В государстве н президент формирует парламент

В государстве н президент формирует парламент

Правительство возглавляется другим должностным лицом – премьер-министром и формируется парламентом из представителей тех партий, которые на выборах получили большинство голосов избирателей и, следовательно, большинство мест в парламенте. Ответственность правительство несет перед парламентом, имеющим право выразить ему вотум недоверия, что влечет за собой уход правительства в отставку.

Каждый вид власти (законодательной, исполнительной, судебной) реализуются отдельными органами, между ними существует система сдержек и противовесов. Исключается монополизация власти в руках одного лица, органа или социального слоя. Каждый вид власти действует в пределах своих полномочий и вместе с тем обеспечивает самостоятельность и независимость от других властей.

Пер­вое. Вза­им­ное доб­ро­воль­ное со­гла­сие муж­чи­ны и жен­щи­ны всту­пить в брак. В от­ли­чие от до­ре­во­лю­ци­он­ной Рос­сии, где обя­за­тель­ным было бла­го­сло­ве­ние ро­ди­те­лей, се­год­ня со­гла­сия тре­тьих лиц не тре­бу­ет­ся. Од­на­ко прак­ти­ка по­ка­зы­ва­ет, что счаст­ли­вы, как пра­ви­ло, те браки, на ко­то­рые дали сер­деч­ное со­гла­сие близ­кие.

Какова форма правления в стране Z? 1) федерация 2) республика 3) монархия 4) демократия2,Верны ли следующие суждения о демократическом государстве?А. Законы демократических стран предполагают сменяемость лиц, стоящих у власти.Б. Вер­хов­ная власть в го­су­дар­стве Z пе­ре­даётся по на­след­ству. Какая форма прав­ле­ния в этом го­су­дар­стве?

Монархия — форма правления, при которой верховная власть передается по наследству, не является производной от какой-либо другой власти, не ограничивается временными рамками. Самодержавная монархия — тип монархии, при которой власть монарха является сакральной. Ограниченная монархия. Эта такая форма монархии, при которой власть монарха ограничена законами или парламентом. Эссе: «Государство существует не для того, чтобы превращать земную жизнь в рай, а для того, чтобы помешать ей окончательно превратиться в ад» (Н.

В государстве н президент формирует парламент

2. Республика — форма правления, при которой власть находится у выборных лиц с определенным сроком полномочий, которые они получили от представительного органа или от самих избирателей. Президентская республика характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов, соединением в его руках полномочий главы государства и главы правительства. Парламентская республика — разновидность республики с перевесом полномочий в пользу парламента. В парламентской республике правительство отвечает только перед парламентом, а не перед президентом.

  • Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете правильный ответ;
  • Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не побуждал на дополнительные вопросы к нему;
  • Писать без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок.

В государстве Н правительство формирует президент.при этом существует парламент, который должен утвердить состав правительства предложенная президентом какая форма правления представлена в государстве Н
1) Конституционная монархия
2) Парламентская республика
3)Абсолютная монархия
4)Президентская республика

  • Копировать ответы со сторонних ресурсов. Хорошо ценятся уникальные и личные объяснения;
  • Отвечать не по сути: «Подумай сам(а)», «Легкотня», «Не знаю» и так далее;
  • Использовать мат — это неуважительно по отношению к пользователям;
  • Писать в ВЕРХНЕМ РЕГИСТРЕ.

В го­су­дар­стве Н

Прошло 67 лет со дня снятия блокады Ленинграда, но внимание к ее истории не уменьшается. Выходят все новые и новые исследования, посвященные разным аспектам истории обороны города, но тема здравоохранения и санитарных последствий войны и блокады до сих пор не получила должного развития в трудах историков медицины. Сложилась традиция сводить последствия блокады к разрушению промышленности, городского хозяйства и культурных ценностей, традиционно не одобрялись попытки исследователей уточнить численность жертв блокады. Если раньше это происходило из-за запрета темы, то теперь связано с ее неразработанностью. В то же время мировая научная общественность, обеспокоенная угрозой возможных глобальных потрясений и бедствий, проявляет все больший интерес к опыту медиков Ленинграда. Сегодня задача ученых состоит в том, чтобы углубить изучение материала, который дала блокада города, и по возможности продолжить исследования санитарно-гигиенических последствий осады, как непосредственных, так и отдаленных во времени.

Деятельность медиков в блокадном Ленинграде помогла спасти жизни тысяч людей и приобрести опыт борьбы с голодом в чрезвычайных условиях. Было сделано так много, что неспециалисту в вопросах медицины трудно оценить результаты этой работы. Врачи одновременно лечили больных, когда те уже не могли сопротивляться болезням, и вели научные исследования: изучали типичные болезни военного времени, особенности заболеваний, характерных для мирного времени, патологию внутренних органов у раненых

Теократическая монархия разновидность абсолютной монархии. Примером может служить Ватикан, которым правит не светское, а духовное лицо — папа римский. В некоторых государствах монарх возглавляет не только светское, но и религиозное управление страной. Такие монархии называются теократическими (Саудовская Аравия).

На первый взгляд между формой правления, формой государственного устройства и политическим режимом нет жёсткой взаимосвязи, однако можно проследить некоторые тенденции. Форма государства — это внешняя характеристика сущности государства. Форма государства — это категория, показывающая взаимосвязь между различными органами государства. Она показывает, как организована государственная власть. Иногда в форму государства включают и политический режим. Вопрос о том, является ли политический режим неотъемлемым элементом формы государства, остается дискуссионным. Не вдаваясь в подробности научных дискуссий по этому поводу, укажем лишь, что категории политического режима и государства тесно взаимосвязаны. Их взаимовлияние настолько велико, что форму государства необходимо рассматривать только в соотношение с политическим режимом. Политический режим влияет на форму государства, причем влияет определяющим образом. Определяющее влияние политического режима на форму государства выражается в том, что:

Форма правления – парламентарная республика. Для парламентарной республики характерно: парламент наделен не только законодательными полномочиями, но и правом требовать отставки правительства, выразив ему недоверие, то есть правительство несет перед парламентом ответственность за свою деятельность. Президент республики является только главой государства, но не главой правительства. Политически это означает то, что правительство формируется партией или партиями, победившей на парламентских выборах, а Президент лишен возможности направлять его деятельность. Руководит правительством премьер-министр.

Итак, выделение трех классических элементов формы государства обоснованно. Если форма правления отвечает на вопрос о том, кто и как правит, осуществляет государственную власть в государственно организованном обществе, как устроены, организованы и действуют в нем государственно-властные структуры (органы государства), то форма национально-государственного и административно-территориального устройства раскрывает способы объединения населения на определенной территории, связь этого населения через различные территориальные и политические образования с государством в целом. Политический же режим характеризует, как, каким способом осуществляется государственная власть в конкретном обществе, с помощью каких приемов и методов государство выполняет свое социальное назначение: обеспечивает экономическую жизнь, общественный порядок, защиту граждан, решает другие общесоциальные, национальные, классовые задачи.

Не все ученые относят политический режим к форме государства, так как они считают, что «политический режим» более широкое, чем понятие «государственный режим», ибо включает в себя не только методы и приемы осуществления политической власти со стороны государства, но и со стороны политических партии, общественных организаций и т.п.

Упрощая проблему, можно сказать, что при строительстве де­мократических институтов прежде всего приходится выбирать ме­жду системой относительного большинства и системой пропор­ционального представительства. При взаимоналожении этих двух дихотомных моделей получается четыре комбинации. Они, разу­меется, наблюдаются в современной политической практике.

Все же взаимосвязь между электоральной системой и партий­ной структурой пока недостаточно изучена. Либеральная партия Великобритании вовсе не сошла с политической арены, когда ее сменили лейбористы в качестве основной оппозиции консе­рваторам. В Австрии в течение почти всего послевоенного перио­да сохранялась двухпартийная система, несмотря на пропорцио­нальное представительство- Но все же “законы Дюверже” дают возможность увидеть вероятные следствия этой взаимосвязи. Ко­личество партий при системах пропорционального представитель­ства в среднем выше, чем при системах относительного большин­ства (или мажоритарных). Принцип пропорционального представи­тельства никак не влияет на количество партий; принцип относи­тельного большинства, наоборот, губит малые партии-Споры между сторонниками той или иной системы сводятся к вопросу, что предпочтительнее: сильное правительство или более представительное правительство? Сторонники мажоритарного способа голосования опасаются раздробления политических пар­тий, что может повлечь за собой нестабильность, присущую коа­лиционным правительствам. Системы пропорционального пред­ставительства, по существу, ставят малые партии в особое поло­жение: обычно устанавливается определенный порог или мини­мальное количество голосов, необходимых для получения депу­татских мандатов. В западноевропейских странах этот порог со­ставляет обычно 4-5%, что отсекает от парламента малые партии, Системы относительного большинства лишают представительства на общенациональном уровне меньшинства (в т.ч. этнические), если те не составляют большинства населения в данном округе.

Второе основное различие электоральных систем состоит в способе голосования для избрания кандидатов в высшие органы власти: пропорциональном или мажоритарном (принцип большин­ства). При мажоритарной системе от каждого избирательного окру­га избирается один депутат. Победителем на выборах считается кандидат, набравший наибольшее количество голосов. Но, как из­вестно, относительное большинство голосов — это отнюдь не то, что абсолютное большинство. Когда имеется более двух кандида­тов. один из них может набрать менее 50% голосов и все же до­биться большей поддержки, чем другие кандидаты. Четыре раза подряд консервативная партия Великобритании завоевывала большинство мест в парламенте, получая около 40% голосов из­бирателей на общенациональных выборах, так как остальной электорат дробился между лейбористской партией и либерал-социал-демократической коалицией. Системы пропорционального представительства предполагают распределение мест в парла­-

Это интересно:  Тарифы на капремонт в московской области с 1 января 2022

Итак, суть системы пропорционального представительства со­стоит в том, что партиям необходимо создавать коалиции, способ­ные управлять, а для этого требуется умение договариваться друг с другом, находить компромиссы, идет ли речь о составе кабинета министров или о политической программе. В представительных демократиях политические решения принимаются в процессе пе­реговоров лидеров различных партий. В сущности, выборы служат для того, чтобы подтвердить или отвергнуть те или иные реше-

Наиболее яркое сопоставление двух систем содержится в так называемых социологических законах Мориса Дюверже, согласно которым мажоритарная система в один тур (или система относи­тельного большинства) способствует установлению в стране двух­партийности (бипартизма). Пропорциональное представительство, наоборот, благоприятствует процветанию многопартийности (мно­жества небольших партий). Дюверже утверждал также, что мажо­ритарные выборы в два тура (например, во Франции) приводят к объединению нескольких партий в две коалиции. Он привел две причины, определяющие взаимосвязь между законом об относи­тельном большинстве и тактикой предвыборной борьбы двух круп­ных партий. Во-первых, от каждого избирательного округа место в парламенте получает лишь наиболее крупная партия. Малые пар­тии, лишенные поддержки большинства избирателей округа, не имеют никаких шансов на место в парламенте. Мажоритарная сис­тема в один тур обеспечивает, таким образом, крупным партиям больше мест в парламенте, чем это соответствует доле получен-

Правительство несет перед ним полную политическую и юридическую ответственность за эффективность собственной деятельности. Формальной отличительной чертой парламентской республики выступает наличие должности премьер-министра, которого выбирает и назначает парламент.

У президента отсутствует право на роспуск парламента. Отсутствие права на роспуск парламента лишает президента и правительство возможности оказывать давление на парламент, что устраняет конъюнктурность представительного органа при рассмотрении и принятии им законов.

Имеется и другая модель президентской республики. В ней президент выступает главой государства, но не совмещает эту должность со статусом руководителя правительства. В такой ситуации президент формирует при себе систему органов (например, в России – администрация Президента РФ), основной функцией которых является содействие президенту в выполнении им своих полномочий как главы государства и гаранта конституции.

К числу недостатков президентских республик относят то, что сосредоточение чрезмерной власти у президента приводит к существенному снижению качества и эффективности государственного управления при неэффективности, недобросовестности, болезни и возрастных проблемах руководителя.

При этом правительство создается лишь парламентским способом из числа членов партии, которая получила большинство мест в парламенте. Представители данной партии сохраняют властные полномочия до того времени, пока они пользуются поддержкой парламентского большинства. Как правило, в парламентской республике руководитель победившей партии получает пост председателя правительства.

В государстве н президент формирует парламент

Таким образом, в президентской республике при условии соблюдения конституционной законности правительство более стабильно, а парламент обладает более реальными полномочиями. Президентская республика является весьма гибкой формой правления, поэтому она получила довольно широкое распространение. Большинство государств, составляющих Организацию Объединенных Наций, имеют президентские системы правления.

Иногда встречаются смешанные формы правления – парламентско-президентские, которые не укладываются четко в приведенную классификацию республик, а дают своеобразный синтез, сочетание президентской и парламентской властей (например, Франция). Кроме того, история знает еще один вид республики – Советскую республику, которая будет рассмотрена в отдельной главе.

Иногда президентское правление становится эффективным в период проведения реформ в странах, имеющих обширную территорию, в многонациональных государствах и т.д. В свою очередь отсутствие права роспуска парламента лишает президента и правительство возможности «давить» на парламент, что повышает его устойчивость и снимает конъюнктурность в принятии им законов.

Иной моделью президентской республики является такое устройство формы правления, когда президент является главой государства, но не совмещает этот статус со статусом главы правительства. Тогда, кроме распределения полномочий, закрепленных конституцией, президент, как упоминалось выше, образует систему органов – государственных и общественных – при президенте, которые содействуют ему в выполнении его полномочий как главы государства, гаранта конституции.

Здесь правительство формируется только парламентским путем из числа лидеров партии, получившей большинство в парламенте, и остается у власти до тех пор, пока оно располагает поддержкой парламентского большинства. Лидер партии, как правило, становится председателем правительства.

Формы государственного правления — республика и ее разновидностиСтраница 2

Значительное число государств не подходит или подходит с трудом под две названные “чистые” формы правления, поэтому выделяют и смешанную (полупрезидентскую) форму, соединяющую в себе черты и президентской и парламентской республик (Франция, Швейцария, Австрия, Португалия, Россия, Беларусь и др.).

Унитарные (фр. unitare — единство) государства (Португалия, Греция, Венгрия, Франция, Великобритания, Беларусь и др.) характеризуются господством единой системы органов власти и правосудия, единых правовых и конституционных норм, единого гражданства. Все административно-территориальные единицы (области, департаменты, провинции и т.д.) жестко подчинены центру. Полномочия местной бюрократии, несмотря на выборность, ограничены, их деятельность контролируется общенациональной властью.

Сравнив парламентскую и президентскую республики, известный французский политолог М. Дюверже пришел к выводу, что парламентская модель более способна обеспечить стабильность и эффективность системы управления обществом и имеет большие возможности для предупреждения и преодоления кризисных ситуаций, несущих угрозу демократии, чем президентская. Президентская же республика, по его мнению, создает предпосылки для авторитаризма, о чем красноречиво свидетельствует крах парламентаризма в 1922 г. в Италии, в 1933 г. в Германии и в 1940 и 1958 гг. во Франции.

Глава правительства является депутатом парламента. Не лишены такого права и другие члены правительства, то есть жесткого разделения властей, как в президентской республике, здесь не существует. Парламентскими являются большинство западноевропейских республик, страны Балтии.

Государства характеризуются с точки зрения не только распределения полномочий и взаимоотношений между высшими государственными органами власти, но и взаимоотношений между центральной и местной властями, то есть формы административно-территориального устройства. По этому признаку государства делятся на унитарные, федеративные, конфедеративные.

В государстве н президент формирует парламент

Монархии подразделяются на абсолютные (неограниченные) и ограниченные. Монархия называется абсолютной, если верховную государственную власть единолично осуществляет глава государства — монарх (король, царь, император, шах, эмир), не ограниченный каким-либо другим органом государственной власти.

В президентских республиках глава государства — президент избирается на определенный срок: путем прямых выборов гражданами государства (в России, Бразилии, Египте и др.); косвенными выборами (в США, Аргентине граждане выбирают выборщиков, а последние — президента). Президентом может быть только гражданин данного государства, достигший определенного возраста (например, в России — 35 лет) и обладающий гражданскими и политическими правами.

Республики подразделяются на президентские и парламентские. Для президентской республики характерно то, что президент, будучи главой государства, во-первых, возглавляет исполнительную власть, назначает и освобождает от должности членов правительства; во-вторых, правительство несет политическую ответственность перед президентом; в-третьих, здесь в классическом варианте действует принцип разделения властей (например, в США, Аргентине, Бразилии).

В парламентских республиках исполнительная власть возглавляется премьер-министром (председателем правительства), правительство назначается парламентом и несет перед ним политическую ответственность за свою деятельность (например, в Италии, Германии, Греции, Индии).

Республика как форма правления возникла только в конце XVIII в. (лат. respublika — «дело согласия народа»). Республикой называлось любое государство, строящее свою деятельность на основе права, на правовых началах. Республиканская форма правления предполагала осуществление управления государством на основе принципа разделения властей, что, по мнению авторов этой идеи, должно было обеспечить качество принимаемых законов и их исполнение, а контроль исполнения этих законов был возложен на судебную власть. В странах с развитой экономикой и высоким уровнем политико-правовой культуры идея разделения властей функционирует успешно, обеспечивая стабильность и процветание общества.

Судебная система США состоит из Верховного суда, апелляционных и окружных судов, а также в нее входят специальные суды. Во главе всей системы федеральных судов стоит Верховный суд США, занимающий одновременно исключительно важное положение в целом в структуре высших органов государственной власти наряду с президентом и Конгрессом США.

Судебная система ФРГ состоит из пяти ветвей правосудия: общей, административной, трудовой, финансовой и социальной юстиций. Каждая юстиция подчинена своему верховному органу: Федеральной судебной палате, Федеральному административному или финансовому суду, Федеральному суду по социальным или трудовым делам.

Форма государства

7. Высшие органы государственной власти в стране Н. формируются выборным путем. Ветви власти (законодательная, исполнительная, судебная) независимы друг от друга. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что страна Н. является президентской республикой?

1. В государстве F. верховная власть принадлежит наследственному правителю. Власть его не имеет законодательных ограничений. Он сосредотачивает в своих руках всю полноту законодательных, распорядительных и судебных полномочий. Какова форма правления в этом государстве?

«Пре­зи­дент­ская рес­пуб­ли­ка ха­рак­те­ри­зу­ет­ся со­еди­не­ни­ем в руках пре­зи­ден­та пол­но­мо­чий главы______(А) и главы ис­пол­ни­тель­ной вла­сти. Долж­ность пре­мьер-ми­ни­стра в такой рес­пуб­ли­ке, как пра­ви­ло, от­сут­ству­ет. Пре­зи­ден­та стра­ны из­би­ра­ют вне­пар­ла­мент­ским путём: или все­на­род­ным________(Б) (как, на­при­мер, в Ар­ген­ти­не), или кол­ле­ги­ей вы­бор­щи­ков (как, ска­жем, в США). Это обес­пе­чи­ва­ет не­за­ви­си­мость ис­точ­ни­ка________(В) пре­зи­ден­та от пар­ла­мен­та. Пре­зи­дент по­лу­ча­ет также право_______(Г) в от­но­ше­нии пар­ла­мент­ских ре­ше­ний: он может вер­нуть на по­втор­ное рас­смот­ре­ние в выс­ший за­ко­но­да­тель­ный орган любой______(Д). Но если пар­ла­мент вто­рич­но, ква­ли­фи­ци­ро­ван­ным боль­шин­ством го­ло­сов -2/3 в обеих па­ла­тах — про­го­ло­су­ет за него, то про­ект ста­но­вит­ся за­ко­ном, об­ре­та­ет_________(Е), не­взи­рая на мне­ние пре­зи­ден­та. Не впра­ве пре­зи­дент и рас­пу­стить пар­ла­мент».

Это интересно:  До какой суммы не облагается налогом денежные поступления 2022

Если _____ (В) из­би­ра­ет­ся не­за­ви­си­мо от пар­ла­мен­та, яв­ля­ет­ся гла­вой го­су­дар­ства и пра­ви­тель­ства, то дан­ная форма прав­ле­ния опре­де­ля­ет­ся как ____(Г) рес­пуб­ли­ка. Пре­зи­дент сам на­зна­ча­ет ____(Д) и ру­ко­во­дит его де­я­тель­но­стью. В дан­ной рес­пуб­ли­ке пре­зи­дент не может рас­пу­стить ____ (Е) и его ниж­нюю па­ла­ту, не может вы­не­сти вотум не­до­ве­рия. Пар­ла­мент имеет воз­мож­ность огра­ни­чи­вать дей­ствия пре­зи­ден­та и пра­ви­тель­ства с по­мо­щью при­ни­ма­е­мых за­ко­нов и через утвер­жде­ние бюд­же­та, а в ряде слу­ча­ев может от­стра­нить пре­зи­ден­та от долж­но­сти (на­ру­ше­ние кон­сти­ту­ции, пре­ступ­ле­ние)».

32. Го­су­дар­ство Z до при­ня­тия новой кон­сти­ту­ции было пре­зи­дент­ской рес­пуб­ли­кой, а после её при­ня­тия стало пар­ла­мент­ской рес­пуб­ли­кой. Од­на­ко пост пре­зи­ден­та был со­хранён. Кто будет воз­глав­лять ис­пол­ни­тель­ную власть в Z? Какие пол­но­мо­чия со­хра­нят­ся у пре­зи­ден­та Z? (Ука­жи­те любое одно пол­но­мо­чие.) Перед кем будет от­вет­ствен­но пра­ви­тель­ство?

Особенности правового статуса президента: всегда избирается, за исключением случаев, когда пост занимается в результате государственного переворота; власть президента производна — он получает мандат либо от парламента, либо от избирательного корпуса; роль президента в осуществлении государственного управления обществом тем больше, чем больше парламент отстранен от его избрания ; увеличение реальных полномочий президента парламентарной республики всегда происходит за счет ущемления полномочий премьер-министра; в случае государственной измены или другого тяжкого преступления президент может быть освобожден от своей должности.

Из конституционного статуса парламента и его функций вытекает и компетенция парламента, т.е. совокупность его полномочий. В конституциях стран мира компетенция парламента определяется по-разному: в одних странах она формулируется очень четко и определенно (например, в США, Испании, Франции, Сенегале, Габоне, Мадагаскаре и др.); в других — она частично определена достаточно четко, но в той или иной мере содержит и положения, делающие пределы полномочий парламента достаточно неопределенными, подвижными (например, в Швейцарии); в третьих — компетенция парламента остается совершенно неопределенной и ничем не ограниченной, поскольку в своей законодательной деятельности в любом вопросе он не связан никаким конституционным актом (Великобритания, Япония, Италия, Новая Зеландия, Ирландия и др.). В отдельных монархических мусульманских странах (Саудовская Аравия, ОАЭ) полномочия парламента носят в основном консультативный характер.

В современных условиях двухпалатная система имеет место обычно в федеративных государствах, где верхняя палата представляет субъектов федерации. (США, Германия, Бразилия, Мексика, Австралия и др.). В унитарных государствах с двухпалатным парламентом его верхняя палата также обычно формируется по политико-административным территориальным единицам (Италия, Испания, Франция, Польша, Япония и др.).

созыв парламента на очередные и чрезвычайные сессии, возможность прерывания при определенных условиях сессии; право роспуска нижней палаты (очень редко обеих палат); назначение внеочередных или очередных выборов; право законодательной инициативы; право санкционировать и опубликовывать законы, возможность обращения в орган конституционного контроля в случае сомнения в конституционности представленного на подпись закона.

Глава государства — это конституционный орган и одновременно высшее должностное лицо государства, представляющее государство вовне и внутри страны, символ государственности народа. В разных странах глава государства, в соответствии с их конституциями, рассматривается либо как неотъемлемая составная часть парламента, т.е. законодательной власти, поскольку без его подписи закон недействителен, либо как глава исполнительной власти и одновременно глава государства (США), либо как лицо, являющееся только главой государства и не входящее в какую-либо ветвь власти (Италия). Также президент может быть и символом государственности, как монарх в Японии.

В государстве н президент формирует парламент

Государственная Дума состоит из 450 депутатов, которые избираются на четыре года и работают на профессиональной основе. При этом 225 депутатов избираются по партийным спискам, а еще 225 – по одномандатным округам.
Постановление Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. В случае отклонения федерального закона, пронятого Государственной Думой Советом Федерации, обе палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий. Если же разногласия между палатами по федеральному закону преодолеть не удалось, то закон считается принятым, если при повторном голосовании проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

Президент Украины не может иметь какого-либо иного представительского мандата, занимать должность в органах государственной власти или в объединениях граждан, а также заниматься иной оплачиваемой либо предпринимательской деятельностьюили входить в состав руководящего органа или наблюдательного совета предприятия, что имеет целью получение прибыли.

Раскрывая понятие парламента, обычно применяют термины: высший законодательный и представительный орган. «Представительный» означает, что в этом органе заседают представители страны – депутаты. А «законодательный» означает их действия – принятие законов. В последнее время в научной литературе представительная и законодательная функции подаются как несовпадающие функции. Слова «представительный и законодательный орган» стали означать разные проявления деятельности одного и того же органа, хотя совсем недавно казалось, что это «две стороны одной медали», и никто другой не может их осуществлять, и одно без другого не бывает. Все полагали, что без представительства нет законодательной функции и наоборот. А сейчас – одно может быть и без другого. Что же стоит за таким новым пониманием парламентской деятельности? Законодательная функция – деятельность по принятию закона. Под представительной функцией сейчас понимается деятельность парламента как некоего форума, на котором открыто и публично обсуждаются важнейшие вопросы жизни страны.

В соответствии со статьёй 103 Конституции Украины, Президент Украины избирается гражданами Украины на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права путём тайного голосования сроком на пять лет. Президентом Украины может быть избран гражданин Украины, достигший 35 лет, имеющий право голоса, проживающий на Украине в течение 10 последних перед днём выборов лет и владеющий государственным языком. Одно и то же лицо не может быть избрано Президентом Украины более чем на два срока подряд.

Четвертый вариант формирования верхней палаты иногда называют феодальным способом формирования, иногда – формированием по наследственному принципу. Верхнюю палату парламента Великобритании составляют обладатели различных дворянских титулов и званий, получивших право заседать в парламенте по наследству.

Смешанная, президентско-парламентскаяформа правления, с еще большим доминированием президента, действует в ряде стран Латинской Америки (Перу, Эквадор), она же закреплена конститу­цией 1993 г. в России и новыми конституциями в ряде стран СНГ. Ее наиболее важные особенности:

Среди форм правления есть такие, которые сочетают в себе при­знаки и президентской и парламентской республики. Например, «Пятая Французская Республика», возникшая в результате приня­тия конституции 1958 г. Данная смешанная форма получила на­именование премьер-президентской. Она характеризуется тем, что:

Парламентарная монархиясуществует в Бельгии, Велико­британии, Дании, Испании, Люксембурге, Монако, Нидерландах, Нор­вегии, Швеции, т.е. в восьми из восемнадцати стран Западной Евро­пы. Власть монарха не распространяется на сферу законодатель­ства и значительно ограничена в управлении. Законы принимаются парламентом, право вето фактически (в ряде стран и формально) монарх не реализует. Правительство формируется на основе парламентского большинства и несет ответственность перед парла­ментом. Фактическое управление страной осуществляет правитель­ство. Любой акт монарха требует утверждения главы правитель­ства или соответствующего министра.

Важнейшая отличительная черта президентской республики — жесткое разделение властей. Все ветви власти обладают значительной самостоятельностью по отношению друг к другу. При этом существует развитая система сдержек и противовесов, сохраняющая относительное равновесие властей. Так, парламент не вправе вынести вотум недоверия правительству, но и президент не вправе досрочно распустить парламент. В то же время парламент обладает правом на импичмент, т.е. правом привлечения к ответственно­сти и судебного рассмотрения дел о преступлениях высших должностных лиц, в том числе и президента. Однако у главы государства есть право отлагательного вето на решения парламента. Независимая судебная власть, формируемая президентом при участии парламента, обладает правом конституционного контроля и правом на толкование «Буквы и Духа Конституции» (право на дискрецию).

Таким образом, монархия сегодня — слабое политическое учреждение, однако она, по мнению М. Вебера, обеспечивает дополнительную легитимацию власти, так как монарх — носитель традиции, символ единства нации, незыблемости политической системы. Кроме того, конституционная монархия «дает нейтрального руководителя государства и делает ненужным поиск приемлемого для всех кандидата на этот пост» (А. Лейпхарт).

Форма государственного устройства – это внутренняя структура государства, характеризующая его национально – территориальное деление, которое в свою очередь, раскрывает характер взаимоотношений между высшими государственными органами и органами составных частей государства.

Наиболее распространенная форма устройства государств. Унитарное государство – это единое, целостное государство, которое имеет простое административно – территориальное деление и составные части которого не обладают суверенными правами, и не имеют статуса государственных образований.

Крайней формой президентской республики является супер­президентская республика. В правовой науке этот термин используется для обозначения особой разновидности республиканской формы правления, характеризующейся юридическим и фактиче­ским сосредоточением всех рычагов государственной власти в руках президента, который является не только главой государства, но также главой правительства и лидером правящей партии.

Это интересно:  Какие документы нужны для оформления пенсии по потере кормильца на ребенка 2022

Федерация – это союзное государство, части, входящие в него, имеют элементы государственности, определенную политическую самостоятельность. Характерно сложное деление территории, государственного образования называются субъектами. Компетенции между федерацией и ее субъектами разграничивается общегосударственной Конституцией или договором между центром и субъектами.

В настоящее время в мире сохраняются абсолютные монар­хии в Бахрейне, Брунее, Катаре, ОАЭ, Омане, Саудовской Ара­вии. В некоторых странах сделаны первые шаги по переходу к конституционной монар­хии. В частности, в ОАЭ (в 1971 г.), в Катаре (в 1972 г.) были приняты конституции, а в Бахрейне также проведены выборы в законосовещательные парламенты (впоследствии распущен­ные). Однако эти реформы пока не изменили абсолютного ха­рактера этих восточных монархий. В Саудовской Аравии госу­дарственная власть короля дополняется религиозной.

Президент Российской Федерации может быть отрешён от должности Советом Федерации на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтверждённого заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента признаков преступления и заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

Для завоевания президентского мандата, как правило, необходима поддержка достаточно влиятельной политической партии. В президентской республике существует жесткое разделение властей и их значительная самостоятельность. Парламент не может вынести правительству вотум недоверия, президент же не вправе распустить парламент. Лишь в случае серьезных антиконституционных действий или преступления со стороны президента ему может быть выражен импичмент — досрочное отстранение от власти. Однако процедура импичмента очень затруднена.

Абсолютная монархия характеризуется всевластием главы государства, правительство назначается монархом и ответственно перед ним. Абсолютные монархии преобладали в прошлом, а сейчас сохранились в некоторых странах Ближнего Востока — Саудовской Аравии, Катаре, Омане, Объединенных Арабских Эмиратах.

С одной стороны, парламент смешанной республики имеет право вынести вотум недоверия правительству, сформированному президентом. С другой стороны, президент имеет право распустить парламент и назначить внеочередные выборы (в некоторых странах парламент не может быть распущен в течение конституционно определённого срока).

В президентской республике глава государства одновременно выступает и в качестве главы правительства. Чаще всего он избирается непосредственно народом, руководит внутренней и внешней политикой, является верховным главнокомандующим. Сам (а в США с одобрения сената) назначает членов кабинета министров, которые ответственны только перед ним.

Парламентская республика — главой государства является президент, при этом он может избираться как путем прямых выборов, так и путем косвенных, при этом его статус схож со статусом монарха в парламентарной монархии, т.е. реальными властными полномочиями он практически не обладает. Президент осуществляет представительные функции, а так же может вмешиваться в случае конфликта между законодательной и исполнительной властью. В разделение властей приоритетное место занимает парламент, т.к. правительство формируется парламентом и несет ответственность перед ним. При выборах в парламент партия, набравшая большее количество мандатов становиться правящей и назначает премьер-министра. Правительство формируется премьер-министром и полностью подчинено парламенту (Германия).

Президентская республика — характеризуется наиболее четким разделением властей. Главой государства является президент, при этом он является главой исполнительной власти, каких-либо полномочий по отношению к парламенту нет (исключение — система сдержек и противовесов). Правительство формируется только президентом и подотчетно только ему. Парламент в отношении правительства никаких полномочий не несет. В таких государствах, как правило, отсутствует должность премьер-министра, т.к. правительство возглавляется непосредственно президентом, но присутствует должность вице-президента на случай досрочного прекращения полномочий (США).

Признаки республики:

  • 1. Глава государства формируется путем выборов или назначения, не наследственным путем.
  • 2. Власть организуется на основе принципа разделения властей, т.е. существует более одного высшего органа власти, при этом полномочия государственной власти разграничены между ними.
  • 3. Высшие органы власти несут ответственность перед населением, прежде всего имеют ограничения по сроку полномочий, существует возможность досрочного прекращения полномочий (импичмент, отзыв).

Форму правления следует делить в зависимости от критериев:

  • 1. Способу формирования главы государства.
  • 2. Наличие иных высших органов гос власти помимо главы государства.
  • 3. Наличие или отсутствие ответственности у высших органов государственной власти перед населением.

Смешанная республика-– характеризуется смешением черт парламентской и президентской республики, т.е. правительство формируется президентом и парламентом совместно и несет ответственность перед обоими. Президент — глава государства, возглавляет правительство премьер-министр — глава исполнительной власти, который назначается парламентом по представлению президента. Государственная Дума может проявить недоверие правительству. У президента есть право наложить отлагательное вето (относительное) (РФ).

При парламентской системе правительство находится у власти или уходит в отставку в зависимости от результатов парламентских выборов. Выборы в большинстве стран с парламентской системой проводятся по пропорциональной или смешанной (пропорционально–мажоритарной) избирательным системам. Эти системы предполагают, что депутаты парламента полностью или частично выбираются избирателями в соответствии со списками кандидатов, сформированных партиями.

При парламентской системе многие депутаты, занимающие видное положение в своих партиях, становятся одновременно членами кабинета министров. Как правило, премьер–министр остается членом парламента и сохраняет депутатский мандат. Если же на парламентских выборах кто–то из членов кабинета, являющийся одновременно депутатом, проиграл, то он (в том числе и премьер–министр) уходит в отставку и с правительственной должности.

Глава государства не руководит правительством, не может давать членам правительства прямых указаний. В парламентской республике президент выступает в качестве своего рода высшего арбитра во взаимоотношениях между различными политическими институтами. В отличие от премьер–министра он воспринимается как внепартийный высший государственный деятель, символизирующий общенациональное единство и гарантию законности действий государственной власти. Кроме того, глава государства представляет свою страну в различного рода протокольных мероприятиях и церемониях. Однако в условиях парламентской системы он не обладает существенными полномочиями при формировании государственной политики. Но при определенных обстоятельствах глава государства может распустить парламент и назначить новые парламентские выборы. В некоторых странах с парламентской формой правления именно глава государства поручает тому или иному политическому лидеру сформировать правительство. Однако при парламентской системе глава государства фактически не может отменить какое–либо решение парламента и правительства. Единственное, что он может сделать, если он не согласен с каким–то законом или решением правительства, – это не подписать закон и вернуть его на дополнительное рассмотрение парламента или же обратиться в высшие судебные инстанции с просьбой определить конституционность акции кабинета министров.

Основополагающий принцип парламентской республики состоит в том, что правительство формируется не главой государства – президентом или монархом, а лидерами партий парламентского большинства и, как правило, из числа депутатов политических партий, обладающих большинством голосов в парламенте. Правительство ответственно перед парламентом, а парламент правомочен выражать ему доверие или недоверие. Если парламент отказывает правительству в доверии, происходит одно из двух: либо правительство уходит в отставку и парламент начинает формировать новое правительство; либо парламент распускается, назначаются его новые выборы, затем новый парламент формирует новое правительство. Решение о том, что именно произойдет, формально принимает глава государства, а фактически – действующий премьер–министр. Таким образом, при парламентской системе правительство находится у власти только до тех пор, пока оно имеет поддержку парламентского большинства. Такая форма правления существует в таких странах, как: Финляндия, Турция, Германия, Греция, Израиль.

Если правительство сформировано только из представителей одной партии, которая имеет твердое большинство в парламенте, то она при парламентской системе становится поистине правящей, так как контролирует высшие законодательную и исполнительную власти. По сравнению с однопартийным правительством позиции коалиционного более неустойчивы.

Формы государственного правления

2.1) Сословно-представительная монархия — монархия, в которой власть монарха ограничена на основании традиции формирования органов по критерию принадлежности к определенному сословию и играющих роль, как правило, совещательного органа. В настоящее время подобных монархий в мире нет.

1) Президентская республика — государство, в котором наряду с парламентаризмом в руках президента одновременно соединяются полномочия главы государства и главы правительства. Правительство формирует и распускает непосредственно сам президент, парламент при этом какого-либо значимого влияния на правительство оказывать не может

2.2.1) Дуалистическая монархия — государство, в котором монарх обладает всей полнотой исполнительной власти, а также имеет часть законодательных и судебных полномочий. Представительный орган в таком государстве существует и осуществляет законотворческие функции, но монарх может наложить абсолютное вето на принимаемые акты и по своему усмотрению распустить представительный орган

2.2) Конституционная монархия — монархия, в которой власть монарха ограничена на основании специального акта (Конституции), где существует иной высший орган власти, формирующийся путём выборов представителей народа (парламент). В свою очередь конституционная монархия делится на:

2) Ограниченная монархия — государство, в котором помимо монарха существуют и иные органы государственной власти не подотчётные ему, а государственная власть рассредоточена между всеми высшими органами власти, власть монарха ограничена на основании специального акта (Конституции) или же традиции. В свою очередь ограниченная монархия делится на:

Оцените статью
Доступное Правовое обеспечение