Носителем суверенитета и единственным источником в рф

  1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
  2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
  1. Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
  2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
  1. В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
  2. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
  1. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.
  2. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.
  3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.
  1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.
  2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
  3. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
  4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

3. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

3. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

2. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

2. Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. При этом выборы Президента Российской Федерации должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.

2. В Российской Федерации не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлением. Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляются на основе федерального закона или международного договора Российской Федерации.

г) представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

Конституция РФ

е.3) вносит в Совет Федерации представление о прекращении в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской Федерации, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий;

а) по запросу Президента Российской Федерации проверяет конституционность проектов законов Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также принятых в порядке, предусмотренном частями 2 и 3 статьи 107 и частью 2 статьи 108 Конституции Российской Федерации законов до их подписания Президентом Российской Федерации;

е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, научно-технологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации; установление единых правовых основ системы здравоохранения, системы воспитания и образования, в том числе непрерывного образования;

3. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

2. Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. При этом выборы Президента Российской Федерации должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.

Статья 3

2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.
Комментарий к статье 3
В статье раскрывается принцип народовластия в Российской Федерации. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации признается ее многонациональный народ. Данное положение является исходным для закрепления демократической природы Российской Федерации. Признание народа единственным источником власти и носителем суверенитета является отличительным свойством демократических государств с республиканской формой правления.
Одновременно в ч. 1 ст. 3 определяется содержание суверенитета в Российской Федерации. Исходя из того, что его носителем является многонациональный народ Российской Федерации в целом, а не население, проживающее на территориях отдельных субъектов Федерации, можно заключить, что Конституцией устанавливается принцип неделимости суверенитета в Российской Федерации. Соответственно, любые действия отдельных органов государственной власти Российской Федерации, волеизъявление населения, составляющего лишь часть многонационального народа Российской Федерации, не могут считаться суверенными акциями, совершаемыми абсолютно самостоятельно и независимо от конституционного строя, установленного Конституцией и федеральными законами. Провозглашение государственного суверенитета, не основанное на воле многонационального народа Российской Федерации, противоречит Конституции.
В ч. 2 статьи определяются две основные формы народовластия в Российской Федерации: непосредственное (прямое) осуществление власти народом и осуществление власти через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Непосредственное осуществление власти народа является высшим выражением народовластия. В то же время каждодневное осуществление государственной власти на федеральном уровне, уровне субъектов Российской Федерации, решение местных вопросов требуют образования постоянно действующих органов государственной власти и органов местного самоуправления. Будучи сформированными демократическим образом и находясь под контролем населения, эти органы являются важнейшими каналами осуществления народовластия в Российской Федерации.
В ч. 3 ст. 3 Конституции референдум и свободные выборы определяются как высшее непосредственное выражение власти народа. Тем самым устанавливается наивысший авторитет решений, принятых на референдуме, и результатов свободных выборов. В то же время народовластие наиболее эффективно осуществляется в результате достижения оптимального баланса различных форм народовластия. Так, в соответствии с мировым опытом по определенным вопросам (налоги, бюджет, регулирование прав человека и т.п.) считается нецелесообразным проводить референдумы, эти вопросы решаются органами государственной власти. Однако в определенных ситуациях только проведение референдума может решить политически значимые, в том числе и конституционные, проблемы.
Согласно ст. 3 Федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации» на референдум не могут выноситься вопросы:
———————————
СЗ РФ. 1995. N 42. Ст. 3921; РГ. 1995. 19 окт.
1) изменения статуса субъектов Российской Федерации;
2) досрочного прекращения или продления срока полномочий Президента Российской Федерации, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а равно о проведении досрочных выборов Президента Российской Федерации, Государственной Думы или досрочного формирования Совета Федерации либо отсрочки таких выборов (формирования);
3) принятия и изменения федерального бюджета, исполнения и изменения внутренних финансовых обязательств государства;
4) введения, изменения и отмены федеральных налогов и сборов, а также освобождения от их уплаты;
5) принятия чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;
6) амнистии и помилования.
Вопросы, выносимые на референдум Российской Федерации, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации.
Действие конституционной нормы о референдуме как высшем выражении власти народа нельзя отрывать от содержания норм других статей Конституции. В частности, в ч. 2 ст. 66 Конституции определяется, что устав края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа принимается законодательным (представительным) органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. Это прямое конституционное предписание. Отсылка к ч. 3 ст. 3 Конституции для использования процедуры принятия устава на референдуме явилась бы некорректной, так как в данном случае сама Конституция предписывает принятие устава представительным органом, а не вынесение его на референдум.
В соответствии со ст. 84 Конституции порядок проведения референдумов Российской Федерации устанавливается федеральным конституционным законом.
Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации» устанавливает порядок назначения референдума, подготовки к его проведению, правила голосования на референдуме и определения его результатов. Проведение референдумов на местном уровне и уровне субъектов Российской Федерации подчиняется нормам законодательства о референдуме субъектов Российской Федерации, принимаемого в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и конституционными нормами, регулирующими право граждан участвовать в референдуме (ст. 32 Конституции).
Законодательство субъекта Российской Федерации о референдуме может включать в себя два акта: о референдуме субъекта Российской Федерации и о местном референдуме либо эти две разновидности референдумов могут регулироваться единым нормативным актом: о референдумах в субъекте Российской Федерации.
Непосредственное осуществление власти народа путем проведения свободных выборов — исходный принцип организации системы органов государственной власти и местного самоуправления. Воля народа, выраженная на выборах, собственно, и позволяет осуществить демократическую организацию власти в Российской Федерации.
Путем выборов формируются представительные органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Федерации, представительные органы местного самоуправления. В соответствии с федеральным законом избирается Президент Российской Федерации (ст. 81 Конституции). Уставами и законами субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено избрание глав исполнительной власти субъектов Федерации, глав местного самоуправления (местной администрации).
В отличие от прежней Конституции Российской Федерации новая Конституция не содержит специальной главы об избирательной системе. В действующей Конституции принципы избирательного права (всеобщее равное и прямое избирательное право при тайном голосовании) закрепляются только применительно к выборам Президента Российской Федерации (ст. 81).
В то же время есть все основания полагать, что эти принципы в равной степени обязательны для всех выборов в Российской Федерации. Это вытекает из ст. 15 Конституции, согласно которой общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы Российской Федерации. Всеобщая декларация прав человека (п. 3 ст. 21) гласит: «Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования». Международный пакт о гражданских и политических правах (ст. 25) провозглашает для каждого гражданина право «голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей». Обязательность демократических принципов избирательного права для всех выборов, проводимых в Российской Федерации (федеральных, субъектов Федерации, местных), установлена Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» . В ст. 3 указанного Закона определено, что гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие гражданина в выборах является добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление . Аналогичная норма содержится и в ст. 1 Федерального закона о выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации .
———————————
СЗ РФ. 1995. N 33. Ст. 3406; РГ. 1994. 10 дек.
См. подробнее: Комментарий к Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации». М., 1995. С. 15 — 26.
См.: Васильев В.И., Постников А.Е. Комментарий к Федеральному закону о выборах депутатов Государственной Думы. М., 1995. С. 1 — 2.
В ст. 3 Конституции также устанавливается противоправность действий, посягающих на народовластие в России. Любые лица, совершающие действия, связанные с захватом власти или присвоением властных полномочий, несут юридическую ответственность. В Конституции конкретные формы ответственности не раскрываются — это задача федерального закона. Наиболее серьезной формой ответственности за захват власти является уголовная ответственность. Составы соответствующих преступлений и меры уголовной ответственности устанавливаются уголовным законодательством.

Это интересно:  Закон калининградской области о налоге на имущество организаций на 2022 год

Статья 3 Конституции России

Носитель — лицо, атрибутивно (неотъемлемо) обладающее суверенитетом, но реализующее его в строго определенных законом формах, случаях и сроки. Разумеется, исходя из принципа верховенства воли народы он обладает значительной инициативой в выборе этих форм и полной свободой в их реализации, но в правовом государстве эти действия осуществляются в рамках закона и в соответствии с ним.

В самом общем виде референдумы по способам реализации их решений делятся на императивные и консультативные. Единственным императивным референдумом, проведенным после восстановления суверенитета России в 1990 г., на федеральном уровне был референдум по настоящей Конституции. Все остальные носили консультативный характер, т.е. на основании принятого гражданами решения, конкретный нормативно-правовой акт принимался полномочными органами публичной власти.

В третью группу входят единолично (коллегиально) назначаемые органы, формируемые выборными (непосредственно или опосредовано) органами публичной власти: судьи Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов, судьи остальных федеральных судов, Председатель Правительства Российской Федерации, министры Российской Федерации, Судьи Конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, главы правительства (администрации) субъектов Российской Федерации, главы муниципальных администраций и некоторые другие.

Свободные выборы — это, прежде всего, право избирателя выбрать форму поведения: явиться или не явиться на избирательный участок. Неявка на избирательный участок, называемая абсентеизм (от лат. absent), применительно к России означает, на наш взгляд, не уклонение от участия в избирательной кампании, а форму реагирования отечественного избирателя на отсутствие в списке претендентов устраивающего его кандидата. В известной мере это протестное голосование, в ряде случаев более эффективное, чем голосование против всех.

До принятия настоящей Конституции в России господствовала конституционная формула «полновластия советского народа», являвшаяся юридической фикцией, поскольку в любом, даже самом демократическом государстве народу не может и не должна принадлежать вся политическая власть. Во-первых, поскольку народу, живущему в стабильном цивилизованном государстве, обеспечивающем его важнейшие жизненные потребности в занятости, социальном благополучии и правовой защищенности, власть не нужна. Народ захватывает ее в случае невыполнения государством указанных функций в условиях социально-политического кризиса, результатом которого может стать социальная революция, нарушающая привычный порядок правового регулирования. Во-вторых, осуществление государственной власти требует высокопрофессиональных знаний, опыта, определенных личных качеств, которыми в совокупности обладает далеко не каждый человек. Не следует также забывать, что осуществление публичной власти предполагает и высокую меру ответственности, нести которую готов далеко не каждый человек.

Статья 3

Представительная демократия означает, что народ, избрав из своей среды депутатов в представительные органы государственной власти и местного самоуправления, делегирует им право принимать законы и решать иные важнейшие вопросы государственной и общественной жизни в интересах народа. Представительная демократия — важнейшее средство осуществления народом власти в стране, поскольку практическая реализация форм прямой демократии происходит относительно редко, а представительные учреждения в основном работают на постоянной основе.

Референдум — это всенародное голосование граждан по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни. Порядок проведения общероссийского референдума и иные вопросы реализации гражданами Российской Федерации своего права участвовать в референдумах общероссийского, регионального и местного уровней регулируют нормативные правовые акты: Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации», Федеральный закон от

Выборы в Российской Федерации — это способ формирования органов государственной власти, органов местного самоуправления и наделения полномочиями должностных лиц путем прямого волеизъявления граждан Российской Федерации. В соответствии с Конституцией и законодательством выборными органами в России являются Президент РФ, Государственная Дума Федерального Собрания РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, представительные и иные (в соответствии с уставами муниципальных образований) органы местного самоуправления.

1. Норма ч. 1 комментируемой статьи четко определяет субъект и единственный источник власти в Российской Федерации. Только народ как совокупность граждан, ассоциированных в едином государстве, полноправно осуществляет власть в стране. Конституция подчеркивает многонациональный характер народа, поскольку в России проживает более 150 национальностей. Формы осуществления народом принадлежащей ему власти закреплены нормами ч. ч. 2 и 3 данной статьи, а также ст. ст. 31 — 33 Конституции, предусматривающими политические права граждан Российской Федерации.

4. Поскольку народ провозглашен единственным источником власти в Российской Федерации, ни один орган или должностное лицо не могут присвоить все властные полномочия или большую их часть. Система разделения властей, установленная ст. 10 Конституции, предусматривает «сдержки и противовесы», препятствующие сосредоточению у какого-либо органа или должностного лица чрезмерной власти. Если же речь идет об умышленных преступлениях против государственной власти, ответственность за них наступает в соответствии с УК.

Институт референдума субъекта РФ в силу целостности России и единства системы государственной власти, обусловленных суверенитетом ее многонационального народа (ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 3, ч. 1 ст. 4, ч. 1 и 3 ст. 5 Конституции), не должны использоваться для противопоставления воли населения субъекта РФ воле федерального законодательства.

Следует сказать, что в годы советской власти под народом понималась определенная историческая общность людей, которая изменяется в зависимости от задач развития, решаемых обществом в данный период. Сообразно с этим народ мог состоять лишь из трудящихся либо включать в себя и те социальные слои, которые, не относясь по своему социальному положению к трудящимся, тем не менее объективно участвовали в решении задач прогрессивного развития страны. Такой подход к определению понятия «народ» открывал перед тоталитарным государством широкие возможности для применения дискриминационных мер к миллионам неугодных по тем или иным мотивам граждан страны.

Под выборами понимается участие граждан в осуществлении власти народа посредством выделения из своей среды путем голосования представителей для выполнения в государственных органах или органах местного самоуправления принадлежащих им функций по осуществлению власти в соответствии с волей и интересами граждан, выраженными на выборах.

Самостоятельно устанавливая систему своих органов государственной власти и образуя их, субъекты РФ обязаны действовать в соответствии с основами конституционного строя РФ, в том числе с принципом свободных выборов, гарантируя свободу волеизъявления граждан и не нарушая демократические принципы и нормы публичного права (см. Постановление КС РФ от 27.04.1998 N 12-П*(4)).

По смыслу ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 3, ч. 3 ст. 17 и ч. 1 и 2 ст. 32 КРФ в их взаимосвязи, конституционные ценности, связанные с реализацией избирательных прав, могут вступать между собой в известное противоречие, поскольку интересы отдельных избирателей, которыми предопределяется их волеизъявление в процессе выборов, в том числе путем голосования «против всех кандидатов», не всегда совпадают с публичным интересом формирования органов публичной власти. На уровне конституционно-правового статуса личности это, с одной стороны, право каждого гражданина принимать участие в избрании представителей народа в выборных органах публичной власти и быть избранным в качестве такого представителя, а с другой — право каждого гражданина по своему усмотрению отказывать в доверии некоторым или всем участвующим в выборах кандидатам; на уровне же института выборов в целом это — формирование органов публичной власти, их представительный и легитимный характер (см. Постановление КС РФ от 29.11.2004 N 17-П*(5)).

Самостоятельно устанавливая систему своих органов государственной власти и образуя их, субъекты РФ обязаны действовать в соответствии с основами конституционного строя РФ, в том числе с принципом свободных выборов, гарантируя свободу волеизъявления граждан и не нарушая демократические принципы и нормы публичного права (см. Постановление КС РФ от 27.04.1998 N 12-П*(4)).

Институт референдума субъекта РФ в силу целостности России и единства системы государственной власти, обусловленных суверенитетом ее многонационального народа (ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 3, ч. 1 ст. 4, ч. 1 и 3 ст. 5 Конституции), не должны использоваться для противопоставления воли населения субъекта РФ воле федерального законодательства.

Признание многонационального народа Российской Федерации верховным носителем всей власти является выражением народного суверенитета. Народный суверенитет означает, что народ, ни с кем не деля свою власть, осуществляет ее самостоятельно и независимо от каких бы то ни было социальных сил, использует исключительно в своих собственных интересах. Народный суверенитет неделим, имеет и может иметь только одного субъекта — народ.

Граждане РФ имеют право участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств. Граждане РФ участвуют в референдуме на равных основаниях. Каждый участник референдума обладает равным числом голосов. Гражданин РФ голосует за вынесенный (вынесенные) на референдум вопрос (вопросы) или против него (них) непосредственно.

По смыслу ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 3, ч. 3 ст. 17 и ч. 1 и 2 ст. 32 КРФ в их взаимосвязи, конституционные ценности, связанные с реализацией избирательных прав, могут вступать между собой в известное противоречие, поскольку интересы отдельных избирателей, которыми предопределяется их волеизъявление в процессе выборов, в том числе путем голосования «против всех кандидатов», не всегда совпадают с публичным интересом формирования органов публичной власти. На уровне конституционно-правового статуса личности это, с одной стороны, право каждого гражданина принимать участие в избрании представителей народа в выборных органах публичной власти и быть избранным в качестве такого представителя, а с другой — право каждого гражданина по своему усмотрению отказывать в доверии некоторым или всем участвующим в выборах кандидатам; на уровне же института выборов в целом это — формирование органов публичной власти, их представительный и легитимный характер (см. Постановление КС РФ от 29.11.2004 N 17-П*(5)).

Телеканал НТВ недавно вызывающе демонстративно пошел на подобное преступление, всей России он внушая свое “высшее” право на это преступление. Организаторы к преступлению тщательно готовились, создали внушительную рекламу. Желтая пресса еще в мае с упоением писала, что демонстрация известного оскорбительно-антихристианского фильма “вызовет бурю” в православной стране. Наше Общероссийское движение “Россия Православная” выступило с решительным протестом и обратилась за поддержкой к Президенту. Тогда я в своей статье напомнил библейскую истину.

По этим негласным правилам (о гласности все успели позабыть!) руководство “избранного” СМИ, его журналист или сотрудник могут нарушить закон и не нести никакой ответственности. При этом нарушителю закона оказывается мощная, согласованная пропагандистская и информационная поддержка всеми СМИ-четверовластниками. Недавно всему миру право на преступление общего закона внушалось в связи с демонстративным нарушением российскими тележурналистами государственной границы республики Беларусь. Вопреки здравому смыслу, основным доводом в “защиту” нарушителей был тот факт, что нарушенный участок границы никем не охранялся. Странно, но если гражданин из хулиганских побуждений разобьет никем не охраняемую (кроме закона) витрину магазина или совершенно непредумышлено собьет своим автомобилем никем не охраняемого (кроме закона) пешехода, он обязан по закону нести ответственность.

Это интересно:  Обновленные вопросы 2022 года охранника 4 разряда

Таким образом — через выборы и назначенных нашими избранниками чиновников-исполнителей выстраивается современная земная иерархия государственной власти. Каждая из трех конституционных властей по закону ограничена властью народа, несет перед нею политическую и юридическую ответственность. В нашем православном сознании и в подсознании расцерковленных людей, естественно, подразумевается ответственность и высшая — перед Богом.

Все мы помним, что во многом благодаря активности именно печати и телевидения 10-12 лет назад были поставлены в нашей стране проблемы гласности, свободы получения информации и ее распространения, проблемы независимости печати от официальной государственной политики, проблемы устроения правового государства наконец! Именно печать, а потом и телевидение говорили о демократических идеалах взаимоуважения в обществе, о гражданской терпимости к инакомыслию. Народ России поддержал благие декларации и добился своего, чтобы на законодательном уровне были утверждены эти демократические идеалы. Народ России в основной своей массе подчинился новым демократическим законам и старается жить в согласии с ними и божественной совестью (мы из этого числа, конечно, исключаем преступный мир, существующий по своим правилам и подчиняющийся лишь насилию со стороны закона).

Соборный порыв верующего русского народа журналистами был сведен к инициативе Васильева и Баркашова — этих кутюрье от ульта-”патриотики”. Да, где это видано, чтобы они могли увлечь такую массу людей?! Никогда такого не бывало со дня возникновения их “памятей” и “фронтов”, которые всегда служили провокационной приправой для пропагандистского варева воинствующего западного либерализма.

. Конституция Российской Федерации, принятая в ходе референдума 12 декабря 1993 г., закрепляет в статье 3 положение о том, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Это означает, что Россия провозглашается государством народовластия, т.е. демократическим государством.

Если обратиться к понятию «народовластие», то каждая из двух его составляющих — «народ» и «власть» — представляет собой сложное явление. С юридической точки зрения понятие «народ» отождествляется с понятием «граждане» и определяется как принадлежность к данной группе людей в рамках единого государства. Власть — явление социальное. Она появляется вместе с возникновением общества и существует во всяком социуме, поскольку всякое общество требует управления, обеспечивающегося разумными средствами, включая и принуждение.

Признание народа в качестве верховного носителя всей власти является выражением народного суверенитета, который должен означать, что народ, ни с кем не деля свою власть, осуществляет ее самостоятельно и независимо от каких бы то ни было иных социальных сил или корпораций, использует ее исключительно в своих собственных интересах.

Статья 3 Конституции Российской Федерации

Осуществляемое органами государственной власти представительство от имени народа имеет ряд степеней: первую (органы, прямо избираемые народом, например Государственная Дума, Президент РФ), вторую (органы, образуемые представительными органами первой степени, например Правительство РФ, Уполномоченный по правам человека), третью (например, половина состава Счетной палаты, формируемая Советом Федерации, который, в свою очередь, является органом второй степени представительства) и т.д. Некоторые органы государственной власти формируются согласованным решением не одного, а двух органов, избранных народом; таково, например, назначение ряда должностных лиц: Президентом РФ с согласия Государственной Думы (Председателя Правительства), по представлению Президента РФ Государственной Думой (Председателя Центробанка РФ) или Советом Федерации (судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генерального прокурора РФ и др.).

Конституционное соотношение высшей прямой формы народовластия с его иными формами должно соблюдаться. Опыт показывает, что их несоблюдение может порождать нежелательные последствия, ослабляя необходимый высокий уровень конституционной законности. Так, в начале 1993 г. народ Мордовии прямыми выборами в соответствии с ее Конституцией и принципом народовластия как незыблемой основы конституционного строя избрал ее Президента. Это вызвало недовольство политических сил в республике, которые вскоре на основе конституционных правомочий ее парламента приняли закон об упразднении поста Президента и прекратили его полномочия. Таким образом прямое (непосредственное) и соответствующее Конституции решение народа, чтобы избранный им Президент республики в течение срока своих полномочий исполнял их, оказалось отменено решением избранного этим народом представительного органа. Данной орган имел право упразднить пост Президента, но, поскольку прямое конституционное волеизъявление народа, обязательное и для парламента, уже состоялось, то такое решение парламента могло вступить в силу только после истечения срока полномочий этого Президента или после соответствующего решения, принятого не парламентом, а всенародным голосованием (так называемый отменительный референдум). Конституционный Суд РФ, ссылаясь на федеративное устройство РФ, подтвердил решение мордовских парламентариев и не согласился с возражениями Президента РФ Б.Н. Ельцина. Но со временем аналогичные нарушения конституционного соотношения высшей (прямой) формы демократии с ее иными формами иногда проявляются вновь. Противодействие части политических сил и бюрократического чиновничества развитию высших форм народовластия продолжается. Например, это выражается в замене права народа (избирателей) на выдвижение кандидатов в ходе выборов правом должностных лиц различного уровня на это. Или в передаче от избирателей их представительным органам права избирать или формировать органы исполнительной власти субъектов РФ либо органы местного самоуправления.

4. Положения ч. 4 ст. 3 можно рассматривать как определенные выводы на будущее из опыта борьбы за подлинное народовластие и против его извращений в нашей стране. Конституционно-правовой может быть признана только такая власть, органы которой, порядок их создания, их правомочия и порядок деятельности не только прямо определены Конституцией и строго соответствующими ей законами, но и практика их применения соответствует конституционным требованиям. С этой точки зрения были противоправны многочисленные самозваные «белые», «красные», «зеленые» и тому подобные органы власти, создававшиеся в годы Гражданской войны в различных местностях и опиравшиеся на насилие и на поддержку со стороны активного антидемократического меньшинства. Явно антиконституционной являлась фактическая узурпация государственной власти в СССР аппаратом единственной легальной партии с его номенклатурой, ее «руководящей и направляющей ролью», не связанной результатами непременно демократических выборов, несовместимой ни с властью трудового народа, ни с федеративной структурой государства и полномочиями органов государственной власти, ни даже с некоторыми демократическими принципами, включенными в тексты советских конституций, но превращенными в фикцию. Эта власть отвергала равноправие граждан, демократические принципы избирательного права, разделение властей, местное самоуправление и др. Противоправным было и создание «комитетов спасения» — ГКЧП на общесоюзном уровне, комитетов «спасения» и «чрезвычайного положения» и т.п. в ряде республик и областей — с целью захвата или удержания власти в период краха советской системы (1989-1993 гг.). Весь этот опыт несовместим с Конституцией РФ. Поэтому она запрещает присвоение, захват власти или отдельных властных полномочий и устанавливает, что такие действия влекут за собой преследование по федеральному закону (ст. 3). Конкретные формы ответственности за такие преступления определены также Уголовным кодексом РФ: например, в ст. 141 (воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий), 142 (фальсификация избирательных документов, документов референдума или неправильный подсчет голосов) это относится и к направленным на такие цели иным неконституционным действиям законных органов публичной власти, партий и т.д.

Существуют различные определения понятия демократии (народовластия), которые соответствуют различию политических позиций по отношению к этому конституционному принципу. В частности, в ходе общественного обсуждения понятия «суверенная демократия» вновь фигурируют представления о демократии просто как «власти большинства» без упоминания о власти всего народа и о правах его законного меньшинства, которыми, таким образом, можно и пренебречь. Но демократия исходит из необходимости сосуществования правительственного большинства с оппозицией, которая при общественном и парламентском контроле, свободе СМИ и т.д. при следующих выборах может стать большинством, превратив бывшее большинство в оппозицию. Поэтому гораздо более полным, точным и соответствующим практике демократии является ее понимание как власти только такого большинства, которое уважает и строго соблюдает неприкосновенные для него права меньшинства и каждого человека и гражданина.

Столь же сомнительным с конституционной точки зрения представляется осуществление ряда предложений об издании законов, фактически ведущих к ограничению установленных международно-правовыми актами и Конституцией РФ прав граждан на участие в управлении делами государства, в выборах и референдумах (ст. 32), на объединение для защиты своих интересов (ст. 30 и др.) в этих целях (в том числе в политические партии и иные организации для участия в выборах), к ограничению конституционной свободы деятельности таких объединений. Таково, например, ограничение права граждан на выдвижение кандидатов, сохраненного только за крупными партиями (при выборах депутатов Государственной Думы), Президентом РФ (выборы губернаторов) или за губернаторами (выборы мэров в городах). Беспартийные этого права лишаются, для них всеобщие и равные выборы в значительной мере прекращаются.

Суверенитет — это… Что; такое внутренний и; внешний суверенитет власти РФ

Государственный суверенитет — синоним, который используют, чтобы не путать это понятие с терминами суверенитет народа (народ — источник власти), суверенитет личности (право человека распоряжаться самим собой) и национальный суверенитет (право нации на самоопределение).

Провозглашение суверенитета означало, что РСФСР больше не считает верховной властью руководство Советского Союза и не намерено во всем выполнять его распоряжения. Россия провозгласила приоритет Конституции и законов РСФСР над законодательными актами СССР, принцип разделения властей, необходимость расширения прав регионов.

12 июня 1990 года в Москве была подписана Декларация о государственном суверенитете РСФСР — Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, входившей в состав СССР. Декларацию принял первый Съезд народных депутатов РСФСР (907 голосов за, 13 — против, 9 депутатов воздержалось) и подписал председатель Верховного Совета РСФСР Борис Ельцин.

На мировой арене государство должно считаться с принятыми нормами, учитывать интересы международных организаций и других стран. Например, нужно поддерживать мир с соседями, строить взаимовыгодные отношения с экономическими партнерами, сообща решать глобальные проблемы.

1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.Конституция РФ. Статья 3

Суверенитет народа РФ и право на самоопределение народов РФ

Как следует из преамбулы Конституции РФ («Мы, многонациональный народ РФ … принимаем Конституцию РФ»), а также из ч. 1 ст. 3 Конституции РФ («носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ»), в России на конституционном уровне провозглашается и признается принцип народного суверенитета, народ (т. е. все население России – совокупность граждан и иных лиц, постоянно проживающих на территории РФ) является верховным сувереном, в этом аспекте многонациональный народ России предстает как единый конституционно-правовой субъект особого рода.

Как следует из ст. 4 Конституции РФ, государственный суверенитет РФ распространяется на всю ее целостную и неприкосновенную территорию, в частности, Конституция РФ и федеральное законодательство имеют верховенство на всей территории РФ. Субъекты РФ государственным суверенитетом не обладают. Это было подтверждено, в частности, постановлением Конституционного Суда РФ от 7 июня 2000 г. № 10П, которым не соответствующим Конституции РФ было признано положение Конституции Республики Алтай о суверенитете данного субъекта РФ. Указанная позиция была подтверждена и в других решениях КС РФ. Конституция РФ не допускает существование двух уровней государственного суверенитета в единой системе государственной власти в РФ.

Вместе с тем в Конституции РФ понятие «народ» используется и в другом смысле – как исторически сложившаяся социальная общность, самоидентифицирующая себя в качестве таковой, объединенная по национальному, территориальному, бытовому, языковому и иным признакам (напр., коренные малочисленные народы Крайнего Севера). В этом смысле, в соответствии с ч. 3 ст. 5 Конституции РФ, за народами в РФ признаются равноправие и право на самоопределение (т. е. влияние на процесс государственного управления). Надо заметить, что право на самоопределение – это не суверенитет, носителем которого является лишь весь многонациональный народ РФ. Формами национального самоопределения в РФ, в частности, являются субъекты РФ, образованные по национальному признаку, т. е. республики, автономные округа и автономная область, а также национально-культурная автономия, специальные формы самоуправления коренных малочисленных народов. Вместе с тем сецессия (т. е. выход субъекта РФ из состава Федерации) не допускается.

Это интересно:  Инвалид детства 2ой группы в 2022 году

Статья 67 Конституции РФ определяет, что к территории РФ относятся территории субъектов РФ, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. Россия также обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне в порядке, определяемом нормами международного права и федеральным законодательством.

Принцип народного суверенитета (3) обусловливает особую значимость таких форм непосредственного выражения народом своей суверенной воли, как референдум и свободные выборы, которые согласно части 3 комментируемой ст. является высшим непосредственным выражением власти народа. Народ, выражая свою волю на референдуме, свободных выборах, самостоятельно решает наиболее важные государственные и общественные вопросы, определяет состав избираемых им органов публичной власти, обеспечивает демократическую легитимацию власти в государстве.

Органы публичной власти всех территориальных уровней имеют, в конечном счете, единый источник своих властных полномочий: суверенную волю многонационального народа России. Свою суверенную полю народ выразил, приняв Конституцию РФ, которая определяет основные формы и уровни осуществления власти народа в государстве, разграничивает предметы ведения между органами власти различных уровней.

Принцип народного суверенитета означает также, что народ является единственным источником власти в государстве. Именно суверенная воля народа, выраженная на референдуме, выборах, определяет, в конечном счете, легитимность властных полномочий органов публичной власти в государстве. Легитимация власти исходит либо непосредственно от народа, который избирает органы публичной власти, либо восходит к нему, когда органы, избранные народом, формируют иные публично-властные структуры, необходимые для осуществления государственной власти и местного самоуправления. При этом все органы публичной власти должны осуществлять свою деятельность в соответствии с волей народа, выражаемой через формы непосредственной демократии, и в интересах народа.

Признание народа носителем суверенитета означает, что именно народ как единое целое является основой государственности, источником власти в государстве, что он обладает верховенством в решении вопросов устройства государства и общества, учреждении системы публичной власти. Реализуя свой суверенитет, народ путем референдума принял Конституцию РФ, возрождая, как сказано в преамбуле К., суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы. Народный суверенитет, таким образом, первичен по отношению к суверенитету государства; он лежит в основе государственного суверенитета РФ (см.: комментарии к ст. 4).

Носителем суверенитета (1) в РФ является ее многонациональный народ, который выступает как единый субъект, объединяющий всех граждан, имеющих равную правовую связь с государством независимо от национальной принадлежности, социального положения и других обстоятельств. В России свыше ста различных наций, народностей, этнических групп, соединенных общей судьбой на своей земле и составляющих единый многонациональный народ России.

Как правило, статус государства как обладающего суверенитетом постоянен, но он так же, как и прочие правовые явления, может быть подвержен изменениям. Суверенитет появляется вместе с появлением нового государства. Например, при распаде СССР образовалось несколько суверенных государств вместо одного. При объединении государств происходит обратный процесс.

Суверенитет – это свойство государства, характеризующее его как самостоятельное в решении всех вопросов. Институт суверенитета в публичном праве сходен с институтом дееспособности в частном праве. Признаками суверенитета являются:

История России как независимого государства началась с того, что первый Съезд народных депутатов РСФСР утвердил Декларацию «О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики». На основании именно этого документа впоследствии был утвержден статус России как суверенного государства.

Полноценным суверенитетом в пределах одного государства может обладать только один субъект, а именно – народ РФ. Поэтому не соответствует конституционным нормам утверждение, что какой-либо субъект РФ, в том числе республика в составе РФ, наряду с Российской Федерацией обладает суверенитетом и является субъектом международного права. Некоторые положения конституций субъектов РФ нарушают это правило.

Принцип суверенитета тесно связан с принципом народовластия, поскольку носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Многонациональный народ Российской Федерации — носитель суверенитета и единственный источник власти

Обладающий властью народ посредством демократических про­цедур делегирует право осуществлять властные функции органам пу­бличной власти: органам государственной власти федерального уровня и субъектов федерации; органам местного самоуправления. В процес­се выборов путем взаимодействия и аккумулирования индивидуально­го волеизъявления отдельных избирателей формируется и выражается воля народа (индивидуальное трансформируется в коллективное). На­род, поддерживая или отвергая предложенные кандидатами полити­ческие программы, принимает властные решения о представительстве в системе публичной власти носителей тех ценностей и интересов, ко­торые в наибольшей степени соответствуют его интересам на данном этапе развития, одновременно обязывает избранных лиц действовать в соответствии с поддержанными им на выборах политическими про­граммами.

Вместе с тем надо учитывать, что в современной научной литерату­ре термин «нация» употребляется в нескольких основных значениях. Одно из них, по сути, отождествляется с понятием «этнос», которое охватывает лиц одной этнической принадлежности. Другое — при­меняется для обозначения совокупного постоянно проживающего населения суверенного государства (отсюда — «французская нация»,

Опосредованное осуществление народом своей власти происхо­дит через органы государственной власти и органы местного само­управления. При этом имеются в виду не только законодательные и представительные органы власти, традиционно олицетворяющие представительную демократию, но и Президент РФ, высшие долж­ностные лица субъектов РФ, выборные должностные лица местного самоуправления, избираемые непосредственно гражданами, а также иные органы публичной власти в государстве (исполнительные, су­дебные).

Признание народа в качестве верховного носителя власти означает, что народ, ни с кем не деля свою власть, осуществляет ее самостоя­тельно и независимо от каких бы то ни было сил, использует ее ис­ключительно в своих интересах. Власть в самом общем смысле — это способность и возможность субъекта, носителя власти, осуществлять свою волю, используя различные ресурсы и технологии, включая за­кон, традиции, авторитет, убеждение, принуждение и др.

Система народного представительства в узком смысле слова включает законодательные, представительные органы власти: Фе­деральное Собрание и законодательные (представительные) органы власти субъектов РФ, которые принимают законы, а также пред­ставительные органы местного самоуправления, в исключительном ведении которых находится решение важнейших местных вопросов (принятие местных бюджетов, установление местных налогов, мест­ных общеобязательных правил и др.). К признакам этих органов от-

*Научно-практический комментарий к ч. 1 ст. 3 Конституции РФ Многонациональный народ Российской Федерации — единый носитель его единой власти. Это единство власти осуществляется и выражается на высшем уровне его непосредственным волеизъявлением на референдуме и свободными выборами. На иных уровнях единство народовластия реализуется в условиях разделения властей — путем самостоятельной деятельности каждой из них, а также путем координации и согласования их деятельности, имеющих либо горизонтальный (федеральный, региональный или местный) уровень, либо вертикальный (между РФ, ее субъектами и местными самоуправлениями), а также путем взаимного контроля (системы «сдержек и противовесов») между властями, разделенными по горизонтали или по вертикали. Единство действий разделенных властей, согласованно действующих в пределах, допускаемых приближением «смешанной», парламентарно-президентской республики РФ к типу президентской республики (включая меры укрепления вертикали исполнительной власти и т.п.) и повышения центральной управляемости государственного аппарата соответствуют Конституции РФ, если они полностью согласуются со ст. 3, требующей концентрации высшей власти на непосредственно народном уровне, а не на производных от него, подчиненных ему и в этом смысле «низших» уровнях.

Эти горлопаны: народ Российской Федерации в Конституции и в жизни

Заметим, эти тезисы даже в новой, увечной Конституции сохранили. Более того, именно многонациональный народ Российской Федерации сделали ответственным за новый текст Основного закона, организовав летнюю присягу при пне и отчитавшись о грандиозном количестве голосов «за» при внушительной явке. Это понятно. Это чтобы носитель суверенитета впредь не пенял ни на что из того, что с ним будет происходить. Сами голосовали. Осуществили, так сказать власть. Сами и виноваты.

Но при этом достаточно просто послушать временно исполняющего обязанности губернатора Хабаровского края, чтобы узнать, что государственные люди понимают статью третью Конституции РФ на свой особенный лад: «Вот обычно любят на митингах покричать, эти горлопаны: “Мы здесь власть!” Вы – не власть, власть сидит в Белом доме, в мэрии, в администрациях. Это власть, выбранная источником власти, то есть народом. Вот главное, понимаете? Какая вы власть? Вы – избиратели, да. На выборах вы даете власть, люди, избранному руководителю», – выдал на днях Дегтярев, выступая в эфире одного из местных телеканалов.

Место – Хабаровск, где протесты, начавшиеся после задержания Сергея Фургала (получившего свой пост после победы на сравнительно свободных выборах, заметим) длятся уже больше ста дней. Сто дней, к вопросу о времени, – это долго, столько ни один, кажется, регион не протестовал. Власть потихоньку от растерянности переходит к террору – один раз протестующих после полицейской провокации решились-таки жестко разогнать, дела против наиболее активных участников протестов тоже появляются. А люди все равно выходят на улицы. Это создает некоторую нервозность.

Достаточно просто открыть Конституцию РФ, особенно в нее не углубляясь, чтобы в статье третьей прочесть: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону».

На стыке личного и политического – сама фигура видного члена ЛДПР Михаила Дегтярева, которого злые языки невежливо называют «банщиком Жириновского». Фигура не случайная, сам факт его появления в Хабаровске – результат довольно сложной политической игры. Фургал представлял ЛДПР, после его ареста Владимир Жириновский в Думе начал выступать с довольно резкими речами, наиболее оптимистичные наблюдатели утверждали даже, что у него есть шанс перейти от клоунады к политике.

Нац.суверенитет означает, что только нация (народ) является основой государственности и источником гос.власти. Принцип НС утвердился как противопоставление абсолютной монархии. Сформулированный идеологией европейского Просвещения 18 в., этот принцип впервые нашел юр.закрепление во французской Декларации прав и свобод человека и гр-на 1789 г. В современную эпоху принцип НС равно как и основанное на нем право нации на самоопределение общепризнаны международным и конст.правом. При этом нация понимается не в этническом смысле, а как синоним понятия “народ” — единой общности людей, проживающих на определенной территории. В К РФ 1993 г. принцип суверенитета закреплен в обеих его формах. О нац.суверенитете говорит ч 1 ст 3: носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ явл ее многонациональный народ. Формула ч 1 ст 4 гласит: “Суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию”. Статья имеет в виду гос.суверенитет: он един и неделим, осущ-ся гос.властью в лице ее высших фед.органов в соответствии с действующей Конституцией. При всей значимости принципа суверенитета он не рассматривается ныне в отличие от прошлого как неограниченный и абсолютный, а находится в определенных отношениях с другими основополагающими, общепризнанными принципами международного и конст.права. В сфере внутренних отношений он не должен вступать в противоречие с правами человека и гр-на в том виде, как они провозглашены международным правом и конституционно закреплены. К РФ называет человека, его права и свободы высшей ценностью (ст 2), и, следовательно, все констит.принципы должны согласовываться с этим. Во внешних отношениях суверенитет ограничен рядом общепризнанных принципов междунар.права, как, например, запретом развязывания войны, обязательствами, взятыми на себя гос-вом как членом международных, региональных, надгосударственных организаций. Согласно ст 79 К РФ, РФ может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гр-на и не противоречит основам конст.строя РФ.

Оцените статью
Доступное Правовое обеспечение