Юридическая тематика очень сложная но, в этой статье, мы постараемся ответить на вопрос «Заключение на инвентаризацию в казенном учреждении». Конечно, если у Вас остались вопросы Вы сможете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Бюджетные учреждения, являясь одной из форм некоммерческих организаций, обязаны вести бухгалтерский учет, на что указывают положения статьи 6 Федерального Закона от 06.12.2022 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ).
Инвентаризация активов и обязательств бюджетного учреждения является одним из важнейших элементов такого учета. Ведь именно при ее проведении выявляется фактическое наличие соответствующих объектов, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета.
Вопрос о нормативных актах, регламентирующих проведение инвентаризации активов, имущества и финансовых обязательств в организациях государственного сектора, рассмотрен Минфином России в Письме от 01.08.2022 г. N 02-07-10/58207. В письме сказано, что в соответствии со статьей 11 «Инвентаризация активов и обязательств» Закона N 402-ФЗ, который устанавливает единые требования к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, активы и обязательства подлежат инвентаризации, случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом (за исключением обязательного проведения инвентаризации). Обязательное проведение инвентаризации устанавливается законодательством Российской Федерации, федеральными и отраслевыми стандартами.
Основные правила (способы) ведения бухгалтерского учета субъектами бухгалтерского учета, объекты бухгалтерского учета, а также основные требования к инвентаризации активов и обязательств, осуществляемой в целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности, установлены федеральным стандартом бухгалтерского учета и отчетности для организаций государственного сектора «Концептуальные основы», утвержденным Приказом Минфина России от 31.12.2022 г. N 256н (далее — СГС «Концептуальные основы».
При этом особенности структуры, отраслевые и иные особенности деятельности, выполняемые субъектом учета в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия и (или) функции закрепляются актом субъекта учета при формировании им своей учетной политики с применением соответствующих положений федерального стандарта бухгалтерского учета и отчетности для организаций государственного сектора «Учетная политика, оценочные значения и ошибки», утвержденного Приказом Минфина России от 30.12.2022 г. N 274н.
Таким образом, в целях организации и ведения бухгалтерского учета актами субъекта учета устанавливаются документы учетной политики субъекта учета, которыми в том числе утверждается порядок проведения инвентаризации активов, имущества, учитываемого на забалансовых счетах, обязательств, иных объектов бухгалтерского учета (далее — Порядок).
В письме также отмечено, что Приказ Минфина России от 13.06.1995 г. N 49 «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» не является нормативным правовым документом, требования которого обязательны для проведения инвентаризации в организациях государственного сектора, вместе с тем отдельные положения указанного документа, не противоречащие законодательству Российской Федерации, субъект учета вправе включить в документы учетной политики.
Бюджетные учреждения, как и коммерческие фирмы, обязаны проводить инвентаризацию своих активов и обязательств. Причем с точки зрения закона все инвентаризации можно условно разделить на добровольные и обязательные. Об инвентаризации в бюджетном учреждении, документальном оформлении и учете ее результатов мы и поговорим в настоящем материале.
ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ В БЮДЖЕТНОМ УЧРЕЖДЕНИИ — ДОКУМЕНТЫ И УЧЕТ РЕЗУЛЬТАТОВ
В данном случае предоставлена только часть документа для ознакомления и избежания плагиата наших наработок.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.
Еще одной задачей, которую необходимо решить в рамках инвентаризации, проводимой в целях обеспечения достоверности данных годовой отчетности, является выявление признаков обесценения актива. Оно осуществляется путем анализа наличия любых признаков, указывающих на возможное обесценение актива, перечисленных в п. 6 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Обесценение активов», утв. приказом Минфина России от 31.12.2022 № 259н (далее — Федеральный стандарт «Обесценение активов»).
- основные средства;
- нематериальные активы;
- финансовые вложения;
- материальные запасы;
- незавершенное производство и расходы будущих периодов;
- животные и молодняк животных;
- денежные средства, денежные документы и бланки документов строгой отчетности;
- расчеты;
- резервы предстоящих расходов и платежей, оценочные резервы.
Выявление признаков обесценения актива
Наряду со сказанным необходимо отметить: специалисты финансового ведомства России в письменных разъяснениях*(8) указывают на то, что решение о признании убытка от обесценения актива, являющегося государственным (муниципальным) имуществом, принимается в порядке, аналогичном для принятия решения о списании такого имущества, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации. И в их устных разъяснениях также звучала фраза о том, что провести обесценение можно только в случае, когда такой нормативный правовой акт принят на уровне конкретного публично-правового образования. То есть норма об обесценении есть, а для того, чтобы ее можно было применить, необходимо разработать соответствующий механизм.
В случае если учреждение бюджетное или автономное, имеет смысл сформировать постоянно действующую комиссию, имеющую соответствующие полномочия, поскольку данными учреждениями предполагается регулярное, как мы отметили выше, раз в квартал, предоставление отчетности распорядителю на основе данных, получаемых в том числе в ходе инвентаризации.
Инвентаризация финансовых обязательств в бюджетном учреждении
Финансовые и иные обязательства учреждения должны быть проверены в рамках инвентаризации (п. 9 Инструкции по отчетности, утвержденной приказом Минфина России от 25.03.2022 № 33н, пп. 80—81 федерального стандарта бухучета для организаций госсектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утв. приказом Минфина России от 31.12.2022 № 256н, п. 27 Положения по ведению бухучета, утвержденного приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н):
Инвентаризация финансовых обязательств: заполнение форм ИНВ-22 и ИНВ-23
- сведения о долгах учреждения (обусловленных, в частности, обязательствами по гражданско-правовым договорам);
- сведения о контрагентах;
- суммы задолженностей, классифицируемые по различным основаниям;
- подтвержденные и неподтвержденные долги;
- суммы с истекшим сроком исковой давности.
- фактическая перепись и пересчет всех товарно-материальных ценностей;
- проверка документации на основные средства и иные ценности, принятые к учету;
- составление инвентаризационных описей с непосредственным поименным указанием всех объектов ревизии и их количества;
- сопоставление данных фактического и бухгалтерского учета;
- составление сличительных ведомостей при выявлении расхождений;
- выявление причин появления таких отклонений;
- подготовка предложений по изменению учета или устранению операций, влекущих за собой ошибки и неточности.
- реорганизация учреждения;
- смена или увольнение материально-ответственных лиц;
- составление годовой финансовой и бухгалтерской отчетности;
- подозрения по факту хищения или кражи;
- чрезвычайная ситуация вследствие стихийного бедствия.
Документы до и после проведения инвентаризации
Председатель инвентаризационной комиссии перед непосредственным осуществлением мероприятия обязан проставить свою подпись на всех приходных и расходных документах, которые прикладываются к отчетам материально-ответственных лиц в качестве доказательства правомерности проведения операции.
В процессе выявления долгов перед социальными фондами сверяются перечисленные денежные суммы, выискиваются задолженности. Не менее внимательно осуществляется подход к рассмотрению заработной платы каждого сотрудника, с учетом обращения конкретного внимания на установленные недоплаты и переплаты.
Инвентаризация в бюджетном учреждении: правила и этапы проведения
Первый этап – подготовка. К началу проверки бухгалтерия должна завершить работу со всеми документами о поступлениях и выдачах материальных ценностей, а также провести необходимые записи в перечне реестров аналитического учета, заблаговременно определив остатки на день проведения проверки.
Инвентаризация обязательств
- условия передачи имения бюджетного предприятия в аренду;
- условия реализации или выкупа бюджетного имущества;
- контроль состояния актива и пассива государственного учреждения;
- смена материально-ответственного лица и передачи дел;
- наличие фактов хищения, злоупотребления служебным положением и порчи ценностей;
- ситуации пожаров, стихийных бедствий и прочих чрезвычайных ситуаций.
Выбытие объектов основных средств при выявленной недостаче отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 00 «Амортизация», счета 0 10 «Доходы от операций с активами» в корреспонденции с кредитом соответствующих счетов аналитического учета счета 0 00 «Основные средства». Вместе с тем, если объект учитывался на забалансовом счете 21 «Основные средства стоимостью до рублей включительно в эксплуатации», его выбытие в результате недостачи отражается путем уменьшения данного забалансового счета.
Недостача по инвентаризации в казенном учреждении 2022
Согласно п. Под текущей восстановительной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая необходима для восстановления указанных активов. В рассматриваемой ситуации профильной комиссией учреждения было принято решение, что текущая восстановительная текущая оценочная стоимость материальных ценностей на день обнаружения ущерба, подлежащая возмещению виновным лицом, меньше балансовой стоимости недостающих нефинансовых активов. В частности, уменьшение суммы ущерба, выявленного в связи с недостачей нефинансовых активов, по сравнению с их балансовой стоимостью могло произойти в результате снижения рыночных цен на аналогичные товары.
Проведение инвентаризации в казенном учреждении в 2022 году
Дебет 4 30 Кредит 4 10 — в конце текущего финансового года отражены операции по формированию финансового результата прошлых отчетных периодов в сумме остаточной стоимости недостающего объекта основных средств; 7.
Нормативным документом, регламентирующим порядок и правила проведения инвентаризации в российских организациях, является приказ министра финансов Российской Федерации № 49, утвердивший «Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств».
Порядок Проведения Инвентаризации В Казенном Учреждении В 2022 Году
Инвентаризация проводится не только в отношении имущества, финансовых активов и обязательств, но и в отношении иных объектов бухгалтерского учета, в том числе на забалансовых счетах. Ранее требования проводить инвентаризацию по объектам бухгалтерского учета, учитываемых за балансом, не требовалось.
Что учитывать на забалансовом счете 02 в 2022 году?
На прекращенные строительством объекты, а также на проектно-изыскательские работы по неосуществленному строительству составляются описи, в которых приводятся данные о характере выполненных работ и их стоимость.
Инвентаризация основных средств – процедура, необходимая каждому предприятию. Инвентаризация – это процесс сверки фактического наличия объектов основных средств и их местонахождения с данными бухгалтерского учета. Эта важна процедура позволяет выявить несоответствия учетных и фактических данных, выявить излишки и недостатки.
Если в ходе проверки комиссия выявила недостачу или излишек, ей нужно будет сформировать ведомость расхождений. Ее нужно формировать только по тем активам, по которым имеются расхождения с учетными сведениями.
Когда составляется акт
Инвентаризации – это не просто пересчет имущества и проверка документов, но и оформление результатов. Приказ № 49 детально регламентирует, что и в каком порядке необходимо оформлять. Если инвентаризуется имущество, то необходимо произвести фактическую проверку, то есть пересчет или обмер, взвешивание имущества и внести данные в инвентаризационную опись. По результатам сверки фактического результата с данными учета заполняется сличительная ведомость, в которой указываются расхождения. Итоговые данные отражаются в ведомости учета результатов, выявленных инвентаризацией.
Проведение инвентаризация кассы производится в соответствии с Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным решением Совета директоров Центрального банка Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 40 и сообщенным письмом Банка России от 4 октября 1993 г. N 18.
В инвентаризационной описи ценности должны быть расположены по наименованиям и артикулам. В описи указываются: полное наименование товара, номенклатурные прейскурантные номера, артикулы, сорта, количество мест, единица измерения, количество, цена за единицу, суммы.
Излишки при инвентаризации
Необходимо отметить, что если выявленные в ходе инвентаризации объекты не будут признаваться амортизируемым имуществом в соответствии с п. 1 ст. 256 НК РФ (срок их полезного использования менее 12 месяцев, а первоначальная стоимость не более 20 000 руб.), то списать в расходы учреждение сможет только сумму налога, уплаченного с дохода, который образовался при их выявлении (п. 2 ст. 254 НК РФ).