Правила госзакупок на 2022 год

Содержание

С 1 января 2022 года существенно изменили требования к участникам закупок

Ввели универсальную предквалификацию. В закупках без доптребований и с НМЦК от 20 млн руб. следует предусмотреть условие: за последние 3 года у участника должен быть исполненный контракт по Закону N 44-ФЗ или 223-ФЗ. Сумма контракта — не меньше 20% НМЦК. Если выставлялись неустойки, они должны быть уплачены.

Обновлены и расширены доптребования к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, а также перечни документов, которые они должны предоставить. В частности, при НМЦК более 1 млн руб. нужно установить доптребования, если закупают услуги по уборке зданий и территорий, работы по текущему ремонту зданий и сооружений, услуги по техобслуживанию зданий и сооружений.

Для закупщиков по 44-ФЗ: изменения с 1 января 2022 года

Порядок проведения указанных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) излагается единообразно, что способствует исключению ситуаций, влекущих возникновение споров в правоприменении, вызванных наличием в Законе № 44-ФЗ различных положений, регулирующих схожие правоотношения, при проведении различных способов. Сокращаются сроки выполнения процедур при проведении указанных 3 способов.

Так, с 01.01.2022 вступают в силу новые положения Закона о контрактной системе в редакции ФЗ от 02.07.2022 № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривающие комплексную оптимизацию контрактной системы в сфере закупок, упрощение и сокращение сроков проводимых конкурентных процедур.

Эта новация продолжает направление, заданное Федеральным законом от 01.05. 2022 № 71-ФЗ, по объединению документов, формируемых заказчиком. Так, план и план-график закупок ранее были объединены в один документ, теперь предлагается объединить извещение и документацию о закупке.

Ниже смотрим сравнительную таблицу изменений
Кроме того, с 01.07.2023 исключается возможность осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, соответствующие полномочия которого устанавливаются законодательными актами соответствующего субъекта РФ.

2.Сокращены количество конкурентных способов закупок до 3 наиболее распространенных – электронный конкурс (ст. 48 Закона № 44-ФЗ), электронный аукцион (ст. 49 Закона № 44-ФЗ), электронный запрос котировок (ст. 50 Закона № 44-ФЗ), исключены двухэтапный конкурс, конкурс с ограниченным участием, запрос предложений, поскольку они во многом дублировали порядок проведения открытого конкурса.

  • отправка поставщику согласия на поставку (продукцию описывают при помощи КТРУ);
  • заключение договора с момента направления согласия (цена соглашения — не выше 300 000 рублей);
  • проведение запроса ценовых предложений — котировочной сессии.
  • новые правила в составлении протоколов. В протоколы по результатам закупки нужно включать информацию о причинах, по которым конкурентная закупка не состоялась. Правительство привело закрытый перечень таких причин;
  • новые правила составления ежемесячных отчетов.

В плане закупок придется указывать количество товаров, которые поставляются при выполнении работ или оказании услуг, и единицу измерения. А в тендерах в сфере строительства это требование распространится на те товары, которые организатор торгов принимает к бухучету.

  • в электронном конкурсе запретили предусматривать квалификационный отбор участников, скорректировали правила использования этапов;
  • электронный запрос предложений проводится по аналогичным правилам, что и электронный конкурс;
  • закрепили требования к составу заявки в зависимости от процедуры закупки;
  • прописали закрытый список сведений, которые заказчик запрашивает у участников.

Общий годовой объем закупок у субъектов МСП составит не менее 25 %, а доля стоимости договоров по результатам закупок, в которых могут участвовать только эти субъекты, увеличится с 18 до 20 %. Требование распространено практически на всех заказчиков, работающих по 223-ФЗ. Исключение — юрлица, которые сами имеют статус СМСП.

Если поставщик уже внес обеспечение банковской гарантией, то новую гарантию получать не требуется, достаточно внести изменения в действующую гарантию. Если исполнитель подал новую гарантию, то заказчик отказывается от прав по старой. Если же обеспечение внесли деньгами, то поставщик вносит дополнительное обеспечение на этот же счет. В случае снижения цены заказчик частично возвращает денежное обеспечение поставщику. Если стороны изменили срок исполнения, то необходимо скорректировать и сроки возврата обеспечения.

Новая редакция закона не допускает отзыва заявок, которым были присвоены первые три порядковых номера. Это связано с тем, что с 1 января 2022 года заказчик вправе заключить контракт со вторым или третьим участником закупки если победитель уклонился. При этом второй и третий участники не вправе отказаться от подписания контракта.

Новая редакция закона разрешает однократно изменить срок по контрактам жизненного цикла и контрактам на работы по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капстроительства. Заказчики могут изменить стоимость контракта только в рамках доведенных лимитов бюджетных обязательств.

  1. Контракты жизненного цикла со строительством, капитальным ремонтом и контракт на работы по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капстроительства. Цену возможно изменить максимум на 30 %.
  2. Изменение срока исполнения отдельного этапа контракта, но в рамках всего срока исполнения контракта.
  3. Контракт, заключенный меньше чем на 1 год, если предмет заказа — НИОКР и технологические работы. Но есть ряд условий: цена равняется или превышает предельный размер, установленный правительством. Или же у сторон возникли обстоятельства, которые не зависят от них и мешают исполнению соглашения. Для изменения контракта необходимо подготовить обоснование. Допускается изменение объема и цены только до 30 %.

Мы продолжаем рассказывать о предстоящих изменениях в закупочном законодательстве. Как уже говорилось, с 1 января 2022 года вступают в силу положения второго «оптимизационного» пакета изменений к закону «О контрактной системе в сфере закупок» (44-ФЗ). Эти изменения станут самыми масштабными за все время существования закона 44-ФЗ. Более 50 процентов текста документа с нового года предстанет в новой редакции. Вот такой подарок подготовили нам законодатели к празднику.

Основные изменения участия в закупках в 2022 году

Таким образом, способ закупки «запрос предложений» перестанет существовать
с 2022 года. Такие «подвиды» способов закупок, как конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, также не будут применяться с учетом новой редакции 44-ФЗ. Эти изменения внесены Законом № 360-ФЗ.

На всех этапах проведения закупочных процедур с начала 2022 года предусмотрен электронный документооборот. Масштабные изменения начались уже в 2022 году, однако по отдельным этапам проведения закупки использование ЭДО не является обязательным, применение электронных документов сейчас предусмотрено в «пилотном» режиме. Так, например, у участника с 5 июля 2022 года появилась возможность направить жалобу в электронном виде при помощи нового функционала личного кабинета ЕИС.

Заказчик будет обязан установить в извещении требование о необходимости предоставить обеспечение заявки на участие, если начальная максимальная цена контракта от 1 млн до 3 млн руб. Обеспечение исполнения контракта можно будет установить при НМЦК до 3 млн руб. Сейчас у заказчиков нет обязанности требовать обеспечение заявки в запросе котировок.

Произойдет увеличение доли (процента) закупок, которые проводятся среди субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций с 15% до 25% от совокупного объема закупок. В дальнейшем запланирована еще большая доля закупок среди СМП и СОНКО (44-ФЗ) и среди МСП в соответствии с 223-ФЗ.

В закупках на заключение контрактов жизненного цикла появится раздельное предоставление обеспечения. При заключении контракта поставщикам необходимо будет предоставлять обеспечение на поставку товаров, а после того как поставка состоялась — обеспечение на последующее обслуживание. В контракте будет прописана стоимость каждого из этапов отдельно.

Также, теперь единственный поставщик, заключающий контракт по основаниям 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54, 59 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ, должен соответствовать Единым требованиям для участников закупок (не проводится ликвидация, не офшорная компания, нет задолженности по налогам и т.д.).

  • Конкурсы (открытый конкурс в электронной форме);
  • Закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме;
  • Аукционы (открытый аукцион в электронной форме);
  • Закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме;
  • Запрос котировок в электронной форме.

Порядок проведения и участия в государственных и муниципальных закупках изменяется с 01.01.2022г. Нововведения масштабные и должны сделать закупки доступнее и понятнее. Уже с первых чисел нового года нам вместе с участниками закупок нужно будет работать по-новому.

При цене закупки выше 20 млн рублей к участию будут допускать только участников, которые подтвердили опыт исполнения контракта по 44-ФЗ или договора по 223-ФЗ с ценой не меньше 20 % НМЦК за 3 предшествующих года. Если по такому контракту были начислены штрафы, то они должны быть полностью оплачены поставщиком.

Это лишь часть изменений порядка проведения и участия в закупках. Более подробную информацию можно уточнить у юристов КГ ЭТАЛОН. Изменения призваны упростить работу нам, участникам закупок. Ряд процедур, действительно, стал прозрачнее и быстрее. Как это будет работать – увидим в новом 2022 году.

Настроить рабочее место, если это ваша первая подпись. На сайте госзакупок лежат файлы и инструкция для ручной настройки и программа автоматизированной настройки. По задумке разработчиков, вы просто устанавливаете ее — и дальше она делает все сама. Но у меня программа по неизвестной причине зависает на полпути. Поэтому мне рабочее место всегда помогают настроить сотрудники коммерческого УЦ — пока не закончится срок действия их подписи.

Регистрация в ЕРУЗ дает предпринимателю одновременную аккредитацию на всех торговых площадках. Она действует три года, но уже за три месяца до истечения аккредитации подавать заявки на участие в торгах будет невозможно. Поэтому лучше пройти новую регистрацию в реестре заранее.

Электронные подписи делают удостоверяющие центры, УЦ. Как правило, это коммерческие организации, но есть и государственный удостоверяющий центр — он работает при ФНС. УЦ ФНС выдает электронную подпись предпринимателям бесплатно на 15 месяцев, а затем перевыпускает.

В 2022 году действует переходный период: ИП должны получить новые подписи в налоговой или у ее доверенных лиц. Их налоговая выбирает среди тех же коммерческих удостоверяющих центров. Если ваш УЦ стал доверенным лицом ФНС — сможете там и перевыпустить КЭП.

С 1 июля 2022 года только через ЕИС идет и претензионная работа, там же поставщики будут формировать, размещать и направлять заказчику решение об одностороннем отказе от контракта. Отменить такое решение — тоже электронно. Расторгнуть контракт по почте, заказными письмами, будет нельзя.

  • до 01.01.2023 путем указания номера реестровой записи из реестра контрактов (реестра договоров) о контракте (договоре), заключенном (без учета правопреемства) по цене не менее 20 % от начальной (максимальной) цены контракта закупки, на положения которой подается жалоба;
  • после 01.01.2023 путем указания номера реестровой записи из реестра контрактов (реестра договоров) о контракте (договоре), стоимость и срок исполненных обязательств по которому составляет не менее 20 % от начальной (максимальной) цены контракта закупки, на положения которой подается жалоба (с учетом правопреемства).
  • электронного конкурса не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
  • электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке, за исключением случаев, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает триста миллионов рублей либо начальная (максимальная) цена контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства не превышает два миллиарда рублей, при которых такое извещение размещается не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
  • электронного запроса котировок не менее чем за четыре рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Это интересно:  Что Не Облагается Ндфл

При этом подача жалобы на действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля при проведении закупки, в которой установлено требование в соответствии с частью 2.1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ, возможна исключительно участниками закупки, подтвердившими соответствующий опыт с учетом следующего:

В соответствии со статьей 42 Закона № 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки будет состоять из структурированной информации (предусмотренной частью 1 статьи 42 Закона № 44-ФЗ) и прилагаемых документов (предусмотренных частью 2 статьи 42 Закона № 44-ФЗ). Таким образом, при формировании извещения об осуществлении закупки необходимо будет заполнить структурированную информацию, а также приложить необходимые документы. При этом в соответствии с частью 4 статьи 5 Закона № 44-ФЗ приоритет будет иметь структурированная информация, сформированная с использованием ЕИС.

С 01.01.2022 вступает в силу часть 2.1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ, устанавливающая обязательные требования о наличии опыта исполнения контракта (договора) без учета отраслевой специфики в соответствии с Законом № 44-ФЗ (Законом № 223-ФЗ) в отношении закупок с начальной (максимальной) ценой контракта 20 млн руб. и более. Стоимость исполненных обязательств по таким контракту, договору должна составлять не менее двадцати процентов начальной (максимальной) цены контракта.

Независимо от НМЦК заказчику нужно рассмотреть, оценить и сформировать протокол в течение двух рабочих дней со дня, следующим за днём поступления от оператора площадки вторых частей заявок. После публикации протокола рассмотрения и оценки вторых частей заявок нужно рассмотреть ценовые предложения участников в виде третьей части заявки, направленной электронной площадкой. Срок рассмотрения — один рабочий день. Затем не позднее двух рабочих дней после размещения итогового протокола закупки проект контракта нужно разместить в ЕИС и на электронной площадке (рисунок 2). «Короткий» конкурс предусматривает оценку заявок только по двум критериям. В этом случае заявка состоит из второй и третьей частей, рассмотрение первых частей и переторжка не проводятся. «Короткий» конкурс заказчику провести проще, быстрее и эффективнее.

Конкурс в электронной форме может быть «длинный» и «короткий», в зависимости от выбранных заказчиком критериев оценки заявок и объекта закупки. С 2022 года при проведении «длинного» конкурса заявка участника состоит из трех частей. В ходе конкурса поставщики могут менять ценовые предложения путём «переторжки». Комиссия заказчика оценивает три части заявки последовательно и выбирает лучшее предложение участника с учетом критериев и окончательного ценового предложения участника закупки.

Но есть исключения из правил. Они зависят от объекта закупки. В течение пяти рабочих дней с момента окончания срока подачи заявок рассматриваются заявки по НИОКР, работам по сохранению объектов культурного наследия, реставрации музейных коллекций и музейных предметов, созданию произведений литературы и искусства

Чтобы провести электронный аукцион, заказчику в Единой информационной системе (ЕИС) нужно разместить извещение с обязательными приложениями. Участники могут подавать заявки в течение семи дней с момента размещения извещения. Если начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) превышает 300 миллионов рублей (2 миллиарда рублей при закупке строительных работ), с момента размещения извещения до конца срока подачи заявок должно пройти не менее 15 дней. Заявка не делится на части, не предусмотрена процедура рассмотрения первых частей заявок и допуска к участию в аукционе. Приём ценовых предложений в электронном аукционе начинается через 2 часа после окончания срока подачи заявок, составляет 4 минуты с продлением на 4 минуты после подачи ценового предложения, а общее время приёма не превышает 5 часов.

  • лекарства для пациентов по решению врачебной комиссии;
  • услуг экспертов и адвокатов по защите прав и интересов страны;
  • товаров по жизнеобеспечению граждан по решению суда в сжатые сроки;
  • спортивного инвентаря и экипировки для олимпийцев и паралимпийцев;
  • товаров после одностороннего расторжения контракта;
  • изделий народных художественных промыслов;
  • жилых помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • товаров, если вы находитесь на территории иностранного государства.

Поставщикам государственных, муниципальных и корпоративных закупок: краткий обзор самых важных изменений в правилах участия в закупках с 1 января 2022 года

  1. Аккредитация участников закупок на всех площадках будет бессрочной и автоматической (после регистрации в ЕИС), кроме специализированной электронной площадки (АСТ ГОЗ), для аккредитации на которой необходима подача заявления.
  2. Требования к заявке и инструкция по ее заполнению будут приложением к извещению об осуществлении закупки. Документацию о закупке заказчики формировать не будут, вся информация будет в извещении и приложениях.
  3. Требования к заявке становятся едиными для всех конкурентных процедур. Из новых или измененных элементов заявки следует отметить необходимость указания ИНН всех лиц, которые могут быть включены в РНП согласно статье 104 закона № 44-ФЗ, адреса юридического лица в пределах места нахождения или места жительства физического лица (адреса в соответствии с регистрацией по месту жительства), при этом согласие на обработку персональных данных участника не требуется; реквизитов счета участника, на который будет перечислена оплата по контракту. Вместо «конкретных показателей» в заявке нужно будет указывать характеристики предлагаемого товара, страну происхождения товара в соответствии с классификатором стран мира.
  4. Законодательно установлено, что подача заявки означает согласие участника закупки на все условия, изложенные заказчиком в извещении.
  5. Оператор вернет заявку в течение часа после её подачи, если от банка поступит информация о недостаточности денежных средств на специальном счете (если обеспечение заявки предоставляется денежными средствами); после этого можно будет пополнить счет и еще раз подать заявку.
  6. Оператор также будет возвращать заявку, если в качестве страны происхождения товара участник указал иностранное государство, а заказчик установил запрет на поставку иностранных товаров; если закупка объявлена для СМП и СОНО, а участник не представил декларацию об отнесении к СОНО и отсутствует в реестре субъектов МСП.
  7. Введена универсальная предквалификация для закупок, НМЦК которых больше или равна 20 млн руб.: исполнение в течение последних трех лет контракта по 44-ФЗ или договора по 223-ФЗ с суммой исполненных обязательств не менее 20% НМЦК и отсутствием неоплаченных неустоек. Скан-копии подтверждающих документов нужно будет заранее разместить в реестре участников на каждой электронной площадке.
  8. Введено новое требование к участнику закупки: не иметь в составе участников, учредителей, владельцев более 10% акций (долей) офшорной компании.
  9. Требования к участникам из статьи 31 закона № 44-ФЗ распространены на отдельные закупки у единственного поставщика, в т.ч. по пп. 4, 5 ч.1 ст. 93 закона № 44-ФЗ.
  10. Вместо «банковской» гарантии введено понятие «независимой гарантии»; её смогут выдавать не только банки, но и фонды содействия кредитованию — участники системы поддержки субъектов МСП, включенные в перечень Правительства.
  11. Заявка будет отклонена, если участник относится к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2022 года № 127-ФЗ «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств», в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством.
  12. Увеличена доля обязательных закупок у МСП и СОНО до 25% (в 2022 г. — 15%).
  13. Сокращены сроки оплаты по контрактам до 10 (7 с 01.01.2023) рабочих дней по результатам закупки у МСП и СОНО и 15 (10 с 01.01.2023) рабочих дней в иных случаях.
  14. В течение 2 рабочих дней после размещения в ЕИС протокола подведения итогов участники, занявшие 4-е и последующие места, смогут отозвать свою заявку. Если участник не планирует заключать контракт, отзывать заявку нужно как можно скорее.
  15. В случае внесения изменений в извещение о проведении электронного аукциона с НМЦК до 300 млн руб., продление срока подачи заявок будет осуществляться всего на 3 календарных дня (до 31.12.2022 — продление минимум на 7 дней).
  16. При участии в электронном аукционе процедура подачи предложений о цене на электронной площадке будет начинаться через два часа с момента окончания срока подачи заявок. Соответственно заявка не будет делиться на две части, полный комплект документов поступит к заказчику после окончания процедуры подачи ценовых предложений на площадке.
  17. Время приема ценовых предложений и продления аукциона будет составлять 4 минуты вместо предусмотренных до 31.12.2022 10 минут. Общее время подачи ценовых предложений на аукционе ограничено пятью часами.
  18. Если участник не подаст ценового предложения на электронном аукционе, будет считаться, что его минимальное предложение равно НМЦК, т.е. заявка в любом случае поступит к заказчику и шанс на контракт (включая обязанность его заключения) сохраняется.
  19. Электронные конкурсы разделены на два типа в зависимости от установленных заказчиком критериев оценки заявок. Если заказчик устанавливает в качестве критериев «цену» и «квалификацию», а также при закупке строительных работ с размещением проектной документации или сметы на капитальный ремонт в конкурсе не будет рассмотрения первых частей заявок и подачи дополнительных ценовых предложений. Если заказчик выберет иные критерии (например, критерий «качества»), то заявка будет состоять из трех частей. Продолжительность приема дополнительных предложений о цене сокращена до одного часа (до 31.12.2022 — три часа).
  20. Запрос о разъяснении извещения о проведении электронного конкурса можно будет подать не позднее чем за 3 дня до окончания срока подачи заявок, заказчик обязан разместить разъяснение в течение двух календарных дней (эти единые правила будут действовать для электронных конкурсов и аукционов).
  21. Заказчик сможет внести изменения в извещение о проведении запроса котировок с продлением срока подачи заявок на 3 календарных дня, а участник сможет отозвать свою заявку до окончания срока подачи заявок (до 31.12.2022 изменения и отзыв заявок невозможны).
  22. При проведении электронных запросов котировок заказчики вправе при НМЦК до 1 млн руб. устанавливать требование об обеспечении заявки, а при НМЦК более 1 млн руб. обязаны его установить.
  23. Для участия в закрытых электронных процедурах необходимо будет направить оператору специализированной электронной площадки документы о соответствии участника требованиям законодательства РФ, а также предусмотренных ч.3 ст. 31 закона № 44-ФЗ.
  24. Проект контракта по результатам электронного конкурса или аукциона заказчик будет формировать с использованием ЕИС в течение 2 рабочих дней, на подписание участником или протокол разногласий отведено 5 рабочих дней (вместо 5 календарных — до 31.12.2022). После ответа заказчика на протокол разногласий подписать контракт нужно будет в течение 1 рабочего дня.
  25. Обязанными заключить контракт признаются все участники электронной процедуры, заявки которых не отозваны; их обеспечения заявки будут заблокированы до подписания контракта.
  26. Если участник не подпишет контракт и (или) не предоставит обеспечение исполнение контракта в установленный срок, заказчик обязан на следующий рабочий день сформировать протокол об уклонении участника и направить сведения в ФАС России для включения участника в РНП.
  27. Заказчик также будет обязан заключить контракт с участником, которому присвоен следующий порядковый номер, в случае уклонения или отказа от заключения контракта с предыдущим претендентом.
  28. В случае применения антидемпинговых мер обеспечение исполнения контракта не должно быть менее 10% НМЦК (цены контракта).
  29. В закон включено определение этапа исполнения контракта, как части обязательства поставщика (подрядчика, исполнителя), в отношении которого контрактом установлена обязанность заказчика обеспечить приемку и оплату товара, работы, услуги. Сроки исполнения отдельных этапов в пределах общего срока исполнения контракта разрешено изменять по соглашению сторон.
  30. Действующие типовые контракты и типовые условия будут заменены новыми типовыми условиями контрактов, которые будет утверждать Правительство РФ.
  31. В контракт законно может быть включено условие об удержании неустоек из суммы оплаты по контракту.
  32. Документы о приемке по результатам электронных процедур поставщик будет формировать в электронном виде в личном кабинете ЕИС. Заказчик должен подписать документ или сформировать мотивированный отказ в срок не более 20 рабочих дней.
  33. С 1 июля 2022 г. обмен документами при применении мер ответственности и совершении иных действий в связи с нарушением поставщиком или заказчиком обязательств по контракту будет осуществляться через ЕИС.
  34. Заказчик сможет отменить любую конкурентную электронную закупку не позднее чем за 1 рабочий день до окончания срока подачи заявок.
  35. Односторонний отказ от исполнения контракта будет оформляться через ЕИС. Заказчик обязан будет принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если поставщик (подрядчик, исполнитель) перестал соответствовать установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям, кроме требования об отсутствии в РНП.
  36. Жалоба на извещение о проведении закупки может быть подана только один раз, при внесении изменений — один раз после внесения изменений.
  37. При проведении электронных процедур жалобы можно будет подать только с использованием функционала ЕИС.
  1. Минимальная обязательная доля закупок у субъектов МСП с 01.01.2022 увеличивается до 20% закупок с ограничением участия иных лиц и до 25% в общей стоимости оплаченных за год договоров. При этом обязанность проводить закупки у субъектов МСП и отчитываться о них распространена практически на всех заказчиков, кроме тех, кто сам является субъектом МСП.
  2. С 16 июля 2022 г. все заказчики обязаны включать в документацию о закупке обоснование начальной (максимальной) цены договора или цены единицы товара, работы, услуги.
  3. Отчет о выполнении или невыполнении минимальной доли закупок российских и евразийских товаров будет автоматически формироваться в ЕИС с 1 октября 2022 г.; соответственно, заказчики проявят повышенный интерес к товарам, включенным в российские и евразийский реестры по кодам ОКПД2, перечисленным в постановлении от 3 декабря 2022 г. № 2013.
  4. Неоднозначным остается решение по заявке с предложением товара, если участник не указал страну происхождения товара. Рекомендуется всегда указывать в заявке страну происхождения в соответствии ОКСМ.
  5. Квалификационные требования допустимы только в процедурах не для субъектов МСП.
  6. С 29 июня 2022 г. всем заказчикам, осуществляющим закупки с участием только субъектов МСП, запрещено требовать при проведении таких закупок в составе заявки документы и информацию, не предусмотренные законом (ч.19.1 — 19.3 ст. 3.4 закона № 223-ФЗ). При этом декларация о соответствии участника единым требованиям подается с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки.
  7. Правила признания конкурентной закупки несостоявшейся стали едиными для всех заказчиков (определены в Постановлении от 10.09.2012 № 908); сведения о причине признания закупки несостоявшейся по новым правилам заказчик должен будет указать в протоколе с 01.10.2022.
  1. Возникновение обстоятельств, которые не зависят от сторон и из-за которых невозможно дальнейшее исполнение. Этот случай заработает для строительных тендеров.
  2. Неисполнение в срок по вине подрядчика строительного договора. В этом случае разрешили один раз продлить срок. Главное, чтобы новые даты не превысили общий срок исполнения договора и подрядчик заплатил неустойку.
  3. Заключение контракта с единственным поставщиком по п. 1, 8, 22, 23, 29, 32, 34, 51 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ, т. к. подписать новый договор по этим основаниям с другим поставщиком нельзя (например, госконтракт с естественной монополией) или нецелесообразно из-за того, что эффективно расходовать бюджетные деньги не получится (например, контракт на лечение гражданина России за пределами территории РФ).
Это интересно:  Оформить садовый домик по декларации в 2022 году

Изменили ч. 9 ст. 37 44-ФЗ про обоснование цены для закупок товара, который необходим для нормального жизнеобеспечения (продовольствие, средства для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственные средства, топливо). Исключили дублирование информации.

  • подали только одну заявку;
  • допустили только одну заявку;
  • не подали ни одной заявки;
  • отклонили все заявки;
  • все участники, которые не отозвали заявки, признаны уклонившимися;
  • заказчик отказался заключить контракт с единственным участником;
  • не подали ни одного запроса о предоставлении документации;
  • отказали в предоставлении документации всем участникам торгов.

Ввели новые обязанности членов комиссии по закупкам по ч. 8 ст. 31 44-ФЗ. Они обязаны проверять участника закупки на наличие ответственности за незаконное вознаграждение от имени юрлица по ст. 19.28 КоАП. Эти данные по логике постановления правительства № 917 от 18.07.2022 заказчики получают от электронных площадок, но есть комиссии, которые проверяют самостоятельно в реестре генпрокуратуры.

Установлены новые сроки для отмены заказов. Отменить электронную процедуру (открытую, закрытую) разрешено не позднее чем за 1 рабочий день до окончания подачи заявок. В закрытых конкурсах, аукционах закупку отменяют не позднее чем за 5 дней до окончания подачи заявок.

В Казахстане функционирует справочно-правовая система, с помощью которой можно изучить в действующей версии национальные правила осуществления государственных закупок — Адилет. Сейчас, как следует из информации данной системы, применяется приказ № 648 в редакции от 01.08.2022 года.

  • правила определения требований к отдельным товарам, работам и услугам, утвержденные Постановлением Правительства России от 02.09.2015 № 927;
  • правила контроля в сфере закупок, утвержденные Постановлением от 01.10.2022 № 1576;
  • правила подготовки отчетов по госзакупкам у малых предприятий, утвержденные Постановлением от 17.03.2015 № 238.

Также можно обратить внимание на положения п. 426 — 426-4 Правил, которые регулируют порядок исполнения договора при государственных закупках, взаимодействие между поставщиком и заказчиком в электронной форме. Примечателен п. 426-4 правил осуществления государственных закупок, согласно которому заказчик может в установленный срок — не позднее 3 рабочих дней со дня получения на веб-портале госзакупок уведомления об оформлении исполнителем акта приема-передачи товара (выполнения работ или оказания услуг) — отказать в принятии товара, работы или услуги с указанием аргументированных обоснований. Также заказчик вправе взять до 10 дней на дополнительное изучение поставленных товаров, работ или услуг.

Фактически, здесь расширились возможности для малого бизнеса: запрос котировок считается одним из простейших способов получить контракт, так как смотрится цена в чистом виде. Кто дешевле предложил, тот и выиграл, но теперь цена договора может быть весьма высокой для малого предприятия.

Участие субъектов МСП в госзакупках по Закону № 223-ФЗ дополнительно регулируется отдельным правительственным Постановлением от 11.12.2014 № 1352, согласно которому годовой объем закупок у субъектов МСП государственных предприятий должен составлять не менее 20% от общего объема контрактов (п. 5 Положения по Постановлению № 1352).

Правила госзакупок на 2022 год

С 1 июля установлен лимит НМЦК, выше которого нельзя закупать разные медизделия одним лотом (Постановление Правительства РФ от 19.04.2022 N 620). Нельзя одновременно закупать медизделия разных видов по номенклатурной классификации, если НМЦК закупки превышает лимит. Его рассчитывают по данным от общей суммы трат на медизделия за предыдущий год. Лимит НМЦК одной закупки составляет: — 600 тыс. руб., если на медизделия в предыдущем году потратили менее 50 млн руб.; — 1 млн руб. — от 50 млн руб. до 100 млн руб.; — 1,5 млн руб. — более 100 млн руб. Требование не действует: — для закупок по контрактам жизненного цикла; — для закупок медизделий вместе с расходными материалами, которые предусмотрены изготовителем для использования данных изделий.

С 9 мая нужно иначе рассчитывать НМЦК при закупке охранных услуг (Приказ Росгвардии от 15.02.2022 N 45). В документе предусмотрены разные порядки расчета: — для объектов, которые могут охранять ЧОПы; — объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется. Стоимость охранных услуг рассчитывается по специальным формулам. Стоимость допуслуг рассчитывается методом анализа рынка и также по особым формулам. В последнем случае среднее арифметическое от цен в коммерческих предложениях можно использовать в качестве НМЦК, если коэффициент вариации не больше 15%. Иначе нужно провести дополнительный сбор информации о ценах.

Изменение доли закупок, проводимых среди МСП. С 2022 года произойдет увеличение доли (процента) закупок, которые проводятся среди субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций с 15% до 25% от совокупного объема закупок. В дальнейшем запланирована еще большая доля закупок среди СМП и СОНКО (44-ФЗ).

— переход на электронный документооборот между участниками процесса; — автоматическое заполнение формы жалобы при указании идентификационного кода закупки; — автоматическую проверку правильности заполнения жалобы, соблюдения сроков подачи и рассмотрения жалобы; — автоматическое размещение сведений в Реестре жалоб, плановых и внеплановых проверок, в том числе принятых по ним решений и выданных предписаний. Материалы по работе с функционалом будут размещены в июне в нижеуказанных разделах ЕИС в сфере закупок: схема «Электронное обжалование в ЕИС» будет размещена в разделе «Документы» – «Материалы для работы в ЕИС» – «Электронное обжалование»; руководство пользователя «Электронное обжалование» будет размещено в личных кабинетах пользователей ЕИС в сфере закупок в разделе «База знаний» – «Электронное обжалование».

С 1 января определена минимальная доля закупок товаров из ЕАЭС (Постановление Правительства РФ от 03.12.2022 N 2014). В правительственный перечень вошло более 100 наименований товаров. Для каждого товара определено, какая доля в объеме его закупок в 2022 — 2023 годах должна приходиться на товары из ЕАЭС. Например, для лифтов размер такой доли в каждый из трех годов — 90%. Начиная с 2022 года нужно будет отчитываться до 1 апреля о достижении в предыдущем году минимальной доли закупок продукции из ЕАЭС.

Письмо Минфина России от № 09-01-06/41150; О реализации положений постановления Правительства РФ от №2050; Об особенностях реализации Федерального закона; О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2022 и 2023 годов

заключаемых в декабре 2022 года и оплачиваемых в соответствии с положениями, предусмотренными пунктом 14 Положения о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2022 г. № 1496 (далее — Положение № 1496);

В этой связи, в случае заключения государственного контракта в 2022 году в соответствии с положениями Постановления № 2050, исполнение которого в соответствии с условиями этого государственного контракта осуществляется в 2022 году, оплата соответствующих денежных обязательств после 31 декабря 2022 года, осуществляется с учетом требований, предусмотренных пунктами 11 1 и 11 2 Постановления № 2050.

формировать Сведения о денежном обязательстве не позднее следующего рабочего дня после дня подписания документа о приемке и в день постановки на учет указанных сведений о денежном обязательстве формировать соответствующие распоряжения о совершении казначейских платежей — в случае формирования Сведений о денежном обязательстве получателем средств федерального бюджета;

Постановлением № 2050 аналогичные требования установлены в отношении Соглашений о предоставлении межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из бюджета субъекта Российской Федерации местному бюджету, в целях софинансирования расходных обязательств муниципального образования, возникающих из муниципальных контрактов, в случае если в целях софинансирования указанных расходных обязательств муниципального образования бюджету субъекта Российской Федерации из федерального бюджета предоставляются межбюджетные трансферты, имеющие целевое назначение.

Положениями пункта 11 1 Постановления № 2050 установлено, что условие об оплате денежных обязательств в течение 10 рабочих дней с даты подписания документа о приемке поставленного товара (работы, услуги) (далее — документ о приемке) не применяется в отношении:

Основной нормативный акт, регулирующий госзакупки в Казахстане — закон от 04.12.2015 № 434-V ЗРК. Его дополняет приказ Министра финансов республики от 11.12.2015 № 648 об утверждении правил осуществления государственных закупок. Это довольно большой по объему документ, в деталях регламентирующий взаимодействие между заказчиками и поставщиками в рамках документооборота с применением электронной цифровой подписи. По существу, это национальные правила проведения электронных государственных закупок.

Это интересно:  Военный санаторий саки мо рф в 2022 году для военных пенсионеров

Поставщиками в системе госзакупок могут быть обычные физлица, ИП, организации. В случаях, предусмотренных законом, в системе госзакупок даются преференции малым и средним предприятиям. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ не менее 15% от годового объема закупок должно производиться у малых предприятий (с 01.01.2022 — не менее 25%).

Госзакупки — сфера правоотношений, распространенная во многих странах, в том числе в государствах-участниках ЕАЭС. Рассмотрим для примера основные правила государственных закупок, действующие у ближайших соседей России и партнеров по Евразийскому экономическому союзу — в Беларуси и Казахстане.

1. Обновленного п. 7.1 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ (вступил в силу с 01.01.2022), по которому заказчик стал обязан проверять исполнителя на предмет отсутствия привлечения к ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ (за передачу незаконного вознаграждения от имени юрлица) в течение двух последних лет.

Также можно обратить внимание на положения п. 426 — 426-4 Правил, которые регулируют порядок исполнения договора при государственных закупках, взаимодействие между поставщиком и заказчиком в электронной форме. Примечателен п. 426-4 правил осуществления государственных закупок, согласно которому заказчик может в установленный срок — не позднее 3 рабочих дней со дня получения на веб-портале госзакупок уведомления об оформлении исполнителем акта приема-передачи товара (выполнения работ или оказания услуг) — отказать в принятии товара, работы или услуги с указанием аргументированных обоснований. Также заказчик вправе взять до 10 дней на дополнительное изучение поставленных товаров, работ или услуг.

В январе 2022 года Правительством РФ вынесен на рассмотрение Госдумызаконопроект, предполагающий серьезный пересмотр существующей системы закупок и внесение в нее множества новшеств. Как планируется реформировать закон 44-ФЗ о закупках с последними изменениями и комментариями, рассмотрим подробнее.

10. Минфин обновил правила, связанные с казначейским сопровождением: Приказом Минфина №334н от 30.12.2022 утверждены правила ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности по контракту при таком сопровождении, Приказом №316н от 22.12.2022 утвержден порядок казначейского обеспечения обязательств.

Заказчик тоже публикует извещение, сообщая тем самым о своей потребности. В течение часа с момента публикации извещения заказчика оператор ЭП анализирует имеющиеся предварительные предложения, вычленяет из них пять с минимальной ценой поставки и направляет их заказчику.

  • наименование товара;
  • его параметры;
  • товарный знак — при наличии;
  • страна изготовления;
  • цена за одну единицу поставляемого товара;
  • предполагаемое количество;
  • срок действия предложения;
  • информация об участнике;
  • декларация о соответствии требованиям, предъявляемым к участникам госзакупок, и документы, подтверждающие такое соответствие;
  • решение об одобрении крупной сделки.
  • сократят количество форм закупок, оставив только конкурс, аукцион, запрос котировок;
  • установят единые требования к извещениям. Документация больше не нужна — всю информацию заказчикам предстоит указывать в извещениях. Документация сохранится только для закрытых процедур. Порядок подготовки, публикации и проведения прочих операций с извещениями унифицируют, он станет единым для всех процедур;
  • заказы, связанные с вооружением, деятельностью человека в космосе и работой Росгвардии, отнесут к закрытым;
  • сократят и унифицируют сроки процедур для разных способов определения поставщика;
  • одинаковыми станут и причины признания закупки несостоявшейся. Отпадет необходимость в дополнительных процедурах в рамках запроса котировок, если ни один участник не подал заявку или только одна заявка соответствует требованиям документации;
  • расширят возможность проведения совместных процедур, в том числе межрегиональных;
  • изменится порядок предоставления преференций организациям УИС и инвалидов. Эти преференции внесут в текст закона, а подзаконные акты по этому вопросу отменят;
  • заявки на участие в электронном аукционе, в соответствии с проектом изменений, подлежат обеспечению;
  • при обеспечении заявки банки станут блокировать деньги на спецсчете сразу после подачи заявок, а не после окончания срока их подачи. А на заблокированные средства не обратят взыскание по обязательствам участника закупки;
  • если победитель уклонился от контракта, второй или третий в рейтинге участников претендент обязан заключить контракт, при условии, что он не отозвал заявку. Проведение повторной процедуры не требуется;
  • расширятся возможности закупок у единственного поставщика;
  • заявки, не соответствующие положениям 127-ФЗ, подлежат отклонению.

Как изменятся закупки в 2022 году: что об этом должны знать поставщики

Малый бизнес, безусловно, выигрывает в этой ситуации. Правительство данными мерами еще больше поддерживает деятельность небольших компаний и предпринимателей. Кроме того, для этой категории участников применяются льготные условия по внесению обеспечений и срокам оплаты. Крупным и средним компаниям запрещено участвовать в таких процедурах, чтобы малый бизнес мог соперничать только друг с другом на равных.

В середине лета 2022 года чиновники приняли ряд законопроектов, которые внесут изменения в порядок проведения госзакупок по 44-ФЗ с 1 января 2022 года. Посыл таких поправок очевиден: сделать закупки проще и сократить время их осуществления. Сократятся сроки по оплате контрактных обязательств, станет проще обмен документами и формами, произойдут изменения в способах определения поставщиков и исполнителей. Мы решили разобраться в ключевых изменениях и подготовили небольшой обзорный материал.

Некоторые виды закупок будут упразднены. На сегодняшний день доступно 11 способов закупок со своей спецификой и правилами, а в начале 2022 года в активе останется только 3 способа (конкурс, аукцион, запрос котировок в электронной форме). Примечание: способов закупки останется 3, но с учетом «ответвлений» фактически их будет больше, об этом – ниже.

  • изменится количество способов закупок: их станет меньше;
  • будут пересмотрены сроки проведения процедур на некоторых стадиях;
  • полностью исчезнет закупочная документация;
  • появятся некоторые нюансы по части осуществления закупочных мероприятий;
  • начнут действовать изменения по части обеспечительных мер;
  • обновится список требований к кандидатам на госконтракт;
  • заработает новый порядок обжалования действий или бездействия заказчика, оператора торговой площадки;
  • и многое другое.

Что касается обеспечений заявок, то изменения по их части произойдут для запроса котировок: обязанностью заказчика станет выставление требования о предоставлении обеспечения заявки для контрактов, чья начальная цена находится в диапазоне 1 – 3 млн. руб. А обеспечение исполнения контракта (ОИК) будет для закупок до 3-х миллионов.

С 2022 года заказчики и поставщики смогут формировать и подписывать документы о приемке товаров в электронной форме

Уже сегодня существует практика внедрения цифровых технологий в области дорожного строительства. Создание автоматизированной системы сбора и анализа отчетности по всем социально-экономическим показателям, цифровизация источников таких данных и запуск процесса их непрерывной обработки позволят органам исполнительной власти получать информацию о состоянии отраслей дорожного строительства в режиме реального времени. Это повышает качество и оперативность принимаемых решений.

Все документы формируются в одной точке, для актирования и оплаты контракта, дальнейшей работы контролеров, и для общественного контроля, что суммарно снижает количество задержек заказчиками оплаты по контрактам. Кроме того, заказчик на этапе подачи заявок сможет проверить наличие у поставщика опыта выполнения работ, в том числе на основе закрытых контрактов, не вошедших в реестры контрактов и договоров.

Конференция посвящена полномасштабному запуску с 1 января 2022 года функционала единой информационной системы в сфере закупок по формированию и подписанию документов о приемке товаров, работ, услуг в электронной форме в строительной сфере и при осуществлении дорожной деятельности.

Также вводятся новые правила обжалования закупки с ценой контракта на сумму свыше 20 млн рублей. Воспользоваться таким правом смогут только те компании, у которых есть выполненные контракты в размере не менее 20 % от начальной (максимальной) стоимости контракта. Такая норма направлена на борьбу с т.н. «профессиональными жалобщиками».

Одной из самых масштабных реформ в сфере госзакупок является введение электронного актирования. Это часть работы по дебюрократизации закупочных процедур, повышению прозрачности исполнения контрактов, сохранению аудиторского следа от исполнения контрактов. Кроме того, запущен сервис, позволяющий поставщику и заказчику добровольно подписать в ЕИС универсальный передаточный документ в формате ФНС России. Ведомство признает систему частью своего электронного документооборота. Следовательно, подписанный в ней электронный акт приемки признается как легитимный документ.

Согласно положениям абзаца первого пункта 15 1 Постановления № 2050 бюджетные ассигнования, предусмотренные Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» на предоставление в 2022 году из федерального бюджета субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг, направляются на увеличение бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации в случае отсутствия по состоянию на 1 июля 2022 г. заключенных соглашений о предоставлении указанных субсидий.

Постановлением № 2050 аналогичные требования установлены в отношении Соглашений о предоставлении межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из бюджета субъекта Российской Федерации местному бюджету, в целях софинансирования расходных обязательств муниципального образования, возникающих из муниципальных контрактов, в случае если в целях софинансирования указанных расходных обязательств муниципального образования бюджету субъекта Российской Федерации из федерального бюджета предоставляются межбюджетные трансферты, имеющие целевое назначение.

Порядком учета бюджетных и денежных обязательств получателей средств федерального бюджета территориальными органами Федерального казначейства, утвержденного приказом Минфина России от 30 октября 2022 г. № 258н (далее — Порядок № 258н), установлены случаи формирования Сведений о денежном обязательстве для постановки на учет соответствующего денежного обязательства органом Федерального казначейства или получателем средств федерального бюджета.

с Типовой формой соглашения о предоставлении из федерального бюджета федеральному бюджетному или автономному учреждению субсидии в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 31 октября 2022 г. № 197н (пункт 4.3.8);

При этом, если в соответствии с условиями государственного контракта срок исполнения обязательств не превышает последний рабочий день текущего финансового года, но при этом исполнителем государственного контракта допущена просрочка исполнения его обязательств, то оплата таких денежных обязательств возможна в 2022 году после подписания соответствующего документа о приемке в течении 10 рабочих дней и в пределах лимитов бюджетных обязательств 2022 года, доведенных на указанные цели.

О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственных закупок, закупок недропользователей и субъектов естественных монополий, связи, автомобильного транспорта, обороны и финансирования науки

Требование части третьей настоящего пункта не распространяется на операторов связи, принявших на себя обязательства в рамках выданных уполномоченным органом разрешений на использование радиочастотного спектра по обеспечению услугами связи населенных пунктов и (или) территорий в соответствии с частью второй настоящего пункта.»;

Страховым случаем по договору страхования для целей обеспечения исполнения договора о государственных закупках и обеспечения аванса признается факт наступления гражданско-правовой ответственности поставщика по возмещению вреда, причиненного имущественным интересам заказчика.

7. Требования пунктов 2 и 3 настоящей статьи не распространяются на государственные закупки способом из одного источника путем прямого заключения договора о государственных закупках, сведения о которых составляют государственные секреты в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственных секретах и (или) содержат служебную информацию ограниченного распространения, определенную Правительством Республики Казахстан, а также на государственные закупки, осуществляемые на основании подпунктов 4), 9), 18), 23), 31), 32) и 35) пункта 3 статьи 39 настоящего Закона.»;

«7. В случае несогласия с решением уполномоченного органа, принятым в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи, потенциальный поставщик вправе обжаловать его в апелляционную комиссию в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан о государственном аудите и финансовом контроле.»;

«9) на деньги, находящиеся на банковском счете единого оператора в сфере государственных закупок, предназначенном для внесения потенциальными поставщиками или поставщиками денег в качестве обеспечительных мер в рамках участия в государственных закупках в соответствии с Законом Республики Казахстан «О государственных закупках».»;

Оцените статью
Доступное Правовое обеспечение