Закон об аудиторской деятельности РБ 2022

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Настоящий Закон определяет правовые основы осуществления аудиторской деятельности на территории Республики Беларусь, устанавливает права и обязанности аудиторских организаций и аудиторов, а также регулирует отношения, возникающие в процессе государственного регулирования аудиторской деятельности.

под достоверностью бухгалтерской (финансовой) отчетности понимается степень точности данных бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая позволяет пользователю бухгалтерской (финансовой) отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать обоснованные решения, базирующиеся на этих выводах;

Аудиторская деятельность — предпринимательская деятельность по независимой проверке (аудиту) бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности и других документов организаций, их обособленных подразделений, хозяйственных групп, банковских групп, банковских холдингов, простых товариществ (участников договора о совместной деятельности), индивидуальных предпринимателей (далееаудируемые лица), а при необходимости и (или) по проверке их деятельности, которая должна отражаться в бухгалтерской (финансовой) отчетности, в целях выражения мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности и соответствии совершенных финансовых (хозяйственных) операций законодательству.

под пользователями бухгалтерской (финансовой) отчетности понимаются учредители (участники, собственники имущества) аудируемого лица, инвесторы, кредиторы, аудируемые лица, иные физические и юридические лица, а также государственные органы и иные субъекты права, заинтересованные в информации об аудируемом лице, в случаях, предусмотренных законодательством.

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

оценка качества работы аудитора, аудитора — индивидуального предпринимателя, аудиторской организации — система мер, методик и процедур по анализу соблюдения аудитором, аудитором — индивидуальным предпринимателем, аудиторской организацией правил аудиторской деятельности, международных стандартов аудиторской деятельности, принимаемых Международной федерацией бухгалтеров (далее — международные стандарты аудиторской деятельности), Кодекса этики профессиональных бухгалтеров, принимаемого Международной федерацией бухгалтеров (далее — Кодекс этики), основных принципов аудиторской деятельности, а также обоснованности сформированных ими выводов и выраженного в установленной форме аудиторского мнения;

достоверность бухгалтерской и (или) финансовой отчетности — степень точности данных бухгалтерской и (или) финансовой отчетности, которая позволяет пользователям на основании данных бухгалтерской и (или) финансовой отчетности делать достоверные выводы о финансовом положении, финансовых результатах деятельности, об изменении финансового положения, в том числе о движении денежных средств, аудируемых лиц и принимать обоснованные экономические решения, базирующиеся на этих выводах;

аудируемые лица — юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Республики Беларусь, их филиалы, представительства и иные обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, представительства иностранных и международных организаций, холдинги, простые товарищества (участники договора о совместной деятельности), индивидуальные предприниматели, иные лица, в отношении которых проводится аудит бухгалтерской и (или) финансовой отчетности и (или) оказываются иные аудиторские услуги (далее, если не установлено иное, — аудиторские услуги);

5. Принцип профессионального поведения заключается в соблюдении аудитором приоритета общественных интересов, общих норм морали, проявлении непредвзятости и беспристрастности при рассмотрении профессиональных вопросов, формировании выводов и мнений, а также в несовершении действий, дискредитирующих аудитора.

реестр аудиторов, аудиторов — индивидуальных предпринимателей, аудиторских организаций (далее — аудиторский реестр) — систематизированный перечень аудиторов, аудиторов — индивидуальных предпринимателей, аудиторских организаций и сведений о них, который ведется для учета на территории Республики Беларусь физических лиц, имеющих квалификационный аттестат аудитора, выданный Министерством финансов, а также индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, имеющих право на осуществление аудиторской деятельности, в целях обеспечения заинтересованных лиц определенной информацией об аудиторах, аудиторах — индивидуальных предпринимателях, аудиторских организациях.

1. При оказании аудиторских услуг (участии в оказании аудиторских услуг) аудиторская организация, аудитор должны быть независимы и соблюдать правила независимости аудиторов и аудиторских организаций. Для целей настоящего Федерального закона под независимостью аудиторской организации, аудитора понимается отсутствие отношений связанности (аффилированности), основанной на имущественной, родственной или иной зависимости аудиторской организации, аудитора от аудируемого лица, его учредителей (участников, акционеров), руководителей и иных должностных лиц, других лиц, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, правилами независимости аудиторов и аудиторских организаций. Аудит не может осуществляться:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 10 января 2022 года Федеральным законом от 30 декабря 2022 года N 498-ФЗ.

3. Предметом внешнего контроля качества работы является соблюдение аудиторской организацией, аудитором требований настоящего Федерального закона, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов.

3_1. Кодекс профессиональной этики аудиторов разрабатывается на основе кодекса этики профессиональных бухгалтеров, принимаемого Международной федерацией бухгалтеров.
(Часть дополнительно включена с 10 января 2022 года Федеральным законом от 30 декабря 2022 года N 498-ФЗ)

Аудиторская деятельность осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, которые регулируют отношения, возникающие при осуществлении аудиторской деятельности.
(Статья в редакции, введенной в действие со 2 декабря 2014 года Федеральным законом от 1 декабря 2014 года N 403-ФЗ.

3. Кодекс профессиональной этики аудиторов — свод правил поведения, содержащий принципы профессиональной этики, основные требования к обеспечению соблюдения таких принципов, меры по обеспечению соблюдения таких принципов аудиторскими организациями, аудиторами и обязательный для соблюдения аудиторскими организациями, аудиторами при оказании аудиторских услуг (участии в оказании аудиторских услуг) и прочих связанных с аудиторской деятельностью услуг (участии в оказании таких услуг).
(Часть в редакции, введенной в действие с 10 января 2022 года Федеральным законом от 30 декабря 2022 года N 498-ФЗ.)

Закон РБ «ОБ аудиторской деятельности», его характеристика

3 8 Подтверждение достоверности отчетности нала­гает на аудитора (аудиторскую организацию) определен­ные обязанности Подтверждая отчет^аудитор (аудитор­ская организация) несет ответственность за результаты своего заключения, установленную действующим законо­дательством Республики Беларусь и условиями договора,!

Лицензия на привлечение во вклады средств физических лиц выдаётся банку на осуществление операций в белорусских рублях и иностранной валюте не ран!®е двух лет с даты его государственной регистрации, при условии его устойчивого финансового положения, а также при наличии у банка собственных средств в размере, эквивалентном не менее 10 миллионам евро.

При установлению фактов осуществление банком операций, не предусмотренных лицензией Национального банка, Уставом банка или запрещённых законодательством, и неправомерного получения либо скрытия доходов сообщается в налоговую инспекцию и ставиться вопрос перед органами управления банка о замене руководства банка.

♦> Стабилизация денежного оборота, контроль за количеством ( суммой ) платёжных средств в стране ( соблюдение норматива обязательных резервов, размещённых в Национальном банке; регулирование кредитного и фондового рынка; порядок совершения эмиссионно — кассовых операций; установление курсов валют).

Это интересно:  Ветеран труда в санкт-петербурге по стажу в 2022 году

5.7. Аудитор (аудиторская организация) может не под-
твердить отчетность банка, если в ходе аудита установле-
ны серьезные нарушения, а также в случаях, когда не име-
ется возможности установить достоверность отчетности, о
чем должно быть указано в аудиторском заключении.

Закон РБ Об аудиторской деятельностиСтатья 12

получать от аудиторской организации, аудитора – индивидуального предпринимателя аудиторское заключение, информацию о требованиях законодательства Республики Беларусь или законодательства других государств, на которых основываются их замечания и выводы, о выявленных нарушениях, а также рекомендации по устранению таких нарушений;

сообщать о допущенных аудиторской организацией, аудитором – индивидуальным предпринимателем, аудитором нарушениях законодательства Республики Беларусь об аудиторской деятельности в Министерство финансов Республики Беларусь, Национальный банк Республики Беларусь и иные уполномоченные органы;

получать возмещение в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, за причиненные убытки в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения обязательств, предусмотренных договором оказания аудиторских услуг, в том числе в случае виновного неисполнения обязанности по качественному оказанию аудиторских услуг, включая случаи последующего выявления контролирующими (надзорными) органами нарушений финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица, не выявленных в ходе оказания аудиторских услуг;

Внимание!
Процедуру закупок услуг на проведение обязательного аудита за счет собственных средств в соответствии с порядком, установленным Совмином, должны проводить :
республиканские унитарные предприятия;
государственные органы;
государственные объединения;
иные юридические лица (за исключением банков), имущество которых находится в республиканской собственности;
хозяйственные общества, более 25% акций (долей в уставных фондах) которых принадлежит Республике Беларусь или организациям, имущество которых находится в республиканской собственности.

Аудит бухгалтерской и (или) финансовой отчетности – аудиторская услуга по независимой оценке бухгалтерской и (или) финансовой отчетности аудируемого лица, в том числе составленной в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности и их Разъяснениями (далее – МСФО) или законодательством других государств, в целях выражения аудиторского мнения о ее достоверности .

Справочно
Для определения необходимости проведения обязательного аудита бухгалтерской и (или) финансовой отчетности за 2022 г. используется критерий в 5 000 000 евро. Это означает, что выручка за 2022 г. пересчитывается по курсу евро, установленному Нацбанком на 31.12.2022, и сравнивается с 5 000 000 евро .

Обязательный аудит бухгалтерской и (или) финансовой отчетности (далее – обязательный аудит) – это аудит, обязательность проведения которого установлена Законом об аудиторской деятельности и другими законодательными актами Республики Беларусь . Например, необходимость проведения обязательного аудита резидентами Парка высоких технологий установлена Декретом № 12.

Важно!
Законодательством предусмотрены другие случаи проведения аудита. В частности, к ним относятся: подтверждение расходов в рамках международных проектов ; подтверждение значений финансовой устойчивости на предмет достоверности их расчета и сведений, на основании которых они рассчитаны .

2.2. Оценка знаний аудитора осуществляется на осно- ‘ вании результатов тестирования по вопросам учета и от­четности банков, надзора за их деятельностью, знания за­конодательства Республики Беларусь, нормативных актов и иных указаний Национального банка Республики Бела-русьЛ

Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом Республики Беларусь «О Национальном банке Ре­спублики Беларусь» (часть II ст.25), Законом Республики Беларусь «О банках и банковской деятельности в Респуб­лике Беларусь» (ст.21/2), Законом Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» и устанавливает следующий порядок аттестации и лицензирования аудиторов и ауди­торских организаций на право осуществления аудиторской деятельности в банковской системе Республики Беларусь.

Положение определяет порядок аттестации и вы­дачи аудиторам и аудиторским организациям, включенным в государственный реестр аудиторов и аудиторских орга­низаций, лицензий на осуществление аудиторской дея­тельности в банковской системе (далее — лицензий), про­ведения аудита, составления аудиторского заключения, продления или аннулирования выданных лицензий аудито­рам и аудиторским организациям, контроля за организаци­ей банковского аудита.

у ^2Л. К аттестации на право занятия аудиторской дея­тельностью в банковской системе допускаются аудиторы, имеющие лицензию Аудиторской палаты Республики Бе­ларусь, высшее экономическое или юридическое образо­вание и стаж работы в банковской системе не менее трех лет из последних пяти лет в качестве аудитора, специали­ста по банковскому делу или специалиста аудиторской ор­ганизации. Лица, имеющие судимость за корыстные и хо­зяйственные преступления, не имеют права заниматься аудиторской деятельностью.

^2.3. Аудиторы могут заниматься аудиторской деятель­ностью в качестве сотрудника аудиторской организации либо самостоятельно, зарегистрировавшись в качестве предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица, и включенные в госу­дарственный реестр аудиторов и аудиторских организаций.

В новой редакции перечня случаев проведения обязательного аудита отсутствует упоминание организаций, имеющих организационно-правовую форму акционерного общества. При этом необходимо учитывать, что обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности проводится в случаях, предусмотренных статьей 5 Закона об аудите, а также в случаях, установленных федеральными законами (пункт 1 статьи 5 Закона об аудите).

— определяет порядок представления аудиторского заключения и иных документов, составляемых по результатам аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, Нац банку РБ, банкам, в которых проводился аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности, головным организациям банковской группы, банковского холдинга, а также собственнику их имущества (учредителям, участникам) и совету директоров (наблюдательному совету);

— устанавливает квалификационные требования и требования к деловой репутации, предъявляемые к аудиторам, оказывающим аудиторские услуги в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях (далее – банки), банковских группах, банковских холдингах, а также порядок проведения оценки соответствия таким требованиям;

— разрабатывает и принимает национальные правила аудиторской деятельности, а также принимает др. нормативные правовые акты РБ и устанавливает формы документов в области аудиторской деятельности (за исключением аудиторской деятельности в банках, банковских группах, банковских холдингах);

— определяет объем сведений, включаемых в аудиторское заключение и иные документы, составляемые по результатам аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности банков и годовой консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности о деятельности банковской группы, банковского холдинга;

— контролирует соблюдение аудиторскими орг-ми, аудиторами – индивидуальными предпринимателями, аудиторами законодательства РБ об аудиторской деятельности (за исключением законодательства РБ об аудиторской деятельности в банках, банковских группах, банковских холдингах);

Обновленный кодекс профессиональной этики, требование о раскрытии информации в Интернете и другие изменения для аудиторов с 2022 года

Вышеуказанные требования не распространяются на информацию, от раскрытия которой аудиторская организация освобождена в соответствии с федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами. К таким данным, в частности, относится информация о лицах, входящих в состав органов управления в ряде случаев.

Кроме этого аудиторские организации на финансовом рынке обязаны раскрывать информацию, перечень которой устанавливает Банк России. Любая иная информация раскрывается по усмотрению самой аудиторской организации. Также самостоятельно определяется и форма раскрытия информации.

Поскольку приказ вступил в силу с 7 января 2022 года, то МСА 315 подлежит применению с этой даты в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2022 год и за иные отчетные периоды. МССУ 4400 (пересмотренный) подлежит применению с 7 января 2022 года в отношении заданий, условия которых согласованы (договор оказания услуг заключен) начиная с 1 января 2022 года.

Это интересно:  Авансовый отчет из собственных средств работника 2022

Другие изменения касаются порядка экспертизы применимости международных стандартов аудите (МСА) на территории России (приказ Минфина России от 27 сентября 2022 г. № 136н). Он вступил в силу с 1 января 2022 года. В настоящее время экспертным органом, который проводит экспертизу назначена саморегулируемая организация аудиторов (ранее – Совет по аудиторской деятельности, созданный при Минфине России).

Так, в частности, утвержден перечень информации о деятельности аудиторской организации, подлежащей раскрытию в Интернете, а также сроки ее публикации (приказ Минфина России от 30 ноября 2022 г. № 198н). Приказ вступает в силу с 1 сентября 2022 года. До этого времени, как указывает Минфин России, раскрытие информации целесообразно осуществлять по перечню и в сроки применительно к установленным этим документом.

Об аудиторской деятельности

Документ продается с актуализацией на дату продажи!
Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»
Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации.
Аудиторская деятельность (аудиторские услуги) — деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами. К аудиторской деятельности не относятся проверки, осуществляемые в соответствии с требованиями и в порядке, отличными от требований и порядка, установленных стандартами аудиторской деятельности.

Содержание
Статья 1. Аудиторская деятельность
Статья 2. Законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты, которые регулируют аудиторскую деятельность
Статья 3. Аудиторская организация
Статья 4. Аудитор
Статья 5. Обязательный аудит
Статья 6. Аудиторское заключение
Статья 7. Требования к аудиторским процедурам, устанавливаемые саморегулируемой организацией аудиторов»
Статья 8. Независимость аудиторских организаций, аудиторов
Статья 9. Аудиторская тайна
Статья 10. Контроль и надзор за деятельностью аудиторских организаций, аудиторов
Статья 10.1. Внешний контроль качества работы аудиторских организаций, осуществляемый уполномоченным федеральным органом по контролю и надзору
Статья 10.2. Внешний контроль деятельности аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, осуществляемый уполномоченным федеральным органом по контролю и надзору (федеральный государственный контроль (надзор)
Статья 10.3. Надзор за деятельностью аудиторских организаций на финансовом рынке, осуществляемый Банком России
Статья 11. Квалификационный аттестат аудитора
Статья 12. Основания и порядок аннулирования квалификационного аттестата аудитора
Статья 13. Права и обязанности аудиторской организации, индивидуального аудитора
Статья 14. Права и обязанности аудируемого лица, лица, заключившего договор оказания аудиторских услуг
Статья 14.1. Взаимодействие аудиторской организации на финансовом рынке и Банка России
Статья 15. Регулирование в сфере аудиторской деятельности
Статья 16. Утратила силу
Статья 17. Саморегулируемая организация аудиторов
Статья 17.1. Постоянно действующий коллегиальный орган управления саморегулируемой организации аудиторов
Статья 17.2. Единоличный исполнительный орган саморегулируемой организации аудиторов
Статья 17.3. Комитет аудиторских организаций на финансовом рынке
Статья 18. Требования к членству в саморегулируемой организации аудиторов
Статья 19. Ведение реестра аудиторов и аудиторских организаций
Статья 20. Меры дисциплинарного и иного воздействия в отношении аудиторских организаций, аудиторов
Статья 21. Ведение государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов
Статья 21.1. Присвоение статуса саморегулируемой организации аудиторов и прекращение такого статуса
Статья 22. Государственный контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов
Статья 23. Утратила силу
Статья 24. Утратила силу
Статья 25. О признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации
Статья 26. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Законодательные и организационные основы аудиторской деятельности в РБ

Аудит в любой стране — элемент ее финансово-экономической системы, что определяет его содержание и функции. Наличие различных трактовок аудита говорит о том, что процесс его становления еще не закончен. В то же время, если внимательно рассмотреть определения аудита, существующие в странах, где он имеет достаточно глубокие корня, можно прийти к выводу, что его суть сводится к предоставлению обществу информации о степени возможного доверия к той или иной деятельности хозяйствующих субъектов.

Ю.А. Данилевским сущность аудита валютных операций определяется как «независимая проверка годовой финансовой отчетности, составленной хозяйствующими субъектами в соответствии с законом о бухгалтерском учете, с целью установить достоверность, полноту, точность отражения данных по валютным операциям либо несоответствия ведения валютных операций действующему законодательству.

Валютные операции призваны способствовать движению ссудного капитала и обслуживанию мировой торговли. Если расчёты по сделке предусматривают передачу товаров, выполненных работ или оказанных услуг то под валютной операцией понимается получение и передача этих товаров, работ, услуг на территории Республики Беларусь независимо от места передачи наличных денежных средств, место перечисления и зачисления денежных средств по данным валютным операциям. Если расчёты по сделке не предусматривают передачу товаров выполнение работ и оказание услуг, то под валютной операцией понимается: передача наличных денежных средств на территории Беларусь; зачисление наличных денежных средств на счёта в банках и перечисление денежных средств со счёта на счёт в открытых банках.

Обобщая изложенные выше точки зрения авторов по определению понятия аудита валютных операций, можно сформулировать следующее определение. Под аудитом валютных операций следует понимать независимую проверку и выражение мнения аудитора о достоверности данных по валютным операциям в финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Целью данной работы является рассмотрение общих законодательных и организационных основ аудиторской деятельности в РБ, а также специфических черт аудита банка. Практическая часть работы посвящена разработке методики проведения аудиторской проверки валютно-обменных операций банка с белорусскими рублями и иностранной валютой.

Аудиторская деятельность в Республике Беларусь

В современных условиях действуют 30 международных стандартов аудита, которые используются аудиторами различных стран. Однако международные стандарты аудита не учитывают особенности национального законодательства отдельных стран, в том числе и Республики Беларусь. Поэтому в Республике Беларусь разрабатываются национальные стандарты аудита с учетом особенностей законодательства РБ на основе международных стандартов аудита. Разработкой правил аудиторской деятельности в РБ занимается Министерство финансов (непосредственно – специалисты Управления аудита). В статье 18 Закона «Об аудиторской деятельности» определено, что правила аудиторской деятельности – это единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, в том числе к планированию и документированию аудита, составлению рабочей документации аудитора, аудиторского заключения, а также к оценке качества проведения аудита и (или) оказания сопутствующих аудиту услуг и к профессиональной подготовке аудиторов и оценке их квалификации.

Содержание формулы раз показывает, что между компонентами аудиторского риска существует тесная взаимосвязь. Каждый из них в конечном итоге влияет непосредственно на общую величину риска. Если, например, аудитор полагает, что внутрихозяйственный риск составляет 90 %, риск контроля — 70, риск необнаружения — 10 %, то несложно рассчитать, что аудиторский риск будет равен 6,3 % (0,9 Х 0,7 Х 0,1).

Это интересно:  Кэк для подоходного налога в 2022 году для бюджетных учреждений

2. Подготовка к проведению аудита включает в себя определение объема аудиторской проверки, стоимости ее проведения, заключение договора на оказание аудиторских услуг. Договору может предшествовать письмо-обязательство аудитора индивидуального предпринимателя или аудиторской организации о согласии на проведение аудита.

1. Аудиторская деятельность в Республике Беларусь в современных условиях осуществляется на основании Закона Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности», принятого Верховным Советом Республике Беларусь 8 ноября 1994 г. (с учетом изменений и дополнений, внесенных Законом Республике Беларусь от 25 июня 2007 г.), а также в соответствии с национальными стандартами аудита, разрабатываемыми Министерством финансов Республики Беларусь в форме правил аудиторской деятельности.

Как правило, письмо-обязательство о согласии на проведение аудита направляют заказчику аудиторских услуг при первоначальном аудите. В случае повторного аудита такое письмо направляется заказчику лишь при изменении состава должностных лиц проверяемого предприятия, специалистов, несущих ответственность за организацию и состояние бухгалтерского учета и составление отчетности; изменении или пересмотре сроков, размеров гонорара за оказываемые услуги и других значимых условий аудиторской проверки; изменении законодательства; наличии разногласий.

Кому нужен обязательный аудит в; 2022; году: изменение критериев аудита и; не; только

Обязательный аудит — это независимая проверка финансово-хозяйственной деятельности фирмы, которую нельзя избегать. Т.е. в нормативных правовых актах есть правило проводить аудиторский контроль в обязательном порядке. Но распространяется оно не на все организации, а только на те, которые соответствуют заданным критериям. Цель такого аудита — подтвердить корректность учета и достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности.

­Без аудита невозможно быть уверенным в корректности отчетности и оптимальном налогообложении. Потому что даже супер опытные и добросовестные бухгалтеры могут упустить какой-то момент, который будет иметь значение для важных финансовых показателей фирмы. В процессе аудита можно выявить не только опасности, но и резервы проверяемого субъекта.

­Пример 1. Учредитель кондитерской компании выбрал обязательный аудит с дополнительной задачей — выявить основание нехватки денежных средств в фирме при наличии прибыли. В результате компании удалось получить свободную денежную массу в размере не менее 100 млн руб. и предупредить бессмысленное утекание денег в будущем, оптимизировав бизнес-процессы.

  • организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, а также эмитентов эмиссионных ценных бумаг, обязанных раскрывать информацию в соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (с отчетности за 2022 год)
  • организации, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг; бюро кредитных историй;
  • фонды (за исключением государственного внебюджетного фонда, специализированной организации управления целевым капиталом и фонда, имеющего статус международного фонда), если к ним за предшествующий отчетному период, пришло имущества больше, чем на 3 млн руб.
  • юридические лица с доходом более 800 млн руб. за год, который был перед отчетным, или если в указанном году балансовые активы на 31 декабря составляли более 400 млн руб. (кроме органов власти, местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, ГУПов и МУПов, с/х кооперативов, организаций потребкооперации).

­Однако Закон № 307-ФЗ не дает закрытого списка компаний, которые обязаны проводить аудит. Ситуации, когда аудит является обязательным, также предусматриваются и в других законах федерального уровня. На это прямо указано в ст. 5 Закона № 307-ФЗ. Подробнее поясним указанное нововведение ниже.

Закон Республики Беларусь Об аудиторской деятельности

Статья 3. Основные принципы аудиторской деятельности
Основными принципами аудиторской деятельности являются независимость, конфиденциальность, профессиональная компетентность, профессиональное поведение.
Принцип независимости заключается в обязательности отсутствия у аудиторской организации, аудитора — индивидуального предпринимателя, аудитора финансовой, имущественной или иной заинтересованности в деятельности аудируемого лица, а также какой-либо зависимости от третьих лиц, которая может повлиять на объективность аудиторского мнения.
Принцип конфиденциальности заключается в нераспространении аудиторской организацией, аудитором — индивидуальным предпринимателем, аудитором информации о деятельности аудируемого лица, заказчика аудиторских услуг, непредоставлении третьим лицам такой информации и получаемых или составляемых в ходе оказания аудиторских услуг документов, а также в неразглашении содержащихся в этих документах сведений без согласия аудируемого лица, заказчика аудиторских услуг, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом, иными законодательными актами Республики Беларусь или договором оказания аудиторских услуг.
Принцип профессиональной компетентности заключается в том, что аудитор обязан обладать необходимой профессиональной квалификацией, позволяющей ему обеспечивать качественное оказание аудиторских услуг.
Принцип профессионального поведения заключается в соблюдении аудитором приоритета общественных интересов, общих норм морали, проявлении непредвзятости и беспристрастности при рассмотрении профессиональных вопросов, формировании выводов и мнений, а также в несовершении действий, дискредитирующих аудитора.

Статья 14. Ответственность аудируемых лиц
Аудируемые лица несут ответственность за полноту и достоверность документов, предоставленных, в том числе в электронном виде, аудиторской организации, аудитору — индивидуальному предпринимателю для оказания аудиторских услуг.
Проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности не освобождает аудируемое лицо от ответственности за допущенные нарушения законодательства Республики Беларусь.
Уклонение руководителя юридического лица от проведения обязательного аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности влечет ответственность в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

ГЛАВА 2
АУДИТОР, АУДИТОРСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ, АУДИТОРСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ
Статья 6. Аудитор
Аудитор оказывает аудиторские услуги в качестве работника аудиторской организации (работника аудитора — индивидуального предпринимателя) или в качестве аудитора — индивидуального предпринимателя.
Аудитор, поставленный на учет в организациях здравоохранения в связи с психическим расстройством (заболеванием), синдромом зависимости от алкоголя (алкоголизмом), наркотических средств или психотропных веществ (наркоманией), токсикоманических средств (токсикоманией) либо имеющий непогашенную или неснятую судимость за совершение преступлений против интересов службы, собственности и порядка осуществления экономической деятельности, а также за совершение иных преступлений, связанных с использованием служебных полномочий, не имеет права оказывать аудиторские услуги.
Аудитор имеет право осуществлять аудиторскую деятельность в качестве аудитора — индивидуального предпринимателя, если он не менее двух лет оказывал аудиторские услуги в качестве работника аудиторской организации (работника аудитора — индивидуального предпринимателя).

Статья 15. Разрешение споров
Споры, возникающие между аудиторскими организациями, аудиторами — индивидуальными предпринимателями, аудиторами, а также между ними и аудируемыми лицами, заказчиками аудиторских услуг, разрешаются в судебном порядке и иными способами, предусмотренными законодательством Республики Беларусь и договором оказания аудиторских услуг.

Статья 11. Ответственность аудиторских организаций, аудиторов — индивидуальных предпринимателей
Аудиторские организации, аудиторы — индивидуальные предприниматели несут ответственность в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь за:
нарушение законодательства Республики Беларусь об аудиторской деятельности;
нарушение условий договора оказания аудиторских услуг;
достоверность аудиторского мнения, выраженного в аудиторском заключении;
выдачу (подписание) заведомо ложного аудиторского заключения.

Оцените статью
Доступное Правовое обеспечение