Закон о индивидуальном предпринимательстве рф

и) вид, данные и срок действия документа, подтверждающего право индивидуального предпринимателя временно или постоянно проживать в Российской Федерации (в случае, если индивидуальный предприниматель является иностранным гражданином или лицом без гражданства);

л) сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица: в отношении физического лица — фамилия, имя и, если имеется, отчество, должность, паспортные данные или данные иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, место жительства, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии); в отношении юридического лица — наименование, основной государственный регистрационный номер, идентификационный номер налогоплательщика. В случае, если полномочия без доверенности действовать от имени юридического лица предоставлены нескольким лицам, в отношении каждого такого лица дополнительно указываются сведения о том, действуют такие лица совместно или независимо друг от друга; (В редакции Федерального закона от 12.11.2022 № 377-ФЗ)

и) способ прекращения юридического лица (путем реорганизации, ликвидации или путем исключения из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа, в связи с продажей или внесением имущественного комплекса унитарного предприятия либо имущества учреждения в уставный капитал акционерного общества, в связи с передачей имущественного комплекса унитарного предприятия или имущества учреждения в собственность государственной корпорации в качестве имущественного взноса Российской Федерации); (В редакции федеральных законов от 05.02.2007 № 13-ФЗ, от 01.12.2007 № 318-ФЗ, от 27.10.2022 № 350-ФЗ)

Государственная регистрация осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в том числе его территориальными органами (далее — регистрирующий орган). (В редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 241-ФЗ)

Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее — государственная регистрация) — акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом. (В редакции Федерального закона от 23.06.2003 № 76-ФЗ)

С июля 2022 года все-все компании и предприниматели, которые работают с физлицами, должны поставить онлайн-кассу. Отсрочку до 2022 года получили немногие — ИП без сотрудников, которые что-то производят сами или выполняют услуги, например вяжут шапки, делают сыр, ремонтируют обувь.

Если вы нашли себя в этом списке, вам нужна лицензия: работать без нее незаконно, и за это наказывают по административной или уголовной статье. В зависимости от масштабов деятельности можно получить штраф от 50 000 до 500 000 рублей, попасть под арест, исправительные работы или лишиться свободы до пяти лет.

  • плановые — не чаще чем раз в три года. На сайте контролирующего органа можно заранее посмотреть, будут ли проверять компанию в этом году;
  • внеплановые — в любое время по жалобе клиента или даже конкурента. Часто о внеплановых не предупреждают.

Чтобы пользоваться спецрежимом, нужно ему соответствовать. Например, работать на упрощенке может компания с доходами до 150 млн рублей — если она зарабатывает больше, добро пожаловать на общую систему налогообложения. А патент не подходит компаниям со штатом больше пятнадцати человек.

В уголовном кодексе есть фраза «незаконное предпринимательство» — это когда человек занимается бизнесом без регистрации или лицензии. Что считается бизнесом, а что нет — зависит от регулярности. Один раз продать шубу на Авито — не бизнес, а постоянно возить шубы из Турции и продавать в инстаграме — уже бизнес.

Федеральный закон от 8 августа 2001 г

  • Глава I. Общие положения (ст.ст. 1 — 3)
    • Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом
    • Статья 2. Орган, осуществляющий государственную регистрацию
    • Статья 3. Государственная пошлина за государственную регистрацию
  • Глава II. Государственные реестры (ст.ст. 4 — 7.1)
    • Статья 4. Принципы ведения государственных реестров
    • Статья 5. Содержание государственных реестров
    • Статья 6. Предоставление содержащихся в государственных реестрах сведений и документов
    • Статья 7. Условия предоставления содержащихся в государственных реестрах сведений и документов
    • Статья 7.1. Порядок опубликования сведений, предусмотренных настоящим Федеральным законом
  • Глава III. Порядок государственной регистрации (ст.ст. 8 — 11)
    • Статья 8. Сроки и место государственной регистрации
    • Статья 9. Порядок представления документов при государственной регистрации
    • Статья 10. Особенности регистрации отдельных видов юридических лиц
    • Статья 11. Решение о государственной регистрации
  • Глава IV. Государственная регистрация юридических лиц при их создании (ст.ст. 12 — 13)
    • Статья 12. Документы, представляемые при государственной регистрации создаваемого юридического лица
    • Статья 13. Порядок государственной регистрации юридических лиц при их создании
  • Глава V. Государственная регистрация юридических лиц, создаваемых путем реорганизации. Внесение в Единый государственный реестр юридических лиц иных записей в связи с реорганизацией юридических лиц (ст.ст. 13.1 — 16)
    • Статья 13.1. Уведомление о реорганизации юридического лица
    • Статья 14. Документы, представляемые при регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации
    • Статья 15. Порядок государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации
    • Статья 16. Завершение государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации
  • Глава VI. Государственная регистрация изменений, внесенных в учредительный документ юридического лица, и внесение изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц (ст.ст. 17 — 19)
    • Статья 17. Документы, представляемые для государственной регистрации изменений, внесенных в учредительный документ юридического лица, а также для государственной регистрации изменений, связанных с принятием решения о том, что юридическое лицо будет действовать или не будет действовать на основании типового устава, и документы, представляемые для внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц
    • Статья 18. Порядок государственной регистрации изменений, внесенных в учредительный документ юридического лица, и внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц
    • Статья 19. Уведомление о внесении изменений в учредительные документы юридического лица (утратила силу)
  • Глава VII. Государственная регистрация юридического лица в связи с его ликвидацией или исключением юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа и в связи с продажей или внесением имущественного комплекса унитарного предприятия либо имущества учреждения в уставный капитал акционерного общества (ст.ст. 20 — 22)
    • Статья 20. Уведомление о ликвидации юридического лица
    • Статья 21. Документы, представляемые для государственной регистрации при ликвидации юридического лица
    • Статья 21.1. Исключение юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа
    • Статья 21.2. Порядок государственной регистрации при прекращении унитарного предприятия, а также государственного или муниципального учреждения в связи с отчуждением их имущества в случаях, предусмотренных федеральными законами
    • Статья 22. Порядок государственной регистрации при ликвидации юридического лица или при исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц
  • Глава VII.1. Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей (ст.ст. 22.1 — 22.4)
    • Статья 22.1. Порядок государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя
    • Статья 22.2. Порядок внесения изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей
    • Статья 22.3. Порядок государственной регистрации при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя
    • Статья 22.4. Исключение индивидуального предпринимателя из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей по решению регистрирующего органа
  • Глава VIII. Отказ в государственной регистрации, ответственность за нарушение порядка государственной регистрации (ст.ст. 23 — 25)
    • Статья 23. Отказ в государственной регистрации
    • Статья 24. Ответственность регистрирующего органа за нарушение порядка государственной регистрации
    • Статья 25. Ответственность заявителя и (или) юридического лица, индивидуального предпринимателя за неправомерные действия
  • Глава VIII.1. Порядок обжалования решения о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации (ст. ст. 25.1 — 25.6)
    • Статья 25.1. Право на обжалование
    • Статья 25.2. Порядок обжалования
    • Статья 25.3. Порядок и сроки подачи жалобы
    • Статья 25.4. Форма и содержание жалобы
    • Статья 25.5. Оставление жалобы без рассмотрения
    • Статья 25.6. Рассмотрение жалобы
  • Глава IX. Переходные и заключительные положения (ст.ст. 26 — 27)
    • Статья 26. Переходные положения
    • Статья 27. Введение настоящего Федерального закона в действие

23 июня, 8, 23 декабря 2003 г., 2 ноября 2004 г., 2 июля 2005 г., 5 февраля, 19 июля, 1 декабря 2007 г., 30 апреля, 23 июля, 30 декабря 2008 г., 19 июля, 27 декабря 2009 г., 19 мая, 27 июля, 29 ноября, 23 декабря 2010 г., 1, 18 июля, 3 декабря 2011 г., 1 апреля, 28 июля, 29 декабря 2012 г., 28 июня, 23 июля, 2 ноября, 21 декабря 2013 г., 2 апреля, 5 мая, 21 июля, 29, 31 декабря 2014 г., 30 марта, 29 июня, 13 июля, 29 декабря 2015 г., 31 января, 2 июня, 3 июля, 28 декабря 2022 г., 29 июля, 30 октября, 31 декабря 2022 г., 23 мая, 3 августа, 28 ноября, 27 декабря 2022 г., 12, 26 ноября 2022 г., 13, 20, 31 июля, 27 октября 2022 г., 26 мая, 2 июля, 30 декабря 2022 г.

Федеральным законом предусмотрен единый порядок регистрации юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы и сферы экономической активности. Регистрация осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Информация обо всех юридических лицах отражается в Едином государственном реестре юридических лиц, устанавливается порядок ведения реестра, порядок и сроки государственной регистрации, приводятся перечни документов, необходимых для регистрации. Сведения, содержащиеся в государственном реестре, являются открытыми и общедоступными, за исключением паспортных данных физических лиц и их идентификационных номеров налогоплательщиков. Устанавливается порядок предоставления сведений из реестра.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 18 мая 2015 г. N 10-П пункт 2 статьи 21.1 настоящего Федерального закона признан не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования содержащееся в нем положение допускает исключение в административном порядке (по решению регистрирующего органа) из Единого государственного реестра юридических лиц юридического лица, имеющего признаки недействующего, в отношении которого судом по заявлению кредитора введена процедура банкротства

Законы РФ о предпринимательской деятельности

Проект действует в 4-х регионах РФ: Москве и области, Татарстане и Калужской области до 2028 года. Это наиболее привлекательный режим налогообложения, который составляет от 4 до 6 %. Если эксперимент окажется удачным, то его внедрят по всей территории РФ. И бизнесмены, которым по виду деятельности подходит НПД, смогут выбрать такую систему уплаты налогов.

  • деятельность самостоятельная и добровольная;
  • все риски, достигнутые результаты и последствия предпринимательства лежат на ИП;
  • главная цель — получение постоянного дохода;
  • способы извлечения прибыли — реализация произведенных товаров, перепродажа готовых изделий, использование имущества, проведение работ или услуг;
  • госрегистрация ИП или предпринимательство без регистрации в законодательно установленных случаях.
  1. Плановые разрешены не чаще одного раза за 3 календарных года. Накануне года, когда предстоит плановая проверка бизнесмена, информацию о нем контролирующие органы передают в прокуратуру. Данные о ИП включат в сводный план проверок на будущий год. Информацию разместят в интернете. Бизнесмен или юридическая компания могут найти сведения о грядущей плановой проверке самостоятельно. Сведения доступны на сайте Генпрокуратуры в своем субъекте федерации по ФИО, ОРГН, ИНН предпринимателя или наименованию юридического лица.
  2. Внеплановые проверки надзорные органы согласовывают с Генпрокуратурой в индивидуальном порядке. Информация о предстоящей проверке становится доступна ИП незадолго до ее начала.

Местные и государственные надзорные органы контролируют деятельность малого и среднего бизнеса. Проверки проводятся с законодательно разрешенной периодичностью. Для бизнесменов и компаний разработан ФЗ №294 «О защите прав юридических лиц и ИП», чтобы контролирующие службы не выходили за рамки своих полномочий в ходе проверок. Знание общих аспектов закона поможет ориентироваться в собственных правах и обязанностях, и понимать разрешенные правила проверок.

В 2022 года, произошло изменение, которое коснулось ИП. Введение экспериментального проекта с налогом на профессиональную деятельность — НПД. Его вправе выбрать как ИП, так и самозанятые россияне. Для регулирования был утвержден ФЗ №422 «О проведении эксперимента».

Для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, предусмотренных настоящим пунктом, документы представляются в регистрирующий орган в течение трех рабочих дней после даты принятия решения об уменьшении уставного капитала юридического лица, являющегося акционерным обществом.

Это интересно:  Окоф на сканер штрих-кода

В случае свидетельствования подлинности подписи заявителя на предусмотренных статьями 12 и 22.1 настоящего Федерального закона заявлениях о государственной регистрации представление документов, предусмотренных указанными статьями, осуществляется нотариусом, засвидетельствовавшим подлинность подписи заявителя (последнего из заявителей) на соответствующем заявлении о государственной регистрации, в день нотариального свидетельствования подлинности подписи заявителя (последнего из заявителей) на таком заявлении. При этом нотариальное свидетельствование подлинности подписи заявителя (последнего из заявителей) на заявлении о государственной регистрации, предусмотренном статьей 12 или 22.1 настоящего Федерального закона, и последующее представление документов, предусмотренных указанными статьями, в регистрирующий орган осуществляются нотариусом в рамках одного нотариального действия. В иных случаях представление документов в регистрирующий орган может быть осуществлено нотариусом по просьбе заявителя. В предусмотренных настоящим абзацем случаях представление документов осуществляется нотариусом путем их направления в регистрирующий орган в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью нотариуса, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», либо единой системы межведомственного электронного взаимодействия. В случае установления специального порядка регистрации в соответствии с пунктом 1 статьи 10 настоящего Федерального закона указанные положения не применяются.

Заявление о выдаче выписки может быть направлено оператору Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц в электронной форме с использованием программных средств Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц.

6. Документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и представленные в регистрирующий орган при государственной регистрации, являются частью соответственно единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

л) сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица: в отношении физического лица — фамилия, имя и, если имеется, отчество, должность, паспортные данные или данные иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, место жительства, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии); в отношении юридического лица — наименование, основной государственный регистрационный номер, идентификационный номер налогоплательщика. В случае, если полномочия без доверенности действовать от имени юридического лица предоставлены нескольким лицам, в отношении каждого такого лица дополнительно указываются сведения о том, действуют такие лица совместно или независимо друг от друга;

  1. Лично посетить налоговую или МФЦ с паспортом;
  2. Воспользоваться мобильным приложением налоговой «Личный кабинет ИП», а затем с паспортом посетить налоговую, чтобы подписать документы;
  3. Подать электронные документы, подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью, через сайт ФНС или Госуслуги;
  4. Направить по почте письмом с объявленной ценностью и описью вложения (подпись на заявлении должна быть заверена нотариусом);
  5. Обратиться к нотариусу.

ИП в России могут быть граждане России и иностранные граждане, проживающие на территории РФ; совершеннолетние лица и лица, достигшие 14 лет, — с разрешения родителей или опекунов. Так же для приобретения статуса ИП гражданин должен обладать правоспособностью, дееспособностью, иметь регистрацию по месту жительства. Государственные и муниципальные служащие открыть ИП не могут.

Если вы решите открыть небольшой бизнес, вам необходимо зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя (п.1 ст.23 ГК РФ). Индивидуальный предприниматель — гражданин, прошедший регистрацию в ФНС. ИП занимается бизнесом самостоятельно на свой риск и отвечает своим имуществом.

  • сам управляет своей деятельностью;
  • свободно выбирает партнеров;
  • сам решает, как и в каком размере платить зарплату работникам;
  • распоряжается полученной прибылью по своему усмотрению;
  • может выступать в суде, как истцом, так и ответчиком.

За ведение незарегистрированной деятельности предусмотрен штраф от 100 000 до 500 000 рублей (регламентируется ст. 171 УК РФ). Если вы решили заняться бизнесом, не забывайте обо всех плюсах и минусах такого заработка и самое главное помните, что важно пройти оформление в ФНС и регулярно платить налоги.

  • государственным служащим (с некоторыми исключениями, прописанными в законе о госслужбе);
  • недееспособным гражданам по возрасту (несовершеннолетним — до 18 лет или до вступления в брак) или по решению суда;
  • индивидуальным предпринимателям, признанным банкротами (5 лет по завершении процедуры банкротства);
  • гражданам, дисквалифицированным по соответствующему судебному решению.

Предпринимательство — это самостоятельная деятельность, направленная на систематическое получение прибыли. Источники дохода — имущество, продажа товаров, труд (свой и/или наемных работников). Самостоятельность подразумевает риски как ключевое отличие свободного «коммерческого творчества» от работы «на хозяина» или «на государство» за зарплату.

Важно понимать: индивидуальная предпринимательская деятельность гражданина (ИП) как форма государственного оформления далеко не всегда подходит для конкретного вида производства, торговли и т.д. Есть и такие сферы, которые доступны только организациям. Например, изготовление и продажа крепкого алкоголя.

  • выбрать код по ОКВЭД и систему налогообложения;
  • заполнить заявление;
  • оплатить госпошлину;
  • подать документы (их обязаны рассмотреть за 3 рабочих дня);
  • гражданин признается предпринимателем с момента принятия ФНС решения о регистрации ИП.

Ограничений на количество выбранных кодов нет, однако один из кодов (если вы все же указываете несколько) нужно обозначить как основной. Указание основного кода предполагает, что именно этот вид деятельности будет являться основным источником доходов. После того как статус ИП зарегистрирован, предпринимателю доступна возможность добавления новых кодов либо удаление уже указанных, но ставших неактуальными.

Следует заметить, что непосредственно самой формы изменения практически не коснулись — корректировке подверглись лишь названия строк, в которые следует вносить адрес места проживания ИП. Помимо этого, добавлена строка для указания адреса электронной почты (e-mail) предпринимателя.

Порядок регистрации бизнеса регламентирует Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон о госрегистрации). При этом регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей посвящена глава VII.1 Закона о госрегистрации.

Ведение предпринимательской деятельности в статусе ИП доступно совершеннолетним гражданам, у которых отсутствуют психические либо иные заболевания, влияющие на дееспособность. Также не могут заниматься предпринимательской деятельностью государственные служащие, военнослужащие, нотариусы, депутаты и некоторые другие профессиональные категории. Некоторые виды деятельности требуют отсутствия судимости, например, бывшим заключенным нельзя строить бизнес в сфере образования, воспитания и развития несовершеннолетних, в области медицинского обеспечения и т.п. Перечень приведен в подпункте «к» п. 1 ст. 22.1 Закона о госрегистрации.

ОКВЭД – это Общероссийский классификатор видов экономической деятельности. Здесь каждый вид бизнеса имеет собственный числовой код. При подаче заявления на регистрацию будущим индивидуальным предпринимателем в этом обращении указываются соответствующие коды ОКВЭД. Таким образом заявитель ставит в известность государственные органы о том, в каком направлении он будет вести свою деятельность.

В 2022 году работодатели должны будут заполнять новую форму отчетности, объединяющую формы 6-НДФЛ и 2-НДФЛ. То есть расчет по форме 6-НДФЛ объединен со справкой о доходах и суммах налога физического лица (ранее — форма 2-НДФЛ). Указанная справка теперь будет приложением № 1 к расчету и заполняется один раз в годовой форме 6-НДФЛ.

Еще одним новшеством 2022 года является введение единого налогового платежа для ИП и юрлиц. Платеж введен с 01.01.2022 и позволяет все налоговые платежи оплачивать одним платежным документом. Уточнять, какой именно платеж оплачивается, не требуется. ИФНС сама будет распределять перечисленные деньги в счет того или иного КБК.

  • новый бланк декларации (в т. ч. декларацию за 2022 год нужно будет сдать уже по новой форме);
  • в перечень расходов на УСН включены издержки на обеспечение мер по технике безопасности в связи с Covid-19;
  • в расходы разрешено относить зарплату сотрудников за нерабочие дни (письмо Минфина от 16.06.2022 № 03-11-06/2/47346).

В частности, появился социальный вычет на физкультурно-оздоровительные услуги. А также НДФЛ не будет облагаться компенсация, выданной на оплату путевок для детей в возрасте до 18 лет и для детей в возрасте до 24 лет, обучающихся очно (законы № 88-ФЗ от 05.04.2022, № 8-ФЗ от 17.02.2022).

Квалификация деятельности физических лиц в качестве предпринимательской

В аналогичном деле суды отклонили доводы предпринимателя, что в спорных договорах купли-продажи он выступал как физическое лицо, и признали за ним обязанность уплатить НДС в качестве налогового агента (Определение ВС РФ от 10.07.2022 № 310-КГ16-17804 по делу № А09-10032/2015).

По рассматриваемому делу судами установлено, что в договорах аренды плата за пользование имуществом установлена без выделения в ней сумм НДС. Налог не выделялся отдельно в расчетных документах и не указывался в платежных поручениях арендатора. Это означает, что в отношениях предпринимателя и арендатора цена услуг по аренде окончательно сформирована в тех размерах, которые отражены в договорах аренды, вне зависимости от того, признавался бы предприниматель плательщиком НДС на момент заключения договоров либо нет. Заключение договоров аренды налогоплательщиком изначально в статусе предпринимателя не привело бы к установлению большей арендной платы.

Налоговики потребовали представить уточненную налоговую декларацию при УСНО, включив в налогооблагаемую базу доход от реализации имущества. Суды согласились с данным выводом и квалифицировали доход от сделок по реализации спорного имущества как доход от предпринимательской деятельности. Арбитры пришли к выводу, что спорное имущество по своим функциональным характеристикам изначально не предназначено для использования в иных целях, не связанных с предпринимательской деятельностью, приобретено налогоплательщиком не для личных целей, что им не опровергнуто, в связи с чем полученный доход от продажи нежилых помещений непосредственно связан с предпринимательской деятельностью, а поэтому подлежит обложению «упрощенным» налогом в порядке, предусмотренном гл. 26.2 НК РФ.

Например, все судебные инстанции, включая ВС РФ, поддержали вывод налогового органа, который квалифицировал доход от продажи спорного имущества как доход от предпринимательской деятельности (Определение от 19.12.2022 № 310-КГ18-20868 по делу № А35-3121/2022). Гражданин приобрел ряд нежилых помещений, когда он не был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. Затем он изменил свой статус и, будучи предпринимателем, применял УСНО. В этот период он реализовал спорные объекты недвижимости, но доход от продажи указанных нежилых помещений отразил в декларации по НДФЛ, поданной им в качестве физического лица, не имеющего статуса индивидуального предпринимателя. При этом сумма дохода, полученного от продажи недвижимого имущества, была уменьшена на сумму фактически произведенных расходов, связанных с приобретением указанных объектов.

К сведению: в каждом конкретном случае необходимо устанавливать цель приобретения (получения) гражданином имущества, от которого им был получен доход с учетом, в том числе назначения этого имущества, исходя из функциональных характеристик такого объекта.

Штрафы за незаконное предпринимательство в 2022 году

Например, Виктор занимается установкой ТВ-антенн. Ежедневно, с 9 до 18 часов. Самостоятельно покупает у производителя, находит клиента, устанавливает, принимает деньги от заказчика. В этом случае он ведет предпринимательскую деятельность, и ему необходимо зарегистрироваться в ближайшем органе фнс в качестве индивидуального предпринимателя или ООО.

Например, за создание логотипа студент Игорь заработал ₽100 тыс. Если он (будучи студентом) дальше продолжит обучение без организации постоянного заработка, то Игорь не будет считаться предпринимателем из-за оказания услуги единоразово. Если же студент продолжит рисовать логотипы на заказ и получать регулярную прибыль без регистрации в качестве самозанятого или ИП, открытия ООО или АО в законодательном порядке, то его деятельность будет считаться незаконным предпринимательством.

В ходе серии проверок сотрудники налоговой провели контрольную закупку у кондитера из Пролетарского района Тверской области, после чего потребовали декларации о доходах с указанием полученных сумм за два налоговых периода (календарных года). Однако была предоставлена только декларация о доходах физического лица, поэтому обнаруженный предприниматель был наказан в установленном законом порядке согласно КоАП РФ и другим нормативно-правовым актам.

Житель Курска в течение нескольких лет был нелегальным бизнесменом. Он покупал земельные участки, строил на них дома, а потом продавал. Бизнес развивался, пока не оказался в поле зрения налоговиков. Они аргументировали, что деятельность без регистрации противоречит закону. Суд привлек жителя Курска к ответственности за нелегальную торговлю.

Гражданин «С» поставлял газ в баллонах в течение нескольких лет как физ.лицо — без оформления ИП и без получения лицензии на работу со взрывоопасными веществами. Недовольный клиент пожаловался в Налоговую, после чего предприниматель был оштрафован и был вынужден заплатить налоги за прошедшие налоговые периоды.

на участников хозяйственных обществ — иностранных юридических лиц, у которых доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, не превышает предельного значения, установленного Правительством Российской Федерации для средних предприятий в соответствии с пунктом 3 настоящей части, и среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год не превышает предельного значения, указанного в подпункте «б» пункта 2 настоящей части (за исключением иностранных юридических лиц, государство постоянного местонахождения которых включено в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны);

Это интересно:  Налог с продажи дома и земельного участка в 2022 пенсионеру

б) от ста одного до двухсот пятидесяти человек для средних предприятий, если иное предельное значение среднесписочной численности работников для средних предприятий не установлено в соответствии с пунктом 21 настоящей части; (В редакции Федерального закона от 26.07.2022 № 207-ФЗ)

5) поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства (далее также — поддержка) — деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов публичной власти федеральной территории, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляемая в целях развития малого и среднего предпринимательства в соответствии с государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации и муниципальными программами (подпрограммами), содержащими мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства (далее — государственные программы (подпрограммы) Российской Федерации, государственные программы (подпрограммы) субъектов Российской Федерации, муниципальные программы (подпрограммы), а также деятельность акционерного общества «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства», осуществляемая в соответствии с настоящим Федеральным законом, в качестве института развития в сфере малого и среднего предпринимательства (далее также — корпорация развития малого и среднего предпринимательства), его дочерних обществ и деятельность акционерного общества «Российский экспортный центр» (далее — Российский экспортный центр) по поддержке экспортной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляемая в соответствии с настоящим Федеральным законом и Федеральным законом от 8 декабря 2003 года № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», его дочерних обществ; (В редакции федеральных законов от 29.06.2015 № 156-ФЗ, от 03.07.2022 № 265-ФЗ, от 02.08.2022 № 293-ФЗ, от 02.07.2022 № 351-ФЗ)

22) для средних предприятий — хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1 настоящей части, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют в качестве основного вида деятельности предпринимательскую деятельность в сфере общественного питания (в рамках класса 56 «Деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков» раздела I «Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания» Общероссийского классификатора видов экономической деятельности), предельное значение среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год устанавливается в размере 1500 человек. Соответствующий вид предпринимательской деятельности, предусмотренный настоящим пунктом, признается основным при условии, что в составе сведений о хозяйственном обществе, хозяйственном товариществе, хозяйственном партнерстве, производственном кооперативе, потребительском кооперативе, крестьянском (фермерском) хозяйстве в едином государственном реестре юридических лиц и об индивидуальном предпринимателе в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей содержится соответствующий код по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности в качестве основного вида деятельности по состоянию на 1-е число месяца внесения сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства; (Пункт введен — Федеральный закон от 02.07.2022 № 305-ФЗ, вступает в силу с 1 января 2022 года)

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки.

Документы Статистика по документам и выполнению поручений

а) участники хозяйственного общества либо хозяйственного товарищества — Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, общественные или религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды (за исключением инвестиционных фондов) владеют суммарно не более чем двадцатью пятью процентами долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью либо складочном капитале хозяйственного товарищества или не более чем двадцатью пятью процентами голосующих акций акционерного общества, а участники хозяйственного общества либо хозяйственного товарищества — иностранные юридические лица и (или) юридические лица, не являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства, владеют суммарно не более чем сорока девятью процентами долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью либо складочном капитале хозяйственного товарищества или не более чем сорока девятью процентами голосующих акций акционерного общества. Предусмотренное настоящим подпунктом ограничение в отношении суммарной доли участия общественных объединений инвалидов, иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не распространяется: (В редакции Федерального закона от 18.07.2022 № 185-ФЗ)

9) национальная гарантийная система поддержки малого и среднего предпринимательства (далее — национальная гарантийная система) — система взаимодействующих организаций, осуществляющих деятельность в целях обеспечения доступа субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, к кредитным и иным финансовым ресурсам, состоящая из участников национальной гарантийной системы, к которым относятся корпорация развития малого и среднего предпринимательства, акционерное общество «Российский банк поддержки малого и среднего предпринимательства», а также фонды содействия кредитованию (гарантийные фонды, фонды поручительств) (далее — региональные гарантийные организации), соответствующие требованиям к региональным гарантийным организациям и их деятельности, установленным настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами. (Пункт введен — Федеральный закон от 01.04.2022 № 83-ФЗ)

22) для средних предприятий — хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1 настоящей части, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют в качестве основного вида деятельности предпринимательскую деятельность в сфере общественного питания (в рамках класса 56 «Деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков» раздела I «Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания» Общероссийского классификатора видов экономической деятельности), предельное значение среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год устанавливается в размере 1500 человек. Соответствующий вид предпринимательской деятельности, предусмотренный настоящим пунктом, признается основным при условии, что в составе сведений о хозяйственном обществе, хозяйственном товариществе, хозяйственном партнерстве, производственном кооперативе, потребительском кооперативе, крестьянском (фермерском) хозяйстве в едином государственном реестре юридических лиц и об индивидуальном предпринимателе в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей содержится соответствующий код по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности в качестве основного вида деятельности по состоянию на 1-е число месяца внесения сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства; (Пункт введен — Федеральный закон от 02.07.2022 № 305-ФЗ, вступает в силу с 1 января 2022 года)

в) деятельность хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) соответственно таких хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств — бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования;

1) субъекты малого и среднего предпринимательства — хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства; (В редакции Федерального закона от 03.08.2022 № 313-ФЗ)

Права предпринимателей

Самостоятельно выбирать вариант экономической деятельности в соответствии с действующим российским законодательством. То есть – индивидуальный предприниматель вправе вести любую деятельность, не запрещенную законодательством или не подпадающую под специальные ограничения. Узнать о наличии таковых ограничений можно ознакомившись с положениями ФЗ №99 от 04.05.2011 «О лицензировании отдельных видов деятельности». Кроме этого, можно также просто выбирать деятельность, пользуясь классификатором ОКВЭД-2.

Нанимать работников. Для индивидуальных предпринимателей могут действовать определенные ограничения в зависимости от выбранного механизма налогообложения и в целом. Однако само по себе право использовать наёмный труд и заключать трудовые договора с работниками является неотъемлемым для предпринимателя.

В качестве налогоплательщика гражданин, прошедший регистрацию особого статуса, получает право запрашивать информацию у представителей контролирующих государственных органов, применять выбранную систему налогообложения, в том числе спецрежимы с упрощенной системой расчета и уплаты налогов, обжаловать решения, действия и бездействия налоговиков, участвовать в проверках, привлекать представителя, на предоставление налоговых льгот и применение справедливого налогообложения и т. д.

Среди них:

  • расчет платежей;
  • ведение документации в соответствии с выбранным режимом налогообложения;
  • составление отчетности;
  • уплата взносов и налогов;
  • предоставление информации по запросу;
  • ведение отчетности в определенном порядке, если это предусмотрено законом (например, в электронном виде), и т. д.

Таким образом, и здесь список прав и обязанностей остается открытым, многое зависит от выбранного вида деятельности. Полностью обязанности индивидуального предпринимателя перед налоговой определяются конкретной ситуацией.

Федеральный закон об индивидуальных предпринимателях: необходимо знать

Вышеуказанный закон рассматривает отношения, возникающие сразу после осуществления полной государственной регистрации лица как ИП в налоговой структуре. Такие отношения связаны непосредственно с получением особого статуса предпринимателем, а также его ликвидации, возникших изменений, вносимых в государственный реестр. Сам процесс создания или закрытия ИП согласно второй части ФЗ в редакции 23.06.2003 за номером 76-ФЗ проводится исключительно налоговой службой с последующим внесением наступивших изменений в статусе предпринимателя в ЕГРИП. Руководствуется ФНС при этом Гражданским кодексом, вышеназванным законом и его редакциями. По закону при регистрации подлежит уплате государственная пошлина.

Отказ в регистрации может получить лицо, предоставляющее неполный перечень задокументированных данных, обратившееся с заявлением в ненадлежащую ФНС. Полную ответственность за пренебрежение нормами установленного порядка при регистрации ИП несёт непосредственно регистрирующий орган. ИП, в свою очередь, ответственен за достоверность и своевременность данных, которые он предоставляет в ФНС.

Федеральный закон об индивидуальных предпринимателях также рассматривает функционирование государственных реестров. Сведения об ИП содержит ЕГРИП (Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей). Полные сведения обо всех ИП на территории государства в обязательном порядке заносятся в реестр – регистрация, закрытие, изменение места жительства или паспортных данных. Данные из этих реестров предоставляются в виде выписки, копии или же справки, отражающей отсутствие необходимых заявителю требований.

В главе 7 рассмотрен порядок собственно регистрации. Документами, необходимыми при регистрации, являются: заявление утверждённой формы, копия и оригинал документа, который является удостоверении личности, документ о временном проживании для иностранных граждан, заверенное согласие определённых законом представителей (для несовершеннолетних граждан, обладающих документально подтверждённой дееспособностью), квитанция оплаченной госпошлины, справка об отсутствующей (либо же о наличествующей) судимости. Для того чтобы были внесены изменения в ЕГРИП, также необходимо подать заявление и подтверждающие их документы. В случае закрытия ИП подаётся заявление в ФНС, оплачивается госпошлина. В данной главе также прописан порядок прекращения хозяйствования в силу различных причин: банкротства (установленного в ходе судебного рассмотрения дела), решения суда, аннулирования свидетельства, признания ИП недееспособным (в судебном порядке), смерти предпринимателя.

Закон, регулирующий деятельность лиц, которые зарегистрировались в качестве индивидуальных предпринимателей, издан 8 августа 2001 года и носит номер 129-ФЗ. Название вышеуказанного закона – «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Как видно из названия, закон объединяет в себе предписания как для ИП, так и для предприятий и организаций.

Права и обязанности индивидуального предпринимателя

Индивидуальный предприниматель отличается от обычного физического лица своим правовым статусом. После регистрации в ИФНС у него появляются специфические права и возникают новые обязанности. Мы собрали в этой статье основные права и обязанности ИП и рекомендуем ознакомиться с ними всем, кто планирует начать свой бизнес.

  • обеспечить работнику безопасные условия труда и создать рабочее место, соответствующее трудовой функции;
  • не менее двух раз в месяц платить работнику зарплату не ниже МРОТ;
  • перечислять за работника страховые взносы;
  • оплачивать ежегодный отпуск;
  • вести кадровые документы и сдавать отчетность по работникам.
  • заключать трудовые договоры и договоры гражданско-правового характера;
  • нанимать и увольнять работников и исполнителей;
  • требовать выполнения трудовых обязанностей и применять меры дисциплинарной ответственности;
  • привлекать отдельных работников к материальной ответственности и требовать возмещения ущерба.

Если кому-то покажется, что ничего особенного в праве вести бизнес нет, это не так. До того, как Россия стала страной с рыночной экономикой, физическое лицо могло получать доход только в виде зарплаты. Попытки заработать где-нибудь помимо работы, например, на перепродаже товаров, назывались спекуляцией и осуждались в обществе. А по экономическим статьям к уголовной ответственности привлекались те, кого сейчас называют успешными бизнесменами.

Вот как, например, об этом говорится в письме Минфина России от 11.08. 2014 N 03-04-05/39905 «Денежные средства, которые остались на расчётном счёте индивидуального предпринимателя после уплаты налогов, сборов и обязательных платежей, могут быть использованы им на личные цели».

Это интересно:  Как оформить по стжу ветеран труда в москве 2022 без наград

Процедура «перерегистрации-2004», описанная в статье 3 Закона № 76-ФЗ, действительно выглядит несложной. Тем не менее, на практике все может выглядеть далеко не столь гладко. Как и в случае с «перерегистрацией-2002», Правительство РФ достаточно быстро формализовало процесс передачи сведений в регистрирующие (налоговые) органы. Свидетельством тому стало принятие постановления от 16.10.2003 № 630 «О Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, Правилах хранения в единых государственных реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов (сведений) и передачи их на постоянное хранение в государственные архивы, а также о внесении изменений и дополнений в постановления Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 г. № 438 и 439» (далее — Постановление № 630).

С введением в действие с 1 июля 2002 года Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» (далее — Закон № 129-ФЗ) органы МНС России приобрели новую для себя функцию — осуществление государственной регистрации юридических лиц. Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей на тот момент оставалась вне компетенции налоговых органов, что, впрочем, воспринималось всеми как явление временное. С 1 января 2004 года институт государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей становится единым, а регистрационные функции передаются в исключительную компетенцию налоговых органов. Начиная с указанной даты, меняется и наименование Закона № 129-ФЗ — «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Трудно усомниться в том, что регистрирующие (налоговые) органы будут требовать от индивидуальных предпринимателей представления указанного документа для прохождения «перерегистрации». Между тем, как отмечено выше, статья 3 Закона № 76-ФЗ не предусматривает представления индивидуальными предпринимателями подобного документа. Что касается статьи 9 Закона № 129-ФЗ, то она наделяет Правительство РФ правом устанавливать требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, но не расширять перечень таких документов.

Вторая половина 2002 года еще долго будет вспоминаться предпринимателям малоприятной процедурой, получившей наименование «перерегистрация» (см. здесь). Этот термин, будучи совершенно невнятным с точки зрения права, тем не менее, прочно закрепился среди работников налоговых органов и налогоплательщиков. К сожалению, содержание статьи 3 Закона № 76-ФЗ дает все основания для того, чтобы констатировать: в течение следующего года индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным до 1 января 2004 года, предстоит пережить нечто подобное.

Строго говоря, указанную процедуру следует именовать представлением индивидуальными предпринимателями в регистрирующие (налоговые) органы определенных документов. Перечень таких документов установлен статьей 3 Закона № 76-ФЗ и, в основном, соответствует перечню документов, необходимых для государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (статья 22.1 Закона № 129-ФЗ). Если не касаться весьма ограниченного круга индивидуальных предпринимателей, не являющихся гражданами Российской Федерации, то большинство потенциальных участников «перерегистрации-2004» обязаны в течение 2004 года представить в регистрирующие (налоговые) органы по месту своего жительства следующие документы:

Статьи Гражданского Кодекса РФ, регламентирующие деятельность индивидуального предпринимателя

Порядок регистрации индивидуального предпринимателя в настоящее время установлен Положением о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 8 июля 1994 г. «Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации» (СЗ РФ, 1994, N 11, ст. 1194).

2. Долги гражданина подлежат компенсации за счет всего принадлежащего ему имущества. Имеется в виду личное имущество должника, принадлежащее ему на праве собственности (движимые и недвижимые вещи, деньги, валютные ценности, ценные бумаги и другое имущество), его доли в общей долевой и совместной собственности (собственности супругов, крестьянского, фермерского хозяйства) (ст. 255 ГК). В случаях, предусмотренных законом, взыскание по личным долгам гражданина может быть обращено также на его долю в капитале или фонде юридического лица (например, на долю в складочном капитале полного или коммандитного товарищества (ст. 80 ГК), на пай члена кооператива (п. 5 ст. 111 ГК)).

При разрешении таких споров могут быть применены положения ГК РФ об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (пункт 4 статьи 23). С момента прекращения действия государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя, в частности, в связи с истечением срока действия свидетельства о государственной регистрации, аннулированием государственной регистрации и т.п., дела с участием указанных граждан, в том числе и связанные с осуществлявшейся ими ранее предпринимательской деятельностью, подведомственны судам общей юрисдикции, за исключением случаев, когда такие дела были приняты к производству арбитражным судом с соблюдением правил о подведомственности до наступления указанных выше обстоятельств.

В статье 392 ГПК содержатся ограничения на обращение взыскания на вклады граждан «в сберегательных кассах и Государственном банке СССР». Согласно данной статье, взыскание на вклады обращается только по приговору или решению суда, удовлетворившему гражданский иск в уголовном деле, по решению суда о взыскании алиментов (если нет иного имущества), либо разделе вклада, являющегося общей собственностью супругов. Данное правило явно устарело. В настоящее время вклады граждан, в особенности граждан-предпринимателей, в банках занимают существенное место в их имуществе. Обращение взыскания на вклад следовало бы применять на основании решения суда по любому гражданскому делу независимо от того, имеется ли у должника другое имущество.

Употребленный в п. 3 термин «соответственно» означает, что к деятельности индивидуальных предпринимателей применимы все нормы, регулирующие коммерческую деятельность юридических лиц, кроме тех, которые обусловлены существом правоотношения, спецификой того или иного юридического лица (например, нормы об ответственности обществ с ограниченной ответственностью и акционерных обществ, производственных кооперативов), а также если применительно к индивидуальным предпринимателям законом иным правовым актом не предусмотрено иное решение вопроса.
Предприниматель, так же, как и юридическое лицо, вправе осуществлять любые виды деятельности, кроме тех, которые запрещены законом.

Право на занятие предпринимательской деятельностью

Особенностью правового регулирования предпринимательской деятельности является наличие публично-правовых требований и ограничений при осуществлении предпринимателями своих прав. Это связано с необходимостью обеспечения интересов других лиц (потребителей, предпринимателей), а также общества и государства в целом. Существуют общие и специальные требования и ограничения, которые возлагают на лицо, намеревающееся осуществлять предпринимательскую деятельность, а также получившее статус субъекта предпринимательства, соответствующие обязанности.

Наличие убытков и иных отрицательных последствий, а также причинная связь обычно являются неотъемлемыми основаниями любой ответственности. В договорных отношениях иногда предусматривается ответственность лишь за возможность наступления в будущем убытков, ущерба или иных отрицательных последствий вследствие нарушения условий договора. Возможно также исключение или уменьшение ответственности независимо от наличия убытков, если только нарушение условий договора не совершено умышленно.

  1. принудительная ликвидация либо реорганизация юридического лица в форме выделения или разделения (ст. 34, 38 Закона о защите конкуренции, п. 2 ст. 57, ст. 61 ГК РФ);
  2. административное приостановление деятельности в качестве административного наказания (ст. 3.12 КоАП РФ). Административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг Административное приостановление деятельности устанавливается на срок до 90 суток;
  3. административное приостановление или аннулирование лицензии (ст. 20 Закона о лицензировании);
  4. дисквалификация. Заключается в лишении физического лицаправа замещать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ, либо осуществлять деятельность по предоставлению государственных и муниципальных услуг либо деятельность в сфере подготовки спортсменов (включая их медицинское обеспечение) организации и проведения спортивных мероприятий, либо осуществлять деятельность в сфере проведения экспертизы промышленной безопасности, либо осуществлять медицинскую деятельность или фармацевтическую деятельность (ст. 3.11 КоАП РФ). Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет;
  5. лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Состоит в запрещении заниматься определенной предпринимательской деятельностью (ст. 47 УК РФ); устанавливается на срок от одного года до пяти лет в качестве основного вида наказания и на срок от шести месяцев до трех лет в качестве дополнительного вида наказания; применяется, например, за ограничение конкуренции (ст. 178 УК РФ), незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну (ст 183 УК РФ).

В настоящее время обязанности государства по отношению к предпринимателям предусмотрены различными законодательными актами (в сфере государственной регистрации, малого и среднего предпринимательства, инвестиционной деятельности и др.). Так, в установленный в Федеральном законе от 9 июля 1999 г № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» перечень государственных гарантий включены: 1) гарантия правовой защиты деятельности иностранных инвесторов; 2) гарантия использования иностранным инвестором различных форм осуществления инвестиций; 3) гарантия перехода прав и обязанностей иностранного инвестора другому лицу; 4) гарантия компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями; 5) гарантия от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями законодательства РФ; 6) гарантия обеспечения надлежащего разрешения спора, возникшего в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации иностранным инвестором; 7) гарантия использования на территории Российской Федерации и перевода за пределы Российской Федерации доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм; 8) гарантия права иностранного инвестора на беспрепятственный вывоз за пределы Российской Федерации имущества и информации в документальной форме или в форме записи на электронных носителях, которые были первоначально ввезены на территорию Российской Федерации в качестве иностранной инвестиции; 9) гарантия права иностранного инвестора на приобретение ценных бумаг; 10) гарантия участия иностранного инвестора в приватизации; 11) гарантия предоставления иностранному инвестору права на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество’.

Право на занятие предпринимательской деятельностью — основа правового статуса субъекта предпринимательства. Право на занятие предпринимательской деятельностью регламентировано в ч. 1 ст. 34 Конституции РФ, согласно которой «каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности».

В соответствии со статьей 24 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом (за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание, указанного в Гражданском Процессуальном Кодексе Российской Федерации).
Налоговый Кодекс Российской Федерации в статье 11 определяет индивидуальных предпринимателей следующим образом — это «физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства Российской Федерации, при исполнении обязанностей, возложенных на них настоящим Кодексом, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями».

Из системного анализа ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08 августа 2001 года №129-ФЗ индивидуальный предприниматель вправе осуществлять те виды деятельности, которые обозначены в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) в виде заявленных кодов по Общероссийскому классификатору кодов экономической деятельности (ОКВЭД).

Это означает, что индивидуального предпринимателя, также как и участники юридических лиц, вправе распределять свою прибыль (статьи 67 Гражданского Кодекса Российской Федерации).
При этом юридическое лицо, в отличие от физического лица, имеет обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам именно этим имуществом, в то время как имущество гражданина юридически не разграничено даже в случае, когда он является индивидуальным предпринимателем, поскольку он использует свое имущество не только для занятия предпринимательской деятельностью, но и в качестве собственно личного имущества, необходимого для осуществления своих неотчуждаемых прав и свобод.

Собственно статус индивидуального предпринимателя гражданин получает после прохождения процедуры государственной регистрации в установленном законом порядке. В то же время в соответствии с пунктом 3 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации «к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила настоящего Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения».

Конституционный суд Российской Федерации в Определение от 6 июня 2002 г. №116-О указал, что данное в Налоговом Кодексе Российской Федерации определение индивидуальных предпринимателей имеет специально-терминологическое значение, а содержащиеся в пункте 2 его статьи 11 нормы-дефиниции предназначены для применения исключительно в целях налогообложения.

Оцените статью
Доступное Правовое обеспечение