Гуманизация уголовного законодательства 2022 в Казахстане

В 2022 году изменили ст. 80 УК, которая предусматривает замену неотбытой части наказания более мягким его видом. Теперь замена лишения свободы на более мягкий вид наказания возможна после фактического отбытия четверти срока (раньше – трети срока) за преступление небольшой тяжести, трети срока (раньше – половины срока) за тяжкое преступление и половину срока – за особо тяжкое преступление (раньше – две трети срока). Кроме того, эти же поправки запретили судам применять принудительные работы в случаях, когда назначенный срок наказания превышает пять лет.

Текущую политику государства отличает шаблонный принцип решения возникающих проблем, а отсутствие гибкости ее подходов приводит к использованию авторитарных методов, отметил Романов. «Одним из результатов применения таких методов становится «перенаселение» следственных изоляторов и иных исправительных учреждений. Мне кажется, что это одна из основных причин введения норм, смягчающих судьбу осужденных к лишению свободы», – добавил он.

Из-за того что изменения затрагивали достаточно широкий круг уголовно-правовых вопросов, говорить о ярко выраженных тенденциях вряд ли правильно – так считает юрист Забейда и партнеры Забейда и партнеры Федеральный рейтинг. группа Уголовное право × Артем Саркисян.

Законодательство совершенствуется с каждым годом все с большим темпом, принимаются меры по приведению российского законодательства к международным стандартам, рассказывает юрист КИАП КИАП Федеральный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры — mid market) группа Комплаенс группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (mid market) группа Международный арбитраж группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Трудовое и миграционное право (включая споры) группа Антимонопольное право (включая споры) группа Банкротство (включая споры) (mid market) группа Интеллектуальная собственность (Консалтинг) группа Интеллектуальная собственность (Регистрация) группа Семейное и наследственное право группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Интеллектуальная собственность (Защита прав и судебные споры) группа Уголовное право Профайл компании × Евгений Метла. «Однако не все изменения представляются такими однозначными, остается лишь наблюдать за применением этих изменений следственными органами и судами», – отметил он.

Появилось наказание за «откаты» – злоупотребления в сфере госзакупок, совершенные из корысти лицами, которые не являются должностными и не выполняют управленческие функции в коммерческой организации. Если «откат» нанес крупный ущерб, преступнику грозит три года лишения свободы (вместо прежних 50 000 руб.). В противном случае его привлекут к административной ответственности.

Помимо этого, планируется разработать 5 новых законов: «О защите прав потребителей», «Об оценке соответствия», «О профессиональных квалификациях», «О теплоэнергетике», «О развитии агломераций». Также в этом году будут приняты поправки в законы о выборах и парламентских партиях: партии обяжут придерживаться квоты для женщин и молодежи не только при формировании партийных списков, но и при утверждении списка депутатов. В саму квоту, не расширяя ее, добавят еще одну категорию – людей с особыми потребностями.

К 1 марта 2022 года правительство должно подготовить анализ по развитию всех моногородов. Токаев заявлял, что у правительства до сих пор нет четкой позиции и единого мнения по поводу их развития. При этом глава государства считает, что нужно разделить моногорода на три группы на основе их потенциала.

Для иностранных перевозчиков, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов в международном сообщении, ставки сбора за проезд по территории Казахстана повышаются с 20 до 30 МРП. Кроме того, с 1 января 2022 года вводится упрощенный порядок регистрации и уплаты НДС иностранными интернет-компаниями – цифровой налог, или так называемый налог на Google. Иностранные компании будут уплачивать его при реализации товаров и услуг через интернет. В рамках НДС будет производиться плата по той же ставке – 12%. В правительстве считают, что это позволит уравнять конкурентные условия между иностранными и отечественными компаниями.

Так, омбудсмен может обращаться в суд с исковым заявлением в защиту прав и свобод неограниченного круга лиц, если их права нарушены решениями, или действиями, или бездействием госоргана, должностных лиц, госслужащих, и участвовать в судебном процессе. При этом исковое заявление освобождается от госпошлины. Омбудсмен может изучать, анализировать информацию о нарушении прав и свобод человека, направлять замечания и предложения по совершенствованию административных процедур и обращаться с предложениями о внесении поправок в законодательство. Уполномоченный по правам человека также вправе ходатайствовать о направлении обращения в Конституционный совет.

В конце декабря президент Касым-Жомарт Токаев подписал новый закон об уполномоченном по правам человека в Казахстане и сопутствующие поправки. Основной закон направлен на последовательное совершенствование сферы защиты прав человека. Теперь статус омбудсмена закреплен законодательно, расширены его полномочия.

Остается неясной негативная позиция правительства в отношении установления годичного срока освобождения от уголовной ответственности в связи с применением иных мер уголовно-правового характера. К сожалению, в отзыве не аргументировано, почему правительство считает его чрезмерно коротким и какими критериями это определено.

Очевидно неудачной представляется также попытка уравнять разные по сути институты – общественные ограниченно оплачиваемые и обязательные работы. Первые являются мерами уголовно-правового характера, применяемыми к лицам, совершившим проступок, вторые – уголовным наказанием лиц, совершивших преступление.

Правительство выразило обеспокоенность отнесением к уголовному проступку ряда экономических преступлений и преступлений против правосудия, что, по его мнению, создаст дополнительные сложности в их расследовании и отправлении правосудия, а также заложит предпосылки к возникновению угроз экономической безопасности страны. Речь идет, в частности, о таких преступлениях, как вмешательство в деятельность правоохранительных органов, разглашение данных предварительного расследования, незаконный экспорт, контрабанда наличных денежных средств и т.д., – то есть о преступлениях, связанных с деятельностью государства, за которые предусмотрена ответственность в виде штрафа.

Крайне сложно согласиться и с возражением о нецелесообразности отнесения к проступкам ряда преступлений в сфере экономики, общественной безопасности, безопасности движения и эксплуатации транспорта – тем более, что оно, по моему мнению, не содержит внятной аргументации. Но даже допущение, что логика обоснования «нецелесообразности» лежит действительно в области охраны национальной безопасности, не снимает ряд вопросов к ней: например, как небрежное хранение огнестрельного оружия способно противоречить интересам нацбезопасности?

В то же время следует поддержать недопустимость отнесения к уголовному проступку фальсификации доказательств и результатов ОРД, поскольку последствия этих деяний нередко оказываются фатальными для правосудия, приводя к осуждению невиновных, а между осуждением невиновных и сколь угодно масштабной контрабандой наличных денежных средств – этическая разница глубиной в Марианскую впадину.

«За последние три года изъято 129 единиц оружия, переделанного в боевое. Ликвидировано 15 кустарных цехов по изготовлению боевого оружия. Переделкой такого оружия в боевое в основном занимаются члены уголовно-преступной среды и приверженцы деструктивных религиозных течений. Тенденция распространения такого вида оружия влечет ряд серьезных угроз интересам национальной безопасности. По имеющейся информации, в последнее время участились факты провоза через границу предметов оружия, на которые не распространяется разрешительный порядок. И это показывает неэффективность деятельности спецорганов в этом направлении и указывает на отсутствие надлежащей оперативной работы», — заявил Лукин.

«С 2022 по 2022 год от общего количества зарегистрированных более 545 тысяч уголовных правонарушений с применением огнестрельного оружия совершено более 600. При этом более 88 процентов преступлений совершено из оружия, находящегося в нелегальном обороте. За нарушения условий хранения оружия и его регистрации к административной ответственности привлечены более 45 тысяч человек. В целом по республике в законном пользовании имеется более 303 тысяч единиц оружия, в органах внутренних дел на учете состоит более 2000 юрлиц: охранные организации, инкассации, егерская служба, Казпочта, которые используют в своей деятельности более 37 тысяч единиц служебного оружия. В ОВД зарегистрировано 103 спецмагазина по торговле гражданским, служебным оружием и патронами к нему», — сказал депутат.

Сенатор предложил ввести уголовную ответственность за контрабанду травматического, пневматического, охолощенного оружия и основных составных частей к ним, за незаконный оборот незарегистрированного гладкоствольного оружия и ужесточить требования по технической укрепленности помещений по реализации оружия.

Гуманизация уголовного законодательства (Михибаев Айдар Турганович, судья Темиртауского городского суда Карагандинской области)

31 июля 2022 года вступил в законную силу Закон Республики Казахстан от 12 июля 2022 года № 180-VІ ЗРК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования уголовного, уголовно-процессуального законодательства и деятельности правоохранительных и специальных государственных органов» (далее — Закон от 12.07.2022 года).

Важной для общества является гуманизация Уголовного законодательства, т.е. смягчение ответственности лиц, совершивших уголовные правонарушения, возместивших причиненный ущерб, и (или) если в их деяниях имеются обстоятельства смягчающие ответственность и наказание, и отсутствуют отягчающие.

Так ранее уголовная ответственность по подпункту 1) ч.3 ст.189 УК за присвоение или растрату, то есть хищение чужого имущества, вверенного виновному, в крупном размере, наступала при причинении ущерба в пятьсот раз превышающего месячный расчетный показатель (по состоянию на 2022 год — 1202500 тенге), то после поправок в УК, с 31.07.2022 года ответственность за причинение такого ущерба, предусмотрена уже ст.189 ч.2 УК

Согласно внесенным изменениям в ч.5 ст.46 УК, отбывание лишения свободы теперь должно назначаться в учреждениях уголовно-исполнительной системы минимальной безопасности: лицам, осужденным за преступления, совершенные по неосторожности; лицам, осужденным за преступления, не связанные с применением насилия, предусмотренные главами 7, 8, 9 , 12 и 13 настоящего Кодекса; лицам, осужденным за преступления, предусмотренные главой 15 (коррупционные и иные против интересов гос…..) настоящего Кодекса, в случае полного возмещения ими ущерба, причиненного преступлением; лицам, впервые осужденным за совершение умышленного преступления, за которое назначено наказание к лишению свободы на срок до двух лет.

Наказание в виде общественных работ установлено за уголовные проступки на срок от двадцати до двухсот часов, за преступления небольшой и средней тяжести — на срок от двухсот до одной тысячи двухсот часов и должно отбываться путем выполнения осужденным не требующих определенной квалификации бесплатных общественно полезных работ, организуемых акиматами в общественных местах и отбываются не свыше четырех часов в день с освобождением осужденного на время их отбывания от выполнения трудовых обязанностей по месту основной работы либо в свободное от учебы время.

Это интересно:  Правила госзакупок на 2022 год

Приняты законы по гуманизации уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного права

Государственная Дума на пленарном заседании в четверг, 13 декабря, приняла поправки в Уголовно-процессуальный кодекс, направленные на пресечение злоупотреблений при многократном продлении срока содержания обвиняемого под стражей в период ознакомления с материалами уголовного дела. Поправки в УПК были внесены Правительством РФ.

Крашенинников
Павел Владимирович Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ» , нередки случаи, когда, предъявив обвиняемому для ознакомления десятки, а то и сотни томов уголовного дела, срок его содержания под стражей продлевается в среднем на 7–10 месяцев, несмотря на то, что преступление не является особо тяжким, а уголовное дело — особо сложным.

«Принятым законом устанавливается, что следователь в ходатайстве о продлении срока содержания под стражей должен указывать конкретные, фактические обстоятельства, подтверждающие необходимость дальнейшего применения в отношении обвиняемого меры пресечения в виде содержания под стражей в период его ознакомления с материалами уголовного дела», — сообщил Павел Крашенинников.

Согласно действующему законодательству осужденный, заболевший тяжелой болезнью, которая препятствует отбыванию наказания, вправе обратиться в суд с ходатайством об его освобождении от дальнейшего отбывания наказания. При этом он должен самостоятельно подать соответствующее ходатайство.

На вопрос официального издания о пытках и злоупотреблениях со стороны тех, кто должен стоять на страже закона, генеральный прокурор Кайрат Кожамжаров ответил следующее: «Да, к сожалению, на практике случается такое. Поэтому нами совместно с правоохранительными органами в этом направлении ведется наступательная работа».

Кожамжаров говорит, что согласно закону «О Фонде компенсации вреда потерпевшим», который вступил в действие с 1 июля, «теперь государство выплачивает денежную компенсацию жертвам пыток». «В стране открыто более 500 прозрачных стеклянных кабинетов для допросов с видеофиксацией. Внедрен электронный учет лиц, доставленных в полицию. Это позволило сократить на 10 процентов жалобы на действия и решения органов уголовного преследования и в два раза – число необоснованных доставлений граждан в здания правоохранительных органов», – сказал он.

– Прежде положения этой статьи не распространялись на лиц, совершивших преступления, повлекшие смерть человека либо смерть двух и более лиц, коррупционные преступления, террористические преступления, экстремистские преступления, преступления, совершённые в составе преступной группы даже в том случае, если стороны приходили к примирению. Теперь еще добавили пытки (статья 146), – говорит он.

В интервью официальному изданию генеральный прокурор Кайрат Кожамжаров заявил: «Мы не снижаем наказание педофилам, убийцам, экстремистам, террористам и бандитам. Их ответственность осталась такой же строгой, как и раньше. На них не распространяется амнистия. Они не могут быть освобождены от ответственности в связи с примирением, раскаянием, истечением сроков давности».

– Возмещение объема ущерба, причиняемого коррупионерами, сокращается в 10 раз. Прежде задержанные со взяткой (намеревавшиеся получить или получившие деньги) в качестве штрафа государству платили сумму в 500-кратном размере взятки. Сейчас этот показатель понизили до 200. Теперь они (осуждённые по коррупционным статьям) смогут воспользоваться обратной силой закона (статьей 6 уголовного кодекса) и подавать заявления о пересмотре дела. Могут даже вернуть себе часть штрафа, оплаченного ими в 500-кратном размере, – говорит Гульнара Жуаспаева.

В законопроекте РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам совершенствования уголовно-процессуального законодательства и деятельности правоохранительных и специальных государственных органов» упоминаются два направления. Первое направление касается укрепления защиты конституционных прав казахстанцев и гуманизацию правоохранительной деятельности. Для этого в 255 статей уголовного кодекса Казахстана вносятся изменения, в уголовно-процессуальном – в шестнадцать статей и в уголовно-исполнительном кодексе – в шесть статей.

Поправки и дополнения внесены три кодекса и десять сопуствующих законов. В целом пакет поправок был разработан во исполнение поручения в рамках плана нации. По мнению главы государства, вся правоохранительная система Казахстана должна быть нацелена на обеспечение прав и свобод граждан и строгое исполнение законов.

«По 36 преступлениям снижается верхний предел лишения свободы. Снижаются на пять лет сроки давности привлечения к уголовной ответственности по тяжким преступлениям, наказания за которых предусмотрены на сроки от 15 до 10 лет, и особо тяжким преступлениям со сроками наказания от 15 до 20 лет», ― рассказали в генеральной прокуратуре.

«Нам необходимо добиться, чтобы все правоохранительные органы, и прежде всего полиция, стояли на службе интересов людей и укрепления правопорядка. В целом утверждение в Казахстане правового государства – это наша конституционная задача, которая решается в рамках единого модернизационного процесса. Реализация обозначенных мер и подходов повысит доверие к национальной судебной и правоохранительной системе со стороны граждан, а также зарубежных инвесторов, и в целом улучшит бизнес-климат в нашей стране», ― отметил глава государства.

По задумке разработчиков проект закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам совершенствования уголовно-процессуального законодательства и деятельности правоохранительных и специальных государственных органов» должен усилить гарантии законности в уголовном процессе, в части повышения уровня защиты прав граждан, и усовершенствовать работу органов внутренних дел.

О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования правоохранительной деятельности и дальнейшей гуманизации уголовного законодательства

Глава 21. Оплата труда и возмещение расходов, понесенных в ходе производства по уголовному делу
Статья 172. Оплата юридической помощи
Статья 173. Получение переводчиком, специалистом, экспертом вознаграждения за выполненную ими работу
Статья 174. Возмещение расходов, понесенных лицами, участвующими в уголовном судопроизводстве

Глава 9. Преступления против общественной безопасности и общественного порядка
Статья 233. Терроризм
Статья 233-1. Пропаганда терроризма или публичные призывы к совершению акта терроризма
Статья 233-2. Создание, руководство террористической группой и участие в ее деятельности
Статья 233-3. Финансирование экстремизма или террористической деятельности
Статья 234. Захват заложника
Статья 235. Создание и руководство организованной преступной группой или преступным сообществом (преступной организацией), участие в преступном сообществе
Статья 236. Организация незаконного военизированного формирования
Статья 237. Бандитизм
Статья 238. Нападение на здания, сооружения, средства сообщения и связи
Статья 239. Угон, а равно захват воздушного или водного судна либо железнодорожного подвижного состава
Статья 240. Пиратство
Статья 241. Массовые беспорядки
Статья 242. Заведомо ложное сообщение об акте терроризма
Статья 243. Незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники
Статья 244. Нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики
Статья 245. Нарушение правил безопасности при ведении горных или строительных работ
Статья 245-1. Недоброкачественное строительство
Статья 246. Нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах
Статья 247. Незаконное обращение с радиоактивными материалами
Статья 248. Хищение либо вымогательство радиоактивных материалов
Статья 249. Нарушение правил обращения с радиоактивными материалами
Статья 250. Контрабанда изъятых из обращения предметов или предметов, обращение которых ограничено
Статья 251. Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств
Статья 252. Незаконное изготовление оружия
Статья 253. Небрежное хранение огнестрельного оружия
Статья 254. Ненадлежащее исполнение обязанностей по охране оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств
Статья 255. Хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств
Статья 256. Нарушение правил пожарной безопасности
Статья 257. Хулиганство
Статья 258. Вандализм

Глава 19. Исполнение содержания на гауптвахте в отношении осужденных военнослужащих
Статья 145. Места отбывания содержания на гауптвахте военнослужащими
Статья 146. Порядок направления осужденных на гауптвахту
Статья 147. Порядок и условия содержания осужденных на гауптвахте
Статья 148. Меры поощрения и взыскания, применяемые к осужденным
Статья 149. Особенности правового положения осужденных военнослужащих

Глава 44. Постановление приговора
Статья 368. Постановление приговора именем Республики Казахстан
Статья 369. Законность и обоснованность приговора
Статья 370. Тайна постановления приговора
Статья 371. Вопросы, разрешаемые судом при постановлении приговора
Статья 372. Решение вопроса о вменяемости подсудимого
Статья 373. Исключена Законом РК от 10 декабря 2009 года № 227-IV (порядок введения в действие см. ст. 2)
Статья 374. Виды приговоров
Статья 375. Обвинительный приговор
Статья 376. Оправдательный приговор
Статья 377. Составление приговора
Статья 378. Вводная часть приговора
Статья 379. Описательно-мотивировочная часть обвинительного приговора
Статья 380. Резолютивная часть обвинительного приговора
Статья 381. Описательно-мотивировочная часть оправдательного приговора
Статья 382. Резолютивная часть оправдательного приговора
Статья 383. Иные вопросы, подлежащие решению в резолютивной части приговора
Статья 384. Провозглашение приговора
Статья 385. Освобождение подсудимого из-под стражи
Статья 386. Вручение копии приговора
Статья 387. Частное постановление
Статья 388. Вопросы, решаемые судом одновременно с постановлением приговора

Глава 15. Воспитательное воздействие на осужденных к лишению свободы
Статья 105. Воспитательная работа с осужденными к лишению свободы
Статья 106. Основные направления, формы и методы воспитательной работы с осужденными к лишению свободы
Статья 107. Самодеятельные организации осужденных к лишению свободы
Статья 108. Организация получения осужденными к лишению свободы начального, основного среднего, общего среднего образования
Статья 109. Меры поощрения, применяемые к осужденным к лишению свободы
Статья 110. Порядок применения мер поощрения к осужденным к лишению свободы
Статья 111. Меры взыскания, применяемые к осужденным к лишению свободы
Статья 112. Злостное нарушение установленного порядка отбывания наказания осужденными к лишению свободы
Статья 113. Порядок применения мер взыскания к осужденным к лишению свободы
Статья 114. Условия содержания осужденных к лишению свободы в штрафных изоляторах, помещениях камерного типа и одиночных камерах
Статья 115. Должностные лица исправительных учреждений, применяющие меры поощрения и взыскания к осужденным к лишению свободы

В этих целях статья 228 2 Уголовного кодекса Российской Федерации дополняется примечанием, предусматривающим, что её действие не распространяется на нарушение правил оборота наркотических средств и психотропных веществ, совершённое по неосторожности при осуществлении медицинской деятельности и повлёкшее их утрату, если такая утрата не причинила вреда охраняемым уголовным законом интересам, при условии комиссионной фиксации факта утраты в порядке, установленном Минздравом России по согласованию с МВД России.

Это интересно:  Льготы Ветеранам Бд В Тюменской Обл

К чему приведет гуманизация уголовной системы РК

Ограничение свободы, которое в последнее время «раздают» сплошь и рядом за довольно серьезные преступления, такие как причинение тяжких телесных повреждений (в основном поножовщина), также вряд ли является тем фактором, который способен сдерживать рост преступности в будущем. Уже сейчас мы видим, что в основе своей люди, преступившие закон, продолжают его нарушать и дальше, рассчитывая, что раз «прокатило» единожды, получится и дважды. Еженедельно в каждом номере на странице «Вне закона» мы публикуем подборку совершенных в Восточном Казахстане преступлений и, чтобы окончательно не портить психику читателя жестокими фактами, тщательно фильтруем, разбавляя «забавными» случаями. Так, в основе своей, помимо краж, грабежей и фактов мошенничества, именно «причинение тяжких телесных» является лидером рейтинга сводки правонарушений — люди рвут и режут друг друга в пьяном угаре, в озлобленном состоянии и просто, услышав обидное слово. И что самое примечательное, многие осужденные по этим делам уже находятся на пробационном контроле и «отгуливали» ограничительный срок за совершение других преступлений!

Согласно статистике, к общественным работам в Казахстане привлекают не более 5-10% от общего числа осужденных- не все работодатели горят желанием использовать труд ставших на преступную стезю людей. Штрафные санкции — эта мера воздействия рассчитана скорее на семью правонарушителя, которая вынуждена нести дополнительные долговые нагрузки, чтобы помочь оступившемуся родственнику «откупиться», и вряд ли является столь устрашающим фактором. А если учесть, что человек пошел на преступление из-за того, что испытывал финансовые проблемы (а таких немало в судебной практике), так вообще это выглядит довольно нелепо.

Все это похоже на торг, словно на рынке или в магазине. Ведь в первую очередь закон не карает, а мотивирует карой несовершение преступлений! Просто люди почему-то воспринимают это как некий обмен: совершил преступление — заплатил годами жизни в заключении или еще проще: отдал некую сумму, ограничился в передвижении и живи дальше…

То есть выводы эти люди не сделали, а просто воспользовались гуманностью уголовно-процессуальной системы, чтобы бесчинствовать дальше. Большинство приговоров по подобным уголовным делам заканчиваются ограничением свободы. Так, за удар ножом в грудь могут дать каких-то три-четыре года ограничения свободы, в то время, когда у человека навсегда отнято здоровье.

По словам начальника Управления надзора за законностью в учреждениях пенитенциарной системы Генпрокуратуры РК Айбара Илияса, сейчас в стране функционирует 66 учреждений уголовно-исполнительной системы, два из которых на стадии ликвидации. Общее количество сидельцев составляет порядка 25 тысяч заключенных, еще шесть с половиной тысяч содержатся в 16-ти следственных изоляторах, а основная масса в колониях — осужденные за тяжкие и особо тяжкие преступления, имеющие две и более судимостей.

Семей Cити

В то же время в Казахстане уже 31 июля вступят в силу поправки в закон о гуманизации уголовной политики, согласно которым около 5 тысяч человек покинут стены колоний, еще двум с половиной тысячам осужденных за растрату вверенного имущества и мошенничество сократят сроки. Поправки коснулись 262 статей уголовного, 45 статей угловно-процессуального и 9 статей уголовно-исправительного кодексов. Илья Рыбин разбирался в нововведениях и прямо сейчас готов рассказать, стоит ли бояться казахстанцам освобожденных уголовников, и правда ли, что мошенники смогут отделаться общественными работами.

– Особое внимание решили уделить наказаниям, на которых государство может подзаработать. Согласно изменениям, количество приговоров, бьющих по карману, увеличат. Но для удобства людей снизят порог суммы минимального штрафа. Раньше это было 500 МРП – это чуть больше миллиона 200 тысяч, теперь 200 МРП – 481 тысяча тенге. Кроме того, уплату штрафа можно будет растянуть аж на три года, сейчас срок всего шесть месяцев.

Самое главное, о чем сегодня думают в надзорном органе – за решетку надо отправлять людей, которые реально опасны для общества. Это люди, которые совершили так называемые насильственные преступления, и есть угроза рецедива. По 247 преступлениям теперь вместо нар будут привлекать к общественным работам. Речь идет о проступках небольшой и средней тяжести, если они совершены впервые, и человек имеет безупречную характеристику. По подсчетам, за год подметать улицы будут около 1000 осужденных.

– Раньше если бухгалтер растратил или допустил растрату миллион двести тенге, это считалось тяжким преступлением и каралось санкцией от 5 до 10 лет лишения свободы. И, как мы говорим сегодня, альтернативы не было. Сегодня мы вводим альтернативу. Во-вторых, это преступление, если в таком размере совершит, это уже средней тяжести.

Отвечая на вопросы журналистов, заместитель генерального прокурора заявил, что высокопоставленные чиновники в прошлом, которые сидят за коррупцию по тяжким и особо тяжким статьям, на послабления могут не надеяться. Это касается и экс-председателя правления «ЭКСПО-2022» Талгата Ермегияева и бывшего министра национальной экономики Куандыка Бишимбаева.

Гуманизация законодательства

Верховный Суд РФ предлагает отказаться от уголовного наказания для граждан, впервые совершивших преступление небольшой тяжести. С этой целью разработаны изменения в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы, которые предусматривают введение понятия «уголовный проступок». Предполагается, что его совершение не повлечет уголовной ответственности и будут применяться меры уголовно-правового характера, не влекущие за собой судимость (штраф, обязательные или исправительные работы). Советник ФПА РФ, вице-президент АП Московской области Александр Орлов в эфире программы «Левченко.Ракурс» на «РБК ТВ» поддержал инициативу ВС РФ и предложил распространить ее на большее количество статей УК РФ.

Александр Орлов согласился с мнением зрителей в том, что речь должна идти не столько о гуманизации уголовного закона, сколько о правоприменении. «Практика поменялась: сейчас при уклонении от уплаты налогов граждане вместо условного стали получать по три – четыре года реального срока». Это происходит по той причине, что ст. 198 УК РФ и ст. 174 УК РФ зачастую применяются вместе со ст. 210 УК РФ (организация преступного сообщества), пояснил он. При этом Александр Орлов отметил, что под понятие проступка подпадают статьи, не самые актуальные для граждан и предпринимателей в том числе. «Возникает вопрос, по правильному ли пути идет процесс гуманизации», – заключил эксперт.

Комментарии уверенных, что законодательство не требует гуманизации, сводились к тому, что необходимо создать определенные условия правоприменения, а не изменять статьи кодексов. Другие настаивали, что необходимо провести реформу всей уголовно-правовой системы, а не ограничиваться лишь либерализацией или, напротив, ужесточением.

В начале эфира прозвучали результаты опроса телезрителей. С необходимостью гуманизации российского уголовного законодательства согласились 53,42% голосовавших; 33,56% ответили, что «наказание надо ужесточить»; 13,01% сочли, что законодательство не требует изменений.

Как ранее сообщала «АГ», проект постановления «О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона “О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с введением понятия уголовного проступка”» Пленум Верховного Суда РФ принял 31 октября 2022 г. Предлагается, в частности, внести в ч. 2 ст. 15 УК РФ «Категории преступлений» дополнение, предусматривающее, что уголовным проступком будет признаваться преступление небольшой тяжести, за которое уголовным законом не предусмотрено наказание в виде лишения свободы.

Представляя законопроект, заместитель Генерального прокурора РК Иоган Меркель отметил, что согласно законопроекту декриминализируются отдельные составы преступлений небольшой и средней тяжести. Вместо уголовной предлагается установить строгую административную ответственность. Кроме того, предлагается исключить арест. Также вводится новый вид наказания — «возложение обязанности загладить причиненный вред», который будет применяться за совершение преступлений небольшой и средней тяжести, где ущерб наносится непосредственно личности, его собственности, в случаях, когда подсудимый способен устранить последствия причиненного вреда.

АСТАНА. 4 ноября. КАЗИНФОРМ /Серик Сабеков/ — Сегодня в Мажилисе Парламента РК состоялась презентация проекта Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам дальнейшей гуманизации уголовного законодательства и усиления гарантий законности в уголовном процессе».

«В целом законопроект направлен на дальнейшую гуманизацию и либерализацию уголовного и уголовно-процессуального законодательства, а также им предусмотрена реализация некоторых положений правовой политики нашего государства», — отметил заместитель Генерального прокурора РК.

«Будут смягчены условия отбывания наказания не опасной категории осуждённых и впервые осуждённых к лишению свободы на срок до 2 лет. Их будут направлять в учреждения с минимальным уровнем безопасности. С более строгих режимов переведут порядка 400 осуждённых. Они не освободятся одномоментно. Сначала им суды сократят сроки лишения свободы. Да, освободится кто-то сразу, кто уже отсидел значительную часть срока. Но у многих только приблизятся сроки УДО и ЗМН. И тут только суд решает, отпускать их или нет. Если не погасил ущерб, отрицательно характеризуется, то суд может и отказать в освобождении».

«Некоторые из них уже на свободе, некоторые на досудебной стадии находятся. С 2015 года у нас освобождены из мест лишения свободы 15 тысяч человек. Я читал, что спрашивали, где они будут работать. Есть социальные квоты, государство решает этот вопрос. Если частник принимает на работу, то 50% оплачивает государство. Эти вопросы на контроле, законом налагается ответственность на акимов за правопорядок».

«Раньше за преступления небольшой и средней тяжести назначались только 4 вида наказаний. Это штрафы, ограничение свободы, лишение свободы и исправительные работы. Подсудимые не могли оплатить штрафы (6%), а лишение свободы по нетяжким преступлениям применялось как крайняя мера (12%). Поэтому введены общественные работы. Мы рассчитываем, что суды будут назначать их чаще. Такие осуждённые будут приносить пользу обществу, благоустраивать и чистить города или сёла».

«Мы начинали с гуманизации экономических преступлений. В 2022 году приняли ряд поправок по гуманизации. Сегодня сокращение восьми колоний в год даёт 12 млрд тенге экономии, эти средства мы направляем на пробацию. Когда человек сам кормит детей, не требует от государства помощи, это выгодно для государства и общества. Чем сидеть в тюрьме и заражаться идеологией нетрадиционных религиозных течений или других тюремных субкультур, лучше приносить пользу обществу».

Это интересно:  Светоотвеоэдаемая пломба по омс

«Закон вступил в силу с 1 июля. Фонд формируется из принудительного платежа, то есть каждый осуждённый преступник, в зависимости от тяжести преступления, вносит от 5 до 30 МРП. Фонд создан для жертв преступлений. Возможно, преступника не нашли, он скрылся. Мы не можем ждать, человеку надо оказать поддержку, и здесь фонд будет выплачивать компенсацию, независимо от того, найдено или нет виновное лицо. Это единовременная помощь от государства. Мы планируем аккумулировать более 1 млрд тенге. В течение 10 дней без волокиты будут выплачиваться суммы».

Гуманизация уголовного законодательства 2022 в Казахстане

При решении вопроса об отсрочке наказания, на которую имеют право, например, родители несовершеннолетних детей, суд должен учитывать характеристику и другие данные о личности подсудимого, условия его жизни и положение его семьи. Следует также выяснить, есть ли у него жилье и необходимые условия для проживания с ребенком.

Для стимулирования налогоплательщиков предусмотрено увеличение количества раскрытых критериев СУР. На основании лучшего мирового опыта введены новые процедуры — «Горизонтальный мониторинг» и предварительное разъяснение в отношении планируемых сделок (операций) с гарантией неприменения штрафных санкций при изменении позиции уполномоченного органа смогут применять налогоплательщики, состоящие на горизонтальном мониторинге и организации, реализующие инвестиционный приоритетный проект.

Самое главное, о чем сегодня думают в надзорном органе – за решетку надо отправлять людей, которые реально опасны для общества. Это люди, которые совершили так называемые насильственные преступления, и есть угроза рецедива. По 247 преступлениям теперь вместо нар будут привлекать к общественным работам. Речь идет о проступках небольшой и средней тяжести, если они совершены впервые, и человек имеет безупречную характеристику. По подсчетам, за год подметать улицы будут около 1000 осужденных.

Иногда осужденный достигает 18-летия в процессе обжалования приговора. Предыдущая версия постановления Пленума предусматривала, что в таком случае законные представители могут принимать участие в заседаниях как апелляционной, так и кассационной инстанции. Теперь упоминание кассации из документа убрали.

Вторая позиция – повышение размера ущерба для некоторых имущественных преступлений. Допустим, по статье «Мошенничество» крупным размером считался ущерб в 2 тысячи МРП. По новому закону – 4 тысячи МРП. Другими словами, если один человек мошенническими действиями нанес другому ущерб в 6 миллионов тенге, он привлекался к уголовной ответственности по части 4 ст.190 как причинивший ущерб в особо крупном размере. За что было предусмотрено наказание до 10 лет лишения свободы. Теперь для этого ущерб должен превышать 9 миллионов тенге. А ущерб в 6 миллионов становится просто крупным размером, и наказание – до 7 лет.

Гуманизация уголовного законодательства

В мероприятии приняли участие председатель Алатауского районного суда г.Алматы Даурен Тлеубаев, судьи Алатауского районного суда г.Алматы Талгат Макулов и Нуржан Карабаев, заместитель прокурора Нұрсұлтан Кудебаев, старший прокурор отдела Мақсат Абиров, прокурор отдела Дінмұхамед Маханбетқұл, заместитель начальника УП Алатауского района подполковник полиции Арман Дюсебаев, заместитель начальника следствия УП Алатауского района подполковник полиции Абылай Идрисов, заместитель начальника отдела службы пробации Жасұлан Оспан, старший инспектор службы пробации Канат Конисбаев, инспектор службы пробации Диана Мукашева.

Открывая круглый стол, председатель суда Даурен Ниязбекович подчеркнул, что 21 января т.г. Главой государства подписан Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам усиления защиты права собственности, арбитража, оптимизации судебной нагрузки и дальнейшей гуманизации уголовного законодательства», который вступил в законную силу 3 февраля 2022 года. В своем докладе председатель суда разъяснил нововведения гуманизации уголовного законодательства. Также отметил, что 2022 год объявлен Верховным Судом Республики годом качества отправления правосудия.

Судьи Т.Макулов и Н.Карабаев довели до сведения участников о том, что конкретизирована обязанность органа уголовного преследования и суда на каждой стадии процесса устанавливать факт преступного происхождения имущества; установлена компетенция суда уголовной юрисдикции снять ранее наложенный органом уголовного преследования арест и иные обременения с конфискованного имущества. В Уголовный Кодекс внесены поправки, связанные с повышением порога ущерба, влекущего уголовную ответственность по статьям 235 и 345 УК; внесены дополнения в диспозицию части 1 статьи 234 УК, исключена ответственность по ст.236 УК за уклонение уплаты пеней и процентов в крупном размере; внесены изменения и дополнения в примечания статей 241, 243, 244, 245 УК.

Система заработка частных тюрем, построенных на основе государственно-частного партнерства, аналогична заработку владельцев частных детских садов: государство оплачивает пребывание гражданина в «заведении» по определенной ставке. Причем частные тюрьмы получают от государства фиксированные суммы вне зависимости от того, сколько стоит содержание заключенного. Согласно принятой идеологии: в частных тюрьмах пока за обеспечение безопасности и порядка будет отвечать государство, а управляющая компания получает возможность использовать заключенных в качестве дешевой рабочей силы.

Республиканская бюджетная комиссия одобрила выделение почти 2,5 миллиарда тенге на внедрение электронных браслетов для осужденных, и это только на создание программного обеспечения. Разработкой занималось АО «Национальный центр космических исследований и технологий» Казкосмоса. Система состоит из браслета и стационарной универсальной носимой станции, в которую встроен приемник сигналов глобального позиционирования. Он регулярно передает данные о местонахождении осужденного на сервер через GPS. При разработке функционала и внешнего облика браслета учли опыт зарубежных производителей, а также ошибки и недочеты изделий, которые сейчас используют в США, Великобритании и России. Электронный браслет по форме не отличается от обычных электронных часов и состоит из ремешка, который сделан из легкого пластика или резины с отверстиями для регулировки его длины, и небольшой коробочки, в которой установлены электроника и тепловой датчик. Его надевают на ногу или руку, закрепляют специальным приспособлением и запускают электронным ключом. Тепловой датчик обязывает подконтрольного носить браслет исключительно на теле, а не в кармане. Радиопередатчик фиксирует любую попытку снять его, а устройство реагирует на разрыв или на отсутствие контакта с телом.

Противниками формы «сотрудничества» колоний и частников выступают правозащитники. Согласно международным стандартам ООН исполнение тюремного заключения и реализация коммерческих проектов — несовместимые вещи. С точки зрения правозащитников, в частных тюрьмах будет больше злоупотреблений, чем в государственных, поскольку предприниматели заинтересованы выжимать из заключенных как можно больше прибыли и оставлять их в своем распоряжении как можно дольше.

Как показала мировая практика, исключительно карательная система, которая изолирует преступника от общества, зачастую не приводит к его перевоспитанию, а наоборот — еще больше криминализирует личность. Чиновники занимаются дальнейшей адаптацией осужденных, но эта работа не дает успешных результатов в первую очередь из-за несовершенства законодательных норм. Около 80 процентов бывших зэков не могут трудоустроиться. Работодатели требуют справку об отсутствии судимости, и, как только видят судимость, не хотят брать на работу такого человека.

Сегодня в исправительных учреждениях работают небольшие предприятия и цеха. В основном изготавливают строительные материалы, металлические изделия, пластиковые окна, товары народного потребления, занимаются деревообработкой, пошивом швейных изделий. На них трудится почти половина всех постояльцев тюрем. За это они получают зарплату. Правда, небольшую — всего около 30 тысяч тенге в месяц. К слову, заработок полностью выдают на руки в момент освобождения. В период заключения осужденные имеют возможность использовать часть оклада в местных магазинах для приобретения необходимых товаров.

• Двукратно увеличены порог ущерба по 39 статьям УК.
• По 32 статьям на 2-3 года снизили сроки лишения свободы.
• По 247 преступлениям небольшой и средней тяжести в качестве альтернативного наказания впервые введены общественные работы.
• По 12 тяжким преступлениям в качестве альтернативного наказания ввели ограничение свободы.

Общее количество лиц, которым в рамках уголовных дел избрана мера пресечения «содержание под стражей», снизилось на 37% (с 15 689 до 9 957). Об этом 8 апреля в Службе центральных коммуникаций рассказал заместитель Генерального прокурора РК Марат Ахметжанов, передает корреспондент Zakon.kz.

— Внедрено электронное уголовное дело. Цифровой формат минимизирует фальсификацию доказательств и различные нарушения законности. Так, с начала прошлого года расследовалось в электронном формате уже порядка 36 тысяч дел или 7%, направлено в суд — 8,5 тысяч из них, — отметил Ахметжанов.

Помимо этого, по его словам, были расширены полномочия адвокатов. В результате чего повысилась состязательность уголовного процесса, увеличилась активность защитников по направлению различных ходатайств. В итоге, количество жалоб участников процесса на стадии расследования на различные нарушения уменьшилось на 5% (с 123 до 117 тыс.).

При этом, заместитель генерального прокурора заметил, что гуманизация «ни в коем случае не касается лиц, совершающих особо тяжкие преступления – убийц, грабителей, педофилов, экстремистов, террористов и организованной преступности». И даже наоборот. К примеру, усилена ответственность за совершение пыток.

По мнению судьи ВС РК Ларисы Шепелевой, в целом, законопроект предоставляет защите широкие процессуальные возможности. В том числе предлагается ввести беспрецедентное в отечественной практике правило «золотого доказательства» защиты, которое разрешается представить только суду. Однако важность этого аргумента защита обязана обосновать в ходе судебного разбирательства.

С принятием в 2014 Уголовного, Уголовно-процессуального и Уголовно-исполнительного кодексов начался новый этап в формировании национального законодательства, нацеленного на снижение его репрессивности и реальное обеспечение действенной защиты прав граждан, считает экс-глава ВС РК Кайрат Мами.

Так, упрощается производство по уголовным проступкам, преступлениям небольшой тяжести путем введения приказного производства — срок не более чем за 8 суток. Напомним, уголовные проступки включены в новый УК, за них предусмотрены наказания (штраф, адмарест и другие), которые не влекут за собой появления судимости.

Также отмечается, что суды чаще стали применять альтернативные виды наказаний. По данным Zakon.kz, лишение свободы применено лишь в отношении чуть более 25% осужденных. Зато только по вступившим в законную силу приговорам наложено штрафов на сумму более 3,8 млрд тенге.

В то же время, как считает Кайрат Мами, судебная практика показала необходимость дальнейшей модернизации уголовного процесса. Проделана большая работа по изучению передового опыта стран ближнего зарубежья и Европы. С их учетом рабочей группой подготовлены предложения по внесению изменений в УПК.

Оцените статью
Доступное Правовое обеспечение