Международные стандарты аудита 2022 кратко

Международные стандарты аудита 2022 кратко

Методология. В процессе исследования были применены методы: сравнительный анализ, систематизация, индукция, дедукция. Результаты. На основе проведенного анализа сделан вывод о важности профессиональной подготовки аудиторов на основе международных стандартов аудита и корректировки профессионального стандарта «Аудитор». Область применения результатов.

Изучение роли Международной федерации бухгалтеров в регулировании аудиторской деятельности. Анализ создания, разработки и применения международных стандартов аудита на международном и национальном уровне. Обзор проблем и тенденций внедрения МСА в России.

Новая форма аудиторского заключения по МСА будет содержать не только оценку финансовой отчетности компании, но и обращать внимание на наиболее важные моменты в деятельности аудируемого лица, в том числе к тому, что привлекло наибольшее внимание аудитора, тому, в чем аудитор видит наиболее существенные риски для бизнеса и т.п.

Оба стандарта требуют от аудитора пересмотреть его отношение к порогу существенности в случае обнаружения информации, которая, будь она известна на этапе планирования, поменяла бы порог существенности.
Член Палаты налоговых консультантов, DipIFR Russian, руководитель отдела консалтинга, к. э. н.

Поправки, очевидно, уменьшат финансовую нагрузку на компании с небольшой выручкой. Но есть и подводные камни. Отмена обязательных проверок в организациях с небольшой выручкой ставит под удар главбухов. Положительное заключение аудиторов – не что иное, как подтверждение правомерности действий специалиста по ведению бухучета.

Международные стандарты аудита: краткое разъяснение

Как и любая другая деятельность, касающаяся столь важной сферы жизни любого предприятия, как его финансовое состояние, аудит обязательно подлежит жесткому регламентированию для того, чтобы исключить возможность некачественного проведения аудита. Также важно, чтобы сегодня, в век стремительной глобализации и интернационализации хозяйственной жизни всего мира, во всех странах аудиторские проверки проводились по одинаковой схеме. Это особенно важно для транснациональных корпораций, которые состоят из многих филиалов, разбросанных по всему миру. Именно для того, чтобы унифицировать процесс проведения аудиторской проверки, и были приняты международные стандарты аудита

Что же они собой представляют? Международные стандарты аудита – это специальные документы, которые содержат в себе требования, предъявляемые к проведению проверок финансового состояния предприятий. Данные стандарты выпускаются международной федерацией бухгалтеров, и широко используются во всем мире. Прежде всего, наиболее известными и крупными пользователями МСА являются представители так называемой «большой четверки», в состав которой входят компании «Эрнст энд Янг», «ПрайсУотерХаусКуперс», «Кей-Пи-Эм-Джи» и «Делойте». Поскольку данные аудиторские фирмы являются транснациональными компаниями, то в своей деятельности они принимают за основное руководство к действию именно международные стандарты аудита.

Однако стоит отметить, что МСА используют не только представители «Большой четверки». Дело в том, что международные и национальные стандарты аудита тесно связаны между собой, и большинство стран создают собственные стандарты именно с учетом международного опыта. Это позволяет в еще большей степени унифицировать проверки и обеспечить максимально стандартизированный аудит в любой точке мира.

Классификация международных стандартов аудита – это разделение их на определенные категории в соответствии с неким признаком классификации. Обычно в классификации есть только один признак – логический этап аудиторской проверки, которого касается тот или иной стандарт. Именно поэтому международные стандарты аудита подразделяются на следующие категории:

— Аудиторские доказательства – международные стандарты аудита, касающиеся доказательств, являются одними из важнейших, поскольку регламентируют, какие документы могут приниматься аудитором в качестве доказательств той или иной операции, а также ранжируются по степени достоверности;

Международный стандарт аудита 230 Аудиторская документация

A11. Аудитор может счесть полезным подготовить и сохранить в составе аудиторской документации краткую сводку (иногда называемую запиской или меморандумом о завершении работ), в которой описываются значимые вопросы, выявленные в ходе аудита, и то, каким образом они были разрешены, или которая включает ссылки на другую подтверждающую аудиторскую документацию, содержащую эту информацию. Такая сводка может способствовать проведению эффективных проверок и инспектирования аудиторской документации, особенно по масштабным и сложным аудиторским заданиям. Кроме того, подготовка такой сводки может помочь аудитору при рассмотрении значимых вопросов. Она может также помочь аудитору оценить ситуацию на предмет того, не оказывается ли в свете выполненных аудиторских процедур и сделанных выводов, что существует по крайней мере одна значимая цель, установленная в каком-либо Международном стандарте аудита, которой аудитор не может достичь, что делает невозможным выполнение им основных целей аудитора.

A13. МСА 220 требует от аудитора проверять выполненную аудиторскую работу путем проверки аудиторской документации. Требование документировать, кто именно проверял выполненную аудиторскую работу, не означает необходимости отражать в каждом рабочем документе подтверждение того, что он был проверен. Это требование, однако, означает, что следует документировать то, какая аудиторская работа проверялась, кто проверял эту работу и когда она была проверена.

A21. МСКК 1 (или не менее строгие требования национального законодательства) требует от аудиторских организаций устанавливать политику и процедуры для своевременного завершения формирования аудиторских файлов. Надлежащий предельный срок для завершения окончательного формирования аудиторского файла обычно не превышает 60 дней после даты аудиторского заключения .

1. Настоящий Международный стандарт аудита (МСА) устанавливает обязанности аудитора по подготовке аудиторской документации при проведении аудита финансовой отчетности. В Приложении перечислены прочие МСА, в которых содержатся те или иные требования и рекомендации по вопросам документации. Эти конкретные требования по составлению документации, содержащиеся в прочих МСА, не накладывают каких-либо ограничений на применение настоящего стандарта. Законами или нормативными актами могут быть установлены дополнительные требования к документации.

— — тот факт, что руководитель задания в порядке соблюдения Международных стандартов аудита принял на себя ответственность за руководство, контроль и проведение аудиторского задания, может подтверждаться в аудиторской документации целым рядом способов. В частности, это может быть документация о своевременном вовлечении руководителя задания в различные аспекты аудита, такие как участие в обсуждениях аудиторской группы, требуемых МСА 315 (пересмотренным) .

Кроме того, введение МСА на территории РФ имеет переходный период: если договор на аудит заключен в 2022 году, аудиторские компании могут проводить аудит по стандартам, действующим в настоящее время. Это означает, что аудиторские компании сами выбирают порядок проведения аудита по договорам, заключенным в 2022 году. Следует отметить, что практически невозможно избежать заключения договоров на аудит в 2022 году. Соответственно, у аудиторской компании портфель заказов будет состоять как из договоров, заключенных в 2022 году, так и заключенных в 2022 году. При таких обстоятельствах у аудитора возникнет дилемма: применять в одном и том же периоде разные стандарты (ФСАД и МСА) или одинаковые (только МСА). Любой человек, даже не имеющий специального экономического образования скажет, что применение одного типа стандартов выгоднее, т.к. создает меньше трудностей, в т.ч. требует меньших трудозатрат и приводит к уменьшению ошибок в их применении.

Под внутрифирменными стандартами аудиторской организации понимаются документы, детализирующие и регламентирующие единые требования к осуществлению и оформлению аудита, принятые и утвержденные аудиторской организацией с целью обеспечения эффективности практической работы и ее адекватности требованиям правил (стандартов) аудиторской деятельности.

Это интересно:  Пенсия по инвалидности 1 группа в 2022 году размер в австралии

Положения по международной аудиторской практике включают 11 пунктов, среди которых 5 посвящены компьютеризации аудиторской деятельности, 2 — особенностям аудита малых предприятий и международных коммерческих банков и другим вопросам. Главная цель этих положений — помочь разработчикам национальных стандартов, тематика которых соответствует ПМАП.

группа — «Обязанности» — включает 8 стандартов, в которых приведены общие положения аудиторской деятельности, включая цель и задачи аудита, контроль качества, документирование, ответственность аудиторов, учет законов и нормативных актов при аудите финансовой отчетности, сообщение информации аудита лицам, наделенным руководящими полномочиями.

Стандарты аудита — это единые базовые принципы, которым должны следовать аудиторы в процессе профессиональной аудиторской деятельности. Они устанавливают единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации. Стандарты необходимы для обучения аудиторов внутри фирм, а также могут использоваться для защиты аудитора на судебном процессе.

— то, был ли вопрос связан с рядом отдельных, но взаимосвязанных аспектов аудита. Например, долгосрочные договоры могут требовать значительного внимания аудитора в связи с признанием выручки, судебными разбирательствами или иными непредвиденными обстоятельствами и могут оказывать влияние на другие оценочные значения.

A36. Для аудитора представляется уместным искать возможности для того, чтобы избежать описания ключевого вопроса аудита, ненадлежащим образом раскрывающего первоначальную информацию об организации. Описание ключевого вопроса аудита как такое обычно не является первоначальной информацией об организации, так как этот вопрос излагается в контексте аудита. Однако аудитор может счесть необходимым включить дополнительную информацию, чтобы объяснить, почему вопрос рассматривался как один из наиболее значимых для аудита и, следовательно, был определен как ключевой вопрос аудита, а также как вопрос был решен в рамках аудита, при условии что раскрытие такой информации не запрещено законом или нормативным актом. Если аудитор определяет такую информацию как необходимую, он может предложить руководству или лицам, отвечающим за корпоративное управление, раскрыть дополнительную информацию вместо предоставления аудитором первоначальной информации в аудиторском заключении.

A40. Пункты 13(a) — (b) требуют описания каждого ключевого вопроса аудита, чтобы объяснить, почему аудитор счел вопрос одним из наиболее значимых в рамках аудита и как вопрос был изучен в ходе аудита. Следовательно, описание ключевых вопросов аудита не является лишь повторением того, что раскрыто в финансовой отчетности. Однако ссылка на любую соответствующую раскрытую информацию позволяет предполагаемым пользователям лучше понять, как руководство решало вопрос при подготовке финансовой отчетности.

A47. Чтобы предполагаемые пользователи понимали значимость ключевого вопроса аудита в контексте аудита финансовой отчетности в целом, а также взаимосвязь между ключевыми вопросами аудита и другими элементами аудиторского заключения, включая мнение аудитора, может потребоваться особая осторожность в формулировке, используемой для описания ключевого вопроса аудита, чтобы она:

15. Вопрос, который приводит к выражению модифицированного мнения в соответствии с МСА 705 (пересмотренным), или существенная неопределенность, связанная с событиями или условиями, в результате которых могут возникнуть значительные сомнения в способности организации непрерывно продолжать свою деятельность, согласно МСА 570 (пересмотренному) по своему характеру являются ключевыми вопросами аудита. Однако в данных обстоятельствах эти вопросы не должны быть описаны в разделе «Ключевые вопросы аудита» аудиторского заключения и требования пунктов 13 — 14 не применяются. Вместо этого аудитор должен:

Стандарты аудита кратко

А36. Риски существенного искажения на уровне предпосылок оцениваются для того, чтобы определить характер, сроки и объем дальнейших аудиторских процедур, необходимых для получения достаточного количества надлежащих аудиторских доказательств. Эти доказательства позволяют аудитору выразить мнение по финансовой отчетности на приемлемо низком уровне аудиторского риска. Для решения задачи оценки рисков существенного искажения аудиторы пользуются разными приемами. Так, например, для того, чтобы выйти на приемлемый уровень риска необнаружения, аудитор может воспользоваться моделированием, при котором общие связи между отдельными компонентами аудиторского риска будут представлены в математических терминах. Некоторые аудиторы считают такое моделирование полезным на стадии планирования аудиторских процедур.

9. В отношении вопросов, возникающих в результате проведения аудита, у аудитора могут также существовать некоторые иные обязанности по информированию и предоставлению отчетов перед пользователями, руководством, лицами, отвечающими за корпоративное управление, или перед сторонними по отношению к организации лицами. Эти обязанности могут устанавливаться Международными стандартами аудита либо применимыми законами или нормативными актами*(2).

2) правила (стандарты) проведения аудиторской проверки , ко­торые раскрывают положения о необходимости планирования работы аудитора, изучения и оценки систем бухгалтерского учета, внутренне­ го контроля и получения доказательных материалов и т.д.;

А75. Ответ на вопрос о том, достигнута ли та или иная цель, составляет предмет профессионального суждения аудитора. В таком суждении принимаются в расчет аудиторские процедуры, выполненные для соблюдения требований Международных стандартов аудита, и оценка аудитором того, удалось ли собрать достаточное количество надлежащих аудиторских доказательств, и того, следует ли предпринять дополнительные меры для достижения целей, описанных в Международных стандартах аудита, в конкретных обстоятельствах аудита. Следовательно, обстоятельства, способные привести к ситуации, когда цель не достигается, включают такие обстоятельства, которые:

А74. В МСА 230 устанавливаются требования к документации в тех исключительных обстоятельствах, когда аудитор отступает от выполнения того или иного значимого требования*(30). Международные стандарты аудита не требуют соблюдать требование, которое не является значимым в обстоятельствах конкретного аудита.

Краткая характеристика международных стандартов аудита

Следующим, не менее важным аспектом планирован ия ау дита, а также разработки эффективного подхода к проведению самой аудиторской проверки, является необходимость получения аудитором представления о системах бухгалтерского учета и внутреннего контроля, применяемых экономическим субъектом. Данные аспекты регламентирует МСА 400.

Важной группой стандартов, регламентирующих основных моменты получения и применения при аудите финансовой отчетности любого экономического субъекта различного рода информации, является группа под общим названием Аудиторские доказательства, определяющем ее основную направленность и характеристику. В данную группу вошли МСА с 500 по 580 включительно (таблица 3.1.).

МСА 300 раскрывает, главным образом, основные рекомендации по планирован ию ау дита финансовой отчетности при осуществлении повторных аудиторских проверок, так как в случаях проведения первых аудиторских проверок финансовой отчетности экономического субъекта может возникнуть необходимость в расширении вопросов планирования, не рассматриваемых в данном Стандарте.

Следующая группа Международных стандартов аудита объединяет в себе стандарты, которые регламентируют основные аспекты использования внешним аудитором, при осуществлении подготовки заключения по финансовой отчетности экономического субъекта, результатов работы другого внешнего и внутреннего аудиторов, а также привлечения экспертов для получения дополнительных аудиторских доказательств.

Завершающим этапом практически любого аудита является процесс формирования аудиторского заключения на основании сделанных аудитором в результате проверки выводам. Эти, а также иные итоговые моменты объединены в группу МСА – Аудиторские выводы и заключения.

Создание правил (стандартов) аудита стало объективной необходимостью в Российской Федерации с учетом ее экономических и политических условий, национальных и иных особенностей, а также международного опыта. Поэтому в последние годы в этом направлении идет активная работа и уже создан основной пакет отечественных правил (стандартов) аудита. Национальные стандарты аудита в РФ создаются на основе международных стандартов, с учетом специфических условий, связанных с переходом страны к рыночной экономике.

Это интересно:  Что положено за третьего ребенка в 2022 году в Красноярском крае

Международные стандарты проведения аудита (International Auditing Guidelines — IAG) стали выпускаться в 70-е годы XX в. и часто претерпевали изменения. В настоящее время они имеют трехзначную нумерацию. Последняя их редакция вышла в свет в 2005 г., но на этом работа не закончилась, ежегодно вносятся изменения, хотя и незначительного характера.

В Российской Федерации согласно Федеральному закону «Об аудиторской деятельности» рассматривает федеральные правила (стандартов) аудиторской деятельности федеральный орган государственного регулирования аудиторской деятельности (ФОГРАД), а разрабатывает Совет по аудиторской деятельности. Утверждает федеральные правила (стандарты) Правительство Российской Федерации. Поскольку федеральные правила находятся в процессе разработки и утверждения, действуют правила (стандарты) аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденные ранее Минфином России, их действие заканчивается по мере утверждения федеральных правил.

В наиболее развитых странах, имеющих свои национальные стандарты аудита, международные стандарты просто принимаются к сведению профессиональными организациями, как, например, в Канаде, Великобритании, Ирландии и США. Например, Американским институтом дипломированных общественных бухгалтеров подготовлены Общепринятые аудиторские стандарты (GAAS) и Положения о стандартах аудита (SAS), которые эффективно используются аудиторами США.

Аудиторские организации в соответствии с положениями федеральных стандартов аудиторской деятельности вправе самостоятельно выбирать приемы и методы своей работы, за исключением планирования и документирования аудита, составления рабочей документации аудитора, аудиторского заключения, которые осуществляются в соответствии с федеральными стандартами аудиторской деятельности.

В издании МСА 2001 г. ряд документов существенно отличается от издания 1999 г., кроме того, к этому времени появились новые стандарты. Текст нового перевода был взят российскими разработчиками за основу при подготовке новых российских федеральных стандартов аудита.

Первое издание МСА на русском языке представляло собой важный шаг по переходу российских аудиторов на международные стандарты. Однако это издание изобиловало ошибками и неточностями, что вызывало нарекания тех российских аудиторов, которые были знакомы с англоязычным первоисточником. Издание МСА 1999 г. на русском языке еще проходило процедуру редактирования, когда международная федерация бухгалтеров IFAC выпустила на английском языке издание 2000 г. Это обстоятельство создало новые объективные предпосылки несовпадения самого последнего варианта МСА и российских разработок, основанных на официальном русском переводе 1999 г.

Создание системы международных хозяйственных связей обусловило необходимость гармонизации стандартов аудита на международном уровне, что позволило расширить круг пользователей финансовой отчетности, облегчило сопоставление финансовых показателей деятельности компаний разных стран и дало возможность оценивать компетентность и профессионализм аудиторских фирм.

МСА не отменяют местных нормативных актов, регулирующих аудит финансовой или иной информации в каждой отдельной стране. В той степени, в какой МСА соответствуют местным нормативным актам в конкретном случае, аудит финансовой или иной информации в каждой отдельной стране, проводимый согласно местным нормативным актам, должен соответствовать МСА. В случае, если местные нормативные акты отличаются либо противоречат МСА по конкретному случаю, организациям – членам МФБ необходимо следовать обязательствам членства, предусмотренным в Конституции МФБ в отношении данных МСА.

Международные стандарты аудита (МСА) – это справочник для профессиональных аудиторов, в котором содержится описание общепризнанных методов аудита. Российские практикующие аудиторы могут применять международные стандарты в своей деятельности, что будет способствовать дальнейшей интеграции в международное аудиторское сообщество.

В соответствии с правилом (стандартом) аудиторской деятель­ности «Требования, предъявляемые к внутренним стандартам ауди­торских организаций», внутренние стандарты аудиторской орга­низации — это документы, детализирующие и устанавливающие единые требования к осуществлению и оформлению аудита, приня­тые и утвержденные аудиторской организацией с целью обеспечения эффективности практической работы и ее адекватности пра­вилам (стандартам) аудиторской деятельности.

—выражение аудитором мнения в отношении достоверности утверждений, представленных одной стороной и предназначенных для использования другой стороной, рассматривается как уверенность. Уровень уверенности аудитора определяется на основе результатов выполненных им процедур. Аудитор обеспечивает высокий, но не абсолютный уровень уверенности в том, что информация, являющаяся предметом проверки, свободна от существенных искажений;

Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте РФ, Министерство финансов РФ (Департамент государственного фи­нансового контроля и аудита, ЦАЛАК), Центральный банк РФ, Научно-исследовательский финансовый институт Министерства финансов РФ, Московский государственный университет, Аудитор­ская палата России, аудиторские фирмы «ФБК», «Союз-Аудит», «Интераудит» и др.

Возникла потребность в выработке единых профессиональных требований, целесообразность которых подтверждена опытом ра­боты аудиторов в разных странах. Разработкой таких профессио­нальных норм на международном уровне занимается Международный комитет по аудиторской практике Международной феде­рации бухгалтеров. Им опубликованы Международные стандар­ты аудита и Международные руководства по аудиторской практи­ке (IAPS). В состав Международных стандартов аудита входит бо­лее 30 официально действующих стандартов. Аудиторские стан­дарты, подготовленные этим Комитетом, базируются на следую­щих основополагающих принципах:

профессии в тех странах, где уровень профессионализма ниже ми­рового, а также интеграции национального аудита в международ­ные экономические отношения. Однако в разных странах их при­менение различно в связи с особенностями национальных учет­ных систем, экономических и политических условий, историчес­ких традиций.

A49. Например, при описании подхода аудитора к оценочному значению, которое было определено как имеющее высокий уровень неопределенности оценки, такому как оценка сложных финансовых инструментов, аудитор может счесть целесообразным указать, что он использовал или привлекал эксперта аудитора. Такая ссылка на привлечение эксперта аудитора не снижает ответственности аудитора за выражение мнения о финансовой отчетности и, следовательно, не противоречит пунктам 14 — 15 МСА 620 .

A11. Несмотря на то, что аудитор определяет ключевые вопросы аудита для аудита финансовой отчетности за текущий период, а настоящий стандарт не требует от аудитора актуализировать ключевые вопросы аудита, представленные в аудиторском заключении за предыдущий период, аудитору тем не менее может быть полезно рассмотреть, не продолжает ли вопрос, который являлся ключевым вопросом аудита в ходе аудита финансовой отчетности за предыдущий период, оставаться ключевым вопросом аудита финансовой отчетности за текущий период.

2. Целью информирования о ключевых вопросах аудита является повышение информационной ценности аудиторского заключения путем обеспечения большей прозрачности проведенного аудита. Информирование о ключевых вопросах аудита предоставляет дополнительную информацию предполагаемым пользователям финансовой отчетности («предполагаемые пользователи»), чтобы помочь им понять те вопросы, которые, согласно профессиональному суждению аудитора, являлись наиболее значимыми для аудита финансовой отчетности за текущий период. Информирование о ключевых вопросах аудита также может быть полезно для изучения предполагаемыми пользователями организации и областей проаудированной финансовой отчетности, в которых применялись значимые суждения руководства (см. пункты A1 — A4).

— помогает аудитору понять, почему вопрос не был раскрыт организацией публично (например, если в соответствии с законом, нормативным актом или определенными концепциями подготовки финансовой отчетности разрешается отсроченное раскрытие или нераскрытие вопроса), и узнать точку зрения руководства на отрицательные последствия его раскрытия, если такие возможны. Руководство может привлечь внимание к некоторым аспектам закона или нормативного акта либо других авторитетных источников, которые могут иметь значение для рассмотрения отрицательных последствий (например, такие аспекты могут включать нанесение ущерба коммерческим переговорам или конкурентоспособности организации). Однако точка зрения руководства об отрицательных последствиях сама по себе не освобождает аудитора от необходимости определить, можно ли достаточно обоснованно предположить, что отрицательные последствия сообщения такой информации превысят общественно значимую пользу от ее сообщения, согласно пункту 14(b);

— характер и уровень сложности при применении аудиторских процедур, оценке результатов таких процедур и получении уместных и надежных доказательств, на которых будет основываться аудиторское мнение, особенно когда суждения аудитора становятся более субъективными;

Это интересно:  Льготы Ветеранам Труда В Московской Области

Классификация и краткая характеристика международных стандартов аудита

Базовым международным стандартом в котором описана концептуальная основа международных стандартов в целом является МСА 120 «Основные принципы Международных стандартов аудита». В этом стандарте отражены предназначение, порядок составления и представления финансовой отчетности экономических субъектов, а также проведено разграничение между аудитором и сопутствующими услугами. В МСА 120 отмечается, что к сопутствующим услугам относятся обзорные проверки, согласованные процедуры и компиляции (подготовка информации по которым не предполагает, что аудитор должен будет выразить уверенность). В контексте МСА 120 уверенность рассматривается как убежденность аудитора в отношении надежности предпосылок, представленных одной стороной и предназначенных для использования другой стороной.

Компиляция финансовой информации – это помощь аудитора клиенту в подготовке финансовой отчетности и соответственно в проверке правдоподобия (а также отсутствия внутренних противоречий) тех бухгалтерских сведений, которые послужили основой для подготовки этой отчетности. Выводы по результатам таких заданий не имеют доказательной силы, которую имеют выводы по результатам обычного аудита финансовой отчетности. Кроме того, при выполнении таких заданий аудитор не может считаться независимым.

Даны рекомендации относительно ответственности аудитора за последующие события, произошедшие после даты составления отчета аудитора, но до даты опубликования финансовой отчетности, а также за события, имевшие место после даты опубликования финансовой отчетности.

Документы пятой и шестой групп («Аудиторские доказательства» и «Использование работы третьих лиц») содержат стандарты и рекомендации по получению аудиторских доказательств, в том числе с привлечением результатов работы аудиторских подразделений, внутренних контролеров и экспертов.

4. Профессиональная компетентность и надлежащая добросовестность (аудитор должен предоставлять услуги с должной тщательностью, компетентностью и старательностью, поддерживать профессиональные знания и навыки на требуемом уровне, не должен вводить в заблуждение6 клиента относительно опыта или экспертных знаний, которыми он в действительности не обладает).

Международные стандарты аудита 2022 кратко

раздел «Информирование руководства и лиц, отвечающих за корпоративное управление» дополнен положением об ограничении информационного взаимодействия аудитора с руководством и лицами, отвечающими за корпоративное управление, по определенным вопросам (например, в связи с и требованиями законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем) (А59а)

раздел «Выявление о оценка рисков существенного искажения» дополнен (уточнен) положениями об использовании предпосылок (новый А128); о предпосылках о видах операций, об остатках по счетам и соответствующем раскрытии информации (новые А129, А130); о процессе выявления рисков существенного искажения (новые А134-А136)

раздел «Согласование условий аудиторских заданий» дополнен примерами ссылок, включаемых в письмо-соглашение (А24); положением об упоминании в аудиторском задании возможности информирования о ключевых вопросах аудита в аудиторском заключении (А25); примером вопроса, который может рассматриваться в письме-соглашении об условиях аудиторского задания (А26)

уточнено наименование раздела «Модифицированное мнение, разделы «Важные обстоятельства» или «Прочие сведения» в аудиторском заключении», а также примеры условий, когда у аудитора есть уверенность в том, что обобщенная финансовая отчетность соответствует во всех существенных отношениях проаудированной финансовой отчетности или является ее достоверным обобщением (новый 19)

уточнено наименование раздела «Сообщение о выявленном несоблюдении или подозрении о несоблюдении», а также он дополнен положениями о сообщении о выявленном несоблюдении или подозрении о несоблюдении законов и нормативных актов при выражении модифицированного мнения в аудиторском заключении; о недопущении публичного раскрытия руководством лицами, отвечающими за корпоративное управление, или аудитором информации по определенному вопросу (новый А27)

МСА 300 раскрывает, главным образом, основные рекомендации по планированию аудита финансовой отчетности при осуществлении повторных аудиторских проверок, так как в случаях проведения первых аудиторских проверок финансовой отчетности экономического субъекта может возникнуть необходимость в расширении вопросов планирования, не рассматриваемых в данном Стандарте. МСА 315 раскрывает взаимосвязь основной концепции существенности и аудиторского риска в процессе проведения аудита финансовой отчетности любого экономического субъекта. МСА 402 устанавливает основные положения, которым необходимо следовать при аудите экономического субъекта, пользующегося услугами сторонних обслуживающих организаций.

Важной группой стандартов, регламентирующих основные моменты получения и применения при аудите финансовой отчетности любого экономического субъекта различного рода информации, является группа под общим названием «Аудиторские доказательства», определяющем ее основную направленность и характеристику. В данную группу вошли МСА с 500 по 580 включительно .

МСА 200 определяет цель и общие принципы, регулирующие аудит финансовой отчетности. МСА 210 раскрывает основные рекомендации по согласованию условий договоренности аудитора с заинтересованными в его услугах пользователями, а также подготовке писем-обязательств, касающихся аудита финансовой отчетности. МСА 220 устанавливает правила контроля качества как в отношении политики и процедур аудиторской фирмы, так и в отношении процедур, осуществляемых ассистентами аудитора при проведении самой аудиторской проверки. МСА 230 регламентирует вопросы ведения документации в процессе аудита финансовой отчетности. МСА 240 определяет основные обязанности аудитора при обнаружении случаев мошенничества и ошибок в процессе аудита финансовой отчетности. МСА 250 устанавливает основные обязанности аудитора в процессе аудирования финансовой отчетности выявлять все случаи несоблюдения экономическим субъектом законов и нормативных актов. Следующей группой стандартов, играющей не менее важную роль в процессе подготовки аудита финансовой отчетности, являются стандарты, рассматривающие вопросы планирования аудита.

Прежде чем приступить к детальному рассмотрению Международных стандартов аудита представляется необходимым дать их краткое описание, позволяющее понять их основную направленность, то есть область применения. При этом за основу группировки наиболее целесообразным можно считать их официальную классификацию.

Следующая группа Международных стандартов аудита объединяет в себе стандарты, которые регламентируют основные аспекты использования внешним аудитором, при осуществлении подготовки заключения по финансовой отчетности экономического субъекта, результатов работы другого внешнего и внутреннего аудиторов, а также привлечения экспертов для получения дополнительных аудиторских доказательств. Завершающим этапом практически любого аудита является процесс формирования аудиторского заключения на основании сделанных аудитором в результате проверки выводам. В данную группу вошли МСА 600-720

  • целесообразности – иметь практическую пользу;
  • преемственности и непротиворечивости – каждый последующий внутренний стандарт должен опираться на ранее принятые, обеспечивать согласованность и взаимосвязь с остальными стандартами;
  • логической стройности – обеспечивать четкость формулировок, целостность и ясность изложения;
  • полноты и детализации – полностью охватывать значимые вопросы данного стандарта, логически развивать и дополнять излагаемые принципы и положения;
  • единства терминологической базы – содержать одинаковую трактовку терминов во всех стандартах и документах.
  • обеспечивает высокое качество аудиторской проверки;
  • содействуют внедрению в аудиторскую практику новых научных достижений;
  • помогает пользователям понять процесс аудиторской проверки;
  • обеспечивает связь отдельных элементов аудиторского процесса;
  • создает общественный имидж профессии.
  • аудит может проводиться только лицом, имеющим аттестат аудитора, т. е. профессионалом с достаточным опытом работы, успешно сдавшим квалификационные экзамены;
  • аудитор должен быть независим от клиента;
  • аудитор должен соблюдать в своей деятельности Кодекс профессиональной этики;
  • аудитор должен высказывать в аудиторском заключении мнение о достоверности бухгалтерской отчетности клиента.
  • письмо-обязательство аудиторской организации о согласии на проведение аудита;
  • порядок заключения договоров на оказание аудиторских услуг;
  • права и обязанности аудиторских организаций и проверяемых экономических субъектов;
  • образование аудитора и др.
  • обеспечивают высокое качество аудиторской проверки;
  • содействуют пользователям понимать процесс аудиторской проверки;
  • создают общественный имидж профессии;
  • устраняют контроль со стороны государства;
  • помогают аудитору вести переговоры с клиентом;
  • обеспечивают связь отдельных элементов аудиторского процесса.
Оцените статью
Доступное Правовое обеспечение