необходимостью достижения соразмерности при соблюдении интересов общества и условий защиты основных прав личности, т.е. баланса конституционно защищаемых ценностей, а потому вопрос придания обратной силы закону, изменяющему обязательства юридически равных участников гражданского правоотношения, требует дифференцированного подхода, обеспечивающего сбалансированность и справедливость соответствующего правового регулирования, не допускающего ущемления уже гарантированных прав и законных интересов одной стороны и умаления возможностей их защиты в пользу другой (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 2 июля 2015 года N 1539-О).

В соответствии с пунктом 6 статьи 3 ГК РФ Действие и применение норм гражданского права, содержащихся в указах Президента Российской Федерации и постановлениях Правительства Российской Федерации (далее — иные правовые акты), определяются правилами настоящей главы.

Я решила все же оформить в виде петиции, если есть что добавить, буду благодарна.
Граждане РФ, организации, а также иностранные граждане, приобретали билеты на рейсы различных авиакомпаний. Условия договора были опубликованы на сайте, содержались в законе и т.д. При этом каждый, кто приобретал билет четко понимал, что, если у него возвратный тариф — вернуть свои денежные средства можно в любом случае.
Предпринимательская деятельность ведется на страх и риск авиакомпаний, соответственно, каждый пассажир понимал, что если перевозчик отменит перевозку, то возврат денег также гарантирован.
Покупая билеты, люди использовали в том числе кредитные карты, по которым обязаны выплачивать банкам проценты в диапазоне 10-20% годовых, либо накопленные денежные средства. Надо полагать. что далеко не каждый запланированный перелет совершался к месту отдыха. Некоторые поездки связаны и с трагическими событиями, лечением болезней, некоторые люди занимали деньги на авиабилеты.
В марте 2022 года авиасообщение было приостановлено и, разумеется пассажиры, направили требования о возврате денежных средств, уплаченных за билеты. Однако, в лучшем случае, авиакомпании просто игнорировали все обращения без исключения, в том числе пассажиров, купивших билеты по возвратным тарифам, в худшем сотрудники позволяли себе откровенное хамство.
08.06.2022 ФЗ №166, в воздушный кодекс были внесены изменения (ст. 107.2), согласно которым Правительство Российской Федерации при угрозе возникновения вправе установить особенности исполнения договора воздушной перевозки пассажира. Совершенно неважно, что сама формулировка предполагает «при угрозе», а не спустя 2 месяца после нее, также, как и то, что сам закон вступает в силу с даты официального опубликования. И хотя закон обратной силы не имеет, к договорам перевозки пассажиров, подлежащим исполнению с 1 февраля 2022 года его успешно пытаются применять.
Получив лазейку в воздушном кодексе, Правительство принимает еще одно Постановление от 06.07.2022 N 991, согласно которому получает право вмешиваться в правоотношения физических лиц, в условия договоров, которые были заключены за несколько месяцев до публикации самого Постановления. И теперь, пассажир может рассчитывать на сертификат или…. Цитирую: «сумма оплаченная за перевозку, подлежат возврату пассажиру по истечении 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билет. Размер процентов за пользование денежными средствами определяется ключевой ставкой Центрального банка»
Вместо денежных средств, люди, которые тоже не получали сверхдоходов в период пандемии, получили право на некие сертификаты и ваучеры.
Для многих планы изменились, многие лишились работы, бизнеса, у кого-то пострадали или умерли родственники и совершенно логично, что кому-то нужны деньги на еду и жилье, кому-то билеты по другим направлениям и других авиакомпаний, кому-то попросту нужно возвращать кредит за ранее приобретенные билеты, ведь правительство не издавало постановлений, согласно которым можно было 3 года не платить кредит, а потом, в случае чего уплатить проценты по ставке рефинансирования.
Люди не обязаны кредитовать авиакомпании за счет собственных денежных средств сроком на три года, либо нужно и финансовые организации обязать кредитовать всех без исключения задним числом по ставкам рефинансирования!
Да, с точки зрения морально-этических норм, данные подзаконные акты, демонстрируют полное равнодушие к людям, к гражданам России и других стран, но видимо интересы авиакомпаний более актуальны на сегодняшний день. Я даже не буду пытаться писать о том, что именно происходило в финансовом плане большинства людей и как это безобразно выглядит. Но я напишу о том, что постановление – это подзаконный акт, постараюсь донести, почему я требую признать данный подзаконный акт незаконным и не применять на все без исключения правоотношения.
Итак, прежде всего, стоит сказать о том, что закон и подзаконный акт, понятия разные. Закон (Кодекс) выше по силе подзаконного акта (любого постановления) и может быть изменен только законом.
Что именно нарушает постановление № 991:
ст.1 ГК РФ. Гарантирует свободу договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела. Люди свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Постановление – подзаконный акт и соответственно не может ограничивать условия договора вообще и в принципе.
Ст. 3 ГК РФ Правительство Российской Федерации вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права. В случае противоречия Постановления Правительства Российской Федерации Кодексу или иному закону применяется Кодекс или соответствующий закон. Постановление правительства противоречит нормам ГК, поскольку ограничивает ответственность перевозчика. В случае неисполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную ГК РФ, транспортными уставами, кодексами и иными законами, а также соглашением сторон. НО НЕ ПОДЗАКОННЫМИ АКТАМИ! Соглашения транспортных организаций с пассажирами об ограничении или устранении установленной законом ответственности перевозчика недействительны, за исключением случаев, когда возможность таких соглашений при перевозках груза предусмотрена транспортными уставами и кодексами. НО НЕ ПОДЗАКОННЫМИ АКТАМИ!
Ст. 4 ГК. Закон обратной силы не имеет до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к тем отношениям, которые возникли после введения его в действие. Отношения сторон по договору, заключенному до введения в действие регулируются действующим в момент его заключения. Если после заключения договора принят закон (. НО НЕ ПОДЗАКОННЫЙ АКТ), устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Почему я адресую свое обращение именно президенту. Согласно Ст 80 Конституции Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. Прошу в рамках положений ст. 15 Конституции, обязать Органы государственной власти соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы, запретить применять неопубликованные в соответствующий период нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина. А в данном случае, затронуты не только права и имущественные отношения граждан России, но и граждан других стран, для которых вообще невозможно воспользоваться авиабилетами Российских авиакомпаний в силу объективных обстоятельств.

Это интересно:  Переход на летнюю форму одежды мвд 2022 спб

Таким образом, отказ пассажира от международной воздушной перевозки, которая должна состояться в период действия запрета международного авиасообщения, считается вынужденным, и провозная плата подлежит возврату. А отказ пассажира от международной воздушной перевозки, которая должна состояться после снятия запрета международного авиасообщения и при отсутствии факта отмены рейса перевозчиком, считается добровольным. В этом случае провозная плата возвращается пассажиру согласно условиям тарифа.

В случае необходимости отдельные положения нормативного правового акта могут вводиться в действие позднее дня вступления в силу. Введение в действие отдельных положений нормативного правового акта не может предшествовать дню вступления в силу такого акта. Положения нормативного правового акта относительно срока и условий введения в действие других положений НПА вступают в силу одновременно со вступлением в силу такого НПА.

Согласно действующему законодательству Донецкой Народной Республики нормативный правовой акт не распространяется на отношения, возникшие до его вступления в силу, то есть не имеет обратной силы, за исключением случаев, когда в самом акте или в утверждающем его нормативном правовом акте предусматривается, что он распространяется на отношения, возникшие до его вступления в силу.

Нормативным правовым актом может быть предусмотрено ограничение срока его действия в целом или отдельной его части. До истечения установленного срока действия нормативного правового акта (его части) соответствующий правотворческий орган может принять решение о продлении действия срока НПА (его части) либо о придании ему бессрочного характера.

Согласно статье 6 Закона о Конституционном суде Российской Федерации[3] решения суда обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений. Свойством общеобязательности, по смыслу указанного закона, обладают все решения КС РФ, которые в силу части второй статьи 79 названного закона действуют непосредственно и не требуют подтверждения другими органами и должностными лицами.

Суд взыскал с ответчика пеню и отказал в удовлетворении остальной части исковых требований. Суд пришел к выводу о том, что решение Собрания депутатов Балаковского муниципального образования, которое упоминалось выше, не подлежит применению, поскольку коэффициент для определения арендной платы установлен органом местного самоуправления произвольно в противоречие принципу экономической обоснованности арендной платы, установленному постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582.

Иной подход, нашедший свое отражение в некоторых судебных актах, ставил бы стороны разбирательства в арбитражных судах в худшее положение по сравнению со сторонами в судах общей юрисдикции, а также нарушал бы единство и единообразие гражданского и арбитражного судопроизводства.

Если нормативный правовой акт, подлежащий применению арбитражным судом, отменен до начала или в период производства по административному исковому заявлению о признании его недействующим, арбитражный суд не может отказаться от оценки такого акта на предмет его соответствия нормативному правовому акту большей юридической силы, поскольку это противоречило бы статье 120 Конституции РФ, а также означало бы отказ в праве на судебную защиту, который не подлежит ограничению.

Ответчик сослался на то, что решение Собрания депутатов Балаковского муниципального образования, установившее коэффициент для определения арендной платы на земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, в размере 4,4 % от их кадастровой стоимости, противоречит актам большей юридической силы и не подлежит применению.

Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, согласно п. 10 Указа Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 763 не влекут правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений и применения санкций к гражданам, а также должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На такие акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

7. Согласно ранее сложившейся практике некоторые нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права и обязанности граждан или имеющие межведомственный характер, публикуются в специализированных отраслевых изданиях соответствующих федеральных органов. Так, правила перевозки грузов и пассажиров на железных дорогах публикуются в Сборнике правил перевозок и тарифов железнодорожного транспорта.

4. В условиях формирования в Российской Федерации нового гражданского законодательства иногда используется особая формула определения времени действия законов и указов Президента РФ. Согласно примечанию к гл. 17 «Право собственности и другие вещные права на землю» данная глава вступает в силу со дня введения в действие Земельного кодекса. В силу п. 21 Указа Президента РФ от 24 декабря 1993 г. о доверительной собственности (трасте) он действует до вступления в силу нового ГК. Положение об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд, утв. Указом Президента от 8 апреля 1997 г. N 305, действует до вступления в силу федерального закона по этому вопросу.

Согласно названному Указу акты Президента РФ, имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования (п. 5). Акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации также по истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования, а иные акты Правительства РФ — со дня их подписания (п. 6). В актах Президента РФ и Правительства РФ может быть установлен другой порядок вступления их в силу. Официальным опубликованием таких актов считается их публикация в «Российской газете» или СЗ РФ.

2. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Отношения сторон по договору, заключенному до введения в действие акта гражданского законодательства, регулируются в соответствии со статьей 422 настоящего Кодекса.

Обратная сила нормативно правового акта

— если он смягчает наказание, то есть в санкции статьи вид наказания заменяется на более мягкий, либо снижается минимальный и (или) максимальный размер наказания, либо вводится более мягкий вид наказания, либо исключается дополнительное наказание, либо снижается размер дополнительного наказания;

Во втором случае, если более мягкий закон принят после осуждения виновного, то такое лицо вправе обратиться с ходатайством в суд по месту нахождения учреждения, исполняющего наказание, в котором осужденный отбывает наказание, об освобождении от наказания или о смягчении наказания вследствие издания уголовного закона, имеющего обратную силу, в соответствии со ст.10 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Во втором случае, если более мягкий закон принят после осуждения виновного, то такое лицо вправе обратиться с ходатайством в суд по месту нахождения учреждения, исполняющего наказание, в котором осужденный отбывает наказание, об освобождении от наказания или о смягчении наказания вследствие издания уголовного закона, имеющего обратную силу, в соответствии со ст.10 Уголовного кодекса Российской Федерации.

— если он смягчает наказание, то есть в санкции статьи вид наказания заменяется на более мягкий, либо снижается минимальный и (или) максимальный размер наказания, либо вводится более мягкий вид наказания, либо исключается дополнительное наказание, либо снижается размер дополнительного наказания;

Вместе с тем, суд вправе основыватьсвое постановление о смягчении наказания только на обстоятельствах, установленных вступившим в законную силу приговором суда, назначившего наказание, и не вправе оценивать правильность применения этим судом уголовного закона.

Закон не имеет обратной силы; что это значит, и как это понимать

Каждый день принимаются новые законы, которые начинают действовать либо с определенной даты, либо при наступлении определенного события, либо с момента их подписания. Но распространяют ли они свое действие на отношения, которые имели место до принятия нового закона – ведь на тот момент никакого нормативного акта не было?

Согласно п. 1 ст. 4 ГК РФ гражданские нормативные акты не могут иметь обратной силы и действуют только применительно к тем отношениям, которые возникли после их принятия. Однако в этой же норме указывается на исключение – если в законе прямо указано, что его действие распространяется на ситуации, которые имели место до его принятия, то такие отношения также подлежат регулированию таким законом.

Закон обратной силы не имеет – устойчивое выражение, используемое юристами, означающее, что новый законодательный акт не распространяется на отношения, возникшие до его утверждения. Подробнее о данном основополагающем конституционном принципе расскажем в статье.

Второе исключение касается законов, улучшающих положение лиц, на которых он распространяет действие. Речь идет о случаях отмены статей УК РФ, предполагающих уголовное преследование за различные преступления. В этом случае преступления, которые совершались до введения в действие до принятия такого закона также декриминализуются. Аналогичное правило действует в отношении поправок к КоАП РФ, улучшающих положение правонарушителей, либо поправок в Налоговый кодекс РФ.

По общему принципу закон, который утверждает ответственность за действия или бездействие (хотя ранее такой ответственности не было), либо увеличивает уровень ответственности за действия или бездействие, которые имели место до введения в действие нового закона, не имеет обратной силы. Таким образом, по данному постулату Конституции РФ — закон обратной силы не имеет.

Обратная сила нормативно правового акта

При этом под государственной территорией понимается часть земного шара (включающая в себя сушу, недра, воздушное и водное пространство), которая находится под суверенитетом данного государства и на которую го­сударство распространяет свою власть.
Действие нормативно-правового акта по кругу лиц подчиняется общему правилу: он распространяется на всех лиц, находящихся на территории его действия и являющихся его адресатами.

Госюриздат, 1965. С. 96; Блум М.И., Тилле А.А. Обратная сила закона. М.: Юрид. лит., 1969. С. 34. Авторы, однако, не видят многообразия случаев обратной силы: по их мнению, последние встречаются только при пересмотре на основе нового нормативного акта уже наступивших последствий. Думается, такой подход сориентирован все же на действие закона в уголовном праве.

При принятии уполномоченными государственными органами и иными организациями (должностными лицами) решений, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и юридических лиц, не допускается произвольное толкование нормативных правовых актов при их применении.

Общие правила вступления нормативных актов в силу зависят от того, к какому виду актов относится данный документ. Эти правила регламентированы законодательством.
Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен иной порядок вступления в силу.

Статья 4 ГК РФ закрепляет следующие правила действия гражданского законодательства во времени: а) акты гражданского законодательства распространяют свое действие на отношения, возникшие после их введения в действие, и не имеют по общему правилу обратной силы; б) если отношения возникли до введения в…
Кулоновские силы вызывают соединение разноименных электрических зарядов, выравнивание потенциалов и исчезновение в проводнике электрического поля, а сторонние силы производят разделение положительных и отрицательных электрических зарядов и поддерживают разность потенциалов на концах проводника. Сторонние…

Действие нормативных актов в пространстве определяется территорией, на которую распространяются властные полномочия органа, его издавшего. Под территорией РФ понимается ее сухопутное и водное пространство внутри гос.границ, воздушное пространство над ними, недра. К ней также относится территория российских представительств за рубежом, военные и торговые суда в открытом море, воздушные корабли находящееся в полете за пределами страны.

3. При применении общих правил. Так в России по общему правилу федеральные конституционные законы и федеральные законы вступают в силу по истечении 10 дней после их официального опубликования, указы президента по истечении 7 дней после официального опубликования

Интересной проблемой действий нормативных актов во времени является проблема обратной силы нормативных актов. Обратная сила закона — это распространение его действий на обстоятельства, возникшие до вступления закона в силу. В РФ по общему правилу обратная сила закона не допускается. Исключение составляют нормы, которым законодатель специально придает обратную силу, а также нормы, смягчающие или устраняющие наказание.

-согласно принципу гражданства, граждане РФ, обязаны соблюдать российские законы. (если гр.РФ совершит преступление на территории другого государства, то будет нести ответственность по законам РФ, даже если данное деяние не является преступление в той стране)

Какой закон имеет обратную силу на территории РФ и как его определить

А вот принять закон, по которому условия наказания будут смягчены для определенной группы подсудимых, вполне нормально. Естественно, законодатель грамотно составляет подобные законодательные правки, дабы права и подсудимых, и пострадавших находились в том равновесии, которое будет наиболее гуманно в конкретной ситуации.

Данное понятие нередко встречается в разрешении некоторых споров, касающихся правоотношений между субъектами права. Однако далеко не каждый в должной мере осведомлен с тем, какой закон имеет обратную силу и в чем подобная «сила» проявляется. Разобраться со всеми нюансами данной темы поможет представленный ниже материал.

Итак, ситуация: законодатель принял новый закон в какой-либо сфере права. Сразу возникает вопрос – «В какой ситуации его можно считать ретроактивным, то есть имеющем обратную силу?». Давайте разбираться. На самом деле ответить на него просто, если обратиться к законодательству РФ.

В первую очередь, стоит отметить, что в большинстве законодательных актах прописано: имеют ли принятые в них поправки или нововведения обратную силу по умолчанию или нет. Во всех законодательных положениях России подобная практика отсутствует, за исключением пары ситуаций.

Нормативно-правовые документы могут либо запрещать применять ретроактивность закона, либо разрешать в определенных сферах правоотношений. В России, как и во многих других правовых государствах, существует общий принцип применения обратной силы закона, который заключается в следующем понятии:

Статья 67

Нормативный правовой акт не имеет обратной силы, то есть не распространяет свое действие на отношения, возникшие до его вступления в силу, за исключением случаев, когда он смягчает или отменяет ответственность граждан или иным образом улучшает положение лиц, на которых распространяется действие нормативного правового акта, либо когда в самом нормативном правовом акте или в акте о введении его в действие прямо предусматривается, что он распространяет свое действие на отношения, возникшие до его вступления в силу.

Действие нормативных правовых актов, за исключением случаев, установленных законом и международными договорами Республики Беларусь, распространяется на граждан и юридических лиц Республики Беларусь, а также находящихся на территории Республики Беларусь иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц.

  • Осмысление права;
  • Оценку права;
  • Осознание необходимости создания развитой системы законодательства;
  • Осмысление потребности в изменении и дополнении действующих нормативных актов;
  • Восприятие процесса и результатов реализации права;
  • Соотнесение правовых ценностей с иными.

Правосознание – одна из форм общественного сознания, представляющая собой систему правовых взглядов, теорий, идей, представлений, убеждений, оценок, в которых выражается отношений индивидов, социальный групп, общества к существующему и желаемому праву, к правовым явлениям, к поведению людей в сфере права.

Проф. В.А. Туманов говорит, во-первых, опассивнойи активной формах правового нигилизма. Дляпассивной формы характерно безразличное отноше­ние к праву, явная недооценка его роли и значения.Активному юридическому нигилизму свойственно осознанно враждебное отношение к праву. Представи­тели этого направления видят, какую важную роль играет или может играть право в жизни общества, и именно поэтому выступают против него.

Субъекты права исполняют разнообразные действия (обращаются с заявлениями в органы государственной власти и местного самоуправления, исполняют обязательства, используют правомочия), руководствуясь действующим законодательством. Каждое отдельно взятое деяние происходит в какой-либо момент времени, и именно этот момент определяет законодательство, подлежащее применению для оценки правомерности (противоправности) действий гражданина, его правоспособности.

По мнению авторитетного специалиста в области темпоральных норм д-ра юрид. наук, профессора Д.П. Бахраха, обратная сила — это ревизионная сила нормы . Такая норма «предполагает пересмотр (ревизию) уже урегулированных в соответствии с ранее действовавшим законодательством прав и обязанностей» . Норма обратного действия изменяет возникшие ранее правоотношения, обязывает пересмотреть правоприменительные акты с более ранней даты, чем дата вступления нормы в силу. Профессор Бахрах сформулировал следующие принципы действия правовых норм во времени :

Данная позиция подтверждается юридической наукой и судебной практикой. Так, в Постановлении ФАС Московского округа от 23 ноября 2004 г. по делу N КГ-А41/10590-04 исследовались обстоятельства, связанные с подачей заявления на государственную регистрацию недвижимости. Между подачей заявления и рассмотрением его регистрирующим органом произошло изменение законодательства. Суд указал, что, поскольку изменения в порядке подачи заявления на госрегистрацию договора вступили в силу уже после обращения налогоплательщика в регистрационную палату, правомерна регистрация поданной заявки по законодательству, действовавшему на момент его подачи, несмотря на то что на момент рассмотрения заявки действовал другой закон. К аналогичному выводу (что подлежит применению законодательство, действовавшее на момент подачи заявки) пришел ФАС Московского округа в Постановлении от 20 апреля 2006 г. по делу N КА-А40/13302-05.

Казалось бы, ответ на вопрос, можно ли применять закон к юридическим фактам, возникшим до введения его в действие, однозначен: нельзя. Тем не менее здесь есть один нюанс. При рассмотрении заявления гражданина об установлении применимых в тот или иной период законодательных актов нужно определить, когда возникает юридический факт: в момент обращения лица в суд с исковым заявлением, на начало рассмотрения вопроса или на дату принятия правоприменительного акта. Решение этой временной проблемы весьма важно.

Возникающие в последующем правоотношения, основанные на долженствовании другой стороны, являются производными от первоначальных. Соответственно, в таких длящихся правоотношениях применяется законодательство, определенное на момент их возникновения. Факт обращения гражданина в орган государственной власти или местного самоуправления является правообразующим фактом, на основании которого между органом местного самоуправления и гражданином возникают публичные правоотношения. В соответствии с характером этих отношений государственный орган должен вынести решение по законодательству, действующему на определенный правообразующий момент. Применение законодательства, которое изменилось позже, к такому юридическому факту недопустимо.

Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц

а) истечения срока, заранее установленного в самом нормативном акте;
б) прямой официальной отмены действующего нормативно-правового акта;
в) замены одного нормативно-правового акта другим актом, устанавливающим новые правила регулирования той же социальной сферы.

При этом под государственной территорией понимается часть земного шара (включающая в себя сушу, недра, воздушное и водное пространство), которая находится под суверенитетом данного государства и на которую государство распространяет свою власть. Суверенитет государства распространяется на территорию своих посольств, военных кораблей, всех кораблей в открытом море и других объектов, принадлежащих государству и находящихся в открытом море или космосе.

а) распространяться на всю территорию государства;
б) действовать лишь на какой-то точно определенной части страны;
в) предназначаться для действия за пределами государства, хотя в соответствии с принципами государственного суверенитета общее правило таково, что законы того или иного государства действуют лишь на его территории.

Также в порядке исключения может быть применен еще один принцип действия нормативно-правового акта во времени — «переживание закона», когда закон, утративший юридическую силу, по специальному указанию нового закона может продолжать регулирование некоторых вопросов.

По общему правилу закон обратной силы не имеет, то есть он не распространяется на правоотношения, возникшие до его вступления в силу. На практике это означает, например, что суд даже во время действия нового закона будет решать дело в соответствии с прежним законом, если имущественный спор возник до вступления в силу нового закона. В порядке исключения нормативно-правовой акт обретает обратную силу:

Во-вторых, действие нормативных актов по кругу лиц определяется принадлежностью к российскому гражданству. Некоторые политические права и свободы распространяются на иностранных граждан. Равно эти лица не обременены некоторыми конституционными обязанностями. Особую группу представляют лица без гражданства и беженцы, пребывающие на территории РФ.

Действие нормативного правового акта во времени — время, в течение которого нормативный правовой акт способен оказывать регулятивное воздействие, т.е. порождать определенные юридические последствия. Это обязательность требований (предписаний) нормативно-правового акта (его исполнения) в течение определенного времени на определенной территории и в отношении определенного круга лиц и организаций. Действие нормативного правового акта во времени охватывает комплекс правил, определяющих: а) момент вступления акта в законную силу; б) момент прекращения его действия; в) условия применения установленных нормативным актом правовых норм к отношениям, возникающим до его вступления в законную силу («обратная сила закона»); г) возможность применения некоторых положений нормативно-правового акта после утраты им юридической силы («переживание закона»). С началом действия нормативно-правового акта вводится правовой режим, которому должны неуклонно следовать все. Вопрос о том, как вступает закон, иной правовой акт в силу, принципиально важен.

Все лица — это граждане государства (в том числе лица с двойным гражданством), иностранцы и лица без гражданства, беженцы, вынужденные переселенцы, а также внутригосударственные, совместные, иностранные, международные организации, не пользующиеся правом экстерриториальных, значит, в РФ все граждане, лица без гражданства, иностранные граждане, находящиеся на территории РФ, обязаны подчиняться законам государства, в котором они пребывают. В то же время права могут распространяться не только на лиц, пребывающих на территории РФ, но и в отношении проживающих в иностранных государствах. Это касается как российских граждан, так и соотечественников.

Обратная сила закона как правило применяется в отношениях между государством и индивидами, причем делается это в интересах индивидов. Примерами применения обратной силы закона являются пенсионное законодательство и нормы уголовного права, которые устраняют или смягчают ответственность за ранее совершённое преступление.

Ограничение действия закона по кругу лиц обусловлено спецификой закона, т.е. особенностями его действия по предмету (а также и в пространстве). Так, Семейный кодекс РФ регулирует отношения между супругами, между родителями и их детьми. Закон о милиции главным образом касается персонала (сотрудников) милиции. Законодательство о правовом положении иностранных граждан, о беженцах, о вынужденных переселенцах и т.д. ограничивает свое действии в отношении строго определенного круга лиц.

Оцените статью
Доступное Правовое обеспечение