Лектор: Опальский Александр Юрьевич (г. Москва) — эксперт по бюджетному учету, заместитель председателя комитета ИПБ России по бюджетному учету, аттестованный преподаватель ИПБР по программам «Профессиональный бухгалтер бюджетных учреждений», «Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях», автор книг и статей, посвященных бухгалтерскому учету и отчетности в бюджетных учреждениях. Ведущий аудитор компании «Холдинг «Аудит Бизнес Консалтинг». Автор книг и статей по тематике бухгалтерского учета и отчетности в бюджетных учреждениях.
В ходе трансляции рассмотрим порядок составления, утверждения, изменения и исполнения плана ФХД. Особое внимание будет уделено порядку планирования и формирования расчетных обоснований для федеральных учреждений (Приказ Минфина России от 17.08.2022 №168н).
Участвуйте в мероприятии и вы узнаете:
– что поменяется в бюджетной классификации в 2022 году;
– какие особенности структуры и порядок составления Плана ФХД на 2022 год;
– как в соответствии с СГС «Доходы» отражать в учете финансовый результат от деятельности с субсидиями, предоставляемыми из бюджетов;
– на что обратить внимание в учете и налогообложении внебюджетной деятельности учреждений;
– как отразить заемное финансирование в Плане ФХД в соответствии с требованиями СГС «Затраты по заимствованиям»;
– что важно учесть при составлении отчетности учреждений об исполнении Плана ФХД согласно СГС «Бюджетная информация в бухгалтерской (финансовой) отчетности».
При составлении плана ФХД на 2022 год (и плановый период 2023–2024 годов) организации госсектора должны учитывать не только измененные положения бюджетной классификации, обновленные Приказы № 186н и 168н, но и требования новых федеральных стандартов учета!
1. Бюджетная классификация в 2022-2022 году.
• Обновленная бюджетная классификация для учреждений: обзор изменений Приказа Минфина России от 06.06.2022 №85н на 2022 год.
• Новое в бюджетной классификации КОСГУ (обзор изменений Приказа Минфина России от 29 ноября 2022 г. №209н).
2. Особенности структуры и порядок составления Плана ФХД на 2022 год (основные положения Приказа Минфина России от 31.08.2022 № 186н (с учетом изменений от 2022 года).
• Общие правила составления Плана ФХД бюджетного (автономного) учреждения; особые правила для федеральных учреждений (Приказ Минфина России от 17.08.2022 №168н).
• Разграничение функций учредителя и учреждения при составлении, утверждении и изменении Плана ФХД и Проекта Плана ФХД.
• Порядок планирования доходов по кодам подвида доходов; особенности применения кодов КОСГУ и иных аналитических кодов в Плане ФХД.
• Требования к расчетным обоснованиям доходов и порядок их составления.
• Порядок планирования налогов, уменьшающих доходы учреждения (НДС, НП).
• Планирование расходов учреждения по КВР и особенности применения КОСГУ при планировании расходов.
• Расчеты (обоснования) плановых показателей по выплатам и порядок их составления.
• Порядок внесения изменений в План ФХД и в расчетные обоснования; случаи, при которых можно не вносить изменения в расчетные обоснования к Плану ФХД.
• Особенности составления и формирования расчетных обоснований для федеральных учреждений.
3. Порядок отражения в учете финансового результата от деятельности с субсидиями, предоставляемыми из бюджетов в соответствии с СГС «Доходы».
• Порядок применения СГС «Доходы» (Приказ Минфина России от 27.02.2022 №32н) при отражении в учете доходов от всех видов субсидий.
• Учет доходов, расходов и финансового результата от субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания.
• Особенности формирования себестоимости услуг на счетах 4 10900 000 и закрытия счетов.
• Целевые субсидии учреждений: порядок отражения операций на счетах бюджетного учета доходов и расходов от целевой субсидии.
• Субсидии на цели капитальных вложений: порядок планирования и учета в учреждениях.
• Порядок финансового обеспечения медицинских учреждений; учет средств ОМС: порядок начисления доходов и расходов в бюджетном учете.
• Гранты в виде субсидий: особенности получения субсидий на конкурсной основе, порядок их включения в План ФХД и отражения операций на счетах бюджетного учета.
4. Внебюджетная деятельность учреждений: особенности учета и налогообложения.
• Определение видов приносящей доход деятельности и порядок их включения в План ФХД учреждений.
• Особенности формирования доходов, расходов и финансового результата при оказании платных услуг (работ); порядок применения счетов 2 10900 000.
• Учет операций по реализации товаров и готовой продукции.
• Особенности отражения доходов, расходов и определения финансового результата от сдачи в аренду имущества в соответствии с СГС «Аренда» (Приказ Минфина России от 31.12.2022 № 258н).
• Порядок отражения в бухгалтерском учете и в плане ФХД договоров со сроком действия более одного года; требования СГС «Долгосрочные договоры».
• Отражение грантов, пожертвований, благотворительной помощи в бюджетном учете учреждений в соответствии с СГС «Доходы».
• Новый порядок учета штрафных санкций, полученных в результате нарушения контрагентами договорных обязательств в соответствии с СГС «Доходы».
• Порядок отражения операций по реализации имущества.
• Особенности определения налоговой базы по НДС и налогу на прибыль во внебюджетной деятельности учреждений.
5. Особенности отражения заемного финансирования в Плане ФХД в соответствии с требованиями СГС «Затраты по заимствованиям».
• Порядок учета затрат по обслуживанию долга и затрат по займам в учреждениях госсектора.
• Особенности учета операций при отсрочке платежа более чем на 12 месяцев.
6. Особенности составления отчетности учреждений об исполнении Плана ФХД: обзор СГС «Бюджетная информация в бухгалтерской (финансовой) отчетности» (Приказ Минфина России от 28 февраля 2022 г. №37н).
• Состав бюджетной информации в отчетности.
• Особенности представления информации об исполнении бюджета (плана финансово-хозяйственной деятельности); порядок отражения нетипичных операций в Отчете (ф. 0503737).
• Роль Федерального казначейства в составлении и представлении бюджетной информации.
План счетов государственного учреждения в 2022 году
- наименование регистра;
- период (дату) его составления;
- измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;
- наименование хозяйственных операций;
- подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление регистра.
Планирование расходов организации бюджетной сферы составляется в разрезе КВР и КОСГУ, доходов субсидии на иные цели, поступлений на капитальные вложения и других межбюджетных трансфертов. После составления плана затрат (ПФХД, бюджетной сметы) учреждение готовит план-график закупок на очередной финансовый период (ч. 6, 7 ст. 16 44-ФЗ). План-график тоже готовится на основании классификаторов кодов ОСГУ.
Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 29.11.2022 г. № 212н «О внесении изменений в приложения к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 16 декабря 2010 г. № 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению»
ВАЖНО! В новых изменениях к приказу 162н указано: при ведении бюджетного учета хозяйственные операции отражаются на регистрах рабочего плана, утвержденного учреждением в рамках формирования учетной политики учреждения, с применением в 18 разряде номера счета кода финансового обеспечения (приказ Минфина № 246н от 28.10.2022). При финансировании из бюджетных средств РФ — код 1, из средств во временном распоряжении — 3. Изменения вступят в силу 01.01.2022. Кроме того, становится обязательным ведение бухучета методом начисления, когда все операционные результаты признаются по факту совершения операций.
- отразить результаты таким образом, как если бы ФСБУ 6/2022 применяли всегда (заметим, что проводки, в основном, затронут те же счета, что и при альтернативном переходе — 02 и 84);
- пересчитать сравнительные показатели за годы, попадающие в отчетность (например, при подготовке баланса за 2022 год понадобятся обновленные данные на 31.12.2022 и 31.12.2022, а для финрезультатов за 2022 будут нужны скорректированные обороты за 2022 год).
- утвержденного государственного или муниципального задания и показателей, характеризующих качество или объем государственных (муниципальных) услуг;
- доведенной суммы финансирования, рассчитанной по действующим нормативным затратам;
- прогнозируемой суммы поступлений от осуществления предпринимательской и иной, приносящей доход, деятельности;
- планируемых расходов и потребностей, необходимых для выполнения государственного (муниципального) задания и обеспечения жизнедеятельности учреждения;
- экономических обоснований потребности в планируемых доходах и расходах.
- Оформляем титульный лист. Указываем наименование учреждения и его учредителя. В новой форме предусмотрена строка с видом документа: 0 — первичный, 1 (и по порядку) — уточненный.
- Заполняем поступления. В первой таблице приведены все возможные источники доходов. Исполнитель указывает расчетные показатели на следующий год и плановый период. Включаем расходы. В этой части расходная составляющая обобщается. Расшифровка — в следующем разделе. Равенство доходной и расходной частей обязательно.
- В графе 3 первой таблицы проставляем КБК для доходов и расходов (КВР) соответственно. Все сведения берутся из Приказов Минфина № 209н от 29.11.2022, № 85н от 06.06.2022, № 75н от 08.06.2022.
- В графе 4 указываем КОСГУ для отражения экономического значения планируемой операции.
- Разносим расчетные значения доходов и расходов по финансовым периодам. Для актуального ПФХД — 2022 и 2023-2024 гг.
- Детализируем расходы. Исполнитель вносит расшифровку выплат на каждый плановый период по КОСГУ.
- Заполняем второй раздел «Сведения по выплатам». Разбиваем расходные суммы на контракты, которые планируется заключить по 44-ФЗ и по 223-ФЗ. Разбивка делается и по датам заключения. Отдельно указываются соглашения, которые необходимо заключить до начала отчетного периода. В другую строку вносятся контракты, которые планируются к заключению в следующем году.
- Проверяем расчеты. После заполнения всех необходимых строк документ подписывает руководитель и ответственный исполнитель. Указываем дату составления.
Приказом Минфина № 168н от 17.08.2022 утвержден обновленный порядок составления плана финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения на 2022 год (и для автономных учреждений). Все документы, предусмотренные порядком, составляются и ведутся в электронном виде в ГИИС управления общественными финансами «Электронный бюджет». Электронные документы и ПФХД подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью. Исключение составляют только документы и сведения, содержащие государственную тайну.
Шаблон и особенности формирования ПФХД для подведомственных организаций устанавливает учредитель в отдельном распорядительном документе. В 2022 вступили в силу новые правила — Приказ Минфина 168н от 17.08.2022. Приказ закрепляет требования к составлению плана, особенности формирования расчетов обоснований, порядок утверждения и рекомендуемый образец документа.
Бюджетные и автономные организации готовят проекты ПФХД, окончательные планы и, при необходимости, вносят изменения в течение года. Федеральные учреждения обязаны разместить плановый документ в государственной системе «Электронный бюджет» в подсистеме «Бюджетное планирование». Обновленная структура ПФХД в АЦК совпадает с бумажной версией документа. План состоит из двух разделов:
Составляем план финансово-хозяйственной деятельности бюджетного или автономного учреждения на 2022 год
Планы ФХД могут формироваться в системе «Электронный бюджет» — если это установлено учредителем. При этом до того, как загрузить План в систему «Электронный бюджет» отдельные ведомства могут предусмотреть размещение документа в свой собственный программно-информационный комплекс.
При планировании доходов следует исходить из тех видов деятельности, которые предусмотрены уставом учреждения. Обоснования плановых показателей поступлений формируются на основании расчетов соответствующих доходов с учетом дебиторской задолженности по доходам на начало финансового года, а также сумм авансов по договорам, контрактам, соглашениям.
- использования остатков средств на начало текущего финансового года, в том числе неиспользованных остатков целевых субсидий и субсидий на осуществление капвложений;
- изменения объемов планируемых поступлений, а также объемов и/или направлений выплат, например, поступлением средств дебиторской задолженности прошлых лет, не включенных в показатели Плана ФХД при его составлении
- реорганизации учреждения.
При этом сами формы обоснований, порядок их заполнения нормативным актом не установлены. Они могут быть утверждены учредителем, если же нет, то экономической службе целесообразно их проработать в рамках локальных нормативных актов с учетом норм главы III Требований № 186н. Как вариант, за основу могут быть взяты примеры формирования обоснований (расчетов), размещенные на официальном сайте Минфина России.
При формировании обоснований расходной части необходимо собрать потребность структурных подразделений учреждения в закупке товаров, работ, услуг. Как экономической службе проконтролировать закупку, смотрите на специальной страничке Дневника экономиста. Ряд механизмов из тех, что там рассмотрены, пригодятся и при формировании расходной части ПФХД.
Планирование и осуществление финансово-хозяйственной деятельности бюджетных, автономных и казенных учреждений на 2022 год (плановый период 2022-2024)
- Дополнительные функции и инструменты контроля органов внешнего и внутреннего государственного финансового контроля: полномочия Счетной палаты РФ, Федерального казначейства, контрольно-счетных, финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований.
- Внешний государственный и муниципальный контроль. Обновленный перечень контрольных мероприятий и требований к контролю согласно Федерального закона от 31.07.2022 N 248-ФЗ. Действующие стандарты контроля и аудита для внешних проверок.
- Внутренний финансовый аудит и внутренний финансовый контроль ГРБС. Полномочия, функции и порядок организации контроля.
- Внутренний контроль на уровне учреждения. Обязательный характер внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни согласно Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» в целях соблюдения требований к исполнению своих бюджетных полномочий. Порядок, способы, процедуры осуществления указанного внутреннего контроля. Учетная политика учреждения в части организации и контроля хозяйственной деятельности.
- Особенности внутреннего аудита в учреждении как способа подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета.
- Структура и принцип функционирования системы «Электронный бюджет». Порядок взаимодействия с ГИИС «Электронный бюджет».
- Порядок и требования к работе с подсистемами системы «Электронный бюджет». Планирование, санкционирование, отчетность.
- Планирование ФХД в системе «Электронный бюджет». Форма ПФХД и расчетные обоснования.
- Использование подсистем «Электронный бюджет» для хозяйственной деятельности. План-график и закупочная деятельность. Принятие обязательств. Изменение ПФХД и план-графика при изменении потребности.
- Электронный документооборот. Требования законодательства к организации ЭДО. Порядок отражения ЭДО в учетной политике учреждения.
- Финансовый контроль, мониторинг с использованием системы «Электронный бюджет». Подсистема управления расходами. Формирование и предоставление отчётности по ДО в соответствии с Приказом Минфина России № 221н.
- Особенности размещения информации на едином портале бюджетной системы.
- Обновление бланков действующих форм и унифицированных документов и методических указаний по применению отдельных форм. Электронный документооборот с применением новых регистров учета.
- Применение электронных первичных документов.
- Осуществление централизуемых полномочий и электронный документооборот в централизованной бухгалтерии.
- Правила составления Плана ФХД бюджетного/автономного учреждения в соответствии с Приказом Минфина России от 31.08.2022 г. № 186н.
- Особые правила для федеральных учреждений (Приказ Минфина России от 17.08.2022 N 168н).
- Разграничение функций учредителя и учреждения при составлении, утверждении и изменении плана финансово-хозяйственной деятельности.
- Формирование плана финансово-хозяйственной деятельности в системе «Электронный бюджет». Проблемы планирования и варианты решения.
- Актуальные требования к применению бюджетной классификации при планировании. Особенности применения Приказа Минфина России от 06.06.2022 № 85н. Порядок планирования доходов по кодам подвида доходов.
- Нюансы планирования в 2022 г. Взаимодействие с учредителем. Вариативность отражения показателей в плане финансово-хозяйственной деятельности в зависимости от решения учредителя. Применение стоимостей единицы услуг и иных нормированных показателей для составления расчетных обоснований. Нормирование как инструмент планирования. Способы нормирования расходов.
- Порядок планирования отдельных показателей. Особенности планирования налогов, уменьшающих доходы учреждения (НДС, НП).
- Порядок внесения изменений в План ФХД и в расчетные обоснования; случаи, при которых можно не вносить изменения в расчетные обоснования к Плану ФХД.
- Методы и практика планирования в 2022 году. Нюансы формирования показателей плана финансово-хозяйственной деятельности. Порядок применения правила временной определенности при кассовом методе планирования. Правила отражения в плане финансово-хозяйственной деятельности негарантированных поступлений.
- Требования к форме и порядку составления плана финансово-хозяйственной деятельности бюджетного (автономного учреждения) в 2022 году.
- Порядок подготовки расчетных обоснований при планировании. Требования к расчетным обоснованиям доходов и расходов. Порядок составления таблиц расчетных обоснований. Практика формирования расчетных обоснований по доходам.
- Планирование доходов учреждения. Порядок включения ожидаемых поступлений в план финансово-хозяйственной деятельности учреждения.
- Методика и практика учета и планирования расходов учреждения.
- Практика формирования расчетных обоснований по расходам. Закупочная деятельность и применяемые методы расчета стоимости.
- Прочие практические нюансы планирования финансово-хозяйственной деятельности
- Правила составления Плана ФХД бюджетного/автономного учреждения в соответствии с Приказом Минфина России от 31.08.2022 г. № 186н.
- Особые правила для федеральных учреждений (Приказ Минфина России от 17.08.2022 N 168н).
- Разграничение функций учредителя и учреждения при составлении, утверждении и изменении плана финансово-хозяйственной деятельности.
- Формирование плана финансово-хозяйственной деятельности в системе «Электронный бюджет». Проблемы планирования и варианты решения.
- Актуальные требования к применению бюджетной классификации при планировании. Особенности применения Приказа Минфина России от 06.06.2022 № 85н. Порядок планирования доходов по кодам подвида доходов.
- Нюансы планирования в 2022 г. Взаимодействие с учредителем. Вариативность отражения показателей в плане финансово-хозяйственной деятельности в зависимости от решения учредителя. Применение стоимостей единицы услуг и иных нормированных показателей для составления расчетных обоснований. Нормирование как инструмент планирования. Способы нормирования расходов.
- Порядок планирования отдельных показателей. Особенности планирования налогов, уменьшающих доходы учреждения (НДС, НП).
- Порядок внесения изменений в План ФХД и в расчетные обоснования; случаи, при которых можно не вносить изменения в расчетные обоснования к Плану ФХД.
- Структура и принцип функционирования системы «Электронный бюджет». Порядок взаимодействия с ГИИС «Электронный бюджет».
- Порядок и требования к работе с подсистемами системы «Электронный бюджет». Планирование, санкционирование, отчетность.
- Планирование ФХД в системе «Электронный бюджет». Форма ПФХД и расчетные обоснования.
- Использование подсистем «Электронный бюджет» для хозяйственной деятельности. План-график и закупочная деятельность. Принятие обязательств. Изменение ПФХД и план-графика при изменении потребности.
- Электронный документооборот. Требования законодательства к организации ЭДО. Порядок отражения ЭДО в учетной политике учреждения.
- Финансовый контроль, мониторинг с использованием системы «Электронный бюджет». Подсистема управления расходами. Формирование и предоставление отчётности по ДО в соответствии с Приказом Минфина России № 221н.
- Особенности размещения информации на едином портале бюджетной системы.
- Бюджетные ассигнования: Новая методика расчета бюджетных ассигнований и обоснований федерального бюджета.
- Электронное актирование: Изменение порядка признания денежных обязательств и новые способы использования информационных систем.
- Внесены изменения в порядок планирования, установленный Приказом Минфина России от 31.08.2022 N 186н.
- Многочисленные изменения Бюджетного кодекса в части регулирования межбюджетных отношения и исполнения бюджетов.
- Пакет оптимизационных поправок к Закону № 44-ФЗ.
Планирование и осуществление финансово-хозяйственной деятельности рассматривается с учетом существующих систем автоматизации. Система «Электронный бюджет» распространяется на учреждения в рамках общероссийской инициативы внедрения автоматизированных систем планирования и контроля деятельности учреждений. Выполнение учреждением требований Федерального казначейства и Министерства финансов РФ требует актуального понимания правил осуществления отдельных элементов хозяйственной деятельности с использованием подсистем «Электронного бюджета»: планирование, принятие и исполнение обязательств, закупочная деятельность. Обозначенные темы рассматриваются и поясняются.
- Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации в соответствии с Приказом Минфина России от 06.06.2022 N 85н с учетом изменений НПА: Приказ Минфина России от 08.06.2022 N 98н; Приказ Минфина России от 16.11.2022 N 267н.
- Замена Перечня КБК для федерального бюджета (в соответствии с Приказом Минфина России от 29.11.2022 N 207н) обновленным Перечнем согласно Приказа Минфина России от 08.06.2022 N 99н с учетом изменений НПА: Приказ Минфина России от 12.10.2022 N 236н; Приказ Минфина России от 07.12.2022 N 297н (начало действия 02.02.2022).
- Обновленная классификация КОСГУ на 2022 год:
- Руководство по применению классификации операций сектора государственного управления. Порядок применения КОСГУ в соответствии с Приказом Минфина России от 29.11.2022 N 209н с учетом изменений НПА: Приказ Минфина России от 29.09.2022 N 222н (в части, действующей с 01.01.2022).
- Применение новых кодов КОСГУ, нюансы обновленных кодов.
- Актуальный рабочий план счетов учреждений госсектора. Изменения основных инструкций и рекомендации Минфин:
- Изменения, внесенные Приказом Минфина России от 14.09.2022 N 198н. Обзор требований и соответствующих бухгалтерских проводок. Уточнение порядка изменения кадастровой стоимости с использованием 176 кода, новый порядок переоценки имущества при продаже, новый порядок передачи малоценных объектов ОС и прочее.
- Новые требования к счетам аналитики и порядок их применения. Правила аналитического учета на счетах рабочего плана счетов. Аналитика для доходов будущих периодов. Буквенные обозначения для бухгалтерских счетов нематериальных активов.
- Бюджетная классификация в 2022 году и порядок ее применения при планировании. Изменения 2022 года
- Особенности структуры и порядок составления Плана ФХД на 2022 год (основные положения Приказа Минфина России от 31.08.2022 г. № 186н (с учетом изменений от 2022 года)
- Особенности отражения заемного финансирования в Плане ФХД в соответствии с требованиями СГС «Затраты по заимствованиям»
- Особенности составления отчетности учреждений об исполнении Плана ФХД: обзор СГС «Бюджетная информация в бухгалтерской (финансовой) отчетности» (Приказ Минфина России от 28 февраля 2022 г. № 37н)
- Ответы на вопросы
- Сформулируйте обоснование поступлений и выплат
- Сформируйте проект и направьте его учредителю организации. Его задача — рассмотреть план ФХД и расчёты плановых показателей. Учредитель установит правила, сроки, может внести правки. Все требования следует учесть в документе.
- На основании согласованного проекта составьте план ФХД на будущий год либо на будущий год плюс плановый период (в зависимости от сроков действия закона о бюджете).
- Утвердите документ:
- Федеральные органы должны утвердить документ в срок до 10 рабочих дней после подписания соглашения о получении субсидий.
- Для региональных и муниципальных учреждений сроки доводит учредитель. Но утвердить план следует до начала следующего финансового года.
В расчёты на оплату труда следует включить пособия, компенсационные выплаты и страховые взносы. Траты на обеспечение матзапасов рассчитываются исходя из имеющихся остатков и планируемого объема на будущий год, а расходы по закупкам следует запланировать в соответствии с утверждённым планом-графиком.
Согласно общему правилу, план ФХД формируется в системе «Электронный бюджет». Госорганы субъектов РФ могут использовать муниципальные или региональные информационные системы. Также можно использовать специальный программный комплекс, который сформирует документ по заданному шаблону.
- План ФХД 2022 следует утвердить до начала нового финансового года.
- Форму документа скорректировали. В ней появилась графа «Уникальный код». Она введена для отражения кодов объектов капитального строительства или недвижимости, расходы на которые финансируются за счёт федерального бюджета. Найти код можно в классификаторе системы «Электронный бюджет».
Корректировки в план ФХД можно при реорганизации учреждения, при планировании использования остатков денежных средств на начало года, при необходимости корректировки объёма планируемых поступлений. Например, если изменились размеры субсидий, возникла экономия и т.п.
Бюджеты бюджетной системы РФ составляются на отчетный год и плановый период. Соответственно, и планы ФХД формируются на текущий год и плановый период, следующий за текущим периодом. По завершении текущего периода вносятся изменения в показатели плана ФХД очередного года, первого года планового периода, второго года планового периода (п. 19 Порядка № 168н).
- учреждению необходимо использовать оставшиеся на начало отчетного периода средства;
- предприятие подлежит реорганизации;
- изменятся объемы поступлений, направления расходов, объемы платных услуг и доходы от них, безвозмездные поступления от населения или юридических лиц, дебиторская задолженность прошлых лет и проч.
Обоснования (расчеты) плановых показателей являются неотъемлемой частью плана и формируются учреждением при составлении проекта плана на второй год планового периода и при необходимости уточнения показателей плана на очередной год и плановый период (п. 25 Порядка № 168н). Порядок № 168н содержит таблицы обоснования (расчеты) по плановым показателям поступлений и выплат.
Составлению плана ФХД предшествует разработка его проекта. Порядком № 168н установлены алгоритм и сроки составления и рассмотрения проекта плана ФХД, а затем утверждения и самого плана ФХД. Из положений п. 10 – 14 Порядка № 168н следует, что последовательность действий при разработке проекта плана ФХД следующая:
- Получаем объемы финансирования на финансовый период.
- Распределяем доходы и расходы в плане финансово-хозяйственной деятельности учреждения.
- Утверждаем ПФХД по новой форме (Приказ Минфина 168н от 17.08.2022).
- Срок и порядок утверждения ПФХД устанавливает учредитель или ГРБС.
- В течение 10 рабочих дней после утверждения ПФХД утверждаем план-график на финансовый период.
- Публикуем план-график 2022 в ЕИС.
План ФХД в 2022 году
- Сформулируйте обоснование поступлений и выплат
- Сформируйте проект и направьте его учредителю организации. Его задача — рассмотреть план ФХД и расчёты плановых показателей. Учредитель установит правила, сроки, может внести правки. Все требования следует учесть в документе.
- На основании согласованного проекта составьте план ФХД на будущий год либо на будущий год плюс плановый период (в зависимости от сроков действия закона о бюджете).
- Утвердите документ:
- Федеральные органы должны утвердить документ в срок до 10 рабочих дней после подписания соглашения о получении субсидий.
- Для региональных и муниципальных учреждений сроки доводит учредитель. Но утвердить план следует до начала следующего финансового года.
- трудовых, материальных, технических ресурсов, используемых для оказания учреждением услуг (выполнения работ);
- требований, установленных нормативными правовыми (правовыми) актами, в том числе ГОСТами, СНиПами, СанПиНами, стандартами, порядками и регламентами (паспортами) оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ).
- от использования собственности (в том числе доходы в виде арендной платы, платы за сервитут, от распоряжения правами на результаты интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации);
- от оказания услуг (выполнения работ) (в том числе в виде субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания, от оказания медицинских услуг, предоставляемых застрахованным лицам в рамках обязательного медицинского страхования, а также женщинам в период беременности, женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период на основании родового сертификата);
- в виде штрафов, возмещения ущерба (в том числе включая штрафы, пени и неустойки за нарушение условий контрактов (договоров));
- в виде безвозмездных денежных поступлений (в том числе грантов, пожертвований);
- в виде целевых субсидий, а также субсидий на осуществление капитальных вложений;
- от операций с активами (в том числе доходы от реализации неиспользуемого имущества, утиля, невозвратной тары, лома черных и цветных металлов).
Минфин России Приказом № 168н от 17.08.2022 изменил порядок составления плана финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения: на 2022 год бюджетные и автономные организации формируют ПФХД в соответствии с Порядком № 168н. Главное изменение — требование о составлении ПФХД в виде электронного документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью.
Конечно, и эти данные необходимо формировать в виде таблиц в разрезе КОСГУ и видов расходов. В план включают информацию о таких расходах как: оплата труда и страховых взносов, выплаты по социальному обеспечению и иные выплаты населению, налоги, сборы, другие аналогичные платежи в бюджет, приобретение товаров, работ, услуг и прочие расходы.
Как связаны план-график по 44-ФЗ и план ФХД
Для бюджетников все требования к ПФХД устанавливает учредитель в рамках нормативов, определенных Министерством финансов. Учредители ответственны за определение сроков и порядка составления планового проекта, утверждения и внесения изменений. Минфин разъясняет, как поступить с планом ФХД, если у учреждения изменилась подведомственность и появился новый учредитель, — внести необходимые изменения в документ и утвердить его у нового учредителя.
По новым требованиям, финансовые показатели на отчетный год и плановый период надлежит отразить в одном разделе. В Порядке № 168н определено, сколько плановых документов нужно составлять на 2022 год, — каждое учреждение формирует только один ПФХД и готовит расчеты-обоснования ко всем плановым показателям.
- идентификационный код закупки;
- наименование закупаемого объекта;
- код объекта закупки по ОКПД2 и наименование такого кода;
- объем финансового обеспечения, в том числе на текущий финансовый год, на плановый период и последующие годы;
- сроки (периодичность) проведения закупок — год, в котором планируется осуществить закупку (в том числе разместить извещение, направить приглашения принять участие);
- информацию об обязательном общественном обсуждении. Для этого проставьте значение «Да» или «Нет». Разрешается не указывать в отношении закупок, которые планируется провести в плановом периоде;
- наименование уполномоченного органа (учреждения) — для централизованной закупки. Наименование организатора закупки — для совместной закупки.
До 2022 года действовали два системообразующих документа, отражающих состояние финансово-экономической и закупочной активности организации, — это план ФХД и план закупок по 44-ФЗ. Правильная расшифровка ПФХД — это план финансово-хозяйственной деятельности. Опубликовав оба плановых документа, госучреждение приступало к формированию плана-графика. План-график — это детализация закупочной деятельности на календарный год.
В инструкции по работе с планами-графиками есть указания, как разместить в плане-графике закупку при смешанном финансировании: если заказ финансируется из различных источников и проводится по разным КБК, то НМЦК или размер выплат при исполнении контракта распределяется по каждому такому коду бюджетной классификации.
Порядок планирования финансово-хозяйственной деятельности на 2022 год
С 2022 года порядок планирования финансовохозяйственной деятельности был разделен. Для федеральных учреждений действует приказ Минфина России от 17 августа 2022 г. № 168н (далее — Приказ № 168н), а для всех остальных учреждений субъектов России и муниципальных учреждений — приказ Минфина России от 31 августа 2022 г. № 186н (далее — Приказ № 186н). В 2022 году такой порядок сохранится. Однако при планировании операций с расходами с 2022 года необходимо учитывать последние изменения в бюджетной классификации.
Обратите внимание, что Приказ № 168н по общему правилу не распространяется на учредителя федерального учреждения. Дело в том, что согласно пункту 2 Приказа № 168н планы ФХД федеральных учреждений составляются и ведутся в системе «Электронный бюджет». Для того чтобы система нормально функционировала, нужны унифицированные требования к формату и порядку составления плана ФХД. Разумеется, это не отменяет возможности учредителя установить для подведомственных ему учреждений особые требования к порядку планирования, по которым отчитаться нужно будет непосредственно перед ним.
2. Установить, что факт уплаты обязательных платежей в случаях, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, государственным (муниципальным) учреждением, которому в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации открыт лицевой счет в территориальном органе Федерального казначейства (финансовом органе субъекта Российской Федерации или финансовом органе муниципального образования), подтверждается распоряжением о совершении казначейского платежа с отметкой соответствующего территориального органа Федерального казначейства (финансового органа субъекта Российской Федерации или финансового органа муниципального образования).
6) уплата денежных взысканий (штрафов), поступающих в счет погашения задолженности, образовавшейся до 1 января 2022 года, подлежит отражению по отдельному коду бюджетной классификации доходов бюджетов, предусмотренному для учета доходов соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации;
2. Утвердить основные характеристики федерального бюджета на 2023 год и на 2024 год, определенные исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере соответственно 141881 млрд. рублей и 151513 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего соответственно 4,0 процента (декабрь 2023 года к декабрю 2022 года) и 4,0 процента (декабрь 2024 года к декабрю 2023 года):
9. Доходы от сумм административных штрафов, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, если постановления о наложении указанных административных штрафов вынесены по результатам рассмотрения протоколов об административных правонарушениях, составленных должностными лицами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, включенными в перечни, утвержденные высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), поступающие в бюджеты субъектов Российской Федерации в счет погашения задолженности, образовавшейся до 1 января 2022 года, подлежат зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативам, действовавшим в 2022 году.
8) администрирование доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от денежных взысканий (штрафов), поступающих в счет погашения задолженности, образовавшейся до 1 января 2022 года, осуществляется администратором доходов бюджета, которым ведется учет указанной задолженности.
1) перераспределение бюджетных ассигнований между видами источников финансирования дефицита областного бюджета в ходе исполнения областного бюджета в пределах общего объема бюджетных ассигнований по источникам финансирования дефицита областного бюджета, предусмотренных на соответствующий финансовый год;
5) перераспределение бюджетных ассигнований между региональными проектами, в том числе с перераспределением соответствующих бюджетных ассигнований между текущим финансовым годом и плановым периодом в пределах общего объема расходов областного бюджета на соответствующий финансовый год;
1. Установить, что в 2022 году департамент финансов Ярославской области, в порядке, установленном Правительством Ярославской области, осуществляет казначейское сопровождение в отношении определенных в части 2 настоящей статьи средств, получаемых на основании договоров (соглашений), источником финансового обеспечения исполнения которых являются средства, предоставляемые из областного бюджета.
4. Предоставление из областного бюджета бюджетных кредитов муниципальным образованиям Ярославской области, использование и возврат ими бюджетных кредитов, полученных из областного бюджета, осуществляются в порядке, установленном Правительством Ярославской области.
1. Утвердить общий объем, перечень и распределение дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов муниципальных образований Ярославской области и иных дотаций бюджетам муниципальных образований Ярославской области на 2022 год согласно приложению 22 к настоящему Закону.
Финансовое планирование в бюджетных учреждениях в 2022 году
4.6. Расчет доходов от оказания услуг (выполнения работ) в рамках установленного государственного (муниципального) задания в случаях, установленных федеральным законом, осуществляется в соответствии с объемом услуг (работ), установленных государственным (муниципальным) заданием, и платой (ценой, тарифом) за указанную услугу (работу).
Суммы поступлений от оказания учреждением услуг (выполнения работ), относящихся в соответствии с уставом учреждения к его основным видам деятельности, предоставление которых для физических и юридических лиц осуществляется на платной основе, а также поступлений от иной приносящей доход деятельности учреждение рассчитывает исходя из планируемого объема оказания услуг (выполнения работ) и планируемой стоимости их реализации.
4.10. Расчет расходов осуществляется по видам расходов с учетом норм трудовых, материальных, технических ресурсов, используемых для оказания учреждением услуг (выполнения работ), а также требований, установленных нормативными правовыми (правовыми) актами, в том числе ГОСТами, СНиПами, СанПиНами, стандартами, порядками и регламентами оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) по форме согласно приложения N 1 к настоящему Порядку.
1.1. Настоящий Порядок составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности муниципального бюджетного (муниципального, автономного) учреждения на 2022 год и плановый период 2022-2022 годов (далее — Порядок) разработан на основании Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 31.08.2022 N 186н «О требованиях к составлению и утверждению плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения» и устанавливает требования к составлению и утверждению плана финансово-хозяйственной деятельности муниципального бюджетного (муниципального автономного) учреждения (далее — План).
Расчет доходов в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим учреждению, в случаях, установленных федеральным законом, осуществляется исходя из величины чистой прибыли хозяйственных товариществ и обществ, количества акций (или доли в уставных (складочных) капиталах), принадлежащих учреждению, размера доли чистой прибыли хозяйственных товариществ и обществ, направляемой ими на выплату дивидендов или распределяемой ими среди участников товарищества и общества, и периода деятельности хозяйственного товарищества и общества, за который выплачиваются дивиденды.