Инвентаризация на 31 декабря

Содержание

Юридическая тематика очень сложная но, в этой статье, мы постараемся ответить на вопрос «Инвентаризация на 31 декабря». Конечно, если у Вас остались вопросы Вы сможете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Для организаций-микропредприятий проведение инвентаризаций вне случаев их обязательного проведения, является не актуальным в силу микроскопического масштаба деятельности, стоимости балансового имущества и обязательств микропредприятий по сравнению с малыми, средними и крупными организациями.

О проведении годовой инвентаризации в организациях-микропредприятиях

Причем, если в старом законе о бухучете, действовавшем до 1 января 2022 г., было определенно указано, когда организации обязаны проводить инвентаризацию, то в действующем сейчас законе только упоминается необходимость проведения инвентаризаций с отсылкой на подзаконные акты и стандарты.

Для всех организаций установлены общие методика и правила проведения инвентаризации активов и обязательств, в том числе перед составлением годовой финансовой отчетности.

Отсутствие проведения инвентаризации — это повод для сомнения в достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности. Инвентаризация является лишь инструментом, подтверждающим достоверность показателей, включенных в финансовую (бухгалтерскую) отчетность.

Цель этого мероприятия – обеспечить достоверность данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности (п. 26 ПБУ по бухучету и бухотчетности). Порядок ее проведения определен Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утверждены приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49).

Как провести инвентаризацию перед годовой отчетностью

В ходе инвентаризации комиссия выявляет фактическое наличие имущества, а также реальность учтенных финансовых обязательств, сведения о которых записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации, составляемые не менее чем в 2 экземплярах (пп. 2.5–2.7 Методических указаний).

Обоснование обязательности инвентаризации

До начала проверки инвентаризационная комиссия должна получить последние к моменту инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств (п. 2.4 Методических указаний). Их визирует председатель комиссии с указанием: «До инвентаризации на «__________» (дата)». На основании этих документов бухгалтерия определяет остатки имущества к началу инвентаризации по учетным данным.

Если при проведении инвентаризации наличие материально ответственного лица не предусмотрено, то в таком случае эта обязанность перекладывается на непосредственного руководителя подразделения или же директора компании (организации).

  1. Перед тем, как инициировать процесс проведения учета и инвентаризации, руководитель компании должен утвердить приказ, составленный по строго определенной форме — «ИНВ — 22».
  2. Данный приказ, подписанный руководителем и имеющий все необходимые реквизиты (юридический адрес, фирменный бланк, печать, дату и подпись), регистрируется в журнале учета приказов и постановлений (Книга приказов), тоже имеющей определенный стандарт — пронумерованные страницы, прошитые и скрепленные печатью.
  3. Перед началом самой проверки и инвентаризации бухгалтерия или иное финансовое подразделение подготавливает инвентаризационные описи основных средств с указанием соответствующих инвентаризационных номеров.
  4. Материально ответственное лицо подготавливает все необходимые документы для комиссии, а также обеспечивает ей свободный доступ к объектам и имуществу.
  5. Комиссия в ходе проверки устанавливает все факты по имуществу с занесением всех проверочных данных в инвентаризационные ведомости.
  6. После того, как проверка будет закончена по всем пунктам инвентаризационной ведомости, составляется отдельный «Акт проверки», где прописываются все установленные факты по наличию и состоянию основных средств и другого имущества.
Это интересно:  Образец декларации по усн при ликвидации ооо в 2022 г

Учет результатов

В соответствии с этим еще одним нормативным документом, общая схема проведения инвентаризации выглядит следующим образом:

Конечно же, такой вариант проведения инвентаризации — комиссией из одного работника — является самым простым, а потому и самым желанным для столь малого предприятия. Но мы вынуждены предупредить: в этом случае предприятие невольно нарушит требование п.п. 2.4 разд. ІІ Положения № 879, согласно которому запрещается включать в инвентаризационную комиссию тех работников, в ведении которых находятся активы, по которым проводится инвентаризация. Ведь в нашем случае складывается именно такая ситуация: на предприятии работает только один работник, который и является материально ответственным за все активы.

Инвентаризация-2022: шпаргалка по организации и проведению

По окончании инвентаризации оформленные инвентаризационные описи (акты инвентаризации) комиссия передает в бухгалтерию. Бухгалтерия проверяет все подсчеты, проведенные инвентаризационной (рабочей инвентаризационной) комиссией в инвентаризационных описях.

Объекты инвентаризации

Инвентаризацию инструментов, приборов, инвентаря (мебели) можно проводить ежегодно в объеме не менее 30 % всех указанных объектов с обязательным охватом инвентаризацией всех этих объектов в течение 3 лет.

В соответствии с п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации от 29.07.1998 № 34н инвентаризация имущества перед составлением годовой бухгалтерской отчетности проводится в период с 01 октября до 31 декабря отчетного года. Предприятие имеет обособленные подразделения (торговые точки), в кассу которых ежедневно поступают наличные деньги, режим работы – без праздничных и выходных дней. Режим работы всех остальных подразделений предприятия, в том числе головной кассы – пятидневная рабочая неделя в соответствии с производственным календарем. Инвентаризация наличных денег в кассе перед составление годовой бухгалтерской отчетности, проводится в последний рабочий день отчетного года — на конец дня или на первый рабочий день следующего года — на начало дня. Поскольку особого порядка проведения инвентаризации наличных денег в кассе перед составлением годовой бухгалтерской отчетности законодательно не предусмотрено, возможно ли ее провести в любой день в период с 01 октября по 31 декабря отчетного года?

Это интересно:  Налог при наследовании недвижимости в 2022 году для физических лиц

Возможно ли провести инвентаризацию имущества в любой день в период с 01 октября по 31 декабря отчетного года

Да, возможно. Инвентаризация денежных средств проводится в общем порядке. Согласно пункта 27 Положения по бухучету N 34н инвентаризацию активов и обязательств нужно проводить перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года). В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона № 402-ФЗ отчетным годом является календарный год — с 1 января по 31 декабря включительно.

Вопрос-ответ по теме

Руководитель организации должен самостоятельно установить срок проведения годовой инвентаризации ( ч. 3 ст. 11 Закона от 6 декабря 2022 г. № 402-ФЗ, п. 2.1 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49). То есть руководитель сам определяет дату проведения годовой инвентаризации денежных средств.

Сумма резерва, не полностью использованная в отчетном периоде на покрытие убытков по безнадежным долгам, может быть перенесена на следующий отчетный (налоговый) период. Однако при этом сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва должна быть скорректирована на сумму остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода:

Готовимся к годовому отчету: инвентаризация денежных средств, расчетов и резервов

В случае если в кассе организации хранятся также ценные бумаги и бланки строгой отчетности, их инвентаризацию проводят одновременно с инвентаризацией денежных средств в кассе. При этом составляется Инвентаризационная опись ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности (унифицированная форма N ИНВ-16). На последней странице данной формы перед подписью председателя комиссии даны две свободные строки для записи последних номеров документов в случае движения ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности во время инвентаризации. При автоматизированной обработке данных по учету результатов инвентаризации форма N ИНВ-16 выдается комиссии на бумажных и машинных носителях информации с заполненными графами с 1 по 10, то есть комиссия в описи заполняет только графы 11 и 12 — о фактическом наличии ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности.

. резервов предстоящих расходов

  • если срок возникновения сомнительной задолженности превышает 90 дней, в сумму создаваемого резерва включается полная сумма выявленной задолженности;
  • если срок возникновения сомнительной задолженности составляет от 45 до 90 дней, в сумму резерва включаются 50% суммы выявленной задолженности.
Это интересно:  Требования к организациям обслуживающим лифты

Как правило, рабочие инвентаризационные комиссии создают на крупных предприятиях. Причина проста: крупное предприятие предполагает большое количество объектов инвентаризации и справиться с таким объемом работ одна комиссия просто не в силах. Поэтому на таких предприятиях инвентаризационная комиссия выполняет преимущественно организационные, регулирующие и контрольные функции, перечисленные в п. 2.5 разд. II Положения № 879. В свою очередь, рабочие инвентаризационные комиссиизанимаются инвентаризацией имущества непосредственно в местах хранения и производства.

Инвентаризация: отвечаем на организационные вопросы

Ну а основная цель инвентаризации — обеспечение достоверности данных бухучета и финотчетности путем проверки и документального подтверждения наличия, состояния и оценки активов и обязательств предприятия.

Общие вопросы проведения инвентаризации

Если обязанности МОЛ передали другому работнику, то с ним должны были заключить договор о материальной ответственности и провести инвентаризацию ценностей при смене МОЛ. В таком случае инвентаризацию активов можно провести в присутствии не основного МОЛ, а под «присмотром» его временной замены.

После того, как инвентаризация завершена, бухгалтерия компании или организации на основании составленного «Акта инвентаризации» и инвентаризационной ведомости производит учет всех фактов, связанных с движением имущества, входящего в группу «основные средства» в балансе.

Данный документ, составленный по всей форме, не содержащий явных ошибок, является первичным документом, принимаемым в качестве базы при ведении бухгалтерского учета, составления финансовой отчетности и принятия управленческих решений.

Документальное оформление

Здесь следует отметить, что при проведении инвентаризации по особым случаям (т.е. внеплановые), учету и контролю подлежат все без исключения основные средства, в том числе и те, которые фактически не принадлежат компании на момент проверки, но учитываются на ее вне балансовых счета.

Провести инвентаризацию следует до составления годовой отчетности. Конкретные сроки ее проведения могут быть закреплены в учетной политике (п. 4 ПБУ 1/2022 «Учетная политика организации», утвержденного приказом Минфина России от 06.10.2022 № 106н).

Как провести инвентаризацию перед годовой отчетностью

До начала проверки инвентаризационная комиссия должна получить последние к моменту инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств (п. 2.4 Методических указаний). Их визирует председатель комиссии с указанием: «До инвентаризации на «__________» (дата)». На основании этих документов бухгалтерия определяет остатки имущества к началу инвентаризации по учетным данным.

Срок проведения инвентаризации

  • не инвентаризировать имущество, по которому инвентаризация проводилась в октябре – декабре отчетного года;
  • инвентаризировать основные средства один раз в 3 года, а библиотечные фонды – один раз в 5 лет;
  • организациям Крайнего Севера – проводить инвентаризацию товаров, сырья и материалов в период их наименьших остатков.
Оцените статью
Доступное Правовое обеспечение