Как встать на очередь на улучшение жилищных условий в санктпетербурге

* Учетная норма площади жилого помещения на одного человека в Санкт-Петербурге составляет:

  • 9 квадратных метров общей площади жилого помещения для проживающих в отдельных квартирах и жилых домах.
  • 15 квадратных метров общей площади жилого помещения для проживающих в коммунальных квартирах.

При наличии у гражданина и(или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и(или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Оказание различных форм и видов государственной поддержки Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан осуществляется в отношении граждан, принятых

  • на учет в качестве нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий или
  • на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемым по договорам социального найма (признанные в установленном порядке, нуждающимися в улучшении жилищных условий).

На учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 30.06.2005 № 407-65 «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге»), принимаются граждане проживающие в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет, являющиеся нанимателями и(или) собственниками (членами семьи нанимателей и(или) собственников) жилых помещений (комнат) в коммунальных квартирах и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы* площади жилого помещения на одного человека в Санкт-Петербурге и относящиеся к следующим категориям:

  1. Граждане, признанные малоимущими (чей ежемесячный доход не превышает двукратной официально установленной в Санкт-Петербурге величины прожиточного минимума на душу населения, а стоимость находящегося в собственности и подлежащего налогообложению имущества не превышает десятикратную среднюю рыночную стоимость квадратного метра общей площади жилья в Санкт-Петербурге).
  2. Граждане, имеющие трех и более несовершеннолетних детей.
  3. Ветераны Великой Отечественной войны и ветераны боевых действий.
  4. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов.
  5. Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы, Герои Социалистического Труда, полные кавалеры ордена Трудовой Славы и совместно проживающие с ними члены их семей.
  6. Реабилитированные лица, утратившие жилые помещения в Санкт-Петербурге в связи с репрессиями, члены их семей и другие родственники, проживавшие совместно с репрессированными лицами до применения к ним репрессий, а также дети, родившиеся в местах лишения свободы, ссылке, высылке, на спецпоселении.

    На учет в качестве нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий (в соответствии с Законом Санкт-Петербурга N 409-61 «О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан»), принимаются граждане, проживающие в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет, в следующих случаях:

    1. Граждане проживающие в коммунальной квартире, подлежащей расселению в соответствии с целевой программой Санкт-Петербурга «Расселение коммунальных квартир в Санкт-Петербурге», (в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 17 октября 2007 года N 513-101 «О целевой программе Санкт-Петербурга «Расселение коммунальных квартир в Санкт-Петербурге»).
    2. Если они являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или(и) собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, не имеют иного жилого помещения на правах собственности или социального найма, проживают в квартире, занятой несколькими семьями (коммунальной квартире), или обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетного норматива жилищной обеспеченности **, применяемого в целях принятия на учет граждан, нуждающихся в содействии в улучшении жилищных условий, и относятся к следующим категориям:
      • инвалиды и участники Великой Отечественной войны;
      • лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;
      • лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
      • члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны.
    3. Граждане, имеющие трех и более несовершеннолетних детей и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетного норматива жилищной обеспеченности **.
        ** Учетный норматив жилищной обеспеченности в соответствии со статьей 7 настоящего Закона Санкт-Петербурга устанавливается в размере 10 кв. м. общей площади жилого помещения на одного проживающего.
    4. Граждане проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

    Нормативные документы:

    1. Закон Санкт-Петербурга от 30.06.2005 № 407-65 «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге».
    2. Закон Санкт-Петербурга от 28.07.2004 N 409-61 «О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан».

    Адмиралтейский район

    1) они являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или(и) собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, не имеют иного жилого помещения на правах собственности или социального найма, проживают в квартире, занятой несколькими семьями (коммунальной квартире), и относятся к следующим категориям:

    2) они имеют трех и более несовершеннолетних детей и обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетного норматива жилищной обеспеченности, применяемого в целях принятия на учет граждан, нуждающихся в содействии в улучшении жилищных условий (далее — учетный норматив жилищной обеспеченности), в соответствии со статьей 7 настоящего Закона Санкт‑Петербурга;

    В соответствии в пунктом 2 статьи 51 Жилищного кодекса РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

    В соответствии с Законом Санкт — Петербурга от 28.07.2004 № 409-61 «О содействии Санкт‑Петербурга в улучшении жилищных условий» на учет нуждающихся в содействии Санкт — Петербурга в улучшении жилищных условий принимаются граждане, проживающие в городе на законном основании в общей сложности не менее 10 лет, если:

    • инвалиды Великой Отечественной войны;
    • участники Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;
    • лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;
    • лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
    • члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;

    Как добиться улучшения жилищных условий

    Каждая семья или гражданин мечтают об улучшении условий проживания – расширение жилплощади, переезд в благоустроенное помещение, переселение из аварийного дома. Помимо использования семейных сбережений или ипотечного кредита, в ряде случаев можно претендовать на выделение недвижимости за счет государства или местных властей. Для этого нужно соблюсти требования ЖК РФ и местных нормативных актов – пройти учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

    • полный состав лиц, претендующих на учет;
    • список объектов недвижимости, принадлежащих гражданам на праве собственности или соцнайма;
    • основание, по которому заявители просят признать их нуждающимися в улучшении жилищных условий (аварийность объекта, несоответствие учетной норме и т.д.);
    • личные подписи всех заявителей.

    Желание переехать в новое жилье или расширить жилплощадь за счет государства должно соответствовать требованиям ЖК РФ. Прежде всего, необходимо признание нуждающимся в улучшении жилищных условий – потребуется подтвердить факт отсутствия жилья либо несоответствия условий проживания законодательным нормативам.

    • обратиться за выделением бюджетных средств может семья, которая фактически состоит в очереди;
    • документы подаются через местные властные органы (муниципалитеты или районные администрации);
    • выделение средств происходит только в рамках бюджетного финансирования на текущий календарный год, т.е. граждане не смогут получить деньги сразу после постановки в очередь.
    • аварийность связана с существенным повреждением или разрушением несущих конструкций и элементов здания;
    • установление этих обстоятельств происходит в комиссионном порядке, путем обследования дома, проведения экспертиз и составления акта;
    • для признания дома или помещения аварийным местные власти издают постановление на основании акта комиссии.

    Ведение жилищных учётов нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий) В избранное

    1. В течение 5 рабочих дней с момента регистрации заявления и документов заявителя осуществляет подготовку и направление межведомственных запросов в:
      • Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт‑Петербургу:
        • выписка из ЕГРН о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости;
        • выписка из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости;
        • выписка из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости;
      • Санкт‑Петербургское государственное автономное учреждение «Центр занятости населения Санкт‑Петербурга»;
      • Жилищные агентства районов Санкт‑Петербурга (ГКУ ЖА) о предоставлении справки о регистрации (форма 9), характеристики жилого помещения (форма 7), документов, подтверждающих основания владения и пользования заявителем и членами его семьи жилыми помещениями государственного жилищного фонда Санкт‑Петербурга;
      • Отделение Пенсионного фонда РФ по Санкт‑Петербургу и Ленинградской области о предоставлении сведений о размере пенсии, СНИЛС, сведений об инвалидности, содержащихся в ФГИС «ФРИ»;
      • Федеральную налоговую службу России (ФНС России) о предоставлении сведений:
        • из ЕГРЮЛ (ЕГРИП) в отношении организации социального обслуживания, за исключением Санкт‑Петербургского государственного казенного учреждения «Центр учета и социального обслуживания граждан Российской Федерации без определенного места жительства»;
        • об идентификационном номере налогоплательщика;
        • из документов, содержащих сведения из свидетельств о рождении, выданных органами ЗАГС Санкт-Петербурга на основании записей актов гражданского состояния, составленных органами ЗАГС Санкт-Петербурга и содержащихся в ФГИС «ЕГР ЗАГС»;
      • Комитет по социальной политике Санкт‑Петербурга о постановке заявителя и членов его семьи на учет граждан Российской Федерации без определенного места жительства, сведения из свидетельства многодетной семьи, сведения из удостоверений ветерана Великой Отечественной войны, участника войны, ветерана боевых действий, инвалида Отечественной войны, члена семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий, сведения о реабилитации либо о признании лица пострадавшим от политических репрессий.
    2. После получения ответа на межведомственный запрос дополняет персональное дело заявителя документами, полученными по межведомственному запросу, а также документами, находящимися в распоряжении Администрации, при наличии.
    1. В случае обращения доверенного лица:
      • паспорт либо иной документ, удостоверяющий личность;
      • доверенность, оформленная в соответствии с действующим законодательством, подтверждающая наличие у представителя прав действовать от лица заявителя и определяющая условия и границы реализации права на получение государственной услуги либо
      • договор, содержащий указание на полномочия доверенного лица по представлению заявителя при предоставлении государственной услуги.
    2. В случае обращения законного представителя (опекуна, попечителя):
      • паспорт либо иной документ, удостоверяющий личность;
      • документ, подтверждающий право законного представителя выступать от имени заявителя (акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя).
    • Выдает заявителю или обеспечивает направление в адрес заявителя способом, указанным в заявлении, уведомление о включении новых членов семьи заявителя по форме с приложением справки по форме или по форме, либо уведомление об отказе о включении в учетное дело новых членов семьи заявителя по форме.
    • нарушение срока регистрации запроса о предоставлении государственной услуги;
    • нарушение срока предоставления государственной услуги;
    • требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт-Петербурга для предоставления государственной услуги;
    • отказ в приеме у заявителя документов, представление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт-Петербурга для предоставления государственной услуги;
    • отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Санкт-Петербурга;
    • требование с заявителя при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт-Петербурга;
    • отказ Администрации, должностного лица Администрации, государственного гражданского служащего Администрации в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений;
    • нарушение срока или порядка выдачи документов по результатам предоставления государственной услуги;
    • приостановление предоставления государственной услуги, если основания приостановления не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Санкт-Петербурга;
    • требование у заявителя при предоставлении государственной услуги документов или информации, отсутствие и (или) недостоверность которых не указывались при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, либо в предоставлении государственной услуги, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 7 Федерального закона №210-ФЗ.
    1. Проживание в Санкт‑Петербурге в общей сложности не менее 10 лет.
    2. Имущественная обеспеченность:
      • доход на каждого члена семьи не должен превышать двукратной официально установленной в Санкт‑Петербурге величины прожиточного минимума на душу населения;
      • стоимость налогооблагаемого имущества (жилые помещения, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения, земельные участки, транспортные средства) не должна превышать 10‑кратной среднерыночной стоимости 1 м 2 общей площади жилья в Санкт‑Петербурге.
    3. Соответствие одному из следующих критериев:
      • граждане не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования (и) или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения;
      • граждане являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилых помещений жилищного фонда социального использования (и) или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, если обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы: 9 м 2 для проживающих в отдельных квартирах и жилых домах, 15 м 2 для проживающих в коммунальных квартирах;
      • граждане являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилых помещений жилищного фонда социального использования (и) или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживают в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, если граждане не имеют иного жилого помещения правах собственности, найма или социального найма;
      • проживание граждан в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

    Как получить квартиру или жилищную субсидию в Петербурге в 2022 году

    В разделе портала «Госуслуги» «Ведение жилищных учетов нуждающихся в жилых помещениях/улучшении жилищных условий» прописаны условия, которым должны соответствовать заявители. По-прежнему есть два варианта попасть в программу: встать на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений или в качестве нуждающихся в содействии в улучшении жилищных условий.

    Так или иначе, для покупки ликвидного жилья в Петербурге придется привлекать сбережения, материнский капитал, средства, вырученные за счет продажи старого жилья, или «добирать» недостающую часть суммы ипотечным кредитом. Шанс минимизировать доплаты есть, если приобретать квартиру в Ленобласти (это тоже можно).

    Новшество 2022 года — «Социальные выплаты в форме сертификата для многодетных семей». Претендовать на них могут семьи с тремя и более несовершеннолетними детьми. Это одна из самых «щедрых» программ. Например, если речь о семье из пяти человек, проживающей в коммуналке, то в I квартале 2022 года компенсация должна составить 9,7 млн руб. В случае с отдельной квартирой расчет ведется по формуле, учитывающей ее площадь и общее количество зарегистрированных в ней граждан. Фактически семье предлагают «докупить» недостающие до норматива 18 кв. м на человека площади по вышеназванной цене (в I кв. 2022 года это 162 963 руб./кв. м). То есть семья из пяти человек, где на каждого приходится 8 «квадратов», может рассчитывать на сумму около 8,1 млн. руб.

    Дело в том, что «очередь на жилье» уходит корнями в советское прошлое. Сегодня квартиры на условиях социального найма выделяют из расчета 18 кв. м на человека. Но «выделяют» — громко сказано: очередь растягивалась на долгие годы. Сегодня программы, предполагающие получение квартир, фактически свернуты. «Очередникам» предлагают не ждать «журавля в небе» (шансы дождаться квартиры, прямо скажем, невелики), а обращаться за социальной выплатой.

    В чем разница? В том, что в первом случае предоставляют (точнее, должны предоставлять) квартиры на условиях социального найма. Во втором — дают субсидии или, точнее, социальные пособия на покупку жилья. При этом субсидия — это частичное покрытие стоимости нового жилья.

    После возврата ненадлежащим образом использованных бюджетных средств заявление о повторной постановке на жилищный учет рассматривается в порядке, установленном статьей 10 настоящего Закона Санкт-Петербурга.
    (Абзац в редакции, введенной в действие с 8 августа 2005 года Законом Санкт-Петербурга от 30 июня 2005 года N 407-65, — см. предыдущую редакцию)

    5. Уполномоченный Правительством Санкт-Петербурга исполнительный орган государственной власти Санкт-Петербурга не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на жилищный учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на жилищный учет, документ, подтверждающий принятие такого решения.
    (Пункт в редакции, введенной в действие с 7 февраля 2022 года Законом Санкт-Петербурга от 26 января 2022 года N 32-1. — См. предыдущую редакцию)

    1. Граждане Российской Федерации, проживающие в Санкт-Петербурге на законном основании в общей сложности не менее десяти лет, в том числе граждане без определенного места жительства, обратившиеся с заявлением о принятии на учет нуждающихся в содействии в улучшении жилищных условий (далее — заявление о принятии на жилищный учет) в уполномоченный Правительством Санкт-Петербурга исполнительный орган государственной власти Санкт-Петербурга, признаются нуждающимися в содействии в улучшении жилищных условий в следующих случаях:
    (Пункт в редакции, введенной в действие с 7 февраля 2022 года Законом Санкт-Петербурга от 26 января 2022 года N 32-1. — См. предыдущую редакцию)

    4. Решение о принятии на жилищный учет или об отказе в принятии на жилищный учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на жилищный учет и иных представленных в соответствии с настоящей статьей документов уполномоченным Правительством Санкт-Петербурга исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в уполномоченный Правительством Санкт-Петербурга исполнительный орган государственной власти Санкт-Петербурга.
    (Пункт в редакции, введенной в действие с 7 февраля 2022 года Законом Санкт-Петербурга от 26 января 2022 года N 32-1. — См. предыдущую редакцию)

    предоставления возможности приобретения жилых помещений жилищного фонда коммерческого использования и иных жилых помещений, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, целевым назначением, в том числе на льготных условиях;
    (Абзац в редакции, введенной в действие с 1 июля 2011 года Законом Санкт-Петербурга от 14 июня 2011 года N 359-68, — см. предыдущую редакцию)

    Когда все справки будут готовы, в жилищном комитете города человека с инвалидностью и опекуна поставят в очередь на новое жилье. Константин Сергеевич попадет в начало очереди и получит квартиру через несколько месяцев. Старая квартира останется его сестре.

    Компенсация выдается на количество членов семьи. К примеру, если семья состоит из одного человека, в Москве в третьем квартале выплатят 4 414 896 Р , если из двух — 6 131 800 Р . В регионах цифры будут иными: они зависят от расчетных показателей — таких как норматив площади, стоимость квадратного метра, количество членов семьи и размер оплачиваемой доли.

    Если вы владели квартирой социального найма, вам предоставят жилье с учетом нормативов — минимум 42 м² на двоих, если вы в Петербурге; в регионах учетные нормы другие, но вас точно не обделят. А вот владельцам приватизированного жилья выдадут ровно столько же, сколько было в аварийном жилье, даже если там прописано 10 человек.

    В разных городах учетная норма разная. Обычно это от 6 до 11 м². В Санкт-Петербурге норматив — 9 м², федеральный санитарный минимум — 6 м². Чтобы узнать свое право на улучшение условий, разделите общий метраж квартиры социального найма на количество прописанных в ней людей. Если получается меньше нормы, вы можете претендовать на улучшение жилищных условий.

    Когда. Очередь на расселение аварийного жилья — самая печальная. Некоторые ждут попадания в нее всю жизнь, пока дом разваливается на глазах. С коммуналками всё лучше: вы можете получить субсидию или переехать в новую квартиру. Но лучше вам договориться с соседями и подать документы вместе или договориться о выкупе их доли. Вы и ваши соседи получите субсидию. Очень часто в таком случае кто-то один выкупает оставшуюся часть квартиры, а бывшие соседи получают деньги от государства и ваши, чтобы купить себе новое жилье.

    Ранее стать участником этой программы мог любой “Городской очередник”. С 2022 года улучшить жилищные условия через городскую программу могут только очередники, которые проживают в отдельных квартирах (большие семьи, или граждане, на которых приходится менее 9 кв. м общей площади), а также те, кто вовсе не имеет собственного жилья (арендует).

    Документы и коллективное заявление подаются в администрацию района Санкт-Петербурга по месту жительства (регистрации). Решение о постановке на учет или отказе принимается в течение 30 рабочих дней. В случае положительного решения на каждую семью формируется учетное дело.

    • Проживание в Санкт-Петербурге не менее 10 лет (при условии постоянной регистрации, желательно, чтобы место регистрации не менялось последние 5 лет);
    • На человека должно приходиться не более 9 кв. метров, для коммунальных квартир — до 15 кв. метров;
    • Малоимущие граждане;
    • Многодетные семьи;
    • Инвалиды и семьи с детьми-инвалидами;
    • Герои СССР и РФ, участники и инвалиды ВОВ, а также лица, награжденные знаком “Жителю блокадного Ленинграда”;
    • Граждане, реабилитированные после репрессий, утратившие жилье.

    Для участия в данной программе следует обратить внимание на то, что высчитывается не только площадь собственности каждой семьи, но и коридор, санузел, кухня. Получается, что площадь на каждого человека может быть более 15 кв. м. — это не соответствует условиям.

    Люди с ограниченными возможностями здоровья, вставшие на учет до 2005 года, получают право на жилье по договору социального найма в порядке очередности. Федеральный закон №181 предусматривает для данных категорий лиц субсидии для оплаты части жилья при покупке, но на деле такие субсидии предоставляются в ограниченном количестве и достаются только инвалидам ВОВ.

    Для рассмотрения вопроса о возможности принятия на жилищный учет и получения дополнительной информации по мерам социальной поддержки конкретной категории граждан, человеку с инвалидностью, либо его опекуну и/или законному представителю необходимо обратиться в жилищный отдел администрации по месту регистрации или в районный многофункциональный центр.

    • можно выбрать квартиру или дом в любом районе и любого класса;
    • в качестве доплаты могут быть использованы не только собственные средства, но и другие социальные выплаты – материнский капитал (федеральный и региональный), компенсация ипотечных выплат за третьего ребенка на 450 тыс. рублей. Кроме того, молодые семьи с детьми могут оформить и «семейную» ипотеку.

    Дополнить сказанное стоит тем, что программы, предполагающие выдачу готового жилья, фактически свернуты, и лишь единицам сегодня предоставляется такая возможность. Эксперты в данном вопросе рекомендуют, не тратит время и нервы на ожидание «журавля в небе», поскольку шанс на быстрое получение субсидии намного выше, нежели на выдачу долгожданного ордера.

    На начальной стадии реализации программы, люди предпочитали выбирать второй вариант, рассчитывая, что очередь быстро подойдет, и они получат долгожданное жилище, однако, эта очередь растянулась на долгие годы, поэтому, сегодня прагматичнее выбирать именно субсидирование.

    В первом случае люди получают субсидии, а точнее, социальные выплаты на покупку квартиры ил и дома, а во втором – очередникам выдается ордер на новое жилище. Субсидирование позволяет покрыть часть стоимости жилья, а готовое жилье предоставляется из расчета 18 кв. метров на одного жильца, на условиях социального найма.

    Мои родственники выбрали альтернативный способ улучшить свои условия проживания. Они жили в коммуналке, в Санкт-Петербурге, поскольку возможности купить жилище большего размера и отдельное, у них не было. Решили обратиться за помощь к государству и получили реальную поддержку. Оказалось, можно встать в очередь на жилье, но предварительно подтвердить свой статус нуждающихся. Поскольку у них все получилось, я решила написать статью, где и расскажу о том, куда и как надо подать заявление, какие документы потребуется представить.

    — реабилитированные лица, утратившие жилые помещения в Санкт-Петербурге в связи с репрессиями, члены их семей и другие родственники, проживавшие совместно с репрессированными лицами до применения к ним репрессий, а также дети, родившиеся в местах лишения свободы, ссылке, высылке, на спецпоселении, признаются нуждающимися в жилых помещениях и принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

    На учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются граждане Российской Федерации, проживающие в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет, в том числе граждане без определенного места жительства, и признанные по установленным статьей 51 Жилищного кодека Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, следующих категорий:

    4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

    2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

    — граждане, являющиеся нанимателями и(или) собственниками (членами семьи нанимателей и(или) собственников) жилых помещений (комнат) в коммунальных квартирах и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы площади жилого помещения на одного человека в Санкт-Петербурге для проживающих в коммунальных квартирах.

    • если до истечения срока действия Свидетельства получателем социальной выплаты представлен договор, являющийся основанием для перехода права собственности на жилое помещение, приобретаемое за счет средств социальной выплаты, срок действия свидетельства продлевается по решению Жилищного комитета не более чем на месяц;
    • если до истечения срока действия свидетельства получателем социальной выплаты представлена расписка органа, осуществляющего государственную регистрацию договора купли-продажи жилого помещения или договора долевого участия в строительстве жилого помещения, срок действия свидетельства продлевается по решению Жилищного комитета до даты окончания срока государственной регистрации, указанной в расписке.

    Граждане, выбравшие в качестве формы содействия в улучшении жилищных условий предоставление социальной выплаты в рамках Программы, получают средства бюджета Санкт-Петербурга или средства федерального бюджета — социальную выплату для приобретения или строительства жилых помещений.

    • на приобретение жилого помещения (квартиры, жилого дома) на территории Санкт-Петербурга или Ленинградской области, комнаты в коммунальной квартире, приобретаемой в дополнение к занимаемым жилым помещениям (комнатам) в данной квартире, если в результате образуется отдельная квартира;
    • на долевое участие в строительстве жилого помещения (жилого дома, квартиры), расположенного на территории Санкт-Петербурга или Ленинградской области, в случае выполнения работ по строительству многоквартирного или жилого дома в размере не менее 70% на момент заключения Договора;
    • на оплату цены договора уступки прав требований по договору участия в долевом строительстве жилого помещения, расположенного на территории Санкт-Петербурга или Ленинградской области, общей площадью не менее учетного норматива на каждого гражданина при условии выполнения работ по строительству многоквартирного или жилого дома в объеме не менее 70% на момент заключения Договора;
    • на оплату паевого взноса членом жилищно-строительного или жилищного накопительного кооператива в целях получения в собственность жилого помещения после завершения его строительства на территории Санкт-Петербурга или Ленинградской области при условии выполнения работ по строительству многоквартирного дома в размере не менее 70% на момент заключения Договора.

    Граждане, имеющие первоочередное право на предоставление социальных выплат в рамках Программы, включаются в Сводный список в порядке очередности исходя из даты подачи заявления о выборе формы содействия в виде предоставления социальной выплаты в рамках Программы.

    Заявление о продлении срока действия Свидетельства и указанные документы подаются получателем социальной выплаты в Организационно-распорядительный отдел Жилищного комитета (пл. Островского, д. 9) не позднее чем за 5 рабочих дней до истечения срока действия Свидетельства.

    Улучшение жилищных условий в 2022 году

    1. Сбор необходимых документов, чтобы доказать, что Вы — нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Первично для оценки ситуации достаточно Ф7, Ф9 (характеристика жилья и справка о регистрации), причем со всех мест прописки членов семьи. Если есть иная жилполщадь (дом, другая квартира), эта информация тоже нужна.

    3. Идем подавать заявление (на постановку на очередь или восстановление в ней после незаконного снятия, и/или на предоставление субсидии), спорим с Администрацией или в суде. Граждане, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий, могут использовать 2 варианта: ждать предоставления жилья или действовать с использованием государственных программ.

    • Была такая «нерешайка», которую удалось решить. В коммунальной квартире одна комната принадлежала гражданке А, которая стояла на очереди по улучшению жилищных условий. Вторая комната — гражданке Б, которая умерла, и ее комнату предоставили гражданке Г. На требование гражданки А об освобождении незаконно заселенной комнаты и передаче ее ей же, Администрация отказалась изменить свое решение и пришлось подавать в суд. В суде доказывалось незаконное предоставление жилья гражданке Г. Одновременно адвокат для гражданки А получил субсидию в достаточном размере, что позволило заключить с соседкой мировое соглашение. В результате гражданка А получила всю квартиру, гражданке Г. с использованием субсидии мы подобрали тоже отдельную квартиру в другом месте.
    • В семье по рассчетам были лишние квадратные метры на человека. «Классически» ничего не придумали. Решали замерить площадь. Оказалось, что в реальности, действительно, площади на 0,7 м2 меньше. Вызвали кадастрового инженера, перемерили, подтвердили. Внесли изменения в документы о собственности. Встали на очередь.

    2. Проводим анализ документов (площади, сроков проживания в Санкт-Петербурге, возможностей), вырабатываем позицию, доказывающую право постановки на очередь. Если «в лоб» ситуация нерешаема, думаем о путях преодоления препятствий (признание не членом семьи, доказательство стажа проживания в СПб и пр.).

    Помимо того, что льготная очередь дает право на более быстрое улучшение жилищных условий, общие проблемы остаются теми же.При отказе сотрудников жилищного отдела — обращайтесь к нашим юристам. Телефонный совет или серьезный анализ ситуации с разработкой варианта решения — ваш шанс на решение проблемы.

    Сделать это будет крайне проблематично. Если один из членов семьи проживает в Москве менее 10 лет, ДГИ г. Москвы откажет в постановке на жилищный учет. На практике данный вопрос является спорным (Решение Пресненского районного суда г. Москвы от 22 октября 2022 г. по делу № 02-5313/20, Апелляционное определение Московского городского суда от 2 марта 2022 г. по делу № 33-9343/2022).

    ДГИ г. Москвы учитывает жилищную обеспеченность детей и супруга заявителя, даже если они не проживают в одном жилом помещении с ним. Однако суды признают подобные действия департамента незаконными. В таких случаях выясняется, имеется ли у желающего встать на жилищный учет самостоятельное право пользования имуществом детей или супруга, которые не зарегистрированы в жилом помещении совместно с ним и на улучшение жилищных условий не претендуют (Апелляционное определение Московского городского суда от 10 февраля 2022 г. по делу № 33-5255/2022).

    Малоимущими для постановки на жилищный учет признает граждан ДГИ г. Москвы. Для этого необходимо, чтобы имущественная обеспеченность семьи была меньше общей стоимости жилого помещения, необходимого семье для обеспечения по норме предоставления жилплощади на одного человека.

    ДГИ г. Москвы без подписи этого члена семьи заявление не примет и не поставит на жилищный учет. Однако по этому вопросу имеется судебная практика, согласно которой такие действия департамента незаконны, гражданин может быть поставлен на жилищный учет исключительно при его желании. Но при этом жилищные и иные материальные условия члена семьи, не желающего вставать на жилищный учет, будут учитываться (Апелляционное определение Московского городского суда от 20 января 2022 г. по делу № 33-2379/2022).

    Заявитель и члены его семьи подают заявление через любой центр госуслуг «Мои документы» в Москве о признании их малоимущими в целях предоставления жилого помещения по договору социального найма. К заявлению прикладываются документы о праве собственности на движимое и недвижимое имущество; документы, подтверждающие доходы каждого члена семьи за 2 последних года.

    При этом ВС обратил внимание на формулировку «члены семьи». К ним относятся супруги, дети и родители собственника жилого помещения. Других родственников можно признать членами семьи, если владелец квартиры сам вселил их к себе – то есть Горина должна была позвать брата жить с ней. Но в спорной квартире брат с сестрой жили с самого детства. Жилье принадлежало их матери, они получили там равные доли, она не вселяла брата в квартиру.

    Роман и Елена Ивановы* жили с матерью в квартире площадью 47,5 кв. м. В ней брат и сестра были прописаны с детства, а в 2004 году получили по доле размером 1/3 в собственность. В 2009-м дочь вышла замуж за Дмитрия Горина*, у них родился ребенок. Собственного жилья у молодой семьи не было, они жили у тещи. А спустя время брату Роману досталась половина дома площадью 71,3 кв. м.

    Дело рассмотрела тройка судей под председательством Владимира Хаменкова. Согласно п. 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса («Снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях»), вычеркнуть из списков нуждающихся можно, если выяснится, что граждане предоставили недостоверные сведения, указал ВС. Но Горины ложных данных не сообщали.

    Администрация в суде уверяла, что Гориных вообще не нужно было включать в список нуждающихся. В 2012 году (когда семье дали добро на включение) специалисты не знали, что у ее родного брата есть другое имущество. Чиновники настаивали на том, что раз Горина проживает вместе с братом, то они являются членами одной семьи.

    В 2012 году Гориных поставили на учет для улучшения жилищных условий как молодую семью. Чиновники исходили из нормы жилплощади, которую утвердил местный совет депутатов (12 кв. м. на 1 человека в квартире). Пятерым полагалось жилье площадью 60 кв м, а квартира была меньше.

    После того, как в силу вступили новые поправки к Жилищному Кодексу РФ, «точкой отсчета» для определения нуждающегося в улучшении жилищных условий стали 15 квадратных метров занимаемой площади на одного члена семьи. Хотя в некоторых регионах России эти нормативные квадратные метры несколько отличаются. Теперь граждане, обеспеченные 15-ю кв. метрами жилья и более, если они отвечают всем нормам жилых помещений и требованиям санитарной службы, не могут быть поставлены на учет как нуждающиеся в жилье.

    3) Граждане, которые сами являются нанимателями жилья или членами семьи нанимателя и проживают на одной жилой площади с больными людьми, страдающими от хронических заболеваний, когда совместное проживание на одной площади невозможно по санитарным нормам. Перечень таких болезней установлен исполнительными уполномоченными от Правительства РФ.

    Если ранее встать на учет по улучшению жилищных условий могли граждане, прописанные в квартире или доме со своими родственниками, где площадь жилья не соответствовала нормам Жилищного Кодекса, то с февраля 2010 года начали действовать поправки к законодательству. Теперь при принятии гражданина на учет учитывается сумма всех квадратных метров, находящихся в пользовании его семьи в одном населенном пункте на момент подачи заявления об улучшении жилищных условий. Следует уточнить, что к понятию «семья нанимателя жилья» относятся: супруги, родители, дети и родственники или граждане, которые проживают совместно с ними на общей площади и ведут с ними общее хозяйство.

    заявление о принятии на учет, подписанное всеми совершеннолетними членами семьи;
    паспорт или иные документы, удостоверяющие личность и подтверждающие гражданство Российской Федерации заявителя и членов его семьи;
    документы, содержащие сведения о составе семьи и степени родства;
    документы, подтверждающие проживание заявителя и членов его семьи в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет;
    документы, содержащие сведения о месте жительства заявителя и членов его семьи;
    документы, содержащие сведения об обеспеченности жилыми помещениями;
    документы, содержащие сведения о доходах заявителя и членов его семьи за двенадцать месяцев, предшествующих обращению для принятия на учет (для граждан, признанных малоимущими);
    документы, содержащие сведения о стоимости находящегося в собственности заявителя и членов его семьи имущества, подлежащего налогообложению (для граждан, признанных малоимущими);
    документы, подтверждающие право гражданина на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди (для граждан, имеющих право на предоставление жилых помещений по договорам социального найма вне очереди) и(или) на предоставление жилого помещения по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления площади жилого помещения (для граждан, имеющих право на предоставление жилого помещения по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления площади жилого помещения);
    документы о техническом состоянии жилого помещения (для граждан, занимающих непригодное для проживания жилое помещение);
    документы, подтверждающие, что гражданин относится к категории граждан, указанных выше;

    Перечень документов, подлежащих рассмотрению при принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях реабилитированных лиц, утративших жилые помещения в Санкт-Петербурге в связи с репрессиями, членов их семей и других родственников, проживавших совместно с репрессированными лицами до применения к ним репрессий, а также детей, родившихся в местах лишения свободы, ссылке, высылке, на спецпоселении, и граждан, являющихся нанимателями и(или) собственниками (членами семьи нанимателей и(или) собственников) жилых помещений (комнат) в коммунальных квартирах, утверждается уполномоченным органом.

    Улучшение жилищных условий получение квартиры от государства в Санкт-Петербурге в 2022 году

    • не имеющие своего жилья;
    • не заключившие договор социального найма;
    • проживающие в условиях, когда площадь места проживания меньше установленной государством нормы;
    • зарегистрированы в жилой недвижимости, которая не отвечает требованиям, закреплённым в ПП №47;
    • проживающие в квартире, занятой несколькими семьями, когда один из зарегистрированных страдает хроническими заболеваниями.

    Когда гражданин имеет в собственности объект жилой недвижимости или заключил договор социального найма, он может претендовать на улучшение условий проживания, если на каждого члена семьи, зарегистрированного в квартире или частном доме, приходится менее 10-15 кв. м. (показатель меняется в зависимости от субъекта Российской Федерации).

    Передать заявление можно в органы муниципалитета по месту постоянной регистрации, Многофункциональный центр в Санкт-Петербурге либо онлайн, на интернет-портале «Госуслуги» (услуга может не оказываться в некоторых субъектах РФ). Основное условие — наличие полного комплекта документов, подтверждающих тяжёлое материальное положение и необходимость изменения места жительства.

    • заявление;
    • национальный паспорт;
    • документы о составе семьи;
    • для проживающих в частном секторе в Санкт-Петербурге, выписку из домовой книги;
    • договор социального найма, при его наличии;
    • свидетельства, подтверждающие, что текущие условия проживания требуют улучшения;
    • справку о присвоении статуса малоимущей семьи;
    • документы, подтверждающие право собственности на жилую недвижимость;
    • медицинские свидетельства о наличии тяжёлого хронического заболевания.

    Улучшение жилищных условий

    • молодые семьи с несовершеннолетними детьми или хотя бы одним ребенком;
    • несемейные молодые люди (до 35 лет);
    • одинокие молодые родители несовершеннолетних детей;
    • работники бюджетной сферы;
    • лица, проживающие в коммунальных квартирах;
    • люди с ограниченными физическими возможностями;
    • другие категории.

    Намеренное ухудшение жилищных условий в Санкт-Петербурге (как и предоставление неполного пакета документов) лишит вас права на положительное решение вопроса. В первом случае, вы не сможете повторно подавать заявку 5 лет, во втором – сможете, но все равно придется пройти весь круг сначала.

    Чтобы самостоятельно пройти этот путь, вам нужно подготовить документы из регламентированного законом перечня. Подать их вместе с заявлением в уполномоченный орган власти, а затем ожидать решения, после которого вы сможете или получить жилье из социального фонда, или купить себе с помощью субсидии подходящую квартиру.

    Кроме того, получить субсидию или отдельную квартиру могут малоимущие граждане, прожившие в городе не менее 10-ти лет, при этом подтвердившие свой низкий уровень доходов. За деньги, выплачиваемые государством, можно приобрести или построить жилье в Санкт-Петербурге.

    Законом Санкт-Петербурга предусмотрены возможности улучшения жилищных условий граждан, такие как получение жилого помещения по договору социального найма, после постановки на учет (очередь) или содействие города по реализации городских или федеральных жилищных программ (получение субсидии, за счет которой вы сможете построить дом или купить квартиру, расселение коммунальных квартир и т.п.). Субсидии на улучшение жилищных условий имеют разные формы, поэтому могут охватить достаточно широкий круг заинтересованных людей. Субсидия – более простой и быстрый вариант, чем ожидание в очереди социальной квартиры.

    Молодые граждане (молодые семьи)- получатели социальной выплаты в течение срока действия свидетельства самостоятельно подбирают жилые помещения для приобретения в собственность, самостоятельно заключают договор купли-продажи жилого помещения, договор об участии в долевом строительстве многоквартирного жилого дома, договор подряда на строительство индивидуального жилого дома

    — копии справок федерального учреждения медико-социальной экспертизы (по форме, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 24 ноября 2010 года № 1031н) в случае наличия в составе молодой семьи детей-инвалидов и (или) справок из медицинского учреждения в случае наличия в составе молодой семьи детей, страдающих тяжелой формой хронического заболевания в соответствии с Перечнем тяжелых форм хронических заболеваний

    — на погашение основной суммы долга и уплату процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение (строительство) жилого помещения при условии наличия документа, подтверждающего, что молодой гражданин (получатель социальной выплаты) и члены его семьи были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий на дату заключения соответствующего кредитного договора (договора займа). Использование социальной выплаты на уплату иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам не допускается.

    — копия справки кредитной организации (займодавца), предоставившей молодому гражданину – заявителю ипотечный жилищный кредит (заем), об остатке суммы основного долга и остатке задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом).

    — получение и использование социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения в соответствии с настоящим Мероприятием, подпрограммой «Жилье для молодежи», основным мероприятием «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», основным мероприятием «Улучшение жилищных условий с использованием средств ипотечного кредита (займа)» и подпрограммой «Поддержка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на основе принципов ипотечного кредитования в Ленинградской области»

    Как встать в очередь на улучшение жилищных условий

    Возможность улучшения жизни российских семей предусматривает различные федеральные проекты, позволяющие социально незащищенным категориям лиц получать существенную государственную помощь в сфере обеспечении жилыми объектами или предоставления финансовой помощи для проведения ремонтных работ, реконструкции либо возведения собственного дома.

    После постановки в очередь, заявители должны сами отслеживать её движение. В различных субъектах федерации она продвигается по разному. При этом не установлено каких-либо разработанных принципов и это во многом зависит от уровня развития экономики каждого региона в отдельности.

    После подачи заявления назначается время заседания. Если судья удовлетворит требования заявителя, то он будет восстановлен, иначе — нет. При получении отказа в удовлетворении требований истец вправе обжаловать его в вышестоящие судебные инстанции.

    • Подготовить заявку в жилищный отдел. Составляется она в 2 экземплярах: один передается в муниципалитет, второй возвращается обратившемуся лицу с отметкой о принятии;
    • Направить обращение средствами почтовой связи, заказным письмом с уведомлением. Ответ должен поступить в течение 30 рабочих дней;
    • Самому обратиться в органы самоуправления.

    Заявление о включении в очередь на улучшение условий проживания подается в территориальный муниципалитет в месте регистрации субъекта либо официального трудоустройства. Категорически запрещено вставать в разные очереди одновременно. Если претендентом на увеличении жилплощади выступает недееспособное лицо, то такую процедуру осуществляют его представители, установленные законом.

    Это интересно:  Не поднялось пособие для многодетных семей в 2022 году в башкирии
Оцените статью
Доступное Правовое обеспечение