Послерейсовый медицинский осмотр водителей обязателен или нет в 2022 году

Послерейсовый медицинский осмотр водителей обязателен или нет в 2022 году

Обязанность прохождения предрейсового медицинского осмотра установлена пунктом 3 статьи 23 Федерального закона N 196-ФЗ. Порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров утвержден приказом Минздрава России от 15 декабря 2014 г. N 835н (зарегистрирован Минюстом России 16 апреля 2015 г., регистрационный N 36866) (далее — Порядок проведения медицинских осмотров).

Согласно Федеральному закону N 196-ФЗ водителем транспортного средства является лицо, управляющее транспортным средством (в том числе обучающее управлению транспортным средством). Водитель может управлять транспортным средством в личных целях либо в качестве работника или индивидуального предпринимателя.

Ответ: Департамент государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Министерства транспорта Российской Федерации (далее — Департамент) рассмотрел обращение от 11 марта 2022 г. N 44050 и в рамках своей компетенции сообщает.

Порядок проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств утвержден приказом Минтранса России от 8 августа 2022 г. N 296 (зарегистрирован Минюстом России 3 декабря 2022 г., регистрационный N 52861) (далее — Порядок).

Пунктом 9 Порядка заполнения путевых листов, утвержденного приказом Минтранса России от 18 сентября 2008 г. N 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» (далее — Приказ N 152), установлено, что путевой лист оформляется на каждое транспортное средство, используемое юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем для осуществления перевозок грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщениях.

Когда медик, осуществляющий предрейсовый (послесменный) медосмотр, обнаружит признаки, не позволяющие водителю садиться за руль по причине заболевания, плохого самочувствия, опьянения, токсического отравления и пр., после оказания необходимой медпомощи выдают направление в поликлинику или медучреждение, где можно пройти нужного врача. Медицинский специалист должен подтвердить или опровергнуть предполагаемый диагноз. При необходимости — назначить соответствующее обследование и лечение. В справке медик указывает следующие сведения:

Медицинский контроль водителей перед и после рейса осуществляется в течение всего времени управления транспортным средством. Исключительным правом обладают экстренные и оперативные бригады, работающие по срочным вызовам. Организация ПМО и финансовые издержки возложены на работодателя (пп.7-8 и 10).

Если обследуемый водитель имеет симптомы, препятствующие управлению ТС, выписывается направление в медицинское учреждение, где ему смогут оказать медико-санитарную помощь в необходимом объеме. От работы он отстраняется, пока не предоставит документ, что в лечении больше не нуждается. Например, закрытый больничный лист (пп. 11-13).

В сетевую базу электронного Правительства попадают медицинские организации, имеющие государственную лицензию и право на оказание услуг по осуществлению предрейсового (послерейсового) медосмотра. В соответствие с новыми Правилами и внедрением дистанционного мед. контроля водителей грядут значительные изменения нормативно-правовых актов, которыми руководствовались в 2022 году.

1. Единая система идентификации, аутентификации (ЕСИА).
2. Единая информационная база данных, включая биометрические параметры, отвечающие поставленной цели.
3. Форма установления личности, присвоенная водителям в медицинском учреждении или по месту работы.
4. УКЭЦП — электронная подпись (получить ее можно в сервисах Госуслуг).
5. Данные, предоставленные операторами связи.
6. Подтверждение личности, полученные через системы кредитования.
7. Прочие методы, разрешенные Правительством РФ (6 пункт норматива).

«Таким образом, усиливается значение выданной справки и ответственность каждого специалиста — то, чего не было ранее. Теперь медицинский регистратор обязан будет проверить штампы специализированных организаций — наркологических и психоневрологических диспансеров, и только после этого выдать заключение», — пояснил Брюн.

  • кандидатам в водители при сдаче на права;
  • водителям со стажем в связи с заменой водительского удостоверения после истечения срока его действия;
  • водителям, которых лишали прав;
  • водителям, у которых при проведении обязательного периодического медицинского осмотра и последующего обследования выявляли противопоказания, с которыми нельзя садиться за руль — после курса лечения нужно подтвердить, что проблема решена.

Согласно приказу Минздрава, у справки будет новая, более защищенная форма. Это должно усложнить покупку серой справки. На это указали в пресс-службе ведомства, со ссылкой на главного внештатного психиатра-нарколога Минздрава Евгения Брюна. По его словам, теперь в справку вносятся все обследования врачей-специалистов, лабораторные и инструментальные исследования.

Эксперты указывают, что сейчас покупка справки в медучреждениях без посещения врачей не составляет для водителей проблем. «Удаленно» водителям предлагают пройти даже нарколога, справку у которого нужно получать по месту прописки или постоянной регистрации. Летом 2022 года Autonews.ru писал о том, что операторы сразу нескольких медучреждений в Москве предложили пройти всю процедуру удаленно, а справку получить с помощью курьерской доставки.

Раньше Минздрав планировал, что более серьезные исследования изначально придется проходить каждому желающему получить права. Согласно первым предложениям об изменениях правил получения справок, при получении справки водителей планировали обязать сдавать кровь для определения маркера CDT, указывающего на заболевание алкоголизмом. Также для проверки наличия психоактивных веществ (например, амфетаминов, барбитуратов, каннабиноидов, кокаина, метадона, опиатов) автомобилистов планировали обязать сдавать и мочу.

Если сейчас цена медсправки для водительских прав варьируется от 2 500 до 6 000 рублей, то с нового года ожидается подорожание в два-три раза за счет нового требования – обязательной сдачи анализа мочи и крови для всех водителей . Сейчас на анализы отправляют только тех водителей, которых нарколог-психиатр подозревает в алкоголизме или употреблении наркотиков.

  • Офтальмолога, который проверит остроту зрения и определит, требуется ли водителю ношение контактных линз или очков.
  • Психиатра, который проверит наличие психических отклонений у водителя.
  • Психиатра-нарколога, который выявляет наркотическую или алкогольную зависимость.
  • Терапевта или врача общей практики, который изучит заключения других специалистов и вынесет вердикт, можно ли водителю управлять транспортом. Если терапевт посчитает нужным, он отправит водителя к неврологу.
  • Невролога проходят в обязательном порядке водители, получающие удостоверение C, D, CE, DE, Tm, Tb категорий и подкатегорий C1, D1, C1E, D1E. Невролог проведет осмотр на наличие заболеваний нервной системы и, если посчитает нужным, отправит на электроэнцефалографию (ЭЭГ), чтобы проверить патологии функционирования головного мозга.
  • впервые получает права и собирается сдавать экзамены;
  • меняет права в связи с окончанием срока действия;
  • возвращает права после лишения по статьям, связанным с нетрезвым вождением;
  • его здоровье значительно ухудшилось, что может повлиять на безопасность вождения;
  • открывает в удостоверении новую категорию;
  • работает водителем и должен ежегодно проходить медосмотр.

Справки для водител ей по-прежнему будут выдавать медицинские учреждения, имеющие лицензию на водительский медосмотр. Нарколога и психиатра, как и сейчас, можно будет пройти только в наркологических и психоневрологических диспансерах по месту регистрации или пребывания водителей.

  • На первом этапе, обязательном для всех водителей, будут выявлять в моче психоактивные вещества и их производные, говорящие об употреблении наркотиков и психотропных веществ.
  • Если анализ окажется положительным, водителя направят на второй этап обследования в диспансер.
  • В условиях стационара водителя тщательно обследуют на заболевания наркоманией и алкоголизмом.
  • Если результаты анализов окажутся спорными, решение будет принимать врачебная комиссия.
  • Обоснование
  • 1. Из рекомендации Нины Ковязиной, заместителя директора департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России
  • Когда необходимо проводить обязательный медосмотр сотрудника
  • Что будет, если нарушить порядок проведения медосмотров водителей

Но как быть, если в обязанности водителя входят поездки, связанные с доставкой сотрудников к месту работы и обратно, а также со служебными поездками сотрудников в течение рабочего дня? Обязан ли, например, личный водитель руководителя проходить послерейсовый осмотр?

  1. За 2 месяца до даты начала проведения периодических МО вам нужно предоставить поименный список в лечебное заведение (п. 24).
  2. В течение 10 дней медицинское учреждение разрабатывает календарный план проведения периодического медосмотра и передают его вам на согласование (п. 26).
  3. Не менее чем за 14 дней до начала проведения медосмотров календарный план должен быть согласован и утвержден (п.26).
  4. Не позднее чем за 10 дней до даты проведения медосмотров персонал должен быть ознакомлен с календарным планом, лучше это делать приказом по предприятию с указанием периода проведения медосмотра и списка сотрудников, которые подлежат прохождению периодического медосмотра.

Транспортные компании были обязаны руководствоваться Приказом Минтранса (далее Департамент или ПМТ) №296 (8/09-18 г.). Но Постановлением Правительства №1742 (26/10-20 г.) он был отменен. Поэтому приведенные в ПМТ №296 требования утратили силу. Новый Порядок по организации Предрейсового (предсменного) техконтроля (далее ПТК) регламентирует МТ №9 (15/01-21 г.), который действует с сентября 2022 года. Положения и требования к транспортным компаниям, изложенные в нем, соответствуют Приказу МТ №368 (11/09-20 г.).

Даже если клиника каким-то образом получила лицензию, подобная деятельность незаконна. В ГИБДД такую справку проверят и если организации не окажется в утвержденном списке, получить права не получится. Кроме того, каждый водитель должен быть уверен, что у него нет противопоказаний — от этого зависит не только его жизнь и здоровье, но и всех окружающих.

Минтранс разъяснил, как проводить медосмотры водителей и контроль технического состояния транспортных средств

Когда водитель должен проходить предрейсовые и послерейсовые медосмотры? Установлена ли последовательность (очередность) проведения медосмотра и контроля технического состояния транспортного средства для целей заполнения путевого листа? Можно ли проводить медицинский осмотр водителя позже технического контроля автомобиля? Ответы на эти вопросы содержатся в письме Минтранса России от 08.04.19 № Д3-531-ПГ.

Также водители транспортных средств должны проходить обязательные медицинские осмотры. Предсменные, предрейсовые осмотры проводятся перед началом рабочего дня, смены, рейса. Послесменные, послерейсовые — по окончании рабочего дня, смены, рейса (п. 4 Порядка, утв. приказом Минздрава РФ от 15.12.14 № 835н). Отметки в путевом листе проставляются медицинским работником, проводившим медосмотр.

Это интересно:  Окружная выплата хмао на рождение третьего ребенка

Как известно, юрлица и ИП, осуществляющие перевозки пассажиров и грузов, обязаны организовывать и проводить предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортных средств. Отметка в путевом листе ставится контролером, проводившим соответствующий контроль.

Также в Минтрансе отметили, что действующими правилами обязательная последовательность поведения техосмотра автомобиля и медосмотра водителя не установлена. Поэтому при оформлении путевого листа не имеет значения, что проведено раньше: медицинский осмотр водителя или технический контроль транспортного средства.

  • Печать медицинского учреждения, в котором автомобилист проходил медкомиссию.
  • Штрих-код, который имеет свой уникальный номер бланка.
  • Краткое описание самой формы. Установленной приказом Министерства здравоохранения.
  • Поля для заполнения персональных данных гражданина.

Если совершается рейс, превышающий рабочий день, длящийся несколько дней, независимо от того один водитель управляет ТС или экипаж, при оформлении единственного путевого листа, предрейсовый контроль осуществляется только перед отправкой в поездку, полсерейсовый осмотр не проводится.

В некоторых организациях могут предложить получить справку дистанционно — там сообщают, что якобы сделают запросы по месту жительства водителя о том, не состоит ли он на наркологическом учете. Остальных врачей там также предлагают пройти «удаленно». Например, за 3 тыс. рублей такие справки предлагают оформить в Москве. Однако этот способ нелегален.

Заступая на работу, до выхода на линию, водители должны пройти медосмотр и поставить отметку контролера о техосмотре ТС. Независимо от того сколько времени занимает дорога до медорганизации и обратно, включая сам осмотр, оно засчитывается в рабочие часы. Работодатель не имеет права возлагать эту обязанность только на водителя, тем более, вычитать этот период из трудового дня.

  • с высшим или средним медобразованием (врач, медсестра, фельдшер);
  • сдавшие экзамен, пройдя 72-часовое обучение, утвержденное Приказом Минтранса №308;
  • имеющие действующий сертификат, подтверждающий профквалификацию в сфере предрейсового медосмотра работников (переаттестация проводится каждые 5 лет).

Запомните, что работник также должен поставить подпись в направлении, а ваша организация согласно п.9 Порядка №29н должна учитывать выданные направления. Порядок учета устанавливается самостоятельно, но удобнее всего завести журнал учета. Для удобства вышеуказанный пункт Порядка №29н предполагает электронный учет направлений.

  • пищевая промышленность;
  • общественное питание и торговля;
  • водопроводные сооружения;
  • медицинские организации и детские учреждения;
  • организации, в которых работники проходят медосмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.
  1. Переработать список лиц, поступающих на работу, подлежащих предварительным осмотрам.
  2. Составить список работников, подлежащих периодическим осмотрам.
  3. Определить поименный список работников, подлежащих периодическому медицинскому осмотру.
  4. Заполнить и выдать направление на предварительный или периодический медицинский осмотр.

г) проверяем полученные результаты медосмотра. Согласно п.34 Порядка №29н «медики» должны выдать пять экземпляров заключения медосмотра. Один на руки работнику, второй — к медкарте, третий — заказчику-организации, четвертый — в поликлинику, куда прикреплен работник, пятый — в Фонд социального страхования, если поступил письменный запрос и было получено согласие самого работника.

6. Несмотря на отсутствие утвержденной формы направления на медосмотр, установлен список обязательных данных, которые в нем необходимо указывать: пол сотрудника, телефон и электронный адрес выбранной медицинской организации и работодателя, номер медицинского страхового полиса обязательного и (или) добровольного медстрахования.

Обязательные медосмотры работников: что изменилось

Эти обследования должны быть проведены не позднее одного года до проведения обязательных медосмотров. Исключение составляют случаи выявления у осматриваемого работника симптомов и синдромов заболеваний, свидетельствующих о наличии медицинских показаний для повторного проведения исследований либо иных медицинских мероприятий в рамках предварительного или периодического осмотра. До 01.04.2022 результаты указанных обследований могли учитываться. С 01.04.2022 такие исследования должны учитываться в обязательном порядке.

Направление может быть сформировано в электронном виде с использованием электронных подписей работодателя и лица, поступающего на работу. Работодатель по-прежнему должен вести учет выданных работникам направлений на предварительный медосмотр. С 01.04.2022 это можно делать и в электронном виде. При этом Порядок не уточняет, какие именно требования должны соблюдаться при ведении учета направлений в электронном виде. Соответственно, определить порядок ведения электронного учета направлений работодатель вправе самостоятельно.

Отметим, это изменение не дает работодателю права отказаться от проведения медосмотров при наличии результатов медицинских исследований, с проведения которых не прошел год. По нашему мнению, речь в этой норме идет о праве медицинской комиссии не проводить отдельные исследования при проведении первичного или периодического медосмотра, если такие исследования были у работника в течение года.

Расширены возможности медицинской организации, проводящей медосмотр. Так, организация может получить в рамках электронного обмена медицинскими документами результаты ранее проведенной диспансеризации и других медицинских осмотров лица, поступающего на работу, до его явки на медицинский осмотр. Ранее действовавший порядок не предусматривал такой возможности для медорганизаций.

Заключение о прохождении предварительного медосмотра выдается не только в бумажном виде, но и в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. Бумажное заключение должно составляться в 3 экземплярах (а не в 4, как ранее). Первый экземпляр выдается работнику, второй — работодателю, а третий прикрепляется к медкарте работника, оформленной во время медосмотра. Сделать это нужно в течение 5 рабочих дней с момента осмотра. Если у медицинской организации есть доступ в Единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения (ЕГИС), заключение в электронном виде следует внести в эту систему не позднее 5 рабочих дней с момента осмотра.

Ответ Роспотребнадзора:
Управлением Роспотребнадзора по Свердловской области рассмотрен список лиц, поименный(е) список(и) лиц, подлежащих периодическому медицинскому осмотру в ООО «ХХХХХХХХ ХХХХХ ХХХХХ».
Сообщаем, что в соответствии с требованиями Приказа Минздрава России от 28.01.2022 N 29н «Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры» данные документы не подлежат согласованию с органами Роспотребнадзора. Вместе с тем сообщаем, что при рассмотрении представленных документов установлены признаки нарушения действующего законодательства.
В список лиц, подлежащих ПМО, не включены работники административно — управленческого аппарата, в т.ч. вероятно занятые с ПЭВМ.
Обращаем ваше внимание, что в соответствии с Приказом Минздрава России и Минтруда России от 31.12.2022 N 988н/1420н, перечень вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры, приводится без учета классов условий труда и соответствия предельно допустимым концентрациям (уровням), за исключением параметров микроклимата (пунктами 4.7. и 4.8. предусмотрен охлаждающий и нагревающий микроклимат), пониженного давления воздушной и (или) газовой сред и пониженного парциального давления кислорода во вдыхаемом воздухе или искусственной дыхательной газовой смеси в случае, если указанное давление необходимо поддерживать в производственных зданиях, помещениях и (или) сооружениях в соответствии с применяемой технологией работ (п.4.10).
Медицинскому осмотру (предварительному, периодическому) работник подлежит в том случае, если по любому из вышеуказанных источников информации, на его рабочем месте может быть идентифицирован вредный производственный фактор (без учета классов условий труда и фактического уровня), либо выполняется установленный вид работ.
В частности полагаем, что фактор «Освещенность рабочей поверхности» может быть идентифицирован на любом рабочем месте, для которого существуют соответствующие гигиенические нормативы; фактор «Неионизирующие излучения» может быть идентифицирован на любом рабочем месте, где имеются источники данных излучений (в соответствии с эксплуатационной, технической документацией, методической литературой и т.п.).
Согласно п.3.4. MP 2.2.0244-21. 2.2. «Гигиена труда. Методические рекомендации по обеспечению санитарно-эпидемиологических требований к условиям труда. Методические рекомендации» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 17.05.2022): «В соответствии со статьей 209 ТК РФ «Вредный производственный фактор — производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию». Учитывая, что из перечня факторов исключена оговорка относительно уровней воздействия факторов производственной среды и трудового процесса, текущие формулировки текста приказа устанавливают требования к обязательному проведению медицинского смотра всем лицам, у которых на рабочих местах имеются (идентифицированы) вредные и опасные факторы, указанные в приказе Минтруда России N 988н независимо от установленного класса условий труда».
Учитывая вышеизложенное полагаем, что представленные документы не могут быть использованы для организации периодических медицинских осмотров в 2022г.

Следующее нововведение – это список лиц, подлежащих предварительному медосмотру (п.10 Порядка). Многие ухмыляются это названию, что какой список лиц, ведь в этом документе указываются только профессии, которые подлежат предварительному медосмотру. Но не вижу особого смысла разводить по этому поводу дебаты, потому как приказ есть и теперь мы этим документом должны обязательно пользоваться при направлении сотрудников на МО, которые трудоустраиваются в организацию.

Если вы сомневаетесь и не знаете, какое решение принять, рекомендую собрать совещание и на нем привести все доводы, суммы штрафов, возможные последствия, и пусть руководство выносит окончательный вердикт, который будет закреплен локально-нормативным актом (протоколом собрания, актом или приказом).

А все из-за чего? В приказе Минздравсоцразвития №302Н в приложения №1 была сноска, что осмотр работников проводится в случае превышения класса условий труда 3.1 и выше. А в приказе Минздрава № 29н такого уточнения нет, но в то же время именно это и вводит в заблуждение.

Подготовила для вас подробный видеообзор с порядком действий работодателя с вступлением в силу нового Порядка проведения предварительных и периодических медицинских осмотров. Рекомендую ознакомиться и если вам интересно узнать больше информации по охране труда, то найти ее можно на моем Ютуб канале.

  • рассмотрение жалоб водителя;
  • проведение визуального осмотра;
  • измерение температуры, давления, пульса;
  • выявление признаков опьянения;
  • определение процента алкоголя в крови;
  • определение присутствия психоактивных веществ.
  • проводятся непосредственно перед началом рабочей смены в целях обнаружения вредных и опасных факторов, а также состояний здоровья, которые могут препятствовать выполнению человеком трудовой функции;
  • финансируются и организуются работодателем;
  • проводятся медработниками, имеющими необходимую квалификацию, подтвержденную сертификатом, и работающими в штате фирмы либо представляющими стороннюю медицинскую организацию, при наличии соответствующей лицензии на осуществление медицинской деятельности.
Это интересно:  Лпх субсидии 2022 псков

Главная особенность приказа Минздрава РФ № 835н в том, что он регламентирует проведение не только предрейсового, но и предсменного, послерейсового и послесменного осмотров сотрудников. Согласно этому приказу предрейсовые медосмотры обязательны для всех водителей, кроме тех, которые работают на машинах экстренных служб — для них обязательны только те медосмотры, которые относятся к предсменным. В свою очередь, послерейсовые медосмотры обязательны для тех водителей, которые осуществляют перевозку пассажиров, а также опасных грузов. Минздрав также предписывает проходить предрейсовые и послерейсовые осмотры ИП, которые самостоятельно оказывают услуги по перевозке.

Отметим, что во всех указанных источниках права, изданных Минздравом, есть положения, предписывающие работодателям использовать в целях фиксации результатов предрейсового медосмотра водителей специальный журнал регистрации. При этом только в приказе Минздрава СССР № 555 присутствует рекомендуемая форма этого журнала.

Кроме приказа № 835н сохраняет юридическую силу также письмо Минздрава РФ от 21.08.2003 № 2510/9468-03-32. В нем указано, что работодатель для проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей может утвердить отдельный локальный правовой акт — положение об организации соответствующих осмотров. Типовая форма данного положения утверждена в приложении 2 к указанному письму Минздрава. В таком положении предполагается регламентация:

Отметка о медосмотре в путевом листе

Таким образом, и отметка врача, и отметка механика в путевом листе являются обязательными, что подтверждается п. 1 ст. 20 закона № 196-ФЗ. Цель таких осмотров — обеспечение безопасности дорожного движения юридическими лицами и ИП, деятельность которых связана с использованием ТС.

Порядок проведения таких осмотров утвержден Приказом Минздрава № 835н . Приказу утверждает, что проводить их должны медработники с высшим или средним профессиональным образованием, медорганизации с лицензией на ведение медицинской деятельности, которой предусмотрено выполнение работ (оказание услуг) по проведению ППМ.

По результатам предрейсового медосмотра при отсутствии признаков воздействия вредных и опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей (п. 16 Порядка), ставится отметка медработника в путевом листе легкового автомобиля:

Наличие отметки о прохождении медосмотра на «путевке» для водителей, осуществляющих такие перевозки, позволит избежать ответственности, установленной КоАП РФ в виде штрафа для граждан — в 3000 рублей; для должностных лиц — в 5000 рублей; и для юрлиц — в 30 000 рублей.

Минтранс разъяснил, как проводить медосмотры водителей и контроль технического состояния транспортных средств

Когда водитель должен проходить предрейсовые и послерейсовые медосмотры? Установлена ли последовательность (очередность) проведения медосмотра и контроля технического состояния транспортного средства для целей заполнения путевого листа? Можно ли проводить медицинский осмотр водителя позже технического контроля автомобиля? Ответы на эти вопросы содержатся в письме Минтранса России от 08.04.19 № Д3-531-ПГ.

Как известно, юрлица и ИП, осуществляющие перевозки пассажиров и грузов, обязаны организовывать и проводить предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортных средств. Отметка в путевом листе ставится контролером, проводившим соответствующий контроль.

Также водители транспортных средств должны проходить обязательные медицинские осмотры. Предсменные, предрейсовые осмотры проводятся перед началом рабочего дня, смены, рейса. Послесменные, послерейсовые — по окончании рабочего дня, смены, рейса (п. 4 Порядка, утв. приказом Минздрава РФ от 15.12.14 № 835н). Отметки в путевом листе проставляются медицинским работником, проводившим медосмотр.

Также в Минтрансе отметили, что действующими правилами обязательная последовательность поведения техосмотра автомобиля и медосмотра водителя не установлена. Поэтому при оформлении путевого листа не имеет значения, что проведено раньше: медицинский осмотр водителя или технический контроль транспортного средства.

Бывали ситуации, когда после прохождения медосмотра, сотрудник уходил на длительный больничный с нехорошим диагнозом. И по выходу с больничного у работодателя были сомнения о возможности выполнения им обязанностей на рабочем месте с вредными и опасными факторами, но официально такого сотрудника нельзя было отправить на внеочередной медосмотр. А теперь можно. Это в разы снизит трудовые споры с сотрудником, в случае его отстранения от работы с последующим увольнением в связи с профнепригодностью после внеочередного медицинского осмотра.

Во-вторых, в направлении теперь в обязательном порядке необходимо указывать номер страхового полиса ОМС или ДМС направляемого на медосмотр сотрудника. Поэтому, если у вас в штате имеются иностранные сотрудники, они должны будут иметь хотя бы минимальный полис ДМС.

Согласно п. 4.2.5 Приложения к Приказу №29н, медосмотр нужно проводить для всех сотрудников, которые работают на персональных компьютерах при электромагнитном поле широкополосного спектра частот (5 Гц — 2 кГц, 2 кГц — 400 кГц). Всех офисных сотрудников с персональными компьютерами по новому Приказу необходимо отправлять на медосмотр, без уточнения количества времени, проведенного за компьютером, без принятия во внимание результатов СОУТ, даже если данные рабочие места относятся к оптимальному и допустимому классу условий труда.

  • Наименование профессии или должности;
  • Структурное подразделение (при наличии);
  • Наименование вредных производственных факторов, работ в соответствии с Приложением к Порядку;
  • Наименование вредных производственных факторов, установленных в результате СОУТ.

пояснил, почему перечни работ из приказов № 988н/1420н и № 29н не соответствуют друг другу. По мнению ведомства, Приказ № 988н/1420н подготовлен в пределах полномочий Минтруда России и в соответствии с частью первой статьи 213 ТК РФ в целях определения пригодности работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. При этом утверждение перечня работ, при выполнении которых обязательные медицинские осмотры проводятся в целях предупреждения распространения инфекционных заболеваний, не является компетенцией Минтруда России, и поэтому данный перечень включен в Приказ № 29н.

При наличии доступа у медицинской организации в единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения заключение в форме электронного документа вносится медицинской организацией не позднее 5 рабочих дней в единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения.

Новый Порядок еще не вступил в действие, но вы уже можете начинать подготовку. Для начала изучите новые нормативные акты, проверьте, все ли документы, регламентирующие проведение медосмотров, у вас есть (положение, списки, бланки направлений и т. д.), при необходимости подготовьте изменения в них.

Особого внимания заслуживает такой физический фактор, как электромагнитное излучение компьютера. Вопрос о том, должны ли сотрудники, работающие с компьютером, проходить медо­смотры, стоял довольно долго, пока в 2022 году в перечень вредных факторов не были внесены изменения. В частности, было указано, что вредным фактором является электромагнитное поле широкополосного спектра частот (5 Гц – 2 кГц, 2 кГц – 400 кГц) при превышении предельно допустимого уровня. Этот фактор исследуется в том числе на рабочих местах, где есть компьютеры.

Вот уже без малого 10 лет действует Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 № 302н (далее – Порядок № 302н). Этим же приказом утвержден перечень вредных производственных факторов и работ, при которых проводятся обязательные медосмотры. С апреля 2022 года Приказ № 302н прекратит действовать и вступит в действие новый приказ. Что изменится в порядке проведения медосмотров – читайте в статье.

То есть приводится только перечень вредных факторов, при наличии которых работники должны проходить медицинские осмотры. Все эти факторы вместе с периодичностью, перечнем врачей и исследований приводятся в Приказе № 29н. То есть, по сути, можно пользоваться только Приказом № 29н, в котором есть вся необходимая информация.

Каким компаниям нужен предрейсовый техконтроль транспорта: скачайте образец приказа

Пункт 1 ст. 20 Федерального закона N 196-ФЗ прямо говорит о необходимости организовывать проведение обязательных медицинских осмотров. Их периодичность мы можем найти в п. 3 ст. 23 ФЗ №196. Медицинские осмотры подразделяются на предварительные, периодические, предрейсовые и послерейсовые.

Отдельное внимание стоит уделить норме расхода. Она должна быть утверждена, и расход топлива должен соответствовать ей. Это докажет, что ведется контроль за расходом горючего, а водитель ничего не сливает из бака. Норму можно высчитать, только зная дневной пробег. Значит нужно указать и его. В общем, в очередной раз подтвердить, что расходы, понесенные организацией, направлены на получение прибыли.

Конечно, в тех организациях, в которых на балансе стоит только один автомобиль, да и тот используется только руководителем, нет необходимости в детальном контроле за расходом ГСМ. Там все и так понятно и прозрачно. Но это понятно только вам, а не налоговым органам. Для них придется показывать, кто, когда и по какому маршруту ездил. Это подтверждение того, что автомобиль используется в делах организации, а не ездит по личным нуждам руководителя.

Теперь поговорим про перевозку пассажиров. Здесь большинство фирм пытается найти лазейку в законе и сказать, что наша организация не перевозит пассажиров и не оказывает услуг по перевозке пассажиров. Для того, чтобы разобраться в этом, давайте найдем определения понятия пассажир. Такое определение нам дают два документа.

С другой стороны, арбитражная практика показывает, что отсутствие полной информации в путевых листах не является причиной для признания расходов на содержание автотранспорта экономически необоснованными (постановление ФАС Московского округа от 29.02.2012 по делу N А40-63465/11-116-182).

Все про медосмотр по новым правилам с 2022 года

Это занятые на работах во вредных или опасных условиях труда, с подтверждением по результатам спецоценки, а также связанные с работами при движении транспорта. Далее выделен, декретированный персонал, формулировки об этом в приказе № 29н нет, но тем не менее определение такое существует. Это работники пищевой промышленности, общественного питания, торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций, детских учреждений, а также некоторых других работодателей.

То есть направляем всех сотрудников с классом условий труда 3.1, подбирая необходимые пункты по Приложению к порядку, и, так называемый, декретированный персонал. Это те работники, которые в обязательном порядке проходят медосмотр с оформлением медкнижки, их список приведен в п.1 Приказа 29н.

Это интересно:  Абонемент на электричку по рабочим дням 2022 год

Медосмотр по новым правилам с 2022 года требуется проводить всем работникам медицинских организаций все без исключения. Сейчас трактовка п. 27 Приказа №29н такова, что даже немедицинский персонал: операторы ЭВМ, кадровики, бухгалтеры, должны направляться на осмотр, так как есть фраза “работа в медицинских организациях”.

Ответ Роспотребнадзора:
Управлением Роспотребнадзора по Свердловской области рассмотрен список лиц, поименный(е) список(и) лиц, подлежащих периодическому медицинскому осмотру в ООО «ХХХХХХХХ ХХХХХ ХХХХХ».
Сообщаем, что в соответствии с требованиями Приказа Минздрава России от 28.01.2022 N 29н «Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры» данные документы не подлежат согласованию с органами Роспотребнадзора. Вместе с тем сообщаем, что при рассмотрении представленных документов установлены признаки нарушения действующего законодательства.
В список лиц, подлежащих ПМО, не включены работники административно — управленческого аппарата, в т.ч. вероятно занятые с ПЭВМ.
Обращаем ваше внимание, что в соответствии с Приказом Минздрава России и Минтруда России от 31.12.2022 N 988н/1420н, перечень вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры, приводится без учета классов условий труда и соответствия предельно допустимым концентрациям (уровням), за исключением параметров микроклимата (пунктами 4.7. и 4.8. предусмотрен охлаждающий и нагревающий микроклимат), пониженного давления воздушной и (или) газовой сред и пониженного парциального давления кислорода во вдыхаемом воздухе или искусственной дыхательной газовой смеси в случае, если указанное давление необходимо поддерживать в производственных зданиях, помещениях и (или) сооружениях в соответствии с применяемой технологией работ (п.4.10).
Медицинскому осмотру (предварительному, периодическому) работник подлежит в том случае, если по любому из вышеуказанных источников информации, на его рабочем месте может быть идентифицирован вредный производственный фактор (без учета классов условий труда и фактического уровня), либо выполняется установленный вид работ.
В частности полагаем, что фактор «Освещенность рабочей поверхности» может быть идентифицирован на любом рабочем месте, для которого существуют соответствующие гигиенические нормативы; фактор «Неионизирующие излучения» может быть идентифицирован на любом рабочем месте, где имеются источники данных излучений (в соответствии с эксплуатационной, технической документацией, методической литературой и т.п.).
Согласно п.3.4. MP 2.2.0244-21. 2.2. «Гигиена труда. Методические рекомендации по обеспечению санитарно-эпидемиологических требований к условиям труда. Методические рекомендации» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 17.05.2022): «В соответствии со статьей 209 ТК РФ «Вредный производственный фактор — производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию». Учитывая, что из перечня факторов исключена оговорка относительно уровней воздействия факторов производственной среды и трудового процесса, текущие формулировки текста приказа устанавливают требования к обязательному проведению медицинского смотра всем лицам, у которых на рабочих местах имеются (идентифицированы) вредные и опасные факторы, указанные в приказе Минтруда России N 988н независимо от установленного класса условий труда».
Учитывая вышеизложенное полагаем, что представленные документы не могут быть использованы для организации периодических медицинских осмотров в 2022г.

Дарья, периодический медосмотр проводится по списку, в котором в том числе указаны вредные производственные факторы, установленных в результате специальной оценки условий труда. Из вопроса не ясно на каких рабочих местах (помимо мед работника)установлены класс условий труда 3,1 и выше.

Если вы осуществляете перевозку пассажиров или опасных грузов, то нужно также организовывать послерейсовые медосмотры (абз. 4 п. 3 ст. 23 Закона о безопасности дорожного движения, абз. 2 п. 6 Порядка проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров). Их следует проводить после рейса, если его продолжительность составляет более одного дня, либо после последнего рейса, если в течение рабочего дня водитель совершает один и более рейсов (Письмо Минтранса России от 08.04.2022 N ДЗ-531-ПГ).

Предрейсовые медосмотры нужно проводить перед началом рабочего дня (рейса), чтобы выяснить, можно ли допустить водителя к работе и сможет ли он должным образом выполнять свои обязанности (п. 4 ч. 2 ст. 46 Закона об охране здоровья, п. 4 Порядка проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров). Такой медосмотр не нужно проводить, только если водитель управляет автомобилем, выезжающим по вызову экстренных оперативных служб (абз. 3 п. 3 ст. 23 Закона о безопасности дорожного движения, абз. 1 п. 6 Порядка проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров). Согласно разъяснениям Минтранса России предрейсовые медосмотры следует проводить перед первым рейсом как в случаях, когда в течение рабочего дня водитель совершает один и более рейсов, так и в случае, когда длительность рейса составляет более одного дня.

До заключения трудового договора кандидат на работу водителем автомобиля направляется работодателем на предварительный медицинский осмотр (ст. 69, ч. 2 ст. 328 ТК РФ). Требование о прохождении этого осмотра распространяется также на индивидуальных предпринимателей, планирующих самостоятельно управлять автомобилем, на котором осуществляются перевозки (п. 4 ст. 23 Закона N 196-ФЗ).

Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н утвержден Перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования). К ним отнесена работа по управлению наземными транспортными средствами.

Периодические медицинские осмотры нужно организовывать для водителей не реже чем один раз в два года (п. 27 Приложения N 2 к Приказу Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н). А для тех работников-водителей, кому еще не исполнился 21 год, — ежегодно (ч. 1 ст. 213 ТК РФ, п. 17 Порядка проведения медосмотров работников).

Новый порядок проведения медицинских осмотров в 2022 году

Курс предназначен для: Представителей работодателя, связанных с организацией и проведением медицинских осмотров: руководителей структурных подразделений, специалистов отделов охраны труда, кадровых служб, заместителей руководителя по промышленной медицине, врачей-специалистов, участвующих в работе врачебных комиссий по проведению предварительных и периодических медосмотров, врачей по гигиене труда.

  • Категории водителей, обязанных проходить предрейсовый медосмотр.
  • Категории водителей, обязанных проходить послерейсовый медосмотр.
  • Порядок проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров.
  • Контроль ГИТ и Ространснадзора за проведением предрейсовых и послерейсовых медосмотров.
  • Позиция госорганов относительно удаленного медосмотра.
  • Психиатрическое освидетельствование: категории работников, обязанных проходить освидетельствование, порядок направления работодателем работника на освидетельствование, финансирование.
  • Ответственность за допуск работников к работе без прохождения психиатрического освидетельствования.
  • Права и обязанности работников и работодателя при проведении специальной оценки.
  • Организация, проводящая специальную оценку, эксперты организации. Требования и ограничения, предъявляемые к ним.
  • Сроки проведения плановой и внеплановой специальной оценки условий труда.
  • Порядок проведения специальной оценки условий труда.
  • Создание комиссии по СОУТ.
  • Рабочие места, на которых проводится СОУТ. Признание рабочих мест аналогичными.
  • Идентификация рабочих мест.
  • Утверждение протокола по результатам идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов.
  • Декларирование соответствия условий труда нормативным требованиям охраны труда при проведении специальной оценки.
  • Утверждение протокола по результатам исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов.
  • Утверждение отчета по СОУТ.
  • Уведомление организации, проводившей специальную оценку условий труда, об утверждении отчета.
  • Ознакомление работников с результатами проведения специальной оценки условий труд.
  • Размещение работодателем на официальном интернет-сайте сводных данных о результатах проведения специальной оценки условий труд.
  • Уведомление Фонда социального страхования РФ о результатах специальной оценки условий труда.
  • Применение результатов специальной оценки условий труда.
  • Конвенция МОТ № 148 о защите трудящихся от профессионального риска, вызываемого загрязнением воздуха, шумом и вибрацией на рабочих местах.
  • Конвенция МОТ № 187 об основах, содействующих безопасности и гигиене труда.
  • Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» Медицинские осмотры, освидетельствования, диспансеризация.
  • Система оценки и управления профессиональными рисками: проблемы правового регулирования.

Нормативно-правовое регулирование предварительных и периодических медосмотров. Новый порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров с 1 апреля 2022 года в соответствии с приказом Минздрава России № 29н от 28.01.2022 года.

Все про предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей – порядок проведения

Заступая на работу, до выхода на линию, водители должны пройти медосмотр и поставить отметку контролера о техосмотре ТС. Независимо от того сколько времени занимает дорога до медорганизации и обратно, включая сам осмотр, оно засчитывается в рабочие часы. Работодатель не имеет права возлагать эту обязанность только на водителя, тем более, вычитать этот период из трудового дня.

Если техникой управляет владелец ТС – физическое лицо, прохождение ПМО необходимо при транспортировке груза (багажа) или пассажиров. Для собственных нужд разрешается, например, использовать таксомотор без путевки с отметкой о пройденном медосмотре. При этом цель – личная поездка, не должна ставиться под сомнение.

Представьте ситуацию: осмотры не проводятся, штампы медработников подделывают. В организации, где работает несколько водителей, в путевых листах стоит одно время прохождения предрейсового медосмотра водителей. При обнаружении такого нарушения, контролирующие органы подвергнут немалым штрафам руководителей и должностных лиц. За подделку документов грозит уголовная ответственность. Поэтому время ПМО, технического контроля, выезда с парковочной стоянки не должны совпадать ни в одной путевке, ни в нескольких.

  1. Выслушать жалобы водителя на то, как он себя чувствует, нет ли причин для направления в поликлинику. Сотрудник не допускается к управлению автомобилем, если: возникла боль в области сердца, головная или зубная; появились симптомы расстройства ЖКТ; присутствуют признаки ОРВИ (особенно это актуально при пандемии COVID-19) и т. п.
  2. Осмотреть визуально: наблюдение за поведением и самоконтролем работника; исследование на предмет повреждений на коже и слизистых, следы от инъекций, выявление характерных признаков опьянения, отравления, заторможенности или, наоборот, гиперактивности.
  3. Измерить параметры: температура, AD (давление), пульс.
  4. Провести тест на опьянение (похмельный синдром).

4) предсменные, предрейсовые медицинские осмотры, проводимые перед началом рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения;

Оцените статью
Доступное Правовое обеспечение