Изменения в градостроительный кодекс с 1 января 2022 года

ГрК РФ пришёл на смену кодексу 1998 года. Преимуществом перед прошлым нормативным актом стали пункты об обязательном наличии благоприятных природных условий для проживания и сохранения объектов культурного наследия. Теперь Градостроительный Кодекс отвечает за все главные понятия в градостроительной деятельности, расписывает принципы законодательных процессов, перечисляет полномочия органов, отвечающих за застройки.

Здесь вы найдёте полный текст нового Градостроительного Кодекса РФ 2022, включая все дополнения и изменения на 2014 год, комментарии к статьям, а также правовые документы, статьи и новости, связанные с ГрК РФ. Переход к любой статье Градостроительного кодекса осуществляется через оглавление на главной странице или через меню в левой части сайта. Также вы можете воспользоваться поиском по сайту.

Градостроительный кодекс РФ (ГрК РФ) 2022 — регулирует отношения в области градостроительной деятельности. Был принят 22 декабря 2004 года Государственной Думой и одобрен Советом Федерации 24 декабря 2004 года. Градостроительным кодексом Российской Федерации назван Федеральный закон от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ, он устанавливает правила в системе градостроения и регулировать отношения, которые связаны с данным понятием.

Градостроительный кодекс регулирует операции по планировке территорий, проектирование строительное и архитектурное, зонирование. Он же отвечает за вопросы постройки новых объектов, проведения капитального ремонта на уже существующих и охватывает все сферы капитального строительства.

Изменение Градостроительного кодекса РФ с 1 января 2022 года

  • документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии);
  • документы, подтверждающие передачу гарантирующим поставщикам электрической энергии в эксплуатацию приборов учета электрической энергии многоквартирных домов и помещений в многоквартирных домах, подписанные представителями гарантирующих поставщиков электрической энергии.

В случае если в границах особо охраняемой природной территории федерального или регионального значения полностью расположен населенный пункт, проект правил землепользования и застройки, подготовленный применительно к территории такого населенного пункта, находящейся в границах указанной особо охраняемой природной территории, подлежит согласованию соответственно с федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в ведении которых находится особо охраняемая природная территория. Предметом согласования является соответствие градостроительного регламента, устанавливаемого применительно к территории указанного населенного пункта, режиму особой охраны, предусмотренному законодательством РФ об особо охраняемых природных территориях, и положением об особо охраняемой природной территории. Согласование осуществляется в порядке, установленном правительством РФ.

Нормами статьи 25 ГрК РФ в новой редакции установлено, что проект генерального плана подлежит согласованию в части определения функциональных зон, в которых планируется размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципального района и (или) местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения муниципального района, в том числе в случае установления границ населенных пунктов, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий.

В силу новой редакции статьи 32 ГрК РФ к проекту правил землепользования и застройки, подготовленному применительно к территории населенного пункта, расположенного в границах особо охраняемой природной территории, следует обязательно приложить документ, подтверждающий согласование проекта правил землепользования и застройки с федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта РФ, в ведении которых находится данная особо охраняемая природная территория.

Градостроительный кодекс 2022 г

6. Новый порядок регулирования зон с особыми условиями использования территорий и территории объектов культурного наследия. Каким образом устанавливаются подобные зоны, какого размера они могут быть, как обозначаются границы местности. Возможные ограничения.

4. Капитальное строительство с 3 августа 2022 года. Обновленное понятие объекта капстроительства. Проектная документация объектов капитального строительства. Какие новые разделы должны быть включены в состав проектной документации объектов капитального строительства?

Сроки вступления изменений в Градостроительный кодекс РФ. Основная часть поправок заработает с 1 января 2022 года. Но некоторые положения уже действуют с момента опубликования – то есть с 7 августа 2022 года и начнут действовать с сентября 2022 года. Какая часть поправок заработает после 1 июля 2022 и с 1 января 2022 года?

11. Требования к проектам планировки и межевания территорий и ГПЗУ с 2022 года. Виды документов территориального планирования и градостроительного зонирования. Обязательная оценка соответствия объекта капитального строительства документам градостроительного зонирования и документацией по планировке территории. Состав и содержание документации по планировке территории: проекты планировки территории (ППТ), проекты межевания территории (ПМТ), градостроительные планы земельных участков (ГПЗУ). Общие требования к подготовке ППТ и ПМТ (ППМТ). Состав и содержание ППМТ, в том числе для размещения линейных объектов за границами населённых пунктов. ППМТ как документ-основание для кадастрового учёта земельных участков. Особенности в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.

14. Формы технического плана и декларации об объекте недвижимости Требования к техническим планам зданий, сооружений, помещений и объектов незавершенного строительства. Предоставление технического плана построенного объекта, как необходимое условие получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

По ее словам, если участок был получен в аренду или выделен, но права на него не внесены в ЕГРН, после указанной даты сведения о нем удалят из реестра. Это значит, что нужно будет получать новые документы на образование земельного участка и ставить его на кадастровый учет или в судебном порядке доказывать свои права.

3.3) обращение в арбитражный суд с требованием об исключении сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами; (в ред. Федеральных законов от 22.07.2008 N 148-ФЗ, от 24.11.2014 N 359-ФЗ)

  1. комплексное развитие территорий жилой застройки,
  2. комплексное развитие территорий нежилой застройки,
  3. комплексное развитие незастроенной территории,
  4. комплексное развитие территории по инициативе правообладателей земельных участков и объектов недвижимости.

[1] Федеральный закон от 27.12.2022 № 455-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации — городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Такие изменения необходимы, так как в правилах землепользования и застройки на карте градостроительного зонирования в обязательном порядке должны устанавливаться территории, в границах которых предусматривается осуществление комплексного развития территории (ч. 5.1 ст. 30 ГрК РФ). Эти территории могут быть как определены заранее, так и уже после принятия решений о комплексном развитии территорий (ч. 5.2 ст. 30 ГрК РФ). В последнем случае принятие решения о комплексном развитии территорий будет основанием для внесения изменений в правила землепользования и застройки (п. 6 ч. 2 ст. 33 ГрК РФ).

Изменения в градостроительном кодексе с августа в 2022 году

Внести в Федеральный закон от 1 апреля 2022 года N 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2022, N 14, ст. 2028; N 24, ст. 3740) следующие изменения:

В случае если в границах особо охраняемой природной территории федерального или регионального значения полностью расположен населенный пункт, проект правил землепользования и застройки, подготовленный применительно к территории такого населенного пункта, находящейся в границах указанной особо охраняемой природной территории, подлежит согласованию соответственно с федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в ведении которых находится особо охраняемая природная территория.

С 1 января также вступает в силу новый порядок формирования кредитной истории. Минимальный доход россиян с долгами защитили от взысканий: с 1 февраля будет действовать норма о сохранении ежемесячного дохода должника не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по России.

  • Оценка риска для здоровья населения при разработке СЗЗ: проводить или нет? «Спор» СанПиН и Правил установления СЗЗ
  • Разработка проекта СЗЗ с учетом всех изменений
  • СЗЗ установлена не до конца: последствия главной ошибки владельцев промышленных объектов
  • документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии);
  • документы, подтверждающие передачу гарантирующим поставщикам электрической энергии в эксплуатацию приборов учета электрической энергии многоквартирных домов и помещений в многоквартирных домах, подписанные представителями гарантирующих поставщиков электрической энергии.

К проекту правил землепользования и застройки, подготовленному применительно к территории населенного пункта, расположенного в границах особо охраняемой природной территории, следует обязательно приложить документ, подтверждающий согласование проекта правил землепользования и застройки с федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта РФ, в ведении которых находится данная особо охраняемая природная территория.

1. Сметная стоимость строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образование, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, а также сметная стоимость капитального ремонта многоквартирного дома (общего имущества в многоквартирном доме), осуществляемого полностью или частично за счет средств регионального оператора, товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо средств собственников помещений в многоквартирном доме, определяется с обязательным применением сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов. В иных случаях сметная стоимость строительства определяется с применением сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов, если это предусмотрено федеральным законом или договором. Сметная стоимость строительства используется при формировании начальной (максимальной) цены контрактов, цены контрактов, заключаемых с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, сохранению объектов культурного наследия в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, законодательством Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, формировании цены иных договоров, заключаемых указанными в части 2 настоящей статьи лицами и предусматривающих выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, по сохранению объектов культурного наследия, при условии, что определение сметной стоимости строительства в порядке, установленном настоящей частью, в соответствии с настоящим Кодексом является обязательным. При этом сметные нормативы и сметные цены строительных ресурсов, использованные при определении сметной стоимости строительства, не подлежат применению при исполнении указанных контрактов или договоров, если иное не предусмотрено таким контрактом или таким договором. (в ред. Федеральных законов от 26.07.2022 N 191-ФЗ, от 27.06.2022 N 151-ФЗ)

Это интересно:  Декларация 3 ндфл 2022 год при продаже квартиры

1) градостроительная деятельность — деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территорий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции, сноса объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, комплексного развития территорий и их благоустройства; (в ред. Федеральных законов от 28.11.2011 N 337-ФЗ, от 29.12.2022 N 463-ФЗ, от 03.08.2022 N 340-ФЗ, от 30.12.2022 N 494-ФЗ)

1. Законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, сносу, а также по эксплуатации зданий, сооружений (далее — градостроительные отношения). (в ред. Федеральных законов от 31.12.2005 N 210-ФЗ, от 18.07.2011 N 243-ФЗ, от 28.11.2011 N 337-ФЗ, от 03.08.2022 N 340-ФЗ)

5. К отношениям, связанным с созданием искусственных земельных участков и строительством объектов капитального строительства на таких земельных участках, применяется законодательство о градостроительной деятельности с учетом особенностей, установленных Федеральным законом «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». (в ред. Федеральных законов от 19.07.2011 N 246-ФЗ, от 13.07.2015 N 213-ФЗ)

3) отказ в выдаче разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию наряду с основаниями, предусмотренными пунктами 1-4 части 6 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, осуществляется в случае несоответствия такого объекта капитального строительства разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, на дату выдачи разрешения на строительство такого объекта капитального строительства. При этом положения пункта 5 части 6 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации не применяются;

«2_2. Правительством Российской Федерации могут быть определены услуги, оказываемые при осуществлении градостроительной деятельности исключительно в электронной форме, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Порядок оказания этих услуг в электронной форме устанавливается Правительством Российской Федерации.»;

а) пункт 4 дополнить предложениями следующего содержания: «Срок рассмотрения федеральным органом охраны объектов культурного наследия проекта генерального плана, подготовленного применительно к территориям исторических поселений федерального значения, не должен превышать двадцать календарных дней со дня поступления соответствующих документов от органа местного самоуправления. Срок рассмотрения региональным органом охраны объектов культурного наследия проекта генерального плана, подготовленного применительно к территориям исторических поселений регионального значения, не должен превышать семь рабочих дней со дня поступления соответствующих документов от органа местного самоуправления.»;

Внести в Градостроительный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст.16; 2006, N 1, ст.10, 21; N 52, ст.5498; 2007, N 31, ст.4012; N 45, ст.5417; N 46, ст.5553; N 50, ст.6237; 2008, N 20, ст.2260; N 30, ст.3604, 3616; 2009; N 1, ст.17; N 48, ст.5711; N 52, ст.6419; 2010, N 31, ст.4209; 2011, N 13, ст.1688; N 27, ст.3880; N 30, ст.4563, 4590, 4591, 4594, 4605; N 49, ст.7015; 2012, N 47, ст.6390; N 53, ст.7614, 7619; 2013, N 27, ст.3480; N 30, ст.4080; N 52, ст.6961; 2014, N 16, ст.1837; N 26, ст.3377, 3387; N 30, ст.4220; N 43, ст.5799; N 48, ст.6640; 2015, N 1, ст.9, 11, 52, 86; 2022, N 1, ст.22, 79; N 27, ст.4301, 4302, 4305, 4306; 2022, N 27, ст.3932; N 31, ст.4740, 4766; 2022, N 1, ст.27, 39, 90, 91; N 32, ст.5105, 5114, 5133, 5134, 5135; N 53, ст.8422; 2022, N 26, ст.3317; N 31, ст.4442, 4453; N 51, ст.7492; N 52, ст.7790; 2022, N 29, ст.4504, 4512; N 31, ст.5013, 5023; N 50, ст.8061) следующие изменения:

б) пункт 5 дополнить предложением следующего содержания: «Срок рассмотрения федеральным органом охраны объектов культурного наследия проекта правил землепользования и застройки не должен превышать семь рабочих дней со дня поступления соответствующих документов от органа местного самоуправления.»;

12. Уточняется статья 60 Кодекса, регулирующая вопросы возмещения вреда, причиненного вследствие разрушения, повреждения объекта капитального строительства, нарушения требований безопасности при строительстве объекта капитального строительства, требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения.

С 28.06.2022 года вступает в силу пункт 6.1 статьи 15.4 Закона об участии в долевом строительстве. Эта норма требует, чтобы застройщик разместил в ЕИСЖС проектную декларацию до заключения первого ДДУ. Кроме того, с этой же даты ужесточаются и требования к девелоперам, привлекающим деньги только с помощью эскроу и желающим получить заключение о соответствии (своем и проектной декларации) требованиям закона. В отношении этих застройщиков также станет применяться статья 3.2 закона № 214-ФЗ, устанавливающая жесткие требования к органам управления и руководителям девелопера.

Пандемия коронавируса привела и к временным изменениям законодательства. Классический пример — часть 6 статьи 19 закона № 98-ФЗ. Эта норма разрешила арендаторам государственной и муниципальной земли (при условиях, указанных в законе № 98-ФЗ) потребовать увеличения срока аренды, если граждане (или компании) заключили договор до введения в субъекте РФ режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации. Эта же статья временно прекратила действие пункта 8 статьи 39.8 ЗК РФ о сроках аренды государственных и муниципальных участков. Однако с 01.03.2022 г. «чрезвычайная» норма отменяется, и положение о сроках аренды снова вступает в силу. Хотя если к марту будущего года ситуация с коронавирусом не изменится, то государство продлит действие этой статьи.

2. От имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в градостроительных отношениях выступают соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции.

Местные органы власти вынуждены будут признать строительство самовольным. Правда, для этого потребуется решение суда. И дачник уже только в судебном порядке сможет попытаться установить права собственности на построенный объект, даже если изначально он не подавал уведомления. Главное, чтобы дом был построен по нормам и земельный участок оформлен в собственность.

Градостроительный кодекс с изменениями 2022 консультант

6) осуществление мониторинга разработки и утверждения программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов;
(Пункт дополнительно включен с 1 апреля 2013 года Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 289-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29 декабря 2014 года N 456-ФЗ.

4. На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.

1_1. Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности (часть дополнительно включена с 1 января 2007 года Федеральным законом от 18 декабря 2006 года N 232-ФЗ).

Подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры (п. 1 ст. 42 ГСК РФ 2004 г.).

Статья 64. Цели комплексного развития территории
Статья 65. Виды комплексного развития территории
Статья 66. Порядок принятия и реализации решения о комплексном развитии территории
Статья 67. Решение о комплексном развитии территории
Статья 68. Договор о комплексном развитии территории
Статья 69. Порядок заключения договора о комплексном развитии территории
Статья 70. Комплексное развитие территории по инициативе правообладателей

Внести в Федеральный закон от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 17; 2006, N 1, ст. 17; N 52, ст. 5498; 2009, N 52, ст. 6419, 6427; 2011, N 13, ст. 1688; N 30, ст. 4594; 2012, N 27, ст. 3587; N 53, ст. 7614, 7615; 2013, N 52, ст. 6976; 2014, N 26, ст. 3377; 2015, N 1, ст. 9, 38; N 10, ст. 1418; N 29, ст. 4376; 2022, N 1, ст. 22; N 26, ст. 3890; N 27, ст. 4305, 4306; 2022, N 25, ст. 3593, 3595; 2022, N 1, ст. 39; 2022, N 31, ст. 4442; 2022, N 24, ст. 3740; 2022, N 1, ст. 7) следующие изменения:

«17. Основания для принятия Национальным объединением саморегулируемых организаций решения об отказе в удовлетворении заявления о перечислении, указанного в части 16 настоящей статьи, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.»;

1. Незавершенные объекты капитального строительства, строительство, реконструкция которых осуществлялись полностью или частично за счет средств федерального бюджета, подлежат включению в федеральный реестр незавершенных объектов капитального строительства.

6) в отношении объекта капитального строительства, строительство, реконструкция которого не завершены, и (или) земельного участка, на котором расположен такой объект, наложен арест, запрет совершать определенные действия и (или) избрана мера пресечения в виде залога;

«16.1. По заявлению о перечислении, указанному в части 16 настоящей статьи, средства компенсационного фонда (компенсационных фондов) перечисляются Национальным объединением саморегулируемых организаций в течение пяти рабочих дней со дня поступления такого заявления в Национальное объединение саморегулируемых организаций в размере уплаченного индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации, сведения о которой исключены из государственного реестра саморегулируемых организаций, но не более размера взноса, подлежащего уплате таким лицом в соответствующий компенсационный фонд саморегулируемой организации, принявшей решение о приеме индивидуального предпринимателя или юридического лица в члены саморегулируемой организации.

«6.1. Подача заявления о выдаче градостроительного плана земельного участка наряду со способами, предусмотренными частью 5 настоящей статьи, выдача градостроительного плана земельного участка наряду со способами, указанными в части 6 настоящей статьи, могут осуществляться:

Это интересно:  Окоф детский мягкая мебель

5. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, юридические лица, созданные Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием, юридические лица, в уставных (складочных) капиталах которых доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, со дня включения сведений о типовой проектной документации в единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства получают право безвозмездно использовать типовую проектную документацию, исключительное право на которую принадлежит Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию, при осуществлении архитектурно-строительного проектирования аналогичного объекта.

5) предоставление органом федерального государственного энергетического надзора временного разрешения, разрешения на допуск в эксплуатацию объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, энергопринимающих установок, объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок;

2) направление уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке;

2) через многофункциональный центр в соответствии с соглашением о взаимодействии между многофункциональным центром и уполномоченным на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 — 6 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, организацией;

Автором другого документа, находящегося на рассмотрении в Думе, является «отец» и идеолог «дачной (а по совместительству и «гаражной») амнистии» Павел Крашенинников. Проект № 1243284-7 дает возможность наследникам оформить права на земельные участки, доставшиеся им от наследодателей, которые так и не успели воспользоваться «дачной амнистией». Дополнительно законопроект закрепляет алгоритм предоставления гражданам участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены жилые дома, возведенные до вступления в силу ГрК РФ в границах населенного пункта, а также приводит перечень документов, необходимых для приобретения земельных участков, расположенных под такими домами.

На начало декабря 2022 года в Государственной думе находятся несколько законопроектов, в которых так или иначе фигурирует недвижимость. Например, проект № 1246345-7. Его автором является правительство РФ. Законопроект наконец-то устанавливает такие понятия, как «многоквартирный дом» (в ЖК РФ) и «дом блокированной постройки» (в ГрК РФ). Пикантность ситуации заключается в том, что ЖК РФ, ГрК РФ и многие законы давно оперируют данными понятиями, не раскрывая их. Теперь недостаток будет устранен, и студенты юрфаков могут сказать спасибо законодателю. Наряду с этим, проект устраняет правовую неопределенность, возникающую при отнесении здания к МКД или дому блокированной застройки, а также снимает вопрос о включении домов блокированной застройки в региональные программы капитального ремонта.

Этот закон явно протолкнуло строительное лобби. Хотя о подобных поправках говорили где-то с начала «нулевых». Но только в январе 2022 года правительство направило в Думу проект закона. Работа закипела, и 1 декабря 2022 года Совет федерации отправил на подпись президенту закон о внесении изменений в закон об инвестиционной деятельности № 39-ФЗ, а также в Земельный и Градостроительный кодексы. Президент подпишет его уже в декабре этого года. Однако некоторые статьи нового нормативно-правового акта вступят в силу только с 1 сентября 2022 года.

С 1 марта 2022 года государство разрешит строить и регистрировать в ЕГРН жилые дома, возведенные на земельных участках, предназначенных для ведения крестьянскими (фермерскими) хозяйствами своей деятельности. Иными словами, законодатель позволил строить индивидуальные жилые дома на сельскохозяйственных землях. Данное право введено законом № 299-ФЗ от 02.07.2022 года.

Если же застройщик привлекал деньги инвесторов, то он также должен указать их в качестве будущих правообладателей собственности. Дополнительно, заявление о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию будет содержать информацию об уплате госпошлины, email застройщика и инвесторов. В свою очередь, орган, выдавший разрешение на ввод сооружения в эксплуатацию, самостоятельно будет направлять заявления в Росреестр о кадастровом учете и регистрации права собственности на объект и землю (если ЕГРН не содержит сведений об участке).

Градостроительная деятельность — деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территорий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции, сноса объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, благоустройства территорий

Последнее изменение от 08.12.2022 № 416-ФЗ корректирует часть 6 статьи 49 Градостроительного кодекса: после слов «в границах водоохранных зон на территориях портов,» дополнить словами «проектной документации специализированных хранилищ агрохимикатов, если такие хранилища планируются к строительству и реконструкции в границах водоохранных зон на территориях морских портов за пределами границ прибрежных защитных полос,«.

Сокращены сроки отдельных процедур, связанных с внесением изменений в правила землепользования и застройки, предоставлением разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, а также с подготовкой документации по планировке территории.

Текст Федерального закона опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 29 декабря 2022 г. N 0001202212290112, в «Российской газете» от 11 января 2022 г. N 1, в Собрании законодательства Российской Федерации от 4 января 2022 г. N 1 (часть I) ст. 7

  1. Если проектная документация на объекты капитального строительства должна быть проверена с помощью экспертизы, согласно статье 49 ФЗ №190, то результаты инженерных изысканий — работ, которые проводятся для изучения природных условий района, участка строительства, материалов — должны быть сформированы в электронном виде. Формат отчетной документации устанавливает орган исполнительной власти субъекта РФ, который отвечает за сферу архитектуры и градостроительства, за исключением случаев, когда информация может являться государственной тайной. Если застройщик формирует и ведет информационную модель, результаты разрабатываются в форме, которая позволит использовать их в ведении модели.
  2. Проектные документы должны быть утверждены застройщиком, собственником здания или региональным оператором. Застройщик обязан направить проектную документацию объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий на экспертизу и только потом утверждать их за исключением случаев, указанных в пунктах 15.2 и 15.3 статьи 48 ФЗ №190.
  3. Застройщик может утвердить изменения в проектной документации, согласно части 3.8 статьи 49 ФЗ №190 , если имеет подтверждения требованиям, указанным в этой части статьи. Подтверждения должны быть предоставлены главным инженером СРО (пункт 15.2 статьи 48 ФЗ №190).
  4. В случае утверждения застройщиком изменений в проектной документации, согласно части 3.9 статьи 49 ФЗ №190, они утверждаются на основании положительного заключения экспертизы, проведенной, согласно части 3.11 статьи 49 ФЗ №190 (пункт 15.3 статьи 48 ФЗ №190). Порядок такой экспертизы устанавливается Правительством РФ.
  5. Внесение изменений, согласно пунктам 15.2 и 15.3, не может быть осуществлено, если при строительстве объекта по ФЗ №190 должен быть осуществлен государственный надзор.
  6. Экспертиза для изменений может не проводиться, если одновременно выполнены следующие условия (часть 3.8 статьи 49 ФЗ №190):
  • не будут затронуты несущие конструкции за исключением тех случаев, когда заменяются части этих конструкций на однотипные или улучшенные варианты;
  • у линейных объектов (электросети, линии связи, трубопровод и т. д) не будут изменены класс, категория или основные показатели;
  • изменения не повлекут за собой нарушений в санитарно-эпидемиологической сфере, в охране окружающей среды, промышленной безопасности и т. д.;
  • изменения соответствуют результатам оформленных инженерных изысканий под этот объект;
  • изменения соответствуют сведениям, внесенным в решение о выделении бюджетных средств на строительство объекта.
  1. Оценка соответствий изменений в документации требованиям охраны окружающей среды, объектов культурного наследия, санэпиднадзора, антитеррористической программе и пр. осуществляется как экспертное сопровождение организацией, которая выдавала экспертную документацию на объект изначально. Если при таком сопровождении возникает необходимость проведения повторной экспертизы документации, организация, ее проводящая, выдает соответствующее заключение, которое должно быть включено в ГИС ЕГРЗ.
  2. Порядок работы экспертного сопровождения устанавливается Правительством РФ.

ФЗ №151 от 27.06.2022 внес значительные изменения в Градостроительный кодекс РФ (ФЗ №190 от 29.12.2004): некоторые из них уже вступили в силу, другие вступят в конце 2022 года или в 2022-2022 годах. Большинство изменений касается введения информационных систем в градостроительную сферу.

  • устанавливать правила работы с классификаторами строительной информации;
  • формировать и вести такие классификаторы (вступает в силу с 01.12.2022);
  • устанавливать правила работы с информационными моделями, а также устанавливать список документов, которые необходимы для формирования моделей;
  • устанавливать случаи, при которых необходимо формирование таких моделей;
  • устанавливать правила работы с ИСОГД (информационной системой обеспечения градостроительной деятельности) на уровне субъекта, порядок использования информации для системы, список необходимых документов и пр.
  • устанавливать правила работы с реестрами документов для экспертиз проектной документации, бумаг по стандартизации и прочих документов с требованиями для проектирования, строительства, реконструкции и т. д. (вступает в силу 25.12.2022);
  • формировать и вести такие реестры.

Согласно изменениям, привнесенным ФЗ №151, прием заявлений, выдача необходимых документов для разрешений на строительство для специализированных застройщиков может производиться через МФЦ или портал «Наш дом» за исключением случаев, когда субъекты РФ имеют свои информационные системы, интегрированные с порталом «Наш дом».

  1. В ИСОГД теперь будут входить:
  • классификатор строительной информации;
  • сведения и материалы об объектах капитального строительства, которые необходимы для градостроительной деятельности. Перечень таких сведений устанавливается Правительством РФ.
  1. Правительство РФ может установить необходимость создания информационной модели при инженерных изысканиях, строительстве, реконструкции и иных работах на объекте и введение ее в дело о земельном участке. Кроме того, компетентный орган может принять решение о внесении в дело только информационной модели.
  2. Доступ к информации ИСОГД будет производиться через портал системы, порядок доступа будет устанавливаться Правительством РФ.

Новая редакция Градостроительного Кодекса РФ с комментариями и изменениями на 2022-2022 год

  • планирования развития селитебных территорий;
  • деления этих территорий на зоны в соответствии с предназначением;
  • проектирования строений, коммуникаций и придомовых территорий;
  • строительства, реконструкции и капитального ремонта зданий и сооружений.

На этих двух понятиях основана вся нормативная база градостроительных отношений. Территориальное планирование (ТП), рассмотренное в главе 3, представляет собой определение перспектив развития земель, отнесённых к ведению федеральных или региональных органов государственной власти, а так же муниципалитетов.

В связи с тем, что градостроительная деятельность обеспечивается преимущественно саморегулируемыми организациями, их функционированию посвящена отдельная глава ГрК РФ. В ней содержатся нормативы, которые определяют статус и виды СРО, регламент их деятельности, стандарты обязательных документов.

Это интересно:  Льготный проездной пенсионеру в спб на электричке 2022

Результатом процесса ТП является разделение территории на зоны с различными функциями, а так же определение мест строительства объектов. Каждая такая зона имеет свои границы и градостроительные регламенты. При этом переводить земельные участки из одной категории в другую запрещается.

Термин «проектирование» в данном кодексе используется преимущественно в архитектурно-строительном контексте (глава 6 ГрК РФ). Проект конкретного объекта утверждается уполномоченными органами, после чего он приобретает статус документа, по которому сверяются все действия строителей и людей, принимающих здание в эксплуатацию.

Градостроительный кодекс с изменениями на 2022 год

6) осуществление мониторинга разработки и утверждения программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов;
(Пункт дополнительно включен с 1 апреля 2013 года Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 289-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29 декабря 2014 года N 456-ФЗ.

  • муниципальных и государственных служащих, занимающихся планированием развития территории, а также контролем проектирования, строительства и эксплуатации зданий;
  • организации, занимающиеся проектированием, строительством, сносом объектов и документами для обеспечения этих видов деятельности;
  • организации, обеспечивающие функционирование зданий;
  • людей, занимающихся индивидуальным домостроением.

8) правила землепользования и застройки — документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений;

2. В случае, если сметная стоимость строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, превышает десять миллионов рублей, указанная сметная стоимость строительства подлежит проверке на предмет достоверности ее определения в ходе проведения государственной экспертизы проектной документации. При проведении капитального ремонта объектов капитального строительства указанная сметная стоимость подлежит такой проверке в случаях, установленных Правительством Российской Федерации. В случае, если указанная сметная стоимость строительства не превышает десять миллионов рублей, указанная сметная стоимость строительства подлежит такой проверке, если это предусмотрено договором. (в ред. Федеральных законов от 26.07.2022 N 191-ФЗ, от 03.08.2022 N 342-ФЗ, от 31.07.2022 N 264-ФЗ)

5) согласование проектов схем территориального планирования муниципальных районов, проектов генеральных планов поселений, городских округов, проектов правил землепользования и застройки в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;
(Пункт дополнительно включен с 24 ноября 2012 года Федеральным законом от 12 ноября 2012 года N 179-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2022 года Федеральным законом от 3 июля 2022 года N 373-ФЗ.

Изменения в градостроительный кодекс с 2022 года

Предметом согласования является соответствие градостроительного регламента, устанавливаемого применительно к территории указанного населенного пункта, режиму особой охраны, предусмотренному законодательством РФ об особо охраняемых природных территориях, и положением об особо охраняемой природной территории. Согласование осуществляется в порядке, установленном правительством РФ.

Статья 64. Цели комплексного развития территории
Статья 65. Виды комплексного развития территории
Статья 66. Порядок принятия и реализации решения о комплексном развитии территории
Статья 67. Решение о комплексном развитии территории
Статья 68. Договор о комплексном развитии территории
Статья 69. Порядок заключения договора о комплексном развитии территории
Статья 70. Комплексное развитие территории по инициативе правообладателей

С 1 января будущего года статья 9 закона № 237-ФЗ начнет действовать в новой редакции. Росреестр будет наблюдать (без осуществления плановых проверок) за соблюдением закона о кадастровой оценке, а не предупреждать, выявлять или пресекать нарушения правил государственной кадастровой оценки, как это записано сейчас в законе. Кроме того, с 01.01.2022 года вступит в силу и новая редакция статьи 14, зафиксировавшая факторы, влияющие на расчет кадастровой стоимости. Таковыми считаются местоположение и год постройки здания, материал стен, серия МКД, состояние здания (ветхое, аварийное), расположение недвижимости в зоне с особыми условиями использования территории и т.д. Эта же статья описывает алгоритм действий бюджетного учреждения при определении стоимости и подготовки отчета об оценке.

В случае если в границах особо охраняемой природной территории федерального или регионального значения полностью расположен населенный пункт, проект правил землепользования и застройки, подготовленный применительно к территории такого населенного пункта, находящейся в границах указанной особо охраняемой природной территории, подлежит согласованию соответственно с федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в ведении которых находится особо охраняемая природная территория.

  • Изменение предмета Госстройнадзора в ст. 54. Градкодекса: последствия.
  • Частота проверок в соответствии с риск-ориентированным подходом: высокая, значительная и умеренная степени риска.
  • Госстройнадзор в отношении ОКС, проектная документация которых не подлежит экспертизе (выездные проверки), конкретизация, дополнительные основания.

3. Часть 7 комментируемой статьи 52 Градостроительного кодекса РФ допускает отклонение параметров объекта капитального строительства (высоты, количества этажей, площади, объема и прочего) от проектной документации, если необходимость отклонения выявилась в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта такого объекта. Причины, повлекшие необходимость отклонения параметров объекта капитального строительства от проектной документации, должны быть объективными, не зависящими от воли застройщика (см. Постановление Президиума ВС РФ от 11 ноября 2015 г. N 301-ПЭК15). В таком случае проектная документация должна быть изменена и утверждена у застройщика или технического заказчика. Необходимо отметить, что заказчик должен направить измененную проектную документацию на повторную государственную экспертизу (см. письмо Минрегиона России от 15 сентября 2011 г. N 25264-ДС/11 «О повторной государственной экспертизе проектной документации»). В случае осуществления строительных работ по проектной документации, не имеющей положительного заключения органа экспертизы после внесения в нее изменений в части технических решений, наступает административная ответственность по ч. 2 ст. 9.4 КоАП (см. Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 2 декабря 2015 г. по делу N А19-1024/2015). Другой мерой ответственности может стать отказ в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (см. Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 23 марта 2009 г. по делу N А74-1579/08).

8. Часть 8 комментируемой статьи 52 ГрК РФ устанавливает обязанности лица, осуществляющего строительство, в случае обнаружения на застраиваемом земельному участке объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия. Кроме того, в данном случае лицо, осуществляющее строительство, обязано действовать в соответствии с требованиями, установленными ст. 37 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» . Так, согласно ч. 3 указанной статьи в случае принятия мер по ликвидации опасности разрушения обнаруженного объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, приостановленные работы могут быть возобновлены по письменному разрешению соответствующего органа охраны объектов культурного наследия, по предписанию которого работы были приостановлены.
———————————
СЗ РФ. 2002. N 26. Ст. 2519.

5. В случае, если в соответствии с настоящим Кодексом при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства предусмотрен государственный строительный надзор, застройщик или технический заказчик заблаговременно, но не позднее чем за семь рабочих дней до начала строительства, реконструкции объекта капитального строительства должен направить в уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или Государственную корпорацию по атомной энергии «Росатом» (далее также — органы государственного строительного надзора) извещение о начале таких работ, к которому прилагаются следующие документы:

Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» перечень документов, направляемых в уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора органы, дополнен также положительным заключением государственной экспертизы проектной документации в случае, если проектная документация объекта капитального строительства подлежит государственной экспертизе в соответствии со ст. 49 ГрК РФ.

2 — 3. Части 2 и 3 статьи устанавливают круг лиц, которые могут осуществлять строительство. Такими лицами могут быть как сам застройщик, так и привлекаемое им (или его уполномоченным лицом — заказчиком) на договорной основе физическое или юридическое лицо. При этом указанные лица могут осуществлять строительство только при условии их соответствия требованиям законодательства Российской Федерации, предъявляемым к лицам, осуществляющим такого рода деятельность.

Продление разрешения на строительство в 2022 году градкодекс

Кроме того, по окончании нерабочих дней, установленных в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением COVID-19, проверка знаний в форме тестирования и в форме устного экзамена будет проводиться в установленном Положением об аттестации порядке, в соответствии с планом проведения аттестационных сессий. Эксперты, аттестация которых выпала на период нерабочих дней, будут дополнительно проинформированы о назначении новой даты.

3) устойчивое развитие территорий — обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений;

3. К градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иное законодательство Российской Федерации, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности.

Следует учитывать позицию Минстроя России при взаимодействии с органами государственного строительного надзора. В соответствии с данными разъяснениями истребование от застройщиков продленных разрешений на строительство, срок действия которых истекает в период с 7 апреля 2022 г. по 1 января 2022 г., является незаконным.

Решение об отказе в приеме заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, может быть принято как во время приема заявления, так и после получения ответственным должностным лицом органа исполнительной власти, предоставляющего государственную услугу, документов (сведений), необходимых для предоставления государственной услуги, посредством межведомственного информационного взаимодействия, в том числе в информационных системах и ресурсах города Москвы, включая доступ к Базовому регистру, в срок, не превышающий одного рабочего дня с момента выявления оснований для принятия такого решения.

Оцените статью
Доступное Правовое обеспечение