Если земля в собственности нужно ли разрешение на строительство

Если земля в собственности нужно ли разрешение на строительство

Технический план на жилой дом должен быть подготовлен на основании: декларации, уведомления о планируемом строительстве или реконструкции жилого дома, уведомления о соответствии жилого дома установленным требованиям (при наличии такого уведомления). Декларация и уведомления в обязательном порядке прилагаются к техническому плану и являются его неотъемлемой частью.

Теперь, соблюдая новый порядок, перед началом строительства или реконструкции объекта ИЖС или садового дома застройщик (правообладатель земельного участка) должен предоставить в уполномоченный орган местного самоуправления уведомление о планируемом строительстве или реконструкции объекта ИЖС или садового дома. Сделать это можно несколькими способами: заказным письмом с уведомлением по почте, через портал госуслуг, через МФЦ.

Кроме того, орган местного самоуправления поселения, городского округа – по месту нахождения самовольной постройки, орган местного самоуправления муниципального района (в случае если самовольная постройка расположена на межселенной территории) в течении 20 рабочих дней со дня получения от исполнительных органов государственной власти, уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора, государственного земельного надзора, от органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный земельный контроль, уведомления о выявлении самовольной постройке и документов, подтверждающих наличие признаков самовольной постройки, предусмотренных статьёй 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязан принять одно из следующих решений:

Стоит учесть, что вышеизложенный уведомительный порядок является обязательным. Если уведомление об окончании строительства не было подано, регистрирующий орган вправе приостановить государственную регистрацию права на этот объект недвижимости. В свою очередь, неустранение причины, препятствующей осуществлению государственного кадастрового учета или государственной регистрации прав, повлечет за собой отказ в предоставлении заявленной госуслуги в соответствии со статьей 27 Федерального Закона «О государственной регистрации недвижимости». Таким образом, собственник, построивший на своем участке жилой или садовый дом, не сможет зарегистрировать на него право собственности, данный объект недвижимости будет отсутствовать в сведениях Единого государственного реестра недвижимости, что означает невозможность распоряжаться им и совершать с ним какие-либо сделки в дальнейшем.

Если созданный жилой дом или садовый дом не отвечает требованиям законодательства о градостроительной деятельности, копия соответствующего уведомления направляется в орган регистрации прав, а в случаях, установленных статьей 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в орган власти, уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора, государственного земельного надзора, в орган местного самоуправления, осуществляющий муниципальный земельный контроль.

Срок рассмотрения не более 7 рабочих дней (со дня поступления уведомления об окончании строительства в орган исполнительной власти) — при личном обращении или онлайн и не более 9 рабочих дней (со дня регистрации уведомления об окончании строительства в МФЦ) — при подаче уведомления через центр госуслуг «Мои документы». В результате вам выдадут уведомление о соответствии либо несоответствии построенного объекта ИЖС или садового дома, требованиям градостроительного законодательства.

По новым нормам Градостроительного кодекса строительство и реконструкция объектов индивидуального строительства и садовых домов проходят в уведомительном порядке. Уведомление об окончании строительства или реконструкции в течение месяца нужно подать в Комитет государственного строительного надзора города Москвы. Сделать это можно:

  • несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка;
  • несоответствие представленных документов разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и другим законодательством;
  • несоответствие представленных документов требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, за исключением случаев, когда для строительства или реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории (в случае обращения заявителя за выдачей разрешения на строительство линейного объекта);
  • отсутствие документов, предусмотренных для подачи заявления;
  • несоответствие представленных документов требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;
  • обращение заявителя за предоставлением государственной услуги в отношении объектов капитального строительства — многоквартирных домов в границах земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, предоставленного в аренду для комплексного освоения территории, до образования земельных участков из такого земельного участка в соответствии с утвержденными проектом планировки территории и проектом межевания территории;
  • несоответствие проектной документации объектов капитального строительства ограничениям использования объектов недвижимости, установленным на приаэродромной территории;
  • отсутствие документации по планировке территории, утвержденной в соответствии с договором о развитии застроенной территории или договором о комплексном развитии территории (за исключением случая принятия решения о самостоятельном осуществлении комплексного развития территории), — в случае, если строительство, реконструкция объекта капитального строительства планируются на территории, в отношении которой Правительством Москвы принято решение о развитии застроенной территории или решение о комплексном развитии территории по инициативе уполномоченного органа государственной власти города Москвы;
  • в случае внесения изменений в разрешение на строительство в связи с необходимостью продления срока его действия:
  • наличие информации о выявленном в рамках государственного строительного надзора, государственного земельного надзора или муниципального земельного контроля факте отсутствия начатых работ по строительству, реконструкции на день подачи заявления или информации органа государственного строительного надзора об отсутствии извещения о начале данных работ, если направление такого извещения является обязательным в соответствии с требованиями градостроительного кодекса;
  • подача заявления о внесении изменений в разрешение на строительство, кроме изменений исключительно в связи с изменением правообладателя земельного участка или образованием земельного участка, менее чем за 10 рабочих дней до истечения срока действия разрешения на строительство, за исключением « О несостоятельности (банкротстве) » .

Срок предоставления услуги — 5 рабочих дней со дня поступления заявления. Разрешение будет выдано в той форме и тем способом, которые вы укажете в заявлении: вручить лично, отправить по почте на бумажном носителе, направить в электронной форме в личный кабинет на mos.ru.

  • гаража на земельном участке, предоставленном для целей, не связанных с предпринимательской деятельностью;
  • жилого дома, садового дома, хозяйственных построек на садовом земельном участке;
  • объекта индивидуального жилищного строительства;
  • объекта, не являющегося объектом капитального строительства.

ГрК РФ Статья 51

10) копия договора о развитии территории в случае, если строительство, реконструкцию объектов капитального строительства планируется осуществлять в границах территории, в отношении которой органом местного самоуправления принято решение о комплексном развитии территории (за исключением случаев самостоятельной реализации Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием решения о комплексном развитии территории или реализации такого решения юридическим лицом, определенным в соответствии с настоящим Кодексом Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации).

2) проводят проверку соответствия проектной документации требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;

в) разделы, содержащие архитектурные и конструктивные решения, а также решения и мероприятия, направленные на обеспечение доступа инвалидов к объекту капитального строительства (в случае подготовки проектной документации применительно к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда);

21.5. Физическое или юридическое лицо, которое приобрело права на земельный участок, вправе осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на таком земельном участке в соответствии с разрешением на строительство, выданным прежнему правообладателю земельного участка.

3) органом местного самоуправления муниципального района в случае, если строительство объекта капитального строительства планируется осуществить на территориях двух и более поселений или на межселенной территории в границах муниципального района, и в случае реконструкции объекта капитального строительства, расположенного на территориях двух и более поселений или на межселенной территории в границах муниципального района.

Если земля в собственности нужно ли разрешение на строительство

У меня такой вопрос. Выбирая участок для строительства дома, для постоянного проживания. Предложения в основном: земли населенных пунктов для ведения ЛПХ, в собственности. Нужно ли получать разрешение на строительство на этих землях? И можно ли вообще строить и оформить его в собственность. Если администрация города решит через несколько лет построить например торговый центр на месте моего дома, она просто выкупит у меня землю по кадастровой стоимости, а за дом ничего?

У меня есть участок земли, на нем стоит дом, земля не приватизирована. Я собираюсь приватизировать землю, снести дом и построить новый, но на другом месте. Скажите имею ли я на это право, если участок будет в моей собственности и нужны ли другие разрешительные документы (например, разрешение на строительство) для постройки дома?

Хочу построить жилой 2-этажный дом на участке (в собственности) в деревне. Нужно ли получать разрешение на строительство? Многие говорят, что правила упростились и разрешение не нужно, если в свидетельстве о гос. регистрации права на участок указано, что объект права: участок для индивидуального жилищного строительства, категория земель: земли поселений.

Я хочу приобрести в собственность участок земли. Ранее этот участок относился к садоводческому товариществу, но был приватезирован и стал собственностью. Слышал, что теперь, чтобы построить садовый домик или иное строение нужно получить разрешение, а затем, после строительства это строение зарегистрировать. Почему ранее садовые домики в садоводстве строили без всяких разрешений и регистраций, а теперь, с изменением статуса земельного участка, добавилась лишняя «головная боль» в виде разрешения и регистрации. Регулируется ли это каким-либо законом или подзаконным актом. Что делать, если я приобрел земельный участок, а на нем уже стоит садовый домик, или фундамент для строительства такового, но это нигде не зарегистрировано и разрешения на строительство не получено. Могут ли мне отказать в разрешении на строительство.

Это интересно:  Нормативы снип 30-02-97

Имеется участок в собственности и дом на этом участке. Сейчас хотим снести старый дом и на этом же месте построить новый дом. Нужно ли брать с администрации разрешение на строительство если дом будет возводится на месте старого и земля в собственности более 40 лет? И чем грозит строительство без получения разрешения?

Каждый земельный участок имеет свой кадастровый номер. Фактически это адрес участка, но записанный специальным кодом в общей базе. Зная кадастровый номер, на сайте Росреестра можно посмотреть, где расположен участок, на землях какой категории, какой он площади. Разрешение на строительство можно получить только для участка, у которого есть кадастровый номер, подтвержденный кадастровой выпиской.

Белгородская компания, которую нашел брат, попросила за свою работу 65 000 Р . Так как денег было впритык, он решил геологические изыскания не делать и положиться на авось. Стройка еще идет, трещин пока не видно. Брат надеется, что ему повезет: у него участок без уклона, плотная почва, а грунтовые воды глубоко. Но вам он так делать не советует: переделка обойдется дороже изысканий.

Разобраться самому в тонкостях местного земельного законодательства сложно, и если есть подозрения, что участок находится в такой зоне, то лучше обратиться в местный земельный комитет или межевой центр, где есть специалисты с нужными базами и кадастровыми планами.

Улица, на которой мой брат строит дом, существовала только на бумаге, поэтому ему пришлось самому получать адрес. В местной администрации будущему дому присвоили номер, а Олегу выдали постановление, что участок расположен по адресу с конкретным названием улицы и номером дома.

Простой проект у инженерной или архитектурной фирмы обойдется в 20—30 тысяч рублей. Верхняя планка цен не ограничена. Чисто теоретически можно нарисовать проект и самостоятельно, но для этого нужны инженерные знания. Готовые проекты есть и в интернете. Кроме того, проект может сделать бесплатно компания, которая займется вашим строительством, — вариантов экономии много.

Отказ может быть в том случае, если вы предоставили не все документы, в них есть ошибки или проект не соответствует требованиям. В случае, когда отказ выглядит несправедливым, его можно обжаловать через суд. Только учтите, что нужно будет предоставить письменный мотивированный отказ из администрации. Если вы решили отстаивать свое право на строительство дома в суде, обратитесь к юристам.

Именно так было воспринято изменение, внесенное в градостроительное законодательство. На самом деле сейчас вместо заявления оформляют уведомление о начале строительства. Документы предоставляются те же самые. Изменились некоторые юридические тонкости, но документ сам по себе никто не отменял.

Вопросы получения разрешения на строительство регулируются ст. 51 Градостроительного кодекса РФ. Сейчас в народе ходит много баек, касающихся оформления этого документа. Можно даже услышать, что его вообще отменили. Это происходит из-за юридической неграмотности, поэтому, если сосед не юрист, то не стоит верить всему, что он скажет.

Никаких других документов от вас потребовать не могут. Разрешение на строительство выдается в течение 10 рабочих дней. Действует документ в течение следующих 10 лет. Услуга полностью бесплатна. В 2022 году порядок оформления останется таким же, изменения коснутся только градостроительной сферы.

Чтобы получить разрешение на строительство частного дома, следует обратиться в соответствующий комитет при местной администрации. Оформлением занимается служба государственного строительного надзора и экспертизы (Госстройнадзор), но возможны и иные наименования уполномоченного ведомства.

Официальный сайтВерховного Суда Российской Федерации

Но Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда РФ такой вердикт не устроил. И он объяснил, какие нарушения были допущены при рассмотрении этого спора. Участок нашей героини был в ее собственности, имел кадастровый номер. Категория участка — земли населенных пунктов, разрешенное использование — для строительства жилых домов. Администрация одного из округов Краснодара отказалась дать собственнице земли разрешение на строительство дома. Была выездная проверка соблюдения земельного законодательства администрацией города. Проверка показала, что на участке нашей героини без разрешения на строительство возводится жилой дом. Комиссия составила протокол о привлечении гражданки к административной ответственности.

Он начал с 222-й статьи Гражданского кодекса, в которой разъясняется, что такое «самовольная постройка». Под таким названием понимается здание или сооружение, построенное на участке, для строительства не предоставленном, и возведенное без разрешений в нарушение норм и правил. В той же статье сказано, что право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, но лишь в том случае, если в собственности находится участок, на котором «создана постройка». Но для признания права собственности на дом без разрешения должны быть соблюдены несколько условий.

Было совместное постановление Пленумов Верховного и Арбитражного судов (N10/22 от 29 апреля 2010 г.), на котором говорилось о спорах по правам собственности. На пленумах было заявлено следующее: при рассмотрении исков о признании права собственности на самовольную постройку судам следует устанавливать, допущены ли при возведении «существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан». И главная мысль — отсутствие разрешения на строительство не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В материалах пленумов подчеркивается: необходимо учитывать, предпринимал ли создатель незаконной постройки «надлежащие меры» к ее легализации, в частности, к получению разрешения на строительство или акта ввода объекта в эксплуатацию. А еще суды должны выяснить, правомерно ли чиновники отказывали гражданину в разрешении или вводе в эксплуатацию. Иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению, если суд установит, что единственным признаком незаконной постройки было отсутствие разрешения на строительство или акта ввода объекта в эксплуатацию, а гражданин пытался это сделать.

Первое — если на землю, на которой стоит постройка, у застройщика есть права. Второе — если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, «установленным документацией по планировке территорий, правилам землепользования и застройки». Третье — если сохранение постройки не нарушает права и интересы других людей и не создает угрозу жизни.

Районный суд, отказывая чиновникам, исходил из того, что гражданка построила дом на своем участке и не нарушила никаких норм, правил, законов. Отказывая застройщице во встречном иске, райсуд подчеркнул: разрешения на строительство не было, но дама не предпринимала мер для легализации постройки.

Как уведомить муниципалитет о начале строительства жилого дома

Норма об уведомлении по предстоящему возведению объекта ИЖС действует в России с конца лета 2022-го. Прежде для такого жилья необходимо было сперва получить строительное разрешение, затем разрешение эксплуатационного ввода в БТИ (после постройки). А на садовые домики раньше разрешения на строительство не требовалось.

Предварительная проверка сведений в присланном (поданном) уведомлении о строительстве занимает 3 дня (рабочих). Если данных недостаточно – часть сведений не указана или отсутствуют некоторые копии обязательных документов – уведомление с приложениями будет переслано заявителю с указанием причин возврата.

Частная постройка ИЖС, включающая жилые и вспомогательные помещения, предназначена исключительно для удовлетворения бытовых и иных потребностей проживание граждан. Раздел на самостоятельные недвижимые объекты здания индивидуального жилстроительства не допускается. Условия проектирования и строительства коттеджа ИЖС должны соответствовать действующим правилам (к примеру, СП 30-102-99).

Тем не менее, норму уведомительного порядка строительства домов (жилых, садовых), установленную первой статьей закона за №340-ФЗ от 03.08.2022 г., никто не отменял. А значит собственнику земельного участка, намеревающемуся строиться и неуверенному в точной дате завершения постройки дома – в том плане, чтобы успеть до весны 2022-го – рациональнее будет документально закрепить факт уведомления, подготовив и направив в муниципальную администрацию соответствующий документ (об этом см. далее).

Также может поступить ответ с запретом строительства, начинающийся словами «Уведомление о несоответствии… (дальнейшее содержание названия схоже с положительным вариантом ответа). Отказать могут на следующих обоснованиях (п.10 ст.51.1 Градостроительного кодекса):

Аренда и судьба разрешения на строительство

П.21.5 ст.51 ГрК РФ закрепляет абсолютно разумное правило о том, что физическое или юридическое лицо, которое приобрело права на земельный участок, вправе осуществлять строительство/реконструкцию на таком земельном участке в соответствии с разрешением на строительство, выданным прежнему правообладателю земельного участка.

Теперь посмотрим на возможную на практике ситуацию: собственник сдал в аренду земельный участок под застройку, арендатор получил разрешение на строительство, но в силу каких-либо причин аренда была расторгнута. По ГрК РФ расторжение аренды влечет прекращение РнС.

Данная норма не говорит исключительно о переходе права собственности, а использует более широкую формулировку — «права на земельный участок». Из этого напрашивается вывод о том, что при переходе прав аренды новый арендатор получает право на строительство по прежнему РнС, и правоприменительная практика с этим согласна.

Остается загадкой почему в этом случае последствия для РнС носят императивный характер в форме его прекращения? Ведь экономически ценность участка с РнС, как правило, выше участка без него и во многих случаях при расторжении аренды это чуть ли не единственный способ для арендодателя компенсировать его убытки от расторжения аренды.

С учетом того, что норма о прекращении РнС касается только случаев расторжения аренды полагаю, что в этом случае можно сделать перевод прав и обязанностей арендатора на арендодателя и прекратить аренду совпадением должника и кредитора. В этом случае аренда прекратится по иному предусмотренному ГК РФ основанию чем расторжение договора и при этом прекращению аренды предшествует переход прав арендатора на арендодателя, что является необходимым условием для применения п.21.5 ст.51 ГрК РФ. Еще вариант – просто перевести права и обязанности арендатора на подконтрольное арендодателю юридическое лицо (и в последующим объединить его с арендодателем в рамках реорганизации), однако в некоторых случаях экономически оправданно исключать дополнительное налогообложение, связанное с арендными платежами, поэтому этот способ не всегда применим.

Это интересно:  Отпуск или компенсация при выходе в декрет в 2022 году в рк

Соответствующее уведомление о планируемом строительстве должно содержать в себе определённый перечень сведений, перечисленных в п. 1 ст. 51.1 ГрК РФ (о застройщике, о земельном участке, о планируемых параметрах постройки и т. д.), а также к нему должны быть приложены документы, перечисленные в п. 3 ст. 51.1 ГрК РФ (правоустанавливающие на земельный участок, описание внешнего облика в определённых случаях), а само уведомление может быть направлено одним из предложенных законом способов: личное обращение, обращение через МФЦ, направление уведомления по почте или через единый портал государственных и муниципальных услуг.

Поскольку антенные опоры (мачты и башни) могут быть квалифицированы в качестве сооружений связи, то создаётся риск, при котором указанная совокупность норм может быть истолкована уполномоченными органами и/или судебными органами как допускающая возможность строительства без получения разрешения на строительство только сооружений связи, документацией которых предусмотрены такие характеристики, как высота до 50 метров, а также заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли до 5 метров. В иных случаях для размещения сооружений связи (антенных опор, мачт и башен), выходящих за пределы указанных характеристик (с заглублением ниже 5 метров), требуется получение разрешения на строительство.

Строго говоря, действующим законодательством не установлена ответственность для не имеющего членства в СРО застройщика, заключающего соответствующие договоры, поскольку субъектом правонарушения в данной сфере выступает лицо, выполняющее работы без членства в СРО (ст. 9.5.1 КоАП).

  • на территориях двух и более субъектов РФ (включая осуществляемую на территории одного субъекта РФ реконструкцию объекта, расположенного на территориях двух и более субъектов РФ), в том числе линейного объекта на территории закрытого административно-территориального образования, границы которого не совпадают с границами субъектов РФ, – выдаётся уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
  • на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов) – органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
  • на территориях двух и более поселений или на межселенной территории в границах муниципального района – органом местного самоуправления муниципального района.

1) принудительное прекращение права собственности и иных прав на земельные участки, в том числе изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд;
2) поступление предписания уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти о прекращении действия разрешения на строительство на основании несоответствия разрешения на строительство ограничениям использования объектов недвижимости, установленным на приаэродромной территории;
3) отказ застройщика от права собственности и иных прав на земельные участки;
4) расторжение договора аренды и иных договоров, на основании которых у граждан и юридических лиц возникли права на земельные участки;
5) прекращение права пользования недрами, если разрешение на строительство выдано на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами.

Покупка земли под ИЖС: как всё сделать правильно

Земля под индивидуальное жилое строительство (ИЖС) – участок в черте города или дачных хозяйств, у которого одно назначение: капитальное строительство дома для проживания. У такой земли должен быть свой кадастровый номер, а в выписке ЕГРН в разделе «вид разрешённого использования»‎ должно стоять: «ИЖС»‎.

Владелец участка обязан проинформировать покупателя об ограничениях по его использованию. Но на практике информирование происходит редко, ведь это всегда влияет на цену. Если после покупки земли выяснится, что не на ней запрещено строительство, то новый собственник вправе требовать расторжения договора и возврата денег через суд.

  • старые документы на землю (например, до 1998 года), не переоформленные в нужное время;
  • указание в выписке ЕГРН любого другого вида разрешённого использования кроме ИЖС;
  • обременения, например, залог банка, судебный арест в связи с поданным иском бывших собственников (проверяется через ЕГРН и путём отправки запросов в суд в районе нахождения участка);
  • наличие ЛЭП, теплосетей, узлов коммуникаций (об этом всегда делается отметка в выписке ЕГРН, как об ограничении в использовании);
  • наличие любого официально оформленного сервитута с властями или службами;
  • самовольная постройка на участке или свалка с отходами;
  • нахождение участка рядом с военным городком, санитарной территорией, в зоне с особыми условиями, рядом с государственной границей.
  • Изучите полный пакет документов на земельный участок (выписку ЕГРН, межевое дело, планы по застройке территории и пр.).
  • Пообщайтесь с соседями и узнайте нет ли судебных споров о границах и какова история участка (как часто он перепродавался в прошлом, нет ли сервитутов и пр.).
  • Проверьте действительность информации самостоятельно заказав выписку из ЕГРН через сайт rosreestr-info.ru.
  • Убедитесь, что границы участка определены правильно и совпадают с указанными в документах.
  • Если всё в порядке, передавайте задаток и заключайте предварительный договор купли-продажи.

Покупатель платит только за нотариальное оформление сделки (от 3-10 тыс. руб.) и регистрацию перехода прав собственности в реестре (госпошлина 2 тыс. руб.). В его расходы также входят комиссионные риэлтору, которые могут забирать до 3-5% стоимости участка. Налог с продажи (13%) оплачивает только продавец, получивший доход.

После получения положительного ответа можно начинать строительство. Оно, как и разрешение на строительство, будет действительно в течение десяти лет. Если вы пересмотрите какие-то существенные характеристики постройки, нужно будет подать уведомление об изменении параметров планируемого строительства.

Дополнительно потребуется графическое описание – чертеж дома, включая его фасады и конфигурацию. Важно, что, если в вашем регионе предусмотрены какие-то типовые архитектурные решения, в уведомлении на него следует указать отдельно. Тогда графическое изображение можно не прилагать.

Последнее уведомление об окончании строительства подать следует в течение месяца после того, как дом закончен. Оно содержит практически те же сведения, что уведомление о планировании, но уже фактические. К уведомлению прикладывается техплан, который делают приглашенные вами кадастровые инженеры. Их же можно попросить заполнить уведомление, чтобы избежать ошибок. Дополнительно может понадобиться соглашение о разделении участка на доли между правообладателями, если собственников несколько.

Чтобы получить разрешение, приходилось собирать большой пакет документов, включая градостроительный план, схему земельного участка, проектную документацию. Разрешение действовало 10 лет, то есть строить на участке можно было в течение всего этого периода. При продаже участка, по которому уже получено разрешение на строительство, его передавали новому владельцу, занося соответствующую запись в реестр через администрацию.

После рассмотрения уведомления о планировании, регистрирующий орган может либо одобрить строительство, прислав уведомление о соответствии, либо отказать в нем, прислав уведомление о несоответствии. Стандартный срок в семь рабочих дней может быть продлен до двадцати, если дом строится в историческом поселении, и в уведомлении не указано типовое архитектурное решение.

Согласно пункту 15 части 2 статьи 7 Закона о кадастре (в редакции Федерального закона от 3 июля 2022 г. № 361-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации», вступившей в силу 4 июля 2022 г.) в сведениях государственного кадастра недвижимости о назначении здания может быть указано: нежилое здание, жилой дом, жилое строение или многоквартирный дом.

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 437 (далее — Положение), Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в отнесенных к его ведению сферах деятельности. Согласно Положению Минэкономразвития России не наделено полномочиями по официальному разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.

Таким образом, сведения о здании — объекте индивидуального жилищного строительства указываются в техническом плане либо на основании разрешения на строительство и проектной документации такого здания, либо, в случае отсутствия проектной документации, на основании разрешения на строительство и декларации.

Кроме того, согласно части 1 статьи 45 Закона о кадастре объекты капитального строительства, государственный технический учет которых был осуществлен до 1 января 2013 г., в том числе объекты индивидуального жилищного строительства, являются ранее учтенными объектами недвижимости, сведения о которых до указанной даты подлежали включению в государственный кадастр недвижимости в порядке, установленном приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 11 января 2011 г. № 1 «О сроках и порядке включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости» (далее — Приказ № 1).

— подготовка проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи). Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку проектной документации применительно к объектам индивидуального жилищного строительства;

  • выписка из ЕГРП или другие право устанавливающие документы;
  • план градостроения земельного надела, который утверждён не позже 3 лет до дня подачи документов;
  • схематическое планирование участка земли, на котором указано расположение предполагаемого строения;
  • описание внешнего вида здания, если оно будет находиться в историческом или культурном центре — отдельно в текстовом формате Ворд и в виде графического изображения.
  • «Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 N 190-ФЗ с изменениями и дополнениями — http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51040/
  • Федеральный Закон от 21.07. 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» — http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_15287/;
  • также документы по этому вопросу можно увидеть на официальном сайте Минстрой — http://www.minstroyrf.ru/trades/gradostroitelnaya-deyatelnost-i-arhitektura/12/.
  • А также на сайтах местной администрации имеется реестр разрешений и реконструкций, на которых можно проверить выдачу документа. Так, для Санкт- Петербурга — это http://www.expertiza.spb.ru/checkpermissions.
  • гаражи, не связанные с предпринимательской деятельностью;
  • киоски;
  • навесы;
  • строения вспомогательного использования;
  • дома и надворные постройки, сооружающиеся на участках, которые выделили для дачного строительства или садоводничества.
Это интересно:  Пенсионное удостоверение мвд как выглядит в 2022 году

Разрешение на строительство — обязательный документ, если планируется сооружение капитального здания. Для его получения необходимо собрать пакет официальных бумаг и обратиться к местной администрации. Но если на это нет лишнего времени, то можно заказать такую услугу у специальных компаний.

Да, дачная амнистия позволяет регистрировать реконструированные дома. А вот оформить дуплекс или многоквартирный объект в упрощённом порядке не получится. Также не удастся обойти нормы градостроительного регламента и утверждённых ПЗЗ. Например, если площадь застройки 40%, не получится зарегистрировать объект, занявший 50% площади.

Подводя итоги, отметим, что собственник может оформить свой дом как по «дачной амнистии», так и в обычном порядке. Если строительство планируется на землях ИЖС и ЛПХ, то лучше оформить его через уведомление. Это может быть дольше, но зато надёжнее. Если это дачный дом, то можно оформлять в упрощённом порядке.

Это более надёжно с точки зрения наличия большого количества охранных зон в Московской области. К тому же при оформлении кредита под залог дома, банк потребует разрешительную документацию на его строительство. Если же есть нарушения, то можно попробовать зарегистрировать в упрощённом порядке.

Садовые и дачные дома оформляются как раньше: собственник обращается к кадастровому инженеру, который формирует технический план, куда включает сведения о поэтажных планах и декларацию, её подписывает владелец. Далее эта документация передаётся в ЕГРН, сотрудники которого регистрируют право собственности.

В этом году собственники частных домов на участках ИЖС и ЛПХ обратили внимание на послабление процедуры регистрации со стороны Росреестра. Всему виной вступивший в силу закон, не только продлевающий «дачную амнистию» до марта 2026 года, но и расширяющий это понятие. Главным нововведением считается получение собственниками домов, расположенных на участках для ИЖС и ЛПХ, возможности оформлять их без подачи уведомления о строительстве. Основным документом для постановки объекта на кадастровый учёт и регистрации права собственности становится технический план. В нём кадастровый инженер укажет все сведения об объекте недвижимости на основании проекта (если он есть) или декларации. Как это скажется на процессе оформления домов, мы спросили у руководителя АН «Правозем» Куликова Андрея Викторовича.

  1. Проект строительства дома или его реконструкции;
  2. Акт экспертизы соответствия проекта градостроительному плану;
  3. Общий план застройки в масштабе 1:500 с указанием осей строений;
  4. Выписка из ЕГРН на земельный участок или свидетельство о собственности, либо договор аренды.

Поскольку Градостроительный кодекс является главным законом, регламентирующим жилищное строительство, в том числе и индивидуальное, разрешение на строительство может быть выдано только тем застройщикам, земли которых находятся под действием градостроительных регламентов. Там, где градостроительный регламент не действует, вопрос о разрешении на строительство может быть решен на федеральном уровне, а также на уровнях субъектов федерации и местного самоуправления. Однако это возможно только в случае, если на территорию есть план застройки.

  1. Проект строительства дома или его реконструкции;
  2. Акт экспертизы соответствия проекта градостроительному плану;
  3. Общий план застройки в масштабе 1:500 с указанием осей строений;
  4. Выписка из ЕГРН на земельный участок или свидетельство о собственности, либо договор аренды.

Логично было бы внести в этот список здания, построенные без предварительного разрешения и которые удалось легализовать в упрощенном порядке, например по дачной амнистии. Однако эта ситуация не совсем вписывается в существующие нормативы и является показателем наличия противоречий переходного периода.

Обратите внимание, что с1 января 2022 земли находящиеся в пользовании дачников, делятся на два типа: садовые и огороднические. Строительство жилого дома теперь возможно лишь на участках первого типа и только после уведомления муниципалитета. Земли для огородничества имеют иное целевое назначение и жилой застройке больше не подлежат.

Нужно ли получать разрешение на строительство дома

  • С Роснедрами. Согласовывать нужно только в том случае, если ваш участок находится за пределами населенного пункта. Для согласования вам потребуется топосъемка для Роснедр. Заказать ее можно в нашей компании.
  • С Росавиацией. Согласуют строительство владельцы участков, расположенных в 30-километровом радиусе от объектов авиации. Для согласования также потребуется топоплан.
  • С Культурным наследием. Нужно согласовывать, если ЗУ находится в пределах охранной зоны. В нашей компании вы можете заказать топосъемку и СПОЗУ, которые необходимы для согласования.

На участках ИЖС, СНТ, ЛПХ можно строить вспомогательные хозяйственные постройки. Такие постройки могут быть временными или капитальными. Временные постройки не имеют жесткой связи с землей, их собирают без фундамента. При необходимости их можно легко перенести в другое место. Для их возведения не нужно никаких разрешений или уведомлений.

Пакет документов, который прилагают к уведомлению, минимален. По сути, нужно предоставить паспорт заявителя или доверенность, если уведомление подает не собственник. Документы на землю администрация может запросить самостоятельно. Но иногда нужен более полный пакет документации. Это связано с тем, что в некоторых случаях требуются дополнительные согласования:

В этом вопросе тоже есть ряд законодательных нюансов – какие работы можно считать реконструкцией. Например, вы решили сделать капремонт, заменить крышу, отремонтировать перекрытия. Если при этом параметры дома не изменяются, о проведении таких работ можно не уведомлять администрацию.

  • Уведомительный порядок распространяется на ИЖС, ЛПХ (СНТ оформляется по дачной амнистии до 2022). Раньше на жилой дом оформляли разрешение, а на садовые – нет. Тоже касается и ВРИ земли. Для строительства ИЖС разрешение было обязательным. Для ЗУ, предназначенных для садоводства, этого не требовалось.
  • Строительство в уведомительном порядке требует меньшего пакета документов. Достаточно получить СПОЗУ и ГПЗУ. Для уведомления не требуется предоставление проектной документации.
  • Уведомительный порядок отменил ввод в эксплуатацию жилых домов. Это упростило процедуру для частных застройщиков.
  • выписка из ЕГРП или другие право устанавливающие документы;
  • план градостроения земельного надела, который утверждён не позже 3 лет до дня подачи документов;
  • схематическое планирование участка земли, на котором указано расположение предполагаемого строения;
  • описание внешнего вида здания, если оно будет находиться в историческом или культурном центре — отдельно в текстовом формате Ворд и в виде графического изображения.
  • «Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 N 190-ФЗ с изменениями и дополнениями — http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51040/
  • Федеральный Закон от 21.07. 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» — http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_15287/;
  • также документы по этому вопросу можно увидеть на официальном сайте Минстрой — http://www.minstroyrf.ru/trades/gradostroitelnaya-deyatelnost-i-arhitektura/12/.
  • А также на сайтах местной администрации имеется реестр разрешений и реконструкций, на которых можно проверить выдачу документа. Так, для Санкт- Петербурга — это http://www.expertiza.spb.ru/checkpermissions.
  • гаражи, не связанные с предпринимательской деятельностью;
  • киоски;
  • навесы;
  • строения вспомогательного использования;
  • дома и надворные постройки, сооружающиеся на участках, которые выделили для дачного строительства или садоводничества.

Разрешение на строительство — обязательный документ, если планируется сооружение капитального здания. Для его получения необходимо собрать пакет официальных бумаг и обратиться к местной администрации. Но если на это нет лишнего времени, то можно заказать такую услугу у специальных компаний.

Легализовать свой дом нужно, чтобы не портить отношения с соседями, не иметь проблем с административными и контролирующими органами, не получить штраф или предписание на снос. Кроме того, только имея все документы, вы сможете полноценно распоряжаться домом как личным имуществом – продавать, дарить, сдавать в аренду и т. д.

  • заявлением,
  • паспортом,
  • правоустанавливающими документами на владение землей (это свидетельство о вступлении в наследство, договор купли-продажи, акт о приватизации, дарственной или пр.),
  • кадастровым паспортом (при условии, что производилось межевание и участок поставлен на учет в Кадастровой палате),
  • квитанцией об оплате пошлины.

В 2022-2022 годах произошли некоторые изменения в российском законодательстве (поправки к ГК, «дачная амнистия», новый дачный закон), которые в чем-то упрощают, а в чем-то усложняют процесс легализации самостроев. В любом случае, надо быть очень внимательными к данным новшествам.

Если требуется изменить один вид разрешенного использования земли и объектов капитального строительства на другой, придется обращаться в администрацию по месту нахождения участка. С разрешения главы администрации по итогам публичных слушаний вам могут выдать документ, подтверждающий соответствие разрешенного и фактического использования земельного надела.

Разрешение на строительство в 2022 году

Разрешение на строительство по-прежнему нужно, если вы строите жилой дом. Не имеет значения, приобретали вы участок для ИЖС (индивидуальное жилищное строительство) или для ведения личного хозяйства. Дом без разрешения строить нельзя ни в коем случае, иначе он попадет в число «самостроев». А они подлежат сносу. Хотя иногда их можно узаконить.

Никаких других документов от вас потребовать не могут. Разрешение на строительство выдается в течение 10 рабочих дней. Действует документ в течение следующих 10 лет. Услуга полностью бесплатна. В 2022 году порядок оформления останется таким же, изменения коснутся только градостроительной сферы.

Вопросы получения разрешения на строительство регулируются ст. 51 Градостроительного кодекса РФ. Сейчас в народе ходит много баек, касающихся оформления этого документа. Можно даже услышать, что его вообще отменили. Это происходит из-за юридической неграмотности, поэтому, если сосед не юрист, то не стоит верить всему, что он скажет.

Итак, вы приобрели земельный участок. Вас можно поздравить, ведь теперь вы сможете построить дом своей мечты! Это действительно головокружительная перспектива, но не надо спешить. Сначала вам следует получить разрешение на строительство. Этот документ подтверждает, что ваш проект соответствует требованиям градостроительного плана земельного участка. К разрешению прилагается схема, на которой обозначено, где именно будет располагаться дом.

Чтобы подать заявление на получение разрешения через Госуслуги, вам дополнительно потребуются технические условия на подключение к инженерным сетям. Все остальные документы — без изменений. Когда вы будете готовы оформлять заявление, зайдите на сайт и следуйте инструкции:

Оцените статью
Доступное Правовое обеспечение