Система государственных гарантий оплаты труда

Система основных государственных гарантий по оплате труда

Для работников внебюджетных организаций заработная плата устанавливается на основе коллективного договора, локальных нормативных актов и трудового договора. Работники в организациях со смешанных финансированием, заработная плата устанавливается как с помощью законов и подзаконных актов, так и с помощью ЛНА и коллективного договора, в части доходов от предпринимательской деятельности. Также законодатель устанавливает, что условия работы труда определенные ЛНА и в коллективном договоре не должны ухудшать положение работника по сравнению с действующим законодательством.

— при увольнении работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск, за неотработанные дни отпуска. Удержания за эти дни не производятся, если работник увольняется по п. 8 ч. 1 ст. 77 или п. п. 1, 2 или 4 ч. 1 ст. 81, п. п. 1, 2, 5, 6 и 7 ч. 1 ст. 83 ТК РФ.

В ТП РФ сложилось, что премиальные выплаты бывают 2-х видов: 1. выплачиваемое работодателем в одностороннем порядке; 2. выплачиваемое работодателем на основании локального нормативного акта, например положение о премировании или положение о «13 зарплате», которую работник в праве потребовать при выполнении показателей премирования и соблюдения условий премирования.

Установление заработной платы зависит от вида организации, для бюджетных организаций заработная плата формируется с помощью законов и подзаконных актов, до последнего времени основной системой считалось тарифная система оплаты труда, это совокупность нормативов для общегосударственного регулирования заработной платы. Тарифная система включает 3 главных элемента: тарифные ставки, должностные оклады, соответствующие этим тарифным ставкам и тарифные кофициенты.

По общему правилу размер всех удержаний при каждой выплате заработной платы не может превышать 20 процентов суммы. В случаях, предусмотренных федеральными законами, предельный размер может составлять до 50 процентов выплаты (например, при удержании по нескольким исполнительным документам). Однако за работником должно быть сохранено 50 процентов причитающейся ему суммы после вычета НДФЛ (п. 4 ст. 226 НК РФ).

  • существование минимального размера оплаты труда — МРОТ, который исчисляется государственными органами, и согласно статье 133 ТК России эта величина является минимальной, то есть любой работник не может получать заработную плату по величине меньше этой суммы;
  • перечень мер, которые могут быть использованы для увеличения получаемой заработной платы — этот перечень оговаривается статьей 134 Трудового кодекса РФ;
  • введение ограничения на выплату зарплаты в натуральном виде — статья 131 ТК РФ;
  • возможность и необходимость получения работниками средней заработной платы при неплатежеспособности работодателя либо при его банкротстве, при остановке функционирования предприятия;
  • очередность и сроки выплаты отработанной заработной платы — статья 146 ТК;
  • перечень ограничений отчислений с заработной платы работников, а также налогообложения и случаев, в которых налоги могут быть снижены (используется понижающий коэффициент). Об этом говорят статьи 136-138 ТЕ России;
  • государственный надзор над выплатами заработной платы, который осуществляется федеральными органами — раздел 13, главы 56-57 ТК России);
  • статьей 142 предусматривается ответственность работодателей за нарушения действующего законодательства при начислении и выплате работникам заработной платы, проведении отчислений и обложения налогами.

Процесс регулирования трудовых отношений в компаниях любой формы собственности осуществляется с помощью действующего трудового законодательства, и соблюдение всех его норм позволяет обеспечивать гарантии и работникам, и работодателю. Именно с помощью закона производится контроль выплачиваемой заработной платы, всех отчислений с нее, отсутствие незаконных и неправильно вычисленных выплат с нее.

Однако помимо этого существует ряд государственных гарантий, которые позволяют работникам быть уверенными в регулярном получении оговоренной суммы денежных выплат при условии выполнения своих должностных обязанностей и отработке необходимого количества часов.

Благодаря такому понятию, как МРОТ (минимальный размер оплаты труда), работники страхуются от незаконно низкой заработной платы, производится контроль добросовестности работодателей. Процесс установления минимального размера оплаты труда проводится компетентными органами, устанавливается на всей территории России и не может быть ниже прожиточного минимума для жителей страны. Благодаря законом установленной возможности повышения заработной платы, работодатель индексирует данный показатель, что позволяет максимально снизить негативные последствия инфляции и роста цен на продукты и товары первой необходимости.

Благодаря законодательству работник может контролировать свои денежные поступления за отработанное время и выполнение должностных обязанностей, получать своевременную информацию по методике и способам начисления заработной платы. Для этого применяется статья 130 Трудового кодекса России, в которой приводится целая система контроля и социальных гарантий.

7. Применительно к оплате труда основным нарушением работодателей является задержка выплаты заработной платы. Это нарушение влечет неблагоприятные последствия как для работодателя, так и для его должностных лиц. Во-первых, работодатель за каждый день задержки выплаты заработной платы выплачивает компенсацию (см. коммент. к ст. 236). Во-вторых, руководители и иные должностные лица организаций, виновные в задержке выплаты заработной платы, могут быть привлечены к дисциплинарной (ст. ст. 195, 362, 419 ТК), административной (ст. 5.27 КоАП РФ) и уголовной (ст. 145.1 УК РФ) ответственности. В-третьих, работник может прибегнуть к самозащите своего права на получение заработной платы своевременно и в полном объеме (см. коммент. к ст. 142 ТК), т.е. приостановить выполнение трудовых обязанностей до выполнения работодателем своих обязательств.

Иные нарушения законодательства об оплате труда, например невыплата премии, установленной системой оплаты труда, оплата сверхурочных работ в одинарном размере, выплата заработной платы полностью в натуральной форме и т.п., могут повлечь административную ответственность работодателя и (или) его должностных лиц (ст. 5.27 КоАП РФ). Если нарушаются требования коллективного договора или соглашения, например, об установлении доплаты определенного размера за работу в ночное время, работодатель либо лицо, его представляющее, могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 5.31 КоАП РФ.

В случае недостаточности денежных средств на счете работодателя для удовлетворения предъявленных к нему требований в первую очередь осуществляется списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов; во вторую очередь удовлетворяются требования по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, если эти требования подтверждены исполнительными документами (удостоверение КТС, исполнительный лист); в третью очередь производится списание по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (п. 2 ст. 855 ГК РФ). Указанная норма применяется с учетом положений ст. 5 Федерального закона от 03.12.2012 N 216-ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов», т.е. списание средств по расчетным документам, предусматривающим платежи в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, а также перечисление или выдача денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, производятся в порядке календарной очередности поступления указанных документов после перечисления платежей, осуществляемых в соответствии со ст. 855 ГК РФ в первую и во вторую очереди.

Признание работодателя банкротом рассматривается законодателем как основание для предоставления работникам специальных гарантий, обеспечивающих реализацию их трудовых прав, в т.ч. права на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы. Статья 2 Закона о банкротстве признает работников организации кредиторами в части требования выплаты выходного пособия и оплаты труда. Правовое положение работников в случае признания работодателя банкротом характеризуется наличием у них некоторых преимуществ по сравнению с другими кредиторами. В частности, на удовлетворение требований о взыскании задолженности по заработной плате не распространяется мораторий (ст. 95 Закона о банкротстве).

Это интересно:  Код окоф 2022 электрощит

В соответствии с п. 1 ст. 64 ГК РФ при ликвидации юридического лица расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда производятся во вторую очередь после требований по выплатам за причинение вреда жизни и здоровью. Аналогичное правило действует в отношении индивидуального предпринимателя (ст. 134 Закона о банкротстве).

Система государственных гарантий создает для всех работ­ников и работодателей общие правила, обеспечивающие единые стандарты по формам, срокам, минимальному размеру оплаты, а также основаниям и размерам удержания. Кроме того, законом предусмотрена необходимость индексации заработной платы ис­ходя из увеличения уровня потребительских цен, что соответству­ет принципу справедливой оплаты. В условиях рынка обеспечение законности в отношениях по оплате труда происходит посредством государственного надзора и контроля за полной и своевременной выплатой заработной платы, который осуществляют органы про­куратуры, федеральной инспекции труда, федеральные органы ис­полнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления (ст. 335 ТК).

Государственные гарантии по оплате труда

Указанные деяния, если они повлекли тяжкие последствия, – наказываются штрафом в размере от 200 до 500 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

  • – имелось добровольное волеизъявление работника, подтвержденное его письменным заявлением, на выплату заработной платы в неденежной форме;
  • – заработная плата в неденежной форме выплачена в размере, не превышающем 20% от начисленной месячной заработной платы;
  • – выплата заработной платы в натуральной форме является обычной или желательной в данных отраслях промышленности, видах экономической деятельности или профессиях (например, такие выплаты стали обычными в сельскохозяйственном секторе экономики);
  • – подобного рода выплаты являются подходящими для личного потребления работника и его семьи или приносят ему известного рода пользу, имея при этом в виду, что не допускается выплата заработной платы в бонах, купонах, в форме долговых обязательств, расписок, а также в виде спиртных напитков, наркотических, токсических, ядовитых и вредных веществ, оружия, боеприпасов и других предметов, в отношении которых установлены запреты или ограничения на их свободный оборот;
  • – при выплате работнику заработной платы в натуральной форме соблюдены требования разумности и справедливости в отношении стоимости товаров, передаваемых ему в качестве оплаты труда, т.е. их стоимость не должна превышать уровень рыночных цен, сложившихся для этих товаров в данной местности в период начисления выплат.

В долгосрочной перспективе, до 2022 г., по инновационному сценарию будет обеспечено постепенное сближение среднего размера оплаты труда бюджетников с размерами заработной платы, сложившимися во внебюджетном секторе экономики. Если в 2006 г. средняя заработная плата в образовании и здравоохранении составляла соответственно 66 и 76% от среднероссийской, то к 2022 г. это соотношение увеличится как минимум до 90%.

Итак, МРОТ, размер которого превышает «федеральный» уровень, является обязательным для всех работодателей региона лишь в том случае, если он установлен законом субъекта Российской Федерации с учетом мнения трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего уровня, а не соглашением.

Согласно статье 421 ТК РФ порядок и сроки поэтапного повышения размера минимальной заработной платы до размера, предусмотренного частью первой статьи 133 ТК РФ (до размера прожиточного минимума трудоспособного населения), а также механизм, гарантирующий выплату минимальной заработной платы в указанном размере, устанавливаются федеральным законом.

Основные государственные гарантии по оплате труда работников

Прав регулирование на современном этапе осущ-ся по средствам принятия ФЗ, устан. Миним гарантии. Общеобяз для всех р/д, а также подзаконных актов РФ, регдаментирующих оплату труда работников в соотв отрасли экономики, гос служащих, а также посредсвом принятия региональных законов и подзаконных актов субъектов РФ, отражающих специфику регулирования оплаты труда работников, финансируемых из бюджетов этих субъектов, а также бюджетов мун образований.

Заработная плата (оплата труда работника) — вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера – за знание языка, за выслугу лет; премии и иные поощрительные выплаты).

2. меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы. Ст. 130 данная мера предусматривает индексацию зарплаты в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Порядок индексации действ з/вом не устан. Согласно письма Рос труда от 19.04.2010 года каждый р/ль обзан производить индексацию и прописывать процедуру и порядок в коллективном договоре, в соглашениях или в лна.

Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы — минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

4. ограничение оплаты труда в натуральной форме. Механизм реализации ст. 131 – выплаты зарплаты должна поизводиться в денежной форме в валюте РФ, в соотв с кол дог или ТД по письменному заявлению работника оплаты может производиться и в иных формах, не противореч з/ву РФ и м/н д – Конвенцией МОТ №95 1949 года, №173 1992, ст.64, 865 ГК. Доля зарплаты не может превышать 20% от начисленной месячной зарплаты. Выплаты в купонах в форме спирных напитков, оюязательств, оружии НЕ допускается ст.131 ТК ч.2.

Администрация ППТС «Якутскгортеплосеть» обратилась в суд с заявлением о признании этой забастовки незаконной, ссылаясь на нарушение работниками предприятия процедуры разрешения коллективного трудового спора, предусмотренной Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. N 175-ФЗ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» (на тот момент данный Федеральный закон действовал).

При прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.

Выход из этой кризисной ситуации мог быть найден только путем элиминации расчетной функции минимального размера оплаты труда, что и было предпринято в 2000 г. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» с 1 июля 2000 г. МРОТ применяется только в следующих случаях:

3. Лучше всего отписываться общими вежливыми фразами, которые позволят понять, что работник не был принят, но отнюдь не по половым, возрастным или национальным признакам. В письменных отказах также можно благодарить соискателя за то, что он обратился именно к вам, чтобы создать позитивное отношение к вашей компании в будущем.

Причины, впрочем, как и следствие, всевозможных дискриминационных ограничений при приеме на работу возникают, потому что существуют и непорядочные работодатели, и непорядочные работники. У каждой медали есть две стороны. Взять, к примеру, вопрос о трудоустройстве беременной женщины.

Статья 211. Государственные нормативные требования охраны труда Государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов

Это интересно:  Как встать в очередь на квартиру в москве

4 Гарантии по оплате труда Прежде всего, приведем определение категории «Заработная плата».Заработная плата – это вознаграждение за труд и компенсационные выплаты, которые платит работодатель. В соответствии со ст. 129 ТК РФ размер заработной платы зависит от

Статья 115. Государственные и муниципальные гарантии 1. Государственная или муниципальная гарантия может обеспечивать:надлежащее исполнение принципалом его обязательства перед бенефициаром (основного обязательства);возмещение ущерба, образовавшегося при наступлении

Статья 23. 12. Федеральная инспекция труда и подведомственные ей государственные инспекции труда 1. Федеральная инспекция труда и подведомственные ей государственные инспекции труда рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи

Статья 53. Дополнительные государственные гарантии гражданских служащих Гражданским служащим при определенных условиях, предусмотренных настоящим Федеральным законом или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами или иными нормативными

Основные государственные гарантии по оплате труда

4) труд оплачивается дифференцированно в зависимости от его сложности (квалификации), тяжести, вредности условий труда, значения в народном хозяйстве и на данном производстве, а также с учетом района. Такой дифференцированной оплате способствует тарифная система, проводящая эту дифференциацию как в централизованном, так и в локальном порядке;

1. В ст. 37 Конституции РФ закреплено, что каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. В числе основных принципов трудового права Трудовой кодекс предусматривает обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

В связи с задержкой выплаты заработной платы на 20 дней программист Смирнов, предупредив письменно заведующего отделом, приостановил работу и не приходил на работу в течение недели. В это время он обратился в суд с иском о взыскании заработной платы, ее индексации с учетом инфляции, взыскании морального вреда и оплаты времени приостановки работы.

3. «Каждый гражданин, работающий по трудовому договору, имеет право на труд с оплатой без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Государство не допускает даже по обоюдному соглашению сторон трудового договора устанавливать оплату труда ниже минимального ее размера, предусмотренного законом» Конвенция МОТ № 26 «О создании процедуры установления минимальной заработной платы» 1928 г. Положения этой Конвенции нашли отражение и нашем национальном трудовом законодательстве.

В условиях рыночных отношений централизованный метод правовой организации труда уступает место договорному методу установления размеров оплаты труда. Государство устанавливает в централизованном порядке минимальный месячный размер оплаты труда, минимальные размеры оплаты труда при отклонении от нормальных условий, производит районное регулирование заработной платы путем установления размеров районных коэффициентов для отдельных районов страны, и северных надбавок.

Статья 130

§ 4. Ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя, а также размеров налогообложения доходов от заработной платы — государственная гарантия, суть которой заключается в том, что государство охраняет заработную плату работника от необоснованных удержаний. Кодекс закрепляет перечень случаев, при наступлении которых могут быть произведены удержания из заработной платы. Перечень этот исчерпывающий и расширительному толкованию не подлежит (ст. 137 ТК). Кроме того, работнику гарантируется, что при каждой выплате заработной платы общий размер всех удержаний не может превышать определенного предела, указанного в законе (ст. 138 ТК).

§ 6. Получение работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности Кодекс относит к числу государственных гарантий, однако обеспечивается данное право федеральными законами, а не нормами Трудового кодекса. Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. (СЗ РФ. 2002. N 43. Ст. 4190) предусмотрено, что в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью; во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (ст. 135, 136 ТК).
Конвенция МОТ N 95 устанавливает, что в случае банкротства предприятия или ликвидации его в судебном порядке трудящиеся, занятые на этом предприятии, пользуются положением привилегированных кредиторов. Заработная плата, составляющая этот привилегированный кредит, подлежит выплате полностью до того, как обычные кредиторы смогут потребовать свою долю. Очередность погашения привилегированного кредита, составляющего заработную плату, по отношению к другим видам привилегированного кредита определяется национальным законодательством.

§ 3. К числу государственных гарантий отнесены также меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы. Эти меры включают индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Однако их реализация без законодательного закрепления соответствующего правового механизма весьма проблематична. Государственный характер данной гарантии обусловливает необходимость введения единого механизма индексации заработной платы как в организациях, финансируемых за счет бюджетных средств, так и в других. В связи с этим установление порядка индексации заработной платы для бюджетных организаций законами и иными нормативными правовыми актами, а для других организаций — коллективным договором, соглашением или локальным нормативным актом (ст. 134 ТК) — это, по существу, игнорирование государственного характера данной гарантии, поскольку Кодекс не обязывает работодателей индексировать заработную плату даже в связи с повышением на федеральном уровне минимальной заработной платы.

§ 1. Конституция РФ провозглашает, что Россия — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В РФ охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (ст. 7). Другими словами, государство придает минимальному размеру оплаты труда значение социального стандарта, функция которого состоит в том, чтобы обеспечить в соответствии с обязательствами, взятыми на себя по Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах, каждому работнику право на достаточный жизненный уровень. В связи с этим весьма актуальными являются условия о разработке системы минимальных государственных стандартов по основным показателям уровня и качества жизни населения и уточнении методики определения структуры и стоимостной величины потребительских расходов в пределах прожиточного минимума для основных социально-демографических групп населения.

§ 5. К числу государственных гарантий по оплате труда Кодекс относит и ограничение оплаты труда в натуральной форме. Введение наряду с денежной и неденежной формы заработной платы расценивается в обществе неоднозначно, очевидно, только жизнь покажет, насколько данное решение законодателя отвечает потребностям практики и интересам работников. Однако во всех случаях размер неденежной формы заработной платы не может быть выше 20% от начисленной месячной заработной платы (ст. 131 ТК).

Трудовое право

При этом субъектам Российской Федерации, не получающим дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ, предоставлено право с учетом мнения трехсторонней комиссии по регулированию трудовых отношений соответствующего субъекта РФ устанавливать более высокий размер минимальной оплаты труда.

В ст. 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах каждому работающему в качестве минимума гарантируется справедливое вознаграждение, обеспечивающее удовлетворительное существование для него самого и членов его семьи. Из данной нормы также вытекает обязанность государства установить минимальную заработную плату обеспечивающую удовлетворительное существование всех работников и членов их семей, то есть не ниже прожиточного минимума на каждого работающего и нетрудоспособных членов его семьи.

В связи с чем правоприменители обязаны руководствоваться ст. 7 Конституции РФ, ст. 23 Всеобщей декларации прав человека, ст. 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах и исключить применение противоречащей названным нормам, имеющим высшую юридическую силу, ст. 421 ТК РФ.

Это интересно:  Районный коэффициент в иркутской области 2022 киренск

Следовательно, из данной конституционной нормы можно выделить одно юридически значимое обстоятельство, непосредственно касающееся минимального размера оплаты труда, а именно установление минимальной оплаты труда, обеспечивающей достойную жизнь человека, то есть не ниже прожиточного минимума.

В соответствии со ст. 7 Конституции РФ Россия является социальным государством, которое обеспечивает достойную жизнь человека, в том числе и при установлении минимального размера оплаты труда. Достойная жизнь не может быть обеспечена при заработной плате ниже прожиточного минимума.

Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором.

С письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату (статья 151 настоящего Кодекса).

3.При повременной оплате труда заработная плата работника определяется в соответствии с его квалификацией и количеством отработанного времени. Такая оплата применяется тогда, когда труд работника невозможно нормировать или выполняемые работы не поддаются учёту.

В соответствии с коллективным договором или трудовым договором по письменному заявлению работника оплата труда может производиться и в иных формах, не противоречащих законодательству Российской Федерации и международным договорам Российской Федерации. Доля заработной платы, выплачиваемой в неденежной форме, не может превышать 20 процентов от начисленной месячной заработной платы.

1.Тарифная система — совокупность нормативов, с помощью которых осуществляется дифференциация заработной платы работников различных категорий в зависимости от: сложности выполняемой работы, условий труда, природно-климатических условий, интенсивности труда, характера труда.

д) составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя. В соответствии со ст. 137 ТК РФ удержания из заработной платы работников могут производиться только в случаях, непосредственно предусмотренных ТК РФ или иными федеральными законами.

г) требовать образцы (пробы) продукции для проведения их исследований (испытаний), экспертизы без оформления акта об отборе образцов (проб) продукции в установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные государственными стандартами или иными нормативными документами;

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» выплата заработной платы в неденежной форме может быть признана обоснованной при доказанности следующих юридически значимых обстоятельств:

В исключительных случаях, связанных с необходимостью специальных исследований (испытаний), экспертиз со значительным объемом мероприятий по контролю, на основании мотивированного предложения должностного лица, осуществляющего мероприятие по контролю, руководителем органа государственного контроля (надзора) или его заместителем срок проведения мероприятия по контролю может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Единственный вопрос, который традиционно решается именно в локальном нормативном акте, — это нормирование труда, хотя ст. 159 ТК предусматривает возможность установления системы нормирования труда коллективным договором. Это обусловлено тем, что нормы труда не являются нормами права, они представляют собой экономические или технические нормативы125 , поэтому их включение в коллективный договор не всегда выглядит уместным. Кроме того, в связи с изменениями технологии или организации труда может возникнуть необходимость оперативно изменить (пересмотреть) нормы труда. Внесение изменений в коллективный договор — довольно сложная процедура, связанная с проведением коллективных переговоров или согласованием позиций работодателя и представителя работников (ст. 44 ТК), а изменить локальный нормативный акт можно с учетом мнения представительного органа работников.

· федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, включающий в себя проведение проверок полноты и своевременности выплаты заработной платы и реализации государственных гарантий по оплате труда;

3. Локальное регулирование оплаты труда, как было отмечено, либо дополняет коллективно-договорное регулирование, либо замещает его. При этом важно помнить, что локальный нормативный акт не может ухудшать положение работников по сравнению с коллективным договором (ст. 8 ТК).

Коллективно-договорные акты (коллективные договоры и соглашения) определяют систему оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования. Если попытаться обобщить положения трудового законодательства, касающиеся распределения полномочий по регулированию оплаты труда, можно определить круг вопросов, которые могут решаться в коллективном договоре или соглашении. К ним относятся:

4. Индивидуально-договорное регулирование заработной платы, т.е. определение условий оплаты труда в трудовом договоре, для большинства работников носит вспомогательный характер, поскольку система и размеры оплаты труда устанавливаются в коллективном договоре или локальном нормативном акте. В трудовом договоре можно установить размер должностного оклада в пределах «вилки», предусмотреть выплату персональной надбавки к заработной плате за высокую квалификацию работника, выдающиеся достижения в труде и т.п. Однако в некоторых случаях трудовой договор становится основным регулятором условий оплаты труда. Это происходит, когда:

Заработная плата выплачивается работнику за выполнение нормы труда (ст. 159-162 ТК РФ). Норма труда определяет количество труда, которое работник должен предоставить работодателю. Количество труда работника измеряется либо временем, либо количественными характеристиками, например – дневная выработка. Исходя из этого, в ТП РФ выделяют 2-ве основные системы оплаты труда: 1. повременная и 2. сдельная.

· своеобразной мерой защиты заработной платы является установление повышенной оплаты труда за работу в условиях отклоняющихся от нормальных, например, в ст. 147 ТК РФ для работников занятых на тяжелых работах устанавливается повышенный уровень оплаты труда, не менее 10%.

Установление заработной платы зависит от вида организации, для бюджетных организаций заработная плата формируется с помощью законов и подзаконных актов, до последнего времени основной системой считалось тарифная система оплаты труда, это совокупность нормативов для общегосударственного регулирования заработной платы. Тарифная система включает 3 главных элемента: тарифные ставки, должностные оклады, соответствующие этим тарифным ставкам и тарифные кофициенты. 5 августа 2008 года, постановлением правительства было принято положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных, бюджетных учреждений, в соответствии с которым законодатель закрепил тарифный порядок оплаты труда бюджетников приведя их в соответствие со ст. 129 ТК РФ, т.е. установил 3 элемента заработной платы.

Для работников внебюджетных организаций заработная плата устанавливается на основе коллективного договора, локальных нормативных актов и трудового договора. При этом гарантии защиты прав работников являются: во-первых, ч. 4 ст. 135 ТК РФ, где закрепляется правило о том, что все ЛНА об оплате труда должны приниматься с учетом мнения представительного органа работника, во-вторых, в ч. 1 ст. 135 устанавливается взаимосвязь между локальным и индивидуально-договорным уровнем регулирования при установлении заработной платы.

· по ст. 138 ТК РФ предусматривается максимальный размер удержаний из заработной платы работника, по общему правилу размер всех удержаний не может превышать 20 %, из этого правила есть 2 исключения. Во всяком случае за работником должно быть сохранено не менее 30 % заработной платы. К удержанием не относится НДФЛ;

Оцените статью
Доступное Правовое обеспечение